paradisemc.ru

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей. Дидактические игры для речевого развития детей в старшей группе

Старшая группа

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Игра «Скажи, как я» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

Упражнение «Найди братца»

Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.

Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» - маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет) ; теперь со звуком «ль»

Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинки после соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».

Игра «Назови слова»

Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель.

Игра «Поймай жука» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово с выделением звука «ж». Ребенок, поймав мяч, повторяет слово.

В игре должны принять участие все дети.

Воспитатель. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Сережа и Лена попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет, его ловить нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2—3 детей-победителей.

Игра «Назови слова» Воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «ж» (за каждое слово дается фишка). В конце игры определяется победитель.

Трое детей подходят к стойке, по сигналу воспитателя: «Бабочки, летите», дуют на бабочку: «Фу-у-у». Чья бабочка дальше полетит, тот и выиграл. В игре должны принять участие все дети.

Игра «Назови звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Я буду называть слова и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.

Чтение скороговорки

Скороговорка читается на два выдоха — по две строчки на выдох.

«Дождик, дождик, Не дожди! Дай дойти до дому Дедушке седому». Скороговорка читается хором 2 раза, затем только девочки, потом только мальчики и 2-3 ребенка индивидуально.

Воспитатель. У меня разные картинки, давайте их назовем (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: «Барабан» — «б»; «Кукла» — «к»; «Гитара» — «гь».

Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.

Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Не будильник, а разбудит, Запоет, проснутся люди.

На голове гребешок, Это Петя. (петушок).

Я сегодня утром рано умывался из-под. (крана) .

Солнце светит очень ярко, Бегемоту стало. (жарко) .

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния. (сверкнула).

Упражнение «Назови первый звук слова»

На фланелеграфе картинки. Дети называют предмет, выделяя первый звук, и звук изолированно.

Игра «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно.

В игре принимают участие все дети.

Упражнение «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям «понюхать» цветок — вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х».

Упражнение повторить 5—6 раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с воспитателем говорят: «Как хорошо пахнет цветок — ах! »

Чтение чистоговорки

Чистоговорка разучивается и затем читается на два выдохи то две строки на выдох) .

Чок, чок, каблучок, наступил на сучок,

Оторвался, поломался, чок, чок, каблучок.

Чистоговорку читают хором 2 раза, затем 4-5 детей индивидуально.

Игра «Найди братца»

Воспитатель раздает детям картинки, названия которых начинаются с твердого согласного звука; на ковре или столе выкладывает картинки, названия которых начинаются с парного — мягкого согласного.

Воспитатель. Посмотрите, что у вас нарисовано. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово. Ваши маленькие братцы гуляют на поляне (показывает на ковер). Найдите их. Игра продолжается до тех пор, пока все дети самостоятельно или с помощью воспитателя не найдут нужную картинку. Ребенок, который первым подберет пару, выигрывает.

Игра «Назови первый звук слова»

(в кругу с мячом) Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя первый звук, ребенок перебрасывает мяч воспитателю и называет первый звук слова. В игре должны принять участие все дети.

Игра «Изменилась песенка» (звуки-товарищи «Ж» и «Ш»)

Воспитатель. Вспомните, как жужжит жук («ж~ж-ж). Вот что однажды произошло с жуком: он летел и так громко жужжал, что потерял голос и стал петь незвонко. У него получалась песенка: «Жж-ж-ж-ж-шш-ш-ш» (дети повторяют). Чью песенку пел жук? (Ветра.) Когда я покажу на мальчиков, они будут петь звонкую песенку жука: «Ж-ж-ж-ж»; когда покажу на девочек, они будут петь не звонкую песенку жука: «Ш-ш-ш-ш». (Дети делятся на две группы — мальчики и девочки. Упражнения повторяются 2 раза, затем дети меняются ролями, и игра повторяется.) Когда жук пел звонко, с голосом, то его песенка была похожа на звук «ж»; когда пел без голоса, песенка была похожа на звук «ш». Звуки «ж» и «ш» — товарищи. «Ж» произносится с голосом. А «ш» — без голоса (дети повторяют) .

