paradisemc.ru

Проект: "Успешная адаптация"

Кубашова Нина Викторовна



Проект

Проект

по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

«Я хочу в ясли

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг.

От новорожденного до меня страшное расстояние».

Лев Толстой

Выполнила воспитатель

1 мл. гр. А.

Кубашова Нина Викторовна.

Владикавказ2018г.

Введение

Актуальность проекта . Поступление ребенка в ясли вызывает , как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей .

Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст , поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишневозбуждаться. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональноенеблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с роднымипротекают очень бурно, экзальтированно : малыш не отпускает от себяродителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые словаусваиваются с трудом.

Данной проблемой занимались такие ученые как : Н. М. Аксарина, К. Ю. Белая, К. Л. Печора, так же исследователи Н. Д. Ватутина, А. И. Захарова, Е. О. Севостьянова, Р. В. Тонкова-Ямпольская и другие.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям . Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность , т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс) . При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования) . С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В. С. Мухина.

Адаптационный проект «Я хочу в ясли для детей раннего возраста с 1 ,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста . В результате осуществления проекта задействованы педагог-психолог, воспитатели групп младшего возраста , родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта , помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности . Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием . Длительность этого проекта составляет 4 месяца , половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра , в основе проекта лежат игровые упражнения

Цель :

создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада .

Задачи :

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду ;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения;

Работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада ; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей ; повышение коммуникабельности между родителями.

Тип проекта : социальный.

Участники проекта :

Педагог-психолог –Купеева Магорита.

Воспитатели ясельной группы-Кубашова Нина Викторовна,

Цопанова Фатима.

Музыкальный руководитель –.

Медицинский работник-Гаглоева Лали.

Дети и родители детей ясельной группы А

Вид проекта : долгосрочный

Сроки реализации : Сентябрь – декабрь 2018г. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад ; заболеваемость/посещаемость.

Ожидаемый результат данного проекта – это успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада .

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду .

Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей , совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития .

Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Реализация проекта .

Подготовительный этап

1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

2. Разработка конспектов адаптационных занятий , совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

3. Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста ;

4. Разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги» ;

5. Разработка анкет для родителей;

6. Составление плана работы с детьми и родителями.

7. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.

Основной этап.

1. Заполнение адаптационных листов .

2. Знакомство детей с детским садом , друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.

3. Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций.

Завершающий этап.

1. Анализ адаптационных карт , определение уровня адаптации детей .

2. Подведение итогов адаптации на родительском собрании и педсовете в виде презентации и отчета.

Формы работы с родителями :

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации .

2. Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду ;

4. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста , рекомендуемых развивающих игр.

Формы работы с педагогами :

2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ

3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;

5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий : методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

План проекта

Сентябрь

Знакомство

детей с детским садом , друг с другом. - Заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

Знакомство-беседа с родителями и ребенком.

Знакомство с группой, игрушками.

Организационное родительское собрание;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ» ;

Индивидуальный журнал ребенка;

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада » ;

Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду » ;

Заполнение адаптационных листов .

Художественная литература : Чтение потешек

Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка» .

3. Потешка «Божья коровка» .

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер» .

6. Игра «Божья коровка и воробей» .

7. Релаксация.

- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей) ;

Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста (перечень) ;

- Игровая деятельность : «Ласковое имя» ; «Сороконожка» ; массажи : «Грибной дождь» ; БАТ «Ежик» Заведующая

Октябрь - Консультация «Растим малыша здоровым» ;

Мини-лекция «Детская истерика » ;

Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой» ;

«Божья коровка» ;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы» ;

Занятие «Листопад»

1. Приветствие.

2. Игра «Топ-топ»

3. Игра «Дождик и солнышко»

4. Стихотворение «Листопад, листопад»

5. Потешка «по ровненькой дорожке»

6. Релаксация

Занятие «Мячики»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч» .

3. Игра «Прятки с мячом»

4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»

5. Игра «Наш мячик»

6. Релаксация «Мячики отдыхают» ;

- Игровая деятельность : «Зайка серенький сидит» , «Солнце и дождик» ; массаж БАТ «Считалка для мышки» ; пальчиковая игра «Пальчики» воспитатели

Развитие культурно-гигиенических навыков. - Приучение детей к самообслуживанию : показывать, как одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки.

Игры-занятия : «Уложим куклу Катю спать» , «Оденем куклу на прогулку» , «Научим куклу раздеваться»

Музыкальное развлечение с родителями «Праздник Осени» ;

Занятие «Мыльные пузыри»

1. Приветствие.

2. Игра «Поймай пузырь» .

3. Песенка «Ладушки - ладошки»

4. Игра «Надувайся пузырь»

5. Релаксация «Пузырьки»

6. Игра «Полетаем на пузыре»

Занятие «Непослушные мышата»

1. Приветствие.

