paradisemc.ru

Развитие ребенка после рождения. Календарь развития ребенка: чему учится ваш малыш каждый месяц от рождения и до года

Итак, в семье родился малыш. Счастливое событие! Теперь родителям предстоит осваивать новые для себя роли заботливых папы и мамы. И конечно, они будут внимательно следить за тем, как стремительно меняется их кроха. Как же происходит развитие новорожденного крохи после рождения по неделям и месяцам? Как он изменится к годику?

1 неделя

Конечно, ребенок пока еще далеко не красавец. У него могут быть припухшими личико и веки, красноватый (или желтоватый) оттенок кожи, беловатые гормональные прыщи на носике, форма черепа еще не сформирована и может казаться странно вытянутой, тело покрыто «пушком новорожденных», подкожный жир практически отсутствует, ручки-ножки находятся в гипертонусе и постоянно сжаты. Однако все эти проявления в ближайшее время пройдут (кроме мышечного тонуса – он уходит примерно к 4–5 месяцам), и малыш обретет свойственную всем младенцам умильность.

В норме новорожденный появляется на свет ростом 45–56 см и весом 2,6–4,6 кг. При этом в первые 3–4 дня происходит физиологическая потеря веса (она не должна превышать 10% от массы ребенка), а затем начнутся прибавки по 20–30 г за сутки.

Потовые железы начнут работать к началу следующей недели, а вот слезки появятся на 3–4 неделе. К завершению первых 7 дней должна высохнуть пупочная ранка.

Первые три дня у малыша выделяется стул новорожденных – меконий (густой, темно-зеленый, без запаха), затем он становится желтоватым, приобретает кисловатый запах. Ребенок может опорожнять кишечник после каждого кормления или 4–5 раз в сутки. При искусственном вскармливании стул грудничка имеет резкий запах, его частота ниже – до 2–3 раз в сутки. Мочеиспускание в начале недели происходит до 6 раз, к концу недели частота увеличится до 16–20 раз.

Сон занимает большую часть времени – до 20 или даже более часов в сутки, примерно по три часа с перерывами на кормление и непродолжительное бодрствование. Кушать в начале недели малыш может до 300 г (от 30 до 60 г за раз), к концу семидневки – до 400 г.

Как новорожденный ощущает новый мир? Конечно, не так полноценно, как взрослые. Слышит он намного лучше, чем видит. При этом реагирует только на резкие звуки, монотонные шумы воспринимаются им привычно, как в утробе матери. Видит ребенок только светлые и темные расплывчатые пятна. Если большой предмет расположен не дальше 20 см, кроха пытается за ним следить. А вот рассмотреть лицо мамы пока не удается, ее он распознает по голосу и запаху (обоняние у малыша уже присутствует, как и чувство вкуса).

Рефлексы новорожденных малышей

Рефлексы – это непроизвольные реакции на определенный вид раздражителя. По ним определяют, прежде всего, правильное развитие нервной системы малыша.

Перечислим основные рефлексы новорожденных.

  • Защитный (в положении на животике грудничок поворачивает головку на бок).
  • Сосательный (если ввести в ротик крохи указательный палец, он начнет ритмичные сосательные движения). Рефлекс может сохраняться до 2 лет, а иногда и дольше.
  • Хоботковый (если коснуться губ младенца пальцем, он вытягивает их в трубочку). Сохраняется примерно до 3 месяцев.
  • Поисковый (при поглаживании уголков ротика малыш начинает искать грудь, поворачивая головку в сторону раздражителя). Угасает примерно после 3–4 месяцев.
  • Моро (резкий звук или внезапное перемещение крохи в пространстве заставляют малыша выгибать спинку, раскидывать в стороны ручки и ножки, вскрикивать). Угасает к 5 месяцам.
  • Опоры и ходьбы (коснувшись ножками поверхности, ребенок упирается в нее и отталкивается, делая «шаг»). Угасает примерно к 1,5-месячному возрасту.
  • Хватательный (при надавливании на ладошку младенца он рефлекторно ее сжимает). Прослеживается до 3–4 месяцев.
  • Ползания (в положении на животике кроха делает ползающие движения ручками и ножками, а почувствовав под пятками опору, отталкивается от нее). Может сохраняться до 4 месяца.
  • Бабинского (если надавить пальцем на стопу ребенка, пальчики сгибаются, если провести по ней – раскрываются «веером»). Рефлекс может сохраняться до 2 лет.
  • Галанта (мануальное раздражение линии вдоль позвоночника вызывает у младенца выгибание). Угасает к концу 4 месяца.

По мере созревания нервной системы малыша на место рефлекторным придут сознательные движения и навыки.

Никогда не проверяйте рефлексы новорожденного самостоятельно. Во-первых, вы не знаете, как это делать правильно, поэтому можете получить не тот эффект. Во-вторых, своими действиями вы можете навредить крохе, вызвав сильный испуг. Рефлекторные проявления должны оценивать только врачи!

2 недели

Начиная с 8-го дня после рождения проходят желтизна кожи, краснота, припухлость. Голова малыша постепенно приобретает правильную форму. Пуповина отпадает, поэтому грудничка можно искупать (и остричь отросшие ноготки). Сейчас новорожденный должен начать прибавлять в массе, пережив стресс рождения и научившись питаться с помощью маминой груди.

Конечности еще полусогнуты, а кулачки крепко зажаты (гипертонус пока сохраняется, он может прослеживаться до нескольких месяцев), а движения все так же рефлекторны. Расслабляются мышцы лишь во сне, который по-прежнему занимает большую часть суток.

Головку кроха еще не держит, что требует от родителей осторожности. Также важно следить за температурой тела младенца, ведь его естественная терморегуляция пока далека от совершенства.

В течение 2-й недели младенец наберет около 200 г, съедая за один прием 80-90 г молока. По ночам он кушает, как и днем, через каждые 2–3 часа.

Органы чувств и нервная система продолжают развиваться, хотя еще далеки от совершенства. Поэтому кроха еще очень чувствителен к свету, лицо взрослого распознает с расстояния не более 20 см, взгляд не фокусируется. Ребенок смотрит на предмет каждым глазом отдельно, так что кажется, что они постоянно косят или разъезжаются в разные стороны. Это пройдет к 2 месяцам. Звуки становятся для крохи более отчетливыми, он реагирует на них более активно.

3 недели

Малыш по-прежнему спит большую часть времени, кушая до 12 раз за сутки, поскольку размер его желудка чрезвычайно мал. К возрасту 20 дней младенец прибавит еще примерно 150–200 г, подрастет на несколько мм. Суточная норма молока в этом возрасте равна пятой части веса крохи, и такой она останется еще три недели. Кстати, сейчас младенец начинает срыгивать, т. к. пищеварительная система перестраивается на новый тип питания. Стул ребенка обретает более выраженную консистенцию и маслянисто-молочный запах. При искусственном вскармливании он имеет зеленоватый или коричневый оттенок и более резкий запах, частота опорожнения кишечника в этом случае в несколько раз меньше.

