paradisemc.ru

Тема по самообразованию подвижные игры в доу. План самообразования воспитателя группы раннего возраста «Подвижные игры с детьми раннего возраста, как средство активизации двигательной активности». календарно-тематическое планирование на тему. Игры с детьм

МДОУ «Детский сад №11 «Ромашка» города Алушты

Воспитатель второй младшей группы №2

ФИО Корохова Людмила Владимировна

Стаж 10 лет

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2 – 3 лет»

2016/2017 уч. год

Содержание

Цель работы:

повышение своего профессионального мастерства и компетентности;

способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.

Задачи:

приобщать детей к устному народному творчеству, развивать их речь;

вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, загадкам, пестушкам, народным песенкам и играм;
– способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в МДОУ
;

воспитывать гуманные отношения.

Предполагаемый результат:

у детей повысится интерес к устному народному творчеству – потешкам, колыбельным песням, стишкам, пестушкам, речевым народным играм;

повысится уровень речевого развития детей раннего возраста;

повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.

Уровень речевого развития детей раннего возраста повысится, если:

педагоги дошкольного образования заинтересованы процессом речевого развития;

организовано специальное обучение родной речи с использованием фольклора в разнообразных видах деятельности;

малые формы фольклора отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Срок работы над темой: сентябрь – май 2016-2017 учебного года.

Актуальность:

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, прибаутки, песенки, сказки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Литература:

Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учебн. -метод. пособие 2-е изд., перераб, и доп. СПб, 2008.

Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 160 с.

Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа (от 2 до 3 года) / авт. Сост. Н.В. Лобозина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 303 с.

Интернет-ресурс: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

2–3 лет. .

Интернет-ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста 2-3 года) посредством использования малых форм устного народного творчества. http://diplomba.ru/work/101329.

Перспективный план работы по самообразованию педагога

с детьми, родителями, воспитателями

Учебный период

Мероприятия

Самореализация

С детьми

С родителями

Форма отчета

Сентябрь

«Детский сад»

Подбор литературы по теме

Составление перспективного плана по самообразованию

Разработка анкеты для родителей

Адаптационный период.

Разучивание игры «Ладушки»

Слушание потешки «Кто тут плачет?»

Знакомство с родителями

План самообразования

Анкета для родителей

Октябрь

«Домашние и дикие животные»

Поиск нужного художественного материала

Подведение итога анкетирование родителей

Разучивание потешки «Наши уточки с утра»

Игра «Зайка серенький сидит»

Игра «Наседка и цыплята»

Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Показ магнитного театра «Курочка ряба»

Ноябрь

«Я – человек»

«Мой дом»

Подбор информации в родительский уголок по данной теме

Разучивание наизусть потешек, для дальнейшего рассказывания детям

Разучивание потешки «Наша Маша маленькая»

Сказка «Маша и медведь»

Игровая ситуация «Укладываем куклу спать» (колыбельная «Баю, баю, баю, бай…»)

Консультация «Фольклор в речевом развитии ребенка» (часть 1)

Кукольный театр «Маша и медведь»

Декабрь

«Транспорт»

«Новогодний праздник»

Подготовка материала с перечнем художественных произведений для детей раннего возраста

Потешка «Ладушки»

«Водичка, умой мое личико»

Отгадывание детьми загадок о диких животных

Консультация «Фольклор в речевом развитии ребенка» (часть 2)

Досуг «Отгадай загадку»

Январь

«Зима»

Подбор иллюстрированного материала к потешкам и сказкам

Знакомство с потешками «Пошел котик на торжок»,

«Ой ты, заюшка пострел»

Рассказывание сказки «Репка»

Разместить в уголке для родителей информацию с перечнем рекомендуемого художественного материала по данному возрасту для занятий дома

«Прилетели гули» пальчиковые
и музыкальные игры на основе русских народных потешек

Февраль

«Профессии»

Подготовка атрибутов к театрализованной игре «Репка»

Оформление выставки книг для родителей

Загадки о животных

Выставка детской книги для родителей по данной теме

Театрализованная игра «Репка»

Март

«Мамин день»

«Игрушки»

Подготовить консультацию для родителей

Знакомство со сказкой «Теремок»

Слушание колыбельной «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай»

Пальчиковая игра «Сорока-белобока»

Консультация для родителей «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста»

Театрализация сказки «Теремок»

Апрель

«Весна»

Подготовка атрибутов к подвижной игре «Карусели»

Подготовка доклада по результатам работы над темой

Разучивание закличек «Дождик, дождик, веселей»; «Солнышко-ведрышко»

Народная игра «Карусели»

Индивидуальные консультации с родителями

Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись»

Доклад

Май

«Скоро лето»

Слушание потешки «Травка-муравка»

Отгадывание загадок о домашних животных

Подведение итога работы над темой

Проведение досуга «Как у наших у
ворот…» песенки
потешки, хороводные игры


Индивидуальный план

самообразования

« РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

Инструктор по физической культуре

Перелыгина Н.Ю.