Я научу вас проверять, с голосом или без голоса произносится звук. Подставьте ладошку к горлу и произносите долго «Ж-ж-ж-ж» — горлышко «играет» (кто не ощущает, целесообразно предложить приложить руку к горлу воспитателя). Значит, звук «ж» — звонкий и произносится с голосом. Теперь скажите: «Ш-ш-ш-ш» — горлышко «не играет», этот звук произносится без голоса, он не звонкий.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_0.jpg" alt=">Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед: Аросланова Анна Александровна">

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_1.jpg" alt=">Игры для формирования лексико-грамматических категорий Игры и упражнения, направленные"> Игры для формирования лексико-грамматических категорий Игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола. Знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_2.jpg" alt=">Для детей 5 - 6 лет «Чьи покупки?» Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие"> Для детей 5 - 6 лет «Чьи покупки?» Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря. Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением овощей и фруктов или муляжи. Предложите ребёнку послушать, что случилось с зайчиком и мишкой в одной истории. "Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка - овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, и зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них что купил". Поможем зайчику и мишке? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. В концы игры подводим итог: "Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?" В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания, головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_3.jpg" alt=">«Подбери словечко» Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. В"> «Подбери словечко» Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_4.jpg" alt=">"> "Скажи наоборот" Цель: расширение словаря антонимов. У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого. 1. С опорой на картинки: Дедушка старый, а внук … Дерево высокое, а куст … Море глубокое, а ручеёк … Дорога широкая, а тропинка … Перо легкое, а гиря … Летом нужна летняя одежда, а зимой … 2. Без опоры на картинки: Пирожное сладкое, а лекарство … Ночью темно, а днем … У волка хвост длинный, а у зайца … Хлеб мягкий, а сухарь … Чай горячий, а лед … Летом жарко, а зимой …

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_5.jpg" alt=">«Кто кого обгонит?» Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном"> «Кто кого обгонит?» Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже. Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии. Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?" Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху). Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу). Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд). Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед). Человек и машина… (Машина обгонит человека).

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_6.jpg" alt=">"> "Незнайкины ошибки" Цель: развитие слухового внимания, умения согласовывать слова в предложении в винительном падеже. Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки. В осеннем лесу. Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_7.jpg" alt=">«Мама потерялась» Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие"> «Мама потерялась» Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные«. В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей. Пример: Корова ищет…(телёнка). Вот телёнок. Лошадь ищет…(жеребёнка). Свинья ищет…(поросёнка). Собака ищет…(щенка). Кошка ищет…(котёнка). Коза ищет…(козлёнка). Овца ищет…(ягнёнка). Лисица ищет…(лисёнка). Зайчиха ищет…(зайчонка). Волчица ищет…(волчонка). Ежиха ищет…(ежонка). Медведица ищет…(медвежонка). Белка ищет…(бельчонка). В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_8.jpg" alt=">«Федорино горе» Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже"> «Федорино горе» Цель: развитие внимания, слуховой памяти, умения согласовывать существительные в родительном падеже множественного числа. Читаем отрывок из стихотворения "Федорино горе". Затем просим ребёнка припомнить, какая посуда убежала от Федоры, и чего у неё теперь нет. Можно при этом рассматривать картинки с изображением посуды или использовать настоящую. При повторном чтении стихотворения ребёнок подсказывает слово и показывает соответствующую картинку. Федорино горе. Вся посуда разбежалась! У Федоры не осталось Ни бидона, ни бутылок, Ни беззубых, грязных…(вилок). Нет покинутых сироток - Чёрных, гнутых…(сковородок). Нет запачканных грязнуль - Битых, ломанных…(кастрюль). Не видали близко люди И осколков грязных…(блюдец), Убежавших от букашек Много дней немытых…(чашек), Скрывшихся от тараканов Мутных, треснувших…(стаканов). Как Федора ни смотрела, Не нашла нигде…(тарелок). Скрылся от Федоры ножик, Нет больших столовых…(ложек).

