paradisemc.ru

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста. Детские органы пищеварения

Тема 6. ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Различные отделы желудочно-кишечного тракта играют весьма неодинаковую роль в пищеварении новорожденного и грудного ребенка первых месяцев жизни. При питании молоком ферментативная обработка в ротовой полости не значительна вследствие непродолжительного нахождения здесь пищи. Секреция слюнных желез в первые месяцы низкая, так как слизистая рта бедна слюнными железами. С появлением молочных зубов слюноотделение усиливается.

Слюна детей, представляющая собой смесь секретов слюнных желез, чаще имеет нейтральную реакцию, реже – слабокислую и слабощелочную, pH = 6,0 - 7,8. В слюне обнаруживается фермент альфа-амилаза, который расщепляет крахмал. У новорожденных этот фермент отличается небольшой активностью, в последующие месяцы активность его быстро нарастает, достигая максимального показателя к 2 - 7 годам жизни. Позднее в слюне появляется второй фермент – альфа-глюкозидаза (мальтаза), которой нет у грудных детей. Действие слюны способствует створаживанию молока в желудке мелкими и нежными хлопьями, способствуя желудочному пищеварению.

Наибольшая ферментативная активность слюны наблюдается в период от одного до четырех лет. Наряду с ферментами, в слюне детей обнаружен лизоцим, обладающий бактерицидным действием. Помимо ферментов в слюне содержится слизистое вещество муцин, некоторые азотистые вещества и ряд минеральных солей: фосфатов, бикарбонатов, натрий, калий, кальций.

Пищевод у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму с расширением в кардиальной части и слабо выраженным сужением. Слизистая пищевода нежна, легкоранима, богата кровеносными и лимфатическими сосудами. Мышечный слой, эластическая ткань и слизистые железы развиты недостаточно.

У грудных детей желудок имеет горизонтальное положение. Когда ребенок начинает стоять и ходить – принимает вертикальное положение. Для желудка детей раннего возраста характерно слабое развитие дна. Свойственные взрослым пропорции между различными частями желудка устанавливаются у детей к 10 - 12 годам. Емкость желудка у новорожденного в среднем равна 30 - 33 мл. В дальнейшем она увеличивается приблизительно на 20 - 25 мл в месяц, достигая к трем месяцам 100 мл, к году – 250 мл.

Слизистая желудка в период раннего детства толстая, богата кровеносными сосудами, но бедна эластической тканью, имеет слаборазвитый мышечный слой и мало лимфатических узлов. Сфинктер входа в желудок выражен очень слабо, а мышечный слой привратника, наоборот, – достаточно сильно, что приводит к срыгиванию.

Общее число желудочных желез относительно мало. Секреторная функция понижена. К концу второго года жизни эти гистологические особенности постепенно сглаживаются. Кислотность и ферментативная сила желудочного сока значительно увеличиваются к концу первого года.



У новорожденных кислая реакция сока поддерживается молочной кислотой. Синтез соляной кислоты начинается с 4-го месяца жизни. К 1 году рН сока составляет 3 - 4, свободная кислотность равна 10, а общая -
23 титр. ед. В возрасте 1 - 5 лет уровень рН = 1 - 2, как у взрослых. Вследствие недостаточного количества соляной кислоты протеолитическая активность ферментов низкая, и только 20 - 30 % поступающего белка переваривается в желудке. К 1 году протеолитическая активность увеличивается в 2,5 - 3 раза.

Оптимум действия пепсина наступает при рН, = 1,5 – 2,5. Хотя желудочное содержимое у грудных детей даже в разгар пищеварения почти никогда не достигает большой кислотности, тем не менее, у них происходит пептическое расщепление значительной части белков молока. Количество пепсина у детей зависит от возраста, состояния здоровья, конституционных особенностей, способа вскармливания и целого ряда других экзогенных и эндогенных моментов. Пепсин у детей имеет низкую активность. В желудочном соке детей содержится фермент катепсин (первичная протеаза). Оптимум действия катепсина наступает при рН = 5 - 6. В связи с вышеизложенным ребенку до 8 месяцев дача белковой пищи, кроме молока, должна быть ограниченной.

Химозин желудочного сока детей действует при pH = 0,6 - 6,5. Он может действовать не только при слабокислой, но и при нейтральной и даже слабощелочной реакциях, что важно для переваривания белков молока у детей раннего возраста, у которых кислотность в желудке даже в разгар пищеварения не достигает значительной степени.

Липаза переваривает эмульгированные жиры, особенно легко гидролизует жиры молока. Активность ферментов с возрастом увеличивается. Липолиз у детей, находящихся на грудном вскармливании, происходит значительно энергичнее, чем у детей на искусственном питании, так как у первых расщепление жиров в желудке происходит не только за счет липазы желудочного сока, но и за счет липазы женского молока.

Отделение желудочного сока у детей в основном подчиняется тем же физиологическим закономерностям, что и у взрослого человека. В качестве возбудителя секреции в самом раннем возрасте наибольшее значение имеет рефлекторное и гуморальное действие пищи в полости рта и желудка. Условные раздражители обнаруживают свое влияние несколько позже. Рефлекторное влияние на секрецию желудочных желез осуществляется через блуждающий нерв при раздражении рецепторов полости рта и желудка и находится под контролем переднего отдела гипоталамуса. В более поздние сроки к безусловно-рефлекторным возбудителям секреции присоединяется условно-рефлекторный раздражитель (время еды, запах, вид еды и т.д.). Нервно-гуморальная регуляция секреции осуществляется за счет гормонов, вырабатываемых непосредственно в стенке желудка или кишечника (гастрин, энтерогастрин, гастрогастрин, энтерогастрон, урогастрон) под влиянием гистамина, жира или НСl, которые способны оказывать стимулирующее или тормозящее влияние на секрецию желудочных желез.