Активность ребенка постепенно растет. На этой неделе к вечеру начинает проявляться раздражительность из-за большого количества дневных впечатлений. Лучшим способом снять напряжение становится плач (теперь более резкий). Обостряется обоняние и реакция на звуки (учащаются пульс и сосательные движения, малыш замирает, может моргать или вздрагивать). Важное значение имеет осязание. У ребенка должна быть возможность постоянно касаться разных поверхностей телом и конечностями.

Что сейчас умеет кроха? Держать головку около 10 секунд, цепляться за пальцы взрослых, пытаясь подтянуться, лежать на животике, поворачивать головку на звук, улыбаться (правда, пока еще рефлекторно), ненадолго останавливать взгляд на крупном предмете или лице мамы, улавливая ее эмоции. У младенца появляется первая мимика и первые воркующе-чмокающие звуки.

4 недели

На этом этапе в «речи» ребенка появляются первые «агу», особенно в ответ на мамины ласковые слова. С каждой неделей гуление будет более активным, пока не перерастет в лепет (примерно к 4 месяцам).

По-прежнему сохраняется мышечный тонус, поэтому кулачки малыша сжаты, а ручки и ножки постоянно согнуты. Но при недовольстве или коликах он двигает ими и плачет, сигнализируя о дискомфорте. Кстати, плач становится «мокрым» (появляются слезы) и интонационным, по нему можно определить потребности ребенка (мокро, голодно, одиноко, что-то болит, устал).

Сон занимает сейчас до 19–20 часов (из них 8–9 часов приходятся на ночь), немного увеличивается время бодрствования. К концу первого месяца малыш должен набрать в среднем 600–800 г и подрасти на 2–3 см.

Что может месячный кроха?

  • Несколько секунд удерживать головку, лежа на животике.
  • Смотреть по сторонам.
  • Удерживать в поле зрения крупные предметы, лица взрослых.
  • Прислушиваться к звуку и искать его источник, двигая ручками и ножками.
  • Несколько секунд прослеживать предмет в движении.
  • Крепко удерживать палец мамы или предмет, вложенный в ручку.
  • Лежать (даже спать) на животике.
  • Отвечать движениями, улыбкой, гулением на улыбку и голос мамы, выражая радость.

5 недель

Сейчас начинает проявляться комплекс оживления. При появлении взрослого, особенно когда с крохой нежно заговаривают, он отвечает радостной улыбкой, активными движениями, выраженным гулением.

С этой недели созревание органов и систем ускоряется. Сходят на нет колики, вздрагивания, выравнивается дыхание, усиливается реакция на запахи и звуки, растет потребность в общении с мамой (теперь она нужна малышу постоянно, не только для еды и укачивания, но и для активного общения), появляется осознанная улыбка, повышается интерес к окружающему миру. Время бодрствования может достигать получаса. Но при этом кроха по-прежнему не справляется с большим количеством впечатлений, поэтому зрительных, звуковых и иных раздражителей не должно быть слишком много, а для сна нужно выделять не менее 19–20 часов, следя за температурой тела младенца, поскольку его теплообмен еще несовершенен.

За эту неделю ребенок поправится еще примерно на 200 г и немножко подрастет (на 5–7 мм). Объем средней порции молока возрастает до 100–140 г при общем количестве кормлений не менее 7 в сути.

Прогресс в развитии крохи заметен.

  • Он пытается ненадолго удерживать головку в вертикальном положении, а лежа на животике, даже старается осматриваться вокруг.
  • Зрение начинает фокусироваться (теперь на предметы малыш смотрит обоими глазками одновременно), кроха начинает рассматривать игрушки, особенно интересуясь яркими, контрастными.
  • Выражение эмоций соответствует ситуации: если грудничку плохо – он плачет, если хорошо – улыбается, гулит (причем гуление постепенно становится все более разнообразным: булькающим, хрюкающим, повизгивающим, «кхикающим»).
  • Особенный интерес вызывает лицо мамы, когда она ласково воркует со своим чадом.
  • Все, что попало в ручки, кроха тянет в ротик.

6 недель

Итак, прошло уже полтора месяца с момента родов. С этого времени малыш подрос примерно на 4,5 см, прибавил в весе от 800 до 1000 г. Грудная клетка увеличилась в объеме на 2 см.

Время сна по-прежнему велико (около 18–19 часов в сутки), количество кормлений – не менее 7. Сохраняются ночные «перекусы». Работа кишечника и мочевыделительной системы сейчас индивидуальна: кроха может ходить «по-большому» и 2, и 8 раз в сутки, мочиться не менее 6 раз.

Ребенок все активнее интересуется окружающим миром, присматриваясь и прислушиваясь ко всему. Сейчас малышу начинают нравиться новые игрушки, он старается рассматривать их, следит за ними глазками, силится схватить, но пока получается только толкнуть. Услышав новый звук, ребенок пытается найти его поворотом головы. Резкие звуки могут вызвать плач и даже испуг.

Комплекс оживления проявляется все ярче, кроха активно требует общения и внимания папы и мамы, предпочитая их другим взрослым, подолгу гулит, пробуя разные интонации, пытаясь повторить их за взрослыми, улавливая их мимику.

Движения ручек и ножек все еще рефлекторны, но головку он может удерживать немного дольше, чем на прошлой неделе. Некоторые младенцы могут даже перевернуться с бока на спинку.

Таковы основные этапы развития малышей первых полутора месяцев жизни. Далее развитие будет происходить все более активно, достигнув своего пика к годовалому возрасту.

7–12 недели

Навыки и достижения ребенка по мере приближения к возрасту 4 месяцев прогрессируют в соответствии с развитием всех его органов и систем. Так, совершенствуется зрение, снижается мышечный тонус, угасают рефлексы, крепнет нервная система, понемногу совершенствуется интеллект. Все это позволяет крохе больше бодрствовать (на сон остается около 17 часов в сутки), укрепляться физически, заменять рефлекторные действия осознанными, познавать мир. Поэтому он уже уверенно держит головку в любом положении, начинает сосредоточенно прислушиваться ко всему, что происходит вокруг, рассматривать предметы с расстояния до 3 м, целенаправленно и осознанно стучать по ним, а затем хватать и тянуть в ротик для изучения (предметами изучения становятся также собственные ручки и ножки).

Физическое совершенствование направлено на освоение навыков переворотов, вставания, сидения, ползания. Пока это только фундамент для будущих побед.

Появляется понимание своих и чужих, речь постепенно переходит к этапу лепета, когда к гласным добавляются согласные (получается что-то вроде слоговых цепочек), совершенствуются мимика и эмоции.

К этому периоду практически прекращаются колики, что делает карапуза более спокойным, а растущий объем желудка позволяет ребенку выдерживать между кормлениями до 3,5 часов. Некоторые малыши уже в состоянии просыпаться ночью для кормления всего один раз.

Итак, чему научится кроха за эти 6 недель?

  • Перекатываться со спины на бок, а затем на животик и даже обратно.
  • Опираться сначала на ручки, а затем – на предплечья, лежа на животике.
  • Держать грудь мамы во время кормления.
  • Подниматься, держась за руки взрослого, из положения на спине в сидячую позу.
  • Находить источник звука глазками.
  • Отталкиваться от опоры ножками, лежа на животике, делать «ползающие» движения.
  • Хватать игрушки.
  • Шагать при поддержке под мышки.
  • Различать все цвета.
  • Смеяться.
  • Гримасничать.
  • Понимать свое имя.
  • Какое-то время играть самостоятельно (изучая игрушки или свое тело).

