paradisemc.ru

Составление индивидуальных парфюмерных композиций. “Секреты создания собственных духов из эфирных масел”. из "Основы производства парфюмерии и косметики"

Парфюмерная композиция, или назовём это «духи» - всегда являются результатом творчества автора. Но существует ряд основополагающих принципов.

    Духи могут быть спиртовыми (на основе спирта), масляными (на масляной основе) и твёрдыми (на основе воска).

    Рассмотрим, например, масляные духи.

    В таких духах эфирных масел может быть от 10 до 30 % , остальное представляет масляная основа — например масло жожоба, которое само по себе не имеет запаха, нейтрально.

    Эфирные масла в духах делятся на три основные группы:

    Верхняя нота или «голова духов» - эти эфирные масла очень летучи и «активны», их аромат мы воспринимаем первым и он как бы подготавливает нас к основному аромату духов. Этот запах недолговечен и быстро улетучивается

    Сердечная нота — сердце духов, составляет основной аромат, проявляется позже и действует в течении длительного времени. Одновременно этот аромат является как бы связующим звеном между первой и третьей группой эфирных масел. В сердечную ноту нужно добавлять наиболее приятные нам эфиры.

    Основа — эфирные масла со стойким ароматом, который держится дольше всех остальных и хорошо сочетается с остальными эфирами, образуя как бы общий фон.

Некоторые эфирные масла могут плавно перетекать из одной группы в другую, важно чтобы при этом парфюмерная композиция сохраняла целостность.

3. При составлении духов:

При смешивании в основу добавляются сначала эфиры основной ноты, затем «сердце», затем верхняя нота. Другой вариант утверждает, что сначала в основу добавляют сердечную ноту, за ней основу а после верхнюю ноту. Если после всего какой-либо аромат неуместно выделяется или наоборот затерялся — можно уравновесить композицию, добавив нужные нам эфиры.

Чтобы аромат духов проявился в полной мере, они должны «созреть». Составив духи, дайте им «настояться» в течение четырех недель, чтобы компоненты слились в единое целое. По другой версии дастаточно 15 дней.

    Как составить нужную нам композицию?

    Нужно сделать несколько полосок из бумаги, нанести на них по капле эфирные масла и подписать каждую полоску, указав какое эфирное масло на неё нанесено. Затем, продигустировав каждую внимательно — отложить те, которые по Вашему мнению подойдут Вам для композиции. Затем стоит посмотреть как они звучат вместе в разных сочетаниях — сначала сердечные, затем основа, затем с верхней нотой...

    Найдя наиболее на Ваш взгляд гармоничное сочетание — составьте пробник на салфетке. Если пробник удачный — можно его реализовать.

    После добавления пары эфирных масел дайте им "сыграться", оставив флакон на 20-30 мин., затем добавляйте следующие эфиры.

    Добавляя эфирные масла в основы нужно слегка встряхивать флакончик, чтобы масло «вошло», но не сильно, а мастер Каннингем и встряхивать не рекомендовал, но советовал просто немного повращать флакон.

    Примеры эфирных масел для верхней ноты: бергамот, вербена, лимонная трава, лиметт, мандарин, апельсин, мята перечная, лимон, колокольчик, розмарин.

    Примеры эфирных масел сердечной ноты: герань, ирис, жасмин, ромашка, лаванда, мелисса, мимоза, мускатный шалфей, мирт, нероли, роза, тубероза, иланг-иланг, иссоп. (я лично воспринимаю нероли и лаванду как эфиры верхней ноты)

    Примеры эфирных масел основной ноты: бензой, элеми, гальбанум, эфирное масло меда, мускус, гвоздика, пачули, розовое дерево, сандаловое дерево, стиракс, ветивер, можжевельник, ладан, кедр (В.И.Захаренков относит его к сердечной ноте), корица, кипарис, амбра, фиалка, ваниль.

    Цветочные: парфюмерные масла этой категории имеют запах одного цветка или целой цветочной группы. Пример - розовое, лавандовое и жасминовое масла. Эти парфюмерные масла обладают сильным сладким запахом.

    Цитрусовые: парфюмерные масла этой категории отличаются резким терпким запахом, поэтому их чаще всего используют в производстве мыла, скрабов для лица и других косметических средств для ухода за кожей. К этой категории относится масло лимона, грейпфрута и мандарина.

    Восточные: это масла с пряным и пьянящим запахом специй и амбры, ванили и мускуса.

    Древесные: к этой группе можно отнести масла с запахом кедрового и сандалового дерева, пачули и камфары.

    Кожаные: эти парфюмерные масла обладают запахом дерева, табака или меда, поэтому используются в основном в мужской парфюмерии и средствах для ухода за кожей после бритья.

    Фужерные: к этой группе относятся масла с запахом лаванды, кумарина и дубового мха.

Для написания этого поста использованы материалы из книги В. И. Захаренкова "Энциклопедия ароматов" и с сайта http://www.izbushka.com/forum/

От себя коротко добавлю, что составлять парфюмерные композиции лучше всего в дни, когда Луна идёт по знакам Воздуха: Близнецы, Весы, Водолей, при том лучше всего Весы. Так же хорошо составлять «личные» духи, когда Луна идёт по Вашему АСЦ — по точке восхода эклиптики над горизонтом в момент Вашего рождения. Духи «на любовь» - Луна по Венере, на цель — по МС (верхняя точка эклиптики в момент Вашего рождения), на магические практики - Луна по Луне и др.

Лучше не составлять композиций в дни квадратуры между Луной и Солнцем, а так же когда Луна сильно ущербная или совсем молодая.

И ещё по поводу чёрного мускуса: неправда что он не работает, просто в продаже афродизиаки с мизерной долей чаще всего имитации этого компонента, а не натуральный продукт в полноценном виде. По поводу афродизиаков: их можно проверять на кошках, если кошка оживляется и тянется носиком к пробнику — то оно годится, если нет, тем более если резко отрицательно относится к запаху — не годится. ИМХО.

Когда вы покупаете духи, вы вряд ли задумываетесь о том, что искусство составления парфюмерных композиций - это сложная наука, которой надо овладевать долгими годами. Конечно, за несколько минут профессионалом в парфюмерном деле стать невозможно, но вот понять, как создаются ароматы, из каких нот они состоят и как определяется группа, к которой они относятся, - вполне реально.

Как создается основа духов

В описаниях принято использовать музыкальный термин «трехзвучный аккорд». Действительно, любой парфюмерный букет, как и аккорд, включает в себя три основные ноты: базовую, среднюю и верхнюю. В начале работы над ароматом составляется его база. Традиционные духи, как правило, изготавливаются на основе 95% спирта высокого качества и эфирных масел-фиксаторов, которые выбираются в зависимости от того, какие ноты должны превалировать в парфюме. Например, для духов древесной группы берутся масла сандала, уда, , ветивера, кедра, мирры - они придают аромату ярко выраженный и стойкий древесный аромат и не позволяют запаху быстро улетучиваться. Для духов других групп в качестве базовых часто используются пахучие и очень стойкие масла , чефраса, ванили, тонки, бобов.

