paradisemc.ru

Любопытные календари разных народов мира. Народный календарь (2) - Реферат

Календарем обычно называется некоторая система, с помощью которой становится возможным дифференцировать поток времени на определенные промежутки, что помогает упорядочить течение жизни. За всю историю человечества календарей было огромное множество, и основывались они на разных принципах. В этой статье мы обсудим календарей, а также поговорим о том, какую форму может принимать наша современная система отсчета времени.

Происхождение слова «календарь»

Прежде чем перейти к описанию непосредственно самих типов систем счисления, выясним, откуда происходит слово, их обозначающее. Термин «календарь» этимологически восходит к латинскому глаголу caleo, которое переводится как «провозглашать». Еще один вариант, ставший источником слова «календарь», это calendarium. Последним в Древнем Риме называлась долговая книга. Caleo сохраняет для нас память о том, что в Риме начало каждого месяца особенным образом торжественно провозглашалось. А что касается долговой книги, то ее значение обусловлено тем, что все проценты по долгам и ссудам в Риме выплачивались первого числа.

Происхождение календарной системы

О том, что время течет по определенному кругу, человечество осознало давно на основании циклически повторяющихся событий и явлений, которых довольно много. Это, к примеру, смена дня и ночи, времен года, вращение небесных сфер и так далее. На основании их со временем развились различные виды календарей. Основная единица времени любого из них - это сутки, которые включают в себя один оборот Земли вокруг собственной оси. Затем немаловажную роль в истории сыграла луна, смена фаз которой образует так называемый синодический месяц. Именуется он так по греческому слову «синодос», которое переводится как «сближение». Речь идет о сближении в небе солнца и луны. Ну и, наконец, смена четырех времен года составляет тропический год. Название его происходит от греческого «тропос», то есть «поворот».

Почему у разных народов, живущих на одной и той же планете, имеются различные виды календарей? Ответ заключается в том, что продолжительность суточного круга, синодического месяца и тропического года не коррелируют между собой, что предоставляет широкие возможности выбора при составлении календаря.

Три вида календаря

На основании описанных значений в разное время предпринимались попытки составить пригодный для жизни общества календарь. Некоторые из них руководствовались только лунными циклами. Таким образом, появились лунные календари. Как правило, они насчитывали по двенадцать месяцев, ориентированных только на движение ночного светила, и не соотносились со сменой времен года. Другие, напротив, свои расчеты делали только на основании круга времен года, не считаясь с луной и ее ритмом. Такой подход дал начало солнечным календарям. Третьи принимали во внимание оба цикла - солнечный и лунный. И, отталкиваясь от последнего, пытались, так или иначе, примирить оба между собой. Они дали начало смешанным солнечно-лунным календарям.

Лунный календарь

Теперь обсудим нюансы времени, основанные исключительно на движении луны. Лунный календарь, как уже было сказано, основывается на синодическом месяце - цикле смены лунных фаз от новолуния к полнолунию. Средняя продолжительность такого месяца равна 29,53 суток. Поэтому в большинстве лунных календарей месяц длится 29 или 30 суток. При этом год чаще всего состоит из двенадцати месяцев. Таким образом, получается, что длина года составляет около 354,36 суток. Как правило, его округляют до 354, вводя при этом периодически високосный год в 355 дней. Делают это везде по-разному. К примеру, известен турецкий цикл, где на восемь лет приходится три високосных года. Другой вариант, с соотношением 30/11, предлагает арабская система, на основе которой составляется традиционный мусульманский календарь.

Поскольку лунные календари никак не связаны с движением солнца, они постепенно расходятся с ним из-за разницы в десять с лишним суток в году. Так, циклу солнечного календаря в 34 года соответствует 35 лет лунного. Несмотря на такую неточность, эта система удовлетворяла многие народы, особенно на ранней стадии развития, когда для них был характерен кочевой образ жизни. Луна легко наблюдаема на небе, и этот календарь не требует значительных сложных расчетов. Со временем, однако, когда возросла роль сельского хозяйства, его возможности оказались недостаточны - потребовалась более жесткая привязка месяцев ко временам года и кругу сельскохозяйственных работ. Это стимулировало процесс развития солнечного календаря.

Недостаток лунного календаря

Помимо того что календарь, основанный целиком на лунном цикле, значительно расходится с тропическим годом, он имеет и другой значительный недостаток. Заключается он в том, что из-за очень сложной орбиты продолжительность синодического месяца непрерывно меняется. Разница при этом может достигать шести часов. Следует сказать, что точкой отсчета нового месяца в лунном календаре является не новолуние, которое труднонаблюдаемо, а так называемая неомения - первое появление молодой луны на закате. Это событие следует за новолунием через 2 или 3 дня. При этом время неомении зависит от времени года, продолжительности текущего месяца и местоположения наблюдателя. Это значит, что календарь, рассчитанный в одном месте, окажется совершенно неточным для другой области. Да и в целом никакая система, основанная на лунных циклах, не способна точно отражать реальное движение ночного светила.

Солнечный календарь

История календаря не может быть полной без упоминания солнечного цикла. Надо сказать, что на сегодняшний день это основная форма счисления времени. Основывается она на тропическом году, состоящем из 365,24 суток. Чтобы сделать расчеты более точными, периодически вводятся високосные годы, которые собирают накопившиеся «излишки» в один «лишний» день. Имеются различные системы високосов, благодаря чему известны многие виды календарей, основанных на движении солнца. Точкой отсчета традиционно считается Поэтому одно из требований солнечного календаря состоит в том, чтобы каждый год это событие приходилось на одну и ту же дату.

Первой системой високосов обладал Его слабым местом было то, что за 128 лет он набирал один лишний день, а точка равноденствия смещалась, соответственно, назад. Эту неточность пытались исправить различными способами. К примеру, Омар Хайям предложил особый 33-летний цикл, который затем был положен в основу персидского календаря. Позже, по инициативе Папы Римского Григория, был введен григорианский календарь, являющийся основным гражданским календарем современного общества. Он также постепенно набирает один лишний день, но этот период растягивается со 128 лет до 3300.

Еще одна попытка улучшить юлианскую систему была сделана Милутином Миланковичем. Он разработал так называемый новоюлианский календарь, который ошибку в сутки набирал уже в 50 000 лет. Сделано это благодаря особому правилу в отношении вековых годов (они могут считаться високосными, только если при делении на 900 в остатке значится 2 или 6). Недостатком григорианского и новоюлианского календарей при их точности является тот факт, что дата равноденствия становится плавающей, и приходится каждый год на разные дни.

