paradisemc.ru

Система воспитания сухомлинского. Основы воспитания ребенка. Как воспитать хорошего человека

Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся. Конечно, родители при этом не перестают любить, но фактически дети чаще слышат негативные слова в свой адрес. Между тем, атмосфера спокойствия любви жизненно необходима ребёнку для развития и взросления. Только ощущая родительское принятие и любовь, ребёнок может крепко стоять на ногах и смело идти по жизни. Чтобы создать необходимую атмосферу для воспитания ребёнка, родителям часто приходится работать в первую очередь над собой. Это тяжелая работа, но ее плоды превзойдут все ожидания. Если вы уже встаёте на этот путь, советы, приведённые ниже, станут очень полезными.

  1. Не перекладывайте на ребёнка ответственность за ваши реакции и поведение. Иногда от бессилия родители сами занимают детскую позицию, перекладывая на ребёнка ответственность за собственные действия: «Ну что с тобой делать: отшлепать или в угол поставить?», «Ты хочешь, чтобы я тебя сильнее ругала?». Ребёнок не может решать, как родителям его воспитывать, наказывать и поступать в той или иной ситуации. Это задача взрослых.
  2. Берите ответственность за свои действия на себя. Не ребёнок злит и раздражает, а вы злитесь и раздражаетесь, когда он что-либо делает. Принятие ответственности за свои реакции дают возможность ими управлять, ведь невозможно изменить то, за что вы не отвечаете.
  3. Анализируйте своё поведение. В процессе этого вы сможете увидеть механизм запуска своих реакциях на действия ребёнка и поймёте, что на самом деле вас выводит из равновесия.
  4. Не доводите себя до переутомления. Ресурс родительских сил нуждается в постоянном пополнении, поэтому не отодвигайте себя и свои потребности на задний план. Сон, правильное питание, физическая нагрузка, хобби и увлечения дарят положительные эмоции и наполняют силами для спокойного воспитания.
  5. Откажитесь от спешки и жёсткого планирования жизни. Очень часто мы злимся на детей за то, что они слишком медлительны или своим поведением нарушают наши планы. Если никуда не торопиться и дать событиям просто происходить в вашей жизни, проблем станет значительно меньше.
  6. Правильно формулируйте свои требования. Детям очень сложно воспринимать требования взрослых, ведь они сформулированы на «взрослом» языке. Зачастую взрослые формулируют свои требования в «негативном» ключе: «не лезь», «не трогай», «не подходи». Ребёнок нуждается не столько в запрещающих сигналах, сколько в конкретных указаниях: «Убери руку от собачки и подойди к маме».
  7. Учитесь оставлять свои проблемы за порогом детской комнаты. Дети отлично «считывают» эмоциональное состояние взрослых. Если «взвинчены» и погружены в мысли о проблемах на работе, финансовых трудностях, конфликтах с родственниками, ребёнок обязательно «заразится» вашей нервозностью и будет вести себя соответствующее. С самого рождения непоколебимо действует правило: «Спокойная мама – спокойный ребёнок».
  8. Не требуйте от ребёнка того, что не умеете сами. Согласитесь, абсурдно в ярости кричать на плачущего ребёнка: «Немедленно успокойся!». Если вы сами не можете совладать со своими эмоциями, ребёнок, глядя на вас, никогда не научится справляться со своими.
  9. Воспитывая ребёнка в любви и спокойствии, вы делаете хорошее не только ему, но и себе, «выращивая» внутри себя мудрого, спокойного, любящего родителя.
  10. Если вам кажется, что ребёнок провоцирует вас, остановитесь и подумайте: чего на самом деле сейчас хочет этот маленький беззащитный человечек? В большинстве случаев за провокационным поведением стоит отчаянная жажда внимания и близости.
  11. Контролируйте, что и как вы говорите своим детям. Высказывать критику детям нужно правильно: во-первых, это должны быть «я-высказывания»; во-вторых, критиковать нужно не самого ребёнка, а его конкретные действия. Например, вместо «Ты злишь меня», лучше сказать «Я злюсь, когда ты…».
