paradisemc.ru

Грамотное письмо: как воспитать отличника? Проблемы в учебе. Если ребенок пишет с ошибками

Грамотность – не дар и не талант, а приобретенный навык письма. Поэтому не нужно отчаиваться, если Ваш ребенок часто делает грамматические ошибки при написании. Просто стоит с ним потренироваться и закрепить в памяти пройденный материал, а начинать нужно с азов, а именно с правильного произношения звуков, букв и .

Давайте нарисуем картинку, что происходит в мозгу у человека при письме. Сначала мы произносим слово по слогам, затем определенный звук ассоциируем с буквой алфавита. Далее мы вспоминаем как та или иная буква выглядит и изображаем ее на бумаге. Теперь более сложный процесс – нужно соединить все воедино и получить готовое слово.

Но на практике намного все проще и требует от Вашего ребенка всего лишь ежедневных занятий, которые помогут закрепить сформированные знания и включить режим «автомат» при последующем письме.

Учителя – те люди, которые постоянно сталкиваются с такой проблемой, как безграмотность. Поэтому исходя из многолетнего опыта была создана специальная методика с простыми и эффективными упражнениями, которые за считанный срок научат любого ребенка правильно писать без ошибок как под диктовку, так и при списывании текста из учебника.

  • Упражнение №1 – ловим буквы. Очень часто у деток плохо развито слуховое восприятие, что, соответственно, негативно скажется на диктантах. Поэтому с раннего детства нужно приучать ребенка улавливать звуки и буквы со сказанных слов. И делать это лучше в игровой форме. Например, игра в слова – произносите слово, а ребенок говорит на какую букву оно заканчивается и называет другое слово, которое начинается с данной буквы.
  • Упражнения №2 – делим на слоги. Нередко в словах упускаются некоторые буквы. Для предотвращения ошибок такого типа, выполняем следующее упражнение. Берем листик с карандашом и даем ребенку. Произносим слово, а Ваш малыш делит его по слогам и параллельно рисует нижние подчеркивания на бумаге. Сколько слогов – столько и пунктиров. А теперь повторите слово и пусть он запишет каждый слог на свою линию.
  • Упражнения №3 – проверочное слово. Дети постоянно путают О и А, Б и П и так далее. И тут главное научить ребенка ассоциировать то или иное слово с другим однокоренным. Например, глагол ночевать – часто пишут «нАчевать», но, если ребенок проверит с помощью однокоренного существительного «ночь», то все вопросы сразу отпадут.
  • Упражнение №4 – сканер. Непосредственная практика – залог успеха в любом деле. И лучше здесь начать с простого, а именно с обычного переписывания текста. Так мы закрепим в памяти саму моторику письма. А от ребенка понадобится только концентрация и внимание.
  • Упражнение №5 – диктовка. Записывание слов под диктовку – более сложная наука, так как включаются дополнительные механизмы в головном мозге. И преступать к ней стоит после закрепления предыдущего навыка. Чем больше Вы будете писать диктантов, тем быстрее Ваш ребенок научится грамотно писать.
  • Упражнение №6 – пунктуация. Нету точек и запятых или, наоборот, чересчур много знаков препинания. Единственный метод наладить пунктуационные навыки в письме – осознанное чтение вслух. Да, ребенок должен понимать, о чем он читает и передавать нужную интонацию. Тогда закончить предложение или поставить запятую в нужном месте и по смыслу не составит большого труда.

Помимо вышеописанных упражнений не стоит забывать и о правилах русского языка. Но не заставляйте ребенка их зубрить, пусть лучше почитает художественную литературу. Ведь чтение формирует зрительную память и закладывает основы грамматики на подсознательном уровне.

Как научить ребенка грамотно писать

(Из опыта работы)

Введение.
Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование грамотного письма на уроках русского языка. Кого из нас, учителей, не волнует эта задача? Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная систематическая работа с первого года обучения ребенка в школе. Ведь именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма. И от того, насколько полно будут сформированы в этот период навыки грамотного письма, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку.

