paradisemc.ru

Повышение требовательности и личной ответственности сержантов. Основные направления сержантов (старшин) в укреплении воинской дисциплины. Вариант системы работы командира отделенияпо поддержанию воинской дисциплины

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке

ТЕМА: «Сержант и воинский коллектив. Роль сержантского состава в укреплении дружбы и войскового товарищества, сплочении воинского коллектива».

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 1 час

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: комната досуга

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В условиях армии и флота наряду с офицерами и прапорщиками важные задачи выполняют младшие командиры – сержанты и старшины. Это самый многочисленный отряд командиров в Вооруженных Силах России. Они являются ближайшими и непосредственными начальниками солдат и матросов и выполняют очень важную роль в их обучении и воспитании, в поддержании уставного порядка и дисциплины в подразделениях, частях и на кораблях. В чем конкретно проявляется эта роль? 1. С первых дней службы молодых воинов сержанты и старшины становятся для них ближайшими наставниками, приучают их к строгому соблюдению уставов, помогают солдату осознать личную сопричастность укреплению Вооруженных Сил. Постоянно общаясь с подчиненными, сержанты и старшины убедительно и доходчиво разъясняют им цели воинской службы, предназначение и функции Российских Вооруженных Сил. При этом большое значение имеет разъяснение молодым воинам положений Конституции РФ о защите Отечества, требований законов и воинских уставов о прохождении воинской службы. Каждый воин должен глубоко понять, что его успехи в боевой учебе, мастерское владение техникой и оружием, высокая дисциплинированность необходимы для воинского коллектива и для Вооруженных Сил в целом.

Прививая любовь к воинской службе, надо всесторонне раскрывать ход военной реформы, показывать ее успехи, трудности и проблемы, разъяснять задачи, стоящие перед частью и подразделением. Для этого сержантам и старшинам важно самим быть в курсе происходящих событий в стране и за рубежом, уметь отвечать подчиненным на возникающие у них вопросы, помочь определить каждому воину свое место в решении задач, поставленных перед подразделением, частью. Важно умело использовать в воспитательных целях героическую историю Вооруженных Сил, их боевые традиции. В армии и на флоте уже давно стало незыблемым правилом: служба молодых воинов начинается с посещения комнат боевой славы, музеев, где отражен боевой путь соединения, полка, корабля. Воинская служба немыслима без строгого следования уставам. Не зря в армии существует поговорка «Живи по уставу, завоюешь честь и славу». В ходе их разъяснения сержантам и старшинам важно добиться глубокого понимания каждым воином, что уставы – это свод законов армейской жизни, что в нем заложен огромный опыт, накопленный за многие десятки, а то и сотни лет.

Необходимо показывать, что их требования исключительно рациональны, продуманы, они направлены не только на установление определенного порядка, без которого не может осуществляться жизнедеятельность подразделения, но и на формирование многих ценных качеств личности. 2. Младшие командиры играют немаловажную роль в обучении подчиненных воинскому мастерству, в овладении ими боевой техникой и оружием, в привитии высоких морально-боевых качеств, необходимых в бою. Сержанты призваны не только формировать у подчиненных верное представление об их роли в бою, добиваться глубокого освоения оружия и боевой техники, а также мастерского использования их тактико-технических возможностей, но и подкреплять все это личным примером. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, тем, что каждый из сержантов выполняет в подразделении конкретную функцию военного специалиста.

Слабое владение им оружием и боевой техникой неизбежно скажется на результатах деятельности всего подразделения, части. А это недопустимо. Во-вторых, сержанты стоят ближе всех других начальников к подчиненным солдатам, обязаны обучать их, индивидуально работать с ними, воспитывать у них любовь к службе, бережное отношение к оружию и боевой технике. Поэтому высокая личная подготовка, хорошее знание правил использования, хранения и сбережения техники и оружия подчиненными выступают важнейшими условиями успешного выполнения каждым сержантом своего воинского долга.

В-третьих, сержанты являются руководителями и организаторами действий подчиненных в бою. От их слаженности и взаимодействия зависят сила и боевая мощь частей, армии в целом. Командирская деятельность сержантов имеет ряд особенностей.

Одна из них состоит в приблизительно одинаковом с подчиненными возрасте, образовании, жизненном опыте. Кроме того, они вместе с подчиненными живут, учатся, несут службу, обслуживают технику. Это требует от каждого сержанта глубокого понимания своего места в системе обучения и воспитания подчиненных. Задача сержанта состоит в том, чтобы в отделении, экипаже, расчете, на боевом посту сформировать морально-политические, боевые, психологические и физические качества и на основе этого выработать высокое мастерство, духовную устойчивость, постоянную готовность переносить любые испытания войны.

Правильно поступают те сержанты, которые в ходе занятий создают различные напряженные ситуации, развивают инициативу и самостоятельность подчиненных. Надо помнить: всякое послабление на занятии замедляет выработку у воинов навыков эффективного использования оружия, ведет к неоправданным затратам материальных средств, к самоуспокоенности и благодушию.

3. Велика роль сержантов в нравственном воспитании подчиненных, в формировании у них моральных качеств, повышении морального духа. Младшие командиры реализуют свои воздействия путем многообразных средств влияния: слова, личного примера, создания соответствующих отношений в коллективе, организации труда и отдыха воинов. Дело за тем, чтобы более правильно использовать все эти средства, применять их активно и творчески. Далеко не всегда деятельность сержантов по наведению уставного порядка, в индивидуально-воспитательной работе, в создании благоприятного нравственного климата в коллективе отвечает современным требованиям. В чем причины такого положения? Во-первых, у отдельных сержантов сказывается слабая подготовленность к выполнению своих обязанностей: отсутствуют навыки воспитательной работы с подчиненными, умение в полной мере управлять отделением на учениях и плановых занятиях. У некоторых недостаточно развита ответственность за состояние дел в подразделении. Во-вторых, нередко младших командиров ввиду их инертности и слабой подготовленности вынуждены подменять офицеры.

В результате этого сержанты постепенно перестают чувствовать себя командирами, самоустраняются от обучения и воспитания подчиненных. В-третьих, имеются недостатки в подборе кандидатов на сержантские должности. Крепкая воинская дисциплина и организованность формируются всем укладом воинской службы. Но главная роль в ее формировании у личного состава принадлежит военным кадрам, в первую очередь офицерам, а также их ближайшим и надежным помощникам - сержантам (старшинам). Никто лучше младших командиров не может знать сильных и слабых сторон солдат и матросов, их настроений, наклонностей и интересов, вариантов поведения. Необходимо особо подчеркнуть, что младшие командиры составляют 70-80 процентов всего командного состава Вооруженных Сил. Это во многом определяет их роль в обучении и воспитании подчиненных. Они живут вместе с ними общей жизнью, делят трудности и радости воинской службы, спят в одной казарме и одинаково питаются. Наконец, они ровесники солдат и матросов, обладают примерно одинаковым с ними жизненным опытом и уровнем образования, что создает атмосферу взаимопонимания и доверительности в их отношениях. Крепкая воинская дисциплина, повиновение и исполнительность явились одной из прочных основ массового героизма, мужества и отваги, проявленных нашими воинами в боях за свободу и независимость Родины.

Следует отметить, что сержанты всегда были образцом соблюдения воинской дисциплины, что позволяло им проявлять в бою героизм, мужество и отвагу, а также успешно воспитывать своих подчиненных. Вот несколько примеров. В битве под Москвой осенью 1941 года совершил беспримерный подвиг командир танка старший сержант И.Т. Любушкин. В одном из боев он получил приказ удержать важный опорный пункт.