2. Игра «Наоборот»

3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

4. Игра «Мышки и часы»

5. Упражнение «Это- папа – мышь…»

6. Релаксация «Мышки отдыхают» ;

- Игровая деятельность : «Ладонь на ладонь» ; «Пропавший малыш» ; массаж БАТ «Мишка»

Декабрь - Курсы для родителей по основам детской психологии и педагогики в ясельной группе.

Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна» ;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы :

- Игровая деятельность : «Солнышко» , «Колокольчик» ;

Занятие «Зайка»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мы слепили снежный ком»

3. Потешка «Зайка серенький сидит»

4. Игра «Лиса и заяц»

5. Игра «Найди морковку»

6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»

Занятие «Новый год»

1. Приветствие Деда Мороза.

2. Рифмовка «В нашей группе»

3. Стихотворение «Ель»

4. Игра «Заморозь»

5. Потешка «Пальчики у нас попляшут»

6. Потешка «Прыгай, прыгай веселей» ;

Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!»

Диагностика адаптации к ДОУ .

Список литературы :

пособие. – Воронеж : Учитель, 2004.

2. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) . – М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1 ,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Павлова С. В., Савинцева Е. А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста . Детский клуб «Умка» . – Учебно-методическое пособие. – М.:

5. Педагогическое общество России, 2010. – 80с.

6. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр» , 2012. – 72с.

7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста . – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 56с.

Наталья Шиловская
Педагогический проект. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ

Вид проекта краткосрочный

Тип проекта педагогический .

Участники проекта : воспитатели, педагог психолог , муз. руководитель, методист, заведующая, родители.

Сроки проекта : 2 месяца (сентябрь, октябрь) .

Проблема

Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе педагогов и родителей . Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей . Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста , является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей . Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо взаимодействие как педагогов и специалистов детского сада, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Поэтому в период адаптации к детскому саду , важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Актуальность

Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста .

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений :

Строгий режим дня; - отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

Новые требования к поведению; - постоянный контакт со сверстниками;

Новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

Другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е адаптироваться . Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей , - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Цель проекта : - создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

Задачи :

1. Привлечь внимание родителей к периоду адаптации ребенка к условиям ДОУ, вызвать желание участвовать в совместной работе с педагогами адаптации к условиям ДОУ .

2. Формировать знания о специфике развития ребенка раннего возраста и особенностях адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ .

3. Обеспечить включнность родителей в процесс совместной с педагогами деятельности , направленной на помощь ребенку в адаптации к условиям ДОУ .

4. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ .

Гипотеза : если во взаимодействие с семьями детей раннего возраста вести предварительную работу перед поступлением детей в детский сад (путём консультирования, родительских собраний, знакомства с режимом детского сада, использованием игр и мероприятий по сближению детей друг с другом и взрослыми в период адаптации , то адаптация к условиям детского сада пройдёт в короткие сроки, достаточно легко, не нанося вреда здоровью ребёнка.

Этапы проекта :

1 этап Подготовительный этап

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

Заключение договора с родителями;

Организационное родительское собрание по теме «Адаптация детей в ДОУ » ;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ» ;

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада» ;

Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду» ;

Создание методического обеспечения;

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

Разработка конспектов адаптационных занятий , совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

Разработка анкет для родителей;

Создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;

Помещение информации в родительский уголок.

На данном этапе ожидается сформировать доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.

Сентябрь

Сентябрь

Воспитатели

Методист

Заведующая

Воспитатели

Педагог психолог

Воспитатели

Воспитатели

методист

2этап Основной :

Знакомство с семьей;

Ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

- информационная деятельность :

Организованные тематические встречи;

Беседы с родителями.

Индивидуальные беседы и консультации с родителями :

- практическая деятельность :

Совместные праздники, развлечения;

Работа с родителями :

педагогической .

педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

адаптации

возраста

Работа с педагогами :

адаптации детей к ДОУ .

3. Информирование педагогов технологий

педагогов с вновь поступающими детьми.

возраста ; обучение педагогов

На данном этапе ожидается Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей .

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Воспитатели

Заведующая

Методист

Педагог психолог .

Муз. руководитель

Педагог психолог

Воспитатели

Воспитатели

Педагог психолог

Методист

Методист

Педагог психолог

Методист

Педагог психолог

3 этап Заключительный

Задачи работы с родителями :

1. Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.

2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги.

3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.

Задачи работы с педагогами :

1. Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей .

2. Развивать профессиональные компетенции, профессионально - личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.

На данном этапе ожидается :

Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с родителями.

Воспитатели

Методист

Педагог психолог

Методист

Педагог психолог

Предполагаемый продукт проекта .

Работа с родителями.

1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого - педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации .

2. Круглые столы, семинары - практикумы, родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители.

3. Подбор специальной психолого - педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой.

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста , рекомендуемых развивающих игр.

6. Презентация по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ » .

Работа с педагогами .

2. Круглые столы, семинары - практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ .

3. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий : методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.