Факторы, способствующие формированию грамотного письма.


Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно. Рука зафиксирует неверный графический образ слова, он отложится в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово 100 раз, чтобы ликвидировать данную ошибку. Поэтому существует золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь, сначала предупреди ошибку!

В своей работе я использую следующие приемы для запоминания детьми непроверяемых написаний:

    Письмо с пропусками - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, обязательно используя иной вид пасты, чтобы выделить трудную букву.

2) Есть и такой прием - учить ребенка писать диктант .

Например: Пришла зима.

Учитель говорит: “Пришла – приставка при. Зима – безударная гласная и, проверяемая ударением – зимы”.

А затем дается аналогичное предложение: Пришла осень. Дети уже говорят сами. Они начинают опережать учителя своими ответами.

Далее детям дается другое предложение. И дети делают это уже самостоятельно, про себя, с паузой нужной им длительностью. Пусть думают, пусть ребенок говорит про себя! Он учится видеть, объяснять себе эту орфограмму до того, как напишет ее. А это важно!


3) Очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно.


4) Много споров вызывает прием неправильного письма .

Так, например, дается текст, “написанный Незнайкой” – с пропущенными буквами. Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать.


5 ) Прием, заставляющий думать над написанием .

Например, при изучении темы “Безударная гласная в корне, проверяемая ударением” можно предложить детям написать пять слов с безударной гласной в корне и обязательно подчеркнуть их. Это - наша цель: заставить ребенка думать при письме. Аналогично действуем и при изучении других правил.


6) Можно проводить так называемый “диктант с обоснованием” .

Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т.е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их “слышать” орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания.


7) Перед написанием диктанта, изложения, сочинения целесообразно проводить подготовительную работу . Для этого учитель выписывает из текста диктанта, изложения, сочинения трудные слова и включает их в работу на уроке. Дети могут читать их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.


8) Хорошую обратную связь для учителя дает работа с сигнальными карточками .

Перед записью слов на определенное правило, дети сначала поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать. Затем уже, с одобрением учителя, пишут безошибочно.

Слуховой фактор . Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Следовательно, он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе при письме. Поэтому учитель должен развивать у детей фонематический слух. Начинать эту работу надо уже с 1 класса.

Например, при изучении темы “Безударные гласные” можно проводить следующие игровые приемы:


а) “Найди опасное место”.

Учитель произносит слово, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Если он есть, то есть и “опасное место”. Если два безударных гласных, то есть два “опасных места”.


б) “Светофор ”.

Дети показывают красный сигнал, как только находят “опасное место”.


в) “ Зажги маячок ”.

Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”, т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под “опасными местами”. После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском “опасных мест”. Вырабатываем способ действия: “Если звуку можно доверять, обозначаю его буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности”. Умение увидеть такой сигнал опасности, поиск “опасного места” в написанном слове – это уже начало обучения самопроверке написанного.

Например, на доске написано предложение: На земле лежал пушистый снег.

Дети под руководством учителя ищут “опасные места” и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес.


г) “Диктант с подчеркиванием”.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.

Рукодвигательный фактор . Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, “запоминает” и затем пишет его уже автоматически.

Проговаривание . Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. проговаривание так, как надо писать. Это прием используют многие учителя, и он дает неплохие результаты. Такую работу необходимо вести с 1 класса. Пусть ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода “наговор”. Чаще всего это касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в итоге, прочно запоминается детьми.

Обучение в школе почти всегда сопряжено с немалыми усилиями. Причем как со стороны ребенка, так и его ответственных родителей. И одним из основополагающих моментов для ученика на все его школьные годы (да и не только) является умение писать правильно.

Однако насколько этот навык важен, настолько же трудно он вырабатывается. Ошибки в тетрадках учащегося любого класса удивления ни у кого не вызывают. Однако если они повторяются из раза в раз, это становится поводом для беспокойства родителей и учителей.

