paradisemc.ru

Нервная система у детей. Развитие нервной системы младенцев Формирование нервной системы у ребенка до года

В книге читатели найдут психолого-педагогическую характеристику индивидуального своеобразия развития каждого ребенка, неповторимости путей формирования личности. Взрослые ознакомятся с особенностями детей раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста, смогут сориентироваться в темпах взросления собственных сыновей и дочерей, выработают самостоятельное отношение к сложным, кризисным периодам их развития, узнают, каково непосредственное влияние родительских установок, ожиданий, позиций на формирование психологического пола ребенка, становление его мужественности или женственности. Специальные разделы книги посвящены таким важным параметрам индивидуальности, как темперамент и характер.

Книга:

Темперамент и нервная система ребенка

С давних пор подмечена связь черт темперамента и характера нервных процессов, особенностей высшей нервной деятельности человека. Холерик, нервничая, скорее всего, кричит, а меланхолик – плачет. Помните старинные итальянские маски Пьеро и Арлекина? Арлекин раздает подзатыльники, а Пьеро грустит и вздыхает. Можно вспомнить и столь популярные амплуа белого и рыжего клоунов в любом цирке.

Свойства нервной системы лежат в основе темперамента, составляют его физиологическую базу. Индивидуальные различия определяются фундаментальными свойствами нервных процессов – возбуждения и торможения.

Что это за свойства? Прежде всего сила. Она зависит от работоспособности нервных клеток и проявляется в функциональной выносливости, способности выдерживать либо достаточно длительное, либо хотя и кратковременное, но сильное возбуждение, не выключаясь, не переходя в состояние охранительного торможения.

Ребенок с сильной нервной системой награжден от природы возможностью долго, не отвлекаясь и не утомляясь, воспринимать новую информацию, обучаться не знакомым ранее формам взаимодействия, откликаться на неожиданные раздражители. Он не начнет зевать через десять минут после того, как вы вступили с ним в беседу, и вряд ли уснет в театре – правда, если будет заинтересован. А дети со слабой нервной системой, даже очень заинтересованные чем-то, все же нуждаются в отдыхе, переключении, в определенном ритме работы, чтобы не наступило истощение.

Сила нервных процессов проявляется не только в трудоспособности человека, степени его утомляемости, но и в чувствительности, восприимчивости к окружающему. Она определяет протекание процессов внимания.

Детей со слабой нервной системой даже ненавязчивые посторонние раздражители отвлекают. Им для работы нужны привычная обстановка и тишина. А для обладателей сильной нервной системы и более яркие раздражители оказываются полезными, способствующими еще большей концентрации внимания.

Вы замечали, что старший из ваших детей предпочитает делать уроки под музыку и это ему нисколько не мешает, даже наоборот? А младший, подражая брату, тоже надевает наушники, однако посторонние звуки явно отвлекают его от основного занятия. Ребенок быстро устает, начинает смотреть в окно, берет в руки планшет, который взрослые разрешают включать только после завершения домашнего задания. Если надо выучить стихотворение, то без наушников с музыкой у младшего это происходит быстрее и качественнее, а у старшего – медленнее.

Возбуждение и торможение в коре головного мозга каждого из нас могут распространяться активно и пассивно, быстро и медленно. Что является признаком силы процесса возбуждения? Стойкая активность, продолжительные усилия при выполнении любой работы. А по каким признакам судить о силе процесса торможения? По полной сосредоточенности на деятельности, умению без особого напряжения сдерживать определенные движения, отказываться от нежелательных импульсов.

Когда мы говорим о влиянии нервной системы на темперамент, то помимо силы выделяется второе ее важное свойство – уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Признаком уравновешенности является баланс возбуждения и торможения, их равная сила.

Что является показателем уравновешенности нервной системы ребенка? Его умение выполнять задание спокойно и равномерно, без явных авралов и периодов бездействия, без паники и тревоги. Уравновешенный ребенок обычно отличается выдержкой, самообладанием, терпеливостью, эмоциональной устойчивостью. Неуравновешенность проявляется в отсутствии четкого ритма работы, чередовании повышенной активности с периодами ничегонеделания, апатии. Дети с неуравновешенной нервной системой отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, нервными срывами.

Среди посетителей психологической консультации обычно немало родителей с жалобами на неорганизованность своих детей – младших школьников. «Никак не могу приучить его к режиму. Вчера загулялся, не хотел расставаться с товарищами и за уроки сел после восьми вечера, усталый и сонный. Позавчера зато как явился из школы к обеду, так, не переодеваясь, засел за математику и решал задачи до ужина. Гулять не ходил, помочь по дому отказался, другие уроки тоже не делал. И учительница жалуется, что он работает очень неравномерно, иногда вообще целыми днями ничего не делает», – рассказывает одна из мам. Она надеется, что психолог подскажет ей, как укротить строптивого сына, какие наказания более педагогичны.

А психолог вместо ответа почему-то интересуется, соблюдают ли режим другие члены семьи, похожи ли дни недели друг на друга, встречаются ли постоянно взрослые и дети за завтраком и ужином или каждый ест когда придется, существуют ли единые для всех семейные привычки. Оказывается, у неуравновешенного ребенка совсем непросто выработать жесткий ритм выполнения домашних заданий. Он нуждается в перемене образа жизни всей семьи, ее сплочении. Хорошо, если удастся, жертвуя лишним получасом утреннего сна, всем вставать в одно время и под бодрую музыку делать зарядку. Еще лучше бегать на воздухе хотя бы 10–15 минут. После контрастного душа, который тоже обязателен для всех, и сын видит, что никто не исключение, все вместе завтракают и делятся планами на день. А вечером, за ужином, каждый докладывает семейному совету, удалось ли реализовать задуманное, что не вышло и почему. Множество приемов преодоления неуравновешенности изобретают в каждой семье, если только взрослые осознали, насколько это необходимо их ребенку, насколько поведение каждого взрослого сказывается на укреплении нервной системы их сына или дочери.

