paradisemc.ru

Проект инновационные подходы в экологическом воспитании дошкольников. Выступление на МО из опыта работы на тему «Инновационные технологии экологического образования дошкольников» методическая разработка на тему. «инновационные технологии экологического во

Миронова Лариса Александровна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 268» Авиастроительного района г. Казани, Республика Татарстан.
Формирование основы экологической культуры в дошкольном возрасте.

Дата публикации: 19.10.2017

«Инновационные технологии экологического образования дошкольников».

Природа – великий учитель! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Период становления основ будущей личности - дошкольный возраст.

Наша задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте.

В данной работе мы поставили цель и задачи экологического воспитания детей.

Цель : формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

1.Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.

2. Формирование базисных основ экологической культуры у детей:

Овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;

Получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу),

Охраны природы;- получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека;

Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.

Проблема экологического воспитания достаточно освещена в различных методических рекомендациях. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Все это вам знакомо. Мы хотим обратить внимание на использование инновационных форм и методов работы с дошкольниками.

Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, мы стараемся реализовать задачи экологического воспитания через интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и ис­следовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительно­му искусству и музыкальных занятиях.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создали условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создали в группе экологически - экспериментальный уголок, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Уголок природы в группе мы назвали с детьми «Центром науки». Таким образом, можно сказать о том, что экологические знания, доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.

l Эколого-развивающая среда группы и детского сада:

· Оранжерея детского сада

· Туристические маршруты за пределы детского сада

· Огород на участке

· Огород на окне

· Наглядный и демонстрационный материал.

Основным содержанием исследований является:

О человеке;

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево и пр.);

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода и т.д.);

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

О предметном мире.

Игровая деятельность.

Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. Ролевая игра - метод, при котором детьми разыгрывается жизненная ситуация (реально происходившая или смоделированная). Сценарий игры не описывается, а задаётся лишь ситуация. Дети сами моделируют своё поведение, выстраивают отношения. В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка. Ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования. Содержаниюсюжетно-ролевых игр я придем экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов» и т.д.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации

(«Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней. Формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответст­венности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.

Инновации, внедряемые в ходе проекта:

Экологические интерактивные игры

Ролевые игры;

Дидактические игры;

Имитационные игры;

Соревновательные игры;-

Игры – путешествия;

Интерактивные игры;

Интерактивные игры в сотрудничестве с детским садом.

Кейс-технологии

Кейс - технология - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Идеи технологии:

Предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

Развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д.- цель такого кейса - совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В данной практике работы, знакомя детей с природой, мы используем разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Мы используем следующие виды иллюстративно - наглядных материалов на электронных носителях:

1. звуковые материалы - это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;

2. экранные материалы - это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;

3. мультимедийные презентации - это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;

3. мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

4. медиазанятия, которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном;

Эффективным методом расширения знаний по экологии, являетсяиспользование жемчужин народной мудрости - сказок, ле­генд, поговорок, загадок н а экологическую тематику . Цель - ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников являетсяэкологический театр , который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

В организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).

Следует обратить, особое внимание, на то, что экологический театр - новое направление в работе детского сада, открывающие широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Конкурсы, викторины, брейн-ринги, развлечения, праздники, экологического характера

Проведениеконкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы - друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп». Также помо­гает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция.

В нашем дошкольном учрежденииприродоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

Виды акций:

Осень: «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).

Зима: «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц). «Ёлочка – зелёная иголочка», «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

Весна: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»). «Любимый – чистый город!», «Каждому певцу по дворцу!»

«Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).

Лето: «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками). «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).

Экологическая тропа

Один из важнейших компонентов экологической разви­вающей среды -экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления об увиденном, приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

Кружковая работа

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, представляют большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.

Поэтому инновационным в данной работе можем считать создание кружка по экспериментальной деятельности, где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.

Выступление на тему "Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учреждении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости!

Слайд 1.

Тема моего выступления – «Инновационные подходы к экологическому образованию дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовательном учреждении».

Слайд 2.

"Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину".

Михаил Пришвин.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания.

Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в том, что деятельность человека в природе часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста, ведь дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Слайд 3

Один из принципов ФГОС говорит о том, что реализация программы по экологическому воспитанию должна проходить, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие.

Основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирование определенного отношения к природе, экологического сознания.

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС дошкольного образования.

Слайд 4

Работа по экологическому воспитанию должна быть правильно организованна, систематически осуществляться в образовательном учреждении под руководством воспитателя, обладающего экологической культурой .

Детский сад – место, где ребёнок проводит значительную
часть своей жизни, поэтому одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметной пространственной развивающей среды в группе, на участке и территории детского сада, которая должна способствовать развитию ребенка в целом, как личности.

Слайд 5, 6, 7

Как вы уже заметили, что территория нашего детского сада на 70% озеленена.

На территории детского сада и участка имеются различные деревья и кустарники, цветники и клумбы, за которыми мы с детьми наблюдаем и ухаживаем.

Слайд 8, 9, 10, 11

Созданы две экологические тропы, по которым мы с ребятами совершаем игровые путешествия к водоему, к клумбам, на огород, на луг, на фито-огород и т. д.

Работая во второй младшей группе, я уделила большое внимание вопросам экологического воспитания.

Слайд 12, 13

Так, эколого-развивающая среда в группе представлена в виде уголка природы, где расположены комнатные цветы, лейки, «огород на окне», календарь природы и погоды. В доступном месте находятся художественная литература, журналы, энциклопедии, иллюстрации животных и растений, открытки о природе, рисунки, календари, диски со звуками природы, природный материал, различные коллекции, муляжи овощей и фруктов, настольно-печатные и дидактические игры.

В своей работе мы используем различные формы экологического воспитания: экскурсии, поисковую деятельность, экологические праздники, знакомство с природой в повседневной жизни и образовательные события,которые проходят в игровой форме и чаще всего на улице. Эстетический фон для образовательных событий создают стихи, загадки, песни. Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что делает их запоминающимися для детей.

Для того чтобы работа по экологическому воспитанию стала эффективной и интересной для детей мы разработали комплексно-тематическое планирование работы на летний период и на учебный год, которое разбито на тематические недели с элементами экологической направленности. Их вы видите на слайде.

Слайд 14

«Безопасное лето», «Домашние и дикие животные и птиц», «Насекомые», «Будь здоров, малыш!», «Во саду ли, в огороде», «Волшебница - водица» и «Камешки-ракушки».

Каждая тематическая неделя имеет цель и итоговое событие.

Такие тематические недели как «Волшебница - водица» и «Камешки-ракушки» мы реализовали как проект.

Слайд 15

В первом проекте «Волшебница - водица» мы знакомили детей 2 младшей группы со значением воды в жизни людей, животных и растений, со свойствами воды через исследовательскую деятельность, воспитывали бережное отношение к воде и к своему здоровью.

Слайд 16

Реализуя проект, решала задачи через все образовательные области.

Тема проекта проходила через все виды деятельности детей.

Слайд 17, 18

Так решая задачи художественно-эстетического развития , мы с детьми рисовали мелками, карандашами, красками, лепили в технике пластилинография, слушали шум дождя, песенки про дождик, читали стихи, потешки, сказки.

Слайд 19,20

Задачи образовательной области «Познавательного развития» решали через образовательные события, где обогащали словарный запас детей, ребята задавали интересующие их вопросы «Куда бежит вода из крана?», «Как цветочки пьют воду?» т.д.

Рассматривали иллюстраций с изображением купания в водоемах, бассейне, ванне, под душем, различных явлений природы и водоемов, формируя тем самым представления о том, где живет вода и для чего она нужна. Наблюдали за дождем, за рыбками в аквариуме. Проводили опыты с водой, на которых дети себя чувствовали волшебниками и открывали много интересного и неизведанного для себя. Через игровые ситуации «Сварим компот», «Приготовим суп», «Купание куклы» и др. практически знакомились со свойствами воды.

