paradisemc.ru

Педагогический совет по развитию творческих способностей детей. Презентация выступления на педсовете на тему "формирование и развитие творческих способностей обучающихся". Деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”

Надежда Бахмицкая
Педсовет на тему «Развитие творческих способностей детей в процессе художественного конструирования»

Педсовет на тему «Развитие творческих способностей детей в процессе художественного конструирования»

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для развития художественно-творческих способностей детей в конструировании.

Повестка дня:

1. Решение предыдущего совета

Ответственная: старший воспитатель Бахмицкая Н. А., в-ли групп

2. Итоги тематической проверки

Ответственная: старший воспитатель Бахмицкая Н. А.

3. Деловая игра.

Ход педсовета :

1. На предыдущем педагогическом совете было принято внедрить в образовательный процесс ДОУ метод проектов, с целью повышения уровня вашего профессионального мастерства и создания условий для эффективной воспитательно-образовательной работы. Уважаемые педагоги, Вы должны были разработать проект по созданию в своих возрастных группах мини-музеев. Вы, были ознакомлены с требованиями конкурса, объявленным в ДОУ. Для подведения итогов смотра-конкурса «Лучший мини-музей в ДОУ» был привлечён родительский комитет. По результатам смотра-конкурса вам сейчас отчитается председатель родительского комитета Рядных Светлана Михайловна.

Выступление председателя родительского комитета.

Просмотр презентаций мини-музеев, занявших призовые места.

2. Итоги тематической проверки

А начать наш педсовет я предлагаю с игры «Давайте поздороваемся».

Во время проведения данной игры я ввожу запрет на разговоры.

Встаньте все, пожалуйста, в круг. По моему сигналу вы начнёте хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым образом:

1 хлопок: здороваемся за руку;

2 хлопка: здороваемся плечами;

3 хлопка: здороваемся спинами.

Вводное слово по теме педсовета: ТВОРЧЕСТВО учёные рассматривают как деятельность высшего уровня познанияпреобразования окружающего мира – природного и социального. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек – форма и способ его мышления, личные качества.

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – это новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Дети уже в дошкольном возрасте создают интересные, порой оригинальные рисунки, подели, конструкции. Новизна – это первая важная особенность детского творчества.

Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным.

III. Деловая игра

Наш педсовет сегодня будет проходить в виде деловой игры. Я предлагаю выбрать жюри.

В деловой игре сегодня принимают участие 2 команды. Путём жеребьёвки определяйтесь с составом команды. Я предлагаю командам занять свои места и выбрать капитанов.

1 команда «Мастерица»

Девиз: Наши руки не знают скуки!

Капитан:….

2 команда: «Рукодельницы»

Девиз: Милые ручки наш успех. Победим мы сразу всех. Ведь победа нам нужна. Без нее нам не куда!

Капитан…

Он напоминает правила игры.

Правила игры:

Уметь слушать других;

Вырабатывать общее решение вопроса;

Принимать активное участие в игре;

Не оспаривать оценку жюри;

Соблюдать культуру речи и тактичность;

Придерживаться регламента.

Члены жюри будут оценивать ваши ответы по 3-х бальной шкале в своих бланках. 3 балла получит та команда, ответ которой будет полный, грамотный. 2 балла команда получит, если ответ будет полный, но суть вопроса будет изложена не до конца. 1 балл, если ответ неполный, и не отражает сути проблемы.

Если члены команды во время деловой игры сомневаются с ответом, то на данный вопрос могут ответить или добавить информацию команда соперников.

Членам жюри необходимо учитывать не только правильность ответов, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, чёткость, грамотность и выразительность речи.

Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов.

1 конкурс: Разминка

Вопрос команде «Мастерицы»: Дайте определение термину «конструирование».

Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Вопрос команде «Рукодельницы»: Какие два типа конструирования выделяют?

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты. К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

К художественному типу конструирования относят конструирование из бумаги и конструирование из природного и бросового материала.