Третье свойство нервной системы ребенка, на которое следует обратить внимание родителям, – это подвижность, то есть способность нервных процессов возбуждения и торможения быстро сменять друг друга. По первому требованию извне или изнутри, по ощущениям, идущим от внутренних органов, нервные процессы могут легко следовать друг за другом либо «застревать», зацикливаться на каком-то переживании, действии, воспоминании.

Почему так важна подвижность процессов возбуждения и торможения в нервной системе? Дело в том, что это свойство лежит в основе умения быстро адаптироваться, приспосабливаться к новым условиям, незнакомым обстоятельствам, неожиданным задачам. Ребенок с подвижной нервной системой не испытывает затруднений при переключении с одной деятельности на другую, достаточно легко вступает в контакт с незнакомыми людьми.

Противоположность подвижности – инертность нервных процессов. Человека считают инертным, если ему требуется немало сил для перехода от торможения к возбуждению или наоборот. Например, после сна такой малыш долго остается заторможенным, вялым, малоподвижным, не включается в игры других детей. Если же он наконец разыграется, его трудно успокоить, переключить на что-нибудь другое. Развеселившись во время просмотра мультфильма, он будет с большим трудом засыпать, то и дело заговаривая, вспоминая пережитое, пересказывая мультик.

Соотношение силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, их сочетание создает тип высшей нервной деятельности, задающий темперамент человека. Основных типов четыре.

1 тип – сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник). Известный физиолог и нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов называл этот тип одним словом – «живой». Это человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Характеризуется высокой сопротивляемостью трудностям, умением преодолевать препятствия, конструктивно выходить из конфликтных ситуаций. Ребенок такого типа воспринимается окружающими как бойкий, подвижный, приветливый, открытый. Определить этот тип легко по речи – громкой, быстрой, выразительной, с правильными интонациями и ударениями, сопровождающейся обычно выразительной мимикой и жестикуляцией, эмоциональным подъемом.

2 тип – сильный, уравновешенный, инертный (флегматик). Павлов говорил об этом типе как о «спокойном». На внешние воздействия этот человек реагирует безмятежно и замедленно. Он не склонен к переменам в образе жизни, предпочитает устойчивый, привычный круг общения, знакомые игрушки и гаджеты. Преимуществом, а иногда и недостатком его является устойчивость к сильным и продолжительно воздействующим раздражителям. Вывести его из себя нелегко. Дети, относящиеся к этому типу, выделяются среди сверстников невозмутимостью, медлительностью, рассудительностью. Они достаточно терпеливы, даже если испытывают физическую боль. Ребенок-флегматик успешно учится и говорить, и читать, и писать, но не очень быстро. Речь у него несколько более плавная и медленная, чем у сангвиника. Она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики. В общении такой ребенок уступчив, неконфликтен, не очень самостоятелен.

3 тип – сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения (холерик). По Павлову, это «безудержный» тип. Человек холерического темперамента поражает неистощимой жизненной энергией, однако ему явно недостает самообладания. Он возбудим, вспыльчив, несдержан, нетерпелив. Дети-холерики обычно беспокойны, необузданны, раздражительны, им плохо даются даже незначительные волевые усилия. Они с трудом приспосабливаются к требованиям дошкольного учреждения и школы. Речь холерика в меру быстрая, неровная, эмоционально окрашенная. Неуравновешенные холерики не любят тихих занятий, спокойных настольных игр. Задиристые и конфликтные, они предпочитают подвижные, шумные виды деятельности, претендуя в общении с ровесниками на руководящие, лидерские функции.

4 тип – анергетический (меланхолик). Павлов считал этот тип «слабым». Люди, относящиеся к меланхоликам, отличаются плохой сопротивляемостью воздействию сильных стимулов, как положительных, так и отрицательных. Слабость нервной системы приводит к общей пассивности, нерешительности, заторможенности, осторожности. Меланхолики стараются избегать излишних контактов, остро переживают необходимость привыкания к новой обстановке, незнакомым людям. В то же время слабый тип обладает столь высокой чувствительностью, что легко ориентируется в новой обстановке, почти безошибочно воспринимает людей, хотя и быстро истощается в ориентировочной деятельности. Дети этого типа производят впечатление тепличных растений, с чужими боязливы, замкнуты, быстро утомляются и почти не реагируют на внешние воздействия. В привычной обстановке эти дети легко справляются с заданиями, оказываются сообразительными, внимательными, отзывчивыми. Речь у них обычно тихая, небыстрая, интонационно маловыразительная. В играх с товарищами они практически никогда не стремятся руководить, быть на первых ролях.

Можно ли окончательно определить тип нервной системы ребенка в самом раннем детстве? На этот вопрос следует ответить отрицательно. Почему? Да потому, что описанные выше типы проявляются, структурируются по мере созревания нервной системы, в процессе взаимодействия с окружающей средой, овладения различными видами деятельности. Так что ребенку нужно 5–7 лет взрослеть, прежде чем можно будет сказать определенно, какой нервной системой он обладает.

В раннем детстве возрастные особенности могут маскировать индивидуальные свойства темперамента. Болезненность малыша, конфликтная атмосфера в семье, стрессовые переживания тормозят созревание нервной системы, ослабляя ее и мешая родителям понять, насколько нервная система их ребенка сильная или слабая, уравновешенная или возбудимая, подвижная или инертная.

Исследования ученых показали, что свойства темперамента зависят не только от соотношения силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Оказывают влияние и такие врожденные свойства нервной системы, как динамичность и лабильность. Что является показателем динамичности? Скорость обучения, восприятия новой информации, то есть быстрота образования новых условнорефлекторных связей. А лабильность нервной системы – это характеристика ее работы, показывающая скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Эти и другие свойства нервной системы, находясь в сложном взаимоподчинении, являются нейродинамическими характеристиками индивидуальности. Они задают определенные параметры темперамента на протяжении всей жизни человека начиная с рождения. Чистых типов высшей нервной деятельности практически не бывает. Каждый из нас несет в себе отдельные черты того или иного темперамента, поэтому можно говорить о существовании немалого количества промежуточных и переходных форм темпераментов.