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_9.jpg" alt=">«День рождения Мишутки» Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже. "> «День рождения Мишутки» Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя. Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости. Пример: Орехи - белке. Мишутка ждёт белку. Рыба … - Мишутка ждёт… Морковь … - Мишутка ждёт… Грибы … - Мишутка ждёт… Зерно … - Мишутка ждёт… Трава … - Мишутка ждёт…

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_10.jpg" alt=">Для детей 6 - 7 лет «Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения"> Для детей 6 - 7 лет «Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль; Еда - очистки - пища; Труд - завод - работа; Танец - пляска - песня; Бежать - мчаться - идти; Думать - хотеть - размышлять; Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий - пугливый; Старый - мудрый - умный; Бестолковый - маленький - глупый; Смешной - большой - огромный.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_11.jpg" alt=">«Два приятеля» Цель: развитие словаря синонимов. Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный -"> «Два приятеля» Цель: развитие словаря синонимов. Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый). "Семейная олимпиада" Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_12.jpg" alt=">"> "Два брата" Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев. Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_13.jpg" alt=">"> "Назови ласково" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). Ведро синее, а ведерко … (синенькое). Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). Дом низкий, а домик … (низенький). Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_14.jpg" alt=">"> "Магазин посуды" Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания. Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_15.jpg" alt=">"> "Найди по цвету" Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье. Желтая - репа, краска, сумка. Синий - василек, баклажан, карандаш.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_16.jpg" alt=">"> "Выбери правильное слово" Цель: развитие мышления, речевого внимания. Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер. На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге). Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_17.jpg" alt=">"> "Найди картинку" Цель: развитие анализа и синтеза. Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта. Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова: аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор; рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон; причал, море, капитан, палуба, моряк, берег; шоссе, кондуктор, водитель, остановка; эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_18.jpg" alt=">«Скажи наоборот» Цель: расширение словаря антонимов. Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем"> «Скажи наоборот» Цель: расширение словаря антонимов. Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению. Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот – светло. ДРУГ … ВРАГ ДЕНЬ … НОЧЬ РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ) ЖАРА … ХОЛОД ЗЛО … ДОБРО ПРАВДА … ЛОЖЬ ХОРОШО … ПЛОХО ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО ВЫСОКО … НИЗКО МОЖНО … НЕЛЬЗЯ ТРУДНО … ЛЕГКО БЫСТРО … МЕДЛЕННО ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_19.jpg" alt=">Игры на развитие звуковой культуры речи "> Игры на развитие звуковой культуры речи В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_20.jpg" alt=">«Придумай слово» Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в "> «Придумай слово» Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове. Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать учащихся на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, педагог говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_21.jpg" alt=">«Строим дорожку» Цель – развитие фонематического слуха. Дети садятся в круг. Кому-то даётся"> «Строим дорожку» Цель – развитие фонематического слуха. Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе педагог активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе педагог уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, а педагог выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_22.jpg" alt=">«Ловушка» Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук. Педагог предлагает"> «Ловушка» Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук. Педагог предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются педагогом в зависимости от темы занятия.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_23.jpg" alt=">«Поймай слог» Цель – развитие слухового внимания и его быстроты. Педагог «бросает»"> «Поймай слог» Цель – развитие слухового внимания и его быстроты. Педагог «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово. Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д. «Раздели правильно» Цель – развитие умения делить слова на слоги. Педагог говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_24.jpg" alt=">«Посели в домик» Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова. "> «Посели в домик» Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова. Педагог вводит «гостей» при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_25.jpg" alt=">Игры на развитие связной речи Работа по"> Игры на развитие связной речи Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений я привожу ниже.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_26.jpg" alt=">«Распространи предложение» Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями."> «Распространи предложение» Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например, учитель начинает предложение так: «Дети идут … (Куда? Зачем?)» Или более усложнённый вариант: «Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_27.jpg" alt=">«Если бы…» Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа,"> «Если бы…» Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования. Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как: -«Если бы я был волшебником, то …» -«Если бы я стал невидимым…» -«Если весна не наступит никогда…» Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Src="http://present5.com/presentacii/20170504/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_images/29-igry_dlya_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolynogo_vozrasta.ppt_28.jpg" alt=">«Закончи сам» Цель – развитие воображения, связной речи. Педагог рассказывает детям"> «Закончи сам» Цель – развитие воображения, связной речи. Педагог рассказывает детям начало сказки, рассказа, либо начало выдуманной истории, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку.

Игры, направленные на развитие речи у дошкольников старшей группы

Игра «Закончи предложение».

Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

Описание : детям предложить закончить предложения:

Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)

Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)

Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)

Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).

Игра «Режим дня».

Цели: активизировать речь детей; обогащать словарный запас.

: 8-10 сюжетных (схематических) картинок с изображением режимных моментов.

Описание : предложить рассмотреть картинки, а затем расположить их в определённой последовательности и объяснить.

Игра «Кому угощение?».

Цель: развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.

картинки с изображением медведя, птиц, лошади, лисы, рыси, жирафа, слона.

Описание: воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.

Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

Игра «Назови три слова».

Цель: активизировать словарь.

Описание: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)

Игра «Кто кем хочет стать?».

Цель: развивать умение употреблять трудные формы глагола в речи.

Игровой материал и наглядные пособия : сюжетные картинки с изображением трудовых действий.

Описание: детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».

Игра «Зоопарк».

Цель: развивать связную речь.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.

Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид.

2. Чем питается.

Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.

Игра «Сравни предметы».

Цели : развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.

Игровой материал и наглядные пособия : вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.

Описание: воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди».

Например:

У меня нарядный фартук.

У меня рабочий фартук.

Он белого цвета в красный горошек.

А мой - темно-синего цвета.

Мой украшен кружевными оборками.

А мой - красной лентой.

У этого фартука по бокам два кармана.

А у этого - один большой на груди.

На этих карманах - узор из цветов.

А на этом нарисованы инструменты.

В этом фартуке накрывают на стол.

А этот надевают для работы в мастерской.

Игра «Кто кем был или что чем было».

Цели : активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

Игра «Назови как можно больше предметов».

Цели: активизировать словарь; развивать внимание.

Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.

Игра «Подбери рифму».

Цель: развивать фонематический слух.

Описание: воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.

По дороге шел жучок,

Песню пел в траве... (сверчок).

Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.

Игра «Назови части предмета».

Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.

Задачи:

  • содействовать развитию внимания, мышления, воображения, памяти, связной речи, эмоциональной отзывчивости;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим, .

Игровой сюжет: , чтобы помочь Золушке и сказочным героям попасть на бал сказочных героев.

Игровой образ: Золушка и мачеха.

Игровой результат : дети помогают Золушке вместе со сказочными героями отправиться на бал сказок.

Игровая проблемная ситуация: Золушка не может попасть на бал сказок, так как мачеха заколдовала всех сказочных героев.

Материал и оборудование : аудиозапись обращения Золушки, иллюстрации к сказкам с перемешанными эпизодами «Заячья избушка»; «Петушок - золотой гребешок»; «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кошкин дом», «Лисичка со скалочкой», «Маша и медведь», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; тыква, рукавичка, шапочка красного цвета, туфелька, яичко и ключик золотого цвета, зеркало, горшочек мёда, медицинский чемоданчик, гармошка; мультимедийная презентация к заданиям «Знакомые образы», кубики Н.А. Зайцева; изображения сказочных героев: Незнайка, Шапокляк, Крокодил Гена, Дюймовочка, Кот в сапогах, Буратино, Емеля, Щелкунчик, почтальон Печкин; зашифрованные письма в виде схем-моделей, музыкальный ролик «Сказки гуляют по свету».

Предварительная работа: чтение сказок, художественных произведений, просмотр мультфильмов по сюжетам известных сказок, посещение театральных представлений, оформление альбома детского творчества «Любимые герои сказок», выставки «Наши любимые сказки», работа в микрогруппах по проектным заданиям совместно с родителями и подготовка для детей сказочных костюмов.

Ход игры

Организационный момент.

Дети входят в группу. При входе они видят тыкву.

В. Что это? Как вы думаете, откуда в группе тыква? Кто бы нам мог её оставить? Какому сказочному герою она может принадлежать? (Золушке.) В каких сказках ещё встречается тыква?

Звучит аудиообращение Золушки:

«Дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь, я очень хочу попасть на бал сказочных героев. Но злая мачеха заколдовала и спрятала их. И теперь, чтобы спасти героев сказок и попасть на бал, нужно пройти сложный путь и выполнить множество заданий. Друзья мои, вы поможете мне в этом?»

