paradisemc.ru

Воспитание подростков советы. Воспитание детей-подростков (нравственное, половое, общее воспитание) Воспитание подростка советы родителям

Практические советы родителям в воспитании подростков

Переходный возраст

Описание: Предлагаю вашему вниманию практические советы для родителей по воспитанию подростков.
Назначение: Советы предназначены для родителей, а так же могут быть интересны учителям, психологам, подросткам, всем, кто работает с детьми.
Цель: оказание помощи в воспитании подростков в переходный период.
Задачи:
1. Показать родителям как можно решать проблемы подросткового возраста.
2. Дать понять родителям, что надо любить и ценить их, даже такими колючими, какие они сейчас.

Как и когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша- взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития.

Перед вами статистика, которую вам необходимо знать.

Переходный возраст характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
30% мальчиков и 20% девочек в возрасте11-13 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
60% девочек в возрасте 11-13 лет испытывают беспокойство по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к полноте.
Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают боле высоким социальным статусом в детском коллективе.
Девочки, у которых позднее физическое созревание, часто страдают заниженной самооценкой в коллективе сверстников и попадают в группу изолированных детей.
По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%.
В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
Большинство детей в этот период времени отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников.

Памятка о воспитании подростков.

1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция – это результат «трудного возраста».
2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.
4. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
5. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.
7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников).
8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями.
9. Будьте терпимы к чужому мнению. Надо как-то договориться.
10. Помните: у них, ваших детей, сформировались свои правила поведения – по вашим они не хотят жить.
Найдите компромисс.
11. Просто задумайтесь над собой. Вы не правы, когда стремились создать своего подростка по своему образу и подобию. Вы подавили в нем личность, индивидуальность.
12. Прекратите «нашпиговывать» нотациями своих детей. Подростки к ним особенно не терпимы.
13. И еще посмотрите, а живете ли вы сами по тем принципам, которые провозглашаете. Дети это прекрасно видят.
14. Не отнимайте у своих детей стремление жить своей жизнью. Иначе будет просто скучно в вашей семье.
15. Давайте нормально, естественно поможем подросткам прожить период «отторжения» от родителей.
Смиримся с тем, что пока им важнее, как к нему относятся сверстники, а не родители и учителя.

Удачи Вам в Вашем тяжелом деле – воспитании своих детей.

Подростковый возраст – период бурь и страстей. Время, когда подросток еще не взрослый, но уже не ребенок. Сам подросток ощущает себя взрослым, а взрослые вокруг не желают принимать его равным себе. Ребенок подросткового возраста уже не может жить по-старому, а взрослые не хотят перейти на новый уровень взаимоотношений. Знакомая «историческая» ситуация, когда «верхи не хотят, а низы не могут» приводят к настоящей революции, но внутри конкретных детско-взрослых отношений.

Подростковый период, называемый пубертатным по причине полового созревания, имеет важно значение в личностном становлении. Именно в это время формируются основы взаимоотношения подростка с миром и с собой, которые в дальнейшем будут определять его судьбу.

Особенности подросткового возраста

Поведение детей подросткового возраста определено особенностями этого возрастного периода.

Физиологические особенности подростков

  • Неравномерное развитие костно-мышечной ткани. При этом мышечная масса отстает от костной, что сопровождается раскоординацией движений и неуклюжестью. Подростки часто роняют предметы, «не вписываются» в дверные проемы, задевают друг друга локтями.
  • Несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы. Причина частого плохого самочувствия подростков в том, что развитие кровеносных сосудов отстает от роста сердца. Этот процесс может сопровождаться повышенным или пониженным кровяным давлением, неприятными ощущениями, головокружением. Не понимая своего состояния, подростки могут скрывать свои ощущения.
  • Половое созревание. Пубертатный период важен для физиологического и социального формирования подростка. Процесс полового созревания сопровождается вспыльчивостью, обидчивостью, раздражительностью, плаксивостью, резкостью.

Физиологические особенности подростков связаны с поведением и зависят от индивидуального развития. У одних детей они проявляются очень ярко, а у других протекают гладко и почти незаметно.

Психологические особенности пубертатного периода

В подростковом возрасте появляется ряд новообразований, связанных со сложностью перехода от детского возраста к взрослому. Дети подросткового возраста характеризуются рядом общих психологических особенностей.

