paradisemc.ru

Образ матрены корчагиной. Образ матрены корчагиной в поэме "кому на руси жить хорошо". Непростые отношения с мужем и его родственниками

Практически у каждого писателя есть сокровенная тема, волнующая его особенно сильно и лейтмотивом проходящая через все творчество. Для Некрасова, певца русского народа, такой темой стала судьба русской женщины. Простые крепостные крестьянки, гордые княгини и даже падшие женщины, опустившиеся на социальное дно – для каждой у писателя находилось теплое слово. И всех их, столь различных на первый взгляд, объединяла полная бесправность и несчастье, считавшиеся в то время нормой. На фоне всеобщей крепостной повинности судьба простой женщины выглядит еще страшнее, ведь она вынуждена «до гроба рабу покоряться» и «быть матерью сына-раба» («Мороз, красный нос»), т.е. она является рабыней в квадрате. «Ключи от счастья женского», от их «вольной волюшки» давным-давно потеряны – вот к какой проблеме старался привлечь внимание поэт. Так появляется невероятно светлый и сильный образ Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
История судьбы Матрены изложена в третьей части поэмы, так и называющейся: «Крестьянка».

К женщине странников приводит молва, утверждающая, что если кто из женщин и может быть назван счастливицей, то исключительно «губернаторша» из села Клину. Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, «осанистая», красивая и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье, «закручинилась, задумалась» и даже не хотела изначально ни о чем говорить. Уже стемнело, и месяц со звездами вышел на небо, когда Матрена все же решилась «всю душу открывать».

Только в самом начале жизнь была добра к ней – вспоминает Матрена. Родная матушка и отец заботились о дочери, звали «касатушкой», холили и лелеяли. Обратим внимание на огромное количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: позднехонько, солнышко, корочку и т.д., характерных для устного народного творчества. Здесь заметно влияние на поэму Некрасова русского фольклора – в народных песнях, как правило, воспевается пора беззаботного девичества, резко контрастирующая с последующим тяжелым житьем-бытьем в семье мужа. Автор использует этот сюжет для построения образа Матрены и практически дословно переносит из песен описание жизни девушки с родителями. Часть фольклора вводится в текст напрямую. Это свадебные песни, плач-причитание над невестой и песня самой невесты, а также подробное описание обряда сватанья.

Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь, а все же ее выдают замуж за мужчину, еще и чужого, не из родной деревни. Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом и отправляется в незнакомый край, в большую и неприветливую семью. Там она попадает «с девичьей холи» в ад, что также передается с помощью народной песни. «Сонливая, дремливая, неурядливая!

» – так называют в семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы. Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки, и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой поколачивает («плетка свистнула, кровь пробрызнула») и не подумает облегчить ее жизнь. К тому же он почти все свободное время проводит на заработках, а Матрену «некому любить».

В этой части поэмы отчетливо становится видна незаурядный характер и внутренняя душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась, а она делает все, как велено и всегда находит повод порадоваться самым простым вещам. Вернулся муж, «привез платочек шелковый / Да прокатил на саночках» – и Матрена запела радостно, как раньше певала в родительском дому.

Единственное счастье крестьянки – в ее детях. Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого она не может наглядеться: «Как писаный был Демушка!». Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское терпение. Великое призвание – растить и защищать своих детей – подымает Матрену над серой обыденной жизнью. Образ женщины превращается в героический.

Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем: нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на попечение старику, из-за трагической случайности погибает. Смерть ребенка в то время не была редким событием, это несчастье часто обрушивалось на семью. Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это ее первенец, – так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила своего сына. Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при вскрытии Демушки – его «испластали», и эта страшная картина навсегда запечатлелась в материнской памяти.

Характеристика Матрены Тимофеевны не была бы полной без еще одной немаловажной детали – ее готовности пожертвовать собой за других. Ее дети – вот что остается для крестьянки самым святым: «Лишь деточек не трогайте! За них горой стояла я…». Показателен в этом плане эпизод, когда Матрена принимает на себя наказание сына. Он, будучи подпаском, потерял овцу, и его должны были за это высечь. Но мать бросилась в ноги помещику, и тот «милостиво» простил подростка, велев взамен высечь «дерзкую бабу». Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога. Когда в село приходит странница со странным требованием не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина оказывается единственной, кто ее не послушался. «Кому терпеть, так матери» – в этих словах Матрены выражена вся глубина ее материнской любви.

Еще одна ключевая черта крестьянки – это ее решительность. Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться за свое счастье. Так, именно Матрена из всей огромной семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его домой. За этот поступок она получает высшую награду – народное уважение. Отсюда и пошло ее прозвище «губернаторша». Теперь в семье ее любят, а в селе считают счастливицей. Но невзгоды и «гроза душевная», прошедшие по жизни Матрены, не дают ей возможности самой отозваться о себе как о счастливой.

Решительная, самоотверженная, простая и искренняя женщина и мать, одна из множества русских крестьянок – такой предстает перед читателем «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Корчагина.

Описание образа Матрены Корчагиной и её характеристика в поэме помогу учащимся 10 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Матрены Тимофеевны в «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

Глава «Последыш» переключала основное внимание правдоискателей на народную среду. Поиски крестьянского счастья (Избытково село!) закономерно приводили мужиков к «счастливице»-«губернаторше», крестьянке Матрене Корчагиной. В чем же идейно-художественный смысл главы «Крестьянка»?

