paradisemc.ru

Стили воспитания в семье и их влияние на возникновение тревожности у ребенка. Стили воспитания и тревожные дети

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения.

Проанализируем исследования зарубежных и отечественных авторов по данной проблеме.

К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) - к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание - к трудностям в социальной адаптации.

С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и агрессивности детей.

П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт “злостно-забитый” тип детей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее - “мягко-забитый” тип с зависимым поведением, холодностью и равнодушием; воспитание по типу “кумир семьи” - честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.

И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение - причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность - причиной душевной слабости ребёнка.

В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка - к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований - как этиологический фактор неврастении.

Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание - к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение - к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.

Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка.

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной - это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви (“Если я сделаю плохо, меня не будут любить”). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она “привязывает” к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно, нередко родители культируют “правильность” поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступление от норм и правил, устанавливаемых взрослыми (“Если я буду делать не так, как сказала мама, она не будет меня любить”, “Если поступаю не так, как надо, меня накажут”).

Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия родителя с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в первом и во втором случаях ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не “угодить” им, приступить жесткие рамки. Говоря о жестких рамках, мы имеем в виду ограничения, установленные родителем. К ним относятся ограничения спонтанной активности в деятельности, на прогулках и т. д.; ограничение детской непосредственности, например, отрывание детей (“Мама, а у меня … Тихо! Я все вижу! Сама подойду!”); пресечение детской инициативы (“Положи сейчас же, я не говорила брать тесто в руки!”, “Немедленно замолчи, я говорю!”). К ограничениям можно также отнести и прерывание эмоциональных проявлений детей. Так, если в процессе деятельности у ребенка возникают эмоции, их необходимо выплеснуть, чему может препятствовать авторитарный тип воспитания (“Это кому там смешно?! Это я буду смеяться, когда на твои оценки посмотрю”, “А ты чего рыдаешь? Замучила всех своими слезами!”).

Жесткие рамки, устанавливаемые авторитарным родителем, нередко держит ребенка в постоянном напряжении в течении длительного времени и порождает страх не успеть или сделать неправильно. Дисциплинарные меры, применяемые таким родителем, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям. Постоянная изменчивость требований родителя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.

Родителям также необходимо знать ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность, прежде всего ситуацию непринятия со стороны сверстников; ребенок считает: в том, что его не любят, есть его вина, он плохой (“любят хороших”) заслужить любовь, ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается.

Ситуация соперничества, конкуренции, особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Ситуация повешенной ответственности. Когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

В подобных ситуациях тревожные дети отличаются, как правило, неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающих тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический страх от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а так же молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.

В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно - мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир. В этом случае старый призыв к воспитателю воспитать, прежде всего, себя звучит чрезвычайно уместно. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок напоминал настороженного и пугливого зверька, взгляните честно на самих себя: не у вас ли он перенял такую манеру.

Однако такая неприятная индивидуальная особенность проявляется порой и у детей, чьи родители не подвержены мнительности и настроены в целом оптимистично. Такие родители, как правило, хорошо знают, чего они хотят добиться от своих детей. Особое внимание они уделяют дисциплине и познавательным достижениям ребенка. Поэтому перед ним постоянно ставится разнообразные задачи, которые они должны решать, чтобы оправдать высокие ожидания родителей. Справится со всеми задачами ребенку не всегда по силам, а это и вызывает недовольство старших. В результате ребенок оказывается в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел ли он угодить родителям или допустил какое-то упущение, за которое последует неодобрение и порицание. Ситуация может усугубляться непоследовательностью родительских требований. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной его шаг, но в принципе предвидит возможное недовольство, то все его существование окрашивается напряженной настороженностью и тревогой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1.3 Понятие тревожности
  • Выводы по главе I
  • 2.2 Анализ результатов исследования. Практические рекомендации для родителей
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Введение

Семья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируются его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово, особенно в подростковом возрасте. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институт семьи является важнейшим условием его развития и становления.

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).

Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е.Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М.Д. Эйнсуорт, 1964). В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др.

Отечественными психологами предложена широкая классификация стилей семейного воспитания, а также типов родительского отношения, способствующих возникновению той или иной аномалии развития (А.Е. Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1999). Однако мы считаем, что такого количества исследований по этой теме недостаточно, и вопрос взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков полностью не раскрыт.

Одним из следствий нарушений в воспитании ребенка является возникновение тревожности. Тревожность оказывает отрицательное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка. Особо значимо ее воздействие в подростковом возрасте, когда ребёнок входит во взрослую жизнь.

Все выше сказанное свидетельствует о важности и актуальности проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков , что и определило тему курсовой работы.

Целью работы является исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков.

Объект исследования - семейное воспитание.

Предмет - взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков.

Цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи :

а) проанализировать методическую, научную литературу по проблеме исследования;

б) раскрыть понятие семейного воспитания и тревожности как индивидуальной психологической особенности;

в) выявить особенности подросткового периода;

г) выявить особенности стилей семейного воспитания и уровня тревожности подростков;

д) определить взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков.

При выполнении работы использовались метод ы :

· анализ методической, научной литературы по проблеме исследования;

· беседа;

· анкетирование;

· тестирование.

Методики :

· методика "Детско-родительские отношения в подростковом возрасте" - родитель глазами подростка;

семейное воспитание тревожность подросток

· методика изучения тревожности как свойства личности Спилбергера - Ханина.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по проблеме исследования. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать представленные материалы при работе психологов и педагогов с родителями и подростками.