Очевидно, что психологические особенности руководят детским поведением.

Как найти общий язык с подростком

Прежде чем приступать к воспитательным действиям, нужно установить контакт с подростком. Не следует думать, что это просто, так как прежние отношения родителей и детей, основанные на опеке и контроле, не подходят для дальнейшего воспитания. Прежние детско-родительские отношения теряются, а новые нужно формировать.

Этапы формирования отношений:

1 этап. Активно развиваются противоречия во мнениях взрослых и детей. Подростки выражают претензии на большее уважение и самостоятельность. Взрослые выражают полный отказ подчиняться требованиям ребенка. Авторитет взрослого снижается. Конфликты могут быть не только частыми, а приобрести хронический характер.

2 этап. Взрослые начинают осознавать взросление ребенка, а подросток устает от постоянных требований. Конфликты имеют эпизодический характер. Взрослые вынуждены идти на уступки по некоторым позициям, сопровождая их молчаливым согласием. По принципиальным разногласиям вырабатывается компромисс.

3 этап. Противоречия исчезают. Взрослые осознают тенденцию взросления детей. Мудрые родители и педагог пересматривают свое отношение к ситуации взросления детей и меняют тактику поведения. Возникает больше уважения к подросткам, взаимоотношения налаживаются и приобретают стабильный характер.

Правила воспитания подростка

Основная сложность воспитания подростка в том, что он отказывается принимать любые воспитательные воздействия. Поэтому нужно помнить, что прошлые детские методы уже не подойдут. Воспитание подростка проходит в процессе деятельности в условиях возможной потери авторитета родителей, поэтому важно знать несколько правил.

Подростковый период быстро пройдет, а отношения с родителями, выработанные в это время, останутся навсегда.

Особенности подросткового возраста

1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.

3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».

4. Подростки настолько поглощены своим половым созревание, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.

5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.

6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.

7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.

8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).

9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».

10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.

11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

Как помочь подростку?

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

  1. Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками
  2. Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять
  3. Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки · Попытаться превратить свои требования в его желания
  4. Культивировать значимость образования
  5. Стараться вкладывать в его сознание приоритеты · Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»
  6. Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была
  7. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства · Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых
  1. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения
  2. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
  3. Живите во имя своего ребенка
  4. Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам
  5. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей
  6. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают

Успехов Вам!

Каждый возрастной период важен для человека. Но психологи единодушны в том, что подростковый возраст является особым для становления личности. От того, как подросток преодолеет этот период, какие психические новообразования приобретет, во многом будет зависеть дальнейшая судьба человека. И поэтому очень ответственная задача ложиться на взрослых, которые окружают подростка: на родителей и педагогов. Они должны помочь ребенку благополучно преодолеть «трудный возраст», дать возможность развернуться в его личности необходимым потенциям, помешать возникновению деструктивных приобретений и внутренних барьеров. Для подростков характерны такие проявления, как агрессивность, конфликтность, негативизм, раздражительность, замкнутость, отстраненность от взрослых. Но все это временно, если мы – взрослые будем правильно себя вести, правильно строить общение с подростком. Буду рада, если мои рекомендации помогут Вам.

Агрессивный подросток.

Как часто мы слышим это словосочетание. К нему можно относиться по-разному, но, к сожалению, такая проблема имеет место быть. Нередко, защищая себя или самоутверждаясь, подросток проявляет агрессию. Конечно, прежде всего, необходимо выяснить причину агрессивности. Их может быть достаточно много. Часто она возникает из-за чрезмерных требований взрослых. Это происходит, когда в семье культ запретов. Еще агрессия может быть следствием невыполненных желаний ребенка. Поэтому необходимо требования ребенка мягко, но решительно ограничивать в разумных пределах. А чтобы избежать конфликта можно попробовать перевести его активность в мирное русло. И естественно, агрессия может быть следствием обиды или ущемленным самолюбием. И необходимо заметить, что чаще всего у агрессивных взрослых бывают агрессивные дети.

Как вести себя с агрессивным подростком?

  1. Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
  2. Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.
  3. Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нем вспышек гнева и не стройте планы мести.
  4. Сделайте все, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.

Успехов Вам!