В пореформенную эпоху женщина-крестьянка оставалась столь же угнетенной и бесправной, как и до 1861 года, и искать среди крестьянок счастливую было, по всей очевидности, затеей нелепой. Это ясно Некрасову. В набросках главы героиня-«счастливица» говорит странникам:

Я так думаю,

Что если между бабами

Вы ищите счастливую,

Так просто дурни вы.

Но автор «Кому на Руси жить хорошо», художественно воспроизводя русскую действительность, вынужден считаться с народными понятиями и представлениями, как бы убоги и ложны они ни были. Он лишь оставляет за собой авторское право рассеивать иллюзии, формировать более правильные взгляды на мир, воспитывать более высокие требования к жизни, чем те, которые породили легенду о счастье «губернаторши». Однако молва летит из уст в уста, и странники отправляются в селенье Клин. Автор получает возможность легенде противопоставить жизнь.

«Крестьянка» начинается прологом, который играет роль идейной увертюры к главе, подготовляет читателя к восприятию образа крестьянки деревни Клин, счастливицы Матрены Тимофеевны Корчагиной. Автор рисует «задумчиво и ласково» шумящее хлебное поле, которое увлажили «Не столько росы теплые, / Как пот с лица крестьянского». По мере движения странников рожь сменяется льнами, полями гороха и овощей. Резвится детвора («дети носятся / Кто с репой, кто с морковкою»), а «бабы — свеклу дергают». Красочный летний пейзаж тесно увязывается Некрасовым с темой вдохновенного крестьянского труда.

Но вот странники подошли к «незавидному» селению Клин. На смену радостному, красочному пейзажу приходит другой, мрачный и унылый:

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем.

Сравнение «убогих домов» с остовами и осиротелыми галочьими гнездами на обнаженных осенних деревьях еще более усиливает трагизм впечатления. Прелести сельской природы и красоте созидательного крестьянского труда в прологе главы противопоставлена картина крестьянской нищеты. Пейзажным контрастом автор заставляет читателя внутренне насторожиться и проникнуться недоверием к сообщению, что одна из тружениц этой нищей деревни и есть истинная счастливица.

Из деревни Клин автор ведет читателя в заброшенную помещичью усадьбу. Картину ее запустения дополняют образы многочисленных дворовых: голодные, немощные, расслабленные, как распуганные прусаки (тараканы) по горнице, расползлись они по усадьбе. Этой «дворне ноющей» противопоставлен народ, который после трудового дня («народ в полях — работает») с песней возвращается в село. В окружении этого здорового трудового коллектива, внешне почти не выделяясь из него («Путь добрый! А которая Матрена Тимофеевна? »), составляя его часть, появляется в поэме Матрена Корчагина.

Очень содержательна и поэтически богата портретная характеристика героини. Первое представление о внешнем облике Матрены дает реплика крестьян села Наготина:

Корова холмогорская,

Не баба! Доброумнее

И глаже бабы нет.

Сравнение — «корова холмогорская — не баба» — говорит о здоровье, силе, статности героини. Оно является ключом к дальнейшей характеристике, оно вполне соответствует тому впечатлению, которое производит Матрена Тимофеевна на мужиков-правдоискателей.

Портрет ее предельно лаконичен, но дает представление и о силе характера, чувстве собственного достоинства («осанистая женщина»), и о нравственной чистоте и требовательности («глаза большие, строгие»), и о тяжелой жизни героини («волос с проседью» в 38 лет), и о том, что жизненные бури не сломили, а лишь закалили ее («сурова и смугла»). Суровая, естественная красота женщины-крестьянки еще более подчеркивается бедностью одежды: «сарафан коротенький», да белая рубаха, оттеняющая смуглый от загара цвет кожи героини. В рассказе Матрены перед читателем проходит вся ее жизнь, и движение этой жизни, динамику изображаемого характера автор раскрывает через изменение портретной характеристики героини.

«Задумавшись», «закручинившись», вспоминает Матрена годы своего девичества, молодость; она как бы со стороны видит себя в прошлом и не может не любоваться своей былой девичьей красотой. Постепенно в ее рассказе («До замужества») возникает перед слушателями так хорошо известный по народной поэзии обобщенный портрет сельской красавицы. У Матрены в девичестве «очи ясные», «бело личико», которое не боится грязи полевых работ. «День в поле проработаешь», — рассказывает Матрена, а потом, помывшись в «жаркой баенке»,

Опять бела, свежехонька,

За прялицей с подружками

До полночи поешь!

В родной семье девушка цветет, «как маков цвет», она «добрая работница» и «петь-плясать охотница». Но вот наступает роковой час прощания с девичьей волей... От одной мысли о будущем, о горькой жизни в «чужой богоданной семеюшке» «блекнет бело личико» невесты. Однако ее цветущей красоты, «пригожества» хватает на несколько лет семейной жизни. Недаром управляющий Абрам Гордеич Ситников «докучает» Матрене:

Ты писаная кралечка,

Ты наливная ягодка!

Но идут годы, принося все новые и новые беды. Давно суровая смуглость сменила на окаменевшем от горя лице Матрены алый румянец; «очи ясные» глядят на людей строго и сурово; голод и непосильный труд унесли накопленное в годы девичества «дородство и пригожество». Исхудавшая, ожесточенная борьбой за жизнь, она напоминает уже не «маков цвет», а голодную волчицу:

Волчицу ту Федотову

Я вспомнила — голодную,

Похожа с ребятишками

Я на нее была!