Моторная функция желудка у детей раннего возраста несколько замедленна, перистальтика вялая. При естественном вскармливании пища находится в желудке приблизительно в течение двух-трех часов.

Наиболее энергичный рост тонкой кишки наблюдается в первые пять лет, особенно в возрасте от одного до трех лет, в связи с переходом от молочной пищи к смешанному питанию. В возрасте от 10 до 15 лет снова отмечается рост кишечника, в основном за счет толстой кишки. Длина кишечника у грудного ребенка превышает длину тела в 6 раз (у взрослого в 4,5 раза). Сигмовидная и прямая кишки в раннем возрасте относительно длиннее, чем у взрослого. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке у детей, как и у взрослых, совершается под влиянием сока поджелудочной железы, кишечного сока и желчи. Содержимое желудка, частично переварившееся, в виде пищевой кашицы, пропитанной кислым желудочным соком, движениями желудка передвигается к его пилорическому отделу и порциями проходит из желудка в двенадцатиперстную кишку, куда открываются общий желчный проток и проток поджелудочной железы. В отличие от желудка клеточное развитие поджелудочной железы заканчивается уже в первые месяцы жизни человека, чем и объясняется особенность процесса в ранний период развития, так как поджелудочная железа является основным местом для выработки пищеварительных ферментов. Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до одиннадцати лет.

В состав сока поджелудочной железы входят:

ферменты: трипсиноген, амилаза, мальтоза, липаза; нуклеаза у детей отсутствует;

неорганические вещества – соли натрия, калия, кальция, железа и др., создающие щелочную реакцию сока.

Механизм регуляции сокоотделения такой же, как и у взрослых: гуморальный (секретин, холецистокинин) и рефлекторный. Гуморальный механизм у детей играет наибольшую роль в процессе регуляции пищеварения.

Печень обильно васкуляризована, наблюдается слабое развитие соединительной ткани, недостаточная дифференцировка паренхимы. Клетки печени у детей меньше, чем у взрослых. Дольчатость печени выявляется уже к первому году жизни. Печень богата железом. С восьми лет у ребенка печень имеет уже почти такое же строение, как и у взрослого. Размеры печени у детей относительно больше, чем у взрослых.

Функции печени (особенно барьерная и антитоксическая) в первые годы жизни ребенка развиты недостаточно. Это касается также депонирующей (в отношении регуляции количества циркулирующей крови) и регулирующей (в отношении углеводного и жирового обмена) функций печени.

Желчеобразование отмечается уже у трехмесячного плода. Интенсивность желчеобразования и желчеотделения с возрастом увеличивается. Желчь бедна желчными кислотами, холестерином, лецитином и солями, но богата водой, муцином, пигментами, а в период новорожденности и мочевиной. Количество отделяемой желчи у ребенка, соответственно его массе, в 4 раза больше, чем у взрослого.

Тонкий кишечник грудного ребенка относительно длиннее, чем у подростков, и обладает хорошо развитой слизистой оболочкой при слабом мышечном слое.

Ворсинки тонких кишок и лимфатический аппарат хорошо развиты, миалинизация нервных сплетений не закончена, ферментативная сила пищеварительных желез незначительна у новорожденных, но с возрастом нарастает. В кишечном соке имеются все ферменты, нужные для кишечного пищеварения, причем они менее активны, чем в старшем возрасте.

Состав кишечного сока:

слизь – 40 - 50%, NaHCO 3 – 2%, NaCl – 0,6% (реакция сока щелочная, колеблется от 7,3 до 7,6).

ферменты: эрепсин, липаза, амилаза, мальтаза, сахараза, нуклеаза, энтерокиназа, щелочная фосфотаза и др. (всего около 22 ферментов).

Слабое развитие мышечного слоя и эластических волокон в кишечной стенке, нежность слизистой оболочки и богатство ее кровеносными сосудами, хорошее развитие ворсинок и складчатость слизистой оболочки при некоторой недостаточности секреторного аппарата и, наконец, незаконченность развития нервных путей являются важнейшими анатомо-физиологическими особенностями детского кишечника, способствующими легкому возникновению функциональных расстройств его моторики и секреции. Этим отчасти объясняется склонность к запорам у детей. Регуляция кишечной секреции осуществляется рефлекторным и гуморальным путем.

Гниение в кишечнике здоровых грудных детей первых месяцев жизни совершенно отсутствует, и у них не образуются такие продукты, как индол, скатал, фенол и др. В кишечнике более старших детей одновременно протекают процессы и брожения, и гниения. Характер и интенсивность их зависят от особенностей пищи ребенка и бактериальной флоры кишечника.

Время прохождения пищи через желудочно-кишечный тракт у ребенка короче, чем у взрослого, что зависит от относительной длины пищеварительного тракта, а также от рода вскармливания:

при грудном вскармливании – 13 часов;

при смешанном – 14,5 часов;

при искусственном вскармливании – 16 часов;

при даче овощей – 15 часов.

