paradisemc.ru

Оздоровительный массаж ребенку делается мамиными руками. При курсовом массаже у ребенка укрепляется иммунитет. Правила и техника проведения детского массажа в домашних условиях

Уже с рождения у малыша формируется некий распорядок маленькой жизни: спать, есть, купаться, есть, агукать, спать... И в этом насыщенном графике обязательно должно быть место для массажа. Причем выполняться он может как специалистом, так и мамой, что даже лучше для ребенка.

Почему делать массаж младенцам не только можно, но и нужно, расскажем в этой статье.

Кому из младенцев массаж необходим в первую очередь?

К сожалению, в современных условиях некоторые детки рождаются хиленькими. Поэтому в первые месяцы их развитие не проходят такими темпами, как у крепких малышей. Это часто связано с преждевременными родами, осложненными родами или с тяжелым течением беременности у мамы.

Массаж обязательно входит в комплекс лечения, если у малыша диагностировали:

  • повышенное или пониженное мышечный тонус
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • «Кривошейку»;
  • плоскостопие (у деток до трех лет плоскостопие обычно не выражается. Изредка случаи врожденной плоскостопия, в этом случае необходимо серьезное комплексное лечение);
  • косолапость (тоже выражается в детей немножко постарше)
  • пупочная грыжа - при этой проблеме полезным будет массаж животика, который будет укреплять мышцы, и грыжа затянется быстрее.
Дети, которым регулярно делают массаж, имеют стойкий иммунитет, менее подвержены различным вирусным заболеваниям, развиваются быстрее и энергичнее.

Противопоказания для массажа

Есть ситуации, когда массаж ребенку просто противопоказан. Ведь он может нанести непоправимый вред здоровью ребенка. Но, к сожалению не все массажисты обращают внимание на эти ситуации. Поэтому мамам нужно помнить, что массаж не в коем случае нельзя делать, если:
  • у ребенка высокая температура тела,
  • имеются выраженные проблемы с кожей,
  • если в младенца диагностировали проблемы с сердцем, то общий массаж делать ему не стоит. Но ножки слегка разминать можно,
  • у ребенка диагностировали паховую грыжу,
  • у ребенка диагностировали тяжелое заболевание крови.

Когда лучше проводить сеанс массажа и как к нему подготовиться

Для того, чтобы ребенок чувствовал во время сеанса себя комфортно, нужно правильно выбрать время и место проведения процедуры. Лучше всего, на мой взгляд, подходит вечер. К примеру, в промежутке между купанием и кормлением. Выкупанный ребенок, как правило, спокойнее, его мышцы расслаблены, кожа распаренная.

Перед началом массирования кожу малышей нужно увлажнить. Молочко для тела не очень подходит для массажа, лучше использовать специальные детские массажные масла. Можно также взять обычное масло для тела или оливковое масло. В конце концов, если нет ни того, ни другого, можно взять простое растительное масло. Но нужно помнить, что нежная кожа ребенка чувствительна. Поэтому наблюдайте, чтобы то или иное средство не вызывало аллергической реакции.

Как проходит сеанс массажа: пошаговая инструкция для мам

В основе детского массажа - растирая, поглаживающие движения и так называемая вибрация.
Основные правила:
  • При массаже животика движения должны быть по часовой стрелке.

  • Общий сеанс для малыша должна длиться не более 10 минут.

  • Массируя спинку и грудную клетку движения должны быть от середины грудины или от позвоночника и к бокам.

  • Руки мамы обязательно должны быть расслабленными.

  • Участок, где находится печень, лучше не трогать. А в области почек лучше избегать похлопывание. Также категорически нельзя задевать участок половых органов.

  • Во время массажа хорошо проводить гимнастические упражнения. Они легкие и всем известны: «потягушки», скрещивание рук, разведения рук и ножек, «велосипедик» ...
Если говорить о психологических и духовных моментах, то уже доказано, что чем больше мама касается малыша, целует, обнимает, ласкает и поглаживает его, тем крепче становится энергетическая связь между ними.

Поэтому даже если массаж вашему ребенку делает специалист, найдите время и возможность и проведите свой собственный сеанс. Пусть массаж будет не такой профессиональный, но с таким количеством любви и нежности, которая способна заполнить и поддержать каждую клеточку детского тела.

А прикосновений к родной душе много не бывает...

Не секрет, что в первый год своей жизни дети развиваются наиболее быстро. Ведь за такой короткий промежуток времени им нужно научиться огромному количеству вещей: сидеть, ходить, удерживать ручонками различные предметы. Да много еще чему. Но в самые первые месяцы своей жизни кроха только адаптируется в еще чужом для него мире. Некоторые новорожденные могут спать по 20-22 часа в сутки, поэтому на самостоятельную полноценную тренировку мышечного аппарата просто не остается времени.

Именно поэтому темой сегодняшней статьи станет массаж и гимнастика для детей до года. Как именно лучше выполнять такую процедуру, зачем она нужна и какую пользу может принести ребенку? Об этом и пойдет речь.

Каким бывает массаж

Вряд ли кто-то может оспаривать тот факт, что массаж ребенку просто необходим. Прежде всего, такая процедура влияет на состояние мышечной системы малыша и способствует улучшению его двигательной активности. Также массаж благодатно отражается на развитии нервной системы крохи, улучшает моторику.

Это минутки общения двух самых родных людей. Учеными однозначно установлено, что дитя, получающее до года достаточное количество прикосновений матери, развивается намного быстрее и качественнее своих сверстников, лишенных подобного контакта.

Процедура массажа может быть профилактической и лечебной. В первом случае с ее проведением мама может справиться самостоятельно. В этом случае особенно полезен массаж в 9-12 месяцев, хотя начинать стоит уже через месяц после рождения.

Лечебный массаж может назначить только врач. Да и проводить его должен тоже он. С помощью такой процедуры можно справиться с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, облегчить состояние ребенка при астме или длительном лечении патологий дыхательной системы.

Гимнастика и массаж грудничкам

Профилактический массаж ребенку до полугода значительно улучшает кровообращение и дыхание крохи, тонизирует нервную систему, улучшает настроение малыша и подготавливает его к будущей двигательной активности.

Перед тем как начинать подобную процедуру, необходимо ознакомиться с техникой ее выполнения. За советом можно обратиться к участковой медсестре или врачу-педиатру. Обратите внимание на то, что все движения должны в основном сводиться к легким поглаживаниям и похлопываниям. Более сильное воздействие может повредить нежное тельце ребенка.

До шестимесячного возраста малюткам чаще всего выполняют общий массаж всего тела. Массаж в 9-12 месяцев больше направлен на укрепление двигательного аппарата. Общий сеанс в этом возрасте обычно показан детям с дряблой кожей или мышцами, склонным к рахиту или имеющим признаки гипотрофии.

Основные правила выполнения

  • Во время сеанса используйте разную технику: поглаживание, растирание, разминание, похлопывание. Чередуйте упражнения.
  • Лучше всего проводить процедуру на столе. Возьмите байковое одеяльце и сложите его в 4 раза. Положите одеяло на стол, сверху простелите клеенку, а потом — байковую пеленочку.
  • Выполняйте массаж исключительно чистыми, теплыми и сухими руками. Проследите чтобы на пальцах не было колец, а на запястье часов.
  • Никогда не начинайте процедуру если у вас длинные острые ногти, заусенцы на пальцах. Также не стоит делать массаж, если у вас мозолистая кожа рук, имеются ранки или гнойнички.
  • Каждое движение выполняйте неторопливо и повторяйте не более 5 раз.
  • Старайтесь поддерживать с ребенком зрительный и речевой контакт. Улыбайтесь крохе, ласково с ним разговаривайте, можно спеть негромкую спокойную песенку.
  • Соблюдайте режим. Не стоит делать массаж чаще одного раза в день. Процедуру выполняют за 1 час до или после еды.

