paradisemc.ru

Какие бывают считалки. Раз считалка, два считалка, будет вундеркинд

Валентина Грунина
«Выходи, тебе водить!» (считалки для детей)

ВЫХОДИ , ТЕБЕ ВОДИТЬ !

(СЧИТАЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ )

Считалка - жанр устного народного творчества. Легко запоминающийся стишок с веселым контекстом. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то всё-таки надо было. Кого же назначить? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку .

В давние времена считалка использовалась взрослыми с практической жизненной целью - помочь распределить работу. Позже считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям, распределять роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок . И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие возникли недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

Информация такого типа усваивается дошколятами очень хорошо. Плюс тренируются детская память и логическое мышление. Кроме того, считалки для детей отменно развивают речевой аппарат и дикцию, что необходимо человеку для самовыражения. Детям считалочка показывает эстетику звучания рифмованных строк и родной речи, что в дальнейшем вызывает интерес к литературе и русскому языку, которые изучаются в школе. У малышей появляется ощущение ритма, они создают собственные рифмованные строки.

Катится яблоко

С крутой горы.

Кто поднимет - яблоко

Тот уйди!

Раз малинка, два малинка,

Ела ягоды Маринка,

И в корзинке у Маринки

Не осталось ничего.

Кто по ягоды пойдет,

Тот корзиночку найдет.

Хлопушка взрывается,

Игра начинается,

В начале игры :

Раз, два, три,

За нитку тяни, ПЛИ!

Эни, бени, лики, паки,

Тиль, буль – буль, калеки – шмаки

Эус, деус, краснодеус, бакс.

Жили - были три селёдки

Куля, Муля и Балда. Куля, Муля спали вместе,

А Балда спала одна.

Гномик золото искал!

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал,- как же быть!

Выходи ! Тебе водить !

Ехал туз на бочке.

Продавал цветочки,

Синий, красный, голубой -

Выбирай себе любой!

Эне, бене, раба,

Квинтер, финтер, жаба.

Эне, бене, рес,

Квинтер, финтер, жес!

Собирайся, детвора.

Нам уже играть пора.

Посчитаю всех детей ,

Ты выходишь , поскорей!

Вышел месяц из тумана,

Вынул пышку из кармана :

Буду деточек кормить,

А тебе , дружок, водить !

Я маленькая девочка

Я в школу не хожу.

Купите мне сандалики -

Я замуж выхожу !

Раз, два, три, четыре.

Сосчитаем дырки в сыре .

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр.

Если в нем одна дыра,

Значит, вкусным был вчера.

Жили - были у жилета,

Три петли и два манжета.

Три да два, конечно пят!

Только знаешь в чём секрет?

У жилета нет… манжет!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Звёзды, месяц, луг, цветы.

Ты пойди-ка, поводи !

Ехала телега из Москвы,

Потеряла три доски.

Стук-звон,

Выйди вон!

Тики-таки, тики-таки,

Ходят в нашей речке раки.

Стали раки воду пить.

Выходи , тебе водить !

Катился горох по блюду,

Ты води , а я не буду.

Под горою у реки,

Живут гномы-старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит :

Диги-диги-диги-дон,

Выходи скорее вон !

Вдаль бежит река лесная,

Вдоль неё растут кусты.

Всех в игру я приглашаю,

Мы играем – водишь ты !

Зайцы бегали в лесу,

Повстречали, вдруг лису.

Ты, лиса, нас догони.

А лисою будешь ТЫ!

Ежик, ежик, чудачёк,

Сшил колючий пиджачок.

Нам водилку выбирать

Завтра с неба прилетит

Синий, синий, синий кит.

Если веришь, стой и жди,

А не веришь - выходи !

Таря-Маря в лес ходила

Шишки ела – нам велела.

А мы шишек не едим,

Таре-маре отдадим.

Три веселых карапуза

На базар пошли гурьбой,

И купили три арбуза –

Тёмный светлый и рябой.

Кто рябой арбуз принёс,

Тот и водит ! Всех за нос!

Белки зайцев угощал,

Им морковку подавали.

Все орешки сами съели,

А тебе водить велели .

Ехал мальчик из Казани.

В полтораста рублей сани.

В пятьдесят рублей дуга.

Мальчик - девочке слуга.

В гараже стоят машины –

Волга, Чайка, Жигули,

От какой берёшь ключи!

Мы набрали в рот воды,

И сказали всем – ЗАМРИ!

У Литейного моста

Я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко

Съела его кошка.

Помогали два кота…

Вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу?