6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения, формирование гуманистической позиции в общении с детьми младшего возраста ; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.

Ожидаемый результат :

1. Сформированное доброжелательное отношение родителей к группе, которую будет посещать ребенок.

2. Просвещение родителей с целью формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей .

3. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации , воспитания и развития детей .

4. Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

5. Активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей .

На сроки проекта могут повлиять следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка, и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость, посещаемость, недостаточная заинтересованность, и активность родителей в педагогическом процессе ; невозможность родителей активно принимать участие в мероприятиях, организуемых ДОУ, из за сильной загруженности.

Сопровождение адаптации детей к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов детского сада при обязательной поддержке родителей и включает следующие направления деятельности : психологическую и педагогическую диагностику , консультирование, методическую и организационную работу. По моему мнению, педагог – профессионал должен владеть целым арсеналом приемов, позволяющих тормозить негативные эмоции малыша в период адаптации , педагог должен уметь проектировать взаимодействие с родителями своих воспитанников, давать необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил. В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование (см. приложение, папки-передвижки, консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания. Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого педагога , который, несомненно, должен любить детей , быть внимательным, отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в ДОУ : родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода , показателями адаптации и т . д. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша и активно взаимодействовать с детским садом, помогая сделать адаптацию ребенка максимально безболезненной.

От того, как прошло детство, кто вл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

ГБОУ Школа №1375 ДО №6 г. Москва.

Проект направлен на адаптацию детей 2-4 лет

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста

Актуальность

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:

— строгий режим дня;

— отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

— новые требования к поведению;

— постоянный контакт со сверстниками;

— новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

— другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.

Общая задача нас, воспитателей и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМЫ:

— знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;

подготовительная работа в семье;

— выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.

Цель проекта:

— создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

— сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.

Задачи:

— Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

— Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

— Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Методы:

— Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации) ;

— Анкетирование (родителей) ;

— Наблюдения;

— Беседа;

— Продукты совместной деятельности детей и родителей.

Основные направления проекта:

— Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

— Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.

— Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

— безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

— позитивное развитие отношений в детском коллективе;

— повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

— снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

— вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

Формы работы с детьми:

— элементы телесной терапии (обнять, погладить) ;

— исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

— релаксационные игры (песок, вода) ;

— сказкотерапия;

— игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

— культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

— предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

— постепенное заполнение группы;

— гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

— информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

— наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный (организационный):

— создание методического обеспечения;

— создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГТ в группе;

— помещение информации в родительский уголок.

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):

— знакомство с семьей;

— ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

— информационная деятельность:

— организованные тематические встречи;

— беседы с родителями.

— практическая деятельность:

— совместные праздники, развлечения;

— работа с детьми;

— итог проекта. Совместный праздник с детьми и родителями «День рождения группы».

3этап. Заключительный (результативность):

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:

— знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):

— установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

— ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:

— приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

— приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

— ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;

— ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей):

— ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

— ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

— ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

— ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей 2-4 лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Для самостоятельной активности детей были подготовлены центры развития:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • книжный уголок;
  • уголок сенсомоторного развития;
  • уголок настольно-печатных игр;
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровая зона (с игрушками, строительным материалом).

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

На дальнейшем этапе реализации проекта велась работа на установление доверительных отношений с детьми, создание благоприятной психологической атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения. Эта задача осуществлялась с помощью комплекса следующих мероприятий (табл.1):

Табл.1 Организация мероприятий, направленных на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком.

№ недели

Дни недели

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Понедельник 1. «Вместе весело шагать…»- беседа о группе, знакомство с групповыми атрибутами

2.Игра «Полянка настроения»

3.«Обнималки» телесная терапия

1.Игра «Бабочки на лугу»

2.Сказкотерапия

4.«Обнималки»

1.Игра «Полянка настроения»

2.Сказкотерапия

3.«Солнечный зайчик» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» релаксационное упражнение

1.Игра «Салют»

2.Сказкотерапия

3.«Цветок» релаксационное упражнение

Вторник 1.Игра «Колючий ёжик»

2.Сказкотерапия

3.«Воздушные шарики» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1.Игра «Храбрые лягушата»

2.Сказкотерапия

3.«Тепло-холодно» релаксационное упражнение

2.Сказкотерапия

3.«Пчелка» релаксационное упражнение

4.«Обнималки»

телесная терапия

1.Игра «Бабочки

2.Сказкотерапия

3.«Воздушные

шарики» релакса-

ционное упражне-

4.«Обнималки»

телесная терапия

Среда 1.Игра «Что нам подскажут наши пальчики»

2.Сказкотерапия

3.«Облака» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия.

