paradisemc.ru

Как научить ребенка писать прописные буквы дома. Как научить писать ребенка: рабочие методы, полезные игры

Все родители желают видеть своего ребенка умным и не по годам развитым. Поэтому мамы стараются научить деток писать еще до того времени, когда это начнут делать воспитатели детского сада или школьные учителя. Что же нужно знать, чтобы помочь карапузу освоить такую нелегкую науку, как письмо?

Подготовка

Если мама хочет знать, как ребенка научить писать, ей стоит помнить о том, что в этом деле важна предварительная подготовка. Так, начинать работать руками малыш должен еще с двухлетнего возраста. Для этого подойдет пластилин, карандаш краски, - все, благодаря чему ребенок будет учиться держать предмет в руке. Так ручка малыша не будет быстро уставать, когда его начнут учить писать, и ребенку это не будет в новинку.

Первые занятия

Стоит отметить, что самые первые занятия будут довольно-таки сложными, ведь ребенку нужно объяснить, что писать - это интересное, к тому же весьма полезное умение. Сначала мама должна на собственном примере показать, как правильно держать ручку и как рукой водить по бумаге. Если у малыша самостоятельно не получаются такие действия, нужно зажать своей рукой его ручку и сделать пару росчерков пера (так делают учителя в младшей школе).

Следующее, на что нужно обратить внимание тем, кто интересуется, как ребенка научить писать: ученик должен изначально правильно держать пишущий предмет. Так, если малыш будет делать это неверно, переучить его будет намного сложнее. Стоит помнить, что ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца, перо фиксируют большой и указательный пальцы, кончик ручки должен быть направлен к плечу. Только в таком положении рука ребенка не будет уставать, а почерк в итоге получится каллиграфическим и аккуратным. Опять же, мама должна сначала сама продемонстрировать, как это должно выглядеть.

Начинать обучение письму нужно с весьма коротких уроков, чтобы рука ребенка не уставала. Сперва нужно изображать на бумаге различные завитки и палочки. Поэтому важно с ребенком начать как можно раньше рисовать, чтобы во время обучения письму все давалось легче.

Можно малышу пару раз показать, как пишутся определенные элементы букв, далее пусть он сам прописывает их в строчках. При этом за ребенком необходимо следить и поправлять его, когда он делает неправильные движения руками. Когда элементы получаются довольно каллиграфическими, можно начать прописывать буквы. Данный процесс займет достаточно много времени, поэтому родителям придется запастись терпением. Когда ребенок нормально начнет воспроизводить на письме буквы, можно пробовать складывать их в слоги и слова. Первые задания будут не слишком объемными, однако со временем нужно будет понемногу увеличивать количество прописей.

Право-лево

Разбираясь, как ребенка научить писать, можно встретить следующий совет: не стоит заставлять малыша писать исключительно правой рукой, как этого требовали преподаватели в советские времена. И это верно. Ребенку должно быть комфортно учиться, и если ему удобно держать пишущий предмет в левой руке, пусть так и будет. Маме также не стоит искать дополнительных подсказок относительно того, как научить ребенка-левшу писать. Такие детки нормальны, они ничем не отличаются от любителей писать правой рукой, так что правила для малышей совершенно одинаковы. Однако есть один маленький нюанс: если правше не должны мешать лишние предметы по правую руку, то левше - по левую. Вот и вся разница.

Предметы

Следующий совет по поводу того, как ребенка научить писать: нужно приобрести ему те предметы, с помощью которых он будет с удовольствием учиться. Так, малышу должна нравиться его ручка. Пусть она будет красивой, разноцветной, с символикой любимого героя. По такому же принципу нужно покупать и тетрадку. Тогда малыш с удовольствием будет садиться заниматься.

Поддержка и поощрение

Всем деткам нужна похвала. Даже тогда, когда дело сделано не так хорошо, как бы хотелось. Не стоит также ждать от малыша быстрых результатов. Научиться писать намного сложнее, нежели, например, читать. Поэтому маме нужно запастись терпением и поощрять своего ребенка в любой ситуации. Только видя поддержку родителей, кроха не потеряет желание и дальше учиться.