Актуальность темы

Подвижная игра – сознательная, двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждает детей раннего возраста к определенным умственным и физическим усилиям, а значит способствовать их развитию в целом. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных движениях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными видами действий. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место, не мешая другим, по сигналу убегать или менять место. Игра помогает ребенку преодолевать робость, застенчивость. В игре, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний и активной деятельности. В подвижных играх дети учатся играть дружно, уступать и помогать друг другу. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно–мышечной, сердечно–сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка различных систем и органов.

Цель

Повышение своего профессионального уровня в изучении подвижных игр; внедрение и применение их в работе с детьми.

Задачи

Изучение методической литературы по подвижным играм.

Изучение теоретического курса по развитию двигательной активности детей.

Творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей дошкольников.

Формировать устойчивый интерес детей к подвижным играм, к активному образу жизни, воспитанию моральных, волевых, нравственных, эстетических качеств, а также расширить двигательный опыт детей посредством овладения новыми двигательными качествами.

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА

ЭТАПЫ

СРОКИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ

Изучение литературы по теме сообразования

Сентябрь-Декабрь

ОСНОВНОЙ

Оформление конспектов НОД и досуговых мероприятий

Январь-Апрель

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Написание отчета по самообразованию

Май

Классификация подвижных игр для дошкольников

Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т.п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастным группами. Это помогает инструктору планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.

В сборнике М.М. Конторович и Л.И. Михайловой , принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности. Большая подвижность - участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки») средней подвижности - активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов) малой подвижности - движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»).

Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих сюжет действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.
Вторая группа - спортивные игры : городки, бадминтон, баскетбол, футбол. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.

Сюжетные подвижные игры

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.

Бессюжетные подвижные игры

Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же, как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.

Бессюжетные игры с использованием определенных предметов

«Кегли», «Кольцеброс» и т. п.
Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.

Игровые упражнения

Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.).

Игры-забавы

В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на досуга, на физкультурных праздниках.

Игры с элементами соревнования

(«Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.) игры доступны детям более старшего возраста (5–6 лет), в младших группах их не проводят.
Игры с элементами спортивных игр - проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам.

Картотека подвижных игр для детей

Найди свой цвет
Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.

Ход игры: воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета.

Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

Солнышко и дождик
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места.

Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.

Воробушки и автомобиль
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.

Ход игры: дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль», дети убегают на свои стульчики.

После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Поезд
Цель: формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими группами, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.

Ход игры: сначала к игре привлекается небольшая группа детей. первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем свободно двигаются друг за другом, двигая руками, имитируя движения колес. Роль паровоза сначала исполняет воспитатель. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку.

Огуречик… огуречик…
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: на одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

После окончания речёвки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

Наседка и цыплята
Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.

Ход игры: дети, изображающие цыплят вместе с наседкой находятся за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезая под веревкой бегут к ней. На слова «Большая птица» цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом, можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали ее.

Пробеги тихо
Цель: воспитывать выдержку, терпение, умение передвигаться бесшумно.

Ход игры: дети распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец зала. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

Самолеты
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры: перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Найди свой домик
Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.

Ход игры: с помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая из которых становится у определенного места. По сигналу они разбегаются по залу в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» - дети должны собраться группами у того места, где стояли вначале.

После освоения игры, исходные дома можно менять местами. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Кролики
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах продвигаясь вперед; развивать ловкость, смекалку, уверенность.

Ход игры: в одной стороне зала полукругом расставлены стулья – это клетки кроликов. На противоположной стул – это дом сторожа. Дети сидят на корточках за стульями. Когда сторож выпускает кроликов на лужок – дети один за другим проползают под стульями, а затем прыгают продвигаясь вперед. По сигналу «Бегите в клетки» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Пузырь
Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.

Ход игры: дети вместе с воспитателем, взявшись за руки, образуют круг и проговаривают слова:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой.
Оставайся такой да не лопайся.

Играющие в соответствии с текстом отходят назад держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь!». Тогда играющие приседают на корточки и говорят «Хлоп!». И идут в цент круга со звуком «ш-ш-ш». затем снова становятся в круг.

Где звенит колокольчик?

Цель: развивать глазомер, слуховую ориентацию, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети стоят на одной стороне зала. Воспитатель просит их отвернуться. В это время другой взрослый спрятавшись звенит колокольчиком. Детям предлагают послушать, где звенит колокольчик и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук.

Звонить в колокольчик нужно сначала громко, затем понижать звук.

Цветные автомобили
Цель: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию

Ход игры: дети размещаются по краям зала, они – автомобили. Каждому свой цветной круг. Воспитатель в центре зала, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает один, де, имеющие круг этого цвета разбегаются по залу в разных направлениях. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета и т.д.

Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

Где постучали?

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Ход игры: дети стоят в кругу. Водящий встает в середину и закрывает глаза. Воспитатель бесшумно обходит круг сзади, останавливается возле кого-нибудь, стучит палочкой и кладет ее так, чтобы не было видно. Отходит в сторону и говорит «Пора!». Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали и подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав он становится на место ребенка, за которым была спрятана палочка, а тот становится водящим.

Кот и мыши
Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации.

Ход игры: с одной стороны зала огораживается участок – это дом мышей (высота 50 см.). на другой стороне зала дом кота. Воспитатель говорит:

Кот мышей сторожит, притворился будто спит!

Дети проползают под рейками и бегают.

Воспитатель приговаривает:

Тише, мыши, не шумите.
И кота не разбудите!

Дети бегают легко и бесшумно. Со словами «Кот проснулся», ребенок изображающий кота бежит за мышами. Дети не подлезают под рейки, а вбегают в норки через неогороженную часть.

У медведя во бору
Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит

И на нас рычит.

Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

Мышеловка
Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание; учить согласовывать слова с игровыми действиями.

Ход игры: играющие делятся на две неравные подгруппы. Меньшая образует круг – мышеловку. Остальные – мыши. Игроки в кругу двигаются и приговаривают

Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть.

По окончании слов дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают, с другой стороны. По сигналу дети опускают руки и приседают. Мыши, не успевшие выбежать, считаются пойманными. Они тоже встают в круг. Игра продолжается. Когда большая часть детей поймана, подгруппы меняются местами.

У кого мяч?

Цель: развивать внимательность; закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами игры.

Ход игры: играющие образуют круг. Выбирается водящий, который стоит в центре. Остальные игроки плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Воспитатель дает кому-нибудь мяч, и дети за спинами передают его друг другу. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Он говорит «Руки!» и тот, к кому обращаются должен выставить обе руки. Если водящий угадал, он берет в руки мяч и становится в круг. Игрок, у которого забрали мяч становится водящим.

Лохматый пес
Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.

Ход игры: дети стоят на одной стороне зала. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами

Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим что-то будет!

После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.

Береги предмет
Цель: приучать детей действовать по сигналу; развивать ловкость, выдержку, глазомер.

Ход игры: дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик. Воспитатель находится в кругу и старается взять кубик то у одно то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается водящий, приседает и закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Вначале водящий не забирает кубики у детей, а только делает вид. Затем при повторении он может взять кубик у игрока, не успевшего закрыть его руками. Этот ребенок временно не участвует в игре.

Впоследствии роль водящего может быть предложена наиболее активным детям.

Автомобили
Цель: развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную.

Ход игры: каждый играющий получает руль. По сигналу водящего (поднят зеленый флажок) дети разбегаются в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется.

Игра проходит эмоциональнее под музыкальное сопровождение.
Мы веселые ребята
Цель: развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры.

Ход игры: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать
Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!

После слава «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот, кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

Найди себе пару
Цель: развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.

Ход игры: для игры необходимы платочки по количеству детей. половина платочков одного цвета, половина другого. По сигналу воспитателя дети разбегаются. На слова «Найди пару!» дети имеющие одинаковые платочки встают парой. В случае если ребенок остался без пары, играющие говорят «Ваня, Ваня не зевай, быстро пару выбирай».

Слова воспитателя можно заменить звуковым сигналом. Игра эмоциональней проходит с музыкальным сопровождением.

Удочка
Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Ход игры: играющие стоят по кругу, в центре воспитатель, он держит в руках веревку, к которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.
Не попадись
Цель: развивать ловкость, быстроту; играть, соблюдая правила; совершенствовать прыжки на двух ногах.

Ход игры: играющие располагаются вокруг шнура положенного в форме круга. В центре – двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг и из него по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, тот получает штрафное очко. Через 40-50 секунд игра останавливается, подсчитываются проигравшие, и игра повторяется с новым водящим.
Пожарные на учении
Цель: закреплять умение влезания на гимнастические стенки, развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умение действовать по сигналу.

Ход игры: дети становятся в 3-4 колонны лицом к гимнастическим стенкам- это пожарные. Первые в колоннах стоят перед чертой на расстоянии 4-5 метров от стены. На каждом пролете на одинаковой высоте привязаны колокольчики. По сигналу дети стоящие первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней и звонят в колокольчик. Спускаются вниз, возвращаются к своей колонне и встают в ее конец воспитатель отмечает того, кто быстрее выполнил задание. Потом дается сигнал и бежит следующая пара детей.

Не оставайся на полу
Цель: развивать ловкость, быстроту, увертливость; играть, соблюдая правила.