Работа состоит из введения, двух глав: теоретической, где проводится анализ научного материала и обобщение данных, и практической, где исследуется взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков, а так же заключения, оглавления, приложения и иллюстраций.

Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования: предполагается, что существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем тревожности подростков.

Глава I. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков

1.1 Специфика семейного воспитания

Семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности .

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности . В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Семейное воспитание - это более или менее осознанные усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребёнок, подросток, юноша .

Семейное воспитание - составная часть относительно социально контролируемой социализации человека (наряду с социальным воспитанием и религиозным воспитанием).

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком: автономия - контроль (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц); отвержение - принятие (А. Роэ, М. Сегельман, А. И Захаров, Д.И. Исаев, А.Я. Варга); требовательность (Е.Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби, Г.Т. Хоментаускас); строгость (Е.Е. Маккоби, П. Слатер); непоследовательность - последовательность (С. Броуди, Е.Е. Маккоби, А.И. Захаров).

В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Обобщая все существующие классификации детско-родительских отношений, Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова, к примеру, выделяют две оси, два измерения: любовь - контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку и то, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие - это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие - это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Ось (автономия - контроль) описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты - полная автономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка.

Подробная классификация неадекватных типов семейного воспитания, основанная на многолетних исследованиях, дана Личко А.Е. Выделены следующие десять типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Таким образом, существует достаточно обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий - формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения (Захаров А. И, Давыдова О. И, Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А.Я. и т.д.). Можно встретить также описание и неблагоприятных, патологически заостренных характерологических черт личности родителей, приводящих к тому или иному нарушению в воспитании (Захаров А.И., Куликова Т.А., Варга А.Я. и т.д.).

Однако эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым и т.д., что негативно влияет на адаптацию в школе.

Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия и т.д., что также отражается на адаптации ребенка в школе.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозит возникновением тревожности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции и своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети - мамы, папы - бабушки и дедушки - прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

В семье действуют психологические механизмы социализации, которые обеспечивают содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребенка. К таким психологическим механизмам социализации следует отнести подкрепление и идентификацию.

Подкрепление. Родители определенным образом реагируют на поведение ребенка: одобряют, поощряют или наказывают его за нарушение каких-то правил. Тем самым у ребенка складываются первые знания о том, что хорошо и что плохо, т.е. определенные нормы поведения.

Идентификация. Дети подражают родителям, сознательно и несознательно ориентируются на их пример. У ребенка появляются содержательные представления о социальных ролях и образцы поведения. Важно, каким содержанием в той или иной семье наполняются указанные механизмы.

В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей.

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в детском саду, в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть, выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видоизменены. Главное, чтобы они были. И чтобы были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка, это положительно повлияет на успешность в обучении ребенка.

Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. В этих условиях динамика роста и взаимоотношений во многом детерминируется такими факторами, как семейные ценности и стили воспитания.

1.2 Стили семейного воспитания

Семейное воспитание - это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений .

Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления - поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации - ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.

При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют:

· различные стили воспитания;

· факторы воспитательного воздействия;

· воспитательную позицию родителей и др.

Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический и попустительский.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов - "автократический", "диктат", "доминирование") - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более "разрешающее" поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов - "авторитетный", "сотрудничество") - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль (в терминологии других авторов - "либеральный", "снисходительный", "гипоопека") - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) - это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности - потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) - стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой - к формированию у него тревожности , беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

1.3 Понятие тревожности

Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771г. Один из авторов полагает, что слово "тревога" обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника.

В психологическом словаре тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают .

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения, то тревожность является устойчивым состоянием.

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Так А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента .

По определению Р.С. Немова, "тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях" .

Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих .

По определению С.С. Степанова "тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи" .

Таким образом, понятием "тревожность" психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Термин "тревожность" используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.

По мировой статистике, обычная "норма тревожности" - 15%, в России - 60-75%.

1.4 Тревожность как нарушение эмоциональной сферы подростков

Подростковый период жизни ребёнка обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме и в окружении подростка, но и тем, что он связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития.

Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление "Я", обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.

Подростковый возраст часто называют периодом диспропорции в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Окружающие ожидают, что благодаря физический зрелости он уже должен справляться с определенными проблемами развития.

У подростков развивается тревога по поводу и нормы развития, это связано, прежде всего, с диспропорциями в развитии, с преждевременным развитием, и его задержкой.

Осознание соматических изменений и их включение в схему тело - одно из важнейших проблем периода полового созревания. Подростки отмечают также социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку, презрение) и включают ее в представление о себе. Это формирует у подростка низкую самооценку, не уверенность в себе, скованность в общении и снижение чувства собственной значимости. К тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства достоинства и гордости, личностной идентичности.

Актуальным становиться, как отмечает Х. Ремшмидт, в своей работе "Подростковый и юношеский возраст", сравнение себя со сверстниками, поскольку диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, продолжает Х. Ремшидт, это может вызвать тревожность и привести к острым конфликтам или депрессивному состоянию и даже к хроническим неврозам .

Сюда входят такие функциологические изменения организма, как преждевременное половое созревание, задержка развития, также к причинам вызывающим тревожность у подростков, можно отнести юношеские угри, избыточный и недостающий вес, задержка роста.

Следующей причиной можно выделить сексуальное развитие подростков. В этом процессе решающую роль играет ЦНС, место интеграции нервных и психических феноменов.

