Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками консультация по логопедии на тему. Если ребенок пишет с ошибками, что делать? Почему дети плохо пишут
Первые два школьных года дети активно овладевают письменной речью, и ошибки при написании слов и предложений, кажутся естественным явлением. Но если вы вместе сидите над домашним заданием, зубрите правила, наняли репетитора, а в результате ребенок приносит одни двойки, это повод обратиться за помощью к логопеду. Специалисты центра развития «Каркуша» рассказывают, почему ребенок плохо пишет во втором классе и как можно ему помочь.
Причины проблем с письмом
В большинстве случаев ошибки появляются еще в первом классе: ребенок пишет грязно, заходит за поля, путает заглавную и прописную буквы, не дописывает их полностью. С чем это связано? Письмо – сложный процесс, в котором участвует несколько отделов головного мозга: речевой и моторные центры, память, логическое мышление, воображение, слуховой центр. Для того чтобы правильно написать то или иное слово, необходимо:
- Правильно услышать слово и выделить в нем отдельные звуки.
- Восстановить в памяти буквы, которые соотносятся с ними.
- Прикинуть, как правильно они пишутся.
- Дать нужную команду руке.
- Вспомнить правило, если это нужно, и применить его.
Ребенок допускает ошибки, если в какой-то момент связь между отделами мозга прерывается, несмотря на то, что он занимался подготовкой к уроку весь вечер.
В первую очередь, подобные явления связывают с отставанием в речевом и психоречевом развитии в еще дошкольном периоде:
- начал говорить позже сверстников;
- не умеет играть в сюжетно-ролевые игры;
- с трудом усваивает правила простых игр, например, пряток;
- речь несвязная, малопонятная;
- есть сложности в общении со сверстниками и взрослыми;
- появление звуков не соответствует возрастной норме.
Если до поступления в школу ребенок наблюдался у логопеда, необходимо уделить особое внимание профилактике дисграфии.
Почему развивается дисграфия?
Дисграфия – это нарушение процесса письменной речи, возникающее из-за несформированных высших психических функций. В результате ребенок не в состоянии овладеть грамотным письмом и грамматикой языка.
По мнению логопедов центра развития «Каркуша», причины возникновения дисграфии можно разделить на несколько больших групп.
- Биологические: поражения ЦНС, наследственность, сложная беременность, родовая травма, тяжелые инфекции, травмы головного мозга.
- Социально-психологические: длительное нахождение в больнице, педагогическая запущенность, недостаток общения, в семье используется два языка и более.
- Средовые и социальные причины: взрослые предъявляют к успеваемости слишком высокие требования, ребенка отдали в школу слишком рано, слишком жесткие методы и слишком быстрые темпы обучения.
Чаще всего дисграфия развивается у детей с нарушениями слуха или зрения, их мозг не может правильно анализировать и синтезировать информацию. По статистике, дисграфия выявляется почти у трети российских младших школьников.
О том, что у ребенка развилась дисграфия, говорят следующие признаки:
- он делает ошибки даже в тех случаях, когда выбор буквы очевиден, например, под ударением;
- пропускает одну или несколько букв;
- смешивает близкие звуки: ведка – ветка, неуклюзем — неуклюжем;
- не дописывает до конца отдельные буквы, слоги, окончания: соба – собака;
- переставляет местами слоги, буквы: бубашка – бабушка;
- повторяет сходные по звучанию буквы: магазим – магазин;
- пишет некоторые буквы и цифры в перевернутом виде, зеркально;
- пропускает буквы, которые редко употребляют: ь, э, ъ;
- пишет неаккуратно, грязно, строчки пляшут, нет полей;
- не умеет переносить слова, не оставляет пробелы между словами;
- не может определить границы предложения, не ставит точки и большие буквы.
Диагноз дисграфия может поставить логопед, поэтому не игнорируйте замечания учителя и его просьбы показать ребенка специалисту. Чем раньше вы начнете коррекцию, тем успешнее она пройдет.
Как помочь ребенку с дисграфией?
1. Обязательно обратитесь к логопеду
Он проведет собеседование, сделает функциональные пробы, при необходимости направит на функциональную диагностику, даст вам подробные рекомендации, как организовать занятия в школе и дома.
