paradisemc.ru

Глубинный смысл рождества христова. «Значение празднования Рождества Христова состоит в том, что оно приближает к нам Спасителя». Рождественское послание

Таинственный, близкий каждому из нас, радостный праздник Рождества Христова является одним из важнейших событий в христианском мире. Его отмечают особенно торжественно. Елки, украшения, подарки, рождественский гусь на столе — основные атрибуты праздника.

Многие ли из нас задумываются над сутью Рождества? Многие ли рассказывают чудесную рождественскую историю детям? Или каждый год по инерции мы наряжаем ель, дарим близким подарки и едим, едим?

Библейская история — лучшая иллюстрация сути Рождества

Практически все люди когда-либо читали историю, записанную на страницах Библии о рождении Иисуса Христа. Евангелист Лука по вдохновению Духа Святого рассказывает о том, как к деве Марии, которая была обручена с Иосифом явился ангел и сказал слова, которые пронзили ее в самое сердце: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою!» И далее ангел Божий возвещает ей великую весть о том, что она родит Сына и наречет Ему имя Иисус, и Он будет Спасителем мира.

В Евангелии от Матфея (1 глава 18 стих) ясно сказано, что прежде чем они сочетались, оказалось, что Мария имеет во чреве от Духа Святого. Другими словами, Мария оказалась в затруднительном положении. Предстоял разговор с Иосифом и многое зависело от его реакции.

По закону женщина, которая была в блуде наказывалась смертью. И если бы Иосиф распустил худую молву о невесте, будучи движим уязвленным самолюбием, то Марию просто побили бы камнями. Мы видим из текста, что Иосиф был праведным человеком и потому хотел после разговора тайно отпустить девушку. То есть без огласки, тихо, по-мирному.

Однако у Бога свой план. Ангел явился Иосифу и и сказал ему замечательные слова, после которых праведный муж принял Марию и не знал ее, пока она не родила. Ангел возвестил Иосифу о рождении Младенца, которого он должен назвать Иисус — «Господь спасение наше». Здесь как раз хорошо видна суть Рождества — спасение людей от грехов их.

Во второй главе Евангелия от Луки сказано, что в то время была перепись населения и каждый должен был отправиться в то место, откуда он родом. Скорее всего, это событие не происходило зимой по той простой причине, что погодные условия не позволили бы многим совершить поездку в свою местность.

Кроме того, в пользу того, что Иисус был рожден не зимой говорит тот факт, что пастухи, видевшие ангелов, не могли пасти овец в холодное время года. В этот период времени стада не выгоняли на пастбища из-за неблагоприятной погоды. Как ни странно, но вероятнее всего, дату 25 декабря, как день рождения Христа, принесли новообращенные христиане из язычников. А церковь, вместо того, чтобы бороться с языческими традициями, помогла их «христианизировать».

Как бы там ни было, важна не сама по себе дата (ведь это все условно), но событие, которое произошло много лет назад: родился Христос — Мессия, Спаситель, Тот, Кто стал посредником между Богом и человеком и чрез Которого мы имеем доступ к Творцу миров.

Но вернемся к библейской истории. Мария вместе с Иосифом отправилась в дом своего родства для переписи — в Вифлеем. Там в хлеву, из-за неимения места в гостинице был рожден Христос и положен в ясли для скота. Его рождение для окружающих было незаметным. Лишь те, кто в сердце своем ожидали больше всего на свете увидеть Мессию, те, в чьем сердце было место для веры смогли стать свидетелями этого чудесного события.

Пастухи пасли свое стадо. Ночью им предстал ангел Господень и слава Божья осияла их. Как бы мы отреагировали на присутствие ангелов? Написано, пастухи сильно испугались. Немудрено. Ночь, тихо, на небе звезды и вдруг — воинство небесное взывает: «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение.»

Но ангел сказал пастухам: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Далее пастухи услышали о знамении, о том, что найдут Младенца, лежащего в яслях.

Удивительно, но первыми людьми, которые услышали благую весть стали простые люди, чей труд не был в почете у евреев. Не фарисеи — самые праведные из народа, не цари, не вельможи, а простые люди, ожидающие Спасителя и поверившие Слову Бога.

В этом хорошо виден смысл и суть Рождества: иметь веру, пусть с горчичное зерно, дабы можно было получать просимое. Христос родился, чтобы спасти нас не чрез наши добрые дела, а через веру. Веру в то, что Он есть и ищущим воздает.

Вера пастухов произвела действие. Они поспешили в Вифлеем и, нашедши там Младенца, поклонились Ему, а, возвращаясь, возвещали всем о чудном событии, которое произошло ночью.

Мудрецам с Востока выпала честь видеть новорожденного Иисуса. Можно с уверенностью сказать, что эти люди искали Бога. Они изучали звездные светила, законы мироздания. Во всем они видели Руку Творца и потому, читая Священные Писания, верили в приход Спасителя мира и ожидали Его.

Мудрецы видели звезду на Востоке и шли за ней в поисках Младенца для поклонения. Так было угодно Богу, что они встретились с царем Иродом. Ирод приказал волхвам разузнать время, когда должен был родиться Иисус для того, чтобы, якобы, поклониться Ему.

Мудрецам же было откровение от Бога не возвращаться к правителю. Ирод оказался осмеянным и, разгневавшись, повелел истребить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях до 2-х лет. Иосиф, Мария и Младенец в это время были далеко от того места. Во сне Иосиф получил откровение бежать в Египет.

Плач и крик наполнили землю. Первыми, кто пострадал за Христа были несмышленые дети. Именно о них Христос говорил: «Ибо таковых есть Царство небесное». Мы своим ограниченным умом не в состоянии понять пути Божьи. Потому станем опасаться роптать.

Звезда привела волхвов к месту рождения Христа. Они принесли Ему драгоценные подарки: золото, ладан и смирну. Золото поистине царский дар, символ того, что Христос — Царь и Бог.

Пахучая смола — ладан символизирует чистоту сердца. Сей дар принесли Иисусу как Первосвященнику.

Смирна — прообраз Совершенной Жертвы, которую Иисус принес за грехи мира. Эта жертва — Сам Господь.

Размышляя над этой истиной, возникает вопрос: а для чего вообще нужна жертва? Ответ дан в Писании: «Без пролития крови не бывает прощения». Как в физическом мире есть свои законы, так существуют законы и в мире духовном. Это один из них.

