paradisemc.ru

Развитие ребенка в год: советы родителям. Развиваем ребенка в годик

Развитие ребенка, особенно первенца - это не только огромная радость, но и тяжелое испытание для нервов родителей. В наш век развитых технологий и распространяющейся гиперопеки любое отклонение от идеальной нормы может вызывать у новоиспеченных мамы и папы чуть ли не панику. Чаще всего такой настрой ничем не обоснован и не подкреплен, так как разные дети относятся к разным психотипам, рождаются с разным весом, ростом, имеют различное физическое здоровье, разный обмен веществ и массу других особенностей организма. Такая разность и обуславливает тот факт, что все дети развиваются по-разному: кто-то начинает рано ползать, а кто-то не ползает вообще, кто-то чуть ли не с рождения хватает все попадающееся под руку, а кто-то любит долго и задумчиво рассматривать предметы. Не бывает двух одинаковых детей, однако определенные нормы развития детей все-таки существуют. Именно о том, как развивается ребенок до 1 года, и что он должен уметь к своему первому дню рождения, и пойдет речь в этой статье.

Развитие малыша в раннем возрасте

Чем младше ребенок, тем стремительнее происходит его развитие. Оно включает в себя социализацию, получение представлений об определенных навыках, узнавание родителей, изучение мира. До года происходит самое быстрое изменение разума и поведения малыша.

В наиболее раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. У него еще нет представления о собственном «я», но его крайне интересует все происходящее вокруг.

Годовалый ребенок - это исследователь, которому необходимо давать возможность активно изучать окружающий мир, залезать в интересные места, трогать интересные вещи - но при этом оберегать от опасностей, которые могу подстерегать его: горячих кастрюль и чайников, падений, острых предметов. И тогда малыш довольно быстро обучится всему тому, что должен уметь ребенок в 1 год.

Наиболее эффективной в данный период развития ребенка большинство психологов признает методику умеренного невмешательства . Позвольте ребенку исследовать окружение настолько, насколько он считает нужным. Очень хорошо, если у родителей есть возможность регулярно менять друг друга на посту своеобразного «охранника» ребенка.

Как правило, до трех лет женщины единолично занимаются воспитанием малыша, однако такая круглосуточная работа крайне тяжела и требует постоянной концентрации, достичь которой во время регулярного недосыпания очень сложно. Поэтому, чтобы одновременно не ограничивать свободу ребенка в исследовании мира, родителям стоит договориться между собой либо найти хорошую няню. Конечно, больше всех повезет тем, у кого есть заботливые тетушки или бабушки, готовые посвящать время малышу.

Трудности, с которыми сталкиваются родители годовалого ребенка

Какие трудности могут поджидать родителей на этом этапе развития? Конечно, в первую очередь необходимо подготовиться к тому, что младенец - это существо, которое пока еще не вполне осознает причинно-следственную связь между многими явлениями. Он пока не понимает, что от прикосновения к горячему может быть больно, а от проглатывания мелких твердых игрушек можно задохнуться. Именно поэтому малышу необходим практически постоянный контроль. В этом возрасте будет неплохо объяснять ребенку на шутливом примере, что некоторые вещи могут причинять боль и быть опасными.

Итак, пройден огромный путь от рождения до достижения годовалого возраста. Родителям пора свериться со списком вещей и навыков, что должен уметь ребенок в 1 год.

Основные и обязательные навыки детей по достижении года: на что обратить внимание

Оценивая развитие своего ребенка, обязательно оценивайте его достижения в овладении такими навыками, как умение ходить, обслуживать себя при еде, концентрировать внимание, общаться и взаимодействовать с окружающим миром. Не забудьте обратить внимание и на мелкую моторику рук.

Ходьба - один из критериев умений ребенка в 1 год

Пожалуй, один из самых волнительных моментов в жизни родителей - это первый шаг их ребенка. Однако именно из-за огромной ценности этого момента многие пугаются, когда он не приходит слишком долго; или наоборот, ребенок начинает делать шажки слишком рано.

В среднем дети делают первые относительно самостоятельные шаги, держась за какую-нибудь опору, именно к 12 месяцам. Однако из этого правила могут быть исключения. Средние показатели указывают, что начало самостоятельной ходьбы может быть положено и в 9 месяцев, и в 15. Поэтому, если вашему малышу уже 14 месяцев, а он по-прежнему не может сделать самостоятельный шажок - не следует паниковать и срочно вести его по всем врачам. Будьте терпеливы к своему ребенку, дайте ему время.

Основные навыки обслуживания себя при питании

До одного года необходимо научить ребенка питаться с ложечки. Врачи (особенно стоматологи) рекомендуют отучать малыша от бутылочек и сосок-пустышек как можно раньше. Дело в том, что злоупотребление сосками может привести к и другим проблемам с зубками в дальнейшем.

Моторика: что должен уметь делать ребенок в 1 год

До года ребенок активно изучает окружающий мир, а также его реакцию на собственные действия. Малыш должен научиться достаточно крепко держать в руках различные предметы, носить их, возможно, вертеть в руках и рассматривать. Некоторые проблемы с моторикой в таком возрасте могут быть в пределах нормы, однако если ваш ребенок плохо контролирует свои пальчики и не может держать предмет в 12 месяцев, лучше обратиться к педиатру, который поможет разобраться с проблемой. Впоследствии задержки в развитии моторики могут стать более заметными и вылиться в патологическую неуклюжесть и неловкость. Однако, как правило, период активного рукоделия (когда малыши собирают оригами и лепят из пластилина) выравнивает эти задержки и помогает активно развивать мелкую моторику.

Для оценки мелкой моторики ребенка в возрасте 1 года также используют такие простые игры, как:

  • постройка пирамидок из колечек;
  • постройка «башенок» из кубиков;
  • укладывание предметов в коробку.

Навыки общения годовалых детей

Годовалый ребенок должен знать значение хотя бы 10 слов. Обратите внимание на такие важные слова, как «нельзя», «горячо», «опасно», «вкусно» и тому подобные. Через эти слова можно воспитать в ребенке различные реакции на взаимодействие с окружающим миром и привить понимание простейших причинно-следственных связей.

Также ребенок в 1 год должен понимать значение таких слов, как «дай», «стой», «возьми», «покажи», и уметь правильно на них реагировать (брать предмет, когда говорят «возьми», останавливаться по просьбе).

К двенадцати месяцам у ребенка должно развиться понимание эмоций человека. Он должен понимать, когда мама или папа хвалят его или, наоборот, ругают. Очень ярким показателем эмоционального развития малыша является плач «за компанию» - когда ребенок слышит, как его ровесник плачет, он может присоединиться без особой причины. Ругать его за это ни в коем случае не стоит - это может привести к снижению эмпатии в будущем. Нужно мягко убедить малыша, что с ним ничего плохого не случилось, и успокоить его.

Малыш должен уметь общаться со сверстниками. Как правило, общение годовалых детей ограничивается играми, но и это уже яркий показатель хорошего эмоционального и социального воспитания.

Годовалый ребенок должен хорошо знать, как называть своих родственников и ближайших людей: мама, папа, баба, деда; в случае с братьями или сестрами - упрощенная форма имени. Также ребенок в 1 год должен знать свое имя - уметь называть его другим людям и откликаться на него.

Обратите внимание : очень важный элемент социального воспитания - умение выразить согласие или несогласие. Ребенок должен знать слова «да» и «нет», кивать или мотать головой в ответ на односложные вопросы.

Реакция на окружающий мир

В таком возрасте зачастую очень тяжело определить наличие или отсутствие каких-либо заболеваний, вызывающих инвалидность или потерю тех или иных органов чувств, например, частичную глухоту.

Именно поэтому важно определять реакцию малыша на окружающий мир. На какие факторы следует обратить внимание:

  • узнает ли ребенок голоса родителей и близких;
  • узнает ли ребенок лица родителей и близких;
  • чувствует ли ребенок боль, когда ударяется, обжигается или ранится;
  • не теряет ли ребенок ориентацию в пространстве, когда ползает или ходит.

Важно: при нарушении любого из вышеперечисленных факторов следует обратиться к педиатру и провести обследование. Если вовремя заметить неправильное развитие слуховой системы, зрительных органов, осязания и других систем организма, то можно их исправить.

Умение ребенка в возрасте 1 года концентрировать внимание

Очень важный момент в развитии маленького ребенка - умение концентрировать свое внимание на чем-то одном (мультике, игре, общении) хотя бы в течение пары минут. Дети до года зачастую неспособны на такое относительно спокойное поведение - их внимание практически невозможно удержать, поскольку они еще не умеют справляться с определенной силой воли, которая для этого необходима. Однако в год у ребенка уже должно быть представление о продолжительности действий.

Обратите внимание: если ваш малыш в годовалом возрасте не может сосредоточиться на каком-либо занятии хотя бы на минуту, вам следует посетить педиатра. Причиной такого состояния может быть .

В таком маленьком возрасте он не играет большой роли в жизни ребенка, однако с поступлением в детский сад, а затем школу он может сыграть злую шутку и обернуть беспечность и неусидчивость против самого ребенка. Последствия могут быть самые неприятные - от неуспеваемости до невозможности освоить какие-либо навыки из-за низкой концентрации внимания.

