paradisemc.ru

Мода на женские прически в разные эпохи. История возникновения причесок

Каждому новому поколению кажется, что люди, которые жили раньше, были иными, что у них была совершенно другая жизнь, ценности, мышление… В целом, так и есть. Однако, женщина во все времена была всего лишь земной женщиной, и ее желания и потребности не так уж отличались от наших с вами, поверьте! Быть привлекательной, искать способы стать еще красивее, обратить на себя внимание – так по-женски! Прическа – одна из первых деталей образа, на которую мы обращаем внимание. Так какие же прически сооружали у себя на голове древние красотки? Какие хитрости и средства использовали, чтобы шевелюра выглядела лучше? Давайте посмотрим, что было в моде в те далекие времена.

Древний Египет

В столь жарких климатических условиях, изнывая от жары и антисанитарии, низшие сословия брили голову наголо (и мужчины, и женщины), что помогало им также избежать проблемы вшей и перхоти. Избавлялись от волос египтяне двумя способами: бритвой и специальной смесью, от которой волосы отпадали сами (в ее составе в равных частях находились: сок лайма, крахмал и мышьяк).

Богатые жительницы Египта могли позволить себе волосы, длинной не ниже подбородка. Прическа очень напоминала каре. Помимо прочего, они носили парики из натуральных волос, украшенные различными камнями и заколками. Парики являлись привилегией богатых. Голову древнеегипетские девушки мыли разбавленным водой соком лайма, а волосы красили хной и шелухой лука, что придавало им каштановый оттенок.

Спустя некоторое время мода на парики прошла и египетские женщины стали использовать различные масла для волос (по большей части они использовались в качестве стайлинговых средств и придания глянцевого блеска, который так любили египтянки). Одним из самых популярных косметических средств для волос и по сегодняшний день в Египте является медвежий жир.

Древний Китай

Древние китаянки носили сложные объемные прически, которые в то же время были достаточно легкими по весу и изящными. Главным элементом всех женских причесок был узел. Волосы не завивали, а укладывали прямыми, делали несколько проборов.

По прическе в Китае можно было определить положение в обществе, религию и профессию человека. Богатые и знатные китаянки могли позволить себе носить парики. Существовала особая прическа для девушки, вступающей в брак. Во время совершения обряда венчания невесте выстригали прямую челку, а височную часть волос срезали под углом, остальная масса волос была заплетена в тугую косу, которая являлась обязательной прической для невесты. Коса считалась символом свободной женщины, а замужние дамы собирали волосы в пучок на голове.

В качестве средств по уходу за волосами в Китае использовались мед и мука.

Древняя Япония

В Японии волосы издавна считались предметом особой гордости женщины. За ними тщательно ухаживали и отращивали. Иногда длина волос достигала пят. Блестящие черные прямые волосы должны быть распущенны и свободно струиться по спине. С такой прической было сложно ходить целый день, поэтому для удобства японки собирали волосы в тугой пучок и закрепляли палочками. Такая прическа могла держаться несколько недель. Японки очень аккуратно носили ее и спали на специальных подушечках, чтобы прическа оставалась нетронутой. Средств по уходу за шевелюрой было множество. Многие рецепты хитрые японки скрывают до сих пор. Известно лишь, что чаще всего применялись специальные масла и соки растений, из которых древние японские красавицы делали маски и шампуни.

Традиционная японская живопись

Древняя Греция

Гречанки считали прическу одной из главных составляющих хорошего внешнего вида (и были правы, кстати). Для здоровья и красоты волос использовались различные ароматические эссенции и масла.

Каламистры (древнегреческие парикмахеры) могли укладывать локоны женщин в сложнейшие прически. Волосы обязательно завивали (прямые волосы греки не считали красивыми) на железные стержни, выполняющие функцию современных бигуди, а после заплетали в косы, которые укладывали в различные объемные прически. Женщины могли носить подобную прическу много дней подряд. Только представьте, как они пытались сохранить ее в первоначальном виде!

Древние гречанки спали и видели себя блондинками. Чтобы осветлить волосы они мазали их уксусом и кислотами, и подолгу сидели на солнце, чтобы локоны выгорали быстрее. Помимо этого, они применяли в качестве природных осветлителей различные травы. Определенно, брюнеткам было нелегко в те далекие времена.

Древний Рим

Римляне, как и греки, судя по всему, тоже верили в то, что “джентльмены предпочитают блондинок” и поэтому изобрели обесцвечивающий состав, позволяющий стать блондинкой всего за несколько часов (ох, и завидовали же, наверное, гречанки!).

Из процедур по уходу за волосами главным был массаж головы с использованием растительных масел, который осуществлялся рабами в течение нескольких часов. Но позволить себе такую роскошь могли только состоятельные дамы.

Жительницы Древнего Рима никогда не подстригали волосы, а служанки подолгу мыли, сушили и расчесывали их.

Средневековье

В Средневековую эпоху волосы женщины считались ее главным украшением. Их отпускали с самого рождения. Чем гуще и длиннее шевелюра, тем красивее. Знатные замужние дамы должны были обязательно покрывать голову платком, распущенные непокрытые волосы могли носить только молодые девушки. В моде были длинные кудрявые волосы, поэтому девушкам с прямыми волосами приходилось завивать их с помощью разогретых палочек. Прическу не расчесывали месяцами. Проблема неприятного запаха и спутанных волос была очень актуальной.

Эпоха Барокко

С приходом стиля Барокко в мире четко обозначился культ парика. Чем пышнее, тем лучше! В прическу вставляется каркас из проволоки, который позволяет моделировать ее в любые фигуры. В парики вплетают многочисленные ленты, кружева, и даже собственные волосы. Прическа должна быть объемной и “богатой”. Самая известная прическа «а ля Фонтанж» в честь фаворитки Короля Людовика XIV Анжелики Де Руссиль-Фонтанж, которая подвязала свою растрепавшуюся прическу кусочком кружева, чтобы выпавшие пряди не падали на лицо, понравилась королю и вскоре стала самой популярной.

Прическа «а ля Фонтанж»

Французская королева Мария-Антуанетта

Эпоха Рококо

Парикмахерское искусство достигает своего пика в эпоху Рококо: головы дам украшают огромные скульптурные изваяния. Впервые прически начинают пудрить. Волосы над лбом зачесывали вверх. Завершали прически крупными трубчатыми локонами. Состояние волос ухудшается еще больше, так как горе-специалисты рекомендуют женщинам отнюдь не самые полезные способы улучшения состояния шевелюры. Но в погоне за красотой дамы готовы на все.

Идеальным примером прически, ознаменовавшей переход от барокко к рококо была прическа возлюбленной саксонского курфюрста Августа II Сильного графини Козел. Изящные локоны, обрамляющие переднюю часть лица и боковые части головы в сочетании с гладким зачесанным затылком, на который тоже ниспадали крупные локоны до плеч.

Графиня Анна Констанция фон Козель

После того, как высокие прически медленно, но уверенно выходят из моды, их место занимают широкие прически.

Принцесса Мария-Тереза-Луиза де Ламбаль

Декаданс

Громоздкие прически и вычурные парики выходят из моды стремительно и бесповоротно. И, наконец, на смену им приходит мода на натуральные волосы, присобранные на затылке или у шеи, а чуть позднее в парикмахерском искусстве свершается революция – в моду входят изящные короткие стрижки. Женщины украшают прически заколками и лентой. И в противовес жительницам Древней Греции и Рима в тренде темный цвет волос! Для окрашивания в черный используется басма, а для ухода за волосами мыло и (реже) шампуни, которые только появляются на рынке. Для придания блеска волосам после мытья девушки ополаскивают их яблочным уксусом.

Женские прически этой эпохи были наиболее близки к современным, некоторые из них можно встретить и сейчас в виде различной длины каре и боба.