В ветхозаветное время за свой грех человек должен был пролить кровь животного. Но и она не смогла удовлетворить святость Божию. Тогда Творец в Своей любви к падшему человечеству послал Своего Сына родиться в этот мир, быть распяту и воскреснуть.

Суть Рождества — пришел, чтобы умереть за людские грехи. За нас, за тебя и меня или вместо тебя и меня. Зачат от Духа Святого, по плоти — человек, по духу — Бог.

Традиции как попытка отобразить суть Рождества

Официальная церковь и верующий люд начинают праздник с ожидания. Принято придерживаться поста. Ожидание символизирует духовный дар.

После этого начинается, так называемое, приближение Рождества — сочельник, когда готовят специальное блюдо. В это время положено готовиться к исповеданию и причастию, настраиваться на празднование Рождества.

Непременный атрибут торжества — ель, символизирующая вечную жизнь, дарованную во Христе, а звезда, как украшение верхушки лесной красавицы, напоминает о вифлеемской звезде, которая привела волхвов к Младенцу.

И, наконец, подарки, те, что мы дарим друг другу также помогают вспомнить рождественские события, когда мудрецы принесли к ногам Иисуса золото, ладан и смирну.

Зачем знать о сути Рождества?

Знать о цели прихода в этот мир Христа и нужно, и важно. Важно не просто передать будущему поколению традиции и обряды. Жизненно необходимо донести тем, кто будет после нас истинный смысл Рождества, побудить детей читать и изучать Библию, искать истину, размышлять, замечать во всем, что нас окружает Руку Божью.

Суть Рождества — благая весть

Основная цель рождения Иисуса можно сформулировать так:

Чтобы нас искупить

Чтобы восстановить или возродить нас

Чтобы примирить с Богом

Обобщая все вышеизложенное, стоит подчеркнуть, что суть Рождества это благая весть. Весть о том, что когда-то в этот мир пришел Спаситель, чрез Которого открыт и поныне доступ к Богу, чрез Которого мы имеем право поднять свой взор к Небу и сказать: «Отец, ради Иисуса прости меня и прими, и когда придет мое время введи меня в Царство Твое».

Как донести суть Рождества детям?

В преддверии праздника важно прочесть малышу историю о рождении Иисуса. Это основное, что необходимо сделать. Просто и доходчиво с рассматриванием картинок раскрыть значение Рождества.

Некоторые аспекты, на которые следует обратить внимание:

1. За много лет до рождении Мессии об этом событии пророчествовали пророки Ветхого Завета.

2. Без Совершенной Жертвы стало невозможным удовлетворить святость Божью.

3. Мария и Иосиф были праведными людьми.

4. Из-за неимения места в гостинице Марии пришлось рожать в хлеву среди овечек и волов, а, спеленав, положить Младенца в кормушку для скота.

5. Сын Божий родился в убогой пещере, а не во дворце, дабы к Нему мог придти самый «никудышний» человек, самый большой грешник и самый бедный.

6. Первыми услышали благую весть пастухи. Они поспешили поклониться Новорожденному ибо верили.

7. Мудрецы с Востока искали и нашли. Когда ищешь, всегда находишь.

Кроме того, можно создать особую атмосферу праздника. Купить картинки с изображением Святой Четы, включить Рождественскую музыку, дать возможность посмотреть мультфильм о рождении Иисуса. Все это поможет донести до ребенка суть Рождества.

Не столь важны традиции и обряды сами по себе, сколько важно иметь трепет и благоговение перед Тем, Кто добровольно пришел в этот мир для искупления греха. Теперь нет необходимости за каждый свой грех идти и приносить в жертву животного. Христос отдал Себя, чтобы мы могли в простоте сердца, если согрешили, сказать: «Господи, ради сына Твоего, прости меня и дай силы поступать как учишь Ты».

Вот, в чем суть Рождества — Спаситель дарит одежды праведности каждому, кто этого желает, кто верит в Его искупительную жертву. Для каждого Христос может стать личным Спасителем. Только бы очень этого хотеть.

Пожалуй, самый светлый, радостный, чистый праздник Рождество Христово. Весь православный мир отмечает его с особым трепетом и благоговением.

В чем тайный смысл Рождества?

Это праздник мира, душевного спокойствия, равновесия. Обращаясь к истории можно вспомнить, что 2000 лет назад в Вифлееме произошло удивительное событие. В этот мир пришел сын Божий Иисус Христос, который родился сверхъестественным образом. Его матерью была непорочная Дева Мария, которую до сих пор все знают, как Богоматерь или Богородицу. Сын Божий, придя на землю, не был окружён богатством и роскошью. У малыша не было даже колыбели. Он появился на свет как спаситель мира в обычных яслях, предназначенных для животных.

Когда празднуется Рождество Христово?

Это праздник Русской православной церкви, который принято встречать 7 января. В период перед светлым торжеством принято соблюдать длительный, строгий и довольно суровый сорокадневный пост. Верующим запрещается употреблять в пищу мясо, молоко яйца и некоторые другие продукты. Как правило, постный стол - это овощи, фрукты, хлеб, испеченный на воде и дрожжах и ничего более. Какие-либо увеселительные мероприятия запрещены по религиозным соображениям. Поэтому празднование Нового года, в традиционном смысле этого слова, конечно же, отменяется.

В чем смысл Рождества Христова?

Рано или поздно дети спрашивают у своих православных родителей, которые почитают обычаи, а в чем же суть Рождества и его праздновании? Подрастающему поколению необходимо объяснить, что младенец - Сын Божий родился для того, чтобы умереть за нас. Своей смертью он заплатил за грехи всех людей, которые бездумно совершали их. То есть, Иисус Христос дал всем людям возможность примириться с Богом. Верующие родители должны рассказать своим детям, что смысл в Рождестве не только славить Иисуса, рожденного в яслях, но и его великую жертву, принесенную человечеству. Ведь он пришел на землю в облике человека, чтобы испытать муки и умереть за грешников, заплатив своей жизнью за спасение людей. То есть, празднуя Рождество, православные восхваляют чудесное рождение Спасителя, который сберег людей и уничтожил власть дьявола над ними. Вот такой сакральный смысл несет в себе Рождественский праздник.