Помимо общих свойств нервной системы, существуют также свойства парциальные, то есть частичные. Они характеризуют работу отдельных областей коры головного мозга, различных анализаторов – зрительного, слухового, двигательного и других. Когда мы пытаемся дома диагностировать свойства нервной системы своего ребенка, следует помнить именно об этих – парциальных свойствах нервной системы.

Не надо торопиться с выводами относительно силы нервной системы, если вы определяли реакции малыша только на зрительные раздражители. Может быть, на слуховые у него будут совсем другие реакции. Поэтому следует проверять ваши выводы, сопоставляя отклики ребенка на свет, звук, прикосновения, касания. Зачем родителям знать о парциальных свойствах нервной системы своего ребенка? Они особенно важны для определения его задатков, дарований, способностей, талантов. У будущего музыканта будет превалировать слуховой анализатор, у будущего художника – зрительный, а у фигуриста – кинестетический, связанный с движениями.

Может ли в процессе взросления ребенка измениться тип его нервной системы и, соответственно, темперамент? Это почти нереально, хотя иногда кажется, что так бывает. Скорее всего, родители просто ошиблись при первичной диагностике темперамента своего малыша и приняли временную слабость нервной системы, связанную с длительной болезнью, например, за свойство темперамента. В ходе взросления изменяется выразительность внешних проявлений, под влиянием внешних воздействий сглаживаются неблагоприятные особенности, в процессе усложнения структуры индивидуальности более четко проявляются взаимосвязи половозрастных и индивидуально-типологических характеристик.

Справедливости ради отметим, что, по мнению глубоко изучавших этот вопрос специалистов, некоторая возможность смены типа нервной системы все-таки допускается. Это происходит под влиянием сильнейших жизненных потрясений, травматических повреждений, сложных инфекций и интоксикаций. Тяжелое инвалидизирующее заболевание может ослаблять работоспособность нервных клеток, повышать истощаемость, инертность, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. В то же время систематические многолетние оздоравливающие и закаливающие процедуры, безусловно, укрепляют нервную систему и способствуют большей уравновешенности, выносливости, переключаемости ребенка.

И хотя в большинстве случаев меланхолик практически всегда останется меланхоликом, а флегматик – флегматиком, в зависимости от возраста внешние проявления темперамента видоизменяются. Так, известно, что при монотонной работе такие врожденные свойства темперамента, как эмоциональность и импульсивность, проявляются у подростков ярче и разнообразнее, чем у младших школьников.

Есть своя специфика и в зависимости от пола детей. Девочки обычно владеют более разнообразными способами внешнего проявления типологических черт, чем мальчики. У них шире диапазон эмоциональных реакций, выше впечатлительность, ниже уравновешенность. Так что флегматик-мальчик и флегматик-девочка не очень похожи. Возможно, поэтому взрослые склонны находить среди девочек больше меланхоликов, а среди мальчиков – холериков.

С возрастом черты темперамента, обусловленные свойствами нервной системы, хотя и претерпевают некоторые изменения, но зачастую в рамках одного и того же типа. Чем младше ребенок, тем выше его возбудимость, чувствительность, впечатлительность, ранимость. Временные нервные связи легко замыкаются и столь же свободно разрушаются, психика истощаема, неустойчива. Поэтому родителям малышей первого-второго года жизни может показаться, что нервная система их дочерей и сыновей близка к слабому типу, что темперамент складывается меланхолический.

Сила процесса возбуждения, обычно небольшая в дошкольном возрасте, проявляется в отвлекаемости внимания вашего ребенка, трудностях сосредоточения. Пониженной работоспособности сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность. Зазвонил телефон, бабушка на кухне включила погромче телевизор, запахло почти готовым пирогом – и ваш сын, который только что с неподдельным интересом учил буквы, просит сделать перерыв, не слушает объяснений, зевает.

Лишь к 7–8 годам сила процесса возбуждения достигает того максимального уровня, который возможен для данного типа темперамента. Начиная с этого возраста больших различий в работоспособности между детьми и взрослыми, относящимися к одному и тому же типу, не отмечается. Истощаемость меланхолика и выносливость флегматика теперь больше зависит не от возраста, а от условий жизнедеятельности или состояния здоровья.

Сила процесса торможения достигает максимума позже, чем сила процесса возбуждения. Умение сдерживать свои реакции, ждать, правильно воспринимать запреты и ограничения в большей мере поддается тренировке, чем сила возбудительного процесса.

Чем раньше и последовательнее вы будете воспитывать у своего ребенка сдержанность, терпеливость, умение подавлять сиюминутные желания, произвольно регулировать поведение, тем больше оснований надеяться, что максимальный уровень процесса торможения будет достигнут еще в подростковом возрасте.

На практике, надо признаться, мы видим нередко и взрослых людей, которые не смогли преодолеть чрезмерную вспыльчивость, импульсивность, оправдывая себя врожденными особенностями. Помните, Городничий в «Ревизоре» Н. В. Гоголя говорит об учителе истории? «Он – ученая голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне».

Уравновешенность нервных процессов складывается окончательно в подростковом возрасте. Большинство детей до 11–13 лет напоминают по своему поведению холериков со всей свойственной им неуравновешенностью, хотя позднее становятся выраженными сангвиниками или меланхоликами.

Преобладание возбуждения над торможением проявляется в столь ценимой взрослыми детской непосредственности, которая может вылиться как в искренность, так и в бестактность. Истинно безудержные дети, которые, повзрослев, останутся холериками, отличаются от сверстников низким контролем над своими высказываниями и поступками, полной зависимостью от обстоятельств. В период, когда возрастная неуравновешенность суммируется с типологической, родителям и воспитателям приходится особенно туго.

