paradisemc.ru

Самооценка младшего школьника, формирование самооценки ребенка. Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста Собственной самооценки практически все дети

Заниженная самооценка у ребенка делает его очень уязвимым и часто приводит к тому, что он попадает в затруднительные или неприятные ситуации. Родители же, в свою очередь, не всегда осознают, что именно их стиль поведения и манера общения с сыном или дочерью являются одними из первых причин появления у их ребенка робости, застенчивости и неумения отстаивать свое мнение.

Перед родителями часто стоит непростой вопрос: “Как добиться послушания?” И не каждый готов следовать советам о разумных границах и предоставлении ребенку свободы действий. Мы так боимся вырастить непослушных детей, что растим неуверенных в себе и зажатых личностей. Такой ребенок не сможет раскрыть весь свой природный потенциал и не будет стремиться к успеху, так как у него не будет веры в свои силы и возможности.

Что делать, если вы заметили, что вашего ребенка обижают, потому что он боится высказать свою точку зрения, зависим от чужого мнения и не умеет отказывать? Начать с себя и своего отношения к ребенку, считает Ольга Уткина.

Как повысить самооценку у неуверенных в себе детей?

С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, – уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?

Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.

Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?

Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить. Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает.

Но вдруг подружка говорит: «Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает». Встает и отодвигается от нее. На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь. Подружка тут же изрекает: «Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь!» Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.

Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.

Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.

А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства – вот, получи.

Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало.

Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная - без ссор, криков и скандалов. Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.

На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл - это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.

Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться «трудных» детей – тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей – обучение там стоило больших денег.

Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью. Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые – воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться.

За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).

По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.

1. Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох.

Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

2. Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются». Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды.

Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

3. Я перестала использовать глагол «виновата»

Понятие «вина» я заменила на слово «ответственность». И если «вина» предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь. А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа «За что боролись, на то и напоролись» или “Я же тебе говорила – сама виновата теперь”. Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

4. Я не требую от дочери больше, чем она может сделать

Однажды, когда младшая дочь только научилась сидеть, я оставила ее на стуле рядом с Кирой и решила на минуту выйти из комнаты. «Последи за сестрой», – сказала я Кире, которая в этот момент увлеченно смотрела мультфильм. Через секунду младшая со стула упала-таки. Я прибежала на крик и начала отчитывать Киру: «Как ты могла, почему ты не уследила за сестрой, я же просила!» Теперь я понимаю, что я просто переложила на нее свою ответственность.

Шестилетний ребенок, безусловно, может последить за малышом, но это не входит в набор его непременных умений и обязанностей. Если она это делает, то это бонус, подарок, но никак не данность. То есть я требовала от нее того, к чему она еще не была готова, вызывая таким образом в ней чувство вины и неполноценности. Сейчас я четко соизмеряю ее возможности со своими желаниями и стараюсь не требовать большего.

5. Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Кира очень любит готовить. В школе у них оборудована большая кухня, детям с первого класса разрешают резать салаты настоящими ножами, они все вместе готовят пиццу, крутят роллы и варят супы. Дома же готовка всегда превращалась в неприятность: Кира хотела насыпать муку, взбивать яйца, отмерять сахар, а я же думала только о горе посуды и часе уборки. И начинала нудить и критиковать: “Ну как ты сыплешь, все же мимо, дай я, отойди”. Веселья не получалось.

Теперь я думаю так: твоему ребенку искренне нравится печь эти пироги, да, после этого куча уборки, но ведь это происходит не каждый день! Можно сидеть на чистой кухне и пялиться в гаджеты или можно как следует повеселиться, измазавшись в муке.

Час бардака, во время которого ребенок может заняться тем, что у него действительно хорошо получается. Неужели это не стоит небольших усилий? Я вдруг поняла, что проблема не в том, что моя дочь ничем, как мне казалось, кроме айпада не интересуется. А в том, что то, чем она интересуется, слишком неудобно для меня.

Поэтому все, что ей остается, это смотреть айпад. Готовка? Ой, нет, слишком много уборки. Химические опыты? Ой, у нас нет уксуса и соды, а в магазин идти лень. Ну что же – будем смотреть айпад. Маме удобно, инициатива и азарт ребенка на нуле.

6. Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!»

Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут».

