paradisemc.ru

Что делать если 9 месячный ребенок. Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения

Что такое слово «Нет»? Вы знаете, что его просто-напросто не существует? И даже если Вы уверены в обратном, девятимесячному сынишке или того же возраста лапочке-дочке совершенно безразлично мнение родителей по этому вопросу. Не существует, и всё тут!

Карапуз настолько стал самостоятельным, что даже ползком, на четвереньках все равно доберется до предмета, который его заинтересовал. А станете мешать - готовьтесь эвакуировать дом, потому что от возмущений маленького упрямца будут содрогаться стены.

Вам нужны подобные эмоции? Конечно, нет, поэтому приучите себя ежедневно проверять комнаты на предмет безопасности: убраны ли тяжелые предметы со стола, закрыты ли специальными крышками розетки, нет ли поблизости ножниц. Дотошно проверили? Теперь можно выпускать малыша на прогулку.

Пока он инспектирует, нет ли чего интересного вокруг, самое время понаблюдать за ним и понять, все ли у него получается из того, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. А за прошедший месяц изменений накопилось не мерено, в полном объеме и не перечислить.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

В 9 месяцев кроха совершает очень сложные действия по сравнению с предыдущими периодами. Он перебирает игрушки, определяя самую интересную для него на данный момент. Берет мелкие предметы двумя пальцами, захватывает яркую нитку.

Грудничок все чаще рискует оторвать руку от опоры и пытается удержаться на ножках стоя, ни за что не держась. Смело и весьма уверенно топает, ухватившись за руку взрослого. Будучи в вертикальном положении, самостоятельно садится.

Развитие ребенка в 9 месяцев позволяет ему находить предметы, спрятанные, к примеру, под салфеткой. Это доставляет ему особое удовольствие, ведь при поиске он сначала побывает в роли маленького детектива, а затем превратится в первооткрывателя: он совершает настоящее открытие и в прямом, и в переносном смысле.

Вы уже всей семьей играете в прятки, правда? Еще бы, это сейчас одна из самых любимых игр малыша. Он с упоением ищет и находит папу за шкафом в детской или за холодильником на кухне, выражая свою радость восторженными звуками смеха.

Согласитесь, улыбка ребенка полна очарования: вид прорезавшихся к этому возрасту центральных и боковых резцов придают выражению довольного карапуза умилительнейший вид, от которого тает сердце практически каждого взрослого. Теперь кроха напоминает маленького грызуна, еще бы - есть зубики, а вокруг столько всего, что можно на них попробовать! Кстати, в рацион добавилось пюре из протертого мяса, которое обычно малышам очень нравится.

Грудничок теперь cпособен выполнять пусть и простые, просьбы старших. Например, в ответ на мамино «Дай ручку!» протягивает ей свою ладошку, а с каким удовольствием он машет ручкой на прощание, когда ему говорят: «До свидания, родной»! Не менее забавно он складывает вместе и жмет свои ладошки, имитируя дружеское, крепкое рукопожатие.

По Вашему образцу он будет укачивать куклу, хотя и не сможет перенести пока это действие на мишку, или зайчика. Следом за папой станет листать книгу или календарь и потешно морщить лобик, повторяя за ним серьезное выражение лица. Да и вообще, он будет тянуться к тем предметам, которые он видел в руках родителей, копируя их манипуляции. Не упустите момент: именно сейчас время начать учить ребенка занимать себя, играя в различные забавы.

Физическое и психомоторное развитие ребенка в 9 месяцев

К концу 9 месяца Ваше чадо должно было набрать примерно 0,5 кг, при этом вытянувшись на 1,5 см. В целом же, физическое развитие малыша педиатр оценивает, исходя из стандартных показателей, разработанных ВОЗ.

В этом возрасте:

Масса девочек должна колебаться от 7,3 до 9,3 кг, рост - от 97,7 до 72,6 см, окружность головы - от 42,5-45,2 см.

Мальчики же весят 8,0-9,9 кг, их рост составляет 69,7-74,2 см, окружность головы - 43,7-46,3 см.

Специфика развития организма ребенка такова, что врожденные или приобретенные аномалии, выявленные на ранних стадиях, поддаются корректировке, а если не излечиваются полностью, то значительно исправляются. Поэтому крайне важно внимательно наблюдать за крохой и контролировать своевременность развития необходимых навыков. Особенно следует насторожиться, если возраст для их окончательного формирования подходит к пограничному.

Так, к педиатру за консультацией необходимо обратиться в том случае, если к концу 9 месяца грудничок:

— не способен разворачиваться вокруг своей оси, уверенно ползти вперед;

— сидя, плохо держит равновесие, не может поворачиваться вокруг себя в том же положении;

— не пробует самостоятельно попить из чашки;

— не сдергивает с головы косыночку или шапочку;

— не может стучать кубиками друг о друга;

— не в состоянии воспроизвести, подражая маме, восемь различных слогов или звукосочетаний;

— не стесняется или не пугается совершенно посторонних людей, не прячется за маму или за предмет мебели (стул, спинка дивана);

— не сердится, когда ему мешают играть или забирают игрушку.

Еще один момент: если грудничка на руки берет незнакомый человек, то реакция должна быть иной, чем на близкого. Если же кроха с одинаковым удовольствием идет и к тому, и к другому, то это сигнал опасности: социальная адаптация происходит с нарушениями.

Зарядка для ребенка в 9 месяцев

Если все, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, усвоено им прочно, то физические упражнения можно разнообразить с помощью гимнастических снарядов: деревянной палочки, фитбола, пластмассовых колец, погремушек с овальной ручкой.