Так социально, условиями жизни и труда («Потуги лошадиные / Несли мы...»), а также психологически (смерть первенца, одиночество, враждебное отношение семьи) мотивирует Некрасов перемены во внешнем облике героини, утверждая в то же время глубокую внутреннюю связь между образами краснощекой хохотуньи из главы «До замужества» и седеющей осанистой женщины, встреченной странниками. Жизнерадостность, душевная ясность, неиссякаемая энергия, присущие Матрене с юности, помогают ей выстоять в жизни, сохранить величавость осанки и красоту.

В процессе работы над образом Матрены Некрасов не сразу определил возраст героини. От варианта к варианту шел процесс «омолаживания» ее автором. «Омолаживать» Матрену Тимофеевну заставляет автора стремление к жизненной и художественной правдивости. Женщина в деревне старела рано. Указание на 60- и даже 50-летний возраст вступало в противоречие с портретом героини, общим определением «красива» и такими деталями, как «глаза большие, строгие», «ресницы богатейшие». Последний вариант устранял несоответствие между условиями жизни героини и ее обликом. Матрене 38 лет, волосы ее уже тронула седина — свидетельство нелегкой жизни, но красота еще не померкла. «Омолаживание» героини диктовалось и требованием психологической достоверности. Со времени замужества и смерти первенца Матрены прошло (если ей 38, а не 60!) 20 лет, а события глав «Волчица», «Губернаторша» и «Трудный год» еще совсем свежи в ее памяти. Потому-то так эмоционально, так взволнованно звучит речь Матрены.

Матрена Тимофеевна — не только красива, осаниста, здорова. Женщина умная, смелая, с богатой, щедрой, поэтической душой, она создана для счастья. И ей в чем-то очень повезло: «хорошая, непьющая» родная семья (не у всех ведь так!), замужество по любви (часто ли такое бывало?), зажиточность (как не позавидовать?), покровительство губернаторши (экое счастье!). Удивительно ли, что легенда о «губернаторше» пошла гулять по деревням, что односельчане «ославили» ее, как с горькой иронией говорит сама Матрена, счастливицей.

И вот на примере судьбы «счастливицы» раскрывает Некрасов всю страшную драму крестьянской жизни. Весь рассказ Матрены — опровержение легенды о ее счастье. От главы к главе нарастает драматизм, все менее оставляя места наивным иллюзиям.

В сюжете основных рассказов главы «Крестьянка» («До замужества», «Песни», «Демушка», «Волчица», «Трудный год», «Бабья притча») Некрасовым отобраны и сконцентрированы самые обычные, повседневные и в то же время самые характерные для жизни русской крестьянки события: труд с малых лет, нехитрые девичьи развлечения, сватовство, замужество, приниженное положение и трудная жизнь в чужой семье, семейные ссоры, побои, рождение и смерть детей, заботы о них, непосильный труд, голод в неурожайные годы, горькая доля многодетной матери-солдатки. Этими событиями определяется круг интересов, строй мыслей и чувств крестьянки. Вспоминаются и излагаются они рассказчицей в их временной последовательности, что создает ощущение простоты и бесхитростности, столь присущих самой героине. Но при всей внешней будничности событий сюжет «Крестьянки» полон глубокого внутреннего драматизма и социальной остроты, которые обусловлены незаурядностью самой героини, ее способностью глубоко чувствовать, эмоционально переживать события, ее нравственной чистотой и требовательностью, ее непокорством и смелостью.

Матрена не просто знакомит странников (и читателя!) с историей своей жизни, она им «всю душу открывает». Сказовая форма, повествование от первого лица, придает ему особую живость, непосредственность, жизненную убедительность, открывает большие возможности для выявления самых сокровенных глубин внутренней, скрытой от глаз постороннего наблюдателя, жизни крестьянки.

Рассказывает Матрена Тимофеевна о своих невзгодах просто, сдержанно, не сгущая красок. Она по внутренней деликатности даже умалчивает о мужниных побоях и лишь после вопроса странников: «Уж будто не колачивал?», смущаясь, сознается, что было и такое. Умалчивает она о своих переживаниях после смерти родителей:

Слыхали ночи темные,

Слыхали ветры буйные

Сиротскую печаль,

А Вам нет нужды сказывать...

Почти ничего не говорит Матрена о тех минутах, когда ее подвергали позорному наказанию плетьми... Но эта сдержанность, в которой ощущается внутренняя сила русской крестьянки Корчагиной, лишь усиливает драматизм ее повествования. Взволнованно, как бы заново переживая все, рассказывает Матрена Тимофеевна о сватовстве Филиппа, своих раздумьях и тревогах, рождении и смерти первенца. Детская смертность в деревне была колоссальна, и при гнетущей бедности семьи смерть ребенка подчас воспринималась со слезами облегчения: «господь прибрал», «одним ртом меньше!» Не так у Матрены. За 20 лет не утихла боль ее материнского сердца. Она и теперь не забыла прелести своего первенца:

Как писаный был Демушка!

Краса взята у солнышка... и т. д.

В душе у Матрены Тимофеевны и через 20 лет кипит гнев против почуявших добычу «неправедных судей». Именно поэтому столько экспрессии и трагического пафоса в ее проклятии « злодеям-палачам »...

