paradisemc.ru

Кризис подросткового возраста: суть, причины и проявления. Психологические особенности подросткового кризиса

Обратили внимание на то, что ваш тринадцатилетний ребёнок всё чаще стал грубить, перестал делиться секретами, начал дерзко шутить и проявлять цинизм? Пожалуй, наступил кризис подросткового возраста. Если бы родители понимали особенности протекания этого кризиса, то они бы намного спокойней воспринимали все причуды ребёнка и сложности общения с ним. Читайте в нашей статье об особенностях психологии подростков, их проблемах и нюансах поведения, и вы будете знать, как вести себя с повзрослевшим ребёнком.

Основные особенности подростковой психологии

Загадочный подростковый возраст - время, когда ребёнок прощается с детством, но ещё . Этот момент перехода - один из самых важных отрезков жизни человека. Для того чтобы родители научились понимать ребёнка, нужно знать о причинах проявлений кризиса.

Основные психологические особенности подростков:

  • особое внимание к своей внешности
  • объединение в группы со сверстниками
  • повышенное любопытство к сексу, интимным отношениям между полами
  • желание уединяться
  • необходимость личного пространства
  • дерзость в общении, бесспорная правота
  • повышенная ранимость в сочетании с внешним безразличием.

«Знаете ли вы, что в подростковом возрасте ребёнок впервые начинает интересоваться своим внутреннем миром? Он пытается осознать природу своих психических процессов, желаний, интересов, однако не всегда может сам ответить на беспокоящие его вопросы. Задача родителей - поддержать подростка на пути взросления и попытаться его понять».

Рассмотрим характеристики этого периода:

  1. Постоянное или периодическое переживание чувства тревожности, беспокойства.
  2. Наличие чрезмерно завышенной или заниженной самооценки.
  3. Наличие повышенной возбудимости, интереса к половым отношениям, эротических фантазий.
  4. Перепады настроения: весёлое сменяется мрачно-депрессивным.
  5. Постоянные претензии к родителям, другим людям.
  6. Принципиальное чувство справедливости.
  7. Приписывание себе заслуг, которых нет.
  8. Требование соблюдения прав, не ограничения личной свободы.
  9. Потребность в , близких отношениях, а также признании своей индивидуальности окружающими.

Подросток всё время борется сам с собой. Он считает себя вполне взрослым, однако социально реализоваться ещё не способен, так как зависит от родителей. Одной из психологических особенностей подростков является стремление самому принимать решения, высказывать точку зрения, совершать поступки по собственному усмотрению. В этой тенденции прослеживается такая особенность, как неумение брать ответственность за поступки и решения. Несоответствие подростковых амбиций с возможностями может породить массу проблем.

Проблемы современных подростков

У каждого подростка наступает время, когда он задаётся вопросами: «Кто я такой?», «Чего мне хочется от жизни?». Подростку тяжело найти ответы на эти вопросы, он не в состоянии сам разобраться в себе. В подростковом возрасте имеют место внутренние конфликты, чему сопутствуют смена настроений, потребность в друзьях и увлечениях, проявления агрессии. Именно в этот периоды и начинаются проблемы с родителями. Причина этому - внутренние противоречия :

  • Подросток считает себя вполне взрослым, хотя реально - он ещё ребёнок.
  • Подросток отстаивает своё право на уникальную , и в то же время хочет «быть, как все».
  • Подросток хочет быть членом какой-то социальной группы, однако не всегда получается интегрироваться в неё. Отсюда - проблемы в общении со сверстниками.

Эти противоречия лежат в основе подростковых проблем:

  • семейных
  • половых
  • поведенческих и других.

Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями). Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше. Взрослые забывают, что они сами тоже были в подростковом возрасте, и у них тоже были сложности в общении с родителями и какие-то проблемы , например:

  1. Отцы и дети. Проблема взаимопонимания родителей и подростка. В ответ на непонимание родителей подростки ведут себя дерзко, считая взгляды папы и мамы устаревшими.
  2. Половые проблемы. Достигая подросткового возраста, ребёнок меняется не только психологически, но и физически. Однако созревают все по-разному: одни их них уже готовы вступить в отношения с противоположным полом, других - не воспринимают всерьёз. Другая грань проблемы - ранние половые отношения. Родителям нужно иметь доверие ребёнка и с тактом подходить к столь деликатным вопросам, чтобы обезопасить его от негативных последствий раннего секса.
  3. Неудовлетворённость внешностью. Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид - основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру.
  4. Пройти через всё. Подростку хочется всё ощутить, попробовать. В связи с этим желанием могут возникнуть проблем с запрещёнными и пагубными веществами (сигаретами, алкоголем, наркотиками), половыми отношениями, другими девиантными отклонениями.
  5. Проблема духовности. Подростковый возраст сопровождается первым глубоким взглядом внутрь себя. Подросток хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Неудовлетворённость качествами своего характера может быть весьма сильна и быть причиной страхов, навязчивых состояний и даже суицидальных наклонностей.

«Совет. Не наказывайте подростка, как бы он себя ни вёл. Представьте себя на его месте, попробуйте понять, как ему тяжело в этот момент. Подросток оценит вашу поддержку».

Нюансы поведения

Кризис подросткового возраста проходит нелегко, и этот этап жизни ребёнка характеризуется некоторыми нюансами поведения.

Столкнувшись с кризисом подросткового возраста, родители опасаются, что не переживут тех жутких проявлений поведения , о которых слышали от знакомых или с экрана телевизора. Подросток становится неуправляемым, может начать курить и пробовать наркотики, увлечься алкоголем, не появляться дома, слушать зверскую музыку, делать татуировки и прокалывать брови или пупок, красить волосы в вызывающие цвета… Он может перестать учиться, попасть в дурную компанию, подхватить венерическое заболевание, уйти из дома, предпринять попытку суицида… Аналогично кризису среднего возраста, кризис подростков проявляется в виде дезадаптации, неуправляемости, агрессии, недовольства собой и окружающими.