В таком случае важно выяснить, почему страдает грамотность: здесь виновато только отсутствие внимательности и усидчивости у ребенка или же причина имеет медицинское объяснение?

Что такое дисграфия?

Сегодня все чаще детям ставят диагноз «дисграфия». Это нарушение, при котором ребенок не может усвоить навыки письма. При этом правила русского языка он может знать назубок, но, когда дело доходит до практики, писать без ошибок у школьника никак не получается.

Дисграфия выражается следующими «симптомами», при которых следует насторожиться:

  • ребенок пишет лишние элементы букв либо, наоборот, не дописывает буквы;
  • некоторые буквы и цифры написаны в зеркальном отображении;
  • в словах нередко пропущены буквы;
  • на письме ребенок переставляет слоги местами;
  • в слове повторяются буквы («лалина» вместо «малина» и т. п.);
  • могут отсутствовать пробелы между словами, точки между предложениями;
  • строки часто продолжаются за полями тетради.

Если подобные явления систематичны, безошибочное письмо за короткий срок освоить не удастся. Однако ситуация поправима. Если же ошибки носят иной характер - виной всему невнимательность малыша, с которой тоже со временем удастся справиться.

Как помочь школьнику писать грамотно при дисграфии?

Если у вас есть подозрения на наличие у ребенка такого нарушения, следует прежде всего обратиться к хорошему логопеду.

При подтверждении диагноза родителям предстоит кропотливая работа:

«Волшебный диктант»

Научить ребенка не пропускать буквы можно при помощи игры «Волшебный диктант». Перед тем, как написать фразу из 3-4 слов, необходимо определить (простучать), сколько в каждом из них слогов, и зафиксировать каждый черточкой. На следующем шаге обозначаются уже не слоги, а буквы - точками.

Освоение словарных слов

Если малышу не даются словарные слова, можно попробовать вместе с ним составить из них историю: родитель диктует ребенку последовательность слов, а он придумывает сюжет с ними, проговаривая по слогам правильное написание.

Затем последовательность диктуется снова и выполняется самопроверка. Также можно прибегнуть к помощи рисунка, выделяя орфограмму (например, солнце с буквой «л» внутри).

«Иностранное чтение»

Не менее эффективен метод «Иностранное чтение», при котором 5-15 минут в день (в зависимости от возраста) ребенок должен читать орфографически, то есть так, как написано («ДайОт корОва молокО»). Так закрепляются зрительные образы слов. Для такого чтения лучше всего использовать орфографический словарь.

«Карандашные» диктанты и списывания

Устраивайте для малыша с дисграфией «карандашные» диктанты и списывания: пусть ребенок пишет карандашом, затем сам проверяет каждое слово и стирает ластиком неверные буквы, вписывая нужные. В итоге получится чистый и грамотный текст, что станет отличной мотивацией для ученика.

Кроме перечисленных упражнений, существует множество других. Они направлены не только на развитие навыка правильного письма, но и на стимулирование работы мозга в целом, что благотворно влияет на успеваемость школьника.

В их числе:

  • игры с конструктором и пазлами,
  • пришивание пуговиц,
  • плетение из бисера и бусин,
  • рисование миниатюр,
  • выжигание - в общем, всё, что развивает мелкую моторику и заставляет работать оба полушария мозга.

Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?

Как мы уже выяснили, далеко не все школьники допускают ошибки в тетрадках из-за дисграфии, большая часть из них получает плохие оценки по письму из-за банальной невнимательности. Ругать детей за это не стоит, а вот исправлять ситуацию необходимо.

В этом случае на помощь приходят игры и упражнения на развитие у ребенка внимания.

Вот некоторые из них:

«Корректор»

Предложите малышу побыть в роли корректора. На первых порах давайте ребенку задание найти в тексте определенную букву и отметить ее. Для более старших учеников можно подготовить текст с ошибками и попросить исправить их, попутно проговаривая правила русского языка, согласно которым должна быть написана та или иная буква.