Солнечно-лунный календарь

Наконец, коснемся солнечно-лунного календаря. Суть его состоит в том, чтобы примирить в одном цикле движение солнца с движением луны. Для этого необходимо было периодически продлять год на один месяц. Назывался такой год эмболисмическим. В Древней Греции и Вавилоне три дополнительных месяца вводились на протяжении восьми лет. Его погрешность составляет полтора суток за весь восьмилетний период. Более длинный цикл, как сообщает история календаря, был принят в Китае, хотя о нем знали и в Вавилоне, и в Греции. Его погрешность составляет один день на 219 лет.

Разновидности календарей

Теперь поговорим о том, какие разновидности календаря существуют сегодня. Речь пойдет о конструктивных, а не об астрономических особенностях. Так, наиболее востребованы сегодня перекидные, настенные, карманные и отрывные календари.

Перекидные календари

Другое название этого типа типографного издания - «домик». Хотя некоторые варианты могут иметь и иную конструкцию, включающую в себя подставку из пластика. Последние нередко составляют одно целое с подставкой для карандашей и отделами для скрепок. Суть в том, что перекидной календарь конструируется так, чтобы таблицы месяцев были расположены на разных страницах, которые своевременно нужно перелистывать. Вместе с календарем на них очень удобно располагается различная информация или просто красивые изображения, включающиеся в общий дизайн помещения. Применяются такие изделия чаще всего в офисах, удобно располагаясь в углу рабочего стола. Перекидной календарь также часто служит в качестве подарка или сувенира.

Настенный календарь

У многих на кухне имеется такой календарь, прикрепленный к стене, дверце холодильника или двери. Настенные календари очень популярны, потому что удобны в использовании, а их эстетическая ценность в наше время делает их прекрасным украшением для дома. Иногда они объединяются с технологией «домиков». В таком случае настенные календари, как правило, представляют собой настоящие альбомы, посвященные той или иной теме. А функция, собственно, исчисления времени отходит в них на второй план.

Карманный календарь

Этот тип, наверное, наиболее распространенный в наше время. Карманные календари представляют собой небольшие карточки, с одной стороны которых располагается, собственно, календарная табличка, а с другой - какой-нибудь рисунок. Очень часто такие изделия служат закладками, визитными карточками. Нередко их используют и в рекламных целях. Карманные календари - это своего рода открытки, которые несут в себе дополнительную функцию. Их легко можно положить в бумажник и носить при себе, доставая по мере надобности.

Отрывные календари

Советский отрывной календарь знаком каждому. Когда-то они встречались почти в каждом доме, но сегодня их популярность несколько упала, хотя они все еще часто встречаются. Эти изделия представляют собой настоящие книжки, где каждая страница выделена под один день года. Когда настает новый день, прежняя страница отрывается. Поэтому он и называется отрывным. На оборотной стороне страницы содержится какой-либо текст. Как правило, каждый такой календарик посвящен какой-либо теме и представляет в ее рамках довольно информативный источник.

Церковные календари

Несколько слов нужно также сказать о том, что такое церковный календарь, поскольку многие, приходя в храм или читая церковную литературу, сталкиваются с системой двойной датировки. На самом деле под церковным православным календарем подразумевается обычный юлианский календарь. Просто за две тысячи лет он стал отставать от реального астрономического хода времени почти на две недели. Католическая церковь исправила это, результатом чего стало появление григорианского календаря. А вот православные этой реформы не приняли. Русская Православная Церковь и еще несколько независимых юрисдикций, например, до сих пор придерживаются юлианского летосчисления. Но большинство православных церквей мира все-таки перешли на новоюлианский календарь, который в настоящее время совпадает с григорианским.

Церковный календарь, таким образом, имеет как минимум три разновидности. В некоторых странах, кроме того, в церквях применяются свои национальные календари. К примеру, в Египте распространена коптская система летосчисления. Имеются свои календари и у других религиозных организаций. Известны, например, ведический, буддийский, исламский, бахаистский и другие системы организации времени.

Календарь майя

В заключение скажем несколько слов о том, что такое древний календарь майя. На самом деле это не один, а целая система разных летоисчислений. Гражданский календарь на год у индейцев майя был солнечным и состоял из 365 дней. Основное его назначение состояло в том, чтобы упорядочивать сельскохозяйственную жизнь. Был также ритуальный календарь, который назывался Цолькином. Переводится это как «счет дней». Он несколько необычен по своей структуре. Так, календарь на год по Цолькину содержал не 365, а 260 дней. Последние были разделены на два цикла - двадцатидневный и тринадцатидневный. Дни первого из них имели собственное название, а вторые содержали только порядковый номер. Майянская система счета времени включала в себя и такие периоды, как туны (360 дней), катуны (20 тунов), бактуны (20 катунов). Самой большой считалась эпоха в 260 катунов. В пересчете на привычную нам систему счета это составляет 5125 лет. 2012 года завершилась одна такая эпоха, называемая пятым солнцем, и началась новая эра шестого.

В садовой аптечке опытных садоводов-огородников обязательно присутствует кристаллический железный купорос, или сульфат железа. Как и многие другие химические препараты, он обладает свойствами, которые защищают садово-ягодные культуры от многочисленных болезней и насекомых-вредителей. В этой статье поговорим об особенностях использования железного купороса для обработки растений сада от болезней и вредителей и о других вариантах его применения на участке.

Были времена, когда понятий «дерево-сад», «семейное дерево», «коллекционное дерево», «мульти дерево» просто не существовало. И увидеть такое чудо можно было лишь в хозяйстве «мичуринцев» – людей, которым дивились соседи, заглядываясь на их сады. Там на одной яблоне, груше или сливе поспевали не просто сорта разных сроков созревания, но и разнообразных цветов и размеров. Отчаивались на такие опыты не многие, а лишь те, кто не боялся многочисленных проб и ошибок.