Если мама ищет подсказки по поводу того, как научить ребенка быстро писать, на помощь ей могут прийти интересные уроки. Только будучи полностью заинтересованным, ребенок с удовольствием будет заканчивать одно дело и переходить к другому. Так, можно на одно занятие запланировать маленький диктант и письмо, например, папе. Быстренько расправившись с диктантом, малыш будет писать более уверенно, и у него появится дополнительный стимул снова и снова заниматься письмом.

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

План урока:

Основные составляющие каллиграфического успеха

Развитая мелкая моторика

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • работа с ножницами;
  • перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

Крепкая спинка

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена , обязательно почитайте.

Правильная ручка

Ручки бывают разные:

  • гелевые и шариковые;
  • тоненькие и толстенькие;
  • гладенькие и шершавенькие;
  • красивые и не очень.

Какую же выбрать для младшего школьника?

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

или вот так

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

Способ «Пинцет»

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Способ «Контрольная точка»

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

Способ «Резиночка»

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Способ «Салфетка»

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Способ «Ручка-самоучка»

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Тренировки

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать в этой статье .

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

До новых встреч, в новых интересных статьях!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Многие родители хотят, чтобы у их детей был красивый почерк (ведь это, прежде всего, сказывается на успеваемости в школе). И расстраиваются, когда чадо выводит на бумаге какие-то кривульки, в которых с трудом можно распознать буквы.

Как научить писать ребенка, чтобы его почерк был четким и эстетичным, а написанное – грамотным? Давайте попробуем в этом разобраться.

Как научить ребенка красиво писать

Можно хоть днями и ночами упражняться с ребенком в письме, но если при этом не выполняются некоторые условия, все попытки вряд ли увенчаются необходимым результатом. Важную роль играют:

  • развитие мелкой моторики;
  • поза ребенка за столом;
  • умение чада держать ручку;
  • качество инструмента для письма (ручки, карандаша).

Все это оказывает немалое влияние на почерк.

При недостаточном развитии мелкой моторики ребенок вряд ли будет выводить буквы и цифры красиво и правильно. Поэтому уже с трех лет малыша необходимо регулярно посвящать время занятиям, способствующим развитию мелкой моторики и укреплению кистей рук:

  • «театру теней»;
  • раскрашиванию картинок;
  • штриховке;
  • пальчиковым играм;
  • вырезанию из бумаги;
  • оригами;
  • (чем конкретно, особой разницы нет, одинаково полезны рисование красками, карандашом, ручкой, мелками или даже просто пальчиком);
  • действиям с мелкими предметами (собиранию мозаик-паззлов и конструкторов, играм с камешками, пуговицами, желудями и т.д.).

Детки постарше наверняка заинтересуются рукоделием, связанным с плетением. Можно просто плести косички из веревок, а можно создавать настоящие шедевры из бисера. Родителям, размышляющим, как научить ребенка красиво писать, необходимо также обратить внимание своих детей на вышивание, вязание и даже просто зашнуровывание ботинок! Перед уроком письма рекомендуется выполнять .

От того, как ребенок сидит за столом и держит ручку, тоже зависит качество почерка. Многие дети делают это неправильно, а родители и учителя не придают данному факту значения. Сидеть за столом ребенок должен прямо. Туловище, плечи и голова расположены ровно, ноги – твердо и прямо упираются в пол или специальную подставку. Спина опирается на спинку стула. Недопустимо, чтобы ребенок наваливался на стол грудью. Обе руки лежат на столе, локти выступают за его край. Тетрадь расположена на столе чуть под наклоном (10-15 градусов, не больше). Левая рука придерживает тетрадь, правая – держит ручку. Ручку необходимо положить на верхнюю фалангу среднего пальца, придерживая ее сверху указательным (на расстоянии примерно 2 см от стержня), а с левой стороны – большим пальцем (располагаем его выше указательного). Она должна располагаться в кисти довольно свободно. Пальчики, держащие ручку, чуть округлены.