Развиваем навыки ходьбы

Массаж ног для детей до года развивает связочный аппарат ребенка и подготавливает кроху к ходьбе. Хотя свободная и уверенная походка вырабатывается лишь к концу второго года жизни, начинать ее формирование нужно намного раньше. Этому и способствует массаж 9-12 месяцев жизни. В этом возрасте детки уже способны выполнять несложные гимнастические упражнения. К ним относятся, например, такие:

  • Вставание из положения лежа или сидя. Нужно взять ребенка под мышки, немного приподнять и медленно поставить на ножки. Можно немного попружинить, выполняя имитацию прыжков. Необходимо следить, чтобы ребенок, находясь в вертикальном положении, плотно опирался на всю поверхность стопы. Упражнение стоит повторять до 10 раз на протяжении всего дня.
  • Очень полезно стимулировать вставание, располагая интересную игрушку немного выше сидящего ребенка. Пытаясь достать ее, малыш будет стремиться встать самостоятельно.

С этого возраста очень полезны упражнения на развитие мышц брюшного пресса и спины:

  • Сядьте или станьте за спиной малыша. Одной рукой удерживайте ребенка за переднюю поверхность бедер, а другой - за живот. Немного наклоните туловище ребенка и осторожно уберите руку с живота крохи. Дитя рефлекторно наклонится вперед, а затем выпрямится самостоятельно. При этом малыш непроизвольно напрягает нужные мышцы.

Выполняя развивающие упражнения, не стоит добиваться того, чтобы малыш сел, встал и пошел преждевременно. Это может привести к травмам и деформациям скелета, сколиозу и другим неприятным последствиям.

Гимнастика в 9-12 месяцев

Детский массаж в 9-12 месяцев довольно сильно отличается от «грудничковой» процедуры. Хотя все движения остаются плавными и приятными, многие из них направлены на развитие активности ребенка. В этот период актуален не столько сам массаж, сколько развивающие гимнастические упражнения. Например, такие:

  • Сгибание/разгибание ног в коленях.
  • Работа рук в локтевых суставах имитирующее движения боксера.
  • Упражнение «Кучер» - волнообразные движения руками как делает возница, погоняя лошадь кнутом.
  • Повороты таза из положения лежа на спине с ногами, согнутыми в коленях.
  • Наклоны туловища. Поставьте ребенка на пол, придерживая колени руками попросите малыша подать вам какой-либо предмет, лежащий на полу.
  • «Плаванье» на мяче. Возьмите большой мяч, например, пляжный или фитбол. Положите на него ребенка лицом вниз и осторожно покачайте туда-сюда. Придерживайте малыша во избежание падения.
  • Упражнения на прогиб позвоночника. Положите ребенка на спину и крепко взяв за ручки аккуратно поднимите сначала в сидячее, а затем и в стоячее положение и обратно.

Также в этом возрасте отличный эффект имеют массаж стоп, спины, ягодиц и животика. Круговые поглаживания в области вокруг пупка помогают решить проблему колик. Нежный массаж спинки и ягодиц оказывают успокаивающий эффект, способствуют крепкому сну и хорошему аппетиту.

Очень полезно упражнение «Летчик»: придерживая малыша под животик, поднимите его в воздух в горизонтальном положении и немного покружите. Кроха рефлекторно напрягает все группы мышц и тренирует их.

Упражнения для годовалых малышей

После 9-12 месяцев массаж также никто не отменяет. Но все же его все больше и больше заменяют игровые и тренировочные упражнения. Массажные же движения все меньше напоминают поглаживания и пощипывания и больше походят на «взрослый» вариант, только в очень облегченной форме.

К ранее описанным упражнениям можно добавить такие:

  • «Велосипед» — имитация езды на этом виде транспорта в положении лежа на спинке.
  • Приседание и ползание, имитация передвижения животных.
  • Лазание по невысоким лестничкам, на диван, кресло или стул.
  • Повороты туловища, прокатывание или бросание мяча.
  • «Мостик наоборот» — положите ребенка на животик, возьмите за ручки и немного потяните вверх, заставляя кроху прогибаться в пояснице.

Польза массажа для детей до года

Правильные и регулярные занятия с ребенком, безусловно, принесут только положительный эффект.

  • Укрепление мышечной системы и опорно-двигательного аппарата.
  • Снятие гипертонуса.
  • Профилактика гиподинамии и рахита.
  • Организация правильной работы пищеварительной системы, устранение проблемы колик.
  • Укрепление иммунитета и нервной системы.
  • Здоровый сон и аппетит.
  • Развитие моторики и вестибулярного аппарата.

И это еще далеко не полный перечень всех преимуществ. Каждый желающий может добавить в него еще несколько пунктов.

Противопоказания

Однако существуют моменты, при которых массаж ребенку делать не просто нельзя, а и довольно опасно:

  • порок сердца;
  • крупные грыжи;
  • гепатит;
  • рахит;
  • острый нефрит и другие заболевания внутренних органов;
  • туберкулез костей, острый артрит;
  • различные абсцессы.

Не стоит также делать массаж и во время любой другой болезни в остром и подостром периоде. Особенно, если наблюдается повышение температуры, рвота или понос. Существует довольно небольшой перечень заболеваний, при котором массаж не только не запрещен, но и позволяет быстрее поправиться. К ним относятся кривошея, плоскостопие, пупочная грыжа, астма, дистрофия, деформация ног и некоторые другие. Но все процедуры в этом случае должен проводить исключительно врач.

Гимнастика и общий массаж оказывают регулирующее влияние на функции центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, пищеварения, кроветворения. Под их влиянием стимулируются окислительные, трофические, теплорегулирующие процессы, улучшается обмен веществ.

Гимнастика и массаж для малыша

Гимнастика и массаж должны применяться в комплексе со всеми другими воспитательными мероприятиями (режим питания, сна, организация бодрствования и пр.).

Массаж и гимнастические упражнения являются наиболее выгодным и целесообразным способом воспитания у ребенка правильных и точных движений. При отсутствии целенаправленного воспитания развитие движений у ребенка запаздывает, а качество их заметно ухудшается.

При выборе специальных упражнений для ребенка необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и особенности его индивидуального развития. На каждом возрастном этапе у ребенка обнаруживаются двоякого рода реакции:

1) преобладающие, более сильные, но имеющие тенденцию к угасанию;

2) возникающие, еще очень слабые, но, тем не менее, имеющие тенденцию к неуклонному нарастанию.

Например, в первые 3 месяца жизни у детей резко выражена гипертония мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей. На этом фоне возникает и постепенно нарастает уравновешивание мышц-разгибателей.

Поскольку в ходе нормального развития ребенка гипертония мышц-сгибателей непрерывно идет на убыль, прогрессивной является первая реакция. Содействие этой реакции (расслабление мышц-сгибателей) надо считать целесообразным. К средствам, способствующим этому, относятся ежедневные теплые ванны и легкий поглаживающий массаж, вызывающие расслабление мышц; стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием, для чего используется основной двигательный фон этого возраста - врожденные рефлексы. В первые месяцы жизни целесообразно использовать в упражнениях только рефлексы, которые связаны с разгибанием, чтобы предупредить усиление и без того преобладающих сгибателей.

