paradisemc.ru

Рассказы о труде и работе. Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Дети в роще

Прикольные басни для взрослых

КУКУШКА

Подумайте, какое свинство,
Лишить кукушку материнства!-
Смотря программу новостей,
Сказал Папаша Коростель. -
Смотрите как она тоскует.
Не спит, не ест, и всё кукует:
Ку-ку. Ку-ку. Ку-ку. Ку-ку.
А ведь мадам ещё в соку!
Возьмем, супруга, под крыльцо
К себе кукушкино яйцо?
- Возьмем, конечно, как не взять!
И стали жить да поживать
Дитя приемное лелея.
Она росла... Но, хорошея,
Подчас сбегала из семьи
На танцы. Там, где соловьи
Рулады пели до рассвета.
(Кукушке нравилось всё это).
И вот, однажды, в шуме бала,
Она невинность потеряла
С красавцем Дятлом, он, подлец,
Не взял молодку под венец.
И снова слышно на суку
Кукушки горькое "Ку-ку!"
Теперь с яйцом сидит сова.
Мораль же басни такова:
Кукушку, как ни воспитать,
Такая дочь - какая мать...

ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ

Гламурной зайке из коттеджного посёлка
Найти достойного хотелось жениха.
Чтоб был богат, и не лишён при этом толка.
И внешне чтобы не противен. Для штриха.

Но в претендентах только кролики сплошные,
В приоритетах чьих - один перепихон.
А ей хотелось утонуть в любви стихии.
Был для неё интим без страсти - моветон.

От целомудренности бремени не скрыться,
И соискателей достойных дефицит.
"Ну где же бродишь ты, мой заплутавший рыцарь,
Что на дары и сентименты щедровит?".

На горизонте показались сразу двое!
Из благороднейших, казалось-бы, особ.
Тандема правящего словно два плейбоя
Скакали в поисках участливых зазноб.

Рванула зайка знатным тем гостям навстречу.
А по иному как? Решалась коль судьба.
Но женихам был план отхода обеспечен -
И от судьбы бежали два ушастых лба.

Потенциальных женихов сверкали пятки.
Коттеджный был посёлок вскоре позади...
"Куда бежите Вы, гламурные ребятки?" -
Срывала зайка с шерстки нежной бигуди.

Но каково же было разочарованье,
Когда, настигнув всё же этих беглецов,
Узнала зайка - бутафорны одеянья.
Скрывалось в масках двое кролей-подлецов...

Гламурной зайке не скакать пока по травке, -
Куда ж скакать ей, коль внушителен живот?
Сложна судьба, но ведь и в ней бывают правки, -
Глядишь какой-то лопоухий подберёт...

СОБАКА И ДЕД МАЗАЙ

Собачке как-то Бог послал кусочек мяса, -
На ель бедняжка взгромоздясь
(Чего не делала доселе отродясь -
Да вот река конкретно разлилась),
позавтракать совсем уж собралась,
Да призадумалась...
А мяса кус во рту держала...
На ту беду с Мазаем рядом лодка проплывала.
Мазай увидел кус, -
Мазая "понесло":
Он, поудобнее перехватив весло,
Без всплесков - тихо к песику подходит,
Вертит веслом,
И с мяса глаз не сводит...
Прицелился он тихо - чуть дыша...
И как веслом ударит по ушам!
Собака взвизгнула во все собачье горло,
Пошла ко дну, из раны кровь поперла...
Мазай с тех пор же потерял покой! -
Собака ночью выла под луной -
Погромче Баскервиллей был тот вой!
А то к Мазаю шастала домой,
Он поседел, замкнулся, стал немой -
И чтоб не сильно мучицца виной -
Спасать он зайцев стал от наводнения весной...
Но по ночам, не зная почему
Топил собак, мыча загадочно: "Му-му"...

Тургеньев услыхав все приукрасил -
В его рассказе появляется Герасим...
А Толкиен забил последний кол -
Мазай в его рассказах - Смеагорл...
А мы, всей правды ранее не зная,
В героя превратили Дед Мазая!

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ. СОВРЕМЕННАЯ БАСНЯ.

В июньский день по-летне жаркий
Забыв об отдыхе давно
Разя бензином и соляркой
Пер муравей домой бревно
Вдруг на поляне возле речки
он обалдел подняв глаза
Там беззаботно и лениво
В тени дремала стрекоза
Уже Сентябрь сменяет лето
Дождь через день стучит в окно
Добыв себе фуфайку где-то
Прет муравей домой бревно
А на пароме через реку
В тени зонта, прикрыв глаза
В театр или дискотеку
Плывет неспешно стрекоза
Зима проклятая лютует
Тулуп не греет ни хрена
Но муравей не протестует -
Влачет по снегу два бревна
Встал отдохнуть. Вздохнулось тяжко.
И вдруг увидел в соболях
Лихие три коня в упряжке
мчат стрекозу в своих санях.
Куда летишь - скажи подруга
не зная сути бытия?
Для проведения досуга
На званный ужин еду я.
Приятно выпить рюмку чая
В кругу талантливых людей
Люблю бомонда дух вкушая
Зреть зарождение идей...
Взвалив на плечи бревна снова
Ей муравей ответил так:
"Увидишь если там Крылова
Скажи ему что он му*ак."