Матрена прежде всего женщина, мать, вся отдавшаяся заботе о детях. Но, субъективно вызванный материнскими чувствами, направленный на защиту детей, ее протест приобретает социальную окраску, семейные невзгоды толкают на путь социального протеста. За дитя свое и с богом в спор вступит Матрена. Она, глубоко религиозная женщина, одна во всей деревне не послушалась ханжи-странницы, запретившей кормить детей грудью по постным дням:

Коли терпеть, так матери,

Я перед богом грешница,

А не дитя мое

Настроения гнева, протеста, зазвучавшие в проклятии Матрены «злодеям-палачам», не глохнут и в дальнейшем, но проявляются в иных, чем слезы и гневные выкрики, формах: оттолкнула старосту, вырвала из его рук дрожащего, как лист, Федотушку, молча легла под розги («Волчица»). Но год за годом все больше накапливается в душе крестьянки еле сдерживаемых боли и и гнева.

По мне обиды смертные

Прошли неотплаченные... —

признается Матрена, в сознании которой, видимо, не без влияния деда Савелия (в его горенку бежит она в трудные минуты жизни!), рождается мысль о возмездии, расплате. Не может она следовать совету пословицы: «Держи голову поклонную, сердце покорное».

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу! —

перефразирует она применительно к себе пословицу, и в этих словах — итог идейного развития героини. В образе Матрены Некрасов обобщил, типизировал наблюдаемое им в 60—70-е годы пробуждение народного сознания, настроения зарождающегося социального гнева и протеста.

Сюжет главы «Крестьянка» автор строит так, что на жизненном пути героини возникают все большие и большие трудности: притеснения семьи, смерть сына, смерть родителей, «страшный год» бесхлебицы, угроза рекрутчины Филиппа, дважды пожар, трижды сибирская язва... На примере одной судьбы Некрасов дает яркое представление о глубоко трагических обстоятельствах жизни женщины-крестьянки и всего трудового крестьянства в «освобожденной» России.

Композиционная структура главы (постепенное нагнетание драматических ситуаций) помогает читателю понять, как в борьбе с жизненными трудностями складывается и крепнет характер Матрены Тимофеевны. Но при всей типичности биографии Матрены Корчагиной есть в ней что-то выделяющее ее из ряда других. Ведь Матрену ославили счастливицей, о ней знает вся округа! Впечатление необычности, своеобразия, жизненной неповторимости судьбы и, главное, незаурядности натуры ее достигается введением главы «Губернаторша». Как же не счастливица-баба, у которой сама губернаторша сына крестила! Есть чему дивиться односельчанам... Но еще большее удивление (уже у читателя!) вызывает сама Матрена, которая, не желая склониться перед судьбой, больная, беременная, ночью бежит в неведомый ей город, «доходит» до губернаторши и спасает мужа от рекрутчины. Сюжетная ситуация главы «Губернаторша» раскрывает волевой характер, решительность героини, а также ее чуткое к добру сердце: участливое отношение губернаторши вызывает в ней чувство глубокой признательности, в избытке которой Матрена славит добрую барыню Елену Александровну.

Однако Некрасов далек от мысли, что «тайна довольства народного» заключена в барской филантропии. Даже Матрена и та понимает, что филантропия бессильна перед бесчеловечными законами существующего общественного порядка («крестьянские / Порядки нескончаемы...») и иронизирует над своим прозвищем «счастливицы». Работая над главой «Губернаторша», автор, очевидно, стремился сделать менее значительным влияние встречи с губернаторшей на дальнейшую судьбу героини. В черновых вариантах главы указывалось, что Матрене благодаря заступничеству губернаторши случалось выручать своих односельчан, что она получала подарки от своей благодетельницы. В окончательном тексте Некрасов опустил эти моменты.

Первоначально глава о Матрене Корчагиной называлась «Губернаторша». Видимо, не желая придавать эпизоду с губернаторшей слишком большого значения, Некрасов дает главе иное, широко обобщающее название — «Крестьянка», а рассказ о встрече Матрены с губернаторшей (он нужен, чтобы подчеркнуть необычность судьбы героини) отодвигает, делает предпоследним сюжетным эпизодом главы. В качестве же заключительного аккорда исповеди крестьянки Корчагиной звучит горькая «бабья притча» о потерянных «ключах от счастья женского», притча, выражающая народный взгляд на женскую судьбу:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У бога самого!

Вспомнить эту полную безнадежности легенду, рассказанную захожей странницей, Матрену заставляет горький опыт собственной жизни.

А вы — за счастьем сунулись!

Обидно, молодцы! —

бросает она с упреком странникам.

Легенда о счастье крестьянки Корчагиной развеяна. Однако всем содержанием главы «Крестьянка» Некрасов подсказывает читателю-современнику, как и где искать потерянные ключи. Не «ключи от счастья женского»... Таких особых, «женских» ключей для Некрасова нет, судьба женщины-крестьянки для него неразрывно связана с судьбами всего трудового крестьянства, вопрос освобождения женщины — лишь часть общего вопроса о борьбе за освобождение всего народа русского от социального гнета и бесправия.

«Кому на Руси жить хорошо» написано более века назад. Поэма дает яркую характеристику бед и испытаний, через которые пришлось пройти русскому народу, и рисует то, как выглядит счастье для простых мужиков. Произведение озаглавлено извечным вопросом, на протяжении столетий терзающим каждого из нас.