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана. И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить». И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

7. Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия. Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить «нет», не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы. Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу «своего интереса», и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным.

Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий. Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь – и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: «Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться».

Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы – эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы. Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.

В данной статье предлагаю подробно разобрать, как формируется самооценка ребенка, и что на это влияет.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Давайте разберемся в том, что же такое самооценка. Если сказать совсем просто, это оценивание себя. Если попробовать развернуть определение, самооценка — это представление человека о себе и оценивание своих качеств, отношение к собственным достоинствам и недостаткам, восприятие себя в сравнении с другими людьми. Невозможно раз и навсегда закрепить определенную самооценку. В процессе жизни она может меняться. Иногда кардинальным образом, а иногда оставаться примерно на одной стадии. Путем работы над собой можно самому самостоятельно повысить самооценку.

Что влияет на формирование самооценки у ребенка?

Развитие самооценки у ребенка начинается с самого рождения. Что влияет на самооценку? В первую очередь в детстве огромное значение имеет окружение. Маленький человек еще ничего не знает о себе. Он видит отношение родителей, слышит, что они говорят, как комментируют действия, реагируют на поступки, проявление эмоций, высказывания.

Еще самооценку формируют достижения ребенка. Но большую роль в детстве играет реакция взрослого. Если вы постоянно обращаете внимание на то, что ребенок делает не так уверенно, как его сверстники, влияние будет негативным. Чрезмерная похвала также будет способствовать нездоровой самооценке, которую необходимо постоянно подпитывать извне.

Возрастные особенности формирования самооценки

Важно помнить, что в детстве самооценка ребенка еще очень нестабильна. Поэтому именно мы, родители, должны ставить границы и очерчивать ее - поддерживать, подбадривать, объяснять, как правильно.

Дошкольный возраст

Ребенок в дошкольном возрасте ориентируется на взрослых, именно их оценка очень сильно влияет на становление личности и восприятие себя. Главная ошибка взрослых — связывание личности ребенка и его поступков. Ребенок может поругаться с братом, обидеть животное, что-то намеренно испортить, но он не перестает быть хорошим. «Ты плохой» — это манипуляция, от которой стоит стараться избавляться. Так мы разводим поведение и личность, как следствие — низкая самооценка. Помните: ребенок хороший, поступок плохой.

В этом возрасте у детей еще много эгоцентризма, они связывают с собой плохое самочувствие родителей, злость папы, грубость брата, им кажется, что они нелюбимы или виноваты в таком поведении других. Важно также объяснять ребенку, что происходит: «папа устал», «братик тебя любит, но сейчас он был не в духе».

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте взрослые все еще выступают авторитетом для ребенка. Но самооценка из завышенной постепенно переходит в адекватную. Важно помнить, что в этом возрасте дети все еще в большей степени воспринимают себя через оценку родителей и учителей. Именно поэтому отметки так болезненно влияют на мотивацию успеваемости. Важно помнить, что сейчас самое время направлять ребенка на успех через формирование адекватной самооценки: поддерживать, подбадривать, любить, уважать, подчеркивать достоинства.

Младший подростковый возраст

В младшем подростковом возрасте (в среднем школьном) ребенок учится сам оценивать себя относительно объективно. Но здесь большое значение имеет его общение со сверстниками, контакт со своими чувствами. Значимо то, как взрослые относятся к нему, интересуются его внутренним миром. Самооценка детей начинает развиваться через призму общения со сверстниками. Именно их мнение сейчас играет решающую роль.

Старший подростковый возраст

Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию — тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно по поводу замечаний в отношении их внешнего вида. У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Она начинает крепнуть, но еще не так стабильна, как у студентов или у взрослых. Именно поэтому важно проявлять интерес к своему ребенку. Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками.

Условия формирования адекватной самооценки у ребенка

Не сравнивайте

Самая частая ошибка родителей — сравнение своих детей с другими в благих целях. «Посмотри, как Катя учится хорошо», «Обрати внимание, мальчик меньше тебя, а он не плачет», «Видишь, как Вася рисует». Все эти замечания не имеют никакого воспитательного воздействия и лишь прибавляют ребенку неуверенности. Вряд ли вы захотите, чтобы вас сравнивал супруг с соседкой, а начальник — с работником из соседнего отдела.

