paradisemc.ru

Дошкольное образование в разных странах, или почему у нас не любят ябед. Детские сады за границей

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенных и эффективных дошкольных систем образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования для своих детей. Именно поэтому дошкольное образование за рубежом подчеркивает необходимость создания оптимальных условий для того, чтобы каждый ребенок мог уже с детства раскрыть потенциал и определить те направления, в которых он может достичь наибольших успехов.

Главные особенности дошкольных образовательных систем мира

Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей. Наибольший педагогический потенциал имеется в ДОУ стран с богатой историей и традициями. Проанализируем несколько стран и систем дошкольного образования в них:


Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.

Популярные страны с детскими садами

Какое дошкольное воспитание за рубежом самое популярное? Как правило, при выборе дошкольных учреждений родители руководствуются принципом дальнейшего закрепления ребенка в стране и продолжение его обучения в школах и вузах. Иначе говоря, родители выбирают систему образования определенного государства, а первым шагом и являются учреждения дошкольного образования.

Таким образом, наиболее популярными странами являются США, Великобритания, ряд европейских стран и, при необходимости, развитые страны Азии — Китай или Япония. Если родители хотят, чтобы ребенок недорого проходил обучение в европейских ДОУ и при этом имел возможность регулярно отдыхать на море, их выбором может стать дошкольное образование в Болгарии (одно из наиболее дешевых по Европе), или же дошкольное образование в Португалии.

Часто родители делают выбор в пользу дошкольного образования в Турции, поскольку учебно-воспитательная программа мало чем отличается от европейских стран. Особое внимание уделяется музыки, чтению и грамоте, дети постоянно ходят в театры, кино, а воспитатели и педагоги часто проводят тематические занятия и костюмированные мероприятия. В Турции нет общеобязательных программ обучения по определенным предметам.

В качестве альтернативы предыдущему варианту, родители часто выбирают дошкольное образование в Израиле. Система воспитания детей основывается на определении границ дозволенного и создании приятной, дружеской и теплой атмосферы, в которой проходит обучение и развитие ребенка. Основа воспитания — взаимоуважение и понимание, поэтому в детских садах нет наказаний.

Преимущества и сложности обучения детей за рубежом

Преимуществ у современного дошкольного образования за рубежом множество. Среди наиболее весомых можно выделить:

  • Адаптация ребенка к иностранной культуре. Впоследствии, если ребенок будет продолжать обучение в стране, не потребуется много времени для его ассимиляции.
  • Возможность легкого поступления в школу. Ребенок уже отлично будет знать иностранный язык и будет полностью ознакомлен с начальной программой обучения в зарубежной школе.
  • Возможность ознакомиться с культурой и бытом другой страны. Сюда же можно отнести возможность путешествовать по стране.
  • Стоимость обучения. Она во всех случаях меньше, чем обучение в отечественных ДОУ. Так, в Швеции малоимущие семьи могут не платить за обучение ребенка в детском саду, обучение в Израиле стоит около 75 шекелей в месяц (чуть больше тысячи рублей), государственное дошкольное образование Греции полностью бесплатное, а в Латвии стоимость обучения составляет около 200 лат (около 8 тысяч рублей в месяц).
  • Возраст обучения. Практически во всех странах мира установлены одинаковые возрастные рамки — дети могут начинать ходить в школу с 2.5-3 лет, а выпускаются с детских садов в возрасте 6-7 лет.
  • Возможность бесплатного образования. В ряде европейских стран дошкольное образование полностью бесплатное (например, во Франции, Норвегии, Швеции, Австрии, Болгарии дети бесплатно учатся в детских садах по собственному желанию).

Несмотря на существенные преимущества, у зарубежного дошкольного образования имеются и свои недостатки:

  • Рекомендуется знание зарубежного языка. Это не является существенным недостатком — ребенок будет изучать язык наравне с другими детьми. Однако для базовых коммуникативных навыков и возможности общения с другими людьми рекомендуется наличие хотя бы начального уровня владения языком.
  • В случае, если родители захотят обучать ребенка не в муниципальных и государственных ДОУ, а частных, стоимость может быть высокой — так, в США образование в частных садиках может стоить до 30 тысяч долларов в год. Аналогична ситуация и с другими странами.
  • Возможные адаптивные проблемы. В случае, если ребенок поступает в зарубежный ДОУ в позднем возрасте (6-7 лет), могут возникать коммуникативные проблемы. Данный недостаток легко устраняется специалистами (педагогами и психологами), которые работают в детских садах.

Какие документы нужны детям для обучения за рубежом?

Как правило, в зарубежных странах не требуют такого огромного пакета документов, как в отечественных странах. Мы уже отмечали, что в Германии для обучения в садике вообще не требуются никаких документов, а для обучения во Франции с ребенка и его родителей требуются только самые главные документы — прививочные сертификаты (столбняка и коклюша, а также БЦЖ) и справка из отечественного садика о том, что ребенок уже был на обучении (другими словами, социализирован). В других странах могут потребовать и другие документы, однако чаще всего перечень состоит из этих двух бумаг.

Он снял множество устаревших норм и запретов, которые использовались с 60-х годов прошлого века, и совсем не учитывали особенностей современного образа жизни.