  12. Будьте открыты новому опыту и знаниям. Не только дети учатся у родителей, но и родителям можно очень многому научиться у детей.
  13. Лучшая родительская позиция – позиция властной заботы. Такая позиция требует силы, уверенности в себе и личностной зрелости. Но именно из такой позиции воспитание может происходить без криков и раздражения. Ребёнок случается просто потому, что вы – взрослый, которому он доверяет и чей авторитет признаёт.
  14. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к более опытным родителям, чей пример является для вас показательным, к специалистам и книгам. Иногда через книги и разговоры можно увидеть свои ошибки и сделать выводы.
  15. Не ждите от себя мгновенных результатов. Работа над собой и выработка новых привычек требует времени. Отмечайте каждый шаг на пути к своей цели, хвалите себя за малейшие успехи. Если сегодня вы злились и раздражались на ребёнка меньше, чем вчера – это уже хорошо.
  16. Не ищите специальных поводов для того, чтобы сказать ребёнку о своей любви и обязательно поддерживайте физический контакт с помощью объятий, прикосновений, поцелуев.
  17. Верьте в своего ребёнка и его благие намерения. Природой заложено так, что дети всегда стремятся быть хорошими для своих родителей, радовать их, просто ребёнок не всегда в состоянии оценить, что действительно уместно и хорошо, а что – не очень. Ваша задача – научить его этому.
  18. Сместите фокус ваших действий с «дрессировки» на отношения с ребёнком. Воспитание – это, в первую очередь, надёжные и близкие отношения, а не система запретов и наказаний. Если в отношениях с ребёнком нет проблем – его легко воспитывать в любви и спокойствии, ведь он сам стремиться быть похожим на вас, слушаться.
  19. Не путайте любовь к ребёнку с вседозволенностью. Ребёнку просто необходимо знать границы дозволенного, для него это – точки опоры в окружающем мире и основа его жизненных принципов и ориентиров.
  20. Запрещая что-либо и ограничивая ребёнка, делайте это из позиции властной заботы. Если есть какие-то правила, то они принципиально должны соблюдаться всегда. Причём ребёнку каждый раз нужно разъяснять, почему вы ему что-либо запрещаете: «Не хочу, чтобы ты заболел», «Хочу, чтобы у тебя были здоровые глазки».
  21. Позвольте ребёнку проявлять любые эмоции и быть в любом настроении, грустить, капризничать, плакать. Принятие любого поведения ребёнка, а не только образцово-показательного, — лучшее подтверждение вашей любви.
  22. Отбросьте все ожидания относительно ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми. Ребёнок заслуживает любви просто потому, что он есть, а не за успехи и достижения.
  23. Будьте всегда на стороне ребёнка, особенно когда кто-то третий критикует ребёнка или поучает его. Ситуация, когда мама или папа из желания «угодить» чужому человеку объединяются с ним «против» ребёнка и начинают стыдить или поучать его, очень травматична. Ребёнком это воспринимается как предательство, что очень подрывает доверие в отношениях.
  24. Не бойтесь хвалить ребёнка. Долгое время в нашей культуре считалось, что хвалить ребёнка нельзя – его можно избаловать этим. На самом деле слова похвалы для ребёнка – мощная мотивация к тому, чтобы становиться лучше и радовать родителей. В противном случае какой ему смысл быть хорошим, если его маленькие победы никто не замечает? Так же похвалой можно поощрять желаемое поведение, но тогда хвалить нужно правильно. Не машинальное «молодец», а подробно объясняя ребёнку, что вам понравилось, как он сделал что-либо или повёл себя в какой-то ситуации.
  25. Простите себе свою «неидеальность» и помните, что каждый имеет право на ошибки. Быть родителем нигде не учат, поэтому ваше материнство или отцовство – сплошная импровизация. Но даже если вы в чем-то ошибались, большинство педагогических промахов можно исправить, и лучше сосредоточиться именно на этом.