Надо отметить, что арабские масляные духи, в отличие от традиционных, изготавливаются без спиртовой основы, только из смесей натуральных эфирных масел растительного или животного происхождения. Например, знаменитые анималистические ароматы производятся на основе амбры (воскоподобного вещества, вырабатываемого в пищеварительном тракте кашалота) или мускуса (пахучего вещества, получаемого из высушенных желез внутренней секреции кабарги или бобра). Спирт и вода в основу восточного парфюма никогда не добавляются.

Средние и верхние ноты

В выборе средних и верхних нот все зависит от фантазии и интуиции парфюмера, который как истинный художник, творит свой авторский аромат, смешивая масла в определенных пропорциях. Впрочем, и у этой творческой работы есть свои правила и законы.

Для верхних нот берутся легкие масла, испаряющиеся буквально за 20-30 минут. Их главная задача - «познакомить» с ароматом, дать о нем самое первое представление. Как правило, в зависимости от группы, для верхних нот используются летучие эфирные масла цитрусовых, бергамота, зелени, пряностей, свежих фруктов и цветов.

Для сердца композиции чаще всего используются эфирные масла, запах которых способен не распадаться около двух-трех часов. Это сильные и яркие фитовещества, такие как тубероза, иланг-иланг, цикламен, гвоздика, мимоза и так далее. Разумеется, выбираются эфирные масла исходя из того, к какой группе или подгруппе относится создаваемая ароматическая композиция.

Как раскрывается аромат

Знаменитый парфюмер дома Коко Шанель Жак Поль как-то сказал, что хорошие духи, как и истинная женщина, не должны сразу раскрывать всех своих тайн и загадок. В качественном парфюме сначала чувствуются лишь верхние ноты, потом проявляется сердце аромата и лишь затем - основа, которая и является его подлинной душой. Поэтому когда вы отправляетесь в магазин за новыми духами, обязательно нанесите на запястье несколько капель пробника и спокойно идите по своим делам.

Школа Парфюмера. Духи своими руками. Основы ароматической композиции. Духи из эфирных масел. Духи в домашних условиях. Основы парфюмерии. Классические композиции в парфюмерии.

Часть 3. Основы композиции ароматической смеси.

Духи. В духах концентрация составляет от 15 до 30% эфирных масел. Ароматические вещества растворяются в 96% спирте. Это самые стойкие, долгоиграющие. Их аромат на хлопчатобумажной ткани сохраняется до 30 часов.

Туалетная вода . Содержит до от 5 до 15% эфирных масел, растворенных в 80-90% спирте. Вода составляет от 2-5%. По своей концентрации ароматов туалетная вода и парфюмерная водой, порой, мало чем отличаются.

Основы парфюмерной композиции.

Парфюмерная композиция – это сложное сочетание нескольких натуральных или синтетических ароматов: цветов, фруктов, пряностей, смол… Они образуют одно общее гармоничное произведение, в котором постепенно раскрываются новые оттенки и нюансы аромата. Некоторые компоненты играют ведущую партию в композиции, а другие расставляют акценты и создают законченную симфонию. Парфюмерная композиция – это симбиоз запаха, стойкости, энергии и характера. Иногда композиции создаются путем смешивания классических ароматов с целью создания новых вариаций, ранее неизвестных…

…Интересно, что парфюм может включать в себя от 3 до 350 компонентов.

Парфюмеры Франции определили несколько классических композиций в качестве эталона.

♠ Цитрусовые. В них преобладают цитрусовые эфирные масла. Это всегда энергичные свежие легкие охлаждающие композиции. Они одинаково подходят и для женщин и для мужчин. В составе: лимон, бергамот, апельсин, грейпфрут и т.д.

  • Цитрусовые
  • Цитрусовые цветочные шипровые
  • Цитрусовые пряные
  • Цитрусовые древесные
  • Цитрусовые ароматические

♠Цветочные . Создаются с применением подавляющего количества цветочных ароматов. Это — роза, фиалка, магнолия, хризантема, тубероза, жасмин, иланг-иланг, сирень, нарцисс, нероли, лаванда. Как правило, это — женский парфюм.

  • Один цветок — моно-масло
  • Цветок лаванды — духи из лаванды
  • Цветочный букет
  • Цветочный, зеленый
  • Цветочный, альдегидный, создается с применением синтетических душистых веществ с лимонным ароматом
  • Цветочный, древесный
  • Цветочный, древесный, фруктовый — с применением синтетических ароматов фруктов.

♠Древесные . Теплые очень нежные с ощущением маслянистости ароматы. Создаются с обильным применением древесных эфирных масел. На первом месте стоит сандал, мирт и кедр атласский. Почетное место занимает кипарис, можжевельник. Многие древесные духи содержат лабданум, томную ветивер, энергичный розовый перец, теплый имбирь и цитрусовые нотки солнечного грейпфрута. Древесные ароматы могут включать в себя розовое дерево, пачули, фиалка из листьев абсолю. Эти ароматы прямолинейны, очень стойкие и весомые. В мужские композиции добавляют лаванду и цитрусовые. Древесные ароматы замечательно подходят мужчинам, хотя в наш стремительный деловой век многие уверенные в себе женщины останавливают выбор на духах с древесными оттенками.


♠Фужерные или папоротниковые (с франц.) Фужерные ароматы на самом деле папоротником совершенно и не пахнут. У семейства папоротниковых нет аромата. Скорее это «миф», который создали парфюмеры. Известный парфюм, выпущенный в конце 19 века «Королевский папоротник», положил начало для направления Фужерных ароматов. Композиции отличаются горечью и наличием кумарных ароматов. Горьковатый оттенок достигается применением полыни и дубового мха, как основной ноты для создания растительного оттенка. В состав этой композиции входит лаванда, бергамот, ваниль, кумарин (душистое вещество с запахом скошенной травы). В последнее время в линию папортниковых духов стали добавлять сандал и майоран, корицу, эстрагон, кориандр, мускус, амбра, розмарин, кедр атласский, и даже приторную герань (пеларгонию). Фужерные ароматы считаются принадлежностью мужественной части населения.

  • Папоротник
  • Папоротник, амбровый, мягкий
  • Папоротник, цветочный, амбровый
  • Папоротник, пряный
  • Папоротник, ароматический

♠ Шипровые. В 1917 году Франсуа Коти создал известный аромат «Кипр».Это женский аромат, где на фоне цветочной композиции выступал бергамот, пачули, ладанник, лабданум и дубовый мох, а так же вещество хинолин с ароматом кожи (теперь его не используют из-за токсичности). Духи «Кипр» приобрели широкую популярность, и название стало нарицательным «Шипр – Кипр». Шипровые ароматы всегда отмечаются первым дуновением бергамота и лимона, далее выступает аромат пачули с жасмином или сандал и конечно, последняя нота в аккорде — полынь и дубовый мох. Это композиция с оттенком горечи и ароматом осеннего леса. Шипровые духи подходят для интровертов, для людей, чей внутренний мир глубок, непредсказуем и насыщен эмоциями и переживаниями.

