paradisemc.ru

Женские брюки: история появления одежды. Интересные факты из истории брюк История мужских брюк

Сама история появления брюк восходит к стародавним временам. Вы не поверите — но приживались они с большим трудом, ведь в те времена даже мужчины предпочитали надевать юбки. Родиной брюк считают Персию. Этим предметом одежды мы обязаны воинам, именно им первым пришла в голову мысль перетянуть юбку ремнем между ног, чтобы было удобнее скакать верхом. Затем они стали ее разрезать посередине и прошивать, так появились первые шаровары. Скифские племена переняли новшество, и стали делать штанины для верховой езды из шкур и кожи, так как кочевать приходилось в районах с более холодным климатом. Я не оговорилась — именно штанины, они изготавливались по отдельности. Может, поэтому брюки до сих пор в разных языках имеют множественное число?

Затем новшество переняли немецкие племена, а уже от них оно перекочевало к римлянам. Но и римляне, и китайцы не воспринимали ношение брюк как нечто естественное, и только необходимость воевать примирила их со штанами. В истории Рима был даже момент, когда в 397 году император Аркадий запретил ношение брюк, нарушение указа каралось конфискацией имущества! Но... воинам понравилось удобство немецких кожаных штанов и они надевали их в походы.

Кстати, в Китае штаны носили и женщины, и до сих пор шелковые штаны являются традиционной китайской одеждой.

В Японии были широкие штаны — «хакама», носила их только местная знать. Они отражали социальный статус, носили их только придворные и самураи, а также женщины из высших кругов аристократии.

В России носили портки — прообраз брюк, изготовленный из холста. А сами брюки ввел Петр Первый, позаимствовав их от голландских моряков. В 1700 году он издал указ, в котором запретил дворянам носить русский костюм и повелел надевать европейские кафтан, камзол и кюлоты с чулками.

Говорят, что женские штаны впервые надела царица Семирамида, желая сопровождать любимого супруга в боевых походах. Потом шальвары стали носить восточные женщины под платьем в качестве нижнего белья.

В Европе женщины надели штаны даже раньше мужчин, которые в силу консервативности еще долго предпочитали юбки! Как предмет одежды, брюки стали воспринимать в конце 18 века, а уже следующий век и начавшаяся Первая мировая война сравняли разделение одежды между полами. С развитием производства женщины стали активнее участвовать в жизни общества и стали надевать брюки и комбинезоны для работы в шахтах, на производстве, в конторах. Во время Второй мировой войны женщины носили брюки на фронте, в летных войсках, на военном производстве.

Женщины, благодаря которым брюки заняли свое место в нашем гардеробе:

Актрисы Марлен Дитрих и Катрин Хепберн часто снимались в брюках и популяризовали их среди соотечественниц.

Чарли Арктур — первая певица, выступавшая в брюках в 1940 году.

В 1960 году Андре Курье представил брюки на модном показе и показал, что их можно надевать на работу, в школу и даже на отдых.

Американка Элизабет Смит Миллер — первая женщина, ставшая постоянно носить брюки, борясь за равные права с мужчинами.

Сьюзан Молинари — первая женщина, посетившая заседание парламента в брючном костюме. А на дворе, между прочим, был 1990 год!

К нашей радости, сегодня никому не придет в голову осуждать женщину за то, что она носит брючные костюмы, мы давно оценили все преимущества этой одежды. На сегодня модельный ряд брючного гардероба поражает воображение. Это классика, расклешенные, «дудочки», бриджи, капри, шорты, леггинсы, штаны алладины, афгани, зуавы, турецкие, индийские, галифе и многие — многие другие варианты облегчают нам и работу, и досуг. Многообразие тканей и расцветок позволяет женщине быть неотразимой в любой момент — присутствует ли она на работе в солидной компании, или с друзьями на отдыхе в одной из экзотических стран. Брюки — полноправный предмет нашего гардероба, спасибо царице Семирамиде!

Devur 1240 Devur 1298

Эльза Фогель

Copyright 2013 by сайт. Все права защищены. Запрещено любое копирование материалов сайта без письменного согласия владельца - ООО "БелМода". .