Слайд 21, 22

Создавая игровые ситуации посредством игр-забав, сюжетно-ролевых и дидактических игр учила играть вместе, общаться, делиться игрушками. Дети с удовольствием выполняли трудовые поручения (приносили мыло, полотенце, ванночку, носили для купания кукол воду, для полива цветов на клумбах). Когда дети мыли руки, учила их закрывать кран после умывания, говоря о бережном отношении к воде. Дети обращали внимание на знак «Закрой кран, чтобы вода не капала зря»

Слайд 23

Решая вопросы речевого развития, играли в речевые, дидактические и пальчиковые игры, пальчиковые игры в воде, беседовали, делились впечатлениями, выполняли логоритмические упражнения и упражнения на дыхание.

Слайд 24

Активизируя двигательную деятельность детей, играли в подвижные игры «Солнышко и дождик», «Перепрыгни через ручеек, лужу» и др.

Слайд 25

На подготовительном этапе я познакомила родителей с проектом и его задачами. Родители были активными участниками, приносили фото для создания фотоколлажа и вместе с детьми выполнили совместную работу на тему «Аквариум».

Слайд 26

Фотоколлаж «Для чего нужна вода» закрепил знания детей о значении воды для человека и живой природы.

Слайд 27, 28

Итоговым мероприятием проекта стало развлечение «Волшебница - водица», где ребята играли, пели, танцевали, исследовали и экспериментировали.

Еще долгое время эти игры, песни, танцы оставались в памяти маленьких исследователей, а мы, воспитатели, запомнили их радостные, счастливые и любопытные лица.

Слайд 29

Второй проект «Камешки, ракушки» был реализован также летом.

Всю информацию о нем вы видите на слайде.

Слайд 30

В ходе этого проекта дети познакомились с объектами неживой природы – камнями, ракушками, их свойствами и внешними признаками.

На подготовительном этапе был составлен план реализации проекта (игры, беседы, продуктивная деятельность, экспериментирования), подобран необходимый материал. А также заинтересовали родителей.

На основном этапе провели цикл бесед о камнях и ракушках: «Удивительные камни», «Где живут ракушки», в ходе бесед читали стихи.

Слайд 31

При рассматривании дети называли внешние признаки - цвет, форму, величину, находили их сходства и отличия.

Играли с детьми в д/и « На что похожи?», «Что исчезло?» и музыкальную игру, которая вызвала много эмоций «Каменный оркестр».

Слайд 32

Особый интерес и развитие познавательной активности у детей вызвало экспериментирование: опыты «Плавучесть» (тонет – не тонет), «Камни художники» (рисование камнями).

Также в рамках проекта осуществляли взаимодействие с родителями.

В семейных поездках на море они вместе с детьми подобрать красивые камешки и ракушки для коллекции и поделок.

Слайд 33-34

Ещё родителям было предложено совместное с детьми творческое домашнее задание: рисование «Каменные шедевры»

Слайд 35-36

Результат совместной продуктивной деятельности явилось коллективное панно «Удивительные камни» и выставка «Удивительный мир камней и ракушек».

Участие в проектной деятельности стало для детей интересным и увлекательным процессом. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании, к поиску источников информации. Таким образом, я считаю, что проектная деятельность является современным и инновационным подходом в обучении детей, а также интересной формой в развитии экологических представлений у дошкольников, которую мы будем реализовывать дальше.

Слайд 37

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Слайд 38 Спасибо за внимание.


Статья «Современные подходы в экологическом воспитании дошкольников»