Развитие до года

За оставшиеся 8 месяцев карапуз превратится в почти самостоятельного человечка. Его зрение практически сравняется со взрослым, он научится спать всю ночь без пробуждений на кормление, понимать причинно-следственные связи, запоминать лица и ближайшие события, проделывать логические действия (искать, строить, складывать, сопоставлять), выполнять просьбы, использовать жесты; овладеет ложкой, чашкой, начнет обучаться навыкам самообслуживания и общения с окружающими. У крохи появятся зубки, он сможет кушать твердую пищу. Время сна сократится до 10–11 часов, днем ребенок сможет спать 2 раза. Рост и прибавки веса станут меньше из-за возросшей двигательной активности.

В двигательном же плане малыш пройдет этапы сидения, вставания у опоры, ползания, ходьбы (сначала у опоры, а затем самостоятельно). В речевом развитии лепет сменится автономной речью, малыш накопит пассивный словарный запас, а затем начнет произносить свои первые слова.

Родителям нужно помнить несколько важных вещей. Первое: малыш будет учиться, во всем подражая окружающим взрослым. Поэтому пример должен быть достойным. Второе: важнейшее значение для правильного развития ребенка имеет общение с родными – речь, игры, общие дела. Третье: в годовалом возрасте у крохи начнется первый серьезный возрастной кризис, который потребует от мамы с папой терпения, понимания и участия.

Календарь развития: Первый месяц

Ваш ребенок, только что принесенный из роддома и лежащий на пеленальном столике, заботливо упакованный в миллион пеленок с рюшечками и перевязанный голубой или розовой ленточкой за этот месяц совершит настоящий рывок, подобный тому, что совершают бегуны на старте. Вырастет на 2-3 см и прибавит около 600 грамм, улыбнется вам первой милой беззубой улыбкой. А вы за этот месяц превратитесь в умудренных опытом родителей.

Показатели нервно-психического и физического развития:

  • кратковременная фиксация взгляда на блестящем/ярком предмете
  • первая улыбка
  • вздрагивание и мигание при резком звуке
  • успешные попытки держать голову, лежа на животике. Проблемы, с которыми вы можете столкнуться на первом месяце жизни вашего ребенка

Угри новорожденных

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет»: «Где-то на 3-4-й неделе будьте готовы к тому, что кожа на личике ребенка испортится. Как это бывает у подростков, красная жирная сыпь покроет почти все лицо, и ранее мягкие гладкие щечки станут шершавыми, как наждачная бумага. Эти явления скоро проходят (опытные и наблюдательные родители планируют делать снимки и крестить детей до или после периода появления угрей). Угри новорожденных достигают максимального проявления где-то на 3-й неделе и проходят за месяц — полтора.

Складывается ситуация, когда высокое содержание гормонов может вызвать избыточную выработку сальными железами жирного вещества, называемого кожным салом, особенно на лице и волосистой части головы. Закупорка сальных желез ведет к воспалению и образованию узелков. Родители называют их детскими угрями. Медицинское название этого явления — себорейная экзема.

Угри новорожденных чаще беспокоят родителей больше, чем детей. Остригите ребенку ногти, чтобы он не царапал лицо. Осторожное обмывание водой с детским мылом удаляет избыточный и раздражающий жир. Если угри инцифицируются (краснота вокруг узелков или истечение похожей на мед жидкости), ваш врач может выписать специальную мазь. В большинстве случаев угри новорожденных полностью исчезнут без дополнительной заботы о коже. Если же угри появились рано (на 2-й неделе) и/или быстро распространились, захватывая волосистую часть головы, шею и даже плечи, это может свидетельствовать о начинающейся аллергии на смесь, которой вы кормите ребенка, или на ваше молоко.»

Кишечные колики

Эпизоды острых болей в животе наиболее часто встречаются у детей первого года жизни. Впервые колики проявляются на 3-4 неделе жизни ребенка. Наиболее характерное время суток для колик — вечерние часы. У детей в возрасте около 1 месяца кишечные колики повторяются 1-2 раза в неделю и длятся до получаса. Затем они появляются значительно чаще и могут длиться 3-5 часов. После отхождения газов боли в животе, как правило, стихают, но иногда через довольно короткий промежуток времени колики возобновляются.

Специалисты рассматривают несколько причин возникновения кишечных колик у детей. Среди этих причин:

незрелость процессов нервной регуляции деятельности кишечника;
неправильное приготовление смесей для детского питания;
слишком активное сосание с заглатыванием воздуха;
реакция кишечника грудного малыша на употребляемые матерью продукты
и т.д.
Отмечено, что кишечные колики чаще встречается у первенцев. Кроме того, отмечена связь между тревожно-мнительным настроем матери и частотой возникновения кишечных колик у детей. Существует теория, что колики могут быть обусловлены гормональным дисбалансом в организме матери. Главный рецепт избавления от колик - терпение.

Облегчить состояние малыша можно:

приложив тепло к вздутому животику (грелку или проглаженную утюгом пеленку);
искупав в теплой ванной с успокаивающими травками;
сделав массаж живота (ребром ладони вокруг пупка по часовой стрелке) или гимнастику (резко прижимаем согнутые или прямые ножки к животику… обычно вслед за этим раздается канонада);
дать ребенку грудь - также хороший способ успокоить лялю с больным животиком, сосание груди рефлекторно расслабляет сфинктеры;
есть специальные лекарственные средства от вздутия живота - «Саб-симплекс» или «Эспумизан».

Главное, в чем нуждается ребенок первые месяцы после рождения, — постоянное присутствие мамы. Физический контакт невероятно важен, ведь целых девять месяцев ваш малыш был одним целым с маминым организмом. Психологи говорят, что при любом дискомфорте (холод, жара, голод, одиночество) ребенок младше трех месяцев ощущает панику. У него нет ощущения времени, поэтому он не согласен «потерпеть минуточку», пока мама занимается хозяйством. Если вы постоянно носите на руках бодрствующего младенца, кормите по требованию, часто целуете его, реагируете на «каждый писк» и окружаете его психологическим комфортом, вы растите сильную и самостоятельную личность!!!

Средняя прибавка за первый месяц - 600 грамм, но нормальной по рекомендациям ВОЗ будет считается любая больше 400 грамм. Если ваш малыш вскармливается грудью по требованию, будьте готовы к тому, что первые месяцы прибавки будут существенно больше среднестатистических.

Девиз этого месяца и всей последующей жизни - «средних» детей нет!!! Ваша девочка или мальчик уникальны и неповторимы!

Календарь развития: Второй месяц

Чудесное время, проведенное с мамой! Маленький человек смотрит, впитывает, слушает, учится. Незаменимой вещью для мамы и малыша может стать слинг (лоскутный держатель). С деткой в слинге мама может совершать длительные прогулки, ходить за продуктами, готовить еду и прибираться в квартире.

