paradisemc.ru

Ребенок в 3 месяца крутится. Развитие сенсорной сферы. Купание и прогулки

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев? Как их проводить?

Ребенку 3 месяца: учимся произносить звуки.

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, - «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому - произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Как научить малыша трех месяцев различать свое имя.

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Ребенку 3 месяца: какие игрушки нужны для развития малыша. Развиваем хватательные движения.

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу - в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент - лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми!

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Ребенку 3 месяца: развитие движений.

В три месяца малыш приобретает новое умение - умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу.

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Ребенку 3 месяца: развитие слухового сосредоточения.

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка.

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрения – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Трехмесячный ребенок к 4 месяцам умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» - переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте .

* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).

Привес и прирост

За прошедший месяц жизни (со второго по третий) мальчик должен был прибыть в весе и росте на 700–900 грамм и 2,9 см, девочка на 600–870 г. и 2,7 см.

С трех месяцев, большинство здоровых мальчиков прибавляют в весе примерно по 150 грамм в неделю , девочки — по 130 г. За предстоящий месяц мальчик должен будет прибавить 560–730 грамм в весе и 2,5 см в росте, девочка 490–710 г. и 2,3 см.

Развитие значимых навыков и ограничения

Трехмесячных малышей ни в коем случае нельзя садить и присаживать, так как это может обернуться проблемами со здоровьем в далеком будущем. Нежелательно делать какие-либо упражнения, которые могут спровоцировать ребенка принять сидячее положение.

Малышу полезно лежать на животике под присмотром взрослых, чтобы укреплять мышцы живота и учиться уверенно держать головку. Однако, лежа на животике, нежелательно спать, так как ребенок может уткнуться носиком в подушку.

Кормление грудным молоком и прикорм

Здоровых детей в три месяца положено кормить грудным молоком . Регулярный прикорм или кормление смесями должны производиться только по показанию педиатра. Поскольку только грудное молоко идеально подходит для здорового развития ребеночка, то на постоянное кормление малыша смесями должно быть веское основание.

Многие мамочки, видя, как чужие малыши хорошо набирают вес, уплетая смеси, начинают необоснованно кормить смесями свою здоровую малютку. Иногда им кажется, что грудничку не хватает молока, или знакомые недалекие мамаши назедают фразами "как, вы еще не кормите смесью, соком, пюре?". Идя на поводу у окружающих и собственных эмоций, мамы раньше времени переводят детей на искусственное питание, оставляя малыша без полезного грудного молока.

На третьем месяце жизни ребенок должен питаться грудным молоком около 6 раз в день, выпивая по 120 мл за раз.

Прочее

С третьего месяця по четвертый идут недели 13, 14, 15, 16-я и половина 17-й.

С появлением малыша у молодых неопытных родителей возникает масса новых забот и хлопот, поэтому часто для решения непонятных вопросов новоиспеченные мамы и папы прибегают к специальной литературе и советам старших товарищей. Развитие ребенка в 3 месяца проходит довольно активно, поэтому это время следует использовать максимально эффективно, ведь именно сейчас закладываются основные навыки и привычки.

Физиологические изменения

В самые первые месяцы жизни новорожденные развиваются очень интенсивно, изменения затрагивают все органы и системы организма. За этот месяц ребенок вырастет примерно на 2-3 см, а головка приобретет более пропорциональный размер по отношению к туловищу.

Активно прогрессирует пищеварительная система, желудок к этому времени увеличивается как минимум вдвое, поэтому новорожденному требуется больше грудного молочка. Кроме материнской груди ребенку такого возраста не требуется дополнительного питания, единственная добавка, допустимая для 3 месяца жизни – это прописанный педиатром, витамин D, предупреждающий развитие рахита. Набору веса на начальных этапах следует уделить повышенное внимание, поскольку в данный период велика вероятность перекормить малыша, особенно это касается грудничков, находящихся на искусственном вскармливании. Оптимальный прирост веса 3 месяца составляет 600-800 грамм, однако следует отметить, что это средний показатель, и он может варьироваться в зависимости от особенностей организма.