Теперь уделим вниманию тому, чем пишет ребенок. С неверно подобранными карандашом и ручкой ему будет сложно управляться, что скажется на качестве письма. «Инструмент» не должен быть ни слишком длинным, ни слишком коротким. Старайтесь подобрать ручку длиной 15 см, это идеальный вариант для ребенка. Проследите за тем, чтобы ее толщина соответствовала размерам кисти вашего чада. Слишком тонкие или толстые, плоские или изобилующие гранями ручки являются для ребенка неудобными. Сейчас в продаже можно найти ручки, предназначенные для первых опытов письма: на них есть специальные углубления для пальчиков. Если увидите такую – обязательно приобретите. Когда ребенок только учится держать ручку, такой «инструмент» поможет ему быстрее и проще освоить эту премудрость. Карандаш лучше всего выбрать трехгранный. Цвет пасты ручки должен быть темно-синим или темно-фиолетовым: он не раздражает глаза, зато ребенок прекрасно видит все, что написал.

Итак, все необходимое подобрали. Разберемся с вопросом, как научить ребенка быстро писать. Важно, чтобы занятия были систематическими, но не утомляли чадо, иначе он потеряет к ним интерес. Урокам красивого письма следует посвящать не менее 15 минут, но не более получаса в день. Объясните ребенку, зачем нужны такие занятия и почему так важно красиво писать. Если у него что-то не получается – не ругайте его. Ведь мы разбираемся, как научить ребенка каллиграфии, а не отвратить его от нее. А если что-то получается хорошо, обязательно похвалите!

Как научить ребенка писать буквы? В этом вам помогут «пунктирные» прописи, в которых ребенок лишь должен обвести твердой линией изображения, напечатанные точечками. Начинать следует с простых геометрических фигур и линий, а затем переходить к буквам. (Если вы задумались о том, как научить ребенка писать цифры, то подобные прописи есть и с цифрами).

Освоили обводку? Переходим к прописям иного плана. Теперь пусть малыш попробует писать буквы самостоятельно, следуя предложенному образцу. Важно, чтобы ребенок обращал внимание именно на образец, а не копировал предыдущую написанную им букву (ведь она может быть неидеальной, и именно такой получится и следующая). После букв и цифр переходим к слогам, затем – к словам. И вот уже ваш ребенок по образцу пишет целые предложения и абзацы. Откладываем прописи, даем чаду книги (сказки, стихи, рассказы). Пусть ребенок выписывает из них по несколько строчек.

Не торопите чадо. Пусть уделяет каждому этапу столько времени, сколько ему требуется. Важно, чтобы он отработал навык до идеала и автоматизма, выводил все буквы и цифры красивыми, правильными, ровными. Только после этого можно переходить к следующей «ступени».

Теперь вы знаете, как научить ребенка писать прописью. Остался лишь один важный момент. Не учите чадо писать слишком рано! Слишком рано – это до 5-6 лет. Во-первых, до этого возраста ручки малыша еще недостаточно окрепли для освоения подобного навыка. Во-вторых, попробуйте приучить такого кроху к систематическим занятиям! Вряд ли малыш порадует вас своей усидчивостью. А без регулярных тренировок (важность которых ребенок способен осознать позднее) выработать красивый почерк невозможно. Поэтому подождите, пока ваш ребенок пойдет в первый класс. До этого момента пусть рисует, обводит, штрихует. А вот науку правильного держания карандаша (ручки, кисти) можно начинать осваивать как раз в дошкольном возрасте.

Как научить ребенка писать правильно

Ваш ребенок пишет красиво, но неграмотно? Что же, с этим тоже можно справиться! Как научить ребенка писать правильно, если он постоянно делает в словах ошибки? Прежде всего, правильно отвечать на его вопросы. Скорее всего, ваше чадо само заинтересовано в том, чтобы верно писать слова. И вот ваш маленький школьник у вас спрашивает: «Мама, а здесь ставить а или о?» Вы, испытывая заинтересованность в том, как ребенка научить писать слова правильно, конечно же отвечаете. И отвечаете неверно: «Здесь надо о, а не а». В итоге путаница в голове ребенка не исчезает, а только укрепляется. Ведь в ней по-прежнему существует конфликт между а и о. Поэтому отвечать надо четко и однозначно: «Здесь надо писать о». Так ребенку будет легко запомнить.