Так в памяти ребенка зафиксируется и само правило, и верное написание слова. Хороший эффект дает такая корректировка текстов, написанных ранее самим школьником.

Игры на изменение состава предметов и логику

Игры типа «Что изменилось?»: ребенок в течение некоторого времени смотрит на последовательность предметов (рисунков, игрушек и т. д.), затем отворачивается, а родитель убирает один предмет либо переставляет предметы местами. Малышу-игроку предстоит определить, что же изменилось.

Всевозможные настольные игры на логику: ходилки, шахматы, шашки и нарды, даже «морской бой» - все они дадут положительный результат. Хороши также пазлы и конструкторы.

Кроме этого, внимание и навык письма можно развивать у ребенка и другими способами. Важнейший из них - чтение. Читайте вместе, по слогам и бегло, регулярно, с интересом. На прогулках замечайте вывески и объявления, ценники, определяйте, есть ли ошибки на них.

Помимо чтения и упражнений, безусловно, важно организовать школьнику правильный рацион и режим дня, игры на свежем воздухе, занятия танцами или спортом. Все это будет держать мозг в тонусе, при этом излишне не напрягая его, а это значит, что научить ребенка писать без ошибок получится быстрее.

Нашла у себя в закромах статью, которая для меня сейчас очень актуальна. Мой младшенький никак не может подружиться с правописанием. Проблема, наверное, знакома многим родителям. Правила ребенок знает, а пишет все равно с ошибками. И хотя дисграфии, о которой говорится в статье, у нас нет, рекомендации, а главное, предложенные упражнения советую взять на вооружение. Мы уже приступили к занятиям.

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?


Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.


Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили "натянутые" тройки и периодически оставляли на второй год.


Теперь таким детям ставят диагноз "дисграфия". По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!


При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?


Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?


Сначала вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.


Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.


Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.


Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?


Или он просто плохо знает правила?


Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии говорят следующие типы ошибок:


1. Ошибки в ударных слогах ("рОдость" вместо "рАдость").


2. Пропуск букв.


3. Недописывание слов и букв ("стака..." вместо "стакаН").


4. Перестановка слогов ("ябколо" вместо "яблоко").


5. Повторение одной и той же буквы ("магазиМ" вместо "магазин").


6. Буквы "б", "в", "э", "з", цифры "4", "3", "5" перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).


7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв ("ъ" и "э").


И, наконец, "неаккуратность" в тетради:


8. Ребёнок "не замечает" поля и продолжает писать до самого края тетради.


9. "Съезжает" со строчек к концу предложения.


10. Переносит слова неправильно.


11. Часто не делает пробелов между словами.


12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.


Как можно помочь ребёнку с дисграфией?


Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.


1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение "Волшебный диктант".


Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).


2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение "Образ слова".


Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.


3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение "Весёлый мультфильм".


Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина... Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.


После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.


Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).


4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение "Шифровка".


Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.


Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.


5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение "Зоопарк".


Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями)... Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.


Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.


Советы родителям

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
  • Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.


Ирина Надрус, логопед


Как научить ребенка грамотно писать?

(Из опыта работы по учебно-методическому комплекту «Гармония»)

Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму. Как пишет М.Р.Львов: «Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма». Анализируя проверочные работы, отмечаю, что при знакомстве с новой орфограммой ученик особенно внимательно проверяет слова на данное правило и допускает ошибки на ранее изученные орфограммы; при проведении проверочных работ большой процент ошибок дают «описки»; проверку написанного ребенок выполняет формально, механически, не замечая допущенных ошибок. Наблюдения ученых показывают, что там, где учитель специально организует работу по развитию орфографической зоркости, 70-90% учеников определяют орфограммы, и лишь 15-45% видят орфограмму самостоятельно.

Необходимость модернизации школьного образования повлияла на выбор учебно-методического комплекта «Гармония» в моей педагогической практике. Идеи авторов учебников знакомы мне по статьям в «Начальной школе», по их книгам. По учебнику «Математика» под редакцией Н.Б. Истоминой работаю давно, и очень хотелось попробовать свои силы в освоении нового учебника русского языка М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка».