Также разнообразнее становится исходное положение, ведь малыш умеет теперь сам сидеть, и даже стоять у опоры. Это, в свою очередь, позволяет укреплять мышцы животика и ног.

1. Поочередное сгибание-разгибание ножек из положения лежа на спине, а затем и одновременное их движение уже знакомо карапузу, но теперь он должен это делать самостоятельно под контролем взрослого. Выполнять упражнение надо 6 раз, сначала в медленном темпе, а затем в быстром.

2. Подготовьте деревянную гимнастическую палочку. Попросите дитя лечь на спинку, поднимите снаряд над ним на высоту выпрямленных ног. Пусть теперь он потянется и достанет до палки либо всей ступней, либо пальчиками ног. Повторите это упражнение 7 раз.

3. Для развития мышц, суставов ребенку предлагается в положении лежа или сидя ухватиться за игрушки-кольца и поочередно сгибать-разгибать руки. Повторяются такие движения по 3 раза на каждую.

4. Для укрепления и развития различных групп мышц крохе полезно выполнять наклоны вперед на выпрямленных ногах. Поставьте его спинкой к себе, правой рукой придерживайте коленки, чтоб не сгибались, а левую положите на животик. У носочков положите привлекательную игрушку. Попросите нагнуться и прикоснуться к ней пальчиками рук. Ваша задача - проконтролировать, чтобы ножки не сгибались в коленочках и оставались прямыми. Упражнение нужно повторить трижды.

5. Переворот со спины на живот малыш выполнял уже с Вами, но теперь он самостоятельный и должен переворачиваться по просьбе взрослого без всяческой помощи. Сделать упражнение следует 2 раза - один налево, другой направо.

Развивающие упражнения в 9 месяцев

Полноценное развитие ребенка в 9 месяцев требует соблюдения определенных условий, основные из которых стоит запомнить родителям.

1. Малышу необходимо разнообразие. Сколько бы Вы ни покупали ему самых продвинутых игрушек, дитю все равно требуется менять обстановку: посетить с родителями магазин, проехаться с ними на машине, прогуляться к бабушке, поиграть во дворе в песочнице.

2. Вам придется выделить специальное время для игр с карапузом, потому что они становятся осмысленными, если хотите, организованными. Для получения развивающего и воспитывающего эффекта нужно, чтобы взрослые присутствовали в этих играх в качестве какого-нибудь персонажа. Представьте себя, к примеру, мудрым сверчком-советником из Пиноккио и направляйте все занятия в нужное русло.

3. Лучше, если папа и мама будут играть с крохой по отдельности друг от друга. Почему? Объяснение весьма простое: у них разная манера игры. Папа восторгает малыша производимым шумом и подвижными забавами спортивного направления: одна только «лошадка» на шее у отца чего стоит! Мама же предпочитает заниматься спокойными играми, направленными на интеллектуальное развитие. А всеобщий любимец будет просто счастлив возиться с обоими родителями.

Играть теперь надо практически постоянно, даже среди повседневных дел.

Во время кормления, давая попить малышу, мимоходом «напоите» и его любимую игрушку. Он будет позже повторять за Вами это, привыкая играть в воображаемые действия. То же самое относится и к кормлению с ложечки. Дайте карапузу столовый прибор, пусть сам пытается набрать пюре или кашку, пока его кормят. А потом он начнет «кормить» и игрушки.

Во время купания предложите мягкую мочалочку и полотенце. Продемонстрируйте, как правильно мыться и вытираться. У крохи сразу эти действия не получаются, но он привыкнет их выполнять, и однажды обязательно справится.

На девятом месяце ребенок начинает ползать! Это ползание отличается от традиционного способа ползания по-пластунски, когда опираются на коленки и руки.

Физическое развитие

Кроха пытается непродолжительное время ползать, лежа на животе, вытягивая все тело вперед или совершая боковые движения.

Зато малыш может отныне сидеть, опираясь на две или одну руку и пытаясь одновременно дотянуться свободной рукой до игрушки. К началу девятого месяца, при поддержке взрослого, малыш уверенно стоит, опираясь на подошвы.

Показатели ребенка от 9 до 10 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

70.69-72.84 см

9.280-9.890 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


В этом возрасте ребенок начинает брать мелкие предметы вытянутыми большим и указательным пальцами (щипковый захват). Внимательно оглядите свое жилище, по-прежнему ли оно безопасно для малыша? Мелкие предметы должны быть недосягаемы для ребенка, так как он может засунуть их в рот или нос.


Психическое развитие

Ребенок начинает исследовать различные емкости: вытаскивает предметы из неглубоких банок и коробок, исследует сумочки или косметички. Активно изучая окружающее пространство, ребенок сталкивается с непонятными для него явлениями: удивляется, почему он не может достать рыбку через стекло аквариума, в поисках «звука» переворачивает звучащую игрушку.

Малыш начинает наблюдать за действиями взрослых. Если раньше внимание ребенка в первую очередь привлекало лицо мамы или папы, то теперь он с интересом начинает изучать другие части тела и их движения. Например, следит за рукой во время письма или складыванием предметов в сумку.

Ребенок сам начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову платок. Игры с мамой в «прятки» уже не вызывают у малыша недоумения. Он внимательно следит, пока мама прячется за дверцей шкафа и весело смеется, когда мама выглядывает из-за укрытия.

Любимой игрой в этом возрасте становится бросание игрушки на пол.


Малыша привлекает в ней возможность играть по своим правилам: сидя на коленях у взрослого, он бросает игрушку вниз, ждет, когда ее подадут, и бросает снова.