Однако, вокруг новых правил вспыхнули эмоциональные споры. Одни увидели в этом позитивные перемены, движение к европейским нормам, массу выгод для детей, родителей и персонала. Других возмутило, что требования к садам теперь будут недостаточно строгими. Они даже разглядели в этом потенциальные опасности для ребенка.

сайт решил узнать, как воспитывают детей в странах, где подобные свободные нормы действуют уже давно. Счастливы ли дети в этих условиях, довольны ли родители?

Мы опросили восьмерых наших соотечественниц, которые живут и воспитывают детей за рубежом. Их рассказы подтвердили: хорошим садик делают не строгие правила, а уважение к личности ребенка.

Особенности детских садов в Германии

Чтобы попасть в германский садик, родителям приходится немало похлопотать. Зато ребенок здесь воспитывается в максимально уважительной обстановке. Его научат, как отстоять себя перед старшим, помочь младшему. Как найти компромисс, помириться после ссоры, как выразить свои эмоции, уважая других. А после выпуска повзрослевшие малыши идут в свой первый самостоятельный — без родителей — поход с ночевкой.

Как устроены детские сады в Швеции

Шведское воспитание детей устроено по принципу: «У ребенка должно быть детство». Дошколят не пытаются интенсивно развивать, не пичкают информацией, не оценивают их достижения и уровень интеллекта. Зато делают все, чтобы малыши росли здоровыми, научились дружить, уважать и заботиться друг о друге.

В шведских садиках дети почти все время проводят на свежем воздухе. Если погода хорошая, на улице даже спят. А прогулка состоится даже при плохой погоде.

Как устроены детские сады в Дании

В садиках Дании стараются готовить детей не к школе, а к жизни в обществе: дают свободу и учат уживаться друг с другом.

Главный принцип датских садиков: «Мы счастливы потому, что мы вместе!». Самая распространенная разновидность занятий — когда дети с воспитателями усаживаются на пол и беседуют о самых разных вещах.

В детских садиках Дании детям стараются обеспечить максимум самостоятельности: их могут приобщать к приготовлению еды, к оформлению детской площадки, позволяют помочь на ферме или в мастерской, если сад загородный.

Как устроены детские сады в США

Американские детские сады — удовольствие не из дешевых, даже при том, что многие родители предпочитают услуги няни, а не детский коллектив.

Но, даже если ничего сверхъестественного не произошло, родители регулярно получают подробные отчеты о том, что делал ребенок, в каком был настроении, с кем играл, как себя чувствовал, и тд.

Интересно, что дети спят днем в одежде и обуви на специальных матрасиках, просто на полу. Это объясняется соображениями безопасности: чтобы в случае экстренной ситуации можно было оперативно эвакуировать детей.

Особенности детских садов в Нидерландах

Декретный отпуск в Голландии всего три месяца. Но этот момент компенсируется тем, что родители маленького ребенка могут работать неполный день, причем, как мама, так и папа. Поэтому ходить в садик по вторникам и четвергам — это нормально.

Кроме того, если оба родителя работают, государство частично оплачивает садик для малыша.

Как и во всех европейских садиках, в детских садах Голландии не пытаются научить детей читать, а предпочитают знакомить их с миром и прививать навыки самообслуживания. Воспитатели дружелюбны и к детям относятся с уважением.

Как устроены детские сады в Бельгии

Бельгийские садики, как и все детские сады в Европе, поощряют детскую свободу и не перегружают детей излишним контролем. Но, вместе с тем, рано приступают к обучению. То, что мы называем детским садом, в Бельгии — это школа для малышей, куда идут совсем крохи.

Впрочем, ни родителей, ни детей это не смущает, и бельгийское образование по качеству считается одним из лучших в Европе.


Особенностидетских садов в Израиле

Воспитание детей в Израиле известно мягкостью и практически вседозволенностью. Ребенка в израильских семьях считают чуть ли не центром Вселенной, и главное для родителей — обеспечить его счастье и благополучие.

Однако, при этом оплачиваемый декретный отпуск здесь длится всего 14 недель, то есть 3.5 месяца. Поэтому детей в ясли отдают уже с трех месяцев.

Есть и другие особенности воспитания, которые естественны для израильтян, а с нашей точки зрения могут выглядеть странными.

Как устроены детские сады в Южной Корее

Южнокорейские мамы не боятся отправлять в садик трехмесячного грудничка на общесадовском автобусе.

А южнокорейские дети с пеленок учат английский и спокойно едят на обед богатую специями традиционную пищу.


