paradisemc.ru

Ребенок 7 лет развитие и психология. Кризис семи лет: характеристика и особенности, рекомендации родителям

Кризис 7 лет - неотъемлемая часть становления маленькой личности. Большинство детей сталкиваются с проблемами взросления именно в этом возрасте. Дисциплина оставляет желать лучшего, малыш становится капризным, а родители не знают, куда подевался их хохочущий кроха. Это значит, в дом пришел «детский» кризис. Явление это давно изучено и даже получило собственное название в детской психологии. Как распознать перемены и что с ними делать, расскажет статья.

Что такое кризис

Ситуацию, когда малыш резко меняет поведение, называют «кризисом 7 лет» у ребенка . Возрастная психология описывает основные черты этого периода: переменчивость настроения, проблемы с распорядком дня и соблюдением дисциплины, изменение поведения в обществе.

Родители понимают, что с малышом происходят перемены, однако, не всегда готовы помочь чаду пережить кризисный период. Задачей близких становится терпеливое отношение к малышу, всяческая помощь и максимум понимания со своей стороны.

Как распознать кризис семи лет

Присмотритесь к своему чаду. Чтобы распознать кризис семи лет, достаточно сопоставить поведение малыша на более ранних этапах и нынешнюю ситуацию. Если вы обнаружили хотя бы несколько признаков, описанных ниже, это значит, что ваш ребенок переживает кризисный период. Проявления:

Симптомы

Для кризиса семи лет характерно следующее поведение ребенка:

Наличие описанных симптомов означает, что родителям нужно подкорректировать свое поведение, проявляя к малышу более мягкое доверительное отношение. Любая реакция, будь то игнорирование либо чрезмерная опека, сказываются на поведении ребенка в будущем.

В любом случае при наступлении «семилетнего» кризиса методика воспитания нуждается в переменах. Малыш, начавший осознавать в себе личность, требует к себе иного подхода, нежели кроха, не понимающая своих и чужих желаний, как это было до начала кризисного периода.

Причины возникновения кризиса

Толчком к началу кризиса, как правило, становится резкая перемена в образе жизни : например, переход из детского сада в школу.

Смена обстановки приводит к тому, что знакомясь с детьми разного возраста, ребенок пытается найти идеальную для себя модель поведения. Не имея для этого достаточно опыта, малыш пытается равняться на других. Так происходит поиск авторитетной личности в новом окружении. Родители могут заметить, что их малыш завел дружбу со старшими ребятами, которые часто оказываются «заводилами» и «забияками».

Постоянное сравнение себя с «более сильными» приводит к тому, что у ребенка происходит преуменьшение собственных сил и возможностей. Появляется неуверенность в себе, а вместе с этим замкнутость и вспыльчивость.

«Высшей инстанцией» в становлении личности и поиске авторитета становится взрослый человек, поэтому кризис 7 лет у ребенка часто сопровождается ябедничаньем на сверстников и попытками возвыситься в глазах взрослых.

Как себя вести взрослому

«Новое» поведение ребенка усложняет его взаимоотношения с родителями . Ранее спокойные и терпеливые мама и папа все чаще не выдерживают и срываются на крик. Пытаясь «вернуть» прежнего малыша, родители только усугубляют ситуацию, поскольку ребенок теперь нуждается в кардинально новом подходе.

Сравнивая себя со старшими и авторитетными, дитя подвергает сомнению ранее удовлетворявшие его правила. Под угрозой оказываются принятые в семье роли: что делает мама, какие обязанности лежат на старших и младших детях. Глядя на старшего брата, ребенок пытается подражать ему, к примеру, не надевая шапку или тайком используя помаду сестры.

Советы, как вести себя родителям, согласно возрастной психологии:

Чего не делать

Не запрещайте чаду познавать мир . Если он пытается освоить новые занятия, посодействуйте этому. Ребенок 7 лет - созидатель. Его занятия заключаются в создании чего-то нового: шитье, лепка, стройка фигур.

Хвалите малыша по любому адекватному поводу. Даже если на рисунке красуется случайная клякса, не акцентируйте внимание на ошибке, лучше заметьте яркое облако или задорную собаку. Критика в этом возрасте может нанести ребенку несоизмеримый вред, ведь чувства чада сейчас обострены, он ищет свое место в жизни и нуждается в похвале, а не в осуждении.

Если 7-летка пытается оттянуть выполнение какого-либо задания, не давите на него . Таким образом ребенок пробует новые виды взаимоотношений с окружающими, пытаясь диктовать свои правила. Учитывайте его желания, но не забывайте высказывать свои. «Мы сядем ужинать, когда ты выполнишь домашнее здание», вместо «Ты не поешь, пока не решишь задачу».

Помощь психолога

Случается, что поведение сына или дочери не поддается объяснению. Родители пытаются вести себя правильно, но малыш продолжает «строить» всю семью. В таком случае рекомендуется посетить детского психолога. Специалист поможет разобраться в ситуации и даст советы относительно конкретного ребенка.

Не стоит делать из кризиса 7 лет проблему . Это естественный период, и его необходимо пройти всем деткам и их родителям.

Малыш начинает осознавать себя как личность, и в этом ему нужно помочь. Родителям важно помнить, что с этого момента болеем не «мы», а «он». В школу нужно не «вам», а «ему». Позвольте ребенку быть Человеком.