Климатические условия нашей страны, к сожалению, не подходят для выращивания многих культур без рассады. Здоровая и крепкая рассада – это залог качественного урожая, в свою очередь качество рассады зависит от нескольких факторов: Даже здоровые на вид семена могут быть заражены патогенами, которые длительное время сохраняются на поверхности семени, а после посева, попадая в благоприятные условия, активируются и поражают молодые и неокрепшие растения

В нашей семье очень любят помидоры, поэтому большинство грядок на даче отданы именно под эту культуру. Каждый год мы стараемся попробовать новые интересные сорта, и какие-то из них приживаются и становятся любимыми. Вместе с тем за много лет огородничества у нас уже сформировался набор любимых сортов, которые обязательны к посадке в каждом сезоне. Такие помидоры мы, шутя, называем сортами «специального назначения» - для свежиж салатов, сока, засолки и хранения.

Снег еще не успел полностью растаять, а беспокойные владельцы загородных участков уже спешат оценить фронт работ в саду. А заняться тут и правда, есть чем. И, пожалуй, самое главное, о чём необходимо подумать ранней весной – как защитить свой сад от болезней и вредителей. Опытные садоводы знают, что пускать на самотёк эти процессы нельзя, а промедление и откладывание на потом сроков обработки могут существенно снизить урожай и качество плодов.

Если вы самостоятельно готовите почвенные смеси для выращивания комнатных растений, то стоит присмотреться к относительно новому, интересному и, на мой взгляд, нужному компоненту - кокосовому субстрату. Все, наверное, видели хоть раз в жизни кокосовый орех и его «лохматую» покрытую длинными волокнами скорлупу. Из кокосовых орехов (на самом деле это костянка) делают много вкусных изделий, но вот скорлупа и волокна раньше были просто отходами производства.

Пирог с рыбными консервами и сыром - идея простого обеда или ужина для ежедневного или воскресного меню. Пирог рассчитан на небольшую семью из 4-5 человек с умеренным аппетитом. В этой выпечке есть сразу все - и рыба, и картошка, и сыр, и хрустящая корочка из теста, в общем, почти как закрытая пицца-кальцоне, только вкуснее и проще. Рыбные консервы могут быть любыми - скумбрия, сайра, горбуша или сардины, выбирайте по своему вкусу. Такой пирог также готовят с вареной рыбой.

Инжир, фига, смоковница - это всё названия одного и того же растения, которое у нас стойко ассоциируется со средиземноморской жизнью. Кто хоть раз пробовал на вкус плоды инжира, знает, какая это вкуснятина. Но, кроме нежного сладкого вкуса, они ещё и очень полезны для здоровья. И вот какая интересная деталь: оказывается, инжир - совершенно неприхотливое растение. К тому же, его с успехом можно выращивать на участке в средней полосе или в доме - в контейнере.

Вкусный крем-суп с морепродуктами готовится чуть меньше часа, он получается нежным и кремовым. Морепродукты выбирайте по своему вкусу и кошельку, это может быть и морской коктейль, и королевские креветки, и кальмары. Я готовила суп с крупными креветками и мидиями в раковинах. Во-первых, это очень вкусно, во-вторых, красиво. Если готовите для праздничного ужина или обеда, то мидии в раковинах и большие неочищенные креветки выглядят в тарелке аппетитно и симпатично.

Довольно часто сложности по выращиванию рассады томатов возникают даже у бывалых дачников. У кого-то вся рассада получается вытянутая и слабая, у кого-то - внезапно начинает падать и гибнет. Все дело в том, что в квартире трудно поддерживать идеальные условия для выращивания рассады. Сеянцам любых растений нужно обеспечить много света, достаточную влажность и оптимальную температуру. Что еще нужно знать и соблюдать при выращивании рассады томатов в квартире?

Сорта томатов серии «Алтайский» пользуются большой популярностью у огородников по причине своего сладкого нежного вкуса, больше напоминающего вкус фрукта, нежели овоща. Это крупные помидоры, вес каждого плода равняется в среднем 300 граммов. Но это не предел, есть томаты крупнее. Мякоть этих томатов характеризуется сочностью и мясистостью с незначительной приятной маслянистостью. Вырастить отличные томаты серии «Алтайский» можно из семян «Агроуспех».

Долгие годы алоэ оставалось самым недооцененным комнатным растением. И это не удивительно, ведь широкое распространение алоэ обыкновенного в прошлом столетии привело к тому, что о других видах этого удивительного суккулента все забыли. Алоэ – растение, в первую очередь, декоративное. И при правильном выборе вида и сорта способно затмить любого конкурента. В модных флорариумах и в обычных горшках алоэ – выносливое, красивое и удивительно долговечное растение.

Вкусный винегрет с яблоком и квашеной капустой - вегетарианский салат из сваренных и охлажденных, сырых, квашеных, солёных, маринованных овощей и фруктов. Название произошло от французского соуса из уксуса, оливкового масла и горчицы (vinaigrette). Винегрет появился в русской кухне не так давно, примерно в начале 19 века, возможно рецепт позаимствовали в австрийской или немецкой кухне, так как ингредиенты для австрийского селёдочного салата весьма похожи.

Когда мы мечтательно перебираем в руках яркие пакетики с семенами, то порой подсознательно уверены, что обладаем прототипом будущего растения. Мысленно выделяем ему место в цветнике и предвкушаем заветный день появления первого бутона. Однако покупка семян далеко не всегда гарантирует, что в конечном итоге вы получите желанный цветок. Мне хотелось бы обратить внимание на причины, вследствие которых семена могут не взойти или погибнуть в самом начале прорастания.

Народный календарь.