2 конкурс: Игра «Ромашка»

У вас на столах лежат, сделанные из картона ромашки. К обратной стороне лепестка приклеены вопросы. Ваша задача: каждой команде по очереди отрывать лепесток «ромашки» и отвечать на вопросы. А какая команда первой начнёт игру мы сейчас узнаем.

Ведущая бросает куб на котором написаны названия команд.

1. Что можно отнести к плоскостному конструированию:

Танграм

разрезные картинки

Мозайка

2. Как развивать творческие способности детей в конструктивной деятельности:

Выбор материалов для конструирования

Поощрение при конструировании

3. Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности?

Воспитание аккуратности

Эстетического вкуса

Умение доводить начатую постройку до конца.

4. Какие виды детского конструирования существуют в детском саду?

Из строительного материала

Из деталей конструктора

Из бумаги

Из природного материала

5. Перечислите формы организации обучения детскому художественному конструированию:

По образцу

По условиям

По замыслу

6. В чём заключается суть конструирования по образцу

Детям предлагают образцы построек из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и показывают способы их воспроизведения.

7. Назовите значение художественного конструирования в формировании личности ребёнка

Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии, художественного вкуса, моторики руки и творческой деятельности детей.

8. Перечислите методы и приёмы обучения детей конструированию

Показ и анализ образца

Показ способов действий

Показ отдельных приёмов

Обыгрывание постройки

Пояснение, вопросы

Постановка перед детьми проблемных задач

Анализ и оценка процесса работы

9. С какой возрастной группы начинают использовать природный материал в качестве строительного

Начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Дети знакомятся с их свойствами: песок-сыпучий, но из сырого песка можно лепить и т. д.

10. Назовите наиболее доступный вид конструирования для детей дошкольного возраста

Конструирование из строительных материалов, т. к. детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела с математически точными размерами всех их параметров.

11. Назовите отечественных педагогов и психологов, которые занимались исследованием проблем обучения дошкольников конструктивной деятельности.

Сакулина, Комарова, Куцакова, Нечаева, Выготский, Запорожец, Поддьяков, Давыдов.

12. Назовите отечественных педагогов, которые разрабатывали концепцию и принципы построения развивающей среды дошкольных учреждений

А. Г. Асмолов, Л. М. Кларина, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, М. Н. Полякова, Л. П. Стрелкова, Р. М. Чумичева.

Я объявляю «музыкальную паузу» во время которой жюри подведёт первые итоги.

Игра «Поменяйтесь местами…»Вед: Для того, чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.

Меняются местами, например, те кто:

Работает в одном учреждении более 5 лет;

Любит свою работу;

Любит яблоки;

Работает педагогом более 10 лет;

Мечтал быть педагогом с детства;

Кто пришёл в юбке;

Кто имеет педагогическое образование;

Кто считает себя творческой личностью и др.

Таким образом, участники «перетасовываются».

3 конкурс: Конкурс капитанов

Уважаемые капитаны. В этом конкурсе вам необходимо дать оценку педагогическим ситуациям.

Перед вами на столе лежат колокольчики. Кто из вас первой прозвенит в колокольчик, тот и получит право обосновать педагогическую ситуацию.

Ситуация 1.

Мальчик, 7 лет с раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».

Ваши действия.

Ситуация 2 Мама: Почему у тебя одежда мокрая?

Дима: Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался.

Мама: не слушая сына: «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею».

Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать.

Мама: Пойдёшь в мокром.

Дима замолчал и стал неохотно одеваться.

«Почему не состоялся диалог мамы и ребенка? Что можно посоветовать маме в такой момент?

Я объявляю «музыкальную паузу» для того чтобы жюри подвелоитоги.

4 конкурс: Домашнее задание

Каждый член команды должен презентовать новогоднюю игрушку, сделанную своими руками.

Я объявляю «музыкальную паузу» для того чтобы жюри подвело итоги

Жюри подсчитывает баллы, оглашает результаты. Все члены команды победителя получают сувениры. Помимо этого определяются и награждаются педагоги, принимавшие наиболее активное участие в проведении педсовета.

