paradisemc.ru

Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности. Что изучает социальная педагогика

Объект и предмет исследования социальной педагогики. Особенности развития социальной педагогики в России. Из истории развития социальной педагогики за рубежом. Социальная педагогика и социальная работа.

Объект и предмет исследования социальной педагогики

Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых, объективных знаний и представлений о действительности.

Так, философию называют наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; социологию - наукой об обществе как целостной системе; психологию - наукой о закономерностях развития и функционирования психики человека, педагогику - наукой об образовании, воспитании и обучении подрастающего поколения.

Чтобы понять особенности социальной педагогики как науки, необходимо разобраться в том, что она должна изучать, вычленить ее собственную область исследования. Для этого в науке существуют понятия объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования той или иной науки выступает определенная область реально существующего мира, реальной действительности. Предметом же любой науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Таким образом, объект науки - это фрагмент объективной реальности, предмет - результат ее осмысления.

Один и тот же объект может изучаться различными науками. Например, человек выступает объектом изучения биологии, философии, психологии, социологии, педагогики и других наук Но каждая наука имеет свой предмет, т. е. то, что она изучает в объекте, в данном случае - в человеке. Так, психология изучает закономерности и механизмы психического развития человека, педагогика - закономерности воспитания и образования личности и т.д. Прежде чем разобраться в объекте и предмете исследования социальной педагогики, обратим внимание на сам термин «социальная педагогика». Как видим, он состоит из двух слов - «педагогика» и «социальная», как бы объединяя их значения. Такое объединение двух понятий не случайно, оно связано с процессами дифференциации и интеграции в науке. По мере роста новых знаний, расширения сферы проникновения научной мысли в реальную жизнь, по мере возникновения новых проблем и потребностей общества наблюдаются тенденции дифференциации и специализации наук, т. е. разделения основной науки на ряд более частных областей, развивающихся самостоятельно. С другой стороны, в решении ряда проблем наблюдается явление интеграции, объединения ряда самостоятельных наук, которые изучают один объект, но с разных точек зрения. Например, на стыке педагогики с различными науками выделились самостоятельные области исследования: с философией - философия образования, с социологией - социология воспитания и социология образования, с психологией - педагогическая психология. Таких примеров можно привести множество.

В педагогической науке процесс дифференциации и специализации за последнее время значительно усилился. Некоторые из специализированных областей уже оформились в самостоятельные научные отрасли педагогики, такие как дошкольная педагогика, педагогика школы, специальная педагогика, профессиональная педагогика, история педагогики и др. К их числу может быть отнесена и социальная педагогика. Тот факт, что социальная педагогика выделилась из педагогики, означает, что в поле ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой, но рассматриваются они в определенном, специфическом аспекте. Очевидно, что специфика этой новой области педагогических знаний отражена в слове « социальная ».

Понятием «социальный» (от лат. общий, общественный), как известно, объединяется все то, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения и взаимодействия. В таком случае, если педагогика - это наука о воспитании и образовании подрастающего поколения, т.е. детей и молодежи, то социальная педагогика особо выделяет в процессах воспитания и образования те аспекты и явления, которые связаны с включением ребенка в совместную жизнь в обществе. Этот процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок) называют социализацией.

Социализация ребенка - процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Поэтому суммарный результат таких целенаправленных и стихийных влияний не всегда предсказуем и не всегда отвечает интересам общества.

По своему устройству общество представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов - исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей. Именно через них и происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения.

Однако роль различных социальных институтов в социализации ребенка не одинакова. Одни из них оказывают стихийное влияние на ребенка в процессе его развития и социального становления, другие же выполняют функцию целенаправленного воздействия на формирование его личности. К таким социальным институтам, которые можно с полным правом назвать институтами социализации, относятся семья, образование, культура и религия.

Семья является главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает определенные ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в данном обществе.

Другой социальный институт, имеющий такое же важное значение для успешной социализации ребенка, как и семья, это - образование. Через образование ребенок также приобщается к ценностям, господствующим в данном обществе. Приобретая в процессе образования знания, он не только развивается, но и адаптируется к жизни в обществе.

Культура - это именно тот социальный институт, который вбирает в себя все созданные человечеством материальные и духовные ценности. Говоря о роли культуры в социализации ребенка, мы следуем словам выдающегося ученого, представителя русской религиозной философии Павла Александровича Флоренского (1882-1937), который утверждал, что «культура - это среда, растящая и питающая личность». И в этом смысле трудно переоценить то влияние, которое оказывает на ребенка в процессе его становления и развития культура: литература, музыка, живопись, средства массовой информации и многое другое.

Религия как социальный институт представляет собой сложное общественное явление, целостную систему особых представлений, чувств, культовых действий, учреждений и различных объединений верующих. Вечные нравственные ценности, которые проповедует церковь (любовь и забота о ближнем, честность, терпение и пр.), религиозные праздники и традиции, религиозная музыка и др. могут оказывать большое влияние на усвоение ребенком моральных норм общества, правил поведения в нем. Поэтому для ребенка религия может играть важную роль в процессе его социализации.

Исторически значение различных социальных институтов в социализации ребенка изменяется. На разных этапах развития общества те или иные институты играют то большее, то меньшее значение. Наглядно это можно проиллюстрировать на примере развития нашей страны на протяжении XX века, которое условно разделяется на три этапа: досоветский, советский и постсоветский.

В досоветский период особенно сильное влияние на нравственное становление ребенка и его интеграцию в общество оказывали семья и религия.

На втором этапе возрастает роль образования и культуры. Провозглашение приоритетов общественного воспитания перед семейным переместил центр тяжести воспитания с семьи на школу. Литература, кино, живопись, музыка целенаправленно выполняли социально значимые задачи пропаганды и формирования у детей и молодежи коммунистических идеалов, а такой важный институт социализации, как религия, вследствие репрессирования церкви фактически перестал играть в жизни общества какую-либо существенную роль.

В постсоветский период по-прежнему сохраняется важная роль образования в социализации ребенка. Наряду с этим начинает возрастать значение семьи и религии. Зато значительно изменяется роль культуры, деидеологизация которой привела к тому, что ее воздействие на личность ребенка стало приобретать в большей степени стихийный, спонтанный характер.

Если социальные институты успешно справляются со своими задачами, то процесс социализации ребенка происходит «естественным путем». Однако в этом процессе могут происходить «сбои», причина которых заключена или в самом ребенке, или в социальном институте, который не выполняет задачи целенаправленного влияния на формирование личности. Например, для ребенка слепого и глухого с рождения или с существенными отклонениями в умственном развитии процесс социализации более трудный, чем для здорового ребенка, а ребенок, у которого родители - алкоголики, испытывает негативное влияние с их стороны, что также значительно усложняет процесс его социализации. И в том и другом случае ребенку потребуется специальная помощь.

Итак, вернемся к объекту и предмету социальной педагогики. Их мы будем определять в сравнении с педагогикой, из которой выделилась эта новая научная отрасль. Мы помним, что объектом изучения педагогики является ребенок, а предметом исследования - закономерности воспитания и образования

ребенка. Тогда объектом изучения социальной педагогики тоже является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности социализации ребенка.