Малявина Вера Николаевна воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ.
Цель: Формирование представлений о современных подходах в экологическом воспитании.
Описание: Статья предназначена для воспитателей детских садов. В дошкольном учреждении можно создать оптимальные условия для экологического образования и воспитания. В ДОУ есть возможность неоднократно, в течении дня возвращаться к теме, причем в разных вариантах.
«Экология» - в переводе с греческого языка – наука о доме. «Ойкос» - дом, «логос» - наука. В наше время экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлимой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. И, несмотря на это, система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, на орудийную деятельность, на манипуляцию объектами материального мира.
В дошкольном учреждении можно создать оптимальные условия для экологического воспитания. В ДОУ есть возможность неоднократно, в течении дня возвращаться к теме, причем в разных вариантах: в игре, наблюдениях, индивидуальной работе, опытах и экспериментах и т.п.
Существуют такие понятия:
1. «Экологическое воспитание».
2. «Природоохранительное воспитание».
3. «Ознакомление дошкольников с природой».
Чем они отличаются друг от друга?
« Экологическое воспитание » - новое направление в педагогике дошкольников.
Цель экологического воспитания – становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия.
Отличие новых подходов в экологическом воспитании от традиционных:
Экологическое воспитание.
Человек - часть природы.
1. Человек – мера вещей - уникальность жизни (экоцентризм).
2. Согласование человеческих потребностей экологическим требованиям.
3. Уважение ко всем формам жизни.
Традиционный подход.
Мир для человека.
1. Человек - мера вещей (антропоцентризм).
2. Технократический расчет пользы природы, ее улитарная ценность.
3. Человек - "хозяин", "царь" природы.
Оценочные суждения по отношению к объектам должны быть исключены («вредные животные», «безобразные»). Называем мы их «вредными», потому, что они приносят неудобства человеку. А в природе являются звеном экологической цепочки. Взрослые нередко позволяют себе в присутствии ребенка, у которого еще не сформировалось собственное отношение к объектам природы выражение неприязни, брезгливости: «фу, какая гадость, какой неприятный, брось его» (лягушки, дождевые черви). И эмоциональное неприятие у детей к этим животным переходит в практическую плоскость: гадкий червяк – его нужно раздавить.
Вывод: в присутствии детей свои эмоции нужно сдерживать.
С точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, независимо от того, нравится оно ему или нет.
Наша цель на примере экосистем (лес, луг, водоем, степь и др.) – показать ребенку, что любой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.
Экологи выделяют три группы факторов, определяющих особенности жизни живых существ:
1. Абиотический (климат, почва, химический состав воды, воздуха).
2. Биотический (растения, животные, микроорганизмы, которые оказывают влияние на существование организмов).
3. Антропогенный (воздействие человека на природу).
Эти факторы никогда не действуют изолированно, а всегда неразрывны друг с другом. Эта связь компонентов природного сообщества называется геобиоцинозом – экосистемой.
Энергия солнца, фитосинтез – растения – растительноядные животные – животные, мелкие хищники – животные, крупные хищники – бактерии, грибы, разлагающие трупы животных – питательные вещества – растения.
Экосистемы (лес, луг, степь, водоем…).
С детьми можно рассматривать связи и зависимости.
Дикая природа живет по собственным законам, обходясь без помощи человека.
- Что же, - спросите вы, - мы не должны учить детей помогать природе? Нужно помогать животным, растениям, обитающим рядом с нами, заботиться о них. Это деревья возле дома, растения, обитающие рядом с нами, голодающие зимой птицы, те, кто зависит от нас.
Природа с точки зрения экологически воспитанного человека должна рассматриваться как:
1. Среда обитания всех существ, включая человека.
2. Объект познания.
3.Объект удовлетворения эстетических потребностей.
4. Объект человеческих потребностей.
Мы должны охранять природу не потому, что она нам что – то дает, а потому, что она самоценна.
«Концепция общего экологического образования» ставит перед нами следующие задачи экологического воспитания:
- формирование у детей понимания самоценности природы;
- осознание ребенком себя, как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость;
- понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из взаимосвязей ведет за собой другие изменения, происходит как бы цепная реакция;
- понимание того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать;
- формировать у детей желание сохранять окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение основ экологической безопасности;
- усвоение первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов (вода, электроэнергия).
- формирование навыков экологически – грамотного поведения в повседневной жизни.
Поворот к экологическому воспитанию детей - два взаимосвязанных направления:
1. Проблема воспитания детей.
2. Проблема развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих детей.
Взрослые – решающий фактор в экологическом воспитании.
Три аспекта личности воспитателя :
1. Понимание экологических проблем и причин их порождающих, желание и готовность их изменить.
2. Профессионализм и педагогическое мастерство (владение методикой, понимание целей и задач, реализация конкретных технологий, творческий поиск и совершенство своей деятельности).
3. Общая ориентация и применение гуманистической модели воспитания.
Создание в ДОУ условий для экологического воспитания:
1. Предметно – развивающая среда.
2. Методический фонд.
3. Наглядно – иллюстрированный материал.
Предметно – развивающая среда .
1. Групповые уголки природы.
2. Использование свободного пространства в помещении ДОУ:
а) зимний сад (коридоры, холл, лестничная площадка)
б) картинная галерея (коридор)
в) мини – огород на окне.
3. Искусственное создание мини – экосистем (моделирование, видовой состав, преобладающие фито и зооценозы местных лесов, многоярусность лесной экосистемы, пищевые цепи, факторы воздействия человека на экосистему. Правила поведения человека в лесу. Лес, как источник сырья). Папки – раскладушки. Водоем – как экосистема. Луг – экосистема, и др.
4. Моделирование ландшафтов:
а) пустыня
б) горно – равнинная местность
в) берег Ледовитого океана, Арктика
5. Сбор и оформление коллекций.
6. Дидактические игры.
7. Создание мини – лабораторий.
8. Организация и оборудование экологического пространства с описанием объектов наблюдения, уголки нетронутой природы, огород, клумбы, посадки лекарственных растений.
Чему способствует развивающая среда:
1. Познавательному развитию.
2. Эколого – эстетическому развитию.
3. Оздоровлению.
4. Формированию нравственных качеств.
5. Формирование экологически правильного поведения.
6. Экологизации разных видов деятельности.
Формы организации деятельности:
Непосредственно – образовательная деятельность .
- экскурсии;
- занятия;
- наблюдение за животными и растениями (распознающее – за одним объектом, сравнительное – с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием);
- изобразительная деятельность экологической тематики;
-ознакомление с трудом взрослых в природе;
-обучение детей труду по уходу за растениями;
- развитие речи (составление рассказов о природных явлениях и объектах, придумывание экологических сказок, этические беседы);
- формирование обобщающих представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятия в форме дидактической игры);
Совместная деятельность педагога и детей :
- наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна;
- целевые прогулки в природу;
- игры (дидактические, интеллектуальные, сюжетные, подвижные);
- рассказ педагога, чтение детской художественной литературы;
- беседы с детьми на экологические темы по их интересам;
- сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;
- опыты, поисковая деятельность;
- труд в уголке природы и на участке;
- просмотр видеофильмов;
- работа с моделями;
- ведение календарей природы;
- создание книг – самоделок;
- экологические досуги и праздники.
Самостоятельная деятельность детей:
Самостоятельная активность детей (разные виды игр); экспериментирование; уход за растениями, работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование; изготовление моделей, книжек – самоделок, поделок из природного материала, цветочных композиций; театрализованная деятельность.
Используемая литература:
И.А.Рыжова «Наш дом – природа».