Решение:

1. Продолжать развивать творческие способности детей в процессе художественного конструирования.

2. В средних группах планировать работу по изготовлению объёмных поделок из бумаги.

3. Изучить опыт работы Кузнецовой Ирины Николаевны на тему: «Организация работы старших дошкольников с бросовым материалом».

Ирина Кулакова
Педагогический совет на тему: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

Цель: Совершенствовать работу в МДОУ по художественно-эстетическому воспитанию.

Повестка дня:

1. Вступительное слово «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников». - заведующий

2. Сообщение с использованием презентации «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников» - муз. руководитель

3. Сообщение «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников» - воспитатель по изо.

4. Сообщение из опыта работы «Организация работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»- воспитатель подготовительной к школе группы.

5. Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие группы) - педагог-психолог.

6. Итоги взаимопроверки ПРС по художественно-эстетическому воспитанию в разных возрастных группах. - воспитатели групп

7. Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию». - ст. воспитатель.

8. Деловая игра – «Педагогический пробег» с использованием презентации. - ст. воспитатель.

9. Представление мини - конспекта НОД в игровой форме «Знакомство с творчеством художника, писателя, композитора», «Знакомство с народной игрушкой» - воспитатели групп, муз. руководители

10. Обсуждение проекта решения.

Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художестенно-творческих способностей дошкольников» (– презентация).

Заведующий начинает встречу с высказывания замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике (слайд).

Ключевая роль детского сада (слайд)

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ (слайд).

Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду? (слайд)

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.

И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств.

Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? (ответы педагогов).

Основные средства художественно-эстетического воспитания – это (слайд):

Предметно-развивающая среда

Природа

(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)

Художественная деятельность

(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)

Именно воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации (слайд):

Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания (слайд)

Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества я придаю интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

Именно интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с моей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:

– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;

– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет, лепка (форма, объём, пропорции, аппликация (форма, цвет, композиция);

– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Все художественно-творческие виды деятельности выполняют психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия. Художественно-эстетическое развитие детей способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.

О развитии у дошкольников музыкально-творческих способностей рассказывает музыкальный руководитель (презентация).

О развитии у дошкольников художественно-творческих способностей посредством дидактических игр и упражнений, расскажет воспитатель по изодеятельности.

Опытом организации работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников поделится воспитатель подготовительной группы «Вишенка».

Итоги диагностики творческих способностей детей старших, подготовительных групп озвучит педагог-психолог, даст рекомендации по развитию этих способностей и проведет блиц-диагностику ваших творческих способностей.

Педагоги рассказывают об итогах взаимопроверки предметно-развивающей среды по художественно-эстетическому воспитанию.

Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию», проводимой в рамках подготовки к педсовету, подводит старший воспитатель. затем проводит педагогический пробег по теме педсовета (презентация).

Педагоги представляют мини – конспект НОД с использованием игровых приемов

Педсовет №3

Тема «Художественно эстетическое развитее дошкольников».

Цель: расширить знания педагогов и привлечь внимание к работе с детьми по художественно – эстетическому развитию.

Задачи:

1.Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ДОУ 2.Познакомиться с инновационными формами художественно-эстетического развития дошкольников.

Подготовка к педсовету:

    Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.

    Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».

    Проведение смотра - конкурса уголков художественного творчества.

Повестка дня:

    Сообщение «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

заведующий Кривохижина Л. Е.

    Итоги тематического контроля - (аналитическая справка по результатам тематической проверки)

    Анализ анкетирования родителей по теме «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

старший воспитатель Семенова Е. В.

    Деловая игра «Путешествие в художественно-эстетический мир».

старший воспитатель Семенова Е. В.

    Результаты смотра – конкурса уголков художественного творчества.

старший воспитатель Семенова Е. В.

    Решение педсовета.