Рассмотрим некоторые нюансы поведения подростков :

  • они пререкаются с родителями по любому поводу
  • стремятся настаивать на своём
  • у них стремительно меняется настроение
  • они часто чувствуют недомогания
  • не всегда ведут себя адекватно
  • у них бывает странное чувство юмора
  • их поведение может быть девиантным - отклоняющимся от нормы (увлечение алкоголем, драки, воровство, беспорядочные связи, субкультуры)
  • они могут грубо и шокирующе высказываться
  • их поступки могут быть эпатажными
  • их внешний вид может быть вызывающим
  • они неравнодушны к теме секса, но пытаются это скрыть
  • они пытаются философствовать
  • они обидчивы и самолюбивы.

Как найти общий язык с тинейджером

Чтобы достичь взаимопонимания с подростком, соблюдайте рекомендации :

  1. Оказывайте поддержку. Ребёнок только , и без вашей заботы и поддержки ему не обойтись.
  2. Предоставляйте возможность уединиться. Подростку нужно иногда бывать одному, иначе ему будет сложно.
  3. Его комната – его территория. А там свои правила и законы. Уважайте их.
  4. Предоставляйте свободу. Свобода передвижений, действий и слов делает подростка увереннее.
  5. Уважайте. Подросток имеет своё мнение. Будете уважительно к нему относиться – найдёте общий язык.

«А знаете ли вы, что комната подростка соответствует состоянию его души? Порядок там или хаос – всё это говорит о его настроении и проблемах».

Раскроем секреты, как родителям справиться с кризисом подросткового возраста:

  1. Кризис подросткового возраста – временное явление.
  2. Помогите подростку творчески реализовать себя – это важно.
  3. Чтобы легче преодолеть кризис, подростку лучше стать членом какой-то (клуба, команды, двора, класса, рок-тусовки и пр.).
  4. Запаситесь терпением и вспомните, как проходил ваш подростковый возраст.
  5. Любите ребёнка не за что-то, а просто так.
  6. Находите положительное даже в самом плохом.
  7. Формируйте границы безопасности ребёнка. Объясните ему, что, чем бы он ни занимался, должно быть безопасно для его жизни.

Кризис подросткового возраста - непростое явление. Он считается самым сложным из всех возрастных кризисов ребёнка. И основной задачей родителей становится облегчение его протекания, поддержка подростка и налаживание с ним контакта. Подростковые проблемы неизбежны. В силах родителей обеспечить нормальную жизнь подросшего ребёнка, приняв его проблемы и постаравшись помочь их преодолеть.

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.

Однако взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.

Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используетсядля того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»). В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, ломается голос у мальчиков). Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится - принять чувства своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; Контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, вседозволенность, а также равнодушие или авторитарное воспитание - все это препятствует успешному развитию личности подростка. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Главная особенность подростка- личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Многие подростки из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Подростковый возраст –период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с запретных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Это может делаться для пробы или для куража, но вполне возможно возникновение физической или психологической зависимости. Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям, и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. Нередко употребление психоактивных веществ в компании друзей, значимых и авторитетных для ребенка,превращается в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику человека. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. На почве неблагополучного опыта многие могут обрести неврозы. Другой проблемой могут являться еще и венерические заболевания.

Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве («курильщик», «сексуальный партнер», «лидер тусовки» и др.) толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.

Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.

Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад.

Рассматривая кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее адекватным является традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:

1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);

3) посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.

Возможны два пути протекания кризиса:

Симптомы первого – это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Для подросткатребование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.

Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое – варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Это дает основание считать, что именно путь «кризиса независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем наиболее экстремальные проявления «кризиса независимости» чаще всего непродуктивны.

«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития. Важно учесть, что подростки, так переживающие кризис, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства, напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т.е. отношения по типу «взрослый – ребенок».

Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА

СТОЛЕТОВЫХ»

ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА ОБЩЕЙ

И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

РЕФЕРАТ:

ТЕМА : КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ВЫПОЛНИЛ:

СТУДЕНТ 1 КУРСА ЗФК 112 ЕГОРКИН А.В.

ПРОВЕРИЛА:

АРУЧИДИ Н.А.

ВЛАДИМИР 2013г.

Кризис подросткового возраста

Введение…………………………………………………………………….………..3

1.Кризис………………………………………………………………………………4

2. Кризис подросткового возраста.

2. 1. Характеристика кризиса подросткового возраста…………………………4

2. 2. Варианты выхода из кризисных состояний…………………………….....7

3.1.Друзья…………………………………………………………………..…….…14

3.2.Родители………………………………………………………………………...18

Выводы…………………………………………………………………………...…21

Список литературы…………………………………………………………………22

Приложения…………………………………………………………………………24

Введение.

Несмотря на все богатства фундаментальных исследований, сегодня нет целостного описания развития психики человека на данном этапе его жизненного пути. От того, как пройдет подростковый период зависит отношение человека к самому себе и к миру в целом.

Кризис подросткового возраста, является одной из актуальнейших проблем детей современного мира. Это связано с возникновением современно новых требований, предъявляемых к ним происходящими социально – экономическими преобразованиями. Процессы, происходящие в нашем государстве в последние два десятилетия в социально – экономической сфере и здравоохранения, привели к значительным как качественным, так и количественным изменениям в состоянии здоровья населения, особенно детского .

Цель нашей курсовой работы – раскрытие сущности подросткового кризиса, специфические особенности проявления кризисных состояний.

1) Изучить литературу по данному вопросу.

2) Рассмотреть главные особенности кризисных состояний подросткового возраста.

3) Описать пути выхода из кризисных состояний.

1. Кризис.

Кризис – это состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром .

Кризис - он затрагивает наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

Кризис, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя, или даже делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих, переосмысления своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни .

2. Кризис подросткового возраста.

2. 1. Характеристика кризиса подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста является самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами.

Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивать свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Так же подростку присуще стремление в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно – личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Основной деятельностью подростка является - учебная, в ходе которой ребенок не только осваивает навыки и приемы получения знаний, но и обогащается новыми смыслами, мотивами и потребностями, овладевает навыками социальных взаимоотношений.

Школьный онтогенез охватывает следующие возрастные периоды: младший школьный возраст – 7-10 лет; младший подростковый – 11–13 лет; старший подростковый – 14–15 лет; юношеский возраст – 16–18 лет. Каждый из этих периодов развития характеризуется своими особенностями.

Одним из самых сложных периодов школьного онтогенеза является подростковый период, который иначе называют переходным, так как он характеризуется переходом от детства к юности, от незрелости к зрелости .