По сравнению с педагогикой ее предмет несколько сужается в том смысле, что в таких сложных, многогранных социальных явлениях, как воспитание и образование, выделяются только те аспекты, которые непосредственно связаны с процессом социализации ребенка. Но в то же время предметом специального изучения социальной педагогики становятся такие процессы и явления, которые традиционно изучаются другой наукой - социологией. Именно эта наука исследует общество и социальные отношения в нем, пытается выяснить, как люди взаимодействуют между собой, почему они объединяются в те или иные группы, как возникают социальные связи и многие другие вопросы социальной жизни общества. Социальная педагогика начинает исследовать эти проблемы в несколько ином, отвечающем ее научным задачам ракурсе.

Таким образом, социальная педагогика фактически является междисциплинарной областью научных исследований. Она рождается из педагогики, пользуется ее богатейшим историческим наследием, использует педагогические методы и средства, С другой стороны, поскольку явление социализации как часть общества и общественных отношений изучается социологией, социальная педагогика использует и некоторые социологические теории, некоторые методы и средства, используемые в социологии. Но при этом социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства и технологии.

Следует также помнить, что социальная педагогика вбирает в себя и многое из того, что исследуется другими науками о человеке (философией, психологией, медициной и др.).

Особенности развития социальной педагогики в России

Любая наука «вырастает» из конкретной реальной действительности, является ее отражением, систематизирует знания о ней. Однако научные, теоретические знания не могут развиваться сами по себе, в отрыве от практической деятельности, поэтому наука и практическая деятельность неразрывно связаны между собой. Более того, именно практика является источником любой науки. С другой стороны, любая практическая деятельность тем эффективнее, чем больше она основывается на достижениях науки. Теория, являясь основой для практической деятельности, дает возможность ее направлять, преобразовывать и совершенствовать. Это означает, что теоретические исследования должны непременно идти рука об руку с развитием практической деятельности.

Когда мы говорим о социальной педагогике, мы тоже должны четко различать две ее взаимосвязанные стороны - научно-теоретические знания в этой области и собственно социально-педагогическую деятельность, т. е. непосредственную работу социального педагога с конкретным ребенком или группой детей, с той или иной конкретной средой, в которой живет и развивается ребенок и которая способствует или препятствует его социализации. Иначе говоря, необходимо различать социальную педагогику как науку и как сферу практической деятельности, которые неразрывно связаны между собой.

Кроме того, социальная педагогика может выступать в качестве учебной дисциплины. Учебная дисциплина - это предмет, изучаемый в общеобразовательных или профессиональных учебных заведениях. Учебная дисциплина исходит из соответствующей области науки, в ней обычно находят отражение факты и явления, которые доподлинно известны науке. Хотя не исключается изложение и дискуссионных вопросов, являющихся предметом спора ученых, их разных точек зрения на тот или иной объект исследования.

В России развитие социальной педагогики - и как области научного знания, и как сферы профессиональной практической деятельности, и как учебной дисциплины - имеет свои особенности.

С одной стороны, в отечественной науке и педагогической практике истоки и предпосылки выделения социальной педагогики в самостоятельную область знания можно найти еще в трудах и практической деятельности таких классиков педагогики, как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и многие другие. Особое значение для становления социальной педагогики имел тот этап в развитии отечественной педагогической науки, который приходится на 20-30-е годы нашего столетия. В это тяжелое время деятельность таких выдающихся педагогов, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский, была направлена прежде всего на помощь «выбитым из социальной колеи детям», т. е. по сути они были именно социальными педагогами, а деятельность организованных ими и многими другими педагогами детских опытных станций, коммун и других учреждений стала практическим воплощением социальной педагогики.

Однако эволюционное развитие социальной педагогики в России не состоялось. Сначала произошел значительный разрыв между новой, советской педагогикой и тем, что было накоплено педагогикой в дореволюционный период, когда печально известный тезис «весь мир насилия мы разрушим до основания...» был распространен и на педагогику. Высказывание видного педагога 20-30-х годов А. П. Пинкевича о том, что необходимо забыть все, написанное в области педагогики до революции, было поддержано многими педагогами-марксистами. Затем, начиная с конца 30-х годов, когда в стране была провозглашена победа социализма, возникла и прочно укрепилась тенденция замалчивания социальных проблем, которые стали рассматриваться как отдельные, легко искоренимые «пережитки прошлого», что также не способствовало развитию социальной педагогики.

В результате, как уже отмечалось ранее, в 1990 г. социальная педагогика была введена императивно, «сверху». Это привело к тому, что научная и практическая сферы социальной педагогики начали развиваться одновременно и в отрыве друг от друга: практика не могла опереться на научные знания, так как науки еще фактически не было, а науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться.

Отразилось это и на становлении социальной педагогики как учебного предмета, которое также происходило одновременно со становлением области практической социально-педагогической деятельности и развитием науки. Несформированность и той, и другой обусловили то, что учебный предмет «Социальная педагогика» и сегодня еще включает много спорных, дискуссионных вопросов, различных точек зрения относительно сущности тех или иных категорий и понятий, даже самого предмета социальной педагогики.

Эти объективные обстоятельства являются факторами, тормозящими развитие социальной педагогики как науки. Однако потребности практики так остры и злободневны, что этой областью науки стали заниматься многие научные коллективы: Центр социальной педагогики Российской академии образования (РАО), Академия социального образования, научные коллективы педагогических университетов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске и других городах. Созданы и активно работают, решая теоретические и прикладные вопросы социальной педагогики, различные общественные объединения и государственные учреждения.

И на сегодняшний день уже можно констатировать, что накопилось достаточно много эмпирических и теоретических знаний, которые требуют осмысления и систематизации, позволяют выделить приоритетные научные направления, т. е. создают условия для более интенсивного развития социальной педагогики, оформления ее как самостоятельной науки. Для дальнейшего развития социальной педагогики необходимо также перечитать и переосмыслить с новых позиций труды отечественных педагогов - как дореволюционного, так и советского периодов, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие культурным и историческим традициям нашего народа. Немаловажное значение имеет и освоение зарубежного опыта с целью адаптации его применительно к нашей российской действительности.

Изолированность советского государства от «капиталистического мира» в течение 70 лет разрушила научные связи наших ученых с коллегами из многих стран, где социальная педагогика все это время активно развивалась и где в настоящее время накоплен значительный научный потенциал в этой области знаний. Даже сегодня, когда «железный занавес» между Востоком и Западом разрушен, этот иностранный опыт для отечественных ученых остается пока малодоступным. Специальной зарубежной литературы по социальной педагогике у нас практически нет. Если и встречаются единичные переводные издания, то они не могут дать полного, систематичного представления о самой науке. В результате российские ученые вынуждены порою «изобретать велосипед» вместо того, чтобы его совершенствовать.

Поэтому для становления и развития социальной педагогики в России имеет большое значение опыт других стран, анализ тех проблем и трудностей, которые возникали в процессе развития этой области научных знаний и практической деятельности за рубежом, выявление самих истоков-причин возникновения этой науки, ибо известно: отыщи всему начало и многое поймешь.