Как празднуется Рождество? При приближении торжественных мероприятий, верующие посещают церковь, где идет праздничная служба. В канун Рождества принято: дарить друг другу подарки, слать родственникам и знакомым красивые рождественские открытки, ходить в гости, готовить традиционные кулинарные блюда, украшать по-особенному свое жилище, наряжать елку. Существуют и традиции колядования, святочных карнавалов, которые возрождаются в последнее время.

Великая тайна благочестия

В истории человечества нет более великого и радостного события, чем пришествие в мир и воплощение Сына Божия. Оно есть дело бесконечной любви Бога Отца, Который "так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную."

Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило к лучшему мир: оно дало людям новый образ мыслей, облагородило их нравы, направило по новому руслу мировые события. Оно принесло людям силы бороться с грехом, примирило с Богом, усыновило людей Отцу и возродило все их естество. Оно влило в дряхлый человеческий организм струю Божественной жизни и этим принесло людям вечную жизнь. По этим причинам воплощение Сына Божия оказалось в самом центре мировых событий и от него ведется летоисчисление - до и после Рождества Христова. Празднование же Рождества Христова стало радостнейшим праздником верующего человечества.

Здесь мы расскажем о событиях, связанных с Рождеством Христовым, побеседуем о духовном значении этого события и в конце остановимся на главных моментах рождественского богослужения.

Событие Рождества Христова

Перед рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. Иудеи ожидали Его пришествие на основании пророчеств; язычники, бедствуя от безверия и всеобщей распущенности нравов, также с нетерпением ожидали Избавителя. Все пророчества относительно времени воплощения Сына Божия исполнились. Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды (Быт. 49:10). Св. Даниил предсказал, что Царство Мессии наступит в семидесятую седьмину (490 лет) после выхода повеления о восстановлении Иерусалима, в период могущественного языческого царства, которое будет крепкое, как железо (Дан. 9:24-27).

И вот, действительно, к концу Данииловых седьмин, Иудея подпала под владычество мощной Римской империи, а скипетр от Иуды перешел к Ироду, идумеянину родом. Настало время прийти Христу. Люди, отпав от Бога, стали обоготворять земные блага, богатство, мирскую славу. Сын Божий отверг эти ничтожные кумиры как плод греха и людских страстей и благоволил прийти в мир в самой скромной обстановке.

События Рождества описаны двумя евангелистами - апостолами Матфеем (из числа 12-ти). и Лукой (из числа 70-ти учеников). Так как евангелист Матфей писал свое Евангелие для евреев, то он поставил себе цельюдоказать, что Мессия происходит от праотцев Авраама и царя Давида, как это было предсказано пророками. Поэтому евангелист Матфей начинает свое повествование Рождества Христова с родословной (Мт. 1:1-17).

Зная, что Иисус не был сыном Иосифа, евангелист не говорит, что Иосиф родил Иисуса, а говорит, что Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос. Но почему же он приводит родословную Иосифа, а не Марии? Дело в том, что евреи не имели обыкновения вести родословные по женской линии. Закон же их повелевал брать жену непременно из того же колена, к которому принадлежал муж, поэтому, евангелист не отступая от обычая привел родословную Иосифа, показывая, что Мария - жена Иосифа, а, следовательно, и родившийся от Нее Иисус происходят из того же колена Иудина и рода Давидова.

Извещенная Архангелом Гавриилом о том, что Она избрана стать Матерью Мессии, Пресвятая Дева отправилась на свидание с Елизаветою, будучи только обрученною невестою Иосифа. После благовестия Ангела прошло уже почти три месяца. Иосиф, не посвященный в эту тайну, заметил Ее положение, наружный вид мог дать повод к мысли о неверности невесты, он мог всенародно обличить Ее и подвергнуть строгой казни, установленной законом Моисея, но, по доброте своей, не хотел прибегать к такой крутой мере. После долгих колебаний он решил отпустить свою невесту тайно, не делая никакой огласки, вручив Ей разводное письмо.

Но явился ему во сне Ангел и объявил, что обрученная ему невеста родит от Духа Святого и что рожденного Ею Сына он назовет Иисусом (Iеshuа), то есть Спасителем, так как Он спасет людей своих от грехов их. Поэтому "Не бойся принять Марию, жену твою!" - Иосиф признал этот сон за внушение свыше, повиновался ему, принял Марию как жену, но "не знал Ее," то есть жил с Нею не как муж с женою, а как брат с сестрою или, судя по громадной разнице в летах, скорее как отец с дочерью. Повествуя об этом, евангелист от себя добавляет: "А все это произошло, да сбудется сказанное Господом чрез пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил" (Исаия 7:14). Имя "Эммануил" означает "с нами Бог." Здесь Исаия не называетрожденного Девою Еммануилом, а говорит, что так Его назовут люди. Это не есть собственное имя Рожденного Девою, а лишь пророческое указание на то, что в лице Его будет Бог.

Св. Евангелист Лука отмечает что время Рождества Христова совпало с переписью жителей Римской империи, которая была произведена по повелению кесаряАвгуста, то-есть римского императора Октавиана, получившего от римского сената титул Августа - "священного." Эдикт о переписи вышел в 746 году от основания Рима, но в Иудее перепись началась приблизительно в 750, в последние годы царствования Ирода, прозванного Великим.

Евреи вели свои родословные по коленам и родам. Обычай этот был так силен, что, узнав о повелении Августа, они пошли записаться каждый в город своего рода. Иосиф и Дева Мария происходили, как известно, из рода Давидова, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем, называемый Давидовым городом потому, что в нем родился Давид.

Так, Промыслом Божиим исполнилось древнее предсказание пророка Михея, что Христос родится именно в Вифлееме: "И ты, Вифлеем, - Ефрафа, мал ли ты между тысячами (селениями). Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Михей 5:2, Мт. 2:6).

По римским законам, женщины наравне с мужчинами подлежали поголовной переписи. Поэтому Иосиф пошел в Вифлеем записаться не один, а с Пресвятой Девой. Неожиданное путешествие в отечественный Вифлеем, и при том путешествие незадолго до разрешения Младенца, должно было убедить Иосифа в том, что указ Кесаря о переписи есть орудие в руках Провидения, направляющее к тому, чтобы Сын Марии родился именно там, где должен родиться Мессия-Спаситель.

После утомительного пути старец Иосиф и Дева Мария пришли в Вифлеем, но будущей Матери Спасителя мира не нашлось места в гостинице, и Она со своим спутником вынуждена была поместиться в пещере, куда в ненастную погоду загоняли с пастбища скот. Здесь, в зимнюю ночь, в самой убогой обстановке, родился Спаситель мира - Христос.

