paradisemc.ru

Духовное развитие обучающихся. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Направления работы классного руководителя

Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;
  • формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
  • формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
  • формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
  • формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания гимназии:

Ученик - патриот и гражданин
Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Ученик и его нравственность
Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Ученик и его интеллектуальные возможности
Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

Ученик и его здоровье
Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

Ученик и его карьера
Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

Ученик и его семья
Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

Общение и досуг
Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов:
Сформировать у обучающихся:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • ценностное отношение к своему здоровью;
  • ценностное отношение к природе;
  • мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

Дать представление:

  • о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • об эстетических ценностях отечественной культуры;
  • о необходимости сознательно заниматься учебным трудом;
  • о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • о необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

Заложить основы:

  • смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;
  • социальной и межкультурной коммуникации;
  • готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,
  • уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;
  • понимания того, что семья - это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

Классный час. Первый классный час я всегда посвящаю дружбе. Первое правило в нашем классе - обращаться друг к другу по имени. Дети учатся с уважением относиться к мнениям других, терпеливо, и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.На классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для меня являются книжки из серии «Зернышки», в которых собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.

Беседы на этические темы
Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

Примеры бесед на этические темы, которые я провожу совместно с детьми, родителями: «Настоящий друг» (беседа о дружбе), «Приветствие» (правила общения) , «Моя семья», «Про то, как добро и зло боролись»(урок-сказка),«Человек среди людей», « Как мы разрешаем конфликты», «Научись смотреть на себя со стороны», Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки», «Правила коллективной работы», беседа о доброжелательности и равнодушии, «Мои нравственные ценности» и др.

Встречи с участниками и ветеранами войны
Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию у обучающихся высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением.
Ежегодная благотворительная акция «Спишите делать добро».

Мы помогаем воспитанникам Удельнинской школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки, организуем совместные спортивные мероприятия.

Экскурсии
Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально - ценностный опыт детей. За четыре года мы совершили 24 экскурсии: познавательные и исторические.16 поездок: театры, музеи, выставки, концерты.

Организуемая внеурочная деятельность является составной частью программы духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемой в гимназии. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению в гимназии организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся гимназии используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления на базе гимназии.

Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.

  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (составная часть основной образовательной программы

    Программа

    Из суще­ственных сторон духовно -нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся основано на...

  2. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ

    На основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся . В концепции духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

  3. Пояснительная записка 4 1 программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14

    Пояснительная записка

    ... духовно -нравственного развития и воспитания личности духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...

  4. Пояснительная записка

    ... духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Примерная программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...

  5. Пояснительная записка 3 1 программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 8

    Пояснительная записка

    ... духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Примерная программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...

  6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа

    ... духовно -нравственного воспитания российских школьников (далее - Концепция). В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся являются основой ...

«Реализация концепции духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся».

Педагог-организатор: Стёпина Т. В.

Что есть духовность?

Синтез совершенства,

Стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу - утверждает духовенство.

Мудрец ответит просто - путь к себе.

Поэт с художником подскажут - вдохновенье.

Певец и композитор - песнь души.

Политик - совесть, физик - убежденье.

И все они по-своему правы.

Духовность - это творчества начало,

Полет души, что ввысь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух Святой, лишь с нею мы богаты.

(О. Рубежов)

  1. Реализация концепции духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся

Происходящее в XXI веке переосмысление проблемы обеспечения национальной духовно-нравственной безопасности обусловлено коренными переменами в жизни российского общества, происшедшими в конце пошлого века и, прежде всего в ее социальной и духовной сфере. Сегодня со всей остротой встает вопрос о духовно-нравственной безопасности России, так как без духовного здоровья людей, и в частности подрастающего поколения, их интеллекта невозможно говорить об обеспечении национальной безопасности вообще.

В Концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Духовно-нравственное развитие, воспитание - процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей в системе духовных ценностей человека. С социальной точки зрения духовно-нравственное воспитание - целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни, которая осуществляется через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые обществом. В настоящее время, много говорится о формировании у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Духовно-нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.

На духовно-нравственное становление и развитие личности подростов оказывают существенное влияние четыре группы факторов: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения.

Также большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее - влияние личности педагога, богатство его духовного мира.

Условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию молодежи включают его личные качества и профессиональные умения.

Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания обучающихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.

Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:

· морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

· эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;

  • мировоззренческие качества: любовь, патриотизм, гуманизм

Развитие духовно-нравственного развития, воспитания профессионального образования всех уровней предполагает решение следующих задач:

· формирование у обучающихся качеств гуманиста, гражданина, патриота;

· формирование качеств интеллигентности;

· формирование и развитие личностных качеств;

· развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи обучающейся молодежи в учреждениях профессионального образования.