Родители, желающие разобраться, как научить ребенка грамотно писать, должны постараться привить ему любовь к чтению. Регулярное чтение значительно способствует грамотности письма. Ребенок, постоянно имея перед глазами наглядные примеры, запоминает правильное написание слов.

Пишите с чадом диктанты. На первых порах, замечая ошибку, сразу же сообщайте о ней ребенку. Так ему будет проще запомнить, как правильно. В дальнейшем пусть чадо пишет самостоятельно, а все ошибки вы досконально разберете уже потом.

Есть еще один замечательный метод, позволяющий научить чадо писать правильно – орфографическое чтение. Ребенок должен читать по слогам слова точно так, как они пишутся (а не произносятся). То есть не «карова», как мы говорим, а «ко-ро-ва». Сталкиваясь с проработанными словами в дальнейшем, чадо проговорит их про себя, и напишет правильно. Не бойтесь, что ребенок из-за этих занятий привыкнет произносить все так, как пишется. Детки с малых лет быстро понимают, что слова говорятся и пишутся по-разному. Поэтому трудностей не возникнет.

Сегодня существует множество взглядов на развитие ребёнка. Одни родители задумываются о том, чтобы их чадо уже с трёх лет училось аккуратно писать по прописям… Другие, являясь противниками раннего развития, не стремятся обучать чему-либо малыша до 6-7 лет. Однако факт остаётся фактом: современная школа требует подготовки, и когда кроха пойдёт в 1 класс, он должен быть не понаслышке знаком с буквами.

Как научить ребёнка красиво писать, не тратя лишних нервов и не прибегая к давлению и крику? Об этом наша статья.

Поощряем интерес с младенчества

Большинство современных педагогов утверждает, что нельзя настаивать и давить, особенно если сын или дочка не интересуется, например, рисованием, но отвечать на его запросы обязательно нужно. Положите перед годовалым малышом бумагу и ручку, покажите, как можно рисовать и писать. Если он заинтересуется, старайтесь ненавязчиво поправлять положение орудия письма. Конечно, сразу он не сможет взять ручку правильно, но со временем научится.

Показывайте пример: дети легче осваивают новые навыки, если видят родителя, который выполняет то или иное действие. Говорите, что вы делаете, зачем и почему. Подрастающему ребёнку важно повторять за вами, копировать вас.

Примерно до 3 лет целенаправленные занятия проводить не имеет смысла. Родителям важно помнить, что ведущая деятельность дошкольника – это игра. Главное, что можно сделать, чтобы впоследствии научить чадо красиво и аккуратно писать, не давить на него, не заставлять и идти за его интересами.

Развиваем пальчики

Важность мелкой моторики для ребёнка сложно переоценить. Умение и желание работать с маленькими деталями – основа и умственной деятельности, и внимания, и письма. Прежде чем думать о том, как научить ребёнка писать буквы, уделите внимание следующим занятиям:

  • любой вид рисования;
  • вырезание из бумаги или ткани;
  • оригами;
  • лепка;
  • завязывание узелков, бантиков, застёгивание пуговиц;
  • игра с мелкими деталями, собирание паззлов.

Всё это лучшая подготовка к тому, чтобы начать учиться писать аккуратно и вдумчиво.

Приступаем к обучению

Возраст, в котором родители начинают обучать чадо письму, индивидуален. Он зависит от развития, характера, степени подвижности, интереса малыша. Большинство педагогов и психологов рекомендуют начинать процесс не раньше 5 лет.

Существует ряд условий, без которых вопрос, как научить ребёнка писать красиво, неразрешим.

  • Рабочее место. Оно должно быть светлым, удобным, соответствовать росту ребёнка.
  • Наличие специальных дошкольных прописей или тетрадей с широкими строчками.
  • Наличие хорошей ручки: шариковой, гелевой. Иногда родители приобретают специальную, с углублениями для пальцев.
  • Контроль за правильным положением орудия письма (на верхней фаланге среднего пальца).
  • Контроль правильного положения ребёнка (локти на столе, ровная спина).

Важнейшим условием успешных занятий является правильно организованное время. Выбирайте момент, когда малыш не устал, не переключился на другие интересы. Время занятия, которое определено специалистами исходя из возрастных норм, – от 15 до 30 минут. Разумеется, ребёнок должен хорошо себя чувствовать. Период пребывания на больничном, время, когда малыш вернулся со спортивных или иных занятий, категорически для данной деятельности не подойдёт.