И когда на него ринулась лавина вражеских танков, Любушкин не растерялся. Проявив верность воинскому долгу и высокую дисциплинированность, он смело вступил в схватку с превосходящими силами фашистов. В этом бою он подбил пять вражеских танков, удержал рубеж до подхода подкрепления. Своим подвигом сорвал замысел противника и обеспечил успешное выполнение своим батальоном важной задачи. Старшему сержанту И.Т. Любушкину было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. А наводчик орудия младший сержант М.П.Акимов, проявив смелость и стойкость вышел победителем в неравном бою с 15-ю танками противника. Меткими выстрелами он подбил 4 из них, уничтожил до 40 вражеских автоматчиков, остальные танки повернули вспять. Расчет младшего сержанта Акимова с честью выполнил приказ командования - удержал позицию, не отступив ни на шаг. Поистине: дисциплина и героизм идут в одном ряду. За образцовое выполнение приказов командования, за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в годы Великой Отечественной войны почти четыре тысячи рядовых и младших командиров удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Весьма примечательно, что 2802 из них - сержанты и старшины. Верные патриотическому и воинскому долгу, российские воины бережно хранят и умножают боевые традиции героев Великой Отечественной войны. В условиях мирного времени, в процессе боевой учебы они настойчиво совершенствуют свое воинское мастерство, воспитывают в себе высокие морально-психологические и боевые качества, необходимые для умелой и надежной защиты Российского государства. Чеченские события убедительно показали, что воины России, защищая территориальную целостность страны, проявили массовый героизм и мужество, высокую дисциплину и организованность. Так, в одном из боев, старший прапорщик В. Пономарев, действуя в составе разведгруппы, уничтожил несколько боевиков. А затем при отражении атаки закрыл собою командира корпуса, приняв на себя вражеский удар. Ценой собственной жизни он спас генерала. Старший прапорщик В. Пономарев удостоен звания Героя Российской Федерации.

Еще пример. Командир отделения сержант И. Попозов в ходе боя поддерживал ус-тойчивую связь с саперами, выполнявшими ряд инженерных задач. Он первым обнаружил противника и открыл прицельный огонь, в завязавшейся перестрелке умело отвел огонь боевиков на себя, что позволило инженерно-саперному взводу успешно выполнить боевую задачу. Сержант награжден орденом Мужества. Всего же за образцовое выполнение приказов командования в боях на территории Чеченской республики более 20 тысяч российских военнослужащих к концу мая 1995 года удостоены государственных наград. Жизнь подтверждает таким образом, что высокая воинская дисциплина - важнейший фактор боевой готовности войск, непременное условие победы в боевой обстановке.

Поэтому строгое соблюдение воинской дисциплины - патриотический и воинский долг каждого военнослужащего. Интересы укрепления безопасности Отечества диктуют необходимость образцового выполнения требований воинских уставов и Военной присяги, проявления безупречного повиновения и исполнительности. Сержанты (старшины), как уже было сказано, наиболее многочисленный отряд командного состава Вооруженных Сил. Будучи подготовленными военными специалистами, они являются непосредственными начальниками солдат и матросов, организаторами их обучения и воспитания в мирное и военное время. От них во многом зависит уровень боевой подготовки, дисциплины и морально-психологического состояния личного состава подразделения. Большинство сержантов (старшин) играют активную роль и в общественной жизни воинских коллективов. Многие, наиболее подготовленные из них, являются помощниками руководителей групп общественно-государственной подготовки личного состава, периодически информируют солдат и матросов по вопросам внутренней и международной жизни страны. На современном этапе развития Вооруженных Сил России роль сержантов (старшин) значительно возросла. Армия и флот оснащены ныне сложным оружием и техникой.

Их обслуживание требует высокого мастерства от каждого воина, входящего в отделение, расчет, экипаж. Эти требования особенно актуальны в отношении младших командиров. Маршал Советского Союза В. К.. Блюхер справедливо писал: «Кто такой младший командир? - Это ближайший командир и воспитатель бойца… Эту обязанность может выполнить только пол-ноценный командир своего отделения, расчета… Только грамотный младший командир». Оценка не утратила своего актуального значения. Общевоинские уставы (например, статьи 152 и 153 Устава внутренней службы) определяют содержание и основные направления организаторской и воспитательной работы сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении.

Какие направления? Прежде всего это воспитание у своих подчиненных личной ответственности и постоянной готовности к вооруженной защите Отечества. «Защита Отечества, - указывается в ст. 59 Конституции РФ, - является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Из этого следует, что защита Отечества имеет государственное значение. Этим и обусловлена личная ответственность воина за его защиту, на ней, на личной ответственности зиждется все остальные качества. Ответственность воина - это особая категория. Пожалуй ни в какой другой области деятельности, кроме военной, это качество не имеет такого определяющего значения. Верность конституционному долгу тоже стержневое качество воина, составляет костяк его характера. Именно верность конституционному долгу дает возможность воину отдавать все свои духовные и физические силы ратному труду, самоотверженно служить народу, укреплять безопасность Отечества.

Верность долгу вдохновляет воина на подвиги во имя Родины. Конкретным выражением конституционного долга военнослужащего является воинский долг. Сущность воинского долга так изложена в статье 24 Закона «О статусе военнослужащих»: «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации». С воинским долгом непосредственно связаны такие этические категории как воинская честь, совесть, справедливость и т.д. Войсковая практика показывает, что только на основе патриотической убежденности возможно достижение такой степени сознательного отношения к воинскому долгу, когда убеждения и воля воина становятся единым сплавом, когда приказ подкрепляется велением совести, когда дисциплина переходит в самодисциплину.

В работе сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины важно активное и постоянное патриотическое воспитание подчиненных. Патриотизм, любовь к Родине - это идейная основа высоких морально-психологических и боевых качеств, дисциплинированности солдат и матросов. Без этой основы армия не только не может нормально функционировать, но и даже существовать. Известный русский военный педагог генерал П.И. Трескин справедливо отмечал: «Без патриотизма солдат не есть воин… Дух патриотизма должен лежать в основании и венчать военную систему, в противном случае она не будет иметь никакой цены». Дисциплинированность солдат и матросов во многом зависит от того, насколько они знают и выполняют требования Военной присяги и воинских уставов. Воинские уставы вобрали в себя накопленный веками опыт обучения и воспитания войск, представляют собой подлинный свод законов воинской службы.

Поэтому долг младших командиров - глубоко изучать с подчиненными уставы, заботиться о строгом выполнении их требований. Практика показывает, что эффективность этой работы зависит от того, насколько сами младшие командиры знают и выполняют требования уставов, служат в этом отношении примером для подчиненных. Большую пользу приносит использование разнообразных форм и методов изучения уставов - обмен мнениями в отделении (расчете), встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, обсуждение прочитанных книг и просмотренных фильмов, посвященных подвигам наших воинов и т.д. Неоценимое значение имеет требовательность младших командиров, строгий, равный и справедливый спрос с подчиненных за безупречное выполнение уставных требований. Русский писатель Н.А. Добролюбов как-то верно заметил: «Начальник должен постоянно стараться показать… что он все замечает, на все смотрит и всегда знает, так ли исполнено его приказание, как он хотел».