Родив Сына, Пресвятая Дева Сама спеленала Его и положила в ясли. Этими краткими словами евангелист сообщает, что Богоматерь родила безболезненно. Выражение евангелиста "и родила Сына Своего первенца" дает повод неверующим говорить, что у Пресвятой Девы, кроме Иисуса-первенца, были и другие дети, так как евангелисты упоминают о "братьях" Христа (Симоне, Иосии, Иуде и Иакове). Но надо помнить, что по закону Моисея (Исход 13:2), первенцем назывался всякий младенец мужеского пола, "разверзающий ложесна," то есть перворожденный, хотя бы он же был и последним. Так называемые в Евангелиях "братья" Иисуса не являлись Его родными братьями, но только родственниками, будучи детьми престарелого Иосифа от первой его жены, Соломии, а также детьми Марии Клеоповой, которую Ев. Иоанн называет "сестрой Матери Его." Во всяком случае, все они были гораздо старше Христа и поэтому никак не могли быть детьми Девы Марии.

Иисус Христос родился ночью, когда в Вифлееме и окрестностях его все погружены были в глубокий сон. Не спали только пастухи, которые в поле стерегли вверенное им стадо. К этим скромным людям, трудящимся и обремененным, является Ангел с радостной вестью о рождении Спасителя мира. Лучезарный свет, окружавший Ангела среди ночного мрака, испугал пастухов. Но Ангел тотчас успокоил их, сказав: "Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь." Этими словами Ангел дал понять им истинное назначение Мессии, пришедшего не для одних евреев, но для всех людей, ибо "радость будет всем людям," которые примут Его как Спасителя.

Ангел объяснил пастухам, что они найдут родившегося Христа Господа в пеленах, лежащего в яслях. Но почему же Ангел не возвестил о рождении Христа старейшинам иудейским, книжникам и фарисеям и не призвал и их к поклонению Божественному Младенцу? Да потому, что эти "слепые вожди слепых" перестали понимать истинный смысл пророчеств о Мессии и по исключительной иудейской горделивости воображали, что обещанный им Избавитель явится в полном блеске величественного царя-завоевателя и покорит весь мир. Скромный проповедник мира и любви к врагам им был неприемлем.

Пастухи не сомневались, что Ангел послан к ним от Бога, и потому удостоились слышать торжественный небесный гимн: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!" Ангелы славят Бога, пославшего людям Спасителя, ибо с этого времени восстанавливается мир совести и устраняется вражда между Небом и землей, возникшая вследствие греха.

Ангелы удалились, а пастухи поспешно отправились в Вифлеем и нашли Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились Ему. Они рассказали Марии и Иосифу о том событии, которое привело их к колыбели Христа, рассказывали они о том же и другим, и все слышавшие их рассказ удивлялись. "А Мария сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем," т.е. Она запомнила все услышанное. Евангелист Лука, описывающий благовестие Архангела Гавриила, рождение Христа (Лук. 2 гл). и другие события, относящиеся к Деве Марии, очевидно, писал с Ее слов.

На восьмой день совершено было обрезание Младенца, как это предписано законом Моисея. Вероятно, вскоре после Рождества Святое Семейство переселилось из пещеры в дом, так как большинство пришельцев в Вифлеем после записи не имело надобности оставаться там.

Поклонение волхвов

Дальнейший евангельский рассказ о поклонении волхвов (Мф. 2 гл). очень назидателен. Это прежде всего рассказ об "епифании," или явлении Христа язычникам.

Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.

Волхвами, или мудрецами, назывались ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники в пределах Персии, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии - Великом Царе Израильском. От евреев они могли знать следующее пророчество Валаама относительно Мессии: "Вижу Его, но ныне еще нет. Зрю Его, но не близко. Восходит Звезда от Иакова и восстает Жезл от Израиля, и (Он). поразит князей Моава" (Числа 24:17). Здесь "Моав" - олицетворение врагов Мессии. Персидские волхвы ждали, что когда родится обещанный Царь, то на небе появится новая звезда. Хотя пророчество Валаама говорило о звезде в духовном смысле, но Господь, по милости Своей, чтобы привести язычников к вере, дал на небе знамение в виде появления необычайной звезды. Увидев ее, волхвы поняли, что ожидаемый Царь родился.

После продолжительного и далекого путешествия они, наконец, дошли до столицы иудейского царства Иерусалима и стали спрашивать: "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему." Эти слова таких видных незнакомцев всколыхнули многих жителей Иерусалима, и в особенности царя Ирода, которому немедленно доложили о прибытии загадочных восточных ученых.

С первых дней воцарения шатким был трон Ирода. Народ его ненавидел, считая его узурпатором Давидова престола и тираном, и гнушался им, как язычником. Последние годы жизни Ирода осложнились еще личными невзгодами и кровавыми расправами. Он сделался крайне подозрительным и по малейшему поводу казнил своих явных и мнимых врагов. По этой причине погибло несколько детей Ирода и даже его жена, которую он раньше пламенно любил. Больной и дряхлый, Ирод теперь проживал в своем новом дворце на Сионе. Услышав о родившемся Царе, Он особенно заволновался, боясь, как бы люди не воспользовались его старостью, чтобы отнять у него власть и передать ее новорожденному Царю.

Чтобы выяснить, кто же этот новый претендент на его престол, Ирод собрал к себе всех священников и книжников, - людей хорошо знавших книги Священного Писания, и спросил их: "Где должно родиться Христу?" Они ответили: "В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея." Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды и послал их в Вифлеем. Прикидываясь благочестивым, хитрый Ирод сказал им: "Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему." На самом же деле Ирод собирался воспользоваться их сообщением, чтобы предать Младенца смерти.

Волхвы, выслушав царя Ирода и ничего не подозревая, пошли в Вифлеем. И вот снова та звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки). свои: золото, ладан и смирну(драгоценное благовонное масло). В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).

Поклонившись всеми ожидаемому Царю, волхвы собирались было на следующий день возвратиться в Иерусалим к Ироду. Но Ангел, явившись им во сне, открыл им коварные намерения Ирода и повелел вернуться в свою страну, взяв другой путь, не проходящий около Иерусалима. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар.