Что не должен, но может делать ребенок в 1 год

Помимо вышеперечисленных навыков, у детей к году часто развиваются следующие умения:

  1. Ребенок умеет выражать свои естественные потребности (голод, горшок, неудобство) любыми средствами, кроме плача. Например, это могут быть специфические звуки (кряхтение, сопение, характерное гуканье), по которому родитель может понять, что необходимо малышу.
  2. Малыш учится или уже умеет играть в простые игры с мячом. Умеет толкать, бросать, хватать мяч, передавать его другим.
  3. Попытки воспроизводить взрослую речь - это отличный признак, который может указывать на быстрое развитие ребенка в 1 год и его хороший потенциал. Иногда из-за особенностей детского произношения получаются особенные слова, которые лишь отдаленно напоминают настоящие (например, «собака» - «бабака») и прочно входят в речь малыша именно в таком, «детском» виде.
  4. Обобщение предметов по общему признаку - это яркий признак того, что ваш ребенок в 1 год обладает незаурядным складом ума и способен к абстрактному мышлению. Если малыш называет свою куклу «лялей» и, увидев на улице у другого дитя другую куклу, показывает пальчиком и говорит «ляля» - это хороший знак. Попробуйте развить ребенка в этом направлении.
  5. Рисование с помощью подручных средств, пальцев и ладошек часто развивается еще до года, однако этот навык не является обязательным и необходимым, а его отсутствие не указывает на проблемы в развитии.

Раннее развитие детей в 1 год

Рекомендуем прочитать:

Родителям следует понимать, что полное предоставление малыша самому себе так же губительно для его навыков, как и чрезмерное увлечение дорогими «развивалками» и постоянные нагрузки различными занятиями. Чтобы продолжить развивать имеющиеся навыки ребенка в 1 год, необходимо уловить середину - играться с малышом в развивающие игры, но не давить на него, когда он устал и хочет просто побаловаться, поползать или посмотреть мультики.

Развивающие игрушки, которые помогут развить навыки ребенка в 1 год и старше

Сейчас магазины пестрят самыми разными игрушками-развивайками на любой вкус и цвет. У всех них есть кое-что общее - они чрезвычайно переоценены. Некоторые родители убеждены, что если они потратят состояние на покупку развивающих игрушек всех мастей, то ребенок вырастет гением. Это не так. Важно не количество игрушек, а умение взрослого подать их интересно и понятно для ребенка. Необязательно закупать дорогие игрушки в детских магазинах, чтобы научить ребенка различать цвета (используйте карточки из цветной бумаги), формы (опять-таки - вырежьте треугольники и квадраты из бумаги).

Развивающая игрушка «своими руками»:

Обратите внимание: стоит также упомянуть, что без определенных игрушек у малыша будет задержка в развитии моторики. Самые эффективные и недорогие игрушки для этой цели - кубики, пирамидки из колечек, шарики.

Как совершенствовать навыки общения у ребенка в 1 год

Безусловно, общение с родителями играет ключевую роль в развитии малыша. Главный принцип - не забывайте, что он еще не знает большинства элементарных вещей. Старайтесь не просто рассказывать причины и последствия, а показывать их визуально, собственными действиями.

Стимулируйте ребенка в 1 год сообщать о своих нуждах. Например, сажая его на горшок, произносите «условный знак», например, «пссс». Малыш запомнит звук и сможет его повторить. Здесь дело за прививанием понимания связи - горшок и звук. Как только малыш это усвоит, он сможет сообщать вам о своем желании в туалет, даже не умея толком говорить.

Любой молодой маме так хочется запечатлеть каждый миг жизни её малыша - особенно, в первые месяцы после его рождения. Действительно, первый год в развитии ребёнка знаменуется массой его личных побед, «триумфальных» открытий и достижений. Мир, такой большой и незнакомый, понемногу открывается перед маленьким человеком. Наряду с огромной радостью, которую испытывает мать, наблюдая за своим ребёнком, ей очень волнительно. А все ли её малыш делает правильно в свой год, нормально ли он развивается? В этой статье разберёмся, каким должен быть ребёнок в 1 год. Рассмотрим средние физические параметры годовалых детей, психологические аспекты их поведения, умения и способности. Но, стоит заметить, что это лишь средние показатели. Каждый ребёнок индивидуален, у кого-то развитие происходит чуть быстрее, у кого-то, наоборот, медленнее. Это нормально, повода для паники нет.

Развитие ребёнка в 1 год и его достижения

Главная победа ребёнка в первый год жизни - его самостоятельная ходьба. Первые шаги гораздо более приятны, чем перемещение ползком. Такую эмоцию читают на улыбающемся личике ребёнка счастливые родители. Бывает, что в год ребёнок всё ещё не ходит, это нормально, можно подождать ещё 3-4 месяца. Если по окончании этого срока ребёнок не будет проявлять попыток ходить самостоятельно, или хотя быть вставать на ноги, необходимо навестить педиатра.

За год ребёнок проходит стремительное развитие. Это единственный период в жизни человека, когда его тело вырастает в 3-4 раза за 12 месяцев. Второй и последующий годы жизни уже не покажут таких «скоростей».

Видео развитие ребенка в возрасте 1 года

Физическое развитие ребёнка в 1 год

  • Вес - от 7 до 10 кг. Девочки, как правило, чуть мельче мальчиков. Чтобы не доставлять себе лишнего беспокойства, родителям нужно понимать, что небольшие отклонения по весу, так же как и по росту, нормальны при соблюдении пропорций.
  • Рост - около 73-77 см;
  • Зубы - 6-8 зубов. Показатель относительный, ведь таблицы норм составлены несколько десятилетий назад. В последнее время наблюдается тенденция к тому, что у некоторых малышей в годоваловом возрасте больше 10 зубов. Это не аномалия, беспокоиться не о чем. Волноваться стоит, если у ребёнка в этом возрасте совсем нет зубов.

В возрасте 12 месяцев ребёнок начинает копировать действия взрослых. Он пытается копировать действия папы, когда тот бреется. Или ребёнку хочется помочь маме «подстричь» ногти. Он еще не осознает результат, но понимает, что ножницы нужно приложить к ноготкам. Годовалый ребёнок крепко держит двумя ручками бутылочку и начинает справляться с ложкой, зачёрпывая еду. Многие мамы нервничают, когда ребёнок, пытаясь попасть ложкой в рот, большую часть каши или супа разбрасывает на себя и «украшает» близлежащие предметы. Нужно запастись терпением, не кричать, не ругать ребёнка, а мягко и спокойно корректировать его действия. Важно сопровождать свои действия словами-аффирмациями: «ложку держим вот так», «рот вытираем салфеткой» и т. д.

В этом возрасте ребёнок пытается одеваться сам. Нужно как можно чаще позволять ему экспериментировать и «примерять» вещи на разные части тела. Подсказывать, объяснять, одеваться вместе с ним, чтобы он наблюдал действия взрослых.

Родителям нужно осознать, что спокойное время, когда ребёнка можно было оставить одного в кроватке или манеже, закончилось. Начинается время неизбежных ушибов и падений, плача от обиды, что не удалось забраться на диван. Свобода, безусловно, безопасная (убрать все острые предметы, обезопасить уголки предметов мебели, оснастить двери доводчиками) - то, что нужно юному исследователю. Его задача: потрогать, забраться, дойти, взять. Брать ребёнок будет всё, что попадается на его пути. Все опасные предметы убрать, остальное оставить - чем быстрее ребёнок доберётся до предмета и поймет его назначение, тем быстрее он потеряет к нему интерес.

К одному году малыш, которого высаживают на , уже чётко понимает, что от него требуется. Привыкнув, что его поощряют, когда важные «дела» происходят не в , а в горшок, ребёнок всё чаще голосом сообщает, что он хочет в туалет.

Психическое развитие ребенка в 1 год

К 12 месяцам ребёнок уже владеет 5-10 словами. Чаще всего, он использует первые слоги, которые с разной интонацией могут обозначать различные предметы. Часто используется и звукоподражание: «мяу», «вав» и т.д. Когда у малыша появляется самостоятельная речь, мамам нужно контролировать свою. Не нужно подражать речи ребёнка, общаясь с ним. Все слова должны звучать полностью, чётко, по необходимости с повторами. В этом возрасте хорошо воспринимаются песенки и стихи, поэтому новые слова можно вводить через них. Малыш с удовольствием заканчивает строчки знакомых текстов.

Ребёнок уже хорошо понимает порядок действий. Если мама говорит, что пора , он радостно хлопает в ладоши или начинает капризничать, если не хочется идти . Хорошо понимает слова «можно», «нельзя», «пойдём», может кивая головой, «говорить» «спасибо», «возьми». Откликается на своё имя и может пытаться называть домочадцев по именам.

Дети в 12 месяцев активно используют жестикуляцию, отвечая на призывы к действию или выражая свои желания. Взрослым важно стараться сопровождать его жесты словами, тем самым приучая ребёнка как можно чаще использовать слова.

