paradisemc.ru

Популярная венецианская маска. Венецианские маски

Маски Венеции. Классические маски

Истоки венецианского карнавала лежат в древних римских Сатурналиях - ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками.

Когда и откуда появилось само слово «карнавал» точно неизвестно. Самая распространенная версия принадлежит католической церкви, которая утверждает, что слово произошло от латинского «carne vale» и означает «прощание с мясом». Стремясь приспособить дохристианские традиции к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — великому посту перед Пасхой. Первое документальное упоминание о карнавале в Венеции относится к 1094 году, а в 1296 году Сенат Венецианской республики официально провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем.

Из Венеции карнавалы постепенно распространились по другим городам и странам. Основными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. В Венеции карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить и в обычные дни, нередко под масками скрывались для совершения неблаговидных поступков. Наконец, правительство города Венеции решило расставить все точки над I и навести порядок, для этого было запрещено ношение масок в течение большей части года. Особенно строго следили, чтобы никто не ходил с закрытым лицом в дни церковных праздников. Единственное время, когда разрешалось носить маски, отводилось время на период карнавала. Во время карнавала ничего не казалось слишком стыдным, слишком смелым, слишком безрассудным, слишком распутным. Карнавал был отдушиной для людей, живших под строгими религиозными запретами.

Венецианские маски делаются из папье-маше и кожи, если их носят. Маски, служащие украшением, делаются из керамики и фарфора. Тесьма, серебро и позолота, крохотные колокольчики, парча и шелк - все идет на украшение такой маски.
Иногда маски покрывают всю голову, как шлем. Иногда прикрывают только лицо. Если маска слишком тяжелая, между ее краями крепится веревочка, которую человек придерживает зубами. Маски могут крепиться лентами позади головы, но часто просто носятся перед лицом на специальной рукоятке. Для декоративных элементов часто используются игральные карты или нотка бумага.

Многие маски карнавала - это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться.

К классическим маскам , не связанным с театром, относятся:

Баута (Bauta) - одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.



Баута не имеет ни пола, ни возраста, ни веры, ни сословия. Надеть баутту - это отречься от назойливой индивидуальности, отказаться от собственного лица, освободиться от норм морали. На вопрос «кто это сделал?» Баута отвечает: «Маска…»
Одни считают, что название «баутта» созвучно немецкому «защищать, укрывать». Иногда эту маску называли «ЛЯРВОЙ», что и на латыни и на славянском означает «Призрак. Пришелец с того света».
Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno.

Венецианская Дама (Dama di Venezia) - очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.





Ньяга (маска кошки) - Считается маской гомосексуалистов. Инквизиция запрещала переодевание мужчин в женщин, любое проявление содомского греха строго преследовалось во все дни, кроме карнавала. Обычно человек в этой маске появлялся в окружении друзей, переодетых детьми. Костюм должен быть старым, вульгарно-ярким женским нарядом XVI века любой социальной группы. Голосом необходимо имитировать мяуканье, а вихляющими движениями кошачьи повадки.



Вольто (Volto) - Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто - наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).





Доктор Чумы (Medico della Peste) - В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.



Моретта - Овальная маска из чёрного бархата, изобретена во Франции. Самая загадочная, самая романтичная маска «SERVETTA MUTA» (немая служанка), но более привычное название - «МORETTA» (Моретта, смуглянка). А в народе её называли «ОТРАДА МУЖЕЙ», так как на месте рта у маски изнутри был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом, - по словам Казановы, такие маски делали женщин загадочными, а главное... молчаливыми. Это был овал чёрного бархата. Название, скорее всего, происходит от «мавр», который в венецианском значит чёрный цвет. Этот чёрный великолепно подчёркивал благородную бледность лица и красный венецианский цвет волос. Недаром эту маску так любили дамы высшего сословия.Маска новолуния, маска обманчивой женской покорности и затаенного мужского страха. Маска молчаливой менады из мягкой кожи или бархата. Маска Гекаты. Маска ночной стреги, которая вечную Диану-девственницу могла превратить в алчную черную Венеру. Таинственная незнакомка, скрывающая свои лицо и голос… Возможность общаться только жестами… Загадочность и обольщение... В наши дни маску моретты делают только на заказ. В магазинчиках, торгующих масками «маску молчания» не сыскать.



