paradisemc.ru

План самообразования сказкотерапия как средство развития детей. План по самообразованию "«Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста»". Творческие отчеты о ходе самообразования на МО

Арт-терапия - лечение через творчество -

(therapeia от греческого - забота, уход)

забота о человеке, психологическая помощь и поддержка.

«Она вызывает симпатию и уважение не только потому,

что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами.

Есть еще одна веская причина, чтобы снять перед нею шляпу.

Превращая искусство в средство, в «препарат» для оздоровления детей,

арт-терапия легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение:

человек важнее, чем искусство!» - Юрий Красный, педагог, художник, поэт.

Арт-терапия - это метод психокоррекции, основанный на раскрытии творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления, а также - «забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности» Наталья Ткаченко, психолог, арт-терапевт .

В Арт-терапии используютсяразнообразные формы творческого (художественного) самовыражения, с применением:

движения (танец, игра, физические упражнения)

рисования (рисунок карандашами, мелками, фломастерами)

живописи (рисование красками)

скульптуры (лепка из глины, соленого теста и пр.)

музыки (прослушивание, исполнение специально подобранных музыкальных композиций)

вокализации (пение специально подобранных музыкальных произведений)

импровизации (например, игры на музыкальных инструментах, пение, танец и пр.)

— в условиях, обеспечивающих поддержку человеку,

с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления.

Цель арт-терапии -

помочь человеку обрести гармонию с самим собой и окружающим миром; ребенку - сформировать правильное отношение к себе и окружающей действительности, способствовать его здоровому и радостному взрослению!

Основные задачи арт-терапии :

Самовыражение - помочь человеку выразить свои чувства и эмоции.

Самопознание - помочь человеку осознать себя, свои потребности,

желания, способности, свой потенциал.

Расширение личного опыта

Внутренняя интеграция личности

Интеграция с внешней реальностью -

применение методов арт-терапии способствует приобретению новых навыков взаимодействия, самопонимания, самопринятия, а также понимания и принятия окружающего мира.

Арт-терапия чаще всего используется для выявления эмоциональных и психологических проблем пациента и освобождения от них. Люди интуитивно чувствуют, что самовыражение - это способ исцеления, а творчество - один из наиболее эффективных путей лечения. Для этого метода терапии не нужны специальные навыки и умения, а через творческий процесс могут быть разрешены многие проблемы (включая депрессию, низкую самооценку и трудности в отношениях с окружающими).

Особенность арт - терапии: важность творческого акта как такового - спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Для терапии искусством важен сам процесс и те особенности, которые конечный продукт творчества помогает обнаружить в психической жизни творца. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создатьнекий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Метод арт-терапии не знает ограничений в возрасте, очень эффективен при работе с детьми. Может использоваться как профессиональными психологами и педагогами, так и родителями.

Арт - терапия для детей .

Изобразительная деятельность очень важная сфера в жизни ребенка: развивается тонкая моторика, глазомер, координация движений, активно работает межполушарное взаимодействие мозга. Но как правильно организовать эту деятельность?

Творчество изначально присуще ребенку, а неосторожное вмешательство взрослых губит ростки неповторимости, самобытности и индивидуальности, превращая ребенка в плохого подмастерья, пытающегося своими скудными средствами воплотить образы и фантазии взрослого.

Большинство детей не могут сами найти дорогу к созиданию, не могут в достаточной мере овладеть средствами рисования, лепки, конструирования, создания аппликации, не могут свои эмоциональные переживания и опыт постижения действительности осознать, воплотить в замысел и художественный образ.

Факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии:

Фактор художественной экспрессии: через художественный образ, цвет, форму, линию человек может выразить свои чувства, потребности и мысли. - фактор интерпретаций и вербальной обратной связи - во время беседы и обсуждения продукта творчества происходит трансформация, перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания .

Преимущества метода арт-терапии в том, что он:

Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере: рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения; - ускоряет прогресс в терапии: подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов; - дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии;

Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми (утраты, смерть, перенесённые травмы и насилие, страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения);

Помогает укрепить взаимоотношения между участниками; - способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка; - развивает и усиливает внимание к чувствам; - усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает

художественную компетентность.

Важное значение в арт-терапии - для развития личности - имеет удовлетворение, возникающее в результате выявления и развития скрытых умений и способностей.

Перспективный план реализации «Арт-терапии для оздоровления детей» в ДОУ на 2014-2015 уч. год

период

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами ДОУ

сентябрь

Разработка долгосрочного педагогического проекта «Песочные сказки», конспектов занятий

Игровое занятие «Мой сказочный остров» (диагностика детей)

Подбор консультаций и индивидуальных бесед

Родительское собрание: «Язык детской игры»

Презентация для родителей на сайте группы «Звездочка» «Любимые игры и игрушки»

Разработка перспективного плана по теме самообразования

Игровое занятие в терапевтической песочнице по мотивам сказки В.Сутеева «Под грибом» (просмотр презентации)

Подбор терапевтических сказок для коррекции детских капризов.

Консультация: «Создание сказочно-игровой среды»

Подборка коллекции игрушек для песочной терапии

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Моя семья»

Внедрение прослушивания аудиозаписей для утренней гимнастики, для релаксации и свободной деятельности детей в группе. Подборка аудиотеки.

Родительское собрание по теме «Арт-терапия в оздоровлении детей»

Видеоролик на сайте группы «Методы Арт- терапии в ДОУ»

Консультации: «Игры на формирование коммуникативных умений»; «Сказка как опыт работы мышления детей дошкольного возраста»

Выставка семейных проектов «Генеалогическое дерево моей семьи»

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Добрый дедушка Мороз, он подарки нам привез…» (просмотр презентации)

Рисование в разных нетрадиционных техниках «Новогоднее чудо», «Разные чувства»

Подбор информации для творчества родителей и детей на сайте группы

Выставка семейного творчества «Новогодняя окрытка»

Мастер класс для педагогов «Куклы наших предков»

Презентация педагогического опыта по теме «Арт-терапии для оздоровления детей» в ДОУ

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»

Рисование пальчиками, ладошками «Музыкальная шкатулка» по прослушиванию музыкальных классических произведений

Консультация «Коррекция детских страхов изо-терапией»