Самые ранние доказательства того, что парикмахерское дело было хорошо знакомо людям древности, дошли до нас со времен расцвета древнеегипетской цивилизации. Уже тогда были известны основные приемы украшения волос - завивка и окраска. Правда, использовались они в основном, на париках, сделанных из натуральных волос или из шерстяных нитей или веревок. Собственные волосы египтяне в то время предпочитали сбривать, причем, как мужчины, так и женщины . Ровные упругие локоны париков получали, завивая пряди на деревянные палочки и смачивая их жидкой грязью, которая после высыхания легко счищалась. Цвет прически у древних египтян был преимущественно темно-коричневым или черным, хотя на некоторых сохранившихся рисунках можно встретить изображения людей, у которых на головах синие или даже оранжевые парики. Чем пышнее был парик, тем выше социальный статус был у того, кто его носил. Между прочим, отношение к волосам и способу их укладки как к одному из признаков сословной принадлежности , у многих народов сохранится вплоть до конца XIX века, о чем свидетельствует вся история прически.


Прически Древней Греции

В Древней Греции парикмахерское искусство получило еще большее развитие. Здесь им занимались каламистры - специально обученные рабы , у каждого из которых была узкая специализация:

  • одни из них делали завивку,
  • другие - причесывали,
  • третьи - окрашивали волосы.

Гречанки носили прически на длинные волосы, самой модной окраской которых считались светлые и русые цвета. Чаще всего женщины делали такую укладку: расчесанные на прямой пробор завитые волосы волной спускали на лоб и щеки и затем поднимали высоко к затылку, где скручивали в узел, закрепляя шпильками и узкими лентами. Знатные гречанки украшали голову золотой сеточкой, стефаной (напоминающей кокошник), калафом (короной) или диадемой.


Прически Древнего Рима

Женщины Древнего Рима любили высокие прически из длинных волос, заплетенных в разнообразные косички. Они же первые ввели в моду использование каркасов для поддержки волос, которые использовались в "тутулусе". Для его создания многочисленные крупные локоны крепились к проволочному кокошнику надо лбом, а заплетенные в мелкие косички волосы на затылке укладывались в виде корзиночки. Некоторое время среди богатых патрицианок было очень модно менять прически несколько раз на дню и применять очень яркие краски, получаемые из трав, хны и пепла, для их окраски.


Культура волос в средневековой Европе

Подобная яркость и изысканность причесок, конечно, была немыслима в средневековой Европе. Аскетизм, навязанный церковью, обязывал всех замужних женщин тщательно укрывать свои волосы . В результате чего в это время появилась мода на выбритые лбы и затылки. Однако такая скромность причесок с лихвой компенсировалась головными уборами, формы которых приобретали порой самые невероятные очертания. На цвет волос, постоянно укрытых шляпой или платком, не обращали внимания, если только он не был рыжим. Рыжеволосую женщину в средневековье вполне серьезно могли принять за ведьму.


Изящные прически эпохи Возрождения

Красивая и изящная прическа вновь становится модным атрибутом для европейских женщин лишь в эпоху Возрождения. Укладка делается с таким расчетом, чтобы максимально открыть лоб. С этой же целью часть волос надо лбом просто удаляется. Остальные пряди заплетаются косами или завиваются в локоны, украшаются декоративными сеточками, лентами, бусами, гребешками и т.д. Главными цветами становятся все оттенки блонда - медовые, золотистые, светло-русые. Чтобы их получить, в ход идут удивительные и небезопасные вещества на основе свинца и ртути.

Еще больше усилий для приобретения красивой прически потребовалось от женщин XVII века, когда по Европе начал распространяться "склонный к излишествам" стиль барокко. Судя по изображениям придворных дам того времени, каждая из них стремилась превзойти всех в высоте своей укладки - "куафюры". Подобная тенденция удерживается в моде почти 100 лет, за это время укладки из локонов, называемые "фонтаж", выросли до полуметра. Изнутри это великолепие поддерживал каркас, а снаружи - красивый платок, к которому крепились цветы и ленты. Не отстают от дам и кавалеры - их прически для волос средней длины представляют собой туго завитые крупные букли, свисающие до плеч.


Лаконичные формы причесок XIX века

Французская революция положила конец "разгулу" стиля рококо, наряды сильно упрощаются, и к началу XIX века в европейской моде воцаряется стиль ампир . Он характеризуется склонностью к комфортности и утилитарности причесок, наиболее характерные из которых запечатлел на своих полотнах Йозеф Штилер в знаменитой Галерее Красавиц. Все женщины, изображенные на картинах и считающиеся эталоном красоты XIX века, имеют разные варианты одной и той изящной прически: волосы разделены прямым пробором, кудри и волны уложены по бокам лица или собираются в пучок на темени. К концу XIX века в моде отдается преимуществу минимализму, укладка волос приобретает более лаконичные формы.


Революции в волосах начала XX века

К началу XX века, когда в парикмахерской моде все заметнее влияние стиля модерн, прически становятся функциональными и простыми . В 1908 году немцем Карлом Несслером была продемонстрирована первая долговременная завивка, полученная с помощью изобретенного им состава - перманента. После первой мировой войны появляются, наконец, короткие стрижки, постепенно становящие все более популярными. Вообще, XX век был в отношении парикмахерской моды довольно революционным: за сто лет длинные волосы прошли стадию до ультракороткого "ежика" и обратно, прямые пряди завивались в афро-прически и снова распрямлялись, а волосы красились во все оттенки цветового спектра.


Прическа XXI века - отражение свойств личности

Но никогда еще история прически не знала такого разнообразия, как сегодня , в начале XXI века. Все, что было изобретено парикмахерами до нашего времени, к услугам нынешних модниц. Можно выбрать что угодно, подобрать стрижку так, чтобы стать непохожим на других, или, наоборот, в полном соответствии с принятым в определенном кругу дресс-кодом. Главные требования парикмахерской моды сегодня - свобода выбора и отражение свойств личности, а не следование одному единственному стилю или технологии. И если, например, "греческая коса" или пучок в стиле ампир, соответствуют этим требованиям, то вполне правомерно считать их, несмотря на почтенный возраст, современными прическами XXI века.

Если вам понравилась публикация, поделитесь ею со своими друзями в социальных сетях. Ваши рекомендации станут
для нас лучшим ориентиром при подготовке новых материалов!


Смотрите также на нашем сайте:

Истоки парикмахерского искусства уходят корнями в глубокую древность. Внимание к волосам люди проявляли с давних времен. Изображения человека, дошедшие до нас, свидетельствуют о том, что наши предки следовали в прическах зверей и птиц, цветы и травы.

Прически возникли гораздо раньше одежды. Еще в наскельных рисунках мы видим людей, которые ходили 5-6 тысячелетий назад голыми, но с уложенными прическами из длинных волос. Человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе и прически, свое представление о красоте, общий эстетический идеал, присущий каждой исторической эпохе.

Изучение истории парикмахерского искусства не только познавательное, но и полезное, поскольку некоторые приемы и идеи могут быть использованы и используются сегодня. Например, в Древнем Египте создавались парики самых разнообразных форм. Египтяне окрашивали волосы хной, украшали прически декоративными элементами. Еще во времена рабовладельческого общества появились первые профессиональные парикмахеры из рабов.

В Древней Греции их называли «капамистерамы» - от названия стержня для завивки. К парикмахерским работам предъявлялись высокие требования, причесывание было церемониалом, доступным только привилегированным гражданам. Женщины-гречанки носили длинные волосы и знали несколько типов причесок. Повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, от виска к виску недлинной бороды и усов.

Различными и сложными были прически римских патрицианок. Это и гладко причесанные волосы, разделенные на прямой пробор, и завитые длинные локоны, и «греческие» прически, и высокие прически из локонов, укрепленных на каркасе. В Древней Греции и Риме модным считались белокурые и русые волосы.
Широко применялись различные , масла, некоторые интересны и в наше время.

