paradisemc.ru

Злая маска тату. История ритуальных масок.

Маски испокон веков применяются людьми при совершении различных религиозных обрядов и ритуалов. В буддийской культуре маски использовались в качестве оберегов от иноверцев или людей, которые были противниками их веры.

Обычно маски — это олицетворение чего-либо. Как правило, духов или богов. Маски имели широкое назначение в древности, однако независимо от сферы их применения, у них была одна общая цель — скрыть истинное лицо их обладателей. Их надевали актеры театров, шпионы и даже врачи.

Значение татуировки маска

Этот вид татуировки появился относительно недавно, и перед его нанесением следует хорошо изучить значение изображения. Тату маска может ознаменовать защиту, сокрытие, перевоплощение, небытие. Она является олицетворением внутренних качеств человека, сокрытых за внешней оболочкой.

Татуировку наносят люди, желающие сокрыть свои истинные внутренние качества, мотивы и побуждения. Немало творческих людей выбирают тату маска. Обычно маски представляют два вида образов – трагический и зловеще радостный. Иногда наносят изображение в виде двух масок, расположенных противоположено друг другу, таким образом, подчеркивая противоположность внутренних качеств человека, добра и зла, белого и черного.




Маски во все времена олицетворяли двуличие и лживость человеческой натуры. К людям в маске всегда относились с подозрением и недоверием, так как за внешней оболочкой скрывалось нечто неизвестное, таинственное и пугающее. В настоящее время существует четыре разновидности тату маски: театральная, голливудская, маска Ханья и венецианская маска. У каждой из них своя история происхождения и особенность.

Мужские тату маски

Большой популярностью среди мужчин пользуются тату с голливудскими масками. Они появились из голливудских фильмов, а наносятся на тело для олицетворения ужаса, преступности, жестокости и опасности, в общем, самых страшных человеческих пороков.

Для мужчин также подходит изображение двух масок, олицетворяющих два различных качества человека, как правило, отрицательных. Одна из личностей таких масок является символом боли и страданий, а другая олицетворяет зловещее пиршество, одержанное превосходства и порабощение хорошей стороны.

Обычно две такие маски расположены спиной друг к другу, или доминирующая маска расположена крупнее на переднем плане. Это говорит о доминировании плохих человеческих качеств над хорошими. К примеру, лень, которая уничтожает все светлые зародыши и не дает развиваться всему положительному потенциалу человека.



Сегодня среди мужчин пользуется популярностью маска вендетта. Улыбающаяся гримаса, имеющая весьма двоякий смысл. С одной стороны улыбка, но за ней скрыто нечто, никому не известное.

маски наносят и в целях оберега. Бытует мнение, что выбор правильной в виде маски будет хранить её обладателя от злых духов.

Женские тату маски

Прекрасная половина человечества реже наносит такого рода тату, вероятно из-за их негативного контекста. Однако такие случаи тоже встречаются. Существуют варианты данного типа . Обычно выбирают тату маски, значение которых менее пугающе и мрачно. Для этого вокруг масок наносятся другие дополнительные атрибуты, такие как птичьи перья, цветы, платки или крылья бабочек.

Отметим, что для дам больше подходит использование ярких цветов, например, красного и голубого. Женщины, в отличие от мужчин, реже используют монотонные изображения, состоящие из комбинации двух цветов — черного и белого. Также на эскизах тату масок для девушек редко встречаются зловещие или угнетенные образы. Чаще это женские образы, скрывающиеся за простой маской.




Популярна татуировка с образом женщины, выглядывающей, из-за собственной маски. Обычно маска девушки на таком изображении украшается красно-черными перьями или бутоном розы. Также есть вариант нанесения на тело тату в виде двух лиц, на одном из которых черная маска, а на другом — красная. Эти цвета помогут подчеркнуть смысл, несущий татуировкой.

Выбираем место для тату маска

Для мужчин и женщин одинаково подойдет тату маска, нанесенная на плечо. Это одно из популярных мест для нательных рисунков, так как их будет прекрасно видно.