Школа развития
Разговаривайте с деткой. Особенно они восприимчивы в состоянии спокойного сосредоточения, когда не голодны, не устали и их ничего не беспокоит. Интонации нежные, речь тихая, неторопливая. Хорошо, если ваш малыш будет беседовать не только с вами и папой, но и с бабушками-дедушками, тетями-дядями, сестрами-братьями. Чем больше голосов услышит и узнает ребенок, тем больше шансов развития у него хорошего слуха и своевременных формирований речевых навыков. Детки, «общающиеся» с большим кол-вом родственников и знакомых, интеллектуально развиваются быстрее тех, кто находится в определенной изоляции.

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет»: Секреты разговора с ребенком. Смотрите на слушателя. Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь — всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.

Старайтесь говорить просто. Не прибегайте к местоимениям «я» и «мне» — они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова «мама» и «папа».

Сопровождайте речь жестами. Скажите: «Помаши киске ручкой: „пока-пока!“ и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные звуки. Обратите внимание на то, какие звуки ему больше нравятся, и постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.

Задавайте вопросы. Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос, а значит, диалог.

Поясняйте ваши действия. Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете — приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: „Сейчас папа снимет пеленку… а теперь мы положим другую...“ Не думайте о том, что со стороны это, возможно, выглядит странно, — помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда „ушки на макушке“, он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.

Наблюдайте, как начинаются и как прекращаются сигналы. Время от времени ребенок подает вам какой-нибудь знак, привлекая ваше внимание. Он может улыбнуться, посмотреть вам в глаза, протянуть к вам руки, как бы говоря: „Мне нравится, давай, говори“. Но не забывайте о признаках, показывающих отсутствие внимания: взгляд в пространство, малыш не смотрит на вас или отворачивает голову в сторону. Это означает: „Ну довольно, давай займемся чем-нибудь другим“.

Дайте ребенку возможность ответить вам. Задавая ребенку вопрос, дайте ему время „ответить“. Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какой-то другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращенную к ним речь.»

Пойте! Даже если медведь не только наступил вам на слуховой аппарат, но и изрядно по нему потоптался. Да, возможно, через некоторое время ваш зайка заявит: «мамочка, пожалуйста, не пой! У меня уши больно» (чесслово, со мной такое случилось только в ребенкиных два с половиной года… Хотя способности мои в смысле пения минимальны:)), но пока ваш голос - лучшее, что может услышать ваш ляль. Подключайте пап, к их голосам детки привыкают, еще находясь в мамином животике, поэтому призовите их отринуть лишнее стеснение и пообещайте никому не рассказывать:D! Шедевральное исполнение нашим папой таких бессмертных произведений, как «Мама, Мама, что я буду деееелать…» и «Там вдали, за рекой…» до сих пор держится на первых местах марикиных чартов.

Показатели развития за второй месяц:
В среднем прибавка веса за месяц составляет 800 грамм;
Рост увеличивается на 2-3 см;
Следит взглядом за движущейся игрушкой;
При громких звуках уже не пугается, а сосредоточенно прислушивается;
Улыбается в ответ на приветливую речь взрослого;
1-2 минуты держит голову в вертикальном положении.

Календарь развития: Третий месяц

Этот месяц последний из «проблемных». Скорее всего, вместе с его окончанием закончатся и колики. Малыш все больше бодрствует, может не спать до двух часов. Вы - родитель с обалденным стажем, которого трудно поставить в тупик. Вы хорошо знаете свою кроху и знаете, когда он хочет спать, когда есть и когда развлекаться. Теперь ваши длинные монологи становятся полноценными диалогами, ляль не только слушает голоса и звуки, но и отвечает гулением. Гуление (первые предречевые гласные звуки) ребенок издает в спокойно-сосредоточенном состоянии. В ответ на эмоциональный разговор взрослого появляется комплекс оживления (ляль с радостно-удивленным лицом всплескивает ручками и быстро-быстро «бежит» ножками). Он любит, когда вы с ним общаетесь, особенно, когда вы дурачитесь. Он будет вне себя от радости, если вы начнете мотать головой, хлопать в ладоши, или покажете ему язык. И он явно будет недоволен, если его оставят одного.

Если где-то неподалеку, вне поля зрения малыша позвенеть погремушкой, лицо вашего малыша преисполнится серьезности:). Это лицо нобелевского лауреата, решающего, как минимум, проблему глобального потепления или придумавшего лекарство от всех болезней сразу. Физически ваш деть уже не какая-нибудь слабенькая новорожденная ляля. К концу месяца он уже хорошо держит голову, лежа на животе приподнимает плечи. Толкается ножками в спинку кровати или подставленные мамины ладони.

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет». «3 месяца, занимательные ручки.

Совсем недавно вы играли с маленькими ручками, разжимая туго сжатые пальцы и проводя ладошками малыша по своим щекам. Теперь он сам научился играть своими руками. Это — наиболее примечательная особенность 3-го месяца развития. Прежде сжатые кулачки разжимаются и пальцы остаются полураскрытыми.

В этот период младенцы пытаются рукой дотянуться до наиболее знакомых и легкодоступных игрушек и, что еще важнее, до самого себя. Посмотрите, как малыш играет своими собственными ручками. Он может схватить одну ручку другой и держать в ладошке иногда весь кулачок, а иногда 1-2 пальца. Конечно, эти любопытные ручонки находят дорогу и ко рту; сосать палец — любимейшее занятие в этом возрасте.

Дотянуться и схватить. Часы, волосы, одежда — все становится желанной целью для этих ручонок. Малыш в этом возрасте любит вцепляться в волосы, хватать очки, отцовский галстук и охотнее всего — мамину кофточку, когда она берет его на руки. Эти первые хватательные движения очень сильные и далеко не ласковые. Если в детском кулачке оказались ваши волосы, не так-то просто их вызволить.

Эти движения еще не очень определенны. Когда младенец старается дотянуться и схватить подвешенную игрушку, он зачастую не достигает цели. Движения его рук остаются еще укороченными, похожими на резкие удары боксера или каратиста. Но уже через месяц дело поправится, удары будут попадать точно в цель.»

Интеллектуальное развитие
Начинает узнавать и различать членов семьи;
Много улыбается;
Гулит в ответ на звуки;
Реагирует на присутствие родителей, пытаясь привлечь внимание;
Визуально ищет источник звука, поворачивая шею и голову;
Изучает движения собственных рук;
Координирует чувства: ищет источник звука, сосет при виде груди, выделяет речь среди других звуков.
Постоянно текущие слюни могут вызвать сыпь на подбородке, которая проходит, если ее мазать бепантеном.

Средние прибавки за месяц: рост 2-3 см, вес - 800 грамм.

Календарь развития: Четвертый месяц

Темпы роста и прибавок массы немного снижаются: теперь это 2,5 см и 750 граммов. Колики забыты, как страшный сон и маленький человек начинает семимильными шагами двигаться в сторону «взрослости».