Довольно часто можно услышать негативные отзывы о детских садах и очень редко хорошие. Родители нынешних детей очень начитаны, эрудированны, много знают о раннем развитии, водят детей в детский центр , и их не удовлетворяет устаревшая система образования. К сожалению, она почти не изменилась со времён СССР - такой же авторитаризм, нет индивидуального подхода к детям. Много детей в группах, отвратительное питание. Частные детские сады конечно на порядок лучше, но не каждому по карману. А как за рубежом? Как там обстоят дела?
В США родители стараются воспитывать детей дома, без садиков. Детские сады популярны только среди рабочих семей. Садов большое количество на разный вкус и место найти не проблема. Каждый сад специализируется на чём- то одном: одни сады развивают художественные способности, другие занимаются интеллектуальным развитием. Есть сады, в которых только показывают мультики. Детские сад обходится родителям около 1000 долларов. Есть одно правило для всех садов: один педагог занимается с малышами от 2,6 до 5-ти лет не больше чем с пятью детишками, а в яслях только 2 малыша на одного воспитателя.
В Японии сложно попасть в детский сад, распределением детей занимается мэрия. За один и тот же праздник платят по-разному,оплата зависит от дохода семьи. Цена от 20 долларов до 400 и выше. В группе до 20-ти детей и один воспитатель. Старше 3-х лет дети уже занимаются спортом танцами. Играют на музыкальных инструментах. В их садиках нет игрушек, и они не спят. Детей забирают в 2 часа. Продлёнка за отдельную плату. Здесь малышей закаляют, не перегревают. Обеды детям не готовят, еду приносят с собой. Что же касается коллектива, то здесь личностей не существует и если ребёнок проявляет свои лидерские способности, то ему объясняют, что он не лучше других.
В Германии принимают в садики от 3-х лет. Оплата колеблется от 60 до 400 евро в месяц. Здесь в детских садах в основном смешанные группы, это приветствуется и считается, что старшие учатся заботиться о младших, а младшие берут пример со старших. Часто дети с ограниченными возможностями ходят в детские сады с полноценными детьми, чтобы они не чувствовали своей неполноценности, а их сверстники учились толерантности, сострадания. Подготовки к школе здесь как таковой нет.
Во Франции в детских садах есть каникулы - четыре раза в год. А по средам у них выходные. В такой день дети должны посещать кружки. Дети спят в той же одежде, в какой и гуляют. Завтраки с печеньем и молоком запрещены - они способствуют ожиренью. Плата - 1000 евро в год.
В Китае оплата за сад - от 80-ти до 320-ти долларов в месяц. Берут в детский сад от полутора до 2-х с половиной лет. Режим похож на наш. Учебная нагрузка большая, дети учатся читать, считать с 3-х лет. Дети двигаются мало, подолгу сидят за столами и играют настольными играми.
Особенность Шведских садов - дети много времени проводят на улице. Грязный ребёнок - счастливый ребёнок, считается в Швеции. У каждого ребёнка есть специальная одежда, в которой они могут сидеть валяться в песке, в лужах. Здесь есть сады, в которых дети зимой спят на улице в спальных мешках. Дети, которые ходят в такие сады меньше болеют. Шведы с раннего детства учатся беречь природу. Для детей иностранцев нанимают воспитателя-переводчика. Здесь не обращают внимание на то, какого пола ребёнок. В Швеции не принято много учитьтся, а принято много гулять, чтобы не отнимать детство у ребёнка.
В Турции много внимания уделяют изготовлению подделок, открыток, но учёбе внимания уделяют мало, совсем не учат грамоте и счёту. Питания приносят родители.
В Египте 40 детей в группе и больше. Ограничений по количеству нет. Ежедневно дети поют гимн страны по утрам. Воспитатель только один. Игрушек в саду нет - дети приносят свои. Еду также приносят с дома.

Продолжаем рассказ о том, как устроена жизнь в заграничных детских садах. Во второй части нашего обзора вы узнаете про нравы и обычаи бельгийцев, испанцев, шведов, англичан и ирландцев.

Прием в сад. До 2,5 лет дети посещают ясли, после 2,5 – идут в школу. Для приема детей есть определенные даты. Обычно это первые учебные дни после каждых каникул. В группе до 15 детей. С ними занимаются 1 постоянный воспитатель, 1 приходящий и преподаватель физкультуры.

Гуляют в бельгийских детских садах много и в любую погоду, даже в дождь и снег. Во время прогулки дети предоставлены сами себе, воспитатель просто присматривает, чтобы по возможности обошлось без драк и серьезных травм.

На обед дети собираются в общей на весь сад столовой, достают принесенные из дома напитки и бутерброды и едят. В некоторых учреждениях есть горячее питание за отдельную плату. Еду готовят централизованно, своих кухонь нет.

После обеда в центре игровой комнаты устанавливают раскладушки. Спят, кто где захотел. Если ребенок не хочет спать – играет в другой комнате с воспитателем.

Конечно, родителей предупреждают, что детей с повышенной температурой приводить в школу нельзя. Но если такого температурящего малыша все-таки привели, никто выгонять его и читать родителям нотации не станет. Карантинов здесь тоже не объявляют.

При приеме в сад никаких медосмотров и справок. Для детей работающих родителей предусмотрены ночные и вечерние детские сады. В группе до 20 детей. Их «обслуживают» 3 воспитателя. Деления по возрасту нет, группы разновозрастные. Детей делят по возрасту только во время занятий.

Все дети гуляют вместе. Никаких отдельных площадок для групп! Прогулка в шведском детском саду – это главное. В теплые солнечные дни на улице и едят, и занимаются, и даже спят! Дождь и снег, сильный ветер прогулке не помеха. Время гулять – всех выгоняют на улицу. Потому от родителей требуют надевать на ребенка что-то удобное и непромокаемое. Весной обязательны резиновые сапоги, прорезиненная куртка и штаны.

