paradisemc.ru

Формирование кгн во второй младшей группе. Прививаем культурно-гигиенические навыки малышам второй младшей группы. Сопровождение гигиенических процедур художественным словом

№ п/п Тематика основных мероприятий Методические задачи
1 Упражнение «Мы правильно моем руки». Чтение потешки «Водичка-водичка». Формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, учить правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик.
2 Беседа и упражнение «В гостях у Мойдодыра» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, рассказать о важности поддержания чистоты одежды и тела, познакомить с понятием «опрятность».
Учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть лицо, руки, уши, насухо вытираться после умывания.
3 Упражнение «Аккуратная прическа» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
Учить пользоваться индивидуальной расческой, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.
4 Упражнение «Полотенце пушистое» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место (в свою индивидуальную ячейку).
5 Беседа «Поведение за столом» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой.
6 Беседа «Поведение за столом» Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить детей есть самостоятельно, обращать внимание на то, что нужно правильно держать столовую ложку, наклоняться над тарелкой, стараться есть бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом.
7 Презентация «Чайная ложка» Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, познакомить детей с таким столовым прибором как чайная ложка, учить пользоваться ею.
Обогащать словарный запас.
8 Мультзал: просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Мойдодыр» Предложить детям просмотреть фрагмент мультфильма, прослушать песенку Мойдодыра, способствовать формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
9 Игровая презентация «Мама учит зайчонка правильно вести себя за столом» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
10 Игровая ситуация «Степашка учится чистить зубы». Упражнение «Послушная щетка» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с приемами чистки зубов, учить правильно держать щетку.
11 Мультзал: просмотр мультфильма «Вини-Пух» в горстях у кролика». Предложить детям посмотреть отрывок мультфильма.
Способствовать формированию навыков культурного поведения за столом.
12 Презентация «Кукла Катя умывается» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить аккуратно и правильно умываться.
Формировать понимание важности данной гигиенической процедуры, привычку по необходимости мыть руки и лицо.
13 Игровая ситуация «Как Машенька утром просыпается» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно осуществлять ежедневные гигиенические процедуры (умываться, чистить зубы, причесываться), понимать их назначение и важность.
14 Игровая ситуация «Филя простудился» Рассказать о том, как избежать простудные заболевания, о правилах культурного поведения (использования носового платка, салфеток и т.д.), формировать соответствующие культурно-гигиенические навыки.
15 Игровая ситуация «Кукла Полина умывается» Формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, учить обозначать словом и понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно.
16 Театрализованная игра по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая» Учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи, мимики, жестов. Воспитывать желание быть опрятными, чистыми.
17 Игровая ситуация «Что мы умеем» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, актуализировать знания о правилах поведения за столом, учить правильно пользоваться салфеткой.
18 Беседа «За столом» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, систематизировать знания о поведении за столом, учить применять свои знания на практике.
19 Упражнение «Мойдодыр» Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, уточнить название и назначение предметов туалета, их свойства.
Формировать осознанное стремление быть аккуратными.
20 Игровая ситуация «Кукла умывается». Чтение Я. Акима «Где живет вода?» Формировать у детей навыки самообслуживание и культурно-гигиенические навыки.
Предложить детям рассказать и показать кукле, как нужно правильно и аккуратно мыть руки, лицо, пояснить, зачем нужно тщательно вытирать.
21 Игровая ситуация Медвежонок умывается» Формировать культурно-гигиенические навыки. Предложить детям посмотреть, как умывается игрушечный медвежонок, ответить на вопрос «Все ли он делает правильно?».
22 Презентация «Вилка» Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться столовыми приборами во время еды.
Актуализировать знания о правилах поведения за столом.
23 Учимся аккуратно кушать хлеб Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно вести себя за столом.
Показать способы обращения с хлебом: порционный кусочек хлеба откусывать маленькими кусочками. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
24 Игровая ситуация «Медвежонок ужинает» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Учить есть аккуратно, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
25 Игровая ситуация «Хрюша завтракает» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить культурно вести себя за столом, пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, после еды класть ложку в тарелку и т. д.
26 Презентация «Послушная ложка» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить соблюдать правила поведения за столом.
Учить собирать остатки пищи ложкой, наклонять тарелку от себя.
27 Игровая ситуация «Доброе утро, Петушок» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. Учить осуществлять ежедневные гигиенические процедуры: умыться, чистить зубы, причесываться.
28 Презентация «Учимся правильно пользоваться вилкой» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться вилкой.
Обращать внимание на необходимость соблюдения знакомых детям правил поведения за столом.
29 Игровая ситуация «Научим Хрюшу умываться» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно умываться, способствовать росту осознанности действий детей.
30 Игровое упражнение «Румяные щечки» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить следить за своим внешним видом, мыть руки с мылом, тщательно умывать лицо, мыть уши.
31 Практические упражнение «Носовой платок» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, содержать его в чистоте, во время обращаться за помощью к взрослым.
32 Упражнение, беседа «Чистота, здоровье» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки.
С опорой на рисунки обсудить, когда необходимо мыть руки.
33 Практическое упражнение «Земляничное мыло» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, осознанное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Формировать привычку мыть руки после посещения туалета, перед едой, а так же по мере загрязнения, учить правильно мыть и вытирать руки.
34 Практическое упражнение «Крепкие зубы» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, умение правильно чистить зубы. Продолжать знакомить детей с правилами ухода за зубами (необходимо регулярно чистить зубы, после каждого приема пищи полоскать рот, избегать чередования холодно и горячей пищи и т.д.), рассказать о важности их соблюдения.
35 Игровая ситуация «Филя ужинает» Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить культурно вести себя за столом, способствовать осознанному, способствовать осознанному выполнению детьми правил этикета и безопасности.
36 Упражнение «Самые аккуратные». Чтение К. Чуковского «Мойдодыр» Формировать у детей навыки самообслуживания, выявлять с помощью взрослого устранять недостатки в одежде, прическе. Воспитывать опрятность.

Надежда Прокофьева
Перспективный план в младшей группе. Воспитание культурно-гигиенических навыков

Сентябрь

Умывание

Упражнение «Мы моем правильно руки»

Чтение потешки «Водичка – водичка»

Задачи : Формировать у детей базовые , учить правильно мыть руки (брать мыло из мыльницы, намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, отжимать воду с рук).

Упражнение «Как зайка правильно учился держать ложку»

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки , учить держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту боковой частью, брать пищу губами, не всасывая в себя.

Одевание – раздевание

Упражнение «Покажем зайке, где лежат наши вещи»

Задачи : Учить детей, по мере одевания, доставать из шкафа уличную обувь, джинсы, с помощью взрослого надевать носки, джинсы и кофту.

Учить снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, правильно надевать обувь.