На ребёнка не менее сильно, чем содержание речи, действует тон, каким с ним разговаривают. Возбужденная, несдержанная речь, не говоря уже о грубых бранных выражениях, раздражает его, порождает вспыльчивость, капризы, упрямство, наносит душевную травму и, в конечном счете, портит характер ребенка. Родители, которые хотят, чтобы дети уважали их, сами должны с уважением относиться к их человеческому достоинству. На ребенка надо смотреть как на самостоятельную личность, с собственными чувствами, взглядами, мыслями. Надо быть ласковым без приторности, доброжелательным и приветливым, обращаться к малышу с добрым выражением лица. Тогда ребенок сам усвоит этот тон и будет сдержан и приветлив даже тогда, когда с ним случится какая-нибудь неприятность. Только спокойный человек, владеющий своим настроением и чувствами, может правильно ухаживать за ребёнком. Нервные родители воспитывают и нервных детей.

В семье, где умеют переживать трудности, не предаваясь унынию, где царит ровное, спокойное, доброе настроение, дети и физически, и психически развиваются лучше. В окружении весёлых, дружелюбных людей они сами становятся весёлыми и жизнерадостными.

Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение необходимо только взрослому человеку, что сдержанность, выдержка — свойства возраста. Ребенок с самого раннего детства должен уметь стерпеть неудобство, физический дискомфорт (тесноту в автобусе, очередь в магазине) . Очень важно уметь терпеть усталость, не перебивать разговор взрослых, а спокойно дождаться своей очереди, без криков отказаться от понравившейся игрушки, если родителям не по средствам её купить. Каждое преодоление каприза должно быть поощрено, каждая победа над собой должна быть отмечена .

Не надо думать, что терпение делает человека в дальнейшем безынициативным и покорным. Наоборот, все исследования психологов показывают, что выдержанный, терпеливый, сосредоточенный ребёнок проявляет признаки лидера уже в детском саду, тогда как нетерпеливые нытики, плаксы, крикуны занимают низшие ступени в социальной иерархии.

Общение со сверстниками чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребёнка. Уже к 2-3 годам ребёнок ощущает себя как личность, а к 4-5 годам чувствует себя элементом социальной структуры общества и вступает в разнообразные формы общения со сверстниками.

Старайтесь, чтобы ребёнок был задействован в как можно большем количестве, выражаясь языком психологов, «малых групп»: это не только детский сад, но и другие. Например, фигурное катание, художественный кружок, музыкальная школа и т.п. Это только поможет ему гармонично развиваться.

Одновременно с инстинктом социальным, с потребностью жить в обществе ребёнок осознает своё «Я». Ребёнку надо внушить мысль о том, что именно он имеет право на уважение к себе, и одновременно привить чувство ответственности перед коллективом. Однако всё это должно быть сделано в деликатной форме, чтобы не утратить доверительных отношений с сыном или дочерью.

Необходимо помочь ребёнку в правильной самооценке. Не нужно излишнего тщеславия ни в чём: ни в успехах, ни в одежде, ни в обладании игрушками. Вместе с тем не должно быть робости и неуверенности и у самих родителей, поскольку это «заразительно» для ребёнка.

Ссоры между детьми происходят по разным причинам: не поделили игрушки, кто-то хочет первым съехать с горки, просто оскорбили друг друга словами… Каждый случай требует очень внимательного разбора, у детей своя логика; с нашей, взрослой логикой там делать нечего. Если взрослый обрушится на ребёнка с наставлениями, что драться нельзя, что тот, кто ссорится, плохой, то он ничего не достигнет, кроме того, что ребёнок замкнётся в себе и доверительные отношения будут нарушены. Ставя перед ребёнком определённую задачу — потерпи, подожди — необходимо подробно объяснить ему, почему поступить надо именно так. И непременное условие — похвала за достигнутый результат. Выдержанный ребёнок вызывает положительную реакцию окружающих, ему будет легче учиться в школе. И сам он будет чувствовать себя комфортно.

Кража, воровство — применимы ли эти понятия к маленькому ребёнку? К сожалению, да. Вполне возможен такой случай, когда у вашего малыша вдруг обнаруживается вещь чужая, ему не принадлежащая. Ситуация эта весьма неприятная, сложная, требующая обдуманных решений, взвешенного, тактичного поведения.

Если у вас родилась красавица-дочка, - это значит, что папа станет "папулей", а мама уже перестанет быть самой милой в вашем доме.

И вместе с ее рождением в вашем доме появится масса маленьких безделушек, красивых платьев и много забот. Прежде всего, важно учитывать, что малышку нельзя слишком баловать, но и в "ежовых рукавицах" держать не стоит.

Любой ваш шаг в ее воспитании может повлиять на взрослую жизнь дочери. Поэтому существует несколько правил, придерживаясь которых, вы будете на правильном пути в воспитании девочки.

1. Уверенность в собственной красоте . Сомнение в своей привлекательности для девочки - источник комплексов и неудач в личной жизни. Даже если малышка - не идеал красоты, задача родителей - с детства убеждать девочку, что она - красавица.

Всегда подчеркивайте ее достоинства , не подсмеивайтесь над недостатками (веснушки, курносый носик, полнота). Пусть принимает себя такой, какая она есть, и верит, что все эти мелочи - неповторимые черты ее очарования. Не нужно оттягивать ее от зеркала или запрещать пробовать красить губы. Наблюдая за известными актрисами, она узнала, что даже самая красивая женщина следит за собой. Поощряйте попытки ухаживать за своей внешностью : аккуратная прическа, маски для лица. Спортивные секции, бассейн, аэробика - пусть занимается своим здоровьем и поддерживает красоту.