2. Запишите ребенка в спортивную секцию
Занятия спортом, как и письмо, требуют слаженной работы сразу нескольких отделов мозга. Спортивные игры приучают к соблюдению правил и взаимодействию с другими детьми. Особенно полезны подвижные игры на свежем воздухе: благодаря глубокому дыханию, мозг получает больше кислорода, чем обычно.
3. Развивайте мелкую моторику
Лепка, рисование, собирание пазлов – подойдет любое занятие, в котором нужны мелкие движения пальцев. Логопеды советуют купить карандаши, ручки, фломастеры с необычной поверхностью корпуса, например, рельефными точками, что во время письма и рисования внутренняя часть ладони и подушечки пальцев непрерывно массировались, обеспечивая лучший приток крови к речевому центру.
4. Массируйте голову и шею ребенка
Легкими массажными движения прорабатывайте шейную и затылочную часть головы ребенка, когда он приходит из школы. Это поможет расслабить напряженные мышцы шеи, пережимающие сосуды, и улучшить местное кровоснабжение.
5. Занимайтесь русским языком дополнительно
Выполняйте задания на овладение лексикой, грамматикой, коррекцию пространственного и слухового восприятия, развитие памяти. Необходимые пособия, альбомы с упражнениями вам подберет логопед. Если вы занимаетесь с репетитором, предупредите его, что у ребенка дисграфия, это поможет ему скорректировать занятие, чтобы оно дало максимально возможный результат.
5. Используйте необычные способы письма
Перьевые ручки, механические карандаши, магнитные буквы, пластилин, краски, – нестандартные аксессуары и способы помогут ребенку лучше сосредоточиться на процессе письма. Хорошо помогают упражнения, где для того, чтобы записать слово, нужно приложить определенные усилия, например, с помощью шифрованного алфавита, рисунка и т. д.
Любые занятия, направленные на коррекцию дисграфии, должны быть в обязательном порядке согласованы с логопедом. Если у вас остались вопросы, приходите на консультацию в наш центр, где грамотные специалисты окажут всестороннюю помощь вашему ребенку.
Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.
Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.
Источник: depositphotos.com
Не игнорируйте проблему
Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:
- пороки внутриутробного развития;
- родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
- тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
- опухоли головного мозга;
- задержки психического развития;
- речевые нарушения.
В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.
При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.
Будьте терпеливыми
Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:
- путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
- написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
- зеркальное отображение букв;
- перестановка слогов в словах;
- добавление в слова лишних слогов или букв;
- отсутствие в словах окончаний;
- несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
- нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.
Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.
Организуйте место учебы
Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.
Избегайте переутомления
У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.
Играйте с ребенком
Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.
Проговаривайте проблемные слова
Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.
Читайте вслух
Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.
Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.
Обеспечьте ребенку моральную поддержку
При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.
В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.
По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.
Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.
Видео с YouTube по теме статьи:
Петряшева Наталья Эдуардовна,
учитель-логопед
Для обозначения нарушений письма употребляют термины «дисграфия» (от лат. «графо» - пишу) и «дизорфография» (стойкие орфографические ошибки). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса. Основными симптомами являются наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
Дисграфия , или специфические ошибки на письме - это ошибки, не связанные с применением орфографических правил. Ошибки носят стойкий характер.
Группы ошибок:
- Ошибки на уровне буквы и слога (пропуски, замены): «снки-санки» , «кичат-кричат» , «путествие-путешествие»
- Ошибки на уровне слова (раздельное, слитное написание частей): «и дут» , «по дкроватью» , «светитлуна»
- Ошибки на уровне предложения или словосочетания (отсутствие обозначения границ, ошибки в согласовании, управлении): «гуси вышли изадвора пощли на прут»
- Зеркальное написание букв «З» - «Е» , «Я » - «R»
- Замены букв по схожести способа написания: а-о , и-у
- Замены букв по оптической схожести: п-т , х-ж , б-д , з-е , ш-щ
- Другие ошибки
Существуют разные причины нарушений письма, они обуславливают различные типы ошибок.
