paradisemc.ru

Как помочь ребенку повысить самооценку. Как повысить самооценку у ребенка консультация на тему Низкая самооценка у ребенка 7 лет

Доброе утро, девочки!
Вчера ходила на встречу, семинар "Воспитать ребёнка человека" и разговорилась с одной мамочкой, у нее тоже небольшой ребёнок об относительных методах воспитания. И вот она в разговоре упомянула ситуации, когда у совершенно интелигентных родителей вырастают дети-подонки, которые потом никого не уважают, совершают преступления или становятся наркоманами. Это что социальный протест или плохое влияние друзей?

Просто беру свою семью нас у мамы трое было, почему было, старший брат (сын мамы) умер. Так вот он был не знаю, как бы мягче сказать, да и стыдно, но была не была, наркозависящим и сидел, младший брат тоже сейчас также. Но мы и не интеллигенция, конечно я много раз уже писала, о проблемах моих в семье раньше. Так вот я очень прям до дрожи боюсь упустить в воспитании ребёнка что-то, иногда думаю, а вдруг, может не надо было в это ввязываться.

Ну вот как-то такая тема. Буду рада советам!

268

Аноним

добрый день.дочери 12 лет.вчера днем позвонила завуч по воспит.работе и вызвала в школу срочно,объявив,что дочка нахамила учителю.звоню дочери,она рыдает в истерике.говорит,что бегала в холле на перемене с 2 одноклассниками,подошла дежурный учитель,спросила ее фамилию и класс.прозвенел звонок.ушли на урок.На след.перемене в класс залетает соц.педагог и начинает на нее орать.что она хамка.оскорбила учителя дежурного.выглядит как баба -яга,растрепанная.на перемене лазила по подоконнику окна в коридаре.дочка сказала,что ни кому не хамила и начала рыдать.Да.она эмоциональная.в итоге вызвали еще мам двух мальчиков,которые якобы вылавливали первоклашек возле туалета и трогали их.на что мальчик сказал:"Я не педофил".Одноклассники начали заступаться,что этого не было.да крутились возле туалета.но там рядом и мальчиков и девочек.Пришла.дочка рассказывает,как все было.та учительница говорит:"Все понятно,девочка искренне верит,что все так и было.у меня нет слов.я возмужена и оправдываться не буду".И пошла на выход.Я попросила ее озвучить свою версию случившегося,но что она повторила,что ничего озвучивать не будет.и ушла! Соц.перагог сказала,что дочка бегала,не реагировала на замечания.которое было сделано трижды.дочка говорит,что не слышала.услышала только когда фамилию спросила ее,она ответила.я спросила:"В чем заключалось хамство?".ответ был эмоциональным,что существует 10 ступеней хамства.и дочка хамка.из-за того,что не реагировала на замечания..которое не слышала.Да она не права,что бегала.но их там 50 человек было,и я представляю шум.С окном вообще..Подоконник на уровне ее подбородка.она физ.показала мне,что не может на него залезть,и одноклассники говорили,что она не залазила,но соц.педагог видела собственными глазами,значит это было.Вот как так?спасибо,кто одолел.может кто был в подобной ситуации,когда наговаривали на ребенка.как поступили?.я поругала,что бегала.

177

Hello Peoplе

А давайте повспоминаем и посмеемся (если получится). Расскажите про свои нелепые фингалы и прочие травмы.

Начну с себя.
муж накануне свадьбы укусил за щеку и так и не смогли замазать, потому что было жарко и дождь и косметика "текла". Но он любя Фотошоп рулит) но хихикали над нашей страстью на свадьбе многие))

И сын мне влепил пяткой в глаз, я в кровати лежала, он рядом крутился. Гордо ходила на работе не объясняя причин и питалась энергетикой любопытства и интриг со стороны коллег)

