paradisemc.ru

Общий уход за больным ребенком. Как ухаживать за больным ребенком дома

  • 8. Транспортировка больных. . . . . . . . . . 57
  • 1. Значение ухода за больными. Роль и обязанно- сти медицинской сестры.
  • 1.3. Обязанности палатной медицинской сестры, её рабочее место в лечебном отделении больницы. Хранение лекарств на посту медицин-ской сестры.
  • 1.7. Уход за больными. Применение и хранение лекарств в домашних условиях.
  • 2. Личная гигиена больного.
  • 2.1. Предметы ухода за больными и освоение техники их применения.
  • 2.2. Уход за кожей больного.Смена постельного и нательного белья.
  • 2.3. Пролежни, их профилактика и принципы лечения.
  • 2.4. Гигиена ротовой полости.
  • 2.5. Уход за носовой полостью, ушами.
  • 2.6. Уход за органами мочевыделительной системы. Пользова-ние судном, мочеприемником.
  • 3. Определение температуры тела, пульса,
  • 3.1. Устройство медицинского термометра, его применение. Места и продолжительность измерения температуры тела.
  • 3.2. Определение пульса (частота, ритм, наполнение, напря-жение).
  • 3.3. Понятие об артериальном давлении.
  • 3.4. Типы и частота дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Одышка, удушье, асфиксия.
  • 4. Меры воздействия на кровообращение.
  • 4.1. Показания к применению мер воздействий на кровообра-щение.
  • 4.2. Техника применения сухих медицинских банок.
  • 4.3. Применение горчичников.
  • 4.4. Согревающий компресс, правила его применения.
  • 4.5. Применение грелок.
  • 4.6. Применение холодных процедур. Пузырь со льдом.
  • 4.7. Лечебные ванны.
  • 5. Кормление больных. Уход за больными с заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной системы.
  • 5.1. Понятие о лечебном питании и диете при различных заболева-ниях.
  • 5.2. Искусственное кормление больных. Применение тонкого зонда.
  • 5.3. Техника промывания желудка. Применение толстого зонда.
  • 5.4. Виды клизм (очистительная, лекарственная, питательная, си-фонная). Техника постановки клизм. Применение подкладных суден.
  • 5.5. Рвота, её происхождение, помощь при рвоте.
  • 5.7. Применение катетера.
  • 6. Применение лекарственных веществ.
  • 6.1. Определение пригодности лекарственных препаратов. Пути введения лекарств в организм.
  • 6.2. Парентеральный путь введения лекарств. Виды и устройство шприцов.
  • 6.3. Техника проведения подкожной инъекции. Места введения лекарств подкожно.
  • 6.4. Разведение антибиотиков.
  • 6.5. Техника проведения внутримышечной инъекции. Места введения лекарств внутримышечно.
  • 7. Особенности ухода за здоровыми и больными детьми. Кормление детей.
  • 7.1. Особенности детского организма. Уход за здоровыми и больными детьми.
  • 7.2. Санитарно-гигиенические правила ухода за детьми. Пеленание детей.
  • 7.3. Уход за глазами, ушами, носовой и ротовой полостями детей. Уход за кожей. Опрелости у грудных детей. Профилактика опрелости.
  • 7.7. Применение тепла и холода детям. Лечебные ванны для детей.
  • 8. Транспортировка больных.
  • 8.1. Устройство санитарных носилок. Правила пользования носилками.
  • Литература:
  • 7. Особенности ухода за здоровыми и больными детьми. Кормление детей.

    7.1. Особенности детского организма. Уход за здоровыми и больными детьми.

    Кожа ребенка, особенно новорожденного, тонкая, нежная, легко ранимая, чрезвычайно богата капиллярной сетью. В связи с этими особенностями защитная, дыхательная и выделительная функции кожи не совершенны. Тепло-регулирующая функция кожи снижена, через кожные покровы выделяется до 85% тепла, вырабатывающегося в организме, поэтому у детей легко возникает переохлаждение организма.

    Функция кожи зависит от ее целости и чистоты.

    Нежная, легко ранимая кожа ребенка требует особенно тщательного ухода. В результате плохого ухода за ребенком при срыгивании и загрязнении рвотными массами, а также при недостаточно тщательном вытирании после купания могут возникнуть раздражения на коже – опрелости. Они также появляются, если ребенок подолгу лежит на пропитанной мочой или испражнениями пеленке или простыне, особенно при жидком едком стуле.

    С целью профилактики опрелостей пеленки по мере их загрязнения мочой или испражнениями меняют. Их необходимо стирать, а не подсушивать. Гигиеническую ванну детям в возрасте до 6 месяцев проводят ежедневно, ребенка моют с мылом.

    7.2. Санитарно-гигиенические правила ухода за детьми. Пеленание детей.

    Детей старшего возраста можно купать 2 – 3 раза в неделю. Подмывают ребенка каждый раз после мочеиспускания и акта дефекации. Лучше всего это делать под струей теплой воды. После подмывания кожу тщательно осушают легким прижатием пеленки, затем смазывают жиром (вазелином, детским кремом, растительным маслом, рыбьим жиром).

    Смазывать кожу надо кусочком ваты или марли. Этот способ значительно лучше, чем присыпка. Последняя, соединяясь с выделениями ребенка, образует комки, раздражающие кожу, поэтому не предохраняет кожу от мацерации.

    После каждой такой процедуры ребенка следует оставить без одежды, дав ему возможность свободно подвигать конечностями.

    7.3. Уход за глазами, ушами, носовой и ротовой полостями детей. Уход за кожей. Опрелости у грудных детей. Профилактика опрелости.

    При хорошем уходе опрелости не возникают. Поэтому ежедневно при туалете ребенка следует осматривать те места, в которых могут быть опрелости: за ушами, в шейных складках, в подмышечных областях, на ладонях, в паху, под коленками, на ягодицах (особенно при частом стуле), между ногами, на половых органах.

    Слизистая оболочка носа у детей тонкая, нежная. Носовые ходы узкие, трохея и бронхи имеют малый просвет, что является предрасположением к возникновению воспалительных заболеваний дыхательных путей.

    Перед введением капель, закладывание мази в глаза, нос и уши детям необходимо тщательно вымыть руки особенно при уходе за ребенком при заболевании глаз.

    Глазные капли вводят с помощью пипетки, отдельной для каждого ребенка. Ребенок при этом находится в лежачем положении. Пальцами левой руки с помощью ватного шарика оттягивают нижнее веко, а правой рукой подносят пипетку к наружному углу глаза и вводят 1 - 2 капли за конъюктиву нижнего века. При смыкании век избыток капель вытекает через край века, которые удаляют отдельным стерильным ватным шариком, перемещаемым по ходу слезной жидкостью, т.е. снаружи внутрь. Вводить более 2 капель не следует, т.к. конъюктивальный мешок глаза вмещает только одну каплю. Если кончик пипетки коснулся ресниц, то пипетку необходимо простерилизовать.

    Мазь в глаза закладывают с помощью стерильной лопаточки, на кончик которой набирают нужное небольшое количество мази. Нижнее веко оттягивают вниз, палочку держат параллельно краю века, закладывают мазь за край конъюктивального мешка глаза, а затем смыкают веки и массируют для равномерного распределения мази по глазному яблоку.

    Введение капель в нос так же производят пипеткой. Детям закапывают 2-3 капли в каждую половину носа, взрослым 5-6. Перед введением капель необходимо их подогреть и очистить нос. Взрослым рекомендуется высморкаться, маленьким детям прочищают левую и правую половину носа стерильными ватными жгутиками (фитильками) вращательными движениями. Маленьким детям капли в нос закапывают в лежачем положении по нижнему носовому ходу, чуть приподняв нос кверху, старшие дети могут сидеть, откинув голову назад. Это положение ребенок сохраняет 1-2 мин после введения. При введении капель кончик пипетки не рекомендуется вводить глубоко в нос, т.к. капли будут попадать в носоглотку. Лучшего орошения слизистой оболочки носа можно достигнуть путем поочередного прижатия крыльев носа, в который были введены капли. Через 1-2 минуты вливают в другую половину носа. Для удаления корочек из носа и для вкладывания мази в нос в зависимости от возраста ребенка используют ватные шарики, накрученные на зонд или стеклянные лопаточки.

    Введение капель в уши производят с помощью пипетки. Ребенку закапывают 5-6 капель, взрослому 6-8. Ушные капли подогревают до температуры тела, потому что холоднее капли раздражают лабиринт уха и могут вызвать головокружения.

    Перед введением капель надо произвести туалет уха. Ребенка кладут на здоровую сторону больным ухом кверху. Ушную раковину для выпрямления слухового прохода оттягивают у маленьких детей книзу, а у подростков и взрослых кверху и кзади.