Умывание

Упражнение «Мойдодыр»

Чтение : Я. Аким «Неумейка»

Задачи : Формировать культурно – гигиенические навыки , учить детей самостоятельно и аккуратно мыть руки, насухо вытирать их полотенцем, сняв его с крючка, положив на ладошки, вешать полотенце на место. Формировать социальный опыт детей на основе литературного произведения.

Задачи : учить детей держать ложку тремя пальцами, подносить ко рту боковой частью, брать пищу губами, не всасывая в себя, жевать пищу коренными зубами, пользоваться салфеткой после еды.

Одевание – раздевание

Задачи : Учить постепенно, по мере одевания, доставать из шкафа уличную обувь, словесно выражать просьбу о помощи. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевалке : не бегать, не стучать дверцами шкафчика.

Задачи : Учить детей видеть непорядок в одежде, просить взрослого помочь устранить его.

Умывание

Задачи : Продолжать учить детей намыливать руки до образование пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду.

Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки. Учить проявлять аккуратность

Задачи : Формировать культурно – гигиенические навыки , учить детей есть самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой, правильно вести себя за столом, пользоваться салфеткой после еды.

Одевание – раздевание

Задачи : Формировать у детей умение снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, находить перед одежды, правильно надевать обувь, платье, шорты, куртку, шапку, с помощью взрослого убирать вещи в шкаф.

Задачи : Продолжать учить детей замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность , бережное отношение к вещам.

Умывание

Задачи : Продолжать учить детей намыливать руки до образование пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями, проявлять аккуратность : не мочить одежду, не разбрызгивать воду.

Задачи : Закреплять умение держать ложку тремя пальцами, не отводя локоть в сторону, есть жидкость первого блюда вместе с заправкой, откусывать пищу небольшими кусочками, жевать коренными зубами, брать из общей тарелки хлеб, булочки. Печенье.

Одевание- раздевание

Задачи : Закреплять умение надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застегивать куртку, вешать в шкаф одежду. Просьбу о помощи выражать только словесно.

Учить выворачивать вещи на лицо. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке

Задачи : Воспитывать опрятность , формировать осознанное отношение к внешнему виду.

Умывание

Задачи : Продолжать учить детей правильно мыть руки, тщательно ополаскивать мыло с рук. Пользоваться индивидуальным полотенцем, снимать его из шкафчика и поочередно вытирать руки.

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания . Учить есть аккуратно, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

Одевание – раздевание

Задачи воспитателя

Сушка варежек

Задачи : Закрепить умение одеваться в определенной последовательности с небольшой помощью воспитателя , пользоваться всеми видами застежек.

Очистка обуви щеткой от снега

Задачи : Знакомить детей с новой трудовой операцией, её назначением. Формировать навыки самообслуживания , осознанное отношение к своему внешнему виду.

Умывание

Задачи : Продолжать учить детей намыливать руки до образования пены, мыть их круговыми движениями, тщательно смывать мыло, отжимать воду.

Закреплять умение пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирая сначала лицо, затем руки. Вешать на место. Учить проявлять аккуратность : не мочить одежду, не разбрызгивать воду.

«Учимся правильно пользоваться вилкой»

Задачи : Формировать культурно- гигиенические навыки . Учить пользоваться вилкой. Обращать внимание на необходимость соблюдение знакомых детям правил поведения за столом.

Одевание – раздевание

Упражнение «Покажем зайке, как мы умеем складывать одежду в шкафчик»

Задачи : Учить детей складывать одежду в шкафчики в определенной последовательности. Воспитывать аккуратность , самостоятельность.

Упражнение «Вот как мы умеем»

Задачи : Продолжать закреплять умение аккуратно вешать одежду на стульчик перед сном.

Сушка одежды после прогулки

Задачи : Формировать у детей навыки самообслуживания , учить оказывать помощь воспитателю в организации сушки варежек и штанов.

Умывание

Упражнение «Мягкое полотенце» , «Надо, надо умываться»

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки , учить правильно и тщательно вытирать рукава, не мочить при умывании одежду, не разбрызгивать воду в умывальной комнате.

Упражнение «Носовой платок»

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки , не мочить при умывании одежду, не разбрызгивать воду в умывальной комнате.

Упражнение «Послушная вилка»

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки , учить правильно пользоваться вилкой (обращать внимание на правильное положение рук) брать небольшие кусочки пищи и аккуратно доносить их до рта!

Одевание – раздевание

Задачи : Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу; аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. Закреплять умение правильно надевать обувь.

Сушка одежды после прогулки

Задачи : Продолжать формировать навыки самообслуживания . Учить самостоятельно сушить (класть на тепловые радиаторы) варежки и помогать воспитателю сушить штаны .

Упражнение «Послушные ножки»

Задачи : Формировать у детей умение вытирать ноги при входе в помещение. Уважать труд взрослых.

Умывание

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки , акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки. С опорой на рисунки обсудить, когда необходимо мыть руки. Учить ополаскивать мыло после его использования.

Упражнение «Красивая расческа»

Задачи : Учить девочек осторожно расчесывать длинные волосы расческой.

Задачи : Совершенствовать умение правильно держать ложку, есть второе блюдо, чередуя (котлеты и т. д.) гарниром, доедать пищу до конца, не оставляя её за щекой.

Одевание – раздевание

Задачи : Формировать у детей навыки самообслуживания , умение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, при необходимости обратиться за помощью к воспитателю . Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке : не сорить, помогать товарищам, не мешать другим.

Задачи Воспитывать бережное отношение к вещам, опрятность

Упражнение «Послушные ножки»

Задачи : Формировать у детей умение вытирать ноги при входе в помещение, учить уважать труд взрослых.

Умывание

Упражнение «Детское земляничное мыло»

Задачи : Совершенствовать у детей культурно – гигиенические навыки , осознанное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Формировать привычку мыть руки после посещения туалета, перед едой, а также по мере загрязнения.

Упражнение «Красивая расческа»

Задачи : продолжать учить девочек расчесывать волосы расческой.

Упражнение «Носовой платочек»

Задачи : Продолжать приучать детей пользоваться носовым платком, разворачивая его, по мере необходимости.

Задачи : Формировать у детей культурно – гигиенические навыки , учить выполнять правила поведения за столом. Обогащать словесный запас детей словами и выражениями, связанными с общением за столом.

Одевание – раздевание

Задачи : Упражнять в использовании разных видов застежек (пуговицы, молнии, липучки) . Учить выворачивать вещи на лицо. Просьбу о помощи выражать только словесно. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке : не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение.

Задачи : Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать бережное отношение к вещам, опрятность.