Игры с годовалым ребёнком

В игре познаётся мир. Понимая это, следует как можно чаще вовлекать малыша в развивающие занятия. Это может быть складывание кубиков или крупных паззлов. Малыши очень любят игры во время купания, они охотно бросают мячики или пытаются оторвать от стен игрушки на липучках. Все игрушки должны быть крупные, яркие, чётко выраженных цветов, которые постепенно начинает различать ребёнок. Он уже различает формы. Для закрепления этого навыка полезно использовать игрушки-сортеры. Их функция состоит во вкладывании фигурки определённой формы в вырезы, повторяющие их формы. Это станет отличной тренировкой зрительной памяти и внимательности.

Малыши с удовольствием начинают . Использовать в занятиях лучше пальчиковые краски с безопасным составом. Дети с удовольствием пробуют всё на вкус, нужно исключить отравление. Пальчиковые краски влияют на развитие моторики. С этой же целью малышу будет полезно и весело поиграть в пальчиковый театр.

Главная цель родителей - максимум общения с ребёнком. Трогая и дотягиваясь до новых предметов, ему необходимо слышать их названия, понять функции. Годовалый ребёнок - неугомонный исследователь и егоза. Родителям нужно набраться терпения и не ругать ребёнка за «разрушения» в доме. Объяснять, рассказывать, но позволять проявлять ребёнку как можно больше самостоятельности. Пережитый первый год для малыша - большой стресс от обилия информации и новых открытий. Сделать первые шаги в сложном мире счастливыми и радостными - основная задача родителей.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

* Откуда у него столько энергии? *

372. Жизнерадостность.

Год - это удивительный возраст. Многое меняется у вашего ребенка: его вкусы в отношении еды, его поведение с окружающими людьми, его отношение к себе и другим. Когда он был совсем маленьким и беспомощным, вы могли делать с ним все, что считали нужным: положить его туда, куда вам нужно, дать ему игрушки, которые вы считали подходящими для него, кормить его пищей, полезной для него. Большую часть времени он вам добродушно подчинялся. Но с годовалым ребенком вам будет труднее. Он как будто сознает, что не предназначен быть игрушкой родителей до конца жизни, что он человек, личность, что у него есть свои желания и мысли.
Когда вы просите его сделать то, что ему не нравится, он чувствует необходимость настоять на своем. Его натура этого требует. Он говорит "нет" словами либо поступками, даже, когда речь идет о вещах, которые ему нравятся. Психологи называют это "негативизмом", матери говорят: "Он упрям, как осел". Но представьте себе на минутку, что бы с ним стало, если бы у него никогда не было желания сказать "нет". Он стал бы роботом, механическим человеком. Вы бы не смогли удержаться от искушения постоянно командовать им и он прекратил бы развиваться и узнавать новое. Когда он вырастет и пойдет в школу, а позже на работу, все вокруг будут пользоваться его неумением говорить "нет" и он всегда будет никчемным человеком.

373. Страсть к исследованию.

Годовалый ребенок - страстный исследователь. Он лезет в каждую дырку, засовывает пальчик во все щели, трясет стол и все, что не прибито наглухо, вытаскивает книги из книжного шкафа, вскарабкивается на все, на что ему удается, засовывает маленькие предметы в большие, а затем старается засунуть большие предметы в маленькие. Уставшая мать говорит: "Он всюду сует свой нос", и судя по ее тону, это ее раздражает. Она не понимает, какой важный период переживает ее малыш. Ребенку совершенно необходимо выяснить размеры, форму и подвижность всех окружающих его вещей, испробовать свои силы прежде, чем перейти к следующей стадии развития, так же как впоследствии он будет переходить из класса в класс. То, что он "всюду сует свой нос", - признак его смышлености и хорошего настроения.
Вы уже, вероятно, убедились, что он ни минуты не сидит на месте, если он не спит. Это не нервность, а стремление все познать. Подвижность нужна ему для того, чтобы без устали практиковаться и изучать новое.

* Предупреждайте несчастные случаи и страхи *

374. Год - опасный возраст.

Родители не могут предотвратить все несчастные случаи. Если бы они и пытались это сделать, то их осторожность и беспокойство сделали бы ребенка робким и зависимым. Но огромное большинство тяжелых несчастных случаев можно легко предотвратить, если знать обычные вызывающие их причины и разумными средствами постараться их избежать. Вот список этих средств.
Низкие столы и стулья безопаснее высоких. Если же вы пользуетесь высоким стулом, выбирайте стул с широким основанием, чтобы он не опрокидывался, с ремнями, привязывающими к стулу ребенка, умеющего ползать и карабкаться, а защелкой, удерживающей поднос, чтобы ребенок его не опрокинул. Детская коляска должна быть оснащена ремнями, чтобы привязать ребенка, умеющего карабкаться. Окна должны быть снабжены решетками либо должны открываться только наверху.
Не рекомендуется позволять ребенку находиться на кухне во время приготовления пищи и когда взрослые едят. Есть опасность, что на него попадут брызги горячего жира или мать опрокинет что-нибудь горячее, или сам ребенок столкнет со стола горячую кастрюлю. На это время лучше всего сажать ребенка в манеж либо в его креслице, либо отгородить место на полу при помощи положенных на бок стульев. Манеж или креслице должно быть достаточно далеко от плиты. Ребенок может удивить вас, достав предмет, находящийся довольно далеко. Приобретите привычку ручки кастрюль поворачивать внутрь плиты. Подавая еду, ставьте кофейники и другие горячие сосуды только на середину стола. То же относится к керосиновым лампам. Не стелите скатерти, свисающие со стола, так как ребенок легко может их стянуть.
Если ребенок все еще берет предметы в рот, не давайте ему мелких предметов вроде пуговиц, гороха, фасоли, бусинок, не кормите его орехами или кукурузой, так как ребенок может вдохнуть их и подавиться. Уберите с глаз ребенка острые карандаши и другие острые предметы, если ребенок берет их в рот.
Привыкните всегда пробовать воду в ванне, прежде чем опускать туда ребенка, даже если вы помните, что делали это раньше. Иногда дети обжигаются о горячие краны. Не позволяйте ребенку трогать электроприборы. Не оставляйте ведер с горячей водой на полу. Электропровода должны быть в идеальном состоянии. Как можно раньше научите ребенка не трогать и не жевать их (см. раздел 384). Закройте электрические розетки, которыми вы не пользуетесь, пластырем или поставьте перед ними тяжелую мебель. Вверните лампочки в те патроны, до которых ребенок может добраться.
Держите спички достаточно высоко, чтобы даже 3-4-летний ребенок при всем желании не смог их достать.
Колодцы, бассейны, цистерны должны быть надежно закрыты.
Осколки стекла и пустые консервные банки выбрасывайте в прочно закрывающиеся ведра. Для использованных бритвенный лезвий пользуйтесь жестяной коробкой со щелью наверху.
Не разрешайте ребенку подходить к чужой собаке, так как в этом возрасте он может нечаянно испугать ее или причинить ей боль и она укусит его.

Пятая часть всех отравлений происходит с годовалыми детьми. В этом "исследовательском" возрасте дети едят все, не смущаясь вкусом. Особенно они любят таблетки, лекарства с приятным вкусом, сигареты и спички. Вас, наверное, удивит список веществ, особенно часто вызывающих отравление детей:
1) аспирин и другие лекарства;
2) яды против крыс и насекомых;
3) керосин, бензин и политура;
4) свинец, входящий в состав красок, которые ребенок сгрызал с мебели и других предметов (сейчас мебель и игрушки красят краской, не содержащей свинца. Но на улице, на подоконниках, верандах и т. п. может быть такая краска, а также при перекрашивании мебели и т. п.);
5) лак для мебели;
6) щелок и другие щелочные соединения, употребляемые для дезинфекции;
7) ядохимикаты для растений;
8) порошки для чистки кухонных плит.
Сейчас самое время произвести строжайшую инспекцию вашей квартиры. Постарайтесь увидеть ее глазами ребенка. Уберите все лекарства. Найдите безопасные места для бытовой химии, ваксы, чернил, сигарет, табака, веществ для опрыскивания растений. Держите ядовитые вещества в отдельных шкафчиках или на полках, подальше от безобидных лекарств и веществ, употребляемых в пищу, чтобы второпях не схватить что-нибудь не то. Никогда не давайте детям играть с бутылочками или коробочками из-под ядовитых веществ, как бы хорошо они ни были закупорены. Наклейте яркие ярлыки на бутылки с лекарствами, чтобы не ошибиться. Не храните дома яды против крыс и насекомых. Выбросьте их. Следите за тем, чтобы пустые банки и коробки из-под ядовитых веществ немедленно выбрасывались.

376. Оберегайте ребенка от страшных зрелищ и пугающих звуков.