Пелипенко Анна
Инновационные технологии экологического воспитания

Пелипенко Анна Васильевна

воспитатель,

МБДОУ детского сада №4 г. Абинска

«Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО»

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.

Я считаю, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы моего опыта: «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО».

Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Цель педагогического опыта: повысить уровень экологической культуры детей дошкольного возраста, воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Работая над этой темой, я выдвинула следующие приоритетные направления:

1. Создание предметно-развивающей среды в группе, на территории детского сада.

2. Широкое использование художественной литературы, дидактических игр, интерактивных игр.

3. Знакомство с опытно-экспериментальной деятельностью.

Эти направления экологического воспитания я успешно реализую посредством инновационных образовательных технологий, таких как:

Проектные методы, - экологическая тропинка, - социально-игровые методы, - мультимедийная презентация, - использование компьютерных технологий.

Для успешной реализации поставленных задач, мною был разработан и внедрен проект «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности».

Одним из важных условий реализации системы экологического образования является правильная организация и экологизация развивающей среды.

Центры в моей группе организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный мною наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

1. Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. В ходе реализации проекта «Маленькие огородники» - на глазах у ребёнка в «огороде на окне» проходит полный жизненный цикл: от семени до семени.

2. Я разработала макеты-панорамы природных зон. Дети нашей группы всегда с интересом и увлечённо с ними играют. Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами.

3. Центр опытно-экспериментальной деятельности – где дети подвергают исследованию все!

4. Центр «Юные художники» - художественно - творческой деятельности – рисуем все, что видели.

5. Центр эко книги – познаем новое интересное: знакомимся с Красной книгой Краснодарского края.

6. В уголке драматизации – совместно с детьми рассказываем обо всем о чем узнали.

Для обогащения и пополнения предметно-развивающей среды в группе совместно с детьми были изготовлены книги-пособия: «Экологический календарь» и «Красная книга Краснодарского края». Эта пособия дополнили иллюстративный материал в «Уголке природы». Выбор дидактического пособия был не случайным, ведь знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины.

В детском саду накоплен демонстрационный материал с учетом возраста дошкольников для расширения детского кругозора. Презентации, аудиокниги, видеосюжеты, виртуальные экскурсии по музеям мира, по зоопаркам – все это позволяет обогащать представления детей по разделам программы экологического воспитания.

Коллективом нашего ДОУ спланирована экологическая тропа, которая соединяет в себе несколько функций: познавательную, оздоровительную, развивающую и эстетическую. На территории ДОУ созданы отдельные уголки ландшафтных пейзажей: «В гостях у Фламинго», «Искусственный водоем с водяными лилиями», «Кубанское подворье», «В гостях у Колобка», которые удивляют и радуют детей своей необычностью и оригинальностью оформления.

Для полноценного осуществления экологического развития детей, наша система работы сочетается с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой. Разработанные мною рекомендации для родителей направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье. Хорошей традицией стала систематическая забота о зимующих птицах. В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Птицы рядом с нами», «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Также ежегодно проводится экологическая акция «Покормите птиц зимой». В программе акции - конкурс «Лучшая кормушка для птиц», «Лучший скворечник»; выставки «Корм для разных птиц», «Чей корм вкуснее». Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц, вместе с детьми развешивают на деревьях сделанные ими домики и кормушки. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя заинтересованность, поднимают свой авторитет.

Стараюсь найти новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. В своей педагогической практике я постоянно использую инновационные технологии, в результате которых достигается положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности дошкольника.

Многолетнее накопление теоретического и практического материала позволило мне создать модульную технологию формирования начал экологической культуры, в которую вошли:

«Экологический календарь», Красная книга Краснодарского края, которые помогают мне приобщать ребенка к миру природы, накопить ребенку первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений;

Картотека дидактических игр, интерактивных дидактических игр по экологии, которые разработала сама;

Изготовила макеты – панорамы

Составлен перспективный план и разработан цикл занятий по экологическому воспитанию

Результативность.

У детей сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Развиваются умственные способности детей в процессе экологической деятельности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Опыт моей работы показал, что путем создания инновационной развивающей предметно – пространственной среды в группе, в детском саду с использованием инновационных технологий, в условиях введения ФГОС ДО, мною, решается главная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Спасибо за внимание!

Выступление на МО на тему:

«Инновационные технологии экологического образования дошкольников»

СЛАЙД -ТИТУЛЬНИК

(СЛАЙД 2) Наша задача – научить ребенка относиться к каждому живому организму, как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Самый наилучший результат можно достигнуть, если начать формировать основы экологической культуры в дошкольном возрасте.

В своей работе я поставила цель и задачи экологического воспитания детей:

Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

1.Развитие и коррекция эмоциональной сферы детей посредством организации непосредственного общения с живой природой и широкого использования психолого-педагогических игр-тренингов природоведческого содержания в различных видах деятельности дошкольников.

2. Формирование базисных основ экологической культуры у детей:

Овладение элементарными экологическими знаниями о природе родного края, отражающими связь живых организмов со средой их обитания;

Получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования (хозяйственные воздействия на природу), охраны природы;

Получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека (понимание отдельных проявлений зависимости здоровья детей и взрослых от условий среды, в которой они живут);

Воспитание у детей позитивно-деятельностного отношения к объектам и явлениям природы, с которыми они вступают в контакт.