127

Аноним

Так вот...если помните, у меня двое детей, муж любящий, и я дура заинтересовалась сотрудником, которого приняли недавно к нам...Хотела все забыть, опять жить семьей (у нас ничего не было, я просто молча влюбилась), хотела сделать все, чтоб утихло все, а тут...блин, ну даже слепому видно что я ему небезразлична. У него тоже ребенок, жена...Ну что поделать, наверное бывает такое в жизни. Опять напишу тут- никогда не буду изменять мужу, ни-ког-да! И разводиться из за кого-то и оставить детей без папы не собираюсь. Просто на душе грех как быдто лежит, не могу себя простить за это...нет, любовь любовью, но! не могу обманывать мужа, ну не могу. Вчера хотела ему признаться что кое-кто понравился, и хотела чтоб он меня спас из этой ситуации. Да, я такая, я не могу обманывать, я ненавижу когда смотрю мужу в глаза а в уме крутится другой. Муж у меня отличный, да и не скажу что чувств к нему нету. Да понравился другой, ну и что...За то как мой муж никого больше не будет, и с детьми сидит, и дома помогает, и деньги домой приносит и все0все для меня...Короче, не понимаю даже зачем тут пишу, наверное освободить хочу мысли. Не хочу тайно что-то делать, ну не хочу и все, потом не прощу себя за то что мужу обманывала, он святой, он все для меня делает, да и счастлива я с ним. Флиртовать...не знаю...Да видимся, улыбаемся друг другу и проходит все, и опять я жду когда-же он придет, чтоб просто улыбнуться ему. Не вижу выхода........

101

Аноним

Не фейк. Не сказки. Пишу все, как есть. Постоянно выкладывают объявления в интернет-группе детского сада, где пытаются давить на совесть, вызвать чувство вины у родителей. Это касается всего: от непосещающих субботники до организации праздника и пробелов знаний у детей. Если кто-то не пришел мыть окна, красить веранду, мыть посуду и пол в детском саду, фамилии выкладывают в группу и пишут "У всех работа и всем некогда, но почему приходят одни и теже? Остальные списочный состав?" Простите, а где по закону у нас принудительный неоплачиваемый труд родителей в детском саду? Далее, задают много домашнего задания и часто делают приписку, что дети слабы в математике или грамоте (простите, это школа?), при этом отмечая, что это пробелы родителей, что ребенок чего-то не знает. А тут они просили родителей на роли новогодних персонажей, но никто не соглашается. Так воспитатели написали: "Срочно соглашайтесь или вы(т.е мы, родители) оставите детей БЕЗ праздника?" Да, моя тема не первая и каждую неделю все веселее. Вот как ко всему этому относится и с кем ругаться-не ругаться? Ведь идет прямое давление на родителей. В надежде, что наои или другие воспитатели это прочитают и задумаются. В глаза как вам это сказать? Ведь вы отыгрываться на детях будете (не ко всем воспитателям относится, конечно). Не забывайте, что есть департамент, прокуратура и т.д

83

Адекватная самооценка играет важную роль в жизни человека. А для ребенка нет ничего хуже, чем заниженная оценка собственных возможностей и успехов. Семилетний возраст можно назвать переходным периодом. В семь лет дети прощаются с детским садом и идут учиться в школу, а от того, какова их самооценка, во многом зависит выстраивание отношений с одноклассниками и учителем.

Если ребенок трезво и правильно оценивает свои возможности и качества, то с учебой и общением у него проблем не возникнет. Формирование такого качества, как самооценка начинается еще в дошкольном возрасте, поэтому к семи годам она уже вполне сформирована. Если вы заметили, что ваш ребенок недооценивает себя, нужно срочно менять ситуацию.

Чем плоха заниженная самооценка в семь лет?

Если ребенок не уверен в себе, то он не чувствует себя комфортно. Особенно неуютно ему в новых условиях, каковыми и является обучение в школе. Он тревожится, всегда думает о худшем, боится быть обманутым, обиженным, переживает, что не сможет справиться с заданиями. В общении со сверстниками он также думает о плохом, не доверяет и не умеет дружить.

Выполнение домашнего задания превращается в пытку и для ребенка, и для родителей. Он заранее уверен, что задачи ему не по плечу, всегда настроен на неудачу. Дети с заниженной самооценкой не любят пробовать что-то новое, посещать кружки или секции, заниматься непривычными для себя видами деятельности. Сравнивая себя с другими детьми, они не видят своих положительных качеств, а отмечают лишь преимущества сверстников.

Таким образом, у ребенка формируется установка «Я плохо», «Я не могу» и т. д. В будущем это может очень сильно повлиять на его жизнь.