Расщепление пищи, начатое в полости рта и желудка, продолжается в кишечнике. Пептоны и некоторое количество еще не расщепленных в желудке нативных белков подвергаются триптическому перевариванию, частично доводящему их до стадии аминокислот, частично – до стадии полипептидов различной сложности. Последние подвергаются гидролизу за счет воздействия трипсина. Действие трипсина у детей более значительно, чем пепсина, так как пептическое переваривание в раннем возрасте имеет второстепенное значение.

Желудочная, поджелудочная и кишечная липазы в сочетании с липазой женского молока расщепляют жиры на жирные кислоты и глицерин. Аминолитическое действие поджелудочной железы значительно расширяется и дополняется за счет мальтозы, лактозы, инвертазы и других карбогидраз.

У детей, как и у взрослых, существует и пристеночное пищеварение. У новорожденных, в отличие от детей старшего возраста, преобладает брожение, а не гниение.

Незрелость пищеварительной системы ребенка, таким образом, выражается в недостаточности и своеобразии ферментативного аппарата в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Эта особенность требует своеобразного питания детей, особенно в течение первого года жизни. Большое значение имеют периодичность кормления ребенка в течение суток, учет количества и химического состава молока, потребленного ребенком.

У детей более раннего возраста в желудке интенсивно всасываются водные растворы. В толстых кишках всасывается главным образом вода. Продукты переваривания пищи всасываются в основном в тонких кишках. Белки всасываются в виде аминокислот и частично в виде более сложных полипептидов. Некоторые белки сыворотки крови, жидкий казеин и другие в очень небольших количествах могут реабсорбироваться и в неизменном виде. Жиры всасываются в виде глицерина, мыл и жирных кислот. Последние, вступая в соединение со щелочами кишечника, желчи и панкреатического сока, омыляются и становятся растворимыми в воде, а с желчными кислотами они образуют легко растворимые и хорошо всасываемые холеиновые комплексы.

Углеводы всасываются в виде моносахаридов, но, возможно, частично и в виде декстринов.

Чем младше ребенок, тем более проницаема стенка как для продуктов неполного переваривания пищи (диатез), так и для микробов. У новорожденного кишечная стенка проницаема для токсинов, гормонов и иммунных тел (женское молоко).

Знания физиологических процессов желудочно-кишечного тракта помогут родителям, валеологам, медицинским работникам, диетологам назначать оптимальные варианты питания ребенку в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей. Например, нельзя перекармливать новорожденного ребенка, зная, что емкость желудка всего 20 - 25 мл, сфинктер входа в желудок выражен слабо, а мышечный слой привратника, наоборот, - достаточно сильно, что приводит к срыгиванию; пепсин у детей до года имеет низкую активность, в связи с этим ребенку до 8 месяцев дача белковой пищи, кроме молока, должна быть ограниченной. Реакция слюны в первые месяцы жизни ребенка чаще слабокислая, поэтому у новорожденных и детей раннего возраста возможны развитие в полости рта инфекции и рост грибков Candida, что требует определенной коррекции в питании.

Важно также подчеркнуть, что при изменении характера питания адаптационные изменения ферментов происходят не сразу. В течение определенного промежутка времени пищеварительный тракт, действующий по инерции, не обеспечивает выработку ферментов, необходимых для оптимальной переработки продуктов нового рациона. При этом возникает опасность развития расстройства пищеварения; необходима постепенность введения нового вида пищи, начиная с малых его количеств, без одновременных изменений в составе других компонентов пищи. Выполнение основных законов питания особенно важно для растущего организма: отставание в массе тела, росте, физиологическом и психическом развитии, вызванное нерациональным питанием, не может быть исправлено коррекцией химического состава пищи и увеличением ее количества, так как после достижения определенного возраста эти изменения оказываются необратимыми.

Двенадцатиперстная кишка у новорожденных имеет форму кольца. К шести месяцам у нее определяются нисходящие и восходящие отделы. Двенадцатиперстная кишка у детей подвижна.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке у детей, как и у взрослых, совершается под влиянием сока поджелудочной железы, кишечного сока и желчи. Содержимое желудка в виде пищевой кашицы, пропитанной кислым желудочным соком, частично переварившееся, движениями желудка передвигается к его пилорическому отделу и порциями проходит из желудка в двенадцатиперстную кишку, куда открываются общий желчный проток и проток поджелудочной железы. Смесь секретов поджелудочной железы, двенадцатиперстной кишки и печени образуют дуоденальный сок. Активность ферментов дуоденального сока с возрастом нарастает.

Поджелудочная железа. В отличие от желудка клеточное развитие поджелудочной железы заканчивается уже в первые месяцы жизни ребенка, чем и объясняется ее особое значение в ранний период развития, так как поджелудочная железа является основным местом выработки пищеварительных ферментов. В течение первого года жизни масса поджелудочной железы увеличивается в 3 раза, а панкреатическая секреция - в 10 раз. Рост и развитие поджелудочной железы продолжается до 11 лет.

В состав сока поджелудочной железы входят:

  • ? ферменты: трипсиноген, амилаза, мальтаза, липаза (нуклеаза у детей отсутствует);
  • ? неорганические вещества: соли натрия, калия, кальция, железа и другие, создающие щелочную реакцию сока.

Механизм регуляции сокоотделения такой же, как и у взрослых: гуморальный (секретин, холецистокинин) и рефлекторный. Гуморальный механизм у детей играет наибольшую роль в процессе регуляции пищеварения.