Может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину;
Хорошо держит голову короткое время
Поворачивает ее во все стороны, когда сидит или лежит;
Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке, толкаясь ножками;
Фокусирует взгляд на предметах, хватает погремушку и тащит ее в рот;
Рассматривает то место, откуда упал предмет
Может произвольно держать игрушку, трясти и двигать ее.

Смеется, когда с ним общаются;
Плачет, если игра прервана;
Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему;
Вокализирует, чтобы начать «разговор»;
Смеется, когда его щекочут;
Затихает, когда слышит музыку;
Активно играет в течение одного-двух часов;
С удовольствием произносит новые звуки и подражает различным интонациям.
Введение прикормов
Многие педиатры считают, что в возрасте старше 4-х месяцев ребенок готов к вводу прикормов. О готовности к прикорму вашего ребенка можно судить лишь по наличию совокупности факторов:

Возраст не менее 4х месяцев (для деток, которые родились раньше срока, за основу берется гестационный возраст);
Ребенок удвоил вес от рождения. Для недоношенных деток — коэффициент х2,5.
У ребенка ушел выталкивающий рефлекс языка. Есть дать малышу попить из ложки, то ее содержимое не окажется на подбородке (а прикорм даем ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с ложки, чтобы он проходил обработку слюной).
Ребенок умеет сидеть. Может наклониться корпусом по направлению к ложке или отклониться назад, отказываясь от еды. Умеет контролировать поворот головы — может в случае отказа отвернуться. Или наклонить голову.
Если малыш - искусственник, то ест более литра смеси в день, и не наедается. Если на грудном вскармливании, то в каждое кормление съедает обе груди и очень хочет еще.
Ребенок может что-либо зажать в кулачок и засунуть целенаправленно в ротик.
И главное — дети проявляют ОГРОМНЫЙ интерес к пище родителей и стремятся ее попробовать. Природа сама дает знать, когда организм ребенка уже в состоянии принять иную еду, кроме адаптированной (смесь или молоко мамы).

Календарь развития: Пятый месяц

Скорее всего, ваш карапуз уже умеет хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно и принимает положение сидя при помощи взрослого. К концу этого месяца он будет весить примерно в два раза больше веса при рождении. Он наблюдает за своими руками и пытается схватить все, что попадается ему на глаза. Ребенок уже умеет перекладывать предмет из одной руки в другую и брать его двумя руками. Он все тащит в рот и жует.

Ваш малыш все чаще и чаще соединяет гласные и согласные звуки. «Да» — как правило, самая любимая комбинация.

Физическое развитие этого месяца:
Когда сидит с подержкой, хорошо удерживает голову и держит ее прямо;
Может делать «ласточку», лежа на животе: вытягивает ручки и ножки, приподнимает голову и прогибается;
Переворачивается;
Сосет пальцы на ногах;
Уверенно хватает предмет, играет с погремушкой, вложенной ему в руку;
Умеет держать бутылочку одной или двумя руками, или придерживать лапкой мамину титю, видимо, чтоб не сбежала:).
Интеллектуальное развитие этого месяца:
Улыбается и «говорит», чтобы привлечь внимание и пообщаться;
Протестует и сопротивляется тому, кто пытается отобрать у него игрушку;
Знает родителей и близких родственников, может настороженно относиться к незнакомцам;
Имитирует выражения лица, произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м);
Осматривается в незнакомой обстановке, хочет все потрогать, подержать, повертеть, потрясти и засунуть в рот!
Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет;
Осознанно имитирует звуки и движения.
Такой вот совсем уже сознательный человек подрос!

Средняя прибавка 700 грамм, вырастает на пару сантиметров.

Календарь развития: Шестой месяц

Это месяц тысячи достижений:). Малыш не довольствуется простыми звуками, он может пищать, рычать, хрюкать, урчать, плеваться, чмокать губами и щелкать языком. Также он много гримасничает и жестикулирует — строит уморительные моськи.

В этом месяце вы можете заметить, как ваш малыш подтягивается и толкается, развивая мышцы рук и ног. Возможно, он уже начал ползать на животе; возможно, начнет чуть позже. Кроха все настойчивее пытается дотянуться до интересных предметов, привлекших его внимание, поэтому рвется все сделать одновременно: встать, сесть и поползти! С того времени, как ребенок начнет вставать об опору, вероятность несчастного случая резко возрастает. Ни на секунду не оставляйте подвижного полугодовалого младенца на диванах или кровати без присмотра. Только на полу!

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет». Развитие мелкой моторики. Развитие „пинцетного“ захвата. Для этого периода характерны два очень интересных навыка, которые развиваются одновременно, дополняя друг друга. Обращение интереса ребенка к маленьким предметам способствует эволюции навыка схватывания: ребенок учится брать предметы большим и указательным пальцами, возникает так называемый „пинцетный“ захват.

Положите на пути малыша кучкой несколько небольших округлых предметов. Сначала он пытается сгрести их, растопырив пятерню, затем — схватить и зажать между ладонью и пальцами. Конечно же, многие из них при этом выпадают из руки. Осваивая „пинцетный“ захват, ребенок сначала начинает дотрагиваться до какого-либо предмета одним указательным пальцем, в то время как остальные сжаты в кулак. Вскоре к указательному присоединится большой палец, тогда малыш сможет удержать ими интересующий его предмет. Чем больше совершенствуется этот навык, тем реже ребенок захватывает предметы, сгребая их, и чаще использует более совершенный „пинцетный“ захват.

Не только брать, но и ронять. В развитии навыков ребенку важно не только научиться что-либо брать, но и выпускать предмет из рук. Малышам очень нравится разжать руки и позволить игрушке упасть на пол. С этим „достижением“ связана одна из наиболее излюбленных игр этого возраста: „Я роняю — ты подбираешь“. Очень скоро малыш сообразит, что падение предметов на пол вызывает у вас определенную реакцию — вы поднимаете упавшую игрушку. Таким образом он учится увязывать причину и следствие.

Из руки в руку. Научившись выпускать предметы из рук, ребенок переходит к освоению нового навыка — их перемещению из одной руки в другую. Дайте ему кольцо и посмотрите, что он будет делать. Сначала он начнет растягивать игрушку, как бы играя в игру „кто кого перетянет“. Если одна рука оторвется от кольца, оно останется в другой, и малыш с интересом начнет переводить взгляд с руки на руку, а затем таким же образом перекладывать игрушку, сначала случайно, потом намеренно. С освоением этого навыка игровые возможности ребенка существенно расширяются. Теперь он может сидеть и заниматься самостоятельно в течение 10-20 минут, перекладывая игрушку из одной руки в другую.»

Ваш ребенок уже вовсю лопочет, произнося самые разные согласные. К концу месяца он сможет реагировать на названия предметов, поворачивая голову в их сторону. Малыш понимает речь по ее интонациям и по-разному реагирует на рассерженный, дружелюбный или подбадривающий тон. Он также учится выражать различные чувства. В мгновение ока ваша крошка может разозлиться, если что-то происходит не по ее, и так же быстро успокоиться при виде интересной игрушки.