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ ПО ГРУЗИНСКИ

Папригуний стрэказа,
Абальделие глаза.
Цэлий лэта толка пригал
Водка жраль, нагами дригал,
И работат нэ хатель!
Патаму и ни вспатель!
А мураш завскладам биль,
В юрта он в мешках насиль -
Чай, урюк, киш-мищ, хурьма...
Гатавлялься на зима
А Стрекоз над ним смеяль,
Вотка жраль, нагой балталь!
Ти смеёшся пачему?
Гаварит Мураш ему,
Скоро с неб вада летит,
Где патом твая сидит?
Стреказа "Ха-Ха" запэл,
Вдаль паслал и улетел.
Скоро с нэб вада пашоль
Стреказа к Мураш пришоль
Вах! Салям! Мароз в степе!
Ти пусти мене к себе.
А пака на двор хана
Буду я тибе жина.
А Мураш анашкой пых,
-Твоя думаль я - кутых?
За лепешка спат с табой?
Думаишь такой тупой??!
Целий лето толко пригаль,
Жраль арак, нагами дригаль,
Не здаровался са мной,
Кель атсюда! Пестни пой!
В этай басен правда есть,
Если хочиш фкусно есть
Лэтам нада рабатАть,
А ЗИМОЙ НАГА БАЛТАТЬ!

ВОРОНА И ЛИСИЦА ПО ГРУЗИНСКИ

Варону улибнулься рэдкий слючай -
Упаль на клюв от нэба сыр.
Красывий сыр быль, круглий дир
Имэльса много в сыр пахучий.
Варон свой сыр нэ ель на ель,
Он кушат сэль макушка дуб,
Хотэль попробоват на зуб
Уже нэбэсный сувэнир.
Нэ слушалься пахучий сыр,
Вертэльса словно кубик-рубик,
На клюв вароний нэ дэржальса.
Хытручий лис домой бежальса,
Увидэль сыр на клюв вароний,
И насовсэм остановильса
У дуб, гдэ птыц загромождальса
На самый выс, и замолильса:
- Пой, ара, песня не стесняйса,
Ты - самый главный сдэс солист.
Варон гардильса и звэздильса,
От чёрный шнобиль сыр свалильса
На паст хытручий лис.
Варон заплакаль. А мораль
У мудрый басня ест такой:
Сэль кушат сыр на дуб - нэ пой!

МУХА И ПЧЕЛА

Весь день, летая и жужжа,
Искала сладкой жизни муха.
Секундой каждой дорожа,
Пока сильна и не старуха

И вот ей крупно повезло
Сыграл ва-банк мушиный лот
Назло врагам, друзьям назло
Она нашла разлитый мед.

Раскинув крылья широко
Забыв все беды и напасти
Нырнула муха глубоко
В свое вдруг найденное счастье.

И липкой сладостью полна,
В плену услады и достатка
В мученьях умерла она
Ей было очень, очень сладко.

Случайно пролетавшая пчела
Вздохнула горько над могилой
Порой судьба бывает тяжела!
Трудиться видно не хватило силы!

ВОЛКОДАВ

От жизни чересчур хорошей,
От скуки и избытка сил
Пес убивал бродячих кошек,
Cоседа как-то укусил.

Его боялась вся деревня,
Он не дворняжка, волкодав,
Сосредоточье правил древних,
Когда: кто сильный, тот и прав.

Но вор залез во двор коварно,
Когда хозяин был поддат,
И псу с улыбкой лучезарной
Дал мяса жирный сочный шмат.

Ограблен дом, нажралась псина,
Уходит прочь довольный вор,
Дрожит хозяин, как осина,
"Судьбы свершился приговор".

Мораль проста: с такими псами
На страже дома стойте сами.

СОВЕТЧИК

Однажды Дятлу, на заказ долбившему дупло,
Идея в голову пришла: оставить ремесло
И на те средства, что добыл он плотницким трудом,
Купить участок и на нём построить новый дом.
Лишь только Дятел землю взял и вычертил проект,
Он тут же начал отливать фундамент под объект.
Устав, хозяин разогнул натруженную спину
И, захватив с собой чертёж, уселся на рябину.
В то время как он отдыхал, мечтая о большом,
К нему приблизились, резвясь, Кукушка с Кукушом.
Кукуш, хотя не вьющей гнёзд был птицей по натуре,
Рванулся доказать, что он силен в архитектуре:
"Ты б, Дятел, вместо дорогих железа и камней
Взял лучше глину и траву - дешевле и скорей."
"Действительно, зачем - сказал хозяин, озарённый, -
Я буду валуны катать, как будто осуждённый!"
Доволен был и вдохновлен строитель Кукушом,
Из глины стены он лепил, крыл крышу камышом.
Когда дом был почти готов, ненастье наступило
И крышу шквалом унесло, а стены ливнем смыло.
Ругаясь, Дятел стал искать ошибку в чертеже,
Но вскоре к выводу пришёл с досадой на душе:
"Мой ляп был, видно, в том, что я послушал Кукуша,
Который, сволочь, - что там дом! - не строил шалаша."