Выходи из круга !

За стеклянными горами

Стоит Ваня с пирогами.

Здравствуй, Ванечка – дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три,

А водить – то будешь ты !

Высоко – превысоко

Кинул я свой мяч легко.

Но упал мой мяч с небес,

Закатился в темный лес.

Раз – два – три – четыре – пять,

Ты ведешь его искать.

Два пожарника бежали

И на кнопочку нажали : пип!

Из-под печки

Две дощечки – хлоп!

Вышел… кот.

Уж как зоренька-заря

Русы косыньки плела.

Кто те косы расплетет,

Первый кон водить идет !

Раз, два, три, четыре, пять.

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга…

Жаба прыгала, скакала,

Чуть в болото не упала.

Из болота вышел дед,

Двести восемьдесят лет.

Нес он травы цветы.

Выходи из круга ты .

Тра-та-та! Тра-та-та!

Вышла кошка за кота,

За Кота Котовича -

За Петра Петровича

Он усат и полосат,

Ну не кот, а просто клад!

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит – выйди вон.

Я - зверек, и ты - зверек.

Я - мышонок, ты - хорек.

Ты хитер, а я умен.

Кто умен, тот вышел вон.

Раз, два, три,

Четыре, пять -

Тебе в космос улетать !

Шалуны-балуны,

Выбегайте во дворы.

Становитесь-ка играть,

Воеводу выбирать.

Воевода из народа,

Выходи из хоровода

А ты, добрый молодец,

Становись в самый конец!

Раз, два, три,

Четыре, пять,

Нам ракету запускать!

Кто к отлёту опоздал,

Тот в ракету не попал.

Я вчера летал в ракете,

На далёкой был планете,

Там обедал в синеве,

А под вечер был в Москве.

Из ракеты той, друзья,

Самым первым вышел я.

Считалки . Здесь Вы найдёте большую подборку детских считалочек . Научите детей весёлым и задорным считалочкам, которые помогут быстро освоить счёт.

Раз- картошка, два- картошка,
три, четыре, пять,
шесть картошек,
семь картошек -
посчитай опять.

Плыл по морю чемодан.
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон.
Кто не верит – выйди вон!

Моя семья

Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять

Жили-были
у жилета
Три петли
и два манжета.
Если вместе
их считать,
Три да два,
конечно,
пять!
Только знаешь,
в чём секрет?
У жилета
нет
манжет! Новицкая Г.
* * *

На прогулке

Два цыплёнка,
Три гусёнка
Вышли на реку гулять.
Сосчитала их девчонка:
Раз, два, три, четыре, пять!
И поплыли три гусёнка -
Их гусыне не догнать!
Лишь остались два цыплёнка,
На песочке загорать.
Возвратились три гусёнка,
Стала девочка считать:
Три гусёнка,
Два цыплёнка -
Вот теперь их снова пять!

книги АРИФМЕТИКА изд.ОМЕГА

В детском садике детишки-
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз!-несется с горки Петя.
Два!-за ним летит Ванюша.
Три!-на карусели Ксюша.
А четыре!-в доме Коля.
Пять!-стоит с ведерком Оля.
Шесть!-с мячом играет Митя.
Семь!-с коня слезает Витя.
Восемь!-с куклою Наташа.
Девять!-рядом скачет Маша.
Десять!-по дорожке Федя
Едет на велосипеде.
А теперь наоборот:
Десять!-на велосипеде
По дорожке едет Федя!
Девять!-бойко скачет Маша.
Восемь!-c куклою Наташа.
Семь!-с коня слезает Витя.
Шесть!-бросает мячик Митя.
Пять!-ведерком машет Оля.
А четыре!-в доме Коля.
Три!-на карусели Ксюша.
Два!-с горы летит Ванюша.
Раз!-внизу хохочет Петя.
Нет дружней ребят на свете!

Бабка-ёжка,
Костяная ножка.
По улице шла,
Красну денежку нашла.
Побежала на лужок
И купила пирожок.

На забор уселась галка.
Начинается считалка:
раз, два, три, четыре, пять!
Буду всех ребят считать:
Юлю, Мишу, Свету, Колю,
Петю Иру, Витю, Олю...
Если я считать устану,
На минутку перестану.
Помолчу, передохну
И опять считать начну.

Пять Домовых

Пять веселых домовых праздничною ночью
Разгулялись чересчур, расшалились очень.
Встав на цыпочки, один закружился в вальсе,
А второй споткнулся и - нос себе расквасил.
Третий прыгал до небес, с неба звезды цапал,
А четвертый топал как мишка косолапый.
Пятый пел до хрипоты песенку за песенкой...
Этой ночью домовым очень было весело!