Из истории развития социальной педагогики за рубежом

Социальная педагогика выделилась из педагогики сравнительно недавно.

Однако и сама педагогика оформилась в самостоятельную научную область только в XVII в. Связано это событие с именем выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) и его гениальным произведением «Великая дидактика», в котором был определен предмет исследования этой науки. Вместе с тем история педагогики уходит своими корнями в глубокую древность, потому что, не будучи самостоятельной наукой, педагогика на протяжении многих веков развивалась в рамках философии, которая с давних времен была известна как наука, занимающаяся исследованием проблем роли и места человека в мире, смысла жизни, значения культуры и религии в нравственном становлении личности и т. п.

В этом смысле социальная педагогика - не моложе самой педагогики, поскольку она всегда присутствовала в педагогике как ее неотъемлемая составляющая, развивалась в ее русле и вместе с ней. Поэтому не случайно ученые, занимающиеся исследованием истории социальной педагогики, находят ее истоки и предпосылки в произведениях великих мыслителей философии, в трактатах классиков педагогики всех времен и народов. Если рассматривать социальную педагогику таким образом, то в ее развитии можно выделить ряд периодов. Первый - начальный период, который длился с древнейших времен вплоть до XVII века, связан с осмыслением практики воспитания и формированием педагогической и социально-педагогической мысли. В этот период происходит становление воспитания как социального явления, его преобразование из стихийного действия в осознанную деятельность, возникают различные теории воспитания.

Переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, а затем к феодальному, зарождение капиталистических отношений выдвигали свои проблемы воспитания и защиты ребенка. Еще в античности были высказаны такие основополагающие социально-педагогические идеи, как идея о необходимости начинать воспитание с раннего возраста, учитывать при этом природу ребенка и влияние окружающей среды, опираться на авторитет взрослых, прежде всего родителей и многие другие. Период Возрождения связан развитием гуманистических идей в воспитании ребенка. К этому времени относится и воплощение в реальную жизнь ряда таких идей, как, например, создание итальянским педагогом-гуманистом Витторино Да-Фельтре (1378-1446) одной из первых в истории школы интернатного типа с характерным названием «Дом радости».

Второй период - ХVII-ХIХ вв. - характеризуется развитием ведущих идей и научных концепций социальной педагогики, становлением ее как науки. XVIII и XIX века вошли в историю мировой культуры как периоды буржуазно-демократических революций. Видные ученые (педагоги, философы, социологи, психологи) искали решение социально-педагогических проблем на путях сотрудничества с общественностью и государством. Вопросы воспитания рассматривались в русле идей преобразования общества, наделения всех людей равными правами, реальной свободой. В этот период социальная педагогика развивается в тесной связи с практической социально-педагогической деятельностью. Видные педагоги не только высказывают те или иные идеи, но и реализуют их на практике, создавая приюты для детей-сирот и беспризорных, детские сады, школы и другие учреждения для детей с различными проблемами.

На протяжении всего XIX века шел длительный и неоднозначный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. При этом на ее развитие, кроме философии и педагогики, большое влияние оказывали и другие науки, такие как психология, социология, антропология (наука о происхождении и развитии человека), медицина и др. То есть наряду с процессом отделения социальной педагогики от педагогики одновременно шел и другой процесс - ее интеграции с другими науками.

В конце XIX в. социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это событие связано, прежде всего, с именами немецких ученых Адольфа Дистервега, Пауля Наторпа и др.

С начала XX в. начинается третий период - период развития социальной педагогики как самостоятельной науки, который отнюдь нельзя назвать «безоблачным».

До сих пор среди ученых разных стран ведутся дискуссии о том какое место занимает социальная педагогика среди других педагогических наук; является ли она наукой или только областью практической деятельности; как соотносятся социальная педагогика и социальная работа др. Во многих странах термины «педагогика», «социальная педагогика», «социальный педагог» вообще не употребляются. Так, в США в учебных заведениях вместо педагогики студенты изучают курс философии образования, а область практико-ориентированной помощи людям относится к социальной работе, хотя среди социальных работников есть специалисты, которые ориентированы именно на оказание помощи детям с различными проблемами. В Бельгии используется термин «ортопедагогика», близкий к понятиям «специальная педагогика» и «социальная педагогика».

Таким образом, в разных странах в зависимости от их исторических и культурных традиций, уровня развития общества, развития соответствующих областей наук есть свои отличия как в терминологии, так и в сущности понятий. Однако есть и то общее, что их объединяет. Любое общество всегда решало, решает и будет решать «вечные проблемы» развития, воспитания и образования детей, особенно таких, которые имеют проблемы, препятствующие их успешному и полноправному включению в жизнь общества. Так как социальная педагогика представляет собой вклад, прежде всего, немецкой науки в историю развития педагогики, мы сделаем краткий экскурс в историю развития социальной педагогики в Германии, которая насчитывает более ста лет и тесно связана с историей социального, экономического, политического развития страны.

Термин «социальная педагогика» введен в дискуссию о воспитании в 1844 г. К. Магером и далее распространен А. Дистервегом. С момента возникновения этого понятия до настоящего времени в немецкой литературе прослеживаются две его различные трактовки, определяющие различные подходы в развитии этой отрасли научного знания. Согласно первой трактовке, социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания (К. Магер); согласно второй - она выступает как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, ситуациях (А. Дистервег).

Несмотря на кажущуюся близость этих подходов, они имеют существенные различия. В первом случае речь идет о социальном аспекте воспитания и соответствующих ему задачах, во втором - о педагогическом аспекте общественного развития и его задачах.

Представителями первого направления были К. Магер, П. Наторп (20-е годы), Е. Борнеманн, Ф. Шлипер (60-е годы), Д. Пегелер (80-е годы) и др. Со времен К. Магера в развитии социальной педагогики рассматриваются предпосылки, методы и средства воспитания человека в обществе, для общества, через общество.

Наиболее яркий представитель социальной педагогики Пауль Наторп (1854-1924) рассматривал социальную педагогику как часть, аспект общей педагогики. Рассматривая основные функции человеческого существования, П. Наторп выдвинул три основные функции социальной педагогики. Первая - связана с половой жизнью ребенка, которая раскрывается в нем в кругу семьи и в контакте с ближайшим окружением. Вторая - с волей, которая формируется в школе и связана с осуществлением передачи знаний, при этом у ребенка развиваются эмоциональные, социальные и моторные способности. Третья - разум - раскрывается в общности. П. Наторп считал социальную педагогику педагогикой для всех молодых людей, задача которой - воспитание в молодежи начал солидарности и общественности.

Развивая идеи П. Наторпа, представители этого направления рассматривали социальную педагогику как интегративную науку. Интересна в этом отношении трактовка Е. Борнеманна, который рассматривает социальную педагогику как науку, объединяющую лечебную педагогику, экономическую педагогику и др. Ее задачи - способствовать индивидуальной самостоятельности в социальных группах и социальной общности, заботиться о культуре и гуманистическом развитии общества. В силу своей интегративности социальная педагогика проникает во все сферы воспитания, т.е. она выступает одним из принципов педагогики. Таким образом, согласно этой трактовке социальная педагогика выступает как принцип воспитания.