Подростковый возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к повышению их возбудимости, что может выражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердцебиении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения .

Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов.

Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.

Особенности физического развития в подростковом возрасте определяют важнейшую роль в этот период правильного режима жизни, в частности режима труда, отдыха, сна и питания, физического воспитания и спорта.

Отличительная черта психического развития состоит в том, что оно носит прогрессивный и вместе с тем противоречивый гетерохромный характер на протяжении всего школьного периода. Психофизиологическое функциональное развитие является в это время одним из основных направлений психической эволюции.

У подростков развиваются навыки научного мышления, благодаря которым они рассуждают о прошлом, настоящем и будущем, выдвигают гипотезы, предположения, строят прогнозы. У юношей появляется тяготение к общим теориям, формулам и т. д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Особенность юношеской психики, связанная с формально-операционным мышлением, – изменение отношения категорий возможности и действительности. Освоение логического мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы и т. д. Отсюда своеобразный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные теории, юноша, по словам Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться системам, а не системы действительности .

Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания.

Характерологическая особенность 10-15-летнего ребенка проявляется в обостренном стремлении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить признание факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление к взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей, у третьих – в желании участвовать в разнообразных делах наравне с взрослыми .

Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутым ими. Эмоциональное благополучие подростка все больше и больше начинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает определяться прежде всего отношением и оценками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает склонность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно следовать за лидером.

Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки (СО); у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формировании играет успешность деятельности.

Переходный критический период завершается возникновением особого личностного образования, которое можно обозначить термином «самоопределение», оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и своего назначения в жизни .

2. 2. Пути выхода из кризисных состояний.

В связи с выше изложенным, подростку для реализации своего потенциала необходимо принадлежать к определенной группе где он будет понят и принят. Это может быть референтная группа, которая организовалась спонтанно во дворе, в спортивном клубе, музыкальной школе и т. д. Так же для самореализации и защиты от социума, подросток может примкнуть к определенному объединению людей – субкультуре. В некоторых ситуациях когда подросток не может най1ти собственную реализацию он погружается в состоянии депрессии которая может привести и к суициду. Более подробно мы рассмотрим это в этой главе.

1. Субкультура - объединений людей по мировоззрению и интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее. И молодежные субкультуры - не исключение. Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность, особенно молодежи и подросткам, проявить себя творчески, определить свое место в жизни, найти друзей. Субкультура - это часть общественного организма. Образно говоря, она словно рука. Если ее отрезать - человек сможет жить, но будет инвалидом.

Субкультура подростков - это действительно системы действий разного вида, которые позволяют организовать как внешнюю жизнь, так и внутреннюю (организовать свое психологическое пространство). Именно в этом возрасте расцветает такое еще мало изученное явление, как собственный язык подростков. Явление, которое отмечается во многих странах (Приложение 1) .

Рассмотрим самые распространенные современные молодежные субкультуры:

1) Панк - это субкультура, основанная на пристрастии к панк - року. Безудержной энергией разрушения, представленной панком, идеалы хиппи были сметены. Культура панка нашла свое отражение в танце, литературе, изобразительном искусстве и кино. Панк держит тесную взаимосвязь с некоторыми другими субкультурами, такими как готика и психобилити. Панк стиль - вызывающие прически, кожаный пиджак, серьги на лице и в ушах. Иногда панки носят рокерские куртки, узкие джинсы трубами, разнообразную обувь, начиная от кед, заканчивая титановыми ботинками и футболки с нестандартными изображениями. Волосы панки укладывают в виде ирокеза или других форм, либо же бреются на лысо (Приложение 2).

2) Металлисты - одна из самых больших «неформальных» субкультур. Раньше тяжелая музыка была то увлечением некоторых меломанов, то элитным развлечением интеллигенции, и даже малым увлечением гопников. Сейчас же тяжелую музыку слушают многие. Сегодня это очень насыщенный музыкальный пласт, немногие составляющие которого не имеют между собой общего, кроме характерного «перегруженного» звучания. «Тяжесть» сегодня модное, равноправное, продвинутое течение, никакой не бунт, не андеграунд, как бывало раньше. Поклонники тяжелого металлического рока, скоростного металлического рока, черного металлического рока, все они – металлисты. Современные металлисты любят жить в свое удовольствие. Считают, что ничем не обязаны другим людям, ходят на концерты, где могут распивать спиртные напитки, и после устраивать потасовки (Приложение 3).

3) Готы воспринимают свое движение как протест массового сознания, пестроты и безвкусицы. Готическая музыка объединяет множество разных стилей. Тенденция заключается в печальных, мистических и даже скорбных мотивах во внешнем виде и музыке.

У готов есть свой, узнаваемый стиль. Их имидж отличается траурностью, темными цветами, иногда в сочетании с эротизмом. Бывает пирсинг. Украшения из серебра, и могут иметь различные символы – анки, кресты, пентаграммы и т. д. Серебро – цвет луны. Прическа так же играет важную роль в имидже готов: просто прямые длинные волосы, собранные в большой пучок или приподнятые гелем, так же иногда встречаются ирокезы. Обычно волосы красят в черный цвет, но встречаются и красный, фиолетовый, белый цвета. Макияж один из главных признаков этой субкультуры: плотный слой белой пудры на лице, черная подводка глаз и губ.

Характеристики этой субкультуры включают в себя ненасилие, пассивность и толерантность. В отличие от панков и хиппи, готы не призывают к социальной активности, не поддерживают силы или блоки в политике, и не создают никаких политических лозунгов (Приложение 4).

4) Рэп – среди многих субкультурных форм основанных на музыкальных стилях, получил широкий размах в России. Манера исполнения - "чтение", их действия в рэпе уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. Этот стиль носит подражательный характер, в последнее время больше входит составной частью в субкультурное полистилистическое образование, которое получило название - хип-хоп культура. Приоритеты, кроме рэпа: граффити как вид особого настенного рисунка, брейк-данс как форма пластики тела и танца, экстремальные виды спорта, стритбол и д.р. Эта субкультура достаточно демократична, не теряет связи с "молодежью улицы". В крупных городах много молодежи в одежде, связанной с рэпом. Хотя фанаты рэпа относятся к "крутым парням в широких штанах", изображающих из себя рэперов. Такая одежда продается на вещевых рынках - недорога. Но, всё-таки, часть молодежи сознательно ориентирована на хип-хоп культуру. Внешний вид: Широкая, на несколько размеров больше одежда. Чаще спортивная. Вид спорта - баскетбол. Из украшений носят серьги и значки. Волосы короткие. Многие рэперы не употребляют спиртных напитков, даже пива, хотя предпочитают сильные наркотики. Рэперы - это не только те, кто слушает "рэп", но и те, кто пишет рэп. В основном рэперы не агрессивны, помимо тех, кто причисляется к течению "Гангста" (Приложение 5).