1.Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

2.Сказкотерапия

4.«Обнималки» телесная терапия

2.Сказкотерапия

3.«Бабочка» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1.Упражнение

«Дышим животиком»

2.Сказкотерапия

3.«Облака»релак-

сационное

упражнение

4.«Обнималки»

телесная

Четверг 1.Игра «Легкое перышко»

2.Сказкотерапия

3.«Лентяи» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1.Игра «Разговор с игрушкой»

2.Сказкотерапия

3.«Солнышко и тучка» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1.Игра «Храбрые лягушата»

2.Сказкотерапия

3.«Птички» релаксационное упражнение

4.«Обнималки»

телесная терапия

1.Игра «Полянка настроения»

2.Сказкотерапия

3.«Лентяи» релак

сационное упраж

4.«Обнималки» телесная терапия

Пятница 1.Упражнение «Дышим животиком»

2.Сказкотерапия

3.«Водопад» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1.Игра «Дом счастливого ребенка»

2.Сказкотерапия

3.«Улыбка» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1. Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

2.Сказкотерапия

3.«Сосулька»

релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1.Игра «Легкое перышко»

2.Сказкотерапия

3.«Водопад» ре

лаксационное

упражнение

4.«Обнималки»

телесная

терапияы

Итоги проекта

В ходе реализации проекта «Я иду в детский сад» были получены следующие результаты:

  • Успешное прохождение детьми адаптационного периода;
  • Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей;
  • Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс;
  • Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
  • Создана картотека игр в адаптационный период для детей 2-4 лет.

Литература

  1. ГризикТ. И., Глушкова Г. В., ДороноваТ. Н., Маслий С. Ю., Соловьева Е. В., ТарловскийН. Ф., Хайлова Е. Г., Якобсон С. Г. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет «Радуга»: методические рекомендации для воспитателей. -М. : Просвещение, 2010.
  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  3. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. – М. :Просвещение, 2007.
  4. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Медицина, 2007.
  5. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. – М. : Владас, 2007.
  6. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М. : Учитель, 2006.
  7. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М. : Просвещение, 2003.
  8. Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова Н. М. и др. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 1981.
  9. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. – Дошкольное воспитание №8, 2001.
  10. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. — Дошкольное воспитание №8, 2005., голосо

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

«Адаптация без слез».

Подготовил:

Педагог – психолог

Богнюкова М.Н.

Пояснительная записка.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1,5-2 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проекте включены элементы психогимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессов.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.

Цель : создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и их родителей к условиям детского сада.

Задачи:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  • работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.

Участники проекта: педагог – психолог, воспитатель, дети, родители.

Срок реализации проекта: краткосрочный (3 месяца). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Работа с родителями:

  • Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети.
  • Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
  • «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
  • Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр

Работа с педагогами:

  • Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
  • Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
  • Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
  • Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

Работа с детьми:

  • Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня.
  • Развитие культурно-гигиенических навыков.
  • Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
  • Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
  • Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического развития.

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической службой ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса.

План проекта

период

ответственные

Июнь

Заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

Организационное родительское собрание;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

Анкета для родителей (социальная);

Индивидуальный журнал ребенка;

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

- Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка».

3. Потешка «Божья коровка».

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер».

6. Игра «Божья коровка и воробей».

Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик»

Заведующая

администрация

воспитатели

воспитатели

воспитатели

педагог-психолог, воспитатели

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

воспитатели

Июль

Консультация «Растим малыша здоровым»;

Мини-лекция «Детская истерика»;

Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;

Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»;

Занятие «Кукла»

1. Приветствие.

2. Игра «Топ-топ»

3. Игра «Дождик и солнышко»

4. Стихотворение «Непослушная кукла»

5. Потешка «по ровненькой дорожке»

6. Релаксация

Занятие «Мячики»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Мой веселый звонкий мяч».

3. Игра «Прятки с мячом»

4. Потешка «Друг веселый, мячик мой»

5. Игра «Наш мячик»

6. Релаксация «Мячики отдыхают»;

Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики»

педагог-психолог

воспитатели

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

Педагог-психолог

воспитатели

Август

Консультация «Где моя большая ложка?»;

Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Цветы на клумбе»;

Занятие «Мыльные пузыри»

1. Приветствие.

2. Игра «Поймай пузырь».

3. Песенка «Ладушки - ладошки»

4. Игра «Надувайся пузырь»

5. Релаксация «Пузырьки»

6. Игра «Полетаем на пузыре»

Занятие «Непослушные мышата»

1. Приветствие.

2. Игра «Наоборот»

3. Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

4. Игра «Мышки и часы»

5. Упражнение «Это- папа – мышь…»

6. Релаксация «Мышки отдыхают»;

Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка»

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Педагог-психолог

Воспитатели

Сентябрь

Консультация «В царстве упрямства и капризов.

Кризис трех лет.»;

Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»;

Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:

Радуга»;

Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»;

Занятие «Зайка»

1. Приветствие.

2. Стихотворение «Зайку бросила хозяйка»

3. Потешка «Зайка серенький сидит»

4. Игра «Лиса и заяц»

5. Игра «Найди морковку»

6. Потешка «Еле-еле, завертелись карусели»

Диагностика адаптации к ДОУ.