Второй подход отражен в трудах А. Дистервега (40-50-е годы XIX в.), Г. Ноля, Г. Боймер (20-30-е годы XX в.), К. Молленгауэра (50-е годы) и др. Начиная с А. Дистервега, представители этого направления пытаются дать ответ на социальные вопросы своего времени, такие как социальная незащищенность рабочего класса, образование народа, беспризорность и др.

Герман Ноль (1879-1960) видел задачу социальной педагогики в экстренной помощи, которая необходима в том случае, если семья и школа не могут по каким-либо причинам выполнять

свои функции. Идея Г. Ноля, по сравнению с П. Наторпом, выглядела намного убедительнее, конкретнее и практичнее. Его идеи нашли отражение в принятом в 1922 г. законе о благотворительной деятельности молодежи - это был первый государственный документ в Германии, который регулировал воспитание молодежи вне школы.

С тех пор социальная педагогика стала на практике «педагогикой экстренных случаев», которая должна была восполнять существующие в семье и школе пробелы по воспитанию молодежи.

Гертруда Боймер, одна из представительниц этого направления, в отличие от сторонников первой точки зрения, считала социальную педагогику не принципом, а составной частью педагогики. Все, что не относится к воспитанию в семье и школе, есть проблема социальной педагогики. Развивая понятие беспризорности, К. Молленгауэр отмечал, что, если отдельные общественные институты не в состоянии решить эту проблему ребенка, то возникает необходимость создания третьего пространства воспитания (кроме семьи и школы) - государственной помощи. При этом социальная педагогика, считал он, должна иметь дело не с передачей культурного содержания, а исключительно с решением проблем, возникающих в процессе развития и включения в общество подрастающего поколения.

В 60-е годы это направление окончательно складывается и обосновывает свои позиции - теоретическое осмысление и обоснование социального воспитания как помощи детям, совершившим правонарушения, внешкольная работа по месту жительства, воспитательная работа в домах ребенка, детских школах, школах-интернатах и других учреждениях. В настоящее время в Германии издано и издается так много работ в области социальной педагогики, что возникает впечатление, будто все вопросы социальной педагогики уже исчерпаны. На самом деле, как считают немецкие ученые, хотя основные направления социальной педагогики как рефлексивной деятельности и науки основательно проработаны, однако это не означает, что все проблемы уже исследованы. Общий облик теории все еще остается пока неясным и будет оставаться таким и впредь, поскольку и продолжающаяся дифференциация смежных дисциплин (психологии, социологии, социальной работы и др.), и быстрое изменение в акцентах практических требований не дают возможность дать полное описание теории социальной педагогики. Это закономерно для естественного процесса развития любой науки. С другой стороны, это означает, что теоретический горизонт дискуссий социальной педагогики XX в. значительно расширяется.

Вместе с развитием социальной педагогики как науки в Германии активно развивается сфера профессиональной деятельности специалиста в области социальной педагогики. С 1908 г. начата подготовка социальных педагогов; в начале 70-х годов в университетах Германии начата подготовка социальных педагогов с высшим образованием.

Следует отметить, что в Германии, наряду с социальной педагогикой, на протяжении XX века активно развивается как самостоятельная область знания и практической деятельности социальная работа. Однако профессиональная деятельность социальных педагогов и социальных работников имеет много общего, поэтому в настоящее время она регулируется единым стандартом, в котором названия этих специалистов употребляются как синонимы через дефис: социальный работник/социальный педагог. Они выполняют в обществе следующие функции: воспитательную, информационную, консультативную, поддержки, помощи, организации, защиты и представление интересов клиента. Однако в их деятельности есть и свои отличия. Главное из них заключается в том, что традиционными адресатами социальной педагогики являются дети и молодежь; она концентрирует свое внимание на помощи в воспитании и образовании.

Социальная педагогика и социальная работа

В России институт социальной работы также был введен в начале 90-х годов почти одновременно с социальной педагогикой. Их введение явилось ответом на реальную действительность, когда потребовались специалисты, которые могли бы оказать помощь социально незащищенным слоям населения. И с тех пор обе эти сферы практической деятельности активно развиваются, развиваются и соответствующие области научного знания, ведется профессиональная подготовка специалистов для обеих профессиональных сфер.

История развития социальной педагогики и социальной работы очень близки. Прежде всего их объединяют культурно исторические традиции отношения к людям, требующим особой заботы и внимания. Не случайно «милосердие», «благотворительность» , «помощь» и другие понятия широко используются и в социальной педагогике, и в социальной работе.

Однако они имеют и ярко выраженную специфику, которая выявилась с самого начала их развития в нашей стране как официально признанных институтов. Так, социальная работа начала развиваться в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика, как отмечалось ранее, - в системе образования и учреждениях комитетов по делам молодежи. Постепенно сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга. В различных государственных и негосударственных учреждениях, например, в некоторых детских домах и школах, сегодня одновременно работают и социальные работники, и социальные педагоги; однако каждый из них имеет свой круг обязанностей и решает свои функциональные задачи. Их отличия обусловлены тем, что они выделились как прикладные области знания из разных наук: социальная педагогика - из педагогики, а социальная работа - из социологии. Как науки и та, и другая в России фактически делают свои первые шаги. Развитие теории социальной работы происходит так же трудно и противоречиво, как и развитие социальной педагогики. Существуют различные точки зрения на предметы и объекты этих наук, в том числе и на их соотношение: делаются попытки подчинить социальную педагогику социальной работе и наоборот, что нужно рассматривать как закономерное явление в развитии наук.

Однако пока ведутся эти научные дискуссии, в практической деятельности различное происхождение социальной педагогики и социальной работы проявляется достаточно четко в том, что социальные педагоги в своей работе опираются, прежде всего, на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют, главным образом, социологические теории и технологии и социологические методы исследования.

В то же время области практической деятельности социальной педагогики и социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и по методам работы, что они не могут не пересекаться.

Попробуем выделить то общее и специфическое, что связывает социальную работу и социальную педагогику как области практической деятельности. В первую очередь, это касается их объекта, или адресата. В поле зрения социальной работы попадает человек, но не любой, а тот, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью.

Те или иные проблемы возникают фактически у каждого человека в течение всей его жизни. Они могут носить психологический, медицинский, правовой, материальный и иной характер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физическом или психическом развитии и пр.). Для социальной работы важно то, что человек не может разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной

Таким образом, можно сказать, что объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста.

В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации - превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.

Сопоставление этих объектов наглядно показывает и то, что сближает эти две науки и области практической деятельности, и то, что их концептуально отличает. Показательно с этой точки зрения и то, что человека, которому оказывается помощь, в социальной работе, как правило, называют клиен том, в социальной же педагогике обычно употребляется слово ребенок.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы объект и предмет исследования социальной педагогики?

2. И чем особенности развития социальной педагогики в России?

3. Каковы исторические этапы развития социальной педагогики как науки за рубежом?