Мы все хотим чувствовать свою уникальность. Мы не знаем, как живут чужие дети, не знаем, какие проблемы могут у них возникать. Мы часто видим только то, что на поверхности. Да, Катя учится хорошо по математике, а с русским языком у нее не очень хорошо складывается. Но Катя медалистка, и ей помогают учителя. Мальчик не плачет, потому что он выспался и поел, у него хорошее настроение. А Вася хорошо рисует, потому что способности у него от природы такие. Замечайте в своем ребенке то, в чем силен он. Сравнения разрушают ваши отношения и понижают доверие.

Давайте реальную оценку

Избегайте перегибов. Не стоит занижать способности ребенка, но и завышать их. Иногда родители перегибают палку в похвале. Не следует хвалить детей за все подряд и манипулировать похвалой, постоянно говорить «ты хороший мальчик», «молодец», комментировать каждое действие, слишком эмоционально реагировать на поступки. Так мы прививаем детям зависимость от оценки.

С другой стороны, не надо постоянно концентрироваться только на негативе. Употреблять фразы «ты плохая девочка», «ай-ай-ай, как тебе не стыдно», «посмотри, все люди на тебя смотрят». Важно стараться оценивать ребенка адекватно, понимая, что сильные перегибы приведут к перекосу в ту или иную сторону. Когда вы видите, что у ребенка что-то получилось, вы можете это отметить. Расскажите, что вы видите или чувствуете. Например: «Ты нарисовал большой зеленый дом, он напоминает мне тот, который мы видели, когда гуляли». Или: «Я вижу, как ты растешь — уже ешь сама вилкой». Самое главное — оценивать ребенка реально. Если он допускает ошибку и сам говорит о ней, не переубеждать, что все в порядке, а предлагать попробовать еще раз, помочь найти путь в решении проблемы.

Уважайте границы ребенка

Этот пункт включает довольно широкий спектр. Важно относиться уважительно к желаниям и чувствам ребенка, к его мыслям и представлениям, к игрушкам и другой собственности. Давайте разбираться по порядку.

Что касается чувств и желаний — это не значит, что необходимо выполнять все требования ребенка, это значит признавать его право на плохое настроение, грусть, скуку, злость. Дети могут чего-то хотеть, и это действительно нормально. Не стоит подменять понятия. Если ребенок просит новую игрушку, не надо его ругать. Это желание. Объясните, почему сейчас вы не будете ее покупать, откажите, но не стоит говорить «ты постоянно что-то клянчишь».

Что касается мыслей, представлений ребенка, здесь также следует проявлять гибкость. Неважно, сколько ему лет, важно уважать интересы, выбор друзей — именно такое отношение будет формировать адекватную самооценку.

Стоит отнестись с особым вниманием к вещам ребенка: когда малыш подрастет, советуйтесь с ним по поводу его одежды, не берите без спроса игрушки, у детей постарше — дневник или личные записи. Не залезайте без спроса в сумку или рюкзак. Важно, чтобы ребенок видел уважительное к себе отношение, это будет благоприятно влиять на оценку себя. Разделяйте личность и поступки ребенка.

Станьте примером

Важно сказать и о том, что самооценка ребенка формируется еще и на примере того, как сами родители к себе относятся, как оценивают. В возрасте 3-6 лет идет процесс отождествления ребенка с родителем своего пола — с мамой или с папой. Поэтому запечатлеется то, как сами взрослые к себе относятся, что они говорят о себе, как ведут. Молчат или смело отстаивают свою позицию? Считает ли мама себя умной, красивой, интересной, насколько уверенно ведет себя? Что думает папа о себе, какие фразы произносит вслух, что показывает своим поведением?

Именно в семье под влиянием взрослых и складывается самооценка ребенка, там она развивается. Вы можете делать вид, что оцениваете себя достаточно высоко либо наоборот, но дети видят, что происходит на самом деле. Старайтесь делать так, чтобы ваши слова не расходились с поступками. Заботьтесь о себе, общайтесь уважительно и требуйте такого же отношения к себе. Давайте послабления, делитесь своими заслугами и достижениями. Такие шаги будут полезны и для вас, и для ребенка.