- Недостатки в развитии пространственных представлений вызывают: зеркальное написание букв, замены букв по оптическому сходству, сращивание и расщепление слов при письме, слитное написание слов с предлогами
- Недостаточная сформированность мелкой моторики пальцев вызывают: нарушения каллиграфии, соскальзывание со строки, не пропорциональность величины букв
- Дефектное произношение звуков речи и их звуковые замены может проявляться в: смешении на письме звуков, нарушенных в произношении: з=ж: жажим, кожочка (козочка); р=л: талелка…. и др.
- Несформированность фонематического восприятия вызывают ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия: замены звонких- глухих, свистящих-шипящих согласных, особенно аффрикат ш-ц, ч-ц
- Несформированность фонематического анализа и синтеза, звуко-буквенного анализа и синтеза вызывают: пропуски гласных и согласных, добавление букв, пропуски слогов
- Нарушения языкового анализа: нарушения границ предложений, слитное написание слов, раздельное написание частей слов, слитное написание нескольких предложений
Для успешного овладения письмом ребенок должен:
- различать «на слух» все звуки речи;
- правильно произносить все звуки родного языка;
- хорошо владеть простыми и более сложными формами фонематического анализа слов;
- ориентироваться в пространстве, схеме своего тела, на листе бумаги;
- уметь выделять, различать и запоминать части натуральных и нарисованных предметов;
- иметь хорошо развитую мелкую моторику пальцев рук.
Методы преодоления нарушений письма:
- коррекция нарушений звукопроизношения;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие навыков фонематического, звуко-буквенного анализа и синтеза;
- развитие пространственных ориентировок и представлений;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развитие графо-моторных навыков.
Для развития мелкой моторики необходимо выполнять пальчиковую гимнастику (разнообразные пальчиковые игры можно найти в интернете).
Развитие графомоторных навыков – это работа с различными штриховками, трафаретам, выполнение разнообразных графических заданий.
Зрительное восприятие и пространственные ориентировки развивают такие задания и упражнения, как: «Дорисуй картинку», «Найди слова» (среди буквенных рядов), «Графические диктанты» - рисование по клеточкам под диктовку, развитие ориентировки на листе бумаги: верх-низ, правый-левый, правый-верхний, левый-нижний углы.
Игры для развития зрительно-пространственных представлений
«Найди спрятанное»: Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.
Часто дети смешивают на письме похожие по изображению буквы. Предлагаю вам примерный алгоритм работы по различению смешиваемых букв (на примере букв «б»и «д»):
- На что похожа каждая буква? (белочка-дятел)
- Различение в словах звуков б - д (слушать слова, назвать звук, показать букву)
- Буквенные диктанты – слушать слова, записывать только буквы: б или д
- Слоговые диктанты – запись слогов под диктовку
- «Исправь ошибки»: бятел, делка, додрый, бобро…
- Записывать слова в 2 столбика: в один – с буквой б, во второй – с буквой д
- Другие упражнения на различение букв б – д (можно найти в интернете)
Чтобы ребёнок не пропускал на письме буквы и слоги, а также - мог определять, где нужно применить орфограмму, необходимо научить его отчётливо слышать все звуки в слове, определять их порядок следования и взаиморасположения в словах. Так же необходимо отличать названия букв от произношения звуков. Для этого используются игры на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
- Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук, например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
- Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине…), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук): Шапка, шланг, шкаф…
- Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, в котором есть заданный звук, например, звук С: собака, насос, лес…
- «Назови первый звук в словах»: произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.
- «Назови последний звук в словах»: родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву. (буква «эс», а звуки – {c}, {сь}, буква «эр», звуки {р}, {рь})
- «Сосчитай сколько звуков в словах»: пример: слон (4= с,л,о,н), пить (3= пь,и,ть), яблоко (7 = й,а,б,л,а,к,а)…
- «Где спрятался звук?»: ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)»
- «Угадай слово»: родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например:[с]-[л]-[о]-[ н]
Игры для развития слогового анализа и синтеза
- «Доскажи слог, чтобы получилось слово». Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
- «Сосчитай сколько слогов в словах». Например: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами)
- «Составь слова из перепутанных слогов». Например: ши-на-ма(машина), ру-кен-гу(кенгуру) и др.