Учим начертание печатных букв

Приступать к этим занятиям можно только в том случае, если вы убеждены, что маленький человек знает алфавит, может показать ту или иную букву и произнести вслух звук, который она обозначает. В среднем, это происходит примерно в 5 – 5,5 лет.

Начните с освоения начертаний элементов букв. Для этого можно купить специальные прописи или же давать ребёнку задание самостоятельно в тетради: пишите образцы и внимательно следите за тем, как он их повторяет. Исправляйте неправильные начертания тут же, вместе с малышом, объясняйте, почему нужно делать именно так.

После освоения элементов – кружков, палочек – приступайте к работе над самыми простыми буквами. Как правило, это «о», «л», «п». К сложным переходите постепенно, когда убедитесь, что ребёнок написал пройденный материал верно. Не торопитесь, следуйте за возможностями чада.

Как научить ребёнка грамотно писать? Для этого важно не формально выучивать начертание, а знать, что за ним стоит. Показывайте картинки с изображениями, начинающимися с той или иной буквы, ищите ассоциации для запоминания её внешнего облика. Один из самых распространённых примеров: буква «д» напоминает собой дом, а «ж» – жука.

Как научить ребёнка писать цифры? Принцип здесь примерно тот же, что и в усвоении навыков печатного письма. Сначала родитель учит счёту, потом показывает обозначения. После их усвоения и осознания (малыш должен понимать, как соотносится, например, цифра 3 на бумаге и три конфеты в его руке) приступают к обучению.

Прописывать цифры начинают с отдельных элементов, постепенно переходят к символам по принципу «от простых к сложным».

Нужно ли обучать до школы прописным буквам?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Дети развиваются по-разному и имеют разные способности. Педагогическая наука подтверждает, что обучение письму вообще должно начинаться с печатных символов. Однако, если родитель стремится быстрее научить ребёнка писать прописные буквы, стоит подумать о целесообразности этого шага.

Во-первых, не зная методики и основных правил, вы можете испортить своему чаду почерк. Во-вторых, детей, готовых в дошкольный период к такому шагу, единицы. Лучше всего посоветоваться со специалистами и не торопить время – учитель привьёт первокласснику навыки писать прописью красиво и правильно.

Быстрее – не значит качественнее

Когда буквы более-менее освоены, самое главное, что нужно делать – совершенствовать технику и качество. Многие мамы и папы на этом этапе задаются следующим вопросом: как научить ребёнка быстро писать буквы, слова, предложения? Такой подход к делу – ошибка.

Во-первых, дошкольник, даже самый способный, ещё не готов к тому, чтобы сливать те символы, которые пишутся его рукой на бумаге, в смысловые фразы. Он будет проговаривать их по букве. Торопя его, вы не добьётесь понимания и осознанности. Гораздо эффективнее работать над качеством написанного, над техникой, внешним обликом заглавных и строчных букв.

7 ошибок на пути к освоению письма дошкольником

  • Торопиться с началом занятий

Если малыш не понимает ваших объяснений, ему скучно, он не интересуется тем, как правильно сделать какое-то начертание – оставьте его в покое. Заниматься ему ещё просто рано, стоит попробовать через полгода.

  • Пренебрежение прописями

Сегодня и на специализированных сайтах, и в книжных магазинах можно найти огромное количество рабочих тетрадей для дошкольников. Они разработаны в соответствии с возрастными нормами, примеры даны верные, в нужной последовательности. Если родитель – не педагог младших классов и не вполне уверен в том, как научить ребёнка правильно писать, лучше всего обратиться к подобному материалу.

  • Желание успеть как можно больше

Особенно это губительно для тех детей, которые усваивают материал в медленном темпе. Чтобы научиться писать без ошибок, лучше лишний раз повторить пройденное, чем дать сразу всё, а потом наблюдать, как чадо путается в буквах.

  • Заставлять заниматься против воли ребёнка

Учение из-под палки даст только один результат: стойкую нелюбовь к буквам, прописям и умственному труду.