Игровое занятие в терапевтической песочнице «Папы разные нужны, папы разные важны» (песни про папу)

Консультация: «Метод куклотерпии в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Игровое занятие в терапевтической песочнице по стихотворению Благиной «Посидим в тишине…»

Выставка семейного творчества «Букет любимой мамочке», «Весенняя открытка»

Игровое занятие в терапевтической песочнице по прослушиванию аудиосказки «Волк и семеро козлят»

Выставка семейных проектов «Космическое путешествие», «Я космонавт»

Игровое занятие в терапевтической песочнице по сказке «Царевна-лягушка»

Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”

Открытые занятия совместно с родителями «Волшебный песок»

Семинар-практикум «Песочная терапия в работе с детьми» для воспитателей НДОУ (презентация проекта)

Документы для скачивания:

Гурнова Валентина Трофимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1467 Дошкольное отделение № 2
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Метод сказкотерапии - принцип целостного развития личности"
Дата публикации: 21.09.2016
Раздел: дошкольное образование

ГБОУ Школа №1467

Дошкольное отделение №2

Сообщение для педагогов по теме самообразования

«Метод сказкотерапии-

основной принцип целостного развития личности»

Воспитатель: Гурнова Валентина Трофимовна
«Через сказку, фантазию, игру, Через неповторимое детское творчество - Верная дорога к сердцу ребенка. Сказка - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, И они забьют животворными ключами» В.Сухомлинский В последнее время в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно- нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, компьютера, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает. А кто же даст ребенку уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о том, что ребенок должен быть всесторонне развит. ФГОС в дошкольном образовании нацелен на главный результат – социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха, целостность развития личности. Но о таком развитии можно говорить только тогда, когда в ребенке развиты такие жизненно важные качества, как Доброта, Взаимопомощь, Сочувствие. Закладывать предпосылки данных качеств в самом раннем возрасте начинают родители, даря свою заботу и тепло, а продолжает педагогический коллектив детского сада.
Воспитатели и родители дошкольников довольно часто обращаются к педагогу-психологу с жалобами, что некоторые дети бывают агрессивными, плаксивыми, либо у них появилась излишняя тревожность, страхи. Проведя диагностику и наблюдение за детьми имеющие данные проблемы по следующим диагностическим методикам: «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С.Кауфмана; « Выявления наличия страхов» Захарова А.И.; «Тест тревожности» В.М.Астапова; и анкетирование родителей педагог-психолог выявила, что агрессия, тревожность и страхи занимают одно из наиболее важных мест в эмоционально-поведенческом развитии этих детей. Все это свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки (32%), у 42% детей отмечается высокий уровень тревожности, 24% детей высокий уровень агрессивности. Изучив научно-методическую литературу, результаты деятельности и опыт работы педагогов по данной проблеме учёные выяснили, что проявление детской агрессивности в данное время является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. Что касается тревожности у ребенка дошкольного возраста - то это то же самое, что и тревожность взрослого человека, то есть предчувствие грозящей опасности и связанного с этим дискомфорта и неблагополучия. По результатам анкетирование родителей
«
Сказка в жизни ребенка», выяснили, почему родители не читают детям книжки: Родители забывают об одной важной области в воспитании детей – умственной поддержки. Одним из главных способов этой поддержки это совместное чтение с ребенком, а как показали результаты анкетирования – регулярно читают лишь 22% родителей. Не знание родителями книг, которые можно и интересно читать ребенку в определенном возрасте (43%). Не обсуждают содержание прочитанной сказки с ребенком (52%). Чтение заменяют просмотром телепередач (39%). Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. В связи с этим возникает потребность в коррекции эмоционально-поведенческих проблем, развитии духовно- нравственных качеств детей. Вопросами эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие зарубежные и отечественные ученые (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, З.Фрейд, А.И. Захаров). Они предлагают разнообразные методы коррекции эмоциональных нарушений в поведении детей с помощью разных средств, таких как игры, игрушки, изобразительная деятельность ребенка, музыка и музыкально-пластическая деятельность, театр и в целом искусство. Однако самым, на наш взгляд, эффективным и доступным для дошкольников средством является сказка. Рассматриваемый нами в данной направлении вопрос – обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на наш взгляд, интересным и актуальным, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец), имеется наличие тайны и волшебства. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Использование данного средства в работе с детьми для нас стало возможным при применении сказкотерапии - метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказкотеррапия –один из видов здоровьесберегающих технологий и является инновационным методом в работе с детьми. Сказкотеррапия –метод, использующий сказочную форму для
интеграции личности, развития творческих способностей, для расширения сознания и совершенствования взаимодейсокружающим миром.душе. Забота о Душе (в переводе греческого) – и есть терапия. Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей. Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптации их к психике ребенка. Необходимо подчеркнуть, что метод сказкотерапии применяется в совокупности с другими методами и приемами воспитательно-образовательной работы. Передо мной возникла проблема: Как использовать ресурсы сказок как средства и познавательно- речевых способностей в формировании и развитии личности дошкольника? С этой целью была разработан план по схеме темы самообразования на каждый месяц, до конца учебного года. Это –проведение досуга «В мире доброты». Конкурс «Отгадайка», выставка «В гости к доброму волшебнику»,проведение экскурсий в уголки книги по группам доу, также планируется использовать цветные мнемотаблицы при помощи ИКТ. Далее открытый показ «Сказочное путешествие» Все мероприятия ориентированы на использование в таком воспитательно-образовательном процессе участие педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, родителе).При взаимодействии со всеми перечисленными, сказки, игры и упражнения воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, проведению с ними коррекции эмоционально - волевой сферы, развитие их произвольного внимания и обучения процессу расслабления, поспособствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют познавательно-речевое общение детей со сверстниками. Также планируется применение сказкотерапии - метода, использующего сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром,прогрессивного развития языковой личности ребенка дошкольного возраста. Кстати, можно разработать целый цикл занятий и предложить детям и родителям. Цикл занятий поможет эффективно организовать работу по развитию устного словесного творчества, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию хорошо знакомых детям сказок и последующего сочинения собственных сказок и их постепенной драматизации(это уже для старших дошкольников) План всех занятий разработан с учётом возрастных особенностей, будет проводится 1 раз в неделю в течении всего учебного года. Большое значение имеет размещение детей в комнате. Сказкотерапия проводится по подгруппам, для детей 4-5 лет – 20 минут. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Как показывает опыт, именно в этом диапозоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздрожительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка. Поставлена перед собой цель: -гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств, творческих способностей, познавательно-речевых. Для достижения цели намечены следующие задачи: -разработать содержание различных форм организации работы с детьми по использованию Сказкотерапии; -пополнить предметно-пространственную среду -корректировать и развивать психомоторную сферу, коммуникативные навыки; -развивать диалогическую, монологическую речь; -расширять кругозор детей, формировать знания об окружающем мире -воспитывать чувство доброты, взаимопомощь, сочувствие -развивать воображение, мышление, память, внимание; -содействовать сплочению детского коллектива -укрепить союз «Ребенок-Родитель -Педагог»
Предполагаемый комплект подхода, обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: -социально-коммуникативное развитие, -познавательное развитие,речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие. На родительском собрании будет обсуждение с родителями, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации такой работы, определение содержания, длительности плана и участия в нем родителей. С моей стороны будет изучение методической литературы по данной теме. Основной этап реализации –это роль воспитателя в совместной деятельности с детьми при работе со сказкой. Самое главное –это вовлечение ребенка в мир игры, сказки. Использовать можно буквально все – песок, воду, крупу, мелкие игрушки, конструктор, бросовый материал, разные виды театров. Вся работа будет проходить в форме игровых занятий, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного материала с нетрадиционным подходом. Это значит, инициирование у детей умения нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. по принципу «от простого к сложному». Главное. чтобы ребенок понял смысл того, что хотели до него донести. Итак сказкотерапия (игры-занятия): С использованием методик необходимо сделать диагностику, подготовить достачно материала, дополнить уголки атрибутами, самостоятельная деятельность такжне предусматривается в сказкотеррапии,далее на родительском собрании провести треннинг по этой теме, нужно добиться чтобы родители стали единомышленниками с педагогами по использованию сказкотерапии в работе с детьми, получили необходимые знания по данной теме, Введение элементов сказкотерапии в воспитательно-образовательный процесс привлекает тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сказкотерапия – это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных задач педагогом. Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого ребёнка. Таким образом, саморегуляция своего поведения, повышение самооценки, самостоятельность, переживания, обогащение новыми чувствами и мотивами, творческое самовыражение – вот неполный перечень особенностей личностного развития дошкольников, сформированных в процессе использования сказкотерапии. В соответствии с ФГОС, по завершению дошкольного образования, воспитанник должен соответствовать Модели выпускника ДОУ. Использование в воспитательно-образовательном процессе метода сказкотерапии позволяет реализовать основной принцип сказкоторапии – целостное развитие личности. Соблюдение определенных правил при работе со сказкой, желание родителей, усердие и неравнодушие педагогов, несомненно, дадут хорошие результаты. Педагоги, работающие с детьми – это творческие люди, которые постоянно что-то придумывают, стараются сделать мир детей краше и интереснее. Поэтому, педагог, в принципе, и сам в состоянии придумать сказку для ребенка, главное желание. И неважно, в стихах или прозе, важен смысл сказки, важен результат. А если есть результат, значит все, что мы делаем для детей – это не напрасно. Стоит всего один раз попробовать придумать самостоятельную сказку и желание возвращается снова и снова. «Пригласите в мир «СКАЗКИ» малыша И он узнает, как «СКАЗКА» хороша
Проникнется и мудростью и добротой И с чувством сказочным Пройдет он жизненной тропой»