Подвижность нервных процессов также устанавливается не сразу, в раннем детстве она сравнительно невелика. Малышам трудно переучиваться, если они уже выучили слова с неправильным ударением или едят, зажав ложку в кулаке. Школьнику быстрое приспособление к изменяющимся требованиям дается легче. Заметим, что в пожилом возрасте подвижность снова падает, бабушки и дедушки не любят перемен обстановки, старательно следуют давно выработанным стереотипам поведения, стабильным, многолетним вкусам и привычкам. Может, поэтому дошкольникам иногда бывает легче найти общий язык с любимой бабушкой, чем с молодыми, энергичными, подвижными родителями?

Название: Детство нервной системы
Скворцов И.А.
Год издания: 1995
Размер: 1.86 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

"Детство нервной системы" под ред., Скворцова И.А., рассматривает вопросы развития нервной системы. Изложены патологические состояния нервной системы в педиатрической практике, возможности фармакотерапии в детской неврологии. Для студентов-медиков, неврологов, педиатров.

Название: Боль в спине.
Подчуфарова Е.В., Яхно Н.Н.
Год издания: 2013
Размер: 4.62 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Боль в спине" рассматривает такой важный медицинский аспект неврологии, как боль в спине. В руководстве рассмотрены эпидемиология боли в спине, факторы риска, морфофункциональные основы боли в... Скачать книгу бесплатно

Название: Неврология. Национальное руководство. Краткое издание.
Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Гехт А.Б.
Год издания: 2018
Размер: 4.29 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Неврология. Национальное руководство. Краткое издание" под редакцией Е.И. Гусева с соавторами рассматривает базовые вопросы неврологии, где рассмотрены неврологические синдромы (болевые, менинг... Скачать книгу бесплатно

Название: Боковой амиотрофический склероз
Завалишин И.А.
Год издания: 2009
Размер: 19.9 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Боковой амиотрофический склероз" под ред., Завалишина И.А., рассматривает актуальные вопросы данной патологии с позиции врача невролога. Изложены вопросы эпидемиологии, этиопатогенеза, клиничес... Скачать книгу бесплатно

Название: Головная боль. Руководство для врачей. 2-е издание.
Табеева Г.Р.
Год издания: 2018
Размер: 6.14 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленное руководство "Головная боль" рассматривает актуальные вопросы темы, освещая такие аспекты цефалгического синдрома, как классификация головной боли, тактика ведения пациентов с головной б... Скачать книгу бесплатно

Название: Мануальная терапия в вертеброневрологии.
Губенко В.П.
Год издания: 2003
Размер: 18.16 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Мануальная терапия в вертеброневрологии" рассматривает общие вопросы мануальной терапии, описана методика мануального обследования, клинико-диагностические аспекты остеохондроза и вертеброгенно... Скачать книгу бесплатно

Название: Неврология для врачей общей практики
Гинсберг Л.
Год издания: 2013
Размер: 11.41 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Неврология для врачей общей практики" под ред., Гинсберга Л., подробно рассматривает неврологическую семиотику и неврологические расстройства в клинической практике. Представ... Скачать книгу бесплатно

Название: Детская поведенческая неврология. Том 2. 2-е издание.
Ньокиктьен Ч., Заваденко Н.Н.
Год издания: 2012
Размер: 1.7 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленная книга "Детская поведенческая неврология. Том 2. 2-е издание" Чарльза Ньокиктьена под редакцией Заваденко Н.Н. является завершающим изданием двухтомника рассматривает развитие и расстрой... Скачать книгу бесплатно

Название: Детская поведенческая неврология. Том 1. 2-е издание.
Ньокиктьен Ч. Заваденко Н.Н.
Год издания: 2012
Размер: 2.51 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленная книга "Детская поведенческая неврология. Том 1. 2-е издание" Чарльза Ньокиктьена под редакцией Заваденко Н.Н. рассматривает такие вопросы, как функциональная нейроанатомия поведения и п...

Здоровье ребенка - это главное для родителей, но чтобы заботиться о здоровье своего малыша необходимо понимать, как протекает развитие всего организма в целом и каждой системы по отдельности. В данной статье мы рассмотрим развитие нервной системы ребенка, а также возможные хорошие и плохие источники влияния на неё.
Организм представляет собой единое целое, где органы и системы связаны между собой и зависят друг от друга. Всю деятельность организма регулирует нервная система, особенно ее высший отдел — кора больших полушарий головного мозга.
Развитие и деятельность мозга, и нервной системы в общем, зависит от условий жизни, от воспитания — решающего фактора. Поэтому стоит обратить на это внимание не только вам как воспитателям, а также бабушкам и дедушкам.
Новорожденный не приспособлен к самостоятельному существованию. Его движения еще не оформлены. Лучше движений развиты слух и зрение. Новорожденный обладает лишь простыми местными рефлексами, как, например, сосание, мигание. Это безусловные (врожденные) рефлексы.
Одновременно с кормлением и уходом за малышом много раз повторяются сопутствующие им обстоятельства: голос матери, определенные положения ребенка и т. д. Благодаря этому через безусловные рефлексы возникают новые, ответные, реакции организма ребенка на различные раздражители. Образуются новые нервные связи, которые носят название условных рефлексов.
В дальнейшем постепенно совершенствуется нервная система ребенка. У него возникает словесное мышление и прогрессирует физическое развитие, устанавливаются связи между речевыми раздражителями и мышечно-двигательными реакциями. С этим связаны проявления осознанных, «активно подражательных» действий ребенка. Такие действия, представляющие высшую условно-рефлекторную деятельность, постепенно совершенствуются под влиянием окружающей среды и воспитания.
Одни условные рефлексы укрепляются и сохраняются на долгие годы, другие угасают, затормаживаются. Образуются и новые условные рефлексы.
Огромное значение в жизни малыша имеет Сознательные движения подчиняются регулирующему влиянию коры больших полушарий. Развитие координации движений связано с торможением ненужных сопутствующих движений.
Таким образом, наряду с овладением нужными движениями происходит и развитие тормозных процессов, которые столь важны для формирования высшей нервной деятельности ребенка.
Среди разнообразных постоянно меняющихся воздействий на нервную систему есть и такие, которые повторяются с определенной последовательностью (например, режимные моменты). При многократном повторении одних воздействий за другими в мозгу возникает длинная цепь условных рефлексов. Для ребенка становится привычным определенный распорядок деятельности, отдыха, сна, приема пищи. Так он приучается соблюдать .