Дети. Поможем!

Основная часть.

В. Ребята, посмотрите - . Для тог, чтобы его пройти, надо быть очень внимательными, правильно выполнять задания и находить подсказки, куда направляться дальше. Как вы думаете, куда же нам сейчас идти? (Дети показывают стрелку на дорожке, которая указывает на рукавичку.)

Ребята, а кто потерял рукавичку?

В рукавичке дети находят картинки из разных сказок (каждому ребёнку - по 1 карточке) и записку от Золушки: «Ребята, злая мачеха перепутала все эпизоды сказок, вам необходимо их восстановить. Лишь, когда правильно назовёте все сказки и найдёте к ним картинки, вы сможете найти подсказку, куда отправляться дальше.»

Игра «Путаница из сказок».

Цель: развивать внимание и память, упражнять детей в узнавании сказок, выделении эпизодов из сказки.

Игровые действия: рассмотреть картинку, узнать сказку и назвать её, собрать из разрезных картинок два, следующих один за другим, эпизода сказки.

Ход игры

В. Дети, посмотрите внимательно на свои картинки. Вспомните, из какой они сказки? А теперь подойдите к столам и найдите продолжение своей сказки, но будьте внимательны, т.к. вам могут попадаться и лишние, перепутанные эпизоды сказок.

Когда дети правильно найдут все эпизоды к своей сказке, перевернув картинки, они увидят стрелку, которая покажет направление дальнейшего пути.

Продолжая идти по указанному направлению, дети наталкиваются на горшочек мёда.

В . Ребята, чей это горшочек? В какой сказке встречается этот предмет? Кто его потерял? (Ответы детей.)

В горшочке находят записку от Золушки:

«Ребята, вам надо найти все потерянные вещи сказочных героев и выяснить, кому они принадлежат, тогда вы найдёте подсказку дальнейшего пути».

Игра «Потерянные вещи».

Цель: стимулировать развитие внимания, наблюдательности.

Игровые действия: дети должны найти потерянные вещи, размещённые по группе и объяснить, кому из героев сказок они принадлежат.

Ход игры

Дети находят потерянные вещи сказочных персонажей, называют хозяина и складывают их в корзину.

На каждой вещи закреплена картинка цветка - подсказка, куда идти дальше.

  1. Шапочка красного цвета (Красная шапочка).
  2. Туфелька (Золушка).
  3. Золотое яичко (Курочка ряба).
  4. Золотой ключик (Буратино).
  5. Зеркало (злая царица-мачеха).
  6. Горшочек мёда (Винни-Пух).
  7. Медицинский чемоданчик (Айболит).
  8. Гармошка (Крокодил Гена).

В . Ребята, подумайте, что значит эта картинка? Куда нам идти дальше? Что искать? (Цветок, поляну цветов.)

Дети направляются к цветам, на экране появляется цветок.

В . Дети, вы молодцы! Теперь, чтобы пройти дальше, вы должны узнать сказочных героев по описанию.

Игра «Знакомые образы»

(На экране появляются лепесточки цветка с загадками).

Цель: стимулировать развитие внимания, мышления, закреплять навыки чтения.

Игровые действия: прослушав загадку, надо узнать сказочных героев и сказку, записать кубиками слова, буквы которых появляются на экране компьютера после правильного ответа на загадку. Эти слова подсказывают детям, куда идти и что искать дальше.

1 . А дорога далека,

Чё А корзина не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок (Маша и медведь.)

Р 2 . По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра! (По щучьему велению.)

3 . Нет ни речки, ни пруда -

Где воды напиться?

Ны Очень вкусная вода

В ямке от копытца!.. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

4 . Не лежалось на окошке -

Й Покатился по дорожке…(Колобок.)

5 . Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!.. (Волк и семеро козлят.)

6 . Скачет лошадь непростая -

Я Чудо-грива золотая,

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок -

Удивительный конёк

По прозванью… (Конёк-Горбунок.)

7. На крыше дома он живёт

Щи Человечек-вертолёт… (Карлсон.)

8 . Прогулялась я по полю

К И купила самовар,

А потом на мне женился

Храбрый маленький комар… (Муха-цокотуха.)