♠Амбровые. Восточные ароматы. Это идеальные композиции для применения в любое время суток. Амбровые композиции отличаются мягкостью и деликатностью. Сочетание ванильных, пудровых ладанника-лабданума с ярко выраженными животными нотами амбры.

  • Амбровый, цветочный, древесный
  • Амбровый, цветочный, пряный
  • Амбровый, мягкий
  • Амбровый, цитрусовый
  • Полу-амбровый, цветочный

♠Кожаные. Как правило, это композиции для мужчин. Здесь участвует сухой дымный аромат табака, кожи, древесные ноты сандала, кедра и амириса, можжевельника, коры березы и лайма и непременно головные цветочные оттенки.

  • Кожа
  • Кожа, цветочный
  • Кожа, табак

Распространенные композиции.

Цветочно-Восточные: Композиции создаются с применением цветочных и ориентальных нот. Здесь и пряные смесь гвоздики с корицей, жасмин, фиалка, мускус, сандал. В них присутствует соблазняющий мускус. Эти духи предназначены для вечерних приемов, светских раутов и… возможно, для деловых встреч.

Ориентальные или восточные . Всегда очень сладкие, терпкие, очень чувственные, с восточным оттенком духи. В них участвуют ваниль, сандал, ладан, копайский и перуанский бальзам, мирра, гальбанум, гваяковое дерево и др. Вечерние, шлейфовые духи, которые походят для холодного времени суток. Это тяжелый насыщенный очень эротичный чувственный аромат. Женские ориентальные ароматы разбавляют цветочными и пряными эфирными маслами. В мужские ориентальные ароматы добавляют морские оттенки, цитрусовые: лайм, лимон, бергамот.

Зеленые . В состав этих композиций входят лаванда, розмарин, гальбанум, гиацинт, можжевельник, листья фиалки (абюсолю). Это свежий прохладный аромат, отдающий влагой утренней росы. Зеленые ароматы очень подходят для молодых девушек со светлыми волосами. Зеленые ноты в парфюмерии достигаются при использовании , цис-3-гексенола и его эфиров, триплала,

Морские или океанические. С помощью эфирных масел эти композиции воспроизвести невозможно так, как они создаются с помощью синтетических компонентов.Ароматы этого семейства целиком синтетические. Само название говорит о характере аромата – это запах моря, крика чаек и морского бриза… может помочь тинктура из фукуса (водорослей), но в небольшом количестве.

Фруктовые . Создается из ароматов фруктов. К сожалению, в ароматерапии вы никогда не найдете эфирного масла груши, яблока, папайи или персика… это не эфиромасличные растения. Здесь можно применить апельсин, лимон, грейпфрут в небольшом количестве, иначе аромат будет классифицирован, как цитрусовый. … ну и в крайнем случаи отдушки (синтетические заменители, идентичные натуральному аромату). В этом случае, ваши духи не могут выполнять терапевтическую функцию. Вы должны быть к этому готовы. Фруктовые духи — это всегда женские ароматы. В некоторых случаях, можно использовать спиртовые настойки на фруктах и ягодах или применить синтетические ароматы — отдушки. Купить отдушки>>>

Пряные . Если вы хотите создать вечерние духи, то пряные компоненты будут очень кстати. Участие корицы, кассии, аниса, имбиря, кардамона и гвоздики помогут создать женщине стройный эротический образ целеустремленной искусительницы. Пряные композиции томные, густые, насыщенные, они манят и увлекают за собой.

Альдегидные . Эти композиции в парфюмерном производстве синтезированы из химических соединений – альдегидов. Это всегда яркие, глубокие и насыщенные ароматы. Большое количество альдегидов содержится в эфирных маслах с лимонным ароматом (цитронелла, лемонграсс, лимонная трава, литсея кубеба, мелисса лимонная и др.).

Духи с Феромонами . Производители парфюмерии с феромонами утверждают, что добавляют натуральные анималистические вещества, но как правило это синтезированные молекулы. Духи в основном, состоят из душистых веществ и эфирных масел – афродизиаков. Вы можете самостоятельно создать композицию из эфирных масел со свойствами с добавлением молекулы и поверьте, получиться не хуже.

Следующая Часть 4.

  • Читать по теме:
Сущность и назначение композиций .

Одной из своеобразных особенностей парфюмерного искусства является возможность воспроизведения запахов растений. В этом случае природа служит для парфюмера прообразом, а возможность варьировать смеси душистых веществ позволяет получать гармонические комплексы с совершенно своеобразными новыми запахами, которые в природных условиях могут не встречаться.

Как воспроизведение запахов растений, так и получение новых комплексов производится путем смешения отдельных душистых веществ. Полученные продукты, в виде концентрированных смесей душистых веществ, называются композициями.

Композиции предназначаются или для непосредственного применения в виде растворов (духов, одеколонов, туалетных вод) или как добавление к различным средам (мылам, порошкообразным, жировым и другим веществам) для придания им приятного запаха.

Изготовление композиций является основой всей парфюмерной техники.

Впечатления парфюмерного запаха ассоциируются в первую очередь и в подавляющем большинстве случаев с представлением о каком-либо растении, потому что в природных условиях только последние в своей массе обладают запахом, четко воспринимаемым человеком, и знакомство человечества с приятными запахами совершается именно через растительное царство.

Другая цель - выражение некоторой художественной идеи или настроения на основе одного или нескольких душистых веществ, которые в преподносимом сочетании (букете) иногда напоминают естественные сочетания запахов в природе, а иногда имеют с ними лишь отдаленное сходство.

Изображаемое сочетание душистых веществ всегда должно иметь своим первообразом жизнь, действительную природу, должно быть приближено к запаху истинного или воображаемого цветка или букета, должно обладать известной «цветочностью», сообщающей впечатление реальности.

Композиции должны быть так составлены в ассортименте и весовых соотношениях составных частей, чтобы благоухания отдельных компонентов были гармонично слиты и ни один типичный запах отдельного компонента, по крайней мере в начале, не выделялся резко. Это полное слияние отдельных запахов в приятное для обоняния гармоническое целое представляет высшее стремление парфюмера. Взаимосочетание запахов будет длительным только в том случае, если весовые соотношения отдельных составных частей находятся в согласии с намеченным оттенком запаха смеси. Кроме практического опыта или частого повторения вариантов и изучения классической рецептуры, пока не существует способа для ориентировки в весовых соотношениях отдельных компонентов, в особенности при подыскании новых запахов. Наоборот, если речь идет о передаче определенных известных запахов, как, например, о воспроизведении запаха цветов, свежескошенного сена, мха и т. д., а равно и определенных запахов специального типа, существуют точные опытные данные, которые обычно усваиваются в процессе работы и изучения классических прописей.