Хорошее состояние нервной системы — залог здоровья крохи, его умственного и нравственного развития.

Необходимо тщательно охранять нервную систему детей.

Правильное развитие детской нервной системы

Что же нужно сделать, чтобы развитие нервной системы малыша протекало должным образом?
Для этого надо, во-первых, заботиться о гигиене их быта. Известно, например, благотворное влияние свежего воздуха на работу головного мозга . В семьях, где установлен , организовано соответствующее , обеспечен положенный ребенку данного возраста спокойный сон (без

Как развивается нервная система новорожденного, что нужно знать родителям о нервной системе грудничка, что является нормой, и когда стоит насторожиться, - мы собрали интересные и важные факты о нервной системе малыша.

Нервная система ребенка начинает формироваться еще в утробе матери. С момента зачатия и до 3-х летнего возраста рефлексы малыша, реакции на окружающий мир и навыки сильно меняются. В первый год жизни мозг новорожденного удваивается по размеру, а к 3-м годам достигает 80% от взрослого объема.

Особенно важно в этот период окружить ребенка заботой и любовью, чтобы у малыша сформировались здоровые нейронные связи и он мог быстро адаптироваться к переменам в окружающем мире.

Развитие нервной системы новорожденного

В материнской утробе эмбрион получает все, что ему нужно. В период созревания зародыша в его мозгу каждую минуту рождается 25 тысяч нервных клеток. Маме важно вести , чтобы у младенца

5 фактов о нервной системе новорожденного:

  1. К концу внутриутробного периода центральная нервная система ребенка полностью сформирована, однако мозг взрослого человека намного сложнее мозга новорожденного.
  2. При нормальном внутриутробном развитии и нормальных родах ребенок рождается хотя и со структурно сформированной, но незрелой нервной системой.
  3. Только после рождения происходит развитие ткани головного мозга. Количество нервных клеток в нем после рождения не увеличивается.
  4. У новорожденного практически сформированы все извилины, но они слабо выражены.
  5. Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг.

Центральная нервная система регулирует деятельность всех органов и систем организма.

Поскольку она еще не зрелая, у новорожденного могут появиться различные проблемы: , нерегулярный стул, беспокойство. По мере созревания нервной системы новорожденного все нормализуется.

Здоровье ребенка после рождения:

Младенцы (от рождения до 1 года) и малыши (в возрасте от 1 до 2 лет) быстро растут.

Физическое развитие в младенчестве и детстве, подразумевает изменения в теле и работе внутренних органов, развитие рефлексов, двигательных навыков, ощущений. Ребенок знакомится с окружающим миром, изучает себя, получает новый опыт.

Первые 4 недели жизни называются неонатальным периодом или периодом новорожденности.

Он начинается с момента обрезания пуповины и длится 28 дней. Делится на ранний неонатальный (первые 7 дней жизни младенца) и поздний неонатальный период (длится с 8-го по 28-й день).

В педиатрии ранний неонтальный период считается критичным в жизни новорожденного. Организм адаптируется к окружающей среде - ребенок учится сам дышать, в кишечном тракте появляются микроорганизмы для переваривания пищи, тело и органы приспосабливаются к новым условиям терморегуляции.

В первые 7 дней жизни младенец много . Нервная система еще незрелая, поэтому процессы возбуждения практически незаметны.

В раннем неонтальном периоде у малыша могут наблюдаться следующие проблемы со здоровьем:

  • эритема, которая в виде высыпа6ний и покраснений на коже
  • половой или гормональный криз
  • транзиторная лихорадка проявляется в виде повышенной температуры, которая может держаться от 3 часов до нескольких дней.

У новорожденных появление подобных состояний считается естественным явлением, однако младенец должен находится под наблюдением врачей.

В позднем неонатальном периоде организм ребенка продолжает адаптироваться к изменениям. Пассивный иммунитет, который был сформирован еще в утробе благодаря антителам из материнского организма, защищает младенца от инфекций.

Важно в этот период создать спокойную атмосферу в доме и комфортные условия для ребенка, чтобы он набирал вес, а нервная система продолжала развиваться.

Развитие мозга плода и новорожденных также происходит быстро. Сначала развиваются нижние или подкорковые области мозга (ответственные за основные жизненные функции, такие как дыхание), затем развиваются области коры, ответственные за мышление и планирование.

Большинство изменений в мозге ребенка происходит после рождения.

При рождении мозг новорожденного весит всего 25% от мозга взрослого мозга.

К концу второго года мозг весит около 80%.

К половому созреванию, мозг весит почти 100 % от взрослого мозга.

Рефлексы новорожденных

Что умеет делать грудничок до года

  • Примерно через месяц после рождения младенец может подымать подбородок, когда они лежат на животе.
  • В течение 2-го месяца младенцы могут поднимать грудную клетку с той же позиции, в которой они лежат.
  • К 4-му месяцу младенцы могут подымать погремушки, а также сидеть с поддержкой.
  • К 5-му месяцу младенцы могут переворачиваться.
  • К 8-му месяцу младенцы могут сидеть без посторонней помощи.
  • Примерно через 10 месяцев малыши могут стоять, держась за объект для поддержки.

Разумеется, подобные критерии являются ориентировочными. Темпы физического и двигательного развития различаются у детей в зависимости от ряда факторов.

Как новорожденный воспринимает мир

Здоровые младенцы реагируют на сенсорную информацию, которая поступает из внешнего мира. Новорожденные близоруки, но острота зрения развивается быстро.

Хотя детское зрение не такое четкое, как взрослое, они реагируют на образы с самого рождения.

