paradisemc.ru

Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения и пространственной ориентировки, "путешествие к коту леопольду". Конспект занятия с детьми с нарушением зрения «Настроение

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

№27 «РОЗОЧКА»

Конспект коррекционного занятия

с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения и пространственной ориентировки,

" Путешествие к коту Леопольду "

Составил и провел

учитель-дефектолог – Ильина Н.Е.

г.Евпатория

Тема: Развитие и совершенствование зрительно-пространственной ориентировки или «Путешествие к коту Леопольду».

Цели: коррекционно-развивающие:

развитие пространственной ориентировки с использованием схем,

развитие микроориентировки,

развитие умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой,

развитие глазомера, прослеживающих движений глаз, совершенствование бинокулярного зрения,

развитие умения координировать движения руки и глаз, тонус мускулатуры,

развитие зрительного восприятия, осязания, мелкой моторики,

развитие абстрактного мышления, логики, слуховой и зрительной памяти развитие элементов логического мышления,

развитие конструктивных навыков, точности движений, локализация предметов в пространстве, способствовать повышению зрения,

подготовить к ортоптическому лечению,

совершенствовать коммуникативные навыки.

образовательные:

активизация и обогащение словарного запаса по теме «транспорт», «профессии»;

совершенствование математических представлений, прямого и обратного счета,

развитие умения использовать в речи пространственные предлоги,

расширение знаний о предметах и явлениях окружающей действительности и о взаимосвязях, происходящих между ними.

воспитательные:

активизация ценностно-смыслового компонента сознания и личности детей;

вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и способствовать сплоченности детского коллектива;

воспитывать умения согласовывать свои действия с заданием взрослого.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема путешествия, виды транспорта (к схеме), карточки для микроориентировки, геометрические фигуры, вагоны поезда пронумерованные, радиоуправляемая машина, препятствия: канат, арка, кубики, кубики Никитина, счетные палочки, танграмм, наст. лампа, силуэты транспорта, экран, карточки с загадками, подарки.

Участники: 6 детей, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, персонаж «кот Леопольд».

Ход занятия

    Под музыку выходят дети.

Ребята, сегодня мы совершим путешествие в гости к коту Леопольду, а поможет нам в этом схема, которую он для нас оставил.

(На стене висит схема путешествия (ватман А2): флажок, виды транспорта: велосипед, поезд, самолет, машина, катер.)

    Д/и «Путешествие по лесной поляне» (работа по карточкам со схемами)

Ребята, первый вид транспорта, на котором мы отправимся в путь – велосипед. Ехать нам придется по лесной поляне. У каждого – свой маршрут. Пройдите его по карточкам.

Приложение №1

Переход к следующему этапу: садимся на велосипед, держим руль в руках, осуществляется ходьба с высоким подниманием бедра. (Ит. дни 1 стр. 137)

    Д/и «Вагоны поезда».

Ребята, следующим транспортным средством для продолжения путешествия будет поезд.

(на мольберте расставлены вагоны). Расставьте вагоны по порядку. (Дети по очереди расставляют вагоны). Приложение №2

Ребята, ответьте на вопросы:

    Назови вагон, который следует за вагоном №4,

    Какой вагон стоит впереди 9 вагона,

    Назови вагон, который стоит между вагоном №2 и №4

    Назови соседей 6 и 8 вагонов,

    Какой вагон находится перед вагоном №7

    Назови вагон, который находится позади вагона №9

Логическая задача « В каком вагоне поезда едет кот Леопольд?»

Этот вагон не коричневый и не синий, этот вагон не под №4, он не самый низкий и не самый высокий, в нем нет прямоугольных окон, этот вагон не овальной формы, в этом вагоне более 2-окон.

(выполнив задание, дети на общей схеме отмечают пройденный маршрут флажком).

Переход к следующему этапу: садимся на поезд, локти согнуты, топаем ногами. (Ит. дни 1 стр. 137)

    Зрительная гимнастика «Едем, едем на машине» (Ит. дни 1 с.136)

(дети осуществляют движения глазами в зависимости от содержания стихотворения)

Едем, едем на машине, нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы в даль.

Дворники счищают капли, вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер. Мы – шоферы хоть куда!