4. Какова взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы?

Литература

1. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. - М., 1994.

2. Григорьев С. И., Демина Л. Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики. - Барнаул, 1996.

3. Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. - М., 1988.

4. Краевский В. В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? - Волгоград, 1996.

5. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

6. Платонова Н. М. Основы социальной педагогики. - СПб, 1997.

7. Смирнова Е. Р., Ярская В. Н. Философия и методология социальной работы: Учеб. пособие. - М., 1997.

Здравствуйте. Тема нашей сегодняшней лекции:

Лекция №2

«Социальная педагогика как наука».

Запишите, пожалуйста, вопросы, которые мы рассмотрим на лекции:

    Социальная педагогика как наука и практика.

    Функции социальной педагогики

    Связь социальной педагогики с другими науками и ее место в системе педагогических дисциплин.

Начнем рассматривать первый вопрос Социальная педагогика как наука и практика.

Для начала давайте запишем несколько определений социальной педагогики.

Социальная педагогика (по Мудрик) – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации. Т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией(предприятия, воинские части и др.)

Социальная педагогика (по Никитину) – теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).

Социальная педагогика (по Мискес) – научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующую воспитательный процесс во всех возрастных группах.

Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых, объективных знаний и представлений о действительности. Так, философию называют наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; социологию - наукой об обществе как целостной системе; психологию - наукой о закономерностях развития и функционирования психики человека, педагогику - наукой об образовании, воспитании и обучении подрастающего поколения.

Чтобы понять особенности социальной педагогики как науки, необходимо разобраться в том, что она должна изучать, вычленить ее собственную область исследования. Для этого в науке существуют понятия объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования той или иной науки выступает определенная область реально существующего мира, реальной действительности. Предметом же любой науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Таким образом, объект науки - это фрагмент объективной реальности, предмет - результат ее осмысления.

Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации.

Объектом являются дети и другие люди, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном развитии.

Социальная педагогика как наука изучает социально педагогические –явления в социуме и решает следующие задачи :

Осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а так же учреждений и коллективов;

Исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;

Исследование влияния отдельных факторов (например семьи, СМИ) на личность и др.

Структура социальной педагогики: - социология воспитания

Социально-педагогическая виктимология (Виктимология (лат. victima - жертва, лат. logos - учение) - раздел криминологии, учение о жертве преступления, наука о потерпевших, обладающих индивидуальной или групповой способностью стать жертвами преступного деяния)

Философия социального воспитания

Теория социального воспитания

Психология социального воспитания

Методика социального воспитания

Управление социальным воспитанием на общенациональном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.

Вопросы к аудитории:

Выводы:

Переходим к рассмотрению второго вопроса- функции социальной педагогики

Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций, каждая из которых представляет собой одно из её направлений, отражающих её содержание. Функции (от лат. function – отправление, деятельность) – обязанность, круг деятельности, назначение.

    Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика систематизирует и синтезирует знания, стремиться составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

    Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально- педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом аспектах.

    Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и её самореализации.

Так же Мардахаев Л.В. выделяет: познавательную, научную, диагностическую, прогностическую, объяснительную, адаптационную, преобразующую, коррекционную, реабилитационную, мобилизационную, профилактическую, образовательную, управленческую. (Смотреть самостоятельно: учебник Лев Владимирович Мардахаев «Социальная педагогика»; Москва: Гардарики, 2005)

Перейдем к рассмотрению третьего вопроса нашей лекции –Связь социальной педагогики с другими науками и ее место в системе педагогических дисциплин.

Когда мы говорим о социальной педагогике, мы в первую очередь относим ее к системе педагогических наук, к некоторой совокупности взаимосвязанных частей, или отраслей. Для педагогики такими элементами являются педагогические научные дисциплины. Иногда о них говорят, характеризуя структуру педагогической науки. В зависимости от способа и задач рассмотрения они могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисциплины. Общее для всех таких дисциплин - объект педагогики, т. е. педагогический процесс. Каждая из них специально рассматривает ту или иную сторону целостного педагогического процесса, выделяя свой собственный предмет.

Социальная педагогика, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Среди них есть базисные - основные для социальной педагогики. К их числу принято относить философию, общую педагогику, социальную работу, социальную психологию, социологию, политологию.

Социальная педагогика связана с общей педагогикой как часть и целое. Назначение социальной педагогики - установить направления, содержание, формы поддержки личности в определенных социокультурных условиях, конкретизировать положения общей педагогики применительно к возможностям среды. Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятельности, условиях семейного воспитания и многое другое.

Однако связь педагогики и социальной педагогики не столь однозначна. Еще не решен в окончательном виде вопрос о месте социальной педагогики в общей системе педагогической науки. Социальная педагогика может относиться к подсистемам первой степени, наряду с общей педагогикой, философией образования, семейной педагогикой. В подсистему второй степени, иерархически подчиненную первой, могут быть включены специальные отрасли педагогики: дошкольная, военная, спортивная и др. Социальная педагогика и педагогика, по мнению Г.Н. Филонова, - две самостоятельные науки, относящиеся к разным областям знания, имеющие общие границы, "сопредельные", по выражению автора, но не связанные иерархически как часть и целое.

Социальная педагогика - это относительно целостная, сложная комплексная система.

В систему педагогических наук входят методики обучения и воспитания школьников различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности развития учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными знаниями обучения и воспитания конкретной дисциплине, но и расширяют понятийный аппарат социальной педагогики.

Социальная педагогика тесно связана с социальной работой. Социальная педагогика в социальной работе выступает в роли научного стержня потому, что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации, развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому социальной педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.

Социальная педагогика связана с исправительно-трудовой педагогикой, которая содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название - педагогика пенитенциарных учреждений. Существует детская и взрослая отрасли науки по перевоспитанию людей, отбывающих наказание за совершенные преступления. В связи с этим педагогические основы исправительно-трудовой педагогики должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах педагогического воздействия, разрабатываемые в социальной педагогике.

В последние годы активно развивается коррекционная педагогика, которая изучает особенности развития детей с ограниченными возможностями, разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений. Одной из важных проблем коррекционной педагогики является разработка педагогических технологий работы с детьми группы риска. Теории воспитания и образования лиц без зрения, слуха, с нарушениями в развитии мышления и поведения являются основой для педагогики социального развития личности (социальное воспитание); педагогики социальной среды как частных разделов социальной педагогики.

Философия является методологической основой социальной педагогики. Будучи системой научных знаний, социальная педагогика состоит из двух связанных разделов: теоретико-методологического (методологические основы познания, законы, научный аппарат и т. д.) и прикладного (практического применения общих теоретических положений). Поэтому те или иные философские течения, концепции, теории, методология познания и преобразования - все это составляет исходные методологические основания, основы социально-педагогических теорий.

Аппарат социальной философии содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т. п. Все эти категории осмысляются в социальной педагогике в их конкретно-историческом проявлении и через выявление их педагогического содержания, смысла или потенциала.

Определенная часть теоретических знаний в социальной педагогике выросла из социологических теорий, поэтому принято считать, что социальная педагогика связана с социологией. Исследования в области социальной педагогики опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности.