Введение

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание у воспитанников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения воспитанниками необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других воспитанников. В процессе повседневной работы с воспитанниками необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Культурно-гигиеническое воспитание в детском учреждении является одним из разделов воспитательно – образовательной работы. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, хотелось бы вспомнить, что такое здоровье. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний.
В настоящее время значительно возросло количество воспитанников с плохим здоровьем, появляется все больше воспитанников с простудными заболеваниями, нарушениями осанки. Тема здоровья воспитанников сегодня волнует всех.
У воспитанников формируются: навыки по соблюдению чистоты рук, лица, навыки культуры в еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. И для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу, поэтому для успешного формирования культурно-гигиенических навыков следует:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков.
2. Выявить, созданные в группе детей младшего дошкольного возраста условия для формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Овладение воспитанниками младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Объектом исследованияявляется процесс формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования – организация рациональной обстановки для формирования культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Я считаю эту тему очень актуальной на сегодняшний день, ведь культура поведения – это показатель воспитанности.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам общества. Хочешь, чтобы уважали тебя, – уважай других. Культура отношений – дело не только личное, но и общественное. Нормы поведения человека, его отношение к окружающим, в основе которых лежат принципы нравственности, – важнейший показатель культуры.
Это актуальный вопрос нашего общества и я считаю, что нужно уделять больше внимания детям в этом направлении.
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в различных видах деятельности.
Воспитание у детей навыков и привычек, способствующих формированию нравственного поведения, должно осуществляться непрерывно на протяжении всего дошкольного детства. Только тогда поведение ребёнка становится выражением его воспитанности.

2.Теоритические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных моментов в детском саду.
В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у воспитанников культурно-гигиенических навыков. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков включает следующие задачи:
1.Формировать умения овладевать культурно – гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.
2. Развивать предпосылки к трудовой деятельности.
3.Учить воспитанников под контролем воспитателя, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
4. Формировать умение с помощью воспитателя приводить себя в порядок.
5. Во время еды учить воспитанников правильно держать ложку.
6. Обучать воспитанников порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи воспитателя формировать умение снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. Побуждать воспитанников к самостоятельности.
7.Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно – гигиенических навыков.
В процессе гигиенического воспитания и обучения необходимо сообщать воспитанникам разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня.

2.Значение культурно-гигиенических навыков для детей младшего дошкольного возраста.
Основой полноценного физического развития воспитанника дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья воспитанников. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
По мере усвоения культурно – гигиенические навыки переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление игровой деятельности. В игре воспитанники отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе игровых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре воспитанники имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр). Они также отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков: одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Формирование навыков культуры поведения направлены на самого ребенка. Выполняя гигиенические процедуры, воспитанники знакомятся с собой. Воспитанник начинает обращать внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит воспитателя помочь привести себя в порядок, у него формируется потребность в чистоте и опрятности. Обуваясь, малыш рассматривает свои ножки, надевая перчатки – ручки.
Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для воспитанников естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Воспитанники испытывают удовольствие от того, что они выполняют действия самостоятельно и когда это подтверждается соответствующей оценкой воспитателя. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим его к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный.
Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.
Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.
Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

3. Методика воспитания культурно-гигиенических навыков для детей младшего дошкольного возраста.
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся: рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство воспитателей.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. По режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание воспитанникам младшего возраста отводится больше, чем детям более старшего возраста.
У воспитанников младшего дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. Воспитатели показывают, как надо держать ложку, выходить из-за стола, мыть руки. Показ сопровождается объяснением. Воспитанникам становится понятна целесообразность требований воспитателя. На начальной стадии навыка особенно важен контроль. По мере приобретения навыка непосредственная помощь воспитателя сокращается, а доля самостоятельного участия воспитанника увеличивается.
Все культурно-гигиенические навыки развиваются достаточно успешно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые являются примером для малыша в отношении как культуры поведения, так и личной гигиены. Дети, как известно, склонны к подражанию и достаточно быстро перенимают действия окружающих. Поэтому самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример. Внешний вид, поведение воспитателей и родителей должны служить образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз.
Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. Очень полезно вовлекать воспитанников в разные игры, персонажи которых – куклы, мишки, зайчики – помогут ребенку усвоить необходимые навыки более успешно. Используя игры, взрослые закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводится при этом дидактическим (обучающим) играм «Кукла Наташа хочет спать», «Умывание куклы». Подобные игры не сложно придумать и родителям, их можно сделать разнообразными, интересными для ребенка и подчас гораздо более эффективными, нежели любые беседы.
Большое влияние на формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные произведения, фольклор. Художественное слово позволяет воспитанникам глубже понять окружающий мир. Они воспринимают художественную литературу, запоминают полюбившиеся им потешки, сказки. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанник был не просто наблюдателем и слушателем, а активным участником всех доступных ему бытовых процессов.
Если все необходимые правила гигиены будут достаточно четко усвоены воспитанником, можно рассчитывать на то, что и в дальнейшем он будет всегда их выполнять. А это – главное условие формирования здорового образа жизни, охраны и укрепления здоровья растущего человека. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В младшем возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций.
Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения я использую целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Навыки у воспитанников достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы воспитанникам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т. п.).
Овладение воспитанниками правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Они должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте.
Все сведения по гигиене прививаются воспитанникам в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у воспитанников, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

4.Пути формирования культурно-гигиенических навыков
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в младшем дошкольном возрасте – становлением необходимых и соотносящих действий. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: ребёнок кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки, правильно одевает одежду. Воспитатели должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх воспитанник отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ему: “Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?”. Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. После того как воспитанник научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Для воспитанников этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие воспитанники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания – мыло, полотенце и вода, детей по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения. Действия воспитанника все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения.
Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

3.Заключение
К первоочередным задачам воспитания младших дошкольников следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков.
Прежде всего, необходимо вызвать у воспитанников желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить воспитанника действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.
Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому воспитаннику трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь его от ненужного действия и переключить его на нужное.
Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у него уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.
Постепенно повышая требования к воспитаннику, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
В процессе моей работы были замечены такие изменения: воспитанники стали самостоятельно одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых, правильно стали сидеть за столом, хорошо держат ложку, стараются кушать аккуратно. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками.
Исходя из проделанной и описанной мной работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, что овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.

4.Список используемой литературы

  1. Жукова Р.А. Трудовое воспитание.- Волгоград: ИТД « Котофей», 2010.-96с.
  2. Меремьянина О.Р.Вместе с куклой я расту.- Волгоград: Учитель, 2013.-221с.
  3. Пашкевич Т.Д.Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет.-Волгоград: Учитель, 2014.-123с.
  4. Смирнова Т.В. Ребёнок познаёт мир.- Волгоград: Учитель, 2013.-167с.
  5. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – Москва: ВАКО, 2013.-240с.