Годовалого ребенка одна и та же вещь может занимать в течение нескольких недель, например телефон или самолеты, пролетающие в вышине, или электрические лампочки. Разрешайте ему трогать и изучать все, что не представляет опасности. Однако, если что-то немного пугает ребенка или представляет для него опасность, разумнее не акцентировать его внимание на этом предмете. Лучше чем-нибудь отвлечь внимание ребенка, чем усиливать его страх.
В этом возрасте дети часто пугаются незнакомых предметов, которые неожиданно приводятся взрослыми в движение или издают громкий звук, например книжки с панорамными картинками, которые поднимаются, когда книжка раскрывается. Ребенок может испугаться, когда вы раскроете зонтик, когда заработает пылесос или зазвучит сирена, залает собака, загудит поезд, даже зашелестят листья.
Постарайтесь оградить своего ребенка от пугающих предметов, пока он к ним не привыкнет. Если его пугает пылесос, не пользуйтесь им в течение нескольких месяцев, по крайней мере, пока ребенок дома. А затем включайте пылесос, когда ребенок будет в некотором отдалении.

377. Боязнь купания.

Между годом и двумя ребенок может начать бояться купания от того ли, что мать уронила его в воду, или мыло попало в глаза, или его напугал звук воды, засасываемой в отверстие ванны. Чтобы избежать попадания мыла в глаза, губка или тряпочка, которой вы намыливаете ребенка, должна быть влажной, а не мокрой. Если он настолько испуган, что не хочет даже садиться в ванну, не заставляйте его. Попытайтесь помыть его в тазике.
Если ваш годовалый ребенок не любит, когда ему моют лицо и руки после еды, поставьте перед ним миску с водой и, пока он будет ручками плескаться в воде, вы мокрой рукой помоете ему лицо.

* Независимость и общительность *

378. Ребенок становится и более зависимым, и более самостоятельным.

Это звучит противоречиво. Мать жалуется на своего годовалого ребенка: "Он поднимает крик всякий раз, как я выхожу из комнаты". Это не значит, что у него развивается плохая привычка. Просто ребенок взрослеет и понимает, как сильно он зависит от матери. Это причиняет вам неудобства, но это хороший признак. Но, сознавая свою зависимость от матери, ребенок чувствует непреодолимое желание делать все по-своему, исследовать новые места, знакомиться с новыми людьми.
Понаблюдайте за ползающим ребенком, пока его мать моет посуду на кухне. Сначала он с интересом играет кастрюлями и сковородками, затем ему это надоедает и он отправляется исследовать столовую. Он ползает под столом и стульями, подбирая пылинки и пробуя их на язык, становится на ножки и трогает ручки комода. Через некоторое время ему снова нужно человеческое общество и он возвращается в кухню. Таким образом, берет верх то стремление к независимости, то потребность чувствовать себя в безопасности, и ребенок по очереди стремится удовлетворить обе эти потребности. По истечении нескольких месяцев ребенок становится смелее и решительнее в своих экспериментах и исследованиях. Ему все еще очень нужна мать, но уже не так часто. Он становится все более независимым, но его смелость частично строится на уверенности, что в любой момент он может рассчитывать на защиту матери.
Необходимо понять, что независимость основывается не только на той свободе, которую вы предоставляете ребенку, но также и на чувстве безопасности, которое вы ему даете. Некоторые люди представляют себе это наоборот. Они пытаются "воспитать" в ребенке независимость тем, что держат его подолгу одного в комнате, даже когда он плачет от страха и зовет мать. Я думаю, насильственные методы никогда не приносят хороших результатов.
Итак, годовалый ребенок стоит на перепутье. Если ему не мешать, он постепенно станет более самостоятельным и общительным с посторонними людьми (и взрослыми, и детьми), более уверенным в себе, более жизнерадостным. Но если вы будете ограждать ребенка от общения с людьми, постоянно опекать его (см. раздел 477), он будет привязан к маминой юбке, застенчив с незнакомыми людьми, замкнут в себе. Ни о какой независимости не сможет быть и речи.
Не держите его в коляске после того, как он научится ходить. Когда он начнет ходить, не берите с собой на прогулку коляску. Не сердитесь, если ребенок испачкается, так оно и должно быть. Старайтесь гулять с ним в безопасном месте, где вам не придется постоянно следить за ним, где он сможет играть с другими детьми и привыкать к ним. Если он подберет окурок сигареты, вы должны немедленно вскочить, отобрать его и отвлечь внимание ребенка чем-нибудь интересным. Не разрешайте ему есть песок и землю, потому что это может вызвать расстройство пищеварения и заражение яйцами глист. Если он все берет в рот, дайте ему твердое печенье или какой-нибудь чистый предмет, который ребенок любит жевать, чтобы рот его был занят. Если вы будете держать в коляске здорового ребенка, умеющего ходить, то это убережет его от несчастных случаев, но будет сдерживать его развитие и не даст ему возможности проявить свою индивидуальность.

379. Выпустите ребенка из манежа, если он настаивает.

Одни дети охотно играют в манеже до полутора лет, а другие уже в 9 месяцев считают манеж тюрьмой. Большинство детей с удовольствием играют в манеже, пока не научатся ходить, т. е. приблизительно до 15 месяцев. Я бы посоветовал выпустить ребенка из манежа, когда ему там станет неинтересно. Я не хочу сказать, что его надо выпускать, как только он захнычет. Если вы дадите ребенку что-нибудь новое и интересное, он может еще час весело играть в манеже. Дети "вырастают" из манежа постепенно. Сначала ребенку становится скучно только после довольно длительного пребывания в манеже. Затем ему надоедает оставаться там все раньше и раньше. Возможно, пройдет несколько месяцев, прежде чем он начнет протестовать против манежа вообще. В любом случае выпускайте ребенка, когда он явно не хочет больше там оставаться.

380. Дайте ребенку привыкнуть к незнакомым людям.

В этом возрасте ребенок по натуре недоверчив и подозрителен по отношению к незнакомым людям, пока не присмотрится к ним. Присмотревшись, он подходит ближе и в конце концов пытается подружиться, но по-своему. Например, ребенок может стоять рядом и внимательно смотреть на незнакомца или торжественно дать ему что-нибудь, а потом забрать обратно, или принести все, что удастся удержать в обеих руках, и свалить все это охапкой ему на колени. Многие взрослые не догадываются оставить ребенка в покое, пока тот присматривается к ним. Они обычно кидаются к ребенку, болтая без умолку, и ребенок вынужден искать защиты у матери. Тогда ему нужно уже больше времени, чтобы собраться с духом и познакомиться. Я думаю, мать поможет ребенку, если сразу же предупредит посетителей: "Не обращайте на него внимания сразу же. Он стесняется. Через некоторое время он сам подойдет и познакомится с вами".
Когда ваш ребенок начнет хорошо ходить, вы сможете брать его с собой в различные места, чтобы у него была возможность привыкать к незнакомым людям. Ходите с ним в магазин раза два в неделю. Если есть возможность, водите его гулять туда, где играют другие дети. Он пока еще не может играть вместе с ними, но иногда ему нравится наблюдать, как играют другие дети. Если ребенок сейчас привыкнет находиться среди детей, он охотно будет играть с ними, когда придет время, т. е. между 2 и 3 годами. Если ребенок никогда не был среди детей до 3 лет, то ему понадобится много месяцев, чтобы привыкнуть к ним.

* Как с ним справляться *

381. Ребенок легко отвлекается - это очень удобно.

Годовалый ребенок стремится познать весь мир сразу и ему все равно, с чего начинать. Даже, если он совершенно поглощен ключами, он их бросит, как только вы дадите ему взбивалку для яиц. Мудрые родители используют способность ребенка быстро отвлекаться, чтобы его направлять.

382. Как организовать обстановку для ребенка, который ходит.

Когда говоришь матери, что ее ребенок вырос из манежа и что его нужно спустить на пол, мать часто говорит с расстроенным видом: "Но ведь он может поранить себя, во всяком случае он перевернет вверх дном весь дом". Рано или поздно его придется спустить на пол, если не в 10 месяцев, то по крайней мере в 15, когда он начнет ходить. А в 15 месяцев вам так же трудно будет справиться с ребенком и уследить за ним, как и в 10. В каком бы возрасте вы ни предоставили ему свободу, вам придется произвести кое-какие изменения в доме. Поэтому лучше сделать это, когда пришло время.
Как же уберечь годовалого ребенка от несчастных случаев или хотя бы как уберечь мебель и другие вещи от ребенка? Во-первых, необходимо организовать обстановку так, чтобы ему можно было играть с большинством вещей, до которых он может добраться. Тогда запретными останутся только четверть вещей в квартире. Но если вы попытаетесь запретить ребенку трогать три четверти всех вещей, то вы доведете и себя, и его до истерики. Если ему есть чем заняться, он не будет очень беспокоиться по поводу вещей, которые ему нельзя трогать. Практически вам придется убрать разбивающиеся пепельницы, вазы и различные украшения с низких столов, а вместо них положить старые журналы. Поставьте книги на книжной полке так тесно, чтобы он не мог их вытащить. В кухне на нижних полках поставьте кастрюли и сковородки, а фарфоровую посуду и продукты - на верхние полки, чтобы ребенок не мог их достать. Одна мать заполнила нижние ящики письменного стола старой одеждой, игрушками и другими интересными предметами, чтобы ребенок исследовал содержимое этих ящиков в свое удовольствие, вытаскивал все и клал обратно.