Ход игры: выбирается ловишка, который вместе со всеми детьми бегает по залу. Как только воспитатель произносит слово «Лови1», все убегают от ловишки и взбираются на предметы. Ловишка старается осалить убегающих. Дети, до которых он дотронулся, отходят в сторону. По окончании игры подсчитывается количество пойманных и выбирается новый ловишка.

Ловишки с ленточками
Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер; совершенствовать ориентировку в пространстве, бег врассыпную.

Ход игры: дети стоят в кругу, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, а ловишка старается вытянуть у них ленточки. На сигнал остановки дети собираются в круг, водящий подсчитывает ленточки.

Игру можно проводить с усложнением:

В кругу стоят двое ловишек

Ловишки нет, мальчики собирают ленточки у девочек, а девочки у мальчиков.

Лиса и куры
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: на одной стороне зала находится курятник (можно использовать скамейки). На насесте сидят куры. На другой стороне – нора лисы. По сигналу куры спрыгивают с насестов и свободно передвигаются по свободному пространству. Со словами «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в сою нору. Когда водящий поймает 2-3 кур, выбирается другой ловишка.

Ловишки
Развивать увертливость, ловкость, быстроту.

Ход игры: дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до противоположной стороны так, чтобы ловишка, стоящий посередине, их не поймал. Кого осалят, считается пойменным. После 2-3 пробежек пойманные подсчитываются. Выбирают нового ловишку.
Два мороза
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами.

Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из них. Водящие - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос встают посередине, лицом к играющим и произносят текст

Я – Мороз Красный нос.

Я – Мороз Синий нос.
Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают:

"Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!"

После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки, а Морозы стараются их поймать и заморозить. «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись и до окончания пробежки стоят не двигаясь.

Сети
Цель: развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры.

Ход игры: одни дети встают по кругу и держат обручи. Другие- «рыбки»- снуют туда-сюда через обручи. Далее возможны варианты:

1. Щука гоняется за рыбками.
2. Дети с обручами медленно двигаются, по сигналу бегут по кругу, и тогда из него не возможно выбраться
3. Дети с обручами стоят неподвижно и только по сигналу начинают двигаться.

Ведется подсчет улова.

Гуси-лебеди
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.

Ход игры: на одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети, исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси: Га-га-га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да-да-да!
Пастух: Так летите.
Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!
Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойменных.

Воздушный футбол
Цель: совершенствовать ловкость, силу, смекалку; развивать координацию движений.

Ход игры: дети из положения сидя, зажимая ногами брусок, перекатываются на спину и бросают брусок через сетку, в ворота или вдаль. Вместо бруска можно использовать мяч.

Летает, не летает
Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.

Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает.

Возможен вариант с мячом.
Море волнуется
Цель: дать знания о различных пароходах, старинных парусниках, предметах такелажа.

Ход игры: играющие сидят на стульях, каждому присваивается определенное название. Затем капитан начинает двигаться по внешнему кругу, называя предметы, необходимые для плавания. Все названные предметы встают. На слова «Море волнуется1» дети начинают двигаться под музыку, изображая движения волн. Команда капитана «Море утихни!» служит сигналом к тому, что нужно как можно скорее занять места на стульях. Оставшийся без стула становится капитаном.
Почта
Цель: развивать игровую фантазию, умение соблюдать правила игры.

Ход игры: игра начинается с переклички игроков и водящего:

Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города…
- А что в том городе делают?

Водящий может сказать, что танцуют, поют, рисуют и т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание,
отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Потом фанты выкупаются, выполняя различные задания.

У Мазаля
Цель: совершенствовать согласованность движений.

Ход игры: участники сидят на стульях, выбирают деда Мазаля. Все остальные отходят от него и договариваются, что будут показывать. После чего идут и говорят:

Здравствуй, дедушка Мазаль с длинной белой бородой, с карими глазами, с белыми усами»

Здравствуйте, детки! Где вы были, что делали?

Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем.

Все выполняют движения, о которых договаривались. Когда дед отгадает, играющие разбегаются, а он их ловит.

Птицелов
Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.

Ход игры: играющие выбирают себе названия птиц. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами. Птицы водят хоровод

Во лесу в лесочке,

На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Ах, птицелов идет,
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой-либо птице.

Водящий должен угадать имя игрока и птицу.

Четыре стихии
Цель: развивать внимание, память, ловкость.

Ход игры: играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом какое-либо из слов стихии (например - воздух). Тот, кто поймал мяч должен назвать обитателя воздуха. Если названа земля – животное, если вода – рыбы. При слове огонь все должны несколько раз повернуться кругом, помахивая руками.

Черный, белый не берите, «Да» и «Нет» не говорите
Цель: развивать внимательность, умение следить за своими ответами в ходе игры, закреплять знания об окружающем.

Ход игры: игра начинается так:

Вам прислали сто рублей,

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,
«Да», «Нет» не говорите.

После этого водящий ведет разговор, задавая вопросы. Тот, кто сбился в ответе, отдает водящему фант. После игры, проштрафившиеся выкупают свои фанты, выполняя различные задания.