Седьмой год жизни ребёнка считается кризисным. В этот период дети идут в школу, знакомятся со своими сверстниками и учителями. Они привыкают к новым порядкам, узнают много интересной информации, которая кардинально меняет их взгляды на жизнь. В семь лет ребёнок теряет наивность, становится чуточку взрослым, нередко сопротивляется приказам родителей. У него появляется самооценка, он обращает внимание на свою внешность, старается походить на человека, которого считает авторитетом. Дети начинают задумываться над смыслом своих поступков. У семилетки меняется физиология, мировоззрение, поведение, взаимоотношения с окружающими. Обязанность родителей - помочь своим детям преодолеть этот непростой этап взросления.

В семилетнем возрасте мальчики и девочки идут в школу. Им приходится общаться с новыми людьми, приспосабливаться к непривычным правилам поведения в учебном заведении, регулярно учить уроки. Вначале дети с трудом вживаются в роль школьника. Им ещё по-прежнему хочется поиграть со своими любимыми игрушками.

Проходит несколько недель и ребёнок полностью меняется. Его интересуют только совместные игры со сверстниками. Он чувствует себя членом общества и не понимает, почему став взрослым по-прежнему должен слушаться родителей.

Они любят передразнивать взрослых, паясничать, привлекая к себе внимание. Они могут сознательно испортить вещь, просто ради забавы. Семилетки, как правило, вспыльчивы, раздражительны, быстро утомляются. Они могут вести себя агрессивно или, наоборот, замкнуться в себе.

Психология мальчиков 7 лет отличается от психологического настроя девочек этого же возраста. В этот период дети уже начинают понимать разницу между полами. Они осознают не только свою гендерную принадлежность, но и внешность. Детям свойственно самолюбование, они живут в мире фантазий, поэтому себя часто ассоциируют с героем любимого фильма.

Единственные к кому семилетки могут поменять своё отношение - это их родители. Авторитет взрослых может пошатнуться. В этот период самым умным человеком, знающим ответы на все вопросы, считается учитель. К тому же он никогда не кричит по пустякам, не закатывает истерик, не бьётся и не просит отвязаться. Если ребёнок почувствует, что его мама или папа не идеальны, он может перестать их слушаться.

Психология девочки 7 лет характеризуется такими чертами: усидчивость, спокойствие, аккуратность, сосредоточенность. Маленькие школьницы прилежно учатся, хорошо ведут себя в школе. В возрасте 6-9 лет у всех детей дружба однополая. Девочки дружат друг с другом и обсуждают между собой важные тайны. Они интересуются мальчиками и сильно переживают, если не получают взаимности. Девочки увлекаются рукоделием, танцами, пением. Настроение у них стабильно, они покладисты и исполнительны.

Мальчики 7 лет более активны, они постоянно соперничают друг с другом, хвастаются своими знаниями об оружии, технике. Их эмоциональный фон нестабильный, свои чувства они ещё не умеют держать в себе, часто плачут. Между собой мальчики редко ссорятся. Семилетки любят играть друг с другом только в игры, которые им интересны, а правила изначально понятны. Их тяжело приучить к монотонной работе, аккуратности, им трудно привыкнуть сидеть на уроках неподвижно. В семилетнем возрасте мальчики ищут себе авторитет среди сверстников. Обычно им становится школьник с самым плохим поведением. , а взросление в его понимании - это протест и отрицание установленных правил.

Если родители хотят убедиться, что их ребёнок находится в кризисном состоянии, им нужно внимательно присмотреться к его поведению. Если малыш ведёт себя не так как раньше, значит он переживает тяжёлый период.

Какие особенности поведения детей указывают на кризис:

  • не слушается старших;
  • грубит родителям;
  • не играется со своими любимыми игрушками;
  • часто упрямится;
  • кривляется, передразнивает старших;
  • ведёт себя слишком эмоционально и активно (разбрасывает вещи, дерётся со сверстниками).

Главное для взрослых в этот период - запастись выдержкой и терпением. Важно научиться понимать своего ребёнка, предоставить ему больше свободы, решая семейные вопросы, учитывать его мнение и спрашивать согласие.

Причины изменений в характере и поведении детей 7 лет

Мальчикам и девочкам 7 или 8 лет кажется, что если они пошли в школу, значит уже стали взрослыми. Ребёнку хочется самостоятельно принимать решения и совершать поступки. Если родители не считаются с его мнением, заставляя, например, надевать нелюбимую одежду, семилетка начинает сопротивляться. Причина такого поведения - смена ценностей, изменение понимания мира и осознания своей роли в обществе.

Семилетки теряют непосредственность. Их настроение мало зависит от внешних факторов. Они ведут себя так, как им хочется. Иногда поведение семилетки не соответствует ситуации. Причина - желание освободиться от психологической нагрузки со стороны взрослых и Подобная проблема больше характерна для мальчиков. Девочки ведут себя сдержаннее и редко проявляют агрессию или неадекватность на людях.

Нестабильность психики ребёнка может быть вызвана желанием стать лидером. Семилетке хочется походить на героев из любимых кинофильмов, а они всегда решают проблемы силовыми методами.

Порой дети воспринимают внешний мир как агрессора, который норовит их обидеть. Они ждут неприятностей от своих сверстников или родителей. Выходом из создавшейся ситуации считают нападение. Дети слишком эмоционально ведут себя, защищаясь от возможного наказания. Ребёнок, которому не хватает любви и теплоты родителей может намеренно грубить старшими или обижать сверстников.

Начиная с шестилетнего возраста, мальчики постепенно взрослеют. Их интересуют происходящие вокруг события, в каждой ситуации они демонстрируют свою позицию, высказывают личное мнение, вступают в споры со сверстниками или взрослыми и часто настаивают на своём. Если не получают желаемого, ведут себя агрессивно, грубят старшим. Их тяжело приучить к аккуратности, они непослушны и неприлежны.