Маттачино - (также известный как "frombolatore", из-за пращи, которую он вертел в руках) - один из самых ярких впечатлений Карнавала Имя это происходит от итальянского слова "mattinate" (утро): прогулки с развлечениями долгими часами, перед наступлением утра. В платье белом или пестром, но простом и практичном (в противоположность традиционо-классическим тяжелым костюмам) и в шляпе (инкрустированной птичьими крыльями), они шествуют по улицам Города. Пропитанные любовью к веселью и развлечениям, непочтительностью к любого рода авторитетам; с пращей, готовой к метанию яиц на расстоянии, они шествуют группами, осуждаемые большинством, дикие и необузданные.


Как и обещал, продолжаю делиться фотографиями из моего путешествия по Италии и сегодня я хочу рассказать про венецианские карнавальные маски
Считается, что история венецианских масок берет свое начало в XI веке, когда на территории Европы свирепствовала эпидемия чумы. Врачи из противочумных команд ходили по больным в масках с длинными клювам, куда они наливали ароматические масла - в те времена считалось, что это может уберечь от заражения. Так же люди верили, что Смерть проходит мимо человека в маске, не узнав его в лицо.
С течением времени, маски стали входить в повседневную жизнь простых горожан и стали широко использоваться в качестве анонимайзера для самых разнообразных событий: от романтических встреч и развратных придворных оргий (вспомнить хотя бы фильм "С Широко Закрытиями Глазами" Снетли Кубрика), так же не брезговали масками преступники. В конечном итоге, все это привело к запрету на ношение масок в повседневной жизни, кроме дней карнавала. И вот именно с в этот момент рождается классическая Венецианская Карнавальная Маска
Маски для лица изготовляли из папье-маше и кожи, для декоративных же использовали керамику и фарфор. Украшение зависело лишь от фантазии и финансовых возможностей заказчика: это и перья и сусальное золото и даже драгоценные камни.
Если говорить о классификации масок, то они подразделяются на два типа: театральные и комедийные Дель Арте (к ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла) и классические (Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто)
Собственно, на этом я заканчиваю краткий экскурс в историю и предлагаю познакомиться с ними поближе (в прямом смысле слова:->)

01. Классические женские маски, закрывающие все лицо. Обычно они украшались яркими перьями и драгоценностями.



14. Полумаска Коломбина. Согласно легенде, некая актриса в комедии Дель Арте была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица

17. Маска Кот (Gatto). В Венеции с котами связана одна любопытная легенда, согласно которой один старый кот китайского бедняка переловил всех мышей в королевстве, за что и был удостоен чести стать персонажем маски

18. В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку, чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

19. Дзанни (Zanni). Общее название комедийного слуги. Название происходит от мужского имени Джованни (Giovanni), которое было настолько популярно среди простого народа, что сделалось нарицательным для обозначения слуги.

20. Арлекин (Arlecchino) - дзанни богатого старика Панталоне. Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей. Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем просто человеку надо как-то жить.

32. Вольто (Volto). Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица

34. Педролино или Пьерино (Pedrolino, Pierino) - один из персонажей-слуг. Несмотря на то, что Педролино принадлежит к племени дзанни, его характер радикально отличается от характера Арлекина или Бригеллы. Он сентиментален, влюбчив (хотя страдает, в основном, по субреткам), доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.

В следующий раз покажу фотографии с площади Сан-Марко и водных артерий Венеции, спасибо!

Венецианские маски – одно из бесценных культурных явлений. В наши дни этот аксессуар используется редко, но раньше в Венеции маску можно было увидеть в любой день.

В изолированном, небольшом по территории городе слухи распространялись крайне быстро. Чтобы не подвергнуться всеобщему обсуждению, аристократы предпочитали прятать свои лица под вычурным украшением. Мотивы были разными, от не совсем законных до откровенно злонамеренных. Но главное преимущество заключалось в том, что в таком виде можно было без опасений прогуляться по борделям или игорным домам. Анонимность позволяла предаваться невинным забавам или порокам с одинаковой беспечностью, а наутро вновь выглядеть благочестивыми гражданами.



Неудивительно, что при таком раскладе не только знатные люди, но и простые горожане полюбили носить маски: для многих они стали ежедневным аксессуаром.

Скрывали лицо, в том числе, наемные убийцы, которым мода на анонимность пришлась как нельзя кстати.