- «Какой слог «убежал»?» Например: даётся слово «молоко», затем предлагается усечённая форма: «моко» (слог «ло» убежал), «локо» («мо» убежал) и т.д.
Игры на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза
- «Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова». Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова
- «Рассыпушки» Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).
Работа на уровне предложения
- «Сосчитай, сколько слов в предложениях»: «Мама моет посуду», «Петя пьет вкусный сок», «Папа едет на работу»
- «Назови первое и последнее слово в предложении». Петя, сок; мама, посуду; папа, работу
- «Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова» и т.д.
- «Придумай предложение с маленьким словом «на»» Например: «Ваза стоит на столе.» (так можно придумывать с любым предлогом)
- «Придумай предложение с первым словом, постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу». Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот играет…», «Веселый кот играет с мотком ниток»
Работа с орфографическими ошибками
Необходимо развитие фонематического, звуко-буквенного анализа и синтеза.
Научить правильно называть все звуки русского языка: твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Отличать их от букв.
Применение:
- После мягких согласных пишем буквы я, ё, ю, и, е, ь
- Глухие согласные в конце слов или перед другим глухим согласным нужно проверять!
Научить определять ударение в слове, находить безударные гласные, определять, после какого согласного они стоят.
Применение: 5 безударных гласных нужно проверять: а,о, и, е, я
Для лучшего усвоении орфограмм применяйте стихотворные правила!
Мы знаем 5 опасных безударных гласных.
Повторяем их, друзья,
а, о, и, е, я!
Их в слове без сомнения ставь под ударение!
Есть в словах опасные парные согласные.
Тихо, глухо говорят: п, ф, т, к, ш, с
Перед глухим согласным стоят: п, ф, т, к, ш, с
Или в конце слов стоят: п, ф, т, к, ш, с
Мы в словах их проверяем!
Следом гласный подставляем.
Родителям важно знать, что ребенок должен владеть развитой системой родного языка, а именно: иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами, тогда он будет успешен по всем направлениям школьной программы.
При необходимости обратитесь за консультацией к учителю-логопеду!
Почему одни дети с первого класса пишут грамотно, а другие делают огромное количество ошибок в таких словах, где и ошибиться невозможно? В тетради видим, на первый взгляд, невероятные ошибки: пропуски и перестановки букв и слогов, слитное написание и разрыв слов, дети путают звуки и буквы, сходные по звучанию, произношению и написанию.
Русский язык — один из основных предметов, основа общего образования. Важнейшей задачей учителя является развитие у детей умения содержательно и грамотно выражать мысли в устной и письменной форме. Школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов, в частности, недостаточной сформированностью отдельных систем психики. Это не означает, что ребёнок обладает более низким интеллектом или что он менее способный, чем его сверстники. Причина данного явления кроется в индивидуальных особенностях развития головного мозга. Специфика созревания головного мозга, а значит, и формирования психики, заключается в гетерохронности развития, т.е. в различии темпов созревания отдельных структур. Эта особенность развития мозга приводит к тому, что дети, поступающие в школу, могут обладать разной степенью зрелости психических процессов. Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых ребёнку, с его возможностями.
В последнее время возросло число детей, имеющих трудности в обучении. Большинство неуспевающих школьников имеют неврологические симптомы, свидетельствующие о неблагополучии в нервной системе. К таким симптомам могут быть отнесены: расторможенность, гиперактивность, неумение контролировать своё поведение, непослушание, недостаточность внимания, несобранность, утомляемость, отвлекаемость, недостатки речевого развития, а также моторная неловкость неуклюжесть, особенно в тонких движениях кисти руки. Такие симптомы известны, как минимальные мозговые дисфункции. Они проявляются лишь при увеличении нагрузок на нервную систему, когда ребёнок начинает учиться в школе. В основе минимальных мозговых дисфункций лежат физиологические нарушения, к которым могут быть отнесены точечные кровоизлияния или нарушения деятельности отдельных групп клеток головного мозга. Причиной таких отклонений могут быть различные травмы, осложнения беременности, нарушения в процессе родов, генетическая предрасположенность, влияние экологической ситуации. Нарушения речи у младших школьников многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонематического развития и выражаются в затруднениях звукового анализа.
Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Дети испытывают трудности при продуцировании связных самостоятельных высказываний. Словарный запас ограничен, отмечается недоразвитие лексико-грамматического строя речи, функции словообразования и словоизменения сформированы недостаточно. Недостатки речевого развития у школьников мешают усвоению смыслового содержания учебного материала, ведут к появлению не только дисграфических ошибок, но и к трудностям овладения орфографией. Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв и слогов в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв. Ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок, эти ошибки носят стойкий характер и плохо поддаются коррекции. Устной речью ребёнок овладевает самостоятельно, по подражанию. Письменная речь формируется на базе устной речи в процессе обучения. Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:
Записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического слуха). А, если у ребенка, например при родах было даже небольшое кровоизлияние в височном отделе мозга, то ему будет сложно дифференцировать звуки речи (различать согласные звонкие — глухие, мягкие — твёрдые, свистящие — шипящие). . буква (или слог, или слово), которая записывается, должна быть проговорена ребёнком. Для этого устная речь ребёнка не должна иметь дефектов (нарушений звукопроизношения). Особенно важно проговаривание речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной речи.
Таким образом: «услышал слово», «проговорил» — теперь идёт процесс перевода фонемы в графические знаки - «буквы», с учётом пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и узнать букву, соответствующую данному звуку. А все буквы состоят из небольшого количества одинаковых элементов. У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса, зрительно-пространственной памяти, оптико-пространственных представлений будут ошибки в написании сходных букв (например, «П» — «Н», «и» — «у»).
Теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» — движение руки и пальцев. Этот процесс очень сложный, т.к. включает в себя ещё две функции: — кинестетические ощущения (ощущения в пространстве); — кинетические ощущения (ощущения во времени). При нарушении деятельности теменных отделов мозга возникают самые разнообразные нарушения почерка и расположение букв вне строки.
Для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и синтез, т.е. необходимо определить порядок звуков или слогов в слове, место звука (буквы) в слове (позиционный анализ), количество звуков в слове. Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться следующие виды ошибок: - пропуск гласных и согласных; - перестановка слогов в слове; - добавление букв или слогов; - недописывание окончаний слов; - слитное написание слов, предлогов со словами.
Мозг ребёнка очень восприимчив, пластичен поэтому, если где-то произошло нарушение, то надо развивать компенсаторные возможности. То есть, целенаправленно развивать у ребёнка те психические функции, которые необходимы для нормального овладения процессом письма: дифференцированное слуховое восприятие, пространственные представления, зрительный анализ и синтез, исправлять дефекты устной речи, обогащать словарный запас, заботиться о правильном формировании грамматического строя речи. Любой педагогический процесс - всегда процесс двусторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика. Вместе с тем, научить и сделать так, чтобы он захотел учиться - главная забота взрослых.
В заключение… все мы разные и каждый вписывается в этот мир по-своему. У ребенка нет нашего жизненного опыта, он только начинает учиться жить в обществе. И поэтому, счастлив тот ребенок, учителя, наставники которого ищут, протаптывают для него ту единственную тропинку, которая приведет его к цели. Это сложный путь для любого педагога, но его итог - здоровье, успехи ребенка, его будущее.
Точная, правильная устная и письменная речь выступает в качестве необходимого условия для формирования успешной личности. При этом помочь овладеть языком и речью - важная задача не только родителей, но и учителей и логопедов. Добиться успеха возможно только при тесном сотрудничестве. Если у ребенка наблюдаются нарушения со стороны устной и письменной речи, то важная роль отводится логопеду, так как именно он как специалист позволит реализовать поставленные цели. В современном мире можно найти огромное количество методической литературы, где описаны способы, позволяющие преодолеть нарушения со звукопроизношением.
Как бы печально не было, но факт остается фактом: из-за нарушения одной структурной составляющей в общей речевой системе следуют и другие нарушения. К числу таких нарушений относятся: общее недоразвитие речи, нарушения в процессе чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, изменения в словесно-логическом мышлении и т.д.