***
О свиных костях мечтая,
В Украине сучья стая
Так решила:"Ты не трусь,
Сбегай Жучка в Беларусь.
Если есть,чем поживиться,
Мы перемахнем границу."
Маскируясь по кустам,
Сучка оказалась там.
Месяц,два и три,четыре-
Уж и ждать ее забыли.
Вдруг является Джульетта,
Вся завита,разодета,
Шерсть у ней блестит,как шелк,
И в бриллиантах поводок.
-Ох,наелась я,подружки,
И костей свиных,и ушек,
И сосисек,и шпикачек,
И голов от жирных качек,
И гусиных потрохов,
И куриных холодцов.
Даже стала поправляться,
Вешу килограммов двадцать.
-Точно,стала,как корова,
Ну и отправляйся снова,
Не нужна совсем ты тут.
-Так ведь лаять не дают!
А ведь нас,как не корми,
Дай хохлам полаять в СМИ.

***
В далекой уральской чащобе
Долбил дятел сосен кору.
Таким вот бесхитростным хобби
Учил он личинок добру.

Но этой унылой работой
Признанья у масс не сыскать.
И мучила дятла забота –
Найти бы занятье под стать.

Ведь только долбить и умея,
Завидовал страшно зверям.
И, клювом от стука болея,
Мечтал он прославиться сам.

Решение нашел он простое,
Зачем самому кем-то быть?
И стал население лесное
Делам их, как критик, учить.

То волку толкует уныло:
Ты, серый, не вой на луну,
Не любит ночное светило
Чтоб рвали ему тишину.

Коня обучает он смело,
Как есть на конюшне овес,
Лягушкам болотным умело
Словесный закроет понос.

И даже придя к Ай-Болиту,
Чтоб клюв свой слегка подлечить,
Сказал, что неплохо бы свиту
Врачей и сестер сократить.

Послушало речи такие
Уральского леса зверье
И на хрен послало мессию, –
У каждого мненье своё.

***
Мораль у простой этой басни
Совсем не свежа, не нова –
Пришел тупой дятел не в ясли,
У взрослых-то есть голова.

***
На подпорках, среди спальни,
Ларь железный обретался.
Мирный дух опочивальни
В сейфе том преисполнялся.
Ценных много грузов неких
Накопилось в нём от века.

Днём прохладным, годом давним,
Входит в спальню с интересом
Мастер мудрый, уникальный.
По тропинке (между лесом)
Он дошёл до спальни этой
В месяц тёплый ранним летом.

"Инженерный разум виден! " -
Изрекает в упоении.
"Прямизна углов и линий,-
Красота сего творения.
Убеждён я, - отверзаться
Должен он с секретом, братцы! ".

Осмотревшись, оглянулся.
Достаёт отмычек пачку,
Мыслью в сердце встрепенулся,
Приступил решать задачку,-
Как и где возмогут статься
Сейфа дверцы открываться.

Справа. Слева, - очерёдно,-
Нажимает сейфа стены.
Ум считает производною,
Вычисляя круг дилеммы.
Ищет долго и упорно
Путь решения технотворно.

Суток срок проистекает,-
Выход мастер не приводит.
Вот неделя пролетает.
Месяц в поисках проходит.
Исхудавши, всяко бьётся,
А решение не даётся!

Наконец, вздохнув устами,
Отощав душой и телом,
Хлопнул в гневе он перстами,
Восклицая: " Правым делом!
Уничтожен невозвратно
Ларя мудростью стократной!".

С униженьем собираясь,
"Поле битвы " покидает.
Во смиреньи наставляясь,
Он в душе перебирает
Всё, что выкопил за новой
Месяц практики суровой...

Ум заняв, не догадался,-
Сейф... за ручку открывался.

***
Однажды Бога встретила Змея
Слышшь, Боже,
дай мне голос Соловья!
А то шшипеть я лишшшь умею и ссвисстеть
А ессли бы ты знал: вссю жизнь ссвою
мечтала лишшь о том,
чтоб пессни петь!

Ты что, Змея!? Когда тебя я сделал
Я голосом тебя нарочно обделил
Чтоб сладко ты не пела
И в пасть твою, кто,
лишний раз, не угодил
Но, если ты раскаялась, тогда -
другое дело!
Держи! Теперь как соловей
ты можешь петь
Однако же, со злом,
сей дар использовать - не сметь!