Сейчас дети индивидуально реагируют на незнакомых людей : одни малыши с удовольствием общаются с гостями, другие пугаются, начинают плакать или прятаться за маму. Предупредите ребенка о приходе посторонних людей. Скоро малыш поймет, что гости не представляют для него никакой опасности.

Развивается лепет, малыш выразительно произносит разные звуки и звукосочетания («па-па-па» , «ма- ма-ма », «ба-ба-ба»), начинает «играть» голосом - переходя то на шепот, то на громкую «речь». Ребенок пробует свои голосовые возможности и получает удовольствие от такой игры. Своим активным лепетом малыш может показать, что хочет продолжать играть с вами или пойти на руки. Он по-разному реагирует на интонацию голоса взрослого: настораживается или хмурится на строгий голос и улыбается, радуется на ласковый.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 9 до 10 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Девять месяцев - важная дата в жизни ребёнка. Он развивает уже приобретённые навыки, учится постигать новые вершины. Что же должен уметь девятимесячный кроха и как родители могут способствовать его развитию?

Физиология ребёнка в девять месяцев

За девятый месяц жизни малыш подрос ещё на сантиметр и немного прибавил в весе. Девятимесячные мальчики в этом возрасте достигают массы тела в 7.3–11 кг и вырастают до 67.8–76.5 см. Немногим им уступают девочки: вес малышки в 9 месяцев составляет в норме от 7 до 10.5 кг, а рост 66–75 см.

Во время дежурного профилактического осмотра у педиатра специалист обязательно обращает внимание на окружность головы ребёнка. У мальчиков в этом возрасте она составляет 44–47.4 см, а у девочек - 42.9–46.4 см.

В 9 месяцев ребёнок спит 11–14 часов. Днём, как правило, он ложится спать дважды на 1.5 часа каждый раз. Отдельным малышам требуется ещё трёхразовый сон. В этом случае у него два коротких 40-минутных периодов отдыха и один продолжительный двухчасовой сон в обеденное время.

Нарушением в 9-месячном возрасте считается:

  • многоразовый (4–5 эпизодов) сон, длительностью 20–30 минут;
  • постоянный поверхностный беспокойный сон;
  • повышенная капризность после пробуждения из-за того, что ребёнок так и не смог полноценно отдохнуть.

Если по физиологии у специалистов нет вопросов к состоянию здоровья, провоцирующего нарушение сна, то причиной может быть перевозбуждение нервной системы из-за нарушенного режима дня.

Период бодрствования между эпизодами сна в 9 месяцев составляет уже 3–4 часа. В это время малыш с удовольствием познаёт мир: общается с родными, играет, гуляет, ест и осваивает новые навыки.

Навыки и умения

Девятимесячный ребёнок умеет многое. Он крепко стоит на ножках возле опоры и делает первые попытки сделать самостоятельные шаги с поддержкой.

Специалисты советуют развивать навыки и стимулировать малыша к передвижению. Например, можно взять любимую игрушку и поставить на небольшом расстоянии от крохи. Затем предложить ребёнку дотянуться до неё.

К 9 месяцам большинство крох умеют:

  • самостоятельно садиться и сидеть от 15 и больше минут;
  • нагибаться в разные стороны;
  • держать предметы, бросать на пол и поднимать с пола;
  • передвигаться по дому с помощью ползания (не все детки умеют ползать, некоторые пропускают этот этап);
  • реагировать на знакомые лица, выполнять простые просьбы «покажи носик, дай ручку»;
  • лепетать и делать попытки произнести первые полноценные слова;
  • делать первые шаги.

Возможные отклонения от нормы

Что должно насторожить родителей? Если малыш:

  • не реагирует на своё имя и не узнаёт родных;
  • не проявляет интереса к игрушкам;
  • не лепечет и не пытается подражать взрослым при воспроизведении звуков;
  • не удерживает крепко предметы в ладошке.

Календарь развития в 9 месяцев: что должен уметь малыш - видео

Уход за ребёнком в 9 месяцев

Для полноценного развития малыша в 9 месяцев важное значение имеют прогулки на свежем воздухе. Как и прежде, в тёплое время года можно проводить на улице весь световой день, а в зимнее время выходить на воздух дважды на 1.5–2 часа.

Девятимесячные дети очень любят купаться. Банные процедуры им можно устраивать каждый день, набирая воду в большую ванну. Во время купания крохи предпочитают играть с любимыми игрушками. Не отказывайте малышу в таком развлечении. Для этого можно использовать как покупные игрушки для ванны, так и подручные средства: крышки от шампуней, ложки, ковшики, которыми он будет зачерпывать воду и переливать её из меньшей ёмкости в большую.

В летнее время, при возможности, для малышей рекомендуется набирать воду в детские бассейны. Такие водные процедуры хорошо закаляют организм и тренируют иммунную систему.

Игры в бассейне - не только удовольствие для малыша, но и закаливание

Питание на девятом месяце жизни

Кроха в девять месяцев уже обладает несколькими зубами. Ему недостаточно одного материнского молока или адаптированной смеси. В этом возрасте его рацион должен состоять из каш, овощных супов, фруктовых пюре, творога, кефира, желтка, мяса. Можно знакомить ребёнка с нежирной рыбой и галетной выпечкой. Нет необходимости постоянно все пюрировать. Для развития жевательных навыков желательно постепенно приучать малыша к кусочной пище. Можно давать ему банан, очищенное яблоко, сухарик.