Если Ваш ребенок конфликтный

Прежде всего, необходимо выявить причину конфликтности ребенка. Возможно, у Вас в семье Ваш ребенок – центр Вселенной. И поэтому требует и от посторонних взрослых и своих сверстников такого же отношения к своей персоне. А не получив этого, начинает конфликтовать. Или напротив, ему не хватает внимания в семье. Он не окружен должной заботой по ряду разных причин и обстоятельств. Он живет с постоянным чувством обиды и накопившейся злости. И его конфликтность – это один из способов привлечения внимания к себе. А возможно он живет в семье, где является наблюдателем конфликтов. Конфликтное поведение ребенка – это повод задуматься Вам и над своим поведением.

Как вести себя с конфликтным ребенком?

  1. Контролируйте приступы гнева у ребенка. Пытайтесь сдерживать его желание вступить в конфликт.
  2. По возможности старайтесь уйти от конфликта, тем самым Вы покажете пример ребенку.
  3. Если конфликт уже произошел, постарайтесь разобраться в его причинах. Не оправдывайте поведение своего ребенка, если на это нет повода.
  4. Обязательно обсудите с ребенком причины возникновения ссоры и пути бесконфликтного выхода из нее.
  5. Собственным примером учите ребенка не провоцировать конфликты.
  6. Не обсуждайте поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии. Успехов Вам!

Как распознать, что ребенок лжет?

Можно определить, что ребенок лжет по следующим признакам:

  1. Нервозность. Ребенок совершает лишние движения, суетится без причины
  2. . · Особенности взгляда: ускользающий взор, не смотрит в глаза.
  3. Очень пристальный, немигающий взгляд, изучающий Вашу реакцию на его слова. · Жест, прикрывающий рот рукой, как будто не хочет, чтобы лживые слова вылетели из его рта.
  4. Неточность, путаность речи.
  5. Многословие, отсутствие четких формулировок.
  6. Говорит много и ни о чем, не отвечает на вопрос конкретно.
  7. Многократное повторение одной и той же мысли.
  8. Излишняя эмоциональность, когда ребенок кричит, нервничает.

Причины лживого поведения

Лжет: · для того, чтобы избежать наказания;

  1. потому что у ребенка такая вредная привычка;
  2. потому что родился лгуном;
  3. потому что хочет получить какую-то выгоду;
  4. потому что считает других глупее себя;
  5. хочет сэкономить время на ненужных объяснениях;
  6. потому что боится, что о нем плохо подумают;
  7. потому что говорит не то, что думает, а то, что от него хотят услышать;
  8. потому что хочет казаться лучше, чем на самом деле;
  9. от бессилия изменить что-то в своей жизни.

Памятка «Как воспитать правдивого ребенка»

Родителям нужно знать, что детская ложь не проявляется неожиданно и сама по себе. Ребенок учится лгать так же, как всему остальному. То есть у нас, взрослых. И воспитывают, убеждают ребенка не только слова, сколько модели поведения, демонстрируемые взрослыми. Задуматься о том, как воспитать ребенка правдивым, лучше до того, как появились первые проявления лжи. Предотвратить и искоренить – задачи разные. Воспитать правдивого ребенка помогут следующие рекомендации.

1. Будьте единодушны в требованиях к ребенку. Самые опытные манипуляторы вырастают в семьях, где нет единых требований, и родители соревнуются между собой. Ребенок в такой семье уже к пяти годам знает, что сказать маме, если что-то запретил папа, чтобы получить желаемое. Единые требования к ребенку должны быть у семьи и школы.

2. Сдерживайте свои обещания. Как в отношении поощрений, так и в отношении наказаний. Чтобы выполнить этот пункт, нужно быть внимательными к своим словам и обещаниям, не бросаться словами и обещать только, то, что, Вы действительно сможете выполнить.

3. Старайтесь быть честными и искренними при ребенке даже в мелочах. Ребенок копирует Вас, и в подавляющем большинстве случаев причины негативного поведения – это слепок с поведения одного из родителей или значимого для ребенка взрослого человека.