При обсуждении этого вопроса целесообразно рассмотреть опыт передовых сержантов - требовательных и взыскательных. Важное место в работе младших командиров занимают вопросы обучения подчиненных воинскому мастерству. В законах «Об обороне», «О статусе военнослужащих». Этому их обязывает воинская дисциплина. К тому же данное требование наиболее полно в первую очередь выполняется дисциплинированными воинами. Нетрудно заметить, что существует органическая, тесная связь между воинской дисциплиной, дисциплинированностью воинов и воинским мастерством. Эта связь обусловлена тем, что формирование высоких морально-психологических и боевых качеств и совершенствование воинского мастерства невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Дисциплинированный и исполнительный воин к боевой учебе относится со всей ответственностью. Он хорошо по-нимает, что качественные изменения в вооружении, боевой технике, способах ведения современного боя предъявляют более жесткие требования и к боевой готовности. А боевая готовность не может быть без крепкой, сознательной дисциплины. Не менее важно знать индивидуальные особенности подчиненных, учитывать их в процессе обучения и воспитания. Скажем имеются факты, когда молодого солдата на первых порах пугает сложность техники. Он испытывает неуверенность в возможности овладения ею. Командир отделения поступит разумно, стремясь развеять это неправильное мнение, вселить в солдата уверенность в его силах и возможностях. Командир отделения должен также учиты-вать неодинаковый уровень общей подготовки подчиненных, неодинаковые способности в изучении и овладении оружием и боевой техникой. Важным направлением в работе сержантов и старшин по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении является воспитание у подчиненных чувства высокой бдительности. Это одно из важнейших требований воинской дисциплины. В Уставе внутренней службы и в Дисциплинарном уставе подчеркивается, что воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего «быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну».

Работа сержантов (старшин) по укреплению воинской дисциплины, поддержанию строгого уставного порядка в подразделении ведется и по некоторым другим направлениям. Большое значение имеет сплочение воинского коллектива и использование его возможностей в воспитании у подчиненных дисциплинированности, войскового товарищества, коллективной ответственности всего отделения (расчета) за службу и поведение каждого солдата и матроса. Разумеется, что многое в этой работе зависит от личного примера младшего командира. Издавна в народе говорят: «Рать крепка воеводою». Личный пример командира, его нравственный облик и авторитет порождают у подчиненных уважение и доверие к нему, способствуют сплочению коллектива, повышению его воспитательной роли.

Весьма положительно сказывается на укреплении воинской дисциплины умение сержантов и старшин правильно строить взаимоотношения с подчиненными в соответствии с их индивидуальными особенностями, искусство управлять межличностными отношениями в воинском коллективе. Важно в связи с этим хорошо знать реальную структуру межличностных отношений в отделении, состав микрогрупп, их направленность, лидеров и т.д. Это будет способствовать проведению предметной воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины, исключению отрицательных явлений (дедовщина и т.д.) среди солдат и матросов.

Воинские коллективы Вооруженных Сил РФ многонациональны. Поэтому в укреплении воинской дисциплины и поддержании высокой боеготовности велика роль работы сержантов (старшин) по интернациональному воспитанию воинов. Прежде всего необходимо формировать у них уважение к национальным чувствам, обычаям и традициям. Воинские уставы подчеркивают, что основным методом является метод убеждения, обращенный к уму и чувствам воинов. Однако он вовсе не исключает и мер принуждения. Работа сержантов и старшин дает желаемый результат, если им присуща правильная, извещенная дисциплинарная практика. Дисциплинарный устав требует: ни один нарушитель воинской дисциплины не должен уйти от ответственности, но и ни один невинный не должен быть наказан.

Речь идет об умелом сочетании и правильном применении мер убеждения, принуждения и общественного воздействия на солдат и матросов. Таким образом, воинская дисциплина исключительно емкое и широкое понятие, охватывающее по сути все сферы жизни и деятельности военнослужащих. Поэтому многообразны пути, формы и методы работы младших командиров по воспитанию подчиненных в духе беспрекословного повиновения и исполнительности, строгого соблюдения требований Военной присяги и воинских уставов. Руководителю группы рекомендуется освещать указанные направления, используя конкретные примеры из жизни своего подразделения.

Общевоинскими уставами на сержантов - заместителей командиров взводов, командиров отделений (экипажей, расчетов) возлагается ответственность за обучение, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние, строевую выправку и внешний вид подчиненных, правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и содержание их в порядке и исправности, обеспечение требований безопасности военной службы. Выполняя должностные и специальные обязанности, командуя отделениями и экипажами, сержанты обязаны знать положения общевоинских уставов, организовывать наведение и поддержание внутреннего порядка в подразделении, образцово нести внутреннюю, гарнизонную и караульную службы, показывать пример добросовестного выполнения воинского долга и требовать этого от подчиненных.

Наведение и поддержание в подразделении уставного порядка, то есть осуществление всей жизни и деятельности подчиненных в соответствии с общевоинскими уставами, требует от сержантов проведения большой организаторской и повседневной воспитательной работы с личным составом.

Сержанты - заместители командиров взводов, командиры отделений (экипажей, расчетов) в ходе занятий и выполнения задач внутренней, гарнизонной и караульной служб изучают с подчиненными и добиваются от них знания требований общевоинских уставов. Такие положения общевоинских уставов, как обязанности солдата, дневального и часового, обязанности солдата перед построением и в строю, основные положения Дисциплинарного устава солдаты должны знать наизусть и руководствоваться ими в повседневной жизни.

Сержанты обязаны приучать подчиненных к соблюдению уставного порядка сразу же, как только те прибудут в подразделение, на каждом занятии, учении, при несении службы в суточном наряде, в повседневной жизни. Прививать добросовестное отношение к службе, не допускать отступлений от общевоинских уставов, проявлять постоянную требовательность - важная обязанность младших командиров.

Требовательность всегда должна быть обоснованной, постоянной и в равной степени относится ко всем военнослужащим. Необходимо помнить, что требовательность неразрывно связана с заботой о человеке, уважением его человеческого достоинства, доверием к его силам и возможностям.

Чуткое и заботливое отношение к подчиненным является характерной чертой настоящего командира. В то же время оно ничего общего не имеет с заискиванием перед подчиненными, стремлением завоевать «дешевый» авторитет беспринципной добротой. Заботиться о подчиненных - значит принимать все меры, чтобы они быстро овладевали военным делом, учились преодолевать трудности и испытания, своевременно получали положенное довольствие, а их нужды и запросы не оставались без должного внимания. Заботиться о подчиненных - значит создавать им в рамках требований уставов все условия для успешного выполнения возложенных на них задач.


Работа сержантов по организации выполнения личным составом
распорядка дня и поддержанию внутреннего порядка

Одним из основных условий поддержания в подразделении уставного порядка является точное выполнение распорядка дня. В решении этой задачи в подразделении важную роль играет сержантский состав.

Выполняя обязанности дежурного по роте, сержант - командир отделения (экипажа, расчета) за 10 минут до сигнала «Подъем» производит подъем заместителей командиров взводов и старшины роты, а по сигналу «Подъем» производит общий подъем роты и объявляет форму одежды для утренней физической зарядки. Командиры отделений (экипажей, расчетов) контролируют подъем личного состава, проверяют его наличие. После этого дежурный по роте строит роту. Старшина роты принимает доклад дежурного по роте. Пока рота находится на зарядке, очередные уборщики под руководством дежурного по роте наводят порядок в спальном помещении и проветривают его. Подразделение, вернувшись с физической зарядки, приступает к утреннему туалету и заправке постелей. Сержанты - заместители командиров взводов, командиры отделений (экипажей, расчетов) внимательно следят за тем, насколько аккуратно солдаты выполняют такие ежедневные операции, как заправка постелей, приведение в порядок обмундирования и обуви, наведение порядка в тумбочках.

По истечении времени, отведенного для утреннего туалета и заправки постелей, дежурный по роте подает команду «Рота, для утреннего осмотра - СТАНОВИСЬ!». Заместители командиров взводов (командиры отделений, экипажей, расчетов) строят своих подчиненных. Дежурный по роте докладывает старшине о готовности роты. По команде старшины заместители командиров взводов и командиры отделений приступают к утреннему осмотру. Начинаться он должен с проверки личного состава в строю. После этого сержанты - заместители командиров взводов, командиры отделений (экипажей, расчетов) приступают к осмотру внешнего вида военнослужащих, проверяют выполнение ими правил личной гигиены, исправность обмундирования, обуви, и стрижку.