Резиновый рай

Еще бы! Детям на прогулке разрешается все: возиться в луже, грязи, съезжать на попе с горки, ползать в песочнице, перекатываться в траве.В раздевалке есть сушилка, где все это хозяйство обычно и сушится. Обычно резиновая одежда для прогулок оставляется в группе, а приводят ребенка в сад и забирают из него в чем-то другом.

Кроватей нет, вместо них – матрасы и одеяла. Спать детей не укладывают. Тихий час по-шведски – это слушание сказок или тихие игры, занятия лепкой с воспитателем. Если малыш задремлет – его уложат на матрасик.

Что до болезней, то здесь и гадать не надо: сопли, кашель, даже невысокая температура не повод оставлять ребенка дома.

Посещать детское учреждение ребенок может с 3 месяцев. С 3 лет детей принимают уже не в детский сад, а в школу. Учебный год начинается 1 сентября и надо подать заявку именно до этой даты. Причем подавать ее можно только в тот год, когда малышу исполняется 3 года. Если малыш родился 2 сентября, в этом году ему ничего не светит, он пойдет в сад только в следующем году. Хотя учебный год начинается 1 сентября, для каждого ребенка дата первого посещения устанавливается индивидуально: учитывая трудности адаптации, воспитатели наполняют группу постепенно. В группах обычно 8-15 детей. До 1,5-2 лет на каждых 3 детей приходится по 1 взрослому, с 3 лет – 1 взрослый на 5-8 детей.

Работают детские сады круглый год, с утра до вечера. Каникул нет.

Считается, что после года дневной сон необязателен. Но на всякий случай в игровой комнате в уголке кладут коврик, куда маленький соня всегда сможет прилечь. Сменной обуви в английских садах не требуется. Все ходят в уличной. В одной комнате дети и играют, и едят. Детям спокойно могут предложить на обед картошку-фри или гамбургеры. В некоторых садах еду просят приносить с собой из дома, так как в саду малышу могут предложить только фрукты, сладости и молоко.

И опять-таки с 3 лет практикуется сон по необходимости. Малышей уложат в кроватки, если воспитатели увидят, что они клюют носом, а после 2 лет ребенок может прикорнуть на матрасике, уложенном на полу. И никаких переодеваний! Спят в той же одежде, в которой ели и играли. Кашель, насморк – ребенка все равно ведут в сад. С дисциплиной строго: даже из-за 5-минутного опоздания родители должны написать объяснительную записку. Если хочется несколько дней подержать ребенка дома, придется писать официальное письмо администрации сада, и гарантии, что такое разрешение будет получено, никто не даст.

Ирландия

В ясли принимают грудничков, с 4 лет ребенок посещает школу. В группе 6-12 детей, за ними присматривают 1-3 воспитательницы. Чем младше дети, тем больше взрослых.

Гуляют все дети вместе, разделения на площадки для отдельных групп нет. Но гуляют только в хорошую, то есть недождливую погоду. Сменной обуви нет. Если на улице грязно, дети ходят в группе просто без обуви. Водят в сад малышей и с кашлем, и с соплями, и с повышенной температурой. Исключение составляют ветрянка, отит и инфекции глаз вроде конъюктивита. С ними вход в сад запрещен. Еду заказывают «на стороне», в саду ее только подогревают. Потому кормят детей полуфабрикатами. А в группах обязательно есть телевизор, перед которым дети проводят довольно много времени.

На улицу выходят в том, что дети смогли сами на себя натянуть. Так что дети зимой могут оказаться на прогулке без шапок или курток. Считается, что так их закаляют. Тем более, что родители не возражают.

Еще одна особенность ирландских садов – воспитатель не имеет права зайти с ребенком в туалет и – упаси боже! – вытереть ему попу. Родители узнают – обвинят в сексуальных домогательствах. Так что частенько детей до последнего водят в сад в памперсах, Лет до 3-4 – точно.

Детские сады принимают малышей с 4-х месяцев, некоторые – с 6-ти. Но, как правило, дети идут в детский сад после того, как исполнится 1 год. Для оформления нужно только принести справку о сделанных прививках. Если ребенок привит в соответствии с национальным календарем прививок, никаких вопросов не возникает.

Вариантов пребывания детей в детском саду несколько: с 9.00 до 12.00 без обеда, с 9.00 до 13.00 с обедом, с 9.00 до 17.00 с обедом и дневным сном, утреннее пребывание с 7:30 до 9:00.

В группе в среднем 15 человек, но чаще всего — 10 (кто-то болеет, уехал). На группу приходится 1 воспитатель и 2 помощника (нянечки или учитель английского). Группы делятся по возрастам с разницей в 6 месяцев. Государственные детские сады условно бесплатные: родители платят только вступительный взнос (примерно 70 евро). Частные детские сады платные, но пребывание в них ребенка даже в течение целого дня все равно обойдется дешевле, чем няня.

Медицинский персонал есть далеко не во всех детских садах, но детский сад обязательно заключает контракт с медицинской компанией и в случае чего эта компания придет на помощь.