    Можно вместо капель вводить в ухо марлевую турунду, смоченную лекарством.

    Мазь в ухо вкладывают стерильной стеклянной лопаточкой или с помощью ватного шарика, накрученного на зонд. После вкладывания мази наружный слуховой проход закрывают ватным шариком или марлевым тампоном.

    7.4. Детское питание. Кормление детей. Понятие о вскармливании грудных детей .

    Желудок у детей относительно меньше по размеру имеет твердую слизистую оболочку, обильно снабженную кровеносными сосудами. Поэтому ребенку питание надо давать небольшими порциями и через короткие промежутки времени. С большим количеством пищи вследствие недостатка соляной кислот желудочный сок не справится и у детей может развиться диспепсия или другие желудочно-кишечные заболевания.

    Борьба с заболеваемостью и смертностью грудных детей – это, прежде всего, борьба с желудочно-кишечными заболеваниями и пневмониями. Лучшее средство в этой борьбе – правильное вскармливание и безупречный уход.

    Существуют три вида вскармливания детей:

      Естественное

      Смешанное

      Искусственное

    Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка грудным молоком матери. Никакой другой пищей нельзя полностью заменить материнское молоко. Грудное молоко является нормальной физиологической пищей грудного ребенка. Академик И.П. Павлов назвал грудное молоко удивительной жидкостью. Оно полностью удовлетворяет потребности организма в первые 5-6 месяцев жизни ребенка и наиболее приспособлено к его пищеварительному тракту.

    Грудное молоко содержит 1,2% белка, 3-4% жира, 7% сахара, 0,2% солей. Оно содержит высококачественный белок, который легко переваривается, а высокая потребность ребенка в белке покрывается полностью. Грудное молоко содержит довольно много легкоперевариваемого жира, достаточное количество молочного сахара, а также минеральные соли и витамины. Грудное молоко содержит больше жира и молочного сахара и значительно меньше белка и минеральных солей по сравнению с молоком различных животных.

    Количество ферментов и витаминов в грудном молоке женщин и в молоке животных также неодинаково.

    Всякая другая пища, в т.ч. и приготовленная из молока животных (коровьего, козьего) является для ребенка уже искусственной. Пищеварительные органы ребенка должны приспособиться к этой пище переваривание искусственных смесей требует значительного напряжения со стороны детского организма.

    Из груди матери ребенок получает чистое, свободное от микробов молоко, которое не подвергается никакой тепловой обработке.

    Если у матери достаточно молока и ребенок хорошо сосет, его следует до 5 месяцев кормить только грудным молоком.

    К 6 месяцам состав женского молока, даже при его полноценности, уже не удовлетворяет растущий организм. Это относится к белкам и солям женского молока, количеству витаминов и микроэлементов в не, а поэтому вводится прикорм. Если введение приходится на самое жаркое время, то при хорошем нарастании массы ребенка прикорм следует отложить на 4-5 недель, т.к. введение совершенно новой непривычной пищи в жару может быть причинной поноса. Если ребенок болен, то начало прикорма следует также отложить.

    Ребенок постепенно 1 году приучается к разнообразной пище. При кормлении ребенка большое значение имеет правильный режим для кормящей матери, предусматривающую достаточную продолжительность и глубину сна в ночное время, а также в дневные часы, максимальное пребывание на свежем воздухе, полноценное витаминизированное питание, обеспечивающее не только потребности материнского организма, но и покрывающее расход по образованию составных частей отделяемого молока. Пища кормящей матери должна содержать большое количество витаминов, необходимых для правильного роста и развития ребенка. В соответствии с количеством выделяемого молока мать должна получать и увеличенный объем жидкости за счет чая, молока, фруктовых и овощных соков и салатов, кисломолочных продуктов и др. питание кормящей матери следует разнообразить богатыми по набору продуктами. В пищевой рацион кормящей матери должны входить молоко, яйца, ягоды, фрукты, овощи. Смешанное вскармливание или докорм, применяется только тогда, когда потребности ребенка не могут быть полностью удовлетворены только одним женским молоком (к матери не хватает молока) и вместе с тем время введение нормального прикорма не наступило.

    Правильное смешанное вскармливание заключается в том, что грудное молоко остается основным, а докорм лишь дополняет его. Такое вскармливание в большинстве случаев обеспечивает ребенку возможность вполне нормального развития.

    Докорм можно давать детям либо как одно или несколько отдельных самостоятельных кормлений, чередуя их с другим приемами пищи, когда ребенка прикладывают только к груди, либо одновременно с женским молоком, как добавление к нему при всех или некоторых кормлениях.

    В качестве докорма назначают следующие смеси: разведенное коровье молоко слизистыми отварами (разведение молока отваром на 50% - смесь Б или молока берут вдвое больше, чем отвара – смесь В), сливочно-молочные, масло-мучные смеси, кефир и разведения его, цельное молоко с содержанием 5-10% сахара. Молоко нельзя давать не кипячёным.

    Кипяченое молоко легче переваривается и кроме того, при кипячении погибают попавшие микроб для сохранения в молоке питательных веществ и особенно витаминов. Нужно кипятить его не дольше 3 минут с момента закипания. Кипяченое молоко надо хранить в закрытом сосуде и в холодном месте. Перед употреблением его следует разогреть до нужной температуры, но не кипятить повторно.

    Пищу для ребенка надо готовить непосредственно перед каждой едой, иначе уменьшается ее ценность, ухудшается вкус и не исключена возможность загрязнения микробами. Лучше всего молоко и молочные смеси получать для ребенка из молочной кухни.

    Искусственное вскармливание назначают в тех случаях, когда мать почему-либо не может кормить ребенка грудью. Поэтому ребенка приходится вскармливать разведенным коровьим или козьим молоком, а также молочными питательными смесями. К искусственному вскармливанию следует прибегать лишь в крайних случаях. Необходимо помнить, что молоко животных при неправильном хранении легко загрязняется и портится. Оно по своему составу отличается от женского и кормить им приходится через соску из бутылочки или с ложки. Коровье молоко содержит вдвое больше белка, чем женское, в 1,5 раза больше солей и меньше витаминов. Количество жира в женском и коровьем молоке одинаково.

    При искусственном вскармливании ребенок должен получать несколько больше белка (в среднем 3,5-4 г/кг, но не больше 4,5 г/кг), чем при естественном. Количество жира остается примерно таким же, как и при вкармливании грудью. Соотношение между беклками, жирами и углеводами при этом должно быть как 1: 2: 4. при естественном вскрмливании ребенок получает в среднем за сутки на 1 кг массы: белков 2-2,5 г, жиров 6,7 г и сахара 12-14 г. При этом соотношении между белками, жирами и углеводами в среднем составляет 1: 3: 6.

    При вскармливании здоровых детей надо стремиться к назначению по возможности самых простых смесей. Самым надежным (адекватным по составу) является применение коровьего молока, разведенного водой, слизистым или мучным отваром с прибавкой 5% сахара на общее количество смеси. Чаще используется половинное или двукратное разведение молока. Детям, вышедшим из периода новорожденности (с 2-3 недель) молоко целесообразно разводить не водой, а 4% слизистыми отварами: рисовым, овсяным, ячневым или перловым. Чтобы приготовить 1 л отвара, следует взять 50-60 г крупы и 4 г соли. Крупу надо перебрать, тщательно промыть, залить 1 л холодной воды и варить на малом огне до готовности, затем положить соль, процедить отвар через сито, долить до 1 л кипяченой водой взамен выкипевшей, еще раз прокипятить и охладить.

    Отвары следует варить к моменту приготовления смеси, а не накануне.

    С 4-5 месячного возраста можно переходить на цельное молоко с прибавкой 5-10 % сахара. В это же время вводят и 5% кашу. Дальнейшее усложнение прикорма идет так же, как и при грудном вскармливании. Для длительного искусственного вскармливания грудных детей вместо цельного коровьего молока и его разведений с большим успехом можно применять двухдневный кефир и разведения его слизистыми отварами в отношении 1: 1 или 2: 1.

    Общее суточное количество смеси, получаемой ребенком до 12 мес., не должно превышать 1 л.

    Заболеваемость и смертность детей при искусственном вскармливании значаительно выше, чем при грудном. Грудное молоко оказывает положительное влияние на развитие ребенка, значительно повышает сопротивляемость организма к инфекциям, ребенок реже болеет.

    Больной человек нуждается в благоприятных условиях, помогающих преодолеть заболевание или улучшить самочувствие. Различают общий и специальный уход за больным ребенком и пожилым пациентом. Общий заключается в поддержании чистоты и порядка в комнате, в заботе о чистоте постельного и нательного белья, тела и волос. Ухаживающий за больным организует его питание, помогает принимать пищу и совершать физиологические отправления. Кроме того, он постоянно наблюдает за состоянием пациента и выполняет назначения врача.