Младенцев особенно привлекают контрастные предметы светло-темных оттенков. Человеческое лицо также вызывает интерес. Новорожденные даже различают счастливые и грустные выражения.

Как развивается зрение ребенка в первый год жизни (видео)

Новорожденные также могут реагировать на вкусы, запахи и звуки, особенно на звук человеческого голоса. С рождения ребенок знает голос своей матери и узнает звуки историй, если она читала книги вслух, пока он еще был в утробе.

Полагаясь на зрение, запахи и звуки, ребенок с первых дней отличает родителей от других людей. Младенческие сенсорные способности значительно улучшаются в течение первого года.

Как научить новорожденного разным навыкам

Обучение - это процесс, который приводит к постоянным изменениям поведения, основанным на опыте. Младенцы учатся разными способами.

Чаще всего, процесс обучения выглядит как применение вознаграждений и/ или наказаний. Подкрепления закрепляет желаемое поведение, в то время как отрицательное подкрепление показывает, какая реакция нежелательна.

Например, ребенок, который видит, что улыбка привлекает родительское внимание, больше улыбается своим родителям.

В основном, новорожденные учатся с помощью наблюдения и подражания другим.

Например младенец учится хлопать, наблюдая и подражая старшему брату. Эта форма обучения является самым быстрым и естественным способом, с помощью которого дети приобретают новые навыки.

Неврная система грудничка: когда стоит насторожиться

Нервная система ребенка очень пластична и обладает феноменальной способностью к восстановлению - бывает, что настораживающие симптомы, обнаруженные врачом в первые дни жизни младенца, в дальнейшем бесследно исчезают.

Плохое питание, гигиена и халатное медицинское обслуживание угрожают здоровому развитию ребенка.

Родителям стоит позаботиться о полноценном питании новорожденного (отдается предпочтение грудному вскармливанию), соблюдении правил гигиены грудничка и, при необходимости, получении адекватной медицинской помощи.

Например, надлежащая вакцинация имеет решающее значение для предотвращения таких заразных заболеваний, как , и .

Страница 2 из 12

Нервная система регулирует физиологические функции организма в соответствии с меняющимися внешними условиями и поддерживает определенное постоянство его внутренней среды на уровне, обеспечивающем жизнедеятельность. И понимание принципов ее функционирования основывается на знании возрастного развития структур и функций мозга. В жизни ребенка постоянное усложнение форм нервной деятельности направлено на формирование все более сложной адаптационной способности организма, соответствующей условиям окружающей социальной и природной среды.
Таким образом, адаптационные возможности растущего человеческого организма определяются уровнем возрастной организации его нервной системы. Чем она проще, тем примитивнее ее ответы, сводящиеся к простым защитным реакциям. Но с усложнением строения нервной системы, когда более дифференцированным становится анализ воздействий среды, сложнее становится и поведение ребенка, повышается уровень его адаптации.

Как "созревает" нервная система

В материнской утробе эмбрион получает все, что ему необходимо, защищен от любых невзгод. И в период созревания зародыша в его мозгу каждую минуту рождается 25 тысяч нервных клеток (механизм этого удивительного процесса неясен, хотя понятно, что реализуется генетическая программа). Клетки делятся и формируют органы, в то время как растущий плод плавает в околоплодной жидкости. И через материнскую плаценту он непрерывно, без всяких усилий получает пищу, кислород, тем же путем выводятся из его организма шлаки.
Нервная система плода начинает развиваться из наружного зародышевого листка, из которого вначале образуется нервная пластинка, желобок, и затем нервная трубка. На третьей неделе из нее формируются три первичных мозговых пузыря, два из которых (передний и задний) еще раз делятся, в результате чего формируется пять мозговых пузырей. Из каждого мозгового пузыря в последующем развиваются различные отделы головного мозга.
Дальнейшее разделение происходит во время внутриутробного развития. Образуются основные части центральной нервной системы: полушария, подкорковые ядра, ствол, мозжечок и спинной мозг: дифференцируются основные борозды коры больших полушарий; становится заметным преобладание высших отделов нервной системы над низшими.
По мере развития плода многие его органы и системы проводят своего рода «генеральную репетицию» еще до того, как их функции становятся действительно необходимыми. Так, например, возникают сокращения сердечной мышцы, когда еще нет крови и необходимости ее перекачивать; появляется перистальтика желудка и кишечника, выделяется желудочный сок, хотя пищи еще как таковой нет; в полной темноте открываются и закрываются глаза; двигаются ручки и ножки, что доставляет матери неописуемую радость от ощущении зарождающейся в ней жизни; за несколько недель до рождения у плода даже появляются дыхательные движения при отсутствии воздуха, которым можно дышать.
К концу внутриутробного периода общая конструкция центральной нервной системы достигает почти полного развития, однако мозг взрослого человека намного сложнее мозга новорожденного.

Развитие мозга человека: А, Б - на стадии мозговых пузырей (1 - конечный; 2 промежуточный; 3 - средний, 4 - перешеек; 5 - задний; 6 - продолговатый); В - мозг эмбриона (4,5 месяца); Г - новорожденного; Д - взрослого человека

Головной мозг новорожденного составляет примерно 1/8 массы тела и весит в среднем около 400 граммов (у мальчиков несколько больше). К 9 месяцам масса мозга удваивается, к 3 году жизни утраивается, а в 5-летнем возрасте головной мозг составляет 1/13 - 1/14 массы тела, к 20 годам - 1/40. Наиболее выраженные топографические изменения в различных отделах растущего головного мозга происходят в первые 5-6 лет жизни и заканчиваются только к 15-16 годам.
Ранее считалось, что к моменту рождения нервная система ребенка имеет полный набор нейронов (нервных клеток) и развивается лишь за счет усложнения связей между ними. Теперь известно, что в некоторых образованиях височной доли полушарий и мозжечка до 80-90 % нейронов образуются только после рождения с интенсивностью, зависящей от притока сенсорной информации (от органов чувств) из внешней среды.
В головном мозге очень высока активность, обменных процессов. До 20 % всей крови, направляемой сердцем в артерии большого круга кровообращения, протекает через головной мозг, потребляющий пятую часть поглощаемого организмом кислорода. Высокая скорость кровотока в мозговых сосудах и насыщенность его кислородом необходимы прежде всего для жизнедеятельности клеток нервной системы. В отличие от клеток других тканей, нервная клетка не содержит никаких энергетических запасов: поставляемые с кровью кислород и питание расходуются почти мгновенно. И любая задержка в их доставке грозит опасностью, при прекращении подачи кислорода всего на 7-8 минут нервные клетки гибнут. В среднем необходим приток 50-60 мл крови на 100 г. мозгового вещества в одну минуту.