Основная цель данного курса русского языка - совершенствование речевой деятельности: обучение построению высказываний, умение строить отношения в различных жизненных ситуациях. Обучение подразумевает формирование осознанных контролируемых языковых и речевых умений. Развитие рассматривается как становление лингвистического мышления (способности выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения); а так же, как совершенствование чувства языка; зарождение учебной самостоятельности. Коммуникативная направленность учебника побуждает ребенка к общению с авторами, одноклассниками, учителем, персонажами, родителями. Одна из особенностей программы организация работы по формированию орфографической зоркости. Изучив предложенную методику, опираясь на собственный опыт, я пришла к следующим выводам:

Становление осознанного отношения к письму нужно начинать в период обучения грамоте, когда ребенок начинает писать;

Важно ввести понятие «опасные места», научить находить их в словах, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки, приучить ставить перед собой орфографические вопросы;

Вводить орфографические правила, опираясь на правильно подобранные упражнения, используя модели - памятки;

Развивать фонематический слух;

Обучать правильному списыванию текста, осознанной проверке написанного.

Ребенку, пришедшему в 1 класс, очень трудно разобраться в написании слов и во многом другом. Важно обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением. При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов.

На первом этапе дети учатся быстро определять ударение в словах , где написание не расходится с произношением, правильно обозначать на письме ударный звук. Используется прием говорения: «Скажи, послушай, сопоставь (сравни)»- действие «от противного». (С удивлением спроси: «Это карандаш?» - с ударением на разные слоги). Закреплению этого упражнения поможет набор слов, где каждое следующее слово увеличивается на один знак:

шар рыба груша спички крыльцо

шум волк крыло бумага пустыня

Аня ноты сумка тюлень рубашка

ком бант брюки трубил зубастый

ива барс хвост коршун клубника

кол брат горка радуга стройный

На втором этапе происходит знакомство с признаками наиболее распространенных «опасных мест» в словах. Для гласных это положение без ударения, для парных по глухости - звонкости согласных - позиция на конце слова и перед другим парным.

Мы формируем и развиваем у учащихся фонематический слух, который необходим для осознанного обозначения звуков буквами, для формирования в дальнейшем орфографической зоркости. Мы учим записывать слова, отталкиваясь от звучащего слова. В этот период обучения начинаем осваивать очень интересную игру «Хитрые братья». Рассказываю детям такую историю. Безударным гласным доверять нельзя, один и тот же звук может «посылать за себя на письменную работу» разные буквы. «Хитрыми» часто бывают и согласные звуки на конце слова, если у глухого согласного звука есть «звонкий брат». Кого из двух «братьев» парный звук «пошлет на работу» (парный звук [п] - букву б или п). Согласные звуки «хитрят», когда стоят и в середине слова перед другими парными согласными.

Выходим на встречу с «хитрыми братьями». Например, используем для наблюдения предложение: Несет меня лиса в далекие леса. На слух выделяются одинаково звучащие слова, проводится звуковой анализ с выделением первых гласных звуков и уточняется ударные они или безударные. При сравнении услышанных звуков с буквами в написанных словах, дети выкладывают буквы из азбуки, которые выполняют «письменную работу», на фланелеграфе выстраивают схему (модель). Звук [и] был ударным или безударным? ... На месте безударного гласного звука всегда есть опасность написать не ту букву. Вводится понятие «опасного места» и его схематическое обозначение. Используем красные кружочки для обозначения «опасных мест» в схемах, позже активно работаем с цветовым обозначением (например, раскрасьте красным цветом буквы гласных в «опасной позиции»; в выписанных из словаря словах раскрасить буквы, написание которых необходимо запомнить).

Такая форма работы развивает умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его выполнения.