по мотивам англ.фольклора В.Егоров

"Считалка для мышки"

Раз, два,
Три, четыре.
Сосчитаем
Дыры в сыре.
Если в сыре
Много
Дыр,
Значит,
Вкусным будет сыр.
Если в нем
Одна
Дыра,
Значит, вкусным
Был
Вчера

Проказник-поросёнок

Поросёнок был весёлым,
Он на дудочке играл,
А на праздник наш проказник
Под гармошку танцевал.
Раз, два,
Раз, два, три.
Ты за мною повтори,
А научишься считать-
Будем вместе танцевать!

Поросёнок наш учился,
Даже в школу он ходил.
Был прилежным, не ленился
И друзей своих учил:
Раз, два,
Раз, два, три.
Ты за мною повтори,
А научишься считать-
Будем вместе танцевать!

Красный шар один у нас-
Это раз.
Два зелёных, посмотри, -
Это два, и это три.
На четыре, пять и шесть-
Три голубенькие есть.
Жёлтый с розовым подбросим -
Это семь и это восемь.
Синий - девять, белый - десять.
Где же нам шары развесить?
В небе радуги играют -
Малыши шары считают.

(Обратный счет.)
Я с ужасным нетерпеньем
Жду-когда же день рожденья!
Чтобы легче было ждать,
Я начну деньки считать:
Ровно через десять дней
Встречу я своих гостей.
А пока возьму ведерко,
Из песка построю горку.
Вот и ночь- устал я бегать,
А деньков осталось девять!
В зоопарке были мы,
Там жирафы и слоны.
Посмотрели на зверей,
И осталось восемь дней!
Мы у бабушки гостили,
Мурку с Жучкой угостили.
Рада бабушка нам всем!
Дней осталось ровно семь!
Во дворе у нас с утра
В мяч играет детвора.
Дома я не мог сидеть-
И деньков осталось шесть!
А потом еще с братишкой
Целый день читали книжки.
От шести один отнять...
И деньков осталось пять!
Собрались мы за грибами:
Братец, я и мама с папой.
Этот гриб я сам нашел!
Ждать четыре дня еще...
Мне и брату целый день
Маме помогать не лень.
Так прошел еще денек,
И три дня остался срок!
В парке с братом я гулял,
Змея в небо запускал,
Удержал его едва!
А деньков осталось- два!
Утром я расставил сам
Все игрушки по местам.
Все! Ура! Приходит срок-
Остается лишь денек!
Вместе с мамой мы вдвоем
Торт огромный испечем.
Добавляем сахар, соль...
А деньков осталось- ноль!
Наконец-то день рождения!
И подарки, угощенье!
Все поздравили меня-
И друзья, и вся родня!
И теперь я твердо знаю:
Больше я не заскучаю.
Мне помог обратный счет-
Просто счет наоборот!

Многие родители знают: основа речи во многом определяется тем, как часто мы общаемся со своим малышом и какой характер имеет это общение. Считалочки - универсальное средство развить у ребёнка не только грамотную речь, но и чувство ритма. Игровая форма и ненавязчивость процесса обеспечивают интерес к обучению детей разных характеров и темпераментов. Считалка как жанр представляет собой небольшой стишок, форму жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. В организации считалки очень важен ритм. В статье рассмотрим считалки как для самых маленьких слушателей - малышей до года, так и для подросших детей 2–3 лет, в текстах которых используется счёт.

Подборка считалок для малышей до года

Для малышей до года тексты считалочек максимально просты и ритмичны. При этом хорошо производить какие-либо действия рядом с ребёнком: поначалу хлопать в ладоши, в дальнейшем - «считать» любимые игрушки малыша. Это будет отличная тренировка не только памяти, но и ритма младенца.

Для детей до года считалочки совмещаются с прихлопываниями

Примеры считалочек:


Разнообразные считалки и короткие стихотворения хорошо развивают память малыша.

Считалки для детей 1–2 лет

С годовалого возраста малышей постепенно нужно знакомить со счётом, начиная с 3–4 цифр, постепенно доведя до 10. Также 1–2 года - период, когда ребёнок начинает повторять считалки вслед за взрослыми: сначала окончания фраз, а затем и полностью стишки. Считалочки для детей этого возраста рекомендуется брать не слишком длинные, особенно важно во время чтения делать паузы перед последним словом в каждой строке. Так в игровой форме ребёнок будет постепенно запоминать текст.