Прикорм 9-месячного ребёнка - таблица

Как развивать и чему можно научить

Малыши в 9 месяцев время бодрствования любят проводить активно. Родители замечают, что крохи с удовольствием занимаются развивающими играми и скучают при безделье. Этот период очень важен для развития мелкой моторики рук. Поэтому можно организовывать игры с учётом этого аспекта и учить ребёнка:

  • сортировать мелкие предметы по цветам;
  • насыпать ложечкой горох или крупы из одной ёмкости в другую,
  • рисовать на бумаге при помощи пальчиков.

Все игры должны проходить под постоянным контролем взрослого. Для безопасности не оставляйте ребёнка одного ни на минуту, когда он играет с мелкими предметами.

Популярные игры для малышей в 9 месяцев:

  • потешки «Сорока-ворона», «Ладушки»;
  • прятки;
  • складывание предметов (кубики, пирамидка, матрёшка).

В этом же возрасте можно начинать обучение цветам. Для этого хорошо подойдут подручные предметы ярких оттенков. «Урок» может выглядеть так: мама раскладывает перед ребёнком 3–5 кубиков разных цветов. Поочерёдно называет каждый. Затем просит малыша дать синий кубик; показать пальцем на красный и т. д.

Как делать массаж и гимнастику ребёнку в 9 месяцев

Для укрепления позвоночника и мышечного каркаса в 9-месячном возрасте большое значение имеют гимнастика и массаж. Поскольку в этот период движения у ребёнка уже более или менее согласованы, все упражнения рекомендуется сопровождать короткими понятными командами: сядь, сгибай, делай шаг. Малыш запоминает слова и уже вскоре будет следовать тому, что ему говорит взрослый.

Заданиями массажа и гимнастики для девятимесячного малыша являются укрепление и активизация мышц, которые берут участие при ходьбе. Родители могут выполнять следующие гимнастические упражнения:

  • согнуть ножки ребёнка в коленях. Поочерёдно распрямлять каждую ногу в скользящем движении;
  • посадить ребёнка и дать в каждую руку гимнастическое кольцо. При помощи пальцев сводить и разводить руки в сторону. Попросить малыша сделать это движение самостоятельно;
  • исходное положение с гимнастическими кольцами то же, только руки разводятся не в сторону, а поочерёдно вперёд и назад (имитация боксёрских движений);
  • поставить ребёнка, провернув к себе спиной. Придерживать руками за живот и колени. Попросить малыша поднять с пола игрушку. Во время наклона удерживать колени от сгибания.

Массаж включает поглаживающие и растирающие движения спинки, ножек, живота ребёнка:

  • круговыми движениями погладить область пупка по часовой стрелке; перейти на косые мышцы;
  • погладить спинку от затылка до ягодиц;
  • подушечками пальцев «поколотить» спинку и ягодицы, легонько пощипать;
  • тыльной стороной ладони растереть мышцы спины;
  • погладить ладонями область груди; проработать эту зону лёгкими вибрирующими движениями.

Каждое упражнение пройти в 2–3 приёма. Завершить массаж поглаживанием.

Массаж и упражнения для малыша 9–12 месяцев - видео

Мнение доктора Комаровского насчёт развития ребёнка в 9 месяцев

Педиатр Евгений Комаровский считает, что все детки развиваются по-разному. Поэтому не нужно подгонять их под единый стандарт. По его мнению, в 9 месяцев среднестатистический ребёнок умеет сидеть, стоять на ногах у опоры, делать первые шаги при поддержке, имитировать звуковые слоги, пытаясь сложить их в слова. Некоторые детки в этом возрасте уже умеют самостоятельно ходить и приучаются к горшку.

Главное, на чём акцентирует внимание доктор: не существует единого стандарта, согласно которому любой ребёнок в 9 месяцев должен обязательно обладать определёнными навыками и умениями. Дети развиваются индивидуально.

Доктор Комаровский о нормах и сроках развития - видео

Малыш в 9 месяцев - это уже сознательный человечек, который многое умеет и понимает и требует от родителей не только физической, но и эмоциональной поддержки.

Девятимесячный возраст малыша является, по своему, показательным. В это время оцениваются все его достижения – новые навыки, физическое и нервно-психическое развитие. Напомним, что установленных нормативов в этом плане быть не может и средние стандартные показатели – это только ориентир для родителей, желающих знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Небольшое отставание не должно беспокоить взрослых, а опережение ровесников, порою, напрямую связано с тем, что с детьми проводятся регулярные развивающие занятия и специальная гимнастика.

В возрасте 9 месяцев для ребёнка очень важно равномерное наращивание и укрепление мышечной и жировой ткани. Если первая нужна ему для улучшения двигательной функции, повышения выносливости и силы, подкожно-жировой слой необходим для амортизации при падениях и других повреждениях. Это, действительно, актуально, так как дети уже начинают потихоньку ходить и нуждаются в укреплении мускулатуры рук, ног, бёдер и плеч, соединительной ткани, являющейся основой связок.

Врачи настаивают на тщательно продуманном и сбалансированном рационе в этот период, ведь переизбыток жировой ткани может негативно сказаться на иммунитете малыша и формировании его нервной системы.

Пищеварительная система маленького человека продолжает интенсивно развиваться, и претерпевает некоторые изменения, из-за чего кишечник неестественно активен. Это может стать причиной затруднения его опорожнения и даже непроходимости. Этот момент очень важен, и родители должны уделить ему особое внимание. На фоне того, что у деток прорезываются вторые резцы на верхней, а затем и нижней челюсти, и им постоянно требуется что-то жевать, с выбором продуктов нужно быть, крайне осмотрительными.