Если уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей происходит своевременно, то создаются предпосылки для развития умелости рук, что даст ребенку возможность тянуться к предмету, брать его, а затем, держась, подтягиваться, приподнимая туловище. Таким образом, при своевременном развитии мелкой мускулатуры создаются предпосылки для развития крупной мускулатуры, что обеспечивает ребенку способность изменять положение.

Физические упражнения назначаются каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5-2-месячного возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный режим жизни, совершенствуется терморегуляция.

Для детей грудного возраста упражнения должны быть очень просты и легко выполнимы.

Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями не существует.

Гимнастику и массаж проводят в комнате при температуре 20-22°С. Летом упражнения необходимо выполнять при открытом окне или на воздухе при этой же температуре.

Само занятие проводится на столе, покрытом сложенным вчетверо байковым одеялом, поверх которого стелят клеенку и чистую простыню.

Занятия проводят один раз в день за 45 минут до или через 45 минут после кормления.

Руки медицинской сестры (или матери) должны быть чисто вымытыми, сухими и теплыми.

Ребенка раздевают; тело его должно быть теплым.

Во время занятия у ребенка необходимо поддерживать веселое настроение, разговаривать с ним, побуждать его к активности, улыбаться, использовать игрушки. Во время выполнения тех или иных упражнений медицинская сестра должна внимательно следить за реакцией ребенка. При наличии отрицательной реакции (ухудшение настроения, плач) процедуру следует прервать и успокоить ребенка.

Ребенок не должен переутомляться. Все движения надо делать ритмично, спокойно и плавно (без насилия), повторяя каждое 2-3 раза.

Массаж и гимнастические упражнения под контролем врача и патронажной сестры должны проводить родители или другие ухаживающие за ребенком лица, обученные технике массажа и гимнастики.

Основы общей методики массажа и гимнастики у детей раннего возраста

Развитие двигательной деятельности ребенка грудного возраста протекает в двух направлениях - статики и моторики. В соответствии с этим определяются и группы упражнений для детей этого возраста: они включают упражнения для развития координации, равновесия, а также дыхательные движения. Для развития дыхательной деятельности детей раннего возраста применяют пассивные и рефлекторные упражнения.

Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом (медицинской сестрой, матерью). Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении.

Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как при имеющейся гипертонии сгибателей выполнение их связано с опасностью насилия над ребенком! Пооте 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, можно постепенно вводить пассивные движения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным. Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4-5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.

Рефлекторные упражнения . Для укрепления мышц шеи и туловища можно использовать рефлекторные упражнения, рассчитанные на движения, протекающие по типу безусловных двигательных рефлексов. Врожденные двигательные рефлекторные реакции появляются в ответ на раздражение рецепторов кожи, мышц, нервного аппарата. Сначала в положении на вису на животе ребенок отклоняет голову назад. Приблизительно через месяц (к 4 месяцам) в том же положении у него начинает изгибаться все тело, образуя дугу, открытую кверху. Данное движение является энергичным раздражением и укреплением вестибулярного аппарата. С 4 месяцев в положении на спине на вису ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела. Придавая регулярно указанные положения (держать ребенка на вису на животе, на спине), можно укрепить мышцы шеи и туловища. В дальнейшем на базе этих врожденных рефлексов можно создать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, хватание и т. д.

Упражнения с помощью - пассивно-активные . Сюда относятся движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично, например, присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти; стояние при поддержке под мышками и т. д.

Активные упражнения - произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.

Массаж - один из видов пассивной гимнастики. Сущность его состоит в ритмично и систематически наносимых на тело ребенка механических раздражений.

Массаж бывает общий и местный. Общий массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка. Различают пять основных приемов массажа:

1. Поглаживание.

2. Растирание.

3. Разминание.

4. Поколачивание.

5. Вибрация.

Поглаживание . При поглаживании кожа освобождается от чешуек эпидермиса, что ведет к открытию протоков сальных и потовых желез. Этот способ улучшает дыхание и питание кожи (кожные сосуды расширяются, улучшается артериальное и венозное кровообращение), повышается ее упругость и эластичность.

До 3 месяцев детям проводят массаж исключительно путем поглаживания. После 3 месяцев присоединяют другие приемы массажа: разминание, поколачивание. Общий поглаживающий массаж продолжается до 6 месяцев. В дальнейшем он необходим, главным образом, при нарушении тургора и мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями.

С поглаживания начинается массаж. Он чередуется с другими приемами и им заканчивается массаж. При поглаживании одна или обе руки массажиста плотно прилегают к массируемой поверхности, скользят медленно, спокойно, ритмично. Поглаживание всегда выполняется с учетом венозного и лимфатического оттока (по ходу). Виды поглаживания:

    Охватпывание. Выполняется двумя руками. Одной рукой массажист держит конечность за кисть или стопу, второй - охватывает конечность между большим и четырьмя остальными пальцами.

    Попеременное поглаживание. Выполняется двумя руками таким образом, что когда одна рука заканчивает движение, вторая - сменяет ее.

    Крестообразное поглаживание. Выполняется двумя руками, пальцы которых переплетены.

    Спиралевидное поглаживание. Выполняется основанием ладони, или концевой фалангой большого пальца, или четырьмя остальными пальцами, или всей ладонью. При спиралевидном поглаживании, сохраняя основное направление движений, описывают дополнительные спиралевидные движения.

    Поглаживание с отягощением. Выполняется двумя руками. Одна рука ладоннбй или тыльной поверхностью лежит на массируемом участке, вторая находится сверху и оказывает давление, помогает выполнять поглаживание.

Растирание имеет целью воздействовать главным образом на опорно-двигательный аппарат ребенка. При этом приеме улучшается питание сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок; повышаются эластичность и сократительная способность мышц.

При растирании кожа слегка потягивается пальцами. Растираются не только кожа, но и ткани, лежащие под ней. Растирание выполняется в разных направлениях. Виды растирания:

    Продольное растирание. Выполняется большими пальцами обеих рук. Пальцы параллельно плотно лежат на массируемой поверхности и растирают ее, двигаясь в противоположных направлениях.

    Растирание концами пальцев. Выполняется одной или двумя руками. Пальцы полусогнуты, концы направлены в кожу массируемого участка. Движения в разных направлениях.

    Спиралевидное растирание. Выполняется аналогично спиралевидному поглаживанию, но более энергично со смещением кожи и растиранием ее в разных направлениях.

    Греблеобразное растирание. Применяется при массаже спины. От шеи к ягодицам растирание выполняется концами пальцев обеих рук, которые скользят по обеим. сторонам позвоночника. От ягодиц к шее растирание выполняется тыльной поверхностью рук.

    Пиление. Работают две руки. Кисти расположены параллельно реберной поверхности и растирают участок, двигаясь в противоположных направлениях.

Разминание направлено на усиление кровоснабжения и улучшение питания массируемого участка. Применяется, главным образом, для глубокого массажа мышц. Мышцы или отдельные мышечные пучки захватываются пальцами массажиста, слегка отводятся и разминаются в разных направлениях. Виды разминания:

    Продольное разминание. Движения выполняются вдоль мышечных волокон.

    Поперечное разминание. Мышца разминается в поперечном направлении по отношению к мышечным волокнам.

    Двойное кольцевое. Выполняется двумя руками при массаже мышц плеча. Плечо охватывается между большим и четырьмя остальными пальцами. Кисти, двигаясь в противоположных направлениях, как бы окручивают трех- и двуглавые мышцы и тем самым разминают их.

