paradisemc.ru

Беседы и консультации с родителями в доу. Консультации для родителей

1. Ваш ребёнок и его друзья.

2. Взрослые и дети: динамика взаимоотношений.

4.Семейные конфликты. Как их предотвратить?

5. Детям нужна любовь. Но какая?

6. О воспитании чувств.

7. Азы семейной педагогики.

9. Проблемы ребёнка. Кому и как их решать?

10.Конфликт поколений. Как его избежать?

11.Любовь и воспитание детей в семье.

12.Как воспитать ребёнка счастливым?

13.Мир детства и безопасность.

14.Азбука здорового образа жизни.

15.Не допустить беду к порогу.

16.От шалости до преступления.

17.Где взять талант?

18.Игра-это очень серьезно.

19.Труд в радость.

20.С любовью к природе.

21. Половое воспитание. Когда начинать?

22. Как воспитать рыцаря?

23. Что и как читают наши дети.

24. Как помочь ребёнку в учёбе.

25. Режим – в жизни всем необходим.

26. Бить или не бить. Вот в чём вопрос?

27. Выбор профессии. Чьё это дело?

28. Ребёнок в музее.

29. Компьютер и школьники.

30. Телевидение и дети.

31. Музыка в семье.

32. Искусство наказывать и прощать.

33. Какими они нас видят.

34. Познай самого себя.35. Истоки жестокости.

36. «Трудные» дети или родители?

37. Типичные ошибки семейного воспитания.

38. Неизбежен ли конфликт поколений?

39. Педагогика семейных отношений.

40. Праздник в семье. Каким ему быть?

41. Нужны ли семейные традиции?

42. Знаете ли вы своего ребёнка?

43. Семейные кризисы. Как их преодолеть?

44. Семья и школа: проблемы взаимоотношений.

45.Профилактика социальных вредностей.

46.Социально – педагогическая запущенность у детей.

47.Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей?

48.Как наши страхи становятся страхами наших детей?

49.Что родители должны дать детям, и что дети должны дать своим родителям?

50.В чем суть воспитания – в обучении или в общении? Нравственные основы родительства.

51.Наши конфликты с детьми (с включением элемента проигрывания ролей).

52.Наказание. Роль ярлыков.

53.Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений в общении.

54.Эффекты, оказывающие влияние на развитие личности ребенка типичными способами коммуникации родителей с детьми.

55.Беспокойный подросток. Что делать?

56.Семья как объект психолого-педагогической коррекции.

57.Как помочь младшему школьнику в выполнении домашнего задания.

58.Отношения в семье в триаде поколений.

59.Физические принципы исключительности: плохой аппетит, неправильный сон, энурез, заикание. Что делать?

60.Формирование характера и его недостатков у ребенка. Чем достигается исправление характера?

61.Возможность исправления недостатков характера. Коррективно-воспитательные достижения родителей.

62.Юность и ее проблемы.

63.Как создать счастливую семью.

64.Характер взаимоотношений детей и родителей.

65.Любовь матери.

66.Отцовская любовь.

67.Конфлик, кризис в семье. Развод.

68.Отчим.

69.Мачеха.

70.Если в семье нет мужчины.

71.Спокойная, уравновешенная мама, счастливый ребенок.

72. Воспитательный потенциал семьи.

73.Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.

74.Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях. Иерарх ия отношений в семье и основа семейн ого воспитания.

75.Значение воспоминаний о собственн ых детских переживаниях в культуре родительства.

76.Типичные недостатки семейного восп итания и пути их преодоления. Способ ы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.

77. Диалог в семейном общении.

78. Принципы творческой педагогики в семье.

79.Современная семья; возможности и проблемы ее уклада.

80. Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.

81.Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родитель ских отношениях.

82.Место традиций в современном семейном укладе.

83.Этика и эстетика семейного быта.

84.Возможности воспитания трудом в сов ременной школе.

85.Семейный досуг: игры, домашние праз дники, телевидение.

86.Искусство создания детского праздника.

87.Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.

88.О ценности игрового и речевого общен ия с ребенком в семье. Традиции семейного чтения.

89.Семья на пороге школьной жизни реб енка.

90.Ребенок в среде сверстников (психоло го-педагогические аспекты). Особенност и задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.

91.Содержание, формы и методы социа льной работы школы с семьей.

92.Понятие физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.

93. Атмосфера жизни семьи как фактор физ ического и психического здоровья реб енка.

94.Влияние на здоровье ребенка негативн ой теле- и видеоинформации. 95.Профил актика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

96.Необходимость внимания к индивидуа льности ребенка, его душевному и духовн ому развитию.

97.О развитии самосознания у детей и подростков.

98.Нравственные чувства человека и особ енности их формирования.

99.Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности. 100. Нравственный облик и поведение челов ека.

101.Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.

102.Педагогическая запущенность подростка, ее причины.

103.Роль семейного общения в профилакт ики девиантного поведения и негативн ых привычек у детей.

104. Права и обязанности родителей на этап е вхождения ребенка дошкольного возр аста в систему образования.

105.Правовая и экономическая защита личности ребенка.

1. Чаще обнимайте, целуйте ребёнка, хвалите его. Не думайте, что ваш ребёнок и так знает, что вы его любите.

2. Пусть ваша любовь к ребёнку будет выражена такими словами, тоном голоса и взглядами, которые отражают вашу любовь.

3. Это неправда, что с возрастом детям всё меньше нравятся объятия и поцелуи родителей. Но! Уважайте дистанцию, которую устанавливает ребёнок.

4. Хотя бы раз в неделю посвятите вечер делу, в котором могут быть заняты все члены семьи. Подумайте и договоритесь, чем вы бы хотели заниматься вместе. Будьте готовы разделить с детьми их интересы.

5. Если у вас двое детей, предоставьте каждому из них возможность индивидуально провести с вами какое – то время.