Краски
Цель: закреплять знание цвета и оттенков; совершенствовать навыки основных движений.

Ход игры: выбирают хозяина и двух продавцов. Все остальные игроки – краски, которые выбирают себе цвета. Покупатель стучится:

Кто там?

Покупатель.
-Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.

Если данной краски нет, хозяин говорит: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".

Выигрывает тот покупатель, который угадал больше красок.

Цветы
Цель: закреплять знания о цветах (или каких-либо других предметах, например, спортивный инвентарь), совершенствовать реакцию, скоростные качества.

Ход игры: каждый играющий выбирает себе цветок. По жребию выбранный цветок начинает игру. Он вызывает любой другой цветок, например, мак. Мак бежит, а роза его догоняет. Потом мак может назвать любой другой цветок. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Подбери пару
Цель: развивать логическое мышление, учить играть коллективом.

Ход игры: детям предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи. Например, причина-следствие, род-вид. Необходимо к указанному третьему слову подобрать из рада уже имеющихся, то слово, которое находится с ним в той же логической связи.

Например, школа – обучение, больница – доктор, ворота – футбол и т.д.

И третьи слова: ученик, лечение, больной, мяч, футболка.

Снежный ком
Цель: учить формировать последовательность в словах, запоминать предыдущие слова, согласовывать движения со словами.

Ход игры: групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранение их последовательности, добавив к ним свое слово. Игра проводится с передачей мяча.

Запретный номер
Цель: способствовать развитию внимания.

Ход игры: играющие встают в круг. Нужно выбрать цифру, которую нельзя говорить, вместо нее надо хлопнуть в ладоши, молча нужное количество раз.

Слушай команду
Цель: способствовать развитию внимания, совершенствовать умение самостоятельно организовываться, успокаиваться.

Ход игры: дети идут под музыку. Когда музыка замолкает все останавливаются и слушают произнесенную шёпотом команду и тот час ее выполняют.

Противоположное слово
Цель: учить детей обосновывать свое решение, подбирать слова, противоположные указанному.

Ход игры: предложить детям подобрать слова противоположные по смыслу к данным.

Для слов допускающих неоднозначное значение (например - сырой), предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение.

Угадай слово
Цель: совершенствовать умение соблюдать правила игры, развивать навык классификации, выделение наиболее значимых признаков.

Ход игры: детям предлагается угадать названия произвольно выбранных предметов, задавая при этом уточняющие вопросы, на которые можно получить ответ «Да» или «Нет».

Птицы
Цель: закрепить знания детей о различных птицах; совершенствовать умение соблюдать правила игры.

Ход игры: играющие выбирают хозяйку и ястреба. Остальные-птицы. Прилетает ястреб. Хозяйка говорит

Зачем пришел?
- За птицей!
- За какой?

Ястреб называет. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не переловит всех птиц.

Ловля рыб
Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, совершенствовать умение действовать по правилам.

Ход игры: игроки делятся на две группы. Одни становятся напротив других на расстоянии нескольких шагов. Одна группа – рыболовы, вторая – рыбы. В начале игры у них происходит разговор:

Что вы вяжете? (рыбы)
- Невод. (рыбаки имитируют движения)

Что вы будете ловить?
- Рыбу.
- Какую?
- Щуку.
- Ловите.

Рыбы поворачиваются и бегут до черты. Рыбаки стараются выловить как можно больше рыбы.

Винт
Цель: развивать творческую фантазию, воображение, пластику движения.

Выполнение: И.П. Основная сойка. Корпус поворачивается вправо и влево. Руки свободно следуют за корпусом.

Раз, два, три, четыре, пять –
Тебе в космос улетать!

Шалтай–болтай
Цель: развивать творческую фантазию, умение вживаться в образ, передовая характерные движения, выполнять движения одновременно с текстом

Выполнение: педагог проговаривает слова:

Шалтай-болтай сидел на стене
Шалтай-болтай свалился во сне…

Ребенок поворачивает туловище вправо – влево. На слова «Свалился во сне» резко наклоняет корпус вниз.

Факиры
Цель: тренировать отдельные группы мышц, развивать умение передавать характерные признаки образа.

Ход игры: дети сидят, ноги скрестно, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены. Голова опущена, подбородок касается груди. Глаза закрыты.

Под соответствующую музыку у детей «оживают» сначала кисти, затем поднимаются руки и голова, корпус вытягивается вперед-вверх.

ОТЧЁТ

Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в развитии двигательной активности детей . Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей по причинам безопасности лишены возможности участвовать в дворовых играх, еще недавно являющихся хорошей школой воспитания.
Эффективное развитие двигательной активности детей возможно, если разработана и используется методика, включающая:

  • Целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированное на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости).
  • Более расширенный объем подвижных игр по сравнению с традиционной методикой.