4. Ангел-хранитель . Как будущая женщина, малышка должна уметь заботиться о близких, замечать чужую боль. Пусть по мере сил старается помогать слабым и больным, даже если это дворовая собачка или раненая птичка. Позволяйте девочке заботиться о своих близких , в частности, о вас - самой любимой и незаменимой мамочке. Будьте благодарны ей и обязательно показывайте ей это.

5. Маленькая хозяйка . С маленького прививайте доченьке навыки стирки, уборки, шитья, кулинарии. Научите ее рациональным приемам ведения домашнего хозяйства. Пусть справляется с задачами легко и привычно, а если не получается - уметь просить помощи у близких.

6. Деятельность и оптимизм . В младших классах именно девочки становятся лидерами, а мальчики начинают развиваться значительно позднее. Не стоит подавлять инициативность девчушки только потому, что в обществе главным считается мужчина. Пусть попробует себя в , а ваша задача - замечать и хвалить ее успехи . Ей точно понадобиться умение слушать и прислушиваться к мнению коллектива.

7. Индивидуальность . Эта задача - не из легких, но вполне выполнима. Помогите личностному развитию малышки, но не пытайтесь сломать ее индивидуальность . Если вы хотите, чтобы она стала великим математиком, а ребенок прекрасно пишет стихи и танцует, не нужно "переделывать" ее только потому, что вам не очень по душе такие стремления дочери. Лучше поддержите ее, ведь ей это так необходимо.

Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание заезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника,- увидел и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой. (11, 373)

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту. Хочется посоветовать молодому педагогу, воспитывающему маленьких детей: вдумчиво, осмотрительно готовьте ребенка к тому моменту, когда вы произнесете свое первое слово о величии и могуществе родной земли - Советского Союза. Слово это должно быть вдохновенным, одухотворенным благородными чувствами (пусть говорят высоко­парным - не бойтесь этого, если в душе у вас чистые и возвышенные чувства). Но чтобы слово это заставило учащенно биться детские сердца, необходимо, образно говоря, тщательно вспахать и засеять семенами красоты поле детского сознания.

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. Красота - это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений... Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропин­кой, которая должна привести к детским сердцам. (10, 30)

В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой. Надо, чтобы дети не просто видели, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелы, как наливаются яблоки и краснеют помидоры,- все это они должны переживать как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство вспомнится им в ярких, солнечных образах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, глубокое, холодное осеннее небо с журавлиной стаей над горизонтом, синие курганы в дрожащем мареве, багровый закат, склонившаяся над зеркалом пруда верба, стройные тополи у дороги - все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце, как красота жизни в годы детства, как память о самом дорогом.

Но пусть эта красота войдет в детское сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, ни сладких снов на рассвете, когда мама заботливо покрывает твои ноги одеялом,- ничего этого не было бы, если бы в холодное зимнее утро 19-летний юноша Александр Матросов не упал на вражеский пулемет, грудью закрывая от пуль дорогу боевым друзьям, если ибы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев. Вот эту мысль мы и доносим до сознания ребят как раз в те минуты, когда дети переживают радость бытия. Я рассказываю своим воспитанникам о том, как боролись советские воины за свободу и независимость нашей Родины вот здесь, в нашем родном селе, на этих полях, под этими деревьями. (10, 225)

Мы сидим на кургане, вокруг нас звучит стройный хор кузнечиков, в воздухе аромат степных трав. Мы молчим. Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово - не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновенья он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Для учителя очень важно соблюдать меру в рассказывании. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Чтобы осмыслить каждый яркий образ - наглядный или словесный, надо много времени и нервных сил. Умение дать ребенку подумать - это одно из самых тонких качеств педагога.

А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать... (10, 27)

Очень важно, чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. Учение в первые месяцы и годы школьной жизни не должно превратиться в единственный вид деятельности. Ребенок лишь тогда полюбит школу, когда учителя щедро откроют перед ним те же радости, которые были у него раньше.