К этому возрасту у малышей уже прекрасно развиты все основные органы чувств, они хорошо слышат и могут безошибочно различать разные звуки. Улучшается зрение, его острота и дальность. Ребёнок уже хорошо понимает форму и цвет предметов, повышается и его тактильное восприятие.

Девятимесячный карапуз обладает высокой эмоциональностью, может проявлять самые разные чувства, которые сразу отражаются на его личике и в поведении.

Прибавка в росте и весе у ребёнка такая же, как и в 8 месяцев – 500 грамм и 1,5 сантиметра, примерно на 1 сантиметр увеличивается его головка и окружность груди.

Не стоит забывать, что всестороннее развитие ребенка в 9 месяцев зависит от таких факторов, как наследственность, питание, активное времяпровождение, наличие или отсутствие заболеваний.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Различные способности детей проявляются у кого-то раньше или позже, но большинство малышей, в этом прекрасном возрасте, обладает следующими умениями:

  • садиться из положения «лёжа» и стоя, находиться в сидячей позе более 10 минут, одновременно с этим дотягиваясь до игрушек и манипулируя ими;
  • забираться на диван, стул или кресло;
  • самостоятельно, пользуясь опорой, вставать и делать маленькие шажки, перемещаться на ходунках до 5-10 минут, применяя устройство, подпрыгивать и приседать;
  • ловко брать мелкие детали двумя пальчиками, нагибаясь, поднимать с пола нужные вещи;
  • доставать из коробок, контейнеров и баночек игрушки и складывать их обратно;
  • танцевать под музыку, топая ножками и хлопая в ладоши;
  • отзываться на своё имя, по просьбе взрослых находить знакомые предметы, подражать родителям, повторяя несложные действия;
  • имитировать звуки, издаваемые животными, произносить слоги и короткие слова;
  • бросать и толкать мячи, машинки, мять и рвать бумагу;
  • проявлять интерес к другим детям, пытаться познакомиться;
  • понимать вопросы «Кто» и «Где».

Зная, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, родителям нужно постоянно стимулировать малыша к активному бодрствованию и общению, и иметь представление, отсутствие каких навыков является признаком отставания или даже серьёзных нарушений в детском организме.

Поскольку основная, игровая деятельность малыша перемещается на пол, родителям необходимо ежедневно проводить влажную уборку – иммунитет ребёнка ещё не сформирован полностью, и любой предмет, который он попробует на зуб, может стать источником инфекции.

Отклонения в развитии: как определить

Какие навыки обязательно должны присутствовать в этом возрасте, и что должен уметь 9 месячный малыш – основные вопросы, которые волнуют взрослых, когда они начинают видеть разницу между состоянием, поведением своего малыша и других детей – его ровесников.

Стоит насторожиться в таких ситуациях:

  • ребёнок не может усидеть самостоятельно более 5-8 минут;
  • не ползает, а лёжа, не переворачивается на бок, спинку и живот;
  • не пытается вставать и, тем более, делать шаги;
  • плохо реагирует на своё имя, или такая реакция отсутствует полностью;
  • не умеет держать кружку и пить из неё самостоятельно;
  • не старается подражать взрослым, не произносит слоги;
  • не отличает близких и посторонних людей;
  • у малыша отсутствует вполне нормальная негативная реакция, если у него отнять игрушку.

Всё это тревожные признаки, а если, к тому же, малыш вялый, безразличный к играм, плохо ест, не выказывает привязанности к близким, это уже сигнализирует об серьёзных нарушениях.

У детей разных полов также могут быть различия в играх, привычках и общем восприятии мира, но это совсем другой аспект. Разбираясь, что надо уметь в 9 месяцев девочке, надо учитывать, что малышки более эмоциональны и привязаны к матери. В то же время, они раньше, чем мальчики, овладевают речевыми способностями, обожают общение, внимательно прислушиваются к звукам голосов и более склонны к увлечениям музыкой. Благодаря этому, их лексикон быстро обогащается новыми словами, пусть даже, на первых порах, самыми простыми и короткими.

Из-за такой особенности, как боковое (периферийное) зрение, девочкам всегда интереснее контактировать с живыми людьми, получая от них одобрение и ласку. Безусловно, это делает их более коммуникабельными и социальными уже в этом возрасте, но это касается только родственников и знакомых сверстников.

Каким же растёт девятимесячный мальчик, уметь в 9 месяцев он может много, но его больше интересуют игрушки и неодушевлённые предметы. На фоне девочек, у малышей мужского пола довольно быстро формируется глубинное, пространственное зрение, позволяющее им раньше воспринимать мир в трёхмерном измерении.

Игры для развития ребенка в 9 месяцев

Девятимесячные младенцы очень быстро впитывают различную информацию, поэтому задачей родителей является её подача – понятная и соответствующая интеллектуальному уровню этого возраста.

Развивающие занятия можно проводить в нескольких направлениях:

  1. Для развития мелкой моторики можно заниматься с малышом пальчиковой гимнастикой, использовать для этого игры и потешки со стихами. Можно занять ребёнка пересыпанием мелких предметов – пуговок, фасоли, бусин из одного контейнера в другой, а также складыванием крупных кубиков, пирамидок.
  2. Для общего физического развития малышу полезно много ползать. Для этого можно прибрести разборный тоннель или домик, соорудить препятствия из коробок и подушек. Чем больше малыш будет тренироваться, тем раньше и увереннее он начнёт ходить.
  3. Словарный запас развивать необходимо, постоянно разговаривая с ребёнком, читая ему книги со сказками и короткими стишками. Если ребёнок научится их повторять за родителем, он быстро продвинется в устной речи, а также расширит свой кругозор.
  4. Девятилетнему карапузу нужно много играть, чтобы учиться разным навыкам и для этой цели подойдут самые разные игрушки – резиновые и массажные мячики, пирамидки с колечками, игрушечный телефон, детские музыкальные инструменты, куклы, резиновые зверушки, пластиковые книжки с яркими иллюстрациями, конструкторы и кубики для самых маленьких.