Для начала стоит немного рассказать о том, откуда пошел календарь. Так, слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare - «выкликать». Дело в том, что в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Созвучно этому слово «календариум» - книга, куда записывались долги, проценты, по каким нужно было платить, и новолуния.
Однако сами календари были созданы независимо от Древнего Рима. Многие из них появились задолго до того, другие уже после него. Этот процесс происходил в разных уголках Земли, ибо у людей возникла потребность измерять время, как только начала осознаваться периодичность явлений природы, таких, как смена дня и ночи, времен года. Нет нужды доказывать, что упорядоченный счет времени, с одной стороны, становится своеобразным итогом длительного развития человеческой мысли, наблюдений и опыта, с другой - необходимым условием для дальнейшего развития цивилизации.
До 46 г. до н.э. в Древнем Риме действовал сложный и неудобный солнечно-лунный календарь, а потому прославленный полководец и правитель Юлий Цезарь совершает реформу в летосчислении. Согласно нововведению, Новый год начали праздновать с 1 января, а длительность года стала равняться 365,25 суток. Эра начинает определяться «от создания мира» в 5508 г. до н.э. В этом случае, например, 2008 г. следует считать 7516 г. «от создания мира», или 5508 + 2008.
В VIII столетии была принята новая эра - от Дня рождения Иисуса Христа, 7 января (25 декабря по старому стилю) 0 г. Эту дату установил, сделав сложные расчеты, римский монах, папский архивариус Дионисий, в VI столетии. В результате юлианский календарь начал отставать от астрономического года. За 128 лет набрались целые сутки. Только по этой причине в 1582 г. папа римский Григорий XII, основываясь на проекте итальянского врача, математика и астронома Алаизия Лилие, провел реформу: были упорядочены високосные годы. Возникший в результате такой реформы григорианский календарь стал более точным и расходился на одни сутки с астрономическим не за 128 лет, а за 3323.
В наши дни все страны в международных отношениях пользуются общепринятым солнечным григорианским календарем. Однако во внутренней и религиозной жизни некоторые употребляют лунные и солнечно-лунные календари.
Не были исключением в процессе создания календаря и славяне. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими единицами, такими как понятия «век», «аноха» и обозначения частей суток (день, ночь, сумерки и т.д.).
На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календарем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда же некоторые несовпадения названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

Народный календарь вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями, так как он включает в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни, произведения устного народного творчества. Это был своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями.
В результате принятия христианства в календаре проявляется слияние языческого и христианского - так называемое народное православие. Причина здесь кроется в том, что с утверждением христианства языческие праздники начинают запрещаться, а значит, получают новое истолкование или перемещаются со своего времени. Кроме закрепленных за определенными датами, в календаре появляются передвижные праздники пасхального цикла. Наиболее ярко это двоеверие нашло отражение в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие для язычника ритуалы начинают восприниматься все менее серьезно и постепенно превращаются в детские игры.
Оказывало влияние на народный календарь и то, что жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особенно здесь выделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние Святки (конец декабря - начало января), Иван Купала - 24 июня (7 июля), март и сентябрь. В качестве подтверждения важности четырех указанных сроков стоит сказать, что каждый из них у разных народов и в разное время мог служить днем, с которого начинал исчисляться новый год.

В течение некоторого времени на Руси вообще существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный). Они могли то совпадать, то снова расходиться. Из-за этого возникало довольно много разногласий. Например, встреча Нового года приурочивалась в Древней Руси к началу марта, с XIV в. церковь попыталась перенести начало года на сентябрь, но официально празднование церковного и гражданского года с 1 сентября утвердилось лишь в 1492 г. (7000 г. от «сотворения мира»). Спустя два года в Петр I обнародовал указ «лета счислять» с января. Таким образом, в Российском государстве 1699 год продолжался всего 4 месяца (сентябрь - декабрь), и новое столетие началось 1 января 1700 г. Петр I принял юлианский календарь, из-за чего к XX столетию Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей на более точный григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль.
И все-таки, как бы ни менялись официальные сроки начала года, народное летосчисление по-прежнему опиралось на смену времен года, беря за основные вехи период зимнего солнцеворота - Спиридоньев день. Позднее он был перенесен на 25 декабря - Рождество Христово. Использовали в качестве опорных дней и такие важные дни народного календаря, как время от Аграфены Купальницы (23 июня/6 июля) до Петрова дня (29 июня/12 июля); середина марта (Сороки- Благовещение), а также Семенов день (1/14 сентября). Семенов день и в XIX в. сохранял черты, которые напоминали о бывшем когда-то сентябрьском Новом годе.
Определяя сроки и продолжительность времен года, крестьянин целиком исходил из тех реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт. И хотя поворотные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четыре примерно равные части, в сознании земледельца эти отрезки не полностью совпадали с календарными временами года. Так, для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима.
И народ, чутко следивший за изменениями в природе, остро реагировал на происходящие перемены. При этом ему не было дела до того, что по календарю осень длится всего три месяца. Холод, который приходил в октябре, говорил крестьянину среднерусской и северной полосы о наступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы.
Сама же осень в крестьянском понимании могла ограничиваться периодом уборки урожая, а это примерно от Ильина дня (20 июля/2 августа) до Покрова (1/14 октября). При этом собственно лето составляло короткое время созревания хлебов: с Иваны Купалы (24 июня/7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля/7 августа), редко до Первого Спаса (1/14 августа). Весну призывали в марте, и началом ее считался Егорьев день (23 апреля/6 мая).
Кроме основных годовых сезонов, выделяются переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна - раннее лето), молодое бабье лето (конец лета - начало осени), осеницы (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др.
Между двумя половинами года крестьяне видели тесную связь и то, что они взаимно влияют и обусловливают друг друга. Все это нашло выражение в фольклоре, в котором сравниваются зима с летом, осень с весной. В земледельческом календаре все составные части тесно увязаны: каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. Так, по характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу. В то же время как март, апрель и май - сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.
С принятием христианства в жизнь вошел Церковный календарь и вместе с тем почитание святых, каждому из которых посвящался какой-либо день (или несколько дней) в году. Эти новые святые оказались очень нужны аграрному календарю. Именно они помогли превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления. Святцы послужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина и которая смогла вобрать в себя традиционные обряды и праздники. В результате получился народный календарь образца XVIII - начала XX в., демонстрирующий такое соединение языческого и христианского начал, которое правильнее было бы назвать слиянием, а не двоеверием. Стоит отметить, что народное православие возникло не как механическое соединение двух мировоззрений, когда без особого труда вычленяются элементы языческие и христианские. То, что возникло в конечном итоге, напоминало необратимую химическую реакцию, где в результате соединения двух веществ получают третье со своими, только ему присущими свойствами. В качестве подтверждения можно привести пример того, что народные (языческие, неофициальные) праздники естественно вбирались церковными и подчинялись им, поскольку и те, и другие были проникнуты двойственным мироощущением. Христианские праздники, в свою очередь, относительно легко поддавались бытовому осмыслению, ибо большинство из них имело языческое происхождение.
Конечно, русская церковь, как известно, на протяжении веков боролась с язычеством, обрушиваясь прежде всего на обряды, праздники и игрища как наиболее красноречивые и массовые проявления языческого начала. Вот только ни гонения, ни устрашающие проповеди, ни государевы указы, ни попытки приурочить к древним традиционным праздникам церковные и тем самым совершенно искоренить язычество не привели к ожидаемому результату. И главная причина заключалась в том, что язычество было просто необходимо земледельцу. Оно соответствовало его практическим и духовным потребностям, а потому и не погибло под тяжестью новой религии, а, растворившись в ней, одновременно поглотило ее, образовав нечто новое - бытовое крестьянское православие со своими праздниками, трудовым ритмом и собственной эстетикой.
От христианства в народный календарь пришли святые, приуроченные к дням годового цикла, а от язычества - распределение между ними (святыми) забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Весьма значимым оказалось совмещение народного, аграрного (солярного в своей основе) счета времени с церковным летосчислением по Пасхе. Это привело к сосуществованию дат и праздников в числе, иначе говоря, закрепленных за определенными днями определенного месяца, и скользящих, сроки которых зависели от времени празднования Пасхи. Так, к примеру, Масленица могла справляться в период с конца января до начала марта (за семь недель до Пасхи), а сама Пасха - между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю), Вознесение - в течение всего мая. Сроками Пасхи определялась длительность Петровского поста и пр.
Народный календарь включает в себя поразительное соседство самых тонких наблюдений, точных знаний и самых нелепых (с нашей материалистической точки зрения) суеверий, основанных на случайном сходстве явлений или на простом созвучии слов. В нем переплелись и трезвый практицизм и высокая поэзия, явь и фантазия, привычка к тяжелому труду и бесшабашная удаль, скромность, целомудрие и праздничный разгул.
В народном календаре славян одушевляются не только земля, растения, водоемы, явления природы (град, мороз и т.д.), но и сам годовой круг с составляющими его единицами времени. Собственное имя было и у большинства недель: пестрая, всеядная, Сырная, Фомина, зеленая, сборная и т.д. Свои названия имели посты (Холодный, Голодный, Великий, Лакомка и пр.) и морозы (введенские, Никольские, крещенские, афанасьевские, власьевские и пр.).
Существовала в народном календаре и своя иерархия дней, иначе говоря, выделяются дни более и менее значимые, но практически не существуют дни безымянные, неотмеченные. Каждый день здесь особый, со своим богатым или скромным содержанием, своим смыслом и предназначением, он не сам по себе, а в цепи других, подготовлен предшествующими и готовит следующие.