Лучший выход нашли жители древней Месопотамии. Они просто наголо брили головы, решая сразу и проблемы расчесывания и маскировки лысины. Египтяне тоже брили головы. Но выходя из дома, надевали парик. Делали его из прядей овечьей шерсти, нашитых на основу из льна в форме локонов, уложенных ярусами. Это скорее была шапка, стилизующая прическу.
Жрецы всегда ходили с непокрытой бритой головой, а фараон прикрывал ее короной или платком, знакомым нам по изображениям сфинксов.

Зато ассирийцы, хетты, персы, финикийцы, иудеи носили роскошные длинные волосы, тщательно уложенные, взбитые на концах в пышную «пену» и умащенные благовониями. Там в понятие о мужской красоте твердо входили хорошие волосы. Некоторые отращивали их до невероятной длины, иначе откуда бы в Библии появился рассказ о Авессалома, который, спасаясь бегством, запутался в ветвях раскидистого дерева и погиб от рук врагов.

В средневековье развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась подчинить «греховную человеческую плоть».
Мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочек ушей, а спереди - челка. В XI веке носили длинные волосы, распущенные по плечам. Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем. В XV веке преобладали головные уборы (чепчики), а прическа потеряла свое значение.

Эпоха Возрождения была Важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалась модной прическа двух основных типов: волосы или гладко зачесывали назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.
Особенно красивыми считались золотистые волосы. Для этого женщины долгое время проводили на солнце, распустив волосы по полям специальной широкой шляпы. Волосы, выгорая, приобретали золотистые цвета. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужнымы бусами, вуалями.

В XVII веке законодателем моды и причесок становится Франция. Прически эпохи барокко были подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью, огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.

Стиль рококо появился в первой половине XVIII века, завершает развитие стиля барокко.
Рококо - декоративный стиль, которому свойственны хрупкость, изящество, чувственность. В прическах доминировали локоны и букле. Мужские прически были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны или гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. Женские прически в середине XVIII века становятся громоздкими, чрезвычайно сложными. На голове создавались целые конструкции включали не только ленты, цветы, драгоценности, но и модели кораблей, вазы с фруктами. Было модно украшать высокие прически живыми цветами.
Для длительного сохранения причесок их посыпалы мукой, смазывалы салом или белком яйца, скалывали многочисленными шипами длиной до 30 см. Сложности возникали во время поездки в автомобиле.
Женщинам приходилось высовывать голову в окно или снимать верх кареты. Много хлопот доставляли внутренние покои, поскольку двери кое-где были низкими. Поэтому был изобретен специальный складной механизм, благодаря которому высота прически могла меняться.

Конец XVIII века - это период классицизма. Большое значение имела Французская революция 1789 года, которая привнесла во все сферы, в том числе и моду, новые веяния, идеи, образы античного мира. Прически стали проще, более природными, ушла из обихода пудра. Мужчины начали коротко стричься.

XIX век - возраст ампира, романтизма. Прически очень разнообразны по форме, часто превращаются в настоящие произведения искусства. Завитые локоны, шиньоны, укладки менялись в зависимости от моды.
Столицей моды был Париж. Модные журналы выписывались из Франции, где во второй половине XIX начали проходит конкурсы парикмахеров.

В ​​начале XX века появляется деловой стиль. Прически более простые и рациональные.

В 1904 году впервые был выполнен перманент - длительная завивка волос. С изобретением химической завивки произошел настоящий переворот в парикмахерском деле. Благодаря химической завивке стало возможно получать хорошие результаты при обработке волос. Появляются новые химические красители и осветлители или волос.
В первой половине XX века диктатором моды становится кинематограф. На улицах можно увидеть прически в стиле Марлен Дитрих, Греты Гарбо, Софии Лорен и т.п.

Моду 80 - х годов XX века характеризуют прически из длинных волос свободного силуэта, струящиеся локоны как на длинных, так и на коротких волосах.

Современная мода предполагает женские прически разных направлений: деловые, повседневные, торжественный, но главное - это показать естественную красоту волос, подчеркнуть мягкость и женственность облика. В мужской моде преобладает деловой стиль, но возможны и более непосредственные варианты - от бритого затылка и висков к длинным волосам.
Значительное внимание уделяется цветовой гамме волос. Тонирование сегодня стало своеобразным искусством. Мягкие переходы тонов, игра цветов придают особую красоту прическе, могут подчеркнуть достоинства вашей внешности и скрыть недостатки.

Специалисты единодушно признают: сейчас модное то, что соответствует вашему духу, характеру, образу жизни. Не существует никаких правил и ограничений в прическе.

В современной моде трудно выделить какое-то приоритетное направление. Такое разнообразие дает огромный простор для самовыражения как самой женщине, так и мастеру. Однако можно сказать, что многие женщины предпочитают клласическим женским прическам короткие молодежные стрижки, поскольку оценили их удобство.
Облегченные варианты женских причесок не прихотливы, за ними очень легко ухаживать, они практически не отнимают время на укладку, кроме того, способны сделать каждую женщину неповторимой.
В современных женских прическах нет строгих рамок, и мастер имеет возможность «поэкспериментировать» какими-то деталями, длиной и создать форму, идеально подходящую именно этой женщине, овалу ее лица, стилю одежды, образу жизни. Хороший мастер редко стремится точь-в-точь повторить рисунок предыдущей стрижки, каждый раз женщина должна уходить от парикмахера чуть измененной, обновленной и посвежевшей. А правильно выполненная стрижка позволяет укладывать волосы по-разному, придавая прическе то спортивного, то романтического, то торжественного звучания.
Впрочем, иногда для того, чтобы восстановить свою внешность, надо не столько изменить стиль или рисунок стрижки, сколько освежить цвет волос, а то и вовсе кардинально его изменить. В каждом конкретном случае, конечно, необходимо отталкиваться от личности женщины, от того, какой стиль и какую цветовую гамму она предпочитает в одежде, учитывать ее возраст, род занятий.
Молодым девушкам подходят женские прически креативного характера и соответствующая окраска волос. Это направление моды предполагает в первую очередь неординарную форму прически, использование прядей разной длины, всевозможной асимметрии.
при такой стрижке должен соответствовать общему стилю, быть смелым, ярким, насыщенным. Допускается и, более того, приветствуется использование одновременно нескольких цветов - контрастных или близких по тону.
Авангардный стиль современных женских причесок, которому свойственны длинные челки - вуали, подчеркивающие загадочность взгляда, асимметричные формы, «рваные» кончики волос, создает образ женщины - загадки.
Новые технологии выполнения женских причесок заключаются в том, что они учитывают, как будет расти волос, поэтому прическа не теряет своей формы по мере отрастания волос. Длинные волосы предусматривают интенсивный уход и сложную укладку, однако можно обойтись и без этого, если волосы подстрижены плавным переходом, а его концы несколько изреженные для создания перистого контура. Такие волосы можно оставить прямыми, слегка подкрутить кончики или собрать в узел, а в торжественных случаях можно использовать в укладке принцип «единства противоположностей», когда прямые и волнистые пряди чередуются или гладкий верх сочетается с завитыми концами главное, чтобы прическа выглядела гармонично.
В зрелом возрасте женские прически больше предполагают классические линии и не такие смелые «цветовые решения». Предпочтение лучше отдавать естественным оттенкам, а цветовые переходы решать в одной гамме. В этом случае волосы словно мягко переливаются разными по интенсивности оттенками одного тона, превосходно оживляет общее впечатление от прически и оставляет ощущение естественного сияния волос.
После нескольких лет господства прямых волос в моду вернулись локоны. Но опять-таки локоны с легкой «небрежностью», а не те сильно налакированные, которые выглядят совершенно безжизненными.
Еще одна заметная особенность современных кудряшек - интересная структура с комбинированием нескольких типов завитков. Современные прически не должны быть статичными и покрытыми толстым слоем лака, они естественны, подвижные и создают выразительный и целомудренный женственный образ.
Хвосты тоже в моде. Но на этот раз это не просто скромные хвостики школьницы, а заключенные в корону, асимметричные и блестящие произведения стилистов. Опять актуальны хвосты с начесом. При этом они выглядят очень романтично, хоть и слегка хаотично.

Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда и изменялась вместе с эволюцией человека.
Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства что-то свое, новое. Но само по себе оно всегда находилось в прямой зависимости от общего состояния экономики и культуры народов. Чем выше культура народа, чем богаче его вкус и разнообразней потребности, тем выше уровень парикмахерского искусства.

Африка

Прически африканского населения, несмотря на примитивность их исполнения, были, весьма разнообразны и оригинальны, к чему располагают необычайно жесткие волосы жителей Африки. Форма причесок изменялась в зависимости от пола, положения в обществе образа жизни. При этом пользовались сажей, глиной, животным жиром и золой. Прически украшали раковинами каури, медными пластинами, перьями, пуговицами, деревянными палочками, плодами, цветами, лентами. Женские прически по сравнению с мужскими выглядели значительно проще.

Америка

Прически индейцев были чрезвычайно просты. Существовало два их типа: заплетенные косы и распущенные волосы. Мужчины носили волосы до плеч, подстригая на лбу челку. Иногда височные пряди скручивали в жтуты или заплетали в косы. Женские прически состояли из пучков и кос.Каждое индейское племя имело свои индивидуальные особенности. Мужчины племени хучинов носили распущенные до плеч волосы, смазанные маслом и красной охрой. Некоторые зачесывали их назад и собирали в пучок на макушке, распускали «скальповую прядь». Женщины заплетали волосы в косы.Мужчины-ирокезы чисто выбривали голову, оставляя лишь часть волос в виде гребня, который шел ото лба до шеи. «Гребень» подрезали так, чтобы волосы торчали вверх. Для густоты и устойчивости их смешивали с пучками оленьей шерсти или перьев. Женские прически - узлы и пучки, спускавшиеся низко на шею. Волосы обильно смазывали маслом, глиной или смолой, украшали цветами.Прически многих индейских племен служили не только украшением. Часто они обозначали то или иное событие в жизни: рождение ребенка, наступление зрелости, посвящение в воины, вступление в брак. Фактически прически были однотипными, но могли рассказать о занятиях представителя племени, его культуре, быте, достатке, положении в обществе.

Египет

Археологические находки показывают, что эволюция причесок проходила очень медленно, а их форма долго сохранялась в различных слоях египетского общества. Стиль этой эпохи отображал условия жизни общества. Форма прически напоминала трапецию. Волосы часто сплетали в мелкие косички и ровно обрезали таким образом, чтобы они только закрывали уши, создавая прическу «Пажо». Мужчины и женщины носили парики, форма, размер и материал которых указывали на социальное положение его владельца. Волосы парика заплетали в тугие многочисленные косички, располагая их плотными рядами.Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета считались модными. Все мужское население брило бороду, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Египтяне носили искусственные бороды из волос, которые прикреплялись шнурками к чисто выбритому подбородку.

Древняя Греция

В Греции парикмахерское искусство было на высоком уровне развития.
В период архаики мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские. Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые низкие пучки. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцевидных или серповидных локонов.После этих причесок в V-VI веках до новой эры появились маленькие аккуратные парики из подстриженных, крупнозавитых кудрей. В период расцвета Афинского государства в мужских прическах постепенно появляется некоторая женственность, например, прическа Аполлона Бельведерского. Она выполнена из завитых длинных прядей, уложенных надо лбом изящным легким бантом. В женских прическах преобладали четкие очертания пучков и узлов. Получили большое распространение туго уложенные на затылке пряди. Эта прическа называлась «прической гетеры». Со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса и получила название «греческий узел». Такая прическа считалась классической в Древней Греции.

Древний Рим

В течение долгого времени у древних римлян господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный.Мужские прически делались из взбитых волос. Самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей или до середины лба. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась. Прически не были сложными, стриглись довольно коротко, брилось и лицо.После введения христианства был принят новый вид стрижки волос - «тонзура». Предшественницей этой стрижки была стрижка «апостола Павла», при которой передняя часть головы выбривалась. Женские прически делались из длинных волос. Волосы укладывались в тугие, объемные пучки. Делались прически с разнообразными плетениями из кос, с завивкой волос волнами. Когда в Рим были привезены рабыни-блондинки, римлянки начали обесцвечивать волосы.
Позднее у римлян встречается короткая стрижка на голове и гладко выбритое лицо, так как длинные волосы и бороды мешали им в сражениях.

Средние века

Девушки франкских племен времен Меровингов (500-751 гг.) носили волосы свободными и открытыми, поскольку это не мешало им в работе. В торжественных случаях они украшали их узким золотым обручем, цветами и лентами. Знатные женщины связывали волосы на затылке по-римски или же покрывали их платком. При Каролингах, после 751 года, женщины носили посередине пробор и длинные не подвязанные сзади косы, плетение которых начиналось у самой головы. С ужесточением религиозных догм распущенные волосы становятся символом греховности, поэтому волосы покрывают не только замужние женщины, но и молодые девушки.Единственным ярким элементом в женской прическе становится головной убор.В эпоху Раннего Средневековья среди мужчин остаются популярными короткие или полудлинные волосы. Прически на данном этапе весьма примитивны. Самой популярной прической была стрижка «под горшок». Также было принято брить затылок и в области ушей.

Ренессанс

Эпоху, сменившую средневековье, характеризуют как эпоху Возрождения (Ренессанс). Она принесла с собой расцвет искусства, литературы и естественных наук. Мужчины в то время носили волосы, достигавшие плеч или лопаток. Спереди выстригали ровную челку, а височные и затылочные пряди подстригались полукругом или эллипсообразно. Прически делали как из прямых, так и из завитых волос. В женских прическах преобладали завитые локоны, закрепленные шпильками. Распространенная прическа - « Колба»- пробор. В такой прическе волосы зачесывались от макушки в разные стороны - от виска до виска. Через лоб шла ровная линия, обрезанная горизонтально. Волосы сзади подстригались по кругу, при этом концы их подвивались и подгибались внутрь.Часто делалась «пейзанская» стрижка, где применялись перевитые украшения, локоны и многое другое. Использовалось осветление волос. Прически стали делать высокими с применением каркаса.

Барокко

Этот стиль несет на себе печать величавости, перегруженности, утяжеленности. Распространяется прическа из завитых длинных и полудлинных волос, спускающихся отдельными локонами на плечи и спину.С 1624 года в моду входит пышный завитой парик.о второй половине XVII века парикмахерское дело достигает большого расцвета. Парикмахеры делают всевозможные прически: «грива», «пудель». Они представляли собой большое взбитое «облако» из локонов, окружавших лицо.Самой модной бородой этого времени считается «мушка» ~ маленький пучок волос под нижней губой.Женские прически стали более естественными. В моду входит прическа «Мария Манчини», которая укладывалась двумя полушариями. Делался прямой пробор и два змеевидных локона, ниспадающих на спину или плечи.Затем появляется новая прическа - «фонтаж». Она представляла собой нагромождение высоко надо лбом туго завитых локонов, расположенных горизонтальными рядами поэтажно. На лбу завивалось несколько локончиков, а на грудь спускался один или несколько змеевидных локонов.

Рококо

В 18 веке на смену барокко приходит рококо, а на смену высоким неестественным башням на голове элегантные и утонченные маленькие прически. В эту эпоху в моду входят трубчатые локоны. Наиболее распространенная прическа среди модниц – локоны, поднятые и уложенные на затылке, украшенные лентами, живыми цветами или жемчугом.Тем не менее, во второй половине 18 века огромные высокие прически снова завоевывают популярность. Теперь на голову женщины создаются образы морских сражений и раскидистых садов. Именно в этот период прическа достигает своих неимоверных размеров. Очень часто в создании прически начинают использоваться шиньоны. Мужские прически делались на париках, широко был распространен парик с мелкой завивкой «а-ля мутон» («под барана»). Носили и прическу «ке» («хвост») – подвитые волосы зачесывались назад и завязывались на затылке черной лентой. Изначально такая прическа делалась из своих волос, однако затем ее начнут носить и на париках.