    Уход за пожилым человеком

    Ухаживая за пожилыми больными, следует быть особенно внимательными: болезни зачастую протекают у них малосимптомно, а риск развития осложнений, напротив, достаточно велик.

    Нередко заболевания у пожилых пациентов протекают малосимптомно, что связано со сниженной реактивностью организма. При этом увеличивается риск осложнений болезни. Именно поэтому за такими больными требуется особо внимательное наблюдение.

    Пожилые больные плохо переносят изменение температуры воздуха, нарушение режима питания, громкие звуки или яркий свет. Вот поэтому микроклимат в комнате больного и все процедуры должны оставаться без изменений. У таких пациентов нередко возникают и инфекционные осложнения. Рекомендуется уделять особое внимание гигиеническим процедурам, приобретать специальные средства и приспособления, значительно облегчающие жизнь больного и его родственников (одноразовые подгузники, противопролежневые матрацы, косметические средства с ухаживающими компонентами и так далее).

    Ухаживающий за таким больным должен быть готов к изменениям психики пациента:

    • эмоциональная неустойчивость, плаксивость, раздражительность;
    • обидчивость и капризы;
    • нарушение памяти и мышления;
    • отсутствие критики к своему состоянию;
    • беспомощность в быту;
    • неопрятность, нежелание следить за своим внешним видом.

    Терпение, внимание, дружелюбное отношение и спокойствие – главные помощники в уходе за престарелыми больными.

    Эти пациенты при долгом пребывании в кровати склонны к развитию и тромбоэмболических осложнений. В связи с этим по рекомендации врача нужно сокращать сроки постельного режима, побуждать больного передвигаться, делать дыхательную гимнастику, массаж. Все эти процедуры нередко вызывают недовольство пациента, которое нужно спокойно, но настойчиво преодолевать.

    Кормить пожилого человека нужно пищей, богатой белками и витаминами. Обязательна борьба с . Необходим полноценный сон. Не следует без необходимости помещать старого человека в стационар: в больнице риск инфицирования госпитальной микрофлорой значительно выше, уход обычно хуже, кроме того, попадание в незнакомое место может спровоцировать психическое расстройство.

    Уход за детьми


    Заболевшему ребенку следует вызвать врача, а ожидая его измерить температуру, умыть ребенка и одеть в чистую одежду.

    Если в семье заболел ребенок, нужно вызвать врача. До его прихода следует умыть малыша, переодеть в чистую одежду, измерить температуру и уложить в постель. Если ребенок активен, необходимо занять его спокойной игрой или рисованием. Нельзя давать никаких лекарств до визита врача. Если у малыша есть рвота или , его не нужно кормить, можно давать лишь подслащенную воду или некрепкий чай.

    Если есть признаки инфекционного заболевания, ребенка изолируют от других членов семьи в отдельной комнате, выделяют ему свою посуду, горшок, полотенце, таз. Содержимое горшка желательно сохранить до визита врача, особенно если кал имеет патологические примеси.

    Во время лечения необходимо соблюдать назначения врача и поддерживать чистоту. Умывают малыша каждое утро, нос и уши чистят ватными жгутиками (не палочками!). Полоскать рот следует после каждого кормления.

    Подмывать ребенка нужно 2 раза в день, используя влажную вату или пеленку и таз с теплой водой. Если врач разрешил купать малыша, необходимо проводить ванну с температурой воды 38 градусов не дольше 5 минут, после чего укутать больного теплой простыней, уложить в согретую постель и напоить теплым чаем или водой из поильника.

    После купания кожу в складках, вокруг заднего прохода хорошо промокают и наносят детский крем или специальные мази (Бепантен и другие) для профилактики опрелостей. Все процедуры должны как можно меньше утомлять ребенка.

    Руки малыша моют с мылом каждую по отдельности, лучше в тазу с теплой водой, ногти коротко остригают. При удовлетворительном состоянии больной может пользоваться общим туалетом или горшком. В тяжелых случаях применяется судно или глубокая миска, которую нужно предварительно согреть.

    Проводится ежедневная влажная уборка с дезинфицирующим средство и проветривание комнаты. Ребенка на это время переносят в другое помещение или хорошо укрывают, защищая от сквозняков. В комнате не должно быть лишней мебели, одежды, игрушек. Кроватку нельзя ставить у окна, возле батареи или печки. Она должна хорошо освещаться солнечными лучами, но при этом яркий свет не должен беспокоить больного.

    Игрушки лучше выбирать небольшие и легкие и давать их по 1-2 в течение дня, периодически меняя, чтобы ребенок не устал. Не следует заставлять больного лежать весь день в кровати, если не требуется строгий постельный режим. Умеренная активность способствует улучшению кровообращения, усиливает обмен веществ и поддерживает хорошее настроение.

    Одеть малыша лучше в хлопчатобумажную трикотажную пижаму, не стесняющую движений. Одежду следует менять ежедневно, замачивая ее перед стиркой в растворе дезинфицирующего средства. Если на белье попала рвота или испражнения, его следует прокипятить и прогладить горячим утюгом.

    Кормят больного ребенка по обычному расписанию. Можно добавить 1 перекус, например, второй завтрак. Больному полезны кефир, протертые мясные и овощные блюда, кисели, компоты. Поить малыша нужно чаще, чем обычно.

    Хорошо, если больной будет спать 2-3 раза в день. В это время следует приглушить свет, выключить телевизор и не шуметь. Не стоит при ребенке обсуждать его болезнь с другими взрослыми, читать заключения врача, чтобы не испугать больного. Для ребенка важна уверенность родителей в скором выздоровлении, забота и эмоциональный покой.

    Несмотря на могучие действия новых лекарственных препаратов, при заболевании ребенка огромное значение имеет правильный, тщательный и терпеливый уход за ним. Цель ухода состоит в том, чтобы помочь организму справиться с заболеванием, а для этого нужно поддержать его силы. В деле восстановления здоровья больного человека, а в особенности ребенка раннего возраста, правильный уход является одним из основных условий быстрого победы недуга.

    Правильный уход - это профилактика… осложнений. Когда мы говорим об уходе, то включаем в это понятие и поддержание высокого уровня гигиены помещения и постели, в которой находится больной ребенок, его белья и одежды. Сюда включается личная гигиена больного ребенка и методы педагогического подхода к нему.

    Уборка комнаты и предметов, окружающих ребенка, производится влажной тряпкой. Не забывать ежедневно проветривать комнату и постель больного. Проветривание помещения должно происходить не менее трех раз в сутки: после ночи, после обеда и на ночь. Ребенок в это время должен быть хорошо прикрыт, чтобы не чувствовать охлаждения, или вынесен в другое помещение.

    Сейчас очень в продаже есть довольно широкий выбор аппаратов домашнего пользования, помогающих облегчать состояние малышей во время, ускоряющих процесс выздоровления. К примеру, аппараты теплового лечения в Domdoktora.ru , которые можно использовать для борьбы с такими частыми недугами детей как ринит, бронхит, он помогает и при пневмонии, некоторых видах неврологии. Обязательно используйте такие новинки медицины, ведь благодаря им уменьшается количество принимаемых лекарственных препаратов, которые не могут быть совершенно безвредными для детского организма.

    Вопрос о прогулке ребенка решает врач, режим прогулки меняется в зависимости от возраста и болезни. Больному ребенку необходимо больше воздуха. Как больной, так и здоровый ребенок нуждается в равномерно поддерживаемой температуре помещения в пределах 16 - 18°С, для новорожденных и недоношенных температура в комнате должна быть 20 - 22°С. Перегревание, так же как и охлаждение комнаты, для детей всех возрастов вредно.

    Кроватка больного ребенка должна стоять в самом светлом месте комнаты. На ней не должно лежать или висеть ничего лишнего, например, одежда, белье и т. п. Подкладная клеенка кладется обязательно, если даже ребенок просится в туалет, так как при наличии клеенки можно подмывать его и подавать ночную посуду без риска, что промокнет матрац или подушка. На клеенку кладется пеленка-подстилка, которая часто меняется. Уход за чистотой кровати с постелью должен быть самый тщательный; даже белье, слегка загрязненное мочой, калом, рвотными массами и мокротой должно быть заменено чистым. Постельное белье необходимо менять 1 раз в неделю, а нательное белье - ежедневно. Около кроватки должен быть столик для предметов ухода, здесь же должно быть полотенце для протирания рук и лица.

    Особенности ухода за больным ребенком.