Родители, сталкиваясь с изменениями в поведении ребёнка, часто не знают, что делать. Следует понять, что семилетка переживает кризис. Пройдёт немного времени, мальчик успокоится, его поведение улучшится. Ребёнок научится действовать самостоятельно, обретёт собственное мнение, сконструирует свой внутренний мир.

Мальчиков 7 лет:

  1. Не смейтесь над его ошибками.
  2. Не давайте ему насмешливых прозвищ.
  3. Разговаривайте с сыном, отвечайте на его вопросы.
  4. Больше обнимайте, жмите в руку в случае одобрения или приветствия.
  5. Просите его помощи, вместе мастерите.
  6. Не акцентируйте внимание на неудачах.
  7. Постоянно хвалите сына.
  8. Радуйтесь даже маленьким достижениям.
  9. Не отговаривайте от намерений.
  10. Разрешите самостоятельно выбрать себе хобби.
  11. Проявляйте строгость по отношению к плохим поступкам (желательно, чтобы это делал отец).
  12. Разрешайте ему поплакать в трудной ситуации.
  13. Если мальчик искренне признаётся в своих плохих поступках, не читайте ему нотаций.
  14. Всегда будьте на стороне своего мальчика, защищайте от сверстников, учителей.
  15. Приучайте к чтению, выбирайте книги, в которых главный герой - мужчина.
  16. Не унижайте сына, особенно в присутствии других детей.
  17. Постарайтесь, чтобы мальчики чаще общались с отцом или взрослыми мужчинами, так они научатся поступать по-мужски.

Если родители с пониманием отнесутся к изменениям в поведении семилеток, детям будет проще пережить этот этап взросления. Мальчику нужно время, чтобы разобраться в своих мыслях и ощущениях. Желательно дать ему больше свободы и дарить максимум любви и тепла.

Как помочь ребенку справиться с кризисом 7-8 лет - рекомендации родителям:

  • не относится к ребёнку как к собственности;
  • не кричать, не принуждать, исключить любое насилие;
  • предоставить семилетке свободу действий и право выбора;
  • советоваться с ним, разговаривать, отвечать на вопросы.

Семилетки часто не слушают своих родителей. Если взрослые хотят добиться послушания, им нужно перестать говорить с ребёнком приказным тоном. Разговаривать с мальчиком нужно на равных. Если он, например, отказывается от занятий в спортивной школе, нужно поинтересоваться его желаниями. Возможно, семилетке хочется ходить на танцы.

Ошибки родителей

Когда у ребёнка кризисный период, родители должны вести себя тактично. Их ошибки и неправильные методы воспитания могут негативно сказаться на психике мальчика. Полученная в детстве психологическая травма может стать причиной развития комплекса неполноценности.

Как нельзя воспитывать мальчика 7 лет:

  • давить на него своим авторитетом;
  • ставить непосильные задачи и цели;
  • разговаривать повелительным тоном;
  • наказывать за плохое поведение;
  • унижать;
  • преуменьшать авторитет учителя или второго родителя.

Воспитывая семилетку, не стоит полностью полагаться на советы бабушек и дедушек. Лучше читать специальную литературу, например, книги по психологии мальчиков 7 лет.

Ребёнок должен сам выбирать себе друзей. Не нужно его отговаривать, говорить, с кем ему дружить. Мальчики всё равно будут общаться с теми сверстниками, кого больше уважают.

Родителям нужно научиться доверять своим детям. Часто взрослые и преувеличивают масштаб проблемы. Нельзя срывать злость на ребёнке. В любой ситуации нужно сохранять самообладание.

Родители иногда пытаются через детей реализовать свои несбывшиеся мечты. Если папа хотел стать чемпионом по плаванию, но ему это не удалось, он будет из сына делать спортсмена. Если у ребёнка не лежит душа к спорту, такое занятие не принесёт желаемого результата. Мальчик должен сам понять, чем ему заниматься и какому делу посвятить жизнь.

Воспитанием сына в равной степени должны заниматься мать и отец. Нельзя все проблемы, связанные с мальчиком, оставлять на одного из родителей. Маме бывает непросто достучаться до сердца сына. Мальчик быстрее послушает отца. Хотя от матери ему нужно тепло и забота.

Родителям, в каких отношениях они бы не находились, нельзя плохо отзываться друг о друге. Запрещено настраивать ребёнка против матери или отца. Оба родителя очень важны для мальчика. Взрослые должны демонстрировать приемлемую модель поведения. Ведь их ребёнок в будущем будет строить семейные отношения на основании опыта, полученного в детстве.

В воспитании мальчиков обязательно должен принимать участие отец. Матери нужно поступиться этим правом и дать возможность папе и сыну больше времени проводить вместе. Отец обязан интересоваться успехами мальчика в школе, помогать ему решать трудные задачки. Сын должен научиться советоваться с папой, если не знает, как ему поступить.

К семилетке нельзя относиться как к трёхлетнему малышу. С мальчиком 7 лет нужно разговаривать как со взрослым. Папа с сыном могут вместе пойти в лес, на рыбалку, заняться спортом. Главное для отца - стать авторитетом для своего ребёнка. Правильная жизненная позиция родителя убережёт сына от плохого влияния улицы.

Ребёнок 7 лет переживает трудный период взросления. Он только учится жить. Ему нужна забота и любовь близких. Если родители хотят правильно вырастить своего сына, им нужно знать правила воспитания мальчиков. С детства ребёнка нужно приучать к ответственности, труду, дисциплине. Мальчик должен научиться доводить начатое до конца и не пасовать перед трудностями. На взрослых лежит серьёзная ответственность - воспитать мужчину, который сможет самостоятельно добиваться целей и преодолевать любые трудности.

