paradisemc.ru

Дымковская игрушка для детей старшей группы. Конспект НОД по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» в старшей группе: «Волшебная дымковская игрушка. Материалы и оборудование к занятию

Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Проект «Дымковская игрушка» для детей старшего дошкольного возраста.

Казанцева Лидия Михайловна, воспитатель ГБОУ ООШ СПДС, с. Валы
Описание работы: предлагаю вам проект для детей старшего дошкольного возраста «Дымковская игрушка». Данный проект будет полезен воспитателям детских садов.
Цель: Расширять представления детей о характерных элементах дымковской росписи. Формировать детей представление, что при лепке реальные образы преображаются в сказочные, декоративные.
Задачи: Развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. Познакомить с содержанием народных игрушек (показать связь с окружающей природой, растительным и животным миром). Познакомить детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для крашения игрушек. Развивать умения расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции. Развивать умения расписывать более сложные по форме дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором. Формировать умения детей передавать в лепке характерные особенности внешнего вида «барыни». Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
Виды деятельности: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Тип проекта: творческий, обучающий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители детей.
Актуальность проекта: Дымковская игрушка - русская игрушка, которая прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Дымковская игрушка не только украшает интерьер группы, но и помогает воспитывать в детях любовь к народному творчеству, развивает чувство цвета и формы. Человек является частью природы, так как декоративно - прикладное искусство по своим мотивам близко к природе, русским народным праздникам. Ведь великие художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Следовательно, у детей воспитываются и нравственные и патриотические качества.
Реализация проекта:
Деятельность воспитателя:
1. Выявление первоначальных знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве «Дымковская роспись».
2. Проведение НОД на тему: «История дымковской игрушки».
3. Информация родителей о предстоящей деятельности.
4. Подбор частушек, песен, стихов.
5. Проведение недели на тему «Дымковская игрушка» в группе.
6. Проведение НОД по художественно-эстетическому развитию детей (рисование, лепка).
7. Заготовка глины для лепки дымковской игрушки «Барыня».
8. Помогает готовить презентацию проекта.
Деятельность детей:
1. Принимают участие в организованной образовательной деятельности.
2. Разучивают частушки, стихи, песенки.
3. Выбирают необходимый материал для продуктивной деятельности.
4. Рисуют дымковские игрушки и расписывают их элементами дымковской росписи.
5. Лепят дымковскую игрушку «Барыня».
6. Расписывают игрушку дымковской росписью.
7. Делают вывод о завершении работы.
8. Представляют продукт деятельности.
Деятельность родителей:
1. Присутствуют на ярмарке «Дымковской игрушки».
Последовательность работы над проектом:
1. Рассматривание дымковских игрушек в рабочей тетради по основам народного искусства Т.Я. Шпикалова.
2. Сбор материала для рисования, лепки.
3. Заучивание стихов, частушек, потешек, песен.
4. Рисование и роспись дымковских игрушек.
5. Лепка дымковской игрушки «Барыня».
6. Роспись дымковской игрушки.
7. Подведение итогов работы.
8. Приглашение гостей.
9. Презентация проекта.
Ход проекта:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать на ярмарку. На ярмарку «дымковских игрушек».
Дети рассказывают потешки, имитируя действия персонажей.
Ребенок: Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Поехали, поехали
За грибами,
За орехами…
Приехали, приехали
С грибами,
С орехами.
Ребенок: Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка – дружок.
Ваня ехал, поспевал,
Со добра коня упал.
Он упал, упал, лежит-
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали.
Путь – дорогу показали.
Путь – дорогу показали
«Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам».
Ребенок: Конь бежит,
Вся земля дрожит,
В поле травушка – муравушка
Ничком лежит.
Чей это такой конек,
Для какого молодца?
Это конь богатырь
Для Алеши - удальца.
Ребенок: Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород!
Воспитатель: Обратите внимание, гости дорогие на игрушки. Гости рассматривают нарисованные детьми дымковские игрушки.





Воспитатель: Это еще не все, что вы увидите на нашей ярмарке.
Дети под музыку «Барыня», представляют рассмотреть вылепленных из глины и расписанных «барынь».
Гости рассматривают «Барынь».




Воспитатель: Ну, вот, гости дорогие, ребята познакомили Вас с тем, как дымковская игрушка является одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. И вот мастера из нашего детского сада продолжили народную традицию, и как прежде сияет всеми цветами радуги в нашем саду «дымка», принося радость детям и взрослым.
Итог проекта: В группе организована выставка «Дымковская игрушка». В дальнейшем нарисованные детьми в ходе реализации проекта дымковские игрушки и вылепленные «Барыни» станут наглядным пособием для занятий по ИЗО в нашем детском саду.

Благодарим за внимание!!!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад № 179 «Рябинушка»

Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме «Дымковская игрушка».

Воспитатель: Казанцева О.Н.

Барнаул

Цели и задачи:

Познакомить детей с русским народным промыслом -дымковской игрушкой, историей возникновения промысла, технологией изготовления игрушек, с особенностями росписи дымковских игрушек: белый фон, цветной узор геометрического характера, насыщенные цвета (алый, малиновый, синий, желтый, оранжевый, фиолетовый), мотивами игрушечных композиций; барыни, петушки и павлины, козлики, лошадки. Узнавать знакомые промыслы по характерным чертам,

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);

Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку,

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию,

- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству,

Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности.

Материалы к занятию:

Минусовка «Волшебный цветок»

Цветик – семицветик с узорами

Дымковские игрушки

Презентация «Дымковкие игрушки»

Глина, пинцеты, мел, молоко

Трафареты игрушек, карандаши

Карусель

Содержание организованной деятельности детей.