    Д/и «Проведи машину по трассе»

(Ориентировка в зале с радиоуправляемой машиной)

Ребята, теперь мы продолжим путешествие на автомобиле. У вас в руках радиоуправляемые автомобили. Ваша задача провести ее по указанной на полу дорожке.

(выполнив задание, дети на общей схеме отмечают пройденный маршрут флажком).

Переход к следующему этапу: садимся на машину, держим руль в руках, осуществляются повороты руля по команде: налево – направо. (Ит. дни 1 стр. 137)

    Д/и «Узнай силуэт транспорта. Назови вид транспорта (классификация)»

(На столе стоит экран с подсветкой. Силуэты транспорта прикреплены к указке, их по одному придвигает учитель-дефектолог к экрану.) Приложение №3

- Ребята, продолжим путешествовать на самолете. Когда мы находимся высоко в небе, то предметы, расположенные на земле мы можем распознать только по их силуэтам. Назовите по силуэту транспорт и назовите, к какому виду транспорта он относится.

Переход к следующему этапу: садимся на самолет, держим руки в стороны, осуществляются перелет. (Ит. дни 1 стр. 137)

    Д/и «Конструирование» (работа за столами).

Ребята, присаживайтесь за столы. Теперь мы будем плыть на корабле. Выложите, пожалуйста, водные транспортные средства, из предложенных материалов.

(Танграмм (2шт.), счетные палоки (2шт.), кубики Никитина(1шт.), «Логика» (1 шт.)

Переход к следующему этапу: садимся на корабль, руки впереди, качаемся на волнах. (Ит. дни 1 стр. 137)

    Д/и «Профессии» (выход кота Леопольда).

Здравствуйте, ребята, я очень рад видеть вас у себя в гостях. Мне приятно, что вы по моей схеме могли совершить путешествие различными видами транспорта.

Назовите профессии людей, которые управляли транспортом, на котором вы путешествовали.

    Веду отважно самолет. Людей и груз беру на борт. (Пилот)

    Умело он ведёт машину – Ведь за рулём не первый год! Слегка шуршат тугие шины, Он нас по городу везёт. (водитель)

    Не шофер и не пилот, водит он не самолет, а огромную ракету, дети, кто скажите это? (космонавт)

    Тепловозы я вожу, пассажирам я служу. Я не токарь, не горнист, Я весёлый... (Машинист.)

    Он водил вокруг Земли и суда, и корабли, Повидал он много стран, Мой знакомый...(капитан)

    Мчат колеса по дороге, над дорогой мчатся ноги. Это еду я бегом. Это я бегу верхом!
    Я и сидя бегу, и сижу на бегу! И машину качу, и качусь, куда хочу! (велосипедист)

    Подведение итогов занятия.

Ребята, путешествие к какому сказочному герою мы совершили? Какими транспортными средствами совершали передвижение по маршруту? Чему научились?

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Под коррекционно-педагогической работой понима­ется система мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение не­достатков познавательной деятельности, черт личнос­ти, физического развития и двигательных способнос­тей детей с нарушениями зрения.

Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изу­чения ведущей роли обучения и воспитания в разви­тии аномального ребенка были разработаны Л.С. Вы­готским, Т.А. Власовой и др.

При обследовании детей, поступающих в специа­лизированные группы, а также в ходе наблюдений и бесед с медицинским персоналом выясняется, что у большинства детей имеются нарушения осанки, у всех детей ослаблены познавательные процессы (восприя­тие, воображение, наглядно-образное мышление), огра­ничено овладение социальным опытом. Исходя из это­го, занятия строятся дифференцировано, соответствен­но возрасту детей, составу нарушенных функций, осо­бенностям восприятия учебного материала. И наряду с общими задачами ставятся специальные (коррекци-онные).

В младшей группе - накопление знаний и форми­рование приемов четких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположе­нии); обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова.

В средней группе - формирование приемов целена­правленного восприятия (алгоритмизации по плану-сим­волу); обучение детей на полисенсорной основе с ис­пользованием сохранных анализаторов узнавать и вы­делять предметы среди других, определять их свойства и назначение:

■ по существенным признакам;

■ на основе овладения приемом сравнения;
обучение приемам группировки на подражание; обуче­
ние переносу знаний, понятий на уровень внешней речи,
в самостоятельную практическую деятельность.