Не каждый ребенок способен с легкостью научиться читать и писать. С точки зрения взрослых это элементарно, на самом деле научить ребенка письму и чтению — одна из самых сложных задач. Даже если ребенок талантлив, умен и во многом превосходит своих сверстников, ошибки при письме и чтении не исключены. Проблемы могут быть различными: ребенок может писать все слова слитно, пропускать буквы в словах, а иногда из одного слова может сделать несколько.
Со стороны многих родителей и учителей данные ошибки списываются на невнимательность ребенка. Все, что в этом случае могут порекомендовать учителя родителям, так это больше писать пот диктовку. Этот период труден не только для родителей, но и для самого ребенка. Ребенок начинает негативно относиться к письму в школе. Для того, чтобы этого не случилось важно уметь анализировать ошибки ребенка. Неслучайность таких «нелепых» ошибок, которые становятся систематическими — повод для обращения к логопеду. Ошибки такого типа свидетельствуют о том, что у ребенка наблюдается дисграфия.
Дисграфия — типичные ошибки стойкого характера при письме
Опыт учителей начальных классов позволяет говорить о том, что в классе до 30% учеников имеют различного рода нарушения при письме . Если у взрослого человека процесс письма уже автоматизирован, то для ребенка — это огромное количество проблем. Под письмом понимается сложная форма речевой деятельности с многоуровневым процессом. При письме задействованы в тесной связи речеслуховой и речедвигательный, зрительный и общедвигательный анализаторы. Кроме того успех при письме напрямую зависит от степени развития устной речи. Чем ребенок правильнее умеет различать звуки речи, соединять их и вычленять в общем потоке, тем правильнее письменная речь.
Для написания слова для ребенка важно:
- уметь определять структуру его звуков, знать последовательность и место каждого звука;
- правильно соотносить выделенный звук с некоторым образом буквы;
- при помощи движений руки воспроизводить букву.
Для написания предложения, необходимо его проговорить, мысленно выстроить, запомнить нужный порядок написания, разбить предложение по словам, выделить границы в каждом слове.
Но не каждому ребенку удается придерживаться этих правил
, в частности у них наблюдается слуховая дифференкциация звуков, неправильное их произношения, неумение проводить анализ звуков и синтез, нарушение со стороны лексико-грамматической
основы, отсутствие зрительного анализа и синтеза, отсутствие пространственных представлений. В результате процесс овладения письма происходит с различным нарушениями. Эти нарушения получили название - дисграфия, в переводе с греческого "графо" - письмо.
Под дисграфией понимается специфическое расстройство письменной речи, которое связано с многими типичными ошибками, носящими стойкий характер, обусловленное несформированностью со стороны высших психических функций. Именно все эти функции участвуют в процессе овладения навыками письма. Нужна ли вашему ребенку помощь логопеда?
А что делать, если специалиста нет? Ведь не всегда учителям и родителям удается помочь и оказать квалифицированную помощь ребенку. Есть ли выход из этой ситуации?
В этом случае важно, чтобы учитель начальных классов и родители умели различать ошибки, относящиеся к специфическим дисграфическим.
Какие бывают дисграфические ошибки?
Ошибки, возникающие из-за несформированности слухового восприятия и фонематических процессов:
- пропуски в словах гласных букв: ручй - ручей, пщат - пищат, мрковь - морковь;
- пропуски в словах согласных букв: кварира - квартира;
- пропуск в слогах слова: беки - белки;
- замена в словах гласных: пище - пищу, сесен - сосен, мягкий - мегкий;
- замена согласных: тва - два, чача - чаща, урошай - урожай, токазываед - доказывает;
- перестановки букв и слогов: моколо - молоко;
- недописывание окончаний и слогов: впере - вперед, на калитка - на калитках, дублика - дубликат;
- добавление в слова ненужных букв и слогов: детити - дети, денактат - деканат;
- изменение слова: мальни - мыльный, чайнк - чайник;
- слияние двух и более слов и их деление по своему усмотрению: войнаимир - война и мир, в сё - всё;
- неумение делить текст на предложения, слитное написание предложений: Снежинки падали на землю. Белым покрывалом. Мороз крепчал и сковал все реки птицам стало голодно. - Снежинки падали на землю белым покрывалом. Мороз крепчал и сковал все реки. Птицам стало голодно.