При составлении композиций с цветочным запахом, парфюмер несколько ограничен в выборе душистых веществ, так как ассортимент их в большинстве случаев предопределен запахом растения, который он, в основном, хочет передать. В то же время, ассортимент этих веществ довольно обширен, и парфюмер, подражая природе, также преподносит их в виде комплексов, смесей, так называемых цветочных композиций.

При составлении фантазийных запахов парфюмер относительно свободен в выборе сырья, ассортимент которого зависит только от того, даст ли оно приятное или неприятное ощущение в смеси.

Состав парфюмерных композиций.

Любая парфюмерная, т. е, искусственно гармонично созданная композиция, какого бы она не была запаха, как и естественные эфирные масла, часто состоит из очень большого количества отдельных душистых веществ.

Для пояснения в табл. 1 приводим примерную рецептуру четырех наиболее распространенных парфюмерных композиций: фиалки, гелиотропа, свежего сена и трефля (клевера).

Таблица 1.

Составные части композиций.

Фиалка     Гелиотроп     Свежее сено     Трефль    
Ионон     Гелиотропин     Кумарин     Амилсалицилат    
Ирисовое масло (1)     Кумарин     Гелиотропин     Фенилэтилсалицилат    
Масло фиалковых листьев    
   
Ванилин
Обепин
Бензилацетат
   
Ванилин
Обепин
Амилсалицилат
   
Изобутилсалицилат   
Жасминное масло
Масло померанцевых цветов (2)
   
Бензилацетат     Линалилацетат     Жасминное масло     Розовое масло    
Линалилацетат     Бензиловый спирт     Бензилацетат     Фенилацетальдегид    
Иланг-иланговое   
или кананговое масло
   
Иланг-иланговое масло     Линалилацетат
Бензиловый спирт
   

Настой дубового мха
   
Розовое масло     Розовое масло     Розовое масло     Настой ванили    
Гераниевое масло     Гераниол     Гераниевое масло     Настой бобов тонка    
Гераниол     Фенилэтиловый спирт     Гераниол     Мускус амбровый    
Фенилэтиловый спирт     Иононы     Фенилэтиловый спирт     Мускус кетоновый    
Гелиотропин     Ирисовое масло     Иононы     Масло гваякового дерева    
Кумарин     Масло померанцевых цветов     Ирисовое масло     Кумарин    
Ванилин     Мускус     Неролиевое масло     Ванилин    
Обепин     Ветиверовое масло     Пачулиевое масло    
Терпинеол     Настой дубового мха     Ветиверовое масло    
Линалоол     Мускус амбровый     Иланг-иланговое масло    
Гидрооксицитронеллаль     Мускус кетоновый     Терпинеол    
Настой амбры     Обепин    
Настой мускуса     Гелиотропин    
Ирисовое масло    
Настой мускуса    
Настой амбры    
Настой бобровой струи    
Настой бензойной смолы    

Табл. 1 показывает, что в каждую композицию входит много различных душистых веществ. Поэтому сам по себе напрашивается вопрос; нужно ли так много душистых веществ, а если нужно, то что, в основном, определяет запах этой композиции, какова роль каждого из остальных душистых вешеств в композиции и нельзя ли обойтись более простыми сочетаниями.

Небесполезно далее выяснить, является ли здесь обилие компонентов хаотичным, беспорядочным нагромождением различных душистых веществ, случайным скоплением предметов, оторванных друг от друга, или это - связное, единое целое, где душистые вещества органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

При углубленном анализе рецептуры любой парфюмерной композиции мы обнаруживаем, что составные части ее подчиняются закономерному порядку, могут быть уложены в систему и выявлены функции элементов композиций.

Так же, как натуральные душистые вещества, гармонически собранная парфюмерная композиция состоит из элементарных частей - отдельных душистых веществ, органически тяготеющих друг к другу. Это тяготение заключается в том, что эти части группируются в естественные отрезки (или фазы, см. табл. 2), которые дают впечатление определенного, существующего в природе запаха цветов, плодов, листьев и других частей растений. Функции этих элементарных частиц имеют аналогию в буквах, которые соединяются затем в слова.

Таблица 2, часть первая.

Расположение душистых веществ композиций по отрезкам.

Композиция "Фиалка"    
Композиция "Гелиотроп"     Для какого запаха   
характерен данный отрезок   
Ионон
Ирисовое масло
Масло фиалковых листьев   
(или эфиры карбоновых кислот)
   
Фиалка (ведущий запах)     Гелиотропин
Кумарин
Ванилин
Обепин
   
Гелиотроп (ведущий запах)    
Бензилацетат
Линалилацетат
Бензиловый спирт
Иланг-иланговое масло
   
Жасмин     Бензилацетат
Линалилацетат
Бензиловый спирт
Иланг-иланговое масло
   
Жасмин    
Розовое масло
Гераниевое масло
Гераниол
Фенилэтиловый спирт
   
Роза     Розовое масло
Гераниол

Фенилэтиловый спирт    

Роза    
Гелиотропин
Кумарин
Ванилин
Обепин
   
Гелиотроп     Иононы
Ирисовое масло
Масло померанцевых цветов   
Мускус
   
Фиалка    
Терпинеол
Линалоол
Гидрооксицитронеллаль
   
Сирень    

Таблица 2, часть вторая.

Композиция "Свежее сено"     Для какого запаха   
характерен данный отрезок   
Композиция "Трефль"     Для какого запаха   
характерен данный отрезок   
Кумарин
Гелиотропин
Ванилин
Обепин
Амилсалицилат
   
Свежее сено (ведущий запах)     Амилсалицилат
Фенилэтилсалицилат
Изобутилсалицилат
   
Клевер (ведущий запах)    
Масло жасмина
Бензилацетат
Линалилацетат
Бензиловый спирт
   
Жасмин     Масло гваякового дерева   
Лимонное масло
Настой бобов тонка
Настой бензойной смолы   
Настой ванили
Кумарин
Ванилин
Обепин
Гелиотропин
   
Гелиотроп    
Розовое масло
Гераниевое масло   
Гераниол
Фенилэтиловый спирт   
   
Роза     Настой бобровой струи   
Настой амбры
Настой мускуса
Мускус амбровый
Мускус кетоновый
   
Мускус    
Ионон
Ирисовое масло   
Неролиевое масло
   
Фиалка     Терпинеол
Гидрооксицитронеллаль   
Фенилацетальдегид   
Ирисовое масло
Иланг-иланговое масло
   
Сирень    
Пачулиевое масло   

Настой дубового мха
   
Пачули     Настой дубового мха   
Ветиверовое масло   
Пачулиевое масло
   
Пачули    
Мускус амбровый   
Мускус кетоновый   
Настой амбры
Настой мускуса
   
Мускус     Масло жасмина   
Масло нероли   
Масло розовое
   
Жасмин    

Эти отрезки могут быть двух видов:

1) полностью передающие запах цветов, плодов, листьев или других частей растений, т. е. из заранее заготовленных парфюмерных композиций;

2) и передающие только их основной запах.