Приемы повышения самооценки у семилетнего ребенка

Семилетний ребенок – это уже достаточно взрослый человек, который понимает и осознает свои поступки. С ним можно разговаривать, обсуждать и достигать соглашения. На этом и основаны основные приемы, рекомендуемые психологами.

  • Дайте ребенку почувствовать себя взрослым. Во-первых, попросите у него совета в каком-либо деле. Это должна быть область, в которой он хоть немного разбирается, чтобы малыш не почувствовал неискренности. Например, если мальчик увлекается футболом, попросите его выбрать подходящий футбольный мяч в подарок папе. Главным правилом является необходимость последовать совету ребенка. Во-вторых, не нужно стеснять просить маленького человека о помощи. Девочка в семь лет вполне способна помочь папе помыть посуду после ужина, а мальчик – донести небольшую сумку с продуктами до дома вместо мамы.
  • Если ваш ребенок увлечен каким-либо видом деятельности, обязательно поощряйте это. Даже если вам не хочется, чтобы в будущем ваш ребенок стал художником, запишите его в художественную школу при наличии таланта. Если дочка имеет приятный голос и любит петь, отдайте ее в музыкальную школу для развития способностей.
  • В случае какой-либо неудачи поговорите с ребенком и постарайтесь выяснить, почему это случилось. Подробный анализ и разбор ситуации поможет ему в дальнейшем не совершать подобных ошибок.

Особенно хорошо эти приемы работают на примере матери и сына, так как здесь можно смоделировать намного больше ситуаций, где мальчик может проявить себя сильным и взрослым.

Важная роль похвалы

Похвала и поощрение успехов – самый быстрый способ добиться у ребенка повышения самооценки. Именно отсутствие адекватной оценки его действий и приводит к занижению самооценки у детей. Однако здесь главное не перестараться, хвалить тоже нужно уметь правильно.

Когда нельзя хвалить детей:

  • из жалости;
  • при желании произвести на ребенка хорошее впечатление;
  • не подлежат похвале его одежда, игрушки, вещи;
  • не нужно оценивать и хвалить внешность ребенка.

Ребенок очень внушаем. Нельзя кидаться фразами о том, что у него ничего не получится, что в будущем из него не вырастет талантливый хороший человек, что он не справится с каким-либо делом. Прямое внушение приводит к психологическому программированию дальнейшей жизни семилетки.

Похвала – это тоже внушение, но только позитивное. Каждый ребенок обладает своими талантами. Задача родителей – выявить их и развить. Поощряйте ребенка, когда он самовыражается в любом направлении, независимо от ваших пожеланий, и обязательно хвалите его за достигнутые успехи.

Если ваш ребенок одержал победу на соревнованиях, получил пятерку в школе или просто сделал красивую поделку, обязательно похвалите его и скажите, как вы им гордитесь. Гордость родителей – это лучший стимул для дальнейшего развития ребенка.

Достигнет ли ребёнок в будущем успеха в жизни или нет, напрямую зависит от уровня его самооценки, которая закладывается в раннем детстве. Ключевую роль в её формировании играют родители и обстановка в семье в целом, а в более позднем возрасте на восприятие себя оказывает воздействие окружение ребёнка. Что такое самооценка? Это осознание важности себя самого, умение адекватно оценивать собственные качества, достижения, достоинства и недостатки. Как развить в детях правильное отношение к себе и почему это важно?

Здоровая самооценка – залог успеха

Достичь баланса между заниженной и завышенной самооценкой при воспитании ребёнка нелегко. Здоровое восприятие себя ребёнок развивает постепенно, если он растёт в благоприятной атмосфере. Крепкая семья, где все относятся друг к другу с уважением, оказывают поддержку, искренне проявляют свои чувства, где малыш чувствует себя защищённым, — вот подходящие условия для развития здоровой самооценки у ребёнка.

Дети с завышенным самовосприятием часто агрессивны, склонны к манипулированию другими. Они считают себя и свои интересы выше остальных. Им сложно смириться с поражением или воспринять отказ родителей выполнить их требование.

Заниженная самооценка у детей проявляется иначе – такие малыши склонны уединяться, они не уверены в себе, в правильности своих действий и в достижении целей. Они постоянно находятся в ожидании худшего – что их не заметят, обидят, не выслушают, не примут. Свои собственные успехи эти дети не замечают или считают их незначительными.