Другим распространенным местом для нанесения татуировки является лопатка. Она также подходит как мужчинам, так и женщинам. Однако это удачный вариант, если вы любитель или любительница носить майки без рукавов. И даже в этом случае, чтобы самому полюбоваться своей татуировкой, придется вставать спиной к зеркалу и выворачивать голову.




Удачным местом для тату считается внутренняя сторона руки. Но здесь есть свои нюансы. К примеру, ограниченное пространство не даст возможность нанести изображение большого размера, из-за чего рисунок будет менее заметным, в отличие от тату на плече или лопатке, где места предостаточно. Хотя присутствуют и положительные стороны. К примеру, татуировку будут видеть чаще, так как она не будет скрыта под одеждой.

Для мужчин хорошим выбором станет нанесение тату в виде маски на грудь. В этом случае вы реже сможете любоваться рисунком. Следует отметить, что выбор подходящего места для татуировки индивидуален, и зависит от пожеланий будущего обладателя тату.

Начало

Назад

Значение татуировки маски

Прежде всего, татуировка маски отличает двуличие натуры своего обладателя. Маска предназначена скрывать лицо, личность и характер человека. Вокруг нее витает ореол тайны, интриги и иллюзии. Она всегда символизировала обманчивость и лицемерность человека, который прятался за ней.

Перед тем как нанести себе татуировку с маской стоит убедиться совпадает ли восприятие смысла желающего с общепринятым восприятием. Конечно, весьма смотрится маска, нарисованная на теле, особенно если она не одна. Абсолютно точно, что носитель такого украшения должен обладать некой загадочностью и артистичностью, в обществе его воспринимают как обладателя таинственного, неясного и неординарного характера.

Эскизы масок в искусстве татуировок делятся на разновидности: венецианские, театральные, голливудские и маски Ханья.

Венецианские маски одевали на карнавалы, они всегда были дорого украшены. Основное предназначение маски на празднике было уровнять всех присутствующих. Значение татуировки несет тот же смысл – равенство всех людей.

Театральные маски обычно рисуют парно, трагическая и комическая. Как несложно догадаться трагическая – это и печаль, а комическая – это радость и смех. Изображение двух масок обозначает, что обладатель татуировки склонен к переменам в характере. Такие тату любят делать актеры. Если изображена одна маска со слезой то она будет обозначать, что человек не тот, кем пытается казаться в жизни.

Голливудские маски пришли к нам из фильмов ужасов, основная их цель напугать и вызвать чувство страха, они символизируют бессердечие и ложь.

Маска Ханья – это символ, олицетворяет девушку, которая была превращена в демона из-за своей любви к . Обозначает эта маска – дыхание страсти, ярость и досаду.

У некоторых народов татуировка в виде маски была и помогала общаться с духами предков и , как и любой подобный символ, служила защитой от нечистой силы. Такая татуировка маски смотрится необычайно и оригинально, но она требует глубокого познания ее смысла, потому что любой посторонний элемент, может принести противоположный подтекст.

Значение тату маски – это отражение скрытого характера человека, выражение какой-то определенной позиции на жизненную ситуацию.

Рисунок на теле в виде маски иногда предназначен для окружающих, чтобы они могли понимать что за человек перед ними стоит.


Копец 2012-10-20 09:52:50
У мну такая тату
Candy 2016-09-11 23:13:48
http://kyungchyun.com/www-progressiveinsurance-com. html
Theresa

Маска призвана, прежде всего, скрыть лицо человека, его личность и характер. Вокруг него образуется некий ореол тайны, иллюзии и интриги. Во все времена маска символизировала лицемерность и обманчивость. Человека, имеющего татуировку маски отличает от других двуличие натуры, независимо от того – мужчина он, или женщина. Иногда эскиз татуировки выполняется в виде двух масок - грустной и веселой.