Вести или нет ребенка с небольшой температурой в сад, зависит исключительно от самочувствия малыша. Если он бодр и активен, то в сад его отведут несмотря даже на сопли кашель. При этом можно попросить воспитателя, и он в течение дня проконтролирует состояние ребенка и будет мерить ему температуру. Если ребенок пропускает сад из-за болезни, родители предупреждают воспитателя или по телефону, или по электронной почте. Карантина в испанских садах нет. Если ребёнок заболел во время пребывания в группе, родителям приходит информационное письмо об этом и совет обращаться к своему педиатру при появлении соответствующих признаков.

В государственном детском саду после выздоровления малыша могут попросить предъявить справку от врача, в частном ее не требуют, так как даже если ребенок пропустил несколько дней, перерасчет не делается, но если ребенок обедает в саду, могут из общей суммы вычесть стоимость обеда.

Спят дети в той же комнате, где играют и едят. Кто хочет спать – устраивается на раскладной кровати в уголке комнаты, кто не хочет – бодрствует и играет тихонько вместе с воспитателем.

Детсадовское меню – это чередование рыбы, курицы или мяса, рагу с овощами, йогурт, фрукты. Оно утверждается на месяц и присылается родителям для ознакомления заранее. В начале учебного года (это сентябрь) родители заполняют анкету, в которой есть вопросы о том, какую еду и в каком виде любит ребенок, есть ли у него аллергия. Если ребенок посещает детский сад до обеда, родители дают ему с собой перекус – йогурт, печенье, фрукты.

Обратная связь

Воспитатель предложит ребёнку перекус и напишет в ежедневном отчете, что йогурт, например, не в почёте уже несколько дней. Такой отчет родители порой получают даже дважды в день: сразу после того, как малыша забрали домой — информацию, как ребенок поел и провел утро, например, если был вопрос о самочувствии, или рассказ об успехах, а позже — более емкое описание занятий в этот день сегодня с фотографиями.

Воспитатели очень внимательны к любой просьбе родителей. Например, если вы хотите приучить ребёнка к горшку, воспитатель будет предлагать малышу сесть на горшок и каждый день будет отчитываться об успехах. Заведующая и директор сада каждое утро встречают детей на входе, общаются с родителями, воспитатель часто целует малышей при встрече.

Система образования в США существенно отличается от того, к чему мы привыкли на родине. В Америке нет длительного декретного отпуска, поэтому малышей в детские сады отдают очень рано — иногда с шести недель. Причем разделения на ясли и детские сады нет. А уже с пяти лет ребенок обязательно должен посещать специальные группы при школе (kindergarten). Рассказом о системе дошкольного воспитания ForumDaily начинает серию материалов об образовании в США. Мы покажем все подводные камни и поделимся лайфхаками, как дать своему ребенку лучшее образование.

Недетский выбор

Изабелла Гальперин из Калифорнии искала садик для своей трехлетней дочки Шарлин достаточно долго. Хотела, чтобы он был недалеко от дома и — самое главное — чтобы ребенку в саду было хорошо. Их семья русскоязычная, но для Изабеллы было важно, чтобы дочка уже сейчас начала учить английский, нашла друзей и разговорилась. Поэтому она искала большой нерелигиозный американский садик.

Изабелла начала с просмотра отзывов о детских садах на Yelp .

“Я смотрела садики только с пятизвездочным рейтингом, читала отзывы в интернете о тех садах, что подходили по рейтингу и удаленности от дома. Если они были хорошие — ходила на обзорный тур. Так я побывала в шести или семи садиках. В одном из них даже видеокамеры стояли, чтобы родители в любое время могли удаленно смотреть, что делает их ребенок. Эта идея мне очень понравилась. Но в этом саду, к сожалению, не было места”, — рассказывает Изабелла.

В результате она нашла то, что искала — большой американский детский сад близко к дому, который работает по системе Монтессори. Перед тем как идти в садик, маленькая Шарлин выучила, как сказать по-английски, чтобы ее не толкали и что ей нужно в туалет. Сейчас она посещает садик два дня в неделю по три часа.

В группе Шарлин — 24 ребенка от 3 до 5 лет. У детей есть свое расписание и предусмотрен перекус. День ребенка делится на две части — занятия с учителями, во время которых детки садятся в кружок, поют песни, читают, учат буквы и цифры, и время для самостоятельных занятий, когда ребенок сам выбирает игрушку или развивалку по душе. Изабелле нравится, что в саду многое предусмотрено именно для для обучения: наряду с игрушками много развивающих материалов, а в перечне занятий есть даже самая настоящая география — с картами и сторонами света. Шарлин же больше всего понравился урок, на котором дети учили состояния тел: жидкое, твердое, газообразное.

В садике очень чисто, малыши сами убирают за собой, ставят все на место. На улице детей ждут безопасные и интересные детские площадки с горками и песочницей.

Правда, к садику Шарлин привыкла не сразу. Вначале сказывался языковой барьер — Изабелла часто замечала, как ее дочка стоит отдельно от всех детей и играет сама с собой. Но сейчас Шарлин уже освоилась: она разучивает песенки на английском и дружит с англоязычной девочкой.

Что из себя представляют садики в США

В США можно подобрать детский сад (day care) на любой вкус. Прежде всего они отличаются по размеру: есть маленькие, так называемые семейные, детсады (в них может быть всего 5-6 детей) и традиционные большие, где в одной группе около 25 человек.