Создавайте ситуации успеха

Не стоит требовать от двухлетки завязывать шнурки, а от годовалого малыша — самостоятельно есть ложкой. Степень ответственности должна быть сообразна возрасту. Тогда ребенок будет чувствовать, что справляется хорошо, видеть свои успехи.

Если вы требуете от ребенка слишком многого, его самооценка будет занижаться. Создавайте ситуации успеха. Не стоит отдавать негибкого ребенка на гимнастику, а того, что не любит рисовать, в художественную студию. Идите за интересами ребенка. Пусть он занимается тем, что ему особенно нравится, что получается лучше всего. Именно тогда он будет расти уверенным в себе человеком, который знает себе цену.

Итак, основные моменты в формировании здоровой самооценки ребенка — личный пример, адекватные требования, много поддержки и похвала по делу. Именно от самооценки зависит уверенность в себе, успешность в жизни, легкость в общении с людьми и способность заводить новые контакты, умение говорить «нет» и отстаивать свои границы. Человек с адекватной самооценкой знает себе цену, но у него нет потребности постоянно конкурировать. Он умеет сотрудничать и сам становится источником поддержки для других.

В то же самое время стоит помнить, что в детстве самооценка зависит напрямую от взрослого и является достаточно нестабильной вплоть до подросткового возраста, где она постепенно выравнивается.

Не стоит бояться сделать неловкое движение, но стоит помнить, что в семье закладывается база самооценки. Взрослый человек способен повысить самооценку при помощи собственной активности, через достижения, общение с поддерживающими людьми и с помощью самоанализа.

Природа возникновения низкой самооценки у детей, будущие проблемы адаптации в их обществе. Методы коррекции и изменение поведения родителей.

Малыш как губка впитывает поведение и язык, который слышит изо дня в день. Его подсознание является плодородной почвой, на которой прорастают зерна слов родителей.

Хотя последние часто об этом забывают или вообще не задумываются. А зря — самооценку ребенку вернуть до адекватного уровня потом трудно. И если этого не сделать, его жизнь может стать полной испытаний, неудовлетворенности и претензий к окружающим.

Почему занижена самооценка у ребенка? Что делать?

Вы слышали, как общаются мамы или бабушки с малышами на детских площадках, в магазинах или в поликлиниках? Чаще всего они ругают, вешают ярлыки, обсуждают с другими взрослыми, обесценивают маленькие успехи, сравнивают с другими детьми свое чадо и его поведение.

А это самое яркий и запоминающийся опыт для подсознания крохи. Так он растет с программами «я плохой», «у меня руки кривые», «я не достоин любви и признания», «мне нужно притворяться, чтобы угодить близким людям» и т.д.

Выход — начать взрослым воспитание с самих себя, учиться слышать свой голос разума, укреплять осознанность во всех действиях и словах. Рецепт звучит просто, но на практике для его реализации нужно попотеть.

Вспомните, что ваш ребенок самый любимый и неповторимый. Он приходит в этот мир на какое-то время по милости Всевышнего. То есть нам его дают как-бы в гости.

А как вы ведете себя с чужими детками, пришедшими к вам ненадолго? Точно стараетесь угодить, внимательны к их словам и поведению, боитесь обидеть или произнести колкое словечко.

Симптомы комплекса неполноценности у мужчин

Несколько советов по улучшению самооценки у детей:

  • любите, верьте, поддерживайте, успокаивайте и разговаривайте с ними
  • выстраивайте дружеские отношения, будьте в курсе их жизни и переживаний
  • помогайте адаптироваться в обществе на примерах из своей жизни
  • развивайте у них чувство юмора, физические, интеллектуальные, творческие способности
  • планируйте досуг так, чтобы всем было интересно
  • забудьте о крике как способе общения
  • уважайте и принимайте ребенка таким, какой он есть, без попытки перекроить под свои ожидания
  • просите прощения, если обидели его незаслуженно
  • показывайте пример образа жизни, который хотели бы видеть у ребенка в будущем

И самое главное — ответьте себе честно, есть ли у вас проблемы с самооценкой. Может стоит начать с себя, проработать все травмы и ограничивающими убеждениями, а потом с новыми силами помочь ребенку?

Что такое самооценка?

Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самооценка ребенка

Что такое самооценка?

Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?