Кроме обычного числового обозначения внутри месяца и наименования внутри недели (к примеру, 3 мая, среда), некоторые дни имели и «личное» определение: Великий четверг, чистый понедельник, Красная горка, Радоница, Семик, Духов день и др., что указывало на их особое место и роль в народном месяцеслове.
Если сравнить праздники и обряды земледельческого года между собой, можно легко убедиться в том, что отдельные компоненты в них совпадают, повторяются некоторые действия и употребляются одни и те же ритуальные кушанья, существуют и устойчивые поэтические формулы. Такое использование одних и тех же элементов в разных обрядах объясняется замкнутостью годового цикла, подчинено объединяющей все действия и помыслы земледельца задачей вырастить и сохранить урожай.
При всей своей стройности, законченности, где, казалось бы, учтены все потребности земледельца, календарь никогда не был застывшей и неизменной формой. Реагируя на социальные, экономические и прочие изменения в жизни крестьянина и шире - страны, эпохи, календарь продолжал быть активно функционирующей системой.Реферат >> Педагогика

Детей-сирот с тематическими программами к праздникам народного календаря ("Колядки", "Здравствуй, весна", " ... с тематическими программами к праздникам народного календаря и общегородских праздниках. Народное творчество отличается от профессионального...

  • Календарь инков

    Реферат >> История

    Примечанием, что Пачакути реформировал календарь , начав год с Декабря. ... Внесения изменений в календарь Согласно сведений Монтесиноса, изменения в календарь вносились неоднократно, ... плохо знакомы). В народном календаре андских народов в колониальное время...

  • Древнеславянский календарь

    Реферат >> История

    Источником является так называемый народный календарь примет, зафиксированный в фольклорных... начале появления неоязычества использовались народный календарь и реконструкции на его... 270-01376-2 Май в народном календаре Петровская календарная реформа Сага об...

  • На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях, даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни, Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным православием. С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла.

    Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.

    Латинский термин «календаре» означал у древних римлян первые дни месяца, которые сопровождались магическими действами. В старину на Руси одновременно функционировало три календаря: гражданский, церковный, народный (аграрный). В аграрном календаре все было связано с солнцем, выделялись периоды зимнего и летнего солнцеворота, весеннего и осеннего равноденствия. В русском календаре им соответствовали:

    В первый день сентября праздновали Семенов день, день Семена – летопроводца. Появился этот праздник с первых лет христианства на Руси и был посвящен памяти Семена Столпника. В этот день справляли новоселье. Если этот день приходился не на воскресенье, то с утра женщины делали основательную уборку, избавлялись от мух и тараканов. Интересен обряд похорон мух. Деревенские девушки ловили мух и комаров, помещали их в гробики – углубления в моркови, репе, свекле. Хоронили со всеми почестями, устраивали поминки. Вместе с похоронами мух и лето уходило. Наши предки встречали осень трижды: 1 сентября – первые осенины, в восьмой день – вторые, а третьи - на Вздвиженье, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла.



    23 сентября – день Петра –рябинника. Ходили в лес, собирать ягоды. Девушки водили хороводы у рябины. В день Ивана Постного затевали артельную рубку капусты. В День святого луки – луков день – устраивали луковые ярмарки.

    14 октября – Покров. В 910 году в Константинополе случилось видение: во время всенощной явилась Богородица, с покрывалом на руках, и возвестила, что это спасительный покров, белое покрывало (омофор или мафорий Богородицы). Это межевой праздник между осенью и зимой. До Покрова – осень, за покровом – зима идет. Начинали играть деревенские свадьбы. К покрову- дню девушки ткут обыденную пелену. Затем эту холстину несли перед обедней на Покров к иконе покрова Пресвятой Богородицы. «Матушка Богородица! Покрой меня поскорея, пошли жениха поумнея!».