Вместе с тем учение нельзя приспосабливать к детским радостям, умышленно облегчать его только для того, чтобы ребенку не показалось скучно. Постепенно, исподволь ребенка надо готовить к самому главному делу всей человеческой жизни - к серьезному, настойчивому, усидчивому труду, который невозможен без напряжения мысли. (10, 95)

Первые уроки мышления должны быть не в классе, не перед классной доской, а среди природы... Подлинная мысль всегда проникнута трепетным чувством; если только ребенок почувствовал аромат слова, его сердце охватывает вдохновение. Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. Я тысячу раз убеждался: без поэтической, эмоционально-эстетической струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сама природа детской мысли требует поэтического творчества. Красота и живая мысль так же органически связаны, как солнце и цветы. Поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями. (10, 39)

Мы заботимся о накоплении у детей эстетических впечатлений - с этого начинается забота об эстетиче­ской обстановке. Все, что видит ребенок, переступив порог нашей школы, все, с чем он здесь соприкасается, красиво. Красив общий вид школы, утопающей в зелени; красивы зеленые кусты винограда с янтарными гроздьями; красивы вьющиеся розы вдоль дорожки от одного школьного корпуса к другим. Красивы во все времена года кроны деревьев в школьном саду. Красиво обрамленное диким виноградником крыльцо главного входа в школу... (11, 389)

У нас дети занимаются в четырех зданиях, возле каждого здания - зеленая лужайка; нет ни одного клочка земли без зелени - это не только требование гигиены, но и закон красоты. (9, 174)

Эстетичность обстановки достигается такой гармонией нерукотворного и созданного человеком, которая пробуждает чувство радости. Мы стремимся к тому, чтобы на школьном дворе ребенок везде видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней приложил заботу он, ребенок.

Гармония окружающих ребенка вещей создает общий эстетический дух обстановки при том условии, когда отдельные вещи не кричат о себе, когда их как бы не замечаешь. Если, например, на широкое, светлое окно, из которого открывается вид на плодовый сад, поставить несколько больших цветов, гармония нарушится, цветы подавят эстетические качества других вещей - того же плодового сада. Если же на окне будет только одна веточка, гармонирующая по своей форме с деревьями плодового сада, с временем года (гармония может заключаться и в контрасте), то совсем по-другому воспринимаются и эта веточка, и плодовый сад, и просторы далеких полей. (11, 389)

Ребенка 7-11 лет, наслаждающегося красотой природы или окружающей обстановкой, очень легко вовлечь в активный труд... Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Это естественное стремление ребенка... надо всячески развивать. Мы организовываем воспитательную работу так, чтобы в младшем школьном возрасте трудовая деятельность воспитанников была в то же время деятельностью эстетической... (выпиливание, выжигание, рукоделие, разбивка клумб, выращивание цветов, уход за деревьями и т. п.). Труд, проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе. (6, 71)

Настоящий праздник для детей - цветение садов. Рано утром мы приходим на школьный участок, идем в сад, восхищаемся белым, розовым, оранжевым нарядом деревьев, слушаем жужжание пчел. «Нельзя долго спать в эти дни,- учим мы детей,- можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солнца, стремясь не пропустить тех мгновений, когда первый поток солнечных лучей озаряет цветы, покрытые капельками росы. Затаив дыхание, любуется ребенок. На эту красоту ребенок сам не обратит внимания, если ее ему не показать, не рассказать ему о ней. (11, 376)

Трудно разбудить маленького ребенка на рассвете, трудно повести его в сад, в поле - так сладок сон. Но помогите ему в первый раз преодолеть эту трудность, откройте ему глаза на красоту утренней зари, пусть он прислушается к музыке рождающегося дня,- и потом он сам не поленится встать на рассвете, пойдет любоваться красотой природы и не будет жалеть потом, что прошли годы, а он проспал ее... (9, 173)

Родились праздники цветов. Их было несколько. Весенний праздник цветов - это праздник ландышей, тюльпанов и сирени. В этот день мы шли в лес и в сиреневый цветник, заложенный в первую осень школьной жизни; каждый ученик собирал маленький букет, стремясь найти неповторимое сочетание оттенков. Приходили на лужайку, любовались букетами. Несли их матерям и нашим друзьям - дедушке Андрею и бабушке Ольге. Приглашали на праздник малышей-дошкольников, собирали букеты и для них.

Второй праздник - праздник роз...

Третий праздник - полевых цветов. Он приносил детям самую большую радость. Мы шли в поле утром - в эти часы цветы особенно красивы. Собрать красивый букет полевых цветов - настоящее творчество. Приносили букеты в школу, отдыхали, мечтали о том, чтобы и у нас цвели полевые цветы...