К 3 месяцу налаживается координация движений, ребенок уже осознанно берет ручками игрушки, может хлопать в ладоши или тянуться к лицу. Большинство новорожденных к концу 3 месяца способны переворачиваться на бок или на животик. Самые активные детки могут предпринимать попытки подтянуться с помощью рук и немного приподняться. Задача родителей на данном этапе – помочь малышу совершить желанное действие, однако опирать новорожденного на ножки или резко отпускать руки нельзя, так как связки конечностей еще не совсем развиты, поэтому не способны выдержать вес малыша.


Психологическое развитие

С каждым днем жизни у новорожденных формируются новые навыки и умения, детки меньше времени проводят во сне, и все больше познают мир. Многие малыши именно в этот период стремятся как можно чаще находиться на руках у мамы и папы, поскольку это позволяет увидеть больше интересного вокруг.

Ребенок на 3 месяце легко воспринимает звуки и свободно различает родные голоса. Он уже сам поворачивает голову, услышав свое имя, может фокусировать взгляд на мелких элементах и провожать взглядом передвигающиеся предметы. Это удачное время для того, чтобы приучать его к спокойной музыке, например, классическим произведениям или детским песенкам. Можно использовать мобиль для кроватки, благодаря которому у мамы появится немного больше свободного времени. Крутящиеся погремушки и игрушки в совокупности с легкой музыкой займут малыша на некоторое время, а постепенно ребенок станет самостоятельно засыпать с помощью такого нехитрого приспособления.

Еще не умея разговаривать, в этом возрасте ребенок подает родителям сигналы, с помощью которых можно понять его состояние. Во время 3 месяца по плачу ребенка уже можно различить причину его дискомфорта:

  • незначительные всхлипывания, постепенно набирающие обороты и в конечном итоге переходящие в громкий крик, чаще всего означают, что ребенок проголодался;
  • плач во сне, во время которого малыш крутится или потирает ручки – признак недосыпа, в таком случае лучше всего создать тишину в комнате и укачать ребенка;
  • пронзительный и резкий плач, скорее всего, символизирует болезненные ощущения. Третий месяц жизни новорожденных сопровождается коликами и отитами, поэтому в первую очередь следует уделить внимание ушкам и животику малыша;
  • вечерний плач, начинающийся в одно и то же время, может говорить о внутричерепном давлении. Решение данной проблемы – применение соски, что снимет неприятные ощущения и успокоит новорожденного.

Находясь в хорошем настроении, трехмесячный ребенок будет активно гулить и хохотать. С каждым днем звуки, произносимые младенцем, становятся более отчетливыми и разнообразными, усилить речевую активность новорожденного в это время можно при помощи песен и стихов. Кстати, вскоре малыш станет различать уже знакомые ему словосочетания, о чем сообщит вам радостным возгласом, а научившись говорить, может удивить вас самостоятельным повторением изученного материала.


Чем занять малыша

Ребенок в 3 месяца довольно активный и подвижный, стремится поворачиваться, двигать ручками и ножками, поэтому это время как нельзя больше подходит для активных игр. Разумеется, ползать или сидеть младенец еще не умеет, поэтому активные занятия с ним должны заключаться в следующем:

  • изучение подвесных игрушек – повесив в манеже несколько разных погремушек или мягких зверьков, вы предоставите малышу возможность самостоятельно проводить гимнастические упражнения. Ребенок сам постарается доставать предметы сначала ручками, потом ножками, что существенно укрепит его мускулатуру;
  • утренняя гимнастика – после проведения утренних ванных процедур нелишней будет небольшая гимнастика. Мягкое сгибание и разгибание ручек и ножек способствует развитию связок, а поворотные движения туловища со спинки на животик помогут малышу научиться переворачиваться без вашей помощи. При проведении гимнастических упражнений следует учитывать такой показатель, как вес ребенка в 3 месяца, поскольку кардинальные отклонения от нормы требуют проведения специальных занятий;
  • массаж – легкое поглаживание спинки и области шеи позволит избежать застаивания мышц, а легкое массирование коленных и локтевых суставов повысит упругость мышц;
  • уличные прогулки – как можно чаще берите малыша на прогулку, детям 3-го месяца жизни очень интересно наблюдать за окружающим миром, например, животными, растениями и т.д. Чтобы малышу было интереснее, немного поднимите спинку кровати или чаще берите ребенка на руки, предоставив ему максимальный кругозор;
  • занятия на фитболе – мягкий упругий мяч для физических занятий позволяет координировать движения ребенка, при этом считается отличной профилактикой кишечных колик.