заведующий Кривохижина Л. Е

1. Сообщение «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников»

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.

Именно поэтому многие детские сады уделяют большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве"

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению и без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Академик Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Сущность данного процесса можно определить следующим образом: Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты художественного творчества.

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Задачи:

    первая - это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте.

Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей;

    вторая задача художественно - эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими";

    третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты". Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества.

Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетическое восприятие, эстетический вкус, формирование эстетического идеала и эстетической оценки.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Согласно теории самооценности дошкольного периода жизни человека А. В.Запорожца, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно – театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе художественно-эстетического воспитания. Но именно художественная деятельность, насыщенная амплификацией, ярко - эмоционально окрашенная от полученного удовлетворения занятиями любимыми видами художественной деятельности, помогает, не насилуя ребёнка сухой дидактикой, добиваться к семи годам тех же результатов, что и интеллектуальные программы. И, кроме того, как результат художественно-эстетического воспитания – духовно богатую, всесторонне развитую личность. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников. Одной из основных целей педагогического коллектива должно быть развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации. Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов: обновление содержания образования (выбор программ и технологий); создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение создание предметно – развивающей среды, создание гармоничного дизайна территории и помещений детского сада);организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями); координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:

Специально организованное обучение;

Совместная деятельность педагогов и детей;

Самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, недели творчества, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, создание книг – самоделок, кружковую и студийную работу; свободную художественную деятельность; организацию спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников; музейную педагогику; эстетическое оформление интерьеров; участие в городских мероприятиях, и т.д.

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

Программа «Художественно-эстетического воспитания» в ДОУ включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно- досуговую деятельность. синтез искусств; вокал; хореографию, театрально - игровую деятельность; все виды продуктивной деятельности, краеведение.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.

Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство - как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

Условия художественно-эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. В основе эстетического воспитания лежит совместная деятельность взрослого и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социально, природной, предметной среде. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Среди методов художественно-эстетического воспитания можно выделить следующие:

    метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение педагогом текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

    метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

    метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, проявление ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;

    метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод, педагог предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.

Произведения искусства должны обязательно присутствовать в образовательном процессе.

Первое направление - искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.

Второе направление - искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.

Третье направление - искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.

Реализация учебной программы художественно - эстетического развития дошкольников требует от воспитателей и узких специалистов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне развитую личность.

2. Итоги тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие дошкольников» (аналитическая справка по результатам тематической проверки)

Цель : определение эффективности воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами изобразительной деятельности.

Основные формы и методы работы:

1. Обследование уровня развития детей

2. Оценка профессиональных умений воспитателя

3. Планирование воспитательно-образовательной работы

4. Оценка форм взаимодействия с родителями

В тематической проверке приняло участие 6 групп:

2 группа раннего возраста «Одуванчик»;

Младшая группа «Колокольчик»;

Средняя группа «Незабудка»;

Средняя группа «Ландыш»;

Старшая группа «Василёк»;

Подготовительная к школе группа «Ромашка».

Вывод:

В результате тематической проверки были проведены срезы дня обследования уровня художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и выявлено, что он соответствует возрастной норме: дети проявляют интерес к изодеятельности, умеют создавать изображения при помощи различных изобразительных средств, принимают участия в коллективных работах, воспринимают и эмоционально реагируют на образ и средства выразительности разных видов и жанров, эмоционально откликаются на красоту природы, проявляют интерес к декоративному искусству, самостоятельно создают художественные образы в различных видах изоискусства, владеют основными техническими приёмами рисования, могут передать сюжетную композицию и т.д.

Анализ занятий по изодеятельности показал, что воспитатели владеют методикой проведения занятий, умеют организовывать предметно-развивающую среду, создают условия в группах для проявления творчества детей.

Присутствует и наглядная информация в родительских уголках в виде информационных уголках, оформленных папках-передвижках.