Маленькие детские сады могут размещаться даже на территории частного дома. Их деятельность в обязательном порядке лицензируется.

Плюсы таких садиков: мало детей, а значит более индивидуальный подход, семейная обстановка, относительная дешевизна, многие из них рассчитаны на ту или иную диаспору (например, есть русские, китайские или французские садики). Минусы: как правило, академическая программа слабее, чем в больших сада, кроме того, в нем ребенку может оказаться тесновато — мало места, мало детей, нет разнообразного общения.

Большие сады располагаются в специально спроектированных для этого зданиях. Детей в них, соответственно, достаточно много. Как правило, в таких садиках детей принимают с пеленок — малыша можно оставлять уже с шести недель. Весь день они спят в специальных боксах. Памперсы, детские смеси, одеяла и все остальное должны принести родители. Столь ранний возраст приема детей обусловлен тем, что декретного отпуска в США практически нет. О трех годах по уходу за ребенком, к чему привыкли все в постсоветских странах, здесь можно забыть. В Штатах на работу нужно выходить через полтора месяца после родов, и многие американские мамы делают выбор именно в пользу работы.

Мария Оксюк, психолог по образованию, сейчас работает воспитателем в детском саду в Калифорнии. В ее группе — малыши полутора лет. “Им нужна не я, а мама, — делится Мария. — Как у матери у меня просто сердце разрывается, когда я вижу, как таким малышам трудно оставаться на целый день в незнакомой среде. Как психолог я понимаю, что, если в таком раннем возрасте отдать ребенка в сад, у него не сформируется привязанность к матери. По сути, получается, что для малыша главным взрослым становится воспитатель. В этом кроется, наверное, секрет такой “отстраненности” местных взрослых, и стремлении подростков побыстрее покинуть отчий дом. Например, я вижу двухлетнего малыша, которого мама приводит в семь утра и забирает в полвосьмого вечера. Вечером он уже не бежит к ней радостно навстречу — наоборот, несется прочь. Это такой синдром “отказника” получается”.

Не похожи американские сады на наши и в вопросе питания. В большинстве детских садов нет традиционных завтраков, горячих обедов и полдников. Их заменяет или еда, которую родители дают с собой в контейнере, или перекусы — пицца, картошка фри и фрукты. Некоторые сады, впрочем, иногда предлагают как опцию горячие обеды.

Также в американских садиках дети обычно спят не на кроватях, а на специальных матрасах, которые располагают на полу. При этом дети не раздеваются — считается, что они должны быть к готовы к разным чрезвычайным ситуациям и не тратить время на сборы. Кроватки предусмотрены только для самых маленьких. Однако в небольших частных садиках всех детей могут укладывать в кровати.

Кроме того, в США популярны садики, относящиеся к какой-либо религиозной общине. Есть, например, сады при католических церквях, хабады при синагогах. Как правило, они существенно дешевле обычных. Но чтобы отдать туда ребенка, нужно состоять в этой религиозной общине.

У Яны Бергер, русскоязычной иммигрантки из Израиля, трое детей. Своего младшего сына Аарона двух с половиной лет она отдала в хабад при синагоге. Это небольшой семейный детский сад в маленьком калифорнийском городке. “Я объездила массу садов: и Монтессори, и обычные, и русские, но остановилась именно на хабаде. Во-первых, он недалеко от дома, во-вторых, я чувствую, что воспитатели здесь работают не за страх, а за совесть. Аарон с удовольствием ходит в сад, а вечером воспитатели мне рассказывают, какой он у меня ангел. Конечно, материнское сердце тает от такого отношения к моему ребенку”, — признается Яна.

В хабаде дети также спят в одежде и обуви, кроме того им запрещено снимать обувь. “Как мне объяснили, если ребенок загонит в ногу занозу, вынуть ее никто не имеет права — это считается хирургическим вмешательством. Ну, и из-за землетрясений, которые часто случаются в Калифорнии, конечно”, — поясняет Яна.

Дорогое удовольствие

Отдавать или не отдавать ребенка в детский сад — решают родители, никаких специальных требований на законодательном уровне нет.

Детские садики в США, в основном, частные. Однако для семей с низким уровнем доходов (для трех человек таким считается $19 790 в год) предусмотрены и бесплатные сады по программе “Head start”. Даже в небольших городах, обратившись в местный департамент образования, можно найти бесплатный сад. Правда, даже если вы его найдете, это не значит, что сможете отдать туда своего ребенка — как правило, в бесплатные садики огромные очереди. Туда принимают детей практически с рождения и до пяти лет.

Если же доход семьи на доллар выше уровня бедности, на сад придется раскошелиться, и еще как.

Средняя стоимость частного сада для малышей от шести месяцев до трех лет в США — чуть более $11,5 тысяч в год, то есть около $1000 в месяц. Дети постарше (3-5 лет) обходятся родителям немного дешевле: $4-9 тысяч в год, то есть $300-800 в месяц.

Но это, конечно, «средняя температура по больнице». Ценник колеблется в зависимости от возраста ребенка, количества часов, которые он проводит в саду, типа садика и от штата, где вы живете.