Таким образом, развиваются сексуальные потребности и влечения, которые под влиянием психосоциальных и социально - культурных факторов (половое воспитание, нормы, индивидуальная психическая зрелость, примеры взрослых) по-разному выражаются в поведении:

· психоаффективно, т.е. как движимое чувством любви и склонности отношений к определенному партнеру;

· психофункциологически, как в значительной степени независимая от этого, несвязанное с определенным партнером сексуальное удовлетворение.

Но здесь могут возникать половые нарушения:

· если по каким - либо причинам созревания нет, то не возникает ни сексуального влечения, не соответствующих переживаний;

· если отсутствуют необходимые психосоциальные (социально-культурные) факторы или среди них преобладают наказания и ограничения, сексуальные потребности могут также исчезнуть или недоразвитья.

Это может привести к рассогласованности между нормальным развитием и психическим переживанием и поведением, вызывая неуверенность в себе, снижение самооценки и т.д.

Нужно заметить, что проявление тревожности может протекать в 2 вариантах: это страх - гнев и страх - страдание, которые по-разному проявляются, но одинаково дезадаптируют личность .

Необходимо обратить внимание на значимость семьи и школы в период взросления. Так как подростковый возраст это противоречие между стремлением казаться и неумением "быть взрослым". Это противоречие между стремлением к независимости и необходимостью подчиняться указаниям взрослых.

Трудности подросткового возраста связаны с повышенной возбудимостью, с ипохондрическими реакциями, с аффективностью, с острой реакцией на обиду, с повышенной критичностью по отношению к старшим.

Если эти особенности не учитывать, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в нравственном развитии и поведении. И здесь не маловажно отношения между родителями и ребенком. Так как подростковый возраст - это переходный возраст, переходный период, от детства к взрослости, возникают многочисленные конфликты, которые отрицательно влияют на формирование эмоциональной и когнитивной сферы.

Возрастает роль референтной группы, что способствует разрыву с родителями, как образцу для подражания. Со стороны родителей возрастают ограничения и запреты; в связи с новыми изменениями в семье возрастает число конфликтов. Экономические условия могут стать причиной для тревожности: так как подросток постоянно чувствует себя зависимым, несамостоятельным. Молодые люди долго зависят от родителей в финансовом отношении, из-за большой продолжительности школьного обучения. Неуспеваемость в школе может быть причиной конфликтов. Напряженные отношения между родителями и детьми обусловлены не столько конфликтом между поколениями, сколько изменившимися экономическими условиями и технологическим прогрессом, перед лицом которых родители, как и дети, чувствуют себя неуверенными и беспокойными, что порождает тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют собственный характер.

Наряду с родительским домом, школа - важнейшая инстанция социализации. Формирование юношества как фаза возрастного развития тесно связанно с возникновением системы всеобщего школьного образования. Школьные конфликты связанны в основном с успеваемостью, адаптацией, авторитетом и автономией. В связи с требованиями, предъявляемыми к успеваемости, возникают конфликты, как с учителями, так и со сверстниками.

По отношению к учителям могут возникнуть протест, отказ заниматься и добиваться успехов. Такое поведение встречается и у способных и у критически настроенных молодых людей. Чье выраженное стремление к успеху сталкивается с неблагоприятными перспективами на будущее. В отношениях с ровесниками могут возникать конфликты на почве соперничества. Это влияет на психосоциальную адаптацию школьников и сохранение класса как единого общества. Конфликты в области автономии и авторитета обусловлены стеснениями свободы школьными правилами. Молодые люди требуют, обосновать их чувствуют над собой нежелательную опеку.

Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности. Подростки имеют свои отличительные особенности, и они велики, но можно говорить о типичных, характерных чертах этого периода. По уровню и характеру психического развития подростничество - типичная эпоха детства, которая имеет ряд стадий, которые имеют свои особенности, с одной стороны, а с другой стороны подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни.

Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка, вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признания со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей, в том числе, участие в общественно значимых делах. Между тем, взрослые, подчеркивают, что подросток уже не маленький ребенок и предъявляя к нему повышенные требования, продолжают порой отказывать ему в праве на самостоятельность, возможностях на самоутверждение. Отсюда и возникают большинство конфликтных ситуаций, обиды и разнообразные формы протеста.

Основным новообразованием подросткового возраста является самосознание, как результат расширения общения, усложнившихся отношений подростка с обществом, с взрослыми, со сверстниками.

Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. Эти кризисы могут стать причиной разных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений, в том числе и тревожности, на которой мы остановимся по подробней.

Оскорбление взрослыми чувства собственного достоинства подростка, воспринимается им очень чувствительно. Из-за незнания взрослыми периодизации возрастного развития, личность подростка будет развиваться аномально, то есть "кризис подросткового возраста" будет протекать с осложнениями. Для кризиса идентичности характерно переживание подростком чувства неполноценности, депрессивное состояние и сексуальные намерения. Кризис идентичности, по мнению Х. Ремшмидта , можно рассматривать как реакцию на утрату статуса ребенка, на несоответствие биологический возможностей социальным, на неуверенность в своей компетенции, в своем статусе, на резкие биологические изменения, происходящие в организме взрослеющего человека.

Неуверенность и страхи могут достигать такой степени, что возникает боязнь утратить телесное и душевное единство, по этому "часто подростки создают поведенческие ритуалы" .

Д.И. Фельдштейн, выделял дифференциальный анализ кардинально - нового психического состояния подростка, определяемого потребностью растущего человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в общении. Все это позволяет установить и содержательно охарактеризовать психически - разные условия, своего рода три стадии кризиса развития подростка. Первый уровень, назвал Д.И. Фельдштейн, "локально - капризный" . Он характеризуется тем, что стремление 10 - 11 летнего подростка проявляется в потребности признания со стороны взрослых его важности и значения, через решение частных задач, по этому он называется локальный, а капризный, по тому что, преобладают в нем ситуативно-обусловленные эмоции. Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по разному, что отражается в мотивационных структурах. Характерно то, что 10 - 11 летние дети стараются получить признание самого факта их взросления.