5) Название эмо – произошло от слова «эмоциональный». Представители эмо хорошо известны своим стилем и идеологией, которая четко излагается в соответствующей музыке. Изначально субкультура строилась на панк-музыке с выразительными текстами, чаще всего носящими личный характер и с большой эмоциональной составляющей. Эмо-музыка строится на искренности, соответственно, субкультура тоже. Эмо – это состояние души, но так же, у них есть свой особый стиль, чтобы выделяться среди других субкультур. Одежда эмо, это одежда в черно-розовой гамме, различные повязки на руках, пояса с железными бляшками, рюкзак с различными значками эмо. Эмо-макияж это подводка глаз черным карандашом. Прически эмо - челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос. Укладка или отсутствие её, все это дает свободу в выборе индивидуальности. Быть эмо означает находиться в печали и писать стихи. В поэзии речь идет о таких чувствах, как смятение, подавленность, одиночество, тоска, чувство обособленности от всего окружающего мира (Приложение 6) .

2. Самым распространенным психическим расстройством без преувеличения можно назвать депрессии. Депрессии у подростков и молодых людей реже попадают в поле зрения психиатров в силу их атипичности, стертости клинической картины, замаскированности их проявлений поведенческими расстройствами в виде конфликтности, грубости, агрессивности, уходов из дома, воровства, употребления психоактивных веществ (ПАВ), ранней беспорядочной сексуальной жизни.

В подростковом возрасте при депрессиях часто выражены психоподобные проявления: конфликтность, грубость склонность к антисоциальному поведению, оппозиции к родным, злоупотребление алкоголем. Даже само понятие «депрессия» имеет неоднозначную трактовку. Оно понимается как характеристика настроения, название синдрома и как отдельное психическое заболевание.

Подростковый возраст характеризуется в основном психогенными депрессиями (то есть порождаемых психологическими причинами). Связь подростковой депрессивности: проблемы с успеваемостью, трудности общения со сверстниками и старшими и др.

Депрессивные состояния у подростков имеют сложную структуру. Это объясняется сочетанием истинной депрессивной симптоматики, преломленной через возрастные особенности, с личными защитными реакциями, формирующиеся в ответ на собственную несостоятельность, невозможность эффективно усваивать школьную программу и адаптироваться в коллективе сверстников .

3. Самоубийство – это реакция человека на проблему, кажущаяся ему непреодолимой. Тема суицидального поведения достаточно серьезна и требует раздумий о реальных причинах, толкающих людей на добровольный уход из жизни.

Самоубийство занимает третье место среди причин смерти в подростковом возрасте. Именно наличие социальных и психологических проблем приводит к суицидальным попыткам (насилие, агрессия и жестокость к детям, чувство одиночества).

Нередко подростки, прибегающие к самоубийству, имеют родственников или знакомых, покончивших с собой, злоупотребляют алкоголем и наркотиками, им свойственны синдром нарушения внимания с гиперактивностью и другие поведенческие расстройства, депрессия, тревожные состояния. К предрасполагающим факторам относятся острое переживание, столкновение с законом, прогулы и конфликты в школе, наркомания, беременность или страх беременности, ипохондрия, социальная изоляция. У девушек дополнительной причиной бывают повышенные требования к себе и своей успеваемости (при средних способностях) или перемены в жизни. В момент совершения самоубийства жертва часто находится под действием алкоголя или наркотиков.

4. Учеба, спорт, творчество – именно в эти виды деятельности может уйти подросток в этот период. Как правило любые успехи должны быть замечены родителями или педагогами, мнение которых ценится больше всего на свете и чрезвычайно важно для подростка.

Прилагая достаточные усилия в спорте или учебе, подросток осваивает свою точку зрения и правильное построение самооценки. Ставит перед собой цели и идет к своей мечте, начинает верить в свои силы. Так например, физические нагрузки способны восстановить спокойствие и умиротворение подростка. Творчество обогащает внутреннею жизнь подростка, делает его всесторонне развитым, учит быть в гармонии с собой. Учеба и получение новых знаний могут приносить радость, помогают самоутвердится.

3. Помощники во время кризисных состояний.

3.1. Друзья.

В подростковом возрасте эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учебные, и на не учебные занятия, и на отношения с родителями.

Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходство, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и почувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом. Он может помочь не только лучше понять себя, но и преодолеть неуверенность в своих силах, бесконечные сомнения в собственной ценности, почувствовать себя личностью. Если же друг, занятый своими, тоже сложными подростковыми делами, проявит невнимание или иначе оценит ситуацию, значимую для обоих, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствуя себя одиноким, снова будет искать идеал и стремиться к как можно более полному пониманию, при котором тебя, несмотря ни на что, любят и ценят. Вспомним старый фильм «Доживем до понедельника». Представление о счастье мальчик смог отразить в одной фразе: «Счастье - это когда тебя понимают».

Как показано в американских исследованиях, в подростковом возрасте близкие друзья, как правило, - ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде. По сравнению с приятелями они более похожи по уровню умственного развития, по социальному поведению, успехам в учении. Встречаются и исключения. Например, для серьезной девочки, хорошо успевающей в школе, лучшей подругой может стать девочка шумная, экстравагантная, интересующаяся не учебой, а развлечениями. Притягательность противоположного характера объясняется обычно тем, что подросток ищет в друге привлекательные черты, которых ему самому недостает .

В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими друзьями, напротив, он становится гораздо шире, чем в предыдущих возрастах. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы, в которую он входит.