    Одним из важнейших вопросов в лечебном процессе является организация ухода за больным ребенком. Уход включает в себя выполнение врачебных назначений, гигиенический режим, соблюдение диетического питания, помощь при отправлении физиологических потребностей, подготовку больного к выполнению лечебных и диагностических процедур, создания благоприятных психологических условий пребывания в стационаре и т. Большая часть заболеваний сопровождается ограничением физической активности, поэтому нуждается в посторонней помощи. Как правило, уход за больным ребенком осуществляет средний и младший медицинский персонал под контролем врача. Правильный уход обеспечивает более быстрое выздоровление больного ребенка.

    Особенности ухода за младенцем.

    У новорожденных детей все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому даже незначительные колебания условий окружающей среды могут привести к нарушению важнейших процессов жизнедеятельности. Основой ухода за младенцем является строгое соблюдение чистоты. Комната, в которой находится ребенок, должна быть в особой чистоте и порядке, хорошо проветриваться. Кроватка должно стоять ближе к окну. Под голову кладут плоскую маленькую подушку (не пуховую). Постельные принадлежности ежедневно проветривают, а клеенку моют с мылом.

    Детское белье после стирки обязательно гладят горячим утюгом с обеих сторон. Младенцев ежедневно купают в кипяченой воде (температура 37 ° С), затем обливают водой, температура которой на 1 ° С меньше. Температура в помещении, где купают ребенка, должна быть 22-23 ° С. Лучше купать ребенка вечером за 1 час до кормления, пользуясь 1 раз в неделю детским мылом. Подмывать ребенка нужно каждый раз после акта опорожнения кишечника, лучше под проточной водой. Подмывают спереди назад (от половых органов к заднему проходу), чтобы не занести инфекцию в мочевые пути и половые органы. После туалета кожные складки смазывают стерильным растительным маслом. Ногти на руках и ногах осторожно обрезают маленькими ножницами 1 раз в 7-10 дней.

    Дети 1-го месяца жизни очень восприимчивы к инфекции, поэтому нужно оберегать их от контакта с посторонними людьми. Тому, кто ухаживает за ребенком, следует придерживаться строгой гигиены. Соски и пустышки необходимо часто кипятить. В связи с неустойчивостью терморегуляции новорожденные дети легко охлаждаются или перегреваются, поэтому температура в комнате должна быть в пределах 20-22 ° С. Пеленают ребенка перед каждым кормлением.

    Особенности ухода за ребенком грудного возраста.

    Нормального развития ребенка грудного возраста можно достичь при создании оптимальных условий окружающей среды и правильно организованной воспитательной работе. С первых недель жизни ребенка нужно придерживаться строгого режима, то есть чередование сна, активности, кормления. Для ребенка организуют детский уголок - это самая, хорошо проветриваемая часть квартиры с яркими рисунками на стенах, любимыми игрушками, специальными детскими мебелью, манежем. Этого же принципа придерживаются в яслях, детских садах, при организации детской палаты в больницах. Ласковое обращение матери, отца, обслуживающего персонала способствует развитию положительных эмоций, хорошему настроению. У ребенка раньше развиваются навыки опрятности, быстрее закрепляются условные рефлексы и формируется вторая сигнальная система.

    Закаливание ребенка начинают с первых месяцев жизни. Оно включает систематическая тренировка организма ребенка различными температурными воздействиями свежего воздуха, воды, солнечных лучей. Чтобы приучить ребенка к прохладному воздуху зимой, сначала организуют прогулки в комнате при открытой форточке, затем ребенка выносят на улицу: на 1-м месяце жизни при температуре воздуха не ниже -5 ° С на 5-10 мин, в возрасте 2-б мес - не ниже за -10 ° С по 20-30 мин 1-2 раза в день. К концу года дети могут гулять при температуре -15 ° С до 2-3 ч в защищенном от ветра месте. В летнее время дети 1-го года жизни должны проводить на свежем воздухе большую часть дня. Начиная с 2-3 мес жизни, рекомендуют воздушные ванны, которые сначала проводят под контролем врача. Полезно сочетать их с массажем, гимнастикой, а во втором полугодии - с игрой. Температура воздуха при этом сначала должна быть не ниже 22 ° С, а к концу года - 20 ° С. Продолжительность процедуры составляет сначала 2-3 мин, к концу года она увеличивается до 30 мин.

    Дети не должны находиться под прямыми солнечными лучами. Летом лучше быть в тени деревьев.

    Водные процедуры для детей 1-го года жизни - это гигиенические ванны, умывание, обтирание. В первом полугодии температура воды равна температуре тела (36-37 ° С), во втором - 36 ° С. Обтирания рекомендуют начинать с 6-месячного возраста сначала теплой водой (35-36 ° С), через неделю и далее температура воды может постепенно снижаться до 28-30 ° С. Продолжительность процедуры - 3-5 мин. Обливания и душ обычно назначают детям после года.

    Особого внимания заслуживает одежда ребенка 1-го года жизни. Нельзя туго пеленать малыша, уже с первых дней жизни можно оставлять на время свободными руки, рекомендуют пользоваться специальными кофточками с зашитыми (нижними) концами рукавов, а позже ползунками, обеспечивающих возможность активных движений.

    Выполнение основных положений по уходу несомненно обеспечит правильный, гармоничное развитие ребенка.

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    имени А.А. БОГОМОЛЬЦА

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

    ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ (СЕМИНАРСКОМУ) ЗАНЯТИЮ

    1. Актуальность темы:

    Особенности гигиены детей и уход за ними в стационаре детской больницы являются актуальной проблемой педиатрии. От правильно организованной работы, тщательного выполнения практических навыков по уходу за больным ребенком, соблюдения личной гигиены зависит ход заболевания, сроки выздоровления и последующей реабилитации ребенка.

    2. Конкретные цели:

    • демонстрировать владение конкретными навыками ухода за ребенком в стационаре;
    • знать особенности гигиены детей в зависимости от пола и возраста;
    • знать технику проведения и использования лечебных и гигиенических ванн;
    • уметь ухаживать за больными с лихорадкой;
    • владеть техникой измерения температуры тела;
    • уметь провести смену нательного и постельного белья, особенно у тяжелобольных;
    • знать основные виды клизм, владеть методикой и правилами постановки клизм детям разного возраста;
    • уметь обрабатывать пуповинным остаток;
    • знать правила профилактики молочницы и уметь обрабатывать ротовую полость при молочнице;
    • уметь пользоваться ушными и глазными каплями.

    3. Базовый уровень подготовки.

    4. Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.

    4.1. Перечень основных терминов, параметров которые необходимо усвоить при подготовке к занятию.

    Термин Определение
    1.Общий уход за больным Комплекс мероприятий, направленных на поддержку физического и психо-эмоционального статуса пациента, а также санитарно-гигиенического состояния больного и помещения, где он находится, направленный на быстрое выздоровление или улучшение качества жизни больного.
    2. Молочница Разновидность грибковой инфекции, которая у детей чаще всего локализуется в ротовой полости, вызывается грибами-сапрофитами, которые вегетируют на коже и слизистых и активизируются на фоне разных неблагоприятных факторов.
    3. Лихорадка (гипертермический синдром) Повышение температуры тела выше 37,0 0 С, один из основных признаков инфекционного заболевания. По характеру температурной кривой при некоторых заболеваниях можно поставить диагноз (например, малярия, сальмонеллез, брюшной тиф и др.)

    4.2. Теоретические вопросы к занятию:

    1.Личная гигиена детей, в зависимости от пола и возраста. Пеленание ребенка грудного возраста.

    2.Уход за кожей, глазами, носом, ушами детей 1-го года жизни.

    3. Обработка пупочной ранки. Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

    4.Гигиенические и лечебные ванны.

    5.Уход за детьми с лихорадкой, особенности измерения температуры тела у детей разного возраста.

    6.Смена нательного и постельного белья. Особенности ее проведения у тяжелобольных детей.

    7.Основные виды клизм. Методика и правила их постановки детям разного возраста.

    4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии

    Практические навыки Средства учебы
    Измерить температуру тела и сделать вывод о соответствии норме и о типе температурной кривой Термометр, температурный лист
    Провести смену нательного и постельного белья больному, который находится на постельном режиме Пеленки, распашонки, памперс
    Подготовить необходимые средства и продемонстрировать на муляже технику ухода за глазами, ушами, ротовой полостью Муляж, ватные тампоны, турунды, растворы
    Приготовить необходимый инструментарий для очистительной клизмы, продемонстрировать методику ее использования Муляж, набор резиновых груш, кружка Есмарха
    Подготовить гигиеническую ванну для санитарной обработки больного Ванна, губка, мыло, полотенце

    Личная гигиена детей в зависимости от пола и возраста в стационаре детской больницы. Особенности гигиены девочек.