Решение выделенных задач возможно при:

· оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы духовно-нравственного воспитания в учреждениях профессионального образования различных типов и видов;

· разработке содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различных типов и видов, а также модели специалиста, которого они готовят;

· в сочетании личностных интересов и профессиональных возможностей;

· в создании необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).

В условиях введения ФГОС в начальном профессиональном образовании одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание обучающихся на традициях, а задача духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных в школе. Педагогический коллектив стремится к формированию у обучающихся следующих качеств: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семейные, трудолюбие, общих компетенций и др.

2. Система работы школы по духовно - нравственному воспитанию школьников в МБОУ «Моховицкая СОШ» Орловского района Орловской области

Духовно-нравственное развитие и воспитание в школе осуществляется через уроки, внеурочную деятельность, дополнительное образование, внеклассную работу, часы общения, работу музея, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

1 Наша школа работает по программе «Школьные годы»

Программа школы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции; воспитание физически здорового человека.

Основные задачи воспитательной деятельности:

· Формирование у обучающихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей.

· Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

· Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума.

· Развитие общей культура школьников через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям.

· Формирование правосознания и гражданской ответственности родителей за воспитание детей.

· Воспитание сознательного отношения к труду. Подготовка к выбору профессии.

Практические задачи:

· Разработка концепции воспитательной системы личностно-ориентированного воспитания и образования, моделирование воспитательной системы и внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс школы.

· Совершенствование деятельности органов ученического самоуправления.

· Совершенствование форм и методов воспитательной работы по нравственному образованию и воспитанию.

· Изучение и внедрение новых воспитательных технологий.

· Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля.

· Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классных руководителей.

Основные направления воспитательной деятельности.

1. «Я - Человек» - (соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности).

2. «Моя Родина» (соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию и предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков).

3. «За здоровый образ жизни» (соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся и предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности).

4. «Мир прекрасного» (соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности).

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Духовно-нравственное развитие и воспитание в школе осуществляется через следующие формы работы:

внеурочную деятельность

дополнительное образование

внеклассную работу

работу музея

часы общения

Интеллектуально-творческие игры

Конкурсы и викторины

Агитбригады

Театральные представления

Социальные проекты

олимпиады-конкурсы

Детские чтения

Тренинги} - интеллектуальные

Интернет-марафоны} -социальное проектирование

Публикации исследовательских и творческих работ

Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Учитель школы - творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.

Основные виды деятельности:

  • познавательная
  • игровая
  • творческая
  • спортивно-оздоровительная
  • коммуникативная

Ожидаемый результат работы:

· Создание реальной возможности для включения детей в интересную и полезную деятельность, обеспечения свободы выбора содержания деятельности и средств её осуществления;

· Приобретение опыта работы в коллективе, мине-группе и индивидуально, владение техникой организации взаимодействия с другими людьми;

· Развитие творческих способностей и использование их на благо себе и окружающим, самоопределение ребёнка в выборе деятельности;

· Готовность детей к непрерывному усвоению и обогащению социального опыта с целью реализации общечеловеческих ценностей в своей жизни;

· Наличие у детей чётко сформированных взаимоотношениях представлений о взаимоотношениях между людьми и средствах их выстраивания;

· Освоение детьми навыков самостоятельной организации своей деятельностью

Направление «Я - Человек»

Нравственное воспитание начинается с первых шагов содержательной жизни ребенка. Именно в младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, нужно раскрывать перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учить их азбуке морали. Учить жить в обществе, среди людей - это значить учить совершать общественные поступки, то есть учить выражать своим поведением отношения к людям. Прежде чем ребенок осмыслит, что он гражданин своего общества и что это возлагает на него большие обязанности, он должен научиться платить добром за добро. Его совесть не должна позволять ему только потребителем благ и радостей. Например, учитель говорит детям: «В тихий предрассветный час. Когда вы еще спите, доярки давно уже работают на ферме - они готовят вам свежие, питательное молоко. Повар разжигает печку на школьной кухне, чтобы у вас был вкусный завтрак. Ваши отцы и матери ушли на работу, чтобы у вас были и одежда, и обувь, чтобы вы могли радоваться солнцу и синему небу. Вам щедро, дают всякие блага, но и от вас ждут добра».