Правильно организованные подвижные игры могут выступать способом коррекции взаимоотношений детей, способствуют выработке положительных качеств, являются средством, способным оказать положительное влияние на взаимоотношения со сверстниками.
Для решения проблемы необходимо использовать подвижные игры в образовательной деятельности, так как ленивого они могут сделать трудолюбивым, незнайку- знающим неумелого-умельцем.
Подвижные игры были включены в разные формы работы по физическому воспитанию такие как: занятия по физическому развитию, занятия на воздухе и в зале, утренняя гимнастика, прогулка, и др.

На каждом занятии я использую подвижные игры разного характера: большой, средней и малой подвижности. Чаще всего использую игры сюжетного характера, так как сюжет захватывает внимание ребенка, и в них ярче всего проявляются эмоции.
Для создания у детей интереса к игре я вношу в игру мягкие игрушки, включаю музыку. В играх-эстафетах использую различные предметы: мячи, обручи, кубики, кегли и т.д.
Особенно ярко проявлялось чувство радости у детей, когда игры были под музыку, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение.
В игре «Покажи движение» я развивала у детей выразительность движений, чтобы они чувствовали себя раскованно, показывали движения и с юмором, и с разным эмоциональным состоянием.
Проявить эти эмоции детям было сначала трудно. Они не понимали, что я от них хочу. Но через несколько занятий всё наладилось.

В процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
В процессе игровых действий у детей формируется морально - волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
Подвижная игра с правилами - сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям.
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра-очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Среди широкого разнообразия игр в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место.
Значение подвижных игр велико: они являются одновременно, и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.
В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.
С помощью подвижных игр можно решать различные задачи нравственного, умственного и конечно физического воспитания. Как отмечает Шапкова Л.В, «при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности и общей работоспособности.»

С учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры, оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Доказано, что подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, т.к. почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.
Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.
Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.
Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели.
Основная задача подвижных игр - укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.
Для реализации задач необходимо применить следующие методы:

  • Анализ теоретической и научно-методической литературы по теме самообразования;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Анкетирование.

Теоретический анализ и обобщение литературы предполагает поиск литературных источников, который осуществлялся в Интернет, анализировались материалы журналов, сборники научных трудов, другие научные и научно-методические издания.
Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей.
Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных подвижных игр для занятий физическим развитием с детьми.
Усвоив общие задачи воспитания, я применяю их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого я использую данные врачебного осмотра по всем показателям, для того чтобы знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития.
Впервые дни работы я проанализировала состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития. Наметила конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные также требуют к себе внимания я их чаще привлекаю к играм, способствующим развитию тормозных процессов.
В методической литературе обычно рекомендуется разучивать новые игры на занятиях. Но это можно делать и в часы игр, например, во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей и инструктора имеется достаточно времени.
Для того, чтобы в каждой группе эта работа была систематической, чтобы ни один ребенок не выпал из поля внимания, подвижные игры предусмотрены в перспективном плане воспитательной работы, а также в плане работы на каждый день.
С помощью игры я осуществляю несколько задач: укрепляю и оздоровливаю организм детей, развиваю движения, вызываю радостные переживания, воспитываю моральные качества и т. д
При, выборе игры инструктор должен иметь в виду, где он предполагает провести её: в помещении или на площадке.

Планируя игры, инструктору следует учитывать состояние группы. В том случае, когда группа недостаточно организованна, лучше в первое время проводить более спокойные игры в кругу, игры с пением, постепенно переходя к играм с движением врассыпную, или дать простые игры.
При подборе игр для занятий, кроме общих воспитательных задач, приходится особо учитывать гигиеническую сторону каждой игры -степень её нагрузки, влияние на физиологические процессы.
Выбор игры для занятия зависит от того, в какую часть занятия она включается. Если игра даётся в первой части занятия, она вводится для того, чтобы организовать детский коллектив, научить детей строиться в колонну, в пары, в круг, размещаться на площадке. Таковы, например, игры «Чьё звено скорее соберётся», «Найди себе пару» и др. Во второй части занятия проводится игра высокой подвижности. Для заключительной части занятия подбирается игра средней или малой подвижности, цель которой привести организм в относительно спокойное состояние. Можно использовать для этого следующие игры: «Кто ушёл?», «Угадай по голосу», «Найди, где спрятано».
Чаще всего на занятии даётся одна, иногда две игры. Например, одна игра включается во вторую - основную часть занятия (обязательно), другая - в заключительную.
Подвижные игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры - действенное средство в развитии двигательной активности детей.

ЛИТЕРАТУРА

1 Агапова И.А.

Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008.

2 Вареник Е.Н.

Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3 Горохова М.Ю.

Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста.

4 Громова О.Е.

Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

5 От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

6 Пензулаева Л.И.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2003.

7 Степаненкова Э.Я.

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

8 Конторович М., Михайлова Л.