Повествование предлагает читателю ознакомиться с оригинальной историей. Ее главными героями стали крестьяне, собравшиеся определить сословие, в котором живет счастливый человек. Проводя анализ всех чинов, мужики знакомились с рассказами персонажей, наиболее счастливым среди которых оказался семинарист . Значение фамилии героя в этом случае немаловажно. Счастьем для студента было не материальное благосостояние, а покой и мир на землях родины и благополучие народа.

История создания

Поэма создавалась в период с 1863 по 1877 год, и в ходе работы неоднократно менялись персонажи и сюжетный замысел сочинения. Произведение не было завершено, так как автор скончался в 1877 году, но «Кому на Руси жить хорошо» считается цельным литературным опусом.

Некрасов знаменит четкой гражданской позицией и выступлениями против социальной несправедливости. Он неоднократно поднимал в творчестве проблемы, тревожащие русское крестьянство. Писатель осуждал обращение помещиков с крепостными, эксплуатацию женщин и принуждение детей к труду. После отмены крепостного права в 1861 году долгожданное счастье для простых людей не наступило. Проблему несвободы сменили другие вопросы, касающиеся перспектив самостоятельного ведения крестьянского быта.


Образы, раскрывающиеся в поэме, помогают проникнуть в глубину задаваемого автором вопроса. Некрасов демонстрирует разницу между счастьем в понимании помещика и простого мужика. Богачи уверены, что главным в жизни является материальное благосостояние, а бедняки почитают за счастье отсутствие лишних бед. Духовность народа описывается посредством и Гриши Добросклонова, которые мечтают о всеобщем довольствии.

Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо» определяет проблемы сословий, выявляя алчность и жестокость богачей, безграмотность и пьянство среди крестьян. Он верит, что, осознав, в чем заключается истинное счастье, все герои произведения приложат усилия к его достижению.

Матрена Тимофеевна Корчагина – действующее лицо в произведении. В юности она была по-настоящему счастлива, так как это время ее жизни было поистине беззаботным. Родители любили девочку, а она стремилась во всем помочь своей семье. Как и другие крестьянские дети, Матрена была рано приучена к труду. Игры постепенно вытеснялись бытовыми заботами и хлопотами, но быстро взрослеющая девушка не забывала и о досуге.


Эта крестьянка трудолюбива и активна. Ее внешний вид радовал глаз статностью и настоящей русской красотой. Многие парни имели виды на девушку, и однажды к ней посватался жених. На этом юная и счастливая жизнь до замужества подошла к концу. Воля сменилась укладом, царящим в чужой семье, о чем горюют родители Матрены. Мать девушки, понимая, что муж не всегда защитит дочку, оплакивает ее будущее.

Жизнь в новом доме и впрямь сразу не задалась. Золовки и родители супруга заставляли Матрену много работать и не баловали ее добрым словом. Единственными радостями красавицы были подаренный мужем шелковый платок да прогулка на санях.


Отношения в браке нельзя было назвать гладкими, ведь в то время мужья частенько бивали жен, а девушкам не к кому было обратиться за помощью и защитой. Будни Матрены были серыми и однообразными, полными тяжкого труда и попреков родственников. Олицетворяя идеал величавой славянки, девушка безропотно сносила все тяготы судьбы и проявляла могучее терпение.

Родившийся сын раскрыл Матрену с новой стороны. Любящая мать, она дарит своему ребенку всю нежность, на которую способна. Счастье девушки было недолгим. Она старалась проводить с малышом как можно больше времени, но работа занимала каждую минуту, и ребенок был обузой. Дед Савелий присматривал за сыном Матрены и однажды не доглядел. Ребенок погиб. Его кончина стала трагедией для молодой матери. В те времена подобные случаи происходили часто, но становились невероятным испытанием для женщин.

Приехавшие в дом полиция, лекарь и становой порешили, что Матрена в сговоре с дедом, бывшим каторжником, специально погубила малыша. Было решено провести вскрытие для установления причин гибели мальчика. Для девушки это становится большим горем, ведь теперь ребенка нельзя похоронить без поругания.


Образ Матрены – это портрет настоящей русской женщины, стойкой, волевой и терпеливой. Женщины, которую не в силах сломить жизненные перипетии. Спустя время у Матрены вновь появляются дети. Она любит и оберегает их, продолжая трудиться на благо своей семьи.

Материнский инстинкт Матрены Тимофеевны настолько силен, что ради детей героиня готова на все. Это подчеркивает эпизод, когда сына Федотушку хотел наказать помещик. Осанистая женщина легла под розги, принося себя в жертву вместо собственного ребенка. С таким же рвением она вступается и за мужа, которого хотят забрать в рекруты. Народная заступница дарует спасение семье Матрены.

Жизнь простой крестьянки непроста и полна горя. Она пережила не один голодный год, потеряла сына, постоянно переживала за дорогих сердцу людей. Все существование Матрены Тимофеевны положено на то, чтобы бороться с несчастьями, встающими на ее пути. Трудности, выпавшие на ее долю, могли бы сломить дух. Зачастую женщины вроде Матрены рано погибали из-за тягот и бед. Но те, кто оставался в живых, вызывали гордость и уважение. Образ русской женщины в лице Матрены воспевает и Некрасов.