А во времена эпидемии чумы доктора, идя к больному, надевали маску с длинным клювом, на кончик которой капали разные эфирные масла, надеясь таким образом защититься от чумы. К тому же образ дополнял длинный темный плащ и палка, которой они прикасались к больным. Руками никогда не трогали. В общем, выглядели такие доктора крайне ужасающе.


Кстати, именно эпидемия чумы и стала причиной появления, а потом и широкого распространения масок. Поначалу, маски, как я уже говорила, носили доктора, а потом эту идею переняла аристократия, так и началась долгая история венецианских масок.

В восемнадцатом веке венецианские маски обрели такую большую популярность у народа, что люди начали ими злоупотреблять, и ношение данного аксессуара пришлось строго регламентировать. Таким образом, маски снова можно было увидеть на лицах горожан только в определенные праздники. Эта традиция была бережно донесена до наших дней.



Неотъемлемой частью жизни города и сегодня остается – грандиозное ежегодное костюмированное шествие, история которого насчитывает уже 1000 лет.





Магазин масок в Венеции

Толпы туристов стремятся попасть сюда и вживую увидеть впечатляющее событие. Ведь жители Венеции знают толк в масках! К грядущему карнавалу их кропотливо изготавливают неделями, даже месяцами. Как и прежде, делают, раскрашивают и расшивают маски исключительно вручную, превращая аксессуар в уникальное произведение искусства.
А из чего же делают венецианские маски? Вы не поверите, но основой являются обыкновенные кусочки бумаги, которые мастер склеивается между собой, то есть, всем известное «папье маше».

Мастер закладывает в специальную форму листочки бумаги с клеем, разглаживает поверхность и оставляет засыхать. Потом он достает из формы получившуюся основу для маски, вырезает глаза, обрабатывает края.


основа для будущей маски

Венецианская маска может стоить баснословных денег! И это за бумажную конструкцию! Только вдумайтесь!



Известные венецианские маски

Венецианские маски за свою длинную историю приобрели разные виды. Все они очень отличаются друг от друга, одинаковых масок Вы не встретите, в первую очередь потому, что все они делаются вручную, а идеально повторить декор сложно, да и зачем? Но, все-таки, можно выделить некие группы масок, каждая из которых индивидуальна.

Одним из самых распространенных аксессуаров данного типа является «Баута». Эта маска имеет зловещий вид за счет того что нижняя ее часть остроконечно вытянута вперед. Однако как раз благодаря этой особенности человеку в ней можно свободно есть и пить, а также разговаривать, не боясь быть узнанным – специфическая форма искажает звуки голоса.


Мастерская и магазин масок в Венеции

Баута была очень любима представителями всех сословий, ее охотно носили как на многочисленных карнавалах, так и в повседневной жизни. Известно, что такие венецианские маски часто выбирали принцы и короли для тайных прогулок по городу. Знаменитый Казанова также предпочитал одевать Бауту. С ней носили треугольную шляпу и длинный атласный плащ.

Маска «Баута»

«Жоли» и «Шут» - женская и мужская вариации шутовской маски. Внешне они напоминают о средневековье, смешных колпаках и бубенчиках, хотя могут выглядеть даже более впечатляюще, чем другие разновидности масок. С таким своеобразным аксессуаром носили соответствующий яркий костюм, а иногда еще и «бабуле» – фальшивый шутовской скипетр.



«Дама» наглядно показывает, какими бывают маски на карнавале: сложными, снабженными множеством мелких деталей, сделанными из лучших материалов. Этот изящный аксессуар носили представительницы слабого пола. Маска дополнялась красивыми прическами и дорогими украшениями, и была одной из самых роскошных среди существовавших в то время. «Дама» обрела широкое распространение на праздничных шествиях, но для повседневных прогулок подходила мало.



«Моретта» первоначально появилась во Франции, а затем перекочевала в Италию, где быстро обрела популярность. Эту овальную черную маску было принято носить в повседневной жизни, хотя более сложные варианты вполне подошли бы и для карнавала. Также ее одевали при посещении монастыря. Маска, как правило, дополнялась вуалью. Особенность «Моретты» в том, что она закрывает лишь часть лица, не скрывая всей красоты своей обладательницы.