Пропорции костей черепа новорожденного и взрослого

Соответственно увеличению массы мозга существенные изменения происходят в пропорциях костей черепа точно так же, как и меняется пропорция частей тела в процессе роста. Череп новорожденных окончательно не сформирован, а его швы и роднички могут быть еще открыты. В большинстве случаев к рождению остается открытым отверстие ромбовидной формы на стыке лобных и теменных костей (большой родничок), которое обычно закрывается только к году, череп ребенка активно растет, при этом голова увеличивается в окружности.
Наиболее интенсивно происходит это в первые три месяца жизни: голова увеличивается в окружности на 5-6 см. Позже темп замедляется, и к году она увеличивается в общей сложности на 10-12 см. Обычно у новорожденного (с массой 3-3,5 кг) окружность головы составляет 35-36 см, достигая к одному году 46-47 см. Далее рост головы еще более замедляется (не превышает 0,5 см в год). Чрезмерный рост головы, как и заметное его отставание, указывает на возможность развития патологических явлений (в частности, гидроцефалия или микроцефалия).
С возрастом претерпевает изменения и спинной мозг, длина которого у новорожденного составляет в среднем около 14 см и удваивается к 10 годам. В отличие от головного спинной мозг новорожденного имеет более совершенное в функциональном отношении, законченное морфологическое строение, почти полностью занимая пространство позвоночного канала. С развитием позвонков рост спинного мозга замедляется.
Таким образом, и при нормальном внутриутробном развитии, нормальных родах ребенок рождается хотя и со структурно сформированной, но незрелой нервной системой.

Что дают организму рефлексы?

Деятельность нервной системы в основе своей - рефлекторная. Под рефлексом понимают ответную реакцию на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма. Для реализации ее необходим рецептор с воспринимающим раздражение чувствительным нейроном. Ответ нервной системы приходит в конечном счете к двигательному нейрону, рефлекторно реагирующему, побуждая к деятельности или «тормозя» иннервируемый им орган, мышцу. Такая простейшая цепочка называется рефлекторной дугой, и только при ее сохранности может реализоваться рефлекс.
В качестве примера можно привести реакцию новорожденного на легкое штриховое раздражение угла рта, в ответ на которое ребенок поворачивает голову к источнику раздражения и открывает рот. Дуга этого рефлекса, конечно, более сложная, чем, например, коленного рефлекса, но суть та же: в ответ на раздражение рефлексогенной зоны у ребенка появляются поисковые движения головой и готовность к сосанию.
Различают простые рефлексы и сложные. Как видно из примера, поисковый и сосательный рефлексы относятся к сложным, а коленный - к простым. При этом врожденные (безусловные) рефлексы, особенно в период новорожденности, носят характер автоматизмов, преимущественно в виде пищевых, защитных и познотонических реакций. Такие рефлексы у человека обеспечиваются на различных «этажах» нервной системы, поэтому и различают рефлексы спинальные, стволовые, мозжечковые, подкорковые и корковые. У новорожденного ребенка, с учетом неодинаковой степени зрелости отделов нервной системы, преобладают рефлексы спинальных и стволовых автоматизмов.
В ходе индивидуального развития и накопления новых навыков за счет выработки новых временных связей с обязательным участием высших отделов нервной системы образуются условные рефлексы. Большим полушариям головного мозга принадлежит особая роль в формировании условных рефлексов,образующихся на основе врожденных связей в нервной системе. Поэтому безусловные рефлексы существуют не только сами по себе, но постоянным компонентом входят во все условные рефлексы и сложнейшие акты жизнедеятельности.
Если присмотреться к новорожденному, то обращает на себя внимание беспорядочный характер движений его рук, ног, головы. Восприятие раздражения, например на ноге, холодового или болевого дает не изолированное отдергивание ноги, а общую (генерализованную) двигательную реакцию возбуждения. Созревание структуры всегда выражается в совершенствовании функции. Наиболее заметно это на становлении движений.
Примечательно, что первые движения у плода трехнедельного возраста (длина 4 мм) связаны с сердечными сокращениями. Двигательная реакция в ответ на раздражение кожи появляется со второго месяца внутриутробной жизни, когда формируются нервные элементы спинного мозга, необходимые для рефлекторной деятельности. В возрасте трех с половиной месяцев у плода можно обнаружить большинство физиологических рефлексов, наблюдаемых у новорожденных, за исключением крика, хватательного рефлекса и дыхания. С ростом плода и увеличением его массы большим становится и объем спонтанных движений, в чем легко можно убедиться, вызывая движения плода осторожным постукиванием по животу матери.
В развитии двигательной активности ребенка прослеживаются две взаимосвязанные закономерности: усложнение функций и угасание целого ряда простых безусловных, врожденных рефлексов, которые, конечно, не исчезают, а используются в новых, более сложных движениях. Задержание или же позднее угасание таких рефлексов свидетельствует об отставании в двигательном развитии.
Двигательной активности новорожденного и ребенка первых месяцев жизни присущи автоматизмы (наборы автоматических движений, безусловных рефлексов). С возрастом на смену автоматизмам приходят более осознанные движения или навыки.

Почему нужны двигательные автоматизмы?

Основные рефлексы двигательного автоматизма - пищевые, защитные спинальные, тонические рефлексы положения.