Писатель видит, как она вынослива и терпелива, сколько силы и любви хранит ее душа, насколько заботливой и нежной может быть простая работящая женщина. Он не склонен называть героиню счастливой, но гордится тем, что та не унывает, а выходит победительницей в борьбе за жизнь.

Цитаты

В царской России жизнь женщины была чрезвычайно сложной. К 38 годам сильная и величавая Матрена Тимофеевна уже звала себя старухой. На ее долю выпало много бед, с которыми женщина справлялась самостоятельно, поэтому она осуждает мужиков, затеявших искать счастливиц среди баб:

«А то, что вы затеяли,
Не дело - между бабами
Счастливую искать!»

За стойкость и силу духа героиню стали звать «губернаторшей», ведь далеко не каждая женщина отваживалась на такие геройские действия, которые предпринимала Матрена. Новое прозвище женщина заслужила по праву, но это наименование не принесло счастья. Главная радость для Корчагиной отнюдь не в народной славе:

«Ославили счастливицей,
Прозвали губернаторшей
Матрену с той поры...
Что дальше? Домом правлю я,
Рощу детей... На радость ли?
Вам тоже надо знать!»

Глава, в которой героиня открывает мужикам глаза на ошибку, называется «Бабья притча». Матрена Тимофеевна признается, что не способна признать себя и других крестьянок счастливыми. На их долю выпадает слишком много гнета, испытаний, гнева помещиков, злости со стороны мужей и родственников, превратностей судьбы. Матрена считает, что среди женщин нет счастливиц:

«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны

Н.А. Некрасов, известный русский поэт, во многих своих произведениях с большим сочувствием описывает тяжелую жизнь простых женщин-тружениц.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» о своей судьбе рассказывает странникам, которые ищут счастливых людей, Матрена Тимофеевна Корчагина. Ее жизнь сложилась, как у многих русских крестьянок. С детства она занималась тяжелым трудом. Но все равно воспоминания о жизни в детстве только радостные, так как у нее была, по определению самой Матрены, «хорошая, непьющая семья». Выйдя замуж, Матрена прошла через тяжелые испытания: конфликты в семье (придирки родни мужа), тяжелый труд, смерть первого ребенка, разлука с мужем, ушедшим на заработки, вечная нужда.

Так сложилась ее жизнь. А в ней было и плохое, и хорошее, плохого, конечно же, больше, но эта женщина нашла в себе силы жить. С какой болью перенесла она гибель сына Демушки! А ее обвиняют в смерти ребенка, и ей еще приходится оправдываться! Матрене Тимофеевне. Так она прощает деду Савелию его оплошность, что привела к гибели ее первого сына. Вместо другого сына Матрена несет наказание и ложится под розги, терпит ради ребенка позор и унижение, а после наказания идет на речку и плачет. Когда стало известно, что мужа Матрены забирают в солдаты, она идет к губернаторше, бросается ей в ноги, и мужа спасают. Матрену в деревне считают «счастливицей». Но приходят новые беды вместо счастья. Такая доля, как у Матрены, выпадала многим. А переживать долго некогда – надо кормить семью. Жили, накапливая в себе горе и отчаяние.

Некрасов с любовью описывает портрет этой женщины-труженицы, ее красоту. У нее большие глаза, волосы с проседью. Главное же достоинство русской женщины Некрасов видит в ее способности быть хорошей матерью, заботиться о детях, несмотря на все трудности.

Образ Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова получился подлинно русский благодаря песням, пословицам, поговоркам, использованию выразительных средств языка: эпитетов, синонимов, сравнений. Она причитает над погибшим сыном: «Падите, мои слезоньки,.. прямо на сердце злодею моему!»

Свою жизнь Матрена прожила в постоянном труде и борьбе за свою семью. Автор делает вывод: нет счастья на Руси женщине-крестьянке.

Некрасов впервые в литературе так глубоко и правдиво изобразил русскую женщину, показал черты национального характера русских женщин. Живя в нечеловеческих, рабских условиях, угнетаемые и унижаемые, они сохранили чистую душу, сильную волю, нежность, любовь, верность. Эти качества помогают им жить и верить.

2 вариант

Народ – всё население страны. У Н. А. Некрасова – это, прежде всего, крестьянство. Писатель сострадал народу, находил в нём лучшие человеческие достоинства, считал себя обязанным перед ним за все его жизненные тяжёлые обстоятельства.

Образ крестьянки, Корчагиной Матрёны Тимофеевны, в поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» играет важную роль, появляется он в одной из частей произведения под названием «Крестьянка».

Матрёна Тимофеевна чувствовала себя по-настоящему счастливой только когда находилась в родительском доме, в прекрасной крестьянской семье, где отец и мать заботились о дочери, ласково обращались к ней «касатушка». Будучи членом рабочей семьи, Матрёне приходилось с ранних лет выполнять тяжёлую работу, выделять мало времени на детские забавы. Несмотря на это крестьянка дорожила временем, которое провела в родном доме, часто с грустью вспоминала о нём.

На трудолюбивую Матрёну заглядывалось много парней. Девушка была отдана за мужчину из другой деревни. Дом, в который попадает Матрёна, несравним с родительским. Нерадушная семья не уважает нового члена семьи, называет девушку «сонливая, дремливая, неурядливая», несмотря на её огромные старания. Муж был жесток с Матрёной, избивал её: «плётка свистнула, кровь брызнула».