Периодически на утреннем осмотре проверяется состояние ног, портянок и нательного белья, а также могут осматриваться и другие предметы обмундирования и снаряжения. Военнослужащие, нуждающиеся в медицинской помощи, записываются дежурным по роте в книгу записи больных для направления в медицинский пункт воинской части. О результатах осмотра и наличии личного состава сержанты - командиры отделений (экипажей, расчетов) докладывают заместителям командиров взводов, а те - старшине роты.

Учебные занятия должны начинаться точно в предусмотренное распорядком дня время. Перед началом занятий сержанты - командиры отделений (экипажей, расчетов) и заместители командиров взводов проверяют наличие подчиненных и осматривают, по форме ли они одеты, правильно ли пригнано снаряжение и не заряжено ли оружие. Затем заместители командиров взводов докладывают командирам взводов о готовности личного состава к занятиям.

На занятиях по боевой подготовке сержанты должны добиваться полного усвоения подчиненными изучаемых вопросов, поддерживать на учебных местах порядок и организованность, не допуская послаблений и упрощений, нарушений требований безопасности. После занятий они обязаны проверить наличие личного состава, снаряжения и учебного имущества, не заряжено ли оружие и всеми ли военнослужащими сданы неизрасходованные боеприпасы и имитационные средства. Результаты проверки докладываются по команде.

При построении на каждый прием пищи сержанты - заместители командиров взводов, командиры отделений (экипажей, расчетов) должны проверить наличие личного состава, состояние обмундирования и обуви, выполнение всеми военнослужащими правил личной гигиены. В столовой каждое отделение (расчет, экипаж), как правило, имеет закрепленные за ними обеденные столы. На каждый стол назначается старший из числа сержантов или солдат.

В послеобеденное время распорядком дня предусматривается уход за вооружением и военной техникой. Чистка оружия должна начинаться с инструктажа по требованиям безопасности и проводиться под руководством заместителей командиров взводов. Задача сержантов на самостоятельной подготовке - обеспечить личный состав необходимой литературой, наглядными и другими пособиями, индивидуально поработать с отстающими и самим подготовиться к занятиям на следующий день.

Во время, предоставляемое для личных потребностей военнослужащих, младшие командиры не только лично готовятся к следующему дню, но и проверяют подготовку подчиненных: подшиты ли подворотнички, исправна ли обувь и обмундирование.

На вечерней прогулке, проводимой старшиной роты или одним из заместителей командиров взводов, личный состав исполняет строевые песни в составе подразделения. По окончании прогулки дежурный по роте подает команду «Рота, на вечернюю поверку - СТАНОВИСЬ!». Заместители командиров взводов, командиры отделений (экипажей, расчетов) выстраивают свои подразделения.

Во время вечерней поверки проверяется наличие личного состава, доводятся приказы и распоряжения, объявляется наряд на следующий день и уточняется боевой расчет на случай тревоги и пожара. Заместители командиров взводов назначают очередных уборщиков на следующий день. Перед отходом ко сиу сержанты должны проверить выполнение подчиненными правил личной гигиены и заправку обмундирования. Дежурный по роте уточняет задачи дневальным по наведению порядка в помещениях роты и на территории, закрепленной за ротой.

Таким образом, работа сержантов по выполнению распорядка дня должна быть постоянно направлена на неукоснительное выполнение всех его элементов, на поддержание воинской дисциплины, организованности и соблюдение формы одежды. Важны личная примерность сержантов - командиров отделений (экипажей, расчетов) в выполнении распорядка дня и их требовательность к подчиненным.

Работа сержантов по подготовке личного состава к несению службы в гарнизонном и суточном нарядах

Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники, боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе.

Несению службы в суточном наряде сопутствует комплекс мероприятий: подбор и расстановка личного состава, его теоретическая и практическая подготовка, организация несения самой службы, воспитательная работа, контроль за несением службы и подведение итогов. Во всех этих мероприятиях сержанты принимают самое непосредственное, активное участие.

Очередность нарядов в роте между взводами устанавливается старшиной роты, а во взводе - заместителем командира взвода. Число нарядов должно распределяться равномерно и справедливо.

При назначении в наряд необходимо учитывать не только степень подготовки солдат и сержантов, но и их личные качества: дисциплинированность, бдительность, организаторские способности, инициативу и непримиримость к недостаткам, выносливость. Нельзя не учитывать также состояние их здоровья, обстановку в семье, связи с родными и знакомыми. Незнание людей, неправильная оценка психологического, морального и физического состояния военнослужащих при назначении их в наряд может привести к нарушению воинской дисциплины и даже к преступлениям.

В ночь, предшествующую наряду, лица, назначенные в суточный наряд, должны быть освобождены от всех занятий и работ.

Обязанности лиц суточного наряда определены уставами, и должны выполняться в полном объеме, без каких-либо отступлений. Самое незначительное нарушение уставных положений может привести к невыполнению или срыву поставленных задач. Поэтому, прежде чем заступить в наряд, каждый военнослужащий должен знать, как нести службу. Для этого организуются и проводятся занятия по изучению положений уставов, инструкций и других документов.

Подготовка личного состава к несению караульной службы проводится в три этапа:

- первый - за 2-3 дня до заступления в наряд осуществляются подбор и распределение личного состава караула согласно табелю постам;

- второй - в день, предшествующий заступлению внаряд, в часы, указанные в распорядке дня, с личным составом караула проводится занятие по изучению положений уставов, табеля постам с уточнением на макете охраняемых объектов особых обязанностей и вариантов действий часовых на постах, а также инструкций и требований безопасности при обращении с оружием;

- третий - в день заступления в караул проводится практическое занятие с отработкой действий часовых на постах.

Основа успешного несения службы суточным нарядом заключается в его практической подготовке. Практические занятия проводятся на местах, где военнослужащие будут нести службу: с нарядом по роте - в подразделении, с личным составом караула - на караульном городке и т. д.

Практическое занятие с личным составом караула организуется и проводится командиром подразделения. Обучение на учебных местах, как правило, проводится помощником начальника караула и разводящими, назначенными из числа сержантов - заместителей командиров взводов, командиров отделений (экипажей, расчетов).

Обычно они проводят тренировки по заряжанию и разряжанию оружия, обучают солдат порядку приема и сдачи поста, смене часовых, действиям часового при пожаре и отработке других вводных, На караульном городке, на учебных местах, методом тренировки помощник начальника караула и разводящие учат караульных определенному Уставом гарнизонной и караульной службы порядку приема и сдачи поста, несению службы с учетом его особенностей. Первостепенное внимание при этом обращается на поддержание бдительности и соблюдение порядка применения оружия.

На практическом занятии помощник начальника караула и разводящие добиваются, чтобы каждый караульный знал не только уставные требования, но и что находится под его охраной и обороной, особенности поста, маршрут движения, размещение объектов и порядок их охраны, расположение окопов, наличие освещения, средств охранной и пожарной сигнализации, места расположения постовых вышек и грибков, средств пожаротушения. Особое внимание обращается на изучение границ поста, наиболее опасных подступов к нему, секторов стрельбы и порядка применения оружия.

Суточный наряд по роте занимается в подразделении, где под руководством старшины роты изучаются: обязанности дежурного и дневальных, распорядок дня, инструкции о порядке действий при подъеме подразделения по тревоге, по требованиям пожарной безопасности, схема участка территории, закрепленного за подразделением для уборки. Перед заступлением в наряд военнослужащие должны привести в образцовый порядок свой внешний вид, а сержанты проверить, как они это сделали.

Подготовка суточного наряда по роте включает отработку практических действий дежурного и дневальных при объявлении тревоги, приеме и выдаче личному составу оружия и боеприпасов, по поддержанию в чистоте помещений и участка территории, закрепленного за подразделением. Путем практических действий по вводным старшина роты добивается от заступающего наряда умения четко выполнять свои обязанности по поддержанию в роте внутреннего порядка, соблюдению распорядка дня и обеспечению сохранности оружия и боеприпасов, имущества роты и личных вещей солдат и сержантов.