Цыганкова Лариса Викторовна воспитатель I квалификационной категории


«Не условным звуком только, учится ребёнок, узнавая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова»

К.Д.Ушинский


Ф.И.О. педагога

Образование:

Специальность по диплому

Место работы : МБДОУ №8 « Солнышко »

Занимаемая должность : воспитатель.

10.09.2007г.

14 лет.

Педагогический стаж : 12 лет.

ДОУ работает над проблемой

Тема самообразования : « Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС » .

Цель : повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС.

Задачи:

  • изучение психолого-педагогической, учебной, справочной, научно-методической литературы;
  • разработка программно методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

Форма отчета по проделанной работе: презентация

Форма самообразования: индивидуальная

Актуальность: Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.

Литература:


Нормативные документы

Закон РФ «Об образовании»;

  • «Конвенция о правах ребёнка»;
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты к основной общеобразовательной программе;

- «Концепция дошкольного воспитания».


Направление моей деятельности:

  • Сказки, детские постановки, праздники и развлечения, театрализованные игры, дидактические, пальчиковые игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Взаимосвязь различных видов деятельности

Коммуникативная

Трудовая

Виды деятельности

Познавательно-исследовательская

Музыкально-художественная

Продуктивная


Задачи:

  • Определить основные методы и формы использования фольклора в процессе речевого развития детей.
  • Формировать у детей навыки художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору.
  • Отследить мониторинг изменения уровня речевого развития в процессе работы.

4. Приобщить родителей к активному участию в жизни ДОУ.


Принципы

- Принцип активности и посильной самостоятельности;

  • Принцип познавательной активности;
  • Принцип действенного участия;
  • Принцип системности;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип проблемности;
  • Принцип проживания;
  • Принцип открытости;
  • Принцип позитивизма;
  • Принцип вариативности;

- Принцип последовательности.


С целью обогащения речи наметила следующие задачи:

  • Разучивание с детьми потешек, пословиц, поговорок, чистоговорок, скороговорок.

2) Использование бесед после прочтения сказок, загадывания загадок; обыгрывание потешек, драматизация сказок, обыгрывание игровых ситуаций.


В работе используются различные методы

Наглядные методы позволяли формировать яркие представления о фольклоре, давали возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы;

Практические методы позволяли уточнять и углублять представления детей о фольклоре, способствовали возникновению атмосферы заинтересованности;

Словесные методы помогали формировать у детей эмоционально-положительное отношение к жанрам устного народного творчества, позволяли в кратчайший срок передать детям информацию.