Ребёнку как с заниженной, так и с завышенной самооценкой придётся столкнуться с трудностями, которые непременно проявятся в поиске друзей, брачного спутника, работы и других сферах жизни. Вот почему важно с малых лет научить сына или дочь правильно оценивать и воспринимать самого себя как личность.

Адекватная самооценка позволит ребёнку стать честным, справедливым по отношению к себе и окружающим, ответственным, сочувствующим и любящим. Такой человек умеет признавать свои промахи, равно как и прощать ошибки других. Он способен доводить дело до конца, брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Насколько важны похвала и поощрение?

О важности одобрения упоминалось ещё в Библии, где сказано, что похвала окрыляет. Эти слова и сегодня актуальны – для развития адекватного самовосприятия ребёнка нужно хвалить и поощрять. Заметив, что малыш справился с какой-то задачей, получил новый навык, сразу похвалите его за успехи. Сказанное вовремя доброе слово побудит кроху стремиться завоевать ещё больше одобрения со стороны взрослых.

Здесь действует и обратное правило – ребёнок, не получивший похвалы за добрый поступок или достижение, может утратить интерес к хорошим делам . Если родители постоянно игнорируют или воспринимают успехи ребёнка как должное, малыш начнёт привлекать их внимание к себе иным способом – баловством и агрессией.

Важно научиться правильно поощрять детей, не перегибая палку. Преувеличенная или надуманная похвала способна навредить малышу – зачем прикладывать усилия, если мама и папа всё равно выскажут своё одобрение? В каких случаях похвала неуместна?

  • Из чувства жалости к малышу;
  • Если ребёнок присвоил чужие достижения;
  • Из желания снискать расположение малыша;
  • Не хвалят за природную красоту и здоровье.

У каждого человека есть разные способности и таланты, которые могут проявиться неожиданно. Чтобы выявить их и суметь развить, необходимо побуждать кроху совершать попытки пробовать себя в разных видах деятельности .

Пусть кроха поёт, рисует, танцует или строит, не одёргивайте его, а ободряйте. Никогда не говорите детям, что им не стать великим танцором или музыкантом. Поступая так, вы добьётесь только того, что ребёнок перестанет даже пробовать что-то новое, а его самооценка снизится.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Несколько способов повышения детской самооценки

Убеждённость в том, что родители верят в твои силы и способности, поможет ребёнку преодолевать страхи и достигать целей. Хвалите малыша авансом , показывая и доказывая, что вы не сомневаетесь в нём. Как это делать? Говорите ему, что он обязательно сможет рассказать стихотворение без запинки, он сумеет выполнить определённую работу. Произносите эти слова без тени сомнения, это вдохновит ребёнка и придаст ему сил.

Похвала ребенка с утра – это аванс на весь долгий и трудный день. Хвалите его и за то, что будет, внушите ему веру в себя и свои силы: «Ты расскажешь правило!», «Ты победишь на соревнованиях», «Ты постараешься», «Я в тебя верю» и т.д.


Ещё один способ повысить самооценку детей – это интересоваться их мнением и просить совета в каком-то деле. Получив рекомендацию от сына или дочки, последуйте ей, даже если вы думаете иначе. Это важно, так как позволит достичь цели – поможет самоутвердиться детям. Не бойтесь показывать свою слабость, не скрывайте собственные неудачи, а признавайте их, тогда дети поймут, что и у взрослых не всегда всё получается с первого раза. Обращайтесь за помощью к ребёнку – такой приём особенно хорош в отношениях матери и сына, он создаст благоприятную почву для воспитания в мальчике мужских качеств.

Нужно ли наказывать детей?

Наказание и порицание – важная часть воспитательной работы, без которой нельзя развить здоровую самооценку. Оно даёт возможность осознать собственные промахи, научиться исправлять ошибки. Что нужно знать родителям, применяя порицательные меры?

  • Наказание не должно сопровождаться нанесением физического или психологического вреда ребёнку (Читаем также: почему нельзя бить детей – );
  • Порицание – это любящая мера, не лишайте малыша ласки и заботы, когда он провинился (Читаем также: );
  • Нельзя отнимать подарки у детей – это запрещённый приём;
  • Когда сомневаетесь, стоит ли наказывать за проступок, не делайте этого;
  • Старые промахи и проступки прощайте, забывайте, не упрекайте ими детей и не напоминайте о них;
  • Наказание не должно быть унизительным.