6. Поговорите с детьми о том, как сделать вашу квартиру более комфортабельной и приветливой для них и их друзей. И предпримите шаги в этом направлении.

Уважаемые родители!

Вы должны знать, что ни один, даже самый замечательный, детский сад не сможет сделать для Ваших детей всё.
Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи и поддержки просто нельзя.

  • Утром, когда детей приводите в детский сад, помогите воспитателю поприветствовать каждого ребенка, поинтересуйтесь, как малыши провели утро перед садом. Ваш малыш научится быть доброжелательным, приветливым и внимательным к другим людям.
  • Если у Вас есть немного времени, не спешите уходить, задержитесь в группе. Мы Вам очень рады!
  • Понаблюдайте за игрой детей. Вы узнаете, какие потребности испытывают дети этого возраста.
  • Читайте материалы на информационных стендах. Вы найдете много полезной информации по вопросам воспитания и развития детей, узнаете о наших перспективах и о достижениях Вашего ребенка.
  • Поделитесь своими идеями об организации жизни детей в дошкольном учреждении. Мы рады сотрудничать с Вами!
  • Задавайте вопросы по интересующим Вас проблемам. Мы вместе с Вами найдем решение.
  • Радуйтесь Вашему сыну и дочке.
  • Не перебивайте ребенка.
  • Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • Слушайте ребенка внимательно, не перебивая.
  • Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен.
  • Установите четкие и определенные требования к ребенку.
  • Не говорите: “Нет, она не красная”, лучше скажите: “Она синяя”.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
  • Не устраивайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
  • Будьте терпеливы.
  • Не оскорбляйте ребенка.
  • Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
  • Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений.
  • Чаще хвалите ребенка.
  • Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: “Не так, переделай”.
  • Поощряйте игры с другими детьми.
  • Не требуйте слишком многого – пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельности.
  • Приобретайте развивающие игры и игрушки.
  • Не критикуйте ребенка.
  • Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и др.)
  • Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми (братом или сестрой, с соседями и пр.)
  • Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду.
  • Не запрещайте общаться с другими детьми.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  • Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил.
  • Любите ребенка!
  • Не предавайте ребенка!

2. «Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей»

3. «Литературное воспитание детей в семье».

4. Памятка для родителей: "Влияние телевидения на развитие детей"

5. «А вы умеете просить прощения у малыша?»

6. Консультация для родителей ДОУ. Памятка по антитеррористической безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной

и ночной труд, вечное чтение»

(А.П. Чехов)

При выборе книг и последующем ознакомлении

с ними ребёнка обратите внимание на следующее:

1.Книга для ребёнка дошкольного возраста должна быть иллюстрирована. Рисунки должны быть органически связаны с текстом, наглядно и выразительно отображать наиболее существенные моменты содержания художественного произведения. Желательно, чтобы иллюстрации сопровождали текст, но не преобладали над ним. Чем старше ребёнок, тем меньше может быть иллюстраций. При выборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметов реалистично.

2. Выбирайте книги соответственно возрасту и интересам ребёнка. Детям младшего дошкольного возраста читайте потешки, короткие стихотворные сказки, сказки о животных. Детям старшего дошкольного возраста интересны истории о других детях, волшебные и бытовые сказки.

3. Читайте старшим дошкольникам объёмные («толстые») книги. Чтение каждой части длинной книги («чтение с продолжением») должно сопровождаться припоминанием того, что прочитано накануне. Спросите ребёнка: «На чём мы вчера остановились?». Обязательно пользуйтесь закладкой.

4. Старайтесь читать по определённой системе, например, познакомьте ребёнка с несколькими произведениями одного автора. Перед чтением книги, независимо от возраста ребёнка, обязательно назовите имя писателя или поэта, жанр и название произведения. Например, «Я прочту тебе русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Чередуйте чтение произведений разных жанров: рассказов, сказок и стихотворений.

5. Перечитывайте знакомые книги помногу раз. Однократное чтение произведения, стремление прочитать как можно больше приносит больше вреда, чем пользы. Дети не запоминают, что им читают, в результате формируется плохая привычка к поверхностному отношению к книге.

6. Не используйте литературных героев в качестве образца для исполнения правил поведения (надо мыть руки, как книжный герой). Воспитательная функция художественных произведений самодостаточна. Ребенок не должен воспринимать книгу как свод правил, в противном случае он начнёт её тихо ненавидеть, а порой и противостоять тому, о чём в ней говорится.

7. Объясняйте до начала чтения значение тех слов, без понимания которых ребёнку будет неясен основной смысл текста, характер героев. Если произведение не будет воспринято, понято ребёнком, оно не достигнет своей главной цели: не будет содействовать формированию личности подрастающего человека.

8. Читайте выразительно, стремясь донести до ребёнка эмоции, содержащиеся в художественном произведении. Если взрослый в процессе чтения не определит своё отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это сможет сделать ребёнок.

Список использованной литературы

  1. Иванова Л. Как приобщить ребенка к книге. – 2015. - № 1/2. – С. 48-49.
  2. Петрова С Мастерская добрых сказок / С. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2011. - №12. – С. 106-110.
  3. Обносова Х.А. Приобщение детей к художественной литературе в современном обществе // Культура и образование. – Май 2015. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/05/3331 (дата обращения: 16.09.2015).

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Литературное воспитание детей в семье»

В настоящее время наблюдается повышенный интерес родителей ко всем вопросам воспитания и образования детей. В то же время бурные успехи научно-технической революции порождают и противоречия, невольную переоценку многих ценностей, когда достоинства человека определяются не столько его нравственными качествами, духовным богатством, сколько естественнонаучными знаниями, техническими способностями. Это достаточно чётко проявляется в современном семейном воспитании, когда родителей порою интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют подготовку ребёнка к овладению точными науками, когда освящённое многовековой традицией общение с дошкольниками в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр недооценивается и заменяется просмотром телепередач, игр с компьютером, прослушиванием магнитофонных или DVD- записей. Средства массовой информации (особенно телевидение) вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в более зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной» К. Батюшков. Не сопережившие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, экономическим.