«Гатто». Происхождение данного аксессуара тесно связано с легендой о бедном мужчине из Китая. Тут стоит напомнить, что первоначально в Венеции практически не было кошек, в связи с чем город сильно страдал от нашествия мышей. Не было спасения даже дворцу местного дожа. У бедняка был только старый кот, его единственное имущество. Но именно он сыграл в этой истории ключевую роль: маленький хищник, несмотря на почтенный возраст, сумел избавить дворец от мышей, за что его хозяин был щедро вознагражден. С тех пор в Венецию начали завозить кошек, а сами животные стали очень почитаемы. Классическая маска «Гатто» закрывает половину лица, имеет ушки и нос, напоминающий кошачий.


Маска «Гатто»

Сегодня я рассказала Вам немного об истории венецианских масок и их значениях. Поделитесь в комментариях, если Вы знаете еще что-то интересное об этом необычном аксессуаре.

Кстати, если Вы ищете интересную маску для праздника, посмотрите очень симпатичных масок.

Вам также может быть интересно:

Венецианская маска — традиционный атрибут маскарада в Италии. Разнообразные маски, скрывающие всё лицо, подчёркивают загадочность женщины и при этом выдают её характер. Изысканные полумаски, скрывающие лишь верхнюю часть лица, открывают самое ценное её владельца — искусную, чарующую улыбку.

В прошлом венецианцы носили маски в любое время, и не только во время карнавала, но и в будни. Венеция, город на севере Италии, была и остается городом небольшим и частично изолированным от материка, поэтому здешние жители неплохо знали друг друга в лицо. Возможность встретить на улице знакомого в тот момент, когда совершенно это ненужно. Вероятно, поэтому они придумали обычай носить маски, благодаря которым можно было скрыть не только личность и социальное положение, но даже пол.

Существуют разные причины для того, чтобы человек хотел скрыть свое истинное имя, положение, возраст и даже пол - анонимность также была на руку респектабельным горожанам, иногда посещавшим бордели, и игрокам - ведь не каждому понравится, если все сограждане будут в курсе крупного выигрыша. Многие аристократы под покровом маски выходили на поиски аморальных приключений.


Наконец, правительство города Венеции решило расставить все точки над I и навести порядок, для этого было запрещено ношение масок в течение большей части года. Особенно строго следили, чтобы никто не ходил с закрытым лицом в дни церковных праздников. Единственное время, когда разрешалось носить маски, отводилось время на период карнавала.



Венецианские маски делаются из папье-маше и кожи, если их носят. Маски, служащие украшением, делаются из керамики и фарфора. Тесьма, серебро и позолота, крохотные колокольчики, парча и шелк - все идет на украшение такой маски.
Иногда маски покрывают всю голову, как шлем. Иногда прикрывают только лицо. Если маска слишком тяжелая, между ее краями крепится веревочка, которую человек придерживает зубами. Маски могут крепиться лентами позади головы, но часто просто носятся перед лицом на специальной рукоятке. Для декоративных элементов часто используются игральные карты или нотка бумага.







Многие маски карнавала - это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться.



К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.

Баута (Bauta) - одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.
Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno(перевод отсутствует).



Венецианская Дама (Dama di Venezia) - очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Кот (Gatto). Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Короче, животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано - сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Вольто (Volto). Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто - наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

Доктор Чумы (Medico della Peste). В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.


Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности - это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника. Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать. Цены на такие шедевры часто поражают воображение не меньше, чем их внешний вид.




Маска означает личина, это предмет, который надевают, чтобы быть неузнанным. На Венецианском карнавале маски были обязательны, а сами традиционные маски делятся на две группы: маски комедии Дель Арте, что и означает комедия масок, и классические маски. Неудивительно, что в XV веке существовала целая профессия, профессия масочника.



Венецианские карнавальные маски - история.


Комедия Дель Арте – это уличный театр. Этот театр возник спонтанно. В средние века в Венеции было полно уличных лавок и торговцев, и так получилось, что в один прекрасный день около одного из торговцев появился очередной скандалист, которых было полно в Венеции. Но в этот день кто-то из торговцев заметил, что это «представление» одного актёра вызывало интерес толпы и привлекало покупателей. Так и появился театр комедии Дель Арте. Уличный театр, в котором существовали различные персонажи и общий сценарий, а вот отдельные роли прописаны не были, здесь была возможна импровизация.