    Начало ноября – зимний Кузьма и Демьян, в честь памяти святых бессребреников Космы и Дамиана. Сельские мужики почитали братьев как искусных кузнечных мастеров. В деревне этот день называли кузьминками, еще курьими поминками, т.к. ноябрь – время забоя кур. Для женщин наступало время заниматься пряжей. Кузьминками девушки начинали череду девичьих праздников. На эти дни девушки откупали в деревне самый просторный дом, накрывали стол. Из соломы и сухой травы делали чучело, нарекали Кузьмою. На вечеринку приходили парни. Начиналась потешная свадьба. Неожиданно Кузьма умирал, тут же устраивали потешные похороны. Чучело укладывали в корыто, за селом его сжигали или топили в реке. При этом громко кричали, били в тазы. Этими действиями, по древнему поверью, прогоняли нечистую силу от деревни, чтобы она не мешала пережить долгую зиму. Веселье продолжалось до утра.

    Живы существа Зима, Коляда, Авсень и Масленица. Сущность обрядов и песен зимнего календаря состояла в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. Первая половина зимних обрядов относится ко времени от Рождества до Крещения включительно.

    25 декабря – Спиридон солнцеворот. В этот день жгли костры в честь солнца, а утром выходили за околицу и закликали солнце, скатывали с горы горящее колесо, которое символизировало разгорающееся солнце, которое вступило в предвесеннюю фазу.

    Зимние святки – святочны период представляет собой смешение обычаев и языческих и христианских (воспоминание о Рождестве спасителя). К первым относятся гаданье, ряженые, древние обрядовые игры, ко вторым – славление или хождение детей и молодежи по домам с вертепом и звездой.

    6 января – Сочельник. Был днем постной службы, весь день ничего не ели до первой звезды на небе. Обрядовой едой была кутья (сочиво) – жидкая каша из риса или ячменя с медом и изюмом. До рождества – постная, после – щедрая. В сочельник, перед тем, как приняться за кутью, ходили глядеть звезды, перед трапезой хозяин, взяв горшок в руки, трижды обходил с ним вокруг избы, открывал дверь и приглашал мороз в избу, пытаясь его задобрить. К этому дню пекли обрядовое печенье – коровки и козульки – изображения домашних животных и птиц. Вечером одаривали родных и знакомых.

    В Сочельник, в канун Рождества и на Рождество, после утренней службы молодежь и дети начинали колядовать. Колядки – короткие песни, в которых славят Христа, хозяев дома, поздравляют с новым годом. Колядовщики носили с собой звезду на шесте, символизирующую Вифлеемскую звезду, возвестившую миру о рождении Христа. Выбирали мехоношу, который собирал дары, козульки, пироги, деньги и др.

    13 января – новый год (старый), авсень. Вечер 12 января называли Васильевым вечером. Было принято колядовать, но колядки больше назывались авсенем, таусенем, усенем. Взрослые и дети ходят по домам, поздравляют хозяев с новым годом, и посыпают (обсевают) зерном. К авсеню в деревнях делают домашнюю колбасу, варят свиные ножки, раздают обсыпалам. Говорили, как встретишь новый год, так его и проведешь. Святочное ряженье – это народный маскарад. Маски, в глубокой древности, назывались личинами, харями. Первоначально ряженье не связывалось с колядованием, это был театр масок. Маски часто изображали животных. Ряженые ходили по домам, разыгрывали сценки, пели святочные песни. Святочные гаданья занимали важное место в святочных обрядах. С 18 века в основном гадали уже только девушки. Гадание сопровождали подблюдные песни.

    Масленица – в народном календаре февраль называется сечень – отсекает зиму от весны. В конце февраля начинались отелы коров, появлялось молоко. «Пролилось маслице на дороге – уноси, зима, ноги». Масленица приходится на конец февраля – начало марта. Она не имеет точного срока, начинается за 56 дней до пасхи и длится неделю. Масленица – самый древний из славянских праздников. Возник задолго до принятия Русью христианства. Масленица была узаконена православной церковью – называлась сыропустной, сырной. Масленица состояла из трех частей: встречи в понедельник, перелома в широкий четверг, прощания в воскресенье.

    Понедельник – встреча. Изготавливали соломенное чучело, рядили в мужское или женское платье, вокруг бегали дети с криками «Масленица приехала!».

    Вторник – заигрыш. С утра молодежь выходила покататься с горя, угощали друг друга блинами.

    Среда – лакомка. Тещи пекли блины и звали в гости своих зятьев, родню.

    Четверг – широкий разгул, перелом. Массовое катание с гор на санях. Масленицу возили по деревне на телеге.

    Пятница – тещины вечерочки. Зятья угощали своих тещ блинами.

    Суббота – золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали своих родных на блины. В селах строили снежные крепости, сельчане делились на две группы: одни защищали крепость, другие пытались ее взять.

    Воскресенье – проводы, прощенный день. Прощались с масленицей. Сжигали ее чучело на площади, пепел рассыпали по полю и пели весенние заклички. Люди просили друг у друга прощение и целовались в знак прощения. День назывался прощенным или целовальником.

    В течение всей недели главное угощение блины, символ солнца.

    На Руси в разных регионах весну встречали в разные дни. Большинство весенних обрядов имеет языческое происхождение, они устраивались на переломе времен года в честь богини смерти Мораны. Астрономическое начало весны 21 марта. В южных регионах весну встречали 1 (14) марта, на Евдокию (Авдотью) Плющиху. Говорили: какова Евдокия, таково и лето. В северных регионах весна начиналась с Василия капельника (20 марта). Но пик всех обрядов приходился на 22 марта в день сороки …сорока мучеников. Славяне верили, что в этот день из теплых стран на Русь пробираются сорок разных птиц и к началу праздника пекли обрядовое печенье в виде птиц. Печеных жаворонков дети насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки, пели заклички- веснянки. Птичек съедали, а головки скармливали домашней скотине или бросали в поле и приговаривали к хорошему урожаю.

    Первое апреля – обычай обманывать существовал не только в Европе, но и на Востоке. В России этот обычай был известнее со времен Петра 1.

    Красная горка – с этого праздника начинаются хороводные игры на горах, катание на качелях, играются свадьбы. Праздновался он сразу после святой недели (пасхальной), на Фомино воскресенье. На Красную горку закликали весну хороводными песнями, закличками. Рано утром молодежь выходила на пригорок. Обращаясь на восток, хороводница говорила заклинания, входила в круг с хлебом и с красным яйцом и пела песню- зазывалочку. Зазывали весну и по-другому: соломенное чучело на шесте, устанавливали на горке, вокруг него пели песни, а потом садились вокруг горки и угощали друг друга яичницей. А вечером сжигали чучело с песнями и танцами. В этот день невесты и женихи выходили погулять в праздничных нарядах на Красную горку. Высматривали будущих женихов и невест. Местами существовал обычай, позволявший парням в честь матери- сырой земли обливать водой приглянувшихся им девушек. Кто обольет которую, тот за нее и должен посвататься.