- пропуск мягкого знака в словах: болшой - большой, сколко - сколько, примчалис - примчались.
Ошибки, из-за несформированности лексико-грамматической стороны речи:
- нарушения согласования слов: с яблоневый ветки - с яблоневой ветки, появилась солнце - появилось солнце, большая коробки - большие коробки;
- нарушения управления: в горку - с горки; умчались в пруду - умчались к пруду, сидит диван - сидит на диване;
- замена слов, сходных по звукам: плот - плод;
- раздельное написание приставок и слитное написание предлогов: всаду - в саду, наполу - на полу, на бухли - набухли;
- пропуски слов в предложении.
Ошибки, вызванные несформированностью пространственного восприятия и зрительного узнавания, неумением выделять анализ и синтез:
Ошибки, связанные с неспособностью детей усвоить большой объем школьного материала, а также с неумением запоминать и употреблять на письме правила орфографии, усвоенные ранее:
- безударная гласная в корне слова: кравать - кровать, весок - висок;
- правописание глухих и звонких звуков как в середине, так и в конце слова: дуп - дуб, крушка - кружка;
- обозначение смягчения согласных;
- прописная буква в именах собственных и в начале предложения.
В настоящее время имеется еще одна группа ошибок, которые относятся к дисграфическим, только в том случае, если у них устойчивый характер. К детям, у которых наблюдается такой вид ошибок применяют фразу: "Что слышат, то и пишут".
Классификация ошибок составляется согласно причинам их появления, что позволит учителям и родителям не только выявить причины затруднений, но и правильно определить вид нарушений процесса при письме, а значит суметь спланировать работу, позволяющую преодолеть эти нарушения.
Специальная литература содержит различные классификации дисграфий, но каждая из них основываются именно на причинах возникновения нарушений.
К основным видам нарушений письма относят:
Дисграфия артикуляторно-акустическая
В качестве основной причины возникновения этого вида нарушений выделяют неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова в зависимости от их произношения, таким образом, отражает свои дефекты произношения, но только на письме.
Дисграфия акустическая - основой выступает фонемное распознавание, дифференкциация фонем.
Нарушение дифференциации и распознавания близких звуков речи являются причиной возникновения этого вида нарушений. При письме ребенок заменяет буквы с свистящими и шипящими, звонкими и глухими, твердыми и мягкими звуками, то есть: п-б , т-д , у-о , и-е , с-з , ф-в , к-г , щ-ч , ш-ж , с-ц , т-ц .
Дисграфия, возникающая из-за нарушений языкового анализа и синтеза
Основная причина ее возникновения — трудности при делении текста на предложения, а предложения на слова, слова на слоги и звуки.
Типичными ошибками являются:
- пропуски в словах согласных и гласных букв;
- перемена букв местами;
- дописывание ненужных букв в слова;
- как пропуски, так и добавления и перестановки слогов;
- раздельное и слитное написание слов;
- раздельное написание корня или приставки либо напротив, слитное написание предлогов с другими словами.
Дисграфия аграмматическая
Причина возникновения - сложности при построении грамматического строя речи.
При письме это проявляется изменениями окончаний при склонении слов, неправильным употреблением предлогов, числа и рода, пропусками членов предложения, нарушениями последовательности слов в предложении, нарушениями смысловых связей в отдельных предложениях и между предложениями.
Дисграфия оптическая
Причина возникновения - несформированность функций в зрительно-пространственной области. Проявляется заменами и изменениями на письме сходных рукописных букв по своему написанию — графике, например: ш-т , д-в , д-б , и-ш , п-т , э-с и ряд других.
Только при правильном определении типа нарушения процесса в письме со стороны родителей и учителей будет намечено основное направление работы с ребенком, с помощью которого можно помочь ему грамотно и правильно выражать свои мысли на письме.