Подвижные игры в детском саду. Педагогика (дошкольная, школьная, общая)


План по самообразованию на 2014-2015 год
воспитателя Скрипневой Ольги Николаевны
Тема: Формирование личности ребенка посредством народных подвижных игр.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что подвижные игры - незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Дошкольный возраст - это период совершенствования и развития личности. А старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Детские народные подвижные игры выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно.
Цель работы по самообразованию: повысить эффективность реализации задач по воспитанию детей в условиях внедрения фгос на основе использования народных подвижных игр. Задачи: - развитие интереса к игре
-воспитание самооценки и самоконтроля
-формирование представлений о зож.

Месяц

Цель

Форма представления результатов самообразования

В течение года

октябрь

ноябрь-февраль


апрель

в течение года

февраль

март

Апрель

май

формирование совокупности теоретических знаний

изучение опыта работы других педагогов по обозначенной теме

создание условий для физического развития детей; формирования личности ребенка средствами народных подвижных игр через включение их в совместную деятельность.

Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.

Самореализация

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения

Повышение своего профессионального уровня

изучение ФЗ «Об образовании», ФГОС
изучение методической литературы,
Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду»
Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры.
Русские народные подвижные игры
Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе.
Михайлова М. А. «Народные традиции, игры, развлечения»
журнал «Дошкольное воспитание»

просмотр сайтов в Интернете.


разработать перспективный план


Работа с детьми.
Познакомить детей с русскими народными играми:
-знакомство с содержанием игры
-объяснение содержания игры
-разучивание игр
-проведение игр
(«Заря-заряница»,»Золотые ворота». «Гори, гори ясно», и т.д.)


Разучивание считалок, закличек, потешек

Отображение впечатлений, полученных во время подвижных игр, в продуктивной деятельности (рисовании)

Совместное изготовление атрибутов к русским народным играм

Подобрать материал и разработать консультацию для родителей

Консультация для педагогов ДОУ по теме самообразования

Подготовить открытый просмотр по обозначенной теме

Отчет о проделанной работе

Публикации своего опыта педагогической деятельности в соц.сети работников образования сайт

Повышение профессионального уровня педагога; развитие любознательности и познавательной активности.

Перспективный план

Беседа-объяснение о значении старинных слов, их происхождении, о предметах старины

Беседа «Как играли в старину»

Картотека народных подвижных игр

Картотека «русские народные считалки»

Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры»

Информация для родителей «Давайте поиграем»

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №23»

План работы по самообразованию

воспитателя Ананьевой Л.Г.

на 2016-2017 учебный год

по теме «Подвижная игра как средство развитие основных движений у детей раннего возраста»

г. Арзамас 2016г

Пояснительная записка.

Довольно часто приходится слышать выражение «Движение – это жизнь».

Что же это – движение – для маленького ребенка?

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение болезней, особенно тех, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это эффективное лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Ребенок рождается совершенно беспомощным. Первые познания о мире, вещах и явлениях приходят к нему через движения глаз, языка, рук. Как только ребенок овладеет способами перемещения, научится ползать, а затем ходить, он постоянно пребывает в движении и даже действует с предметами малыш на ходу, редко присаживаясь или останавливаясь. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится целенаправленно действовать в нем.

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Основные движения – это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности. К ним относятся ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.

Особенности костно-мышечного аппарата, нервной системы и психических процессов у детей раннего возраста таковы, что движения их недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие, они не могут овладеть в полной мере техникой основных движений. Учитывая эти особенности, взрослым необходимо обогащать двигательный опыт детей, способствовать развитию их движений.

В решении этой задачи эффективным средством может стать подвижная игра.

Подвижная игра, как и игры вообще, являются необходимой жизненной потребностью маленьких детей. В них удовлетворяется стремление детского организма к движению, решаются самые разнообразные задачи. Играя, дети оживленно и радостно упражняются в тех или иных движениях. Знакомство с разными способами выполнения одних и тех же движений обогащает самостоятельную двигательную деятельность детей.

Подвижные игры способствуют не только развитию движений, но и уточнению у детей представлений об окружающей жизни, свойствах предметов. Многие игры содержат тексты, что способствует активизации речевого общения детей.

В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. В них дети приобретают опыт общения со взрослыми и друг с другом. Подвижные игры являются также средством развития личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности

ЦЕЛЬ:

Повысить уровень профессиональной компетенции в образовательной области «Физическое развитие»;

Развивать основные движения средством подвижной игры.

ЗАДАЧИ:

Изучение методической литературы по теме «Физическое воспитание детей раннего возраста»;

Создание картотеки подвижных игр по видам основных движений для детей раннего возраста;

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;

Изготовление пособий и атрибутов для подвижных игр, приобретение спортивного инвентаря;

Обучение детей подвижным играм;

Разработка перспективного плана подвижных игр для детей раннего возраста;

Посещение городских методических объединений;

Участие в методической работе ДУ.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Повышение профессионального уровня;

Овладение детьми видами основных движений;

Активное участие детей в подвижных играх.