Само слово «брюки» пришло к нам с нидерландского broek, оно переводится штаны. Сам предмет одежды этого вида появился намного раньше. Прародителя их явилась Персия. Именно в этой стране люди с удовольствием носили первое подобие брюк. Правда, похожи они были больше на свободные юбки. Древние персы оборачивали шкуры животных вокруг ног и крепили на поясе. В шкурных юбка-брюках мужчины ходили недолго, в них было неудобно ездить верхом, да и быстро передвигаться на земле они тоже не позволяли. Поэтому они догадались перетянуть подол между ног ремнем. В результате этих действий появились первые штаны. Затем люди стали изготавливать такую одежду специально. Сверху к ним подшивались кулиски, для фиксирования на талии, также веревки могли вшиваться снизу штанин и затягивались на щиколотке. Носились такие шаровары и юбка-брюки долго, но некоторые цивилизованные народы жили без них. К таким консервативным нациям относились народы Египта, Асирии, финикийцы, вавилоняне. Но со временем юбки-брюки, обрели более аккуратную форму и вошли в их жизнь тоже. Ассирийцы стали использовать штаны как униформу чиновников.

Когда появились брюки в Европе

Среди народов, проживающих в Европейской части евразии первыми придумали носить брюки галлы, кельты, сарматы, да и скифы не отставали. Еще брючные изделия были в ходу у германских племен. Галы и германцы знакомы с этим элементом гардероба еще за несколько сотен лет до нашей эры. Для них кожаные штаны были дополнением к верхней одежде. Но не все европейские народы также легко приняли этот вид популярной одежды. Римляне еще долго считали, что носить мужчинам это «варварское одеяние» не прилично и не эстетично. И даже императоры Гонорий и Аркадий издали закон в 397 году запрещающий носить брюки в Риме. Все не подчинявшиеся изгонялись, а их имущество конфисковывалось в пользу императора. Но все же под натиском «моды» и практичности Римская Империя пала, так как солдатам очень понравилось носить кожаные брюки до колен. Длина и ширина брюк у народов разных стран в те времена была своя. Были облегающие узкие, широкие штаны, со свисающим межником. Носили их с кафтанами, рубашками. На поясе штаны поддерживались ремнем. Штаны на протяжении всей истории человечества не раз меняли свою форму, стиль. Некоторые фасоны до сих пор радуют нас своей причудливостью и неординарностью.

Когда появились брюки в России

Штаны на Руси имели свое название – портки. Это был предмет чисто мужским. Виды портков были разные: летние легкие, суконные, стеганые, зимние теплые портки. Даже шились изделия с меховой подкладкой для суровых российских зим. Вместо ширинки вставлялся ромбовидный или прямоугольный кусок ткани. Для знатных и царских особ портки шились из дорогой ткани: тафты, атласа.

Брюки, как самостоятельный вид мужской одежды, и слово в обиходе народа, в России появились со времен Петра I. Во времена его правления это слово значало «штаны моряков». Они отличались некоторыми особенностями кроя. В отличии от их современных собратьев каждая штанина была отдельной, только в паре они представляли собой одежду для ног. Такое изделие было существительным не единственного, а множественного числа (отсюда и объяснение окончания «и»). Длина брюк была разной, они могли достигать щиколоток и носились на бедрах, также могли затягиваться на талии. В 1700 году Петр издал указ, в котором приказал носить брюки на европейский манер — кюлоты и чулки.

Когда появились первые женские брюки

Женщины на Руси могли не носить брюки. Этот предмет до начала XIX века был строго мужским. В миру не было дам, отважившихся носить брючные изделия, хотя на костер женщины, носившие брюки уже не отправлялись (это было лишь до XVII века в Европе). Привлечь внимание женщин к изделиям этого вида удалось Жорж Санд. Это французская писательница XIX века, она, несмотря на порицание окружающих людей, любила носить брюки и брючные мужские костюмы. Напомню, в те времена штаны были для женщин униформой для работы и вещами для прогулок верхом. Жорж Санд — первая женщина в брюках Жорж Санд в любой одежде — в брюках Активно использовать брюки женщины стали лишь в 30-е годы XX века. Первыми демонстративно носить их стали голливудские актрисы, такие как Кэтрин Хэпберн, а также Марлен Дитрих.

Которые постепенно переселялись в более прохладные климатические пояса. Подтверждением этому является мумия Эци - человека, жившего в эпоху халколита, обнаруженная в Альпах.

Брюки в истории древних народов Европы

На территории Евразии первыми начали носить брюки представители народов: этот вид одежды оказался наиболее подходящим для верховой езды. Поэтому они были очень распространены среди персов и скифов, а чуть позже - германцев и гуннов. В те времена каждая штанина считалась обособленным предметом, именно поэтому в большинстве языков брюки относятся к существительным, имеющим только множественное число.

Брюки, которые также называли портками, портами или шароварами, были известны уже в начале 11 века. Слово «штаны» возникло ближе к концу 18-го столетия, а понятие «порты» теперь использовалось для обозначения нижнего белья (кальсон, исподнего). Термин «брюки», произошедший от нидерландского «broek» и означавший «брюки моряка», в России также распространился в 18 веке во времена реформ Петра I.