Готовые парфюмерные композиции состоят или из фаз одной первой группы или из одних фаз второй группы, или, наконец, из сочетания тех и других.

Если мы, в свою очередь, проанализируем фазы первой группы, то есть, полностью передающие запах различных душистых частей растений, то мы обнаружим, что и они, в свою очередь, состоят из отдельных элементов, передающих только основной тон, основной запах других видов растений.

Предположим, что мы проанализируем композицию фиалки: тогда мы найдем в ней также элементы запаха жасмина, розы, гелиотропа и сирени, а в запахе белой акации - жасмина, померанцевых цветов, ландыша и т, д. При этом, эти элементы запаха существуют не только в искусственных парфюмерных композициях, но и в запахах естественных продуктов.

К тому же, если возьмем, например, запах сирени, то мы естественных условиях находим в нем довольно сильные признаки жасмина, ландыша, гелиотропа и, частично, фиалки, большие или меньшие, в зависимости от сорта сирени (белой, персидской т. д.), и иногда доходит до того, что некоторые, особенно выращенные в теплицах, сорта сирени пахнут уже чистым жасмином и вообще мало напоминают по запаху сирень.

Запах жасмина и померанцевых цветов сильно чувствуется в цветах белой акации, запах фиалок - в матеоле, гелиотропе, в мимозе, запах сирени - в ландыше и т. д., и многие цветы по запаху несколько напоминают друг друга.

Как, например, повторения запахов в природе, где растения по запаху сильно напоминают друг друга, можно указать на представителей различных ботанических видов: цветы розы и герани, цветы фиалки и корень ириса, гвоздику и некоторые виды левкоев, цветы белой акации и цветы апельсина, фиалковый лист и зеленые огурцы, и многие другие. Таким образом, в парфюмерных композициях мы наблюдаем такое же явление, какое существует в природных условиях: все количество химически индивидуальных веществ, из которых парфюмер строит многочисленные композиции, ограничено, но измененные количественно и в различных сочетаниях эти вещества дают нам огромное разнообразие запахов.

Парфюмер имеет возможность создать почти неограниченное количество различных запахов композиций соответствующим подбором душистых веществ. Все зависит от характера сочетаний и весовых соотношений. Иногда это достигается лишь некоторым сдвигом запаха в ту или иную сторону, почему некоторые запахи, хотя несколько и напоминают друг друга, но все же они совершенно различны: так, например, на основе запаха ландыша создаются композиции с запахом сирени, липы, цикламена; из запаха гвоздики - запах левкоев; из жасмина - магнолии, бегонии, гардении; из фиалки - цветочной кассии и резеды; из клевера - орхидеи, свежего сена; из гиацинта - душистого горошка; из гелиотропа - белой акации, мимозы, боярышника и т. д.

При этом следует отметить, что нередко имеется огромная разница между химическими составными частями, имеющимися в запахе естественного цветка, т. е. в композициях, созданных самой природой, и искусственно воспроизведенными запахами того же цветка. Для того, чтобы создать запах того или иного цветка, плода и т. д., парфюмер пользуется тем, что элементы запаха, типические черты его, повторяются в природе, так же, как повторяются звуки, цвета и линии. Используя эти элементы для своих творческих комбинаций, парфюмер в состоянии вызвать соответствующие впечатления.

Отсюда станет понятным, почему в композициях, приведенных и табл. 1 и 2, в состав запаха фиалок входит также и жасмин, и роза, и гелиотроп, и сирень; в гелиотроп - жасмин, роза и фиалка и т. д., причем во всех приведенных композициях повторяются элементы запаха.

Попытаемся распределить на отрезки составы четырех разнородных запахов, приведенных в табл. 1, в таком виде, в каком они органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга; попробуем собрать эти «буквы» в «слова» и мы получим картину, в виде которой они представлены в табл. 2.

Из этой таблицы видно, что располагая душистые вещества по положенным им местам, соответственно группируя составные части этих композиций, выводя из «хаоса», нагромождения душистых веществ, и путем приведения их в соответствующий порядок, оказывается, что они подчиняются закономерному распределению на сочетания (отрезки), каждому из которых присуща одна какая-либо функция, свойственна одна типическая черта, один специфический запах, повторяющийся в целой группе различных композиций. Отдельные душистые вещества, сами по себе изолированные, группируются в более осмысленные сочетания; из этих сочетаний уже складывается готовый парфюмерный запах. Так звуки, складываясь в мелодии, рождают музыку.

Спрашивается, каким же образом из одних и тех же отрезков, из родственных типических запахов, создается несколько различных цветочных композиций?

Дело в том, что обобщая некоторые типические черты, мы получаем только схему, т. е. предварительный набросок из общих черт, найденных в результате изучения запахов многих конкретных индивидуальных видов цветов и трав. Но для того, чтобы получился живой, художественный, типический образ, обладающий всеми многообразными чертами индивидуального предмета (например, сирени, ландыша, жасмина, фиалки), к этой схеме мы прибавляем некоторые душистые вещества, сообщающие общей композиции индивидуальные черты. Такими веществами в фиалке является, в основном, ионон; в гелиотропе - гелиотропин; в свежем сене - кумарин; в трефле - салицилаты (эфиры салициловой кислоты). Каждое из этих веществ своим преобладанием над общей смесью является как бы наивысшей точкой ее, определяющей тип композиции. Эти вещества в парфюмерии называются ведущими запахами.

Отсюда понятно, почему парфюмер при составлении цветочных композиций несколько ограничен в выборе душистых веществ, подбор которых предопределяется запахом того типа, который он хочет передать.

Вместе с тем, это ограничение не является препятствием к проявлению художественного творчества и рецептура тех или иных композиций с определенным цветочным (и приравненным ему) запахом не является чем-то стабильным, неизменяемым. Наоборот, если мы сравним различные, точно определенные цветочные духи, например, сирень, ландыш, фиалку и т. д., созданные различными парфюмерами, то обнаружим, что при одном и том же тоне в них имеются различные и иногда довольно значительные отклонения от запаха прообраза. Это не всегда зависит от стоимости изделия или неумения парфюмера воспроизвести точный запах цветка, но в не меньшей степени от того, что разные парфюмеры по-разному понимают тот или иной запах и поэтому по-разному его воспроизводят. Поэтому по общему оформлению запаха нередко можно распознать «почерк» парфюмера.