В три месяца малыш с удовольствием воспринимает новые игры и занятия. Это удачный период для развития тактильных ощущений, в чем помогут самодельные игрушки. Предложите новорожденному несколько мягких предметов разной текстуры, к примеру, бархатную мягкую игрушку, жестковатую кухонную перчатку и мячик из плотных ниток – прикасаясь к разным поверхностям, ребенок развивает моторику рук. Пользуются популярностью также и мягкие кубики с погремушкой внутри. Возьмите несколько обычных кубиков и один с погремушкой, покажите грудничку разницу между ними. Вскоре малыш сам будет находить гремящий предмет из массы остальных.

В три месяца малыш с удовольствием познакомится с другими детками, они, конечно, не смогут играть вместе, но получат массу новых впечатлений. Если у вас дома есть домашние животные, не ограничивайте их общения с ребенком, разумеется, под вашим строгим контролем.

Так как грудничок третьего месяца способен различать звуки и знакомые предметы, ему будет интересно понаблюдать за собой. Для этого повесьте в манеже безопасное зеркало, кроха обязательно оценит такое нововведение.

Попробуйте познакомить малыша с разными стилями музыки, в период бодрствования включайте ритмичные песни и сопровождайте их похлопываниями ладошками, а также легкими танцевальными движениями. Перед сном лучше поставить спокойную музыку, и вскоре ребенок будет различать взаимосвязь между ритмом музыки и последующими действиями.

Такие нехитрые занятия помогают правильному и активному развитию малышей третьего месяца, к тому же детки, получающие много внимания со стороны родителей, растут умными, развиваются быстрее своих сверстников и реже болеют.

Среди педиатров бытует мнение, что 3-4 месяц жизни малыша является решающим в развитии. К этому возрасту ребеночек не выглядит так беспомощно, как при рождении, начинает проявлять любознательность и осознанность в поведении. Однако любящие мамы и папы, особенно родители первенца, часто слишком обеспокоены вопросом нормального развития ребенка. Для решения этой проблемы достаточно знать, что умеет делать трехмесячный ребенок.

Есть определенный набор стандартных качеств, типичных для крохи 3-х месяцев. На эти нормы стоит ориентироваться, оценивая степень развития ребенка. Каждый человек развивается, особенно в начале жизни, по индивидуальному плану, поэтому не стоит загонять своего новорожденного малыша в строгие рамки - возможны незначительные отклонения от общепринятых стандартов.

В развитии ребенка 3 месяца - своеобразный рубеж, поскольку малыш осваивает много новых навыков, становится не таким беспомощным. К этому времени в его арсенале уже есть некоторые умения

Малыш изучает окружающий мир

Основная задача молодых родителей – быть внимательными к поведению маленького члена семьи, замечать все изменения в настроении малыша. В 3-4 месяца ребенок уже обладает набором способностей, свидетельствующих о полноценном и гармоничном развитии (рекомендуем прочитать: ). Что же дети умеют в 3 месяца? Младенец уже начинает интересоваться практически всем, что его окружает, причем вне зависимости от своего пола:

  • Начинает проявлять активный интерес к окружаемую миру.
  • Появляется координация в некоторых движениях. Старается удерживать головку, когда лежит на животике, начинает приподнимать тело, упираясь на локотки и задерживаться в этом положении.
  • Уже умеет поворачивать голову в разные стороны.
  • Обращает внимание на интересующие его предметы, хорошо видит, ненадолго задерживает взгляд на них.

Ребенок знакомится с окружающими людьми

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • С вниманием смотрит и слушает людей, которые с ним разговаривают.
  • Узнает мамин и папин голос.
  • Реагирует на разные голосовые интонации.
  • Широко улыбается, когда видит родителей - в педиатрии эта особенность называется «социальная улыбка» (подробнее в статье: ).
  • Начинает манипулировать своим голосом. Внимательной маме не трудно различить смысл плача ребенка: что-то болит или он просто требует внимания.
  • Плач слышен меньше, чем в предыдущих месяцах. Ребенок плачет уже не больше 1 ч. в сутки.
  • Начинает много гулить. В 3 месяца - это основной способ общения с родителями, выражения эмоций и привлечения внимания.