В. Дети, прочтите слова, которые получились (чёрный ящик). Значит, что мы должны искать? (Ответы детей.)

Дети находят чёрный ящик, который закрыт на замок.

В. Ребята, мачеха спрятала какой-то из предметов, изображённых на картинках в чёрный ящик (картинки на доске). Отгадайте его! Только вопросы должны быть такие, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». Когда вы отгадаете предмет, только тогда можно будет открыть ящик.

Словесная игра «Да-нетка».

Цель: систематизировать представления о свойствах предметов.

Игровые действия: на доске вывешены картинки семи предметов, нужно отгадать, какой из предметов, изображённый на картинке, находится в чёрном ящике. Вопросы необходимо задавать как, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет».

Дети отгадывают предмет, на дне ящика находят горошину и эмблему фотоаппарата (подсказку следующего задания).

Задание «Фотографии».

На доске 11 иллюстраций сказочных героев. У детей такие же иллюстрации в конвертах, но одной не хватает (10 шт.).

Цель: стимулировать развитие у детей зрительной памяти, уточнять название сказочных героев.

Игровые действия: дети должны запомнить фотографии всех героев на доске, а затем найти недостающую у себя в конверте.

Ход игры

В . Ребята, посмотрите, сказочные герои сфотографировались для пригласительных билетов на бал. Давайте перечислим их всех и запомним.

Дети называют. Затем иллюстрации прячутся.

В. Ребята, злая мачеха спрятала одну из фотографий героев. Посмотрите на фото, которые находятся у вас в конвертах, и скажите, фотографии какого сказочного героя не хватает.

Дети называют героя, проверив содержимое конвертов, педагог воспитатель даёт недостающее фото. На доску выставляется иллюстрация - Почтальон Печкин (на обратной стороне письмо - подсказка). Дети ищут письмо.

Письмо Золушки.

«Ребята, если вы выполните последнее задание, то всё колдовство разрушится, и сказочные герои вместе со мной смогут попасть на бал. Но сначала вы должны прочесть все истории в зашифрованных письмах».

Игра «Зашифрованные письма».

Цель: стимулировать развитие связной речи, творческого воображения.

Игровые действия: дети должны рассказать зашифрованные истории по модели-схеме, в одной из которых история о Золушке.

Ход игры

Дети рассказывают истории по зарисованной модели-схеме (на обратной стороне истории о Золушке - эмблема компьютера).

В . Ребята, что бы значила эта эмблема, как вы думаете? Что надо делать дальше? (Ответы детей.)

Дети подходят к экрану, звучит обращение Золушки:

«Ребята, вы справились со всеми заданиями, расколдовали всех сказочных героев. Это значит, что вы много читаете книг и очень хорошо знаете сказки. Теперь мы можем все вместе отправиться на бал сказок!»

Звучит песня «Сказки гуляют по свету» с использованием мультимедийной презентации.

Заключительная часть. Подведение итогов.

В . Ребята, вам понравилось ? Теперь вы все вместе можете отправиться на сказочный бал. А что для этого надо сделать? (Превратиться в сказочных героев.) Вы вместе с родителями подготовили костюмы любимых сказочных героев и сейчас их продемонстрируете. До встречи на балу!

Дефиле костюмов сказочных героев .

Введение

В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения использую как на занятиях, так и вне занятий с определенной группой детей или индивидуально. В нашей группе предусмотрено тематическое планирование занятий, т.е. в течение недели изучается определенная лексическая тема, например «Дикие животные» - по этой теме уточняем, обогащаем, активизируем словарь, а так же развиваем связную речь детей, а это не всегда интересно, поэтому используем игры и упражнения по развитию речи. К каждой лексической теме подобраны и изготовлены соответствующие игры, которые помогают детям более успешно запомнить предложенный материал.
Игра для дошкольников – основной вид деятельности. Через игру ребёнок осваивает предметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли. Во время игры приобретает знания об окружающем мире. Для ребёнка игра – дело серьёзное. Физиолог Х. Хогленд писал: «Понимание атома – это детская игра по сравнению с пониманием детской игры». В игре ребёнок проявляет себя как личность. В ней он удовлетворяет основные свои потребности и желания, особенно в общении, познании. Как сосредоточен он в игре, увлечён!