Приёмы:

Приём инсценирования произведения с помощью специально отобранных средств;

  • рассказ воспитателя с использованием иллюстрации, картинок, показ слайдов, видеофильмов;
  • приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие;
  • приём усиления зрительных впечатлений рассчитан на поддержание ориентировочной активности наглядными средствами;

Приём речевого образца – правильная речевая деятельность воспитателя;

Хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей;

Заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок;

Приём оценки ответа или действия и исправление;

Показ способов действий.








Формы работы с родителями

  • беседы, анкетирование, папки-передвижки;

Консультации для родителей:

«Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств дошкольника;

«Использование детского фольклора в развитии речи»;

  • Проведение мероприятий:
  • «Сказки гуляют по свету»,
  • «Путешествие в страну сказок», «Зимушка - зима»;
  • совместное участие родителей и детей в праздниках и развлечениях;
  • выставки рисунков детей: «Моя любимая книга», «Сказочный герой», «Мой дом, моя семья».
  • Акция: «Подари детям книгу»

Спасибо

за внимание!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Солнышко»

Мензелинского муниципального района Республики Татарстан

Цыганкова Лариса Викторовна

Тема: «Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС»

2016 – 2020

Младшая группа


ЛИЧНАЯ КАРТА

Ф.И.О. педагога : Цыганкова Лариса Викторовна.

Образование: высшее, ЕГПУ (ЕИ(К)ПФУ, 2009 г.

Специальность по диплому : Учитель русского языка и литературы.

Место работы : МБДОУ №8 « Солнышко »

Занимаемая должность : воспитатель.

Дата назначения на должность: 10.09.2007г.

Общий стаж трудовой деятельности: 14 лет.

Педагогический стаж : 12 лет.

Курсы повышения квалификации: 2014 г.

ДОУ работает над проблемой : познавательное и речевое развитие воспитанников.

Тема самообразования : « Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников в условиях реализации основной образовательной программы на основе ФГОС » .

Цель : повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в условиях разработки и утверждения основной образовательной программы на основе ФГОС.

Задачи:

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической, учебной, справочной, научно-методической литературы;
  • разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
  • продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
  • планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

Форма отчета по проделанной работе : презентация

Форма самообразования: индивидуальная

Актуальность: Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.

Литература:

9. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009...1999г.

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород.Флокс1995г.

Введение

Своё представленье работы мне хочется начать словами детской писательницы Ирины Токмаковой: « У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота » .

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель изучения : выявить влияние русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников; содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.

Объект изучения: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет изучения : русские народные сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи изучения :

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

Экспериментально выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении;

Разработать систему мероприятий для детей старшего дошкольного возраста на основе использования русских народных сказок.

Методы исследования: наблюдения, беседы, объяснение, повторение, рассказ воспитателя и др.

Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Развитие диалогической и монологической речи.

Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.

Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Методы работы по развитию речи сказкотерапией ведётся мною по пяти направлениям это: дидактические игры; театрализация сказок; мнемотехника; показ инсценировка; психогимнастика.


Перспективный план работы по самообразованию педагога

Этапы

Диагностический (вводно-ознакомительный) (теоретический)

Изучение методической литературы по проблеме и имеющегося опыта

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

Сроки

Практическая деятельность (выходы)

Курсы повышения квалификации.

Изучение ФГОС

Изучение психолого – педагогической литературы.

Создание мини-сайта


Прогностический

(внедрение в практику)

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

Участие в тренингах личностного роста и семинарах

Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад –показать промежуточные результаты) на сайте


Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

Доклад на педагогическом совете, методическом объединении

Публикации статей

Разработка конспектов занятий

Разработка методических пособий


Обобщающий(Теоретическое осмысление, анализ)

Подведение итогов.

Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы.

Творческие отчеты о ходе самообразования на МО.

Посещение с обсуждением открытых занятий


Итогово-контрольный

Внедренческий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы

Работа с документами (нормативно-правовая база по теме самообразования):

Пути, способы решения проблемы

Сроки выполнения

Формы работы

Работа с воспитанниками:

Результат, форма отчетности

Название месяца

Презентация

«Что такое сказка»

Досуг

"Путешествие в сказочную страну"

Дидактическая игра

«Покажи и расскажи сказку»

Чтение и обсуждение сказки

«По щучьему велению»

Игра

«Спасем прекрасную царевну»

Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок. Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

Чтение и обсуждение сказки

«Сивка-бурка»

Беседа

«Изменим ситуацию в знакомых сказках»

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

Чтение и обсуждение сказки : «Снегурочка»

Творческий вечер «Сказки гуляют по свету»

Изготовление открыток к празднику

Чтение сказки «Морозко»

Досуг «В гостях у сказки» Конструирование книжек-малышек

Чтение и обсуждение сказки

«Иван-царевич и серый волк»

Дидактическая игра «Расскажи сказку по иллюстрациям»

Создание презентации «Волшебный мир сказок»

Чтение и обсуждение сказки «Хаврошечка»

Беседа «Сказка, но по-новому»

Презентация «В гостях у сказки»

Пальчиковый театр

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Выставка книг: «Моя любимая сказка»

Использование мозгового штурма в работе со сказкой "Кот, петух и лиса"

Викторина сказок

Настольный театр «Теремок»

Рассматривание Книги сказок

Пальчиковый театр

Сочиняем сказку

Просмотр сказки «Колобок»

Герои сказок

Просмотр любимой сказки

Отметка о выполнении

Выход темы

Сентябрь

Выполнено или нет

Презентация

Октябрь

Выставка книг

Ноябрь

Декабрь

Выставка детских работ

Открытки

Январь

Февраль

Презентация

Пальчиковый театр

Март

Апрель

Выставка детских рисунков

Театрализованное представление

В гостях у сказки.


Работа с родителями:

Анкета для родителей «Русская народная сказка в жизни Вашего ребенка»

Сентябрь

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

Октябрь

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Ноябрь

Раскраски с героями русских народных сказок

Декабрь

Информация в уголке родителей: «Русская народная сказка как средство развития речи дошкольников»

Январь

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Февраль

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Март

Акция «Подари детям книгу»

Конкурс «Сочини сказку»

Апрель

Анкета для родителей «Книга в жизни ребенка»


Работа с литературой:

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

6.Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академия развития». Холдинг1997г.

7. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

8. Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.

9. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009г.

10. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.

11. Новотворцева Н. В. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль «Академия развития»1998г.

12. Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание №10. 1996г.

13. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. М.Линка-Пресс1999г.

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород. Флокс1995г.

Сентябрь

Декабрь

Февраль


Посещение мероприятий

Дата и место проведения

Группа, возраст и количество детей

Тема. цель

Выводы по анализу

занятия


Проведенные открытые занятия, мероприятия

Тема, группа

Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытое занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и др.)

Дата


Проведение, участие в семинарах, методических объединениях,конференциях.

Тема выступления

Тема семинара, кем и для кого организован,

место проведения

Дата


Методические публикации

Тема (название),вид публикации, количество страниц

Уровень (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский федеральный, международный уровень)

ОД по экспериментированию в подготовительной группе с презентацией "Вода не

безграничный дар"

Где напечатана

(наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации

Всероссийский

1613163022 от 13.10.2016

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-66047 от 10.06.2016 г.


Результаты подтверждающие успешность профессиональной деятельности

Учебный год

Вид деятельности, название мероприятия

Описание результата


Организация предметно-развивающей среды

Темы, названия

Разработка методических материалов, их вид ( конспекты, сценарии, рекомендации, проекты и др.)

Оценка (где и когда проведена процедура оценки, обсуждения и/или утверждения, и/или рецензирования)

Изготовление дидактических пособий (развивающие игры, раздаточный материал, модели, схемы)


Работа с родителями воспитанников

Название мероприятия (консультации, конференции, концерты, семинары, заседания Круглого стола, совместные развлечения, выпуск газеты, методических рекомендаций, оформление наглядности для родителей об успехах их детей и др.)

Тема, название

Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Дата

Отчёт по самообразованию.

Тема самообразования: « Сказкотерапия, как средство формирования развития речи дошкольников в условиях разработки и утверждения основной образовательной программы на основе ФГОС»

Цели работы по теме самообразования: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в в условиях разработки и утверждения основной образовательной программы на основе ФГОС.

Проблемы (актуальность выбора темы ): Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения разработка и утверждение основной образовательной программы на основе ФГОС. В качестве первоосновы любой основной общеобразовательной программы дошкольного образования и примерная общеобразовательная программа – документы федерального уровня. Между теоретической разработанностью вопросов подготовки специалистов дошкольного профиля и практического применения программы подготовки педагогов к внедряемым изменениям.

Литература, изученная по данной проблеме:

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».

6.Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академия развития». Холдинг1997г.

7. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

8. Джежелей О. «Помогайка». М. Просвещение 1994г.

9. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольника. М. ТЦ Сфера, 2009...1999г.

10. Маханева М. Театрализованные занятия в детском саду. М. ТЦ-Сфера 2003г.

11. Новотворцева Н. В. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль «Академия развития»1998г.

12. Стрельцова Л. Мастерская слова. Дошкольное воспитание №10. 1996г.

13. Царенко Л. От потешек к пушкинскому балу. М.Линка-Пресс1999г.

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Новгород.Флокс1995г.

Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования.

Результаты (всё что за год сделано)

а) составление памяток, конспектов занятий, сборник и др.

б) выступления на методических объединениях, семинарах

в) педагогическая диагностика результатов применения новых методов и приемов работы

Сложности, возникшие при работе в этом учебном году

Использование в работе: ТСО, Интернет-ресурсы, творческий опыт педагога и т.д.):

Перспективы работы в следующем году.

Глоссарий

  • Аграмматизм импрессивный - непонимание значения грамматических форм в воспринимаемой устной речи и (или) при чтении.
  • Аграфия (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма. экспрессивный - неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной устной и (или) письменной речи.
  • Акцентуация характера Чрезмерная выраженность отдельных черт характера, проявляемая в избирательной уязвимости человека по отношению к определенным ситуациям и стимулам.
  • Алалия (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях.
  • Алексия (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.
  • Апперцепция Зависимость восприятия от прошлого опыта, содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
  • Артикуляция (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
  • Аутизм (Ранний детский аутизм (РДА) Отклонение в психическом развитии ребёнка, главным проявлением которого является нарушение общения ребёнка с окружающим миром.
  • Афазия (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи - полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.
  • Афония (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса.
  • Батареи специальных способностей Группы тестов, измеряющих относительно независимые особенности индивидов, в совокупности способствующие успешному осуществлению определенной деятельности.
  • Баттаризм нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.
  • Беседа Метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.
  • Брадилалия патологически замедленный темп речи.
  • Валидность Комплексная характеристика, включающая, с одной стороны, сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она создана, а с другой стороны, информацию о том, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.
  • Высказывание единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.
  • Высшие психические функции (ВПФ) Сложные саморегулирующиеся рефлексы, социальные по происхождению, опосредованные по структуре и сознательные, произвольные по способу осуществления.
  • Гаммацизм недостаток произношения звука [ Г ].
  • Гиперсаливация увеличенное выделение слюны.
  • Голос звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
  • Дизартрия dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.

Дикция (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.

Дислалия (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.

Дислексия (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.

Задержка речевого развития (ЗРР) нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.

Заикание логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками.

Импрессивная речь восприятие, понимание речи.

Интеллект Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности. Характеристика индивида, проявляющаяся в успешности Выполнения теста (тестов) интеллекта; определяется величиной IQ.

Интонация (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями -- она особенно понятна и красива.

Интроспекция Метод исследования и познания человеком своих мыслей, образов, чувств, переживаний и других актов собственной активности.

Итерация несудорожные запинки, повторы в речи.

Йотацизм нарушение произношения звука [j].

Каппацизм недостаток произношения звука [ К ].

Кинестезии речевые ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.

Коммуникация (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Коэффициент интеллектуальности Количественный показатель теста интеллекта, указывающий на успешность его выполнения испытуемым по сравнению с выборкой, на которой происходила стандартизация теста.

Культура речи многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

Ламбдацизм неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.

Лексикон словарный запас.

Логическая пауза пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

Логическое ударение выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

Логичность речи коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.

Логоневроз невроз, проявляющийся в форме расстройства речи.

Логофобия (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.

Мелодика речи повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи: повествовательная - резкое понижение голоса на последнем ударном слоге; вопросительная - повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса; восклицательная - свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Моторика совокупность двигательных реакций.

Мутизм отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата, наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д..

Невербальные средства общения жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.