Авторы предлагают ввести письмо с «окошками» во втором классе, т.к. навык письма первоклассника слабый. Но в период обучения грамоте при печатании слов вместо «окошек» помещаем сигнал опасности (красный кружок): п. лá, р. кá. Постепенно дети «открывают», что «опасные места» могут встречаться и на конце слова: у Ол?, к Ол?.

Усвоению орфографии способствует зрительный фактор (плакаты с трудными словами, выделение опасных мест цветом, подчеркивание, графическое выделение, нахождение и исправление ошибок). Орфограммы обозначаем различными способами: изученные - подчеркиваем, неизвестные - обозначаем точками под буквами, например, у К áт?. При наблюдении за «работой» согласных используем строки С.Михалкова: Дядя Степа один раз утопающего спас. После аналогичной работы получаем вывод о новом «опасном» месте при письме, вводится опорная модель. Таблицей «Внимание! Опасность!» пользуемся как опорой для напоминания о признаках орфограмм.

На третьем этапе происходит становление орфографической зоркости . Становление умения обнаруживать орфограммы требует систематической тренировки в выполнении осваиваемого действия с использованием упражнений для развития орфографической зоркости.

Упражнения при восприятии материала на слух

1. Определить, есть ли «опасные места» в произнесенном слове; если есть - сколько, гласные или согласные. (Например, предлагаются слова: гора, карандаш, дом, лесок, дуб, сказка, жизнь. Дети сигнальными карточками - «светофорами» сигнализируют о наличии или отсутствии орфограммы, в блокнотах обратной связи фломастерами помечают ответы, показывая результат).

2. Фонетико-орфографический разбор (составление звуковой модели и обозначение в ней «опасных мест»).

3. Печатание или письмо с «окошками» по следам орфографического разбора. На месте пропуска вставляется сигнал «опасности» (точка, красный круг).

4. Запись слов и предложений под диктовку с предварительным составлением слоговой модели и указанием в ней орфограмм.

Технология проведения такого диктанта непроста, длительна, но дает хороший обучающий и развивающий эффект, создает основу успешной самопроверки . Ученик все операции выполняет осознанно, способен быстро обнаруживать в тексте, словах орфограммы, определять их типы, обнаруживать допущенные ошибки. Особенно важно, что в данной системе ребенок понимает необходимость проверки написанного, делает это без лишнего напоминания.

Технология проведения диктанта может быть следующей.

1) Учитель читает предложение (орфоэпически), дети слушают, стараясь понять и запомнить.

2) Под орфоэпическую самодиктовку записывают предложение схематически (черточками) и слоговыми дугами, позднее лишь слоговыми дугами, обозначая ударение, отмечая «опасные места».

3) Определяют, написание каких слов они знают точно благодаря словарю или помнят, потому что ранее списывали; под орфоэпическую диктовку учителя с элементами орфографического проговаривания указывают буквы, не совпадающие со звуками.

4) Под орфографическую самодиктовку с опорой на модель пишут, отмечают орфограммы.

5) Проверяют написанное, читая по слогам (помогая карандашом), отмечая «опасные места».

Упражнения при зрительном восприятии материала

1. Нахождение «опасных мест» на страницах азбуки, учебников для чтения, окружающего мира, прописи, на доске, карточке и их обозначение. Дети любят работать с цветом, поэтому в игру «Будь внимателен» играем часто и в группе продленного дня. Ребята часто приносят старые детские журналы, я разрезаю их на фрагменты с текстами и предлагаю отметить все «опасные места», иногда задание усложняем и разными цветами обозначаем разные орфограммы.

2. Два вида чтения: «как написано» и «как говорим»; наблюдение за сходством и различием написания и произношения. (Слова и предложения выносятся на доску, могут быть использованы тексты из учебников чтения, русского языка. Карандашом над буквами ставим + или - в зависимости от того, совпадает буква со звуком или нет).