Приложение N 1
Потешки для формирования культурно-гигиенических навыков
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят-
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ножки-
Вот какие ладушки,
Ладушки-ладошки!
***
Буль-буль-буль!
Журчит водица.
Все ребята любят мыться.
Льется чистая водица,
Вот как мы умеем мыться!
Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить.
***
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Сколько грязи,
Сколько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу- на ладошках,
На щеках- картошку,
На носу морковь взойдет!-
Будет целый огород!
***

Раз, два, три, четыре, пять -
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***
Носик, носик! Где ты, носик?
Ротик, ротик! Где ты, ротик?
Щёчка, щечка! Где ты, щёчка?
Глазки, глазки! Где вы, глазки?
Будут чистыми ребятки!
***
Не жалела Таня мыла,
Мылом тёрла куклу Зину.
Зина, больше не шали,
Свое платье не грязни.

Приложение N 2
Дидактические игры и упражнения
«Умывание куклы».
Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки; закреплять умение выделять и назвать части тела человека; активизировать в речи детей слова: лицо, шея, зубы, руки, мыло, полотенце.
Ход: создание игровой проблемы и обыгрывание с детьми ситуации (сопровождение чтением потешки).
Катя, мой лицо и шейку,
Мылься мылом хорошенько,
Чисти зубки- будут белы.
Ушки мой, не забывай!
Воду ты не проливай,
Сухо ручки вытирай.
«Поможем Андрюше и Маше найти свои вещи и оденем их на прогулку».
Цель: формирование у детей представление об образах мальчика и девочки; закрепить знания о предметах одежды для мальчика, для девочки; формировать умения назвать элементы одежды; последовательность одевания.
Ход: создание игровой проблемы и обыгрывание с детьми ситуации.

«Кукла Наташа хочет спать».
Цель: развивать умения свободно называть предметы постельного белья и применять их по назначению, умению последовательно застилать и расстилать постель.
Ход: дети по очереди застилают постель. Действия детей обсуждаются; проговариваются названия постельных принадлежностей и последовательность застилания постели. Игру можно сопровождать чтением стихотворения С.Маршака «Усатый, полосатый» (отрывок)
…Вот тебе под спинку-
Мягкую перинку.
Сверху на перинку-
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки-
Белые подушки.
Одеяльце на пушу
И платочек наверху.
Дети помогают кукле «раздеться» , готовят её ко сну.
«Причешем кукол».
Цель: формирование культурно гигиенических навыков.
Ход: рассказываю детям, что куклы собрались на праздник, а как им причесаться? Девочки с удовольствием обыгрывают ситуацию, а заодно просят поправить и им причёски.

«Накроем праздничный стол для кукол».
Цель: научить детей называть чайные и столовые принадлежности, накрывать на стол, учить правильно вести себя за столом, пользоваться приборами, салфетками.
Ход: создание игровой мотивации, что сейчас к нам придут гости. Приглашение куклы с подружками на чай. Чаепитие сопровождается чтением стихотворения:
Пейте, куколки, наш чай.
Чай душистый, ароматный,
вкусный, сладкий- вот какой
Для гостей напиток мой!

Приложение N 3
Конспект занятия по формированию культурно гигиенических навыков «Мойдодыр» во второй младшей группе.
Образовательная область: «Познание»
Программное содержание. Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; развивать наблюдательность; воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.
Оборудование : кувшин с водой и тазиком, над которым надо будет лить воду, полотенце, расчёска, зеркало, письмо; мягкие игрушки: собака, утёнок, котёнок, свинья.
Предварительная работа : чтение произведения К. Чуковского “Мойдодыр”; разучивание потешек о формировании культурно- гигиенических навыков; беседы о здоровом образе жизни.
Ход занятия:
Дети входят в группу, приветствуют гостей. Образуют круг. Подвижная игра с речевым сопровождением “Не хотим мы больше спать”
В центре круга находиться педагог. Он показывает движения, читает текст стихотворения, дети повторяют движения вслед за педагогом.
Мы проснулись рано утром, (шагают на месте)
Потянулись бодро, шумно(поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх).
Чтобы сон ушёл, зевнули,
Головой слегка тряхнули(выполняют наклоны влево- вправо. отводят руки к плечам).
Разбудил нас бег на месте(бегут на месте).
К ванне побежали вместе (руки на поясе приседают).
Умывались и плескались. Зубы вычистить пытались(выполняют круговые движения ладонями около лица).
Причесались аккуратно(гладят ладонями голову от макушки к вискам).
приоделись все опрятно(выполняют руками 2 раза движения от груди вниз опускают руки к бёдрам, пальцы рук сжаты в кулачки).
Не хотим мы больше спать, будем весело играть(руки на поясе приседают, хлопают в ладоши).
-Вот какие молодцы. А сейчас садитесь тихонько на стульчики.(дети садятся)
вышло солнышко опять.
-Раз, два, три, четыре, пять,
вышла Катя погулять.
(выходит девочка-замарашка, взлохмаченные волосы, грязная. В руках у неё мяч, она читает стихотворение “Мой весёлый, звонкий мяч…”)
В: Вот так Катя, вот так Катя. Ты забыла умыться что ли?
Катя: А что такого?
В: Вышли звери в огород, встали дружно в хоровод. Окружили Катю, не узнали что ли?(воспитатель берёт в руки по очереди мягкие игрушки и говорит за них)
Говорит собака Катя: “Гав, гав, гав. Ты б пошла умылась что ли, гав, гав, гав”.
Катя: -Ну, вот ещё!
В: И сказала Кате утка: “Кря, кря, кря. Видеть это, просто жутко, кря, кря, кря”.
Катя: -Ну и подумаешь!
В: Предложила Кате кошка: “Мяу, мяу, мяу. Дай лизну тебя немножко, мяу, мяу, мяу”.
Катя: Вот ещё!
В: Лишь свинья от смеха давится (обнимает Катю за плечи, хрюкает). Как мне эта Катя нравится! Она красива, как и я.
Катя: Вот ещё! (делает вид, что убегает).
В: Вот так насмешили, чуть Катю не умыли.
-Ребята, а вы тоже грязные выходите гулять? (ответы детей).-Перед тем, как выйти на улицу, нужно обязательно посмотреть на себя в зеркало, всё ли в порядке.
Воспитатель обращается к Кате: “Посмотри на себя в зеркало, ты наверно и умываться не умеешь?”.
Катя: Не умею.
В: -Ребята, научим Катю умываться? (ответы детей).
-А что нужно, чтобы научить Катю умываться, подскажите ей, пожалуйста. (ответы детей: вода, мыло, полотенце).
Выносится кувшин с водой, тазик, мыло, полотенце.
-Давайте представим, что перед нами настоящая раковина с умывальником.
Но что мы сделаем перед тем, как открыть кран с водой (надо закатать рукава, чтобы не намочить рубашку, платье).
-Правильно, нужно закатать рукава. Артём покажи Кате, как нужно закатывать рукава. А ты Катя смотри и делай как Артём.
Чтение потешки:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
тот водички не получит.
Рукава закатали, теперь покажем Кате, как надо мыть руки, одна ладошка моет другую.
-Альбина, покажи пожалуйста Кате, как ты моешь руки.
Воспитатель наклоняет кувшин с водой над тазиком, помогает Кате умыться.
-Сначала руки смочим водой, потом намылим мылом, потрём одну ладошку о другую. А после этого смываем водой.
Чтение потешки:
Водичка, водичка, умой моё личико,
чтобы щёчки краснели, чтобы глазки блестели.
Чтобы смеялся роток, чтобы кусался зубок.
-Вот мы умылись, смыли с рук мыло, что нужно сделать? (стряхнуть руки над раковиной и вытереть их полотенцем).
-Артём, покажи Кате как надо стряхивать ручки.
-Вот теперь у нас Катя чистая, осталось её причесать. (помогаем Кате расчесаться).
Подводит Катю к зеркалу:
-Теперь ты Катя чистая и красивая.
Катя: Спасибо вам, ребята. Я поняла, как важно следить за своей чистотой – это полезно и красиво.
В: Мы рады, что ты это поняла. Ведь если человек всегда ходит чистым, то он помогает своему здоровью.
-А вы ребята, запомнили, как правильно умываться?
-Давайте ещё раз повторим.
Динамическая пауза:
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем уши, моем шею,
на глазах мы хорошеем.
-Вот какие мы чистые и красивые.
-Ой, ребята я забыла вам сказать, когда я утром пришла, а вас ещё не было, мне принесли письмо. А прислал её главный начальник по чистоте-Мойдодыр.
Найти ошибки.
“Полотенцем моют руки”
“Расчёской вытираются”
“Зубной щёткой намыливают тело”
“Мылом причёсываются” .
-Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется, Мойдодыр, всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:
-полотенцем (что делают?)…
-Расчёской…………….
-Зубной щёткой……………
-Мылом……………..
-Вот какое смешное письмо нам прислал Мойдодыр.
-А ещё он вам даёт советы:
“Умывайтесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо и шею”.
“Мойте руки и ноги перед сном каждый день”.
“Мойте руки после игр, прогулки, туалета”.
-Будете выполнять советы Мойдодыра?…Хорошо
Надо, надо умываться
по утрам и вечерам,
а нечистым трубочистам
стыд и срам, стыд и срам!