Разница в стоимости садика, согласно данным Национальной ассоциации детского дошкольного образования, в среднем может быть весьма существенной: от $5,5 тысяч до $16,6 тысяч в год. В отдельных городах выходит еще дороже. Например, стоимость пребывания в детском саду в Бостоне или Сан-Франциско может достигать и 2200$ в месяц. Вот так выглядит список штатов с самыми дорогими садами в порядке убывания: Массачусетс, Нью-Йорк, Миннесота, Колорадо, Калифорния, Иллинойс, Вашингтон и Висконсин. Для сравнения — самые недорогие садики в Миссисипи ($4,6 тысяч в год), Кентукки ($6,5 тысяч) и Южной Каролине ($5,8 тысяч).

Всю информацию о стоимости садиков в вашем регионе, можно получить в специализированном агентстве Child Care Resource and Referral agency.

Но есть и хорошие новости. Сумму оплаты за сад можно списать с налогов. Если за год родители, которые учатся на дневном отделении или работают, потратили на садик более 3 тысяч долларов на одного ребенка или более 6 тысяч долларов за двоих и более детей, то они могут вернуть до 35% от потраченной суммы. То есть получается, что для получения налоговой льготы ребенку достаточно два-три месяца в году походить в сад на полный день, или полгода — на полдня. Только важно не растерять ежемесячные чеки.

Еще американские детские сады учат родителей организованности. При поступлении ребенка в сад родитель подписывает контракт, в котором оговорены в том числе и штрафы за опоздания. И штрафы немалые — от 15-20 долларов за двадцать минут.

Если через 20-30 минут после окончания рабочего времени сада ребенка не забрали, а до родителя никак не могут дозвониться, воспитатели вызывают полицию — полицейский приезжает с социальным работником. Последствия могут быть ужасными, вплоть до передачи вашего ребенка по суду в другую семью. Так что не опаздывайте.

Разные системы обучения

В американских детсадах встречаются разные системы обучения. Кроме обычных есть сады Вальдорф, сады Реджио-Эмилиа, сады Монтессори. Как правило, специализация детсада на цену не влияет, все дело в предпочтительном направлении развития именно для вашего ребенка.

Вальдорфские сады

Вальдорфская система, основанная на учении австрийца Рудольфа Штейнера, предусматривает индивидуальный подход к воспитанию ребенка. Детей обучают, включая их воображение и тягу к имитации, при этом не используются совершенно никакие тесты.

Эта система больше подходит детям с артистическими наклонностями. Ежедневная программа такого садика включает в себя разнообразные художественные занятия: рисование, лепку, музыку, кукольный театр, постановку маленьких пьесок, рассказывание сказок. Ребенок может свободно найти средства для художественного самовыражения. Среди прочего, школы и садики Вальдорф также ориентированы и на религиозное христианское воспитание.

Подход Реджо-Эмилиа

Сады Реджо-Эмилиа (название происходит от одноименного итальянского г орода, где зародилась педагогическая система) в основу системы обучения ставят проектный подход. Дети днями и месяцами исследуют части целого с разных сторон — например, море познается через исследование ракушки.

Система базируется на таких постулатах, как контроль самого ребенка за своим обучением и развитием, получение новых знаний с помощью исследования предметов и перемещения их в пространстве, множество путей самореализации ребенка (музыка, конструирование, рисование, рассказывание историй).

Детские сады Реджо-Эмилиа отличаются и своим оригинальным дизайном. Эти садики максимально далеки по внешнему виду от того, что предстает перед глазами при словах “дошкольное учреждение”. Скорее, это теплый гостеприимный дом со всеми его запахами и звуками, смешными картинками и коллажами на стенах. Воспитатели в таких садах являются не старшими наставниками, а соавторами и сотворцами, они постоянно учатся вместе с детьми, а порою — и у детей.

Система Монтессори

Самой популярной в США стала система Монтессори. Она была придумана итальянкой Марией Монтессори около ста лет назад и с тех пор существенно не изменилась. Суть метода в том, чтобы следовать за индивидуальным физиологическим графиком развития мозга ребенка, подбрасывая ребенку задачки с увеличивающимся уровнем сложности. С середины нулевых принципы Монтессори-обучения были включены в государственную школьную программу США.

На практике в таком саду детишки от трех до шести лет находятся в одном помещении, играют и учатся вместе. Это один из основных принципов Монтессори — имитировать деревенскую общину. Так младшие учатся у старших, а старшие привыкают чувствовать свою ответственность за свои действия перед малышами. Утром, в самое продуктивное для детского развития время, проводится несколько обучающих занятий, все остальное время дети играют сами с обычными игрушками и развивающими пособиями.

Имейте в виду, что в США товарный знак “Монтессори” не зарегистрирован, как это сделано в Европе и России. Это значит, что любой сад может в своем названии употреблять модную приставку Монтессори, закупив специализированные учебные пособия, но при этом быть далеким от принципов родоначальницы. Проверить, насколько детское учреждение действительно работает по системе Монтессори, можно, попросив у сотрудников лицензию AMS (American Montessori Society) или AMI (Association Montessori International of the United States). Если такой лицензии нет, но садик все равно нравится (дешево, близко, симпатичные воспитатели), не расстраивайтесь: поспрашивайте, где обучались воспитатели, есть ли у них представление о методе и вообще — “горят” ли у них глаза.