Огромные возможности для формирования личности ребенка таятся в детской книге. Каждая хорошая книга не только расширяет кругозор детей и рождает новые интересы, но и подчиняет своему влиянию их воображение и чувства, заставляет мыслить. Детская книга пишется для воспитания, а воспитание – велико дело: «им решается участь человека», так говорил В.Г. Белинский.

Поэтому необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Но это могучее воздействие книги на воспитание ребенка надо использовать осторожно и умело родителям и воспитателям.

Правильное руководство детским чтением оказывает благотворное влияние на формирование нравственного облика ребёнка: здесь нужен такт, меньше всего должна иметь место назойливая назидательность. Белинский говорил: «У нас есть нравственная мысль – прекрасно, не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце рассказа, но дайте им самим вывести, если рассказ им понравился - вы сделали свое дело».

Надо умело подбирать книги для чтения детям. Не надо читать все подряд. Книга богата познавательным материалом: тут и природа, и жизнь животных, и мир человека. Многое детям в книгах не понятно, что важно довести до сознания детей. Очень важны беседы по прочитанному. Чем понравилась книга? Кто из героев больше всего запомнился? Хотел бы ты походить на героя, если да (нет) почему?

Попросите выполнить зарисовку. Дошкольник, да и школьник, с большим интересом выполняют эти задания. Такие задания будят мысль детей, влияют на личность самого ребенка, на его поведение.

Для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок по натуре эмоционален. Его привлекает все красивое, яркое. И надо обратить внимание ребенка на то, кто эту книгу так красочно оформил – художник, познакомить с другими профессиями людей участвующими в создании книги.

Очень важно чтобы ребенок давал самостоятельную оценку своему герою. В своей беседе с детьми взрослые должны стараться подвести детей к основной мысли, идее произведения. Ребенок, придя в школу, затрудняется в определении главной идее произведения. Он старается подробно пересказать весь текст рассказа, что совсем не требуется. Для того, чтобы дети правильно осознали и оценили созданное автором, надо как писал известный русский методист Д.И. Тихомиров – «научить маленьких наших читателей (или слушателей) мыслить и чувствовать во время чтения». Такие возможности создаются при выразительном чтении. Поэтому родители должны читать детям книги очень выразительно. Именно посредством голоса, дикции выражается детское отношение к описанным в книге событиям и фактам.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Значение семейного досуга как средство укрепления здоровья детей»

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развитие его интеллекта. Формирование характера, воспитание у него полезных навыков и умений - вот важнейшие задачи, стоящие перед родителями.

Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от вас, родители, от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к регулярным занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это не просто. Если вы с первых лет приучили ребёнка к правильному режиму, закалили его, то ваша задача облегчается. Вам надо лишь последовательно продолжать начатое. Но если вы уделяли физической культуре недостаточно внимания, что-то упустили, не огорчайтесь. К счастью всё можно исправить. Надо только проявить настойчивость.

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым, сильным крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. К этому, к сожалению, привыкли как к своеобразной норме. Маленький - значит слабый, - считают родители, - его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают малыша часто совсем не от того, от чего следует. Родители внимательно следят, чтобы ребёнок не бегал слишком много и слишком быстро (вдруг вспотеет!), не прыгал (как бы не ушибся!), не лазал (а если упадёт?!), и, к сожалению, не очень задумываются о том, что их чрезмерная заботливость не делает ребёнка здоровее. Они часто забывают, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей - в разумном физическом воспитании. Ведущей системой в организме ребёнка, является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. Нагружая мышечную систему, вы не только воспитываете ребёнка сильным и ловким, но и развиваете его сердце, лёгкие, все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее биться сердце. Естественно, с гораздо большим напряжением в это время работают лёгкие, почки, печень, так как усиливается обменные процессы. Таким образом, включение скелетно-мышечной системы в напряжённую работу ведёт к совершенствованию всех органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организма, которые и определяют меру здоровья.

Движение - это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше они войдут в жизнь ребёнка, тем лучше он будет развит. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Физическое воспитание ребёнка - не простое дело. Для того чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь. Ваш ребёнок растёт, становится всё более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более чёткими, уверенными, быстрыми. Игры усложняются. В процессе игры ребёнок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он жадно тянется ко всему новому и очень подвижен. Иногда может показаться, что чересчур, но не торопитесь останавливать его. Лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать её для формирования жизненно важных навыков.

Одним из важнейших средств воспитания являются гимнастические упражнения, различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка. Общаться с ребёнком во время физкультурных занятий надо как бы играя, при этом всегда следует учитывать возраст ребёнка, его возможности. Добивайтесь, чтобы ребёнок выполнял упражнения с радостью и удовольствием, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется его желаниям. Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы оттолкнуть ребёнка от спортивных занятий и лишить его благотворного влияния на физического движения. Такое использование свободного времени полезно и взрослым, и детям. Занимаясь с ребёнком, взрослый помогает ему подтянуться, высоко подпрыгнуть, взобраться на стул или на гимнастическую стенку. Ребёнок восхищается отцом: какой папа сильный, как ловко его поднимает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности движений. Постепенно эти совместные занятия станут самыми счастливыми событиями дня, и ребёнок будет радоваться им, с нетерпением их ждать. Такие занятия должны стать ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребёнка может принести желаемые результаты: регулярное повторение и логическая преемственность занятий являются предпосылками успеха.

Необходимо иметь в виду и ещё одно немаловажное обстоятельство. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите вы или нет, но вам не остановить стремительный темп жизни. Физические упражнения - противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.

Чтобы сознательно заниматься с ребёнком физкультурой, то есть чтобы уметь выбрать наиболее подходящие для него упражнения, посильную нагрузку, правильно судить о его развитии, надо знать особенности детского организма в дошкольном периоде и те изменения, которые происходят в нём по мере того, как он взрослеет.