Коррекционные задачи в старших группах: « формирование приемов целенаправленного воспри­ятия по плану (в старшей группе), владение планом (в подготовительной группе);

■ формирование навыка узнавания и выделения пред­
метов среди других с использованием сохранных ана­
лизаторов, определения их свойств и назначения на
основе овладения приемом сравнения;

■ овладение приемами группировки (в старшей груп­
пе), классификации (в подготовительной группе);

■ обучение обобщению знаний о предметах и явлениях
окружающего мира с целью формирования понятий.
Обязательным содержанием специальных занятий

является не механическая тренировка зрительных фун­кций глаза, а связанная с общеобразовательной про­граммой работа по развитию всех видов познаватель­ной деятельности ребенка. Например, плетение коври­ков обыгрывается в творческих играх «Магазин» или «Гости», в которых обсуждается с детьми удачное со­четание цветов, размеров, стимулируется самостоятель­ность, творчество.

Сенсорное и физическое воспитание - основа кор­рекционной работы, поэтому дидактические и подвиж-


ные игры с определением коррекционных задач пла­нируются гораздо чаще, чем в обычных группах. Эф­фективным средством коррекционной работы является прогулка, где должны проводиться дидактические и подвижные игры на развитие глазомера, точности дви­жений, на ориентировку. Для этого подбираются яр­кие, красочные материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия.

Коррекционную направленность занятий определяет и выбор методов и приемов с учетом не только возраст­ных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительной функции, уровня развития зрительного вос­приятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физкультминутки как обязательной части любого занятия. Суженный сен­сорный опыт обязывает обращать внимание на правиль­ный способ деятельности, а не только на ее результат. Например, очень важно, чтобы ребенок при составле­нии узора не хаотично выполнял действия, а мысленно и последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем используя углы, правую, левую стороны, верх, низ, между и т. д., правильно воспроизводил направле­ние, пространственное расположение фигур. Важно ис­пользовать формообразующие движения руки при об­следовании и воспроизведении объекта, так как они спо­собствуют развитию глазодвигательных функций.

Коррекционную направленность занятий определя­ет использование индивидуального и дифференцирован­ного подхода.

При индивидуальной работе нужно учитывать воз­можности ребенка в зависимости от остроты зрения, его вхождение в контакт в процессе обучения, устой­чивость внимания. Дифференцированный подход к учеб­но-воспитательной работе требует выделения подгрупп

детей, в состав которых могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития. Чис­ленность таких подгрупп, как правило, 1-2 ребенка. При работе с подгруппой нужно говорить медленней, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Если ребе­нок не может ответить, необходимо дать дополнитель­ное разъяснение. Можно разрешать не вставать при от­вете, подходить к объекту в процессе занятия, исполь­зовать на занятиях по развитию речи дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки. Следует больше внимания обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводке и т. д., руки должны двигаться медленно, каждое движение сопровождаться словом, показом. Обязательна индиви­дуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, подчеркивание положительных сторон его де­ятельности, самостоятельности.

На физкультурных занятиях важно использовать при­ближение горизонтальной, вертикальной цели, большой ее размер, дополнительную страховку в лазании, спры-гивании; ограничение отдельных видов движений по со­гласованию с врачом-офтальмологом, замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть. Следует умень­шить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыж­ками, переворотами со спины на живот, упражнений на животе. При некоторых видах упражнений (лазанье, рав­новесие) окклюзия снимается, чтобы ребенок ощутил движение своего тела без боязни упасть, получить ушиб, так как заклейка ограничивает свободу движений.

В изодеятельности образцы для показа должны быть в 2-2,5 раза больше детских работ, мелкие детали по-


казываются дополнительно в крупном размере. Для слабовидящих детей листы для рисования используют в 2 раза меньшего, чем для остальных, размера. Для рисования можно применять как общую, так и инди­видуальную натуру, а также дополнительную для 3-4 наиболее плохо видящих детей. На музыкальных за­нятиях, праздниках, чтобы у ребенка появилось ощу­щение свободы движений в пространстве, его красоты, иногда можно снимать окклюзию. На физкультурных и музыкальных занятиях дети с низкой остротой зре­ния ставятся за детьми с более высокой остротой зре­ния, равными им по темпу движения, чтобы был ори­ентир для передвижения в пространстве.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зри­тельная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 мин. Показываем предмет для зри­тельной гимнастики в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета. Предмет пока­зывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих де­тей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педаго­га и окружающей обстановкой. При выполнении зри­тельной гимнастики дети с низкой остротой зрения сто­ят перед педагогом, остальные располагаются дальше. Для гимнастики необходимо использовать мелкие пред­меты. Гимнастика проводится по словесным указани­ям, с использованием стихов, потешек. Необходимо от­мечать старание, желание и результаты работы детей.