Как выучить в садике второй язык

США — многонациональное государство, и дети могут получить бонусы от этого положения вещей уже в раннем детстве. Все чаще и исконно американские родители, и иммигранты предпочитают отдавать детей в этнически ориентированные сады, например, русскоязычные иммигранты часто отдают малышей в Ребенок, с младых лет попавший в иную языковую среду, имеет все шансы вырасти билингвом — человеком, для которого родными являются два или три языка. Например, Forum Daily ранее рассказывал, . Кроме того, изучение иностранного языка, пусть и в игровой ситуационной форме, дает мощный толчок развитию мозга, стимулирует ребенка активней изучать окружающий мир во всем его многообразии.

Детская способность схватывать язык на лету дала толчок появлению множества билингвальных садиков. “Популярными” иностранными языками в США являются китайский и испанский. Соответственно, повышенным спросом пользуются и детсады с этими языками обучения. Так, китайский — очень сложный в изучении тональный язык — дается детям на удивление легко. Занятия проводятся носителями китайского, деткам поют песенки, читают сказки на китайском. Обычное неигровое общение идет, как правило, на английском языке. И не беда, если малыш не понимает ни того, ни другого — он не перепутает языки, а выучит с течением времени оба.

Русскоязычная Яна Динер из Калифорнии отдала свою четырехлетнюю дочь в китайский детский сад на полный день. “Дочка всегда рада туда идти утром и никогда не хочет уходить домой. Мы очень довольны: она всегда чистая, сухая, накормленная и довольная. И хотя основной язык у дочки русский, она уже говорит на китайском”, — рассказывает Яна. Еду дочери в садик Яна дает с собой.

“В месяц китайский детский сад нам обходится в $1300. В нашем регионе обычные американские сады стоят $1500-1700 в месяц. Так что еще и экономия получается”, — делится Яна.

На кого мы оставляем детей

Дошкольное образование в США — крупный кусок рынка труда. По данным 2012 года, в области ухода и образования детей до пяти лет заняты 2,3 млн человек. Около половины из них трудятся в детских садах, остальные — это няни, а также родственники и знакомые, которым платят за присмотр за детьми.

По данным Национальной ассоциации детских садов, многие работники садов не имеют специализированного образования , лишь чуть больше половины из них закончили какой- либо колледж. Справедливости ради стоит упомянуть, что и оплачивается их труд соответственно. Средняя заработная плата работника детского сада 10$ в час. В сущности, копейки.

Веронике Энт с первой попытки не удалось найти хороший садик в Сан-Франциско для своей двухлетней дочери, хотя никаких особых требований не было. «Мы искали обычный районный садик недалеко от дома. Но во время поисков я пришла в ужас: у воспитателей ни образования, ни нормального английского языка. Лицензии — непонятно какие. Словом, трудно найти что-то качественное, а списки ожидания в сады не заканчиваются”, — возмущается Виктория. В результате она наняла няню, но с нового учебного года все-таки планирует отдать ребенка в садик.

В принципе, уход и присмотр в американских садиках неплохой: до года на трех деток приходится один воспитатель, от года до двух лет — один воспитатель на четырех деток, а с двух лет и до старшей группы — один воспитатель на шестерых малышей.

Альтернативой садам может стать квалифицированная няня. Однако это не самый бюджетный вариант. В зависимости от выполняемых обязанностей (готовка, развоз по секциям, развивающие занятия) час работы няни стоит 12-20$. Приплюсуйте стоимость секций и кружков. Экономии не получается, но зато ребенок получает индивидуальный уход.

Пища для ума

Отдавая детей в сад, родители рассчитывают не только на их социализацию, но и на интеллектуальное развитие и подготовку к школе. Результаты исследования , проведенного в 2012 году доктором психологии Элиоттом Такер-Дроб из университета Техаса, говорят о положительном влиянии садов на умственное развитие малышей.

Психолог исследовал 600 пар близнецов. Первоначальное тестирование на умственное развитие проводилось в возрасте двух лет. Изучалось, посещали ли дети садик, насколько стимулирующим к умственному развитию было общение матери с детьми, также — анализировались их социально-экономический статус и расовая принадлежность. Окончательное тестирование по чтению и математике проводилось в возрасте 5 лет. Так как сравнивались именно близнецы, обладающие одинаковым набором генов и выросшие вместе, доктор Такер-Дроб смог выделить влияние окружающей ребенка среды на результаты теста.

Отчет гласит, что плохая домашняя обстановка влияет на умственные способности детей, не посещавших сады, гораздо больше, чем на детей, которые посещали сады. Другими словами, плохая домашняя обстановка становится для ребенка гораздо меньшей проблемой, если он ходит в сад. И даже если семья очень бедна, плохой садик лучше, чем ничего. Если же дома все хорошо, то для способности ребенка к обучению не имеет значения, посещает он садик или нет.

Конечно, для работающих родителей сад — отличный выход. Дети с удовольствием ходят туда, заводят новых друзей, учат иностранные языки и познают мир играючи. А для неработающих мам сад — это пара часов отдыха, возможность побаловать себя, при этом будучи уверенной, что ребенку тоже хорошо. И зачастую только финансовая сторона является решающей в вопросе, отдавать или не отдавать ребенка в детский сад в Америке.



Загрузка...