Исполнитель: Санникова Светлана Александровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад N3» г. Прокопьевска.


Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков
2 младшая группа
Сентябрь

Представление о человеке «Строение человека».
Цель: Закрепление знаний частей тела: голова, руки, ноги, туловище, шея, ориентировка на себе. Лицо: глаза, ресницы, брови, нос, рот, уши.
Цель: Закрепление знаний о частях тела, об их значении. Кожа: ногти, волосы.
Цель: воспитывать понимание того, что окружающие люди одобряют действия, связанные с соблюдениями правил гигиены, закреплять знания об уходе за кожей, волосами, ногтями. Нос, уши.
Цель: закреплять знания о бережном отношении к своему здоровью: правильное дыхание через нос, уход за ушами, нельзя засовывать предметы в нос и уши.
Умывание «Да здравствует мыло душистое»
Цель: Закреплять последовательность мытья рук(знакомство с алгоритмом умывания) «Три золотых правила мытья рук»:
а) перед едой
б) после туалета
в) после прогулки
Цель: Разучить «Три золотых правила», расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода –чистая, теплая, холодная. Д/И «Умоем куклу Катю»
Цель: Закреплять знания о правильном мытье рук, лица, дать понятие о том, что у полотенец есть разное назначение: для рук, ног, тела. Рассматривание иллюстрации «Мама купает малыша».
Цель: Закреплять знания о предметах личной гигиены: мыло, полотенце, теплая вода.
Питание «Полезные и вредные продукты»
Цель: Дать знания о полезных и вредных продуктах, что можно есть много, а что ограниченно. «Правила поведения за столом»
Цель: Закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, нельзя использовать столовые приборы родителей, друзей. «Правила поведения за столом».
Цель: Закреплять знания о том, что за столом сидят с прямой спиной, ножки стоят рядом со стульчиком, на столе лежат только кисти рук, локти свисают. «Сервировка стола».
Цель: Учить накрывать на стол, дать понять детям, что необходимо помогать младшему воспитателю, познакомить со значением слова «дежурный».
Одевание «Для чего нужна одежда?»
Цель: Обогащать знания детей об одежде, познакомить с алгоритмом одевания закреплять последовательность одевания. Д/И «Оденем куклу Катю на прогулку».
Цель: Закреплять последовательность одевания, расширять представления детей о необходимости тепло одеваться. «Порядок в кабинках».
Цель: Знакомить с понятием «вещи стопочкой», дать представление о том, что в личных кабинках тоже должен быть порядок. Драматизация стихотворения «Митя и рубашка».
Э. МошковскойЦель: познакомить детей с новым стихотворением, обратить внимание на внешний вид рубашки, дать понять, что одежда должна быть чистой и опрятной.
Октябрь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке Д/И «Кукла Катя простудилась».
Цель: Закреплять знания детей о бережном отношении к своему здоровью: теплая шапочка, шарфик и т.п.
Д/И «Чем похожи, чем отличаются?»
Цель: Сравнить части тела человека и животного (дышат, видят, слышат, 4 лапы, хвост, шерсть и т.п.)
«Зубы»
Цель: Обогащать знания детей о назначении зубов у человека и животных, что полезно, что вредно для зубов. «Кожа».
Цель: Познакомить с правилами ухода и защиты кожи, закрепить знания о назначении кожи у человека и животного
Умывание Д/И «Какая вода».
Цель: Дать представления о свойствах воды, расширять словарный запас: теплая, холодная, чистая, грязная, мыльная, прозрачная.Д/И «Как мы купали Хрюшу».
Цель: Дать представление о том, что быть грязным плохо, для купания нужно использовать теплую воду, мыло, мочалку, полотенце.
«Тетушка Зубная щетка».
Цель: Познакомить детей с зубной щеткой, для чего она нужна? «Мыльные перчатки».
Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки.
Питание Потешка «Глубоко-не мелко».
Глубоко-не мелко корабли в тарелках. Луку головка, красная морковка, петрушка, картошка и крупки немножко. Вот кораблик плывет, попадает прямо в рот.
Цель: Познакомить детей с новой потешкой, закреплять умение держать и пользоваться ложкой правильно. «Будем кашу варить, будем Ваню кормить».
Цель: Продолжать закреплять умение правильно держать ложку в правой руке, кушать аккуратно, бесшумно. Д/И «Кормление кукол Кати и Вовы».
Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать столовыми приборами: ложкой. Д/И «Вилки-ложки».
Цель: Закреплять умение детей пользоваться ложкой, познакомить с вилкой, ее назначением, сравнить отличия использования ложки и вилки.
Одевание Загадки про одежду.
Цель: Закреплять названия одежды, ее частей (ворот, рукав, карман и т.п.) Д/И «Кукла Катя показывает свой наряд».
Цель: Закреплять знания об одежде, формировать навыки одевания. Д/И «Оденем куклу на прогулку».
Цель: Знакомить с названиями и видами обуви: тапки, теплые сапоги, валенки, резиновые сапоги и т.д., закреплять алгоритм одевания, Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье».
Цель: Уметь находить решение проблемы, воспитывать умение сочувствовать человеку, попавшему в сложную ситуацию.
Ноябрь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке «Волосы» Загадка про расческу.
Целых 25 зубков, Для кудрей и хохолков.И под каждым, под зубком – Лягут волосы рядком.
Цель: Закреплять знания для чего нужна расческа, какие расчески бывают, можно пользоваться только своей расческой. «Зубы»
Цель: Дать представление о том, что после каждого приема пищи необходимо полоскать рот.
«Рот – орган речи».
Цель: Дать представление, что рот необходим не только для принятия пищи, но и как орган речи, познакомить с функциями языка и горла. «К нам пришел доктор Айболит».
Цель: Познакомить с правилами поведения во время болезни, закреплять знания об охране своего организма от травм и простуд.
Умывание Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания. Д/И «Полотенце пушистое».
Цель: Воспитывать умение правильно пользоваться полотенцем, руки вытирать насухо, снимать полотенце с крючка. Д/И «Чистоплотные дети».
Цель: Воспитывать желание быть чистоплотными и аккуратными, активизировать речь, внимание, умение называть как можно больше предметов гигиены. Потешка «Водичка, водичка».
Водичка, водичка, Умой мое личико - Чтоб глазки блестели, Чтоб щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок
Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате(нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).