  • Ругать и наказывать

Если у малыша что-то не получается, это, как правило, или вина педагога, или особенности развития человека. Конструктивной роли стояние в углу не сыграет, зато заставит малыша бояться вас и не любить письмо.

  • Не хвалить

Родители, переживающие, как же научить ребёнка писать, часто не понимают, что его успехи должны поощряться близкими людьми. Похвала даёт стимул двигаться дальше.

  • Относиться к занятиям слишком серьёзно

Пятилетний малыш – не школьник, поэтому говорить о необходимости конкретных результатов неразумно. Главное, чтобы начало было положено.

Основной фактор успеха родителей – разумный и взвешенный подход. Не задавайтесь вопросом, как можно научить ребёнка писать прописными буквами в 4 года. Главное, чтобы занятия вызывали у него интерес и удовольствие – тогда всё сложится.

Неаккуратный почерк и безграмотное письмо – распространенная проблема среди школьников. Связана она с уплотнением учебной программы и уменьшением количества часов на обучение каллиграфии и грамматике. Учитель должен поставить почерк 25-30 первоклассникам всего за полгода и дети просто не успевают выработать навык красивого и грамотного письма.

Родителям нужно помочь ребенку освоить эту нелегкую науку, не отбив интереса к обучению. Это возможно, главное – регулярность занятий.

Мотивация и поощрение

Прежде всего первоклассника нужно убедить в необходимости упражнений. Аргументы для вас и ваших детей:

  • человека с красивым почерком воспринимают аккуратным, внимательным, собранным, ответственным;
  • занятия каллиграфией развивают мелкую моторику, учат ребенка делать выводы и мыслить логически;
  • разборчивые записи легко и приятно читать, что добавляет ученикам баллов в учительских глазах. А вот за небрежность и грязь в тетрадях оценки снижают;
  • ошибки часто возникают не от незнания правил, а из-за торопливости и невнимательности. В этом случае низкая отметка обидна вдвойне, но винить приходится только себя.

Улучшить почерк можно, и начинать занятия нужно при первых признаках ухудшений. Возможны и профилактические домашние упражнения, ведь школьных уроков каллиграфии сейчас явно недостаточно.

  1. Не заставляйте ребенка заниматься, а простимулируйте плюсами такой работы – аккуратные тетради, высокие оценки, хорошее отношений учителей.
  2. Будьте терпеливы – мгновенного результата не будет. Не ругайте и тем более не наказывайте своего первоклассника, не сравнивайте его достижения с успехами других ребят – так можно полностью лишить интереса к обучению.
  3. Не подгоняйте ребенка – спешка ухудшает почерк и приводит к опискам. У каждого свой темп обучения.
  4. Не заставляйте переделывать и переписывать задания – от усталости с каждым разом это будет получаться все хуже.
  5. Хвалите за старательность и достигнутые успехи, сравнивая результаты с предыдущими работами – это даст ребенку стимул к развитию.
  6. Давайте возможность активно отдохнуть после уроков, перед выполнением домашних заданий и тренировками в рукописном письме: поиграть в подвижные игры, погулять на свежем воздухе – это насытит мозг кислородом, даст прилив сил.

Подготовка к письму

Педагоги начальной школы не рекомендуют учить писать дошкольников. Мышцы руки малыша еще не «дозрели» до таких движений, к тому же родители не знакомы с правильной техникой письма и первокласснику потом приходится переучиваться, а исправление плохого почерка сложнее, чем изначальное обучение каллиграфии.

Задача для дошкольного периода – не научить писать, а подготовить руку. Нужно постоянно тренировать пальчики – это послужит основой для умения красиво и правильно писать. Укрепить мышцы кистей помогут:

  • пальчиковая гимнастика;
  • работа с бумагой – вырезание, аппликация, оригами;
  • лепка;
  • – пальцами, карандашами, мелками, кисточками;
  • раскрашивание и штриховка готовых картинок;
  • вышивание, вязание, изготовление поделок из природных материалов, бисера, лент;
  • собирание мозаики, пазлов, конструкторов.

Такие занятия полезны и в начальной школе – для совершенствования мелкой моторики.