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей: "Влияние телевидения на развитие детей"

Как правило, ребята смотрят развлекательные фильмы и программы: детективы, боевики, фантастику, ужасы, приключения, фильмы про воров и шпионов и т.п.

Такие неконтролируемые взрослыми просмотры нередко портят детей и приводят к нежелательным последствиям:

  • Дети приучаются к поверхностному восприятию жизни, становятся пассивными и интеллектуально ленивыми;
  • Под влиянием поведения и действий героев фильмов слабеет собственная энергия и творческая сила ребенка;
  • При просмотре развлекательных фильмов и передач дети не прилагают умственных усилий, в связи с этим снижается уровень понимания ребенка, уменьшается острота его восприятия и способность к логическому мышлению;
  • Со временем в детском характере появляются лож и скрытность, ребенок привыкает к пустому проведению времени и сидению перед экраном телевизора;
  • Передачи и фильмы низкого морального уровня учат детей агрессивности, совершению неблаговидных поступков и, в конечном счете, способствуют снижению моральных устоев;
  • Низкопробные фильмы влияют на физическое состояние ребенка: слабеет нервная система, портится зрение, начинаются частые простуды;
  • Фильмы низкого уровня несут откровенное зло, так как показывают неблаговидные и преступные действия как нормальное поведение человека. А дети пытаются подражать таким мнимым кумирам.

Но, ни для кого не секрет, что телевидение несет в наш дом не только зло. Очень много полезного, поучительного и нужного может дать ребенку просмотр некоторых фильмов и передач. Просто важно помочь найти их среди огромного количества ненужного материала.

  • Прежде чем ребенок сядет за просмотр какого-либо фильма, постарайтесь заранее узнать, о чем он, будет ли он подходящим для воспитания ребенка;
  • Не проводите сами все свободное время за телевизором, не смотрите подряд все передачи и фильмы. Глядя на родителе, и ребенок не будет смотреть все подряд;
  • Просмотр вместе с ребенком некоторых фильмов дает возможность объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», дать оценку характерам главных героев картины;
  • Не позволяйте ребенку долго смотреть телевизор, старайтесь занять его другими развлечениями, более полезными для здоровья;
  • Приучайте ребенка смотреть фильмы познавательные, научно-популярные, исторические, которые расширяют кругозор и учат думать. Рекомендуется смотреть их вместе с ребенком, чтобы вовремя объяснить ему непонятные моменты, а затем обсудить увиденное.

Предварительный просмотр:

Консультация «А вы умеете просить прощения у малыша?»

Мы все бываем неправы время от времени. Но не все из нас готовы признавать свои ошибки и попросить за них прощение. Нередко мы, взрослые, говорим о несправедливости мира и копим обиды на близких, потому что не услышали «прости». При этом мы учим своих детей признавать ошибки и извиняться по поводу, а иногда и без. А вот самим попросить прощения у ребенка нам почему-то сложно. Давайте разберемся в чем сложность.Мы учим малыша попросить прощение, если он взял чужую игрушку или толкнул другого ребенка, учим его прощать, если обидчик извинился. Важно с детства уметь признавать свою неправоту, уметь извиняться, равно как и прощать.Дети довольно часто замечают противоречия в поведении и общении взрослых. Родители пообещали сводить в кино, но по какой-то причине не смогли. Они ограничились фразой: «мы никуда не пойдем» и все! Для родителей это просто мелочь, ну не сложилось, а для ребенка обида и непонимание - как же так, не сдержали обешания, не правы и даже не извинились? С таких вот «мелочей» и начинается детское недоверие и установка, что можно не просить прощения.Часто родители приходят с работы домой уставшие и измотанные, а тут ребенок просит поиграть с ним или почитать. И бывает, что нервы не выдерживают и родители срываются на детях, шлепнув или крикнув. Ни за что! Ребенок снова не понимает, снова обида, слезы... А мамы или папы чувство вины, объятия и конфета или мультики в виде извинения. А почему бы не сказать: «Прости, мой родной, я виноват/а».Дети «срисовывают» модель поведения с родителей, внимательно наблюдая за ними и слушая их буквально с рождения. Нам кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы что-то понимать, а тем более запоминать. И в этом наша ошибка. Дети все понимают и впитывают. Родители в прямом смысле подают пример, а вот хороший или нет вы узнаете, когда ребенок чуть подрастет и начнет поступать и говорить, как вы.Если вы учите ребенка признавать свои ошибки и просить прощения (нести ответственность за собственный поступок), то нужно и самим соблюдать это правило как по отношению к ребенку, так и в отношениях между собой и своими родителями. Не обманывайте себя, думая, что ваш 2-3-летний малыш не усвоит «неправильность» ваших действий и не оценит ваши извинения. Для ребенка любого возраста важно, чтоб уважали его и его интересы. Слова и действия родителей должны быть согласованы и продуманы.Ребенок, который увидит, что родителям можно не извинятся, потому что они взрослые, будет применять этот же принцип с детьми младше себя, а потом и с подчиненными.Ребенок, который не научится признавать свои ошибки и приносить свои извинения, вырастет конфликтным, эгоистичным и упрямым.

На заметку:

Относитесь серьезно к словам, брошенным вроде бы невзначай за приготовлением ужина или просмотром телевизора. Ваше «ладно, сходим», может быть забыто вами уже через минуту, а для малыша ваше слово - имеет вес, и он будет ожидать выполнения обещания.

Возьмите себе за правило обещать только если вы точно уверены, что сможете выполнить обещанное.

Учите ребенка признавать свои ошибки и просить за них прощения (как и у взрослых, так и у сверстников).

Помните, что то, чему вы учите малыша, должно быть подкреплено вашим примером. Не стесняйтесь попросить прощения у ребенка, если вы не правы.