Печень имеет недостаточную дифференцировку паренхимы. Клетки печени у детей меньше, чем у взрослых. Дольчатость в строении печени выявляется уже к первому году жизни. Печень богата железом.

С восьми лет печень имеет уже почти такое же строение, как у взрослого. Размеры печени у детей относительно больше (4% массы тела), чем у взрослых (2,5%).

Функции печени (особенно барьерная и антитоксическая) в первые годы жизни ребенка развиты недостаточно, это касается также депонирующей (в отношении регуляции количества циркулирующей крови) и регулирующей (в отношении углеводного, жирового и водноминерального обменов) функций.

Желчеобразование отмечается уже у трехмесячного плода. Интенсивность желчеобразования и желчеотделения с возрастом увеличивается. Желчь богата водой, муцином, пигментами, а в период новорож- денности и мочевиной, но бедна желчными кислотами, холестерином, лецитином и солями, что вызывает недостаточное усвоение жиров при прикорме молоком. Количество отделяемой желчи у ребенка относительно его массы в 4 раза больше, чем у взрослого.

Тонкая кишка у детей относительно длиннее, чем у взрослых, и обладает хорошо развитой слизистой оболочкой при слабом мышечном слое. Длина кишечника у грудного ребенка превышает длину тела в 6 раз (у взрослого - в 4,5 раза). Наиболее энергичный рост тонкой кишки наблюдается в первые пять лет, особенно в возрасте от года до трех лет в связи с переходом от молочной пищи к смешанному питанию.

Слизистая оболочка более тонкая, нежная, но складчатость хорошо выражена, ворсинок меньше, кишечник имеет хорошо развитую кровеносную и лимфатическую систему. Ворсинки тонкой кишки и лимфатический аппарат хорошо развиты, миелинизация нервных сплетений не закончена, ферментативная сила пищеварительных желез незначительна у новорожденных, но с возрастом нарастает. Слабо развиты мышечный слой и эластические волокна в кишечной стенке. В кишечном соке имеются все ферменты, нужные для кишечного пищеварения, причем в отличие от детей старшего возраста они менее активны, т.е. имеется некоторая недостаточность секреторного аппарата.

Состав кишечного сока:

  • ? слизь - 40-50%, NaHC0 3 - 2%, NaCl - 0,6% (реакция сока щелочная, колеблется от 7,3 до 7,6);
  • ? ферменты: эрепсин, липаза, амилаза, мальтаза, сахараза, нукле- аза, энтерокиназа, щелочная фосфатаза (всего около 22).

Лактаза тонкой кишки легче гидролизует лактозу коровьего молока, чем женского (при недостатке этого фермента нерасщепленная лактоза повышает осмотическое давление химуса, что приводит к диарее и обезвоживанию). С переходом на дефинитивное питание усиливается синтез мальтазы, сахаразы, снижается продукция лактазы. Белки женского молока полнее усваиваются в кишечнике (90-95%), чем коровьего (60-70%). При раннем прикорме овощами повышается активность энтерокиназы и щелочной фосфатазы, вызывая задержку в организме солей кальция и магния. Регуляция кишечной секреции осуществляется рефлекторным и гуморальным путями.

В грудном возрасте низкая интенсивность полостного пищеварения компенсируется высокой активностью мембранного пищеварения. В гидролизе питательных веществ участвует относительно большая часть тонкой кишки. Ее слизистая обладает высокой проницаемостью, поэтому не только низкомолекулярные, но и такие высокомолекулярные вещества, как иммуноглобулины и гормоны грудного молока ребенком легко усваиваются. Однако это обстоятельство в совокупности с низким уровнем продукции соляной кислоты в желудке является причиной легкого развития отравлений при попадании в ЖКТ некачественной пищи.

Таким образом, анатомо-физиологические особенности детского кишечника способствуют легкому возникновению функциональных расстройств его моторики и секреции.

Толстый кишечник плода стерилен, заселение микроорганизмами происходит в первые сутки жизни. Стабилизация микрофлоры происходит ко второй неделе. Слизистая оболочка не вырабатывает полостные ферменты. Пищеварение осуществляется ферментами, поступающими из тонкого кишечника. Расщепление химуса происходит за счет деятельности микробной флоры кишечника, которая обладает защитными антитоксическими функциями, влияет на скорость обновления клеток эпителия, участвует в инактивации физиологически активных веществ и ферментов, способствует синтезу витаминов.

Гниение в кишечнике здоровых грудных детей первых месяцев жизни совершенно отсутствует, и у них не образуются такие ядовитые продукты, как индол, скатол, фенол и др. В кишечнике более старших детей одновременно протекают процессы и брожения, и гниения. Характер и интенсивность их зависит от особенностей пищи ребенка и бактериальной флоры кишечника.

В возрасте от 10 до 15 лет снова отмечается рост кишечника, в основном за счет толстой кишки.

Моторная функция кишечника невысокая: при грудном вскармливании химус эвакуируется за 12-13 часов, при смешанном - за 14,5 часов, при искусственном - за 16 часов, если пища овощная - за 15 часов. Этим отчасти объясняется склонность к запорам у детей. Тем не менее общее время прохождения пищи через ЖКТ у ребенка меньше, чем у взрослого, что зависит от относительной длины пищеварительного тракта, а также от рода вскармливания.