Будет оригинальным, если на теле найдет место татуировка с изображением одной маски, или же она будет состоять из нескольких. Если желающий украсить себя татуировкой маска решился ее нанести, стоит задуматься, совпадает ли его восприятие данного образа с общепринятым. Такая татуировка обязует владельца к некой артистичности и загадочности, для всех окружающих он станет обладателем таинственного, неординарного и неясного характера.

Для того, кто присматривается к такому рисунку, будет интересно узнать что означает татуировка маска. Маски, эскизы которых существуют в мире тату делятся на такие виды: театральная, венецианская, голливудская, маска Ханья.


Театральные маски: татуировка состоит из двух масок - комической и трагической. Трагическая маска обозначает печаль и слезы. Комическая маска – смех и радость. Если нанесены обе маски, значит хозяин татуировки склонен к изменчивости. Такие татуировки популярны в актерской среде. Маска со слезами означает, что носитель данного изображения не такой, каким кажется в жизни.

Голливудские маски: вид данной татуировки пришел к нам из фильмов ужасов. Прежде всего такое тату призвано наводить страх и боязнь окружающим, символизируя ложь и бессердечие.

Маска Ханья: символ японской татуировки, символизирует девушку, обращенную в демона за любовь к монаху, впоследствии уничтожив его. Значение такой маски - ярость, досада и дыхание страсти.

Венецианская маска: эти маски одевали на карнавал. Они имели очень богатое убранство. Предназначение такой маски - уровнять всех людей на карнавале, это же значение несет и татуировка – равенство людей.

Некоторые народности использовали татуировку маска в качестве оберега, она помогала общаться с душами животных и предков, являлась своего рода защитой от злых духов.

Такая татуировка смотрится очень оригинально, но требует большого знания культуры, так как в рисунке важна любая мелочь, которая может нести собой определенный подтекст.

Значение татуировки маска – отражение скрытой стороны характера, выражение позиции на определенную жизненную ситуацию.

Таинственность присутствует в каждом человеке, отсюда все более растущая популярность данной татуировки. Рисунок на теле с изображением маски притягателен и уникален, он способен украсить любую часть тела ее владельца и передать окружающим смысл, который ему предназначен.

Видео татуировки маска

Какой бы ни был эскиз татуировки маска, главное, чтобы он был уникальным! А ниже представлены еще фото татуировок с изображением маски от разных мастеров для вашего вдохновения.

Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок - это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски).

Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины / ©Flickr

Разумеется, ритуальная маска - это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция - это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).

По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.


Китайская маска / ©Flickr

Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.

Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою - все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть - это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко - с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке.


Маски создавали и носили практически все древние культуры на этой планете. В доказательство древности этого предмета и использования различных масок с доисторического периода и до наших дней,сохранились изображения в наскальной живописи.В пещере Ласко (Франция) сохранились наскальные рисунки периода Каменного века, на которых изображены охотники в ритуальных масках животных. Во всём мире существует множество масок, разных стилей и направленности для их применения. Но в основном маски используются для проведения ритуальных церемоний. Приверженцы религий верили, что маски обладают живой энергетикой и великой силой. В некоторых случаях маски использовали и для погребения усопших, чтобы помочь духу найти путь к астральному телу. Другие маски предназначались для воспрепятствования злому духу завладеть телом усопшего.


В современном западном обществе маски обычно используются для игры в театре или на праздничных карнавалах. Цели использования масок различны, но интересен тот факт, что с доисторических времён люди так и не потеряли к ним интерес.Разные культуры использовали маски различными способами. Иногда как фактический, материальный предмет,иногда в форме расписывания яркими красками или татуирования лица. Маской легко можно изобразить какую-то особенность, которой человек не обладает, но желает обладать или ярко выразить любую эмоцию или намерение.