Успешность образовательного процесса в детском саду напрямую зависит от степени слаженности работы педагогов и родителей. В этой связке очень важен обмен информацией, опытом, поиск интересных путей организации работы с детьми, а также осведомлённость о результатах учебно-воспитательной деятельности малышей. Все эти стороны сотрудничества находят своё отражение в уголке для родителей. И задача воспитателя - методически грамотно и эстетично оформить его.

Цели создания уголка для родителей

Стенд или полка, а также планшеты и паспарту, которые находятся в приёмной и предназначены для ознакомления родителей с жизнью группы, где воспитывается их малыш, называются уголком для родителей. Целями его создания являются:

  • пробуждение интереса семьи к жизни группы и сада (материалы по запланированным экскурсиям, творческие проекты и пр.);
  • демонстрация результатов работы по обучению, развитию и воспитанию детей (фото, коллажи из фото, рисунки малышей, поделки, в том числе и выполненные с родителями, и пр.);
  • знакомство с нормативными документами, касающимися родительства (информация о правах ребёнка, перечень прав и обязанностей родителей, устав дошкольного учреждения и пр.).

Уголок для родителей должен быть аккуратным и содержательным

Форма подачи материала

Для того чтобы уголок максимально выполнял своё предназначение, его оформление должно быть разнообразным, но при этом не избыточным. Исходя из методического опыта поколений воспитателей, можно сделать вывод, что для красивого и содержательного родительского уголка достаточно выбрать что-то из следующих позиций:

  • 1–2 стенда;
  • 3–4 планшета (размер подбирается под габариты уголка);
  • 1 стол или полка для выставки детских работ (их удобно располагать в паспарту);
  • плакаты или изображения силуэтов игрушек, сказочных персонажей.

Детские рисунки, яркие картинки, фотографии малышей во время занятий и прогулок - это лишь часть оформления уголка для родителей, содержание которого можно разделить на две группы материалов: постоянные и временные. К первым относятся:

  • ежегодно обновляемая возрастная характеристика детей;
  • перечень актуальных для возраста навыков и умений (переписывается каждый год);
  • режим дня на текущий учебный год;
  • меню;
  • правила «Это должен знать каждый родитель»;
  • сведения о программе, по которой работает дошкольное детское учреждение;
  • телефоны воспитателя, помощника воспитателя, социальной службы, скорой, службы доверия;
  • информация от специалистов (их имена, часы приёма, номера телефонов);
  • советы по тренировке мелкой моторики, логики, памяти, разговорной речи;
  • заметки о профилактике заболеваемостей (организованные, к примеру, в папке-передвижке);
  • таблица с данными взвешивания и измерения роста малышей;
  • благодарственные письма для родителей (за помощь группе, саду и т.д.).

Удобно, когда в родительском уголке выделено место под бюро находок для потерянных вещей малышей

Временные материалы предполагают наличие следующей информации:

  • список именинников за месяц;
  • лист здоровья с информацией по конкретному дню;
  • список занятий на всю неделю (с темами, задачами и кратким описанием содержания);
  • сведения о результатах работы малышей (выставка работ, итоги психолого-педагогических тестов и пр.);
  • перечень тем, которые необходимо повторить с детьми (например, выучить загадку, стихотворение, пословицу);
  • список мероприятий на отрезок учебного периода (обычно на месяц);
  • новости из жизни детского сада;
  • информация о готовящихся конкурсах (например, «Летний отдых для моей семьи», «Выходные с папой» и т.д.)

Где расположить

Лучше всего, если уголок будет расположен около окна. Также подойдет любой хорошо освещённый участок комнаты.

Во многих детских садах информацию для родителей размещают над шкафчиками

Требования

Как и ко всем учебным материалам, к уголку родителей предъявляется несколько требований:

  • названия рубрик выделяются ярким, например, красным цветом;
  • текст обязательно должен быть разбит на абзацы;
  • наличие постоянной и обновляемой информации;
  • основной принцип подачи материала - лапидарность.

Это интересно. Лапидарный - предельно краткий, сжатый.

Что касается вопроса информационного наполнения, то важна актуальность сведений. И задача не только в соответствии материала данному моменту жизни группы, как то: отчёт о мероприятиях, план работы на неделю или меню, а в создании подборки полезных рекомендаций для родителей конкретной возрастной группы. Так, родителям ребят первой младшей группы полезно будет почитать о режиме дня в детском саду, чтобы дома родные могли выстроить аналогичный ритм для облегчения адаптации малыша к новым условиям жизни в группе. А вот для мам и пап дошкольников подготовительной группы, например, очень важно заранее узнать о тестах для первоклассников, а также о той работе, которая проводится в детском саду для подготовки детей к первым испытаниям.

Если листы с информацией не защищены покрытием рамки, то информация долго не задержится на стенде

Пример оформления

Вариантов создания уголка может быть много. Всё зависит от креативности педагога и возможностей материально-технической базы детского сада. Другими словами, используя подручный материал для реализации творческих задумок, можно оформить уголок для родителей в неповторимом авторском стиле. Рассмотрим наиболее доступную с точки зрения материалов, простую в исполнении и удобную в использовании форму в виде вагончиков поезда.

Материалы:

  • потолочная плитка;
  • узкий плинтус для потолка;
  • картон (плотный);
  • цветная самоклейка;
  • клей ПВА;
  • ножницы и нож для бумаги;
  • цветная бумага;
  • пластиковые кармашки формата А4.

Для создания уголка для родителей своими руками потребуются вполне доступные материалы

Инструкция:

  1. Вырезаем из потолочной плитки прямоугольники нужного размера (всё зависит от размеров уголка, а также от габаритов поезда и от количества вагончиков в нём).
  2. Наклеиваем заготовки на картон.
  3. Обклеиваем самоклейкой.
  4. На краях размещаем потолочный плинтус. Его можно использовать и для имитации рамок для листов с информацией (вместо пластиковых кармашков).
  5. Степлером или клеем крепим на вагоны пластиковые кармашки.