Дружеские отношения - это всегда взаимные отношения, в которых каждый из участников обозначен и так или иначе проявлен для другого. При этом они оба проявлены, представлены в соответствии со своими реальными свойствами, чем больше реализма, тем больше вероятность настоящих отношений дружбы. Дружба основана на справедливости, она не требует от человека невозможного, сверхъестественного, она обращена к его реальному «Я», которое по-настоящему может осуществить свою интегральность в полной жизни. От друга ждут понимания, другу дают понимание. Все остальные могут не понимать, это им прощается, но если не понял друг - это уже катастрофа, это уже потеря, основанная на переживании невозможности воплощения собственной экзистенциальное, это обрыв нити жизни, обрыв собственного существования. Многим людям достаточно одного такого опыта, чтобы потом остерегаться людей всю жизнь.

Как возникает дружба - это отношение, в котором требуется обязательно быть, а не казаться собой? Психологи обычно описывают момент возникновения дружбы как особое явление и называют его встречей. В отечественной психологии нет практики анализа встречи как феноменологического явления, однако исследована достаточно подробно, например, потребность в общении у молодых людей и другие виды так называемых социогенных потребностей, то есть потребностей в других людях. Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи. Главное переживание, которое ее характеризует, - это узнавание близости этого человека себе, своему Я. Иногда его описывают как разрыв, как скачок в обычном течении жизненных будничных событий .

У настоящей дружбы есть одно удивительное свойство - в ней никогда не возникает потребности изменить другого человека. Каждый из них имеет свое жизненное пространство, психологическое пространство, где выстраивается его жизнь. Друг бывает рядом, он занимает такое положение, которое помогает осуществить переход на другую позицию с учетом существования уже имеющейся. Друг не разрушает позицию, он помогает ее отрефлексировать, осознать, то есть посмотреть на себя со стороны, используя ту часть знания о себе, которая для этого необходима. Друг помогает быть справедливым в отношении собственного «Я», собственной позиции. Никто другой этого сделать не может.

Как правило, дружба прощает, прощает до конца. Это свойство настоящей дружбы, прощение до конца - это проявление безграничного доверия к силе Я другого человека осуществить свою интегральность, воплотиться в жизнь. Как только начинается сомнение или осуждение, значит, что-то в дружбе надломлено и уже навсегда. Может быть, затемнен источник силы, направленной на другого человека, может быть, он иссяк из-за неумеренного использования.

Дружба имеет нравственную природу. Однажды потерянное доверие не восстанавливается никогда. Этот грустный закон давно описан и понят исследователями дружбы. Благодаря дружбе человек решает свою жизненную задачу развития - задачу интериоризации морали. Думаю, что нравственная природа дружбы заключена в ее бескорыстности, в ее непосредственном ("беспредметном") отношении человека к человеку. Если нравственные категории совести, ответственности, долга отражают экзистенциальность человека, то дружба как отношение человека к человеку конкретизирует эту экзистенцию, ошибки в этом процессе, думаю, связаны со сложностью этого процесса.

Дружба не может существовать без нравственного отношения людей друг к другу, то есть ценности дружбы уже определены заранее тем, что давно и единодушно называется в обществе человеческой добродетелью. Друг - это тот человек, который открывает для нас эти ценности и строит свое поведение в соответствии с ними.

По друзьям человека можно составить объективную картину нравственного облика человека.

Дружба - это встреча человека с самим собой, это дар жизни, ее чудо, она не может быть постоянной благотворительностью, или постоянной помощью, или выгодой. Об этом так давно и так современно рассуждали и Аристотель, и Кант, и Фома Аквинский, и много других великих людей, что я просто отсылаю желающих к их текстам.

Психологически важно то, что дружба дарит человеку силу для строительства собственной целостности, которая порождает и силу его Я, сохранять и охранять свое Я, свои права, переживать их необходимость для сохранения своего Я и Я других людей от возможного воздействия. Думаю, что именно здесь могут быть найдены психологические истоки правового сознания человека. Дружба - это процесс осуществления равенства Я, право - это процесс осуществления социального равенства .

3.2. Родители.

Семейный фактор можно по праву рассматривать как самый мощный в плане благополучного влияния на ребенка. Родители часто не принимают позицию ребенка в расчет, не уделяют ему достаточно внимания, наказывают и злятся по малейшему поводу.

Крепкая семейная дружба, теплота взаимоотношений, адекватный стиль воспитания вот что нужно подростку в этот период. Принятие (позитивный интерес) подразумевает, безусловно, положительное отношение к ребенку. Родитель, эмоционально понимающий его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребности ребенка. Тем самым такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен другим людям, в том, что он обладает необходимыми личностными средствами для достижения своих целей .

И главными помощниками в этом должны быть родители, ведь именно родители главные люди для ребенка, они все знают, во всем помогают. Чаще всего родителям не хочется признаваться себе в том, что их ребенок начинает взрослеть, у него появляются собственные приоритеты в жизни, свои позиции по каким-то вопросам. Поэтому родители должны иметь гибкую позицию по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности, учитывая конечно разумные грани дозволенного. Теперь время безоговорочного авторитета родителей безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться авторитет родителей, статус и конкретные действия. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ сделать это - рисковать вместе с ребенком, но на своей территории. Именно так родители смогут говорить с подростком на его языке и дадут ему возможность удивляться своей изобретательности. Но почему-то наши родители занимают несколько другую позицию, они не понимают ребенка. Для здоровых отношений между взрослыми и подростком характерно то, что влияние родителей и сверстников носит взаимодополняющий характер. И это очень просто. Главная трудность для родителей тут лишь в том, что нужно признать в своем ребенке взрослого (пусть еще и не вполне) человека, у которого есть свои взгляды и свои права.
В общении с подростком придется забыть о том, что родитель - это человек, чье мнение не обсуждается. Он когда-то пользовался этим статусом, но уже все безвозвратно изменилось: ребенок становится самостоятельным. Теперь самый лучший путь для обеих сторон - дружеские отношения. Опыт родителя дает ему преимущество. Но не следует им пользоваться, как оружием. Им нужно помочь преодолеть проблемы и подсказать пути выхода из сложных ситуаций, тогда это будет воспринято адекватно, с благодарностью, с уважением. Родители должны снова учить ребенка воспринимать мир, показывать это на примерах. В первую очередь нужно научить ребенка шутить. С юмором и иронией смотреть на происходящее, не бояться в чем-либо, ошибиться, уметь отличать шутку от оскорбления. Это поможет ему справиться с трудностями переходного возраста, это же станет великолепной базой мировоззрения в будущем, сформирует характер и оптимизм. Покажите, как следует обращать себе на пользу, казалось бы, отрицательные моменты в жизни и происходящем: то, что произошло - нехорошо, но в этом можно найти такие-то плюсы. Вот здесь вы будете неоценимы, так как подростку не хватает еще опыта, чтобы так отреагировать на ситуацию. Чувства подростка подвержены моментальному изменению, эмоции просто переполняют его, ему пока не хватает опыта справляться с ними и контролировать их. А человек, не проявляющий эмоций - не интересен и к нему не будут тянуться другие люди. Ведь основа общения - взаимопонимание ситуации, когда рассказ одного собеседника с вдохновением и с блеском в глазах поддерживается другим, и беседа никак не может закончиться. Поэтому важно не насильно навязывать подростку свои правила. Ведь если подросток поймет, что вы уважаете его, цените его мнение, он сможет уважать вас. Если вы будете раскрывать перед ним свой опыт в виде советов, а не навязывать насильно, он начнет его ценить. И, столкнувшись с действительно серьезной проблемой, побежит за советом и помощью не к друзьям, а к вам, как к более опытному и самому близкому человеку. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ "Я" .