Трехмесячный малыш явственно различает родителей и чужих, радостно улыбается близким людям. По интонации плача или гуления мама может примерно понять, что нужно малышу

Развивается хватательный рефлекс

  • В 3 месяца врожденный хватательный рефлекс теряется, сейчас хватательные движения становятся осознанными.
  • Ладони открываются, все реже сжимаются в кулачки. Может поймать и удерживать в ручках движущийся предмет.
  • Пытается попробовать на вкус все, что попадает к нему в руки.
  • Интересуется своим лицом, пытается потрогать глазки и нос, внимательно наблюдает за своими движениями рук.
  • Начинает управлять своим телом, поскольку к трем месяцам мышечный тонус заметно уменьшается.
  • Тянет ручки к родителям. Напрягает мышцы, имитируя подтягивание, когда его пытаются взять на руки.

Насколько грудничок физически активен?

  • 3-месячный малыш раскачивает тело, лежа на спине - так он старается перевернуться на живот.
  • Умеет отталкиваться ножками от бортиков кроватки или диванчика. Поэтому сейчас уже родителям не стоит оставлять ребенка в местах, откуда он может упасть и травмироваться.
  • С удовольствием играет в импровизированный футбол в положении лежа.

Сводная таблица умений и навыков:

Сфера развития Что происходит?
Движения Кроха может свободно держать головку около 30 секунд, находясь на руках у взрослого. Увеличивается объем движений верхних конечностей: малыш довольно высоко поднимает ручки, из положения лежа на животе приподнимается, опираясь на локотки и предплечья. Головку в таком положении удерживает уже около 1 минуты. Если малыша поддерживать под мышки, он будет опираться ступнями о поверхность, выпрямляя ножки в коленных суставах. К концу месяца некоторые детки научаются поворачиваться на бочок.
Зрение Рассматривает объекты, находящиеся на расстоянии не не более 60 см. от глаз. Сосредотачивается на лице взрослого около 10 секунд. Устойчиво и с интересом следит за игрушкой, поворачивая головку. Рассматривает свои ручки до 5 минут.
Слух Слуховые реакции совершенствуются: формируется звуковая локализация. На громкий звук малыш поворачивает глазки, а затем и голову. Отрицательно реагирует на резкие звуки - вздрагивание и плач.
Эмоции Крик и плач становится не столько "требовательным", сколько "просящим": появляются паузы, как ожидание ответа. "Комплекс оживления" проявляется в полной мере - улыбка становится самой разной в зависимости от обстоятельств, совершенствуется мимика в целом.
Речь Появляется гуление - гласные звуки в разных сочетаниях (ааа, аэ, ау, агу). К концу месяца развивается певучее гуление - протяжные звуки разной интонации (вокальные игры).

Все время стоит помнить, что каждый малыш развивается по особому личному графику. Однако заметные существенные отклонения от норм могут указывать на наличие патологических состояний и нарушений функции умственного развития. Для грудничка в 3 месяца ненормально постоянно плакать с неизменным выражением эмоций, это касается и девочек, и мальчиков, и является поводом для консультации у педиатра. О причинах детского плача в видео-школе доктора Комаровского:

Когда стоит беспокоиться?

Вне зависимости от ярких проявлений индивидуальности в 3,5-4 месяца малыш должен обладать определенными способностями (рекомендуем прочитать: ). Если к этому периоду у малыша нет большинства характерных возрастных навыков, родители должны проявить бдительность и обязательно показаться с ребенком врачу. Серьезным поводом для волнений могут быть такие факты:

  • грудничок до сих пор не держит голову, даже в течение нескольких минут;
  • не реагирует на громкий шум, не поворачивает голову на громкий голос;
  • не обращает внимания на яркие игрушки и не тянется к ним;
  • не следит взглядом за движущимся предметом;
  • не разглядывает свои руки, пальцы, не пытается пощупать лицо;
  • может долго, надрывно, бесцельно плакать.