Все лица суточного наряда имеют общую обязанность - бдительно нести службу. В интересах бдительности уставы категорически запрещают всем дежурным и их помощникам, начальникам караулов и разводящим, дневальным, караульным и часовым даже на минуту прекращать или передавать кому бы то ни было исполнение своих обязанностей без особого на то разрешения или приказания, оставлять назначенное место, нарушать установленный режим несения службы, определенный соответствующими инструкциями.

Несение службы заканчивается подведением итогов. В ходе его сержантам (младшим командирам) важно подчеркнуть, как выполнялись уставные обязанности, какой опыт приобрели подчиненные при несении службы.

Работа сержантов по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья личного состава, заботе о его быте и нуждах

В работе по обучению и воспитанию подчиненных особое место занимает требовательность командиров, а истинная требовательность неразрывно связана с заботой о людях. Глубоко изучая запросы и интересы подчиненных, чутко прислушиваясь к их настроениям, удовлетворяя их нужды, сержанты тем самым сплачивают руководимые ими подразделения, повышают их моральное состояние, готовность к выполнению боевых задач. Основными обязанностями младших командиров всех степеней является руководство выполнением установленных требований безопасности. Сложность и многогранность армейской службы требует от каждого военнослужащего знания и точного соблюдения требований безопасности.

Младшие командиры в повседневной деятельности отвечают за выполнение требований безопасности личным составом отделения (экипажа, расчета) при проведении всех видов занятий и работ.

Практика показывает, что большинство происшествий в ходе занятий и работ происходит от игнорирования всеми категориями военнослужащих требований безопасности.

Сержант обязан:

Лично знать требования безопасности, организовывать их изучение и проверять знание их подчиненными;

Своевременно напоминать требования безопасности на занятиях по боевой подготовке, при работе с вооружением и военной техникой, проведении боевых стрельб и тактических учений, несении караульной и внутренней служб, обращении с ядовитыми техническими жидкостями, погрузке (выгрузке) и перевозке личного состава, проведении занятий по физической подготовке, выполнении хозяйственных работ и требовать от подчиненных строгого их выполнения;

Следить, чтобы по окончании стрельб и занятий у подчиненных не оставалось боевых и холостых патронов, гранат, запалов и взрывчатых веществ;

Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему и организовывать его отправку, в случае необходимости, в медицинское учреждение.

Уставы требуют, чтобы младшие командиры заботились о повышении уровня физической подготовки, сохранении и укреплении здоровья подчиненных, контролировали полноту выдачи и качество положенного им довольствия, помогали подчиненным, а в необходимых случаях ходатайствовали за них перед старшим командиром.

Особое место в деятельности младших командиров должны занимать вопросы обеспечения быта личного состава. Если остаются неудовлетворенными элементарные требования жизни и быта военнослужащих, то и призывы к соблюдению требований дисциплины не возымеют на них действия.

Обязанности командира отделения при обучении подчиненных

В настоящее время роль сержантов значительно возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, переходом Вооруженных Сил российской Федерации на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, совершенствованием техники и вооружения.

В этих условиях сержант (командир) обязан:

Знать реальное состояние выучки каждого подчиненного;

Проводить с подчиненными занятия по предметам боевой подготовки;

Быть образцом для подчиненных в выполнении нормативов боевой подготовки;

Нести службу в суточном наряде совместно с подчиненными;

Быть подтянутым в строевом отношении и физически развитым;

Своевременно и конкретно ставить задачи подчиненным по подготовке к занятиям по боевой подготовке;

Строго выполнять распорядок дня, планы и расписания занятий;

Своевременно готовить и эффективно использовать материально-техническую базу для проведения занятий;

Целенаправленно и непрерывно проводить воспитательную работу;

Вести постоянный контроль за ходом боевой подготовки личного состава отделения (подразделения);

Вести анализ достигнутых результатов;

Подводить итоги с личным составом отделения.

Выполняя обязанности, сержанты, прежде всего, помогают подчиненным качественно изучить оружие и боевую технику, уставы и руководства, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формируют умение подчинять свои действия и поступки с требованиями воинских уставов, приказам командиров.

Обучение - педагогический процесс, в ходе которого под руководством командира (начальника) солдаты приобретают необходимые знания, навыки и умения, из чего, в конечном счете, складывается воинское мастерство. В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Основная обязанность сержанта - быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Отечества.

Высокая требовательность - неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном подразделении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчиненного, что, как правило, обижает и отдаляет солдата от сержанта.

Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчиненных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

И воспитания личного состава, дисциплина и организованность и в конечном итоге состояние боеспособности подразделений и частей.

Сержанты относятся к младшему звену командных кадров и представляют собой самый многочисленный их . Они являются помощниками в подготовке идейно убежденных, умелых и мужественных защитников социалистической Родины. Это - ближайшие и непосредственные начальники солдат, первые их учителя и воспитатели.

Говоря о роли младших командиров, подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части».

В настоящее время роль младшего звена командных кадров еще больше возросла. Это объясняется усложнением задач по обучению и воспитанию солдат в связи с сокращением сроков военной службы и изменениями, вызванными в военном деле.

Требования к обучению и воспитанию каждого солдата неизмеримо возросли, а сроки их подготовки сократились. Это вызвало необходимость повышения уровня подготовки и ответственности командиров всех степеней и особенно тех, кто ежедневно непосредственно готовит солдат, упорно трудится над тем, чтобы они стали настоящими воинами.

Исходя из оценки международной обстановки и характера современного империализма, XXV съезд КПСС нацелил партию и народ на всемерное повышение оборонного могущества нашей Родины, постоянную готовность к защите завоеваний социализма.

Особое значение в настоящее время приобретает овладение воинским мастерством, умелое владение оружием и боевой техникой на поле боя.

Современные боевые действия ведутся с применением разнообразных и мощных средств вооруженной борьбы, которые личный состав не только должен хорошо знать, но и уметь с высокой эффективностью применять в самых сложных условиях обстановки. Без этого немыслима победа в современном бою.

Эту задачу по праву можно считать задачей номер один. Она должна решаться настойчиво и целеустремленно в процессе подготовки, особенно в ходе полевой выучки личного состава, и прежде всего на тактико-строевых и тактических занятиях и учениях, боевых стрельбах, практических занятиях и тренировках на учебных полях, а также на физических тренировках, проводимых в полевых условиях.

Поэтому важнейшей обязанностью сержантов является обучение солдат воинскому мастерству, умелому владению оружием и боевой техникой. Носителями воинского мастерства являются отличники боевой и политической подготовки, классные специалисты, мастера военного дела. Долг сержантов -заботливо выращивать отличников учебы, классных специалистов, мастеров военного дела, организовывать и руководить социалистическим соревнованием в отделении, экипаже, расчете, направленным на повышение качества учебы каждого солдата, классности, мастерства, дисциплины и организованности.

Таким образом, перед сержантами Советской Армии стоят большие и ответственные задачи.

Сержант не может решать задачи обучения солдат, если сам не будет настоящим мастером военного дела, специалистом высокой квалификации. Он должен обладать высокими командирскими методическими навыками.

Говоря о командирских качествах сержанта, следует иметь в видy умение уверенно командовать подчиненными, правильно решать задачи обучения и воспитания и проявлять постоянную требовательность к солдатам. Высокая требовательность - неотъемлемое качество командира и необходимое условие высокой воинской дисциплины, организованности и порядка в войсках.

Требовательность не имеет ничего общего с грубостью и унижением достоинства военнослужащего.

Она заключается в устранении неправильных действий подчиненных, нарушающих воинскую дисциплину, уставной порядок и наносящих вред боеспособности подразделения, а также в устранении замеченных нарушений по службе, решительном пресечении проступков. Требовательность предполагает контроль за выполнением отданных распоряжений и приказов, воспитание у подчиненных беспрекословного повиновения и исполнительности.