Несмотря на то, что брюки считаются парным предметом и имеют форму только множественного числа, однако в отечественной морской терминологии до сих пор существует слово «брюканец», употребляющееся в единственном числе. Внешне брюканец выглядит как половина обычных брюк, по своему же функциональному предназначению это рукав, которым закрывают круглый зазор, расположенный между палубой и мачтой, для того, чтобы воспрепятствовать проникновению в трюм стекающей по поверхности мачты воды. Широкое распространение понятие «брюки» получило только в следующем веке.

К штанам относились пренебрежительно, считая их атрибутами варваров, однако во время продолжительных войн, которые вела Римская империя, легионеры начали использовать брюки для защиты от пронизывающего холода, а затем этот обычай переняло и остальное население. Чаще всего штаны были короткими, так они были не слишком заметны под традиционной римской одеждой. Термин «брюки» римляне заимствовали у галлов, у которых существовало слово «брок».

Брюки в гардеробе жителей Востока

На Востоке с давних времен брюки носили не только мужчины, но и представительницы слабого пола, причем последние надевали их под платье или юбку в качестве нижнего белья.

Жители Древнего Китая изначально не очень жаловали штаны, но все изменилось с появлением кавалерии, для которой эта одежда стала своеобразной униформой. В отличие от Средней Азии и Ближнего Востока здесь женщинам разрешалось надевать брюки без юбки.

Мы наконец решили написать статью про то, без чего стараемся не выходить из дома. И узнали такие шокирующие подробности из их истории, что колени наши похолодели от ужаса.

Текст: Данила Маслов
Иллюстрации: Степан Гилиев, Сергей Радионов

Штаны давно не являются символом мужественности: скоро сто лет как женщины отвоевали себе право носить сшитую между ног одежду. Но до сих пор в некоторых регионах принято ругать дам, посягнувших на эту святыню, - дескать, приличным девушкам должно быть стыдно.

Хотя, казалось бы, почему стыдно? Наоборот, в плане защиты девичьей чести штаны, как мы с тобой знаем, дадут сто очков вперед любому платью. Их не поднимет порыв ветра, они не подведут упавшую хозяйку неприличным задиранием, да и добраться до женского тела, облаченного в эту броню, куда затруднительнее. А обтягивающие джинсы так и вообще можно снять, только действуя с их обладательницей сообща, в четыре руки (к тому же не факт, что штаны капитулируют).

А все дело в том, что когда-то штаны было неприлично носить даже мужчинам. В нашей, так сказать, европейской культуре они сразу появились как постыдный предмет туалета - безбожный, нечестивый и порочный. И оставались такими вплоть до наших дней. Конечно, не все, а только некоторые виды.

Загадка стремени, времени и штанины

На самом деле никто не знает, когда именно человечество изобрело штаны. Что-то вроде меховых комбинезонов носили, видимо, некоторые северные племена глубокого прошлого, но их контакты с остальным миром были практически нулевыми. В мире же древних цивилизаций штанов не было в принципе. У месопотамцев на их барельефах встречаются сшитые снизу посередине юбки, индийцы еще несколько тысяч лет назад мудрили с набедренными повязками, так что порой получалось что-то штанообразное. Но в целом древние мужчины предпочитали ходить в платьицах, юбочках и фартучках. По той причине, что штаны им даром были не нужны: возни с пошивом масса, а функциональности - никакой.

А зачем настоящему мужику штаны, когда у него есть отличное удобное платье?!

Вот представь: ты древний египтянин. Или иудей. Или грек. Зачем тебе штаны? Чтобы сиять голым, простите, задом, справляя нужду? Чтобы мучиться, изобретая пояса, завязки, пуговицы и ширинки? Чтобы дорогая материя неэкономно протиралась в, как раньше выражались, «стегнах и лядвиях»? Чтобы швы врезались куда не надо, когда наклоняешься, а в жаркий день ты обливался потом, лишенный доступа воздуха к телу? Чтобы не влезал в свои штаны, потолстевши, а после недорода они с тебя сваливались?

Вот женщины иногда что-то такое себе изобретали, дабы уберечься от наших нескромных поползновений. И вообще в гигиенических целях. Шароварчики восточные в гаремах себе шили. А зачем настоящему мужику штаны, когда у него есть отличное удобное платье?!

Но за удобства приходится платить. Возможно, именно отсутствие штанов в гардеробе античного мужчины было причиной того, что невероятно поздно человечество полноценно освоило такую замечательную штуку, как верховая езда. Либо, наоборот, вялое использование верховой езды не располагало к изобретению нормальных крепких штанов.