Осенний праздник цветов, или праздник хризантем, был грустным прощанием с летом. Сколько труда надо было приложить, чтобы как можно позже отмечать его... Мы защищали кусты хризантем от холодных ветров и заморозков, прикрывали их на ночь бумажными колпачками. После осеннего праздника цветов мы переносили растения в теплицу.

На третьем году школьной жизни ребята впервые отмечали праздник подснежников. В лесу еще лежал снег, но земля уже пробуждалась от зимнего сна. На полянах появлялись первые лилово-синие и белые колокольчики. Маленькие букетики дети приносили в этот день матерям.

Пусть не покажется читателю, что детство моих питомцев было сплошным праздником... Каждый праздник - это прежде всего труд.

Я добивался, чтобы дети видели в труде источник духовных радостей. Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему, и людям,- чтобы уже в годы детства человек трудился для радости. (10,214)

Наверное, нет труда, который бы в большей мере облагораживал сердце, сочетал в себе красоту и творчество, созидание и человечность, чем уход за розами. Я добился того, что у каждого ребенка возникло желание завести свой домашний цветник. В III и IV классах мои воспитанники уже любовались цветками розы, выращенными на приусадебных участках. (10, 212)

Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека,- он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность. Это один из очень сложных вопросов нравственного воспитания. Красота сама по себе не содержит никакой магической силы, которая воспитывала бы в человеке духовное благородство. Красота воспитывает нравственную чистоту, человечность лишь тогда, когда труд, создающий красоту, очеловечен высокими нравственными побуждениями, прежде всего проникнут уважением к человеку. Чем глубже эта человечность труда, создающего красоту для людей, тем больше уважает человек сам себя, тем более нетерпимым становится для него отступление от норм нравственности. (10, 213)

То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. (10, 168)

«Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого»,- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. (10, 168)

Эстетическое воспитание может быть поставлено прекрасно, но если другие элементы и составные части коммунистического воспитания имеют серьезные недостатки, то и воспитательное влияние красоты ослабляется и даже может быть сведено на нет. Каждое воздействие на духовный мир ребенка приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда рядом идут другие столь же важные воздействия. В определенных условиях человек может заботливо выращивать цветы, восторгаться их красотой и в то же время быть циником, равнодушным, бессердечным - все зависит от того, с какими другими средствами воздействия на духовный мир личности соседствует то воздействие, на которое мы, воспитатели, возлагаем определенные надежды. (10, 213)

В годы детства и отрочества особенно важно, чтобы человек нашел, почувствовал, осознал в себе человеческую красоту, пережил чувство восхищения красивым, человечным в самом себе. Через красивое - к человечному - такова закономерность воспитания. (14, 2)

К юности больше всего применима закономерность, которая может быть сформулирована следующим образом: благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе. (6, 207)

Красивое, возвышенное воспитанники усматривают не только в совершенстве, законченности внешних форм, но и в творениях человеческого разума (например, в грандиозных технических сооружениях, в новейших машинах) и особенно в высоконравственных поступках, идеях и других проявлениях духовного мира людей, руководствующихся в своей жизни нор­мами коммунистической морали. (6, 147) Коммунистические идеи сами по себе являются для юношей и девушек высшей красотой. В годы юности больше, чем когда бы то ни было, стремление к красивому сочетается со стремлением к высоконравственному.

Отсюда - непримиримость юности ко всему безнравственному. Безнравственное, аморальное расценивается юношами и девушками как пошлое и уродливое. (6, 206)

…Воспитанников интересует прежде всего человек коммунистического общества - каким он должен быть. В центре мечты о прекрасном становится человек, благодаря этому эстетический идеал сочетается с идеалом моральным... (8, 74)

Введите e-mail адрес:

Отношения матерей с дочерьми в разных семьях выстраиваются по-разному. Неважно, существует ли между вами близкая связь или вы постоянно ссоритесь, в этой статье вы можете прочитать об основных этапах развития крепких отношений и воспитания счастливой и здоровой дочери.