Постоянная и твердая требовательность должна сочетаться с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

Кроме того, -сержант должен быть умелым педагогом и воспитателем. Без этого нельзя обеспечить единство процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к ведению боевых действий.

Все это означает, что сержант не только должен уметь распоряжаться, командовать, но и тщательно готовить и образцово проводить занятия с подчиненными, уметь разъяснять им изученный материал, знать и использовать методические приемы, позволяющие’ повышать боевое мастерство личного состава, владеть методами воспитательной работы. А для этого необходимо быть хорошо ознакомленным с основами военной педагогики и психологии, методикой боевой подготовки.

И наконец, каждый сержант должен быть образцом высокой дисциплинированности и исполнительности.

В. И. Ленин указывал: «…если мы добросовестно учим дисциплине… то мы обязаны начать с самих себя».

Самым действенным средством воспитания уважения к дисциплине является собственный пример воспитателя, на которого ежедневно и ежечасно устремлены взгляды подчиненных. Всякие разъяснения и требования, не подкрепленные личным примером, как правило, малодейственны и не достигают цели.

Ежедневное поведение сержанта, его исполнительность и внешний вид оказывают непосредственное влияние на воспитание подчиненных.

сержант дисциплина воинский правопорядок

Формы работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины - это совокупность согласованных по месту, времени и задачам организационных, технических и воспитательных мероприятий, осуществляемых командирами, штабами, органами воспитательной работы, военной юстиции, другими должностными лицами и армейской общественностью, направленные на обеспечение соблюдения личным составом Конституции и законов Российской Федерации, а также требований воинских уставов, приказов командиров и начальников.

Иными словами, формы работы - это различные варианты организации конкретной работы или процесса, композиционна построение какого-либо мероприятия, последовательность и порядок действий командира и подчиненного, их взаимоотношений, время и место проведения и другие элементы организации.

К основным формам работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении следует отнести: массовые, групповые и индивидуальные.

Массовые формы предполагают участие, как правило, всего личного состава подразделения. К ним относятся: различные виды информирования личного состава, собрания личного состава, подведение итогов, занятия по боевой подготовке, спектакли, читательские конференции, экскурсии, лекции, беседы, научно-практические конференции, тематические вечера, диспуты, викторины, «круглые столы» и другие.

Групповые формы предполагают участие части личного состава. К ним относятся: работа клубов по интересам, кружки художественной самодеятельности, спортивные командные игры, различного рода групповые упражнения и работы и другие.

К индивидуальным формам можно отнести индивидуальные беседы, поручения, задания и другие.

Выбор той или иной формы, а также порядок ее реализации определяются целями и задачами работы.

Практика свидетельствует, что к выбору методов и форм работы надо подходить творчески, все время разнообразить их.

Составной частью работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении является правое воспитание, цель которого - укрепление сознательной воинской дисциплины и боевой готовности войск правовыми средствами. Эта работа строится на разъяснении воинам их правового положения: прав, обязанностей и льгот, а также законов о характере взаимоотношений между военнослужащими и ответственности за их нарушение. Широко используются меры убеждения и принуждения, которые принято называть правовыми средствами. К ним относятся меры поощрения, дисциплинарные взыскания, уставные меры пресечения нарушений правопорядка и воинской дисциплины, юридическая ответственность, меры общественного воздействия. Младший командир должен умело применять данную ему дисциплинарную власть. Кроме того, необходимо опираться на положительное распространение передового опыта.

Общепринятыми групповыми формами правового воспитания выступают: юридический всеобуч, выступления военных юристов перед личным составом, единые дни правовых знаний и информирования, проведение месячников таких, как, например, «Отделение - центр соблюдение воинской дисциплины», показные суды и другие.

К групповым формам можно отнести работу юридических кружков, уголков правовых знаний.

Важное значение имеют индивидуальные формы правовой работы, заключающиеся в проведении индивидуальных бесед и консультаций работников военной прокуратуры, применение прокурорских воздействий на военнослужащих, совершивших проступки или склонных к нарушению законов, правопорядка и воинской дисциплины. Положительно влияют на военнослужащих стенды с информацией об осуждении, выездные суды, доведение статей Уголовного кодекса.

В воинском подразделении большое значение в поддержании и укреплении правопорядка и воинской дисциплины играет индивидуально-воспитательная работа, направленная на воспитание дисциплинированности и исполнительности каждого воина. Она, пожалуй, является наиболее действенным и эффективным механизмом работы младших командиров по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в подразделении. Ведь как никому сержантам, проводящим в подразделении 24 часа с подчиненными, должны быть хорошо известны индивидуальные особенности каждого военнослужащего, исходя из которых они должны уметь использовать наиболее целесообразные методы, формы и средства воспитания. Только правильная организация индивидуально-воспитательной работы позволяет младшим командирам наиболее глубоко разбираться в истинном положении дел в подразделении, эффективно влиять на процессы, происходящие в воинском коллективе, в интересах решения стоящих перед ним задач.

Своевременное и полное устранение причин и последствий недисциплинированности военнослужащих, а также совершения ими нарушений правопорядка и воинской дисциплины чрезвычайно важно. Здесь необходима кропотливая работа младших командиров в этом направлении. Она должна строиться на пресечении правонарушений, а также на выявлении и устранении причин и условий, способствующих их совершению. Следовательно, для организации профилактической работы сержанты в первую очередь должны хорошо знать причины, условия и поводы нарушений, методику их выявления и устранения, а также предусмотренные законом меры пресечения правонарушений.

Одним из наиболее сложных направлений в этой работе, является выявление «неформальных лидеров», способствующих развитию в подразделении «дедовщины» и других негативных процессов. Здесь сержанты должны опираться на коллектив, общественное мнение, авторитет офицеров. Им надо обладать чувством убежденности в том, что дисциплина в подразделении - дело коллективное.

В целях поддержания и укрепления правопорядка и воинской дисциплины в каждой воинской части командирами (начальниками) организуется система работы должностных лиц. Одним из важных ее звеньев является работа младших командиров по поддержанию высокой воинской дисциплины в своем подразделении.

Она начинается с планирования мероприятий в сержантской книжке, продолжается практическим их выполнением и заканчивается контролем и докладом об их выполнении. При этом младший командир должен:

Ежедневно:

  • 1. Знать, где находятся его подчиненные, и проверять их при каждом построении, докладывать об отсутствующих вышестоящему командованию.
  • 2. Следить за выполнением распорядка дня, чистотой и внутренним порядком в отделении (взводе), требовать соблюдения подчиненными воинской дисциплины.
  • 3. Проводить индивидуально-воспитательные беседы с 1 - 2 военнослужащими.
  • 4. Обеспечивать соблюдение подчиненными правил ношения военной формы одежды, следить за чистотой их обуви и обмундирования, а также проводить утренний осмотр.
  • 5. Докладывать непосредственному командиру о жалобах, просьбах подчиненных, их проступках и принятых мерах по предупреждению правонарушений, о заболевших военнослужащих, наложенных взысканиях, поощрениях, случаях утрат военного и государственного имущества.
  • 6. Осматривать и постоянно содержать в порядке и исправности вверенное вооружение, боевую и другую технику и имущество, строго следить за их наличием.
  • 7. Обеспечивать соблюдение мер безопасности в повседневной деятельности.
  • 8. Подводить итоги дня, оценивать отношение подчиненных к выполнению служебных обязанностей и их личную дисциплинированность.
  • 9. Заботиться о подчиненных и вникать в их нужды и запросы.
  • 10. Готовиться и проводить занятия с подчиненными по боевой подготовке.