Таким образом, функции ЖКТ у детей подчиняются тем же физиологическим закономерностям, что и у взрослых. Расщепление пищи, начатое в полости рта и желудка, продолжается в кишечнике. Пептоны и некоторое количество еще не расщепленных в желудке нативных (естественных, сохранивших свою структуру) белков подвергаются пептическому перевариванию, частично доводящему их до стадии аминокислот, частично - до стадии полипептидов различной сложности. Последние подвергаются гидролизу за счет воздействия эрепсина. Действие трипсина у детей более значительно, чем пепсина, так как пептическое переваривание в раннем возрасте имеет второстепенное значение.

Желудочная, поджелудочная и кишечная липаза в сочетании с липазой женского молока расщепляют жиры на жирные кислоты и глицерин. Аминолитическое действие поджелудочной железы значительно расширяется и дополняется за счет мальтазы, лактазы, инвертазы и других ферментов.

У детей, как и у взрослых, существует пристеночное пищеварение, которое даже более активно, чем полостное. У новорожденных, в отличие от детей старшего возраста, преобладает брожение, а не гниение.

Следовательно, незрелость пищеварительной системы ребенка выражается в недостаточности и своеобразии ферментативного аппарата в различных отделах ЖКТ. Эта особенность требует своеобразного питания, особенно в течение первого года жизни. Большое значение имеют периодичность кормления ребенка в течение суток, учет количества и химический состав молока, потребленного ребенком.

М.Ю. Буслаева

Вопросы агрессии и агрессивного поведения являются актуальными в научной литературе и рассматриваются с точки зрения философии, педагогики и психологии. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.

Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

А.С. Микерина
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремленность, наблюдательность, эрудированность, умение находить выход из трудной ситуации, мобильность. В связи с этим образование направлено на формирование у детей самостоятельности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно исследовательской и т.д.

Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации

И.Ю. Иванова

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является формирование родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания названо одной из стратегических целей. Однако, несмотря на усиление внимания государства к решению данной проблемы, в обществе наблюдается тенденция снижения духовности и культурного уровня взрослых и детей, распад системы семейных ценностей воспитания детей.

Подготовка родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста

Л.И. Савва

Семья и, в первую очередь, родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социального опыта, а также знаний, умений и навыков, необходимых для конструирования социальных контактов и взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений ребенок дошкольного возраста вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, осваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях.

Теоретико-методологические основания личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной коммуникативной деятельности

О.Г. Филиппова

Существующие преобразования в стране привели к изменению современных целей и ценностей образования. Информационно-коммуникационная эпоха сегодняшнего мира позволила определить необходимость стремления каждой языковой личности к коммуникативно-творческому становлению и личностному развитию. Начиная с дошкольного возраста, важно формировать у детей умения устанавливать позитивные взаимоотношения между людьми, адекватно воспринимать и оценивать происходящие взаимосвязи и события, а также познавать себя и другого в общении через собственные речевые действия и осознание своей роли и места в поликультурном окружающем пространстве.

Пищеварительная система у детей : рост и развитие ребёнка определяются оптимальным функционированием органов пищеварения.

Функциональные возможности пищеварительной системы на разных этапах развития организма не одинаковы, что требует дифференциального подхода к вскармливанию и питанию в зависимости от возраста ребёнка. Формирование пищеварительной системы у детей начинается с 3—4-й недели эмбрионального развития.

Полость рта у новорождённого в связи с процессом сосания имеет характерные особенности. У годовалого ребёнка размеры полости рта относительно малы; на твёрдом нёбе уже нет поперечных складок; слизистая оболочка нежная, суховатая, ярко-красная (из-за множества кровеносных сосудов). Язык большой и почти полностью заполняет ротовую полость; мышцы языка и губ хорошо развиты; на языке - все виды вкусовых сосочков; хорошо развиты жевательные мышцы.

Слюнные железы у новорождённого развиты слабо и в первые 6—8 недель жизни слюны выделяется немного, однако железы созревают быстро и к концу 2-го года по строению подобны железам взрослых. См. также Зубы.

Пищевод у новорождённых детей и детей раннего возраста имеет воронкообразную форму с расширением в кардиальной его части; эластическая и мышечная ткань развита слабо, в слизистой оболочке много кровеносных сосудов и почти полностью отсутствуют железы. Желудок у новорождённых имеет цилиндрическую или плоскую форму, при наполнении жидкой пищей становится округлым; по мере развития мышечных слоёв и изменения характера пищи принимает ретортоподобную форму.

Вместимость желудка у новорождённых 30—35 мл, к 3-м месяцам - до 100 мл, к году - до 200- 300 мл. Дно и кардиальная часть его у новорождённых и детей раннего возраста развиты слабо; пилорическая часть оформляется к 4—6, дно — к 10-11 мес., а сфинктер кардиальной части — лишь к 8 годам. Слизистая оболочка желудка богата сосудами и бедна эластической тканью; имеет те же железы, что и у взрослых.

Мышечные слои стенки желудка развиты слабо, а привратника — сравнительно сильно, что предрасполагает к срыгиваниям и рвотам у детей первых месяцев жизни. Двенадцатиперстная кишка у новорождённых и детей первых месяцев жизни имеет кольцевидную форму, но после 6 месяцев становится такой, как у взрослых. Наиболее интенсивный рост её происходит в первые 5 лет.