Тест «ЛЕСЕНКА»
(тест «Десять ступенек»)

Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста "Лесенка" . Его используют с 3-х лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам ? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

  • Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка .
  • Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная) .
  • А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена .
    Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
  • Поощряйте в ребенку инициативу.
  • Не забывайте,что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

"Имя"

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, xем он есть сейчас.

"Проигрывание ситуаций"

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

"Жмурки"

Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почуствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

"Зеркало"

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в " Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее. Главное,чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.


Самооценка выступает как своеобразная предпосылка становления активной жизненной позиции личности.

Эта зависимость незаметна и непонятна для людей, не знакомых досконально с закономерностями функционирования человеческой психики. Именно неосведомленность нередко ведет к тому, что взрослые воспитывают индивида, неспособного адаптироваться и найти свое место в обществе.

Вопросы становления самооценки детей исследовалось многими отечественными и зарубежными учеными: Ш. А. Амонашвили, Е. Берном, Г. Бернсом, М. и Г. Снайдерами, Бы. И. Наумовым,
Н. И. Непомнящею, С. Г. Якобсон и др.

Однако признать предмет исследования исчерпанным нельзя. Учеными до сих пор не выработано однозначное отношение к тому, какую самооценку детей целесообразно считать оптимальной для дальнейшего успешного развития личности.

Особенности самооценки ребенка

Подавляющее большинство ученых отстаивает позицию необходимости формирования у ребенка адекватной самооценки.

Так, исследования Г. А. Люблинской показывают, что дети с низкой самооценкой полностью или практически полностью теряют интерес к видам деятельности, в которых не могут быстро достичь успеха; при возникновении первых трудностей дети проявляют пессимистические наклонности; отказываются от сложных задач, характеризуются низким уровнем притязаний и низкой активностью.

Вместе с тем, среди детей с завышенной самооценкой в процессе эксперимента оказались такие, которые не оправдывали на практике своего высокого уровня притязаний.

Б. И. Наумов предостерегает, что захваливание ребенка порождает нескромность.

С. Г. Карпенчук обосновывает, что адекватная самооценка действует как позитивный стимул в воспитании и самовоспитании, поскольку индивид имеет «правильное» представление о себе.

В то же время все ученые единодушны в том, что только позитивное представление воспитанника о себе, только положительное самоутверждение в повседневной деятельности предстают как конструктивный механизм и стимул развития и самосовершенствования личности.

Необходимость сочетания в представлении ребенка идеального образа себя и адекватной реалистической самооценки свидетельствуют о сложности педагогической задачи.

Интересный механизм и само формирование указанной теоретической структуры создали известные психологи В. Г. Крыса и С. Г. Якобсон.

Проведенный ими эксперимент, целью которого было формирование нравственных качеств дошкольников, разделялся на два этапа.

На первом этапе у детей формировали «идеальный образ себя». С этой целью им предлагали проанализировать ряд; жизненных ситуаций.

Необходимо было теоретически оценить моральные качества мнимых сверстников и теоретически обосновать собственные действия при аналогичных условиях.

Вторая часть эксперимента предусматривала практическую деятельность детей, оценивание своих результатов и самоанализ и самохарактеристику - формы работы, ориентированные на планомерное формирование адекватной самооценки.

Во время исследования оказалась важное условие эффективности воспитательного влияния на формирование самооценки ребенка.

Ребенок четко определяла «идеальный образ «Я» и скорее училась реально оценивать себя, когда чувствовала поддержку взрослых и ровесников, которых уважала.

Таким образом, первым шагом к становлению активной жизненной позиции личности является создание благоприятного микроклимата в ее окружении, поддержка даже незначительных положительных инициатив ребенка.

Второй шаг - формирование оптимальной самооценки индивида.

Опираясь на сведения, полученные при проведении исследования Г. В. Крыса и С. Г. Якобсон, логично схематически представить самооценку как синтез двух составляющих: самооценки перспективной и самооценки итоговой.

Под «перспективной самооценкой» имеем в виду определение ребенком до начала деятельности своих возможностей в решении поставленной перед ней проблемы.

Общеизвестно, что самооценка имеет три уровня: адекватная, завышенная и заниженная.

Адекватная самооценка у разных детей имеет существенные отличия.