Питание Поручения дежурным.
Цель: Продолжать знакомить с дежурством – мыть руки перед дежурством, надевать фартук, ставить салфетницу, хлебницу, раскладывать ложки справа от тарелки и т.д. «Волшебное слово – «спасибо».
Один мой знакомый поесть обожает, но после «спасибо» сказать забывает. Зачем вам, друзья на него походить? И мамам и бабушкам и поварам, и тем, кто принес угощение вам, волшебное слово «спасибо» скажите свою благодарность за труд покажите.
Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова. Художественное-слово – напоминание перед принятием пищи.
Молчим мы во время еды не напрасно, жевать и беседовать очень опасно: никто вашу речь все равно не поймет, а вдруг «не в то горло» еда попадет? Один мой знакомый болтал, веселился, неловко вздохнул и куском подавился.
Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.
Д/И «Красивые салфетки для трех поросят».
Цель: Продолжать воспитывать умение пользоваться салфетками.
Одевание «Мы проснулись, потянулись»
Цель: Закреплять умение одеваться после сна в правильном порядке, развивать навыки самообслуживания, правильно надевать носочки, с помощью воспитателя выворачивать одежду, помогать другу. Д/И «Мальчик Дима и девочка Нина идут гулять».
Цель: Обогащать знания о предметах одежды, различать одежду для мальчиков и девочек. Д/И «Постираем кукле платье».
Цель: Дать представление о способах ухода за одеждой, воспитывать опрятность, аккуратность. Стихотворение Е. Благиной«Как у нашей Ирки».
Как у нашей Ирки, на чулках по дырке! Почему, почему, на чулках по дырке? Потому что неохота штопать нашей Ирке.
Как у нашей Натки штопка на пятке! Почему, почему, штопка на пятке? Потому что неохота быть неряхой Натке.
Цель: Уметь определять характер человека по внешнему виду, воспитывать желание быть опрятным, аккуратным.
Декабрь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке «Я за столиком сижу, спинку ровненько держу».
Цель: Учить детей за столом сидеть ровно, спинку держать прямо, ножки около стульчика. «Что такое закаливание?»
Цель: Познакомить детей с понятием «закаливание», для чего оно нужно, уточнить, любят ли дети закаливающие процедуры, почему? Д/И «Кукла Катя кашляет и чихает».
Цель: Учить детей по время кашля и чихания отворачиваться, закрывать рот платком (рукой). Д/И «Собери куклу».
Цель: Повторить названия частей тела, определить правильное расположение частей тела, где какая должна находиться (голова, руки, ноги, туловище, шея и т.д.)
Умывание Д/И «Чем я моюсь».
Цель: Уточнять представления детей о предметах для умывания: мочалка, зубная паста, мыло и т.д., уметь ориентироваться какое средство (предмет) нужен в разное время.
Д/И «Как Хрюша пошел умываться».
Цель: Закрепить навыки умывания, умение закатывать рукава, правильно намыливать руки, вытирать насухо. Разучивание потешки.
Из колодца принесла курочка водицы и ребята всей гурьбой, побежали мыться.
Цель: Познакомить детей с новой потешкой, вызвать желание мыть руки. Д/И «Какое полотенце».
Цель: Дать представление о том, что полотенце бывает разное: махровое, вафельное,
личное, ножное, банное, кухонное, расширять словарный запас.
Питание Потешка «Кашка из гречки».
Кашка из гречки, где варилась?- В печке сварилась, упрела, чтобы деточки ели, кашу хвалили, на всех разделили. Досталось по ложке гусям на дорожке, цыплятам в лукошке, синицам в окошке. Хватило по ложке собаке и кошке, и детки поели последние крошки!
Цель: Побудить детей съесть всю кашу, познакомить с новой потешкой. Д/И «Чашки - ложки».
Цель: Закрепить навыки сервировки стола, названия посуды и столовых приборов (ложка, вилка, нож). Д/И «Хрюша за столом»
Цель: Закреплять умение детей есть вторые блюда вилкой, отделяя небольшие кусочки от блюда, пережевывать пищу закрытым ртом. Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»
Цель: Закрепить навыки поведения за столом, обратить внимание на поведение героев сказки.
Одевание Беседа «Моя одежда».
Цель: Продолжать закреплять умение в правильной последовательности раздеваться перед сном, аккуратно развешивать вещи на стульчик. «Дружные сандали».
Цель: Продолжать закреплять умение правильно надевать обувь: правый сандаль на правую ножку, левый сандаль на левую ножку. Д/И «Кукла Маша проснулась».
Цель: Закреплять названия одежды, развивать умение действовать с предметами, одеваться в правильном порядке. Д/И «Маша - неряша».
Цель: Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.
Январь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке Д/И «Как у Кати заболели зубы».
Цель: Дать представление о том, что нужно следить за своими зубами и вовремя посещать зубного врача. Беседа «Зачем человеку витамины».
Цель: Познакомить с понятием «витамины», для чего они нужны человеку, где их взять? Д/И «Мальчики и девочки».
Цель: Обогащать представления детей о себе и своих сверстниках, учить различать людей по полу и возрасту. Д/И «Какие бывают прически?»
Цель: Познакомить детей с понятием «прическа», обратить внимание с какими прическами ходят дети.
Умывание Художественное слово.
Взглянуть в микроскоп ты на руки попробуй, увидишь там полчища вредных микробов. Они возбудители вредных болезней, их стряхивать с рук все равно бесполезно. От этих микробов есть средство простое: они погибают от мыла с водою. Запомни, пожалуйста, перед едой ты руки старательно с мылом помой.
Цель: Закреплять навыки мытья рук по средствам художественного слова. Д/И «Умоем куклу».
Цель: Закреплять умение правильно мыть руки и лицо: намыливать, смывать, отжимать воду, насухо вытирать полотенцем. Лицо с мылом мыть только при необходимости. Разучивание потешки: «Чистая водичка».
Чистая водичка
Моет Вове личико,
Танечке – ладошки,
Пальчики – Антошке.
Цель: Создание у детей потребности и привычки к гигиеническим процедурам. Стихотворение – шутка
В. Орлов
«Чистюли»
Маленькие мушкиИ большие мушкиУмывают лапкамиИ глаза, и ушки.
Чистые, умытые,Утром, на зареЗавтракают веселоВ мусорном ведре.
Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, воспитывать желание соблюдать гигиену тела, доставить радость.
Питание Поручения дежурным по столовой.
Цель: Продолжать знакомить детей с посудой, ее расположением на столе. Д/И «Подарок для Мишки – новая чашка».
Цель: Обогащать знания детей о назначении чашки, ее частей (дно, стенки, ручка). «Наша посуда»