Годовалые малыши с помощью считалок осваивают свои первые цифры

Примеры считалок с использованием счёта:



Пальчиковые считалочки и игры развивают мелкую моторику и речь ребёнка в их единстве и взаимосвязи.

Считалки помогают детям приобретать знания об окружающем мире. Ребёнок легко воспримет рассказ о животных, если он будет оформлен в «считалковую» рифму:


Растительный мир также «поддаётся» изучению через считалки:


Не только объекты природы можно изучать с помощью считалочек, они прекрасно подойдут для запоминания цветов:


Видео: песенка-считалочка (счёт до 5)

Видео: девочка рассказывает считалку про пальчики

https://youtube.com/watch?v=DBXzl2217QE Video can’t be loaded: Детская считалочка устами ребенка. (https://youtube.com/watch?v=DBXzl2217QE)

Подборка считалок для детей 3 лет

Дети трёх лет уже сами могут проговаривать несложные считалки - главным образом те, которые они выучили в 2 года. Но родительское участие по-прежнему важно, теперь взрослые могут рассказывать ребёнку более сложные тексты. Постепенно малыш запомнит и их. В этот период взрослый может просто приговаривать или напевать текст, а ребёнок сам производит считающие движения рукой и по возможности «помогает» в тех эпизодах, где идёт счёт.

Трёхлетние дети «помогают» родителям рассказывать считалки

Примеры считалок для трёхлетних малышей:


Трёхлетние малыши отлично копируют интонации и жесты взрослых при чтении считалок и стихотворений

Если ребёнок уже знаком или в данный период знакомится со сложными числами - двухзначными и трёхзначными, считалки помогут ему в игровой форме закрепить новые знания:


Немного особняком стоят считалки, состоящие из «абракадабры» - слов, не существующих в природе. Но их также стоит изучать и рассказывать ребёнку, ведь такие считалки развивают память (запомнить слово без привязки к образу труднее), а также, благодаря специфическому набору звуков, активно тренируют дикцию малыша.

1.
2.
3.
4.

Арифметика и математика для малышей - скучные науки. А учить-то ребенка основам счета все равно надо! А как это сделать, если маленький непоседа не готов просто сесть и выучить цифры? На помощь придет игра, то есть арифметика в игровой форме - детские считалки.

Считалка для детей - произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка).

Для того, чтобы определить ведущего в игре или выбывающего, всегда использовались детские считалки. Но считалки не всегда были детскими веселыми и задорными стишками. Их появление уходит в стародавние времена, времена язычников: охотники тогда верили, что при пересчете убитой дичи они навлекут неудачу на последующие охоты.

В настоящее время детские считалки активно используются как малышами, так и довольно взрослыми детьми в коллективных играх. Считалки для детей 4 лет - это коротенькие стишки с основами счета, которые применяются для выбора ролей в любой из игр. При этом количество участников игры не важно.

Считалки для детей дошкольного возраста развивают не только способности считать, но и другие важные качества:

  • правильную речь и дикцию;
  • память и внимание;
  • фантазию (особенно, если дети сами придумывают считалки);
  • основы русского языка и правильность произношения;
  • чувство ритма;
  • способность подбирать рифму;
  • считалка помогает определить роли в командной игре.

Даже, если участников игры всего двое считалка помогает понять, кто будет играть свою роль. Считалки для детского сада особенно нужны: так как в командной игре участвует много детей, только детская считалка поможет распределить роли.

Считалки для малышей, для детей 3-4-5-6 лет

Считалки для детей 3 лет, 4 лет - это коротенькие стишки, направленные на развитие речи и памяти. Их также можно использовать в . Подобные считалки для малышей формируют понятие рифмы и приучают к русскому языку. Детские считалки направлены на лучшее запоминание стихотворной формы арифметических действий (всем известная "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять...).

Кроме того, детские считалки формируют у детей элементарное понятие простейшего математического счета. Особенно полезны считалки для детей 4 лет, для дошкольников, так как именно в такой форме хорошо запоминается у них счет. Да и еще и память тренируется.

Считалки на водящего

Считалки на водящего - это коротенькие забавные стишки, которые определяют, кто из команды будет главным, кто будет "водить" или искать. Их можно использовать для командных игр типа "Прятки", "Салки", всевозможные "догонялки". Считалочки для детей бывают не только совсем детские, но и для более старших ребят, например, школьников.