Наличие подобных отклонений у ребенка – это обязательный повод обращения к педиатру либо к невропатологу. После соответствующих обследований и заключения врачей, родители обязаны приложить максимум усилий для того, что бы малыш догнал своих сверстников по психофизическим показателям. Лучшими друзьями ребенка в три месяца должны стать развивающие яркие погремушки, которые в игровой форме помогают малышу познавать окружающий мир и гармонично развиваться.


Интерес малыша к ярким заметным игрушкам - важный фактор, свидетельствующий о правильном гармоничном развитии

Мероприятия, корректирующие развитие

Внимательные и заботливые родители обязаны следить за темпами развития своего малыша, корректировать возможные отклонения. Устранять возникшие проблемы следует только под наблюдением врача после установления причин отклонений, следуя рекомендациям специалистов. Если ребенок до 4 месяцев не проявляет интереса к игрушкам, не узнает голос мамы и папы, не улыбается, равнодушен к окружающему миру, следует проводить ежедневные развивающие занятия с использованием новых ярких погремушек, игрушек и предметов:

  1. Совершенствованию зрения и способности к фокусировке взгляда помогут цветные погремушки. Приобретите несколько детских погремушек разного цвета. Медленно передвигайте их на уровне глаз малыша, чтобы у ребенка была возможность сфокусировать взгляд.
  2. Пользу музыкальных игрушек для грудничка переоценить сложно. Они способствуют развитию внимания и слуха. Хорошо, если есть возможность повесить музыкальную карусель над детским манежем. Малыш будет смотреть, слушать и пытаться схватить ее.
  3. Подбирайте игрушки с различной формой, размером, фактурой. Такое разнообразие параметров в руках малыша будет развивать мелкую моторику, которая имеет непосредственную связь с речью.
  4. Мотивируйте ребенка к движению, ползанию. Заинтересуйте его яркой игрушкой, чтобы у него возникло желание дотянуться до нее, при этом помогайте малышу, подставив под ножки свою ладонь, чтобы он мог упираться и отталкиваться. Так легко и быстро можно сформировать немаловажную способность к ползанию.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, разговаривайте, читайте, пойте и танцуйте вместе, чаще берите на руки кроху, больше обнимайте и целуйте. Эмоциональная связь с мамой – это залог гармоничного и полноценного развития.

Активное общение с родителями для трехмесячного малыша - залог правильного развития. Следует уделять ребенку как можно больше времени, привлекать его к разным видам активности

Заключение

Нельзя относиться к жизни самого близкого человечка невнимательно и безалаберно. Если своевременно не заметить отклонения и пропустить момент, когда решить проблему можно эффективно и быстро, последствия могут быть печальными. Регулярно посещайте педиатра и ежедневно занимайтесь, играйте с ребенком. Не делайте самостоятельных скоропостижных выводов, не паникуйте. На этом этапе большинство отклонений поддаются коррекции.

На третьем месяце жизни настает новый этап в развитии ребенка. У малыша можно наблюдать настоящий скачок в освоении умений, развитии психической и эмоциональной сферы. Все происходящие изменения быстрыми темпами входят в жизнь крохи и его родителей. Что должен уметь карапуз в этом возрасте, и как помочь ему правильно развиваться, вы узнаете в нашей статье.

5 ключевых «достижений» третьего месяца жизни

Наступает первый период после рождения ребенка, связанный с резким скачком в росте и развитии. Три месяца – время новых достижений, новых открытий и навыков.