Езда боком на осликах - пожалуйста. На лошадь можно сесть верхом, если не жалко своих будущих наследников, - но это дело для слуг и мальчишек. Еще у ассирийцев гонцы носились по дорогам верхом, подобрав юбки. Даже аналоги конского седла были некоторыми народами изобретены, хотя эти подушечки с ремешками мало смахивали на седло в нашем понимании. Но воин верхом на лошади - это нонсенс. Как он будет воевать, вцепившись в животное руками и ногами и испытывая невыносимые муки в области натертых гениталий?

Нет, настоящий воин должен быть пешим. Или на колеснице. Вот колесница - прекрасное изобретение: возничий управляет, лучник или копьеносец стоит сзади и бьет все, что шевелится. И настоящий воин, конечно, будет сражаться в настоящей мужской одежде - мини-юбке, обшитой металлическими пластинами. Да, на колеснице не везде поездишь, она подходит для равнинных полупустынь или специальных естественных арен для сражений. На вымощенных мостовых всяких Фив и Афин она очень эффективна, на римских дорогах. А по диким лесам и холмам грекам, китайцам, египтянам или римлянам носиться необязательно. Пусть в этой глуши жалкие варвары отсиживаются - все равно к городам сунуться не посмеют. Многие из них ездят верхом - дикий, варварский способ передвижения. Носят для этой цели кожаную позорную одежду, именуемую «штаны», но воевать они могут разве что с полудикими селянами. Прискачут в своих штанах, спрыгнут с коней, мечи из заплечных мешков вынут - и мародерствуют. До прихода регулярной армии, конечно, потому как они сброд необученный и одно у них спасение будет - прыгнуть на своих лошадей и удрать, теряя по пути добычу и ловя спинами стрелы лучников. Фу, позорище!*

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика: « На самом деле верховая езда иногда использовалась и в регулярных вой­сках, например у тех же греков, но значение тогдашней кавалерии было очень невелико. В основном лошади были нужны, чтобы донести воинов до врага, после чего те спешивались и дрались уже на земле »

Штаны варвары носили примерно такие, как на фото справа. Тем, что на снимке, около трех тысяч лет.

А примерно в IV веке нашей эры случилось непоправимое. Какие-то мерзавцы изобрели стремя. И это была революция, сравнимая с появлением атомной бомбы.

Отныне человек мог скакать на лошади и одновременно стрелять из лука, бить копьем или работать мечом. Всадник перестал быть беспомощной мишенью для пешего или колесничего, он сам превратился в грозную силу. А боевая лошадь стала важнейшим элементом армии. И вот тут со штанами случились интересные метаморфозы.

Нужно понимать, что к тому времени просвещенный китаец или почтенный римлянин относился к штанам так, как ты отнесся бы к юбке из пальмовых листьев. Это была одежда низших существ, полулюдей, всяких скифов и хунну - пожирателей конины. Приличным людям полагалось носить шелковые мантии, белоснежные тоги или гордо сверкать голыми коленями под короткими военными рубахами.

Поэтому еще лет этак пятьсот штаны всячески маскировались, особенно у европейцев. Их прятали под тогами, хламидами и халатами с разрезом. Они были совершенно недопустимы в светской одежде, их не носили правители и особенно священники.

Но и после того, как мужчины все-таки признали свой позор, одеяние их ног все равно притворялось чем угодно, только не варварскими грубыми портками. Сейчас мы можем называть вещи своими именами: мужчины стали носить чулки.

Удушение шоссами

Примерно с XI века длинные подолы мужчин начинают подниматься, и мы видим красоту, которую доселе скрывали от мира. Французы называли это шоссами, итальянцы - кальцони: чулки из сукна или шелка, туго обтягивавшие ногу и прикрепленные по бокам веревочками к набедренной повязке - брэ. Чтобы шоссы сидели плотно, их полагалось надевать мокрыми. Сохранилась жалоба мальчика XIV века, который в письме матери скорбел о том, что «шоссы мучают его, ибо они куда теснее его кожи, ибо в коже он чувствует себя легко и свободно, а в шоссах испытывает истинные страдания». Сверху мужчина средневековья надевал короткое платье и короткий же плащ - такой наряд считался скромным и достойным. Правда, в этом наряде приходилось очень внимательно следить за тем, чтобы не наклониться, когда у тебя за спиной находится значительное лицо, церковь или священник: за оскорбление этих объектов видом твоего брэ полагалось платить штраф.