3. Списывание с предварительным выполнением ряда вспомогательных операций. Прием списывания одно из лучших средств развития орфографической зоркости. Анализируя процесс письменной речи, Л.С. Выготский писал: «Мы очень часто скажем про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик». Существует много методик по обучению списыванию, но данная опирается на осознанную работу на всех ее этапах. При выполнении каждой операции последовательно помещаем на доске карточки с символическим обозначением действия. Позднее руководят процессом лишь карточки-помощники.

Возможный алгоритм списывания

1) Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить.

2) Отмечаем «опасные места».

3) Читаем еще раз вслух так, как написано.

4) Повторяем, как было написано (не глядя в запись).

5) Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом, так, как было написано; отмечаем «опасные места».

6) Открываем и проверяем: читаем по слогам - все ли звуки обозначены (помогаем себе карандашом); сверяем «опасные места» - все ли отмечены, правильны ли буквы.

Такой прием списывания длительный и трудоемкий, но можно отметить, что при чтении на начальном этапе коллективном, позднее индивидуальном активизируется внимание, достигается лучшее понимание слова или предложения; найденные орфограммы для ребенка условный сигнал «опасности», они привлекают внимание; дети привыкают проговаривать слова орфографически - четко; при записи не стараются подглядывать («срисовывать»); выполняют проверку при чтении написанного, еще раз при выделении слогов и опасных мест, а так же при сверке орфограмм с моделью. При систематическом использовании такой технологии количество ошибок заметно уменьшается, практически исчезают «описки», развивается память, успешно запоминаются часто употребляемые при письме слова.

Система обучения орфографии, реализуемая в данном учебнике, предлагает учить первоклассников обнаруживать орфограммы, подводить детей к пониманию необходимости выбора буквы для обозначения звука.

Работа над формулировкой орфографического правила проводится по учебнику и продумана так, что сначала происходит общение с каждым ребенком через ролевые игры, беседы с авторами, персонажами. Они часто ставят перед читателем орфографические задачи, наталкивают на рассуждения, споры, умозаключения. Перенос правила на языковой материал осуществляется путем подбора примеров на данное правило. Выполнение практических упражнений способствует усвоению правила. Механическое заучивание не способствует осознанию правила. Если учащиеся забывают правило, мы вновь на словесном материале выделяем особенности написания, опираемся на справочники-памятки. Для повторения правил применяем сигнальные карточки-светофоры. Учитель задает вопросы: Гласный звук под ударением всегда в сильной позиции? (Если дети согласны с формулировкой, показывают зеленую карточку). Согласный звук на конце слова всегда в слабой позиции? (Если высказывание неверно - поднимают красную карточку и поясняют, почему не согласны: сонорные и непарные глухие в сильной позиции(край, врач, конь). В слове [гупки] звук [п] в сильной позиции?...

Своеобразно осуществляется в учебнике работа со словарными словами , которые вынесены в конец учебника. В упражнениях дети часто встречаются с этими словами и списывают их по правилам списывания. Иногда им приходится предварительно найти слово в словаре и списать его. Слова, с которыми встречаются ученики одни и те же, а задания разные. Предлагается самим составить для класса словарный диктант, предварительно проверив каждое слово в словаре. Заучивание происходит незаметно, но основательно в живой речи, что позволяет писать это слово грамотно и в диктанте, и в письменных высказываниях.

Вводимые орфограммы, вносим в блокноты - памятки, которые используем для работы над ошибками и на орфографических минутках.

1. Большая буква в именах собственных (А ня, М осква, А гидель).

2. И, У, А после шипящих, сочетания ЧК, ЧН, НЧ (жизнь, счастье, девочка, ночной).

3. Непроверяемая безударная гласная в корне слова (мороз, карандаш).

4. Безударный гласный в корне, проверяемый ударением (дома - дом, лесок - лес).

5. Парный согласный в «слабой позиции» (дуб - дубок, сказка - сказочный).

6. Раздельное написание предлогов со словами.

7. Оформление предложения.

В эти блокноты вносятся изучаемые орфограммы, справочные материалы, образцы разборов. В первом классе отдельным учащимся в составлении памяток помогают родители.