  1. Угасание рефлексов новорождённых
    Такие рефлексы, как хоботковый (вытягивание губ трубочкой при прикосновении), поисковый (при поглаживании уголков рта малыш поворачивал голову) к трем месяцам практически полностью угасают. Это проверит невролог при плановом посещении поликлиники. Ярко выраженными у младенца остаются два рефлекса: сосания и ползания.
  2. Развитие подкожно-жировой ткани
    Подкожно-жировая ткань в 3 месяца развивается очень интенсивно. Если кроха родился маленьким и хрупким, то к этому моменту у него начинает “округляться” тельце, появляются упитанные щечки, складки-перевязочки на ручках и ножках. К 4 месяцам при полноценном питании ребенок выглядит пухленьким, что не может не умилять окружающих.
  3. Развитие мышечной системы
    Правильное физическое развитие предполагает развитие мышечной системы сверху вниз: сначала укрепляются мышцы шеи, затем на очереди спина и руки, а уже после – ноги. Третий месяц знаменателен тем, что малыш уже уверенно удерживает голову и активно осваивает владение своими ручками. Кроха старается до всего дотронуться, изучает свое тело, руки мамы и свои собственные кулачки.
  4. Изменения в пищеварительной системе
    Пищеварительная система трехмесячного ребенка уже более зрелая, чем в первые месяцы жизни. Молоко и смесь лучше усваиваются, вследствие чего проходят мучительные колики. Желудок крохи растет, становится более вместительным, поэтому и порции молочка на приём становятся больше. Совсем скоро ребенок будет готов к введению прикорма, но пока рацион малыша состоит преимущественно из грудного молока или адаптированной смеси.
  5. Регулярный стул
    В три месяца стул у ребенка становится более однородным и уже можно с оглядкой на питание “предсказать” его регулярность. Груднички на смеси испражняются 2-4 раза в день. У малышей на грудном молоке стул может быть до 5 раз в день; но возможен и другой вариант – 1 стул в 2-3 суток. Оба развития событий входят в понятие нормы, но при отсутствии стула более двух суток стоит внимательно мониторить состояние ребенка (какое у малыша поведение, мягкий ли стул после длительной паузы). При необходимости можно использовать дополнительную стимуляцию по рекомендации педиатра.

Как растёт малыш: физиологические изменения

В три месяца грудного ребенка нужно продолжать взвешивать каждые две недели, как это делалось на протяжении предыдущих месяцев жизни. Рост крохи начинает замедляться, за месяц он увеличится примерно на 2-2,5 см. Средняя прибавка в весе равно примерно 150 г в неделю, или около 600 г в месяц. Окружность головы увеличивается не более, чем на 1 см, а окружность груди может вырасти до 1,5 см, но уже к 4 месяцам эти параметры сравняются.

Каждой маме важно знать, насколько правильно развивается её малыш. Ориентирами для оценки служат нормативы, сформулированные педиатрами. Они позволяют наиболее объективно оценить физическое и умственное здоровье крохи.

Обратите внимание! Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален, и его “взросление” проходит в собственном ритме, которое может не вписываться в обозначенные врачами рамки.

Наши достижения: что умеет малыш к трехмесячному возрасту

Перед тем, как перейти к подробной информации об умениях и навыках ребенка в 3 месяца, предлагаем посмотреть видео, которое записала молодая мама о развитие своего трехмесячного малыша:

Проявляем эмоции

Наступил возраст, когда родители могут видеть эмоциональную отдачу любви от своего маленького чада. Когда мама подходит к кроватке, ребенок бурно радуется, улыбается и гулит ей. Этот навык именуется комплексом оживления. Общение со взрослыми доставляет грудничку удовольствие, ему уже скучно лежать одному, он жаждет внимания.

Издаем новые звуки

В три месяца малыш уже с удовольствием издает звуки, причем самые разнообразные. Гласные, согласные, иногда даже могут “проскакивать” их сочетания – ребенок тренируется в общении. Если малышу спеть, то он тоже может ответить вам гулением нараспев.

Смотрим на мир

Ребенка в 3 месяца интересует все вокруг – и движимое, и недвижимое. Малыш рассматривает рисунки на бортиках в кроватке, висящие игрушки на карусельке. С интересом всматривается в лица взрослых, отдавая предпочтение маме, а также детям. Если грудничка положить на животик, он поднимется на предплечьях, чтобы лучше видеть и наблюдать всё вокруг.

Новые движения

Находясь в вертикальном положении у взрослого на руках, кроха уже достаточно хорошо держит голову. Лежа на спине, малыш может повернуться на бочок, – с этого возраста уже нельзя оставлять малыша на кровати без присмотра. Если ребенка поддерживать подмышками, и поставить на опору (твердую поверхность стола, дивана, пола), то младенец уже не будет сгибать ножки, а сможет опираться на них.