Поколачивание , как особый вид массажа, способствует снижению возбудимости периферических нервов, улучшению кровоснабжения, а следовательно, и питанию мышц. Поколачивание влияет также и на более глубоко лежащие внутренние органы. Этот прием производится легким поколачиванием отдельных частей тела (более богатых мышцами) концами пальцев обеих рук. У самых маленьких детей этот прием в виде ритмического похлопывания производится ладонной поверхностью пальцев то одной, то другой руки отдельных частей тела, чаще всего спины, бедер, реже задней поверхности голени. Виды поколачивания:

    Поколачивание концами пальцев. Удары наносятся двумя руками, пальцы которых полусогнуты.

    Поколачивание ладонной поверхностью.

    Похлопывание. Выполняется двумя руками, пальцы которых собраны в «мягкий кулак» и выполняют движения, напоминающие вымешивание теста.

    Рубление. Удары наносятся реберной поверхностью кисти.

Вибрация состоит в передаче телу быстро следующих одно за другим равномерных сотрясений. Этот прием в раннем возрасте применяется весьма редко.

Приведенные ниже комплексы упражнений для различных возрастных групп весьма условны, схематичны. Каждый последующий возрастной комплекс, постепенно усложняясь, предполагает сохранение упражнений всех предыдущих комплексов.

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 12 месяцев

Комплекс состоит из приемов общего массажа (поглаживание) и активных движений, основывающихся на врожденных безусловных рефлексах.

1. Массаж-поглаживание рук, ног, спины, живота (а, б, в, г).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 1,5 до 3 месяцев

2. Активные движения - упражнения для стоп, рефлекторное разгибание позвоночника, рефлекторное ползание (д, е, ж).

В комплекс для этого возраста постепенно вводятся пассивные движения в связи с уменьшением мышечной гипертонии.

1. Массаж спины (разминание) (а).

2. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (б).

3. Поворот на живот - рефлекторный (в).

4. Отклонение головы назад в положении на животе на весу (г).

5. Сгибание и разгибание рук (д).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев

6. «Скользящие» шаги (имитация велосипедных движений) (е).

В период от 4 до 6 месяцев необходимо ввести несложные активные движения. Особое внимание надо уделить упражнениям в хватании, удерживании предметов, размахивании и т. д. Для этого во время занятий гимнастикой упражнения для рук надо соединять с воспитанием акта хватания. Вначале ребенок сам должен держаться за палец сестры-воспитательницы; в дальнейшем (после 6 месяцев) для этой же цели используют кольца. В том же возрасте надо стимулировать первые попытки ребенка к перемене положения тела как подготовку к ползанию. Следовательно, система упражнений должна предвосхищать то новое, что неминуемо возникает у ребенка.

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев

1. «Парение» в положении на животе (а).

2. Приподнимание верхней части тела из положения на животе при поддержке за отведенные в стороны руки (б).

3. Ползание с помощью (упражнения для стимуляции ползания) (в).

4. Сгибание и разгибание ног (попеременно и вместе) (г).

Второе полугодие жизни ребенка - это период массового возникновения условных связей, которые вырабатываются на базе безусловных и условных рефлексов. Следовательно, если раньше упражнения осуществлялись по типу врожденного рефлекса в ответ на безусловный раздражитель, то в этом периоде упражнения осуществляются в ответ на условные раздражители. Такими сигналами могут быть легкое потягивание за ноги, зрительные сигналы (кольца, палочка), а затем и речевые сигналы (сядь, топай, возьми кольца и т. п.).

В возрасте от 10 до 12 месяцев формируются стояние без опоры и ходьба. Появляются новые элементы методики - сидение на корточках. В связи с этим вводятся соответствующие упражнения в приседании. Вводится разнообразная речевая инструкция, которая вытесняет сигналы первой сигнальной системы (как потягивание за ноги, повороты таза и др.).

Комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев

1. Присаживание за отведенные в стороны руки (а).

2. Присаживание (упражнение для сгибателей рук) (б).

3. Наклон туловища (в).

4. Выпрямление туловища (г).

5. Присаживание при поддержке за руки (д).

6. Приседание (е)

8. Ходьба на четвереньках (з).

    Всегда считайтесь с настроением малыша во время занятий, его реакциями. Запомните: упражнения должны вызывать только положительные эмоции. Если ребенок капризничает (тем более плачет), не стоит настаивать. Выберите другое время!

    Увеличивайте физическую нагрузку постепенно. Чтобы не переутомить малыша, занятие проводите в 2-3 приема в течение дня. Если он спокоен, гулит, не сердится, у него розовая кожа, теплые ручки и ножки, нагрузку можно увеличить. Ее можно и регулировать - делать занятия короче и длиннее, упражнения повторять большее или меньшее количество раз, разнообразить темп, размах движений, чередовать разные по сложности упражнения и отдых.

    Занимайтесь с малышом ежедневно в одно и то же время за 30 минут до кормления или через 45-60 минут после него. Перед сном тренироваться не стоит.

    Перед началом занятий, в конце и в течение дня поглаживайте и растирайте малышу пальчики и кисти рук. Очень полезно, играя с ребенком, вкладывать в его ладонь маленькую игрушку с неровной поверхностью и затем как бы отнимать ее.

    Ваши руки во время занятий должны быть теплыми, сухими, чистыми.

    Комната, в которой вы занимаетесь, должна быть хорошо проветренной, температура воздуха в ней +20...22°.

    Занимаясь, все свое внимание сосредоточьте на ребенке. В комнате нежелательны другие люди и шум. Говорите негромко, спокойно, ласково.

    Замечательно, если будет звучать тихая мелодичная музыка (Чайковский, Моцарт, Шуберт, Вивальди): все дети, а с нарушениями центральной нервной системы в особенности, очень восприимчивы к музыке.

    Существенное влияние на психику и настроение младенца оказывают цвета, которые находятся в его окружении. Беспокойных, крикливых, с повышенной двигательной активностью детей успокаивают салатные, голубые тона. Для спокойных (тем более флегматичных и вялых) хороши яркие, контрастные цвета - цвет маминой одежды, игрушек, предметов мебели.

    Чтобы малыш лучше и быстрее уснул, желательно неяркое освещение синего или голубого света, его включают при подготовке ко сну.

Массаж и гимнастика для младенца. Адаптированные методики

Как уже говорилось, не устраненный вовремя гипертонус затормозит развитие двигательных навыков, а это - двигательная неловкость, неуклюжесть, нарушения осанки и походки. Такой малыш вряд ли станет желанным участником детских игр, а значит, начнет чувствовать себя отверженным, неполноценным; будет страдать его психика... Вдобавок, он еще сильнее отстанет в двигательном развитии, ведь коллективные детские игры никакими шведскими стенками и тренажерами не заменишь!

Не устраненная с помощью массажа задержка двигательного развития замедлит формирование интеллекта: малыш, который к полугоду не научился сидеть, вынужден часами обозревать квадрат потолка, в то время как сидя рассматривал бы множество новых замечательных вещей вокруг. Неумение ползать и ходить, когда пришла пора, углубляет этот «интеллектуальный» голод, задерживает освоение ребенком окружающего мира.

Сам массажист?

«Массаж? Да я сама его запросто сделаю!» Мам, склонных к такой точке зрения, придется разочаровать. Чтобы стать массажистом (как и пианистом!), нужно, чтобы опытный «маэстро» «поставил» руки. И без основательной медицинской подготовки часто не обойтись. Квалифицированно делают массаж врачи-методисты ЛФК, а также прошедшие специальную подготовку средние медицинские работники. Их лучше и пригласить.

Но если (бывает, к сожалению) родители и ребенок предоставлены самим себе: в поликлинике полугодовая очередь на массаж, а платного специалиста семейный бюджет не осилит, или квалифицированного массажиста просто нет в вашем поселке или деревне, придется заниматься с малышом самостоятельно. Вам в помощь - адаптированные методики некоторых упражнений.