Необходимо обратить внимание воспитателей на то, как дети владеют основными техниками приёма рисования, учить самостоятельно создавать художественные образы в различных видах изоискусства, проявлять творчество в разных видах деятельности, учить создавать декоративные композиции.

Также хотелось предложить использовать в практике методики рисования с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и использовать основные приёмы рисования во время НОД. Продолжать пополнить уголки творчества дидактическими играми по изобразительной деятельности.

Таким образом, проводимая воспитательно-образовательная работа проводится на хорошем уровне и является эффективной.

3. Анализ анкетирования родителей

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой ДОО по художественно-эстетическому воспитанию детей; оценить и корректировать образовательную систему художественно-эстетического развития дошкольников.

Вывод:

Анкетирование показало что, в подготовительной школе группе «Ромашка», старшей группе «Василёк», средней группе «Ландыш», средней группе «Незабудка», второй группе раннего возраста «Одуванчик» родители оценивают интерьер и оформление группы на отлично. Знают, какие занятия по изобразительной деятельности проводятся в детском саду. Считаю, что в ДОУ созданы условия для творческого развития детей. В основном все родители ответили, что в группе имеется наглядная информация и она для них очень полезна.

В старшей группе родители, отвечая на вопрос, какая помощь от педагогов детского сада требуется, родители сообщили: «Создайте пожалуйста кружок по рисованию, нигде в посёлке нет такого. Для развития ребёнка это очень важно! С удовольствием будем ходить!»

В средней группе «Ландыш» родители, отвечая на вопрос: «Имеется ли в вашей группе наглядная информация», ответили: «Спросите у ребёнка», а один родитель поставил прочерк.

В младшей группе «Колокольчик», часть родителей ответили, что оценивают интерьер и оформление группы на отлично, а часть считают, что интерьер группы средний. Также некоторые родители ответили, что в группе имеется наглядная информация и она для них очень полезна, а некоторые в данном пункте поставили прочерк, один родитель написал, что информация выставлена не всегда вовремя.

Таким образом, делая вывод, можно сказать, что родителей полностью устраивает интерьер и оформление групп. Практически все родители считают, что работа по изобразительной деятельности ведётся на достаточном уровне, родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей.

Обратить внимание педагогов, на своевременную подготовку и выставление информации для родителей.

4. Деловая игра: «Путешествие в художественно-эстетический мир»

Педагоги делятся на 2 команды (название команды педагоги придумывают сами). В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает бал.

В состав экспертной комиссии входят: заведующая, музыкальный работник, логопед. Они оценивают ответы и выполненные задания.

Деловая игра состоит из 4 частей. Каждый её этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители. Ведущий напоминает правила игры:

Þ уметь слушать других;

Þ вырабатывать общее решение вопроса;

Þ принимать активное участие в игре;

Þ не оспаривать оценку жюри;

Þ соблюдать культуру речи и тактичность;

Þ придерживаться регламента.

1. Страна «Рисовандия».

Педагоги придумывают название команды, рисуют каждая команда свою эмблему и придумывают свой девиз так, чтобы у первой команды в девиз входило слово рисовать, а у второй команды слово раскрашивать .

2. Страна «Воображандия».

Игра: «Нарисуй глазами детей»

Педагогам предлагается нарисовать на темы: «Приятное - неприятное», «Радость - печаль», «Красивое - безобразное», «Ласковое – грубое» с позиций ребенка. По завершению работы, каждая группа комментирует свой рисунок.

3. Страна «Угадайка».

Педагоги по очереди разгадывают кроссворд.

1. Прием рисования (приманивание)

2. Этим мы рисуем (кисть)

3. Городенская, гжель, хохлома, жостово, мезинкая – как это назвать одним словом (роспись)

4. Нетрадиционная техника рисования (монотипия)

5. Как с латинского переводится словосочетание – декоративно – прикладное искусство (украшаю)

6. Это воспитание способствует развитию эмоционально – чувственной сферы, формирует сенсорную культуру речи ребёнка, формирует представление о поступках, манерах поведения (эстетическое).