Сейчас мы можем называть вещи своими именами: мужчины стали носить чулки

Чрезвычайно интересно читать в хронологическом порядке жалобы средневековых моралистов на упадок нравов, касавшихся штанов. Весь XI и XII век они сражались с разноцветными шоссами. Средневековые модники завели дурную привычку носить разные по цвету чулки: красный с синим, желтый с фиолетовым или белый с зеленым. Это считалось чрезвычайно порочным. Потом стали сражаться с юбочками, которые пришивались к шоссам. Потом - со штанишками-пуфиками. Штанишки росли в объемах, и это несомненно указывало на то, что все современное общество отправится в ад. Потом пошла борьба с гульфиками. Тексты с осуждениями этой пагубной детали туалета множились, так как гульфики становились все массивнее и под конец достигли полуметровой длины; их носили завитыми в спирали и использовали в качестве кошельков. Примерно в это же время инженерный гений человечества сообразил, что шоссы можно сшивать сверху. Так заново были изобретены штаны, точнее, что уж греха таить, колготки.

В это время папский престол неоднократно предавал анафеме очередное порочное увлечение - накладные икры. Одним гульфиком, как выяснилось, католических женщин не развратишь - приходилось подкладывать в колготки деревяшки, имитировавшие накачанные икроножные мышцы. Любимым сатирическим объектом поэзии XV века является «старик с крашеными волосами и накладными икрами, которые сбились и торчат сзади него, как колодки, которых он, несомненно, достоин за то, что смеет спешить на свидание к красотке».

И только с XV–XVI веков появляется новый вид штанов - что-то похожее на современные бриджи с отворотами. Их надевали под укороченное платье во время поездок в паломничество, например. Это была одежда грубая, почти крестьянская. Высокородные же господа по-прежнему экспериментировали с кружевом на колготках.

Бесштанные цареубийцы

Всемогущие короткие штаны

Но пришло время, и аристократы сообразили, что короткие штаны до колен, в меру обтягивающие либо расширенные по моде, - штука весьма удобная. Во Франции штаны получили название «кюлот» и были запрещены для всех классов, кроме дворянства. Не дворянам было приказано носить штаны длинные, до щиколотки. Во-первых, на расстоянии понятно, кто кому «ку» три раза делать должен, а во-вторых, шелка для чулок мало, дворянам самим не хватает, остальные пусть обмотки носят суконные. Весь XVII и весь XVIII век люди в длинных штанах сурово смотрели на то, как люди в коротких штанах душат их налогами, бьют плетьми, забривают в армию и вытаптывают их поля на псовой охоте. Настроение у людей в длинных штанах постепенно портилось.

Типичный санкюлот

Почуяв неладное, люди в коротких штанах разрешили тогдашнему ОМОНу, то есть всяким гвардиям, носить короткие штаны - правда, обязательно с застежками на пуговках, чтобы не путать с настоящими короткоштанными. Но было уже поздно.

Люди в длинных штанах, назвав себя санкюлотами (бескюлотниками), устроили массовое вытряхивание из кюлотов их обладателей и даже отрубили голову главному носителю коротких штанов - самому королю. После этого на тридцать лет Европа погрузилась в кровавый хаос, откуда вынырнула уже поумневшей - и по поводу налогов, и по поводу плетей, и по поводу штанов.

Ну, то есть на какое-то время.

Великие неназываемые

Как бы ни относились к Французской революции в прочем мире, но моды послереволюционной Франции стали всеобщими. Мужчины всех классов надели длинные штаны - по большому счету, впервые со времен гуннов. Священники, конечно, по-прежнему прятали порочные кальсоны и порты под сутанами и рясами, а гусары и драгуны еще долго носили обтягивающие белые колготки - рейтузы, потому что армейские моды вообще штука консервативная. Но, в общем, длинные штаны - брюки - отпраздновали абсолютную победу над христианской цивилизацией и даже стали ее неофициальным знаменем, хотя ее основатель, признаться, этой деталью гардероба пренебрегал. Черный костюм европейского мужчины стал на двести лет символом нашего мироустройства.

Вплоть до XX века мальчиков в зажиточных семействах до 5–6 лет одевали исключительно в платьица. Отличить мальчика от девочки на картинах можно лишь по тому обстоятельству, что платьица на мальчиках обычно были более яркими, а декольте делалось более глубоким, чем у девочек. Покупка первых коротких штанишек была важным элементом инициации в мужскую жизнь, настоящие же длинные штаны обычно покупались в 11–13 лет. В России первыми длинными штанами обычно были брюки от гимназической формы, кадетской и т. п. Дети простонародья до 3–4 лет носили рубахи, а потом сразу получали длинные портки. Так что образ мальчика в коротких штанишках - балованного барчука - существует до сих пор. И короткие штаны, входившие в форму пионеров, скаутов и гитлерюгенда, были изначально выбраны как символ благополучия мальчиков, которые их носят. Привет кюлотам.