В рассказе о Рождестве Христовом еще замечательно то, что первыми поклонились родившемуся Спасителю пастухи, истинные дети природы, которые могли открыть пред Ним только сокровищницу своего сердца, полного простоты, веры и смирения. Уже значительно позже пришли волхвы с Востока, насыщенные ученой мудростью, повергшие пред Богомладенцем вместе с благоговейною радостью золото, ладан и смирну. Они должны были совершить долгий путь прежде, чем достигли Иудеи и даже, находясь уже в Иерусалиме, не сразу могли обрести место рождения Царя Иудейского. Не говорит ли это о том, что и простота сердца, и глубокая добросовестная ученость одинаково ведут ко Христу. Но первый путь прямее, короче и вернее второго. Пастырями руководили непосредственно Ангелы, а волхвы "учахуся" от бессловесной звезды и через Ирода от книжников и старцев иудейских. Не без затруднений и опасностей достигли они желанной цели и не слышали небесной гармонии, прозвучавшей над землей - "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение" (мысль Митрополита Анастасия).

Сын Божий и Сын Человеческий

"Великая тайна благочестия: Бог явился во плоти" (Тим. 3:16). Эти слова св. Апостола свидетельствуют о том, что чудо воплощения Сына Божияпревышает понимание нашего ограниченного ума. Действительно, мы можем верить, но не можем объяснить события, происшедшего две тысячи лет тому назад в Вифлееме, когда в одном Лице Иисуса Христа сочетались две столь разные и в сущности противоположные природы: надмирная, вечная и бесконечная - Божеская, а одновременно и вещественная, ограниченная и немощная - человеческая.

Тем не менее, Евангелия и Апостольские послания, в меру наших сил, раскрывают нам некоторые стороны чуда воплощения Сына Божия. Святой Иоанн Богослов в самом начале своего Евангелия возводит нашу мысль к предвечному бытию Второго Лица Пресвятой Троицы, Которого он именует Словом, говоря:

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ни что не начало быть, что начало быть. И Слово стало плотью, и обитало с нами" (Иоан. 1:1-3, 14).

Именование Сына Божия Словом указывает на то, что Его рождение от Отца нельзя понимать в смысле обычного рождения: оно произошло бесстрастно и без отделения. Сын Божий рожден от Отца наподобие того, как слово рождается от мысли. Мысль и слово отличны друг от друга и в то же время неотделимы. Нет слова без мысли, и мысль непременно выражается в слове.

Дальнейшая Апостольская проповедь все полнее раскрывает истину Богочеловеческой природы Христа. А именно, что Он есть Единородный (единственный). Сын Божий, Который родился от Отца прежде всех веков, т. е. Он вечен, как и Бог Отец. Сын Божий имеет ту же Божественную природу, что и Бог Отец, и поэтому - Он всемогущ, всеведущ и вездесущ. Он есть Творец видимого и невидимого мира и в том числе - нас, людей. Одним словом, Он, будучи Вторым Лицом Пресвятой Троицы, есть истинный и совершенный Бог. Вера в Иисуса Христа как в воплотившегося Сына Божия представляет твердыню или камень, на котором утверждается Церковь, по слову Господа: "На этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мт. 16:18).

Будучи совершенным Богом, Христос-Спаситель есть вместе с тем и совершенный Человек. Имея человеческое тело и душу со всеми ее свойствами - разумом, волей и чувствами, как человек, Он родился от Девы Марии. Как Сын Марии, Он повиновался Ей и Иосифу. Как человек, Он крестился в Иордане, обходил города и села со спасительной проповедью. Как человек, Он испытывал голод, жажду, усталость, имел потребность в сне и отдыхе, переживал болезненные ощущения и физические страдания. Живя физической жизнью, присущей человеку, Господь жил и душевной жизнью, как человек. Он укреплял Свои духовные силы постом и молитвой. Он переживал человеческие чувства - радость, гнев, скорбь, проливал слезы. Таким образом, Господь Иисус Христос, приняв нашу человеческую природу, был во всем подобен нам, кроме греха.

Имея две природы, Иисус Христос имел и две свободных воли. Разумная, сознательная человеческая воля Иисуса Христа неизменно подчиняет свои человеческие стремления и желания Божественной воле в Нем Самом. В потрясающей наглядности их проявление в Христе видно во время Его тяжелых переживаний в Гефсиманском саду: "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты" (Мт. 26:39).

Так Своим послушанием Богу Отцу Господь Иисус Христос исправил наше непослушание и научил нас ставить волю Божию выше своих желаний.

Цель Воплощения Сына Божия

О цели пришествия Сына Божия в мир образно и ярко говорит притча о заблудшей овце. Добрый Пастырь оставляет девяносто девять овец, под которыми подразумевается ангельский мир, и отправляется в горы, чтобы отыскать свою заблудшую овцу - погибающий в грехах человеческий род. Великая любовь Пастыря к гибнущей овце видна не только в том, что он заботливо ищет ее, но особенно в том, что он после нахождения берет ее на свои плечи и несет обратно. Иными словами, Бог Своей силой возвращает человеку утраченные им невинность, святость и блаженство. Соединившись с нашим человеческим естеством, Сын Божий, по слову Пророка, "взял на себя наши немощи и понес наши болезни" (Ис. 53 гл.).

Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нассоединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству. Рождество Христово свидетельствует о том, что мы достигаем конечной цели своей жизни не только верой и стремлением к добру, но, главное, возрождающей силой воплотившегося Сына Божия, с Которым мы соединяемся.

И, углубляясь в тайну воплощения Сына Божия, мы видим, что оно тесно связано с таинством Причащения и с Церковью, которая, по Апостольскому учению, есть таинственное тело Христово. В Причащении тела и крови Христовой человек приобщается к Бого-человеческой природе Христа, соединяется с Ним и в этом соединении весь преображается. Одновременно, в Причащении христианин соединяется и с другими членами Церкви - и так таинственное Тело Христово растет.

Инославные христиане, не верящие в Причащение, понимают соединение с Христом в иносказательном, переносном смысле, или в смысле одного духовного общения с Ним. Но для духовного общения воплощение Сына Божия излишне. Ведь и до Рождества Христова пророки и праведники удостаивались благодатного общения с Богом.

Нет, надо понять, что человек болен не только духовно, но и физически. Грехом повреждена вся человеческая природа. Необходимо поэтому исцелить всего человека, а не одну его духовную часть. Чтобы отвести всякие сомнения в необходимости всецелого общения с Собой, Господь Иисус Христос в Своей беседе о Хлебе Жизни так говорит: "Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Иоан.6:53-56). Немного позже, в беседе о виноградной лозе, Христос объясняет Своим ученикам, что именно в тесном соединении с Ним человек получает необходимые силы для духовного развития и совершенствования: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есть Лоза, а вы - ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15:4-6).