4. Постарайтесь понять, почему ребенок солгал. Работать нужно не с самим фактом лжи, а с мотивом, причиной, по которой ребенок солгал. В 10% случаев Вы обнаружите, что это не ложь, а недоразумение. В 20% ситуаций лежит стремление ребенка получить или продолжить запретное удовольствие. В 30% - это страх, стремление избежать наказания. И если вы будете ругать и запугивать ребенка, произойдет усугубление: ребенок не перестанет бояться, а следовательно лгать. В оставшихся 40% случаях лежат причины, описанные в памятке «Причины лживого поведения».

5. Следует проговаривать с ребенком эту ситуацию, не акцентируя внимания на его лжи. Не следует уличать ребенка во лжи, приписывать ему «плохие мысли», «коварные планы», «наличие дурных генов». От Вас зависит, какая жизненная стратегия у него закрепится.

6. Пересмотрите систему запретов в семье или в школе. Может быть, в жизни ребенка слишком много «нельзя». И здесь снова следует поговорить и в доступных выражениях объяснить, почему существуют все эти «нельзя».

7. Если ребенок признался во лжи, ни в коем случае нельзя его наказывать. Каким бы ни был проступок, или Вы рискуете больше никогда не услышать правды.

8. Программируйте ребенка на правду, а не на ложь. Фразы: «Тебе столько лет, а ты врешь… Ты хочешь вырасти лгуном, преступником?» - деструктивны и содержат в себе негативные программы, побуждающие ко лжи. Скажите лучше: «Ты у меня такой честный, почему же ты не сказал правду? Или «Ты похож на отца, а он всегда говорит правду. Я думала, и ты будешь всегда честным».

9. Не подыгрывайте ребенку в его первых хитростях, не умиляйтесь проявлениям лукавства. Показывайте, что Вы поняли, что за этим стоит.

10. Пусть ребенок сам устраняет результаты лжи. Возвращает взятую без спроса вещь, просит прощения, извиняется перед учителем за то, что списал и пр. Если Вы наказали ребенка за вранье, но он успел получить удовольствие – съесть сладкое, получить пятерку, нагуляться и пр., Вы закрепили привычку. Задача взрослых – не позволить ребенку получить психологическое и физическое удовольствие от результатов собственной лжи. Укоры совести, которые он испытает при ликвидации последствий своего обмана, не позволят ему поступать так в следующий раз

11. Наказание должно быть эквивалентно проступку. Еще доктор Б.Спок говорил, что, если ребенок провинился на рубль, ему полагается наказание на рубль. Но если он провинился на пять копеек, и наказание должно быть соответствующим.

Успехов Вам в воспитании правдивого ребенка

Памятка о воспитании подростков

1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция – это результат «трудного возраста».

2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.

4. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя

на его место.

5. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.

7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников). 8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями.

Станьте ему «добрым другом и советником».

Причины детской неуправляемости.

1. Борьба за внимание родителей. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.

2. Борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.

3. Жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребёнок мстит за: - неверие в его способности и возможности. - сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; - за унижение друг друга в кругу семьи; - за потерю одного из родителей в результате развода; - за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок; - за несправедливость по отношению к себе и невыполнение взрослыми обещания; - за родительскую ложь и хамелеонство; - за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.

4. Неверие в свой успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая родителями, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.

Консультация для родителей

«Переходный возраст:

особенности контакта с подростками»