Форма и размеры тонкого кишечника у детей с возрастом изменяются. Слепая кишка у новорождённых и детей 1-го года жизни воронкообразной формы, после года похожа на слепой мешок, к 7 годам приближается к форме взрослых. Червеобразный отросток в первые 2 года имеет форму воронки с широким входом, через который внутрь его попадает содержимое слепой кишки и также свободно выходит оттуда; длина его у новорождённых несколько больше, чем у взрослых.

Восходящая часть толстой кишки у детей раннего возраста относительно короткая, поперечно-ободочная в связи с малой длиной брыжейки менее подвижна, нисходящая - относительно длинная. К 4 годам восходящая и нисходящая части по длине становятся примерно равными. Сигмовидная кишка в первые годы жизни относительно длинная, с широкой брыжейкой; может иметь глубокие изгибы, способствующие развитию первичных запоров, особенно на 1-м году жизни.

Прямая кишка у новорождённых и детей грудного возраста также несколько длиннее, чем у взрослых; ампулярная часть отсутствует. Слизистая и подслизистая оболочки её плохо фиксированы и легко могут выпадать при напряжении ребёнка.

Печень у новорождённых занимает почти половину объёма брюшной полости и составляет 4,38% массы тела. В постнатальном периоде увеличение её массы замедляется и отстаёт от увеличения массы тела. У детей первых 6 месяцев жизни печень выступает из-под края рёберной дуги на уровне правой сосковой линии на 2—3 см, в возрасте до 2 лет — на 1,5 см, 3—7 лет — 1,2 см. Печень, выполняя многообразные функции пищеварения и метаболизма веществ, является одним из основным кроветворения органов. Дольчатое строение печени выявляется к году. К 8 годам гистологическое строение печени идентично печени взрослого.

Жёлчный пузырь у новорождённых имеет веретенообразную форму, у более старших - грушевидную; до 5 лет дно его проецируется вправо от средней линии на 1,5—2 см ниже рёберной дуги. У большинства детей расположение жёлчного пузыря не выходит из-под края печени.

Поджелудочная железа у новорождённых гладкая, к 5—6 годам уплотняется и принимает такую же форму, как у взрослых; масса её у новорождённых от 2 до 3,6 г, длина — 4-6 см, толщина — 1— 2 см; к 2—2,5 года масса увеличивается до 20 г, к 10-12 - до 30 г. Поджелудочная железа у новорождённых располагается на границе брюшной полости и забрюшинного пространства на уровне XII грудного — I поясничного позвонков; тело её спереди прикрыто желудком, головка лежит в пространстве, огибаемом двенадцатиперстной кишкой, хвостовая часть направлена косо кверху.

На 2-м году жизни устанавливаются такие же топографические взаимоотношения поджелудочной железы с другими органами, как у взрослых.

Существенные структурно-функциональные отличия органов пищеварения детей по срав­нению с таковыми взрослых наблюдаются только в первые годы жизни. Морфофункциональные особенности пищеварительной системы зависят в большой степени от типа питания и состава пищи. Адекватной пищей для детей первого года жизни, особенно первых 4-х месяцев, является материнское молоко. К моменту рождения ребенка секреторный аппарат пищеварительного тракта сформирован соответственно молочному вскармливанию. Количество секреторных клеток и ферментативная активность пищеварительных соков незначительны. У грудных детей, помимо пристеночного, внутриклеточ­ного и полостного пищеварения, которые не­достаточно активны (особенно полостное), имеется и аутолитическое пищеварение за счет ферментов женского молока. К концу первого года жизни с началом прикорма и переходом на дефинитивное питание ускоря­ется формирование собственных механизмов пищеварения. Прикорм в 5-6 месяцев обеспечивает дальнейшее развитие пищеварительных желез и их адаптацию к характеру пищи.

Пищеварение в полости рта детей разного возраста осуществляется с помощью механи­ческой и химической обработки пищи. По­скольку прорезывание зубов начинается только с 6-го месяца жизни после рождения, то жевание, пока этот процесс не закончен (до 1,5-2 лет), малоэффективно. Слизистая оболочка полости рта у детей первых 3–4 мес. жизни относительно сухая, что обусловлено недостаточным развитием слюнных желёз и дефицитом слюны. Функциональная активность слюнных желёз начинает увеличиваться в возрасте 1,5–2 мес. у 3–4-месячных детей слюна нередко вытекает изо рта в связи с незрелостью регуляции слюноотделения и заглатывания слюны (физиологическое слюнотечение). Наиболее интенсивный рост и развитие слюнных желёз происходит в возрасте между 4 мес. и 2 годами. К 7 годам у ребёнка вырабатывается столько же слюны, сколько и у взрослого.

Слюнные железы новорожденного секретируют очень мало слюны, с 4-6 мес. секреция значитель­но увеличивается, что связано с началом прикорма: смешанное питание более густой пищей является более сильным раздражите­лем слюнных желез. Секреция слюны у новорожденных вне периодов кормления очень низкая, при сосании - увеличивается до 0,4 мл/мин.

Железы в этот период быстро развиваются и к 2 годам по строению близки к таковым взрослых лиц. Дети до 1 года - 1,5 лет не умеют глотать слюну, поэ­тому у них наблюдается слюнотечение. Во время сосания слюна смачивает сосок и обеспечивает герметичный контакт, что дела­ет сосание более эффективным. Роль слюны заключается в том, что она является герметизатором ротовой полости ребенка, обеспечивая как бы приклеивание соска к слизистой полости рта, что создает вакуум, необходимый при сосании. Слюна, смешиваясь с молоком, способствует образованию в желудке более рыхлых хлопьев казеина.