19 век

19 век – это время расцвета классицизма, культа античности. В моде остаются блондинки. Для осветления волос начинают применять перекись водорода. В 40ы-е годы конкуренцию блондинкам начали составлять рыжеволосые модницы.Именно в 19 веке женщины начинают носить короткие стрижки. Очень популярными становятся короткие волосы, завитые в мелкие кудри. Данная стрижка возникла в память о казненных на гильотине (дело в том, что перед казнью всем приговоренным остригали коротко волосы). Подобная короткая стрижка могла быть украшенной лентой, обручем или диадемой.Начиная со второй половины 19 века, прически начинают упрощаться. В образе женщины в первую очередь начинает цениться ее естественность. Волосы обычно завивались в воздушные локоны и завязывались узлом или закреплялись шпилькой. Тем не менее, высокие сложные прически не выходят из моды до начала 20 века (создаются, как правило, для особенно торжественных событий).В 19 веке парикмахеры впервые начинают использовать особый метод завивки с применением химических средств.Что касается мужских стрижек, то в начале 19 века были весьма популярны высоко оформленные челки, а на рубеже веков в моду входит короткий прямой пробор. Длина волос тоже менялась. Сначала мужчины носили короткие волосы и завивали их в локоны. В 40-50-ых годах длина волос уже доходят до ушей и ниже (волосы также было принято завивать). С 60-ых годов в моду снова входит короткая стрижка.Что касается усов и бороды, то в первой половине 19 века их тщательно выбривали. Популярность набирают лишь небольшие бакенбарды. В 30-ых годах мужчины начинают отпускать небольшие опущенные книзу усы. Чуть позже увеличивается длина бакенбард, которые теперь доходят до подбородка, а также в моду снова входит борода (обычно раздвоенная книзу).

20 век

20 век ознаменовался радикальными переменами в парикмахерском искусстве. В моду постепенно входит короткая геометрическая женская стрижка. Видимо, популярность мужских стрижек среди женщин связана со стиранием гендерных границ в профессиональной сфере. С возникновением кинематографа кино начинает диктовать новые каноны моды. На смену утонченным блондинкам приходит женщина-вамп с четким темным каре и прямой челкой. Также в 20-ые годы в моду входят такие стрижки как «гарсон» и «буби-копф». Весьма популярны в это время небольшие шляпки-колокольчики, а также косынки. В 30-ые годы ненадолго возвращается мода на светлые волосы. В 40-ые годы наиболее распространенной прической является укладка волос надо лбом валиком (при этом сзади волосы укладывались в сетку).Господство блондинок восстанавливается в 50-ых годах с появлением в мировом кино неповторимой Мэрилин Монро. Монро становится идеалом женщины 50-ых, в моду входит легкая укладка, волосы по плечи, яркая красная помада и светлая кожа. Еще одним идеалом становится Бриджит Бардо, которая вводит в моду прямые распущенные волосы и конский хвост. Блонд остается в моде и в 60-ых. В это время особой популярностью пользуются пышные стрижки и чуть волнистые волосы.70-ые годы прошли под эгидой хиппи-движения. Именно хиппи ввели в моду выровненные длинные распущенные волосы. Среди других молодежных движений, оказавших влияние на моду, было панк-движение. Благодаря ему популярность завоевали короткая стрижка-ежик, стрижка каскад, а также разноцветные яркие пряди. Плюс ко всему, именно в 70-ых годах появляется и набирает всемирную популярность химическая завивка.80-ые годы ознаменовались возвращением к старым традициям и вкусам. В моду снова входят длинные волосы, локоны, волны, аккуратные укладки. Женщины активно начинают красить волосы в природные оттенки. Среди стрижек в моде ассиметричные челки, а также классическое каре.Что касается неспокойных 90-х, то тут наблюдается целое разнообразие причесок. Нет никаких строгих границ, каждый выбирает то, что ему по душе: от классики до авангарда. Не выходят из моды крупные локоны, начесы, челка претерпевает самые смелые модификации. Активно используются средства для фиксации в огромных количествах, осветляющие средства, плойки. В моде также гладкие прически для бизнес-леди: ровные каре, пажи, а также различные вариации коротких стрижек. Начинают набирать популярность дредлоки и африканские косички.

Сегодня в век глобализации и мгновенного распространения любой информации посредством глобальной сети интернет, когда удивить кого-либо достаточно сложно, акцент вновь делается на простоту и естественность. Прическа может быть любой, но волосы обязательно должны быть здоровыми, красивыми и ухоженными.

История парикмахерского искусства насчитывает тысячелетия. Как ни странно, прическа появилась в первобытном обществе намного раньше, чем одежда.

Уже в V тысячелетии до нашей эры люди уделяли немалое внимание уходу за волосами.

Прическа в далеком прошлом не только украшала человека, но и подчас была знаком профессии, социального происхождения, национальной принадлежности, а в особых случаях даже политической принадлежности. Каждая эпоха вносила что-то новое в развитие парикмахерского искусства, которое отражало быт и нравы каждого народа, представление людей о красоте.

Древний мир

Уже в первобытном обществе человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры: подрезал волосы кремневым ножом, обжигал над пламенем. Мужчины связывали волосы в пучки кожаным ремешком, женщины скручивали волосы в жгуты, плели косы.

Первые признаки парикмахерского искусства встречаются примерно в V тысячелетии до нашей эры у египтян. Они занимались окраской волос и ногтей, уделяли большое внимание и уходу за телом. При раскопках были найдены сосуды с косметикой.

Большое внимание уделяли изготовлению париков. Их делали из папируса, ткани, шерсти животных, окрашивали в разные цвета. Фараон, например, носил парик, как бы сотканный из множества косичек, пропитанных душистым маслом.


Египтяне уже делали завивку волос и париков при помощи холодной («мокрой») укладки. Пряди наматывали на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, по высыхании грязь отваливалась. Туалетные процедуры выполнялись рабынями, причём каждая имела свою специальность.

Мужчины брили бороды бритвами из кремния или бронзы. Для ухода за волосами уже тогда были известны гребень, шпильки. Они были сделаны из дерева, слоновой кости.Раскопки показывают, что вавилоняне и ассирийцы тоже пользовались услугами парикмахера.

Здесь встречаются первобытные формы нашей современной бритвы.Но только у древних греков многочисленные правила и методы выполнения причесок, стрижек и бритья приобрели не только названия, но и истинный смысл парикмахерского искусства.


В Греции причесывание, завивка, надевание парика являлись своеобразным ритуалом, который длился иногда по нескольку часов. Эти процедуры выполнялись специально обученными рабынями, которых называли каламистрами. Каждая процедура - мытье, окраска, завивка, стрижка волос - выполнялась раздельно.Рабы-парикмахеры должны были не только умело причесать, но и соблюсти правила эстетики. Они должны были выдержать пропорцию, гармонию прически с чертами лица.

В Греции были уже настоящие салоны, где производилась стрижка бороды и волос, а также обработка ногтей.

От природы греки имели прямые, густые черные волосы. Вместе с тем в произведениях литературы часто фигурировали златокудрые красавицы.

Женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов, осветляли волосы толченым рисом и мукой. В большинстве случаев прическу делали из завитых волос, поэтому были усовершенствованы металлические стержни-щипцы (каламис).

Они представляли собой круглый стержень, который нагревали на жаровне, затем на него накручивали пряди волос. Для придания волосам блеска их смазывали оливковым маслом. В готовой прическе для ароматизации прядей прятали конусообразные пакетики с пахучей эссенцией их экстракта жасмина и козьего жира.