«Почерк» парфюмера, однако, в несравненно большей степени проявляется при создании так называемых фантазийных композиций. Фантазийные композиции, так же как и цветочные, строятся в основном из тех же цветочных отрезков, но отличаются своеобразием компонования. Здесь парфюмер создает новые образы, в жизни не существующие, на основании фантастического синтеза элементов действительности, на основе воображения, то есть, он создает новые образы на основе материала прошлых восприятий. Таким же образом всякие фантазийные парфюмерные композиции ("Шипр", "Голубой ларец", "Жди меня", "Камелия" и др.) являются образами, в жизни не существующими, созданными на основании фантастического синтеза, но построенными на элементах, взятых из действительности (т. е. отрезков различных запахов). Ярким примером фантазийных духов является "По д"Эспань" ("Испанская кожа"), "Русская кожа" и близкие им по запаху, "Жокей-клуб", а затем "Фужер" ("Папоротник") и др. Из практики мы знаем, что ни испанская кожа (седельная), ни русская кожа (юфть) не могут быть названы «душистыми», так как они в основном пахнут дегтем. Но, если отдушить эти кожи веществами гармонирующими с ними по запаху (мускусом, амброй, сандаловым маслом и т. д.), то получаются своеобразные, пронзительные, но теплые, приятные и очень богатые сочетания.

Почти то же сочетание запахов применяется и для духов "Жокей-клуб", потому что верховую езду в седле всегда сопровождают запахи дегтя (седла) и тела (лошади), поэтому эти духи строятся на основе дегтя (запаха седла) и мускуса с амброй, передающих так называемый «животный» запах, запах тела, особенно сильный во время хода лошади.

Из всех существующих в природе видов папоротников нам, пожалуй, неизвестен ни один, который обладал бы более или менее значительным или привлекательным запахом. Однако духи такого наименования выпускаются парфюмерами. В данном случае парфюмер передает не запах папоротника, а окружающей его обстановки - тенистого лиственного леса, где папоротник растет в естественных условиях, окружающих полевых и лесных цветов. Запах тенистого леса передается в основном экстрактом дубового мха, запах полевых и лесных цветов - кумарином (напоминающим запах свежего сена), «темнота» - пачулиевым, ветиверовым и другими маслами.

Аккорды.

Всякая парфюмерная композиция состоит из элементарных частиц в виде отдельных душистых веществ. Эти душистые вещества применяются из-за присущего каждому из них тона, силы и оттенка, а так же, как звуки в музыке, служат материалом для построения парфюмерных произведений. В осмысленном сочетании эти душистые вещества, по аналогии с музыкой, дают нам эстетическое чувство, которое мы испытываем от парфюмерного запаха.

Если мы воспринимаем индивидуальные душистые вещества (например, приведенные в табл. 1) аналогично простым звукам, то простейшие сочетания из них (отрезки, табл. 2) - как звуков единство, т. е. в одновременном «звучании». Сочетания, в которых сопоставляются одновременно несколько тонов, по аналогии с музыкой, могут быть названы аккордами. Здесь, как и музыке, преобладают трехзвучие, четырехзвучие и пятизвучие.

Таким образом, поскольку это касается построения произведений, подтверждается аналогия между простыми звуками и элементарными душистыми веществами, между отрезками и аккордами, между парфюмерной композицией и музыкальной мыслью, музыкальной фазой.

В табл. 2 приведено значительное количество отрезков композиций. Это будут первичные аккорды. Они служат, главным образом, фазами для построения законченного запаха на их основе.

Для изображения того или иного из указанных в табл. 1 и 2 запахов, необязательно брать сочетания из всех указанных для данного аккорда веществ: основной запах гелиотропа определит один гелиотропин, фиалки - один ионон; жасмина - один бензилацетат; клевера - один амилсалицилат, но тогда эта основа окажется как бы однозвучной, слишком примитивной. Более благозвучны сочетания из нескольких первичных аккордов, подобно указанным выше, из смеси нескольких натуральных эфирных масел или их имитации с добавлением или без добавления индивидуальных душистых веществ, или из одного эфирного масла с добавлением индивидуальных душистых веществ. Сами эфирные масла, например, жасмина, розы - являются для парфюмера первичными аккордами, так как они состоят из созданных самой природой сочетаний нескольких индивидуальных химических веществ и воспринимаются нашим обонянием, как единый запах, но они по своему характеру и по своей «элементарности» не могут удовлетворить нас как готовый парфюмерный запах, а лишь одна из составных частей будущей композиции ("звукоряда").

Наконец, готовые парфюмерные смеси являются развитыми аккордами, созидаемыми из сочетания элементарных или сложных аккордов, или же из суммы тех и других.

Ведущие запахи (лейтмотивы).

Если мы обратимся к живописи, то обнаружим, что среди всей массы красок, линий, цветов и оттенков любой картины, любого рисунка, среди основных и второстепенных деталей найдем какую-то деталь, какой-то отрезок, который является основным смысловым, главным моментом, ведущей частью всей картины. Уберем этот отрезок, и произведение иногда частично, а большей частью полностью потеряет свой смысл, а отсюда и свою ценность.

В музыке мы имеем осмысленный последовательный ряд звуков различной или одинаковой высоты, выражающих основную мысль произведения, так называемую мелодию. Эта певучая последовательность звуков принадлежит какой-нибудь гамме или ладу.

Мелодия составляет главный элемент в музыке, и без нее не обходится ни одно музыкальное произведение. Мелодия является основной смысловой частью музыки и в ряде элементов музыкальной выразительности занимает ведущее место, определяя, в основном, содержание музыкального произведения. Мелодия - самое главное в музыкальном произведении, его основа, его напев, который может спеть один голос. Это одноголосно выраженная музыкальная мысль.

Каков характер ведущей части или мелодии в парфюмерии?

Попробуем внюхаться в индивидуальное душистое вещество, например, в ионон, ванилин, терпинеол, и мы обнаружим, что имеем здесь элементарные запахи, одну ноту, и сколько бы мы не внюхивались, даже обладая очень натренированным обонянием, ничего, кроме этой ноты, не найдем.

Попробуем более длительно разнюхивать любой свежий цветок, обладающий запахом, например, цветы ландыша, сирени, фиалки, и убедимся, что имеем здесь какую-то сумму, какое-то сочетание запахов, из которых выделяется одна какая-либо часть - в подавляющем большинстве комплекс, в основном, определяющая запах данного цветка. Это особенно бывает ярким, когда мы нюхаем не одни лепестки, а вместе с чашечками, листьями, стеблем, которые имеют свои запахи, отличные от запаха цветка. Эти при-запахи сообщают свежесорванной ветке с цветами особую прелесть, которая в значительной степени превосходит запах одних лепестков. Но уберем лепестки и оставим остальные части цветка (чашечки, тычинки, пестики, листья, веточки), и тогда вся специфика запаха, присущая данному цветку, пропадет. Вместе с тем, разнюхивая цветок, мы обнаружим, что имеем в нем не застывший, а подвижный запах, в котором элементы его чередуются (колеблются) с большой быстротой, и в них проскальзывает то один, то другой тон. При длительном разнюхивании запаха даже отдельного цветка, листа, можно установить, что он меняется много раз в течение минуты, но какой-то тон или группа тонов выделяется особенно четко и, в основном, характеризует запах, который является для него специфическим.