383. Как научить ребенка не трогать то, что нельзя.

Это главная проблема между годом и двумя. В каждом доме есть вещи, которые ребенку нельзя трогать. На столах стоят лампы, которые он не должен стягивать за шнур. Он не должен опрокидывать столы. Он не должен трогать горячую плиту или включать газ. Он не должен вылезать из окна.

384. Вначале мало сказать: "Нельзя!"

Одним словом "нельзя" вы ребенка не остановите, по крайней мере вначале. Даже потом это будет зависеть от тона вашего голоса, от того, насколько часто вы повторяете это слово, и от того, действительно ли вы запрещаете или говорите "нельзя" лишь по привычке. Нельзя полагаться только на это слово до тех пор, пока ребенок на собственном опыте не узнает, что оно означает и какова будет ваша реакция, если он не послушается. Не кричите ему "Нельзя!" предупреждающим тоном из соседней комнаты. Это ставит его перед выбором. Он как будто думает про себя: "Или я сдамся и буду трусом, или я буду взрослым и сделаю, как я хочу". Помните, что натура ребенка побуждает его все испытывать и противоречить приказаниям.
Вероятно, он будет продолжать делать по-своему, искоса наблюдая, рассердитесь вы или нет. Гораздо разумнее, как только ребенок попытается сделать что-либо недозволенное, быстро подойти к нему и оттащить в другую часть комнаты. Таким образом вы скажете "Нельзя!" и немедленно продемонстрируете, что это означает. Сразу же дайте ребенку журнал, пустую коробку из-под конфет или любой безопасный и интересный предмет. Нет смысла совать ему старую погремушку, которая ему давно уже надоела.
Но предположим, через несколько минут ребенок снова берется за свое. Опять сразу же отвлеките его внимание. Делайте это уверенно и весело. Посидите с ним минутку, другую, покажите ему, как можно играть с новой игрушкой. Если нужно, уберите то, что он пытается взять, вопреки вашему запрещению, или уведите его из комнаты. Таким образом вы тактично, но твердо даете ему понять: вы абсолютно убеждены, что с этим предметом играть нельзя.
Не прибегайте к спорам, ультиматумам, грозным взглядам и не сердитесь. Этим вы вряд ли достигнете цели и только усилите упрямство ребенка.
Вы можете сказать: "Но он никогда не поймет, что можно делать, а что нельзя, если я не буду учить его". Не беспокойтесь, ребенок поймет. Ему гораздо легче усвоить урок, если вы преподадите его твердым "само собой разумеющимся" тоном. Если вы неодобрительно грозите пальцем с другого конца комнаты ребенку, который еще не понял, что "Нельзя!" действительно значит "нельзя", то вы только подстрекаете его на непослушание.
Вы поступите не лучше, если поставите его перед собой и хорошенько отчитаете, потому что тем самым лишите его возможности отступить с достоинством или просто отвлечься чем-нибудь другим. Ему придется малодушно сдаться или бросить вам вызов.
Я помню, одна моя знакомая жаловалась на свою полуторагодовалую дочь, называя ее капризной. В этот момент Сюзи вошла в комнату. На лице матери моментально появилось неодобрительное выражение и она сказала: "Не смей подходить к радиоприемнику". Сюзи и не думала о радиоприемнике, но мать напомнила ей о нем, и девочка сейчас же повернулась и медленно направилась к радиоприемнику. Мать впадала в отчаяние всякий раз, когда ее дети проявляли признаки самостоятельности. Она приходила в ужас от мысли, что она не сможет ими управлять. Чувствуя себя неуверенно, она видела проблемы там, где их нет. Аналогичное состояние испытывает неопытный велосипедист, который видит далеко на дороге камень. И это его так беспокоит, что он едет прямо на этот камень.
Если ваш ребенок приближается к горячей плите, вы не будете сидеть спокойно и издалека кричать ему: "Нельзя!". Вы, разумеется, вскочите и оттащите его. Это естественный способ остановить ребенка, если вы действительно хотите его остановить, а не просто проявляете характер.

385. Не торопитесь и действуйте решительно.

Мать берет с собой в магазин ребенка. Но он вместо того, чтобы спокойно идти всю дорогу от магазина до дома, бродит по тротуару и карабкается на ступеньки всех домов, мимо которых он проходит. Чем больше мать его зовет, тем больше он медлит. Когда мать начинает на него сердиться, он убегает в обратном направлении. Мать боится, что он становится непослушным ребенком. Это не так, хотя к этому может прийти. В этом возрасте ребенок не может помнить о цели прогулки, т. е. о магазине. Его натура заставляет его исследовать все, что попадается ему на пути. Каждый раз, когда мать окликает ребенка, это напоминает ему, что он должен отстаивать свою независимость. Что же делать матери? Если она торопится в магазин, то лучше везти ребенка в коляске. Но, если она использует поход в магазин как прогулку, то она должна отвести на дорогу в 4 раза больше времени, чем если бы она шла одна, и разрешить ребенку совершать свои исследования. Если мать будет очень медленно идти вперед, время от времени ребенок обязательно захочет догнать ее.
Бывает и другое затруднительное положение. Время идти домой кушать, а ваш малыш всецело занят игрой с песком. Если вы скажете: "Пора идти домой" таким тоном, как будто вы говорите: "Больше нельзя получать удовольствие", то вы натолкнетесь на сопротивление. Но, если вы весело предложите: "Давай карабкаться по лестнице", он, возможно, сам захочет пойти с вами. Но предположим, он устал и капризничает и вам ничем не удается завлечь его домой. Ребенок упрямится и ведет себя просто некрасиво. В этом случае возьмите его на руки и без разговоров несите домой, даже если он визжит и брыкается, как поросенок. Делайте это с уверенным видом, как бы говоря ему: "Я знаю, что ты устал и сердишься. Но раз надо идти домой, значит надо". Не ругайте его, он все равно не поймет, что он неправ. Не спорьте с ним, вы его не переубедите, а сами расстроитесь. Маленький ребенок, который чувствует себя несчастным и устраивает сцену, в глубине души успокаивается, чувствуя, что его мать знает, что делает.

386. Когда ребенок роняет и бросает вещи.

Годовалый ребенок научился нарочно ронять предметы на пол. Он со всей серьезностью бросает пищу на пол, сидя за столом, или выбрасывает одну за другой игрушки из кроватки, а затем плачет, потому что хочет ими играть. Раздраженная мать может подумать, что ребенок намеренно насмехается над ней. Но он не думает о матери - он в восторге от своего нового достижения и хочет заниматься этим весь день так же, как потом будет готов целый день кататься на своем новом велосипеде. Если вы сразу же поднимете брошенный предмет, ребенок считает, что это игра для двоих, и это приводит его в еще больший восторг. Поэтому лучше никогда сразу не подбирать брошенные им предметы. Спустите ребенка на пол, когда он начнет развлекаться таким образом. Привяжите его любимые игрушки к кроватке веревкой 30 см длиной (в более длинной веревке ребенок может запутаться). К коляске тоже привяжите несколько игрушек. Вам, конечно, не нравится, что он выбрасывает пищу на пол. Но он вряд ли начнет это делать до того, как насытится. Как только он начнет бросать пищу на пол, заберите ее и спустите его на пол. Сердясь на ребенка, вы ничего не добьетесь, а только придете в отчаяние.

* Продолжительность сна меняется *

387. Часы сна.

Обычно часы сна меняются около года. Если ребенок раньше спал с 9 часов, то теперь он либо вообще откажется от утреннего сна, либо его часы будут передвигаться все дальше и дальше. Если утренний сон отодвигается, то второй сон придется на середину второй половины дня и это, вероятно, помешает ребенку вовремя лечь спать вечером. Он может вообще отказаться спать во второй половине дня. Но не делайте поспешных выводов. В этот переходный период ребенок может снова вернуться к прежнему расписанию сна, от которого он отказался 2 недели назад. Вам придется примириться с этими неудобствами, утешаясь тем, что они временны. Даже, если ребенок не хочет спать утром, поместите его в кроватку около 9 часов утра, чтобы он посидел или полежал немного. Тем самым вы переведете его на одноразовый сон. Но некоторые дети сердятся, если их помещают в кровать, когда они не хотят спать, и вы ничего не добьетесь.
Если ребенок становится сонливым перед самым обедом, это знак для матери передвинуть обед пораньше, на 11.30 или даже на 11.00 (в течение нескольких дней). Тогда после обеда ребенок долго проспит. Но после того как он перейдет на одноразовый сон (утром или во второй половине дня), некоторое время ребенок может сильно уставать к вечеру. Мой знакомый врач сказал об этом так: "В жизни маленького ребенка бывает период, когда двухразового сна ему много, а одноразового мало". Поэтому в такой период кладите ребенка спать вечером немного раньше. Соответственно передвигаются и часы ужина.
Не думайте, что все дети меняют часы сна в одном и том же возрасте и одним и тем же способом. Один ребенок переходит на одноразовый сон к 9 месяцам, а другой спит два раза в день до 2 лет.

* Отношение ребенка к еде, возможно, изменится *

388. Он становится разборчивым.