У древних римлян, так же как и древних греков, парикмахерское искусство пользовалось особым вниманием. Достаточно долго там господствовал греческий стиль, пока не выработался собственный. Римские патриции много часов проводили за прической.

Рабы – тонсоресс квалифицированно осуществляли различные работы с волосами: мыли их, ополаскивали в ароматических растворах, настоянных на травах. Они выполняли прически горячей завивкой металлическими стержнями, делали и «мокрую» холодную укладку с клейкими составами.

Стригли особыми серповидными бритвами.


С приходом моды на бритые мужские лица парикмахеры стали применять кроме серповидных бритв из меди горячие компрессы – прикладываемые к коже сильно нагретые льняные полотенца. Рабыня, которая проводила окончательную укладку волос и оформляла прическу украшениями, посыпала ее золотой пылью, лазоревым порошком, пропитывала ароматическими маслами, называлась кипасис.

В Древнем Риме существовали так называемые косметы - рабы, украшающие тело и лицо. Так как в моде была сильная бледность, то женщины белили себе лица и руки толчёным мелом. Для подводки век пользовались сажей или сурьмой. Губы подкрашивали и румянили щёки отстоем красного вина или растительной краской, называемой фукус.

В Китае и Японии для того, чтобы прическа была более устойчива, под волосяные пряди мастера подкладывали картонные подпорки, бархатные валики, подушки, они придавали прическе объемность. А для долгой сохранности прически волосы смазывали клейким составом, смолами или белками яиц.


Средневековье и эпоха Возрождения

Хорошо известно, что в ранней Средневековой Европе поиски в области моды и прически считались греховными, все плотское считалось «от дьявола» и изгонялось - в том числе, разумеется, и косметика. Женщины скрывали волосы под накидкой, сложные прически стали не нужны.

Расчески в это время делались из дерева или слоновой кости, в некоторых случаях из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.

И, тем не менее, именно в эту эпоху инквизиции и религиозных войн в складывающихся городах ремесленники объединялись в цехи.

Цирюльники и брадобреи боролись за положение в обществе. Известно, что уже в Древней Италии было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии, и центром его был город Капуя близ Неаполя. Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады.

Кроме бритья и стрижки, средневековые парикмахеры, которых называли банщиками, оказывали жителям городов и иные услуги гигиенического характера. Их цеховым гербом была медная мисочка для взбивания мыльной пены, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии бани. Таким образом посетители узнавали, что вода для купания уже достаточно горячая.

Кроме банщиков, в средневековых городах существовали цехи цирюльников, или брадобреев, которые позднее объединились с банщиками. Цирюльники предлагали и медицинские услуги: ставили банки, пускали кровь, прикладывали пиявки, вырывали зубы - по этой причине они охотно называли себя хирургами.

В эпоху Возрождения лавочки цирюльников росли в городах как грибы после дождя.

В начале XV века цех банщиков и цирюльников получил право иметь оружие и знамя с цеховой эмблемой - изображением сороки. Членам цеха дозволялось носить повязку с вышитым на ней гербом как знак цеховой принадлежности, при случае его можно было использовать для пережимания артерий.

XVI -XVII века

В эпоху Барокко, следуя введенной безволосым Генрихом III моде на парики, их стали носить по всей Европе, что способствовало развитию парикового дела. В начале XVII века Эрвэй, мастер по изготовлению фальшивых волос, изобрел парик-аллонж, т.е. парик с длинными локонами.

Из Франции этот вид парика распространился по всему миру. Из «Берлинской хроники» видно, что в 1674 г. в Берлине поселились три французских мастера парикового ремесла, а в 1716 г. упоминается о париковом цехе. Рабочие, занимавшиеся обработкой волос, назывались французским словом «постижер».

Еще большего взлета достигло парикмахерское искусство в первой половине XVII века, во времена абсолютизма во Франции.

Королевские лейб-парикмахеры создавали невероятное число моделей замысловатых причесок, которые должны были, по замыслу их авторов, подчеркивать величие придворных и членов королевской семьи. Каждый уважающий себя придворный парикмахер был обязан иметь под рукой специальные расчески для королевских париков с двойным рядом зубцов и специальным футляром.

Здесь, как и в античном мире, ценились парики. Мода на них продолжалась долго - вплоть до французской буржуазной революции 1789 г., когда была сметена не только сама королевская власть, но и всевозможные атрибуты этой власти: вне закона объявили и пудреный парик. Ношение его грозило владельцу судебной расправой.

XVIII век

В 60-70гг. XVIII века прически представляют собой целые волосяные сооружения в пол метра высотой, возводимые искусными парикмахерами-куаферами в течение нескольких часов.

В Париже специально готовили куаферов в академии парикмахерского искусства, созданной куафером короля Людовика XV – мэтром Легро. В это время появляются все новые прически как результат соперничества куаферов между собой.

В 1780 г. куафер Леонар придумал для королевы Марии-Антуанетты сложную прическу, украшенную волнами шифона, перьями драгоценностями. Для того чтобы ее выполнить, нужно было прибегнуть к помощи каркаса. Опора оплеталась волосами, маскируя железные или деревянные прутья.

На такие высокие прически использовали до десятка шиньонов. Прикрепляли их по поясам, на которые разделялась вся прическа. Часто каркасы заполняли батистовыми платочками или тонкой бумагой, чтобы особенно не утяжелять прическу.Оживление театральных представлений привело к побочной специальности по изготовлению театральных париков.

Демократизации моды, упрощению видов причесок способствовала французская буржуазная революция 1789 года, которая сгладила сословные различия, но не устранила их окончательно.


XIX век

В 60-е годы XIX века во Франции парикмахер императрицы Евгении Гуго изобрел специальный способ вытравливать волосы с помощью перекиси водорода. Вскоре в высшем свете не осталось ни брюнеток, ни шатенок.

Последовали годы развития капитализма, шедшего рука об руку с техническими изобретениями. Газ, электричество, завивка; все это так подействовало на парикмахерское ремесло, что наступила переоценка машинной работы, а искусство дамского парикмахера все больше и больше теряло свое значение.

К тому же, была объявлена свобода профессий, которая привела к устранению напряженности между банщиками, брадобреями и фельдшерами, и вместе с этим и к разграничению врачебной профессии от ремесла брадобреев.

Электрическая машинка для стрижки волос, вытеснившая с 1880 года ручную, придала профессии новый отпечаток.

В 1884 году немецкий парикмахер Фишер изобрел завивку мертвых волос. Изобретателем щипцов для волос является француз Марсель. Его изобретение, несмотря на множество мелких усовершенствований, к нашему времени в основном осталось без изменения.

На исходе XIX столетия парикмахеры начали борьбу за свое признание в общественной жизни, за единство всего ремесла. Были основаны первые корпорации. Корпорация «брадобреев, парикмахеров и мастеров парикового ремесла» состояла преимущественно из владельцев дамских и мужских парикмахерских, в «париковую и волосообрабатывающую корпора-цию» были объединены дамские и мужские парикмахеры.


XX век

Около 1904 г. Шарль Нестле (Карл Неслер или Нестлер), француз немецкого происхождения, изобрел термическую долгосрочную шестимесячную завивку (перманент). В 1909 г. он ввел впервые аппарат для завивки, нагреваемый электричеством. Аппарат весил около 900 г и был подвешен к потолку. От него свешивались на подвижных проводах с контрбалансами нагреватели. Для защиты головы от ожогов применялись войлочные кольца.

В большинстве случаев в парикмахерских работали сами мастера с несколькими учениками. Рабочая неделя составляла от 95 до 100 часов. После первой мировой войны были установлены часы работы, и рабочая неделя составила около 54 часов.

В двадцатые годы стали появляться предприятия по изготовлению аппаратов, машин и парикмахерских принадлежностей. Иосиф Майер выпустил в 1924 г. свое изобретение плоской намотки волос, вызвавшее в технике завивки большой переворот.