Справедливо некоторые святые Отцы уподобляли Причастие таинственному дереву жизни, от которого вкушали наши прародители в Эдеме и которое потом видел св. Иоанн Богослов в раю (Быт. 2:9, Ап. 2:7, 22:2). В Причащении христианин приобщается к бессмертной жизни Бого-человека!

Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения Сына Божия. Духовное обновление совершается в течение всей жизни христианина. Обновление же его физической природы завершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда "праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их" (Мат. 13:43).

История праздника Рождества Христова даже кратко для детей вызывает интерес не только у них, но и у взрослых. Этот интерес не исчезает уже 2000 лет. Услышав имя Иисуса Христа забыть его не получится. Чем раньше детям рассказывать о Сыне Божьем, для чего он родился, тем, в дальнейшем, им легче будет понять и почувствовать, как сильно Бог любит людей.

Услышав имя Иисуса Христа забыть его не получится

История Рождества Христова для детей

Для детей краткую историю праздника Рождества Христова нужно рассказывать адаптировано, чтобы они запоминали смысл торжества и значение этого дня. В чём особенность рождения Иисуса Христа и почему этот малыш стал самым известным человеком во всём мире.

Если вы являетесь родителями дошколят, то можете рассказать краткую историю рождества Христова в таком формате:

Однажды на Земле, родился особенный мальчик. Его мама, Дева Мария, назвала малыша Иисусом. Яркая звезда на небе, возвестила всему миру о Его рождении. Звезда была такой необычной, что трое древних учёных решили пойти к тому месту, над которым она сияла и узнать, что же за событие там произошло. Когда они пришли туда, то увидели, что в небольшой пещерке, рядом с мамой, в яслях на сене лежит младенец и поняли они, что сбылось предсказание о рождении Спасителя для всех людей. Так родился Иисус Христос.

Приход в мир Иисуса сопровождался ярким небесным явлением — движущейся звездой на небе

Ниже представлена краткая история Рождества Христова для школьников.

История праздника Рождества Христова началась очень давно, 2000 лет назад. Отмечается этот день каждый год 7 января. Ночь перед Рождеством самая волшебная. Называется она Сочельник. В этот день поются песни прославляющие рождение Миссии.

Приход в мир Иисуса сопровождался ярким небесным явлением — движущейся звездой на небе, которую было видно отовсюду. Её назвали Вифлеемская звезда, по названию городка, возле которого родился Иисус. Она помогла найти место рождения Иисуса Христа трём волхвам.

Волхвы это были древние маги, чародеи, в те времена их мнение являлось главным, как для простых людей, так и для царей. История сохранила имена этих волхвов: Каспар, Мельхиор и Валтасар. Как и положено, в день рождения, они принесли младенцу Христу подарки (дары), тем самым признавая, что маленький Иисус особенный человек и на нём лежит важная спасительная миссия для всех людей. В те времена золото, ладан и смирна считались самыми ценными подарками.

Волхвы это были древние маги

Маму Иисуса Христа зовут Мария. Она была тоже необычным человеком, потому что именно Её Бог избрал для рождения Своего Сына, поэтому Марию называют Девой. А помогал Деве Марии очень добрый и хороший человек по имени Иосиф. Он был земным отцом Иисуса Христа и заботился о Деве Марии и сыне Божьем. Иосиф знал, что Господь дал ему большую ответственность.

Маму Иисуса Христа зовут Мария

Когда пришло время родиться малышу, Иосиф и Дева Мария были на пути в город Вифлеем. Было уже поздно и на ночлег им пришлось остановиться в пещере. Там, где, обычно пастухи прятались с животными, если их заставала непогода. Маленький Иисус родился в необычных условиях, вместо обычного манежа маленького Христа положили в кормушку, где клали сено для животных. Кстати, называется она ясли, так же как и группа в детском саду для самых маленьких.

Рождество Христово: слушать, смотреть, чувствовать

На иконе «Рождество Христово» отображаются все эти события. И хотя обстановка очень отличается от традиционных условий рождения детей, это не помешало его родителям окружить малыша материнской заботой и отцовским теплом. А то, что Иисус родился в пещере, говорит, о том, что не так важно где ты родился, важно для чего. Иисус Христос стал Спасителем всех людей, которые желают быть с Богом навсегда.

На иконе «Рождество Христово» отображаются все эти события

Для детей будет интересно посмотреть видео, где кратко показана история праздника Рождества Христова. Родителям прежде, чем рассказывать евангельское событие желательно знать, как лучше ребёнок воспринимает информацию: на слух, просматривая её или тактильно ощущая.

Сегодня есть настольные православные игры, посвящённые празднику Рождества Христова. Там есть фигурки героев этого торжества и в игровой форме детьми усваивается информация, необходимая для развития и спасения души.

Если же ребёнок лучше усваивает информацию на слух, то ему будет интересно слушать онлайн версию евангельского рассказа. Очень хорошая форма, кратко рассказывать историю праздника Рождества Христова с помощью стихов, рождественских рассказов, загадок посвящённых этому великому дню.

Рождество Христово является одним из трёх самых важных христианских праздников, и предворяется строгим 40-дневным постом.

Верующие, принадлежащие к православному вероисповеданию, отмечают Рождество 7 января, а у католиков Рождество приходится на 25 декабря.

Это связано с летоисчислением: католики живут по григорианскому календарю, как и большинство стран планеты, православные же придерживаются юлианского календаря и отмечают праздники по старому стилю.

Краткая история Рождества Христова

Но сначала, Матерь Божия Дева Мария появилась на свет в Иерусалиме, в семье праведных Иоакима и Анны. В трехлетнем возрасте она была посвящена Богу и отдана на воспитание в Иерусалимский Храм.

Через 11 лет, когда Деве Марии исполнилось полных 14 лет, она дала обет, что будет служить лишь Богу и никогда не выйдет замуж, ей нашли 80-летнего старца Иосифа, который стал Обручником Марии и заменил Деве родного отца.

Однажды явился в этот дом Архангел Гавриил. Он принёс Деве Благую весть о рождении Сына, который будет Сыном Всевышнего и настолько Велик, что Бог дарует ему престол.