В этом возрасте ребенок постоянно изучает мамины и папины лица с разных сторон. Он пытается дотронуться до него при первой же возможности. Так он лучше узнает вас и убеждается в том, что вы — отдельный от него человек. Такие игры как «куку!» (суперинтеллектуальные прятки за пеленку или под одеяло) дают Вашему малышу чувство уверенности в том, что близкие люди его не бросят, т. к. Вы исчезаете и появляетесь почти сразу.

Еда представляет для малыша все больший интерес, поскольку он уже может что-то есть самостоятельно. Неаллергичному малышу кроме основных блюд прикорма можно дать погрызть сушку или баранку. пытается ползти на животе, свободно поворачивает голову на любой звук или движение (никто не промчится, никто не пройдет!), поворачивается и наклоняется в любых направлениях, может сидеть с поддержкой короткое время, интересуется и любит играть едой, могут появиться первые зубы, берет пищу губами с ложки во время кормления.

Интеллектуальное развитие: вокализирует для выражения удовольствия и неудовольствия: урчит, хнычет, когда жалуется; гукает, гыкает и смеется. Издает мильон разных интересных звуков, опасается незнакомцев, агукает или перестает плакать, когда слышит музыку, откликается на свое имя.

Ляль совсем уже настоящий человек, у которого могут резко меняться настроение и эмоции. Он долго и тщательно изучает предметы, разглядывая и ощупывая их.

Прибавка в весе за месяц составит примерно 650 грамм, а в длину малыш вырастет на 2 см.

Календарь развития: Седьмой месяц

К концу этого месяца ваш ребенок, скорее всего, уже будет сидеть без поддержки и, возможно, даже сам садиться. Вскоре он будет лучше удерживать равновесие и начнет совмещать сидение с другой деятельностью, например, игрой.

Возможно, ваш ребенок уже ползает на животе или на четвереньках. Поначалу он может передвигаться задом наперед, но он вскоре научится ползать и вперед, достигая интересных целей. Некоторые дети вырабатывают свои собственные способы передвижения до, после или вместо ползания, а некоторые вообще не ползают, а сразу начинают ходить.

Когда ребенок научился передвигаться самостоятельно, ему хочется обследовать то, что находится за пределами комнаты, но он боится вас оставить. Однако в один прекрасный день он преодолеет свои сомнения и выберется в другую комнату, но тут же вернется, чтобы убедиться, что вы на месте.

Ваш ребенок повторяет увиденные действия руками. В течение последующих двух месяцев он, скорее всего, отдаст предпочтение правой или левой руке. Обязательно стимулируйте «отстающую» руку - вкладывайте именно в нее интересные игрушки, с нее начинайте пальчиковые игры, ведь это поможет малышу развиваться гармонично. А пока лялик все так же хватает все, до чего может дотянуться, перекладывает предметы из рук в руки, трясет ими, гремит, стучит, катает, сжимает, рвет, тянет на себя и бросает все подряд.

Ваш ребенок может выражать удовольствие при помощи самых разнообразных звуков от гукания до тихого урчания. Он часто пытается имитировать звуки взрослых и по тону Вашего голоса начинает понимать ваш эмоциональный настрой.

Невероятный интеллектуальный скачок: маленький человек уже усвоил, что предметы существуют, даже если он их не видит. Он ищет упавший предмет и узнает свои игрушки. Скоро он сообразит, что если он не может дотянуться до игрушки, он может дотянуться до одеяла, на котором она лежит и, подтянув его к себе, добраться до желанной игрушки.

Возможно, у Вашего малыша в этом месяце прорежется первый зуб. Как правило, это передний нижний зуб. Обильное слюнотечение и сосание нижней губы — обычные признаки прорезывания зубов. Конечно, зубы могут вызвать небольшую температуру и понос, но не стоит списывать все на зубы, т. к. это может быть и настоящим заболеванием.

Вы по-прежнему являетесь главным человеком в жизни Вашего малыша. До сих пор, когда ребенок произносил слова «мама» или «папа», он, скорее всего, делал это неосознанно. Но уже через несколько недель он поймет, что мама — это только один, самый любимый человек.

Физическое развитие ребенка этого месяца:
Раскачивается вперед-назад, стоя на четвереньках или ползет;
Может передвигаться на спине, поднимая и опуская попу, встает на этакий полумостик;
Держит в каждой руке по предмету и любит лупасить ими друг об друга
Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта;
Берет предметы пальцами.
Интеллектуальное развитие:
Дразнится, имитирует понимает, когда с ним дурачатся;
Гладит свое отражение в зеркале;
Лучше концентрирует внимание, проявляет интерес к деталям;
Понимает, что предмет не исчезает, если он его не видит;
Подражает различным звукам. Как правило, издает звуки типа «ма, му, да, ди…».
Может принять картинку с изображением ребенка за себя самого и издавать соответствующие звуки.
Знает, кто мама и что мама только одна.
Узнает свое имя.

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет». «Боязнь чужих. Эта „болезнь“ обычно возникает между 6-м и 12-м месяцами. Еще совсем недавно малыш охотно переходил с рук на руки, и вдруг эта „общительная бабочка“ превратилась в „недоверчивую гусеницу“. Теперь ребенок признает только ваши руки и может отталкивать даже близких родственников, которых недавно охотно признавал. Такое поведение нормальное, эта недоверчивость быстро пройдет, поэтому не вносите никаких изменений в свой стиль воспитания, а также не считайте, что ребенок нездоров. Даже самые здоровые и общительные дети могут проходить этот период боязни чужих людей.

Ребенок как бы меряет мир вашими стандартами и оценивает других людей — по вашей реакции на них. От того, как вы ведете себя, во многом зависит и поведение вашего малыша. Чтобы преодолеть замкнутость ребенка, нужно поощрять его к социальной открытости. Вот как мы советуем это сделать.

Общению нужно учить. Поприветствуйте приближающегося к вам человека улыбкой и начните оживленный диалог, сохраняя пока определенную дистанцию. Дайте ребенку время и возможность рассмотреть незнакомца и прочесть счастливое выражение на вашем лице. Основываясь на вашей реакции, малыш будет формировать свое собственное представление об этом человеке. Если чужак приятен для вас, он будет хорошим и для ребенка. Затем возьмите инициативу общения в свои руки. Сделайте как бы вводное замечание: „Посмотри на тетю Нэнси, она такая милая“. Однако тете Нэнси лучше при этом не приближаться к вам. Начинайте сами постепенно сокращать дистанцию.

Когда вы достаточно сблизитесь, возьмите ручку малыша и погладьте ею лицо тети Нэнси. Все это время не забывайте следить за выражением лица ребенка и языком его телодвижений, чтобы вовремя понять, когда приближаться, а когда подождать. Разъясните свою стратегию тете Нэнси, чтобы она не набрасывалась в бурном восторге на малыша. Такое же подробное объяснение (как важен правильный подход к ребенку в этот период) нужно своевременно дать бабушкам и дедушкам. Им это позволит сохранить родственные чувства, а вам — избежать длинной лекции о том, как вы избаловали собственного ребенка. Помогает такой подход ребенку и в общении с врачом.