Оценку поведения и отношения детей в специально организованных ситуациях показывают, что возрастающее стремление подростков к самостоятельности не сводиться просто к желанию добиться от взрослых понимания определенных прав, а основываться на понимании ими важности выражения конкретных задач, социально - одобренных дел, хотя они порой не осознают их значимость.

Второй уровень, Д.И. Фельдштейн, назвал "право - значимый".12 - 13 летный подросток не удовлетворяется, уже своим участием в определенной совокупности дел, решений; у него раскрывается потребность в общественном признании; происходит освоение не только обязанностей, но и главное, прав в семье, обществе, формируется стремление к взрослости не на уровне "я хочу", а на уровне "я могу" и "я должен".

На третьем уровне, "утверждающе - действительном", у 14 - 15 летнего подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, которое ведет к созданию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации.

Таким образом, изучение подросткового уровня на основе изменения одного из главных показателей их психического состояния - потребности в самостоятельности, самоутверждении, дает возможность рассматривать не просто младших и старших подростков, но и раскрыть сложную динамику их поуровнего развития.

Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции - осознание им своего "Я". Это осознание осуществляется и в самооценке и в отношениях со сверстниками, взрослыми. Повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств были односторонне истолкованы рядом зарубежных психологов, утверждающих, что этот отход от действительности якобы неизбежно сопровождается ярко выраженным эгоизмом, эгоцентризмом и аутизмом. Между тем, потребность подростка в самонаблюдении, самооценки, самоутверждении и самоусовершенствовании возникает не из пустого любопытства и поверхностного влечения к самоуглублению и не выступает как бесцельное самокопание, а появляется из моральной потребности проанализировать свои достоинства и недостатки, из стремления понять, что в собственных поступках и целях является правильным и неправильным, чего следует добиваться и от чего воздерживаться. То есть интерес к себе возникает из потребности жизни и деятельности, в которых раскрываются качества личности. Что касается наблюдаемой в подростковом возрасте потребности побыть одному, то они ни в коей мере не равноценна так называемому стремлению к одиночеству, а представляет собой при правильно организованной деятельности лишь потребности в условиях, благоприятных для сосредоточения и размышления. Усложняются в этот период отношения со сверстниками.

Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях, где только и возможна система реального равенства. Но возможны конфликты на почве соперничества. Часто подростки занимают агрессивную позицию по отношению к тем людям, от которых исходит угроза: их престижу, самооценки. На самом деле, срабатывает механизм психической защиты и часто он выражается в агрессии. В действительности у таких подростков часто низкая самооценка, повышенная тревожность, неуверенность, мнительность.

Подростки чутко улавливают отношение к ним взрослых, оценка которых оказывает большое влияние, активно формируя самооценку растущего человека. Она может быть как положительная, так и отрицательная.

Конфликты в школе могут приводить к требующим коррекции поведенческим нарушениям, на пример, к "школофобии", в основе часто лежит страх перед школой; боязнь издевательств и оскорблений к прогулам. Вместе с тем родительский дом служит положительным фактором, является причиной дезадаптации подростка. Сюда входит ряд причин: отягощенные психические условия (дисгармония в семье, частые ссоры, конфликты и т.д.), экономическое положение родителей, образование. Причиной дезадаптации подростка может служить как следствие уход из школы. У таких подростков обнаруживаются личностные нарушения и отклонения социального поведения. Их исходным пунктом часто служат нарушения формирования личности, склонность к сниженному настроению, заниженная самооценка, и, следовательно, неуверенность в себе, высокая тревожность.

Ш. Бюллер выделила в юношеском периоде 2 фазы: позитивную и негативную. Подростковый этап относиться к негативной фазе. Ее характерные черты: тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самосостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями. Эта фаза начинается, по мнению Ш. Бюллер в 11 - 13 лет, у мальчиков в 14 - 16 лет.

Выводы по главе I

Теоретический анализ проблемы взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков позволил сделать следующие выводы:

· cемья для ребенка есть ближайший круг общения, в котором формируются его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово, особенно в подростковом возрасте;

· одним из следствий нарушений в воспитании ребенка является возникновение тревожности;

· если в семье нет должной гармонии чувств, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозит возникновением тревожности;

· в зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей, выстраивается стиль воспитания;

· тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности;

· причины подростковой тревожности различны: функциологические изменения организма, социальная реакция на изменение их физического облика, сексуальное развитие подростков, отношения между родителями и ребенком и другие

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков

2.1 Программа исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков

Гипотеза нашего исследования заключалась в предположении, что существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и уровнем тревожности подростков. Целью работы ставилось исследование этой взаимосвязи.

Объектом исследования было выбрано семейное воспитание, а предметом - взаимосвязь стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие практические задачи:

а) отобрать несколько семей, в составе которых есть дети подросткового возраста (12 - 15 лет);

б) подобрать методику для:

· установления типа семейных взаимоотношений;

· измерения уровня тревожности подростков;

в) экспериментально измерить уровень тревожности подростков в зависимости от стиля семейного воспитания.

С целью проверки данной гипотезы было проведено исследование, в котором использовались следующие методы:

· наблюдение;

· тестирование;

· анкетирование.