История Марди Гра, или Жирный вторник, началась в Древнем Риме, когда люди праздновали Луперкалии, праздник плодородия в честь бога Фавна. Когда Рим принял христианство, религиозные лидеры решили, что лучше включить некоторые языческие обряды в новую веру, а не пытаться отменить их в целом и позволить празднования перед началом Великого поста. Данный "Карнавал" обозначал прощание с мясом, так как мясо было запрещено во время Великого поста. Традиция распространилась по всей Европе и плотно закрепилась в Соединенных Штатах, в частности, в Новом Орлеане, где проживали французские поселенцы.



В Африке хорошо прослеживается история маски с эры Палеолита. Маски изготавливались из различных материалов, включая кожу, металл, ткань и древесину. У племён,более ограниченных в выборе фактуры,при изготовлении масок в ход шёл любой подручный материал: солома, палки, перья и кости.Африканские маски и до наших дней считаются одними из прекраснейших произведений искусства в мире. Они невероятно ценятся коллекционерами разных стран. Многие маски можно увидеть в знаменитых музеях и картинных галереях. У церемониальной африканской маски большое культурное и традиционное прошлое и значение. Во время празднований инициирования юношей, сбора урожая, военной подготовки, в мирное время и смутные времена, африканские племена для ношения определённой маски выбирали особого человека. Маски имели разные формы для каждого случая и надевались тремя различными способами: вертикально, закрывая лицо, как шлем, закрывая всю голову и как корону. Африканские маски часто представляли духов предков. Была очень сильна вера, что дух усопшего может овладеть телом обладателя маски, когда человек входит в состояние транса и поведать что-то важное. В африканской культуре искусство создания масок для церемониальных и ритуальных действий передавались от отца к сыну. Художники-изготовители масок имели почетный особый статус среди своих соплеменников. Знание символики масок позволило создателю передать энергию символизма в маску. В большинстве африканских культурах человек, носящий маску теряет свою идентичность и становится духом, представленным маской. В ритуальных церемониях маски изображали богов, мифологических существа, добрых или злых, которые, как полагалось, имели власть над людьми. Маски предков или предков тотема (существ или животных, от которых племя, по суеверию, брало своё начало). Маски часто являлись предметом гордости семьи или целого племени. Племя считало, что дух обитает в маске. Такую маску использовали в различных церемониях и считали самым ценным предметом. Во время церемонии, обладатель маски,находясь в глубоком,трансе "общается" со своими предками путем танца. Мудрец или переводчик иногда сопровождал владельца маски во время ритуала. Танцор показывает сообщения предков,а переводчик трактовал его всему племени. Ритуалы и церемонии сопровождаются песнями и музыкой, исполняемой на традиционных африканских музыкальных инструментах.В течение тысяч лет ритуалы и церемонии были неотъемлемой частью африканской культуры. Но вторжение американских колонистов, вмешательство в традиционную культуру Африки, разделение границ и иммиграция коренных жителей, постепенно свели на нет ритуалы с использованием масок.



У коренных американцев так же существует древняя традиция использования масок. Ирокезы хорошо известны своими «фальшивыми лицами" масками. Сообщества шарлатанов, используя маски, дурачили народ под видом лекарей. Так же маски использовались для важных религиозных церемоний. Ирокезы почитали маски как живые существа, а не предметы. И вожди племён тщательно следили за правильностью изготовления маски. Индейский народ Хопи были известны своими масками Качина. Индейцы-пуэбло изготавливают куклы - качина, которые ранее играли церемониальную роль, а в настоящее время являются одним из предметов сувенирной торговли. Хопи также изготавливали маски для традиционных танцев. Когда танцоры надевали маски и костюмы, они становились "каналом" для общения с духами Качина, то есть, по существу становились самим духом. Не используемые в ритуалах маски, так же рассматривались, как одушевлённый предмет. Маски хранились на свежем воздухе, чтобы дух мог «дышать» и "кормили" кукурузной мукой. Северо-западные индийские племена Побережья известны во всём мире созданием тотемов. Северо-западные коренные американцы Побережья делали три вида масок: маска одного лица, механическая маска и маска преобразования. Маска одного лица была самой простой. Она вырезалась из твердого куска виргинского можжевельника.У механической маски были подвижные части. Этот тип маски получил распространение после того, как европейцы вступили в контакт с коренными американцами. Индейцы еще не умели производить пружины или стержни, которые были необходимы, чтобы сделать этот тип маски.Маски преобразования состояли из двух и иногда трёх масок в одной. Человеческого лица, птицы или животного.Эти маски отражали отношения между владельцем маски и наследственным духом его клана животных. Когда танцор надевал наследственную маску, он брал на себя ответственность, чтобы выполнить церемонию духа маски.