4. Страна « Вопросяндия»

1. Назовите три главных цвета, и докажите почему они главные (красный, желтый, синий. При ох смешивании образуются все цвета светового спектра).

2. Назови цвета составляющие цветовой круг (красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Подведение итогов деловой игры.

5. Результаты смотра – конкурса уголков художественного творчества.

6. Решение педсовета:

1. Включать в работу по художественно-эстетическому развитию приёмы рисования по возрастным особенностям детей.

2. Регулярно пополнять уголки художественного творчества.

3. Продолжить проводить выставки детских творческих работ.

4. Активно участвовать в конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №3.

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

ДАТА

Тема: «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования».

Цель:

Форма проведения: деловая игра

ПОДГОТОВКА К ПЕДСОВЕТУ

Просмотр НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие»

    НОД «Домик-теремок для зверей» I мл.группа № 2;

    НОД «Превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя» (по сказке Андерсена)» - старшая группа №11;

    Лего-турнир-- старшая группа №12

    В гости к друзьям-подгот группа №14

Подготовка к смотру-конкурсу

Подготовка игр и упражнений по развитию конструктивных умений.

ХОД ПЕДСОВЕТА

I часть – организационная (количество присутствующих и отсутствующих, выполнение решения предыдущего педсовета, повестка дня, регламент).

II часть

1 страница – аналитическая

    Справка тематической проверки

    Отчет по диагностическому обследованию дошкольников.

    Сообщение из опыта работы кружковой деятельности «Оригами»

    Сообщение «Геометрический конструктор »

2 страница – практическая

Деловая игра «Виды,методы и приемы при организации конструирования с детьми в детском саду»

  • Музыкальная пауза

    Кроссворд

    Литературный

    Творческий

III часть – заключительная

    Выставка дидактических игр

    Итоги смотра-конкурса

    Обсуждение проекта решения педсовета

Бочкарева И.В.

Сурова В.А.

Воспитатели

Ход проведения педсовета№3:

1. Организационный момент.

Председатель педагогического совета приветствует всех присутствующих, передает слово секретарю, который доводит до сведения количество присутствующих и отсутствующих.

Колесникова Е.В.:_______________________________________

Заведующий Бочкарёва И В: Добрый день, уважаемые коллеги.

Тема : «Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования»

Цель: систематизация знаний педагогов о развитии ребенка в конструктивной деятельности.
Форма проведения: деловая игра.
Игра проводится в виде соревнования двух ко­манд.

I часть – заседание педагогического совета

1 страница Информационно-аналитическая часть.

Выполнение решений предыдущего педсовета.

Бочкарёва И В: - Вступительное слово

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает всестороннее, гармоническое развитие дошкольников в активной детской деятельности – в игре, посильном труде, в процессе ознакомления с окружающим, в рисовании, в конструировании и др.

Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста (они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх) , одновременно обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.п.)

Всё это позволяет рассматривать конструирование как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе.

Сурова В.А.: Конструктивная деятельность входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие».

Давайте вспомним, что мы понимаем под конструктивной деятельностью?

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

А вот что нам говорит «Толковый словарь русского языка»:

«Конструировать - создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь».

Справка тематической проверки (прилагается)

Диагностика по разделу «Конструктивная деятельность» проводилась по более усложненным диагностическим методикам программы «Развития» (средний, старший, подготовительный к школе возраст)

Хочу отметить, что показатели конкретной диагностики являются частью диагностики познавательного развития ребёнка в целом.

Какие выводы были вами сделаны?

    Отчет воспитателей по диагностики

    Геде Л.В.: Сообщение из опыта кружковой работы. «Конструирование из бумаги по типу оригами»

II часть

Сейчас мы разделимся на две творческие группы и каждая команда придумывает свое на­звание и девиз.

Правила игры:

    Уметь слушать других.

    Вырабатывать общее решение вопроса.

    Принимать активное участие в игре.

    Не оспаривать оценку жюри.