Как и когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша- взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило. Подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот. Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе. Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным? Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности. Часто в этом возрасте дети жалуются на головные боли, головокружения, на быструю утомляемость. Это, как правило, не симуляция, а проявления особенностей развития. В этот период организм особенно раним и чувствителен к внешним воздействиям. Поэтому очень важно создавать для подростков щадящий режим, следить, чтобы они достаточно спали, отдыхали, гуляли. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Часто нам приходится слышать от наших детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к нам, сколько ситуативным эмоциональным состоянием. Нам, взрослым, важно понимать, что подростки не всегда способны себя контролировать. Несмотря на все свое стремление к взрослости, они еще недостаточно зрелы для этого и нуждаются в руководстве со стороны взрослых. В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но отрочество – это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Кстати, сами дети, что бы они ни заявляли в момент конфликта, тоже активно нуждаются в помощи взрослых. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Поэтому очень важно, чтоб мы, взрослые, помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от нас требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка. Каким образом можно искать баланс контроля и самостоятельности? Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы. К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (возвращаться домой к определенному времени, звонить, когда задерживаешься). Ко второй группе относятся требования, варианты, выполнения которых мы как родители готовы обсуждать с подростком (сколько времени проводить за компьютером, как планировать свободное время). К третьей группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется (с кем дружить, какие кружки посещать). Эти группы требований необходимо обсудить с ребенком. Сделать это можно примерно в такой форме: «Теперь ты уже взрослый и многие вещи можешь решать сам. Например, мне кажется, что ты способен сам решать, какие кружки посещать. В некоторых случаях я готова обсуждать с тобой вариант. Например, как ты считаешь, сколько времени ты можешь проводить за компьютером? Но есть некоторые правила жизни в доме, которые тебе придется соблюдать, пока ты живешь с нами. Например, это касается времени возвращения домой». Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда Вы уверены в том, что Ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему. Немалую трудность доставляют нам частые перепады настроения и эмоциональные срывы у подростков. Вспомним то время, когда дети были совсем маленькими, когда они только научились ходить. Нам приходилось прятать от них острые предметы, запирать ящики и т.п. Мы относились к этому с пониманием, осознавая, что эти трудности временные. А когда дети достигают подросткового возраста, нам все труднее снисходительно относиться к тем или иным капризам и выпадам. Нам кажется, что они уже достаточно взрослые, а их поступки – вполне осмысленные. На самом деле очень часто подростки, подобно маленьким детям, поступают под влиянием не осмысленных мотивов, а сиюминутных эмоциональных состояний. Поэтому очень важно не обсуждать с ними их поведение или их высказывания в тех ситуациях, когда подростки возбуждены, расстроены, раздражены. Лучше перенести разговор на то время, когда дети успокоятся. Кроме того, в некоторых ситуациях необходимо учитывать их нестабильное состояние и делать на это скидку, реагируя на те или иные слова и поступки. Возникающее у подростков чувство взрослости тоже требует к себе особого отношения. С одной стороны, очень важно поддерживать у них ощущение компетентности, независимости, значимости. Это можно сделать различными способами. Например, спрашивать их мнение или совет по тому или иному вопросу жизни семьи. Если решение было принято на основании мнения подростка и оказалось удачным, необходимо во всеуслышание подчеркнуть этот факт. Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним. Вот те некоторые пути установления контакта с подростками. Буду рада, если моя консультация поможет Вам в ваших отношениях с подростком. Успехов Вам в воспитании ваших детей.

Родители для маленького ребенка являются непререкаемым авторитетом именно потому, что без них он пока беззащитен и неопытен. Идет время, ребенок взрослеет, и родительская репутация уже не базируется на преимуществах возраста. Подросток начинает активно отстаивать свою независимость, право удовлетворять собственные потребности и цели.

Опасный возраст

Родители оказываются на распутье – как наладить отношения с подросшими детьми? Если взрослые выбирают путь беспрекословного подчинения, запретов, угроз и давления – это неизбежно приведет к утрате родительского авторитета. А затем неизбежно – к потере контакта и взаимопонимания. Подросток будет считаться с родительским мнением лишь тогда, когда доверяет ему.

В результате существенных гормональных изменений в организме подростка преображается и его психика. В поведении появляются:

  • тревожность;
  • импульсивность;
  • раздражительность;
  • неуверенность в себе;
  • негативизм;
  • чувство одиночества;
  • повышенное внимание к своей внешности.

Наиболее значимой деятельностью становится не учебный процесс, а общение со сверстниками, ориентация на их мнение. Подростки объединяются в большие или малые группы разного рода. Самое тяжелое теперь для подростка – это оказаться в группе ребят отверженным. Ведь от того, как он сможет в ней себя проявить, зависит его будущая успешность.

Родителям подростка в это время нужно быть предельно осмотрительными в запретах: не ходи, не дружи, не надевай, не участвуй… Нужно приготовиться к тому, что если на одних и тех же весах окажутся статус ребенка в группе и родительский запрет, в большинстве случаев перевесит первое.

Придется запастись терпением, столкнувшись с подростковой модой, невыносимой музыкой, непривычным сленгом, вызывающим внешним видом. В это непростое для обеих сторон время опасно входить в длительный конфликт с бунтующим чадом, так как есть риск окончательно потерять его доверие.