Сосание и глотание - врождённые безусловные рефлексы. У здоровых и зрелых новорождённых они уже сформированы к моменту рождения. При сосании губы ребёнка плотно захватывают сосок груди. Челюсти сдавливают его, и сообщение между полостью рта и наружным воздухом прекращается. В полости рта ребёнка создаётся отрицательное давление, чему способствует опускание нижней челюсти вместе с языком вниз и назад. Затем в разреженное пространство полости рта поступает грудное молоко.

Гортань у грудных детей располагается иначе, чем у взрослых. Вход в гортань располагается высоко над нижнезадним краем нёбной занавески и соединён с полостью рта. Пища движется по сторонам от выступающей гортани, поэтому ребёнок может одновременно дышать и глотать, не прерывая сосания.

Пищеварение в желудке.

Форма желудка, характерная для взрослых, у ребенка форми­руется к 8-10 годам. Кардиальный сфинктер развит недостаточно, зато выражен мышечный слой привратника, поэтому у грудных детей часто наблюдается срыгивание и рвота. Вместимость желудка новорожденного 40-50 мл, к концу первого месяца 120-140 мл, к концу первого года 300-400 мл.

У детей раннего грудного возраста объем желудочного сока не велик, т.к. сложно-рефлекторная фаза желудочной секреции выражена слабо, рецепторный аппарат желудка развит плохо, механические и химические воздействия не оказывают выраженного стимулирующего действия на секрецию желез.

рН желудочного содержимого родившегося ребенка колеблется от слабощелочной до слабокислой. В течение первых суток среда в желудке становится кислой (рН 4 - 6). Кислотность желудочного сока создается не HCl (свободной HCl в соке незначительное количество), а молочной кислотой. Кислотность желудочного сока обеспечивается молочной кислотой примерно до 4-5-месячного возраста. Интенсивность секреции HCl возрастает примерно в 2 раза при сме­шанном вскармливании и в 2-4 раза при переводе на искусственное вскармливание. Закисление среды желудка стимулируют так­же его протеолитические ферменты.

Первые 2 мес. жизни ребенка главную роль в расщеплении белков играет фетальный пепсин, затем - пепсин и гастриксин (фер­менты взрослого человека). Фетальный пеп­син обладает свойством створаживать мо­локо.

Активность пепсинов желудка для расти­тельных белков достаточно высока с 4-го ме­сяца жизни ребенка, а для животных бел­ков - с 7-месячного возраста.

В слабокислой среде желудка детей раннего грудного возраста протеолитические ферменты малоактивны, благодаря этому различные иммуноглобулины молока не гидролизуются и всасываются в кишечнике в нативном состоянии, обеспечивая должный уровень иммунитета. В желудке новорожденного переваривается 20-30% поступивших белков.

Под влиянием слюны и желудочного сока в присутствии ионов кальция растворенный в молоке белок казеиноген, задерживаясь в желудке, превращается в нерастворимые рыхлые хлопья, которые затем подвергаются действию протеолитических ферментов.

Эмульгиро­ванные жиры молока хорошо расщепляются липазой желудка с момента рождения ребен­ка, причём липаза эта фильтруется из капилляров слизистой желудка. Участвуют в этом процессе также липаза слюны ребенка и женского молока, липаза грудного молока активируется липокиназой желудочного сока ребенка.

Углеводы молока в желудке ребенка не расщепляются, поскольку желудочный сок не содержит соответствующих ферментов, а альфа-амилаза слюны этим свойством не об­ладает. В слабокислой среде желудка может сохраняться амилолитическая активность слюны ребенка и материнского молока.

Активность всех ферментов желудка достигает нормы взрослых в 14-15 лет.

Сокращения желудка у новорожденного непрерывные, слабые, но с возрастом они усиливаются, появляется периодическая мо­торика желудка натощак.

Женское молоко в желудке находится 2-3 ч, питательная смесь с коровьим молоком - 3-4 ч. Регуляторные механизмы незрелые, несколько лучше сфор­мированы местные механизмы. Гистамин на­чинает стимулировать секрецию желудочного сока с конца первого месяца жизни.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке осуществляется с помощью ферментов под­желудочной железы, самой двенадцатиперст­ной кишки, действия желчи. В первые 2 года жизни активность протеаз, липаз и амилаз поджелудочной железы и двенадцати­перстной кишки низкая, затем она быстро возрастает: активность протеаз достигает максимального уровня к 3 годам, а липаз и амилаз - к 9 годам жизни.

Печень у ново­рожденного и ребенка грудного возраста большая, желчи выделяется достаточно много, но она содержит мало желчных кис­лот, холестерина и солей. Поэтому при ран­нем прикорме у грудных детей жиры могут недостаточно усваиваться и появляются в кале детей. Вследствие того, что у новорож­денных с желчью выделяется мало билирубина, у них нередко развивается физиологическая желтуха.

Пищеварение в тонкой кишке. Относительная длина тонкой кишки у новорождённого большая: на 1 кг массы тела приходится 1 м, а у взрослых - всего 10 см.

Слизистая оболочка тонкая, богато васкуляризирована и обладает повышенной проницаемостью, особенно у детей первого года жизни. Лимфатические сосуды многочисленны, имеют более широкий просвет, чем у взрослых. Лимфа, оттекающая от тонкой кишки, не проходит через печень, и продукты всасывания попадают непосредственно в кровь.