Воспитывайте ребенка как личность, а не как принцессу

С того момента как вы узнали, что у вас будет девочка, окружающие, вероятно, засыпали вас очаровательными платьицами и всевозможными розовыми одежками для принцесс. Нет ничего плохого в розовых платьицах, фильмах о принцессах, игрушках и проведении дней рождения принцессы. Многие девочки тяготеют к таким вещам, даже если их родители не одобряют подобный стиль и стремятся к гендерно нейтральному окружению. Важно поощрять всевозможные игры , которые развивают воображение ребенка и его способности, а не только желание красиво одеваться и ждать своего принца. Культивируйте у ребенка и другие черты характера с помощью игр и пробуждения фантазии (например, такие черты, как остроумие, отзывчивость и настойчивость), чтобы ребенок был максимально разносторонним и не зацикливался на роли чопорной принцессы. Учите ее быть хорошо воспитанным человеком с широким кругозором, а не правительницей воображаемого царства. Способствуйте тому, чтобы ваша маленькая дочь выходила из образа принцессы и выполняла свои обязанности по дому (не только утонченные и изысканные!), сосредоточивалась на обучении и совместной работе и пробовала новые занятия, такие как футбол и боевые искусства. Шестилетняя поклонница стиля принцессы – это одно, а шестнадцатилетняя девушка, считающая себя принцессой, – совсем другое.

Воспитывайте у дочери чувство уверенности в себе

«Она такая милая!», «Какое красивое платьице!». Вы, вероятно, слышите это сотни раз. Бесспорно, она восхитительна. Но вы должны быть объективными и рассудительно подходить к чертам, которые наиболее ценятся в девушках, и комплиментам, которые они зачастую слышат. Комплименты, как правило, основаны на внешнем облике, что может привести к заниженной самооценке и нездоровым ожиданиям от внешности девушки в подростковом возрасте и взрослой жизни. Комплименты внешности – это прекрасно, но только тогда, когда они уравновешены похвалами за чувство юмора, творческое воображение и сильные математические способности. Помните о том, что, когда необходимо убедить молодую девушку, что красота и самооценка зависят от внутреннего состояния человека, а не от одежды, косметики, роста или веса, не существует лучшего примера для подражания, чем родная мама.

Моделируйте образ здорового тела

Независимо от возраста дочери, мамам важно демонстрировать уверенность в своем теле и не обсуждать с ней проблемы типа «чувствую себя толстой» или последние планы диеты. Неудовольствие своим весом часто передается от матери к дочери . В то время как детское ожирение является не такой уж редкой проблемой, многие девушки со здоровым весом недовольны своей фигурой. Одно из исследований говорит о том, что в среднем 40% девяти- и десятилетних девочек пытались похудеть. Еще одно исследование показало, что 53% тринадцатилетних девочек «недовольны своим телом», у семнадцатилетних девушек этот показатель достигает 78%. Проблемы с фигурой могут привести к низкой самооценке и расстройству питания. Тренируйтесь и хорошо питайтесь всей семьей для укрепления здоровья, а не для того, чтобы надевать платья меньшего размера или иметь лучшую фигуру.

Будьте готовы к проявлениям «не девичьего» поведения

Наше ожидание от девочек непременной привлекательности распространяется за пределы внешнего вида и проникает в поведенческую сферу. Стереотипы приводят нас к мысли о том, что девушки обязательно должны обладать мягким характером, утонченностью, скромностью и готовностью угождать, но это просто несправедливо и неоправданно. Как и их противоположности («мальчишки всегда остаются мальчишками!»), девочки – это живые существа! У девочек ясельного возраста иногда случаются истерики; у девочек-подростков бывают всплески эмоций… Девочки могут поступать очень не мило, «не по девичьи», например, бросать игрушки или хлопать дверью или просто отказываться помочь маме нести сумку, потому что они могут быть такими же рассерженными, упрямыми или мятежными, как и мальчики. Хотя девочки бывают сложными в управлении с точки зрения дисциплины , такое плохое поведение связано с обретением ими независимости, формированием уверенности в себе и развитием самоидентичности. Вы не должны терпеть плохое поведение вашей дочери, но вы должны осознать ее способность вести себя плохо и переживать плохие дни. В противном случае вы можете начать проявлять грубость, что, конечно, недопустимо.

Не перегибайте палку в стремлении к совершенству

Многие девушки стремятся к совершенству и стараются радовать своих родителей, учителей, тренеров и других взрослых. Перфекционизм звучит как прекрасная черта характера и в здоровых дозах может усиливать желание вашей дочери добиваться успеха. Но хронический всеохватывающий перфекционизм может привести к беспокойству, депрессии, расстройству питания, истощению и другим проблемам у девочек (у всех людей!). Пересмотрите ожидания достижений вашей дочери в школе, спорте и других областях ее жизни. Убедите ее, что время от времени нужно расслабляться. Вы хотите, чтобы у ребенка были великолепные оценки, или хотите, чтобы он научился быть счастливым и гармоничным всю свою жизнь?