Ужас в коротких штанишках

Малоизвестный немец в шортах

В следующий раз темой коротких и длинных штанов занялся лично Гитлер. Нацистская идеологическая доктрина, любившая кивать на римлян по любому поводу, не могла пренебречь отвращением, которое римляне испытывали к длинным штанам. Было провозглашено, что особая крепость и морозостойкость ариев достигается за счет ношения шортов, которые являются их, ариев-германцев, национальной одеждой. В национальный костюм многих немцев, прежде всего тирольцев, действительно входили укороченные штаны, но не шорты, а похожие на кюлоты бриджи до колен. Древние же германцы как раз завоевывали Рим в длинных кожаных штанах. Но кого из идеологов когда-либо интересовала реальность?

Ношение коротких кожаных штанов было одним из способов выразить лояльность режиму

Сам фюрер любил попозировать в шортах, в шортики же зимой и летом обмундировывали гитлерюгенд, и вообще ношение кожаных коротких штанов было одним из способов выразить полную лояльность режиму. Неудивительно, что после войны еще лет тридцать шорты не были популярной одеждой у взрослых мужчин-европейцев, и лишь в конце шестидесятых им простили фашистское прошлое. Репутация же тирольского костюма до сих пор до конца не восстановлена.

Брючная идентификация

Брюки-клеш - хит 1970-х

Если кто-то думает, что околоштанные скандалы - дела давно минувшего прошлого, то ошибается. Их дедушки и папы могут поведать, как прятались от комсомольских патрулей, которые в шестидесятых годах отлавливали мужчин в узких брюках, стиляг, и распарывали нехорошие брюки по швам. В семидесятых ловили уже за широкие брюки - клеш (брюки, правда, не ушивали, но сообщали о нарушении по месту работы или учебы). В семидесятых же боролись с империалистическими джинсами, а восьмидесятые прошли под знаком яростного сражения с шортами на городских улицах, ибо строитель коммунизма не может сверкать голыми икрами.

Приспущенные штаны - хит 2000-х

Нет-нет, не стоит обольщаться, штаны по-прежнему серьезнейшая проблема для немалой части человечества. Шорты и слишком обтягивающие штаны активно не приветствуются во многих исламских странах. А год назад в городе Уайлдвуд (Нью-Джерси, США) было запрещено показываться на улице в штанах, спущенных ниже пояса, - мэр города лично поклялся, что будет штрафовать и арестовывать всякого вислозадого бунтаря, который посмеет продемонстрировать миру резинку от трусов.

Так что, мы видим, в какой-то степени штаны стали краеугольной тряпкой нашей цивилизации, что много говорит об этой цивилизации, увы.

Брючные истории

Осенью 1959 года Никита Хрущев был в США, где ему показывали достижения американского хозяйства, в том числе аппарат с газировкой на фотоэлементах. Аппарат распознавал, что надето на клиенте - юбка или брюки, - и соответственно наливал в стакан либо вишневый, либо апельсиновый сироп. Хрущеву дважды был налит женский, вишневый, напиток - аппарат отказывался признавать широкие штаны руководителя СССР за мужскую одежду.

В ситуации, когда современные мужчины позволяют себе ослабить галстук, жители XIV века, оставшись в дружеской компании, позволяли себе ослабить шоссы - спустить их до колен и перехватить там веревочкой.

В начале XIV века французское войско под предводительством Людовика Сварливого регулярно страдало во время походов от дизентерии. Личным указом короля всему войску было приказано сделать разрез на задней части набедренной повязки (брэ), дабы, заболев, воин не задерживал строй, а решал свои проблемы на ходу.

Вплоть до XVII века в Японии штаны хакама могли носить только священники, самураи и аристократы. Простолюдины (как женщины, так и мужчины) карались за штаноношение смертью. Но несколько раз в жизни они имели право их надевать. Например, на свадьбу - свою или своего ребенка.

Происхождение брюк

Слово «брюки» появилось относительно недавно. Его первоначальное значение сегодня практически забыто. Оно происходит от клички, которую дали венецианцам, любившим длинные и узкие кюлоты и чтившим Великомученика Пантелеймона (San Pantaleone). Во Французском королевстве панталоны встречаются начиная с XVI века у одноименного персонажа в комедии дель арте. Панталоне - это богатый и скаредный старик, одетый в характерный костюм, включающий в себя длинные узкие штаны. В фигуральном смысле Панталоне - это «человек, который, чтобы добиться своих целей, надевает на себя множество личин и играет множество ролей» {4} . Этот персонаж итальянской комедии танцует фарс-панталонаду - сочетание паясничания и игривых поз. По расширении значения слово pantalonnade начинает обозначать «ложное проявление радости, боли, доброжелательства, смешную уловку, чтобы выйти из затруднительного положения» {5} . Вне театрального контекста брюки становятся оригинальным элементом костюмированных вечеров.