Например, при диагностике детей группы обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Социологические методы исследования в значительной мере используются в прикладных исследованиях по социальной педагогике, так же как и в других научно-педагогических дисциплинах.

Другая базисная для социальной педагогики наука - психология, раскрывающая закономерности развития личности, групп и коллективов. Из психологии социальная педагогика черпает сведения об особенностях личности, социального познания, механизмах и условиях социализации личности, истоках отношений личности, особенностях межличностного общения, о социальных факторах отклоняющегося поведения, содержании психосоциальной работы. Многие подходы в социальной педагогике, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения.

Социальная педагогика тесно связана с конфликтологией. Конфликтология изучает типы, виды и формы социальных конфликтов, их общие закономерности; социальная педагогика - главным образом межличностные, внутри личностные и личностно-групповые конфликты. Конфликтологическая теория пронизывает большинство современных разделов обществоведения и человекознания. Поскольку бесконфликтного личностного развития не бывает в природе, социальная педагогика изучает (как часть научного объекта) потенциально и реально существующие конфликты между личностью и социальной средой (социумом и микросоциумом), взаимоотношения человека с другими людьми, которые имеют конфликтный, а поэтому особо значимый как для личности, так и ее окружения характер. Социальные педагоги имеют дело с остроконфликтными категориями населения (молодежью, инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т. п.) и призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Учитывая, что социальная конфликтность достигла высоких качественных и количественных параметров, конфликтологический анализ проблематики социальной педагогики является социально актуальным и чрезвычайно важным. Таким образом, содержание науки социальной педагогики, ее объект, предмет, категории и другие атрибуты не могут осмысляться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен ее отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и предназначения.

В последние годы социальные педагоги стали широко использовать данные политологии. В политологии для социальной педагогики представляют интерес исследования в области социальной политики, которая как составная часть внутренней политики государства, а также общественного сектора, воплощенная в их социальных программах и практике и регулирующая отношения в государстве и обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения, является сферой, определяющей практическую социально-педагогическую деятельность различных социальных институтов. Как наука социальная педагогика не зависит от социальной политики, так как сама социальная политика по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Социально-педагогическая практика представляет собой форму, технологию, способ реализации социальной политики, а социальная педагогика как научная дисциплина предлагает политологии фундаментальные теоретические положения, позволяющие ей разрабатывать эффективные механизмы реализации социальных доктрин.

Данным перечнем наук и научных дисциплин не исчерпываются связи социальной педагогики с другими науками.

Как развитая часть педагогической науки социальная педагогика практически воспроизводит структуру всей науки: в ней выделяются фундаментальные и прикладные разделы, научно-эмпирические (педагогика социального развития личности, или социальное воспитание), интегративные (педагогика среды), междисциплинарные (педагогика социальной работы) и комплексные (профессиональное образование в области социальной педагогики) области, научные направления, течения, школы.

Вопросы к аудитории:

Социальная педагогика - система знаний о педагогическом регулировании отношений личности и среды. Как самостоятельная отрасль научного педагогического знания социальная педагогика интегрирует информацию о системе целенаправленной социально-педагогической деятельности в конкретной микросреде в интересах гармонизации жизнедеятельности и социальных отношений отдельного человека.

Понятие «социальная педагогика», предложенное немецким ученым-педагогом А.

Дистервегом сто пятьдесят лет назад (1850), до настоящего времени не имеет однозначного толкования. Как теория и сфера практики социальная педагогика в настоящее время находится в процессе научной разработки.

Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетель ствует, что на всех исторических этапах развития системы российского образования проблемам формирования общественного сознания средствами педагогической теории и практики, социального воспитания различных категорий граждан придавалось значение «вопросов жизни». Концепции «разумного воспитания», гражданского и народного воспитания провозглашали идеи служения Отечеству и личной свободы людей, возбуждения, как говорил Н. И. Пирогов, у учащих и учащихся уважения к человеческому достоинству и к истине.

С позиций современных российских ученых социальная педа гогика рассматривается как «наука о воспитательных влияниях социальной среды»1 или как «отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого создан-

1 Семенов В. Д. О проблемах социальной педагогики // Магистр. - 1991. - № 11.-С. 17.

ных, так и организациях, для которых воспитание не является основной функцией»1.

1.1. Объект и предмет социальной педагогики

Определение объекта и предмета науки зависит от ее теоретического статуса.

Объект - это область социальной действительности, которую исследует данная наука.

Предмет - это способ представления объекта с позиций данной науки.

В современном научном знании социальная педагогика рассмат ривается как наука, объектом которой является сфера социальной действительности, в которой целенаправленно конструируется система социально-педагогической деятельности по регулированию социальных отношений, а предметом - взаимодействие личности и среды.

Объект социальной педагогики

Как отрасль интегративного педагогического знания социальная педагогика исследует особую сферу социальной действительности, в которой осуществляется социально и личностно детерминированная деятельность, направленная на педагогизацию социокультурной среды и регулирование социальных отношений. Социально-педагогическая деятельность - это деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации соответственно педагогическим целям и задачам. Социально-педагогическая деятельность имеет междисциплинарный характер. Она тесно связана с экономическими, политическими и личностными условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в социальной сфере.

Такая деятельность может выполняться на нескольких уровнях социума: макро-, мезо-, микроуровне - и отличается организационными формами.

На макроуровне социально-педагогическая деятельность направлена на создание определенных мер по преобразованию социокультурной среды в целях обеспечения полноценной независимой жизни нуждающимся в помощи членам общества. Она представлена такими организационными формами, как социально-политические акции, формирование общественного мнения с использованием средств массовой информации, развитие системы социальных институтов.

На мезоуровне социально-педагогическая деятельность выступает как деятельность по оказанию помощи средствами образо-

1 Мудрик А.

В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994. - С. 28.

вания различным группам нуждающихся (семьям, детям, инвалидам и т.д.) в приобретении знаний и навыков, необходимых для развития и самореализации, в осознании ценностных ориентиров, в формировании чувства причастности к группе, социуму. Причем группы нуждающихся могут быть определены государственными структурами или устанавливаться отдельными благотворительными организациями или территориальными органами местного самоуправления. Организационные формы деятельности в этом случае достаточно разнообразны - от предоставления адресных социально-педагогических услуг до организации важнейших сфер жизни людей, нуждающихся в помощи.

На микроуровне социально-педагогическая деятельность исходит из проблем отдельного человека. Формы организации деятельности в этом случае варьируются - от индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах.

Как открытая система социально-педагогическая деятельность тесным образом взаимосвязана с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, социологией, этикой, экологией, психологией, педагогикой.

Социально-педагогическая деятельность идентифицируется с педагогической деятельностью, так как и та и другая находятся в рамках одной подсистемы воспроизводства человека и направлены на личностное развитие индивида. Однако, несмотря на сущностную схожесть, имеются системные и качественные отличия, которые дают возможность рассматривать социально-педагогическую деятельность как самостоятельный социокультурный процесс. Наиболее существенными отличиями является то, что социально-педагогическая деятельность носит ситуативный характер, имеет в качестве своего объекта не всех людей, а лишь определенные категории нуждающихся в помощи и может осуществляться в более широком социальном пространстве.