Как поступать в более сложных случаях. Если ваш малыш очень боится посторонних людей, сделайте подготовительный этап к встрече с ними более продолжительным и искусным. Предупредите друзей об особенностях поведения вашего ребенка, причем помните, что это — элемент нормального развития детей и не старайтесь, сглаживая первое неприятное впечатление, выгораживать малыша (»На самом-то деле он очень хороший мальчик"). Договоритесь, чтобы ваш гость сначала, приходя к вам, уделял внимание одной из любимых игрушек вашего ребенка, например, погремушке. Носите с собой эту игрушку и вытаскивайте при встрече, тогда малыш обрадуется ей, а заодно — и приближающемуся человеку.

Если малыш продолжает держаться отстраненно и по-прежнему обвивает вас, как плющ, посадите его к себе на колени и разговаривайте с посетителем, не привлекая к беседе ребенка и давая ему возможность освоиться, сидя на привычном для него месте.»

Прибавка - 600 грамм, рост - плюс два сантиметра.

Календарь развития: Восьмой месяц

Ваш карапуз становится все более любопытным. Он обо всем хочет узнать сам, исследовать этот мир самостоятельно, пока не понимая, что его действия могут причинить ему вред. Поэтому он с беззаботной беспечностью путешествует по дому и лезет повсюду, куда может добраться.

Ваш малыш уже, вероятно, довел до совершенства свою технику передвижения и чувствует себя достаточно свободно. Поскольку в процессе ползания у него значительно укрепились мышцы, он будет делать частые попытки встать.

Кухня, несомненно, самое любимое место для игр детей всех времен и народов. Обязательно проверьте, до каких полочек и шкафчиков может добраться Ваше сокровище, и храните там только небьющиеся, безопасные вещи. Подумайте, как можно запереть те шкафы и ящики, куда лазить не стоит. Дети обожают выбрасывать мусор из ведра и разносить его по дому, так что лучше убрать ведро подальше от ребенка. У нас одно время мусорное ведро жило на кухонном столе. Малоэстетично, зато безопасно. Убрали в столь отдаленное место после выуживания Мариком из помойки чайного пакетика и невероятно быстрого его пожирания. Обязательно предупреждайте малыша, когда открываете и закрываете двери: многие дети любят прятаться за ними, ведь это так весело!

Ваш малыш уже хорошо владеет своими пальцами и может брать мелкие предметы при помощи большого и указательного пальцев. Он также может показать на то, что он хочет, и проследить глазами, куда Вы показываете. Его зрение и наблюдательность настолько развиты, что он может определить, какая вещь только что появилась в его комнате. Трудно предсказать, как Ваш ребенок будет питаться в этом месяце. Его поведение за едой и пристрастия могут меняться каждую неделю. Когда у детей режутся зубы, многие теряют интерес к еде. Просто следуйте желаниям Вашего ребенка, не кормите его насильно. Очень может быть, что ваш малыш в течение всего прорезывания зубов будет довольствоваться грудью или смесью.

Языковое развитие начинается задолго до того, как Ваш малыш произнесет первое слово. Продолжайте разговаривать с ним, даже если ваша беседа больше похожа на монолог. Вы заметите, что он повторяет за Вами движения губ, пытаясь повторить то, что он услышал.

Физическое развитие ребенка в этом месяце:
Может играть с предметом и одновременно наблюдать за другим;
Показывает на предмет и следит глазами, куда показывают другие;
Ползает с игрушкой в руке;
Встает у опоры, может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо;
Хлопает в ладоши и машет руками;
Все пробует на вкус.
Интеллектуальное развитие:

Отталкивает неинтересный предмет;
Привязан к родителям, не любит посторонних;
Гладит или целует свое отражение в зеркале;
Не любит ограничения;
Помнит недавно произошедшие события;
Может начать осознанно говорить «мама» и «папа».

Календарь развития: Девятый месяц

В зависимости от того, чего уже достиг ваш малыш, в этом месяце он может сделать небольшой перерыв в своих достижениях. Ему нужно время, чтобы закрепить и отработать уже имеющиеся навыки.

Скорее всего, ваш ребенок уже может самостоятельно садиться. Он бодрствует несколько часов подряд (чаще всего, детки в этом возрасте переходят на двухразовый дневной сон), развлекаясь ползанием и исследованием окружающего мира. Многие малявки к этому времени уже начинают ходить у опоры. Как правило, путешествие начинается вдоль дивана или вокруг журнального столика и вскоре достигает глобальных масштабов, когда малыш, придерживаясь за стены и мебель, может обойти всю квартиру.

Растущее любопытство и подвижность малыша заставляют родителей всерьез задуматься о его безопасности. В этом возрасте у детей появляется страсть к верхолазанью. Попасть наверх достаточно легко, а вот спуститься значительно труднее и может окончиться печально, поэтому обязательно надо учить маленького спускаться с диванов-кроватей и т.д. задом. К 10 месяцам Марик уже четко реагировал на команду «попой!» и слезал с мебели спиной, вместо того, чтобы лететь с дивана клювом вниз.

Ваше солнышко - настоящий интеллектуальный гигант, он начинает понимать взаимосвязь между предметами, может положить меньший предмет в больший, возможно, даже построить башню из двух. Он также начинает смутно догадываться, что вещи и люди существуют по отдельности, когда он их не видит. Малыш уже понял, что когда Вы выходите из комнаты, вы не исчезаете, а просто он вас не видит, но тем не менее, он хочет, чтобы вы были с ним.

Если Ваш малыш часто повторяет какие-то слоги, вполне вероятно, что это его первые попытки говорить. Например, «ба» может означать бутылочка… или банка… или еще чего-нить нужное в хозяйстве. Возможно через два, три месяца ребенок произнесет свои первые настоящие слова, а может быть, он начнет говорить не раньше 18-ти месяцев или 2-х лет. Несмотря на то, что ваша детка еще не говорит, он уже все прекрасно понимает. Пассивный словарный запас ребенка в 9 месяцев просто огромен.

Физическое развитие ребенка этого месяца:
Хлопает в ладоши и стучит предметами;
Поднимает и играет двумя предметами одновременно;
Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками;
Встает и стоит у опоры, может развернуться в «ползке»;
Лезет вверх по мебели.
Интеллектуальное развитие:
Любит играть рядом с родителями;
Осознанно выбирает игрушку;
Реагирует на поведение других детей, может заплакать, если они плачут, может даже защищать себя и свои игрушки;
Оценивает настроение людей, к сердитому и усталому папе может и не подойти;
Сам начинает игру;
Имитирует множество звуков;
Настоящий артист, который работает на публику, повторяя действие, если его хвалят;
Находит игрушку, спрятанную у него на глазах;
Ему надоедает одна и та же игра;
Может вспомнить, в какую игру он играл вчера;
Выполняет простые просьбы;
Узнает, что такое вертикальное пространство и боится высоты.

Календарь развития: Десятый месяц

К этому возрасту уже практически все дети ползают, многие могут стоять у опоры, некоторые ходят вдоль мебели, некоторые уже могут сделать один-два шага самостоятельно, и только очень немногие уже умеют ходить. Ваш малыш уже прекрасно сидит, поворачивается сидя, наклоняется, меняет положение, ложится из положения сидя. Восторг от овладения новыми навыками мешает спать многим детям, даже во сне они продолжают ползти, садиться и даже вставать в своей кроватке.