В японской культуре археологические данные подтверждают,что маски использовались еще в 10000 г. до н.э. В японской культуре маски представляют людей, героев, чертей, призраков, животных и божеств. Ранние маски были созданы из глины или ткани. Маски использовались для магических ритуалов, религии, шаманских церемоний, а также похорон и как талисман Гигаку,старейшие маски, которые использовались в древних ритуальных танцах и представлениях в Корее, внедрились Японии в 7 веке. Представление состояло из выступлений мимов и шествий, положенных на музыку, чтобы разыграть спектакль. Резные маски с драматическим выражением охватывали всю голову и были сделаны из дерева,с волосами,наклеенными на них и представлял львов, птиц, демонов или сверхчеловеческих существами



У древних египтян существовали особенные погребальные маски. Самым известной из них является, пожалуй, маска царя Тутанхамона, мальчика-короля, которая сейчас выставлена в Музее египетских древностей в Каире. Эти маски были использованы в сложных ритуалах погребения и покрывали лица мумий. Тем не менее, погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян.Но погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян. Их также надевали жрецы и жрицы, а также маги. Эти маски,как правило, изображали богов и богинь, так как считалось, что владельцы могли бы использовать магическую силу избранного ими божеств. Многие древние погребальные маски древних египтян хорошо сохранились до наших дней. Вполне возможно, что погребальные маски были защищены внутри пирамид и гробниц не столь подвержены разрушающим воздействием веков.

Маска - порождение древних религиозных представлений человека, тесно связанных с анимизмом и тотемизмом. Маска является символом тайны, защиты, маскировки, трансформацииу иллюзии и обмана. В религии первобытных обществ маска служила выражением сверхъестественной силы, воплощением духа животного или умершего человека. Маска, таким образом, являлась своеобразным «пропуском» в таинственный мир духов.

Шаман, надевавший маску, как бы сам преображался в духа и вступал в контакт с други м и духами. Для обеспечения удачной охоты шаман, надевший маску, вступал в мистическую связь с духами тех животных, на которых готовилась охота; для защиты племени от сильных врагов, демонов болезни или духов смерти, он пытался «наладить связь» с давно умершим и предками или тотемами племени.

Индейцы, африканцы и жители Океании использовали маски и во время обряда инициации, которым отмечался переход подростка во взрослое состояние.

О широком применение масок в обрядовой практике древних наглядно свидетельствуют петроглифы - наскальные изображения. На территории нашей страны обнаружено огромное количество таких петроглифов. Особенно много их в Саянском каньоне Енисея.

В одном только урочище Мугур-Саргол руководитель геодезической экспедиции С.В. Макаров насчитал не менее 250 личин - масок всевозможных видов. Высеченные на склонах мрачных диких скал и обращенные к водам великой сибирской реки, эти личины датируются серединой II тысячелетия до н.э.

Важнейшую роль маски играли в тайных религиозных союзах, порожденных системой инициаций. Такие союзы строились на разных принципах. У одних племен в тайные союзы принимали только вождей; у других - только отличившихся воинов; у третьих в состав союзов входили лишь те члены племени, которые имели одинаковые видения, и т.д.

Большинство тайных союзов практиковали различные виды магии. Один из них, союз Ложных лиц, сложившийся у ирокезов, был подробно описан знаменитым американским этнографом Льюисом Морганом (1818-1881). Ирокезы верили в существование злобных уродливых духов, которых они называли «ложными лицами».