Выводы.

1) Изучив литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что подростковый возраст является одним из самых сложных периодов человеческой жизни, интенсивный рост и изменение организма оказывает серьезное влияние на психики подростка.

2) Рассмотрев главные особенности кризисных состояний подросткового возраста мы выявили, что изменение ценностей, ориентиров подростка, стремление к взрослости и самостоятельности, эгоцентризм юношеского мышления рождает массу внутри личностных и внешних межличностных конфликтов

3) Описав пути выхода из кризисных состояний мы выяснили, что для того чтобы преодолеть диструктивные явления в психике подростка, близким взрослым необходимо создать условия для образования референтной группы (знакомиться с друзьями, приглашать к себе домой, знакомиться с родителями друзей, стимулировать к занятию спортом, музыкой, поддерживать конструктивные интересы подростка) и несмотря на сложный период остаться другом для ребенка.

Таким образом, подводя итог нашей курсовой работы мы еще раз отмечаем важность подросткового возраста для всего развития личности, считаем необходимым продолжение глубокого всестороннего изучения данной проблемы, подчеркиваем важность этих знаний в реальной жизни подростков на предмет их отношения к себе и к другим людям.

Список литературы.

1. Андреева Г. М. Социальная психология – М.: Издательство Эксмо, 2000

2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004

3. Абрамова Г. С. Возрастная психология Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

4. Большакова Е. А. Ваш ребенок неформал. Родителям о молодежных субкультурах – М.: Генезис, 2010

5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл, 2006

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е исправленное и дополненное – М.: «ЧеРо» , 2002

7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога – М.: Издательство Харвест, 2007

8. Григорович Л. А. , Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология – М.: Гардарики, 2003

9. Клее М. Психология подростка. Психосексуальное развитие – М.: Владос, 1991

10. Крылова А. А. Психология.Учебник – М.: ПБЮЛ, 2000

11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет, учебное пособие 5-е издание – М.: Издательство РАО, 1999

12. Махов Ф. С. Подростов и свободное время, -Л.: Ленинздрат, 1982

13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стериотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

14. Подольский А. И. , Идобаева О. А. , Идобаев Л. А. Подросток в современном мире: Заметки психолога – СПб.: КАРО, 2007

15. Рудик П. А. Психология. Учебник для учащихся техникумов физической культуры – М.: Физкультура и спорт, 1976

16. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка, 1999

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

1. Сущность подросткового кризиса………………………………………… 6

2. Психологические особенности подросткового кризиса………………… 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 20

ВВЕДЕНИЕ

Первым, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Ж. Ж. Руссо. В своем вышедшем в 1762 г. Романе «Эмиль» он впервые обратил внимание на то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как «второе рождение», когда человек «рождается в жизнь» сам, подчеркнув важную особенность данного периода .

Каждый переходный или критический период – результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой, с одной стороны, лежит изменение объективного положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой – изменение его «внутренней позиции». Все переходные периоды имеют сходные симптоматику и содержание, протекают по общим закономерностям. В переходах от периода к периоду выделяются своеобразные «кризисы» развития, содержание которых существенно отличается от особенностей развития в стабильные периоды.

Необходимо отметить, что понятие кризиса – это наиболее значительное достижение «холловской» концепции. Оно и сегодня используется в положениях не только в западной, но и в советской возрастной психологии, хотя трактуется совершенно по-разному. Во-первых, западные теоретики периода взросления, вслед за С. Холлом, в большинстве случаев вносят в это понятие сугубо негативное содержание, понимая кризис как распад структуры, снижения уровня организации психики и т. п. Во-вторых, они в объяснении причин кризиса по большей части солидарны с С. Холлом, который полагал, что явления «бури и натиска» порождаются драматическими сексуальными и физиологическими изменениями, происходящими с подростком .

Так же в подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности – в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук, что требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приемов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему: подросток уже не ребенок и требует иного к себе отношения .

Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов... Он представляется самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные этапы в онтогенетическом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый возраст является затяжным периодом от детства к зрелости.

Следует особо отметить, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека .

Цель реферата: рассмотреть сущность и содержание подросткового кризиса.

Задачи:

1. Изучить сущность подросткового кризиса;

2. Выявить психологические особенности подросткового кризиса;

3. Представить методические рекомендации для педагогов и родителей по сопровождению подросткового кризиса.

1. СУЩНОСТЬ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА

В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей продолжительностью. Л. И. Божович полагает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).

Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.

Подростки, чаще всего, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия с взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют .

Как правило, протекание кризиса в большей степени зависит исключительно от стиля воспитания и самих взрослых. Родителям следует запастись терпением на несколько лет, чтобы окончательно не испортит отношения с подростком. В природе все имеет свою закономерность. После того, как фазы сменят друг друга, то криз подросткового возраста подойдет к концу. Наш подростком имеет взрослый внутренний мир, не смотря на внешность ребенка. Поэтому от того, какие же законы жизни он примет зависит от окружающих его людей.