Коррекционную направленность имеет и организа­ция рабочего места ребенка с нарушением зрения на занятиях. Так как коррекция зрения ребенка на пер­вом этапе его лечения заключается в стимуляции хуже видящего глаза путем окклюзии лучше видящего гла­за, то ребенок с амблиопией и косоглазием попадает

в разряд слабовидящего. Поэтому рассаживают детей относительно педагога следующим образом: впереди - дети с низкой остротой зрения (0,4), далее с остротой зрения 0,4-0,6 и за третьим столом - дети с остротой зрения 0,6-1,0. Если у ребенка окклюзия левого глаза, то его надо посадить справа от преподавателя, если ок­клюзия правого глаза, то слева, детей с расходящимся косоглазием - по центру. При работе за столом свет должен падать слева и сверху.

Детям с низкой остротой зрения демонстрационный материал предъявляется не далее 1 м от глаз. Также необходим дополнительный индивидуальный показ пред­мета. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), корич­невом (спокойном, контрастном) или оранжевом (сти­мулирующем). Предметы берутся крупные, яркие по цвету, точные по форме и деталям. Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

На занятиях по математике размер предметов - до 15 см, размер используемой натуры- 20-25 см, раз­даточный материал - 2-5 см.

Весь демонстрационный материал должен соответ­ствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор меньше капусты и т. д.

Условиями для полного и точного восприятия де­монстрируемого объекта являются:

■ выбор адекватного фона;

■ выбор адекватного цвета, так как цвет в сочетании
и на расстоянии может меняться (например, крас­
ный рядом с желтым часто видится оранжевым, си­
ний - фиолетовым, фиолетовый с коричневым -
черным, красный - бордовым);

■ постоянное использование указки для показа;


■ нахождение ребенка при показе объекта у доски со
стороны открытого глаза (закрыт правый глаз - сле­
ва, закрыт левый глаз - справа);

■ нахождение педагога у доски справа, обязательно ли­
цом к детям;

« подача некоторых объектов на рассматриваемой кар­тине с четким контуром (обводятся черным цветом по контуру).

Коррекционная направленность воспитательно-обра­зовательных мероприятий в сочетании с лечебными создает благоприятные условия для развития неполно­ценного зрения, коррекции вторичных нарушений, для общего развития ребенка.


Похожая информация.


Задачи: — расширять и пополнять представления детей о различных насекомых (учить называть части тела насекомых, замечать цвет, величину, объяснять способ передвижения), закреплять обобщающее понятие «Насекомые»;

— формировать умение различать изображения с пересекающимися контурами, соотносить контурные изображения с цветными;

— учить анализировать образец насекомого, составленный из геометрических фигур, составлять целое из частей с опорой на зрительный образец;

— развивать прослеживающую функцию глаз, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, графо-моторные навыки.

Материал: — карточки с пересекающимися контурами насекомых (на каждого ребенка), цветные изображения этих же насекомых для игры «Узнай по контуру»;

— игрушки из набора «Насекомые» для игры «На лесной поляне»;

— опорные картинки для сказки «Ленивая пчелка»;

— наборы геометрических фигур (в соответствии с образцом) для задания «Выложи насекомое»;

— карточки для упражнения «Обведи по точкам»;

— фломастеры.

Предварительная работа: составить вместе с детьми схему леса на магнитной доске.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Игра «Узнай по контуру».

У детей картинки с пересекающимися контурами насекомых, справа на картинке три пустых квадрата.

Педагог: — Ребята, посмотрите внимательно на свои картинки и назовите, кого хотел нарисовать художник? (ответы детей) Положите в пустые клеточки цветные изображения. Назовите одним словом, кто это? (дети: — Это насекомые)

  1. Беседа. Вместе с детьми рассмотреть насекомых. Обратить внимание на цвет, величину. Назвать части тела насекомых.
  2. Упражнение «На лесной поляне».