Совершенно то же самое наблюдается и с духами. Наглядным примером может служить композиция "Фиалка", в которой основной тон, основной характер определяется смесью из ионона, метилионона (или масла фиалкового корневища), ирисового масла и масла фиалковых листьев. Без этого комплекса остальная часть композиции будет невыразительной, не будет пахнуть фиалкой и характер в ней будет потерян.

Небесполезно коснуться и такого факта. По букету вин дегустаторы определяют не только марку, но и год изготовления вина. При этом опытные дегустаторы устанавливают данные моменты и для очень редких и старых сортов вин. Чем же это объяснить? Для этого лучше всего обратиться к самим дегустаторам вин, и они нам ответят, что они запоминают отдельные запахи вин, хотя бы только раз когда-либо услышанные так же, как мы запоминаем отдельные мотивы. Само собою разумеется, что повторение в букете одной какой-либо ноты ничего не может дать, так как элементы запаха часто повторяются в природе, и конечно, также и в самих винах. Только общий букет вина с характерным его оттенком, особенно, вместе с сопровождающими ее дополнительными запахами, могут дать возможность вынести соответствующее заключение.

При этом следует учесть, что букеты вин также представляют собою композиции в одних случаях естественные, зависящие от сорта винограда, и метода его обработки, а в других - искусственные, созданные путем купажа, т. е. смешения нескольких сортов.

Таким образом можно установить, что в парфюмерных композициях, как и в естественных душистых частях растений, мы
имеем какой-то стержень, центральное ядро, которое определяет запах всей композиции, и что ядро состоит большей частью не из одного, а из нескольких элементарных душистых веществ (несколько простых звуков), которые воспринимаются нами не сразу, а в виде определенной последовательности, и которые могут быть названы лейтмотивом данного комплекса.

В парфюмерии под термином «лейтмотив» или «ведущий запах» следует понимать ряд близких или различных по запаху душистых веществ, занимающих ведущее место и определяющих основное содержание, основной запах или характер композиции.

Это - собственная главная нота или верхний регистр, которые, например в цветочных композициях, воплощают все душистые вещества, передающие основной запах соответствующего растения. Эти душистые вещества могут составляться из комплексов или очень редко из одного вещества (например, илаиг-илангового масла для одноименных духов), притом это вещество само по себе уже есть природное сочетание из различных индивидуальных веществ со своим ведущим запахом.

Конечно, не всякое сочетание душистых веществ может служить ведущим запахом: случайное сочетание душистых веществ, взятых вместе, также нельзя назвать ведущим запахом, как нельзя считать мелодией случайный набор звуков, соответственно не связанных вместе, не дающих музыкальной мысли.

Ступени запаха.

В парфюмерии различают три ступени запаха, зависящие как от скорости улетучивания душистых веществ, входящих в состав композиции, так и от явления адаптации - начальная, серединная и остаточная.

Начальным запахом, или I ступенью считается та, которая чувствуется до и вскоре после испарения спирта из духов. Эта ступень решающего значения не имеет.

Самым важным является запах духов в первые 10-12 часов после полного испарения спирта и легколетучих веществ (бензилацетата и т. п.). Духи должны при этом проявлять максимальную стойкость, цельность и красоту, и не должны часто и резко изменять свой запах. В это время наблюдается, если так можно выразиться, гармония испарения. Это будет серединный запах, или II ступень. Длительность сохранения серединного запаха зависит от степени летучести тех душистых веществ, которые были введены в композицию. Наиболее прочные, как пачулиевое, ветиверовое, сандаловое масла и экстракт дубового мха, абсолютные эссенции, кристаллические душистые вещества (гелиотропин, кумарин, искусственные мускусы), смолистые вещества (бензойная смола, стиракс) и животные продукты (натуральные амбра, цибет, мускус, бобровая струя и др.), в зависимости от количества их в композициях, способны влиять на длительность II ступени. Увеличение этой ступени пропорционально увеличению содержания в композиции указанных веществ. Задача парфюмера - добиться максимально возможной длительности этой ступени.

После этого наступает полоса более или менее глубокого изменения (затухания) запаха, причем чувствуется уже не полный букет, а приятно пахнущий остаток, часто имеющий мало общего с серединным запахом, но гармонирующий с ним. В этой III ступени запах носит название остаточного.

Таким образом, в I и во II ступенях запах нарастает, а в III - угасает.

С точки зрения практического применения характерной нотой (базисом) духов является та, которая при действии теплоты тела (поскольку речь не идет о специальном применении, например, в качестве курительного средства, мыла и т. д.) во II ступени дает длительное впечатление. Проба на бумаге не достигает цели, и действительная способность проявления, т. е. развития эффекта смеси душистых веществ, может быть правильно установлена только в контакте с человеческой кожей под влиянием теплоты тела. При этом некоторые запахи значительно усиливаются тепловым излучением тела (мускус и т. д.), другие изменяются или ослабляются.

Становится ясным бесспорно установленный факт неравномерной ощутимости запaxa при употреблении различными лицами одинаковых духов. Летучесть душистого вещества значительно колеблется также, в зависимости от влажности воздуха и атмосферного давления. Этим объясняется известный эффект запаха духов, часто наблюдаемый не только при первом впечатлении, но и при дальнейшем процессе улетучивания составных частей.

Обозначения ступеней I, II и III несколько условны, собирательны, так как одна ступень никогда не перескакивает в другую, не переходит так, чтобы это сразу ощущалось обонянием, а в виду относительной медленности переходов последние совершаются постепенно, и поэтому между ними всегда имеются границы, неуловимые обонянием.

Последовательная смена впечатлений должна быть без скачков, плавной и настолько постепенной, чтобы ступени перехода не могли резко ощущаться нашим обонянием.
________________________________________ _______________________________

1. Ирисовое масло - масло фиалкового корневища.
2. Масло померанцевых цветов - флер д`оранжевое или неролиевое масло.


Очень важно знать, что не все эфирные масла имеют легко текучую консистенцию. Некоторые эфирные масла и масла абсолю имеют смолянистую, густую или почти твердую консистенцию. Например, масло Мирры и Перуанский бальзам похожи на густой мед, фиалка, ваниль, роза застывают при комнатной температуре

Эфирное масло Гваякового дерева имеет очень густую консистенцию. Иногда оно застывает и становится на вид кристаллическим и его можно только «накладывать», словно засахарившийся мед. Согласитесь, что смешивать почти твердые части очень неудобно. Поэтому, прежде, чем использовать эти масла следует провести некоторую подготовку.