Сам же кризис при этом обладает следующими фазами:

Предкритическая или негативная . В данной фазе начинается ломка стереотипов и привычек, которые были ранее приобретены. Поэтому у родителей возникает проблема в общении с собственным ребенком.

Кульминационная точка кризиса . Наиболее часто совпадает с тринадцатилетним возрастом. Точка кипения детей и взрослых настолько велика, что именно в это фазе подростки начинают вступать в разнообразные группировки, субкультуры и компании. Важно как можно лучше понять ребенка в этот непросто период и показать ему собственную любовь. Помимо этого, стоит также всегда учитывать его мнение.

Поскритическая . Построение новых взаимоотношений.

И все же начало и конец подросткового кризиса - дело сугубо индивидуальное, и любые точные предсказания в этом вопросе неизбежно будут носить характер спекуляции .

Итак, подростковый кризис - это переломный момент в жизни ребёнка, когда его детство почти закончилось, а взрослая жизнь ещё не началась. Приходится подростковый кризис примерно на 12-14-летний возраст. В этот же период физическое и умственное развитие человека происходит быстрым темпом. Подросток в этот момент особо нуждается в чуткости и понимании со стороны взрослых. А то, как скажется подростковый кризис на эмоциональном состоянии ребёнка, - практически целиком в руках родителей и педагогов.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА

Исследуемый возраст, отдельные его стадии относятся к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость, причем противоречивый характер проявляется не только в физическом и психосексуальном развитии, но и в развитии интеллекта, а также в социальном развитии. Личность подростка дисгармонична: свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями с другими детьми и со взрослыми, со значительным расширением сферы его деятельности, качественно меняющей свой характер вследствие направленности на новые формы отношений. Стремление найти свое место в обществе, становясь преобладающим, порождает у подростка стремление понять самого себя, развивает у него чувство ответственности, критическое отношение к себе и другим людям. Все это находит выражение в потребности подростка сопоставить качества других людей с чертами своей личности.

Следует, однако, отметить, что предстающая в психологических исследованиях картина возрастного развития пока еще фрагментарна, т.е. возрастные этапы в ней плохо связаны между собой. Одной из причин подобной фрагментарности является недостаточная изученность психологических особенностей переходов одних этапов в другие .

Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма. Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, ожирение и т.д.). Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. При неблагоприятных обстоятельствах такого рода реакции легко фиксируются и даже приобретают патологические формы.

Одной из основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакций на внешние воздействия и т.д. Можно сказать, что подросток и взрослый живут в разном масштабе времени, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, явлений. При этом в подростке для взрослого многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более что неожиданным и непонятным оно оказывается часто и для самого подростка. Действительно, с подростком начинают происходить изменения, смысл, а главное, необходимость которых для него не всегда ясны. Стараясь объективно взглянуть на себя со стороны, он не может себя узнать; у некоторых подростков возникает ощущение как бы насильственности происходящих изменений. Подростки, особенно склонные к самоанализу, не могу сразу принять себя в новом качестве, стесняются своего нового облика. Они становятся очень чувствительными к замечаниям по поводу своей внешности.

Также основной сложностей подросткового кризиса является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения.

В первую очередь это нарушение развития эмоциональной сферы – это может быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого – либо явления окружающего и способностью действовать в соответствии с этой оценкой; фактически это означает слабость механизмов воли. При этом чувство, даже сильное, исчерпывается самим собой, его энергия находит разрядку лишь в эмоциональных проявлениях, с другими же сторонами и механизмами психической деятельности человека оно не входит в связь, не превращается в мотив поступка и не ведет к каким либо действиям. Человек как бы замыкается в своем чувстве .

И так существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста:

1. «Кризис независимости». Основные проявления.

Негативизм, упрямство, грубость, бунтарство, стремление во всем поступать по-своему, противостояние авторитетам, ревностное отношение к личному пространству

2. «Кризис зависимости». Основные проявления:

Чрезмерное послушание, возврат к детским интересам и формам поведения, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность в суждениях и поступках, подчинение мнению большинства, стремление быть «как все».

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Путь «кризиса независимости» является наиболее продуктивным, т.к. дает возможность развивающейся личности подростка принимать и адаптироваться к новообразованиям, которые несет в себе подростковый возраст .

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА

Рекомендация тех или иных конкретных приемов воспитательного воздействия на подростка не носит и не может носить характера рецепта, годного на все случаи жизни. Учитель имеет дело с живым человеком, обладающим определенными индивидуальными особенностями, да и ситуации, даже сходные, всегда чем – то отличаются одна от другой.

Многие учителя быстро разочаровываются в тех или иных приемах и мерах воздействия на подростка, так как ожидают от них быстрых положительных результатов.

Воспитательный эффект той или иной меры воздействия зависит от того, правильно ли выбрана она в условиях определенной ситуации, т. е. произведет ли она то действие, на которое рассчитана .

Особенно в подростковый кризис, так как подросток более эмоциональный в этот период Важнейшая и актуальная задача современной школы – не только преподносить готовые знания, но и развивать интерес к учению, вырабатывать потребность постоянного самообразования, потребность в новых знаниях, неутолимую пытливость и любознательность.

Однако важно не просто увлечь ребят каким - то одним – двумя предметами. Очень важно на раннем этапе выявить склонности и способности подростка, помочь ему более полно развиваться. Вот почему так важны дифференцированный подход в обучении, система различных кружков и факультативов, которые помогают решать столь важные и трудные проблемы подросткового кризиса .

Не случайно во многих своих произведениях А. Макаренко говорил о том, что хорошее воспитание и доброе наставничество служат залогом счастливой старости родителей. Не следует забывать о том, что нравственные установки подростка, как правило, формируются на основе примера его родителей.

Родители не редко судят о своем ребенке, исходя из своих взрослых требований, и забывают о том, какими они сами были в подростковом возрасте, о том что у них также проявлялись тогда черты характера, которые ныне они считают неприемлемыми.

Необходимо прикладывать максимум усилий к тому, чтобы семья хорошо выполняла свои воспитательные функции: была бы эмоциональной опорой для ребенка, стимулировала бы его жизненные успехи, помогала гордиться ими. И это необходимо делать не только в подростковом возрасте, но и в период, ему предшествующий, а также и в последующем возрасте .