А так же методики:

· методика Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ);

· методика изучения тревожности как свойства личности Спилбергера - Ханина;

· методика "Детско-родительские отношения в подростковом возрасте" - родитель глазами подростка.

В исследовании приняли участие 10 полных семей, в составе которых имеются дети подросткового возраста. Общее количество подростков 10 - 5 девочек и 5 мальчиков, учащихся 9-ых классов МОУ СОШ №5 г. Карачев Брянской области.

Процедура исследования состояла в наблюдении, проведении анкетирования, тестирования подростков и их родителей и в последующем выявлении и сравнении уровня тревожности подростков в зависимости от стиля воспитания в семье.

Наблюдение .

На начальном этапе в качестве одного из основных методов применяется психолого-педагогическое наблюдение. Наблюдение - это один из наиболее древних психодиагностических методов. Его достоинством является нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласия испытуемого на ее проведение. Основные принципы этого метода, сформулированные в 20-е годы ХХ в. М.Я. Басовым (1975), заключаются в следующем:

· в процессе наблюдения максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;

· наблюдение реализуется непрерывно;

· запись проводится избирательно.

Научное наблюдение осуществляется в соответствии с целями исследования путем отбора нужных фактов, регистрации и записи результатов.

Психолого-педагогическое наблюдение за подростками .

В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер:

· стремление ребенка к контакту с родителями;

· характер взаимодействия (доброжелательность, негативизм, инициативность в осуществлении контакта);

· преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);

· ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;

· особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);

· особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);

· особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.);

· характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные).

Психолого-педагогическое наблюдение за родителями подростков .

Наблюдение за родителями осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются:

· стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком;

· форма и характер взаимодействия с ребенком;

· особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);

· особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

· выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т.е. через кого-то).

При изучении семей, воспитывающих подростков, с помощью метода наблюдения оцениваются эмоционально-личностные особенности детей, а также индивидуально-психологические характеристики их родителей. На основании наблюдаемых личностных реакций, тональности разговора, вибрации (дрожания) голоса и других особенностей, наиболее значимых в повседневном общении, подтверждаются данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, полученные путем использования формализованных методик.

Экспериментальные методики .

Изучение психологических характеристик детей с отклонениями в развитии и личностных особенностей их родителей осуществляется путем использования специальных методик личностной диагностики: опросников и проективных методик. В этих же целях применяются некоторые клинико-психолого-диагностические методики. Применение стандартизированных методик требует использования следующих критериев:

· жесткой регламентации процедуры, т.е. точного соблюдения инструкции, строго определенных способов предъявления стимульного материала, невмешательства психолога в деятельность испытуемого;

· стандартизации единых требований к процедуре эксперимента и единых критериев оценки результатов;

· надежности, точности психологических измерений, их согласованности при первичном и повторном применении теста на одних и тех же испытуемых;

· валидности (комплексной пригодности методики для обследования той или иной характеристики объекта), т.е. соответствия методики измеряемому свойству.

Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов. Среди них выделяют: личностные опросники, опросники состояния и настроения, опросники - анкеты. При изучении проблем родителей и других членов семьи рекомендуется использовать личностные опросники.

Личностные опросники охватывают спектр проблем, которые характеризуют кардинальные черты личности - психические свойства индивида. Выявление психических свойств позволяет определить направленность личности, в рамках которой раскрываются особенности ее потребностей, мотивов и целей. К психическим свойствам относят также темперамент, характер и способности личности. Личностные опросники (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, 2000, с.225) включают следующие виды:

§ опросники черт личности,

§ типологические опросники,

§ опросники мотивов,

§ опросники интересов,

§ опросники ценностей,

§ опросники установок.

Проективные методики - это методики, которые позволяют, опосредствованно моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать свойства личности, выступающие прямо или в виде различных установок, таких как "значащие переживания", "личностные смыслы" и др. Проективные методики (лат. projectio - выбрасывание вперед) основаны на феномене проекции, смысл которого выражается в приписывании внешним объектам (другим лицам, предметам) свойств, присущих самому индивиду.

Метод диагностики родительского отношения .

Трудно переоценить влияние семьи и семейных отношений на становление личности ребенка. В последнее время в российских семьях происходят кардинальные социо-культурные и нравственно-психологические трансформации, которые делают проблему детско-родительских отношений всё более актуальной для социально-психологических исследований. Тем не менее, для таких исследований необходим адекватный метод анализа и оценки родительского отношения к ребёнку.

Среди используемых методов диагностики родительского отношения в настоящее время преобладают либо клинические методики (АСВ Э.Г. Эйдемиллера), либо западные аналоги, адаптированные для отечественной выборки (PARY Е. Shaefer, FAST T. Gehring и др.). Последние десять лет наиболее известным и используемым методом диагностики родительской позиции по отношению к конкретному ребенку является опросник, разработанный в 1986 году А.Я. Варга совместно с В.В. Столиным (ОРО).

Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)

Эта методика позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Затем можно получить ответ на вопрос: почему они воспитывают его так, измерив следующие 9 шкал, относящихся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка. Расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка (подростка) собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств, предпочтение женских качеств.

Дополнительная двадцать первая шкала построена А.Л. Лихтарниковым и измеряет асоциальность отношений в семье. Шкала создана методом контрастных групп: рассматривались пункты опросника АСВ, имеющие значимые различия по Т-критерию с уровнем значимости не хуже 0,01 на выборках А) здоровых семей; Б) семей с ребенком, совершившим правонарушение и находящимся на учете в ИДН. Высокие значения шкалы асоциальных отношений в семье получают конфликтные семьи, где нет взаимопонимания между родителями и между родителями и ребенком, родители не знают, чем ребенок занят и не доверяют ему, предоставляют его самому себе, иногда непредсказуемо наказывают, манипулируют им, настраивая ребенка против другого супруга. Эта шкала могла бы быть иначе названа шкалой простых жестоких игр.