Хорошо, если у ребёнка уже есть свой игровой уголок или домик, который можно обустроить так, чтобы мама могла контролировать действия ребёнка, и в то же время, заниматься своими делами.

Важные составляющие жизни ребёнка: отдых и питание

Что должен уметь делать ребёнок в девять месяцев – отнюдь не праздный вопрос, ведь от того, насколько успешно пройдёт развитие малыша до года, во многом, зависит его дальнейшая жизнь, неразрывно связанная с физическим здоровьем и умственными способностями. И большую роль в этом играет правильное питание и сон. Оптимальным решением для пап и мам является грамотно составленный режим дня, в котором каждому действию крохи отведено чётко обозначенное время.

Основными пунктами дневного режима остаётся:

  1. Сон, который составляет примерно 14 часов в сутки. Ночью малыш должен отдыхать не менее 9-10 часов, а днём ребёнка дважды укладывают в кровать на 2-2,5 часа. Нарушения нормального сна могут происходить из-за прорезывания зубов, поэтому детям потребуется приобрести специальные прорезыватели и детские обезболивающие сиропы и пастилки. Груднички ночью просыпаются, чаще всего, по привычке, но явление это временное.
  2. Кормление детей осуществляется 5 раз в день с промежутками в 3, 5-4 часа. Как и в 8 месяцев детям дают молоко утром и перед сном. В рационе малышей уже присутствует кефир, детский творожок, каши, приготовленные на молоке со сливочным маслом. Деткам ещё некоторое время будут запрещены такие продукты, как сахар, шоколад, конфеты, орехи, грибы и цитрусовые фрукты. В сутки ребёнок съедает 1-1,2 л пищи.
  3. Уличные прогулки составляют около 4-5 часов в день – гулять с ребёнком требуется утром и после обеда. Конечно, в летнее время и тёплые дни, с малышами, желательно, гулять больше – свежий воздух способствует хорошему аппетиту, более лёгкому засыпанию и крепкому сну. В зимнее время можно ограничиться менее продолжительными выходами на улицу, а в сильные морозы этого, вообще, лучше не делать. Независимо от времени года, малыша следует обезопасить от холода, ветра, дождя, насекомых и ультрафиолета.
  4. Уход за ребёнком девяти месяцев предусматривает гигиену в виде умываний, подмываний и купаний по вечерам, упражнения для улучшения кровообращения и укрепления мышц, ежедневный лёгкий массаж.

Развитие ребенка в 9 месяцев: видео

Выяснив, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, родителям нельзя забывать, что их малыш с каждым днём всё больше стремиться к самостоятельности, и это желание нужно стимулировать. Следует понимать, что для развития маленького человека важна не только элементарная забота и уход, но и внимание, любовь и постоянное общение.

Восьмимесячный ребенок обычно хорошо стоит с опорой, свободно ползает по ровной поверхности, присаживается и встает из любого положения. Детям этого возраста очень нравятся подвижные игры, в которых нужно применять имеющиеся навыки ползания. Подобные упражнения отлично совершенствуют моторику, согласованность и координацию движений.

Игра «Догонялки» . Малыш этого возраста быстро ползает. Можно идти или даже ползти вслед за ним, приговаривая: «Догоню-догоню! Поймаю!» Схватите кроху за пяточку или талию: «Я тебя поймала!» Обычно дети очень эмоционально реагируют на подобные игры: смеются, визжат от восторга, стараются ползти быстрее.

В этом возрасте малыш приобретает еще один важный навык. Сначала он ползет вперед, затем может развернуться и ползти в обратном направлении. Внести разнообразие в маршрут движения ребенка и попутно тренировать мышцы опорно-двигательного аппарата можно, используя несложный спортивный инвентарь. Его легко изготовить из подручных средств самостоятельно.

Упражнение «Преодолеваем препятствия» . Соорудите малышу на пути его следования несколько барьеров, через которые ему нужно будет перелезть. Это может быть свернутое валиком одеяло или несколько диванных подушек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Постройте невысокий подиум: уложите в низкий широкий ящик книги и оберните его мягкой тканью. Кроха будет забираться на возвышенность и учиться слезать с нее. Можно сделать мини-горку: положить на подиум широкую длинную доску, также обернутую тканью. Пусть ребенок ползет вверх или спускается вниз по наклонной плоскости. Помогайте малышу – направляйте его, подбадривайте, будьте всегда рядом, чтобы помочь и подстраховать.

На ноги кроха поднимется только после того, как будет готов к этому и физически, и психологически. Он привыкает к своему новому положению постепенно: стоит, осматривается, но как только опустит руки – шлепается на попку. Так может продолжаться несколько дней, пока ребенок не научится держать равновесие. Следующий момент – малышу нужно не только стоять, но и совершать шаги, держась за опору. Этому он тоже научится самостоятельно. Взрослый может лишь стимулировать зарождение новых навыков.

Упражнение «Достань игрушку» . На невысоких тумбочках, краешке дивана разложите несколько игрушек. Малыш захочет поиграть ими – тогда ему придется подползти к дивану и, держась ручками, встать.