3. Раскрытие и развитие творческого и духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка в процессе общения с природой родного края.

(СЛАЙД 3) Проблема экологического воспитания достаточно освещена в различных методических рекомендациях. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Все это вам знакомо.

(СЛАЙД 4) Я же хочу обратить внимание на использование инновационных форм и методов работы с дошкольниками.

Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, я стараюсь реализовать задачи экологического воспитания через интегрированный подход в обучении.

Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.

(СЛАЙД 5, 6) Игровая деятельность

Ролевая игра - метод, при котором детьми разыгрывается жизненная ситуация (реально происходившая или смоделированная). Сценарий игры не описывается, а задаётся лишь ситуация. Дети сами моделируют своё поведение, выстраивают отношения. В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка. Ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования.

Игры для детей – способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.

Сейчас все широко используют проектные методы. Я не буду на них останавливаться.

(СЛАЙД 7) Кейс-технологии

Кейс - технология - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

Идеи технологии:

Предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

Развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д. - цель такого кейса - совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

(СЛАЙД 8) Компьютерные технологии и мультимедийные презентации

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Я использую следующие виды иллюстартивно-наглядных материалов на электронных носителях:

  1. звуковые материалы- это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;
  2. экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;
  3. мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации;
  4. медиазанятия, которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном;
  5. в процессе моделирования;
  6. в случае, если необходимо дать какую-то виртуальную познавательную информацию.

Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

(СЛАЙД 9) Экологический театр, использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику)

Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, цель которых ум обогащать, и душу волновать, и не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

В организацию экологического театра, вовлекаются родители воспитанников. Но здесь они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).

Хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр - новое направление в работе детского сада, открывающие широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

(СЛАЙД 10) Конкурсы, викторины, брейн-ринги, развлечения, праздники, экологического характера

Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп», также помогает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

(СЛАЙД 11) Природоохранные акции

В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.

Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

(СЛАЙД 12) Виды акций:

Осень:

  • «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц).
  • «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц).

Зима:

  • «Ёлочка – зелёная иголочка».
  • «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя,

наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

Весна:

  • «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»).
  • «Любимый – чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем).
  • «Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников).
  • «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).

Лето:

  • «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).
  • «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).

(СЛАЙД 13) Экологическая тропа

Во время работы с натуральными природными объектами важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды - экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке я с детьми наблюдаю, рассматриваю, обсуждаю, анализирую и т. д., но свои впечатления об увиденном, приобретённые знания о природе, дети выражают в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

(СЛАЙД 14 ) Кружковая работа

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, представляют большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.

Поэтому инновационным в своей работе могу считать создание кружка по экспериментальной деятельности «Любознайки», где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования.

Основным содержанием исследований является:

О человеке;

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево и пр.);

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода и т.д.);

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

О предметном мире.

(СЛАЙД 15 ) Активные формы работы с семьёй

Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Были проведены такие мероприятия, как экологический поединок «Дети против родителей», КВН «Знатоки природы». А также давались домашние задания, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях (которые были описаны выше).

Для родителей на протяжении нескольких лет я выпускаю ежемесячную газету экологической направленности «Капитошка», из которой родители узнают о работе нашей группы в данном направлении, а также узнают много интересных и забавных рассказов о живой и неживой природе; а также выпускаются тематические буклеты: «Всё о цветах», «Всё о правильном питании детей», «Зимние прогулки», «Подвижные игры на прогулке», «Чистый город – наш город» и др.

(СЛАЙД 16) Вывод:

В процессе работы были замечены такие изменения:

Дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;

Возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

Появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.

А в заключении мне бы хотелось провести с вами игру, используя один из методов экологического воспитания: «Компьютерные технологии и мультимедийные презентации».

  • Игра называется «Узнай по объявлению».

С экрана дети дают объявление от лица какого-нибудь животного, а вы должны будете отгадать, от какого животного поступило объявление?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:



Загрузка...