Педагог: — Ребята, в прошлый раз мы с вами выложили на магнитной доске очень красивый лес. Вот только насекомых в нашем лесу пока нет. Вы хотите, чтобы в нашем лесу жили насекомые?

Дети рассаживают насекомых и объясняют их местоположение). Пример:

— Жук прилетел на дерево.

— Муравей приполз к муравейнику.

— Пчела прилетела на цветочную поляну.

Педагог: — Ребята, мне кажется, я знаю эту пчелку. Да это же Ленивица!

Садитесь на свои места. Я расскажу вам сказку.

  1. Сказка «Ленивая пчелка».

Жила-была в улье пчелиная семья. Все пчелы в ней работали. Они собирали цветочный нектар и делали из него вкусный мед на зиму. И только одна пчелка ничего не делала. Ее так и звали – Ленивица. Целыми днями она летала над цветочками и пила сладкий сок.

Но вот наступила зима, и Ленивица осталась без меда. Стала она просить мед у подруг, но они с ней не делились. Только одна пчела пожалела Ленивицу и дала ей меда. Стало Ленивице грустно и стыдно. Она пообещала, что следующим летом будет трудиться наравне со всеми.

(Рассказ педагога сопровождается показом опорных картинок). Обсуждение сказки.

  1. Зрительная гимнастика «Полосатая пчела».

Полосатая пчела Дети прослеживают глазами за полетом пчелы

Торопилась, как могла. (траектория восьмерки).

Раз, два, три, четыре, пять Моргают глазами.

Будем мы с пчелой играть.

Она летает высоко, Движения по тексту.

Она летает низко.

Улетает далеко,

Прилетает близко.

Пчела по кругу полетела, Круговые движения глазами.

Словно яркий огонек.

Опустилась на поляну, Движения глазами вправо — влево.

Собирать цветочный сок.

  1. Задание «Выложи насекомое».

Педагог: — Ребята, у Ленивицы совсем нет друзей. А ей так хочется познакомиться с другими насекомыми. Давайте ей поможем.

(Рассматривание и анализ образца насекомого, составленного из геометрических фигур: стрекоза, божья коровка ). После обсуждения дети составляют насекомое с опорой на зрительный образец.

  1. Упражнение «Обведи по точкам».

Педагог: — Ребята, Ленивице пора возвращаться в свой улей. Давайте ей в подарок нарисуем рисунки (дети обводят насекомых по точкам).

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения (6-7 лет)

Составила Будаева А.

Тема: «Поможем спасти Новый Год»

Цель: Развитие компенсаторных навыков у детей с нарушениями зрения

Задачи:

Коррекционно - образовательн ые : развивать зрительно-моторную координацию;

развивать зрительное восприятие.

Коррекционно-р азвивающие: развивать зрительное восприятие, внимание, мышление; развитие глазо-двигательных функций зрительного аппарата.

Коррекционно-воспитательные : формировать познавательную мотивацию у детей на занятии; в оспитывать желание выполнять упражнения самостоятельно.

Создание специальных условий:

Проведение зрительных гимнастик, пальминг;

Динамическая пауза.

Оборудование: компьютер, интер-доска, проектор, презентация «Зрительная гимнастика», видео «Физминутка», раздаточный материал: лабиринты, диктанты, карандаши, наклейки.

Ход занятия

1. Орг. Момент

Беседа

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть.

На улице такая снежная погода сегодня видимо ночью через окно залетела снежинка и на ней что-то написано:

Ребята, помогите пожалуйста спасти Новый Год. Мне и Деду Морозу нужна ваша помощь! Новогодние игрушки и подарки куда-то пропали. Помогите нам найти их.

Здравствуйте.

Улыбаются друг другу.

2. Основная часть

1. Зрительная гимнастика «Снежинки»

2. Дид. упр. «Соедини по точкам»

3. Дид. упр. «Найди игрушку».

4. Динам. пауза

5. Зрительная гимнастика. Пальминг

6. Дид. упр. «Найти коробку для игрушки».

А путешествовать и помогать снеговичку мы будем с вами по карте выполняя задания. Их будет 3. Мы должны пройти:

1) Ледяную пещеру

2) Снежную бурю

3) Ледяное озеро

И прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами подготовим наши глаза, ведь они будут помогать нам при выполнении заданий.

(Включаю слайды)

Ребята, зафиксировали голову, следим глазками за фигурами. Начали!