Если родители столкнулись с проблемами в воспитании детей и не могут найти выход из сложной ситуации, им необходимо обратиться к психологу-гипнологу Никите Валерьевичу Батурину . К тому же, рекомендуем изучить ютуб-канал , где вы найдете множество видео на различные психологические темы.

Дети в первом классе много времени посвящают школьным занятиям, выполнению домашних заданий. Это ответственные девочки и мальчики, которым, однако, всё так же интересно развлечься в свободное от важных дел время. Конечно, на улице весело, ведь можно поиграть со своими сверстниками, а что делать, когда за окнами ливень или сильный мороз, чем занять ребенка 6-7 лет дома? Эту задачу помогут решить родители, если внимательно отнесутся к потребностям и интересам своего малыша.

На седьмом году жизни мозг маленького человека, фактически, идентичен мозгу взрослого человека, кроме того, уже отлично развит опорно-двигательный аппарат. Несмотря на то, что уже полным ходом идут процессы окостенения, позвоночник малыша ещё достаточно уязвим, поэтому родителям надо внимательно следить за его правильной осанкой и предотвращать игры, опасные для этой ещё полностью не завершённой структуры тела.

Наряду с этим, у детей активно развивается мускулатура, а общее развитие неразрывно связано с мелкой моторикой рукой, чему, собственно, и необходимо посвящать большинство игр. В связи с этим, любая деятельность, связанная с рисованием, лепкой, созданием поделок из различных материалов, находится в приоритете.

Рассматривая другие аспекты развития маленькой личности, можно рекомендовать и другие занятия ребенку в шесть или семь лет:

  1. Основным для младшего школьника остаётся наглядно-образное мышление, но постепенно начинает формироваться и логика, которую необходимо развивать. Поэтому родители вполне могут занять свою дочь или сына интересными и полезными для них играми типа анаграмм. Данные упражнения могут по-настоящему увлечь ребёнка, и, в то же время, повысить его внимание, скорость чтения и мысли.
  2. Для улучшения логического мышления, памяти и сообразительности отлично подходит игра «Пятнашки». В набор входит доска, состоящая из 16 секторов и 15 костяшек квадратной формы. Чтобы выиграть, нужно правильно расставить все фишки так, чтобы пустая секция оказалась внизу в правом углу, ведь действовать надо последовательно. Также для развития логики подходят такие настольные варианты игр, как «Логические задачи», «Логическое домино», «Логика 3 в 1», «Логические квадраты».
  3. Словарный запас ребёнка в 6-7 лет довольно большой, но он ещё недостаточен для полноценного общения, Но существуют игры, которые могут значительно увеличить лексикон первоклассника – «Противоположности», «Словарное лото», «Балда», «Времена года, праздники».
  4. Несмотря на то, что память у детей отличная в этом возрасте, её необходимо ежедневно тренировать, при этом ребёнок поиграет и отдохнёт. Такие настольные игры, как «Спящие», «7 на 9» «Эрудит» позволят не только укрепить память, но и научить быстрому сложению, вычитанию.
  5. Расширить кругозор, что требуется младшему школьнику постоянно, помогут игры, связанные с изучением географии, астрономии, истории Древней Земли. Хорошая настольная игра «Кругосветное путешествие», которая будет интересна и первоклашкам и более старшим детям.

Кроме того, родителям надо помнить, что особенностью первоклассников является то, что их фантазии существенно превосходят интеллект, поэтому при изучении точных предметов, таких как математика, наглядные иллюстрации должны использоваться в меру, так как это может отвлекать ребёнка от сути урока.

Читайте так же:

Домашние, совместные с родителями и самостоятельные развлечения детей обязательно принесут пользу, если взрослые проявят инициативу и предложат своему ребёнку что-нибудь необычное и малознакомое. Но для этого нужно уметь определить, чего хочет ваш сын или дочь. Любые игры и занятия могут принести пользу, но их лучше чередовать, так как первоклассники по-прежнему быстро устают и отвлекаются, если занимаются одним делом более 20 минут.

Чем занять ребенка 6-7 лет дома: видео

Идеи для детского творчества

Рисование – одно из любимых занятий детишек любого возраста, Но его можно сделать ещё более занимательным для шестилетних и семилетних детей.

Варианты такого время провождения могут быть разными:

  1. Симметричные картинки. Ребёнка можно научить новому интересному приёму обращения с бумагой и красками. Для этого альбомный лист складывают пополам, краски смешивают с мыльной водой, а затем кисточкой капают на сложенную бумагу. Если после этого её развернуть и прижать к прокрашенной стороне чистую, получится симметрично расположенная абстракция, которую можно дорисовывать как угодно, благо, что у ребёнка отлично работает воображение.
  2. Рисунки-абстракции. Чтобы для малыша уже знакомое занятие стало особенно привлекательным, можно предложить ему расчертить бумагу хаотично расположенными линиями, в результате чего на листе появятся самые разные геометрические фигуры. После этого дети могут раскрашивать их, в зависимости от своей задумки. Есть смысл попросить ребёнка сделать все детали отличными цветами, так чтобы они не соприкасались.
  3. Простые срисовки. Полезным занятием может стать срисовка картинки с детской книги или журнала – это станет первым серьёзным шагом первоклассника на стезе изобразительного искусства. Ведь, как правило, небольшие успехи имеют стимулирующее действие на сознание ребёнка, и возможно, живопись когда-нибудь станет профессией сына или дочери.
  4. Делаем оттиски. Это простое приятное времяпровождение может понравиться шестилетке. Оттиски можно делать чем угодно – вырезанными из картофеля фигурками, кубиками, крышечками от банок. Инициативу придумать новые трафареты можно доверить самому малышу, это будет развивать его интеллект и будить фантазию.
  5. Что получится, если дорисовать? Такая творческая игра, наверняка придётся по вкусу первокласснику. На бумаге можно изобразить любое животное, но без хвоста, ушек, лапок, но также это может быть дом без окон, машинка без колёс, деревья без листочков и многое другое. Важно, чтоб ребёнок сумел правильно дополнить рисунок и внёс что-то своё. Если детей двое, можно устроить между ними соревнования, кто сделает лучше или завершит работу раньше.