Спассибо, Госсподи!
Благодарю тебя я за ученье
Клянуссь тебе и зуб ссвой ядовитый
Тебе даю на отссеченье
Век доброты твоей я не забуду
И голосс новый ссвой ссо злом
исспользовать не буду!

Короткая же память у Змеи,
как видно, оказалась!
И только рот открыв,
опять она показывает жало
Лишь выползла из рая -
Соловей
(как раз в ту пору пролетал он мимо)
Запела вдруг Змея!
Ну что за диво!
Красиво как поёт
И ноты правильно берёт
Пропела песню всю,
и без единой фальши
Летел бы ты, однако, Соловей,
своей дорогой дальше!
...И не поймала Соловья Змея,
забыв о клятве - жаль!

Друзья, запомните мораль:
Чтоб Соловью подольше жить
Не стоит со Змеёй ему дружить
Что толку, что без фальши
она ПОЁТ
А если вдруг она тебя СОЖРЁТ?
Раз Соловьём родился ты,
держись, на всякий случай,
от Змеи подальше...
И будь уверен, что о клятвах, о своих,
Змея тотчас забудет

Тогда уж больше Соловья у нас не будет

***
В суде лисичка выступила с речью.
Невинную судья меня преследует вечно.
Пострадала от судьи и так сильно заболела.
У врача лечиться лиса ведь тоже не хотела.

Её судили, но она продолжала оскорблять.
Честно и достойно не желала отвечать.
Самолюбие её в суде ох как задели!
Просила отдохнуть всего лишь три недели.

В грубой форме судью плутовка убеждала.
От недоброжелателя ежа она страдала.
Молчи лиса!
Волк убедительно попросил подругу.
Помогу тебе, как соратнику и как другу.

Из сложной ситуации выход волк искал.
Для неё защитников постоянно он менял.
Но всё равно лиса не унималась.
Оскорблениями постоянно изощрялась.

Как взбесилась и закричала.
С глаз долой! Уходите, твари прочь!
Серый волк не в силах лисе теперь помочь.
Но медведь спокойно лисоньке ответил.
Твои делишки уже давно лиса заметил.

У лисы в защитниках кроме волка есть шакал.
И о лисьей выходке он очень долго вспоминал.
Волк, шакал и лиса, в конечном счёте.
Это уникальные экземпляры!
Таких зверей бездушных в природе не найдёте.

Очередной раз лисица жаловалась судье.
Заговорила о том и сём и конечно о судьбе.
Мол, у меня благородная ворса линяет.
Процесс опасный и на здоровье повлияет.

У медведя просит в лес её с богом отпустить.
Тут же продолжала лисонька мудрить.
Распоясалась снова как в прошлый раз.
В тюрьму отправили лису ведь в тот же час.

***
Тучка сыновей любила.
Их добру всегда учила.
Град и ветер шалуны.
Не всегда были умны.

Долго сыновья гуляли.
Жён красавиц всё искали.
Не подумавши женились,
сразу же и разводились.

Мама сыновей простила.
Их конечно приютила.
Всю любовь им подарила.
Думать,не спешить учила.

Чётко поняли опять.
Маму надо уважать.
Что б ошибок избежать,
надо с ней совет держать.

Ветер брат умнее был.
Так всё брату объяснил:
"Мама нам добра желает.
От ошибок охраняет.

Всегда дельный даст совет.
Хочешь слушай,хочешь нет.
Выслушай,не обижай.
Сам решение принимай."

Братья рядышком летают.
Землю нашу украшают.
Поняли что мать есть мать.
Её надо уважать.

***
Когда вороне Бог послал кусочек сыра,
В то время не было меня на свете…
Сегодня вырос я, и уже другие дети
Из басни узнают, что дальше было…

Сегодня власть, как хитрая лиса,
Народу говорит, насколько мудрый он.
Рассказывая про нано-чудеса,
Которыми был он раньше обделён…

Сегодня всё покрыли народным слоем:
Народный фронт…бюджет - народный…
С народом вместе дороги строим…
И брэнд народа - очень модный…

В очередной раз народ собой гордится…
И если хитрая лисица
В той басне сыром завладела…
То в жизни власть собой гордится…
И тем ещё, что от народа поимела...

И кажется, кому какое дело.
За удовольствие должны ведь заплатить.
А лесть народу всучивают смело…
Чтоб на выборах власти не битыми быть…

***
Обратилась Иволга к Кукушке:
«Погадай мне, верная подружка.
Буду жить в любви я… с Соловьём,
Долго суждено нам быть вдвоём?»
Ей Кукушка молвила в ответ:
«Ждёт тебя идиллии дуэт.
Околдован Соловей тобой,
Вскоре станешь преданной женой.
Я на ветер не бросаю слов,
Будешь жить прекрасней сладких снов!
А за что ты любишь Соловья?
Стороной такого обходила б я,
Говорят: мужик он – никакой.
Не тревожься, будет только твой!»

***
В тот же вечер, где-то у ручья,
Встретила Кукушка Соловья.
В жаркой страсти их застал рассвет…
Знайте, что в любви подружек НЕТ!