Краткое описание шкал.

1. Нарушение процесса воспитания в семье

Ранее в литературе были подробно рассмотрены такие виды отклонений в воспитании детей, как гипо - и гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Учет особенностей воспитания наиболее важен при изучении этиологии непсихотических патологических нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков. См. описание шкал опросника АСВ и указания по диагностике типов негармоничного воспитания.

Подобные документы

    Понимание авторитарного, демократического и либерального стиля семейного воспитания. Оценка статистических корреляционных связей между особенностями самосознания подростков и стилей семейного воспитания. Рекомендации по стабилизации самооценки подростков.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2016

    Семья как малая социальная группа. Стили семейного воспитания: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткие взаимоотношения, повышенная моральная активность. Методы воспитания. Особенности физиологического и психологического развития подростков.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Общая психологическая характеристика подросткового возраста, анализ возможных вариантов нарушений эмоциональной сферы и выявление особенностей проявления тревожности у подростков. Эмпирическое исследование и профилактика уровня тревожности подростков.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Определение ситуативной тревожности в отечественной психологии и ее взаимосвязь с самооценкой. Фасилитация и ингибиция. Программа исследования взаимосвязи присутствия наблюдателей и уровня самооценки подростков с уровнем их ситуативной тревожности.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2012

    Роль семьи в формировании личности, влияние стиля семейного воспитания на развитие тревожности ребенка в дошкольном возрасте. Методы снижения рисков возникновения личностной тревожности. Коррекция агрессивного поведения дошкольников в игровой группе.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2014

    Способности и их развитие в дошкольном возрасте. Содержание и этапы исследования влияния стиля семенного воспитания на развитие способностей ребенка. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей разных стилей семейного воспитания.

    дипломная работа , добавлен 30.03.2016

    Психологические аспекты изучения подросткового возраста. Особенности общения подростков со взрослыми. Специфика семейного воспитания. Проблемы понимания подростков взрослыми. Исследования детско-родительских отношений и тревожности у подростков.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2010

    Исследование проблемы школьной тревожности подростков. Особенности воспитательного процесса в семье как фактор развития эмоционального неблагополучия в подростковом возрасте. Анализ стилей семейного воспитания. Изучение страхов в отношениях с учителями.

    дипломная работа , добавлен 28.05.2017

    Понятие и структура характера. Типы акцентуаций характера по А.Е. Личко. Анализ подходов к изучению влияния стилей семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков в психолого–педагогической литературе, результаты проведённого опроса.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Определение понятий характера и акцентуации, стиля семейного воспитания на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов. Специфическое расстройство личности. Типы психопатий и акцентуаций характера. Динамика (жизненный цикл) семьи.

А.И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и отражает «...тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к группе (вначале это мать, затем - другие взрослые и сверстники)». Развивая мысль о генезе тревожности, он пишет, что «беспокойство, испытываемое нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера. Но происходит это не раньше старшего дошкольного возраста». «Ближе к 7 и особенно к 8 годам, можно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности, как об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам» .

В ряде работ главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считаются неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. «Отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите». В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви.

Неудовлетворение потребности ребенка в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами. Высокую вероятность возникновения тревожности у ребенка видят в воспитании «по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание)».

Н.Д. Левитов пишет, что тревога у детей может порождаться отсрочкой подкрепления. Когда ребенку обещают что-либо для него приятное, например какой-нибудь подарок, и откладывают исполнение обещания, то ребенок обычно томится в ожидании, беспокоясь, получит ли он обещанное. «Отсрочка подкрепления вызвала у большинства детей состояние неуверенности, беспокойства». Тревога возникает чаще при отсрочке чего-либо приятного, значительного. Ожидание неприятного может сопровождаться не столько тревогой, сколько надеждой на то, что все-таки неприятности не будет. Ребенок, ожидающий выговора от родителей или воспитателей, надеется, что наказания не последует .

Смена социальных отношений, часто представляющая для ребенка значительные трудности, также может стать причиной развития тревожности. Так, многие дети с приходом в дошкольное учреждение становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. «Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни».

Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. При этом мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности, опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость. Кроме того, тревожный характер привязанности часто провоцируется как самой матерью, чрезмерно опекающей ребенка, так и другими взрослыми, заменяющими ему сверстников и всегда ограничивающими в чем-то его активность и самостоятельность. Каналом передачи беспокойства служит такая забота матери о ребенке, которая состоит из одних предчувствий, опасений и тревог. Здесь не обязательно речь идет о чрезмерном уровне заботы, обозначаемом как гиперопека. Это может быть и средний уровень заботы, которая носит несколько формальный, излишне правильный и обезличенный характер. А. И. Захаров отмечает также, это то, что если отец не принимает участие в воспитании ребенка, то ребенок в большей степени привязывается к матери, и в том случае, если мать личностно тревожна, он легче перенимает ее беспокойство. Выражено это и тогда, когда ребенок боится отца из-за его грубого, вспыльчивого характера .

Еще один момент, связанный с характером взаимоотношений ребенка с родителями определяется тем, что дети в возрасте 5 - 7 лет стараются идентифицировать себя с родителем того же, что и он, пола. Благодаря этому либо мать, либо отец оказывают особенно сильное влияние на формирование характера детей в дошкольном возрасте. Таким образом, идентификация с полом родителей представляет собой одно из выражений процесса социализации - приобретения навыков групповых отношений как определенной стадии формирования личности. При воспитании в неполной семье или в семье с негармоничными взаимоотношениями, когда традиционно мужские роли исполняет мать, у ребенка может быть искаженным образ пола, что, в свою очередь, провоцирует развитие тревожности.