Когда дело касается детского досуга, а родители не представляют, чем занять ребенка 6-7 лет дома, ребёнку можно предложить слепить не просто фигурку, но создать целую картину из теста, пластилина или специальной глины.

Действовать потребуется следующим образом:

  • сначала необходимо простым карандашом сделать изображение на бумаге;
  • сверху можно размещать созданные из пластилина детали, приклеивая их к листу;
  • в результате картина получится объёмной и более чем оригинальной.

Если брать тесто, то его можно купить или приготовить самостоятельно. Чтобы сделать его разноцветным, размятый кусочек делят на части, а затем каждую перемешивают с обыкновенной гуашью. После просушивания шедевра и его дополнительного декорирования, такое изделие можно даже запечь в духовом шкафу на маленьком огне (100 градусов) в течение двух часов.


Вообще, все вещи, которые малыш сделал сам, вдвойне ценнее. Помимо создания скульптур и художественных произведений, мальчики этого возраста с удовольствием занимаются чеканкой, гравюрой, росписью по дереву, выжиганием.

Девочкам ближе такие занятия как плетение макраме, вышивание, в том числе, бисером, украшение вещей стеклярусом, вязание, декорирование самых разных предметов – шкатулок, простых коробочек, рамок для картин. Также развлечь шестилетнего ребенка можно работой с мехом, бархатом или фетром – у детей получаются отличные мягкие игрушки и украшения. Другие творческие увлечения – фигурки из гипса, пазлы 3D, раскраска картин по номерам, создание объёмных панно.

Особенно стараются дети в преддверии праздников – они готовы самостоятельно декорировать комнаты, придумывать и мастерить оригинальные упаковки для подарков, сочинять тексты поздравительных открыток и многое другое. Папам и мамам важно поощрять такую инициативу детей, что заставит их прикладывать ещё больше фантазии и сил, чтобы удивить близких людей.

Домашние театральные представления

Для семилетних детей большой радостью станет создание собственного домашнего театра, где можно разыгрывать небольшие спектакли на сказочные темы, а также сценки из реальной жизни. Тем более что семилетке уже не занимать ловкости, чтобы своими руками сделать персонажей и необходимые декорации. Конечно, нужно будет тщательно всё продумать, и взрослые должны обязательно помочь дочери или сыну осуществить такую прекрасную идею – советом, а может быть, и делом.

Разумеется, ребёнок будет главным режиссёром своего маленького театра и, в первую очередь, он должен выбрать действующих героев. После этого понадобится сделать для них костюмы и сочинить сценарий.

Из чего будут сделаны персонажи, также решает ребёнок. Можно выбрать несколько вариантов: из бумаги с помощью рисования или складывания, вылепленные из глины, из папье-маше.

Наверное, наиболее реальными будут выглядеть куклы из папье-маше. Многие думают, что это слишком трудоёмкий процесс, но это не так:

  • нужно взять ненужные газеты, бумагу, можно даже туалетную, и мелко порвать;
  • далее бумажные клочки смешиваются с обычным ПВА клеем, так чтобы смесь была густой и вязкой;
  • на предварительно застеленный плёнкой стол ставят пустую пластиковую ёмкость, и наносят на неё приготовленную массу;
  • на горлышко надевается сделанная отдельно голова героя и закрепляется;
  • после этого следует подождать, пока кукла окончательно высохнет, и тогда её можно раскрасить в соответствии с ролью и характером.

Но всегда есть альтернатива – кукол можно сделать, используя технику оригами, или применить картон, на который наклеить необходимые детали – лицо, гофрированную тонкую бумагу в виде юбочки, для головы используют волосы от старых кукол. Чтобы декорировать сцену, проще всего сделать аппликацию, на занавес мама может выделить пару кусков ненужной ткани из бабушкиных сундуков.

Домашний театр – это, безусловно, одна из блестящих идей, поскольку его создание сочетает в себе самые разные виды деятельности ребёнка.

Развлечения для юного экспериментатора

Младшие школьники уже обладают многими знаниями, а поскольку процесс постижения мира и исследовательская деятельность у них продолжается, многим мальчикам и девочкам будет крайне увлекательно заняться химическими опытами, разумеется, некоторые из них лучше проводить под руководством взрослых:

  1. Потребуется взять один апельсин и очисть его от кожуры. Можно надуть два или три воздушных шара. При выжимании сока из цедры на шарики, они будут лопаться один за другим, так как входящий в состав лимонен способен растворять каучук.
  2. Если смешать лимонный сок с водой, обмакнуть в них ватную палочку и написать несколько слов на бумаге, буквы будут невидимыми. Но только до тех пор, пока около листа не провести пламенем свечи – практически, сразу буквы станут коричневыми, и написанное проявится.
  3. В бутылку из пластика надо налить стакан уксусного спирта, в воздушный шарик насыпать три маленькие ложки соды. Если надеть на горлышко бутылки шар, сода попадёт в уксус и шар надуется.
  4. В высокий бокал следует налить полстакана подсолнечного масла и столько же томатного сока. После добавления в него двух шипучих таблеток аспирина, из бокала повалит «лава», на поверхности которой будут образовываться большие пузыри.