Анна Губань
Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Радость труда – могучая воспитательная сила . В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство».

В. А. Сухомлинский.

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей . Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы , а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей . Подводя детей к пониманию , что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна . Нельзя научить человека трудиться , слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривать картину о труде . И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду , желание быть похожим на тех кто трудиться ,понять важность и общественную значимость труда .

Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых . Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т. д., широко используются потешки например :

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

стихи например как А. Барто «Девочка чумазая» , где детей побуждают следить за своей опрятностью, р. н. с «Репка» - трудовой коллективизм .

При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны : общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор - это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают

В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее , у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки , их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель ) .

Расширяется кругозор детей путем ознакомление : «Кем работают мамы и папы» ; «О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера , регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчик, стюардесса и др., «О труде строителей » - маляр, каменщик и т. д. Педагог рассказывает детям о содержании труда , его общественной значимости.

В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых . Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей , что самоотверженный, добросовестный труд делает простого , скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям - это счастье.

В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза . Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд , свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают – леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей !

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает

Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений , загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду , желание подражать героям литературных произведений , подобно им, хорошо трудиться .

Методическая литература :

Комарова Т. С. Куцакова Л. В. Павлова «Трудовое воспитание в детском саду »

Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду »

Куцакова Л. В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду »

Детям рассказы о труде

В. Маяковский «Кем быть?» ,

М. Познанская «Пойдем на работу» ,

Д. Родари «Чем пахнут ремесла» ,

С. Маршак «Откуда стол пришел» , «Мы военные» ,

С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Степа» , «Дядя Степа - милиционер» .

В Лифшиц «И мы трудиться будем » .

Б. Житков «Железная дорога» ,

М. Ильин «Машины на нашей улице»

Н. Найденова «Ольга Павловна» .

С. Баруздин «Кто построил новый дом» ,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим» ,

«Чем пахнут ремесла» ,

«А что у вас?» ,

С. Михалков «Бабушкины руки»

рассказы Б. Житкова «На льдине» , «Обвал» ,

С. Маршака «Ледяной остров» , С. Сахарнова «Два радиста» ,

М. Коршунова «Едет, спешит мальчик» , и др.

Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах. Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе» ; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе» .

Ступая в ногу со временем с детьми 5-7 лет, воспитатель знакомит и с современными профессиями, например как «фотограф» , «косметолог» , «программист» , «бухгалтер» , «менеджер» , и др.

В работе используется беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок. Например, «фотограф» стих А. Барто «У фотографа» ,

Есть среди русских народных сказок такие, в которых герои проявляют хоть какие-то трудовые навыки , например :

«Морозко» – «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до свету»

«Маша и медведь» «Напекла она пирожков…»

«Колобок» – «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила».

«Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) – «…падчерице с утра до ночи и присесть некогда было : то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи».

«Мужик и медведь» (другое название – «Вершки и корешки» ) – мужик сеет сначала репу, а на следующий год – рожь.

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – «Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали : на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят.»

«Репка» «Посадил дед репку» .

«Зайкина избушка» – «Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик – из сыпучего песка».

«Дочь и падчерица» – «Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка…»

«Кривая уточка» – «…уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла».

«Лиса и журавль» – «А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком…»

«Волшебная дудочка» – «С петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила».

В некоторых сказках главные персонажи сами не трудятся (сказалась, видимо, мечта многих жить хорошо и при этом ничего не делать): работу за них выполняют другие, например :

«По щучьему веленью» – «Щука ему говорит :

– Запомни мои слова : когда что тебе захочется - скажи только : "По щучьему веленью, по моему хотенью"».

«Царевна-лягушка» – «Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу – и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом : «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки». То же самое с ковром – сама палец о палец не ударила.

«Сказка о Василисе Прекрасной» («Василиса Прекрасная» ) – «Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою!. .Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару.»

«Крошечка-Хаврошечка» – Ей корова помогала. «А коровушка ей в ответ :

– Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.

Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово : и наткано, и набелено, и скатано».

Пословицы и поговорки о труде

Без дела жить, только небо коптить

Где труд , там и счастье.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Лентяй да шалопай – два родных брата.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Кто много лежит, у того и бок болит.

Не потрудиться , так и хлеб не родится.

Глаза страшатся, а руки делают

Труд человека кормит , а лень портит.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.

Труд человека кормит , а лень портит.

Пчелка маленькая, а и та работает.

Поспешишь – людей насмешишь.

Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

В них рассказывается о том, что важно в жизни выбрать достойное и нужное дело, честно и добросовестно учиться и работать

Золотой гвоздь. Автор: Евгений Пермяк

Без отца Тиша рос, в бедности. Ни кола, ни двора, ни курицы. Только клин отцовской земли остался. По людям Тиша с матерью ходили. Маялись. И ниоткуда ни на какое счастье надежды у них не было. Совсем мать с сыном руки опустили:

— Что делать? Как быть? Куда голову приклонить?