    Соблюдать культуру речи и тактичность

Задание 1. «Наше имя»

Команда «Самоделкины»:
Наш девиз:
Вот кирпичик, вот пластинка,
Будет дом ваш как картинка.

Команда «Фиксики»:

Наш девиз:
Руки ловкие у нас,

Мы покажем Лего – класс!

Задание 2. Ромашка

У вас на столах лежат, сделанные из картона ромашки. К обратной стороне лепестка приклеены вопросы. Ваша задача: каждой команде по очереди отрывать лепесток «ромашки» и отвечать на вопросы.

Назовите детали конструирования, входящие в деревянные строительные наборы .
(Пластины, кирпичики, полукубы, призмы трехгранные, цилиндры, брусочки, арки.)

Что можно отнести к плоскостному конструиро­ванию?
(Танграм, разрезные картинки, мозаика, пазлы, «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра» и др.).

Как развивать творческие способности детей в конструктивной деятельности?
(Выбор материалов для конструирования, поощре­ние при конструировании по собственному замыслу, создание построек в сюжетно-ролевых играх.)

Какие воспитательные задачи реализуются в конс­труктивной деятельности?
(Воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца.)

Назовите виды конструктора?
(Деревянные, Пластмассовые, Металлические, Керамические).

Какие бывают виды конструирования?
(ТЕХНИЧЕСКОЕ (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (из бумаги и природного материала).

Какие формы организации обучения конструированию вы знаете? :
по образцу (во всех возрастных группах).
по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия)
по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой).
по простейшим чертежам и наглядным схемам.
по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно).
по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку).
Каркасное конструирование.

С какой возрастной группы начинают использовать природный материал в качестве строительного

(начиная с первой младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Дети знакомятся с их свойствами: песок-сыпучий, но из сырого песка можно лепить и т. д.)

С какой возрастной группы начинается коллективное конструирование?
(старшая группа)

Конструирование-это какой вид деятельности?

(продуктивный вид деятельности)

В чём заключается суть конструирования по образцу?

Детям предлагают образцы построек из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и показывают способы их воспроизведения.

Опишите методику осуществления конструирования по модели

предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов.

Конкурс «Отгадай-ка»

В чем заключается суть конструирования (по командам):
По образцу? Детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап.

По модели? Детям в качестве образца предоставляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель дети воспроизводят из имеющегося у детей строительного материала. Ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы. Таким образом, им предлагают определённую задачу, но не дают способа решения. Это усложнённая разновидность конструирования по образцу.

Задание 3. Музыкальная пауза

Вспомните детские песни, в которых упоминается о постройках («Песня высотника», «Строим дом, дом большой» и др).

Задание 4 Кроссворд «Виды конструкторов»
Вопросы по горизонтали:

1. Вид конструктора, способствующий познавательному развитию дошкольников через ознакомление с деталями: планки, скобы, колеса, и принадлежностями ключ, винт, гайка, (металлический)

2. Вид конструктора, представляющий собой пластмассовые детали с выдавленными в верхней части каждой из них объемными пазами. (Лего)

    Объемные части конструктора, позволяющие создавать крупномасштабные конструкции (модули)

    Вид конструктора, знакомящий детей с деталями - арка, полукуб, пластина, брусочки, цилиндр, (деревянный)

Вопросы по вертикали: 5. Плоскостной вид конструктора, способствующий путем аналитико-синтетического метода собирать разделенный на несколько мелких частей образ в единое целое. (Пазлы)

6. Деталь строительного конструктора (кирпич).

7 плоскостное конструиро­вание (Танграм)


Задание 5 -«Литературный»

Кто больше назовет художественных произведений или литературных героев, способствующих развитию и сохранению интереса детей к созданию построек (Винтик и Шпунтик из «Приключение Незнайки», заяц из мультфильма «Итак сойдет», сказки «Летучий корабль», «Три поросенка», «Теремок», «Приключение Чипполино», «Маша и медведь», «Приключение Электроника», «Сказка о Царе Салтане», «Маленькое колесо», «Волшебное кольцо», «Телефон Носова и др.).