Скорее всего, ребенок любит рассматривать картинки в книжках и слушать, как вы читаете ему, хотя и понимает далеко не все. Когда его просят показать что-либо, он «тыкает» в некоторые предметы.

Физическое развитие:
Может вставать у опоры;
Ходит, держась обеими руками за опору или руки родителей;
Может залезать и слезать с невысокого дивана и садиться из положения стоя;
Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»;
Может унести два-три мелких предмета в одной руке, главное, чтоб поместились.
Становится явным правшой или левшой.
Интеллект:
Обожает играть с водой;
Осознает себя как личность;
Ищет одобрения со стороны взрослого, а также внимания и сотрудничества мамы и папы;
Может неуютно себя чувствовать в незнакомых местах.
Малышу нравится подражать действиям других: он жует зубную щетку, трет себя мылом, невзирая на свою половую принадлежность «бреется» или «красит губы»;
Понимает и выполняет некоторые просьбы;
Открывает ящики и исследует их содержимое.

Календарь развития: Одиннадцатый месяц

Учимся ходить!!!

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет». «Ребенок начинает ходить — рано или поздно? Около половины детей обычно начинают ходить к году, но могут быть совершенно нормальные, хотя и значительные, отступления от этого срока.

Обычным считают период с 9 до 16 месяцев. Ходьба зависит от трех взаимосвязанных факторов: мускульной силы, равновесия и темперамента. Последний больше всего влияет на то, в каком возрасте ребенок начнет ходить. Дети со спокойным темпераментом зачастую не торопятся и действуют более осмотрительно. Поскольку на начальном этапе передвижение ползком оказывается более быстрым способом, чем ходьба, они совершенствуются в нем и носятся по полу, как ракеты. Малышей, которые начинают ходить поздно, похоже, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Они в своем темпе проходят этот этап развития, можно сказать, взвешивая каждый свой шаг. Но уж когда они начинают ходить, то сразу держатся довольно уверенно.

Другие начинают ходить рано — это очень импульсивные, подвижные дети, преодолевающие каждую веху развития настолько стремительно, что родители не успевают схватить фотоаппарат. Хотя довольно трудно предположить, кто начнет ходить рано, скорее всего, это может быть ребенок с повышенными запросами, который стремится поскорее сползти с колен родителей или вывернуться из детского креслица. Существенно влияет и тип телосложения ребенка. Худенькие малыши обычно осваивают ходьбу раньше. Дети, начавшие рано ходить, как правило, отличаются резвым характером и больше подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.

Родители, принимающие стиль сближения и много носящие детей на руках, иногда задаются вопросом: «Не станет ли в этом случае малыш позже ходить?» Нет. Наш собственный опыт и исследования других ученых доказывают, что дети, при воспитании которых предполагается тесная привязанность родителей к ребенку (например, когда малыша по несколько часов в день водят на помочах), зачастую осваивают двигательные навыки даже более быстрыми темпами. В принципе же, совсем не важно, пойдет раньше ваш или соседский ребенок и кто выиграет это состязание в скорости: возраст, в котором ребенок начинает ходить, не имеет ничего общего с развитием его умственных способностей или физических данных. То, когда и как малыш начнет ходить, характеризует уникальность его собственной личности.»

Календарь развития: Двенадцатый месяц

Ваш малыш все больше и больше осознает себя как личность. Он уже рассматривает себя как самостоятельного человека, знающего свои размеры, нужды, пристрастия. К началу месяца Ваш ребенок уже понимает почти все, что касается повседневной жизни. К концу месяца его активный словарный запас будет состоять из нескольких слов, время от времени проскальзывающих в его детской речи. Западные педиатры говорят о 2-3 словах, российские «требуют» 8-10. Скорее всего, ваш ребетенок либо уже ходит, либо пойдет в течение этого важного месяца.

Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет». Освоение мира слов. По мере освоения ребенком удивительного мира слов вы все больше убеждаетесь, что малыш полностью понимает вас, хотя, может быть, и не всегда исполняет ваши указания. Простые и часто повторяющиеся вопросы будут получать совершенно понятные ответы. «Хочешь на ручки?» Малыш не скажет ни «нет», ни «да», но язык его жестов абсолютно понятен вам (конечно, за исключением того случая, когда он сам толком не знает, чего же ему хочется).

В возрасте около года малыши по-прежнему говорят немного слов, но понимают очень многое и владеют развитым языком жестов. Восприятие ребенком речи (способность понимать) всегда на несколько месяцев опережает его способность выражать свои мысли. Из того, что ребенок говорит пока очень мало, вовсе не стоит заключать, что он недостаточно хорошо понимает вас. Если вы примерно удвоите то, что, по вашему разумению, малыш в состоянии сейчас понять, вы получите приблизительный уровень его языкового понимания в этот момент. Причем такой подход справедлив для детей любого возраста.

Первые слова:

Наряду с лучшим пониманием вашей речи, мимики и жестов, малыш начинает расширять и свой словарный запас. Хотя часто в этом возрасте ребенок в основном по-прежнему что-то бессвязно болтает, время от времени он будет удивлять вас интересными интонациями в своем монологе, тем самым давая вам понять, что уж по крайней мере сам он знает о чем говорит, хотя
вы и не понимаете его. Термин «слово» означает набор звуков, используемых для обозначения какого-то предмета или действия. Это справедливо и в том случае, если произносятся эти звуки недостаточно четко. Так, первые слова малыша — это все равно слова, хотя понимают их, может быть, только родители. Большинство детей на этом этапе развития владеют лишь несколькими знакомыми словами («папа», «мама», «киса»), но очень любят имитировать вашу речь, а также кашель, сопение носом, чихание, цоканье и щелканье языком.

Голос детей к этому времени становится значительно громче прежнего. Берегите собственные уши в этот период крика и воплей и радуйтесь, что скоро он кончится — просто малыша интересует, какой силы звук способен он издать и как это отзовется в барабанных перепонках. Чтобы с непривычки не вызвать шок у своих гостей, постарайтесь научить малыша, как нужно говорить шепотом. Такой «таинственный» голос обязательно привлечет его внимание и он захочет попробовать «говорить» так же».

Уфф, пора подводить итоги. Ваш малыш уже не такой уж и маленький. За год он вырос на 25 сантиметров (в полтора раза!) и утроил свой вес. Месячные прибавки совсем небольшие - 350 грамм и 1-1,5 см.

Вот такой вот взрослый ляль! А впереди еще множество достижений, эверестов/джомолунгм, которые ребенок обязательно преодолеет с вашей помощью! Но сначала первый «настоящий» день рождения ребенка, с первой в жизни горящей свечкой, украшающей праздничный торт — это действительно праздник и для детки, и, конечно, родителей годовалого малыша!

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.

  • 2 месяц

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.

  • 3 месяц

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.

  • 4 месяц

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.

  • 5 месяц

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.

  • 6 месяц

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.

  • 7 месяц

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.

  • 8 месяц

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.

  • 9 месяц

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.

  • 10 месяц

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.

  • 11 месяц

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.

  • 12 месяц

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.



Загрузка...