— Он, — говорит, — всё может. Даже счастье куёт.

Как услыхала это мать, к кузнецу кинулась:

— Захар, ты, сказывают, можешь моему злосчастному сыну счастье выковать.

А кузнец ей:

— Что ты, вдова! Человек сам своему счастью кузнец. Посылай сына в кузницу. Может быть, и скуёт.

Пришёл Тиша в кузницу. Потолковал с ним кузнец и говорит:

— Твоё счастье, парень, в золотом гвозде. Золотой гвоздь скуёшь, и он сам тебе счастье принесёт. Ты только подсобляй ему.

— Дяденька Захар, да я же отродясь не ковывал!

— И я, — говорит кузнец, — не кузнецом родился. Раздувай горн.

Стал кузнец показывать, как горн раздувать, как меха качать, как уголья подсыпать, как железо огнём мягчить, как клещами поковку брать. Не сразу у Тихона дело пошло. И руки ломит, и ноги болят. Спина вечером не разгибается. А кузнец за отца ему полюбился. Да и Тиша кузнецу по руке пришёлся. Не было у кузнеца сына, только дочь. Да и та такая бездельница — лучше не вспоминать. Откуда ей без матери рукодельницей быть? Ну, да не о ней пока речь.

Пришло время, Тиша за молотобойца стал.

Взял как-то кузнец старый шкворень и говорит:

— Теперь давай из него золотой счастливый гвоздь ковать.

Ковал Тиша этот гвоздь неделю, другую, и с каждым днём гвоздь краше становился. На третью неделю кузнец говорит:

— Не перековать бы, Тихон! Счастье меру любит.

Не понял Тиша, к чему такие слова кузнец говорит. Не до них ему было. Очень ему гвоздь полюбился. Глаз с него не сводит. Одно горько — угас золотой гвоздь. Остыл. Потемнел.

— Не горюй, Тиша, позолотеет, — говорит кузнец.

— А когда он позолотеет, дяденька Захар?

— Тогда позолотеет, когда ты ему дашь всё, что он просит.

— Ничего он, дяденька кузнец, не просит.

— А ты, Тиша, подумай. Неужели гвоздь для того выкован, чтобы без дела валяться?

— Это да, дяденька Захар. Гвоздь куда-нибудь вбить надо. Только во что, дяденька Захар, его вбить? У нас ни кола, ни двора, ни ворот, ни тына.

Кузнец думал-думал, тёр-тёр лоб да и сказал:

— А ты вбей его в столб.

— А столб где взять?

— В лесу выруби да в землю вкопай.

— А я ведь сроду не рубливал, и топора у меня нет.

— Так ведь ты и не ковывал сроду, а вон какой гвоздь сковал. И топор скуёшь. И дерево им вырубишь.

Опять засопел-задышал кузнечный мех, искры полетели. Не сразу, не с маху, а через три дня выковал парень топор — ив лес. Облюбовал Тиша сосенку и ну рубить. Не успел бедняга и кору пересечь, как схватил его лесник:

— Ты зачем, вор-разбойник, лес рубишь?

Тиша на это по-хорошему ответил, кто он, и откуда, и для чего ему нужен сосновый столб.

Лесник видит, что перед ним не вор, не разбойник, а вдовий сын, кузнеца Захара выученик.

— Вот что, — говорит, — коли тебя кузнец научил, как золотой гвоздь сковать, и я тебе помогу. Иди в лес, делянку выруби, за работу столб получишь.

Делать нечего, пошёл Тиша в лес. День рубил, два рубил, на третий день делянку вырубил. Столб получил, на отцовскую землю его снёс. А земля бурьяном, полынью, репейником заросла. Некому работать на ней было. Притащил Тиша столб, а вкопать его нечем.

— Да зачем тебе о лопате горевать! — говорит ему мать. — Гвоздь сковал, топор сковал — неужели лопату не загнёшь?

Дня не прошло, смастерил Тиша лопату. Глубоко вкопал столб, счастливый гвоздь вбивать начал. Невелик труд гвоздь вбить. Когда свой топор, а у топора такой обух, что плясать на нём можно. Вбил гвоздь Тиша и ждёт, когда он золотеть начнёт. День ждёт, два ждёт, а гвоздь не только не золотеет, а буреть начинает.

— Мамонька, глянь-ка, его ржа ест. Видно, он чего-то ещё просит. Надо к кузнецу сбегать.

Прибежал к кузнецу, всё как есть рассказал, а тот на это и говорит:

— Не может быть гвоздь без дела вбит. Всякий гвоздь свою службу нести должен.

— А какую, дяденька Захар?

— Сходи к людям и погляди, как им гвозди служат.

Пошёл Тиша по селу. Видит — одними гвоздями тёс пришивают, другими, самыми тоненькими, дрань на крышах прихватывают, на третьи, на самые большие, сбрую, хомуты вешают.