    Дети должны находиться в чистоте, иметь опрятный вид. Персонал обязан причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одеваться. Дети дошкольного возраста, которые находятся на общем режиме, должны самостоятельно ежедневно утром и вечером умываться, чистить зубы, мыть уши. После умывания необходимо вытирать руки и лица сухим полотенцем. У некоторых детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от частой мойки и плохого вытирания алеет, становится сухой. Во избежание этого, нужно учить детей правилам гигиены; с целью профилактики кожу на ночь необходимо смазывать детским кремом.

    При необходимости нужно помогать ребенку правильно выбрать детскую зубную пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, придерживаясь определенной последовательности действий (чистка зубов 2 раза в сутки, щетку направлять по зубам сверху вниз и снизу кверху, спереди и назад).

    Медицинские сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста. Например, расчесывать девочкам длинные волосы индивидуальным гребнем, ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз на неделю проверяют состояние ногтей, 1 раз в 7-10 дней организуют гигиеническую ванну. В этот же день меняют постельное белье. Одежду и нательное белье меняют по необходимости.

    Обработка ротовой полости ребенка при молочнице.

    Больной ребенок должен полоскать ротовую полость после каждого приема еды, особенно при заболеваниях ротовой полости (стоматит, ангина, фарингит). Целесообразно использовать 1,5% — 2,5% раствор соды или 1% солевой раствор. С целью профилактики молочницы все предметы ухода за ребенком следует кипятить.

    Для лечения молочницы применяют многоразовое (5-6 раз в сутки) орошение полости рта 2-5 % раствором натрия гидрокарбоната, 10-20% раствором буры с глицерином. У детей грудного возраста, если молочница плохо поддается лечению, целесообразно применять 2-3 разы в сутки суспензию нистатина с глицерином. Соску смачивают в суспензии и дают ребенку.

    Уход за глазами . Специального ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время утреннего и вечернего туалета. Однако, если есть выделения, которые склеивают ресницы, глаза промывают с помощью стерильного ватного тампона, смоченного теплым крепким чаем или раствором фурацилина (1:5000) от внешнего угла глаза к переносице. Берут 2 ватных тампона – отдельно для каждого глаза. Новорожденным и детям грудного возраста туалет глаз проводят 2 раза на сутки.

    Уход за ушами. Туалет наружного слухового прохода у детей раннего возраста проводится 1 раз в неделю. Наружные слуховые проходы очищают ватными жгутиками. Нельзя использовать твердые предметы, потому что ими можно легко ранить кожу наружного слухового хода и барабанную перепонку. Манипуляции нуждаются в большом внимании, осторожности и применении правил асептики. Оттянув ушную раковину левой рукой назад и вверх, врач или сестра вводят в слуховой проход жгутик, делают несколько вращательных движений, вынимают жгутик.

    Во время ежедневного утреннего туалета ребенок старшего возраста должен мыть уши.

    Уход за полостью носа. Если ребенок самостоятельно не может очистить нос, то ему помогает медицинская сестра – удаляет корочки. Для этого в носовые ходы вводят ватные турунды, смоченные вазелиновым маслом (или другим масляным раствором), глицерином. При этом голову ребенок отклоняет назад и через 2-3 минуты вращательными движениями удаляют корочку. Уход за носом требует определенных навыков и терпения. Туалет носа детям раннего возраста проводят 2 раза в сутки.

    Стрижка ногтей. Ногти подрезают своевременно, не реже раза в неделю так, чтобы длина свободного края не превышала 1-1,5 мм Для этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не ранить кожу. По окончании стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5% раствором хлорамина. Ногти на руках обрезают полукругом, на ногах – ровно, чтобы они не врастали в кожу.

    Уход за волосами заключается в мойке головы, расчесывании волос, плетении кос и так далее. Для расчесывания волос используют лишь индивидуальные гребни. Причесать короткие волосы у мальчиков не сложно. Длинные волосы у девочек необходимо разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимости заплести косы. При наличии значительного количества перхоти или загрязненных волос используют густой гребень, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют шампунем.

    Пеленание новорожденных детей . После рождения: сначала одевается тоненькая распашонка (закладывается позади на спине), потом теплая распашонка (закладывается на груди), на промежность одевается подгузник. Ребенок заворачивается в тонкую пеленку, главным образом ручки и ножки. Окончательно малыш заворачивается в теплую пеленку. На первом месяце жизни ребенка пеленают с ручками.

    Платочек одевается на голову только после ванны, на свежем воздухе и по медицинским показаниям. С 2-го месяца жизни пеленание аналогично описанному, но ручки не прячутся и находятся поверх пеленки. На 3-м месяце жизни, когда ребенок в дневное время не спит, на ноги одевают ползуны; в возрасте 4-5 месяцев на шею одевают нагрудничек; до конца первого года вместо распашонки одевается рубашка, вместо ползунов – колготки.

    Гигиенические и лечебные ванны . Одним из важнейших гигиенических мероприятий есть гигиеническая ванна. Детям старше 1 года в стационаре их проводят один раз в 7-10 дней, детей первых 6 месяцев жизни купают ежедневно (при отсутствии противопоказаний), от 6 мес. до 1 года – через день.

    Ванное помещение должно быть светлым, чистым и теплым (25 0 С). Во время проведения ванны запрещается открывать форточки. В каждой ванне должен быть деревянный настил, поверх которого кладут пеленку; пеленку меняют после каждого больного.

    Перед началом купания ванну тщательным образом моют щеткой с мылом и обрабатывают 1% раствором хлорамина или другим соответствующим дезинфецирующим средством, потом ополаскивают водой. Ванну наполняют водой непосредственно перед купанием. Заполняют ванну водой на 1/2 или 2/3 — при погружении ребенка вода должна достигать средней трети грудной клетки и не закрывать область сердца. Температуру воды измеряют специальным термометром.

    Моют ребенка фланелевой перчаткой или индивидуальной губкой. Сначала моют голову, потом туловище и ноги, особенно тщательным образом протирают складки на шее, в подмышечных и паховых областях.

    Длительность проведения ванны для детей второго года жизни 8-10 минут, старше 2 лет – 10-20 мин. Используют специальные детские моющие средства. После купания ребенка обливают теплой водой из душа (температура воды 36,5 0 С), заворачивают в простыню. Кожу детей первого года жизни после купания промокают, детей старше года — вытирают. При необходимости кожные складки смазывают детским кремом. Волосы вытирают и на голову одевают платочек. При проведении гигиенической ванны больным, которые находятся в тяжелом состоянии, их моют в ванне, окуная и вынимая их из ванны на простыне.

    После купания ребенка переодевают в чистую одежду, одновременно, как правило, проводится смена постельного белья.

    В медицинской карте стационарного больного делается отметка о проведении гигиенической ванны.

    Противопоказаниями к проведению медицинских ванн является гипертермия|, некоторые кожные заболевания, тяжелое общее состояние, явления декомпенсации со стороны отдельных органов и систем организма.

    Первую гигиеническую ванну дома проводят новорожденному после того, как отпадет пуповина и эпителизируется пупочна ранка (7-10 день жизнь). Для купания ребенка необходимо приобрести отдельную ванночку. Перед каждым купанием ванночку моют щеткой с мылом и ополаскивают холодной водой, а затем – обдают кипятком. Заранее подготавливают пеленки и белье, чтобы сразу после купания ребенка завернуть, не охлаждая его. На дно ванночки опускают пеленки, наливают сначала горячую, а затем холодную воду, доводя ее до 37 0 С. Для измерения температуры воды пользуются водяным термометром. Если пупочна ранка не зажила, или есть изменения на коже, в воду для купания добавляют несколько капель заранее подготовленного крепкого раствора перманганата калия, потому что кристаллы могут вызвать ожог нежной кожи ребенка.

    Вода должна быть бледно-розового цвета. Кроме того, купание может проводиться в отварах трав (чистотел, табун, ромашка и тому подобное). В течение первого месяца жизни ребенка для купания желательно брать кипяченую воду. Купают ребенка вечером перед кормлением.. Длительность ванны на первом году жизни – 5-10 минут. Малыша раздевают и опускают в ванночку так, чтобы верхняя часть груди была над водой. Головка ребенка лежит на левом предплечье, а пальцами нужно поддерживать ребенка за левое бедро. Правой рукой поливают водой тело ребенка. Для намыливания употребляют перчатку из мягкого мохнатого полотенца или фланели. После купания ребенка обливают чистой водой, температура которой на 1 0 Сниже, чем в ванночке, закутывают в простыню или махровое полотенце и обсушивают. С профилактической целью смазывают естественные складки пастеризованным растительным или вазелиновым маслом.

    Лечебная (общая) ванна . Лечебную ванну назначает врач. В зависимости от температуры различают следующие ванны:

    • горячие – температура воды 40 0 С, но не больше 42 0 С;
    • теплые — температура воды 38 0 С (на 1 0 С выше температуры тела);
    • индифферентные – температура воды 37 0 С (равна температуре тела);
    • прохладные — температура воды 30-33 0 С;
    • холодные – температура воды ниже 20 0 С.