Педагог-психолог

Воспитатели

Педагог-психолог

Педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

Педагог-психолог

воспитатели

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

Игры

Цель:
Способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Задачи:
Обогащать и совершенствовать физический опыт детей; побуждать к активным самостоятельным действиям, подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками; расширение социальных контактов детей, формирование доверия к окружающим; развитие умения конструктивно взаимодействовать, развитие познавательной и эмоциональной сфер ребёнка.


Прыжки под считалки
Встаем лицом к лицу ребёнка, возьмем его руки в свои и начнем приговаривать считалку – небыстро.
Две хлопушки, два хлопка.
Холмик, деревце, овраг.
Испугали хомяка.
Выходи скорей, хомяк!
Ребёнок должен почувствовать ритм считалки и начать на носочках легко в такт прыгать. Держа ребёнка за руки, помогите ему почувствовать ритм, слегка поднимая его руки и опуская их. Через некоторое время позвольте ребёнку прыгать в такт без поддержки. А затем привлечь других детей: встать в круг и попрыгать под одну общую считалку всем вместе.

Топ-топ
Сначала проиграть считалку со своим ребёнком. Затем организовать для игры несколько детей. Дети стоят в кругу. Начинаем вместе топать и хлопать под считалку:
Топ-топ, кто идет?
Топ-топ, мы идем.
Хлоп-хлоп, кто несет?
Хлоп-хлоп, мы несем.

Колокольчик, позвони
Подвешиваем колокольчик на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Взрослый говорит, что колокольчик волшебный, его звон радует окружающих. Предлагает ребёнку дотянуться до колокольчика и позвонить в него. После освоения игры, привлекаем других детей. Выбираем активного ребёнка и, называя его по имени, предлагаем тоже позвонить. После того как ребёнок позвонил, хвалим его: какой ты молодец! Как высоко ты смог дотянуться! А теперь …(выбираем ещё кого-нибудь) тоже позвонит. Спросите детей, как звенит колокольчик (динь-динь).


Потанцуй со мной
Сверху подвешиваем заводную погремушку («карусельку»). Заводя, предлагаем ребёнку потанцевать (покрутить кистью рук, приседать, покружиться – что сможет сделать ребёнок)- показываем, как это сделать. Под музыку «танцуем» вместе с ним. Когда игра освоена, вовлекаем других детей.


Дорожка для мяча
На песке взрослый палочкой рисует дорожку. Предлагает прокатить по ней мячик. Показывает, как это сделать. После того как ребёнок прокатил мяч, хвалит (как ловко, какой ты молодец, прямо по дорожке…) и ловит его, посылая обратно и предлагая словить (а теперь я к тебе мячик отправлю по дорожке). После изучения игры со своим ребёнком, предлагает нескольким детям катать и ловить один или несколько мячей.

Закати мяч в ворота
Взрослый делает «ворота» из любых подручных средств (расставленные на определенном расстоянии кубики из строительного материала, коробки из-под игрушек…) и просит детей по очереди закатывать мяч в промежуток между ними. Сначала руками, нагнувшись или присев на корточки, а затем ногой. Расстояние между ребенком и воротами можно варьировать в сторону усложнения, т.е. помещая детей все дальше от ворот; можно предоставить ребенку возможность самому выбирать расстояние. Закатывать мяч в импровизированные (разной высоты и ширины ворота) можно не только рукой или ногой, но и каким-нибудь предметом (клюшкой, деревянным молоточком). Размеры мяча и молоточка (клюшки) можно варьировать. Лучше подобрать такой мяч, который легко и быстро катится по земле (полу).
После того, как игра освоена вашим ребёнком, включайте в игру других заинтересованных детей. Возможно использование нескольких мячей.


Мини-баскетбол
Предложите ребёнку забросить мяч в какую-нибудь емкость, находящуюся на земле (полу) - корзинка, коробка, таз, пустой надувной бассейн и т.д.
Взрослый может держать емкость в руках и ловить ею мяч, брошенный ребенком. Эту игру легко разнообразить, меняя размер емкости и размеры мячей, а также высоту, на которую помещена эта емкость, и расстояние, с которого ребенок пытается забросить мяч. После освоения игры ребёнком, включайте в игру других заинтересованных детей.

Езда по дорожкам
Начертить палочкой на земле «дорогу» и попросить ребёнка проехать по дороге машинкой, детской коляской... После освоения ребёнком игры вовлекайте других заинтересованных детей (кто ещё хочет поехать по дорожке?), пусть едут друг за другом.

Молоток и колышки
Покажите ребёнку молоточек и возможные действия с ними. Например, поставив колышек в песок и придерживая его одной рукой, второй рукой - берет молоточек и сверху слегка ударяет по колышку несколько раз. Когда колышек войдет в песок до половины и будет держаться сам, взрослый убирает руку и забивает колышек в песок полностью. Помогите ребёнку освоить это действие. Предложите другие предметы, которые легко можно забить молоточком в песок.