Как правильно общаться с подростком

  1. Манера общения с подростком кардинально отличается от общения со школьником младших классов. Разговаривать с подростком нужно на равных позициях как со взрослым, обращаясь к его разуму.
  2. Никаких монологов, выпытываний, нотаций, критики, сравнения с другими, тем более приказов и распоряжений, быть не должно. Что успели воспитать, то и успели. Теперь возможен только диалог.
  3. Интонация при общении всегда спокойная, теплая и доброжелательная.
  4. Нельзя высмеивать недостатки или относиться к нему как к маленькому в присутствии других людей, тем более его друзей.
  5. Желательно познакомиться с друзьями сына или дочери, приглашать в свой дом на совместные мероприятия. Только так удастся вовремя предупредить возможное отрицательное влияние приятелей.
  6. Важно «подстроиться» под модные молодежные увлечения подростка, под круг его интересов. Собрать необходимую информацию, поучаствовать вместе или аккуратно предложить что-то менее радикальное.
  7. Чаще интересоваться мнением подростка о бытовых вещах и о «жизни вообще». Высказывая свою позицию, полезно задавать вопросы, как ты думаешь и почему так? Именно вопросы, а не готовые ответы развивают мышление человека.
  8. Ежедневно находить положительные причины для выражения одобрения.
  9. Не препятствовать продолжительному общению с ровесниками, ведь именно в этом возрасте активно усваиваются коммуникационные навыки. В современных реалиях благополучность взрослого человека на 80 % зависит от умения успешно взаимодействовать и лишь на 20% от его профессионализма.

Несмотря на возникающие сложности, родители обязаны продолжать готовить своих детей-подростков к самостоятельной жизни. Их необходимо учить:

  • по отношению к делам – волевому поведению, ответственности, умению определять цели и добиваться их,
  • по отношению к взаимодействию с другими – выдержке, конструктивному выходу из разногласий,
  • по отношению к себе – позитивному восприятию.

Не только рассказывать, но и обязательно подкреплять своим примером – только таким способом можно помочь своему ребенку стать успешным взрослым.

В основу таких отношений должны лечь:

  • отказ родителей от авторитарного стиля общения;
  • признание подростка как личности;
  • внимательность к его потребностям и делам;
  • уважение его прав на собственные желания и чувства.

От родительского мастерства и семейной атмосферы во многом зависит то, с каким эмоциональным настроем, навыками и самооценкой подросток вступит в пору юношества.

Каждой семье знакома ситуация, когда наступает период времени непослушного подростка. Это переходный возраст ребенка. Его важно не упустить, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с проблемами в более серьезных форматах. Ведь хочется, чтобы ребенок понимал происходящие события в жизни, воспринимал все правильно и мог пользоваться советами старших людей.

Как воспитать подростка? Это самый насущный и важный вопрос, возникающий в каждой семье, где есть дети. Чаще всего родители начинают свое воспитание с того, что объясняют, почему неправильно поведение ребенка и чем это будет грозить ему в дальнейшем. Но в большинстве случаях обычные воспитательные беседы и разговоры не дадут никакого результата. И на этом воспитание трудного подросткового возраста останавливается, поскольку родители думают, что не в силах бороться с этим поведением. Но кто, как ни папа с мамой, должны помочь ребенку и направить его в нужное русло?

Формирование привычек и навыков

О том, как правильно воспитывать подростков, можно услышать от любого психолога. Большинство ученых вывели гипотезу о том, что мозг ребенка очень пластичен. И с самого детства он будет меняться от внешних событий, факторов. Ребенок станет подстраиваться под ту или иную ситуацию. И на основе этого станут формироваться привычки и навыки, которые в дальнейшем сложно переломить.

С возрастом мозг уже не настолько пластичен, но он может развиваться. И это является ключевым моментом, который необходимо использовать. Поэтому важно не упустить момент исправления поведения в подростковом возрасте. Ведь иногда случается так, что данный период является последним шансом создать и укрепить нервную систему подростка, правильные манеры его поведения. Все это будет оказывать влияние на дальнейшую жизнь вашего взрослеющего ребенка.