ПЛАН РАБОТЫ.

месяц

Цель

Форма представления результатов

Сентябрь

2016г

Повысить свой профессиональный уровень в образовательной области «Физическое развитие»

Изучение методической литературы по теме «Физическое воспитание детей раннего возраста»

Анкетирование родителей

Октябрь

2016г

Консультация для родителей «Подвижные игры малышей»

Ноябрь

2016г

Выступление на педсовете «Развитие речи малышей в подвижных играх»

Декабрь

2016г

Оформить картотеку подвижных игр

Разработка и оформление картотеки подвижных игр

Картотека подвижных игр по видам основных движений

Январь

2017г

Пополнить предметную среду группы

Изготовление медальонов с изображением мордочек животных, флажков и ленточек

Приобретение мячей и обручей в группу

Февраль

2017г

Фотовыставка «Мы играем»

Март

2017г

Подготовить выступление на педсовет

Выступление на педсовете «Элементы театрализации в подвижных играх малышей»

Апрель

2017г

Разработать перспективный план подвижных игр для детей раннего возраста

Перспективный план подвижных игр

Май

2017г

мониторинг

Сентябрь - май

Регулярное проведение с детьми НОД по физическому воспитанию, разучивание подвижных игр (с ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазаньем), включение их во все режимные моменты.

Посещение методических объединений по плану департамента образования.

Список литературы:

Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др. «Кроха»: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений – 2-е изд. – Москва «Просвещение» 2010г

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста – Москва «Просвещение» 1981г

Кроха: программа развития и воспитания детей до трех лет в условиях семьи. – Н.Новгород, 1996г

Дайлидене И.П. «Поиграем, малыш» /книга для работников дошкольных учреждений и родителей/ Москва «Просвещение» 1992г

В. А. Шишкина «Движение + движение» /книга для воспитателей детского сада/ Москва «Просвещение» 1992г

Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. «Играем с малышами» /игры и упражнения для детей раннего возраста/ Москва «Просвещение» 2003г

Е.Фадеева, А.Траханова «Прыг-скок по радуге» программа комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста, Москва, 2002г

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста – М.1979г.


МБОУ «Дедовичская средняя школа №2»

п. Дедовичи Псковской области

Обобщение опыта по теме самообразования:

«Развитие физических качеств посредством подвижных игр»

учителя физической культуры, высшей квалификационной категории:

Ивановой Ирины Васильевны


План работы над темой по самообразованию

2010 –2011 -

Провести анализ методической литературы из существующей педагогической практики с целью отбора комплекса подвижных игр применимых к использованию в образовательном процессе

Разработать программу по спортивно – оздоровительному курсу «Подвижные игры»

в 1 классах

Выступить на МО учителей физической культуры по обобщению опыта

Создать картотеку подвижных игр

2011–2012 –

2012 – 2013 –


Основные ф изические качества человека:

  • Быстрота
  • Выносливость
  • Ловкость
  • Гибкость

Быстрота

Способность перемещаться в пространстве за минимально короткое время

Упражнения для развития:

  • специально-беговые упражнения,
  • бег с ускорением от 30 - 40 м
  • Одной из форм развития быстроты

безусловно являются подвижные игры.





Сила

Способность человека воздействовать на внешние силы или противодействовать им с помощью мышечных напряжений.

Упражнения для развития:

  • подтягивание
  • упражнения в висах и упорах
  • упражнения с гантелями
  • набивание мячом

Развивать такое важное для человека

качество,

как сила, нужно с детства посредством

подвижных игр, постепенно вводя новые

элементы и увеличивая нагрузки.





Выносливость

Способность противостоять утомлению в процессе какой-либо деятельности, длительно выполнять мышечную работу без снижения ее мощности.

Упражнения для развития:

  • бег в равномерном темпе от 6-10 мин
  • длительный бег,
  • кросс,
  • ходьба на лыжах,
  • круговая тренировка

Выносливость необходимо

развивать с раннего детства.




Гибкость

Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок.

Упражнения для развития:

  • общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных коленных суставов и позвоночника

Развивать гибкость нужно с самого

раннего возраста.



Ловкость

Способность правильно, быстро овладевать новыми движениями и рационально перестраивать двигательную деятельность в соответствии с обстановкой.

Упражнения для развития:

  • варианты челночного бега,
  • бег с изменением направления,
  • метание,
  • передача, ведение мяча.

игра «Семеро козлят»

Ломает домик

переползают




Значение подвижных игр на ваше физическое состояние

Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

На физическое и психическое состояние влияет не только занятия спортом, но и подвижные игры. Они развивают ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость и другие физические качества.





Мониторинг физической подготовленности учащихся

Цель-определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам

проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости







Загрузка...