Пробуем “на зубок”

Каков мир на вкус? К трем месяцам малыш активно стремиться познать все через рот, но ручки еще не совсем послушны и физиологически не умеют удерживать желаемое. Поэтому во рту чаще всего оказываются пальчики или кулачки. Ребенку нравится трогать шуршащие предметы. Если крохе дать небольшую газетку, то он непременно сомнет/порвет её, а потом потянет в ротик. Малыш тянется к познанию мира – самое время приобрести или смастерить самим развивающий коврик.

Как проходит развитие в 3 месяца

Малыш в данном возрасте осваивает много навыков, за которыми молодой маме очень интересно наблюдать. Можно фиксировать новые умения в дневничок, ежемесячно внося в него изменения по мере взросления крохи. Чтобы понять, что должен уметь кроха к своему возрасту и насколько его возможности приближены к медицинским нормам, приведена таблица с всевозможными физическими этапами развития, на которые стоит обратить внимание.

Этапы развития Что умеет малыш
Слух Кроха уже умеет отыскивать источник звука глазами и поворачивает голову в его сторону.
Речь Часто гулит нараспев; пытается понемногу подражать во время гуления интонациям взрослого.
Зрение Ребенок с интересом рассматривает окружающие предметы. Поворачивает в сторону заинтересовавшей вещи и голову, и глаза. Плавно следит за предметами, лежа на животе.
Моторика В три месяца малыш уже уверенно держит голову. Лежа на животике, опирается на руки под острым углом. Ребенок пытается захватить игрушки, висящие перед ним.
Игра Часто и с любопытством рассматривает свои руки, ощупывает их, сжимает и разжимает кулачки.
Эмоции Увидев взрослого, начинает гулить, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. Улыбкой и удивлением реагирует на игрушки.

Ребенку три месяца – нормы его развития:

Всё по режиму: сон и бодрствование в 3 месяца

Утро мамы с трехмесячным ребенком начинается рано. Некоторые малыши с 2,5-3 месяцев могут спать всю ночь, не просыпаясь на кормления; но большинство все же не выдерживает долгого перерыва и просыпается 2-3 раза за ночь утолить голод.

Режим дня с малышом трех месяцев зависит от многих факторов, в основном индивидуальных, например, от темперамента младенца. Примерный день с грудничком этого возраста вы можете увидеть в таблице.

Время суток Распорядок дня
7:00 Пробуждение, первое кормление, проведение утреннего туалета
8:30 Первый сон
10:30 Пробуждение, второе кормление, время бодрствования и гимнастики
12:00 Прогулка на свежем воздухе, второй сон
14:00 Окончание прогулки, пробуждение, третье кормление, бодрствование
15:30 Третий сон
16:30 Пробуждение, время развивающих занятий и игр
17:30 Четвертое кормление, затем вечерняя прогулка и сон
18:30 Окончание прогулки, пробуждение, период бодрствования
20:00 Вечерний туалет, пятое кормление, подготовка и укладывание на ночной сон
23:30 Пробуждение, шестое кормление и ночной сон

Важно! Родителям при формировании режима дня своего малыша необходимо подстроиться под его потребности и особенности развития. Ребенок имеет личные биоритмы, и их необходимо учитывать при обобщенных рекомендациях педиатра.

Уход за трехмесячным младенцем

Ребенка необходимо с первых дней жизни приучать к чистоте тела. Проводить гигиену у грудного малыша – дело ответственное, и требует со стороны родителей сосредоточенности и осторожности. Особенное внимание следует уделять утреннему туалету младенца.

Глаза

После ночного сна у ребенка могут скапливаться выделения на ресницах и в уголках глаз. Их обязательно нужно убирать, очень важно содержать глазки малыша в чистоте для их здоровья. Подготовьте два ватных диска и теплую кипяченую воду. Возьмите один диск и промойте глазик ребенка от внешнего угла к носу. Движения должны быть мягкими, плавными. Также промойте теплой водой и ватным диском второй глазик. Обратите внимание – для каждого глаза ребенка нужен отдельный (!) диск.