Еще одна область, откуда происходят брюки, - морское дело. Начиная с XVII века их носят моряки. Рыбаки тоже надевали брюки разной длины и ширины - в зависимости от местности.

Начиная с XVIII века эта одежда появляется и в детской моде. В 1790 году дофин, наследник престола позирует Элизабет Виже-Лебрен в белых брюках, слегка перетянутых на лодыжке голубыми лентами. Это нововведение, пришедшее из Англии, сопровождает упрощение и повышение удобства детского костюма, силуэт которого перестает быть балахонообразным.

В конце XVIII века брюкам, которые к тому времени уже носили давно, дают такое определение: «кюлоты и чулки одновременно» {6} . В 1790 году Марат говорит о «длинных кюлотах без ступни» {7} . В революционный язык брюки вошли посредством отрицания - «санкюлоты» («не носящие кюлотов»), поскольку в то время референтной точкой в области одежды были именно кюлоты. Действительно, кюлоты, покрывавшие тело с талии до колен и подчеркивающие икры, одетые в чулки на подвязках, мужчины носили с позднего Средневековья. Привлекательный мужчина должен был обладать красивыми ногами (худым приходилось пользоваться чулками с набивкой или накладками на икрах). Силуэт подчеркивался обувью на каблуках. В отличие от своих предшественников - верхних шоссов, кюлоты способствовали эротизации мужского тела. Они также указывали на некоторое материальное благополучие их обладателя. Эта плотно сидящая, хорошо подогнанная, а порой обтягивающая одежда - противоположность широким одеяниям, скрывающим тело, которые были распространены в нижних слоях общества.

Во времена Великой французской революции о родственной связи между брюками и галльскими брэ вспоминают довольно редко. Исключение сделал Фабр д’Эглантин в своей речи 24 октября 1793 года, упомянув галльские корни брюк {8} . Возможно, это разделение между брэ {9} и брюками объясняется различием в системе застежек, которые у брюк были более сложными, на пуговицах, а также разным качеством кроя ткани и в конечном итоге функциональности. И все же история брэ заслуживает нашего внимания {10} . По некоторым данным, галлы носили эту одежду начиная со II века до н. э. под влиянием кельтов и германцев.

В то же время на Востоке персы и мидяне издавна носили широкие штаны, а воинственные народы и охотники севера Европы использовали их, чтобы защититься от холода и чтобы удобнее было скакать на лошади. В Греции рабы одевались в обтягивающие штаны, обязательные в многочисленных регионах, населенных «варварами». Но жители Средиземноморья, греки и римляне, не желали носить эту закрытую одежду. Римляне вообще, увидев брэ, назвали их «эмблемой варварства» {11} . Эта одежда даже дала название Нарбоннской Галлии - «Галлия в брэ» (Gallia Braccatta), в отличие от «Галлии в тоге» (Галлия южнее Альп). Так брэ впервые приобретают символический смысл, в результате завоевания римлян вобрав в себя территориальные и даже политические коннотации. Несмотря на романизацию, брэ не ушли в небытие. Их носили меровинги, это были широкие брэ, доходящие до колен. Каролицги украшали их ленточками. К XI веку брэ удлинились до лодыжек, на талии они удерживались с помощью веревки. Дворяне носили брэ с узкими штанинами, простолюдины - с широкими, и те и другие поддевали их под тунику. В XII веке чулки (шоссы) поднимались по ляжкам все выше и выше, в то время как брэ все больше укорачивались, превращаясь в верхние шоссы. К концу Средневековья верхние шоссы приобрели окончательный вид, ближе всего уподобившись кюлотам. Следуя непредсказуемым веяниям моды и иностранному влиянию, кюлоты часто меняли форму: делались то из мягких, то из более жестких материалов, были то пышными, то обтягивающими, то выставлялись напоказ, то скрывались, следовали разным фасонам, сочетались с чулками разных цветов. Все это время они оставались привилегией состоятельных классов. Крестьяне дореволюционной Франции всегда носили широкие брэ. Только появление униформы в конце XVII века позволило простолюдинам одевать свои ноги во что-то иное.