Предмет социальной педагогики

Предметом социальной педагогики является взаимодействие личности и среды.

Становление личности человека в социокультурной среде происходит во взаимосвязи отношений в различных сферах: человек-человек, человек-природа, человек-общество, человек-семья, человек-время, человек-образование, человек-труд, человек-досуг, человек-здоровье и т.д.

Личность определяется социальным статусом и комплексом индивидуальных качеств человека, которые формируются под влиянием биологических и социальных факторов и представляют сложную структуру характеристик индивида. Вертикалью такой структуры являются те качества, которые человек обретает в процессе собственной активности, самостоятельного, свободного

выбора своего жизненного сценария. Горизонталь проявляется в тех качествах, которые возникают вследствие трансформации социального опыта в процессе познания, в совместной деятельности, в целенаправленном построении собственных отношений к самому себе и к окружающему миру.

Процесс социального становления личности - поэтапное содержательное совершенствование человеческих качеств, период реализации социальных целей и задач конкретного человека в окружающем его жизненном пространстве.

Процесс взаимодействия личности и среды предполагает на личие многих факторов, осложняющих или нарушающих систему социальных взаимоотношений и негативно влияющих на возможности реализации жизненного потенциала личности.

Термин «социальная педагогика» в российской педагогической науке имеет в настоящее время несколько определений. Это обосновано историей становления и развития социальной педагогики в России. На сегодняшний день существует несколько социально-педагогических школ, которые рассматривают социальную педагогику с разных точек зрения.

Социальная педагогика как отрасль педагогики определена учеными Г.М.Коджаспировой (исследует воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности), А.В.Мудриком (исследует в контексте социализации).

Социальная педагогика как наука о воспитательных влияниях трактуется В.Д. Семеновым.

Другие ученые придерживаются определения социальной педагогики как теории и практики определенной деятельности (И.А.Липский - гармонизации взаимодействия человека и социальной среды, Т.А.Василькова - обучение и воспитание отдельной личности или группы людей, Ф.А.Мустаева - познание, регулирование и реализация процесса социализации).

Этапы развития педагогики как науки обнаруживают развитие социально-педагогических идей еще в античном мире. Важнейшие социально-педагогические проблемы были высказаны древнегреческими философами.

В процессе развития педагогики, к социально-педагогической мысли обращались всемирно известные педагоги Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Джон Локк, Ж.-Ж.Руссо, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, Януш Корчак. Социальная педагогика как наука развивалась под влиянием их педагогических идей и экспериментального опыта.

И.Г.Песталоцци знаменит своими социально-педагогическими экспериментами. Самоотверженный труд педагога по созданию приютов для бедных детей и детей-сирот, богатейшие исследования по воспитанию и обучению в приютах являются актуальными и сегодня.

Социально-педагогическая деятельность А.С.Макаренко по воспитанию малолетних правонарушителей в настоящее время высоко ценится педагогами всего мира. В Германии даже создана лаборатория по изучению социально-педагогического опыта А.С.Макаренко.

С.Т.Шацкий возглавил Первую опытную станцию Наркомпроса, которая представляла собой в двадцатые годы прошлого века уникальный социально-педагогический комплекс, состояший из нескольких школ, детских садов, колонии, библиотек, клубов. Экспериментальная работа педагогов под руководством С.Т.Шацкого оставила социально-педагогическое наследие по разработке многих аспектов педагогики среды.

Великий писатель и педагог Януш Корчак, погибший в газовой камере со своими воспитанниками, создал уникальную воспитательную систему Дома сирот в Варшаве, исследования которой до сих пор удивляют новизной и актуальностью.

Социальная педагогика как наука имеет свой категориальный аппарат. Он включает как общие категории педагогической науки, так и специфические.

Социализация - одна из основных категорий социальной педагогики - определяется как процесс усвоения, освоения и присвоения индивидом и ценностей в течении всей жизни. Зарубежная и отечественная социальная педагогика придерживается нескольких теорий социализации.

Социальная педагогика как наука в настоящее время активно развивается. Однако среди ученых нет пока единого мнения по многим актуальным вопросам. В стадии обсуждения находятся ее место как в так и в системе общественных наук. Некоторые исследователи считают социальную педагогику частью социальной работы и применяют к организации социально-педагогической деятельности методологию социальной работы.

Но очевидно, что достижения отечественной социальной педагогики послужили тому, что в 1991 году в России официально признана профессия социального педагога. Социально-педагогическая деятельность направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической зашиты.

Основные понятия : взаимосвязи и взаимозависимости наук, философия, психология, социология, социальная политика, политология, антропология, биология, социальная медицина, культурология, право, этика, семейная социальная педагогика, дошкольная социальная педагогика, психология социально-педагогической деятельности, пренатальная социальная педагогика, социально-педагогическая профилактика наркозависимости, история социальной педагогики, отраслевая социальная педагогика.

Место социальной педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования социальная педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Развиваясь в недрах педагогической науки, социальная педагогика приобрела многие взаимосвязи и взаимозависимости по наследству. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как пауки, другие являются более поздними образованиями, на уровне становления социальной педагогики. В числе первых сложились связи социальной педагогики с философией, социологией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития социально-педагогической и педагогической теории и практики.

Представим взаимосвязь с каждой из гуманитарных и естественных наук (рис. 2.2).

Трактовка связей философии и социальной педагогики долгое время носила оппозиционный характер.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция материалистической философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире. Значительное влияние сегодня на социальную педагогику оказывает социальная философия.

От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи социальной педагогики, зависят направления социально-педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса, его взаимосвязь с потенциалом социума, закономерностями его реализации в условиях образования. В формировании содержания социальной педагогики реализуются основные законы диалектического материализма: закон единства и борьбы противоположностей, согласно которому, например, личность как объект социального воспитания рассматривается одновременно и как часть социума, составляя его единство, и как самостоятельный субъект, противостоящий социуму; закон перехода количественных изменений в качественные, объясняющий процессы качественного изменения личности под воздействием многочисленных стимулирующих и сдерживающих факторов социума; закон отрицания отрицания, раскрывающий механизмы развития личности в процессе социализации, которые обеспечивают смысл ее понятийно-категориального аппарата.

общей педагогикой заключается в естественной преемственности теоретических основ педагогической науки и сдерживании социологических тенденций в развитии самой социальной педагогики. Интегрируясь с социологической наукой, с ее учением о социализации и о социуме, социальная педагогика остается педагогической наукой, рассматривая социум как новый педагогический ресурс и возможность для решения проблем социализации, педагогических по сути задач.

Социум для социальной педагогики представляет научный интерес с точки зрения реализации педагогического потенциала для разрешения проблем социализации личности или группы, равно как и его развитие (восстановление) для тех же целей.

Любые метаморфозы (взаимодействие) с потенциалом социума осуществляются с использованием принципов, методов и форм педагогической науки.

Рис. 2.2.