Одни, адекватно оценивая себя и свои действия, прежде всего, обращают внимание на отрицательное, а затем положительное.

Другие - наоборот. Поэтому логичным будет разделение адекватной самооценки на два подвида:

  1. адекватная, приближенная к заниженной;
  2. адекватная, приближенная к завышенной.

Взяв за основу эти исходные положения, проанализируем, какие превращения происходят с самооценкой под воздействием объективных и субъективных факторов.

Предположим, что у ребенка сформирована адекватная самооценка. Предположим, что перед таким ребенком поставлена задача, выполнять которое ей ранее не приходилось.

Адекватная перспективная самооценка окажется в такой позиции личности: «Задачи неизвестно. Возможно, я сумею его выполнить, а, возможно, и нет. Вероятность успешного завершения дела - 50 % на 50 %.»

Чем младше ребенок, тем незначительнее его жизненный опыт, чаще предстают перед ней неизвестные, неиспытанные проблемы и задачи.

Даже в течение дня их может быть несколько. Повторение же «побед» или «поражений» закрепляют эмоциональные реакции, дети получают представления о себе, отношение к определенному виду деятельности и к деятельности в целом.

Например, в каждом из 10-20 или 50 случаев решения ребенком неизвестной до сих пор задачи около половины последствий положительных и примерно половина - отрицательных. Итоговая адекватная самооценка позволяет констатировать факт.

Если малыш находится в психологически благоприятном окружении, и неудачи не вызывают дополнительных неприятностей (наказаний и тому подобное), а победы не преувеличиваются любящими взрослыми, - сохраняется адекватная самооценка.

Однако, стимулы для активной деятельности, преодоление трудностей, интенсивного самовоспитания фактически отсутствуют. Ведь, как доказано учеными. Г. Асеевым, Е. Берном и др., привлекает и стимулирует тот вид деятельности, тот вид труда, в котором личность самоутверждается, реализует свой творческий потенциал.

Если, в данном случае, имеется в виду учебная деятельность, то заинтересовать ученика приложить дополнительные усилия для повышения успешности возможно только при условии дополнительного стимулирования (влияние субъективных факторов): радость родителей, стремление понравиться кому-то из окружения, материальная награда и др.

Непосредственно же учебная деятельность не выступает в рассматриваемом варианте личностно значимым для ребенка мотивом.

Предположим, что способности, состояние здоровья или иные объективные обстоятельства не позволяют ребенку достичь высокой результативности и большинство дел характеризоваться негативными последствиями.

Даже при самом благоприятном психологического микроклимата, адекватно оценивая достижения, воспитанник постепенно начинает акцентировать внимание на неудачах, поскольку они почти сплошные.

Многократные повторы негативного опыта превращают адекватную итоговую самооценку на адекватную, приближенную к заниженной, или к заниженной. Эта «реальная» самооценка начинает влиять на самооценку перспективную.

Реально, «правильно», адекватно оценивая себя, ребенок обязательно придет к следующему выводу: «10 (20, 50) раз я бралась за незнакомое дело, и всегда у меня ничего не получалось. Логично, что и на 11 (21; 51) раз опять ничего не получится».

Как видим, под влиянием объективных факторов самооценка из адекватного превращается в заниженную. Когда же неудачи становятся причиной негативных реакций окружающих (субъективные факторы), перспективная самооценка падает настолько, что питомец вообще боится начинать любую работу, даже известную.

Если речь идет о учебную деятельность, стабилизируется негативное отношение к ней через отрицательную личностную мотивацию.

Поскольку человек имеет насущную потребность в самоутверждении (исследования Е. Берна, Л. И. Божович, Д. Карнеги, И. С. Кона, А. Маслоу и др.), в первом и втором случаях взрослым необходимо найти для ребенка способ самореализации, помочь, по возможности, повысить уровень успешности; способствовать определению любимой (которая удается) дела (танцы, авиамоделирование, игра в футбол и т. д) и регулярным занятиям ею.

Иначе ученик самостоятельно направит свои усилия, и не обязательно в конструктивном русле. «Победная» деятельность позволит повысить самооценку воспитанника. Соответственно, увеличится и его активность.

Предположим теперь, что ребенок практически постоянно достигает высоких положительных результатов.