Единственной радостью в неблагополучной семейной жизни было рождение ребёнка. Это событие служит утешением для крестьянки. Необходимость трудиться не даёт возможности самостоятельно воспитывать Матрёне первенца, приходится оставлять его на попеченье старику, который однажды недосмотрел за чадом. Гибель ребёнка становится трагедией для бедной крестьянки.

Смерть первенца не сломила Матрёну, она продолжает жить, защищать своих детей, семью. Так она принимает на себя наказание сына, Федота, который на выпасе потерял овцу, вступается за мужа, которого хотят забрать в солдаты, прося у губернаторши помощи.

Образ Матрёны нельзя назвать счастливым. Не каждый способен выдержать те трудности, которые пришлось пережить крестьянке, принести себя в жертву ради других, поэтому героиня вызывает восхищение.

Писатель наделил Матрёну всеми чертами крестьянок, чтобы показать жизнь народа в целом. И вот перед читателем предстаёт сильная женщина, честная жена, работящая, целеустремлённая, нежная и простая.

Сочинение про Матрену

Русская крестьянская женщина является персонажем в разных произведениях Некрасова. Все они проникнуты сочувствием к ее судьбе. Однако крестьянка предстает перед нами не только замученной тяжелым трудом, но и в образе «величавой славянки», обладающей высокими нравственными качествами, стойко переносившей жизненные неурядицы и любящей свою семью. Таковой является Матрена Тимофеевна Корчагина.

Добросердечие, приятная внешность, смекалка, слава счастливицы присущи этой женщине. Мы видим, как Некрасов показывает жизнь Матрены с детских лет и до встречи с искателями счастливой судьбы. Интересно, как автор изображает ее мысли и чувства, а также душевные потрясения, оставленные большой след в ее жизни. Особенно тяжело ей было после смерти первого сына Демушки.

В начале поэмы, где говорится о трагической кончине ребенка, описан образ птицы, которая безутешно плачет о своих птенцах,погибших во время грозы. Он помогает т читателю понять трагедию матери-крестьянки. Однако, когда вскрывают труп Демушки, Матрена Тимофеевна оказывается во власти безысходности и ярости. В ее проклятиях злодеям и палачам у нее созрел план отмщения. И поэтому, предвидя такую ситуацию, становой велит связать мать.

Спасая младшенького Федотошку, от незаслуженного наказания она сама легла под розги, даже не вымаливая прощения у старосты. Она с гордо поднятой головой вынесла позорное наказание. Лишь только вечером у реки женщина смогла выплакать всю боль своих страданий. Матрена переживает, когда узнает, что ее мужа отдают в солдаты. Видя, как супруга избивают палками по приказу полковника Шалашникова, а ее ребятишки просят подаяние, она идет икать заступничество.

Ночью идет она в город, обращаясь с молитвой к небесной заступнице. В отличие от других героинь произведений поэта, ей выпало счастье, так как она попросила помощи у губернаторши, которая ей и помогла. И вот, крестьянка возвращается домой с мужем, которого освободили от воинской повинности и с младенцем Лиодорушкой. Ее сердце было переполнено радостью, благодарностью и любовью. В таком состоянии и окружающий мир ей видится лучше. Матрена идет и любуется природными красотами, присутствующими в начале весны. Но, при всей своей удачливости и природной одаренности Матрена не стала счастливой. Прощаясь с искателями счастливого, она говорит, что ключи от женского счастья затеряны, и вряд ли найдутся.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Действительно ли Печорин - герой своего времени? (9 класс)

    Лермонтов Михаил Юрьевич, величайший русский поэт, известный светлый ум, создавший много величайших творений. Один, из творений это роман, под названием «герой нашего времени». Это лучшее и самое знаменитое

  • Образ и характеристика Маргариты в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - шедевр русской литературы, наполненный глубочайшим смыслом. Произведение основывается на противостоянии добра и зла

  • Тема любви в творчестве Куприна - сочинение

    А. И. Куприн ярчайшим образом ворвался в русскую прозу начала двадцатого века. Его творчество является привлекательным в первую очередь из-за своей многогранной глубиной и заинтересованностью человеческой сущностью.

  • Сочинение по картине Первая зелень Остроухова

    На картине, мы видим обычный пейзаж, присущий для любой деревни или пригорода. Природа, запечатленная художником, не отличается особыми красками, она слегка тусклая и невзрачная.

  • Анализ произведения Домби и сын Диккенса

    В данном тексте представлен анализ одного из самых удачных произведений Диккенса – романа, который называется, как «Домби и сын».

Меню статьи:

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ключевым своим моментом содержит поиск семью мужчинами-крестьянами людей, жизнь которых бы была счастливой. Однажды они знакомятся к некой крестьянкой – Матреной Тимофеевной Корчагиной, которая рассказывает им свою печальную историю жизни.

Возраст и внешность

На момент повествования Матрене 38 лет, но сама женщина считает себя старухой. Матрена довольно красивая женщина: она осанистая и плотная, лицо ее уже заметно поблекло, но все еще сохраняло следы привлекательности и красоты. У нее были большие, ясные и строгие глаза. Их обрамляли красивые густые ресницы.

Волосы ее уже заметно тронула седина, но еще можно было узнать ее цвет волос. Кожа ее была смуглая и грубая. Одежда Матрены подобна одежде всех крестьян – она простая и опрятная. Традиционно ее гардероб состоит из белой рубахи и короткого сарафана.