    Радуница – после Красной горки в понедельник отмечался день Радуницы (Радунец, Радованец, Радовница). Церковная Радуница начинается во вторник. Праздник связан с культом предков. Ходили на кладбище, поминали усопших, гуляли и пировали за упокой родителей, что имело смысл непосредственного и радостного общения с оживающими весной родичами. В некоторых центральных губерниях поселяне прогоняли смерть из своего села. В полночь девицы выходили с метлами, кочергами, косами и гоняли по полю смерть. В поволжских губерниях женщины на ночь оставляли на столе кушанье для покойных родителей. На радуницу обкладывали могилы родителей красными яйцами. Сюда же приходили женихи и невесты испрашивать благословления у покойных родителей, и в знак обета клали на могилы красные яйца.

    Семик – отмечался на седьмой четверг после Пасхи. Эту неделю называли русальной или зеленые святки. Русальная потому, что в Величальную субботу, накануне Троицына дня, по ржи с приговорками бегают русалки. Считается, что с зеленой недели русалки обитают в лесах, завлекают людей. В четверг Троицыной недели девушки и женщины не работали, клеили венки и бросали венки в лес, чтобы русалки добыли им суженых. Дома крестьяне украшали крыльцо зеленью, цветами, березовыми веточками. Символическим центром праздника была береза. В 1-ю половину русальной недели девушки шли в лес выбирать березки для будущего обряда. А в семик девушки толпой шли их завивать (заплетать ветви в венок). Березку украшали лентами, бусами, загадывали желания. Плели венки из березовых веток, надевали на голову. Венок- символ любви и супружеских уз. С собой в лес девушки несли угощенье и непременно яичницу. Интересен обряд кумления. Девушки связывали ветви двух рядом стоящих берез и, проходя через эти ворота, обменивались крестиками или платочками, клялись друг другу в дружбе. После этого девушки считались кумами – самыми лучшими подругами. Затем приходили парни, начинались хороводы и песни. Украшенную березку или ее ветви вечером несли в село.

    Троица – продолжение Семика. В воскресенье девушки возвращались к завитым березам и смотрели: завял венок – не сбыться задуманному желанию, зелен – все хорошо будет. После этого березку развивали, ибо береза проклянет ту, которая забыла это сделать. Троица справлялась в седьмое воскресенье после Пасхи. В этот день по всей Руси обязательными были семейный каравай, хороводные игры, и вновь завивание березки, плетение венков. Если сплетенный венок засыхал – болезнь, смерть, или замуж, зеленый - продолжение девичества. В Троицын день бабка –позыватка сзывала девушек на гульбище. Хороводница с караваем в руках выходила на улицу и запевала зазывную песню. Украшенные венками парни и девушки разыгрывали хороводы, потом играли в горелки. Семейный же каравай – это отголоски древних русских обрядов. Хороводницы раздавали каравай по богатым семьям, его засушивали в сухари и хранили на свадебный обиход. Эти сухари замешивались в свадебный каравай на счастье молодых. В степных поволжских селениях Троицкое гулянье считается последним праздником весны. Крестные посылали крестникам каравай и выкрашенные в желтый цвет яйца. Девушки дарили друг другу ленты и менялись кольцами.

    Крещение кукушки- в самом начале лета девушки шли в лес, выбирали кума и куму, надевали крестик на живую кукушку или траву с тем же названием, клали их на разостланное полотно, садились вокруг, менялись крестами, целовались, ели яичницу и пели. Другой вариант: девушки собирали траву кукушкины слезы, плели из нее человеческую фигуру с головой кукушки, рядили в сарафанчик, надевали крестик, сажали на березу и устраивали трапезу. На троицу совершался обряд раскумления, девушки возвращали друг другу вещи, которые обменяли три дня назад. Кукушку снимали с дерева и устраивали похороны. Кое-где существовал обряд молчаливой воды. Бросив венки в воду, девушки шли домой молча до самых ворот, иначе желания не сбудутся.

    Проводы русалок – по древним воззрениям русалки – души младенцев, умерших некрещеными, и утопленниц. Чтобы русалки не вредили людям – им дарили рубашки, полотна, гребни. Следующее за троицыным днем воскресенье слыло русальным заговеньем, а понедельник – провожанием русалок. В этот день вечером девушки с песнями сходились в назначенном месте, стояли на углах улиц. С собой несли чучело русалки, водили хороводы и плясали с чучелом в руках. Потом девушки разъединялись на две группы: оборонительную, наступательную, пытаясь забрать русалку и, соответственно, защитить ее. Обливали друг друга водой. Затем на берегу реки, или за селом разрывали чучело, разбрасывали по полю или бросали в воду.

    Похороны Костромы- в основе похорон лежит представление об умирающем и воскресающем боге растительности. В 19 веке с Костромой разыгрывались большие представления. Из всяких сорных трав (костры) делали чучело, одевали – наряжали под величальные песни. Потом несли к реке, где участники разбивались на две группы, стараясь отбить друг у друга Кострому. В сутолоке Кострому топтали ногами, срывали лохмотья, бросали в реку и оплакивали. Затем всю ночь плясали и пели в честь Костромы.

    Ивана купала – отмечаются в июле. Иван Купала у древних славян считался богом земных плодов. В ночь с 6 (Аграфена Купальница) на 7 июля выходили всем селом за околицу. Разжигали купальный костер. Еще с вечера девушки толкли ячмень, варили мирскую кашу. Пока каша варилась, водили хороводы. Пары прыгали через костер, ко перепрыгнет – будет сильным и крепким. На Ивана Купалу (7 июля) обливались водой и устраивали ночные купания, считалось, что они дают целебную силу. После купания накрывали общий стол. В эти дни собирали лекарственные травы, искали цветок папоротника.

    Августовские праздники – первый день августа на Руси считался указчиком осени – дождь с утра – не жди добра, осень будет вся мокра. Август зовут соберихой, припасихой.

    Медовый Спас, Яблочный Спас, Спожинки – три основных праздника.

    Медовый Спас – земледельческий праздник, первый спас – первый сев! Ломали первый мед на пчельниках. В других местах называли макавеями, поскольку приходило время собирать мак.