Цель: Помочь детям в освоении понятия «посуда», упражнять в умении классифицировать предметы по одному (двум) признакам (цвету, форме, назначению). Наблюдение «Няня моет посуду».
Цель: Способствовать формированию у детей представления о трудовом процессе, вызвать добрые чувства к человеку, проявляющему заботу о детях.
Одевание «Волшебный шнурок»
Цель: Учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке, развивать мелкую моторику рук. Рассматривание иллюстраций «Шапки».
Цель: Уточнить название предметов одежды (шапки), из каких частей она может состоять, какие шапочки бывают (зимние, демисезонные, панамки и т.д.) Рассматривание иллюстраций «Зимняя одежда».
Цель: Уточнить названия предметов одежды (шубы, куртки, пальто и т.д.), из каких частей верхняя одежда состоит. Д/И «Кукла Катя идет в гости».
Цель: Создание у детей потребности быть опрятными, воспитывать желание одеваться со вкусом.
Февраль
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке «Носики - курносики».
Цель: Закреплять умение пользоваться индивидуальным носовым платком, уточнить, в каких случаях это необходимо. Д/И «Определи, здоров или болен».
Цель: Обогащать знания детей о возможном состоянии человека – здоров, болен, плохо себя чувствует и т.п. «Будь осторожен».
Цель: Закреплять правила здоровьесберегающего поведения в обществе (не толкаться, не драться, в туалетной комнате не брызгаться и т.д.) «Наши зубки».
Ситуативная игра «Фонтанчики».
Цель: Продолжать учить детей правильно полоскать рот после еды, создавать условия для поддержания элементарных гигиенических процедур.
Умывание Повторить потешку «Чистая водичка» (см. январь 3 неделя).
Цель: Создать у детей настрой на выполнение культурно-гигиенических процедур, развивать речь, память. «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки».
Цель: Развивать умение самостоятельно совершать процессы умывания, не мешать сверстникам. Д/И «Помой руки своей дочке».
Цель: Закреплять алгоритм умывания, способствовать становлению все более устойчивого интереса к выполнению гигиенических процедур. «Мое полотенце».
Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем, упражнять в правильном использовании полотенца (снимать с крючка, руки вытирать насухо, вешать обратно).
Питание Дежурство по столовой.
Цель: Воспитывать у детей потребность мыть руки перед дежурством по столовой, надевать фартук, колпачок, чистыми руками сервировать стол. Д/И «Катино угощение».
Цель: Расширять представления детей о полезных продуктах (фрукты, овощи, натуральные соки), рассмотреть модели или картинки с изображением фруктов. Сказка «Три медведя».
Цель: Закреплять правила поведения за столом, уметь анализировать поведение главного героя (героини). Беседа «Столовые приборы».
Цель: Напомнить детям правила пользования столовыми приборами, уточнить в каких случаях используется маленькая ложечка.
Одевание Д/И «Топ, топ - сапожок».
Цель: Закреплять у детей умение различать и называть разную обувь, ее предназначение (сапоги, туфли, валенки, ботинки и т.д.) Сюжетная игра «Погладим Кате платье».
Цель: Продолжать формировать у детей представление о необходимости ухаживать за одеждой, иметь опрятный внешний вид. Рассматривание картины «Дети на прогулке».
Цель: Обратить внимание на особенности зимней одежды, какая она (теплая, зимняя, красивая), активизировать речь детей. Д/И «Подбери куклам одежду».
Цель: Закреплять алгоритм одевания, названия предметов одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек.
Март
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке Д/И «Собери картинку».
Цель: Вспомнить с детьми названия частей тела человека, упражнять в умении составлять целую картинку из разрезных, развивать логику, мышление. Д/И «Наши лица».
Цель: Обогащать представления детей о том, что все люди разные, уметь сходство и различия в облике человека (глаза, губы, нос и т.д.) «Ногти».
Цель: Напомнить детям о том, что ногти у человека растут всегда и их необходимо подстригать каждую неделю, содержать ногти в чистоте. Встреча с «Тетушкой Зубной щеткой».
Цель: Закреплять знания детей о функциях зубной щетки, умение пользоваться ей, после использования тщательно промывать.
Умывание Беседа «Берегите воду».
Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран. «Рано утром, на рассвете умываются котята». Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: Обогащать знания детей о соблюдении гигиены, дать понять, что соблюдать культурно-гигиенические правила должны все. Д/И «Вымой кукле руки».
Цель: Поддерживать у детей желание соблюдать «три золотых правила мытья рук» - после прогулки, после туалета и перед едой. Чтение стихотворения «Мальчик Петя».
Мальчик Петя поздно встал
Просыпаться тяжко
Умываться он не стал
Он ведь замарашка?
Цель: Упражнять детей в умении анализировать поведение детей, можно ли так себя вести, почему?
Питание Д/И «Готовим обед для кукол».
Цель: Упражнять в умении различать продукты (мясо, рыба, овощи, фрукты), закреплять навыки дифференциации по назначению столовой посуды. Сюжетная игра «День рождения».
Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания. Поручения дежурным.
«Научи чебурашку накрывать на стол».
Цель: Закреплять навыки дежурства, упражнять в правильной сервировке стола, названии столовых предметов. Рассматривание сюжетной картины «Дети обедают» и плаката «Не правильное поведение за столом».
Цель: Упражнять в умении анализировать поведение детей, на какой иллюстрации дети соблюдают правила поведения за столом, на какой нет, почему?
Одевание Потешка«Раз, два, три, четыре, пять».
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулятьЗавязали КатенькеШарфик полосатенький.
Ну, а Петеньке на ножки
Надеваем мы сапожки.
Чтобы детки поиграли
На участке погуляли.
Цель: Создать эмоциональный настрой для одевания на прогулку, закреплять навыки самообслуживания. Беседа «Что такое быть опрятным?»
Цель: Закреплять названия одежды, обуви, способах ухода за внешним видом, для чего это нужно? «Моя кабинка».
Цель: Закреплять умение складывать свои вещи аккуратно, соблюдать порядок расположения одежды в кабинке: обувь внизу, верхняя одежда на крючке, колготки, кофты, шапочки на полочках. «Снежки на улице лепили, рукавички замочили».
Цель: Закреплять умение и желание следить за своей одеждой, мокрые вещи размещать на просушку с помощью взрослого.
Апрель