— Не иначе, мамонька, на наш гвоздь хомут надо повесить. Не то ржа всё моё счастье съест.

Сказал так Тиша и отправился к шорнику.

— Шорник, как хомут заработать?

— Это плёвое дело. Поработай у меня до сенокоса, а от сенокоса до снега. Вот тебе хомут и сбруя будут.

— Ладно, — говорит Тихон и остался у шорника.

А шорник тоже из кузнецовой породы был. Утруждать Тишу не утруждал, но и без дела сидеть не давал. То колодки для хомутов велит пристрогать, то дровец наколоть, то десятину пропахать. Не всё сразу получалось. Трудновато бывало, а от хомута отступиться боязно. Не может быть гвоздь без дела вбит. Пришло время — пришёл расчёт. Получил Тихон самый лучший хомут и полную сбрую. Принес это всё и повесил на гвоздь:

— Золотей, мой гвоздь! Всё для тебя сделал.

А гвоздь, как живой, нахмурился из-под шляпки, молчит и не золотеет.

Тиша опять к кузнецу, а кузнец опять своё:

— Не может хороший хомут со сбруей зря на гвозде висеть. Для чего-то висит хомут.

— А для чего?

— У людей попытай.

Не стал больше Тиша у людей пытать, задумался. Крепко задумался о коне. Думал, думал да и надумал.

Рубить он теперь мог, шорничать тоже умел, ну, а уж про кузнечное дело и говорить нечего. «Золотого гвоздя, — решил про себя Тихон,— не скую, а подручным стоять не оробею».

Простился с матерью и пошел коня зарабатывать.

Году не прошло — прискакал Тихон на своём коне в родное село.

Народ не налюбуется:

— Ах, какой конь! И откуда ему такое счастье?

А Тиша мало на кого глядит, к столбу подворачивает.

— Ну, гвоздь, теперь у тебя — хомут, у хомута — конь. Золотей!

А гвоздь как был, так и есть. Тут Тихон хоть и тихим был, а накинулся на гвоздь:

— Ты что, ржавая твоя шляпка, надо мной издеваешься!

А на ту пору у столба кузнец случился:

— Ну что тебе, Тихон, бессловесный гвоздь сказать может? Не золотеет — значит, ещё чего-то просит.

— А чего?

— Мыслимое ли дело, чтобы столб, гвоздь, хомут да конь под дождём мокли!

Стал Тиша столб крышей покрывать. Покрыл, а гвоздь не золотеет. «Видно, мало ему одной крыши», — решил про себя Тиша и принялся стены рубить. Теперь-то уж он всё мог.

Долго ли, коротко ли рубил Тиша стены, а гвоздь как был, так и есть.

— Да позолотеешь ли ты когда-нибудь? — крикнул в сердцах Тихон.

— Позолотею. Обязательно позолотею.

У Тихона глаза на лоб полезли. До сей поры гвоздь молчал, а тут — заговорил! Видно, в самом деле не простой он сковал гвоздь. А то, что кузнец в это время на крыше лежал, Тихону невдомек. Молод ещё был, не научился ещё сказки, как орехи, раскусывать да ядра из них выбирать. Со скорлупой глотал.

— Чего же тебе ещё, гвоздь, надобно?

На это вместо гвоздя конь Тише ответ проржал:

— И-и-хи-хи... Как мне жить без сохи!.. И-и-и...

— Да ты, Буланко, не ржи так жалобно. Если уж я тебя заработал, так соха будет. Сам лемех скую и оглобельки вытешу.

Сковал, вытесал, поперечины наладил, а на гвоздь не идёт смотреть. Не до того как-то стало. Другое в голову вошло.

Коли гвоздь хомут попросил, хомут — коня, конь — соху, надо думать, соха пашню запросит.

Запряг Тихон коня в соху. Конь ржёт, соха пласт режет, пахарь песенки попевает.

Народ в поле высыпал, на Тишу глядит. Матери девок-невест вперёд себя выпихивают. Авось, какая приглянется. И Кузнецова дочка тут же, на пашне. Так и ходит за ним, как галка по борозде. Нечёсаная, немытая.

— Тишенька, возьми меня замуж! Помогать тебе стану.

Тихон даже шарахнулся от этих слов. Соха в сторону вильнула. Конь не по-хорошему озираться начал, Кузнецова страшилища пугается.

— В своём ли ты уме, пугало? — говорит ей Тихон. — Кому ты такая нужна! Разве на огород — ворон пугать. Так у меня ещё и огорода нет.

А она:

— Я тебе посажу огород, а сама потом пугалом стану, только бы видеть тебя, Тишенька...

Несуразными показались ему такие слова, а к сердцу припали: «Ишь ты, как любит! Пугалом соглашается быть, лишь бы видеть меня».

Ничего не ответил он кузнецовой дочери — к кузнецу пошёл.