    Лечебные ванны могут быть с лекарственными веществами и травами. Детям назначают следующие ванны:

    1) при заболеваниях органов дыхания:

    – горячие горчичные: 100 граммов горчицы на 10 л воды. Длительность 3-7 мин. Начинают с температуры 36 0 С, потом температуру воды повышают. На голову кладут холодный компресс;

    2) при экземе

    – крахмальные: 100 граммов крахмала на 10 л воды, температура 37 0 С. Имеет подсушивающее действие и уменьшает зуд;

    – с перманганатом калия, температура 37 0 С (добавляют 5% раствор перманганата калия до бледно-розовой окраски воды). Имеет дезинфицирующее и подсушивающее действие;

    3) при рахите, гипотрофии:

    – морские: 50 – 200 граммов морской соли на 10 л воды. Назначают 2-3 раза в неделю. Курс 15-20 ванн, температура первой ванны 36-36,5 0 С. Длительность 3-10 мин. После каждых 2-3 ванн длительность процедур увеличивают на 1 мин. После морской ванны детей обмывают теплой водой, температура которой на 1 0 С ниже начальной;

    4) при функциональных расстройствах нервной системы – хвойные ванны: 2-3 мл| хвойного экстракта на 10 л воды; температура воды 36-37 0 С. Длительность 7-10 мин.

    Во время проведения ванны медицинская сестра следит за общим состоянием ребенка, дыханием, цветом кожных покровов.

    Если ребенок побледнел, жалуется на головокружение, его срочно вынимают из ванны, кладут на кушетку, подняв кверху ноги, дают понюхать ватку, смоченную нашатырным спиртом, растирают виски. В таких случаях необходимо срочно вызывать врача.

    Ручная ванна. Для процедуры подходит детская ванна или таз. Одну или две руки ребенка окунают в воду по локти. Для усиления раздражительного действия в воду можно добавить немного сухой горчицы. Температуру постепенно увеличивают с 37 0 С до 40 0 С; длительность ванны 10-15 мин. Ручные ванны применяют при заболеваниях органов дыхания.

    Ножная ванна. В эмалированное ведро или таз наливают воду не ниже 36-37 0 С. Опускают ноги ребенка и последовательно доливают горячую воду, доводя температуру воды до 40 0 С. Длительность процедуры 10-15 мин. после чего ноги досуха вытирают, одевают хлопковые, а также шерстяные носки. Больного укладывают в кровать, придав ему полусидячее положение, тепло укрывают. Для горчичных ножных ванн применяют профильтрированный раствор горчицы из расчета 100 граммов на 10 л воды. Ножные ванны показаны при простудах, гипо – и гипертонических состояниях, локальном поражении суставов.

    Смену постельного белья проводят в отделении 1 раз в 7-10 дней после гигиенической ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста, которые находятся в удовлетворительном состоянии, переодеваются самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры или младшие медицинские сестры.

    При смене нательного белья больному, который находится на строгом постельном режиме, медицинская сестра поднимает края рубашки, снимает ее через голову, а затем освобождает руки. Чистое белье одевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашку сначала на больную, потом на здоровую руку.

    Как правило, одновременно со сменой нательного белья меняют постельное белье. Если больной может сидеть, медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перестилает кровать. Смену белья у лежащих больных проводят двумя способами: 1) грязная простыня свертывается валиком со стороны головы и ног, а затем забирается. Чистая простыня, которая скатана с двух сторон как бинт, подводится под крестец больного и распрямляется по длине кровати; 2) больного ребенка передвигают на край кровати, потом сворачивают грязную простыню по длине, на свободном месте распрямляют чистую, на которую переворачивают больного, а на другой стороне снимают грязное и расправляют чистую.

    Грязное белье (отдельно нательное и постельное) собирают в пластмассовые баки с крышками или клееночные мешки и выносят из палаты в специальную комнату. Сестра-хозяйка, надев сменный халат и клеенчатый передник, сортирует белье и сдает в прачечную. После смены белья пол и расположенные рядом предметы обрабатывают 1% раствором гипохлорида кальция.

    В отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

    Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

    Ребенку, который находится на строгом постельном режиме, подкладывают судно (эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмалированный или стеклянный). Больной, которому разрешено вставать, должен пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован, его номер отвечает номеру кровати. Маркировка необходима для того, чтобы ребенок пользовался лишь своим горшком. Судно, мочеприемник или горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и потом обрабатывают дез.раствором. Для устранения запахов посуда для испражнений обрабатывается слабым раствором перманганата калия.

    Уход за детьми с лихорадкой, обеспечение физиологических отправлений у детей .

    При уходе за пациентом следят, не повышается ли у него температура тела. Максимальная температура тела, которую переносит человек, равняется 42-43 0 С, минимальная — 28 0 С, при температуре тела более низкой чем 28 0 С человек не может жить.

    Температуру тела больным в больнице измеряют 2 раза в сутки: утром натощак, в 7.00 – 7.30 и в 16.30 – 17.00, перед ужином. Проводить термометрию после принятия еды нежелательно, поскольку ее показатели будут несколько выше. Иногда, по назначению врача, отдельным больным температуру тела измеряют чаще – 3-4 раза в день, или каждые 2 часа. Это позволяет обнаружить кратковременные колебания температуры тела.

    В физиологических условиях температура тела здорового человека колеблется на протяжении дня в пределах 36,4 – 36,9 0 С, утром она на 0,3 – 0,5 градуса ниже, чем вечером. После принятия еды и усиленной физической работы она также незначительно повышается. Следует иметь ввиду, что у грудных детей температура тела несколько выше, у людей преклонных лет – более низкая. Разные участки тела имеют разную температуру: в полости рта, прямой кишке, влагалище температура на 0,5-1 0 Свыше, чем в аксиллярной ямке или паховой складке.

    Температуру тела чаще всего измеряют в глубине аксилярной ямки. Если термометр сохранялся в дез.растворе, то перед использованием его ополаскивают под проточной водой и вытирают салфеткой насухо, чтобы не вызвать аллергического раздражения кожи у больного. Каждый раз перед измерением температуры тела ртуть в термометре нужно опустить в резервуар. Для этого берут термометр в кулак так, чтобы кончик термометра с резервуаром был свободен и повернут книзу. Потом несколько раз стряхивают термометр, после чего проверяют, опустилась ли вся ртуть в резервуар.

    Потом больной в положении сидя или лежа поднимает руку. Если кожа под мышками влажная, ее вытирают насухо, поскольку влажность охлаждает ртуть и показатели термометра будут более низкими. В глубину ямки помещают конец термометра с резервуаром ртути. После этого больной прислоняет согнутую в локтевом суставе руку к телу. Ослабленным больным нужно помогать поднять руку и потом поддерживать ее в нужном положении. Во время измерения температуры больной должен находиться в полном покое, лучше в лежащем положении. Термометр держат под мышкой 10 мин. Показатели термометра заносят в температурный лист, а термометр дезинфицируют.

    У детей температуру тела измеряют в паховой складке. Для этого термометр помещают в паховую складку, а ногу ребенка сгибают в тазобедренном суставе так, чтобы термометр спрятался в образованной складке кожи.

    Чтобы измерять температуру в ротовой полости, резервуар термомтера размещают под языком, а больной губами придерживает корпус термометра.

    При измерении температуры тела в прямой кишке больного выкладывают на бок. Вытертый термометр вводят за внутренний сфинктер на глубину 2-3 см. Для облегчения введения нижний конец термометра смазывают вазелином. После введения термометра ягодицы больного сближают между собой. Термометр держат 5 мин. Противопоказано измерение температуры в прямой кишке при задержке опорожнения, поносе и заболеваниях прямой кишки. После каждого измерения температуры в прямой кишке термометр промывают теплой водой и дезинфицируют.

    У детей повышение температуры тела (гипертермия|) наблюдается чаще, чем у взрослых, что связано с особенностями терморегуляции. Гипертермия 38 0 С и выше сопровождается ухудшением состояния ребенка, появлением сонливости, отказом от еды, иногда рвотой и так далее.

    Нормальная температура тела, измеренная в подмышечной области, или в бедренной складке составляет 36-37 0 С. Температура в полости рта или в прямой кишке на 1 0 С выше.

    Температура тела, измеренная в подмышечной области, которая составляет 37-38 0 С, называется субфебрильной|; 38-38,9 0 С – фебрильной|, 39-40,5 0 С- пиретической|, выше 40,5 0 С – гиперпиретической.

    Лихорадка имеет три периода:

    Первый характеризуется постепенным повышением температуры тела, лихорадкой, цианозом| губ и конечностей, головной болью и ухудшением общего самочувствия. В этой стадии медицинская сестра должна обеспечить достаточное количество жидкости, хорошо укутать и следить за физиологическими отправлениями.