Сначала в комедии Дель Арте был один персонаж, а затем их число увеличилось до сотни. Первым персонажем комедии Дель Арте считается Дзанни (от итальянского имени Джании), который в одиночку разыгрывал перед публикой не большие представления. Сегодня дзанни называют многочисленную группу персонажей-слуг из комедии Дель Арте. Костюм Дзанни состоял из двугорбой шапочки, полумаски с огромным длинным носом (практически птичьим клювом) и просторного «крестьянского» наряда.




По другой версии первого актёра, который играл роль слуги, звали Дзан Ганасса, отсюда и название дзанни.


Но не будем углубляться в дебри театра комедии Дель Арте. На Венецианском карнавале самыми популярными масками, взятыми из этого театра, являются маски Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пьедролино, Бригелла.


Венецианские карнавальные маски – персонажи.


Бригелла (или как ещё называют этот персонаж Скапино, Буффетто), - первый дзанни, умный слуга; Арлекин (или Меццетино, Труффальдино, Табарино), - второй дзанни, глупый слуга. Они относятся к северному (венецианскому) квартету масок. Ковьелло, первый дзанни, умный слуга и Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга – это маски из южного (неаполитанского) квартета масок. Кроме слуг в квартет также входят маски скупого купца и псевдо-учёного или судьи-заики и хвастливого вояки.




Коломбина или же Фантеска, Фьяметта, Смеральдина - женская маска, служанки. По легенде эта маска была придумана для одной невероятно , которая исполняла роль Коломбины, и которая не пожелала скрывать всё лицо. Поэтому её маска закрывает только часть лица. Эта маска украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями.


К классическим венецианским маскам относятся маски Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто.


Баута. Название этой маски, скорее всего, происходит от названия выдуманного персонажа, которым пугали детей, наподобие русского Бабая или Буки. Эта маска всегда имеет только два цвета – белый и чёрный. Она состоит из белой атласной маски larva с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз и широкого чёрного плаща с чёрной кружевной пелериной. Также кусок чёрного шёлка надевался и на нижнюю часть лица, закрывая шею. С этой маской носили чёрную треугольную шляпу. Маска была очень популярна среди венецианцев. Она хорошо скрывала пол и возраст. Её любили аферисты и любовники. И, что выгодно, в этой маске было возможно есть и пить не открывая лица. Но вот сама маска означала смерть. При этом считалось, что человека в этой маске смерть не узнает и пройдёт стороной.




Кот. Эта маска венецианского карнавала появилась благодаря китайцам. По легенде один китаец приехал в Венецию со своим котом. В Венеции кошек не водилось, а вот мышей было достаточно. Кот отловил многих мышей и за это Дож (правитель Венеции) наградил китайца. Кот же остался жить во Дворце Дожей на случай появления мышей. Довольный китаец вернулся на родину, где и рассказывал о своих приключениях. Его историю услышал второй китаец, который решил собрать шелка и роскошные товары, отправиться с ними в Венецию и получить ещё большую награду, если там готовы платить и за обычного кота. Его путешествие было удачным, и свою награду от венецианцев он также получил, они отдали самое дорогое, что у них было – кота. Благодаря этой истории и появилась маска Кот.






Венецианская дама. Эта маска элегантна и изысканна. Существует несколько её вариантов - Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и другие.


Ещё одна женская маска - Моретта, смуглянка. Эта маска имеет круглую чёрную форму иногда с кружевной повязкой на глазах. У этой маски есть и ещё одно название – «отрада мужей», так как изнутри маски был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом. Таким образом, дамы были вынуждены молчать на протяжении всего карнавала.


Вольто. Наиболее нейтральная маска, она копировала форму человеческого лица и крепилась к голове лентами (или у некоторых масок Вольто на подбородке имелась ручка). У этой маски есть ещё одно название – Гражданин.




Доктор чумы. Эта маска обязана своим появлением страшным эпидемиям чумы, которые бушевали в средневековой Европе. В то время доктора, входя в помещения, где находились больные чумой, одевали маски с длинным носом (наподобие клюва), который имел вполне практическое значение, там находились разнообразные травы и , задачей которых было, как тогда считалось, защитить доктора от заражения чумой. Доктора также носили длинные тёмные плащи, а в руки брали специальную палку, чтобы не прикасаться к больному.


Вот такая история происхождения венецианских карнавальных масок, которые можно приобрести в Венеции или в интернет магазинах.




Загрузка...