Эти бестелесные духи, по их представлен иям, состоят из одн их только жутких лиц, носящихся в воздухе и причиняющих страшные болезни. Для исцеления этих болезней необходимо было обращаться к женщине, возглавлявшей союз Ложных лиц, а она, в свою очередь, направляла к больному для лечения кого-либо из членов союза под маской.

Тайные союзы, в чью компетенцию входила лечебная и вредоносная магия, были распространены достаточно широко и в Океании (союзы Ингиет, Сукве и др.).

Многие тайные союзы Африки и Океании были связаны с культом мертвых, что нашло отражение и в их названиях. Так, название союза Дук-дук, действовавшего на острове Новая Британия, происходит от слова «дука» - покойник.

Наименование союза Тамате с Банксовых островов сродни предыдущему, поскольку слово «тамате» означает «дух, покойник, привидение». Члены этих тайных обществ в определенное время года рядились в страшные маски и, изображая мертвецов, терроризировали и грабили местное население, т.е. своих же непосвященных соплеменников.

К числу наиболее опасных тайных союзов относится изуверское общество Людей-леопардов, наводившее ужас на жителей Западной Африки еще в первой половине XX века. Пользуясь тем, что леопард в Африке является объектом суеверного страха и поклонения, люди-леопарды, скрываясь под хищными масками, безнаказанно грабили и убивали всех тех, на кого указывал им руководитель союза.

Бесчеловечная деятельность этого и подобных ему террористических союзов, направленная против любых новшеств и прогрессивных реформ, имела целью сохранение власти и привилегий вождей и всей системы давно сложившихся традиционных отношений в целом.

В ламаизме, представляющем собой самостоятельное направление в буддизме, маски использовались во время храмовых мистерий. Наиболее показателен в этом отношении праздник цама («танца богов»), когда ламы переодевались в костюмы и маски докшитов - гневных богов, преследующих еретиков и врагов веры.

Разноцветным маскам, изображавшим лица докшитов, придавалось самое хищное, свирепое и кровожадное выражение.
Монголовед Н.П. Шастина, ставшая свидетельницей цама в монгольском монастыре Дзунхуре, составила подробное описание всей грозной мистерии, призванной устрашить врагов ламаизма.

Костюмы лам, изображавших гневных и беспощадных богов, отличались каннибальской мистической символикой. Головы монахов венчали диадемы из человеческих черепов, плечи прикрывали плащи из человеческой кожи со свисающими конечностями, на шее красовались бусы из человеческих костей.

В руках одни ряженые сжимали длинные ножи, импровизированные палицы из позвоночного столба с чере пом и прочее подобное оружие, а другие держали габалу - священную чашу из человеческого черепа, готовясь выпить кровь и мозг врагов истинной веры.

«Восемь самых ужасных докшитов» появлялись перед зрителями под звуки ганлина - духового музыкального инструмента, изготовленного из берцовой кости человека.

Одним из восьми докшитов, представленных на цаме, был бог войны Джамсаран. Маска Джамсарана изображала перекошенное злобой красное л ицо с тремя глазами и торчащими из оскаленного рта клыками, готовыми прокусить горло всем врагам веры. Сзади над маетой развевались пять военных вымпелов, увенчанных пушистыми клочками заячьего меха.

Главным персонажем цама являлся мрачный Чойджал - бог смерти, властелин ада и верховный судья загробного царства. Его маска, самая крупная из всех масок мистерии, изображала синюю голову быка с открытой пастью и оскаленными зубами, с тремя горящими глазами, видящими прошлое, настоящее и будущее.

По верхнему краю маску Чойджала украшали пять золотых черепов, а длинные рога заканчивались металлическими пластинами в виде языков адского пламени.

Под стать описанным маскам были и личины остальных докшитов, соединившие в себе все самое уродливое, ужасное и омерзительное, что может создать суеверная фантазия.