    Второй период – это период максимального повышения температуры, который характеризуется нарастанием интоксикации, усилением головной боли, слабости. Иногда могут наблюдаться галлюцинации, бред, судороги. Такого больного не разрешается оставлять без присмотра, поскольку он может упасть с кровати и травмироваться. Необходимо обеспечить индивидуальный пост медицинской сестры.

    Третий период – период снижения температуры тела. Он может проходить по разному: критически, то есть температура быстро снижается, или литически, то есть снижается постепенно. При критическом снижении температуры у ребенка наблюдается слабость, появляется обильный пот, конечности становятся холодными, пульс нитевидным. Больного ребенка нужно обложить теплыми грелками, обеспечить достаточное количество жидкости, одеть в сухое чистое белье. Постепенное снижение температуры сопровождается умеренной слабостью и влажностью кожи.

    По типу различают следующие температурные кривые:

    — постоянную (febris continua), когда суточные колебания температуры не превышают 1­ 0 С (характерна для брюшного тифа);

    — послабляющую (febris remittens) – суточные колебания температуры больше 1­ 0 С (вирусные и бактериальные инфекции);

    — интермиттирующую (febris intermittens) – кратковременные периоды подъема температуры на протяжении суток сменяются периодами нормальной или сниженной температуры (гнойно-септические заболевания ревматизм, туберкулез);

    — атипичную или неправильную (febris atypica, febris irregularis) – колебание высокой или умеренно высокой температуры не имеет никаких закономерностей (любые инфекции).

    В период лихорадки необходимо чаще поить ребенка для пополнения потери жидкости. Используют кипяченую воду, 5% раствор глюкозы или сладкий чай, фруктовые соки. Пить дают небольшими порциями, но часто.

    Повышение температуры выше 37 0 С требует дополнительного введения жидкости из расчета 10 мл на каждый килограмм массы тела ребенка. Питание детей с гипертермией должно отвечать возрастным потребностям.

    При сухости губ их смачивают водой и смазывают любым жиром (сливочным или растительным маслом). При вынужденном положении в постели, ребенка необходимо чаще переворачивать на протяжении суток, распрямлять складки на белье, при необходимости проводить надлежащий гигиенический туалет.

    Для помощи при гипертермическом синдроме необходимо подготовить следующие материалы:

    • смесь из уксуса и воды или спирта и воды в пропорциях 1:1;
    • пузырь с кусочками льда или бутылки, заполненные холодной водой;
    • марлевые стерильные салфетки;
    • клизму;
    • газоотводную трубку.

    При гипертермии применяются физические методы охлаждения, для чего ребенка раздевают и растирают тело (конечности, живот, переднюю поверхность грудной клетки), смесью уксуса и воды или спирта и воды в пропорциях 1:1. На голову, на область крупных сосудов (на запясный или голеностопный суставы) на короткое время прикладывают пузырь с кусочками льда, или бутылки, заполненные холодной водой. Можно использовать влажный холодный компресс на голову. По назначению врача медсестра может сделать ванну с температурой воды 37 0 С, или охлаждающую клизму (температура воды на 6-8 0 С ниже температуры тела).

    Клизма с прохладной водой (температура воды на 6-8 0 С ниже температуры тела). Ее вводят через газоотводную трубку по 20-150 мл за 2-5 мин. в зависимости от возраста. Конец трубки зажимают. Процедуру выполняют до тех пор, пока температура тела не снизится к 37 0 С.

    Основные виды клизм, которые применяют в педиатрической практике, методика и правила их использования у детей разного возраста.

    Клизмы применяют с целью очистки кишечника (очистительные клизмы) или введение питательных или врачебных веществ (питательные, лечебные клизмы). Клизма усиливает перистальтику толстого (рефлекторно) и тонкого кишечника, имеет слабительное действие, в некоторых случаях устраняет непроходимость кишечника.

    Показание и противопоказание к проведению клизм:

    очистительная клизма назначается при запорах, с целью очистки кишечника от кала и газов, при отравлениях, во время подготовки к операции, рентгеновского обследования и перед применением глистогонной терапии. Нельзя ставить очистительные клизмы детям, у которых обнаружены воспалительные, язвенные, гнойные процессы в области ануса и толстого кишечника. Клизмы противопоказаны также при желудочно-кишечных кровотечениях, аппендиците, перитоните, после операций на органах брюшной полости, при коллапсе и некоторых других состояниях.

    В зависимости от возраста ребенка для очистительных клизм используют резиновые, грушевидные баллоны разной вместимости 30-100 мл| и больше. Детям старше 5 лет для очистительных клизм необходимо большее количество воды и ее вводят с помощью кружки Есмарха.

    Все предметы, которыми пользуются для очистительной клизмы, кипятят. В кишечник детей раннего возраста вводят кипяченую воду температуры 28-30 0 С. При спастических запорах, чтобы уменьшить спазмы гладкой мускулатуры, берут теплую воду (37-38 0 С). При анатомических запорах применяют прохладную воду (22-24 0 С и даже 20°С), которая усиливает тонус и перистальтику толстого кишечника.

    На одну очистительную клизму, в зависимости от возраста, нужны разные количества воды:

    новорожденным – 30 мл|;

    1-3 мес. – 60 мл|;

    3-6 мес. – 90 мл|;

    6-9 мес. – 120 -150 мл|;

    9-12 мес. – 180 мл|;

    в 1-2 года – 200 мл|;

    2-5 лет 300 мл|;

    6-9 лет – 400 мл|;

    10-14 лет 500 мл.

    Наполняют баллон водой, наконечник смазывают вазелином или вазелиновым маслом, потом повернув баллон наконечником вверх, осторожным нажатием на его дно выпускают воздух к появлению воды из наконечника.

    Ребенка кладут на левый бок с согнутыми в коленях и прижатыми к туловищу ногами.

    Наконечник резинового баллона вводят в анус на 3-5 см, потом плавно выпускают жидкость в полость прямой кишки. В течение 8-10 минут сжимают ягодицы, чтобы жидкость не вылилась наружу. Потом закладывают между ногами пеленку и отпускают ягодицы, чтобы ребенок опорожнялся. Детей возрастом старше 9-10 месяцев можно посадить на горшок, чтобы прямая кишка полностью освободилась от воды и каловых масс.

    Гипертоническая клизма больше активирует перистальтику кишечника, потому ее назначают для устранения пареза кишечника. В зависимости от возраста, вводят 25-100 мл| 10 % раствора кухонной соли.

    При длительных запорах можно применять масляные клизмы. Их ставят с помощью небольшого баллончика, наконечник которого вводят на глубину 10-12 см (чтобы ребенок удерживал масло как можно дольше) и вводят в прямую кишку 30-100 мл| масла (прованского, льняного, конопляного, подсолнечного), подогретого до 37-38 0 С.

    Если масляная и очистительная клизма не эффективны, ставят сифонную клизму. Сифонную клизму применяют как лечебное мероприятие при спастических коликах для промывания кишечника, с диагностической целью при кишечной непроходимости. Перед сифонной нужно поставить очистительную клизму.

    Для сифонной клизмы нужно: воронку объемом 500 мл|, резиновую трубку 1-1.5 м с наконечником, кувшин на 3- 5 литров с теплой кипяченой водой (35-36 0 С), клеенку, таз или ведро для промывных вод.

    Методика проведения сифонной клизмы: больного кладут на левый бок с согнутыми ногами, под ягодицы кладут клеенку так, чтобы другой конец ее доходил до сосуда, куда будут выливаться промывные воды. Смазан вазелином гибкий наконечник осторожными вращательными движениями вводят на 20-40 см в толстую кишку. Заполненную водой воронку поднимают на высоту 60-80 см над больным, потом опускают ее вниз и выливают промывные воды в ведро или таз. Манипуляцию повторяют 8-10 раз пока из кишечника не будет выливаться чистая вода. На клизму нужно 3-5 л воды, иногда и больше. После проведения процедуры резиновый наконечник оставляют в толстой кишке на 15-30 мин. вместо газоотводной трубки. Через наконечник из кишечника выливаются остатки воды и отходят газы.

    Следует следить за состоянием ребенка. При сильной боли в животе, ухудшении состояния ребенка, появлении в промывных водах крови процедуру немедленно прекращают.

    Лечебные клизмы – применяются при необходимости ввести в прямую кишку лекарственное вещество. Проводят сразу же после опорожнения кишечника, или через 10-15мин. после очистительной клизмы. С помощью лечебных клизм вводят: 0,5% раствор танина; отвар ромашки (15 граммов цветов кипятят 2 мин в 250 мл| воды и охлаждают к 40-42 0 С), масло шиповника, облепихи. Для уменьшения перистальтики кишечника можно делать крахмальные клизмы (5 граммов крахмала растворяют в 100 мл| теплой воды, потом добавляют 100 мл| кипятка и охлаждают до 40-42 0 С)

    Объем лечебных клизм зависит от возраста ребенка:

    до 5 лет – 20-25мл;

    5-10 лет – до 50 мл|;

    старше 10 лет – 50-75мл.