Успех этой техники был подтвержден ан конкурсах шестимесячной завивки в 1924 и 1925 гг. в Дрездене и в Карлсбаде. В это время появился новый аппарат низкого напряжения с внутренним нагреванием фирмы Wella. После такого большого успеха термической завивки возникла мысль производить завивку без аппарата холодным (химическим) способом.

В 1939 г. фирма Нестле-Лемюр, Нью-Йорк выпустила препарат для нового метода завивки и фиксирования формы волос.

Парикмахерское дело в России
Допетровская эпоха

История прически и стрижки России разнообразна. Но в своем большинстве славянские народы издревле носили длинные волосы и бороды, женщины - косы, для расчесывания которых использовали гребни. Найденные на раскопках гребни также стары, как история нашей культуры. Материалом для него служили дерево, рог, кость, металл. Под влиянием норманнов стали переходить к полудлинным волосам, бороды стали брить, оставляя только усы.

С распространением христианства вновь появляются длинные бороды, подстриженные в форме лопаты. Самой распространенной среди мужского населения Древней Руси от мала до велика была стрижка «под горшок». И эту работу выполняла домашняя прислуга у состоятельных граждан или глава семейства - у бедняков. С XIII века, вследствие татарского нашествия, русский люд стал подражать и стричься по восточному обычаю, даже брить голову наголо.

Царская Россия

В 1675 г. царь Алексей Михайлович издает указ - «иноземных обычаев не перенимать, волос на голове не подбривать, платья иноземного не носить». Большинство населения в этот период пользовалось услугами «холодных», бродячих цирюльников. В обязанности цирюльников входило не только стричь, брить, но и пускать кровь, ставить пиявки, вырывать зубы, лечить раны. Парикмахерским делом занимались и крепостные («тупейные художники»), которых содержали в большой строгости, не разрешая работать на других.

Петровские реформы ввели немецкие, а затем французские моды.

В 1702 г. Указ царя перечислял всех, кто должен надеть модные европейские костюмы и изменить прически. Нарушителей безбожно штрафовали. Был введен специальный «бородной ззакон» (пошлина на бороду): заплатив ее, владелец бороды отдалял на год ее сбривание. У городских ворот оборудуются специальные будочки, в которых находились наблюдатели и сборщики пошлины.

При правлении Петра I наконец женщины перестали быть затворницами и смогли посещать балы и ассамблеи. Вот тут-то и сыграла природа женщины основную роль. Пытаясь перещеголять остальных, дамы все больше требовали от своих кавалеров выписывать западных куаферов за неимением своих.

Так в русскую моду вошли прически большого объема из густых локонов и с украшениями из дорогих ювелирных изделий. Со временем Россия все же выработала свой собственный стиль, который был продиктован своеобразием русской натуры. Постепенно прически дам становились все менее вычурными, более скромными, что всегда отличало женщин России.

Старорусская прическа «под горшок» сохранилась только среди крестьян и старообрядцев. Состоятельные люди носили парики. В период царствования Елизаветы Петровны был введен Указ о пользе брадобрития. Бородной знак в 1762 году был отменен.

Уже в XVIII веке существовали журналы мод, их которых дамы узнавали о модных тенденциях не только в одежде, но и в прическе. Это «Библиотека Дамского Туалета», «Магазин Английских, Французских и Немецких Мод», «Модное ежемесячное приложение» и др.

Приведем фрагмент хроники 1799 г. (распоряжение столичного оберполицейского):

18 февраля - запрещается танцевать вальс.
2 апреля - запрещается иметь тупей, на лоб опущенный.
17 июля - запрещается всем носить широкие большие букли.
12 августа - «Чтобы никто не имел бакенбарды».

А. С. Пушкин писал об этом времени: «Народ, упорным постоянством удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победой и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр».

1801 г. - Александр I издает Указ обрезать волосы и косы иметь только 4 вершка.

1806 г. - кадетам было-приказано стричь волосы под «гребенку».

1807 г. - офицеры носят косы только в торжественных случаях.

При дворе Екатерины II особенно распространилась мода на парики.

Цирюльники и куаферы

Цирюлен в городах было мало, и парикмахеры бродяжничали, нося с собой свой инструмент.Они ходили по базарам дворам и квартирам, выискивая клиентов.

Цирюльники таскали с собой громоздкие ящики, наполненные замысловатым инструментом и парфюмерией. На шее у них неизменно болтался деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали клиентов. Появление на улице цирюльника всегда становилось событием. Вокруг сразу же собирались зеваки, останавливались прохожие, чтобы послушать их скоморошьи присказы:
- Бреем, стрижем бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем.

Банки, пиявки, набор грудной степной травки! Эти присказы - своеобразный перечень работ и услуг, проходившихся цирюльниками.

Кроме стула, неизменной принадлежностью цирюльников, как мы уже заметили, был приборчик. В нем находились ланцеты, ножницы нескольких видов, широкие бритвы, сосуд для хранения живых пиявок, простейшие медицинские инструменты, загадочные медикаменты в темно-синих флаконах, а также некая «помада собственного изготовления, рекомендуемая для ращения волос»... Цирюльник в России - профессия уникальная, заключавшая в себе не только парикмахерское мастерство, но и обязанности доморощенного лекаря: он делал кровопускания, удалял зубы и даже лечил раны.


Бродячие цирюльники слыли высококвалифицированными мастерами парикмахерского дела, чем и сами нередко гордились. Каждый из них имел свой круг клиентов и своеобразную легализацию. Один служил, например, при дешевых городских банях, другой ходил «по приглашениям» по домам, третий работал в дорогом фешенебельном салоне.

Цирюльничье дело стало умирать в 90-х годах XIX столетия. Оно даже подвергалось запретам. На смену ему пришло дело парикмахерское.

После войны 1812 года французские пленные сменили мундиры на платье цирюльников. Французы имели шумный успех. Знатные князья выписывали настоящих парикмахеров из Парижа. В крупных городах открываются парикмахерские, принадлежащие иностранцам. Обставлялись они дорогой мебелью, зеркалами, витринами, много было парфюмерии и косметических средств.

На столиках лежали модные французские журналы, обслуживание стоило дорого.

Россия в области моды была полностью ориентирована на Францию. В салонах, в своем большинстве, заправляли французские мастера.

В Москве и Петербурге появились первые парикмахерские салоны, или, как их называли, «залы для стрижки и бритья». Заметим, что пользоваться их услугами могли только люди состоятельные, ввиду того, что любая из них обходилась весьма недешево. На фасадах этих заведений красовались вывески с изображением изящно причесанных кавалеров с блестящими от помады волосами.

Здесь же, в залах, не только стригли-брили, но и торговали парфюмерией. Обилие парикмахерских салонов, издание журналов по парикмахерскому делу и причёске способствали распространению всевозможных вариантов причёсок. Несмотря на внешний лоск и блеск (парикмахеры были одеты в хорошие костюмы, носили манишку и цветной галстук), их труд был сплошным унижением перед богатыми клиентами.

Парикмахерских школ в дореволюционной России не было. Обучение проходило «в мальчиках». И старые мастера не спешили делиться своими профессиональными секретами.

В 1860 году русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место в конкурсе. А в 1888-1890гг. Иван Андреевич Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства.

В 1886 г. за участие во Всероссийской выставке он получает Большую серебряную медаль. А, участвуя вне конкурса в 1888 г. в Париже и выполнив три прически, он поразил Высокое жюри и ему вручили бриллиантовые академические Пальмы.

В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже ему вручили награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. После этого Андреев стал признанным профессором парикмахерского искусства, его приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок. Он побывал во многих столицах Европы.

В 1909г. И. А. Андреев выпустил книгу своих воспоминаний, Альбом причесок, которые были удостоены высоких наград, был издан первый каталог.