В возрасте около года ребенок начинает иначе относиться к пище. Он становится более разборчивым и менее голодным. И это не удивительно. Если бы он продолжал есть так же много, как и раньше, и так же быстро прибавлять в весе, он бы вырос величиной со слона. Теперь у ребенка есть время внимательно изучить свое меню и решить, что ему нравится, а что нет. А вы помните, как он вел себя за столом в 8 месяцев? Тогда ему казалось, что он умирает от голода перед каждым кормлением. Он едва мог дождаться, пока ему повяжут нагрудник, и затем тянулся ротиком к каждой ложке. Ему было безразлично, что он ел. Он был слишком голоден, чтобы разбираться.
Есть и другие причины для разборчивости ребенка. Он начинает ощущать себя личностью со своими собственными желаниями. Поэтому, если раньше у него были сомнения на счет какой-либо пищи, то теперь он решительно ее отвергает. Память ребенка также улучшается. Возможно, он думает про себя: "Есть мне дают регулярно, так что я всегда успею съесть столько, сколько мне надо".
При прорезывании зубов аппетит ребенка часто уменьшается, особенно когда растут первые коренные зубы. Довольно продолжительное время он, возможно, будет съедать лишь половину своей обычной порции, иногда и вообще отказываться от еды. Главное, надо помнить, что аппетит совершенно естественно меняется от недели к неделе или даже изо дня в день. Мы, взрослые, знаем это по себе. Сегодня нам хочется помидоров, а завтра гороховый суп покажется нам необыкновенно вкусным. С ребенком происходит то же самое. Но мы этого не замечаем до года, так как ребенок в этом возрасте слишком голоден, чтобы отказываться от какой-либо еды.

389. Эксперименты доктора Дэвис.

Доктор Клара Дэвис поставила себе задачу выяснить, что будут есть дети, если они будут руководствоваться только своими желаниями, и если им будет предложен широкий выбор простых блюд. Для опыта она выбрала троих детей в возрасте от 8 до 10 месяцев, которые до этого не пробовали ничего, кроме грудного молока, и не могли быть предубеждены против каких-либо видов пищи.
Вот как она их кормила. При каждом кормлении перед детьми ставили шесть или восемь тарелок с различной простой и здоровой пищей: овощи, фрукты, яйца, каши, мясо, черный хлеб, молоко, вода и соки. Детям помогали есть только тогда, когда они показывали, что именно они хотят. Например, 8-месячный малыш запускал руку в протертую свеклу, а затем слизывал ее прямо с руки, - тогда ему давали чайную ложку свеклы. Затем снова ждали, чтобы он показывал, что он хочет еще. Может быть, опять свеклы, а может тертого яблока.
Доктор Дэвис обнаружила три важных обстоятельства. Во-первых, дети, которые сами выбирали свое меню из числа простых разнообразных блюд, развивались очень хорошо. Ни один из них не стал ни слишком худым, ни слишком толстым. Во-вторых, питание такого ребенка за определенный период времени включало все необходимые элементы, как если бы он питался в точном соответствии с научными предписаниями. В-третьих, от одного приема пищи до другого ото дня ко дню аппетит ребенка менялся.
Ребенок может несколько дней подряд есть преимущественно зелень. Затем он вдруг начнет предпочитать продукты, содержащие крахмал. А иногда он удивит вас тем, что ограничится на обед лишь свеклой, причем съест ее в 4 раза больше, чем вам покажется нормальным. И после этого у него не будет ни рвоты, ни болей в желудке, ни поноса. Ребенок может иногда выпить 250 г молока в дополнение к полному обеду, а в ужин отказаться от молока вообще. Доктор Дэвис следила за потреблением детьми мяса в течение многих дней. Несколько дней ребенок съедал обычную порцию мяса, в последующие дни он стал съедать его все больше и больше, после чего потребление мяса снова снижалось. Этот факт навел доктора Дэвис на мысль: очевидно, организм ребенка остро нуждался в каком-то веществе, содержащемся в мясе, что и явилось причиной его усиленного потребления. Затем доктор Дэвис провела ряд экспериментов и со старшими детьми, даже с больными, и результаты были те же.

390. Что родители должны уяснить.

Сказанное выше не значит, что родители должны предоставлять на выбор своему ребенку шесть или восемь блюд на каждый обед, как в ресторане. Но это значит, что родители могут доверить ребенку самому решать, что есть, если ему предлагается разнообразная и здоровая еда с учетом его вкусов на данный момент. Это означает, что родители могут позволить ребенку, если ему хочется, съесть большее, чем обычно, количество какого-либо продукта и не беспокоиться о последствиях. Более того, это означает, что родители не должны беспокоиться, если у ребенка появляется временное отвращение к какому-либо продукту.
Современному человеку трудно смириться с этим. Мы много слышали о научном подходе к питанию и забыли, что наш организм знал все это еще миллионы лет назад. Каждая гусеница точно знает сорт нужных ей листьев и не станет есть никаких других. Олень пробежит тысячи километров, чтобы полизать соли, если его организм требует этого. Снегирь хорошо знает, что полезно его организму, не прослушав ни одной лекции на эту тему. Поэтому не удивительно, что человек также в некоторой степени обладает интуитивными знаниями о том, что ему полезно. Я не хочу сказать, что ребенок или взрослый всегда ест только то, что ему полезно, и я не хочу сказать, что родителям не нужно знать, из чего складывается здоровая пища. Если мать кормит своего ребенка только конфетами и чаем, то нет возможности удовлетворить потребности организма из такого набора. Важно, чтобы мать знала, чем полезны овощи, фрукты, молоко, яйца, каши, и могла обеспечить ребенку рациональное питание. Но для нее также важно знать, что необходимо считаться с инстинктами ребенка, что аппетит его, естественно, должен меняться и что в конечном счете он получит все необходимые питательные вещества, если ему не привили предубежденности к каким-либо продуктам.

391. Пусть ребенок не ест овощей, если не хочет.

Если он вдруг откажется есть овощи, которые ему нравились на прошлой неделе, пусть будет так, как он хочет. Если вы не будете его уговаривать, он вскоре снова полюбит эти овощи. Но, если вы будете настаивать, чтобы он ел то, что ему не нравится в данный момент, вы добьетесь только того, что временное отвращение ребенка к данному блюду станет постоянным. Если он дважды откажется от каких-то овощей, не давайте ему их в течение, скажем 2 недель.
Разумеется, матери неприятно, если ребенок отказывается есть то, что было специально для него куплено и приготовлено и что ему нравилось на прошлой неделе. Матери трудно сдержаться и не рассердиться в такой ситуации. Но надо учитывать, что уговоры и угрозы только привьют ему отвращение к данному блюду.
Если он любит одни овощи и не любит другие, что очень типично для второго года жизни ребенка, давайте ему те, что он любит.
Если он вообще не хочет есть никаких овощей, давайте ему больше фруктов. Если он ест достаточно фруктов, молока и принимает витамины, он восполняет все, что имеется в овощах.

392. Что делать, если ребенку надоели каши.

Многим детям на втором году жизни каша надоедает. Не заставляйте ребенка ее есть. Существует масса заменителей, которые вы можете предложить ему, например хлеб, макароны, печенье, картофель и т. д. Даже, если он вообще будет отказываться от продуктов, содержащих крахмал, в течение нескольких недель, то это ему не повредит.

393. Не беспокойтесь, если иногда ребенок будет пить мало молока.

Молоко - очень ценный продукт. Оно содержит большинство веществ, необходимых ребенку. Около 750 г молока в день совершенно достаточно для любого ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет, если его питание достаточно разнообразно. Большинство детей в этом возрасте выпивает молока не больше указанного количества, а иногда и меньше. Если родители начинают беспокоиться или настаивать и заставлять ребенка выпить больше, то постепенно молоко будет ему все меньше и меньше нравиться. И в конечном счете он будет пить молока меньше, чем он пил бы, если бы его не заставляли.
Не просите ребенка выпить еще молока, если он ясно показал, что больше не хочет. Каждый раз, когда он должен сопротивляться вашим уговорам, ему все больше кажется, что он действительно не хочет молока. Даже, если он будет выпивать в день не более 200 г - не беспокойтесь и подождите, пока он сам захочет больше. Если он продолжает выпивать молока меньше, чем пол-литра, вы можете заменить его другими молочными продуктами (сыр, творог, кефир и др.). Этот вопрос подробнее обсуждается в разделе 411.
Если же ребенок не хочет есть никаких молочных продуктов в течение месяца, вы должны обратиться к врачу. Врач пропишет кальций. А ребенок, возможно, рано или поздно опять полюбит молоко.

394. Не прививайте ребенку предубежденности против каких-либо продуктов.