1. Родителям необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые признаки наступления подросткового возраста.

Родители должны отнестись серьезно к индивидуальным темпам развития ребенка. Не считать его маленьким, когда ребенок уже начинает ощущать себя подростком. Но и «не толкать ребенка в подростковость насильно». Возможно, Вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.

2. Родители должны с уважением отнестись ко всем заявлениям и позициям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они Вам не казались.

Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы Вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Разница, согласитесь, существенна.

3. Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может принять. Советуйтесь с ним по каждому пустяку. («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?»).

Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать? Как бы ты на моем месте поступил (а)?»).

Пусть подросток поймет, что Вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного Вам члена семьи.

4. Обязательно сами делайте то , чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем Вы ходите, но и о содержании Вашего время препровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит Вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки).

Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», Вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваш ребенок. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет не так.

Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет Вам и Ваш ребенок.

Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у подростка совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой ребенок пойдет именно к Вам.

5. Постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые Вы допускали на предыдущих возрастных этапах .

Конфликты во время урока.

1. Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с учениками, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на после урочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то обратитесь за помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный ученик больше всех уважает.

2. При обсуждении желательно не указывать на совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, как лучше следовало поступить в такой ситуации и почему (дайте действительно выгодную для подростка модель поведения). Предоставьте ему возможную модель поведения и дайте время обдумать. Вернитесь к этому разговору через время, еще раз обсудите, и выслушайте его мнение. Важно, чтобы подросток сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при возникновении такой ситуации.

3. Если ситуации возникла повторно, и подросток повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной ситуации. Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка.
Это долгий процесс, требующий много терпения и сил, а самое главное желание действительно помочь ребенку измениться, а не только избавиться от факторов, мешающих проведению урока и сохранению дисциплины.

Агрессивность.
4. Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие и т. д.; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.
Опять Ваше бесконечное терпение и поощрение хотя бы того немного положительного, что проявляется таким ребенком, позволят в итоге снизить уровень агрессивности.

Учебный процесс.

5. В случаях неправильного ответа на заданий вопрос, не сравнивать с успешными ответами сверстников, лучше обратить внимание на возможность исправления ошибки или плохой оценки. В случаях же любого правильного или близкого к правильному ответа поощрять такого подростка вниманием и похвалой при всем классе. Важно дать понять «трудному» подростку, что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.
6. Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины для низкой успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая осознанность собственных действий, отсутствие мотивации достижения. Поэтому не надо ждать от него сразу и много успехов после первой похвалы и признания его заслуг, а стоит дарить ему успешные ситуации и поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно может появиться интерес и желание учиться.

Общие советы:

7. Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с подростком с чувством юмора и используйте его для сглаживания острых углов.
8. Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д.

9. Личный пример или иллюстрация из личного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.

10. Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность - лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.
Конечно же, у каждого педагога существуют свои способы и приемы для работы в «нестандартных» условиях .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период подросткового кризиса, несомненно, является одним из самых важных периодов в жизни человека. Подросток зачастую не может понять сам себя. Но в этот период нелёгкий момент он не должен оставаться один. Ребёнку будет легче пережить кризис, если есть человек, готовый выслушать его, человек, к которому ребёнок сможет обратиться за советом. Лучше всего, если этим человеком станет родитель ребёнка. Но иногда такую непростую роль наставника приходиться брать на себя педагогу. Здесь важно доверие. Педагогу нужно поставить себя так, чтобы дети доверяли ему, или обращались за советом.

Также подростки, которые постоянно пытаются самоутвердиться: грубят, проявляют агрессию к окружающим. В общении с такими детьми нужно оставаться самим собой, воспринимать всё с юмором. Нужно понимать, что всё это пройдёт со временем.

Подростковый кризис – это процесс становление личности. Задача педагога состоит в том, чтобы максимально облегчить этот процесс. Если педагогу это удаётся, то можно сказать, что он добился значительных успехов в своей профессиональной деятельности.

Данная тема очень интересна, так как многие педагоги сталкиваются с подростковым кризисом в своей профессиональной деятельности. Часто обращаются ученики с вопросами, которые они по каким – то причинам не могут задать родителям. Этот реферат во многом помог понять, что тревожит ребёнка в период подросткового кризиса. В это время человек еще не взрослый, но уже не ребёнок. Чтобы помочь ему разобраться в себе, подходить к проблеме нужно мягко и последовательно. Нельзя «давить» на ребёнка, чтобы он сам рассказал обо всех своих проблемах. Нужно добиваться того, чтобы дети сами тянулись к тебе.

По теме подростковый кризис очень мало литературных источников, но цель в реферате была достигнута. Поставленные задачи в полном объеме изучены и найдены методические рекомендации для педагогов и родителей, которые смогут помочь пережить (или избежать) подростковый кризис.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беличева С. А. Этот «опасный» возраст. – М.: Знание, 2003.

2. Божович Л.И. Подростковый возраст. [Электронный ресурс].

3. Колесов Д.В. Учителю о психологии и физиологии подростка/ Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков – М.: Просвещение, 1999.

4. Крутецкий В. А. Воспитание дисциплинированности у подростков/ В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин – М.: Государственное учебно – педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 2009.

5. Крутецкий В. А. Психология подростка/ В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин – М.: Просвещение, 2010.

6. Мурашова Е. В. Понять ребенка. – Е.: У – Фактория, 2004.

7. Психология от А до Я. [Электронные ресурсы].

http://azps.ru/handbook/p/podr638.html

8. Родионов А.А. Сайт психологической поддержки. Рекомендации психолога педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях [Электронный ресурс] https://schoolpsy.wordpress.com/

9. Студопедия.Орг Психологические особенности подростка (ведущая деятельность, личностные особенности). Кризис подросткового возраста. [Электронный ресурс] http://studopedia.org/8-207255.html

10. Фельдштейна Д. И. Психология современного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна; Науч. – исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 2007.

11. Ференц Гати Подросток/ Ференц Гати, Дюла Гайер, Палне Ритоок, Оттоне Хаваш – М.: Прогресс, 2007.

12. Шахрай Е. О. Рекомендации психолога родителя. [Электронный ресурс] http://profilaktika.tomsk.ru/?p=12738



Загрузка...