Парикмахерское дело в СССР

В первые годы XX века вновь наблюдается преклонение перед заграницей. Дамские мастера - французы - отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев.

И хотя они уже доказали, что никакая сложность дамского парикмахерского искусства им не страшна, но укоренившаяся в сознании зависимость от заграницы продолжала довлеть над русскими мастерами. В первые три десятилетия XX века парикмахерское искусство находилось на невысоком уровне. Первая мировая война, революция, гражданская война - все это отрицательно сказалось на уровне жизни общества, не говоря уже о парикмахерских услугах.

В 1914 г. - появляется «Русская стрижка» - первая короткая женская стрижка, внесшая такое нежное очарование в облик россиянок. Короткие волосы дали новый импульс для парикмахеров. Их стали укладывать при помощи холодной укладки или горячими щипцами.

Это был хоть какой-то «прогресс». Только к концу 30-х годов в России появляется довольно широкая сеть парикмахерских, оказывающая населению большой набор услуг.


Наряду с модными в то время стрижками типа «Фокстрот» женские парикмахеры с успехом выполняли сложные прически методом укладки волос горячими щипцами. Популярна была и длительная завивка (перманент). На коротких волосах она выполнялась горизонтальным методом, на длинных - вертикальным. Технологический процесс осуществлялся паровыми или электрическими аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические краски.

В 1936 г. в специальном приказе Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР предусматривалось не только расширение сети парикмахерских и улучшения их работы, но и коренное изменение методов работы мастеров. Были разработаны новые правила, новые прейскуранты.

Большое значение имело постановление о присвоении мастерам категории в зависимости от их квалификации и о введении звания «мастер парикмахерского дела». Открываются первые салоны. Мастера начинают работать электрическими машинками для стрижки, появляются аппараты для электрической и паровой завивки. Парикмахеры в 1938 г. получили трудовые книжки. К 40-м годам - термическая завивка прочно вошла в арсенал услуг дамского парикмахера.

Великая Отечественная война перечеркнула все из того, что было создано, страна потеряла много квалифицированных мастеров.

В послевоенный период парикмахерские вновь стали возрождаться из пепла. Изобретенный в тридцатые годы в США химический метод завивки волос только к пятидесятым годам будет широко внедрен в парикмахерские услуги России и других союзных республик бывшего СССР. Наряду с этим становится популярной укладка волос на бигуди.

Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцами, завивку паровыми и электрическими аппаратами. А появление окислительных красителей из парофенилендиамина (урзол) позволило упростить технологию и расширить цветовую гамму оттенков при окраске волос.

Оторванность от внешнего мира и государственные проблемы переориентировали массу народа от естественного человеческого желания быть изящным, красивым и нравиться окружающим. Получившая распространение химическая завивка к концу 50-х выразилась в том, что женщины стали украшать голову мелкими кудряшками. Но появляются и огромные, гладко зачесанные головы с сильным тупированием.

А Московский фестиваль украсил женщин прической «Венчик мира». Перевалив через середину века, парикмахерское дело медленно и уверенно поднимается в очередной раз с колен.

На работу парикмахеров России сильное влияние оказывает кино и иллюстрированные журналы. Женщины очнулись от страшного сна и с особым рвением задали работы парикмахерам. Французская актриса Брижит Бардо, снявшаяся в главной роли в фильме «Бабетта идет на войну», на несколько десятилетий стала законодательницей моды среди женщин. Другая актриса - Марина Влади - ввела в моду прямые волосы после фильма «Колдунья».

В 1963-1964 гг. распространяется плетение из волос. Стали применять дополнительные косы и шиньоны. Парикмахеры после рабочего дня садились по домам за плетение и тамбуровку париков шиньонов, выполняя срочные заказы клиентов.

В конце 60-х годов и мужчины стали завивать волосы при помощи химической завивки. И еще один сюрприз. Возрождается страсть к парикам.


Это был настоящий бум. На этот момент они были очень популярны в Европе и Америке. Парики были синтетические, из моноволокна машинного производства, и их носили как женщины, так и мужчины. Тогда уже у россиян проявилась национальная черта - купить парик, но при этом обязательно немецкий, а лучше - японский.

С этого момента отечественные товары не пользуются спросом. Это прибавило работы парикмахерам, и наметился незначительный подъем. Прически стали сочетать в себе несколько элементов - стрижку, завивку в локоны, мягкие волны. Основным инструментом парикмахеров становятся бигуди, фен.

В начале семидесятых годов наблюдается отток мужчин-парикмахеров, а это связано с непопулярностью профессии. Мужчины-мастера дорабатывали свой трудовой стаж, как законопослушные граждане. Молодые юноши не шли в парикмахеры, считая это зазорным и унизительным «ковыряться» в голове клиента. Такой настрой сохранятся до конца XХ века.

На смену пришла прекрасная половина. Женщины России стали интенсивно заполнять освободившуюся нишу. Они полностью заняли все должности, от уборщицы до хозяина парикмахерской. Молодая смена мастеров пытается осилить достижения своих предшественников - мужчин.

Но, столкнувшись с титаническим трудом, делает скромные по объему и деталировке прически типа «букли». Страну продолжают затоваривать синтетическими париками разной цветовой палитры. Цвет волос у женщин начинает часто меняться: то ярко-рыжий, черный, вытравленный белый (обесцвечивали волосы до его разрушения), то нежные цвета осени.

В середине 70-х годов в Россию приходит стрижка «Сэссун», которую предложил Видаль Сэссун - английским парикмахером.

Это было открытие века в технологии стрижки. В лексиконе парикмахеров появилось понятие модельной стрижки, и наряду с ней возрастает стоимость услуги. Многие прически делают на базе химической завивки. Дополнением причесок стали накладные волосы - локоны и косички. По стране открывается сеть парикмахерских, оборудованных по последнему слову техники.

Ориентируясь на запад, в стране проводят конкурсы и показы, первый из которых прошел в 1970 г. В 1981 году на международном конкурсе парикмахерс кого мастерства Важей Мхитаряном создается прическа «Музыка», которая завоевывает первое место.

Во всех областях и городах СССР появляются экспериментальные лаборатории по образцу ЦПКТБ/ОТПУ ЦПКТБ Росбытсоюза/ - Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро Минбыта РСФСР. Возглавляла его Долорес Кондрашова. Это принесло только убытки городским объединениям бытового обслуживания. На этом этапе Министерство бытового обслуживания, являлось, по сути, монополистом. Низкие расценки, большой план и завышенные требования довели парикмахеров до нищенства.

В наше время профессия парикмахера обрела новое звучание и стала достойным выбором для многих. И в этом нет ничего удивительного, ведь эта профессия замечательна тем, что прочно ассоциируется у нас с такими понятиями как «красота», «элегантность», «хорошее настроение».

Можно с уверенностью сказать, что профессия парикмахера в современном мире полностью поменяла свою полярность, перестала ассоциироваться с чисто женским ремеслом. Сегодня это - стиль, новые технологии, креатив, участие в конкурсах и возможность творческого самовыражения.

Мода, как известно, никогда не стоит на месте - она переменчива, она всегда соответствует предлагаемым обстоятельствам. В наш век скоростей, информации и Интернета она меняется особенно быстро. Что дальше? Сказать сложно. Подождем…

Цирюльник (устар.) - парикмахер, владеющий также элементарными приемами врачевания

Постижер (фр. posticheur) – подушка, которую дамы носили при себе и на которой расчесывались парики

Куафёр (фр. coiffeur) - уст. парикмахер

Из этого впоследствии развилась профессия театрального парикмахера, а с появлением кино - и профессия гримера.

Он же изобрел и искусственные ресницы.

Бигуди - приспособление для завивки волос цилиндрической формы. Изготавливаются из металла, резины, пластмассы.

Тупировка - взбивание волосяной пряди для придания пышности и объема.

Тамбуровка - прикрепление волос к материалу. Применяется при изготовлении постижерских изделий.



Загрузка...