    Наконечник клизмы вводят на глубину 10-12 см.

    Газоотводнуютрубку у детей используют при скоплении газов в толстом и тонком кишечнике. Метеоризм вызывает резкую боль в животе, усиливает секреторную и двигательную функции желудочно-кишечного тракта, ограничивает экскурсию диафрагмы и тем самым осложняет дыхание.

    Для отведения газов пользуются газоотводной трубкой разной длины: для школьников 30-50см, дошкольники и дети раннего возраста – 15-30см. Конец трубки может быть закругленным. Его смазывают вазелином и осторожно вращательными движениями вводят в прямую кишку по возможности как можно глубже, к сигмовидной кишке: грудным детям на глубину 7-8 см; от 1 до 3 лет 8-10 см; от 3 до 7 – на 10-15 см; школьникам на 20-30 см и больше. Перед процедурой желательно поставить очистительную клизму.

    Уход за пупочним остатком

    Согласно приказа МОЗ Украины №152 от 04.04.2005 г. уход за пупочным остатком выполняют таким образом:

    Перерезка и клемирование пуповины в родильном зале (операционной)

    Сменить использованные перчатки на стерильные прежде чем наложить стерильные зажимы на пуповину приблизительно через 1 минуту после рождения ребенка. Перерезать пуповину стерильными ножницами. Через 2 часа после рождения ребенка на пеленальном столе наложить стерильную одноразовую клемму на 0,3 – 0,5 см от пупочного кольца. Обработка культи пуповины антисептическими, антибиотиками нецелесообразна.

    Уход за пупочним остатком.

    Обязательно тщательное мытье рук медперсоналом и матерями. Пупочний остаток не нужно накрывать повязками или подгузниками. Нет необходимости обрабатывать пупочний остаток антисептиками и антибактериальными средствами при условии обеспечения раннего контакта матери и ребенка “кожа к коже” с последующим совместимым пребыванием.При условии отсутствия раннего контакта “кожа к коже” матери и ребенка и последующей изоляции от матери с целью профилактики колонизации госпитальной флорой рекомендуется обработка пупочного остатка и пупочной ранки раствором бриллиантового зеленого. Одежда ребенка должна быть чистой.

    При загрязнении пупочного остатка (остатками мочи, испражнениями и тому подобное) необходимо сразу промыть его теплой кипяченой водой с мылом и тщательным образом просушить его чистой пеленкой или салфеткой. Необходимо содержать пупочный остаток всегда сухим и чистым. Следить за возможными признаками инфекции.

    Уход за пупочн ы м остатком (пупочною ранкой) после выписки из родильного стационара

    Ребенка можно выписывать домой с пупочным остатком, который не имеет признаков инфекции, при условии проведения медицинским персоналом родильного стационара обучения и усвоения матерью навыков ухода за пупочним остатком. Необходимо поддерживать пупочний остаток (пупочную ранку) всегда сухой и чистой. Не накрывать пупочний остаток (пупочную ранку) подгузниками. До заживления пупочной ранки купать ребенка в кипяченой воде. Тщательным образом следить за достоверными признаками инфекции.

    Материалы для самоконтроля:

    А. Задание для самоконтроля:

    1. Вопросы для самоконтроля:

    1. Как ухаживать за кожей грудного ребенка?

    2. Как ухаживать за ротовой полостью, ушами, глазами, носовыми ходами у детей разного возраста?

    3. Укажите особенности гигиены девочек.

    4. Опишите технику проведения лечебных ванн.

    5. Опишите технику проведения гигиенических ванн.

    6. Какие особенности проведения первой гигиенической ванны новорожденного?

    7. Какие особенности гигиены пациента детской больницы?

    8. Как пеленать детей грудного возраста?

    9. Перечислите особенности измерения температуры тела у детей.

    10. Как ухаживать за больными детьми с лихорадкой?

    11. Перечислите основные виды клизм и технику их выполнения.

    12. Какие методы профилактики и лечения молочнцы Вы знаете?

    13. Какие особенности смены постельного белья у тяжелобольных пациентов?

    14. Назовите особенности ухода за пупочним остатком согласно приказа МОЗ Украины №152 от 04.04.2005 г.

    2. Тесты для самоконтроля

    1. Уход за пупочным остатком включает:

    а) Тщательное мытье рук

    б) Пупочный остаток не нужно накрывать повязками

    в) Нет необходимости обрабатывать пупочный остаток антисептиком

    г) Все перечисленое

    2. Подмывание наружных половых органов девочкам проводят:

    а) спереди назад;

    б) сзади наперед;

    в) не имеет значения.

    3. По степени погружения туловища в воду ванны бывают

    б) местные;

    в) полуванны;

    г) сидячие;

    д) все перечисленое.

    4. Как часто проводят смену постельного белья в стационаре:

    а) ежедневно;

    б) через 2-3 дня;

    в) 1 раз в 7-10 дней и по необходимости;

    г) не меняют.

    5. Для гипертонической клизмы используют:

    а) 10% раствор кухонной соли;

    в) кипяченую воду.

    6. Лечебные клизмы проводят:

    а) после опорожнения кишечника;

    б) до опорожнения кишечника;

    в) не имеет значения.

    7. Для лечения молочницы используют:

    а) 1 % раствор перманганата калия;

    б) 2 % раствор бриллиантовый зеленый;

    г) 2-5 % раствор натрия гидрокарбоната.

    8. В зависимости от температуры воды ванны подразделяют на:

    а) горячие;

    б) теплые;

    в) индифферентные;

    г) холодные;

    д) все перечисленое.

    9. Нормальная температура тела измеренная в прямой кишке составляет

    в) на 1 0 С выше чем в подмышечной области;

    г) на 1 0 С ниже чем в подмышечной области.

    10. Какое количество воды нужно на одну очистительную клизму для новорожденного:

    а)30 мл|; б) 50 мл; в)75 мл; г) 90 мл

    ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    г б д в а а г д в а

    Задачи для самоконтроля:

    У ребенка 20 суток участковым педиатром диагностировано потницу. Какие рекомендации должен дать врач?

    а) госпитализировать в детское отделение;

    в) обработать кожу дезинфицирующими средствами;

    с) назначить лечебные ванны с лекарственными травами;

    д) назначить антибиотик.

    У ребенка 3 лет, который находится в стационаре по поводу острой бронхопневмонии отмечается запор в течении 3 дней, тянущие боли внизу живота. Что необходимо назначить ребенку?

    а) очистительную клизму;

    в) сифоновую клизму;

    с) слабительные средства;

    д) продлить наблюдение.

    У ребенка 3 месяцев обнаружен рахит, острое течение, период разгара. Какие лечебные ванны можно рекомендовать?

    а) с морской солью или хвоей;

    в) крахмальные;

    с) горячие горчичные;

    д) с чистой кипяченой водой.

    Эталон ответов к задачам

    Основная литература:

    1. В.Г. Майданник, В.Г. Бурлай. Ваш ребенок(Уход и воспитание). — Киев 2004.-298 с.
    2. Практикум по педиатрии пропедевтики с уходом за детьми. – Киев 2002. Знание Украины. Майданник в.Г., Дука к.Д., Бурлай в.Г.

    3. Т.В. Капитан Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – Винница. – 2006.

    4А.Н.Бурая, И.А.Головко, В.С.Тихомирова / Руководство к практическим занятиям по уходу за здоровым и больным ребенком. – Москва. – 1982.

    5.Мазурин А.В., Запруднов а.М., Григорьев к.И. / Общий уход за детьми. – «Медицина» Москва – 1998

    6.А.В. Токарь, В.И. Джемайло но др. /Справочник для медицинских сестер – Киев 2002

    7.С.П. Винникова, И.Н. Дыгало и др. / Практические навыки и умения медсестры педиатрического профиля – Ростов-на-дону «Феникс» 2002.

    Дополнительная литература:

    1. Р.В.Тонкова-Ямпольская. Т.Я.Черток, И.Н.Алферова / Основы медицинских знаний.- Москва.- 1981
    2. Гребенев А.Л., Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. — М: Медицина, 1999.
    3. П.Г.Жученко, Н.С.Пушкарь, И.А.Сытник / Антенатальная охрана плода и уход за новорожденным. – Киев. 1983
      1. Основы медицинских знаний и методы лечения по Девидсону / пер. с англ. В 2 Т. -Киев:»Кобза»,


    Загрузка...