Негативизм немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослого. Речевой негативизм - упорный отказ от общения.

Общение сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Органы артикуляции губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Пантомимика совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Парафазия нарушение речи, при котором неправильно употребляются отдельные звуки или слова.

Патогенез Закономерные или индивидуальные реакции, которыми организм отвечает на патологические влияния.

Пауза остановка в течении речи. Паузы бывают: 1) логические; 2) психологические; 3) физические.

Полтерн патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера.

Портаменто лёгкое замедленное скольжение от звука к звуку с сохранением полной отчётливости всех звуков речи.

Психологическая готовность к школьному обучению Комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Резонатор полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.

Речевой слух способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха: физический слух - способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты; фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи.

Речевой такт (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые объединены смыслом.

Речь система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации. внешняя - речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной; внутренняя - речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.

Речь экспрессивная активное устное и письменное высказывание.

Ритм речи последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика теория и мастерство гармоничной речи.

Ринолалия (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи.

Ринофония изменение только тембра голоса (носовой оттенок, гнусавый) при нормальном звукопроизношении.

Ротацизм расстройство произношения фонем [р] и [р"], которое выражается в отсутствии этих фонем в речи или их искажении.

Рефлексия Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Саморегуляция процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Сигматизм недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ].

Тахилалия нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа.

Тетизм расстройство звукопроизношения, при котором вместо всех или многих согласных фонем произносятся лишь 2-4 стереотипные фонемы, обычно т", м, н; обычно тетизм связан с общим недоразвитием речи, характерным для тугоухости, алалии и т.п.

Фонема звук речи. В русском языке - 42 фонемы.

Фонематический слух способность к слуховому восприятию звуков речи - фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.

Хиттизм недостаток произношения звука [ Х ].

Эхолалия непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз.

Язык важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.

План самообразования

На 2017 -18 год

«Сказкотерапия»

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.

Цель: повысить уровень собственной компетенции о применении сказкотерапии в работе с детьми.

Задачи:

    изучить методическую литературу;

    провести цикл мероприятий по заявленной тематике. Задачи сказкотерапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Получить материал для психодиагностики.

4. Проработать подавленные мысли и чувства.

5. Установить контакт с ребенком.

6. Развить самоконтроль.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить творческие способности и повысить самооценку

Изучение методической литературы.

Название литературы

сроки

Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. –

Сентябрь Октябрь

Владос, 2001.

Киселева М.В. «Арт-терапия в работе в детьми», 2007

ноябрь

Огненко Н. «Волшебная сила сказки. Осуществление мечты и

Декабрь

полцарства впридачу», 2008

Январь

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. «Лабиринт души: терапевтические

Февраль

сказки», 2003

Оклендер В.«Окна в мир ребенка», 2005

Март

Апрель Май

придумывания историй. – М., 1978

Создание предметно-развивающей среды

сроки

Пополнить «У голок искусств» новыми пособиями по теме

Сентябрь, октябрь

«Сказка» .

Дидактическая игра «Узнай сказку»

В течении года

Папка презентаций по сказкам.

В течении года

Трафареты сказочных героев для рисования

декабрь

январь

Подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для

Февраль

раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по

теме «Сказка»

март

Работа с детьми

1«Домики» - групповое арт-терапевтическое занятие.

сентябрь

«Страшилки»

октябрь

Выявляет скрытые страхи детей, позволяет их гипертрофированно

прорисовать. Заранее

готовим незавершенный рисунок какого-нибудь страшного

персонажа: ведьма,чудовище, скелет, вампир.

«Страшная маска»

Страшная маска дает возможность детям спроецировать свои страхи,

ноябрь

выразить их в виде

лица, побыть самому этим страхом и ощутить победу над ним.

«Красивый рисунок» задание на снятие напряжения и выражение

эмоций. Во время

занятия детям приходится много взаимодействовать, учитывать свои

и чужие интересы,

учиться быть активными или уступать.

«Продолжи рисунок» - коллективное занятие

Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Ведущий

следит за тем, чтобы

дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок

должен быть примерноравным.

«Мандала» или рисунок в круге– это символ колеса жизни. Его

можно заполнить любым содержанием, в зависимости от внутреннего состояния ребенка и

внешних факторов,

оказывающих на него влияние.

«Цвета настроений» – арт-терапевтическое занятие.

В зависимости от выбираемых ребенком красок, их

сочетаний,создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих

работ, можно продиагностировать

состояние своего ребенка.

Песочная терапия

Упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке любым способом рисует круг и украшает его

различными предметами

(камешками, пуговицами, монетами, бусинами и т.д.). После этого

ребенок должен дать

название своему кругу.

Упражнение «Победитель злости»

декабрь

январь

февраль

Март

Апрель

май

Работа с родителями

тема

сроки

Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение

сентябрь

души». Оказать помощь родителям в воспитании детей

искусством.

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

октябрь

Привлечь родителей к участию в жизни детского сада.

Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной

ноябрь

деятельности. Вызвать у родителей интерес и желание

участвовать в жизни детского сада.

Создание книжного уголка. Акция «Подари детям книгу» .

декабрь

Привлечь родителей к созданию книжного уголка.

Фото -Конкурс «Я похож на литературного героя».

январь

Подбор иллюстраций"Книжные иллюстрации к сказкам"

февраль

Подготовить консультацию "Каждому возрасту своя

март

сказка"

Показать слайдовую презентацию «Влияние сказок на

апрель

психическое развитие ребенка»

Отчет по самообразованию - презентация.

май

Работа с педагогами

квартал

2. Привлечь педагогов других групп к подготовке

атрибутов к занятиям.

1. Оформление буклетов, памяток для педагогов по

2

квартал

теме: "Каждому возрасту своя сказка

2.Мастер –класс «Лечение сказкой»

1. Подготовка консультации для педагогов

3 квартал

"Настольный театр»

Предполагаемый результат:

    Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку , какие бывают сказки ; o Знать сказки народов ;

o Выразительно передавать содержание сказок , замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;

o Уметь передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок .


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Сказкотерапия как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. МАУДО г.Ялуторовска«Детский сад №9» Тендентник Марина Николаевна, воспитатель 2017 г. Коррекция сказкотерапевтическими приемами личностных свойств дошкольников актуальна в настоящее время, поскольку, будучи не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит зашифрованными важнейшие психологические характеристики, модели поведения, социально желательные убеждения и тем самым способствует становлению личности ребенка. Хорошо известны науке и способы коррекции внутреннего мира дошкольника через творчество. Уже сам переход от репродуктивной деятельности к творческой, смена позиции потребительской на созидательную означает переворот в сознании человека. К сказке интуитивно тянутся люди: ищут скрытый смысл в сказках, возможно, и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно. Поэтому сказкотерапия - это лечение сказкой, совместное с ребенком, открытие тех знаний, которые живут в душе. Сказка адресована живому творческому созидательному началу в человеке. Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок. Сказкотерапия - это самый древний способ терапии, который возник тогда же, когда люди научились говорить. Сказками передавались духовные знания, моральные ценности, правила поведения в обществе, жизненные основные сценарии и много другой важной информации. Стоит заметить, что в древности сказки и мифы рассказывали не только детям - но и взрослым. как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта. как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. как нарратив (рассказ, повествование). Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. СКАЗКОТЕРАПИЯ Виды сказок по происхождению по содержанию по задаче сакральные (мифологические) народные авторские антропоморфныебытовыеволшебные дидактическиепсихокоррекционные психотерапевтическиемедитативные Структура сказкотерапевтического занятия: ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 1.Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Коллективное упражнение. Например: взявшись за руки в кругу, все выполняют «сплачивающее» действие 2. Повторение Вспомнить то, что в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Воспитатель задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз пр. 3. Расширение Расширить представ-ление ребенка, о чем-либо. Воспитатель рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки. 4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Воспитатель проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения. 5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Воспитатель обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они мо-гут использовать тот опыт, что пробрели сегодня. 6. Резюмирование Обобщить приобретённый опыт, связать его уже с имеющимся. Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребёнка за достижения, подчеркиваю значимость приобретённого опыта, проигрываю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт. 7. Ритуал «выхода» в сказку Закрепить новый опыт, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной среде. Повторение ритуала «Входа в сказку», с дополнением: «Мы берем с собой, все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились». Можно протянуть руки и сделать вид, что что-то берем, затем приложить руки к сердцу. Картотека упражнений: «Карточки метафор» Цель: научиться лучше понимать друг друга с помощью метафор, узнать с кем ребенок идентифицирует себя.Упражнение развивает образное мышление, способствует развитию коммуникативных навыков. Детям раздаем по 3 пустые карточки (размер 10см х 15см) и задаем следующие вопросы:1. Если бы ты был сказочным персонажем, то каким?2. Если бы я был бы режиссером, то кто был бы главным героем твоего фильма или мультфильма?3. Если ты был бы артистом, то какую роль хотел бы сыграть?Предлагаем на каждой карточке символически изобразить ответ.Далее дети показывают, что они изобразили на карточках, а группа должна угадать, что там было символически зашифровано. Если не удается сразу, то предлагаются подсказки. «Игра в переформулирование» Цель: повысить самооценку, научиться по-другому воспринимать себя, свои «недостатки».В таблице в графе «Мои качества» указывается те, которые, как мы считаем, что они нам мешают. В другой графе мы находим положительные моменты от этих качеств. Например,Это упражнение помогает осознать, что не стоит бороться с самим собой, так как в этой «борьбе» победителя все равно не будет. Такая борьба только усиливает внутренний конфликт. Главное понять, что те качества, которые мы себе приписываем, нам для чего-то нужны. В психологии это называется «вторичная выгода». Чтобы измениться, нужно перестать получать таким парадоксальным способом «выгоду». Мои качества Что хорошего в том, что я такой(ая) Ленивый Мне не грозит переутомление Застенчивый Никто меня не будет считать наглым Капризный Добиваюсь своего «Мои преимущества, что я умею делать лучше всего» (с 5-летнего возраста, верхний уровень не ограничен)Цель: повышение уровня самооценки, упражнение способствует личностному развитию и изменению жизненного сценария.Как показывает практика, многим взрослым людям трудно назвать свои преимущества. Считается, что про это говорить не стоит. Надо указывать только на недостатки. Мы умеем быть самокритичными, но совсем не умеем опираться на свои сильные стороны, в то время как именно благодаря сильным сторонам мы можем развиваться и двигаться вперед. «Приятные воспоминания» (начиная с 6-летнего возраста)Цель: научиться обращаться к позитивным эмоциям, связанным с приятными воспоминаниями.Предлагается вспомнить какую-нибудь историю из жизни, которая ассоциируется с приятными переживаниями. Вспомнить сначала визуальный образ, потом звуки, которые сопровождают этот образ, потом запахи, тактильные ощущения и, возможно, вкусовые. Зафиксируйте, запомните это состояние. В те моменты, когда вы сталкиваетесь с проблемами, неудачами, можно будет запустить ассоциативный ряд приятных воспоминаний, которые помогут справиться с негативными эмоциями. «Если бы я был волшебником» (начиная с 6-летнего возраста).Цель: научиться осознавать свои желания, понимать, чем желания отличаются от намерений и целей.Мы все любим мечтать. Но мало кто знает, как осуществлять свои мечты.Начиная с раннего возраста, можно помочь ребенку делать определенные шаги для реализации своих желаний.В этом помогут следующие вопросы для обсуждения:- Что ты хочешь больше всего?- Что ты готов делать уже сейчас, чтобы это случилось?- Как ты можешь приблизить свою мечту?- Какие способы есть у тебя для осуществления желания?- Кто может тебе помочь в этом?