Пусть ребенок следует своим интересам

Мы все слышали стереотипы: мама-театралка, мама-футболистка, мама-танцовщица и т. д. Матери, которые слишком напористы или одержимы интересами своих дочерей, создают плохую репутацию вовлеченному воспитанию. Чтобы не стать одной из тех мам, которые опосредованно проживают свою жизнь через жизнь своих детей, нужно, во-первых, разрешить дочери самой выбирать занятия по интересам, особенно в предподростковом и подростковом возрасте. Во-вторых, когда вы все более и более вовлекаетесь в спорт или другую деятельность ребенка, нужно все же оставаться взрослым и сохранять голову на плечах. Не заставляйте дочь часами репетировать ее танец и не «болейте» за ее команду слишком активно из-за желания, чтобы она (да и вы) непременно выиграла. Если она начинает заниматься вашим любимым делом, а затем у нее возникает горячее желание бросить его, не давите на дочь. Постарайтесь подобрать нужные слова, чтобы ребенок продолжил заниматься данным видом спорта или хобби до конца года или испытательного срока, но помните о том, что, если вы будете заставлять ребенка делать что-то, что ему не нравится, это может повлечь за собой неприятные последствия. Если ваша дочь не любит выходить за рамки учебы, знайте, что один или два дополнительных вида деятельности, которые она выбирает и действительно любит, принесут больше пользы, чем одно (или десять) дополнительное занятие, которые выбрали мама с папой.

Не превращайтесь в «решателя» проблем

Будучи мамой, вам приходится решать множество задач в своей жизни и жизни вашей семьи, поэтому так легко запутаться и начать исправлять все ошибки и проблемы, которые возникают у вашей дочери. Это замечательно, что вы хотите защитить своего ребенка, но старайтесь не управлять его жизнью на микроуровне. Если она получила плохую оценку или поссорилась с подругой, сначала поговорите об этом с ней – не спешите звонить учителю с требованием исправить оценки или приглашать ее бывшую лучшую подругу в гости. Обращайте внимание на серьезную динамику – ребенок последнее время часто получает плохие оценки, часто меняет компании друзей, сильно грустит по поводу разрыва отношений – и поговорите с ней о том, что происходит, на какой результат она надеется и как вы можете поддержать ее. Но помните, что ее взаимоотношения с друзьями и оценки, в конечном счете, принадлежат ей; она многому научится, если самостоятельно сможет ими управлять и разбираться в них.

Поддерживайте дочь в стремлении к независимости

За стремлением не жить жизнью ребенка и не решать все ее проблемы скрывается пугающая конечная цель – разрешить ей вырваться из-под опеки. Годы пролетят, и совсем скоро ваша дочь поступит в университет или уйдет во взрослую жизнь. Подростковые годы – это возраст, когда ребенок не только узнает, кто он такой, но и то, как следует решать проблемы. В подростковые годы вам, вероятно, придется отслеживать такие вопросы, как выполнение назначений ее врача и своевременная подача документов в вуз. Но вы не должны решать за ребенка домашние задания и выполнять ее работу по дому. Домашние задания и работа по дому, а также самостоятельное планирование своего времени , работа во время летних каникул и хорошие навыки распоряжения бюджетом помогут вашей дочери приобрести необходимый арсенал средств для жизни вдали от мамы и папы.

Будьте матерью, а не другом

Даже если вы с дочерью закадычные приятели и легко делитесь сокровенным, существует граница между матерью и другом. Не пересекайте ее. Эта молодая девушка, которая живет под вашей крышей, может показаться ближайшим доверенным лицом или подругой по умолчанию, но она ваш ребенок. Чтобы почувствовать себя «крутой мамой» не покупайте ей пиво и не освобождайте ее от следования домашним правилам, не обменивайтесь с дочерью купальниками или узкими джинсами и не грузите на нее ваши проблемы с супругом. Если ваш ребенок поймет, что вы пересекли границу «мама – друг», она может обидеться на вас, ведь большинство родителей ее друзей не позволяют себе такого. Кроме того, поддержание четких ролей матери и дочери поможет вам легче перенести ее отъезд в столичный вуз или во взрослый мир, а опустевший дом не будет восприниматься так гнетуще.

Не выбирайте себе любимчиков

Ваша естественная близость с дочерью (дочерями) может легко привести к фаворитизму, который порождает соперничество между детьми. Все дети очень чувствительны к выбору фаворитов и любимчиков независимо от их пола или пола своих братьев и сестер. Даже когда дети выводят вас из себя, старайтесь



Загрузка...