Задание 6 «Творческий: архитекторы»

Каждая команда берет набор строительного материала, дополнительный бросовый материал - пластиковые бутылки, бумагу разной фактуры, коробочки разного размера и предлагается тема «Замок». Каждая команда строит свой замок согласно задачам своей возрастной группы и обыгрывает ее.

Подведение итога деловой игры.

Сурова В.А.: -- Какие виды игр и упражнений вы используете? Представьте свои игры.

Выставка дидактических игр

Итоги смотра-конкурса

Уважаемые коллеги!

состоится Педагогический совет

Плакатный доклад. Заместители (символы и модели) как средство развития творческих способностей детей

Гипотеза: процесс развития творческих и креативных способностей детей дошкольного возраста на занятиях продуктивной деятельностью будет наиболее эффективен, если использовать заместители (символы и модели).
Цель: выявить эффективность использования знаков (символов и моделей) для развития творческих и креативных способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (изодеятельнось и художественный труд)
Задачи:
1. Способствовать развитию творческих способностей воспитанников посредством использования технологии развития знаково-символической деятельности.
2. Сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения предметов и объектов в рисовании и художественном труде, научить детей пользоваться схемами и алгоритмами в рисовании и художественном труде, формировать умение моделировать.
3. Использовать развивающую предметно-пространственную среду для развития и поддержания интереса детей к художественно – творческой деятельности.
*****
Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещениями объектов в игре. Период дошкольного детства часто называют временем символизма, т.к. логические мыслительные операции только еще формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума.

Первым этапом становления знаково-символической деятельности является замещение, оно развивается на протяжении дошкольного детства, качественно изменяясь. По мере освоения ребенком игры, речи, рисования на смену изолированным заместителям приходят их системы.
В качестве условных заместителей выступают символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
силуэтные и предметные картинки;
планы и условные обозначения, используемые в них.

Второй этап становления знаково-символической деятельности - моделирование. В его основе лежит замещение - возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое.
Модели - это формы особых абстракций, в которых существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях, вещественных или знаковых элементах. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов.
Виды моделей:
1.Предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-заместителей и символов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность рисования).

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть схемы путешествий, которые часто рисуют старшие дошкольники.

Третий этап становления знаково-символической деятельности - умственное экспериментирование. Здесь лежат широкие возможности развития креативности и творческих способностей ребенка. Третий этап характеризуется наличием всех процессов, в которых знаково-символическая деятельность находит своё воплощение: замещение, кодирование, моделирование, схематизация и обобщение.
Технология развития знаково-символической деятельности как средства развития творческих способностей детей
требует соблюдения следующих принципов обучения:
развивающий и воспитывающий характер обучения;
научность содержания и методов образовательного процесса;
систематичность и последовательность;
творческая активность и самостоятельность;
наглядность;
доступность;
рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

Этапы развития наглядного моделирования:
Усвоение и анализ сенсорного материала;
Перевод его на знаково-символический язык;
Работа с моделью.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:
1. Знакомство с графическим способом представления информации.
2. Формирование навыка дешифровки модели.
3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Вывод:
Несформированность замещения тормозит осваивание моделирования, замедляет и шаблонизирует развитие воображения и, как следствие, развитие творческих и креативных способностей ребенка. Планомерное развитие замещения и моделирования расширяет возможности ребенка в творчестве. Понятно, что в дошкольном возрасте способность к моделированию только начинает развиваться. Поэтому необходимо создать условия, в которых дошкольник получит широкую возможность приобретения необходимых навыков замещения и моделирования для перехода на качественно более высокий уровень развития знаково-символической деятельности, для которого необходимо слияние линий развития воображения и мышления, где свободный полет воображения соединяется с прочной логикой мышления, что становится фундаментом творческих процессов.



Загрузка...