Вопреки всеобщему мнению, что без ватных палочек не обойтись, ушная раковина обладает способностью самоочищения. Уход за ушками новорожденного ребенка и грудничка очень прост – нужно ежедневно протирать их смоченным в воде ватным тампоном. Особенное внимание следует уделять складкам и поверхности за ушками. Во время кормления и при срыгивании туда может затекать молоко, что после вызывает раздражение и опрелости.

Важно! Ватными палочками очищать слуховые проходы малыша опасно: неосторожное движение может спровоцировать разрыв барабанной перепонки грудничка.

Недостаточно влажный воздух в помещении, редкие прогулки, пыль могут вызвать появление корочек в носу даже у здорового младенца. Трехмесячный ребенок не может сам очищать носик, поэтому за чистотой слизистой должны ежедневно следить взрослые. Ноздри грудничка очищают и смазывают смоченными в персиковом или абрикосовом масле ватными жгутиками.

На заметку! Также можно использовать капли с раствором морской соли – орошение полостей носа малыша соленой водой очищает слизистую и увлажняет её.

Руки

В возрасте 3 месяцев малыш еще часто держит кулачки сжатыми, поэтому в складках кожи могут скапливаться пот и пыль. Для очищения детских ладошек аккуратно разожмите кулачки и протрите их смоченным в воде ватным диском. Также каждые 3 дня нужно стричь на ручках подросшие ноготки на руках, а на пальчиках ног – каждые 6-7 дней.

Игры и гимнастика: занятия в 3 месяца

Развивающие занятия и игры, которые важны для ребенка:

Трехмесячный малютка уже готов общаться, воспринимать новую информацию, поэтому в распорядок его дня можно смело добавлять различные упражнения для развития. Они способствуют укреплению имеющихся навыков, внесут разнообразие в повседневную “рутину” декрета и доставят массу удовольствия как маме, так и малышу.

  • В утренние часы проводите с ребенком легкую зарядку и гимнастику. Аккуратно сгибайте ручки ребенка и разводите их в стороны, затем делайте вращательные движения ножек. Малыш будет с интересом участвовать в процессе, если он будет сопровождаться потешками, пением или музыкой. Отлично развивает координацию и мышцы у грудничка большой гимнастический мяч – фитбол. Ребенка можно катать на нем, положив на спинку или животик.
  • Ежедневный легкий массаж окажет наилучшее воздействие на весь организм малыша. Мышцы шеи, спины при легком поглаживании и разминании кончиками пальцев расслабляются, снимается напряжение и излишний тонус, самочувствие грудничка улучшается. Чтобы знать, какие участки массировать, можно обратиться за консультацией к педиатру или посмотреть пару видеоуроков.
  • К регулярной гимнастике, проводимой мамой вместе с малышом, можно добавить пару упражнений, которые подготовят ребенка к переворачиванию. Правую ножку ребенка, лежащего в положении на спине, поверните влево так, чтобы она была перекинутой через тело. Благодаря этому движению формируется нужный импульс для будущих переворотов с живота на спину и обратно.
  • Стимулируйте малыша почаще поднимать голову и плечи в положении лежа на спине. Не давайте малышу лениться, ежедневно выкладывайте его и заинтересовывайте яркими предметами, игрушками, детскими книжками-пищалками. Ребенок будет рассматривать их, а в скором времени тянуться к предметам, пытаясь взять их в рот.
  • Показывайте малышу разнообразные погремушки со звуковыми эффектами – шуршащие, гремящие, с колокольчиками. Вкладывайте игрушки в ручку, пусть кроха учится удерживать их. Подвешивайте в коляске или кроватке игрушки-растяжки, чтобы младенец мог дотянуться и потрогать их.
  • Больше общайтесь со своим малышом. Называйте его по имени, рассказывайте сказки и не только, при этом иногда делайте короткие паузы – так у малыша будет возможность ответить вам гулением.
  • Малыши в этом возрасте очень интересуются отражающими поверхностями, поэтому приобретите для него безопасное зеркало. Пусть кроха рассматривает себя. Также показывайте ребенку изображения в книжках – животных, предметы быта, цвета и др.

P.S. Уважаемые читатели, также мы подготовили для вас статью о с описанием каждого месяца жизни ребенка.



Загрузка...