Чувствительность и эмоциональность детей-подростков

Вопросом о том, как воспитывать детей-подростков, задается каждый обычный родитель. Важно знать то, что в таком возрасте дети становятся очень чувствительны, подвержены частым эмоциональным срывам. Все это происходит у них в голове. В этом-то и состоит опасность, поскольку, как активно работает мозг и что там происходит, понять сразу невозможно. У подростков активизируется та часть мозга, которая отвечает за эмоции. Дело усугубляется тем, что часть мозга, способствующая принятию здравомыслящих решений, только развивается. Отсюда и импульсивное поведение, и перепады настроения, и многое-многое другое.

Нужно заранее выяснять, как правильно воспитывать подростков, чтобы потом не возникало проблем. К каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный подход, который подойдет конкретно его характеру, манерам поведения.

Способы, воспитывающего воздействия

Ребенок часто хочет испытывать какую-то радость, какие-то эмоции. Но ведь дети не всегда понимают, что эмоции могут быть не только положительными, но и отрицательными. Поэтому в случае отрицательных ощущений или негативной ситуации подросток не сможет правильно поступить. Родителям важно знать, какие есть способы воспитывающего воздействия на детей и подростков. Можно выделить как минимум пять различных методов:

  • убеждение;
  • упражнения и приучения;
  • процесс обучения;
  • метод стимулирования;
  • обязательно контроль и оценка поведения.

Каждый из этих способов должен проявляться от воспитывающего человека, поскольку он различными методами будет влиять на ребенка. В педагогике существует несколько важных позиций. Первоначально с помощью правильной речи преподносятся объяснения той или иной ситуации. После чего происходит контроль того, как подросток понял слова и какой вывод он делает. И в конце обязательно нужно дать оценку его поведения.

Первый способ - это убеждение наших подростков

Воспитывать, понимать, любить - это три составляющие, которые обязательно должен применять любой родитель. В момент проведения воспитательной беседы нужно приводить такие аргументы, которые станут основными моментами и будут держать внимание подростка конкретно на возникшей ситуации. Метод убеждения - это возможность с разных сторон действовать на разум, ум юного человека. Здесь следует использовать различные доказательства, способы объяснения и внушения своей точки зрения. Важно знать, как воспитать самостоятельность у подростка. Ведь данному навыку можно научить только на этапе воспитания. А именно через упражнение, например, планомерно организовывать выполнение разных действий. Такие упражнения помогут сформировать и развить личность.

Метод обучения и стимулирования

Тому, кто интересуется вопросом, как воспитать подростка, будет интересно узнать еще о двух методах, которые пригодятся в общении с ребенком. Поговорим об обучении. Метод является практически доминирующим средством. Можно обучать словами, наглядным примером и действиями. Эту классификацию необходимо дополнять способами проверки и закрепления.

Следующий метод - это стимулирование. Данный процесс помогает ребенку осознавать проделанные поступки. Стимулирование поможет пробудить, дать импульс, сделать толчок мыслям, чувствам, и тогда ребенок станет действовать в нужном направлении.

Демонстрация любви между членами семьи

По сути, подростки девочки и мальчики сильно не отличаются. Но есть небольшие склонности и различия между ними в воспитании. Существует три метода воспитания. Первое правило - это демонстрация любви. Ребенок должен чувствовать комфорт и уют в доме. Для этого важно окружать его не только заботой, но и любовью. Часто в непонятных ситуациях ребенку важно выражать поддержку. Каждый член семьи должен проявлять нежность и внимание, а также активно участвовать в жизненных планах юного человека. При любом положительном или отрицательном событии важно отметить поведение ребенка и в мягкой форме дать оценку его действиям.

Строгость в воспитании. Должна ли она быть?

Второе правило воспитания - это строгость. Если вы интересуетесь тем, как воспитать подростка правильно, то про строгость забывать не стоит. Ребенок не сможет правильно воспринимать поучительные слова, если родители не будут держать внешний контроль. Причем он должен быть строго озвучен. Только тогда есть возможность проявления самостоятельности у ребенка, чтобы он мог самостоятельно контролировать свои действия.

Соблюдать последовательность необходимо также в своих действиях и поступках. В случае возникновения повторной ситуации не нужно прибегать к крику и создавать атмосферу страха для ребенка. Такая агрессия только замкнет чувства подростка. Контроль необходимо постепенно ослаблять. Ребенок должен делать самостоятельные шаги к правильной цели. Иначе все подконтрольные действия не дадут ему понять свое поведение. Подросток должен ощущать контроль над своим поведением, разбираться в том, что он делает правильно, а что - нет.