Пищевые двигательные автоматизмы обеспечивают ребенку способность к сосанию и поиску источника пищи для него. Сохранность этих рефлексов у новорожденного указывает на нормальную функцию нервной системы. Проявление их заключается в следующем.
При надавливании на ладошку ребенок открывает рот, поворачивает или сгибает голову. Если нанести легкий удар кончиками пальцев или деревянной палочкой по губам, в ответ они вытягиваются в трубочку (поэтому рефлекс называют хоботковым). При поглаживании в углу рта у ребенка возникает поисковый рефлекс: он поворачивает голову в ту же сторону и открывает рот. Сосательный рефлекс является основным в этой группе (характеризуется сосательными движениями при попадании в рот соски, соска груди, пальца).
Если первые три рефлекса в норме исчезают к 3-4 месяцам жизни, то сосательный - к одному году. Наиболее активно эти рефлексы выражены у ребенка до кормления, когда он голоден; после еды они могут несколько угасать, так как сытый ребенок успокаивается.

Спинальные двигательные автоматизмы появляются у ребенка с рождения и сохраняются на протяжении первых 3-4 месяцев и затем угасают.
Самым простым из этих рефлексов является защитный: если положить ребенка на живот лицом вниз, он быстро повернет голову в сторону, облегчая себе дыхание через нос и рот. Суть другого рефлекса в том, что в положении на животе ребенок совершает ползающие движения, если к подошвам ног подставить опору (например, ладонь). Поэтому невнимательное отношение родителей к этому автоматизму может закончиться печально, так как ребенок, оставленный без присмотра матерью на столе, может, упираясь ногами обо что-нибудь, столкнуть себя на пол.


Проверим рефлексы: 1 - ладонно-ротовой; 2 - хоботковый; 3 - поисковый; 4 - сосательный

Умиление родителей вызывает способность крошечного человечка опираться на ножки и даже ходить. Это рефлексы опоры и автоматической ходьбы. Чтобы проверить их, следует поднять ребенка, удерживая его под ручки, и поставить на опору. Почувствовав подошвами ног поверхность, ребенок выпрямит ножки и упрется в стол. Если его слегка наклонить вперед, он сделает рефлекторный шаг одной, а затем другой ногой.
У ребенка с рождения хорошо выражен хватательный рефлекс: способность хорошо удерживать пальцы взрослого, вложенные в его ладошку. Сила, с которой он схватывает, достаточна для того, чтобы удержать себя, и его можно приподнять вверх. Хватательный рефлекс у новорожденных обезьян позволяет детенышам удерживать себя на теле матери при ее передвижении.
Иногда беспокойство родителей вызывает разбрасывание ручек ребенка при различных манипуляциях с ним. Подобные реакции обычно связаны с проявлением безусловного рефлекса обхватывания. Вызываться он может любым раздражителем достаточной силы: похлопыванием по поверхности, на которой ребенок лежит, приподниманием разогнутых ног над столом или быстрым разгибанием ножек. В ответ на это малыш разводит ручки в стороны и открывает кулачки, а затем опять возвращает их в исходное положение. При повышенной возбудимости ребенка рефлекс усиливается, вызываясь такими раздражителями, как звук, свет, простое прикосновение или пеленание. Угасает рефлекс после 4-5 месяцев.

Тонические рефлексы положения. У новорожденных и детей первых месяцев жизни проявляются рефлекторные двигательные автоматизмы, связанные с изменением положения головы.
Например, поворот ее в сторону приводит к перераспределению мышечного тонуса в конечностях так, что ручка и ножка, к которым повернуто лицо, разгибаются, а противоположные сгибаются. В этом случае движения в руках и ногах носят асимметричный характер. При сгибании головы к груди тонус в руках и ногах симметрично повышается и приводит их к сгибанию. Если голову ребенка разогнуть, то ручки и ножки тоже разогнуться за счет повышения тонуса в разгибателях.
С возрастом, на 2-м месяце, у ребенка формируется способность к удержанию головы, а после 5-6 месяцев он может поворачиваться со спины на живот и наоборот, а также удерживать позу «ласточки», если его поддерживать (под живот) рукой.


Проверим рефлексы: 1 - защитный; 2 - ползания; 3 - опоры и автоматической ходьбы; 4 - хватательный; 5 - удержания; 6 - обхватывания

В развитии двигательных функций у ребенка прослеживается нисходящий тип становления движении, то есть вначале движения головы (в виде ее вертикальной постановки), затем ребенок формирует опорную функцию рук. При перевороте со спины на живот вначале поворачивается голова, далее плечевой пояс и затем уже туловище и ноги. Позже всего ребенок осваивает движения ногами - опора и ходьба.


Проверим рефлексы: 1 - асимметричный шейный тонический; 2 - симметричный шейный тонический; 3 - удержания головы и ног в позе «ласточка»

Когда в возрасте 3-4 месяцев ребенок, до этого умевший при поддержке хорошо опираться на ноги и делать шаговые движения, вдруг теряет эту способность, беспокойство родителей заставляет их обращаться к врачу. Страхи часто бывают необоснованными: в этом возрасте рефлекторные реакции опоры и шаговый рефлекс исчезают и сменяются развитием навыков вертикального стояния и ходьбы (к 4-5 месяцам жизни). Вот как выглядит «программа» освоения на протяжении первых полутора лет жизни движений ребенком. Двигательное развитие обеспечивает способность к удержанию головы к 1 -1,5 месяца, целенаправленные движения рук - к 3-4 месяцам. Около 5-6 месяцев ребенок хорошо сжимает предметы в руке и удерживает их, может сидеть и у него появляется готовность к стоянию. В 9- 10 месяцев он уже начнет стоять с опорой, а в 11 -12 месяцев может передвигаться с посторонней помощью и самостоятельно. Неуверенная вначале походка делается все более устойчивой, и к 15-16 месяцам ребенок уже редко падает во время ходьбы.



Загрузка...