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке Потешка «Расти коса до пояса».
Расти, коса, до пояса,Не вырони ни волоса.Расти, коса, не путайся,Маму, дочка, слушайся.
Цель: Познакомить детей с новой потешкой, развивать память, расширять представления детей об особенностях человека (у всех людей разный цвет волос). «Мои глазки».
Цель: Продолжать знакомить с особенностями строения человека, дать представления о том, что у всех людей разный цвет глаз, рассмотреть глаза друга. Наблюдение «Взрослые и дети».
Цель: Уточнить знания детей об особенностях физического развития разных возрастов людей, чем схожи, чем отличаются, развивать интерес к изучению себя. Беседа «Какой я был, каким я буду».
Цель: Воспитывать умение анализировать, рассуждать, мечтать, активизировать речь (был маленьким, слабым, стану большим, сильным и т.п.)Умывание Сюжетная игра «Доктор Чистюлькин».
Цель: Формировать особенное отношение к выполнению правил личной гигиены, активизировать словарь детей (мыло, зубная щетка, вода, полотенце). «Умывание холодной водой».
Цель: Расширять представления детей о пользе умывания холодной водой, как о процессе закаливания, чем это полезно. Д/И «Что нужно кукле для купания».
Цель: Закреплять знания детей о необходимых предметах для проведения водных гигиенических процедур. Д/И «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытираться».
Цель: Закреплять полученные культурно-гигиенические навыки, вызвать интерес к процессу умывания.
Питание Сюжетная игра «Маленькие хозяюшки».
Цель: Закреплять названия продуктов, умение сервировать стол, воспитывать культуру поведения в игре. «Что мы кушаем на обед».
Цель: Обратить внимание детей, что обед состоит из нескольких блюд, дать представление о понятии – меню. Профессия «Повар».
Цель: Обогащать знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых. Ситуация «Мы готовимся к обеду».
Цель: Закреплять умения подготовки к обеду(мытье, вытирание рук), правильное использование столовых предметов, бережное к ним отношение.
Одевание Ситуативная игра «Хрюша попал в лужу».
Цель: Обратить внимание детей на культуру поведения на улице весной, воспитывать аккуратность. Ситуация «Если я промочил одежду?»
Цель: Закреплять умения вежливого обращения за помощью, уметь определять необходимость просушки одежды, благодарить за помощь. «Одежда весной»
Цель: Упражнять в умении анализировать, сравнивать зимнюю и весеннюю одежду, в чем сходство и различия. «Постираем носовые платочки».
Цель: Закреплять представления о необходимости ухода за личными вещами, прививать трудолюбие, аккуратность.
Май
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке Сюжетная игра «Покажем кукле Кате, как мы делаем бодрящую гимнастику после сна»
Цель: Побудить детей к выполнению гимнастики после сна, проведению закаливающих процедур, воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Рассматривание иллюстрации «Строение человека».
Цель: Закреплять названия частей тела, вспомнить способы поддержания своего здоровья (кушать фрукты, овощи, держать спинку ровно, ходить прямо, делать зарядку).
«Микробы».
Цель: Закрепить знания детей, чем могут быть опасны микробы, как избежать их попадания в организм (мыть руки, фрукты, овощи). Просмотр мультфильма «Доктор Айболит».
Цель: Закрепить желание детей сохранять (беречь) свое здоровье, доставить радость детям.
Умывание Чтение стихотворения С. Михалкова «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».
Цель: Создать у детей настрой на выполнение гигиенических правил, познакомить детей с новым художественным произведением. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
Цель: Закрепить желание детей соблюдать правила личной гигиены, поддержать любовь к водным процедурам, доставить радость. Беседа «Чистота - та же красота»
Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить в чем девочка была не права, и как нужно было себя вести.
Питание Беседа «Твое любимое блюдо в детском саду».
Цель: Воспитывать умение выражать свои вкусовые предпочтения, активизировать речь, память. Загадка «Мухомор».
Точки белые на красном
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор
Не срывайте... (мухомор).
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире, дать понять, что нельзя ничего срывать на улице и есть.
Поручение дежурным.
Цель: Закреплять у детей желание помогать младшему воспитателю в сервировке и уборке стола. «Вспомним, как надо правильно кушать».
Цель: Совершенствовать умение правильно держать столовые приборы, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.
Одевание Игра-путешествие «Наша раздевалка».
Цель: Закрепить названия оборудования раздевалки, ее назначение, порядок расположения в ней вещей.
Чтение рассказа М. Зощенко «Глупая история»
Цель: Познакомить детей с новым литературным произведением, закреплять у детей желание быть аккуратными, опрятными, беречь свои вещи. Д/И «Как я могу помочь другу».
Цель: Закреплять привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им. Беседа: «Моя любимая одежда».
Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о себе, своих предпочтениях в одежде, вспомнить времена года, кто как был одет.
Рекомендуемый список литературы для воспитания культурно-гигиенических навыков:
М. Вишневецкая «Милая тетушка манная каша»
И. Бурсов «Галоши»
С. Михалков «Я сам»
И. Ищук «Мои ладошки»
С. Махоткин «Завтрак»
Д. Крупская «Чистота»
Д. Грачев «Обед»
Е. Винокуров «Купание детей»
А. Жигулин «Потеряла в траве заколку»
О. Григорьев «Варенье»
Я. Аким «Неумейка»
С. Михалков «Все сам»
Т. Кожомбердиев «Все равно»

культурный гигиенический детский навык

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребёнка имеет гигиеническое воспитание и воспитание культуры поведения. В дошкольном учреждении гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщения детям элементарных гигиенических сведений и формировании на их основе навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Гигиеническое воспитание проводится как индивидуально, с каждым ребёнком, так и коллективно, со всей группой в целом. Гигиеническое обучение и воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни учреждения.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой сформированы задачи содержания гигиенического воспитания. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками}

Загрузка...