В религиозных культах первобытных и реликтовых обществ можно обнаружить маски самых разнообразных типов. Одни маски носили на голове, вторые - на лбу, третьи - в руке, четвертые - на пальцах, пятые - в зубах. Существовали маски- костюмы, закрывавшие все тело человека, а также парные и коллективные маежи, в демонстрации которых принимали участие от двух до ста и более человек.

Примеры из мировой истории красноречиво свидетельствуют о том, каис со временем менялось функциональное назначение масок. Погребальные маски, отражавшие облик покойных, известны с глубокой древности.

Первоначально применение этого вида масок было связа но с религиозными представлениями. Древние верили, что отлетевшая душа, возвращаясь в покинутое ею тело, должна была опознать его, а лицо умершего, до неузнаваемости обезображенное разложением, могло сбить с толку заблудшую душу, и тогда воскрешение из мертвых не состоялось бы.

Вот почему погребальные маски из древнеегипетских саркофагов и уникальные золотые маски из микенских гробниц с максимально возможной точностью передавали облик усопших фараонов и басилевсов. Однако с течением времени назначение посмертных масок изменилось: теперь гипсовые маски-слепки должны были сохранять для потомков физический облик выдающихся людей, чья деятельность оставила заметный след в истории.

Театральные маски появились в Древней Греции как атрибуты культа Диониса. С развитием театрального искусства они стали подразделяться на два вида: трагические и комические. В японском национальном театре маскам придавалась цветовая символика: красный цвет характеризовал благородство персонажа, белый - продажность, черный - подлость и т.д.

В эпоху Средневековья предназначение маски совершенно изменилось: из орудия трансформации она превратилась в средство защиты. Под маской скрывались палачи, заговорщики, преступники и прочие лица, имевшие веские основания оставаться неузнанными.

Особое пристрастие к маскам питали граждане средневековой Венеции, жившие под тиранической властью дожа и кровавого Совета Десяти. Опасаясь кишевших в городе шпионов, доносчиков и наемных убийц, венецианцы, выходя вечером из дому, прятали лицо под маской, а фигуру - под складками длинного плаща.

Слабыми отголосками древних религиозных мистерий в Средние века явились костюмированные карнавалы и маскарады, но их развеселое шутовское действо во многом утратило связь с религией, а маска шута, жонглера, клоуна и актера была призвана не устрашать, а увеселять и развлекать досужую публику.

В истории Франции символом неразгаданной тайны является Железная Маска - так прозвали секретного узника крепости Пиньероль, чье лицо она скрывала. Многие ученые, начиная с Вольтера, пытались проникнуть в эту интригующую тайну эпохи абсолютизма и королевского произвола.

В разное время высказывались предположения, что под Железной Маской скрывали от посторонних глаз незаконного сына Анны Австрийской, графа де Вермандуа, герцога де Бофора, опального суперинтенданта финансов Фуке, брата-близнеца Людовика XIV или даже английского короля Карла I, но и по сей день личность загадочного узника остается тайной за семью печатями.

В военном деле в эпоху Средневековья стальные маски и полумаски защищали лицо воина. На Руси уже в конце XII века распространился тип куполовидного шлема с полумаской-наносником и круглыми пластинами вокруг глаз. В XIII веке появились стальные маски - личины, полностью закрывавшие лицо. В отличие от полумасок личины, укрепленные на шлеме, обладали подвижностью: их опускали на лицо только во время боя.

В изобразительном искусстве Ренессанса маска как негативный символ иллюзии и обмана скрывала истинное лицо отрицательных аллегорических персонажей: Лжи, Порока и Ночи, под покровом которой вершатся «темные» дела. Театральная маска, как средство перевоплощения, в качестве атрибута сопутствовала музе трагедии Мельпомене.

Источник : Вовк О.В. «Энциклопедия знаков и символов» // М.: Вече, 2006.



Загрузка...