Отличным, полезным и информативным занятием для детей остаются книги, ведь дети уже умеют читать. Также не стоит отказывать малышу в игре с конструктором – это может быть длительное увлечение, сохраняющееся у людей на всю жизнь. Дети в 6-7 лет становятся более общительными и коммуникабельными, так что для них хороши все командные игры, как подвижные, так и настольные.

Совсем несложно придумать, чем занять ребенка 6-7 лет дома – первоклассники сами могут подать родителям массу интересных идей, остаётся только прислушаться к их мнению и правильно направить на путь дальнейших достижений, по мере сил помогая и оберегая от неосторожных действий.

Любой человек с самого рождения проходит путь развития, то есть меняется физически, умственно, психологически. Самым стремительным этапом считается период до года. В это время любой родитель знает, что должен знать и уметь его ребёнок. Ведь от этого зависит вся жизнь крохи. Но почему-то после отметки в один год многие перестают интересоваться особенностями психофизического развития, считая, что самое страшное позади. Забывая при этом, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. А зная детскую психологию 7–8 лет, особенности психофизического развития детей, родители лучше смогут понимать специфику поведения или же правильно реагировать на возникающие проблемы. Ведь детская возрастная психология периода 7–8 лет является для родителей инструментом понимания и решения проблем.

Название

показателя

7 лет 8 лет
Рост 121,2 см 126,9 см
Масса тела 22,9 кг 25,5 кг
Окружность головы 52 см 58 см
Окружность грудной клетки 52 см 59 см
Частота дыхания 20–25 вдохов в минуту
Частота сердечных сокращений 85–100 ударов в минуту
Артериальное давление 90/60
Объем мышечной массы 25% веса тела
Вес сердца 92,3 грамма

Дополнительные возрастные особенности развития детей 7–8 лет:


У школьника 7–8 лет организм находится в процессе роста. Проблемы со здоровьем являются распространённой причиной быстрой утомляемости, неуспеваемости и снижения показателей.

Психические особенности

Большинство овладело разговорными навыками. Увеличивается словарный запас и интерес к познанию неизвестных слов. Приходит понимание звукового отличия речи и произношения. Если социальное окружение было положительным и взрослые общались качественно и подолгу, к первому классу ребёнок умеет выразить мысли, пересказать рассказы или мультипликационные фильмы в красках.

  • Прослеживаются способности осмысливать, анализировать увиденное или услышанное, видна целенаправленность действий.
  • Для развития восприятия характерно наблюдать, искать, рассматривать, изучать.
  • Развитию способности понимания способствует речь.
  • Дети умеют назвать и сделать главными для себя качества и свойства предметов, разделить их и понять реальную связь между ними.
  • В возрасте девяти лет восприятие может стать обобщающим, развивается способность устанавливать связи в воспринимаемых явлениях и событиях.

Развитие мыслительных процессов

Мышление переходит от алгоритма «посмотрел – повторил» к алгоритму «посмотрел – представил», а в конце – начинает развиваться мышление словесное. Видна способность образно мыслить, но не приобретена взрослая логика суждений. К концу периода у детей будет получаться обобщение и установление связей. Это важно для развития умственных способностей. Большинство интеллектуальных задач решаются с помощью образного мышления, помогающего понять суть задачи, провести параллели с реальностью и проконтролировать её решение.

Большинство будет с лёгкостью представлять в воображении предмет, выделять в нём главные особенности. Заметно начало формирования мышления, помогающее воспроизводить увиденное в виде схем, чертежей, планов. Благодаря этому типу мышления появится понимание условных обозначений слов в предложении либо математических действий. Начинают формироваться основы мышления, основанного на алгоритме «увидел — нашёл причину». Такой вид мышления является главным для взрослого индивида. Характерно понимание простейших причинно-следственных связей, умение пользоваться словосочетаниями «если…, то».

  • составление слов из заданных букв;
  • составление предложений из заданных букв;
  • разгадывание ребусов.

Важно помнить, что выполнять все задачи нужно в игровой форме, придумывая увлекательные упражнения.

Свойства памяти

Для памяти характерно развиваться непринуждённо, осознанно. Дети легко усваивают школьную программу, вызывающую интерес, оформленную в виде игры, связанную с красочными наглядными картинками или образами. Заметно выделяется развитость механической памяти, которой дети пользуются для заучивания текстов, заменяя процесс понимания и усвоения школьного материала. Если в начальной школе объёмы информации маленькие, и механическая память способна с ними справиться, то в средних классах её будет недостаточно. Это приведёт к существенным затруднениям, так как учебная программа увеличится и усложнится. Поэтому правильным будет улучшение смысловой памяти. Она позволит научиться использовать огромное количество приёмов запоминания. И мыслительная деятельность станет неразрывно связанной со смысловой памятью.

  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ прочитанного, услышанного;
  • перечисление предметов, показанных на картинке;
  • обучение танцам, прочим играм на движения.

Особенности внимания

Эта психическая особенность является самой важной, на внимании строится процесс обучения. Раньше дети не могли сосредотачиваться на монотонных действиях, а в семь лет это не является непосильной задачей. Но непроизвольное внимание продолжает лидировать. Отвлекающим фактором служит любой раздражитель. Средняя продолжительность сосредоточенности составляет 10–20 минут. Возникают сложности с переключением внимания между заданиями. Дети индивидуальны, внимание развито у каждого по-своему. Одни могут быстро переключаться с задачи на задачу, но подолгу удерживать внимание не в состоянии. Другие могут скрупулёзно, очень тщательно заниматься решением, но долго переключаются на решение следующей задачи.