Ферментативная активность слизистой тонкого кишечника высокая - преобладает мембранное пищеварение. Су­щественную роль в пищеварении играет также и внутриклеточное пищеварение. Внутриполостное пищеварение у новорожденных детей не сформировано. С возрастом умень­шается роль внутриклеточного пищеварения, но повышается роль внутриполостного. Име­ется набор ферментов для заключительной стадии пищеварения: дипептидазы, нуклеазы, фосфатазы, дисахаразы. Белки и жиры женского молока перева­риваются и всасываются лучше, нежели ко­ровьего молока: белки женского молока ус­ваиваются на 90-95 %, а коровьего - на 60- 70 %. К особенностям усвоения белка у детей раннего возраста относится высокое развитие пиноцитоза эпителиоцитами слизистой оболочки кишки. Вследствие этого белки молока у детей первых недель жизни могут переходить в кровь в малоизменённом виде, что может приводить к появлению антител к белкам коровьего молока. У детей старше года белки подвергаются гидролизу с образованием аминокислот.

Новорожденный ребенок способен ус­ваивать 85-90 % жира женского молока. Од­нако лактоза коровьего молока усваивается лучше, чем женского. Лактоза расщепляется на глюкозу и галактозу, которые всасываются в кровь. Включение в рацион протертых фруктов и овощей усиливает секреторную и моторную деятельность тонкой кишки. При переходе на дефинитивное питание (свойст­венное взрослому) в тонкой кишке усилива­ется выработка инвертазы и мальтазы, но уменьшается синтез лактазы

Брожение в кишечнике грудных детей дополняет ферментативное расщепление пищи. Гниение в кишечнике здоровых детей первых месяцев жизни отсутствует.

Всасывание тесно связано с пристеночным пищеварением и зависит от структуры и функции клеток поверхностного слоя слизистой оболочки тонкой кишки.

Особенность всасывания продуктов гид­ролиза у детей в раннем онтогенезе опреде­ляется особенностью переваривания пищи - в основном мембранное и внутриклеточное, что облегчает всасывание. Всасыванию спо­собствует также высокая проницаемость сли­зистой оболочки желудочно-кишечного трак­та. У детей разных лет жизни всасывание в желудке происходит более интенсивно, чем у взрослых.

Пищеварение в толстой кишке. Кишечник новорожденного содержит первородный кал (меконий), в состав которого входят остатки околоплодных вод, желчи, слущившийся ки­шечный эпителий, сгустившаяся слизь. Из кала он исчезает в течение 4-6 дней жизни. Моторика у детей раннего возраста более активная, что способствует частому опорожнению кишечника. У грудных детей продолжительность прохождения пищевой кашицы по кишечнику составляет от 4 до 18 ч, а у более старших детей - около суток. Высокая моторная активность кишечника в сочетании с недостаточной фиксацией его петель определяет склонность к возникновению инвагинации.

Дефекация у детей первых месяцев жизни непроизвольная - 5-7 раз в сутки, к году становится произвольной и происходит 1- 2 раза в сутки.

Микрофлора желудочно-кишечного тракта Кишечник плода и новорождённого стерилен в течение первых 10–20 ч (асептическая фаза). Затем начинается заселение кишечника микроорганизмами (вторая фаза), а третья фаза - стабилизации микрофлоры - продолжается не менее 2 недель. Формирование микробного биоценоза кишечника начинается с первых суток жизни, к 7–9-м суткам у здоровых доношенных детей бактериальная флора обычно представлена преимущественно Bifidobacterium bifidum, Lactobacillus acidophilus

Микрофлора желудочно-кишечного трак­та у новорожденного ребенка в основном за­висит от вида вскармливания, она выполняет те же функции, что и микрофлора взрослого. Для дистального отдела тонкого кишечника и всей толстой кишки основной является бифидофлора. Стабилизация микрофлоры у детей заканчивается к 7 годам жизни.

В женском молоке содержится р-лактоза, которая расщепляется медленнее а-лактозы коровьего молока. Поэтому в случае грудного вскармливания часть нерасщепленной р-лактозы поступает в толстый кишечник, где она подвергается расщеплению бактериальной флорой, и, таким образом, в толстом кишеч­нике развивается нормальная микрофлора. При раннем прикорме коровьим молоком лактоза в толстый кишечник не поступает, что может быть причиной дисбактериоза у детей.

Нейроэндокринная деятельность желудоч­но-кишечного тракта.

Регуляторные пептиды, вырабатываемые эндокринным аппаратом желудочно-кишечного тракта у плода, стиму­лируют рост и дифференцировку слизистых оболочек. Выработка энтеральных гормонов у новорожденного резко усиливается сразу после первого кормления и в первые дни значительно возрастает. Формирование интрамурального нервного аппарата, регулиру­ющего секреторную и моторную деятель­ность тонкого кишечника, завершается в 4- 5 лет. В процессе созревания ЦНС усилива­ется ее роль в регуляции деятельности желу­дочно-кишечного тракта. Однако условно-рефлекторная секреция пищеварительных соков начинается у детей уже в первые годы жизни, как и у взрослых, при соблюде­нии строгого режима питания - условный рефлекс на время, что необходимо учиты­вать.

Всосавшиеся в кровь и лимфу продукты гидролиза включаются в процесс анаболизма.



Загрузка...