Давайте вспомним что нам нужно пройти сначала?

А чтобы ее пройти нам нужно выполнить задание. Перед вами лежат карточки, нужно соединить точки и узнать, что спрятано в пещере.

Молодцы, вот мы и проходим дальше по карте и мы попадаем?

Здесь нас также ждет задание. Нужно найти игрушки, которые засыпала метель. На вашем столе также лежат карточки с заданием. Вам необходимо посчитать сколько игрушек спрятано и игрушку, которая вам понравилась разукрасить.

Молодцы, теперь мы с вами отдохнем, выходите на ковер сделаем зарядку, а точнее будем повторять движения за мишкой и пингвинами

(Включаю видео)

Садитесь на места.

Теперь, нам нужно, чтобы наши глаза отдохнули. Снимаем очки, разогреваем руки и закрываем ими глаза и под музыку отдыхаем.

Выполняем Пальминг

Скажите, а какой скоро праздник? На новый год, что мы находим под елкой в новогоднюю ночь?

У нас остался последний пункт назначения и последнее задание. Кто напомнит, что осталось нам пройти?

Ребята, нужно нам провести каждую игрушку в свою подарочную коробку. Будьте внимательны!

Выполняют упражнения.

Ледяную пещеру.

Выполняют упражнение.

Дети называют слово: елка

В снежную бурю

Выполняют упражнение.

Выполняют упражнение.

Новый Год

Подарки

Ледяное озеро

3. Заключительная часть

Итог занятия.

Рефлексия

Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Давайте вспомним места, где мы проходили задания?

Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями, мне понравилось с вами работать, до встречи!

Ответы детей.

Самоанализ: Занятие соответствовало программе обучения и возрастной категории детей. Поставленные цели были мною реализованы. Я использовала различные методы и приемы. Зрительная гимнастика соответствовала требованиям и была проведена вовремя. В силу поведенческих особенностей детей, данной группы, мне с трудом удалось удерживать внимание и интерес детей на протяжении всего занятия, но учебная мотивация присутствовала. Весь стимульный и раздаточный материал соответствовал требованиям. Занятие было выдержано во времени. Динамическая пауза была проведена вовремя. Я получила большое удовольствие от работы с детьми на занятии. Занятие прошло успешно.

Мне, как будущему специалисту необходимо: совершенствовать свою культуру речи, обогащать ее; уметь выходить из трудных ситуаций и концентрировать внимание детей на занятии; изготавливать задания с учетом темпа работоспособности и возможностями детей.

Конспект коррекционно –

развивающего занятия

по ориентировке в микропространстве

в старшей группе

для детей с нарушением зрения

(подгрупповое).

Тема: «Путешествие с божьей коровкой»

Составила:

учитель – дефектолог

МА ДОУ № 44 «Дельфин

Коррекционно – образовательные цели:

1) Развивать у детей пространственные представления;

2) Активизировать использование в речи детей предлогов для обозначения пространственного положения предметов;

3)Активизировать мыслительные операции, внимание;

Коррекционно – развивающие цели:

1) Развивать умение ориентироваться в пространстве от себя;

2) Развивать зрительное восприятие;

3) Развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

4) Развитие логического мышления, памяти, зрительного внимания.

5) Развивать прослеживающую функцию глаз;

6)Развивать моторику рук;

7) Развитие дыхания.

Коррекционно - воспитательные задачи:

1) Формировать навыки сотрудничества, инициативности;

2) Формировать установку на активное участие в занятии.

Оборудование:

Дидактическое пособие «бабочка - коробочка»; круги красного, желтого, зеленого и синего цветов; листы бумаги с зеленым контуром, набор геометрических фигур разных цветов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); таблицы с цифрами от 1 до 10; зашумленка; карандаш, бумага для рисования графической дорожки; цветные мячики; дыхательные тренажеры; пазлы «божья коровка»; фломастеры (черный, красный), зеленые листики с божьими коровками.

Методические приемы:

Словесные и дидактические игры, награда (поощрения).

Литература:

«Чувствуем – познаем – размышляем» - М.: 2004

«Система коррекционной работы» - СПб.: 2007

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)». М.: 2003

«Формирование ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения на основе комплексного подхода». Методическое пособие. – Издательство БИРО, Уфа 2009.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Дефектолог. Здравствуйте, дети. Послушайте внимательно загадку:

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это… (Божья коровка).