Характеристика личности

Матрена обладает значительной силой, «корова хохломская» – такую характеристику дает ей автор. Она трудолюбивая женщина. В их семье большое хозяйство, о котором, в основном, заботится Матрена. Не обделена она и умом и смекалкой. Женщина может четко и ясно высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса, здраво оценить ситуацию и принять нужное решение. Она честная женщина – и этому же учит и своих детей.

Всю свою жизнь после замужества Матрена вынуждена была терпеть унижение и различные трудности в работе, но она не утратила основные качества характера, сохранив в себе стремление к свободе, но при этом воспитала дерзость и резкость.
Жизнь женщины была очень трудной. Матрена потратила немало сил и здоровья, работая на семью мужа. Она стойко терпела все горести и несправедливое отношение к себе и своим детям и не роптала, со временем ее ситуация улучшилась, но вернуть утраченное здоровье уже было невозможно.

Не только физическое здоровье пострадало от жизненных тяжб – за это время Корчагиной было выплакано немало слез, как она сама говорит, «можно набрать три озера». Иронически она называет их немыслимым богатством всей жизни.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме Николая Алексеевича Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Религия и истинная вера в Бога позволили Матрене не сойти с ума – по словам самой женщины, она находит утешение в молитве, чем больше она предается этому занятию, тем легче ей становится.


Однажды решить ее сложности жизни Матрене помогла губернаторша, поэтому люди, запомнив этот случай Матрену в простонародье начали называть тоже «губернаторшой».

Жизнь Матрены до замужества

Матрене повезло с ее родителями – они были хорошими и порядочными людьми. Отец ее не пил и был образцовым семьянином, мать всегда заботилась о домашнем уюте и благополучии всех членов семьи. Родители оберегали ее от тягостей судьбы и старались сделать жизнь дочери как можно проще и лучше. Сама Матрена говорит, что она «жила как у Христа за пазухой».

Замужество и первые горести

Однако пришло время и, как и всем взрослым девушкам, ей пришлось покинуть отцовский дом. Однажды к ней посватался приезжий человек, печник по профессии. Матрене он показался милым и хорошим человеком и она согласилась стать его женой. По традиции после замужества девушка переезжала жить в дом родителей мужа. Так случилось и в ситуации Матрены, но здесь юную девушку ждали первые разочарования и горести – родня очень негативно и враждебно приняла ее. Матрена очень тосковала по родителям и по прежней жизни, но обратного пути у нее не было.

Семья мужа оказалась большой, но не дружной – так как они не умели доброжелательно относиться друг к другу, то Матрена не стала для них исключением: ее никогда не хвалили за хорошо выполненную работу, а всегда придирались и бранили. Девушке ничего не оставалось, как терпеть унижение и грубое отношение к себе.

Матрена была первым работником в семье – ей приходилось раньше всех вставать и позже всех ложиться. Однако никто не испытывал чувства благодарности к ней и не ценил ее работу.

Отношения с мужем

Неизвестно, как воспринимал сложившуюся неблагоприятную ситуацию в рамках своей новой семьи Матренин муж Филипп – вполне вероятно, что из-за того, что он вырос в таких условиях, то для него такое положение вещей было нормальным.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которая вышла из-под пера талантливого поэта-классика Николая Алексеевича Некрасова.

В целом же Матрена считает его хорошим мужем, но при этом и таит на него обиду – однажды он ударил ее. Вполне вероятно, что такая характеристика их отношений со стороны Матрены была очень субъективной и значимость своего мужа она рассматривает с позиции – бывают еще хуже, поэтому мой муж на фоне таких абсолютно плохих мужей очень даже хороший.

Дети Матрены

Появление детей с новой семье не заставило себя долго ждать – на Казанскую Матрена рождает своего первенца – сына Демушку. Однажды, мальчик остается под присмотром деда, которые недобросовестно отнесся к порученной ему задаче – в результате мальчика загрызли свиньи. Это принесло немало горя в жизнь Матрены, ведь мальчик для нее стал лучиком света в ее неприглядной жизни. Однако бездетной женщина не осталась – у нее еще родилось 5 сыновей. Имена старших упоминаются в поэме – Федот и Лиодор. Семья мужа также не радостно и не приветливо отнеслась к детям Матрены – они часто били малышей и бранили их.

Новые перемены

На этом тяготы жизни Матрены не закончились – через три года после замужества умерли родители – женщина очень болезненно переживала эту потерю. Вскоре ее жизнь начала налаживаться. Умерла свекровь и она стала полноценной хозяйкой дома. К сожалению, обрести счастье Матрене не удалось – к тому времени ее дети стали достаточно взрослыми, чтобы их забрали в армию, поэтому в жизни ее появились новые огорчения.


Таким образом, Матрена Тимофеевна Корчагина в поэме Некрасова стала сборным символом типичной крестьянки, которая все вытерпит и все вынесет на своем горбу. Несмотря на такое трудолюбие и неистовство в работе, Матрена не стала счастливой – окружающие, в частности ее ближайшие родственники, придирчиво и несправедливо к ней относятся – они не ценят ее работу и не осознают ее подвига по отношению к ним. Такое положение вещей не ускользает от женщины, но ее терпение и оптимизм не знают границ.



Загрузка...