Мы не случайно обсуждаем здесь этот вопрос. Дело в том, что неприятности с кормлением начинаются обычно между годом и двумя. Ребенок упрямится, мать беспокоится, и чем больше мать настаивает и уговаривает ребенка, тем меньше ему хочется есть. А чем меньше ребенок ест, тем больше беспокоится мать. Каждый обед становится пыткой. И это может продолжаться годами. Напряженность, растущая в отношениях между родителями и детьми, ведет к другим проблемам воспитания.
Самый лучший способ сохранить хороший аппетит ребенка, это не мешать ему думать, что он сам хочет есть, а не вы хотите его накормить. Пускай он съест больше одного блюда и совсем не ест другого, если ему так хочется. Вы должны обеспечить ему разнообразное и полноценное питание, но выбирайте такую пищу, которую он действительно любит. Не удивляйтесь, что его вкусы меняются от месяца к месяцу.
Если вы не будете заставлять ребенка есть, то, вероятнее всего, он будет съедать достаточно для удовлетворения потребностей своего организма, хотя количество еды будет разным день ото дня. Но, если вы считаете, что его питание не включает всего необходимого, вы должны обратиться к врачу.

395. Если ребенок играет за столом.

Это может превратиться в проблему даже до года. Происходит это потому, что ребенок уже не так голоден, как раньше. Ему больше нравится карабкаться, играть с ложкой или с едой, переворачивать чашку, бросать вещи на пол. Я видел, как одного маленького мальчика кормили, в то время как он забрался с ногами на стул, отвернувшись от мамы. Или в другой раз он ходил по комнате, а за ним ходила его многострадальная мать с тарелкой и ложкой.
Игра за столом означает, что ребенок вырос и его мать больше беспокоится о его питании, чем он сам. Все это очень неприятно, раздражает вас и в конечном счете может привести к потере аппетита у ребенка. Не допускайте этого. Вы, наверное, заметили, что ребенок начинает играть за едой, когда он частично или полностью утолил свой голод, а не тогда, когда он еще очень хочет есть. Поэтому, если он перестает обращать внимание на еду, стоящую перед ним, считайте, что он съел достаточно, спустите его на пол и уберите тарелку.
Вы правы, когда вы тверды, но не нужно сердиться. Если ребенок немедленно начинает хныкать, чтобы его еду не убирали, как будто он хочет сказать: "Вы меня не поняли, еще не наелся", дайте ему еще одну возможность. Но, если он не сожалеет, что еду убрали, не пытайтесь накормить его немного позже. Если он слишком проголодался до следующего кормления, накормите его пораньше. Если вы всегда будете убирать еду, как только ребенок потеряет интерес к ней, он будет внимательнее к своей еде и не начнет играть с ней раньше, чем насытится.
Но здесь нужно оговориться. Годовалый ребенок получает огромное удовольствие, запуская руку в овощное пюре или размазывая кашу. Он может одновременно охотно кушать. Я бы не рекомендовал запрещать ему экспериментировать со своей едой, так как для него это - познание окружающего мира. Однако, если он пытается перевернуть тарелку, держите ее крепко или отодвиньте, или прекратите кормление.

396. Чем раньше ребенок начнет есть сам, тем лучше.

Возраст, в котором ребенок начинает есть ложкой самостоятельно, зависит главным образом от взрослых. Доктор Дэвис обнаружила в своих экспериментах, что некоторые дети довольно хорошо ели ложкой даже до года. Но у излишне заботливой матери ребенок не будет есть ложкой даже в 2 года. Все зависит от того, когда вы дадите ему возможность попробовать свои силы. Большинство детей проявляет желание есть ложкой около года, и если им не мешают, то многие из них могут прекрасно есть ложкой без посторонней помощи к полутора годам. Подготовка к самостоятельному кормлению начинается еще в 6 месяцев, когда ребенок ест, держа в руке печенье, хлеб или что-нибудь еще, затем в 9 месяцев, когда вы даете ему размятую вилкой еду и он берет руками маленькие кусочки и кладет их в рот. Если вы не разрешаете ребенку есть руками, то, возможно, он гораздо позже, чем другие дети, научится есть ложкой.
Большинство детей просто выхватывают ложку из рук матери, когда они чувствуют потребность научиться есть самостоятельно. Мать может подумать, что ребенок капризничает, но лучше, если она отдаст эту ложку ребенку, а сама возьмет другую.
Ребенок быстро обнаруживает, что просто заполучить ложку еще недостаточно, что научиться есть самому очень трудно. Ему понадобится несколько недель, чтобы научиться зачерпывать еду, и еще несколько недель, чтобы донести пищу до рта, не опрокинув ложку по дороге. Он скоро устает от этих бесплодных попыток и начинает играть с едой. Тогда вы должны убрать еду, оставив лишь несколько крошек мяса, чтобы ему было с чем экспериментировать.
Даже, когда он честно старается есть ложкой, он испачкает и себя, и все вокруг, и вы должны с этим примириться. Если вам жалко ковер, постелите под стул ребенка большую клеенку.
Если он научился пользоваться ложкой, не кормите его больше сами. Сначала он хочет научиться есть сам, так же как он все хочет делать сам. Но когда он видит, как это сложно, и если вы будете одновременно кормить его, он может потерять всякий интерес к самостоятельной еде. Другими словами, когда он научится доносить хотя бы крупицу пищи до рта, вы должны дать ему несколько минут перед каждой едой для самостоятельных действий. Когда ребенок особенно голоден, он будет изо всех сил стараться утолить голод. Чем лучше он справляется с ложкой, тем дольше вы должны оставлять его наедине с едой.
Когда он научится съедать свое любимое блюдо за 10 минут, вы должны вообще перестать его кормить. На этом этапе матери часто допускают одну ошибку. Они говорят, например: "Он научился сам есть мясо и фрукты, но я до сих пор должна кормить его овощным пюре, кашей и картошкой". Это уже рискованно. Если он справляется с одним видом еды, значит он сможет справиться и с другим. Если вы будете по-прежнему кормить его пищей, к которой он равнодушен, вы будете все больше расширять пропасть между теми видами пищи, которые он сам хочет, и теми, которыми вы хотите его накормить. В конечном счете он совсем охладеет к "вашей" пище. Но, если вы просто постараетесь обеспечить ему разнообразное питание учетом его кусов и разрешите ему есть самостоятельно, то, вероятнее всего, на протяжении нескольких недель его питание будет включать все необходимое, хотя один день и будет непохож на другой.
Итак, в возрасте от 12 до 15 месяцев дети сами хотят научиться есть самостоятельно. Но, предположим, ребенку не дали такой возможности в этом возрасте, а затем после 2 лет ему говорят: "Ты уже большой и должен сам кушать". Ребенок может не согласиться с этим, так как он уже привык, чтобы его кормили, и ему уже неинтересно осваивать ложку. Таким образом, мать упустила блестящую возможность научить ребенка есть самостоятельно.
Дорогие родители, не воспринимайте все сказанное слишком буквально. И не беспокойтесь, если у вашего ребенка что-то не получается. Не думайте, что есть один-единственный правильный возраст, чтобы научиться самостоятельно есть. Не пытайтесь заставить ребенка есть самостоятельно, если он не созрел для этого или, если он не проявляет интереса. Это приведет к другим трудностям.
Я только хотел подчеркнуть, что дети сами хотят освоить ложку раньше, чем многие матери думают, и что очень важно, чтобы родители постепенно переставали кормить ребенка по мере того, как он все лучше и лучше делает это сам. Прежде чем говорить о той пище, которую можно есть ребенку, необходимо обсудить наиболее важные химические вещества, из которых она состоит, и то, как они используются организмом.
Организм ребенка можно сравнить со строящимся зданием. Требуется множество самых разнообразных материалов, чтобы построить его и содержать в хорошем состоянии. Человека можно также сравнить с движущимся механизмом, которому нужно горючее для производства энергии и другие вещества для нормальной работы, как, например, автомобилю требуются бензин, масло и вода.

Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.

Малыш в 1 год активно познает мир

Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?

Основные моменты

Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже. Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.

Самое главное – занятия должны приносить ребенку радость, поэтому знания в столь нежном возрасте подаются через игру.


Развивающий центр для самых маленьких

Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.

Игра – вот основной элемент в процессе развития ребенка с года до семи лет. Играйте со своим ребенком понемногу (можно добавить это в ), но каждый день; выбирайте время, когда вы и он в хорошем настроении и полны сил.

Развитие мелкой моторики у детей в год

  • Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.

Сенсорные коробки придумала Мария Монтессори
  • Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и т.п.
  • С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
  • Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.

Игра с крупами развивает моторику

Мама может и сама соорудить тактильную книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д. Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.

  • Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
  • Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон или просто их перебирание.

Игры с тестом -развитие моторики

Как стимулировать развитие речи у малыша в год


Помните: больше говорить с малышом вовсе означает, что нужно говорить без остановки. Логопеды утверждают, что для детей полезно устраивать минуты тишины. Пусть дите научится прислушиваться к другим звукам, кроме голоса мамы.

Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год


Как подобрать книжку для малыша?

Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.


Сейчас можно купить удивительные развивающие книжки

Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год

  • Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.

  • Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
  • Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
  • Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.

Игры с водой - любят все дети

Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.

  • Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.

Веселая физкультура для малыша

Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.

Развитие творческих способностей в год

  • В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
  • Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
  • Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
  • Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.

Первые музыкальные игрушки

Развитие социальных навыков у годовалых детей

  1. В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.
  2. В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.
  3. Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
  4. Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.

Даже самым маленьким нужна компания

Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.