    Второй Спас – яблочный, или Спас преображения. К этому времени поспевают яблоки, считалось грехом есть какие –либо плоды до второго Спаса. В старину на второй Спас собирался хоровод молодежи и направлялся в поле. На пригорке любовались закатом солнца, вели беседы и пели песни, которыми провожали солнце на закат и на зимний покой.

    Третий Спас – праздновался в День Успения Богородицы и назывался Спожинки. До Успения полагалось успеть сжать последний сноп в поле. На Спожинки по деревням устраивали мирскую складчину, варили братское пиво и пекли пироги, пировали успенщину.

    Сегодня самыми известными системами летоисчисления являются юлианский календарь («старый»), введённый в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э, и григорианский календарь («новый»), который ввел Папа Римский Григорий XIII в 1582 году. Но история знает и другие календари - некоторыми из них пользовались древние, а другие - введены в обиход совсем недавно.

    Календарь майя

    Календарь майя на самом деле состоит из трех различных календарей: Длинного счета (астрономического календаря), Цолькин (божественного календаря) и Хааб (гражданского календаря). В календаре хааб было 365 дней, и он делился на 19 месяцев: в 18 было по 20-дней, а в 19м — всего 5 дней. В цолькин было 20 "периодов" по 13 дней в каждом. Цолькин использовался для определения дней церемоний и религиозных мероприятий майя. Длинный счет использовался для для определения длительных временных промежутков во "всеобщем цикле", который имеет 2,88 млн дней (около 7885 лет). Древние майя считали, что Вселенная разрушается и восстанавливается каждые 2,88 млн дней.

    Международный исправленный календарь




    В международном исправленном календаре 13 месяцев, в каждом из которых 28 дней. Месяцы в нем идут, как и в обычном календаре - с января по декабрь, в также в июне-июле добавлен 13 месяц — "сол". Согласно такого календаря, Пасха всегда будет 15 апреля, каждое Рождество выпадает на среду, а каждый год будет начинаться начнется в воскресенье. Тем не менее, в каждом месяце 13 число будет приходиться на пятницу. Календарь был сделан Моисеем Коствортом в 1899 году, но так никогда не был принят.

    Египетский календарь


    Первым календарем, который начали использовать древние египтяне, является лунный календарь, основанный на разливах реки Нил. Этот календарь получился очень неточным, и в нем могла возникнуть погрешность до 80 дней. Поэтому египтяне ввели солнечный календарь, основанный на движении звезды Сириус. Два календаря использовались одновременно, но вскоре они начали сильно различаться, что заставило египтян добавлять дополнительный месяц к лунному календарю каждые три года. Но даже с дополнительным месяцем календари не совпадали, поэтому египтяне ввели новый календарь, в котором было 365 дней, разделенных на 12 месяцев. В каждом месяце было 30 дней, а в конце года добавлялось 5 дополнительных дней.

    Позитивистский календарь


    Позитивистский календарь был предназначен для замены католическому календарю. Он был изобретен в 1849 году Огюстом Контом. Во всех его 13 месяцах было ровно 28 дней, разделенных на четыре семидневные недели. Каждая неделя этого календаря посвящена выдающейся личности в мировой истории.

    Китайский календарь


    Китайский календарь был солнечно-лунным, т. е. рассчитывался на основании положения Солнца и Луны. В году было 12 месяцев и 353-355 дней, в то время как в високосном году добавлялся целый дополнительный месяц (в результате чего в году становилось 383-385 дней). Високосный месяц добавлялся примерно один раз каждые три года. Хотя этот календарь по-прежнему используется в Китае, он в основном применяется для расчета дней китайских церемоний и свадеб, а для всего прочего используется григорианский календарь.

    Эфиопский православный календарь


    Эфиопия отметила новое тысячелетие 12 сентября 2007 года, через семь с половиной лет после всего остального мира. Это случилось потому, что в Эфиопии используют Коптский православный календарь, который имеет 13 месяцев по 30 дней в каждом. В високосные годы добавляется дополнительный месяц, состоящий из пяти или шести дней. Календарь часто использовался на Западе до 1582 года, после чего его сменил григорианский календарь. Эфиопия же не перешла на григорианский календарь ввиду чрезмерной консервативности и религиозности в стране.

    Французский революционный календарь


    Французский революционный календарь также называют французским республиканским календарем, и он был неудачной попыткой "де-христианизации" Франции. Календарь использовался во Франции с 24 октября 1793 года до 1 января 1806 года, когда он был окончательно упразднен. Год начала революции (1792) был объявлен началом новой эры. Эра "от рождества Христова" и начало года с 1 января были упразднены. Вместо этого отсчет каждого года начинался с 22 сентября (первого дня Республики). Учитывая, что календарь был введен в 1793 году, в нем было 1-го года, вместо этого отсчет сразу начался со 2 года.

    Римский календарь


    Римский календарь является прекрасным примером того, как календарь не должен выглядеть. Эта система летоисчисления, которую иногда называют "пред-юлианским календарем", была создана королем Ромулом во время основания Рима. В календаре было 10 месяцев, общей численностью 304 дня, а также дополнительный 61 день, которые не входили ни в один месяц или неделю. Поскольку месяцы не совпадали с сезонами года, царь Нума Помпилий добавил два дополнительных месяца, януариус (январь) и фебруариус (февраль). В последующем понтифики добавляли дополнительные месяца для своих личных целей. Некоторых из них даже подкупали, чтобы добавить или уменьшить длину года. Юлий Цезарь позже ввел юлианский календарь после того, как он стал понтификом.

    Ацтекский календарь


    Ацтекский календарь был составлен из двух различных календарей: шиупоуалли и тональпоуалли. В обычном календаре шиупоуалли было 365 дней, разделенных на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Пять дополнительных дней добавлялись в конце года, а еще 12 дней добавляли каждые 52 года. В ритуальном календаре тональпоуалли было 20 месяцев, разделенных на 13 дней, т. е. всего в году было 260 дней. Каждый из этих 260 дней обозначался отдельным символом и был посвящен конкретному богу. Оба календаря совпадали один раз в 52 года, и ацтеки полагали, что мир может быть уничтожен в конце каждого такого цикла. Чтобы предотвратить надвигающуюся гибель, они исполняли 12-дневный ритуал под называнием "фестиваль нового огня", во время которого практиковали человеческие жертвоприношения.



    Загрузка...