АДАПТИРОВАННЫЕ МЕТОДИКИ НЕКОТОРЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Запомните правила

    У новорожденного трудная задача - приспособиться к миру, в который он попал. Поэтому в первые 4 недели врачи не осложняют жизнь этих крох дополнительной нагрузкой. К ним приступают на втором месяце, причем после полугода значение массажа постепенно отходит на второй план, а все больше времени начинает занимать гимнастика.

    Плохое самочувствие ребенка - абсолютное противопоказание к занятиям! Подождите, пока он окончательно не выздоровеет.

    Обычно детям нравятся массаж и гимнастика. Они легко усваивают упражнения и, становясь старше, старательно «помогают» вам. Если же малыш поначалу проявит неудовольствие, не расстраивайтесь. Отвлеките его игрушкой, успокойте ласковым словом, возьмите на руки. Придется проявить терпение: ребенок войдет в ритм занятий и привыкнет к процедурам постепенно. А «невзлюбил» какое-то конкретное упражнение - делайте его последним или сократите число повторений. Не усердствуйте чрезмерно - неприятные ощущения, а тем паче боль, младенец запомнит надолго. Покраснение кожи, если оно возникает под вашими руками, должно быть умеренным и равномерным. Никаких красных пятен и уж, конечно, синяков на детском тельце оставаться не должно!

    Занятия хороши ежедневно по утрам, за час до кормления или через два часа после него, при температуре 20-22°С, в светлой, хорошо проветренной комнате без сквозняков.

    Делайте массаж и гимнастику на пеленальном столе, к которому можно свободно подойти с трех сторон.

    Приступая к занятиям, тщательно вымойте руки с мылом. Снимите часы, кольца, браслеты - то, чем можно малыша поцарапать. На ваших руках не должно быть ран и ссадин, ногти следует коротко остричь.

    Мази и кремы не используйте.

    Ребенок остается голеньким во время массажа, первой части комплекса. А вот для гимнастики экипируйте его как настоящего спортсмена - в рубашечку или футболочку с короткими рукавами и трусики или памперсы.

Упражнения на мяче

Упражнение 1.

Исходное положение (и.п.) - ребенок лежит животом на надувном мяче; ноги согнуты в виде «лап лягушки» и прижаты к мячу. Ваш помощник удерживает ноги малыша в этом положении, а вы берете ладошки ребенка в свои руки и тянете его на себя, после чего возвращаете в исходное положение. Повторите 10 раз. Не забудьте постелить на мяч пеленку!

Упражнение 2.

И. п., как в упражнении 1. Ваш помощник расправляет ладошки ребенка, чтобы все пальчики стали прямыми, и прижимает их к мячу. Вы держите малыша за голени и тянете их на себя, затем возвращаете его в и. п. Повторите 10 раз.

Упражнение 3.

И. п., как в упражнении 1. Ладошки малыша прижаты к мячу вашим помощником, который удерживает его, а ваша задача - взять в руки стопы ребенка и, поворачивая его на мяче вниз, поставить стопы на горизонтальную поверхность застеленного пеленкой стола. Тело малыша остается на мяче, вы же следите за тем, чтобы опора была на всю стопу: поджатые пальчики нужно расправить. Нельзя ставить малыша на внутренний или наружный края стоп. Соприкосновение стоп с поверхностью стола кратковременно: не задерживаясь, переведите мяч в исходное положение. Повторите 10 раз.

Упражнение 4.

И. п., как в упражнении 1. Возьмите руки ребенка в свои и наклоняйте мяч, чтобы малыш коснулся поверхности стола раскрытыми ладошками. Следите, чтобы он не ударился лбом! Повторите 10 раз.

Упражнение 5.

Ребенок лежит спиной на мяче. Вы придерживаете его за бока и плавно покачиваете из стороны в сторону и вперед-назад - по 10 раз в каждом направлении. Упражнение способствует расслаблению мышц.

Если вы заметили, что малыш постоянно выгибается вправо или влево, лежа на животе или на спине, то есть тонус мышц с одной стороны выше, чем с другой, выполняйте упражнение 6.

Упражнение 6.

Ребенка положите боком на мяч: если он выгибается вправо - на правый бок, если влево - на левый. Плавно покачивайте мяч вдоль оси тела ребенка. Повторите 10 раз.

Упражнения на мяче помогают малышу расслабиться и облегчают дальнейший массаж.

Массаж спины

Застелите стол сложенным в несколько раз байковым одеялом и поверх него положите пеленку. Скатайте валик из плотной пеленки и подложите под грудь ребенка. Ваш помощник вытягивает вперед руки малыша, прижимая их к поверхности стола расправленными ладошками.

1. Поглаживание выполняют тыльной стороной сомкнутых пальцев снизу вверх по спине, начиная с ягодиц, которые тоже массируют. Повторите 5-6 раз.

2. Растирание выполняют тыльной стороной сомкнутых пальцев, их средними фалангами, круговыми движениями вверх по спине, начиная с ягодиц. Повторите 4 раза.

3. Поглаживание (см. упр. 1).

4. Разминание . Костяшками сомкнутых пальцев делайте спиралеобразные движения снизу вверх по спине. Повторите 3-4 раза.

5. Завершите массаж спины поглаживанием (см. упр. 1).

Массаж рук

Массируют только наружную поверхность рук - сначала плеч (между локтевым и плечевым суставами), затем предплечий (между лучезапястным и локтевым суставами).

1. Поглаживание выполняют снизу вверх ладонной поверхностью сомкнутых пальцев. Повторите 5-6 раз.

2. Растирание - в том же направлении и порядке. Повторите 5-6 раз.

3. Поглаживание (см. упр. 1).

4. Разминание , как при массаже спины, делают снизу вверх. Повторите 3-4 раза.

5. Поглаживание (см. упр. 1).

Дыхательная гимнастика

И. п. - на спине. Возьмите ребенка за кисти рук и скрестите его руки у него на груди, попеременно располагая сверху то левую, то правую. Повторите 4 раза. Затем одновременно поднимите обе руки малыша вверх, заведите их за голову ребенка так, чтобы они легли на поверхность стола параллельно друг другу. Затем опустите руки, вытяните их вдоль бедер. Повторите V ^>-----<_i 4 раза.

Массаж живота

Ладонью правой руки делайте круговые поглаживания живота по часовой стрелке 10-12 раз.

Массаж ног

Методика и последовательность те же, что и при массаже рук. Массировать нужно только передненаружные поверхности бедер и голеней.

Упражнения для ног

И п. - на спине.

1. Согните ножки малыша в тазобедренных и коленных суставах, сомкните их, сблизив голени. Ваш большой палец придерживает колено, а четыре пальца сбоку обхватывают таз ребенка. Расположив таким образом свои руки на ножках малыша, выполните повороты таза в стороны. Повторите по 10 раз в каждую сторону.

2. Левую руку и правую ногу младенца поочередно сгибайте и разгибайте 10 раз. Затем проделайте то же самое с его правой рукой и левой ногой.

3. Разведение ног в тазобедренных суставах. Повторите 10 раз. Ваши усилия, преодолевающие сопротивление ребенка, должны быть умеренными. У детей это упражнение - не из любимых.

Внимание! Детям с дисплазией тазобедренных суставов выполнять упражнения для ног можно только с разрешения врача-ортопеда.

Повороты со спины на живот

И. п. - на спине. Ваш помощник поднимает вверх правую ручку ребенка и удерживает ее в таком положении.