Воспитание звуковой культуры речи

В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Особенно остро вопросы совершенствования работы по воспитанию звуковой культуры речи встают в связи с переходом к школьному обучению.
Воспитатель, проводя со старшими дошкольниками усложненные варианты игр, рекомендованных для детей более младших возрастов, закрепляет их знания о том, что слово звучит, т.е. оно состоит из звуков, что звуки разные, их может быть в слове мало или много и располагаются они в определенной последовательности. Во время упражнений детям предоставляется возможность активно использовать уже усвоенные ими знания о слове и самостоятельно составлять задания, связанные со звучащим словом, для своих сверстников.
Новые упражнения со звучащим словом требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, формируют оценочное отношение к выполнению заданий.
По мере освоения детьми звуковой стороны слова обостряется их внимание к уже известным словам: «А почему мы говорим лук и лук , звучат одни и те же звуки, а это
совсем разные вещи – лук , из которого стреляют, и лук , который едят?», «Почему в слове уж мало звуков, а в слове журавушка много?», «А кто придумал слова?», «А у нас соседка говорит вместо тепло – тёпло. Почему взрослые говорят неправильно?» Такие вопросы – свидетельство того, что дети размышляют о языке, проявляют интерес к осмыслению языковых особенностей, это свидетельство возросших интеллектуальных и речевых возможностей детей.
Следующая ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова – слоговой анализ слов. Экспериментальные данные свидетельствуют о возможности обучения слоговому анализу слова детей старшей группы.
Работа воспитателя со старшими дошкольниками предполагает также и формирование у них умения анализировать слоговую структуру слова, выделять слоги в слове. Шестилетний ребенок должен знать, что слово имеет части – слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенной последовательности, что один слог – ударный. Воспитателю нужно научить детей членить слово на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги двух-трех-сложные слова с открытыми слогами (ли-са, ли-си-ца).

Ознакомление с окружающим и формирование словаря

Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

Предлагаю несколько игр, которые помогут сделать процесс обучения более увлекательным и успешным.

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Игровой материал:

  1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5 – 7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.
  2. Предметные картинки, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:
коза – коса мишка – мышка кит – кот
трава – дрова крыша – крыса усы – осы
катушка – кадушка каска – маска ком – сом
уточка – удочка мак – рак дом – дым

Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Игровой материал:

  1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда): внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше – 2 для двухсложных и наверху – 1 для односложных слов.
  1. Предметные картинки: на односложные слова (сом, рак, ключ, тигр и т.д.); на двухсложные слова (коза, кошка, баран, чашка и т.д.); на трехсложные слова (собака, корова, сапоги, тарелка и т.д.).

Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех), упражнять в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах)
Игровой материал:

  1. Изображение телевизора, в нижней части которого наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв; за экраном – карман (для демонстрации картинок).
  2. Предметные картинки и карточки с буквами.
  3. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.

Цели :

  1. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя – осенняя, летняя – весенняя).
  2. Активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.
  3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.

Игровой материал:

  1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др.
  2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).

Цели :

  1. Активизация, обогащение словаря по теме «Дикие животные» (жилище, внешние признаки, поведение).
  2. Учить правильно употреблять предлоги (в, под, на).
  3. Составление предложений по демонстрационным действиям.

Игровой материал :

  1. Потолочная плитка, на которой изображен зимний лес. В некоторых местах «леса» сделаны прорези (в дереве, под кустом, в сугробе), в них изображены животные (белка, заяц, медведь).
  1. Крышки для закрывания прорезей.

Цели:

  1. Обогащение и активизация словаря детей.
  2. Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление простых – в, на, к, из, за и т.д. и сложных – из-под, из-за и т.д. предлогов).
  3. Учить составлять предложения различного типа.

Игровой материал:

  1. Предметные картинки
  2. Схематическое изображение предлогов.

Список литературы

  1. Г.С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988
  2. Г.А. Тумакова Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1991
  3. Развитие речи. – М.: Мой Мир ГмбХ & Ко. КГ, 2006 Автор-составитель А.Х. Бубнова.
  4. А.И. Максаков, Г.А. Тумакова Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979


Загрузка...