К нам в группу прилетела божья коровка. Ее любимое занятие – ползать в различных направлениях. И сегодня она нас приглашает совершить путешествие в разные стороны. Но сначала она решила вас проверить, как вы знаете пространственные направления.

II. Основная часть:

Проводится игра «Будь внимательным!»

Дефектолог. Если я вам покажу красный круг – поднимите руки вверх, если синий круг – руки на столе, если зеленый – покажите левой рукой в левую сторону, если желтый круг – покажите правой рукой в правую сторону.

Дефектолог от имени божьей коровки хвалит детей.

Дефектолог. Божья коровка принесла фотографию лужайки, на которой она особенно любит бывать.

Проводится «Ориентировка на листе бумаги».

В правом верхнем углу расположите оранжевый овал.

В левом нижнем углу – зеленый треугольник.

В правом нижнем углу – синий прямоугольник.

В левом верхнем углу – красный квадрат.

Расположите в середине желтый круг.

Игра «Посчитай»

Дефектолог. Божья коровка приготовила для вас задание (показывает картину с божьими коровками, ползущими в правую и левую стороны, таблицы с цифрами от 1 до 10, расположенными вперемежку).

Дефектолог. А теперь божья коровка хочет с вами поиграть в прятки, нужно узнать на картинке ее друзей.

Проводится игра «Прятки»

Ребята, скажите, кто спрятался на этой картинке? (стрекоза, бабочка, гусеница, пчела)

Ребята, попробуйте все эти картинки назвать одним словом? (насекомые).

Дефектолог. Ребята, однажды божья коровка пошла в гости к своей подружке – стрекозе. Путь был очень дальний и трудный, давайте поможем ей добраться.

Проводится игра «Лабиринт».

Дети чертят путь карандашом, начиная от стрелки: одна клеточка вверх, две влево, две вверх, одна вправо, одна вниз, одна вправо, две вверх, одна вправо, две вверх, одна влево, одна вниз, две влево, одна вверх.

Пальчиковая гимнастика:

(На координацию речи с движением).

«Веселый счет»

Один остался Джон один

Сам себе он господин.

Два в окошко мышь влетела

И в горшок залезть хотела.

Три за бедной мышкой кошка

Следом прыгнула в окошко.

А четвертый кто щенок?

Прибежал и сел у ног.

Пять старушка черепаха

Завизжал щенок от страха.

Что за странная загадка?

Как добиться в ней порядка?

Джон и думал и гадал

А потом себе сказал:

Пять и быстро как могла

Черепаха уползла.

А четвертый кто щенок?

Он и тапок уволок.

Три схватила кошка мышь

Нет, голубушка шалишь!

Два, но мышка убежала

Кошка мышь не удержала.

Снова дома Джон один

Сам себе он господин.

Игра «Повтори узор»

Нужно помочь божьим коровкам украсить свое левое крыло, то есть составить узор на левой половинке аналогичной правой.

Зрительная гимнастика.

1. «Цветные мячики» на расстоянии 20см от глаз (вправо, влево, вверх – вниз, медленно приблизить к носу и отодвинуть). (2 раза)

2. «Нарисовать восьмерку»

3. «Сигнальная метка». На стекле бабочка, посмотреть вдаль - на бабочку (4 раза).

4. «Крылья бабочки» - закрыть глаза, открыть, поморгать, как бабочка крыльями машет (3 раза).

Дыхательные тренажеры «Божья коровка».

Нужно божью коровку тихонечко взять,

На листочек свой посадить.

Если пуститься божья коровка в полет,

Значит радость, здоровье тебя ждет.

Игра «Собрать фотографию - бабочки коробочки»

Дефектолог. Соберите картинку насекомого.

Игра «Дорисуй»

Раздается каждому ребенку листок с божьей коровкой, фломастеры (черный, красный), нужно дорисовать недостающие детали.

Как вы думаете каких деталей не хватает? (кругов).

Заштрихуйте круги красным цветом горизонтальными линиями.

III. Заключительная часть.

Вот и закончилось наше путешествие. Какие задания мы выполняли?

Что вам понравилось?

Божьей коровке понравилось с вами путешествовать, и она хотела бы вас отблагодарить подарками.



Загрузка...