- Как измениться твоя жизнь, когда ты достигнешь желаемого?- Изобрази свою жизнь после того, как твоя мечта осуществилась?- Что в большей степени тебе помогло в осуществлении мечты?Такого рода обсуждение вместе с ребенком дает возможность поверить, что на самом деле главным «волшебником» в своей жизни является он сам. «Мои помощники» Цель: осознать свои ресурсные состояния, чтобы опираться на них в трудные минуты.Вспомните, что вам помогает в трудных ситуациях.Например, вы вспоминаете подбадривающие слова отца: «Я в тебя верю!» или момент, когда вам удалось добиться результата. ВИДЫ СКАЗОК ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «СОН КОЛОБКА»Жил у бабушки и дедушки Колобок. Он был послушным, а потому никуда не убегал от них. Каждое утро Колобок катился по дорожке в детский сад. Там он играл с друзьями, веселился, пел всем свою любимую песенку о себе, а когда вечером он возвращался назад к бабушке и дедушке, то всегда говорил им, что интересного произошло с ним сегодня в саду. Все нравилось Колобку в детском саду, кроме одного - он не мог лечь в обед в саду спать: плакал, капризничал, долго не мог заснуть, даже пробовал скатываться с кроватки и пытался покатиться из садика домой к бабушке и дедушке. Но однажды его воспитательница - Лисичка, вовремя успела остановить его на пороге детского сада и принести его обратно в группу. Она положила Колобка назад в удобную кроватку, укрыла его теплым одеялом и спросила.- Почему ты, Колобок, не любишь спать в саду?- Потому что это так грустно, лежать в кроватке с закрытыми глазами и ничего не видеть. Это так не интересно!- А ты не просто лежи, а попробуй заснуть, чтобы увидеть интересные сны! - Ласково сказала Лисичка.- Сны? Я не знаю, что такое сны. Они мне никогда не снятся.- Ложись удобнее и я научу тебя видеть сны... - сказала Лисичка.Тогда воспитательница Лисичка посоветовала Колобку не просто лежать в кроватке с закрытыми глазками, а расслабиться, почувствовать какая теплая и удобная у него кроватка и попробовать помечтать о чем-то приятном.Колобок закрыл глазки и попытался сделать все так, как ему сказала Лисичка. И произошло чудо - он заснул и увидел хороший сон. Ему приснился веселый зайчик, который прыгал с ним, потом Волк играл с ним в игру «Догони меня» - и им было очень весело, потом Мишка танцевал с ним под радостную, веселую музыку. А еще Колобку приснилась его воспитательница Лисичка, в его сне она была такая же добрая и приветливая, как и на яву. Она играла с ним в прятки. А потом Колобок со всеми животными: зайчиком, волком, мишкой и воспитательницей Лисичкой взялись за ручки и по кругу заплясали веселый хоровод. Вот такой хороший сон увидел Колобок.Когда он проснулся - у него был веселый и бодрый настрой. Он сразу рассказал воспитательнице и всем зверям в саду свой увлекательный сон.С тех пор, Колобок с нетерпением ждал обеда в детском саду, чтобы увидеть новый интересный сон.Терапевтический эффект - осложненная адаптации ребенка к условиям детского сада.Возраст детей: 2-5 лет. «РЫБКА БУЛЬ-БУЛЬ»Жила в море маленькая рыбка-Буль-буль. Каждое утро она приплывала в морской детский сад, но ей было очень грустно, она часто плакала, потому что не хотела ни с кем подружиться, ей было совсем не интересно в морском саду и все, что она делала - это плакала и ждала, когда же приплывет мама и заберет ее домой.В этом саду была воспитательница, но она была не обычная рыбка, а золотая. Ее так и звали - воспитательница Золотая рыбка. И вот, однажды, она сказала я маленькой рыбке Буль-буль:- Я помогу тебе, я волшебная Золотая рыбка и сделаю так, чтобы ты больше не плакала в детском саду, чтобы тебе не было грустно. Махнула Золотая рыбка-воспитательница своим хвостиком - и произошло чудо - рыбка Буль-буль перестала плакать, она подружилась с другими маленькими рыбками в группе и они вместе играли, смеялись и резвились в морском саду. Буль-буль даже было странно - почему же она раньше не замечала, какие дружелюбные рыбки с ней рядом в детском саду и как весело и интересно проводить с ними время! С тех пор Буль-буль с удовольствием каждое утро плыла в садик, ведь знала, что там ее ждут ее друзья.Терапевтический эффект - позитивный настрой на посещение детского сада,Возраст детей: 2-5 лет. «В ТЕМНОЙ НОРЕ»Два друга, Цыпленок и Утенок, пошли гулять в лес. По дороге они встретили Лисичку. Она пригласила друзей к себе в гости, в свою нору, пообещав угостить их вкусными сладостями. Когда малыши пришли к Лисичке, она открыла дверцу в свою норку и предложила им зайти первыми.Только переступили порог Цыпленок и Утенок, как Лисичка быстро закрыла дверь на замок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Как ловко я вас обманула. Побегу я теперь за дровами, разожгу огонь, нагрею воды и брошу в нее вас, малышей. Вот уже вкусный супчик у меня будет».Цыпленок и Утенок, оказавшись в темноте и услышав насмешки Лисички, поняли, что попались. Цыпленок расплакался и стал громко звать свою маму, ведь ему было очень страшно в темноте.А Утенок, хотя тоже очень боялся темноты, не плакал, он думал. И вот, наконец, придумал! Утенок предложил цыпленку вырыть подземный ход. Они начали со всех сил разгребать лапками землю. Вскоре в небольшую щель проник лучик света, щель становилась все больше, и вот друзья уже были на свободе.- Вот видишь, Цыпленок, - сказал маленький Утенок. - Если бы мы сидели и просто плакали от того, что нам страшно сидеть в темноте - Лисичка бы нас уже съела. Надо всегда помнить, что мы сильнее и умнее наших страхов, а потому легко сможем с ними справиться! Цыпленок и Утенок обнялись и радостные побежали домой.Пришла Лисичка с дровами, открыла дверь, заглянула в норку и замерла на месте от удивления... В норке никого не было.Терапевтический эффект –снижение у ребенка тревожности по поводу страха темноты. Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, это делает её эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере, а занятия с использованием музыки детям безумно нравятся, а если ребенок что-то выполняет с желанием, то и результаты поражают. Список литературы:1. И.В.Вачков «Введение в сказкотерапию». - М. Генезис. 2011 г.2. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 20103. А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2013 г.4. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь5. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь6. В. Гнездилов Авторская сказкотерапия, СПб.: Речь, 20047. Н.А. Сакович Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г.8. Интернет ресурсы www.cka3ka-iks.ru, vashpsixolog.ru, Онлайн семинар «Сказкотерапия в работе с детьми» Института психотерапии и клинической психологии, г.МоскваПросмотр видео тренинга «Обыкновенное Чудо»



Загрузка...