Еженедельно:

  • 1. Беседовать с каждым подчиненным, обращая особое внимание на молодых солдат и военнослужащих, склонных к нарушению воинской дисциплины. Выяснять причины и принимать меры по недопущению нарушений вплоть до наложения взысканий.
  • 2. Организовывать дополнительные занятия с отстающими по изучению общевоинских уставов ВС РФ.
  • 3. Следить за очередностью и справедливым распределением нарядов среди солдат отделения, их увольнением из расположения части.
  • 4. Докладывать командиру взвода о состоянии воинской дисциплины, принятых мерах по ее укреплению и ходатайствовать о поощрении наиболее отличившихся подчиненных, о наказании нарушителей.
  • 5. Подводить итоги воинской дисциплины, боевой учебы и соревнования за прошедшую неделю и ставить задачи подчиненным на предстоящую неделю.

Кроме того, младший командир должен знать:

  • 1. Список личного состава отделения, расчета, экипажа.
  • 2. Социально-демографические данные на каждого солдата.3. Сведения о количестве поощрений и взысканий у каждого военнослужащего.

Для того чтобы у сержантов не возникало трудностей в работе по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины под личным руководством командира воинской части, его заместителей и других опытных педагогов должны проводиться занятия по обучению сержантов методике работы с подчиненными, на которых определяются наиболее целесообразные методы, приемы и формы работы по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении, позволяющие эффективно формировать их морально-психологические, боевые качества, направленные на повышение боеготовности и боеспособности подразделения.

Практика свидетельствует, правильное применение форм и методов работы младших командиров по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины в подразделении, а также систематический и комплексный подход к их решению дают положительные результаты.

433.74kb.

  • План и конспект учебного занятия Методы и приемы обучения на занятиях , 463.84kb.
  • 1. Литература Нормативные правовые акты , 376.82kb.
  • План- конспект. Проведения занятия по рхбз с личным составом Тема: , 74.17kb.
  • План конспект для проведения занятия по физической подготовке с л/с , 48.85kb.
  • План занятия: объяснение правил получения очков деление на команды задание 1 Праздник , 369.44kb.
  • «УТВЕРЖДАЮ»

    "____"_______________ 20 г.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    проведения занятия по методике воинского воспитания подчиненных

    с сержантами.

    ТЕМА : Соотношение методов убеждения и принуждения в воспитании подчинен-

    Ных. Дисциплинарная практика младшего командира.

    ЦЕЛЬ : Довести до слушателей формы и методы работы сержантов по

    Воспитанию подчиненных,успешному применению поощрительных

    Мер и мер принуждения,а также методику проведения дисципли-

    Нарной практики младшими командирами.

    УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Основные методы работы сержантов по воспитанию

    Подчиненных.

    2.Методика проведения дисциплинарной практики

    Младшими командирами.

    ВРЕМЯ : 2 часа

    МЕСТО : Комната досуга

    МЕТОД : рассказ-беседа

    ЛИТЕРАТУРА : Журнал "Ориентир",N4 за 1998 год

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    I.ВСТУПЛЕНИЕ - 5 минут

    Проверяю наличие сержантов и их готовность к занятию. Объявляю тему, цель и учебные вопросы занятия.

    II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - 90 минут

    Приступаю к изложению учебных вопросов.

    1 вопрос.

    Устав внутренней службы ВС РФ обязывает командиров всех степеней

    Постоянно поддерживать среди подчиненного личного состава крепкую во-

    Инскую дисциплину. В практическом плане это предполагает использование

    Всего арсенала методов, средств, приемов воспитательного воздействия

    С целью формирования у подчиненных сознательной дисциплинированности.

    Среди наиболее общих методов, применяемых с этой целью сержантами

    (старшинами),можно назвать убеждение, упражнение воинов в правильных

    Поступках, наказание с целью предупредить появление нежелательных ка-

    Честв, воздействие на подчиненных личным примером своего поведения и

    Многое другое.

    Молодые люди, призываемые в армию и на флот, конечно, уже имеют оп-

    Ределенное представление о воинской дисциплине. Но, к сожалению, в усло-

    Виях нынешнего негативного информационного воздействия он часто бывает

    Искаженным. Значит от младших командиров с первых дней прибытия молодо-

    Го пополнения в подразделения потребуется кропотливая работа, направ-

    Ленная на то, чтобы сообщить воинам необходимые знания, дать обстоятель-

    Ные разъяснения и подвести их (воинов) к глубокому осознанию сущности

    И основного содержания воинской дисциплины в нашей армии.

    Но одного знания - как себя вести - конечно, недостаточно. Нужна

    Убежденность в необходимости поступать только так, а не иначе. Поэтому в

    Воспитании сознательной дисциплинированности такое большое значение

    Отводится методу убеждения.

    В Дисциплинарном уставе ВС РФ подчеркивается, что воинская дисцип-

    Лина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга

    И личной ответственности за защиту своего Отечества. А такое понимание

    Может быть достигнуто путем убеждения. Существует ряд приемов,обеспечи-

    Вающих эффективность применения этого метода. Так,у воина может сло-

    Житься ошибочный взгляд на какую-то сторону армейской жизни. От младше-

    Го командира в этом случае требуется опровергнуть неправильный взгляд

    Подчиненного, доказать, почему уставы регламентируют поступать именно

    Таким образом. Убеждение неразрывно связано с разъяснением, которое

    Должно быть четким и аргументированным. Часто исключительно эффективным

    Приемом убеждения является сравнение,при котором воинам дается воз-

    Можность лучше познать и оценить самих себя. Кроме названных приемов

    Существуют и другие. И в каждом конкретном случае сержант выбирает

    Те, которые наиболее эффективно влияют на развитие сознательной дисцип-

    Линированности военнослужащих.

    Необходимо отметить, что убеждения можно добиться как словом, так

    И делом, примером.

    Дисциплинированность воина зависит не только от уровня развития

    Его сознания, но и от имеющихся навыков и привычек, которые заставляют

    Соблюдать целый ряд уставных требований. Поэтому в качестве метода вос-

    Питания дисциплинированности младшие командиры используют упражнение.

    Особенности ратного труда требуют исключительной точности, ловкос-

    Ти, быстроты ориентировки в складывающейся ситуации и безошибочной ре-

    Акции на нее, т.е. определенного автоматизма поступков и действий. Такие

    Качества вырабатываются только тогда, когда человек упражняется, посто-

    Янно выполняет установленные правила поведения. Осуществление метода

    Упражнения на практике предусматривает высокую требовательность млад-

    Ших командиров к подчиненным, поддержание твердого уставного поряд-

    Ка, обеспечение примерности военнослужащих в службе и личном поведении.

    Добиться у подчиненных закрепления тех или иных положительных ка-

    Честв сержанты могут и целенаправленным использованием мер поощрения.

    Конечно, спектр поощрений, предоставляемых сержанту Дисциплинарным

    Уставом, невелик. Командир отделения имеет право снять ранее наложенное

    Им дисциплинарное взыскание, объявить благодарность. Но зачастую и этого

    Достаточно, чтобы укрепить веру солдата в свои способности, вызвать у

    Подчеркнуть, что поощрения играют дисциплинирующую роль только при соб-

    Людении ряда условий, а именно: соответствия мер поощрения степени зас-

    Луг воина; целесообразности применения поощрения; выделения личностных

    Качеств военнослужащих, за проявление которых он поощряется; учета при

    Поощрении индивидуальных особенностей подчиненных; разнообразия мер по-

    Ощрения; своевременности их применения.