    Вырезать локомотив - довольно хлопотное дело, ведь он должен быть пропорциональным остальным вагонам

  6. Из цветной бумаги вырезаем цветочки, которые используем для связки вагончиков.
  7. На листах А4 распечатываем информацию и размещаем её в кармашках.

    Украсить уголок можно бумажными облаками, расположенными над поездом

Схема анализа работы и оформления уголка для родителей

Показатели, по которым оценивается эффективность наглядного содружества с родителями, определяются методическим советом дошкольного детского учреждения с учётом специфики образовательного направления сада (например, организация учебно-воспитательного процесса у детей с нарушениями зрения). На сайте Базы образовательных ресурсов (БОР) дан образец, по которому можно оценить соответствие содержания и формы наглядной работы с семьёй требованиям ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта).

Таблица: план педагогического анализа родительского уголка

Показатели Баллы

Ребенок-ябеда. Что делать?

Вряд ли существует человек, который ни разу в жизни не слышал детской дразнилки «Ябеда, корябеда, соленый огурец…». Как правило ябедами называют тех, кто рассказывает о поступках либо о словах своих товарищей, которые последние предпочли бы сохранить в тайне. Когда ребенок делится со взрослыми информацией о том, что «Таня куклу не дает» или «Артем не разрешает поиграть с мячом», ему тут же отвечают, что ябедничать плохо.

Так ли это на самом деле? Что скрывается за этими детскими доносами? Давайте рассмотрим не следствие, а причину, которая стоит в истоках.

Ребенок в возрасте до трех лет еще не умеет прогнозировать последствия своих слов. Поэтому читать нотации на тему «ябеды» ему в принципе бессмысленно. Из-за недостатка социального опыта ребенок еще не может осмыслить положительное или отрицательное значение своего поступка и присваивает оценку своим действиям соответственно реакции взрослых. Если мама похвалила – значит хорошо поступил, пожурила – сделал что-то неправильно.

Трехлетний ребенок еще не ябедничает. Он просто старается своими словами прокомментировать Вам то, что видит.

Лучшей реакцией в данном случае будет переключение его внимания на другой предмет. Отвлеките малыша. «Вика не делает уроки, а смотрит в окно? А чем занимался ты? Расскажи, пожалуйста…». Если Вы послушаете малыша и накажете Вику, тем самым Вы дадите ему на будущее мощный инструмент, к помощи которого он всегда будет прибегать, чтобы решить конфликт в свою пользу.

Иногда ребенок приходит к Вам и жалуется, что кто-то из детей не дает ему игрушку. В данном случае это тоже не ябедничество. Просто он надеется на Вашу помощь, больше чем на собственные силы. Он ищет у Вас подсказку, как ему правильно в данном случае надо поступить.

Ребенок в возрасте 3-5 лет, рассказывая о поступках других детей, также не имеет цель «донести» на другого. Он просто делится своими эмоциями, чувствами, впечатлениями. Поскольку в этом возрасте он активно включается в социальную среду, иными словами социализируется, то ему важно понять для себя: хорошо или все таки плохо поступил товарищ, когда обманул воспитательницу либо обидел свою сестричку. Таким способом дошкольник выстраивает для себя модель поведения, основываясь на чужом опыте. Поэтому и приводит тревожащие его примеры из чужой жизни. Ему важно знать, что думают взрослые о таком-то поступке и как его оценивают.

Соответственно, выслушивайте своего ребенка и не пресекайте его рассказ словами «прекрати ябедничать». Получив несколько раз отпор на свою откровенность, малыш может замкнуться в себе и никогда больше не поделится с Вами своими переживаниями. Лучше выслушайте его и помогите разобраться в поведении своего товарища. Расскажите можно так поступать или нельзя и объясните почему.

Ребенок младшего школьного возраста на простейшем уровне уже освоил нормы и правила поведения и умеет ориентироваться на них. Он может спрогнозировать реакцию взрослого на свои слова или поступки. И представив эту реакцию, решает: стоит или нет затрагивать данную тему в общении со взрослыми. Если родители запрещают «ябедничать», не вникают в ситуацию, то и ребенок соответственно такие вещи затрагивать в разговоре не будет. Но это вовсе не означает, что волновать они его перестанут. Он будет искать ответы на свои вопросы. Только вот у кого? Если у родителей бесполезно, у учителя страшно, к кому можно тогда обратиться? И вот этот вопрос особенно актуальным станет в подростковом возрасте. Когда ответ на него даст «уличный авторитет» и организует воспитание Вашего ребенка, ориентируясь на собственное мировоззрение.

Поэтому прежде чем присвоить ребенку ярлык «Ябеда», разберитесь в ситуации. Совместно с ребенком проанализируйте ее. Приучайте малыша к алгоритму Ваших рассуждений, чтобы потом он смог, опираясь на них, выстраивать собственные. Ведь ябедничество – это средство добиться желаемого, своеобразная тактика, позволяющая достичь цель и удовлетворить потребность в безопасности, авторитете, в одобрении и т.д. И эта потребность вполне обоснована. Только тактика избрана ошибочная. Поэтому направить ребенка по другому пути, который также поможет удовлетворить данную потребность – это задача взрослых.

Например, если ребенок стремится стать лидером с помощью «доносов», помогите ему проявить себя по другому. Помогите ему осознать свои сильные стороны, которые помогут добиться ему авторитета среди ровесников. Он рисует, умеет выразительно читать – создайте ситуацию, в которой эти качества наиболее ярко проявятся и этим он снищет уважение своих товарищей.

Если ябедничает из-за чувства ревности, когда на его взгляд младшему братику/сестричке достается больше внимания, чем ему, то пытайтесь «посмотреть» на Ваши с ним отношения его глазами и восстановить нужную ему «справедливость».

Всегда находите время, чтобы выслушать не только то, что говорит ребенок, но и то, что хочет сказать.