Свойства внимания неодинаково поддаются тренировке и развитию, но их можно и нужно развивать. Это необходимо делать, чтобы не пустить этот процесс на самотёк. Только к 9–10 годам можно рассчитывать на усидчивость и сосредоточенность, которая позволит подолгу выполнять задания. До этого времени будет преобладать произвольное внимание, переключающееся на внешний раздражитель. Из-за этого психического свойства лучшим способом предоставления учебного материала будут яркие пособия и материалы.

  • игры в домино, лото;
  • поиск нарисованных одинаковых предметов, изображённых на одной картинке;
  • поиск различий между двумя картинками, идентичными на первый взгляд.

Отношения с социумом

Приходя в первый класс, понимание действительности претерпевает значительные изменения. Если в раннем возрасте в качестве значимых взрослых выступали только родители, то теперь появляется ещё один – учитель. На основании этих отношений теперь строятся последующие отношения с окружающими. Связи «ученик–учитель» выступают показателем качества условий жизни. Успеваемость выводится на первое место. Педагог выступает в качестве взрослого, которого беспрекословно слушают, и которому подчиняются. Характерно появление ябед, так как отношения друг с другом строятся с позиции отношения к правилам учителя.

Взаимоотношения со взрослыми сводятся к следующему алгоритму: взрослый нацеливает, осуществляет проверку, производит оценку действий. Сначала манипуляции производятся совместно, затем участие взрослого в процессе уменьшается, пока полностью не прекратится.

Приобретается и накапливается опыт общения и решения конфликтных ситуаций. Обучение терпению, способности к совместным действиям, умению прощать. Развитие способности понимать желания другого, решать общие задачи, смотреть на действия чужими глазами.

Основные психологические изменения

Основными психологическими изменениями являются:

  1. Стремление упорядочить все аспекты своей жизни. Во всём, с чем сталкивается ребенок, прослеживается стремление выявить закономерности, в которые можно уложить окружающий мир. Устойчиво мнение, что окружающие предметы, вещи, явления созданы людьми. Прослеживается склонность к фантазированию, придумыванию, сочинению, построению глобальных теорий. Знания берутся от взрослых или телевидения. Отношение и представление об окружающем мире кардинально меняется в момент прихода в школу, поскольку на деле выясняется, что основным занятием будет решение элементарных задач вместо глобальных. Теперь видно все несоответствие между познавательными желаниями и действительностью.
  2. Умение отличать хорошие поступки от плохих действий. Знание развивается вместе с эстетическим вкусом. Ставится знак равенства между «красиво» и «хорошо».
  3. Тенденция к преобладанию обдуманных поступков. Контроль над своими желаниями осуществляется с позиции «накажут или похвалят» и с позиции личных обещаний. Эти качества способствуют развитию настойчивости, умению добиваться поставленных целей.
  4. Появление желания управлять собой, своими действиями на основании образца.
  5. Становление процесса осознания ограниченности своих возможностей. Это является зарождением самооценки. Внешние проявления становятся внутренними переживаниями.
  6. Возникновение понимания психических процессов, системы научных знаний. Присутствует осознание, насколько сильные произошли изменения в результате учёбы.

До начала школы основным занятием были ролевые игры. Теперь они отходят на второй план, их место занимает учёба. Развитие этого вида деятельности будет продолжаться весь период обучения, но фундамент, от которого зависит возможность личностного развития, закладывается именно в младшей школе. Успеваемость выступает главным показателем, по которому оценивают. Он отражает статус, влияющий на самооценку, самоуважение. Успеваемость, понимание того, на что ребенок способен, как умеет справляться с поставленными задачами, благоприятно сказывается на формировании чувства собственного достоинства. Если оно не сформируется, самооценка снижается, возникает чувство ущербности по отношению к сверстникам.

Связано с тем, что в процессе учёбы внимание сосредоточено на желании изменить самого себя. Происходит отслеживание своих показателей и внутренних перемен. Если результат удовлетворителен, значит, погружение в учёбу было полным. Этот процесс перерастёт в самостоятельную деятельность, хоть и был изначально организован взрослым.

Возрастные сложности

Чёткой привязанности к возрасту кризис не имеет, он связан с моментом начала учебы, колеблется в пределах шести-восьми лет. Влияют не столько объективные перемены в жизни ребёнка, сколько субъективное отношение к сложившейся ситуации.

Основные признаки:


Психические нарушения и методы коррекции

Отклонения в поведении создают трудности в развитии, вызваны погрешностями в воспитании или особенностями детской нервной системы. Эти причины действуют одновременно, так как взрослые недооценивают важность знания детской психологии 7–8 лет и начинают воспитывать ребенка неподходящими методами. Чтобы такого не происходило, необходимо выявить мотивы, приведшие к такому поведению.