Под минусовку «Волшебный цветок», дети входят в группу и видят Цветик – семицветик.

Яркий цветик - семицветик

Принесла ребята вам.

Каждый лепесток секретик

Разгадать поможет нам.

Как вы думаете, какой секрет хранит цветок?(ответы детей)

Я предлагаю вам сорвать лепесток и с обратной стороны посмотреть, какой секретик приготовил нам цветок. (Дети срывают лепестки, переворачивают и видят элементы дымковской росписи: кружочки, точки, волны, полоски и т.д.)

Как вы думаете, что изображено на лепестках? (узоры)

Где можно встретить такие узоры? (на одежде, в книжках и т.д.)

Недавно я была на выставке замечательных умельцев, где видела точно такие же узоры. Вы бы хотели оказаться там? Тогда повторяйте за мной:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Хотим оказаться на выставке.

Скажите, какую выставку, я недавно посетила? (выставка игрушек)

Назовите, какие игрушки вы видите? (барыни, кавалеры, лошадки, индюк)

Как вы думаете, почему я сказала, что выставка замечательных умельцев? Кто такие, умельцы? (Умельцы – это люди, которые своими руками изготовили эти игрушки)

Возьмите игрушку, которая вам больше всего понравилась и расскажите, что привлекло ваше внимание к ней.

Сейчас, я предлагаю поиграть в игру: «Найди узор»

Для этого необходимо, посмотреть на свой лепесток и запомнить, какой узор на нем изображен, и на счет 1, 2, 3 – свой узор на игрушке найди. Нужно быстро отыскать и всем показать.

Кто знает, как называются эти игрушки?

Хотите узнать? Тогда я приглашаю вас послушать удивительную историю.

(Презентация «Дымковская игрушка», где дети узнают почему игрушки получили такое название, как делают такие игрушки и какие элементы росписи используют мастера.)

Кто запомнил, почему эти игрушки так называются?

А сейчас, я предлагаю отправиться в исследовательскую мастерскую.

Как вы думаете, что за кусочки лежат, на разносе?(глина)

Потрогайте ее и скажите, какая она на ощупь? (холодная, мягкая, эластичная)

Понюхайте, имеет ли глина запах?

Скатайте из глины шарик. В какой цвет сначала окрашивают игрушку?

Сейчас мы с вами попробуем покрасить ваш шарик так, как это делали мастера, когда еще не было красок.

Опыт : Берем мел, бросаем в молоко и растворяем.

Чтобы не замарать руки, когда будем красить шарик, я предлагаю воспользоваться пинцетами.

Получилось ли нам окрасить шарик? Что необходимо сделать, после окрашивания? (дать высохнуть)

А сейчас, я приглашаю вас в художественную мастерскую. Сегодня вы попробуете, как настоящие мастера расписать дымковскую игрушку. Но сначала вспомните, какие узоры использовали дымковские мастера.


Какие красивые игрушки получились у вас.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

А давайте, мы их прокатим на необычной дымковской карусели.

Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Возьмите лепестки, пора возвращаться.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Хотим оказать в своей группе.

Рефлексия:

Скажите, пожалуйста, почему игрушку называют дымковской?

Какие элементы узора характерны для дымковских игрушек?

Из чего изготовлены дымковские игрушки?

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

Программные задачи:

Закрепить знания о дымковских игрушках;
Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;
Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья;
Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Оборудование:

Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.

Предварительная работа:

Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).

А почему они так называются?

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)

А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

Какими приёмами выполняются узоры?
(Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи?
(У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)

Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.

Садитесь поудобнее, начинаем работу.

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.

Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунков.

Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа?

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.


Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе

«Дымковская игрушка.»

Цель:

  1. Знакомство детей с дымковской игрушкой. Формирование эстетических чувств и оценок.
  2. Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора.
  3. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства.
  4. Формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

Предварительная работа . Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера - народные умельцы.

Материалы, инструменты, оборудование. 4-5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк, баран).

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка

Ход:

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дым-ково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это - будто дымкой окутано, всё в дыму. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали - «дымковская»...

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название - «Свистунья». Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки - своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдём в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки - одна с Емелей, а другая с козлятами, и всё это - настоящее чудо.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что всё очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой - получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке.

Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённом на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на сво месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие - пёстро и весело, как в хороводе!

Но, оказывается, работа ещё не закончена. Ещё предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место - барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам - на гребешки... Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче.

Все игрушки не простые,

а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,

кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы - простой узор,

но отвести не в силах взор.

В старину вятичи весной встречали Ярилу-бога солнца и плодородия - веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех - у взрослых и детей. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!

Сегодня мы совершили с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Научились определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. (Филимоновская, Каргопольская, Тверская).

Физкультминутка:

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Воспитатель:

Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.

Мастерская закрыта. Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.

Из чего делают дымковские игрушки?

Какие еще нужны материалы?

Какие нужны инструменты для работы?

Мастерская открывается. Дети входят, одевают фартуки и садятся на рабочие места

Воспитатель:

Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Обратите внимание!

(на плакатах – образцы и приемы лепки). Выбирайте, что хотите слепить.

Воспитатель:

Какой должна быть игрушка, чтобы её удобно было расписывать? (обследование)

Воспитатель:

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки мы сможем высушить, побелить и расписать!

Дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы работы на куске глины.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель.

Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

Все ли игрушки ладные?

Чья работа больше все нравится? Почему?

Какая игрушка самая аккуратная?

А кто придумал и слепил что-то своё?

Предложить выбрать игрушки, которые можно отправить на обжиг и роспись.




Загрузка...