А настоящие ябеды - это люди, получающие удовольствие, когда их слова послужили поводом для наказания другого.

Предварительный просмотр:

Родительская ложь

Родители часто лгут своим детям. Некоторые это делают постоянно, некоторые эпизодически. Лишь единицы принципиально придерживаются истины и вообще стараются не лгать детям.

Причин, по которым родители лгут детям, бывает несколько:

  1. Родители лгут спекулятивно, преследуя какую-то свою, выгодную цель («Ваня, пошли домой, там тебя уже ждет бабушка, она подарок принесла» - маме просто надоело гулять или хочется в туалет, «Не переживай, я скоро приду» - родитель иначе не сможет отвязаться от ребенка),
  2. Ласковая, восхваляющая ребенка ложь («Ваня, какой ты уже большой мальчик!», «Ты уже силен как папа!», «Ты уже умна и красива как мама!», «Ты уже крепче старшего брата!», родитель хочет своими словами сделать ребенку приятно, способ «дешевый и сердитый»),
  3. Внушающая ложь («Рана уже зажила, теперь нет опасности», «Очень хорошо, ты уже пошел на поправку», «Салат на самом деле очень вкусный», «В школе учиться очень интересно», «Плачут только девчонки» - ложь направлена на изменение отношения к чему-то и соответственно поведения),
  4. Успокаивающая ложь («Не переживай, мама скоро придет», «Не бойся, собака на тебя не будет нападать, она приходила и извинялась», «Сейчас прилетит добрая фея и расскажет тебе сказку»),
  5. Этическая ложь (например, на вопрос о том, откуда берутся дети, мама отвечает, что их приносит аист, а на вопрос о том, почему папу посадили в тюрьму, - у него много врагов), в таких случаях родители считают, что правду сообщать просто безнравственно.

Основных эффектов от родительской лжи два:

Со временем ребенок начинает верить родителю все меньше и меньше, вплоть до полного отрицания всего, что ему говорят,

Ребенок привыкает к тому, что есть «добрая ложь» и начинает лгать сам себе («Эта собака не будет нападать на меня, у нее глаза добрые, и она улыбается», «Ничего со мной в темноте не случится, мой мишка всех прогонит»), и эта привычка может стать устойчивой чертой характера.

Человек - существо разумное, и основу разумности составляет стремление к истине, вне зависимости от того, приятная она или нет. Сложно надеяться, что во «врущих семьях» вырастут вполне себе разумные дети. И к тому же одна, единичная ложь может очень надолго расстроить отношения ребенка и родителя. Чтобы постоянно не манипулировать собственным ребенком, достаточно просто приучить его к дисциплине. А чтобы не отвечать на неприятные вопросы, вполне достаточно приучать к ответам вроде «Я не хочу отвечать на твой вопрос» или даже «Подрастешь - сам узнаешь ».

Предварительный просмотр:

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬСЯ (практические советы)

«Семь шагов».

Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому. Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? – Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи, как гудит машина! – Замечательно!» – вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Он учится вас слушать.

Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью. Если вы ребенка зовете, он должен к вам приходить. А еще лучше – прибегать, и сразу. Начинайте с ситуаций, когда ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы ему то ли вкусного дадите, то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали – он должен прийти. Сразу не идет – повторили, но добились. Обратили его внимание и попросили приходить, когда мама зовет. Не ругаться, а сказать: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», – и поцеловать!

Шаг 3 . Делайте свои дела, не реагируя на ребенка – в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все. Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну, поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела, которые важные. Приучите ребенка к слову: «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!» – то скоро ребенок начнет вас понимать. Это – важно!

Шаг 4. Требуйте минимум. Ребенок уже достаточно подрос, чтобы… Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно… – Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали. Если ваших требований на ребенка многовато, он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих – свои просьбы и требования пока уберите, делайте то, что вы хотите от ребенка – сами.

Шаг 5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже хочется. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин – скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы – воспитатель, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самому и каждый раз поручать это ребенку.

Шаг 6 . Давайте трудные и самостоятельные задания. Постепенно переходите к более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными

Шаг 7. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил). Когда ребенок научится уже и этому, вы можете гордиться – перед вами уже взрослый человек. Вы – воспитали взрослого, ответственного человека!

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку разговаривать

Ребенок «говорлив» в этом возрасте ровно настолько, насколько вы его в этом поощряете. В дальнейшем его умение хорошо говорить будет определять степень его готовности учиться самым разным вещам. Поэтому важная задача родителей - поддержать такой «разговор», который будет стимулировать развитие ребенка.

Говорите ребенку, что вы делаете, когда ухаживаете за ним. Раздевая его, называйте одежду, которую вы с него сняли, части тела. Когда купаете его, говорите, что вы намыливаете его или какой предмет хотите взять. Когда кормите ребенка, расскажите ему, из чего приготовлено блюдо, что он получит еще. Говорите нормально, не упрощая. На этом этапе развития ребенку нужна ваша плавная, интересно звучащая речь. Если вы специально начнете говорить медленно и упрощенно, если вы будете стараться говорить понятно для малыша, речь ваша станет неестественной. Ребенок с одинаковой радостью отреагирует как на вашу сентенцию о развитии событий в мире, так и на хорошо продуманное простое предложение про собачку. Если вам нравится «детская» манера говорить - что ж, пользуйтесь ею. Если она вам претит - не прибегайте к ней.

Показывайте ребенку книжки-картинки, называйте предметы, нарисованные там, и объясняйте ему так, как вы объясняли бы это трехлетнему ребенку, что эти предметы делают. Ребенку понравятся рисунки и разговор о них, хотя он не поймет того, что вы объясняете.

В процессе игры обязательно разговаривайте с ребенком. Это очень важно, особенно если вы ощущаете неловкость, когда приходится разговаривать с малышом при других. Иногда малышу не хватает общения с вами, поскольку вы предпочитаете говаривать со старшим ребенком - он понятливее, гораздо лучше реагирует на ваши слова.