Таким образом, происхождение брюк отсылает нас к широкому спектру коннотаций: это одежда побежденного, варвара, бедняка, крестьянина, моряка, ремесленника, ребенка, шута… Именно это вызывает интерес к изучению их распространения с нижней до верхней ступени социальной лестницы.

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Их происхождение Эти балтийские варяги, как и черноморская Русь, по многим признакам были скандинавы, а не славянские обитатели южнобалтийского побережья или нынешней южной России, как думают некоторые учёные. Наша Повесть временных лет признаёт варягов общим названием

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Его происхождение Теперь попытаемся выяснить себе историческое происхождение этого порядка. Следя за ходом владельческих отношений между князьями в XI-XIII вв. на днепровском юге и верхневолжском севере, замечаем одну видимую несообразность. В старой Киевской Руси XI-XII

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Ее происхождение Хронологическое совпадение крестьянской крепости с посадкой холопов «во крестьяне» в третьем десятилетии XVII в. не было случайностью: то и другое имело тесную связь с большим тогдашним переломом в государственном и землевладельческом хозяйстве. Смута

Из книги Французская революция, Конституция автора Карлейль Томас

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

5. Происхождение Ермака и происхождение Кортеса В предыдущей главе мы уже сообщили, что, по мнению романовских историков, сведения о прошлом Ермака чрезвычайно скудны. По преданию, дед Ермака был посадским человеком города Суздаля. Знаменитый внук его родился где-то в

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Происхождение Происхождение северо– и южноамериканских индейцев рассмотрено в предыдущей

Из книги Лицо тоталитаризма автора Джилас Милован

Происхождение 1 Корни коммунистической доктрины, какой мы ее знаем сегодня, уходят глубоко в прошлое, хотя свою «действительную жизнь» она начала с развитием в Западной Европе современной промышленности.Фундаментальные основы ее теории - первичность материи и

автора

Происхождение Купцы составляли чуть меньше 1 % от населения России, но были кровью, питавшей все ее части.С 1775 года купечество делилось на три гильдии согласно размеру объявляемого капитала. При этом минимум капитала, необходимого для записи в третью гильдию, был

Из книги Петербургские женщины XIX века автора Первушина Елена Владимировна

Происхождение Мещане и мещанки составляли значительную долю горожан - около 35 % городского населения и от 6 до 10 % от общего населения России. В него входили в основном мелкие торговцы (те, что не могли объявить купеческий капитал) и ремесленники.Это сословие несло

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Происхождение Если 20 лет назад проблема происхождения мезоамериканской культуры могла решаться альтернативно - считать ее автохтонной или, наоборот, привнесенной из Азии, то в настоящее время, по мере того как новые открытия умножают данные о древних горизонтах, эта

автора Бар Кристин

Глава IV. Утопия брюк С приходом Наполеона парижанкам запретили носить то, что представляет собой неотъемлемую часть мужской одежды, - брюки и/или кюлоты. В 1820-е годы все мужчины носят брюки - за редкими исключениями в виде остатков вестиментарного режима

Из книги Политическая история брюк автора Бар Кристин

В Икарии не будет брюк Мы завершим этот краткий экскурс в историю социалистической мысли первой половины XIX века историей другого «пророка», теоретика и практика социализма Этьена Кабе (1788–1856), который сформулировал свои предложения в «Путешествии в Икарию», активно

Из книги Политическая история брюк автора Бар Кристин

Спорт - средство распространения брюк Фигура Виолетты Моррис нехарактерна для женского спорта; Моррис лишь довела до крайности свойственную спортивной одежде маскулинизацию. Одновременно в начале XX века фигуры, вызывающие больший консенсус, осваивают брюки. Их

Из книги Политическая история брюк автора Бар Кристин

Глава X. Осторожное распространение брюк (1914–1960) Мадлен Пельтье и Виолетта Моррис, несмотря на всю их неповторимость, - продукты своей эпохи. Благодаря им мы увидели, как три независимые друг от друга логики, отстаивающие использование мужского костюма женщинами -

Из книги Политическая история брюк автора Бар Кристин

Глава XI. Признание женских брюк Мода не может не замечать эмансипацию французских женщин: получение ими избирательного права в 1944 году, реформу Гражданского кодекса 1965 года, освободившую жену от опеки мужа, массовый доступ девочек к обучению, а женщин - к работе по найму

Из книги Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

ГЛАВА ПЯТАЯ. Происхождение запорожских казаков и история их до самозванца. - Описание их страны и селитьбы. - Самозванец на Дону. - Происхождение донских казаков и отношения их к Московскому государству. - Самозванец вступает в службу к князю Вишневецкому. - Быт



Загрузка...