Обручник Святой Девы — Иосиф, был из дома Давидова, поэтому, когда вышло повеление сделать перепись населения, Иосиф и Мария из Назарета Галилейского были вынуждены отправиться в Вифлеем (город Давидов).

Мест в гостинице не было, и святое семейство остановилось в пещере, служившей стойлом для скота, где и родился непорочно зачатый Сын Божий Иисус Христос.

В Библии об этом говорится так: «И родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице « .

В это время, неподалёку пастухи пасли овец, и явился им Ангел, и слышали они небесное пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14) .
Пастухам было сказано, что родился Спаситель, и что они должны пойти и поклониться ему.

По закону, который предписывал на восьмой день после рождения обрезание крайней плоти ребёнка, и очищение матери в течении 33 дней, святое семейтво находилось всё это время в Вифлееме, а затем, Иосиф, пречистая Дева и Младенец Иисус направились в Иерусалимский Храм, чтобы исполнить тот же закон: каждый первенец мужского пола должен был быть посвящён Господу.

Затем святое семейство возвращается в Назарет, где их находят со своими богатыми дарами волхвы, которым о рождении Богомладенца указала звезда — когда родился Спаситель, волхвы увидели Его звезду, и, посетив Иисуса в Назарете говорят об этом так: «…ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему « .

Избиение младенцев

Со II века церковью установлен день Памяти убитых по приказу царя Ирода младенцев — это 29 декабря, и этот день традиционно считается самым несчастливым в году, особенно в странах Европы.

Погибшие младенцы — 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет — считаются первыми мучениками за Христа.
В Дальней пещере прп. Феодосия в Киево-Печерской лавре хранятся мощи одного из Вифлеемских младенцев. Кроме того, глава одного из убиенных младенцев в Вифлееме находится в серпуховском Высоцком монастыре, и ещё одна - в Давидовой пустыни близ Серпухова.

Трагичная история этого события, тесно связанного с Рождеством Богочеловека такова.
Когда прослышал иудейский царь Ирод о рождении в Вифлееме младенца, который в будущем станет Царём всех царей, он призвал к себе волхвов, направляющимся с дарами к Иисусу, и выведал у них время появления звезды, чтобы вычислить примерный возраст дитя.

Ирод приказал волхвам на обратной дороге вернуться в Иерусалим и рассказать ему где находится святое семейство.

Но волхвы во сне получили откровение от Ангела не возвращаться к Ироду, и ушли из Назарета другим путём.
Тогда впавший в безумие Ирод, не знавший, что Иисуса в Вифлееме уже нет, повелел истребить в городе и его округе всех детей мужского пола в возрасте до двух лет.

Вот как рассказывает об этом апокриф Протоевангелие от Иакова: «Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их…» (Протоевангелие от Иакова, XXII) .

В это время «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» .

Святое семейство бежало в Египет, где они жили примерно два года — до известия о смерти Ирода: «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» .

Три главных события пережил в своей земной жизни Богочеловек: Рождение , Крещение , Распятие .

В память об этих судьбоносных для всех людей вехах на земном пути Единородного Божьего Сына, христиане всех стран отмечают три ярчайших праздника.

Страшная по своей событийности, но жизнеутверждающая, светлая по сути Великая Пасха — когда тоннель на небо пробит Богочеловеком, и первый кто входит вместе с Ним в Рай – разбойник с сердцем способным к состраданию.

Торжественный праздник Крещения , которое смиренно принял Бог от рук человека – величайшего пророка, святого Иоанна Крестителя.

И самый радостный, бесконечно счастливый, праздник Рождества : надежда на возвращение в потерянное отечество – Рай. Дни, когда само небо соединяется с землей и поет «Осанна» родившемуся когда-то маленькому Богу!

Установление праздника древними церквями

Обычно христиане не устраивают праздников в дни рождения, они празднуют дату своего Крещения — так называемые именины, когда человеку дают имя, и, как правило, это имя святого, которого почитает церковь в этот день.

Но дни рождения простых смертных, конечно не равны дню рождения самого Спасителя Человеческого, ведь его появление на свет стало великим счастьем для всего мира. Поэтому Церковь не могла не назначить праздник в честь рождения Господа Иисуса.

В самом начале IV века величайший праздник святого Рождества был обоснованно отделён от праздника Крещения в церкви древнейшего Рима, а затем и в других восточных древних церквях.
Именно в IV веке церковь решила перенести Рождество на известную ныне дату 25 декабря (по старому стилю 7 января).

Объяснением послужило то, что на земле Иисус прожил достоверно известное полное число лет. А поскольку дата его смерти была точно известна из Евангелий, то считалось, что зачат Спаситель был в тот же день, в который смертельно пострадал, то есть — 25 марта, что совпадало с еврейской Пасхой.
Таким образом, отсчитав 9 месяцев, получили дату рождения Христа — 25 декабря .

Традиции празднования Рождества Христова

В России, до 1917 года Рождество Христово считалось одним из любимейших праздников, и по сей день многие называют его «Матерью всех праздников».

Главной традицией, пришедшей к нам ещё при царе Петре I из стран Запада, стало украшение Рождественской ёлки.
Не было семьи, где не убирали бы к празднику ель, сосну или, например, можжевельник.

Период ожидания Рождества называют адвентом – это время радостного предвкушения. Адвент состоит из четырёх недель. Утром каждого воскресенья в течение четырёх недель зажигалась одна свеча. Полагалось, чтобы первую свечу зажёг младший ребёнок в семье, вторую – старший, третью – мать, а четвёртая свеча зажигалась отцом.

Зажигание свечей несло в себе важный смысл, означающий отступление тьмы, боязни и появление надежды и ожидания. Пламя свечи, загорающееся одна за другой, символизирует, что что-то хорошее уже происходит, а в будущем ждёт ещё большая радость.

Все четыре воскресных утра адвента сопровождались светом от новой свечи и появлением на столе какого-либо угощения. Нельзя не согласиться, что это хорошая традиция, в самое холодное время года, раз в неделю устраивать себе маленький праздник.

Не менее удивительная традиции, связанные с Рождеством — обряд колядования. В Рождественскую ночь дети, подростки, молодежь собирались небольшими группами и совершали обход по всем домам — поздравить хозяев с праздником. Это сопровождалось весельем, играми и .