Считалки на выбывание

Считалки для детей 5 лет уже несут другой смысл - выбор водящего или выбывающего из игры. Подобный рифмованый стишок может даже не иметь смысла, а быть простым набором слов или веселых звуков. А вот у считалок для малышей смысл другой - познакомить ребенка с рифмой и ритмом.

Представленные ниже считалки для детей в детском саду могут быть использованы в командных играх.

Считалки "Я иду искать..."

Считалки для игры в прятки просто необходимы, чтобы дать время детям спрятаться, пока "вода" будет считать. Их можно использовать как в детском саду, так и в школе.

Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.

Считалки для детей

Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили считалки.

Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…». Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу) и используйте их в своей обычной семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход в игре. Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.

Виды считалок

Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки

Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.

Пара отходит в сторону и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.

Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам. Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»

Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:

-«Конь вороной или барабан заводной?

— Бочку с салом или казака с кинжалом?

— Шар тесать или по воде плясать?

— Шар катить или воду лить?

— Коней кормить или печи топить?

— С неба стрельца или с земли молодца?

— Дома быть или по морю плыть?

— Сольвья или воробья?

— Шапки или фуражки?

Наливное яблочко или золотое яблочко?

— Сундук денег или золотой берег?

— Травки – муравки или золотой булавки?

— Лисицу в цветах или медведя в штанах?

— Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»

При чтении считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе. Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда с радостью используете свои собственные считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать:). Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки, развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.

Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития. Ведь способности малыша проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного. Создать сам, причем с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).

Второй вид считалок. Заумные считалки.

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь. Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет. А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя, как нужны ему игры со словами.

Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:

«Эна деу рики факи,
Торба, орба, онба, смаки,
Деу-деу, косметеу,
Смаки бакас!»

Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!». А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет. Почему? Потому что в детстве у любого ребенка — период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами. Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.

8 заумных считалок для детей.

«Эны доны трынка нели,
Мисли масли кумпа тели,
Кумпа а
Кумпа бэ
Мисли масли
Кумпа те!»

«Эгэдэ пэгэдэ
Цугэдэ мэ.
Абэн фабэн
Домэнэ,
Икэ пикэ
Грамэникэ,
Дон зон,
Заяц вон!»

«Эники – беники,
Ели вареники,
Эники, беники,
Ба!»

«Лынзы, двинзы,
Тринзы, ланзы,
Пяту, лату,
Пыхтум, быхтум,
Девять, штык».

«Янзы, дванзы,
Три каланзы,
Пята, сота,
Ты красОта,
Стебень, дубень,
Маков крест».

«Эне-бене-рики-таки,
Тюль — буль-буль – калики – шваки,
Деу-деу-кишмадеу.
Бац!»

«Эне-бене – рез,
Финтер-финтер жес,
Эни-бени – раба,
Финтер-финтер жаба!»

Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.

«Ази, двази,
Тризи, ризи,
Пята, лата,
Шуби, руби,
Дуби, крест».

История заумных считалок

Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.

Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.

Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.

Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!

Третий вид считалок: считалки — числовки

Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами . Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример несколько таких считалок.

«Раз, два – голова,
Три, четыре – платье шили,
Пять, шесть – хлеб – соль есть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять — муку весить».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал!»

Интересная история этой считалки: история считалки про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются. Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон»

А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.

«Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет».

«Раз, два – голова.
Три, четыре – прицепили.
Пять, шесть — сено везть,
Семь, восемь – сено косим.
Девять, десять – деньги весить.
Одиннадцать, двенадцать –
На улице бранятся, в избе ссорятся».

Четвертый вид считалок – считалки – заменки.

В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.

«Стакан, лимон-
Выйди вон!»

«Под горою у реки
Жили гномы – старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!»

«Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты – баты, три рубля.
Аты –баты, кто выходит?
Аты – баты, это я».

«Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет-скачет по полям,
Тут и там,
Тут и там.
Где проскачет он-
Выходи из круга вон!»

«Яблочко катилось вокруг огорода.
Кто его поймал, тот воевода стал.
Слышал, вышел, вон повышел».

«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди –
Кто не верит – выходи».

«Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С.
Буква С не подошла –
Выходи на букву А.
Буква А ушла в кино,
Выходи на букву О.
Буква О кончается –
Игры начинаются».

Часто в считалках предлагается выбрать из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:

«На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей».

Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.

Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» 🙂

«Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся, говори поскорей»

Еще одна считалка, и тоже из моего детства:

«Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
Приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай».

Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число- число 8 – тот выходит из круга.

А в конце статьи — известная современная песенка — считалка «Мы делили апельсин». Приятного просмотра!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"



Загрузка...