С учащимися проводятся обязательно раз в месяц, а так же по мере необходимости мероприятия по нравственному воспитания, например:

  • Уроки нравственности,
  • Проектная деятельность «Покормите птиц зимой», «Орловский край - ты Родина моя!»,
  • Составление родословной
  • «Знакомство с достопримечательностями Орловского края»;
  • Беседы с детьми («Будь всегда вежливым», «Ваши добрые поступки», «Добро и зло» и т.д.);
  • КТД «Народные промыслы»;
  • Игры детей (игры-занятия, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые, игры из телепередач)
  • Встречи со знаменитыми людьми Орловщины
  • Чтение и анализ художественной литературы…

Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем собственные. Игры являются школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками.

Немало важное значение имеет семейное воспитание

На мой взгляд, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик.

Ведь семья - это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

Социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);

Социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);

Технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);

Демографический (определяется структурой семьи).

Задачи семейного воспитания:

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

Гармоническое развитие ребенка;

Забота о здоровье детей;

Помощь в учении;

Трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

Помощь в социализации личности и ее самореализации;

Формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

Забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

Развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

Подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

Половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Семейные проблемы:

Таким образом, семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

Так должно быть, если семья в полной мере выполняет свои функции. Однако современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей.

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма - жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в духовно-нравственном воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям.

Все родители понимают проблему, но не видят решения проблемы. Стараются жить в своём мирке, не замечать проблемы других семей. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никто другой не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы не старалась школа и педагоги - помочь такому ребёнку жить по законам добра очень трудно.

Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.

Формы работы:

§ составление родословной «Пишем родословную своей семьи»;

§ спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»;

§ «Папа, мама, я - читающая семья»

§ сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне;

§ « Загляните в семейный альбом»;

§ встречи за круглым столом

§ родительские собрания «Духовно-нравственное воспитание детей», «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм», …

§ конференции посвященные Дню защитников Отечества, Дню Матери, Дню Пожилого человека;

§ проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «Вперёд, мальчики!»; «Будущая мама» и другие

Школа уделяет внимание и интеллектуальному воспитанию школьников.

Интеллектуальное воспитание -это такая форма организации образовательного процесса, которая позволяет создать условия для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ученика на основе обогащения его умственного опыта.

26 Функция учителя

Функция проектирования индивидуального интеллектуального роста каждого ученика.

На первый план выходят:

разработка индивидуальных стратегий обучения,

учебно-педагогическая диагностика,

индивидуальное консультирование и т.д.

Критерии интеллектуальной воспитанности (базовые интеллектуальные качества):

1. Компетентность

2. Инициатива

3. Творчество

4. Саморегуляция

5. Уникальность склада ума.

Очень важно развивать у ребёнка: Интеллектуальную инициативу - желание самостоятельно, по собственному побуждению отыскивать нужную информацию, выдвигать те или иные идеи, осваивать другие области деятельности. Готовность выходить за пределы заданного и включаться в не стимулированную извне интеллектуальную деятельность.

Интеллектуальное творчество - процесс создания и субъективно и объективно новых идей, продуктов и способов деятельности.

Интеллектуальную саморегуляцию - умение произвольно управлять своей интеллектуальной деятельностью, в том числе контролировать и планировать свои действия, отслеживать и объяснять ошибки, а главное, целенаправленно строить процесс самообучения

Уникальность склада ума - индивидуально - своеобразные способы интеллектуального отношения к происходящему, в том числе индивидуализированные формы взаимной компенсации слабых и сильных сторон своего интеллекта, выраженность индивидуальных познавательных стилей, сформированность индивидуальных познавательных предпочтений и т.д. Одна из главных задач интеллектуального воспитания - к окончанию школы не только сохранить, но и в максимальной мере укрепить индивидуальное своеобразие ума каждого ученика.

Основное назначение интеллектуального воспитания

помочь ребенку выстроить собственный ментальный мир на основе обогащения его индивидуального ментального опыта и в конечном счете реализовать присущее ему от рождения право быть умным.

Проводим ряд мероприятий в разнообразной форме.

По направлению «За здоровый образ жизни» в школе действуют Целевая программа «Здоровье» и Целевая программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде . Целевая программа «Здоровье» - это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

Результаты медицинского осмотра учащихся школы свидетельствуют о том, что наиболее распространены у детей такие заболевания, как: 1. патология костно-мышечной системы; 2. болезни органов зрения, 3. болезни органов дыхания; 4. патология пищеварительного тракта; 4. Сердечно сосудистые;

Программа реализуется в следующих направлениях:

— просветительская и методическая работа с педагогическим коллективом;

— физкультурно-оздоровительная деятельность;

— психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса;

— медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся;

— просветительская работа с родителями;

— урочная и внеурочная работа с обучающимися.

Большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта. Регулярно проводятся школьные соревнования по различным видам спорта., игры ПРОВОДИМ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ, эвакуация школы, ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СОСТЯЗАНИЯ, участвуем в РАЙОННЫХ КОНКУРСАХ…

Не мало важно правильное питание ребёнка. У нас организовано 2-х разовое питание, на участке выращиваем овощи для столовой.

Целевая программа профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Основная цель программы -недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ - это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации -умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья- понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.

На совещаниях классных руководителей, на педсоветах регулярно заслушиваются сообщения о системах мер по профилактике злоупотребления ПАВ среди детей. Обсуждаются различные вопросы проведения мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией, Всемирному дню борьбы со СПИДом, Дню молодежи, Международному дню семьи.

В школе проводятся профилактические мероприятия на недопущение появления этого явления среди школьников: проводятся различные конференции, посвященные этой теме, беседы, дискуссии, встречи с работниками правоохранительных органов, с медсестрой ФАП с. Моховица, организуется показ видеофильмов для школьников, направленных на формирование здорового образа жизни, проводятся конкурсы сочинений, рисунков, плакатов, видеороликов на тему, классные часы и общешкольные мероприятия: «Территория безопасности», «Здоровый образ жизни», «Я выбираю жизнь». В рамках общественно- активной школы организуют социальные проекты по здоровому образу жизни.

Экологическое воспитание: Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, можно возродить образованием и воспитанием. Для успешного экологического образования и воспитания населения необходимы непременные условия: во-первых, общество должно быть готово усвоить экологические идеи и знания; во-вторых - необходима соответствующая литература, пособия по экологическому воспитанию и образованию; в-третьих, необходима качественная экологическая подготовленность педагогов любой специализации, именно педагогов, как основных людей, которые организуют своей деятельностью передачу всего накопленного человечеством опыта молодому поколению.

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе,отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. С ребятами мы проводим беседы, конкурсы, походы в природу, очистку родников, посадка деревьев, уборка территории…

По направлению «Моя Родина» школа работает по программе гражданско - патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества». Данная программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.

Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.

В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.

Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник Родины.

В школе ежегодно ведутся факультативы по данному направлению.

И ряд мероприятий, например: Митинг ко Дню Победы, Приём в пионеры. Игры «Вперёд, мальчишки» , «А ну-ка, парни» , Конкурсы творческих работ, Выставки книг, Библиотечные уроки, в школе действует музейная комната. В этом году впервые проводился День неизвестного солдата, и мы приняли активное участие: в школе были проведены часы общения, библиотечные уроки, оформлены выставки книг и газет, сделали гирлянду и возложили на памятник погибшим воинам, в СДК д. Паюсово была встреча с ветераном ВОВ Кузнецовым Р. С. и показан концерт.

Нравственно-трудовое воспитание:

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система.

В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие». Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками.

На фотографиях мы видим, что прививать те или иные качества, в том числе и трудовые, нужно не только в формах бесед, но прежде всего КТД и личным примером учителя. И выходя на субботники, работают учителя и ученики.

По направлению «Мир прекрасного» большой духовный капитал кроется в искусстве. Опытные учителя умело используют произведения искусства на уроках. Литература, театр, музыка, изобразительное искусство хранят бесценные накопления. Уроки искусства, музыки помогают развитию человека, его становления как духовной цельной личности. Важен не столько результат, сколько сам процесс творчества, в его таинстве и кроется частичка той сущности, которую называют духовной. Каждый получает ее при рождении, но не все продолжают ее развивать.

44 Урок литературы «Произведения А. С. Пушкина», урок литературы в 5 кл. по рассказау Толстого «Кавказский пленник», внеклассное мероприятия «Не жалейте сердца…Добру откроются сердца», постановка танцев, инсценировок, организовываем конкурсы на лучшее фото и видео, организовываем выезды в театры, на экскурсии …

«Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности».

Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. Т.е. полученные знания должны реализовывать на практике.

Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, планирование школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей. В этом году школа также активно принимает участие в различных мероприятиях школьного, районного, областного, Всероссийского уровня. Традиционные мероприятия: День Знаний, День учителя, день матери, Праздник Осени, Новогоднее мероприятие, месячник Служу Отечеству, посвященный 23 февраля, в мероприятиях антинаркотической направленности, различные акции, Праздник Масленицы, 8 Марта, экологический двухмесячник, праздник Победы, последний звонок, выпускной, работа пришкольного лагеря «Дубок» Экологического направления, митинг, посвященный Освобождению Орла, участие в концертах СДК д. Паюсово и с. Моховица, в конкурсах. Существует система стимулирования

Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника. Принимаем активное участие в концертах в СДК как дети, так и учителя с директором.