Стоит упомянуть о случаях, когда воспитательные меры стоит отложить или вообще отказаться от наказания ребёнка:

  1. Когда малыш болен.
  2. Если дочь или сын испытывают страх.
  3. После недавно перенесённой психологической травмы.
  4. Если кроха прилагает усилия, но у него не получается достичь результата.
  5. Когда вы уславшие или сильно раздражены.

Для нормализации завышенной самооценки учите ребенка:

  • Прислушиваться к мнению и советам окружающих;
  • Уважать чувства и желания других;
  • Достойно относиться к критике.

Как помочь детям научиться правильно оценивать себя?

Разумное использование наказания и поощрения поможет отцу и матери найти ту самую золотую середину в воспитании детей и развить адекватное отношение к самому себе. Пример родителей станет краеугольным камнем в становлении гармоничной личности детей . Как малыши, так и подростки должны понимать, что мама и папа – обычные люди, которые не застрахованы от ошибок. Если у вас не получилось испечь пирог или закрепить ровно карниз, признайте это. Такое поведение сформирует адекватную самооценку у подрастающего поколения.

Для развития адекватной самооценки:

  1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел. Не решайте за него все проблемы, но и не перегружайте его. Ставьте посильные задачи, чтобы он мог почувствовать себя умелым и полезным.
  2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он это заслуживает.
  3. Хвалите за любую инициативу.
  4. Показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам: «У меня не получился пирог…ну ничего, я знаю, в чем причина! В следующий раз я положу больше муки».
  5. Никогда не сравнивайте с другими детьми. Сравнивайте с самим собой: кем он был вчера и кем он стал сегодня.
  6. Ругайте только за конкретные проступки, а не в целом.
  7. Анализируйте вместе неудачи, делая правильные выводы. Расскажите ему похожий пример из своей жизни и как вы справились с этим.

Общие интересы, совместные игры и занятия, искреннее общение – вот что необходимо детям, чтобы почувствовать свою значимость и научиться ценить и уважать себя и окружающих.

Личный опыт

Если ваш ребенок не уверен в себе, стесняется, боится подойти к незнакомым людям, боится знакомится с другими детьми, тревожен. В этом видео даны рекомендации как поднять самооценку ребенка, методы поднятия уверенности в себе, игры для преодоления застенчивости:

Как повысить самооценку ребенка?

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь - родителей. Самооценка - это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности - вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей .

Если самооценка ребенка занижена , скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение - они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми..." . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом - физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые , включая и добрый нрав.
  3. Игрушки , вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое с тремление ребенка к самовыражению и развитию . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги : за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс , или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра - это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" - то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение , и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим - слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" - если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте . Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
  3. За один раз - о дно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание - не за счет любви . Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи , подаренные вами или кем бы то ни было, - никогда!
  6. Можно отменить наказание . Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан - прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  9. Без унижения . Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог - ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка - враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Игры и тесты

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.

Тест "Лесенка" ("Десять ступенек")

Этот тест используют с 3 лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.

А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам ? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка .

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная) .

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена .

Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

"Имя"

Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка.

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

"Проигрывание ситуаций"

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками.


Одним из самых ярких отличий человека от любого другого вида на земле является самосознание. Мы понимаем, кто мы и что мы.

Кроме возможности узнавать себя в зеркале и принимать решения, исходя из своих интересов, самосознание позволяет нам сравнивать себя с другими.

Разумеется, в оценке себя лучше придерживаться золотой середины, что не всем удается. Потому часто вместо адекватной, мы видим в людях завышенную или заниженную.

Мы те, кем нас воспитали родители

Низкая или высокая самооценка формируется у человека еще в первые 5 лет его жизни.

За это время ребенок осознает понятия «Я хороший» или «Я плохой» в основном из слов родителей и лишь немного ориентируется на внешние факторы.

После 5 лет и до подросткового периода восприятие детей все больше обостряется в сторону общения с друзьями, личных достижений в учебе или спорте и прочих, не зависящих от родителей, факторам.

С 12-13 лет ребенок особо восприимчив ко всем факторам, влияющим на его характер и особенно самооценку.

Девушки и юноши максимально открыты для всего нового, но также ранимы и чувствительны к необдуманным словам и поступкам своих родителей.