Вы берете левую ручку малыша в свою левую руку, а правой держите правое бедро ребенка. Помощник прижимает к столу ладонь правой вытянутой руки ребенка, расправляя пальчики. Вы перекидываете его левую ножку через правую, и малыш поворачивается на животик. Сделайте по 10 поворотов вправо и влево.

Ползание на животе

И. п. - на животе. Ваш помощник берет ребенка за руки, вы - за ноги. Помощник вытягивает вперед правую ручку малыша, расправляя пальчики и прижимая ладошку к поверхности стола. Вы сгибаете левую ножку ребенка и подтягиваете ее к животику. Затем то же проделываете с левой ручкой и правой ножкой младенца, после чего возвращаетесь к^ предыдущему движению. Так выполняют 10-20 «ползающих» движений. Если малыш плохо держит голову, вам понадобится еще один ассистент, который будет поддерживать ее ладонями с боков так, чтобы голова ребенка находилась по средней линии.

Начиная с 4 месяцев ребенок должен освоить следующие движения: присаживание, держась за палочку, стояние на четвереньках, приседания и наклоны на палочке.

Присаживание

И. п. - на спине. Ручки малыша вытянуты вдоль туловища. Ваш помощник прижимает ладошку правой руки ребенка к столу в нескольких сантиметрах от его тела. Вы одной рукой придерживаете ножки малыша, чтобы они не сгибались и не отрывались от стола, а другой приподнимаете его за спинку и заставляете сесть с опорой на правую ручку. Туловище младенца при этом слегка отклоняется вправо, ручка немного сгибается в локте. Таким образом вы обучаете ребенка садиться. Освоив стереотип этого движения, он будет выполнять упражнение все более активно и к шести месяцам сможет обходиться без вашей помощи. Делайте 10 присаживаний с опорой на правую ручку и столько же с опорой на левую.

Присаживание с помощью палочки

И. п. - на спине. Пальцы обеих рук малыша (большие - снизу, остальные - сверху) охватывают палочку диаметром 2-3 см. Поскольку ребенок обычно держится слишком слабо и в любой момент может отпустить палочку, придерживайте его кулачки своими руками, одновременно заставляя его оторвать спину от стола и присаживая малыша. Ваш помощник фиксирует ножки младенца, как в предыдущем упражнении. Одновременно он должен следить за тем, чтобы ребенок не ударился затылком о поверхность стола, ложась на спину. Повторите 10 раз.

Стояние на четвереньках

И. п. - на животе. Подведите свою ладонь под грудь малыша, приподнимая его, а другой рукой согните его ножки в коленных и тазобедренных суставах. В это время помощник прижимает расправленные ладошки ребенка к поверхности стола на ширине плеч. Дайте ему побыть в этой позе около минуты. Поначалу, когда реакции равновесия еще не выработались, малышу будет трудно сохранить положение на четвереньках, но с течением времени приходит устойчивость.

Приседание на палочке

Положите палочку на стол, накройте ее в несколько раз сложенной пеленкой. Возьмите ребенка под мышки. Пусть ваш помощник установит ножки малыша на ширине плеч так, чтобы палочка располагалась строго посередине между его носками и пятками. Во время приседаний стопы не должны смещаться. Повторите 10 раз.

Наклоны на палочке

Стопы малыша фиксируют, как в предыдущем упражнении. Левой рукой придерживайте спереди ножки ребенка, чтобы они не сгибались в коленях, а правую подведите под грудь и живот. Наклоните туловище ребенка. Повторите 10 раз.

Ползание на четвереньках

Выполняется с шестимесячного возраста. Если в полгода ребенок сам еще не стоит на четвереньках, нужно подождать делать упражнения до того момента, когда он научится этому. Методика ползания на четвереньках такая же, как ползания на животе.

Вращение

Оно благотворно влияет на вестибулярный аппарат и вегетативную нервную систему. Возьмите диск «Здоровье» или «Грация», положите на него в несколько раз сложенную пеленку, поставьте сверху тазик - желательно металлический, средних размеров. Выстелите тазик изнутри одеялом и пеленками так, чтобы малыш мог расположиться в нем полулежа, как космонавт в своем кресле. Плавно, без толчков, вращайте тазик по часовой стрелке 30 секунд. Остановив, посмотрите в глаза ребенку: его глазные яблоки совершают колебания в горизонтальном направлении. Не пугайтесь - это нистагм, нормальное физиологическое явление, возникающее у любого, кто смотрит из движущейся кабины на неподвижную окрестность. Подождите, пока нистагм исчезнет, и вращайте тазик в противоположную сторону еще полминуты. В дальнейшем постепенно увеличивайте время вращения до 5 минут.

ВОЗРАСТНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И МАССАЖА ДЛЯ ДЕТЕЙ от 1,5 месяцев до 3 лет (по К. Д. Губерт и М. Г. Рысс)