Условием развития орфографической зоркости является выполнение большого количества практических упражнений .

1. Предлагаю карточки со словами на различные орфограммы, нумерую их. Ошибки детей легко фиксируются.

2. Работу в парах строю по принципу «лото». Первый ученик называет слово так, как оно слышится, второй должен назвать орфограммы в слове.

3. Принцип какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками часто предлагает учебник, подводя учеников к выводу «Если мы хотим, чтобы нашу письменную речь легко понимали, надо стараться писать правильно». Предлагаю для игры «Корректоры» карточки с индивидуально подобранными текстами, использую тексты детских записок, отрывки из высказываний. Такая работа создает атмосферу сотрудничества.

4. Комментированное письмо с указанием орфограмм.

5. Объяснительные и предупредительные диктанты.

6. Выборочные списывания и диктанты.

7. Показ нужной орфограммы на карточках - сигналах.

8. Письмо по памяти.

9. Использование зрительных диктантов по методике И.Федоренко.

Рукодвигательный фактор (каллиграфия) формирования грамотного письма способствует лучшему восприятию и запоминанию, исключению «описок». Авторы отказываются от неинтересных традиционных минуток чистописания, заменяя их индивидуальным для ребенка выбором письма элементов, составляющих трудность. Предлагаю такую работу: выбери букву, которая у тебя не удалась, пропиши еще раз, выбери слова из словаря, где встречается эта буква, побывала ли твоя буква в «опасном месте» в выбранных тобой словах?

В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания. Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области. Итоговая контрольная показала, что предлагаемая система конкретных приемов дает хорошие результаты уже к концу обучения в первом классе.

При изучении материала учебника, столкнулась с недостатком заданий, содержащих связные тексты. Работа с деформированными, неполными текстами появляется к концу учебного года. Мы выполняли устную речевую работу на уроках литературного чтения, окружающего мира. Позже пришла к выводу, что авторы вынесли речевые темы на конец года из гуманистических соображений. Дети устали, ждут каникул. К этому моменту проведены контрольные диктанты и проверочные работы. Чем же заниматься на уроке русского языка? Всем известно, что знание, проверенное опытом или полученное через него, усваивается гораздо прочнее. Ребята, помня о правилах вежливости и о том, что письменная речь должна быть понятной: грамотной и каллиграфически правильной, увлеклись написанием записок. При изучении правил составления записок, писем еще раз вспоминаем написание вежливых слов, правил письма и самое главное: пишем письма.

Учебник насыщен теоретическим материалом. Учитель должен постоянно решать, где самому озвучить высказывание, а где предложить читать детям. У некоторых учеников вызывает затруднение текстовые формулировки и задания. Стараясь преодолеть эту проблему, предлагаю реплики героев озвучивать хорошо читающим ученикам, особенно важные сведения читаем хором. Конечно, при разумной дозировке объема самостоятельного чтения учебник способствует освоению материала по русскому языку и прививает интерес к размышлению о языке, помогает становлению техники чтения. Когда такие текстовые задания применяются системно, создаются условия для самостоятельных речевых высказываний учеников. Предлагаю задания, начинающиеся со слов придумай, расскажи, сравни, заметь,объясни, докажи.

Серьезной проблемой при работе по учебнику могут стать родители, поскольку их так не учили и для них кое-что может оказаться новым. На одном из собраний знакомлю их с учебником, идеями авторов, предполагаемыми результатами. Вместе рассматриваем страницы книги, особенности подачи материала, обсуждаем возможные формы поддержки начинающих учеников.

Литература:

1. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи в начальных классах.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2. Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе.- М.: Прометей, 1988.

3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1994.

4. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Просвещение, 1992.

5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. Пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

Журналы «Начальная школа»:

«С чего начинать орфографическую работу в 1 классе», 9/10 - 92.;

«Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников», 2 - 93;

«Формирование орфографической зоркости у первоклассника», 6 - 2000;

«Первый год по новому учебнику», 4 - 2003.




Загрузка...