У нас не всегда есть возможность узнать, где и чем именно занимаются наши дети, но опекунство рано или поздно должно смениться умеренной заботой и поддержкой растущей личности.

Маленькие мальчики становятся мужчинами, а маленькие девочки женщинами.

Самооценка играет одну из самых важный ролей в формировании личности. Именно поэтому вам необходимо избавиться от всех заблуждений и научиться правильно ободрять и мотивировать своих детей.

Искусство быть родителем

Поступки родителей всегда имеют лучшие намерения. Даже применяя физическую силу, несдержанные папа или мама желают не причинить ребенку боль.

Они хотят помочь, донести своим детям, что те провинились и так поступать нельзя.

Вы сами знаете, к чему ведет дорога из хороших намерений, потому будьте готовы увидеть в перечне родительских ошибок очень знакомые методы воспитания.

1. Не сравнивайте своего ребенка с другими

Самооценка формируется относительно достижений других – я сильнее этой девочки, я слабее этого мальчика. Разберем эти два примера и проследим за их развитием в детском сознании.

«Я сильнее этой девочки». Самооценка повышается, ведь ребенок лучше кого-то. Но если он лучше, то это дает какие-то возможности и привилегии.

Слабого можно обидеть и не получить сдачи, можно отобрать у него игрушку, можно над ним посмеяться и повысить за счет этого свой авторитет.

«Я слабее этого мальчика». Самооценка понижается, ведь ребенка в чем-то превзошли. Сильный мальчик не воспринимается ребенком как обычный ребенок, который стал сильным.

«Сильный» и «этот мальчик» объединяются в один образ. Это проявляется даже спустя годы, когда на встрече выпускников школьные хулиганы могут доминировать над фактически уже более успешными «ботанами» и «заучками».

Не начинайте сравнивать своего ребенка с другими детьми, лучше отслеживайте его личные успехи и сравнивайте их с прошлыми результатами.

Ваш сын получил плохую оценку? Посмотрите его прошлые баллы по тому же предмету.

Если они были хуже – ребенок, хоть медленно, но развивается. Если лучше – вашему сыну не будет с кем себя сравнивать, кроме себя самого. Это порождает мотивацию.

2. Не оценивайте ребенка, оценивайте его поступку

«Ты плохой мальчик», «ты непослушная дочь» – исключите подобные выражения из своих разговоров с детьми.

Уже к 5-ти годам дети учатся разграничивать свою личность и свои поступки. Разбитая ваза делает вас злодеем или плохим человеком?

Так зачем вы навешиваете на ребенка ярлыки за самые безобидные шалости или случайные проступки?

«Ты вредный, непослушный, ленивый!» – не лучшие слова для ребенка. «Ты ленивый, безответственный, безынициативный» – а эти фразы способны убить в детях любую мотивацию.

«Ты тупой. Ты дурак. Ты ничего не можешь нормально сделать. Ты не мужик» – слова, которые запоминаются на всю жизнь и становятся причиной комплексов.

Если вы себя уважаете – никогда не говорите своему родному человеку что-то подобное.

Совсем другой эффект будет, если приписывать все эти качества не самому ребенку, а его поступкам. Согласитесь, «ты глупый» и «ты поступил глупо» вызывают совершенно разные эмоции.

Только не забывайте самое главное правило критики – после замечания будьте готовы предложить правильный вариант действия.

3. Не закрывайте глаза на школьные конфликты своих детей

Когда ребенка обижают в школе, родители либо не вмешиваются, считая это детскими играми, либо публично ругают обидчика, обрекая ребенка на изоляцию и еще большие обиды и оскорбления.

Они не дают своим детям абсолютно никаких советов. Ни один из этих вариантов не ведет к разрешению конфликта. В первой ситуации вы не влияете, вы взваливаете всю ответственность на ребенка, хоть тот и понятия не имеет, что ему делать и как поступать.

Во второй ситуации вы решаете все проблемы за ребенка, не давая ему проявить себя.

Вы уже поняли, что нужно делать? Придерживайтесь золотой середины и четко контролируйте свое участие в школьном конфликте. В качестве примера для подражания возьмите любой фильм с Брюсом Ли или Джеки Чаном.