Название нарушения Причины Признаки Методы борьбы
Физическая агрессия Страх

Желание привлечь внимание

События, заставляющие испытывать сильные переживания

Драки

Разрушение предметов и вещей

При совпадении с раздражением – бросание предметов в окружающих

Окрик

Вовлечение в интересное занятие

Блокирование удара

Объяснение неприемлемости поведения

Уборка результатов агрессии, но не в качестве наказания, а как посыл к тому, что взрослый отвечает за свои действия и поступки

Словесная агрессия Желание оскорбить обидчика

Самоутверждение за чужой счёт

Неумение правильно выражать эмоции

Игнорирование выпада с одновременным выяснением истинных причин

Донесение до сознания существование других способов выделения среди сверстников или доказательств своей силы

Вспыльчивость Закатывание истерик по любому поводу

Отсутствие открытых проявлений злости

Похоже на желание выразить печаль и беспомощность Переключение внимания

Лишение зрителей

Обучение выражению переполняющих эмоций

После окончания приступа – утешение

Пассивность Ощущение ненужности

Проблемы в доме

Желание остаться в своём внутреннем мире

Застенчивость

Подавленность

Боязнь незнакомцев

Сосание пальца

Раскачивание

Выдёргивание волос

Отгораживание от всех

Помощь в поиске способов разрядки эмоционального напряжения

Развитие самоуверенности

Гиперактивность Микроорганические поражения головного мозга

Физические и психические травмы

Чрезмерная оживлённость

Слабая способность концентрировать внимание

Сверхимпульсивность

Отсутствие сдерживания физической активности

Направление действий и организация деятельности

Постановка цели и обучение её достижению

Подчинение действий смыслу

Доброжелательное, последовательное отношение

Не впадать в крайности, чередуя жалость с завышенными требованиями

И подростковый.

Кризис же семи лет проходит у детей как-то незаметно для родителей. Может, теряется на фоне первых уроков, школьных впечатлений и новенького ранца. Все-таки первый класс - это важный этап в развитии ребенка.

Это совсем не значит, что на изменения в поведении не нужно обращать внимания, потому что из-за небрежности может появиться низкая успеваемость, нежелание учиться или проблемы в общении. Поэтому нужно вовремя заметить проявления кризиса и помочь сыну или дочке его преодолеть.

Проявления кризиса 7 лет у ребенка

Проявится кризисный период довольно неожиданно: поведение ребенка изменится буквально на пустом месте. Он может быстрее уставать, раздражаться, нервничать буквально на пустом месте. Он старается дружить с более взрослыми детьми, кривляется и манерничает, пытаясь развеселить старших товарищей.

Школьник пытается быть похожим на взрослых, пытается подражать старшим братьям или сестрам, знакомым.

У ребенка часто обостряется агрессивность. Некогда спокойный малыш вдруг начинает вести себя, как самый настоящий разбойник. Но иногда может появиться и застенчивость или неуверенность в себе. Успеваемость резко снизится, потому что сейчас его интересует совсем не учеба.

Марина Савельева, детский психолог :

«Главная причина кризиса - ребенок уже исчерпал развивающие возможности игр, и теперь ему нужно больше: не воображать, а понимать, что и как работает. Поэтому появляется вандализм в отношении любимых игрушек: станет ли кукла красивей, если её подстричь и накрасить? Он очень хочет стать взрослым, считая, что именно взрослые всё знают. Поэтому ребенок так злится на родителей: вдруг они делятся друг с другом тайной информации, когда остаются вдвоем? И злится на себя: как может такой почти взрослый человек когда-то быть настолько беспомощным».

Что происходит с ребенком во время кризиса 7 лет

Кризис семи лет можно назвать «пробой» перед подростковым возрастом: открытый эмоциональный ребенок вдруг становится замкнутым, у него появляются секреты. Вместо «Я хочу!» у него появляется вопрос «Что за этим будет?».

Конечно, и семилетний ребенок может с легкостью прыгнуть в самую глубокую лужу во дворе, но теперь он уже будет просчитывать последствия своего поступка. Поэтому перед тем, как показаться маме «во всей красе», он постарается привести себя в более-менее приличный вид.

Игры его интересуют уже не так сильно . Ребенок уже научился выстраивать , брал на себя различные социальные роли, познавая мир. Сейчас же ему нужно нечто другое, но пока малыш и сам не знает, что именно. И только взрослая жизнь притягивает, как магнит.

Сейчас ребенок хочет и может учиться, но только ему не очень интересны чтение и письмо. Лучше пение, рисование, моделирование самолетов и т.д.

Что делать родителям, когда у ребенка кризис 7 лет

Смена деятельности после детского сада, новые знакомства, неизвестные предметы - всё это поможет ему справиться с кризисом. Но важно, чтобы ребенок был психологически .Не стоит вести его в первый класс в шесть лет только потому, что так нужно.

Нужно объяснять ребенку, что в какие-то моменты ему придется уступать одноклассникам, учителям, научиться подчиняться общим правилам, но и отстаивать свое мнение.

Будет здорово, если негативные проявления кризиса вам удастся перевести в мирное, конструктивное русло.

Мама- Яна рассказала свою историю :

«Моим дочерям 7 и 16 лет. Я заметила, что младшая в последнее время до мелочей стала копировать старшую сестру. Начиная от одежды или прически и заканчивая походкой или манерой разговора. Конечно, в исполнении 7-летней девочки всё это выглядит довольно нелепо. Моя старшая дочь планирует поступать в художественный университет, поэтому серьезно занимается живописью и лепкой. Привлекла к этому и сестренку свою. Так теперь Катюхе моей (младшей) совершенно неинтересно это взросление. Самое важное теперь: как смешать нужные краски, чтобы передать глубину цвета неба?».

Вам важно понять и принять, что ребенок хочет быть самостоятельным. И если в три года это ему удавалось не так и хорошо, то сейчас он уже довольно взрослый, чтобы принимать собственные решения и нести за них ответственность.

Не нужно вмешиваться в дела ребенка, если он вас об этом не просит, - так вы даете ему понять, что верите в его силы. Дайте чаду почувствовать отрицательные последствия своих действий или бездействия, чтобы он быстрее стал взрослым и сознательным. Потихоньку и очень плавно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела своего школьника и передавайте их ему.



Загрузка...