Замечая отдельные недостатки и просчеты, воспитанник «вынужден» откровенно признавать собственные победы.

Итоговая самооценка возрастает до адекватной, приближенной к завышенной или завышенной. Во втором случае ребенок перестает видеть свои недостатки. Влияние итоговой самооценки на перспективную очевиден.

С позиций ребенка осознание своих возможностей формулюватиметься примерно так: «Всегда у меня все получалось. Наиболее вероятно, что и в дальнейшем получится. Новая проблема меня не пугает. Новое - интересно» (адекватная самооценка, приближенная к завышенной).

Или так: «Всегда у меня все получалось, и теперь получится обязательно. Новая проблема меня не пугает. Новое - интересно» (завышенная самооценка).

Перспективность самооценки

Перспективная самооценка оказывается приближенной к «идеальному» образу «Я», о котором писала Г. М. Сагач и другие ученые.
У ребенка с высокой перспективной самооценкой любая деятельность вызывает интерес, ведь он надеется еще раз самоутвердиться, получить удовольствие от «победы». Это признак активной жизненной позиции.

Таким образом, целесообразен вывод первый: воспитание активной жизненной позиции возможно через формирование завышенной или адекватной, приближенной к завышенной, перспективной самооценки.

Следовательно, остерегаться высокой перспективной самооценки, а тем более пытаться ее искусственно занизить - нецелесообразно.

Другое дело, что при высокой перспективной самооценке у детей важно:

  1. искренне признавая его достижения, целенаправленно и систематически приучать анализировать предыдущий опыт и делать правильные выводы при планировании на будущее (например: «Я смогу выполнить эту работу, если проконсультируюсь у учителя, воспользуюсь справочником, мне поможет папа, когда подрасту и т. д.»);
  2. воспитывать у ребенка трудолюбие, силу воли, умение определять цель и достигать ее;
  3. ориентировать индивида на самообразование и самовоспитание;
  4. обучать его гуманного, толерантного отношения к другим людям;
  5. обучать этике общения.

Такая воспитательная система не занизит перспективной самооценки личности и одновременно позволит зафиксировать, стабилизировать ее адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку, которая станет основой серьезного анализа и реального планирования на будущее.

Вывод второй: для воспитания активной жизненной позиции ребенка важна сформированность у него адекватную, приближенную к завышенной, самооценку.

Целесообразен учет на практике такой характеристики самооценки, как ее устойчивость.

Однозначно, что крайне неустойчивая самооценка не способствует становлению активной жизненной позиции. Сохранение устойчивой самооценки становится для человека потребностью, и нарушение ее порождает такое явление, как аффект неадекватности (то есть устойчивое негативное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с неуспешной деятельностью).

Если перспективная завышенная самооценка сочетается с завышенной итоговой, состояние аффекта является достаточно опасным. Индивид не осознает неуспеха или не хочет его признавать.

Состояние аффекта может вызвать у такого человека проявления недоверия, повышенную обидчивость, подозрительность, агрессивность, негативизм.

Когда же высокая перспективная самооценка сочетается с адекватной итоговой, недовольство ситуацией преимущественно выступает дополнительным стимулом для работы личности над своим совершенствованием, становится источником усиленной активной деятельности.

Подытоживая сказанное, убеждаемся, что оптимальной следует считать завышенную перспективную самооценку и адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку.

Этой позиции придерживались американские психологи Е. Берн и X. Дж. Джайнотт.

Применение нами с целью проверки указанных выше практических рекомендаций по формированию оптимальной самооценки позволило заметно повлиять на поведение детей, существенно повысить уровень их общественной активности. Педагоги работали в тесном контакте с семьями воспитанников, уча родителей правильно воспитывать детей.

Наблюдение за поведением детей в учебной, игровой и трудовой деятельности показали, что в экспериментальных группах дети:

  1. дети почти не обижают друг друга;
  2. как правило, умеют помогать окружающим, сами замечают, кому нужна помощь и стараются ее оказать;
  3. дети умеют отстаивать собственное мнение, даже если оно противоречит взглядам окружающих;
  4. дети с уважением относятся к одноклассникам (нередко после занятий и в выходные дни собираются в кого-то во дворе, чтобы играть вместе);


Загрузка...