Можно сопровождать действия с молоточком стишком:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Молоток мой лучший друг»

Чтобы заинтересовать детей этим действием, его можно немного продлить. Например, колышек забивается в песок не полностью. С его помощью в песке проделывается углубление, в которое можно «посадить деревце» (любой природный материал, который дети находят на прогулке).
После освоения игры ребёнком, привлекайте внимание других детей, включайте их в игру.

Секретик
Научите ребёнка делать «секретики»: выкопайте в уголке песочницы ямку, положите в нее фантики, кусочки разноцветной фольги, травинку или любую другую мелкую игрушку, накройте чем-нибудь (досточкой, тряпочкой…) и засыпьте песком. Затем раскопайте и радостно «удивитесь»: «Вот какой у нас, секретик!» Предложите ребёнку самому сделать секретик, в случае затруднений, окажите необходимую помощь. Сделайте секретики с несколькими детьми.

Игра «Ку-ку»
В песочнице закапайте игрушку так, чтобы было видно более половины спрятанного. Спросите: Кто (что) там спрятался? Угадай! Давай вместе откопаем и посмотрим! Показывайте, как по чуть-чуть надо откапывать, чтобы можно было узнать игрушку. После освоения игры ребёнком, привлекайте к игре других детей, закапывая несколько фигур, для всех детей или, закопав одну фигуру, раскапывают несколько детей с разных сторон.

Игра «Поливайка - узнавайка»
В детскую леечку налить немного воды. Разровнять часть песка в песочнице. Расскажите какой песок: Песочек сухой, теплый. Он сыпется. Давай дадим песочку пить. Ребёнок поливает разровненный участок из леечки. Скажите: Какой стал песок? Мокрый, сырой, влажный, прохладный, липкий… Пусть ребёнок «напоит» несколько участков с сухим песком, предварительно его разровняв. После освоения игры ребёнком, привлекайте других детей. Можно просить, чтобы дети разровняли песочек, при этом расскажите какой песок, затем сами полейте и расскажите, какой стал песок, что из него можно сделать. Поиграйте сырым песком вместе: слепите «пирожки», формочки, горки…

Игра «Построим забор»
Приготовим счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка: Выбери синие палочки и построй заборчик синего цвета (втыкаем палочки в мокрый песок). Обязательно покажите, как это сделать. Потом - красные палочки и построим заборчик красного цвета. Если ребёнок не может сделать по цветам, предложите сделать просто ровный забор разных цветов. Включайте в игру большее количество детей, предлагая построить 1 большой забор.


Игра «Огород»
Предложите ребёнку игрушечные овощи. Ребёнок с помощью взрослого закапывает их не глубоко в песок. Спросите: Что ты посадил? Говорящий ребёнок отвечает, что он посадил. Если ребёнок ещё не говорит, вопрос задайте так: Ты морковку посадил? Ребёнок сигнализирует доступным способом о правильности вашей догадки или просто усваивает информацию. После освоения игры ребёнком, предложите поиграть нескольким детям. Давайте посадим огород! Что там растет? Называя других детей по именам, предложите «посадить» овощи, обязательно покажите, как это сделать: Надя, посади капусту, Света, посади свеклу… После «посадки» говорите каждому ребёнку, что он молодец. Спросите: что посадила Надя? (если ребёнок не может ответить, скажите за него, привлеките внимание детей к овощу и к ребёнку: посмотрите, Надюшка посадила нам капусту, а Света свеклу….Расскажите, для чего нужно выращивать овощи (чтобы сварить вкусный суп, с витаминами).

Игра «Кто там спрятался?»
Покажите ребёнку 1-2 яркие игрушки. Затем вместе с ребёнком одну закапайте. Спросите: Что там спряталось? Ребёнок (говорящий) отгадывает и раскапывает её. Если ребёнок ещё не говорит, закопав игрушку, спросите: где зайчик? После того, как он игрушку раскопает, скажите: вот он зайчик! После освоения игры ребёнком, привлекайте других детей.

Игра «Муравей»
Сделайте не большую горку из песка и покажите, как там ползают муравьишки или просто наши пальчики. Начните делать норки пальчиками с разных сторон, встретившись пальчиками с ребёнком, выразите свою радость о встрече. После освоения игры ребёнком включайте в игру других детей. Дети руками, лопаточками (можно использовать сито, ведерочки, формочки) делают горку из песка, взрослый помогает. Затем предлагает поиграть в муравьишек, которым необходимо пролезть внутри горки (если ребёнок или кто-то из детей выражает тревогу по отношению к муравьям, можно предложить пролезть пальчикам). Дети с разных сторон заталкивают пальчики в песок и внутри встречаются пальчиками.

Игра «Куличики»
Покажите ребёнку как с помощью формочек делать куличики. Постряпайте куличики разных форм. После постройки вместе угадайте, что получилось или на что похоже. Проговорите вместе с ребёнком, предлагайте свои варианты ответов (а ещё похоже на…) После освоения ребёнком игры, научите играть в куличики других ребят.