Считалось хорошей приметой, если в Рождественскую ночь в дом придёт Коляда. В благодарность хозяева дома обязательно должны были положить в мешок колядующих какое-нибудь угощение.

Канун Рождества — Сочельник

Канун Рождества получил название «Сочельник».

Накануне Рождества, во всех домах создавалась видимость благополучия и богатства, умиротворения и покоя. Сочельник являлся последним днём строго рождественского поста.

Собираться за праздничным столом всегда было принято с появлением на небе первой звезды , — это связано с легендой о Вифлеемской звезде, вошедшей над древним городом и оповестившей волхвов о рождении Спасителя.

К пище, состоящей из 12 сытных постных блюд — соответственно числу Апостолов — приступить можно было только восходом утренней звезды. Основное, главное блюдо Сочельника – это кутья: вареный рис с медом, изюмом, орехами или сухофруктами, и свежеиспеченный, домашний хлеб.

А перед наступлением заката солнца вся семья молилась Господу , после чего в дом приносили солому и застилали ею лавки и полы, чтобы не забыть где когда-то был рождён Сын Божий, Спаситель Иисус Христос.

Считалось, чем богаче стол у хозяйки дома, чем тщательнее она готовиться, тем лучше будет урожай. В этот день встречались с родителями и слушали их наставления. Символом Рождества традиционно считался белый цвет — символ очищения, чистоты — поэтому застилали белую скатерть и белые салфетки.
Перед застольем хозяин брал от каждого готового блюда по несколько маленьких порций и направлялся кормить своих собак, овец, коней и коров. Лишь после этого все приступали к трапезе.

Примечательно, что все верили в то, что усопшие родственники разделяют с ними праздничную трапезу. Поэтому со стола не убирали до утра и оставляли на окне узвар и кутью.

Большим везением было, если в дом нагрянул гость, даже незнакомец — считалось, что он приносил с собой счастье. Его приглашали к столу.

Нельзя было ссориться, только согласие и мир приветствовались в этот священный вечер.
Детям обязательно рассказывали истории о рождении Иисуса.

Святки

Следующие за Рождеством Христовым, двенадцать дней называют Святками — то есть святыми днями.
Этому периоду сопутствует еще одна традиция – святочные гадания.

Но, гадание в канун Рождества – один из самых верных способов привлечь на себя беду .

В эти дни прославляется Рождение Христа и этот период является важным церковным торжеством. Гадание же отворачивает людей от Бога! Необходимо понять, что «узнать суженого» путем тайной дьявольской силы — большой, непростительный грех!
Как и вообще гадание в любой форме и в любое время года, — приносит душе только раздражение и уныние — нельзя не учитывать это, решаясь на такой безрассудный шаг.
Только обращение непосредственно к Богу дает внутренний покой: мы можем в своих молитвах просить обо всём том, что нам нужно. И, обращаясь с просьбами, должны точно знать, что даже если будет не по-нашему, будет так, как нужно для нашего спасения.
Но ни в коем случае не пытаться слепо предугадывать судьбу, прибегая к тёмным силам, даже если узнать и изменить будущее нам очень хочется!

Символы Рождества

Обобщая, ещё раз вспомним символы Светлого праздника Рождества Христова:

Праздничная елка

Первые рождественские ели появились в Германии. Это вечнозеленое растение — символ вечной жизни — то, что стало возможным с приходом Спасителя: торжество над смертью. Ели стали украшать лакомствами, стеклянными игрушками, светящимися огоньками гирлянд, и родилась замечательная многовековая традиция.

Вифлеемская звезда

Вифлеемская звезда – самое загадочное явление природы. Она родилась на небе с появлением Спасителя на свет, служила маяком для волхвов. Шестиконечная звезда Давида свидетельствует, что владелец – приверженец христианства. Сочетается с крестиком и носится поверх одежды. Встречается на иконах и на церковной посуде.

Подарки от волхвов

Придя на поклон к маленькому Иисусу, волхвы преподнесли ему символические подарки:

  • как Царю всех царей — золотые диски;
  • как Первосвященнику — ладан;
  • как Богочеловеку, которого ждёт страшна смерть, а затем воскресение — масло для погребения.

Именно в память о подарках от волхвов в Рождество принято дарить друг другу подарки, желать мира, добра, любви.
На рождественских открытках изображают участников этих далёких событий: волхвов, ангелов, пастухов. У входа в церковь устанавливаются вертепы, изображающие момент, когда волхвы приносят свои дары Богомладенцу.

Как приготовиться к Рождеству: смысл праздника

Рождество – это не только праздничный стол, это мысли, унесенные в пещеру, где на свет появился Сын Божий.

Всю свою земную жизнь Иисус жил просто, не имея ничего: ни славы, ни богатства, ни почестей. О рождении Богочеловека знали несколько посвященных людей — Матерь Божья, Иосиф, пастухи и волхвы. Никто другой и не заметил, что все в творении изменилось.

Люди думают о рождении Сына Божьего, забывая о Его кресте. Смысл Рождества — победа над грехом и над смертью, соединение с Богом и возвращение человеку утраченную невинность, блаженство, святость.

Что делать, если желание правильно встретить Рождество пришло только на Новый год

Оставшуюся неделю нужно постараться провести духовно :

  1. Если не постились, можно с этого момента попоститься до седьмого числа. Пост имеет большое значение в нашей жизни. Больные, беременные и кормящие не постятся. Главная цель поста – очистить себя от всего плохого путём усилий — лишая себя скоромной (непостной) еды.
  2. Вспомнить, кого могли обидеть и попросить прощение. Сделать доброе дело. Собрать дома какие-то вещи, игрушки и отвезти в детский дом. Купить продукты и отнести бедным или живущим рядом нуждающимся людям. Замечательно это сделать вместе со своими детьми. Так вы научите их помогать окружающим, что обязательно вернется к вам, когда дети станут взрослыми.
  3. Постараться читать утренние и вечерние молитвы. Пойти в Храм и узнать как и в какое время можно Исповедаться и Причаститься. В храме расскажут, как приготовиться к Причастию.

Именно в посещении храма, участии в церковных Таинствах — смысл светлого праздника Рождества Христова.
Исповедь и Святое Причастие дадут внутренние силы и подарят душе истинную Любовь, тишину и радость.

Пусть встреча Великого Праздника оставит в Вашем сердце неизгладимый след!
А общение с Богом посредством молитв и Таинств церкви Христовой наполнят душу спокойствием и Благодатью.



Загрузка...