Упражнение «Покатаем мяч» . Малыш сидит на полу. Покатите мяч по направлению к нему, попросите оттолкнуть мячик. Помогите ребенку, если не все получится с первого раза.

С каждым днем кроха становится все более энергичным и непоседливым. Любопытство, желание все потрогать, рассмотреть, поиграть заставляет его следовать намеченной цели. В связи с этим стоит еще раз внимательно осмотреть окружающее малыша пространство на предмет безопасности: «заглушить» розетки, убрать повыше комнатные цветы, лекарства, легко бьющиеся предметы, закрыть дверцы шкафов. Лучше выделить малышу небольшой шкафчик с игрушками, куда он будет иметь свободный доступ. Помните о безопасности, не лишая ребенка радости исследования окружающего пространства.

Интеллектуальное развитие

В этом возрасте малыши отчетливо воспринимают и различают размеры предметов. Кроха берет мелкие предметы большим и указательным пальцами, а крупные – двумя руками. Поэтому игровой арсенал ребенка должен содержать предметы разных форм и размеров. Понадобятся специальные игрушки, такие, как матрешка, набор емкостей-вкладышей, вставляющихся одна в другую, пирамидка, кубики. Особенности этих игрушек таковы, что малыш, манипулируя ими, учится сравнивать размеры, зрительно их сопоставляет, ощущает вес и форму.

Успешно нанизав колечки пирамидки всего один раз, кроха будет стремиться делать это снова и снова. Покажите, как ставить один кубик на другой, вместе стройте и разрушайте невысокие башенки. Откройте матрешку с сюрпризной интонацией: «Это матрешка, а вот еще одна спряталась внутри!» – и пусть малыш достанет матрешку поменьше.

Лепка и рисование. С девяти месяцев уже можно начинать рисовать, лепить из пластилина. Скатайте небольшой пластилиновый шарик и покажите ребенку, как надавить на него ручкой, чтобы он превратился в лепешку. Сначала покажите крохе, как нужно действовать. Затем возьмите его ручку в свою и попытайтесь совершить эти действия вместе.

Слепите из пластилина лепешку и воткните в нее макаронины, орехи, фасоль, камешки. Кроха с удовольствием будет выковыривать их из пластилина.

Можно осваивать рисование: предложите ребенку мягкие карандаши с широким стержнем, цветные мелки, кисть и краски, специальные пальчиковые краски. Возможно, малыш полюбит это интересное занятие – оставлять на чистой бумаге разноцветные следы, причудливые линии и узоры.

С помощью таких занятий совершенствуется мелкая моторика, чувствительность и согласованность движений пальцев. Все это является мощным стимулом для развития мышления, внимания, памяти и для созревания речевых центров головного мозга.

Упражнение «А что в коробочке?» . Вам понадобится коробка или шкатулка и мелкие предметы: камешки, крупные пуговицы, небольшие игрушки – все, что малыш может захватить большим и указательным пальцами, но не может проглотить.

Поначалу достаточно пяти предметов, а потом увеличьте их количество до 10–15. Прежде чем начать занятие, дайте ребенку рассмотреть коробку и поиграть с ее содержимым.

Объясните малышу, что его задача – положить предметы в коробку. Покажите, как это нужно сделать. Захватите предмет большим и указательным пальцами и опустите на дно банки. После того как вещи окажутся внутри, начинайте по одному вынимать их.

Теперь кроха сам должен наполнить коробку. Главное – чтобы он выполнял задание правильно – брал предметы только двумя пальцами, а не всей ладошкой. Хвалите ребенка за каждое умелое действие.

Игра «Сюрприз». Эта игра также помогает развить у малыша умение повторять определенную последовательность действий за взрослым. Возьмите достаточно глубокую коробку, положите внутрь нее игрушку и закройте крышкой. Подойдите к ребенку со словами: «Посмотри. Это коробка», потрясите ее и спросите: «Кто там в коробке спрятался?» Откройте крышку и достаньте игрушку. Правильно назвав игрушку, покажите ее ребенку. Как только малыш полюбуется и потрогает игрушку, положите ее снова в коробку, закрыв крышкой. «А теперь достань игрушку из коробки и дай ее мне». Такую игру можно повторять несколько раз, а чтобы малышу не наскучило, меняйте предметы.

Осязание все еще является одним из основных органов чувств, доступных ребенку. Развитию мелкой моторики и тактильной памяти (памяти на ощущения от прикосновений) способствует следующее упражнение.

Упражнение «Угадай, что это?» . Дайте ребенку предметы с разной фактурой: кусочек шерстяной ткани, деревянный брусок, небольшую плюшевую игрушку, резиновый мяч. Когда малыш подержит эти вещи в руках, сложите их в мешочек и попросите вынимать из мешочка предметы. Когда ребенок ощупывает предмет рукой, у него возникает ассоциативная связь тактильных ощущений с образом предмета, он достраивает этот образ и уже может представить себе, что именно он вытянет.

Одним из развивающих стимулов является стремление ребенка подражать действиям взрослых. В связи с этим можно прививать крохе навыки опрятности, аккуратности и даже простейшего самообслуживания.

Предложите ребенку вытереть салфеткой рот после еды, дайте ему губку для купания и полотенце. Конечно, предварительно нужно показать, какую последовательность действий нужно совершить: как правильно мыться, вытираться полотенцем или салфеткой. Для подобного обучения требуется время и систематическое повторение пройденного.