Назначение Возраст Показания, физиологические обоснования и целевые установки Противопоказания
1. Массаж рук 1,5-4 мес. В связи с гипертонией конечностей для содействия своевременному уравновешиванию антагонистов Воспаление и раздражение кожи.
2. Массаж ног 1,5-6 мес. То же То же
3. Выкладывание на живот 1,5-4 мес. Для развития мышц спины Отсутствие защитного рефлекса.
4. Массаж спины 1,5 - 14 мес. Для укрепления и подготовки мышц спины к упражнениям
5. Массаж живота То же Для укрепления мышц живота и освобождения кишечника от газов То же
6. Массаж стоп 1,5 мес. -6 мес. Для укрепления мышц и связочного аппарата стопы и воспитания опорной функции То же
7. Упражнения для стоп (движения рефлекторные) То же Для стимулирования активных движений стопы с использованием подошвенного рефлекса То же
8. Разгибание позвоночника в положении на боку (рефлекторное) 1,5-3 мес. Для укрепления мышц спины, используя спинной рефлекс Таланта То же
9. Ползание рефлекторное 1,5-3 мес. Для укрепления разгибателей нижних конечностей с целью уравновешивания антагонистов. Используя феномен ползания Бауэра Исчезновение феномена Бауэра
10. Охватывающее движение 3-10мес. При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей, для укрепления мышц плечевого пояса Гипертония мышц сгибателей верхних конечностей
11. Поворот со спины на живот при поддержке за руку 3-6 мес. Воспитание навыка в изменении положения тела, используя рефлекс расположения частей тела Пассивность ребенка, откидывание головы
12. Отклонение головы назад в положении на животе на вису 3-4 мес. Для укрепления мышц спины в воспитании рефлекса равновесия, используя рефлекс положения Пассивность ребенка, свисание головы
13. Вибрационный массаж грудной клетки 3- 10 мес. Для стимулирования углубленного вдоха Воспаление и раздражение кожи
14. Сгибание и разгибание рук Тоже При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей, для укрепления мускулатуры рук и плечевого пояса Гипертония мышц-сгибателей верхних конечностей
15. «Скользящие шаги» 4-14 мес. При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для воспитания опорной функции
16. «Парение» в положении на животе 4-6 мес. Для воспитания рефлекса равновесия взамен упражнения №1 1 (как более спокойное) Пассивность ребенка
17. Приподнимание верхних частей туловища из положения на спине за отведенные в стороны руки Тоже Воспитание навыка в изменении положения тела, используя возникновение движения ребенка в этом направлении
18. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно 4- 10 мес. При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для укрепления мускулатуры ног и воспитания навыка в ходьбе Гипертония сгибателей нижних конечностей
19. «Парение» в положении на спине 4-6 мес. Для укрепления мышц брюшного пресса и воспитания рефлекса равновесия, используя рефлекс положения
20. Поворот со спины на живот при держании за ноги 6 -10 мес. Взамен упражнения №1 1 (как более сложное) Пассивность ребенка, запрокидывание головы
21. Упражнение для стимулирования ползания 6 мес. - до освоения ползания При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для воспитания навыка в передвижении тела Нарушение мышечного тонуса нижних конечностей (гипертонус)
22. Присаживание при поддержке за обе отведенные в стороны руки 6 -10 мес. Взамен упражнения №17 после предварительного укр"епления шейной мускулатуры и брюшного пресса другими упражнениями (№11 и 19) Пассивность ребенка, запрокидывание головы назад
23. Круговые движения руками 6- 14 мес. При отсутствии гипертонии мышц верхних конечностей и освоения упражнений №10 и 14 для укрепления мышц плечевого пояса Гипертония сгибателей верхних конечностей
24. Поднятие выпрямленных ног 6 -10 мес. При отсутствии гипертонии мышц нижних конечностей для укрепления брюшного пресса Гипертония сгибателей нижних конечностей
25. Напряженное выгибание Тоже При нормальном тонусе мышц для развития координации в работе сгибателей и разгибателей позвоночника Нарушение мышечного тонуса, а также пассивность ребенка, запрокидывание головы назад
26. Поднимание туловища из положения на животе при поддержке ребенка за руки Тоже Для укрепления мышц спины и воспитания навыка в изменении положения тела из горизонтального в вертикальное Пассивность ребенка, если голова отстает от движения рук
27. Присаживание (упражнение для сгибателей рук) 6- 14 мес. При активном участии ребенка (наличие сгибания в локтевом суставе) Пассивность ребенка, когда при подтягивании руки остаются выпрямленными
28. Сгибание и разгибание сидя или стоя, с кольцами 10- 14 мес. Взамен №14 после освоения сидения или стояния без опоры Отсутствие умения длительно сидеть или стоять без опоры
29. Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки (или с кольцами) Тоже Если ребенок сам встает, цепляясь за предметы, взамен упражнения № 26 Отсутствие умения вставать, цепляясь за неподвижный предмет
30. Наклон туловища и выпрямление 10 -18 мес. При умении стоять без опоры, для укрепления мышц спины Отсутствие умения стоять без опоры
31. Поднятие выпрямленных ног до палочки (по речевой инструкции) Тоже Взамен пассивного упражнения № 24 Тоже
32. Приседание при держании ребенка за руки (с кольцами) 10-14мес. При наличии умения стоять без опоры, для укрепления мышц нижних конечностей Тоже
33. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией нижних конечностей и возвращение к исходному положению 10-18мес. Взамен упражнения № 22 как дальнейшее его усложнение * Пассивность ребенка
34. Напряженное выгибание из положения сидя на коленях у матери 10мес. -3 года Взамен упражнения №25, иак как ребенок слишком тяжел
35. Сгибание и разгибание рук стоя, попарно 14-18 мес. Взамен упражнения №28, для воспитания умения согласовывать свои движения с движениями товарища
36. Напряженное прогибание позвоночника из положения на животе (с палочкой) 14мес. -3 года Для укрепления плечевого пояса и межлопаточных мышц и воспитания осанки

Правила массажа для детей до года. Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5-2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25-30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. Не рекомендуется делать массаж перед сном.
Проводить массаж нужно в светлой проветренной комнате, температура воздуха в которой не должна быть ниже 22 градусов. В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок.

Массаж для детей до года необходимо делать мягко и нежно. Очень важно следить за реакцией на массаж ребенка, которая должна быть положительной. Если ребенок по каким-то причинам плохо реагирует на массаж, его следует прервать. Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Область печени при массировании живота необходимо обходить. Также нужно обходить при массаже половые органы ребенка, а при массировании спины нельзя применять ударные приемы (похлопывание, поколачивание в области почек.

Проводить массаж и гимнастику ребенка до года следует в течение 6-7 минут.

При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует.
Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врожденном пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях.
Не рекомендуется проводить гимнастические упражнения при острых лихорадочных состояниях, тяжелых заболеваниях кожи, обостренном туберкулезе, расстройствах пищеварения, пороках сердца с явлениями декомпенсации, тяжелых заболеваниях крови, рахите в период обострения.

Требования к массажисту:

  1. Одежда массажиста должна быть удобной, не стеснять движений.
  2. Массажист должен быть приветливым, ласковым и терпеливым с ребенком.
  3. Руки массажиста должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены.

    Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.

При выполнении массажа и гимнастики для детей до года важно соблюдать следующие правила:

  1. Перед началом сеанса следует наладить контакт с ребенком, доброжелательно и ласково поговорить с ним, только после этого можно начинать массаж.
  2. Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы.
  3. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
  4. При выполнении всех массажных приемов и упражнений конечности ребенка и его головку нужно беречь от резких движений и толчков, в противном случае могут возникнуть различные нарушения суставно-связочного аппарата. Все приемы и движения должны выполняться точно и профессионально.
  5. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.

Развитие ребенка и его здоровье является приоритетным заданием для каждого взрослого. Уже от момента рождения каждый уважающий себя родитель обязан создать все условия для полноценного воспитания малыша и его оздоровления. С первых дней жизни младенец требует особенного ухода и внимания.

Что рекомендуется детскими педиатрами? Конечно, детский массаж. Он помогает развитию, укрепляет организм, дает возможность стать полноценным человеком. Кроха от 0 до года должен научиться ходить, держать ручками предметы, сидеть. При условии, что мышечная ткань, а также кости развиваются правильно, у малыша с этим проблем не будет.

Если же нет, то уже во взрослой жизни будут возникать проблемы со здоровьем. Также массаж для детей и родителей служит своеобразным диалогом. Кроме того, научные исследования доказали, что малыш, получающий до года достаточное количество внимания и прикосновений матери, развивается намного быстрее, чем его сверстники. Это касается и физического, и морального, и умственного развития.

Правильно подобранный комплекс упражнений для развития ребенка способствует укреплению организма. Его также называют детским массажем и выполняют регулярно с чистотой не менее одного раза в день с момента рождения до года. Но это вовсе не означает, что детям более старшего возраста его не рекомендуют.

В наше время, когда воздух и продукты уже не так полезны из-за большого количества химикатов и загрязнения окружающей среды, дети стали слабыми. Поэтому массаж необходим всем для улучшения иммунной, кровеносной и нервной систем.

Младенец не способен управлять своими руками, ногами, да и вообще телом. Мышечная масса слабая, а движения хаотичные. Прикосновения и поглаживания по всему телу помогают лучшей циркуляции крови, улучшению работы пищеварительной системы, снимает болевые ощущения от гипертонуса. Благодаря массажным движениям ребенок познает свое тело, его способности. Желательно детский массаж делать вместе с гимнастикой для укрепления тканей.

Следует заметить, что это приводит к укреплению организма в целом, так как функция защиты работает лучше, легкие разрабатываются, ребенок менее подвержен ОРЗ. Давайте, конкретизируем все, что касается пользы массажа для малышей:

  • укрепление иммунной системы и нервных окончаний;
  • снятие гипертонуса;
  • успокаивающий эффект;
  • нормализация пищеварительной системы, снятие вздутия животика;
  • профилактика рахита;
  • развитие моторики и опорно-двигательного аппарата.

Массаж для детей до года имеет много отличий от других видов массажа для взрослых и детей более старшего возраста. Это и техника проведения, и применяемая сила во время процедуры. Конечно, можно применить приемы классического массажа, но более мягко, нежно и аккуратно. Организм ребенка пока не устойчив и только начинает развиваться, а поэтому восприимчив ко всему. Поэтому помощниками для родителя станут такие движения как:

  • Поглаживание.
  • Растирание.
  • Легкое массирование пальцами и отдельно ладонями.