    С методом поощрения тесно связан метод принуждения. Одной из его

    Форм является наказание за нарушения воинской дисциплины. Его суть зак-

    Лючается в негативной оценке, осуждении, а при необходимости и пресече-

    Нии действия, нарушающего уставные требования. Командир отделения имеет

    Право наложить на нарушителя дисциплины из числа подчиненных следующие

    Взыскания: объявить выговор или строгий выговор; лишь солдата, проходя-

    Щего военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения

    Воинской части; назначить в наряд вне очереди на работу. Но наказание

    Только тогда дает нужный эффект, когда вызывает у воина переживание за

    Свой недостойный поступок, то есть чувство стыда, неловкости, раская-

    Ния, сожаления и прочее. Вот почему младшему командиру важно постоянно

    Заботиться об условиях, которые обеспечивали бы высокую эффективность

    Дисциплинарных мер воздействия. Большое значение при этом имеет обосно-

    Ванность наложения взыскания, своевременность приведения его в исполне-

    Ние и снятие взыскания с воина, исправившего свое поведение.

    Но все же опытный командир к взысканиям прибегает обычно в край-

    Них случаях. Ведь у сержанта, старшины немало и иных средств воздействия

    На нарушителя порядка. Это и устное замечание, и напоминание о долге

    Службы, и критика нарушителя в товарищеской беседе, и принципиальный

    Разговор с глазу на глаз.

    Еще раз хочется подчеркнуть, что поощрение, так и наказание должны

    Быть обоснованными, применяться лишь в тех случаях, когда для этого

    Действительно есть основания. Только справедливое, тщательно продуманное

    Их использование принесет пользу делу укрепления воинской дисциплины.

    Войсковая практика свидетельствует, что невозможно поддерживать

    Дисциплину на должном уровне, если не обеспечена высокая дисциплиниро-

    Ванность командного состава. Личная примерность сама по себе оказывает

    Определенное влияние на поведение воинов, на их развитие, на формирова-

    Ние у них воинских качеств. Если солдаты видят, что их сержант отлично

    Стреляет, водит боевую машину, успешно освоил воинскую специальность, об-

    Разцово выполняет строевые приемы, уверенно чувствует себя на спортив-

    Ных снарядах, то и они стремятся поступать подобным образом. Однако од-

    Ного примерного поведения командира еще недостаточно. Авторитет сержан-

    Та, как и любого другого лица командного состава, немыслим без его спо-

    Собности умело руководить подчиненными, потребовать от них бесприкос-

    Ловного и точного выполнения порядка и правил военной службы. Солдаты

    Только тогда по-настоящему будут уважать своего командира, сплачиваться

    Вокруг него в единый коллектив, когда они увидят в нем и подготовленно-

    Го военного специалиста, и уверенного в себе, волевого человека, и стар-

    Шего товарища, обладающего твердыми убеждениями, служебным опытом, общей

    Культурой, нетерпимого к недостаткам. Уважение подчиненными командира

    Как личности обеспечивает ему право командовать ими, обучать и воспиты-

    2 вопрос.

    Перечисленные методы воспитательной работы младших командиров по

    Поддержанию воинской дисциплины и правопорядка могут проявляться в оп-

    Ределенных формах. Условно они разделяются на индивидуальные и массо-

    Вые.К последним относятся беседы, лекции, вечера вопросов и ответов и

    Т.п. Хотя сержанты и принимают в этих мероприятиях самое непосредствен-

    Ное участие, но организаторами их проведения все же выступают офицеры и

    Прапорщики. Поэтому мы остановимся на индивидуально-воспитательной ра-

    Боте младших командиров, тем более что методика ее проведения часто вы-

    Зывает у сержантского состава наибольшие трудности. А ведь знание под-

    Чиненных, их сильных и слабых сторон, привычек, склонностей, интересов и

    Идеалов позволяет воспитателям уверенно руководить ими, оказывать на

    Них действенное влияние, своевременно принимать необходимые профилакти-

    Ческие меры.

    Что сержанту необходимо знать о подчиненных? Прежде всего - усло-

    Вия их воспитания и жизни до призыва, социальный опыт, основные установ-

    Ки по прохождению службы, уровень общего образования, способность к ов-

    Ладению конкретной специальностью, особенности темперамента и характе-

    Ра.С этой целью целесообразно в именном списке личного состава (ведет-

    Ся в сержантском блокноте) иметь следующие сведения о подчиненных:

    Фамилия, имя, отчество;

    Должность;

    Образование;

    Военно-учетная специальность;

    Год, месяц, число и место рождения;

    Национальность;

    Время и место призыва в армию;

    Род занятий до призыва;

    Семейное положение, фамилии, имена, отчества ближайших родственников;

    Место работы родителей, жены;

    Уровень физической подготовленности;

    Склонности и увлечения.

    Эти данные, а также внимательное наблюдение за поведением военнос-

    Лужащего на занятиях, в ходе несения службы, в свободное время, его внеш-

    Ний вид, реакция на реплики товарищей подскажут командиру направление

    Индивидуальной работы с ним. Интерес при изучении подчиненного предс-

    Тавляют его автобиография, характеристики, анкеты. По ним сержант может

    Судить о его навыках, способностях, интересах и других качествах личнос-

    Знание индивидуальных особенностей воинов помогает младшему ко-

    Мандиру принять правильное решение при подборе личного состава для не-

    Сения караульной службы, внутреннего наряда, выполнения хозяйственных

    Работ.Так, на ответственные участки, связанные с необходимостью принятия

    Нения в поведении, то есть склонных к недисциплинированности, пьянс-

    Тву, наркомании и токсикомании. Последним необходимо исключить доступ к

    Должностям, связанным с использованием ГСМ и фармацевтических препара-

    Тов. Сержантам также необходимо постоянно контролировать военнослужа-

    Щих, родственники которых или они сами предпринимали попытки самоубийс-

    Практика показывает, что сержантам нужно учитывать и националь-

    Ность подчиненных, так как она отражает определенные характеристики той

    Среды,в условиях которой формировалась личность. При этом недопустима

    Абсолютизация черт национального характера.

    В ходе индивидуальной работы с подчиненными младшим командирам це-

    Лесообразно применять такое общее педагогическое правило: на избало-

    Ванного воздействовать жесткой требовательностью, на оступившегося -

    Доверием, на зазнавшегося - показом его невежества, на замкнутого - иск-

    Ренностью, на раздражительного - спокойствием, на недисциплинированного

    Образцом высоконравственного поведения.

    Весьма положительно сказывается на улучшении воинской дисциплины

    Умение сержантов и старшин управлять межличностными отношениями в под-

    Разделении. Важно в связи с этим хорошо знать реальную структуру таких

    Отношений, состав микрогрупп, их направленность, лидеров. Здесь не обой-

    Тись без помощи офицеров, без знания основ психологии воинского коллек-

    Тива. Но эти знания младшему командиру сформировать у себя в отделении

    Обстановку требовательности, сплоченности, товарищества. А в хорошо сла-

    Женном, дружном коллективе, как давно подмечено, и случаи нарушения воин-

    Ской дисциплины редки.

    Как правильно организовать совместную деятельность военнослужащих?

    Есть несколько советов, которые могут помочь сержантам и старшинам из-

    Бежать конфликтов между подчиненными. Младшим командирам необходимо:

    Четко определить индивидуальные задания каждому подчиненному;

    Оказанию взаимопомощи;

    Определить оценочные критерии, которые должны ясно указывать на

    То,кто и как справился с порученным делом;

    Позаботиться об обеспечении военнослужащих всем необходимым для

    Выполнения поставленных задач;

    Дать понять личному составу, что при распределении нагрузки ко-

    Мандиром были учтены все факторы.

    Главным, стержневым направлением деятельности сержантов и старшин

    Является воспитание у военнослужащих высокой личной ответственности за

    Строгое и точное соблюдение Конституции РФ, законов и общевоинских ус-

    Тавов, за безупречное поведение и исполнительность.

    III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 5 минут

    Напоминаю тему и цель занятия, учебные вопросы и как они усво-

    Ены. Отмечаю лучшие выступления и недостатки в ходе занятия.

    РУКОВОДИТЕЛЬ ЗАНЯТИЯ _______________________________



    Загрузка...