Знакомство ребенка с миром взрослых можно продолжить в игре с куклой. Рассмотрите куклу, пусть малыш по вашей просьбе покажет, где у нее глазки, носик, ротик. Затем покормите куклу вместе, соблюдая очередность действий: повязать передник, усадить на стул, придвинуть стул к столику, взять ложку, зачерпнуть из тарелки «суп» и поднести ко рту куклы. Таким же образом уложите куклу спать. Наблюдая за деятельностью родителей и принимая активное участие в игре, ребенок приобретает навыки последовательных действий.

Малыш заговорил!

На 9 месяце жизни у ребенка активно развиваются речевые навыки. Кроха лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает говорить первые слова. Чаще всего это не все слово целиком, а лишь первый или последний слог, например «ма» – мама, «пи» – пить, «ла» – кукла. Ребенок может придумать свой язык, и тут уж родителям придется догадываться, что он хочет сказать: «бо» – бутылочка с молоком, «ам» – ложка и т.д.

Произнесение первых слов – значительный прогресс в речевом развитии. Это довольно сложный процесс: малыш должен на слух уловить звуки, содержащиеся в слове-обозначении предмета и попытаться произнести именно эти звуковые сочетания. Поверьте, это очень сложно осуществить при недостаточно зрелом артикуляционном аппарате!

Помочь ребенку освоить звуки и слова может активная речевая среда. Больше читайте малышу вслух короткие сказки, рассказы, стихи, потешки. В этом возрасте все еще актуальными остаются «Ладушки», «Сорока-ворона» и другие речевые и пальчиковые игры. Произвольное внимание еще недостаточно развито, поэтому организуйте подобные игры, когда кроха активен и настроен на общение.

Родителям важно разговаривать с малышом. Выполняя необходимые ежедневные процедуры, старайтесь привлечь его внимание: расскажите, чем вы сейчас заняты. Такие беседы не меньше, чем игры и упражнения, нужны для развития понимания взрослой речи и произнесения слов. Индивидуальный словарь крохи постоянно увеличивается за счет его способности подражать речи взрослых.

Следует помнить, что телевизор – плохой союзник в освоении речи. Только живая речь взрослых побуждает ребенка к ответному звуко- и словопроизношению.

Важно и нужно способствовать тому, чтобы кроха не только произносил слова, но и понимал их значение. Называйте каждую вещь, на которую малыш обратил внимание или которую он взял в руки, и давайте ей краткую характеристику. Рассказывайте ребенку про игрушки, которыми он занимается. Возьмите одну из них и скажите, как она называется. Например, если это машинка, назовите цвет кузова, продемонстрируйте, что у машины есть руль, колеса, покажите, как можно ее катать.

Рассматривайте вместе картинки в книжках, указывая и называя разные предметы. Просите кроху показать на картинке, где зайчик, где девочка, машинка и т.д.

Путешествуя по дому, не забывайте знакомить малыша с новыми предметами. Сначала их можно обнаружить на привычных местах, а затем – на новых.

Игра «Слово и предмет» . Покажите ребенку игрушку, например уточку, несколько раз произнесите, как она называется, и поставьте на полку. Спустя некоторое время спросите малыша: «Где уточка?». Кроха ищет ее глазами по всей комнате, а когда находит – очень радуется.

Тематические альбомы

В небольшие альбомы для фотографий вставьте изображения или фотографии в соответствии с определенной темой, например «Семья», «Прогулка», «Дом», «Транспорт», «Домашние животные» и т.д.

В альбом «Семья» пусть войдут фотографии каждого члена семьи, включая бабушек, дедушек, сестер и братьев. Не забудьте вставить несколько фотографий малыша.

Для альбома «Прогулка» сфотографируйте или вырежьте из журналов те предметы, которые вы часто встречаете на своем пути, гуляя с малышом. Это могут быть детская песочница, качели, коляска, изображение одежды, которую кроха надевает, собираясь на улицу, магазин, деревья и т.д.

Остальные альбомы оформите по аналогии с предыдущими.

Показывая ребенку картинки, четко проговаривайте названия изображенных предметов, попросите указать на тот или иной объект.

Листая подобные альбомы, кроха не только рассматривает картинки, учит и запоминает названия вещей, но и узнает знакомые лица, предметы. Развиваются память, внимание, мышление, накапливается словарный запас.

Наряду с существительными – названиями предметов, ребенок запоминает и глаголы-просьбы, например «Дай!», «Возьми!», «Встань!», «Подними!». Регулярные занятия с пирамидкой и кубиками помогут усвоить новые глаголы: «нанизать колечки», «сложить кубики». Малыш активно воспринимает словесное обращение взрослого, если оно побуждает к действиям и повторяется неоднократно. Поэтому чаще озвучивайте просьбы к ребенку, поддерживая похвалой совершаемые им ответные действия.

Эмоциональное развитие ребенка неразрывно связано с речевым. Малыш выражает эмоции при помощи звуков и мимики, копирует эмоциональные проявления взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.

В этом возрасте кроха становится очень чувствителен к похвале, одобрению со стороны взрослых. Когда его хвалят – охотно повторяет действие, произносит слова и звуки.

Важные достижения 9 месяца

  • ребенок свободно ползает, стоит с опорой, может развернуться и ползти в обратном направлении;
  • отчетливо воспринимает и различает размеры предметов (маленький берет большим и указательным пальцами, большой – двумя руками);
  • вынимает предметы из емкости и пробует вкладывать их обратно;
  • выполняет некоторые действия по просьбе взрослого, например: «Дай игрушку», «Возьми машинку» и т.д.;
  • лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает произносить первые слова;
  • связывает слово с обозначаемым предметом;
  • копирует эмоции взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.


Загрузка...