Прежде, чем начинать массаж детям до года, следует проконсультироваться с детским врачом, который подскажет, какие именно необходимы манипуляционные действия для вашего ребенка. Подход должен быть к каждому индивидуальный.

Можно воспользоваться услугами массажистов больницы, но педиатры рекомендуют все же, все делать самостоятельно, так как ребенку необходим родной человек. Именно мамы подарят нужное количество энергии, тепла и позитивного заряда малышу. Во время всего процесса следует ласково, нежно и успокаивающе разговаривать со своим чадом. Для него массаж должен приносить только позитивные эмоции, радость и удовольствие.

Выполняя массаж для детей до года, возьмите за правило:

  • чередование физических упражнений и массажных процедур является обязательным;
  • снимайте все украшения с рук и пальцев, так как можете травмировать кожу ребенка;
  • массаж рекомендуется начинать не раньше, чем в 1,5 месяца;
  • во время процедуры обязательно общайтесь с ребенком. Можете рассказывать детские стихотворения, называть части тела, описывать все, что окружает вас;
  • не рекомендуется проводить гимнастику и массаж более 2-10 минут за один раз, так как напряжение мышц приводит к усталости и дискомфорту;
  • не желательно делать массаж после водных процедур, приема пищи и перед сном;
  • в помещении, где проводится массаж должно быть не более и не менее 22 С тепла, без сквозняка, хорошо проветренная.

Противопоказания

Есть моменты и заболевания, при которых нельзя делать массажные процедуры ребенку. В некоторых случаях их приостанавливают:

  • кожные высыпания по телу, вызванные не только диатезом, но и прочими болезнями;
  • во время любой болезни, если есть повышение температуры;
  • рахит;
  • острый нефрит;
  • тошнота и рвотный процесс;
  • гепатит.
  • Также есть заболевания, при которых массаж может причинить вред здоровью малыша. В таких случаях его не проводят и не назначают вообще:
  • врожденный порок сердца;
  • остеомиелит;
  • абсцессы;
  • острый артрит;
  • туберкулез костей и суставов;
  • грыжи больших размеров.

Специальные лечебные массажи и гимнастика назначаются при: врожденной кривошеи, деформации ног, бронхиальной астме, дистрофии, плоскостопии и пупочной грыже. Их технология и универсальность помогут ребенку выздороветь и укрепить здоровье.

Разновидности массажа для младенческого возраста

Массажи для детей имеют некоторые отличия от тех, которых делают взрослому человеку. Их объединяет одно – воздействие на человеческий организм для его укрепления.

  1. Специальным видом массажа считается коррекционный или лечебный. Его проводить самостоятельно не рекомендуется, так как он имеет свои особенности. Его выполняет специалист – медик, который досконально знает строение мускулатуры, нервных окончаний и костной массы. Направлен на коррекцию патологических заболеваний (ДЦП, гипотонус, дисплазия). Во время проведения сеанса ребенок обычно испытывает болевые ощущения и дискомфорт, так как получает нагрузку на мышцы. Желательно специалиста привозить к себе домой, где для малыша более привычная обстановка и есть чувство защищенности.
  2. Второй метод массажа – укрепляющий или профилактический. Он проводится регулярно, не реже одного раза в день. От возраста ребенка меняются движения и тактика исполнения. Главной целью этой процедуры является укрепление мускулатуры малыша, снятие тонуса и вздутия животика. Можно проводить уже через неделю с момента рождения. Первоначально его может делать массажист или педиатр для того, чтобы родители запомнили движения и последовательность. Уже со второго сеанса мама или папа могут приступать к самостоятельному выполнению массажа.

До 3-х месяцев он помогает расслабить тонус мышечной ткани. К 4-хмесячному возрасту вводят новые массажные элементы для укрепления мышц и конечностей. Служит стимулятором развития моторики и речевой деятельности. С 6-тимесячного возраста вводят упражнения для укрепления спины и пресса, так как уже малыш способен сидеть и переворачиваться без помощи родителей. Ближе к 9 месяцам массаж дополняется упражнениями, направленными на укрепление всего тела.

Существует целый ряд массажей, которые родители могут проводить самостоятельно. Они носят кратковременный специфический характер, так как используются в целях оздоровления во время болезней:

  • а) для откашливания во время бронхитов и мокрого кашля используется перкуссионный массаж. Малыш лежит на валике животиком. Голова ниже бедра. Следующий этап — легкие вибрационные движения ладонями от середины спинки и вверх к затылку;
  • б) если у ребенка даокрисцит (закупорка слезного канала одного или обоих глаз) рекомендуется: указательным или средним пальцами от брови к кончику носа делать поглаживающие движения. Около переносицы, ближе к каналам давление слегка усилить. За одну процедуру необходимо сделать не менее 10 раз таких движений;
  • в) во время вздутия животика, а также при коликах рекомендуется согреть ладони и по часовой стрелке круговыми движениями поглаживать от пупка к ребрам. Избегать массирования правой стороны, так как там находится печень. Такой вид массажа делается с 2 месяцев. При этом можно его делать в сочетании с гимнастикой, а также после приема пищи не ранее, чем через 40 минут.

Многих мамочек интересует вопрос о возможности делать массаж ребенку до года самостоятельно. Ответ положительный однозначно. Вряд ли кто-то из родителей желает причинить вред своему чаду, а значит, будет следить за правильностью выполнения всех упражнений. Ежедневный массаж в исполнении родителей будет служить прекрасной оздоровительной и полезной для общения с ребенком процедурой.

Для новорожденного можно считать массажными действиями обычное поглаживание. Следите за тем, чтобы ваши руки были теплыми, а действия мягкими и ласковыми. Направляйте их по лимфе, а не наоборот. Избегайте массирования около сосков. Часто у грудничков на второй неделе происходит их набухание.

Малышу 20 дней

Уже на 20 день жизни малыша (при условии, что пупок достаточно хорошо зажил) желательно добавить новые движения: растирание и вибрации. Не забывайте, что все должно делаться очень аккуратно во избежание травм на тельце. К 2 месяцем вводят гимнастические элементы. Например, сгибание и разгибание конечностей. Для этого необходимо соединить правый локоток с левым коленом, затем меняем – левый локоть и правое колено. Малыш должен быть в расслабленном состоянии. Если он напряжен, то лучше такое упражнение перенести на следующий раз, так как можно потянуть и так слабые мышцы.

Массаж детям в 2 месяца

Массаж с более серьезными элементами и упражнениями (ближе к 2 месяцам) следует начинать только после тщательного осмотра врача. Если патологий не выявлено – постепенно вводите новые гимнастические или массажные движения. Обычно это растирка и легкое постукивание пальцами по телу малыша.

Хорошим эффектом обладает катание ребенка на мяче для лечения травмированного позвоночника. Такое упражнение способствует развитию вестибулярного аппарата, а также снимает напряжение в области позвоночника.

Массаж детям в 3 месяца

К трехмесячному возрасту вводите такой элемент как переворачивание. Для этого руку малыша вытягивают по боку с той стороны, в которую будете переворачивать. Далее фиксируем ножки ближе к стопе рукой. Делается не быстрое инерционное прокручивание для самостоятельного переворота.

Массаж детям в 4 месяца

Четвертый месяц жизни считается одним из важнейших, поэтому массаж не просто нужен, а обязателен. Именно в этот период ребенок пытается получить новое достижение – сесть. Для упрощения этого применяется валяние со стороны в сторону, легкие щипки на спине.



Загрузка...