Познание мира - главная задача ребенка в 1 год

Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.

Часто нам, родителям, кажется — новорожденный карапуз еще долго останется крошкой. Но вот позади первая улыбка, первый зуб, первый шаг, первое слово. Он понимает наши слова, выполняет задания, бурно проявляет эмоции. И мы с удивлением отмечаем — 1 год на исходе и близится первый день рождения малыша. Его достижениями мы гордимся, а некоторые моменты вызывают беспокойство. Так какой же он, будущий именинник? Что умеет кроха и чему предстоит научиться?

Активность ребенка в 12 месяцев не знает предела: то он в комнате лезет на диван, то на кухне вынимает кастрюли, а через минуту в прихожей примеряет папины ботинки. Свобода передвижения дает силы малышу на новые «подвиги». Развитие ребенка 1 года включает набор определенных навыков и умений в самых разных направлениях.

К 1 году рост малыша от рождения стал больше на 20-25 см и к году составляет в среднем около 75 см, вес – примерно 10-10,5 кг. Среди физических достижений стоит отметить следующие:

  • уверенно садится из положения лежа;
  • использует ползание, чтобы быстрее добраться до нужного места и предмета;
  • умеет вставать самостоятельно на ножки и уверенно держится на ногах без посторонней помощи;
  • самостоятельно ходит, но часто просит взрослого дать руку, ощущая таким образом уверенность;
  • свободно сидит в детском стульчике;
  • умеет подниматься по лестнице, держась руками за поручни;
  • приседает за упавшей игрушкой и поднимается обратно;
  • умеет спускаться и забираться на диван, кресло, в кроватку.

К 12 месяцам у малыша обычно появляется 12 зубов. Однако это не норма, а просто ориентир. Некоторые дети уже в 3 месяца имеют 2 зуба, а другие только в год. Главное, сделать питание ребенка сбалансированным и содержащим достаточное количество кальция и фосфора, необходимых в процессе формирования здоровых зубов.

Привычные действия

Важное значение у малыша 1 года по-прежнему имеет режим дня. Ребенку необходимо знать: утром необходимо умыться, после прогулки мыть руки, игрушки убираются на полки, а мама обязательно споет на ночь песенку. Так формируются хорошие привычки.

К году малыш обычно спит примерно три часа один раз днем и не менее 10 часов ночью.

Находиться постоянно дома малышу теперь бывает скучно, поэтому он с большим удовольствием отправляется на прогулку. Желательно находиться на свежем воздухе подольше, даже осенью и зимой. Температура до -15°С не помеха небольшой прогулке возле дома. А дождь – очень интересно: лужи, капли, резиновые сапоги и зонтик. Одевайте малыша соответственно погодным условиям и гуляйте в удовольствие.

Купание ребенку кажется интересной игрой с собственными правилами и игрушками. Он теперь не боится воды и вволю плещется и брызгается, с удовольствием переливает воду из разных емкостей. Правда, мытье головы до сих пор способно вызывать отрицательные эмоции.

В год ребенок не настолько беспомощен и овладел элементарными бытовыми навыками:

  • кушает ложкой (а также руками, благодаря чему развивает мелкую моторику), конечно, не совсем аккуратно, но гордится собственной самостоятельност ью и действиями, «как у взрослого»;
  • способен пить из чашки, бутылки, непроливайки;
  • моет ручки под контролем взрослого;
  • пытается одевать простые вещи: носки, шапки;
  • пользуется горшком, но не всегда просится, однако мокрые штанишки вызывают недовольство и спешит сообщить о проблеме маме.

Питание

Вопросы питания особенно важны в начале второго года жизни ребенка, ведь к году многие мамы решают прекратить грудное вскармливание. Делать ли подобное – вопрос спорный и неоднозначный. Ответ же каждой маме необходимо дать самой. Когда грудное вскармливание по-прежнему доставляет удовольствие и ей и ребенку, то почему бы не продолжать ГВ к общей радости. Но в случае ряда показаний или жизненных обстоятельств (например, мама выходит на работу) невозможность и нежелание женщины кормить грудью малыша после года – исключительно ее решение. Главное – обеспечить нормальное полноценное питание крохи.

В 12 месяцев в рацион ребенка входят:

  • молочные продукты: кефир, нежирная сметана и творог, молочные каши;
  • многообразные овощи и фрукты — и в свежем виде, и в виде пюре и соков;
  • нежирное мясо;
  • рыба;
  • яйца;
  • печенье, хлеб.

Не стоит давать ребенку конфеты, колбасу, копчености и соленья в столь раннем возрасте, поверьте, подобная еда не добавит здоровья Вашему малышу. Лучше приучать сначала к здоровым и полезным продуктам.

Порции, предназначенные малышу, не делайте большими, лучше он попросит добавки. И не заставляйте ребенка съедать все предложенное ему. Отнеситесь с пониманием к нежеланию ребенка кушать, возможно, он заболевает, а возможно, просто еще не голоден, тогда в следующее кормление он порадует Вас отменным аппетитом. Оптимальный режим питания 5 раз в сутки с перерывом между приемами пищи 2,5-3 часа.

Характер и эмоции

В год маме виден темперамент и характер ребенка. Но иногда малыши могут покапризничать, особенно не получая того, чего хотят. Тогда в ход пойдут слезы, возмущенные крики, топанье ножкой. Безудержно плачущего ребенка нельзя наказывать и ругать, а лучше постараться ласково успокоить. Возьмите кроху на руки, обнимите, поцелуйте, погладьте. Спокойствие и доброжелательнос ть взрослого помогут ребенку справиться с истерикой.
У эмоционального развития детей 1 года тоже существуют нормы, в соответствии с ними малыш должен уметь:

  • проявлять чувства любви и радости к маме и папе, домашним питомцам, любимым игрушкам;
  • узнавать родственников и друзей;
  • выражать негативные эмоции;
  • чувствовать страх, видя нечто необычное, незнакомого человека;
  • проявлять любопытство, исследуя содержимое шкафов, комодов и полочек;
  • кривляться и строить рожицы;
  • пританцовывать и подпевать любимым песенкам;
  • «копировать» взрослых в их повседневных делах: подметать, готовить кушать, говорить по телефону и др.

Общение

Слуховое восприятие и навыки речи с каждым месяцем больше совершенствуются. Скоро малыш станет полноценным собеседником со собственным мнением и интересными вопросами, сбивающими с толку любого взрослого. А пока ребенок умеет:

  • говорить примерно с десяток слов;
  • понимать смысл вопроса, отвечать словами, звуками, жестами, движениями;
  • повторять интонацию взрослых и воспроизводить ее в похожих ситуациях;
  • показывать и приносить предметы, о которых спрашивают малыша;
  • выполнять обращенные к нему просьбы;
  • знать близких по именам;
  • понимает значение слов «нельзя» и «можно».

Часто в речи ребенка присутствует не слово целиком, а первый либо ударный слог. Но вы говорите с ребенком правильными словами, а не повторяйте за ним упрощения. Общение с ребенком сделайте постоянным. Не оставляйте без внимания ни одного вопросительного звука, ведь чем больше слов и их значений услышит, тем быстрее наполнится и усовершенствуетс я речь.

Игры и развитие

Игры, направленные на развитие детей в 12 месяцев, выполняют ключевую роль: учат их чему-то новому, вследствие чего должны быть разной направленности:

  • подвижные

Развитию навыков ходьбы способствуют различные каталки, позволяющие толкать их перед собой, тащить на веревочке. Детям нравится наблюдать, как, прилагая усилия, заставляют предмет двигаться туда, куда захотят. Подобные игрушки помогут также развить координацию. Почаще просите малыша принести любой предмет, ему необходимо самостоятельно проделать весь путь туда и обратно. Очень полезны игры с мячом.

  • логические

Научите малыша строить башню из кубиков, пусть пока невысокую, собирать пирамидку, вкладывать меньший предмет в больший, прятаться. Показывайте ребенку карточки с разными картинками животных, овощей, фруктов, играйте в лото, домино.

  • ролевые

Кроха с удовольствием побудет мамой, готовящей кушать, моющей полы, пылесосящей, кормящей ребенка, говорящей по телефону. Увидев на улице грузовик, разгружающий песок, предложите в песочнице повторить действия с игрушечной машиной.

  • Пальчиковые

Развитию мелкой моторики детей помогут игры с сыпучими продуктами: фасолью, макаронами, гречкой, горохом. Их можно насыпать ложкой в миску, пересыпать в чашку, собирать со стола в банку. Предложите ребенку лепить из пластилина и соленого теста, рисовать пальчиковыми красками. Конечно, шедевра у малыша не получится, но, даже просто помяв пластилин, почувствовав на пальчиках краску, кроха получит новые тактильные ощущения.

Малыш с энтузиазмом примется за любое занятие, предложенное вами. Его энергии остается только удивляться. Сравнивая умения малыша в 1 год с установленными нормами, не переживайте, если он чего-то не умеет. Тут нет повода расстраиваться, а лишь направление развития. Ребенок сможет и осилит многое, но задача родителей — показать ему, как надо делать.



Загрузка...