А кузнец его давно поджидал:

— Тихон, чего я тебе сказать хочу: твой счастливый гвоздь завистники вытащить хотят да в свою стену вбить.

— Это как же, дяденька Захар? Что делать теперь? Не иначе, что караулить надо.

— Так, милый сын, так, — поддакивает кузнец. — Только караулить как? Дождь осенью. Снег зимой. Избу ставить надо.

А Тихон ему:

— Я только подумал, а ты уже сказал. Пойду избу рубить. Топор у меня есть, силы — хоть отбавляй. Никакого дела не боюсь.

Опять высыпал народ. Опять невесты гуртом. А он рубит — только земля вздрагивает да солнышко смеётся. И светлому месяцу было на что поглядеть- порадоваться. Тихон и ночи прихватывал.

Пришла осень. Сжала вдова хлеб, Тихон обмолотил его, а конь на базар свёз. Утварь всякую в новый дом приволокли. А гвоздь не золотеет. И на душе невесело.

— А отчего-почему, милый сын, на душе невесело?

— Один я, мамонька, вперёд других выскочил. Дружков опередил, товарищей оставил. Себе гвоздь вбил, от них счастье скрыл.

— Да ты что, Тиша? Всякий сам своему счастью кузнец. Так ведь тебя Захар учил?

— Так-то оно так, — ответил сын. — Только дяденька Захар и про то говорил, что на миру и смерть красна, а в одиночку и счастье плесневеет. Мне все помогали: и кузнец, и шорник, и лесник. А я кому?

Сказал так Тихон и пошёл к дружкам-товарищам. Кому верное слово скажет, кому добрый совет даст, а кому и своими руками подсобит. Вдове крышу покрыл. Старику сани справил. Лентяя усовестил. Юнцов к делу приставил.

Зазолотел гвоздь! Со шляпки начал — до середины дошёл. Счастье весельем в новый дом заглянуло, дружбой людской зацвело. Не нахвалится народ на Тихона. До того дело дошло — его, неженатика, по батюшке величать начали, на миру выкликать. А гвоздь день ото дня пуще горит.

— Теперь, — говорит кузнец, — только жениться — не ошибиться. Без огня в избе светло будет.

— А какую-чью ты ему дочь присоветуешь, чтобы ошибки не было?

— А кто ровня?

— Моя Дунька, — говорит кузнец.

— Ах ты, чумазый мошенник! — взъелась вдова. — Эта кикимора — ему ровня? Немытая, нечёсаная, к делу не приученная? Она ему ровня? Ему, маковому цвету, золотым рукам, богатырским плечам, налитому телу? Да разве это дело? Слыхано ли, чтобы орёл галку замуж брал?

— А кто, вдова, его орлом сделал?

— Как кто? Гвоздь!

— А кто гвоздь ему подсобил сковать?.. Кто?

Тут вдова вспомнила всё, и совесть в ней заговорила. Совесть говорит, и любовь материнская свой голос подает. Жалко ей на этакой неумёхе сына женить.

Жалость в левое ухо нашёптывает вдове: «Не губи сына, не губи». А совесть в правое ухо свое твердит: «Без матери Кузнецова дочь росла, неряхой-непряхой выросла. Он твоего сына пожалел, как тебе его дочь не приголубить!»

— Вот что, кузнец, — говорит вдова. — С первым снегом Тиша на заработки повезёт дружков- товарищей, которым он не два, не три десятка золотых гвоздей вбил. Пусть тогда твоя Дуня ко мне приходит. Да скажи, чтобы она мне ни в чём не перечила.

Выпал первый снег. Повёз Тихон дружков-товарищей на заработки — гвозди золотить. Явилась Дунька ко вдове.

— Слыхала я, Дуняша, будто тебе охота моему сыну приглянуться.

— Уж так охота, тётенька, так охота! — заливается черномазая Дуня слезами и грязь по лицу размазывает. — Себя бы наизнанку вывернула, только бы он с глаз долой не прогонял.

— Ну, коли так, будем стараться. Я ведь, Дунюшка, как и твой отец, колдую, когда придётся.

Сказала так вдова и подала Дуне веретёшко:

— Неказистое оно, Дуня, а силу большую в себе прячет. Дед мой как-то бабу-ягу в лесу поймал, порешить хотел. А она от него этим веретёшечком откупилась. Сильное веретено.

— А в чем его сила, тётенька? — спрашивает Дуня и на веретёшечко косится.

Вдова на это и отвечает ей:

— Если этим веретёшечком спрясть нитку тонкую да долгую, то кого хочешь этой ниткой к себе привязать можно.

Тут Дуня повеселела — и хвать веретено:

— Давай, тётенька, я прясть буду.

— Что ты! Разве такими руками немытыми да с такими волосьями нечёсаными можно пряжу начинать? Беги домой, умойся, оденься, в баньке выпарь- ся, тогда и прясть будешь.

Сбегала Дуня домой, умылась, оделась, выпарилась — и красавицей пришла к вдове.



Загрузка...