В этом учебном году ведётся следующая внеурочная деятельность:

внеурочная деятельность

«На новой ступени», государственная

внеурочная деятельность

«Культуротворческая школа», государственная

внеурочная деятельность

«Подвижные игры»,

адаптированная

внеурочная деятельность

«Учусь создавать проект», адаптированная

внеурочная деятельность

«Юным умникам и умницам»,

адаптированная

внеурочная деятельность

«Творческое проектирование», адаптированная

факультатив

«Чудеса из бумаги», государственная.

факультатив

«Знакомые незнакомцы», государственная

факультатив

«Растём здоровыми и сильными», государственная

факультатив

«Я - гражданин России»,

государственная

факультатив

«Этикет от А до Я», адаптированная

факультатив

«Основы геологии», государственная

факультатив

« Декоративно-прикладное искусство», адаптированная

Элективные курсы

«Профильное самоопределение подростков».

Разработан ИУУ

Элективные курсы

«Проценты на все случаи жизни»,

Государственная

Элективные предметы

«Читаем, размышляем, сочиняем», государственная

Элективные предметы

«Религии мира», государственная

Элективные предметы

«География международного туризма», адаптированная

Элективные предметы

«Глобальная география», адаптированная

Элективные предметы

«Память земли Орловской».

Разработан ИУУ

В школе имеются разработки других факультативов, элективных курсов и предметов, внеурочной деятельности, которые содействуют духовно - нравственному воспитанию, которые велись раннее.

Дополнительное образование:

В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи.

В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании - взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества.

В этом учебном году ведутся следующие кружки по дополнительному образованию: «Юный стрелок» Стёпин А. А., «Вторая жизнь вещей» Власова Н. А. Кукольный театр «Толкунова Т. И.. «Алые паруса» и «Мир танца» Стёпина Т. В., Спортивная секция Щербакова С. И.. «Учимся играя» Стёпина Н. А.

В школе также есть и разработки других кружков, которые ранее велись в у нас.

При определении направлений нравственного воспитания учащихся очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени.

Для полноты картины освоения учащимися основных нравственных ценностей в школе среди 8-11 классов был проведён мониторинг учащихся.

Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?

(Расположите в порядке снижения важности проблемы.) Большинство учащихся расположили так:

Взаимоотношения в семье - 1

Здоровье - 2

Любовь - 4

Будущая карьера - 5

Взаимоотношения с одноклассниками - 6

Взаимоотношения с учителями - 7

Проведение свободного времени - 8

Возможность заработка - 9

Нормальное питание - 11

Покупка одежды и других вещей - 12

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование.

В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей учащимися важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности. Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования и получили следующие результаты:

Справедливость - 1

Счастье - 2

Свобода - 3

Честь, достоинство и совесть - 5

Миролюбие -8

Патриотизм -7

Милосердие -9

Вера и идеалы - 11

Истина -10

Коллективизм -12

Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.

Интересны результаты и следующего исследования среди учащихся.

Чему жизненно важному учит Вас школа?

Самостоятельности и уверенности в себе - 1

Умению общаться-2

Уважению к людям, человеколюбию - 3

Дружбе - 4

Самопознанию - 5

Доброте - 6

Творческому отношению к жизни - 7

Организаторским умениям - 8

Жизнелюбию - 9

Преданности - 10

Затрудняюсь ответить - 11

Ничему не учит -

Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы.

В общей картине мы видим, что

Уровень воспитанности школьников зависит от:




Воздействия среды неформального общения.

Уровень воспитанности школьников
зависит от:
Состояния воспитания в семье;
Состояния воспитания в школе;
Воспитания в учреждении дополнительного образования;
Влияния средств массовой информации;
Воздействия среды неформального общения.

Выводы:

Духовно-нравственное развитие гражданина России -это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Первоначальный этап формирования духовно- нравственных идеалов у человека начинается в семье, в д/садике и далее в школе. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей

Мы с вами формируем человека и нам хочется, чтобы наш ученик, выпускник был ближе к тому идеалу, который мы представляем себе с точки зрения нашей темы.

Духовно-нравственный идеал в понимании В.А.Сухомлинского

Умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;

Гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;

Богатство духовного мира, интересов и потребностей;

Потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;

Чувство человеческого достоинства - уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;

Любовь к труду;

Открытость сердца радостям и горестям других людей.



Загрузка...