Воспитание, основанное на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, также отмечается как одна из причин возникновения тревожности. Нередко родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В данном случае «тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми».

Н.В. Имедадзе отмечает следующие причины тревожности у детей дошкольного возраста, вызванные характером внутрисемейных отношений.

  • 1. Излишний протекционизм родителей, опека.
  • 2. Условия, создавшиеся в семье после появления второго ребенка.
  • 3. Плохая приспособленность ребенка - тревожность возникает из-за неумения одеваться, самостоятельно есть, укладываться спать и т. д..

При посещении ребенком детских учреждений тревожность провоцируется особенностями взаимодействия воспитателя с ребенком при превалировании авторитарного стиля общения и непоследовательности предъявляемых требований и оценок. Непоследовательность воспитателя вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможность прогнозировать собственное поведение. Е. Савина и Н. Шанина отмечают, что постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, который не может решить, как ему следует поступать в том или ином случае. Если при этом ребенок чрезвычайно зависим от состояния матери и к нему не найден индивидуальный подход в дошкольном учреждении, то возникший стойкий аффект на разлуку с матерью приводит к началу невроза.

Таким образом, причинами формирования тревоги у детей служат многие факторы (генетические, природные), однако в большей степени, это факторы социальные и в частности, нарушения семейного воспитания. Рассмотрим отдельные стили семейного воспитания и их влияние на формирование тревожной личности.

Введение. 3

1.Понятие тревожность в отечественной и зарубежной психологии. 7

2.Возрастные особенности тревожности дошкольников. 16

3.Влияние тревожности на психическое и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. 19

4.Виды стилей родительского воспитания. 24

5.Связь стиля родительского воспитания на повышенную тревожность детей дошкольного 30

Заключение. 38

Список литературы.. 41

Введение

Тема данной работы «Влияния стиля родительского воспитания на тревожность детей дошкольного возраста», особо актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием с взрослым, в первую очередь, с родителем.

По данным таких авторов, как Э. Эриксон, А. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникотт, Э. Бронфенбреннер, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден, А. Бандура, Л. С.Выготский, А. Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин, Л. И.Божович, М. И.Лисина и т. д., семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка.

В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в стиле родительского воспитания (Х. Джайнот, Д, Баумринд, А. Е.Личко, А. Я. Варга, А. А.Бодалев, В. В.Столин, Ю. Б.Гиппенрейтер, А. С.Спиваковская, О. А.Карабанова).

Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, одной из которых является страх.

Степень изученности. Проблеме тревожности посвящено большое количество исследований, из самых разных областей науки и практики: психологии и психиатрии, биохимии, физиологии, философии, социологии. Все это в большей степени относится к западной науке.

В отечественной литературе исследований по проблеме тревожности довольно мало, и они носят достаточно фрагментарный характер. Сравнительно большое количество работ посвящено детям школьного возраста (что во многом связано с проблемой готовности к школе).

1

В данной статье рассматривается проблема исследования уровня тревожности младших школьников. Школьная тревожность - это одна из популярных проблем, с которыми сталкивается каждый работник образовательного процесса. В настоящее время увеличилось число детей «группы риска», у каждого третьего школьника есть отклонения в нервно-психической системе. Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. Растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Данная проблема привлекает особое внимание потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, пагубно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на саму учебу, но и на общение, в том числе и за пределами стен школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия и развития. Сделана попытка экспериментального исследования влияния стилей семейного воспитания на уровень тревожности детей младшего школьного возраста.

уровень тревожности

младшие школьники

исследование

методика

стили семейного воспитания

1. Карелин А. А.Большая энциклопедия психологических тестов. ? М. : Эксмо, 2009. ? 416 с.

2. Немов Р. С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, 2007. –512 с.

3. Прихожан А. М. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Академия, 2000. – 672 с.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. - 3-е изд. - М.: Академия, 2005. - С. 89-94.

5. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети //Дошкольное воспитание. – 1996. - № 4. – С. 13-14.

В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожность», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

Е. Г. Силяева, доцент кафедры психологии Орловского государственного педагогического Университета, считает, что тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих .

Тревожность - «состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх. Черта личностная, проявляемая в легком и частом проявлении тревоги» .

Проблемой проявления тревожности у детей занимались многие зарубежные и отечественные ученые психологи, такие как: Андреева А. Д., Аракелов Г. Г., Гайд В. К., Головей Л. А., Захаров А. И., Кочубей Б., Лысенко Н. Е., Мерлин В. С., Пейдж Э., Петровский А. В., Плотко Е. К., Прихожан А. М., Райгородский Д. Я., Рыбалко Е. Ф., Саллеван Г. С., Спилбергер Ч., Дж. Тэйлор, Шотт Е. Е. и другие.

Изучением семьи и стилями семейного воспитания занимались такие педагоги-психологи, ученые как: Алексеева Л. С., Божовича Л. И., Галагузовой М. А., Коменский Я. А., Куликовой Т. А., Ковалева С. В, Песталоцци И. Г, Руссо Ж. Ж., Сухомлинский В. А. и другие.

В конвенции ООН о правах ребёнка говорится: «Государство должно обеспечить здоровое развитие ребёнка как физическое, так и психологическое». Это направление прослеживается в Конституции РБ и РФ: «Каждый имеет право на охрану здоровья».