Постановка красивого почерка

Для возникновения и закрепления у ребенка навыка аккуратного письма потребуются настойчивость и ежедневные занятия. Обязательно контролируйте процесс, выполняйте письменные работы вместе с ребенком – первоклассникам сложно писать и грамотно, и красиво, они могут допускать ошибки по невнимательности.

Подготовьте все необходимое для занятий: простой карандаш средней мягкости, удобную (можно специальную трехгранную или с отверстиями для пальцев) шариковую или гелевую ручку, прописи 2 видов – для обводки и повторения элементов и букв по образцу, тетради в косую линию.

Будьте внимательны:

  1. Ваш ученик должен сидеть ровно, с чуть склоненной головой, обе руки – на столе.
  2. Правильное положение тетради – чуть наклонное с левым краем ниже правого. При заполнении листа тетрадь сдвигается кверху.
  3. Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным, кончик направлен к плечу ребенка. Пальцы немного закруглены, но не сжаты, большой выше указательного.

Несоблюдение этих правил приводит к чрезмерному мышечному напряжению и быстрому утомлению, буквы выходят корявыми и почерк формируется некрасивым.

Первый этап обучения письму – заполнение прописей, где линии, фигуры, буквы нужно лишь обвести по пунктирной линии. Ребенок натренирует пальчики и научится правильному написанию букв и их соединений. Затем добавьте графические диктанты, в которых ребенок изображает в тетради в клетку узор по инструкции: одна клеточка вправо, три вверх, две клеточки влево и т.п.

На втором этапе – работа с прописями, где нужно повторить в пустых строчках шаблонные буквы. Ребенок все время имеет перед глазами правильный красивый образец. Каждую новую букву начинайте осваивать только после закрепления красивого написания предыдущей. Потом переходите к буквосочетаниям и словам.

На третьем этапе пишите в прописях по образцу фразы и тексты.

Четвертый этап – закрепление. Ребенок ежедневно переписывает в тетрадь с опорными косыми линиями по нескольку строк из любой книги. Писать нужно не спеша, красиво и аккуратно. Это самый сложный этап – перед глазами первоклассника уже нет образца, к которому надо стремиться.

  1. На первых порах широко используйте кальку. Пусть школьник положит ее над прописью с образцовой буквой и обводит ее. Отрабатывайте навык правильного написания, пока он не станет автоматическим.
  2. Важно, чтобы ребенок при написании проговаривал буквы и каждый их элемент. Это позволяет контролировать правильность и грамотность письма, концентрировать внимание на своих действиях, благотворно сказывается на речи.
  3. Для профилактики и снижения усталости после школы и домашних занятий массируйте ребенку затылок и шею, кисти и предплечья.

Пишем грамотно

После переписывания предложений из книг пора переходить к диктантам. В этот момент становится понятно, что некоторые дети обладают интуитивной грамотностью – пишут без ошибок, даже не зная правил. Обычно это много читающие дети с хорошей зрительной памятью. Другим грамотная письменная речь дается труднее, но и таким первоклассникам родители могут помочь.

Систематически проверяйте домашние задания, по возможности первое время выполняйте их вместе с ребенком. Школьник должен объяснить, почему он написал именно так, вспомнить и рассказать необходимое правило. Проследите, не делает ли ребенок ошибок от спешки при переписывании, обязательно исправляйте такие описки, чтобы они не закрепились в памяти, и работайте над концентрацией внимания ученика.

Тренируйтесь в домашнем написании диктантов, проводите их в разных формах: переписывание текста с его проговариванием по слогам, переписывание с комментированием орфограмм – правил написания слов, написание текста на слух. Так будут работать разные виды памяти – зрительная, слуховая, моторная, слова лучше запомнятся.

Развивайте словарный запас, устную речь, память – эффективно помогают чтение литературных произведений, заучивание правил, запоминание и декламирование стихотворений. Это позитивно отразится на грамотности письменной речи, широте кругозора и общей эрудиции.

Грамотное и красивое письмо – очень сложный навык, на его формирование может уйти три-четыре года. Самостоятельно с такой задачей ученику младших классов справиться почти невозможно, однако с помощью родителей и при условии регулярных занятий выработать красивый почерк и повысить грамотность письменной речи вполне реально.



Загрузка...