Именно там чаще всего встречается линия ученика и учителя, который учит юношу боевому мастерству. Мастер не отправляет юношу в бой без подготовки, но и не решает за него все проблемы.

Он наставляет и готовит его к преодолению препятствий. Лишь такой подход превращает ученика в настоящего героя.

Станьте мудрым учителем для своего ребенка. Перейдите на совершенно новый уровень - изучайте психологию детских конфликтов, школьную иерархию и как с ней справляться.

Научите этим знаниям ребенка и отправьте его в «бой». Пускай и не с первого раза, но дети быстро учатся самостоятельно справляться со своими проблемами, не забывая того, кто их этому научил.

4. Не стройте из себя идеал

Многие родители панически боятся показать перед ребенком свою слабость или беззащитность. Это действительно необходимо делать, когда ребенок маленький и ему нельзя прекращать видеть в родителях своих супергероев, но после 3-4 лет дети вполне готовы к более реальному взгляду на маму и папу.

Заниженная самооценка у ребенка может повыситься, если вы раскроете небольшую правду. Мама может пересолить суп, неправильно настроить стиральную машинку, случайно разбить тарелку.

Папа может не знать, как удалить вирус с компьютера, может случайно ударить себя по пальцу молотком или купить просроченное молоко в супермаркете.

Никто не совершенен – вот, что должен понять ребенок, чтобы выработать адекватную самооценку. Если в бедах мамы и папы вечно кто-то виноват, кроме их самих – значит в «идеальных» условиях они никогда не ошибаются и всегда правы.

А почему тогда ребенок не такой? Может он таким родился – неправильным? Не давайте детям думать, что они по умолчанию хуже остальных, особенно своих родителей.

Если вы оплошали, обратите внимание ребенка на это и в конце приведите мораль: «Ох, не посмотрела в рецепт и положила вместо сахарной пудры обычный сахар.

Нужно быть внимательней, тогда в следующий раз пирог получится идеальным!».

5. Не обесценивайте

Дети не бывают плохими или хорошими. Но иногда мы об этом забываем. Если вы не знаете, как повысить самооценку у ребенка, то в вашей речи часто встречается фраза «Ты постоянно опаздываешь!

Сколько можно тебя ждать?». Эти слова действительно могут обидеть, ведь вы просто обесценили те случаи, когда ребенок, специально или нет, все делал вовремя.

Когда ваши дети имеют «постоянные» проблемы, нужно более серьезно относиться к их оцениванию.

Периодические замечания побудят в ребенке желание исправиться, например, если вы отчитали дочь за разбросанные платья, то в следующий раз она их сложит на место и будет ждать вашей реакции.

Жаль, но мы привыкли воспринимать все хорошее как само собой разумеющееся, потому старания дочери, скорее всего, не вызовут ни капли эмоций с вашей стороны.

Это ее разочарует и в следующий раз она уже будет с меньшим энтузиазмом слушать ваши причитания.

Как поднять самооценку ребенку? Старайтесь не только ругать, но и хвалить. Особенно, если похвала касается исправления своих проступков. Это внимание, которое нужно вашим детям.

Самооценка ребенка – не только результат вашего воспитания

Помните, что ребенок формирует самооценку, впитывая родительскую критику, комплименты от противоположного пола, оскорбления ровесников и многие другие проявления человеческого общения.

Самостоятельно навязать подростку его самооценку можно лишь при условии домашнего образования и полной изоляции от внешнего мира.

Такой подход чреват множеством ужасных последствий, а потому с неотъемлемой ролью окружения придется смириться.

Лучше сосредоточьте свое внимание на подготовке ребенка к внешним контактам. Будь им 7 лет или 15 – научите своих детей правильно реагировать на замечания учителей, оскорбления хулиганов и насмешки со стороны неприятелей.

Объясните, что реагировать на оценку окружающих нужно лишь в случае, если они желают ему добра. Замечание учителя: «Впредь будь внимательнее при написании диктанта» – это посыл, который поможет ребенку стать лучше и в следующий раз написать работу качественнее.

Но уж точно замечание соседского мальчишки: «У тебя огромный нос» сделано лишь с целью обидеть, а потому обращать внимание на подобное высказывание не стоит.

Таким образом вы научите ребенка различать объективную критику от пустых незначащих слов и выработать адекватную самооценку.



Загрузка...