При соблюдении этих трех правил воспитания получится отличный результат. У ребенка должно проявляться чувство саморегуляриции своего поведения. Укрепить самоконтроль возможно, выполняя физические упражнения. Самым эффективным видом спорта считается командный - футбол, баскетбол, хоккей.

Период полового созревания

Самый сложный этап развития личности человека - это подростковый период. Каждый родитель должен знать, как воспитывать подростка в 14 лет. Это период, когда происходит процесс полового созревания, формируются физиологические признаки, вырабатывается характер, проявляются определенные эмоции. Переходный возраст у девочки начинается гораздо раньше, чем у мальчиков. Поэтому задумываясь о том, как воспитывать подростка мальчика или девочку, следует помнить, что методики их обучения немного отличаются. Давайте поговорим об этом подробнее.

Особенности и отличия в воспитании мальчиков и девочек

Основными отличительными чертами считаются такие нюансы, что мальчику нужно доверять, а вот о девочке следует заботиться. Если к мальчику часто проявлять любовь, дарить ему нежную заботу, то в глазах ребенка это будет выглядеть так, будто родители не доверяют ему. От отсутствия веры у него не будет самостоятельности. А вот если девочке дать полную свободу в выборе своих действий, то она может подумать, что она никому не нужна и ее никто не любит. Свою заботу сыну нужно выражать только через доверие.

Чувства девочки и мальчика в раннем возрасте также будут отличаться. Это следует всегда учитывать. Если мальчик-подросток сделал правильный поступок, то его самостоятельное действие необходимо поддержать. Также обязательно следует мотивировать его поступок, чтобы в дальнейшем каждое действие обдумывалось.

Особенности воспитания девочек. Что следует учитывать?

Каждой маме следует знать, как воспитать подростка-девочку. Ведь девочка - это нежное создание, которому необходимо забота и особое внимание. Она при любом случае будет проявлять свои чувства, эмоции и порой даже слезы.

Девочек нужно любить и постоянно проявлять к ним эту любовь на деле, чтобы они чувствовали ее и понимали, что ими дорожат. Девочкам нужно одобрение, забота и понимание. Особенно важно также помогать в сложную минуту и поддерживать. Как только девочка почувствует заботу, направленную на нее, сразу появится уверенность в себе, своих поступках и действиях. И в дальнейшем ей будет легко справляться с теми или иными трудностями и проблемами.

О том, как воспитать подростка, много уже сказано. Из всего большого количества рекомендаций можно выделить самые главные критерии, на которые стоит обращать внимание каждому родителю, имеющему у себя в доме подростка:

  1. Родители должны интересоваться делами своего ребенка и обязательно участвовать в них. А точнее помогать и поддерживать. Это поможет проконтролировать его поступки и совместно пройти трудности. Если внимательности и помощи родителей будет недостаточно, то у ребенка может появится низкая самооценка.
  2. Мамы и папы должны не только воспитывать, но и слушать и сопереживать чаду. Родители, которые не обладают такими чувствами, будут вызывать у ребенка равнодушие.
  3. У пап и мам должна присутствовать любовь и положительные эмоции. Они должны проявляться не только к подростку, но и друг к другу. Если ребенок будет видеть в семье любовь и нежность, то и у него в душе всегда будут положительные и легкие эмоции.
  4. Признание и одобрение поступков детей со стороны родителей.
  5. К ребенку должно проявляться доверие. Недоверие к подростку приведет к тому, что станет проявляться страх.
  6. Родители должны подавать ребенку личный пример, который будет основываться на правильном поведении, совершении только обдуманных поступков и действий.
  7. Обязательно нужно проявлять внимание к школьной жизни подростка. Это необходимо, чтобы он чувствовал контроль родителей и выполнял свои обязанности по учебе в полной мере. Ведь понятно же, что ему это пригодится.

Мы разобрали общие советы воспитания повзрослевших детей. Прилагайте силы, чтобы найти общий язык даже с самым трудным подростком, и ваши старания обязательно будут вознаграждены.



Загрузка...