Игра «Рисунок на песке»
Ладонями вместе с ребёнком разровняйте «полянку» на песке. Полейте водой, вместе утрамбуйте «полянку». Возьмите не большую палочку, нарисуйте простую фигурку (кружок, солнышко…). Пусть ребёнок отгадает, на что это похоже. Если ребёнок не говорит или не может отгадать, расскажите ему, что нарисовано. Разровняйте рисунок вместе с ребёнком и попросите ребёнка порисовать самому (по желанию). Обязательно похвалите. Спросите, что нарисовал ребёнок или отгадайте сами. Привлекайте к игре других детей. Полейте им большую «полянку» дайте палочки и попросите порисовать, обязательно покажите, как это делать. Спросите, кто, что нарисовал, похвалите каждого за рисунок, например, так: какая красивая картинка у Маши…Молодец Маша!

Иди ко мне
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется по желанию ребёнка. Подзывайте к себе всех детей по очереди.

Пришел Петрушка
Взрослый приносит игрушку Петрушку (или любую другую), рассматривает его с ребёнком. Петрушка гремит погремушкой (вместо погремушки могут быть коробочки с песком, крупой, звенящие игрушки и др), потом дает ребёнку погремушку. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются. Привлекайте к игре нескольких детей, вместе устройте оркестр погремушек.

Ловим мыльные пузыри
Взрослый на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал? Затем учит каждого ребенка ловить пузыри. Сначала можно проиграть только со своим ребёнком или с малым количеством детей, а затем со всеми.


Поезд
Взрослый предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а ты – вагончик, иди за мной!». Идут друг за другом, взрослый говорит «чух-чух… ту-ту». После освоения ребёнком игры, увеличьте количество «вагонов». Дети идут друг за другом. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чух-чух-чух». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Солнечные зайчики
Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
Дети ловят солнечных зайчиков. Можно пускать зайчиков по земле, а дети на него будут пытаться наступить.

Подуй на шарик
На уровне лица ребенка подвешивается (или держим на веревочке) воздушный шарик. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем можно предложить дуть сразу нескольким детям. Показать, что вместе с другими детьми можно шарик сдуть быстрее. Поблагодарить детей за помощь.

Забава с «глазком»
Взрослый дает ребенку листок картона с вырезанной посередине дырочкой. Объясняем: это наши очки, они помогают разглядывать. Подходим с «очками» к травинке, листику, камешку, игрушке… и показываем, как смотреть через «очки». Предлагаем ребенку посмотреть сквозь «очки» на свои пальцы, ноготки – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д. Через несколько дней включайте в игру других заинтересовавшихся малышей, сделав им «очки». Можно смотреть через сито для песка.


Игра с куклой
Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Куклу можно: переодеть, расчесать, умыть, уложить спать, покормить… Желательно действия сопровождать потешками, стишками. После освоения ребёнком игры предложите и другим детям куклы и поиграйте все вместе.
Водичка, водичка, умой кукле личико!
Чтоб смеялся роток, чтоб смотрел наш глазок!

Соберем игрушки
Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем». Привлекайте к игре всех детей.

Мяч
Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После освоения ребёнком игры попробуйте поиграть с другими детьми или со всеми вместе. Встав в круг вы имитируете движение (стук по мячику), проговариваете стишок, а дети прыгают в такт стишку.

Игра с собачкой
Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
После того как ребёнок ознакомился с игрой, предложите поиграть с собачкой всем детям. Участие принимают все заинтересованные в участии детки. Читайте стих и затем подходите с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагайте взять ее за лапу и поздороваться. Можно покормить собачку. Приносят вместе миску с воображаемой едой (в миску насыпать песок), собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» Если детки боятся собачки можно использовать другую игрушку.

Кто в кулачке?
Взрослый раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читаем стишок и вместе с ребенком выполняем движения:
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
После того, как ребёнок освоил игру, проводите её с большим количеством детей.

Игра с кистями рук
Выполняя движения, взрослый просит ребенка повторить их. Опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Разучите все действия со своим ребёнком, затем включайте в игру других детей.


Передай колокольчик.
Дети стоят полукругом (если в помещении, то можно сесть на стульчики). В центре стоит взрослый с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой). Если ребёнок не может выбрать, взрослый помогает.


Повтори за мной
Поиграйте в игру сначала со своим ребёнком, затем играйте все вместе. Играющие, становятся в круг, на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Взрослый сначала один, а через несколько занятий вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении и показывает, как это делать:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг.)


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема проекта: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Участники проекта:

Старший воспитатель ДОУ – Н.С. Убейник

Воспитатели группы раннего возраста – Е.М.Котлярова, Ю.В. Сурмач

Медицинский работник Н.В. Париева

Родители детей группы раннего возраста

Сроки реализации : июнь – август 2015г.

Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основные задачи , решаемые проектом:

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Создание комфортных условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепления здоровья детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей :

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков

. Актуальность проекта

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Этапы проекта:

1. Организационный этап:

    1. подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

      разработка совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

      пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста;

      разработка анкет для родителей;

1.5 составление перспективного плана мероприятий проекта.

2. Основной этап:

    1. реализация проекта в соответствии с планом.

      заполнение карт адаптации

      оздоровительная и профилактическая работа:

организация питания детей по летнему 10-дневному меню;

включение в меню витаминных напитков, фруктов, свежих овощей;

вариативность утренних гимнастик;

осуществление различных видов закаливания и профилактических мероприятий в течение дня:

воздушные и солнечные ванны;

сон при открытых окнах;

гимнастика после сна;

ходьба по дорожкам здоровья (1-я дорожка - обычная, 2-я до-

рожка - ребристая, 3-я дорожка - с плоскими пуговицами; 4-я мокрая и сухая дорожка)

гигиеническое мытье ног;

гигиеническое полоскание рта после приема пищи.

максимальное пребывание детей на свежем воздухе (утренний приём, гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, развлечения)

– обширное умывание

обтирание верхней части тела влажной рукавичкой.

3. Итоговый этап:

    анализ проведенной работы;

Формы работы с родителями:

1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

План проекта

период

Содержание

Июнь

Заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

Организационное родительское собрание;

Анкета «Готов ли ваш ребенок к детскому саду»;

Анкета для родителей (социальная);

Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

Пальчиковый театр «Сорока-белобока»

«Солнышко и дождик», «Ножки» (2 стр. 14,16)

Игры направленные на привитие культурно-гигиенических навыков:

«Чистоплотные дети»,«Что нужно кукле!»,«Вымой руки» (папка игровая деятельность)

Подвижные игры:

«Бегите ко мне», «Принеси игрушку», «Перешагни палку» (3 стр. 25)

Сюжетно-ролевые игры:

«Пора кушать», «Ласковая мама», «Укладываем игрушки спать» (5 стр. 25, 27, 28)

Художественная литература:

Потешки для новичков (1 стр. 182)

Русские народные сказки: «Репка» «Колобок», (6 стр.48, 50)

Пальчиковая гимнастика:

«Домик», Очки», «Флажок» «Лодка» (1 стр. 81)

Июль:

Консультация для родителей «Развивающие игры для малышей», «Закаливание» «Профилактика плоскостопия»

Театр на столе «Колобок»;

Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем:

«Раздувайся, пузырь!», «Карусели» (2 стр. 19-21)

«Водичка, водичка!»,«Сделаем лодочки» (папка игровая деятельность)

Подвижные игры:

«Пройди по дорожке» (тропинке), «Пройди по мостику», «Поднимай ноги выше» (3 стр. 26)

Сюжетно-ролевые игры:

«Баюшки-баю», «Надо умываться», «Пора вставать»,(5 стр.28)

Художественная литература:

Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки» (6 стр.229)

Потешки «На сон грядущий» (1 стр. 183)

Русские народные сказки: «Курочка ряба» (6 стр.46)

Театрализованное представление «Курочка ряба» (Конспект)

Пальчиковая гимнастика:

«Пароход»,«Стул», «Стол» «Грабли», (1 стр. 1 стр.52, 83)

Гимнастика после сна (1стр.73)

Август

Консультация для родителей «Расти здоровым малыш», «Формирование культуры трапезы»

Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем:

«Лови-лови!», «Куклы пляшут» (2 стр.23, 27)

Игры, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков:

«Мыльные перчатки»,«Умывалочка», «Делаем прическу» (папка игровая деятельность)

Подвижные игры:

«Догони мяч», «Птички в гнездышках», «Воробышки и автомобиль» (3 стр. 71, 72)

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы идем гулять», «Кукла заболела», «Приходите в гости к нам

(5 стр.30, 31, 34)

Художественная литература:

Потешки при умывании. Потешки при кормлении (1 стр.184, 187)

Куольный театр «Колобок для куклы Кати» (Конспект)

Русские народные сказки: «Волк и козлята», «Теремок» (6 стр.60, 66)

Вечер развлечений «У солнышка в гостях» (Конспект)

Вечер развлечений «Игрушки» (Конспект)

Пальчиковая гимнастика:

«Цепочка», «Шарик», «Кошка», «Скворечник» (1 стр. 83, 85)

Гимнастика после сна (1стр.73)

Фотовыставка «Вот какие малыши»

Ожидаемый результат:

    Благоприятный адаптационный период детей 1,5-2 лет.

    Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей

    Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

    Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

Список литературы:

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

2. З.М. Богуславская Е.О. Смирнова Развивающие игры Для детей младшего дошкольного возраста Книга для воспитателя детского сада МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991

3. С. Я. ЛАЙЗАНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ Пособие для воспитателя детского сада

4. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000

5. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. М.: Мозаика-Синтез 2008

6. Н.П. Ильчук Хрестоматия для дошкольников 2-4 года Пособие для воспитателей и родителей



Загрузка...