Важнее всего - прислушиваться к ребенку и попытаться ответить ему, причем ответить вразумительно, словами, и притом всякий раз, когда ребенок начинает лепетать, «обращаясь» к вам. Помните, что ребенку сейчас нужны не замечания по ходу дела, не монолог, сколько бы хорошо вы его ни построили ему нужно разговаривать с вами. Допустим, вы не умеете сами завязывать разговор, вам трудно найти тему, - во всяком случае, заставьте себя отвечать ребенку, когда он сам делает попытки «заговорить» с вами.

Предварительный просмотр:

Воровство в дошкольном возрасте

Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин.

В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые «кражи престижа», когда ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами, «на спор». Также для детей-дошкольников нехарактерны групповые кражи.

Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство , можно выделить несколько групп:

1.Желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);

2.Желание сделать приятный подарок кому-то из близких;

3.Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;

4.Желание отомстить кому-либо.

Все вышеперечисленные группы мотивов не имеют под собой криминальной подоплеки.

Наиболее часто среди дошкольников встречаются кражи, мотивированные желанием завладеть чем-либо, принадлежащим другому человеку. Ребенок видит новую игрушку у сверстника, о которой он давно мечтал, и, воспользовавшись моментом, он ее прячет или уносит. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания дошкольника: для него понятия «мое», «твое», «собственность», «чужое» абстрактны и малодоступны. Именно такие понятия постигаются ребенком через общение со взрослыми, через приобретение опыта в повседневной жизни. Именно взрослый раскрывает их смысл и содержание.

Вторая группа мотивов (желание сделать подарок кому-то из близких) также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников.

Ребенок стремится тем или иным образом сделать любимым людям приятное.

Третья и четвертая группа мотивов характерны для детей старшего дошкольного возраста на границе с младшим школьным. Эти мотивы, хоть и с отрицательной окраской, можно отнести к социальным. В 6-7 лет детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого доступные способы. Это же касается и желания отомстить кому-нибудь, что может проявляться как во вредительстве (т. е. украсть у того, кто обидел), так и в желании доставить неприятности близким. Во втором случае ребенок уже хорошо понимает, на что он идет и для чего он это делает.

Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства. «Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?» - удивляются они. Но они забывают, что дети-дошкольники обладают такими психологическими особенностями, которые, с точки зрения взрослых, и толкают детей на нелогичные поступки.

Таковыми особенностями являются:

Импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;

Неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;

Узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;

Осознание своего существования «здесь-и-сейчас», непонимание временных перспектив.

Учет этих особенностей возраста необходим при организации работы с дошкольниками. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.

Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство присуще детям из неблагополучных семей. Но современная ситуация такова, что воровство наблюдается и у детей из так называемых благополучных семей. И в первом, и во втором случае воровство детей - последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях асоциальность самих родителей (пьянство, рукоприкладство и т. д.) толкает детей на кражи, низкий материальный достаток - вот основной стимулятор. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени. Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве воспитательных воздействий. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:

Отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой – «закрыть глаза» на проступок, и за угрозой наказания не следует;

Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку; такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые
не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка оценивается по-разному;

- «двойная мораль», когда действия родителей расходятся с делом;

Вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением;

Тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.

Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали. Непоследовательность родителей в воспитании стимулирует ребенка к приспособленчеству, развивает зависимость от настроения окружающих. Ребенок учится манипулированию мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия согласованности в требованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют как их непосредственных участников, так и невольных, каковыми чаще всего являются дети. В таких семьях часто дети вообще перестают слушать кого бы то ни было из взрослых.

Следуя желанию соблюсти внешние приличия, некоторые родители демонстративно внушают детям, что «брать чужое нельзя», одновременно принося с работы то, что плохо лежит. Ребенок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он делает то же, что и папа с мамой.

Неумение или нежелание родителей пресекать негативные проявления личности или характера стимулирует развитие вседозволенности, когда ребенок не умеет или не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей «обратную связь» - с ними не желают общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов. Они искренне не понимают, почему нельзя брать то, что им хочется, даже если эта игрушка принадлежит другому. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их «чудо-чадо».

Еще одна крайность - желание родителей контролировать каждый шаг своего ребенка - влияет на развитие личности не менее пагубно. Одни дети занимают активную «оборонительную» позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. А другие «уходят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми действия, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания. Это способствует развитию лживости, двойной морали.

В каждой из вышеперечисленных ситуаций происходит деформация личности ребенка под воздействием неправильного воспитания. Поэтому одним из первых шагов психолога на пути оказания помощи ребенку, уличенному в воровстве, должно стать выявление причин и мотивов проступка, а также выяснение особенностей семейного воспитания. В случае, если в ходе диагностики выявлены нарушения в системе воспитания и взаимоотношениях между родителями и ребенком, основной акцент должен делаться на работе с родителями, до сознания которых необходимо донести истинную причину воровства, объяснить возрастные особенности детей-дошкольников. Часто первой реакцией взрослых является отрицание и высказываемое желание принять кардинальные (обычно порка) меры, а также изменение в отрицательную сторону отношения к ребенку.

Психолог, принимая и понимая чувства родителей, должен стремиться настроить их на последовательную работу, касающуюся изменения стиля общения с ребенком. Также важно научить их адекватному реагированию на факт воровства.

Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (подчеркнем, действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. Если обобщить, то формула «воровать нельзя, воровство - это плохо» должна быть хорошо понята и принята ребенком.

Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.

Общая стратегия поведения родителей будет зависеть от причин, которые должен помочь выявить специалист. Но в любом случае появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о нехватке ребенку ласки и внимания со стороны родителей. Если же после проведенной работы ребенок продолжает беспричинное и постоянное воровство, есть необходимость обратиться к психоневрологу.




Загрузка...