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, по мнению Е. А. Савиной, на первом месте - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так, отвержение, непринятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами .

Проблема нашего исследования состоит в том, что при наличии обширной и достаточно фундаментальной базы научных исследований по вопросам изучения тревожности младших школьников, мало кто из ученых исследователей рассматривали ее в зависимости от стилей семейного воспитания.

Целью нашего исследования выступает − выявление зависимости уровня тревожности младших школьников от их стилей семейного воспитания.

Рабочая гипотеза: мы предполагаем, что стили семейного воспитания влияют на уровень тревожности детей младшего школьного возраста, а именно, что авторитарный стиль общения в семье влияет на уровень проявления тревожности младших школьников.

Экспериментальной базой нашего исследования является: «МОУИТЛ №24 им. Е. А. Варшавского» в г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия). В экспериментальной группе были задействованы дети из 2«А» класса в возрасте 7-8 лет в количестве 28 детей. Гендерные особенности в исследовании нами не рассматривались.

В ходе нашего исследования была проведена диагностика. Она состоит из 3-х методик:

1) методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса ;

2) проективная графическая методика «Рисунок семьи» (В. Вульф, К. Аппель) ;

3) тест-опросник родительского отношения «Методика ОРО» (А.Я. Варга, В. В. Столин) .

Рассмотрим результаты данного нашего исследования.

1) методика диагностики уровня школьной тр евожности Филлипса.

По данным методики «Диагностика уровня школьной тревожности» (Филлипс) в данной обследуемой группе 6 детей (21%) показали низкий уровень тревожности. Средний (повышенный) уровень тревожности был выявлен у 4 детей (15%). Высокий уровень тревожности по результатам нашего исследования наблюдался у 18 детей (64%). Полученные результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Диагностика уровня школьной тревожности» Филлипса (февраль, 2016 г.)

2) проективная графическая методика «Рисунок семьи» (В. Вульф, К. Аппель).

Полученные данные по проективной методике «Рисунок семьи» (В. Вульф, К. Аппель) представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты диагностики по проективной методике «Рисунок семьи» (В. Вульф, К. Аппель) (февраль, 2016 г.)

По итогам проведения данной методике из рисунка 2 мы видим, что у 12 детей (43%) наблюдается низкое переживание межличностных отношений в семье, у 7 детей (25%) - среднее переживание межличностных отношений в семье. Высокое переживание межличностных отношений наблюдается у 9 детей (32%). Что говорит об эмоциональных проблемах и трудностей взаимоотношений в семье у 9 детей (32%).

3) тест-опросник родительского отношения «Методика ОРО» (А. Я. Варга, В. В. Столин).

По данному опроснику мы получили следующие данные: демократический стиль воспитания наблюдается у 7 родителей (25%), у 15 родителей (54%) выявлен авторитарный стиль семейного воспитания. Либеральный стиль, по результатам исследования, был выявлен у 6 родителей (21%). Результаты представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты диагностики по методике тест-опросник родительского отношения «Методика ОРО» (А. Я. Варга, В. В. Столин)

А теперь мы рассмотрим влияние родительских отношений в семьях на уровень тревожности детей младшего школьного возраста (высокий, средний, низкий).

Дети с высоким уровнем тревожности.

На рис.1 мы видим, что из 28 обследуемых детей, у 18 (64%) преобладает высокий уровень школьной тревожности. Из этих 18 детей с высоким уровнем тревожности 5 (28%) родителей используют обычно демократический стиль воспитания в семье. 4 родителя, что составляет 22% предпочитают либеральный стиль воспитания. 9 родителей данной группы детей (50%) показали авторитарный стиль воспитания в семье. Таким образом, в данной группе детей, где у них высокий уровень тревожности доминирует авторитарный стиль воспитания. Данные представлены на рисунке 4.

Дети со средним уровнем тревожности.

Из 28 детей, средний уровень тревожности был выявлен у 4 детей, что составляет 15% от группы. Как мы видим из рис. 5, в данной группе детей со средним уровнем тревожности в семье используют, как и демократический стиль семейного воспитания - 2 родителей (50%), так и либеральный стиль семейного воспитания - 2 родителей (50 %). В данной группе детей мы не выявили родителей, которые пользуются авторитарным стилем воспитания.

Рис. 4. Стили семейного воспитания в группе детей с высоким уровнем тревожности

Рис. 5. Стили семейного воспитания в группе детей со средним уровнем тревожности

Дети с низким уровнем тревожности.

Низкий уровень тревожности выявился у 6 детей (21%). В данной группе детей 3 семьи использовали либеральный стиль воспитания (50%), а двое родителей признались в использовании демократического стиля воспитания (30%). По данной методике мы выявили в этой группе детей только одного родителя, использующего в семье авторитарный стиль воспитания (20%). Данные представлены на рисунке 6.

Рис. 6. Стили семейного воспитания в группе детей с низким уровнем тревожности

Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что стили семейного воспитания влияют на уровень тревожности детей младшего школьного возраста, а именно, что авторитарный стиль общения в семье влияет на уровень проявления тревожности младших школьников, подтверждается.

Перед нами дальше возникла идея о необходимости составления психолого-педагогической программы, которая будет направлена на уменьшение школьной тревожности у младших школьников. А также нужно провести просветительские мероприятия для родителей, для информирования их о стилях воспитания в семье и побуждения их реже использовать авторитарный, подавляющий стиль воспитания.

Библиографическая ссылка

Лацепов А.В., Николаев Е.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЕЙ ИХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16656 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Загрузка...