Связи социальной педагогики с социологией относятся к числу традиционных, так как обе работают над планированием социального образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Социология предоставляет социальной педагогике учение о социуме и о социализации, о менеджменте, методы получения социально-педагогической информации: опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ результатов деятельности и многие другие. Социальная педагогика, в свою очередь, предоставляет социологии данные об использовании и развитии (восстановлении) потенциала социума в социально-педагогической деятельности.

Связь социальной педагогики с психологией является наиболее традиционной. Требования понимания свойств человеческой природы, ее естественных и социальных потребностей и возможностей, учета социальных механизмов, законов психической деятельности и развития личности, построения образования (обучение и воспитание) в соответствии с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями социальной среды становятся неотъемлемой стороной новой отрасли педагогической науки. Наиболее ощутима взаимосвязь социальной педагогики с социальной психологией . И одна и другая науки развиваются по аналогии на основе социологии, интегрируясь с определенной областью социологического знания. Разница лишь в том, что социальная психология в своем развитии опирается на социологическое учение о малых и больших социальных группах, а социальная педагогика – на социологическое учение о социуме и социализации.

Связь социальной педагогики с социальной работой заключается в том, что социальная работа является практическим полем реализации идей педагогической помощи различным категориям детей и взрослых, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. С социальной работой социальная педагогика взаимодействует на уровне социально-педагогической деятельности, являющейся основным средством реализации идей социальной педагогики на практике. Одно время в развитии социальной педагогики был период, когда она рассматривалась как отрасль социальной работы и в науке была представлена в виде педагогики социальной работы. В данный период педагогическая помощь детям и взрослым ошибочно была подменена социальной помощью, что нарушило естественный процесс развития и социальной педагогики как отрасли педагогической науки, и социальной работы как области социологического знания. В целом развитию теории социально-педагогической деятельности социальная педагогика во многом обязана социальной работе, в недрах которой прошел практическую апробацию новый вид профессиональной деятельности, по содержанию и по сути педагогический.

Связь социальной педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий. Социальная педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок в условиях конкретного социума. На этой основе социальная педагогика активно взаимодействует с социальной политикой . Эта связь выражается в том, что социальная педагогика в изучении педагогического потенциала социума активно использует потенциал политических партий как социальных институтов, значимых для разрешения проблем социализации личности, а следовательно, опирается на положения социальной политики о ведущих силах общества, социальной активности различных социальных и возрастных групп населения, а также о формах реализации педагогического потенциала общественных организаций и молодежных объединений.

Связь социальной педагогики с педагогической антропологией просматривается в области развития человека в процессе социального воспитания. Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Предметом педагогической антропологии является объект педагогики – человек развивающийся. Она стремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга; насколько воспитаем ребенок на разных этапах жизни; каковы причины и процессы становления личности; каков характер различных групп (числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития становятся базой педагогического совета, предупреждения об опасностях. Исследуя свой объект, педагогика в силах разработать предмет, направленный на взаимодействия людей, влекущие за собой желаемые изменения в мотивационной, интеллектуальной, поведенческой сферах личности.

Социальная педагогика предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. В качественном преобразовании человека она исходит из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях", – это положение К. Д. Ушинского было и остается неизменной истиной для всей реалистической отечественной науки о воспитании.

Знание "обо всей широте человеческой жизни" (К. Д. Ушинский), добываемое психологией, философией, историей, социологией, самой педагогикой, другими науками о человеке, религией, искусством, – призвано дать фундамент для природосообразного воспитания.

Этика является учением о морали, нравственном освоении человеком действительности. Социальная педагогика использует этическое знание о морали и нравственности для развития моральных норм и нравственных правил взаимодействия между людьми, между человеком и социумом для реализации в социально-педагогической деятельности нравственного характера тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

Связь социальной педагогики с правом проявляется в систематической опоре на нормативно-правовую базу, регламентирующую реализацию социально-педагогических идей в практике деятельности специалистов различного профиля, осуществляющих помощь людям, имеющим проблемы социализации. Сама социально-педагогическая деятельность как разновидность профессиональной деятельности "человек-человек" нуждается в постоянном правовом обеспечении. Например, огромную роль в решении социально-педагогической помощи детям и подросткам играет ювенальное право.

Связь социальной педагогики с культурологией заключается в реализации одного из основных принципов социальной педагогики – принципа культуросообразности, для чего социальная педагогика активно использует потенциал культурологии как гуманитарной науки, заключающейся в изучении содержания различных мировых культур, форм и методов реализации их потенциала в повседневной жизнедеятельности детей и взрослых.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – центральная для социальной педагогики. Она является важнейшей и для биологии , изучающей индивидуальное развитие человека. В силу этих совпадений связь социальной педагогики с биологией проявляется в использовании законов и закономерностей биологического развития человека на различных возрастных периодах его жизнедеятельности. Важной областью взаимодействия двух наук является здоровый образ жизни человека и социально-педагогические условия его поддержания.

Связь социальной педагогики с социальной медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии в различных условиях социума. Во взаимосвязи с медициной (учреждениями здравоохранения как социальными институтами общества) она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

Связь социальной педагогики с математикой отмечается в проведении опытно-экспериментальных исследований и разработок, в ходе которых социальная педагогика активно использует различные математические методы: математической статистики, математической обработки данных и др. В свою очередь, социальная педагогика предоставляет математической науке методы развития математического потенциала социума и формы его реализации для разрешения проблем социализации личности.

Анализ связей социальной педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие их формы взаимодополнения:

  • – использование социальной педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
  • – творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
  • – применение в социальной педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках;
  • – участие социальной педагогики в комплексных исследованиях человека и социальной среды его проживания.

Развитие взаимодействия, творческих связей социальной педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики – пограничных научных дисциплин.

В настоящее время социальная педагогика представляет собой сложную подсистему педагогических знаний. В ее структуру входят:

  • семейная социальная педагогика, исследующая основные закономерности семейного обучения и воспитания как разновидности социального воспитания на основе реализации педагогического потенциала семьи как социального института;
  • психология социально-педагогической деятельности как интегративная область психолого-педагогического знания, раскрывающая внутренние ресурсы и возможности этого вида профессиональной деятельности но разрешению проблем социализации личности в условиях конкретного социума;
  • пренатальная социальная педагогика – область педагогического знания о формах и методах оказания социально-педагогической помощи взрослым на этапе рождения ребенка, сохранения материнства и отцовства в различных условиях социализации на основе реализации педагогического потенциала социума;
  • социально-педагогическая профилактика наркозависимости как значимая форма социально-педагогической деятельности, интегративная область научного знания социальной педагогики и наркологии по разрешению проблем социализации наркозависимых больных средствами педагогического потенциала социума;
  • история социальной педагогики, изучающая развитие социальнопедагогических идей и практики социального образования в различные исторические эпохи.

Процесс дифференциации на различных направлениях в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика и др. Дальнейшая интеграция педагогики с другими гуманитарными и естественными науками способствует появлению новых отраслей педагогической науки и расширению влияния социальной педагогики на различные сферы жизнедеятельности



Загрузка...