Процесс создания духов состоит из нескольких этапов:
1.Создание аромата каждой ноты
2.Смешивание нот в строгой последовательности.
3.Добавление композиции в основу.
4.Созревание композиции.
Первый этап. Создание аромата каждой ноты.
Консистенция эфирных масел.
Очень важно знать, что не все эфирные масла имеют легко текучую консистенцию. Некоторые эфирные масла и масла абсолю имеют смолянистую, густую или почти твердую консистенцию. Например, масло Мирры и Перуанский бальзам похожи на густой мед, фиалка, ваниль, роза застывают при комнатной температуре. Эфирное масло Гваякового дерева имеет очень густую консистенцию. Иногда оно застывает и становится на вид кристаллическим и его можно только «накладывать», словно засахарившийся мед.
Согласитесь, что смешивать почти твердые части очень неудобно. Поэтому, прежде, чем использовать эти масла следует провести некоторую подготовку.
Нагревание.
Вам понадобится водяная баня, отдельная чистая емкость, например: пробирка или флакон с крышкой. В емкость вы поместите нужное количество масла для работы. Имейте ввиду, что нагревание не должно быть долгим, это может отразиться на качестве масла. Процедура не должна занимать около 10 минут. Какие то масла разойдутся за 1-2 минуты, а для других понадобиться больше времени. Нагревание емкости с эфирным маслом должно быть постепенным. Не рекомендуется сразу емкость помещать в кипяток - она может треснуть.
Например, Розу Галльскую можно разогреть на водяной бане чуть выше комнатной температуры. Для разведения гваякового дерева вам потребуется очень горячая вода и больше времени.
Разбавление.
Застывшее эфирное масло можно разбавить спиртом в пропорции 1 к 3 или другим, более жидким эфирным маслом. Добавьте несколько капель масла, в флакон и тщательно встряхните до полного его растворения. Это могут быть эфирные масла, которые вы планируете использовать в композиции для создания базовой ноты. Разбавление эфирным маслом удобно при работе над масленными духами.
Абсолюты обладают очень концентрированным ароматом и уже поэтому их следует развести спиртом или другим жидким эфирным маслом перед тем как использовать. Пропорция 1 к 3 и более, где 1 часть абсолю, а 3 части - спирт. Если вы создаете спиртовые духи. Если же вы готовите аромат для масляных духов, то разведите его на масле.
Имейте в виду, что некоторые абсолюты не растворяются в масле. Это абсолю пчелиного воска и какао.
СО2-экстракты очень густые и маслянистые жидкости, внешне скорее напоминают мазь, а не масло. К ним можно применить упомянутые выше меры.

Подбор масел для композиции.
Подбирая ароматы, можно утратить способность к обонянию. Многие считают, что аромат кофе – восстановит ваше обоняние и можно смело продолжать поиск. Думаю, что это очередной миф. Я использую масло базилика.
Подбором ароматов лучше заниматься в хорошо проветриваемом помещении и делать небольшой перерыв. Если вы ощутили головокружение или тошноту, то это значит, что вам нужно прогуляться или выпить чашку чая, отдохнуть и немного проветриться на балконе или вокруг дома. Эфирные масла имеют способность влиять на состояние человека как положительно, так и отрицательно, особенно в том случае, если аромат «не ваш».
Мы уже знаем о том, любая классическая композиция составляется по принципу основанном, на степени летучести эфирных масел. Немного повторимся… - это три фазы аромата:
Первая фаза - голова (5 -20 минут). «Голова» очень важна, так как это первое впечатление о композиции. По этим нескольким штрихам мы решаем, нравится аромат или нет.
Вторая фаза - сердце (20 минут – 1 час). Это середина аромата. Она связывает верхние и нижние ноты. Сердце испаряется медленно, источая все оттенки и краски.
Третья фаза – основа (до 8 часов). Самая длинная по продолжительности фаза. Она остается в нашем восприятии, как напоминание об аромате. Эта нота является основой в духах, и часто используется в роли фиксатора (закрепителя) аромата.
Поэтому, что бы сделать правильную композицию, в своем арсенале вы должны иметь несколько масел с разной степенью летучести.
Например,
верхняя – бергамот, лимон, мята, апельсин, розовое дерево
средняя – илан-иланг, герань, пальмароза, морковь, розмарин, тимьян, фиалка, жасмин
низкая – пачули, ветиверия, кедр, сандал, гвоздика (бутон), корица (кора), ирис (корень), имбирь
Все эфирные масла подбираются на ваш вкус и пристрастия.

Для фиксации аромата можно применить Диэтилфталат - искусственно произведенный фиксатор аромата. Он часто применяется в промышленной парфюмерии. Это вещество не пригодно для терапевтических духов, лучше применять аромафикс или другой «зеленый» фиксатор.
Для работы Вам понадобятся блоттеры. Желательно, что бы они были из плотной многослойной бумаги, белые, длиной около 10 см, шириной 1 см. На них вы будете наносить по капле каждое отдельное эфирное масло. Будет лучше, если вы сначала сделаете надпись, а уже потом капните масло. Для этой процедуры можно использовать стеклянную палочку или шприц (через шприц можно получить micro–каплю), тогда эта процедура не будет очень расточительной. Во время подбора старайтесь блоттеры между собой не соприкасать, в противном случае, все ароматы перемешаются и вы не получите чистый эксперимент.
Теперь нанесите на блоттеры все эфирные масла, из которых вы предполагаете сделать композицию. Прочувствуйте каждый аромат в отдельности. Те ароматы, которые вы бессознательно отвергли - отложите в сторону – они не ваши.
Подготовьте несколько вариантов верхних, средних и нижних ароматов, разделите их по степени летучести. Так вам будет удобнее работать.
Определив, какой аромат будет в роли основы для верхней, средней и нижней ноты, можете начинать работать с каждой нотой в отдельности, добавляя в них комплимнтарные ароматы.
Рассмотрим на примере создания средней ноты.
Вы решили, что это должен быть иланг-иланг. Берем в руку блоттер с этим маслом и подносим к носу. Если вас не устраивает этот аромат в чистом виде, например, он кажется вам слишком приторным, то вы можете разбавить его комплиментами. К основному аромату старайтесь не добавлять более трех комплиментарных ароматов. Их максимальное количество составляет около 30% (3:7). Даже если вы не добились желаемого результата, то не отчаивайтесь. На всех этапах создания духов, вы можете корректировать запах, добавляя в композицию те или иные эфирные масла.
Создавайте композицию с учетом всех приведенных выше данных в части 3.
Итак, когда вы подготовили все три ноты, приступаем к следующему этапу.

Второй этап. Смешивание нот в строгой последовательности.
Все ноты смешиваются в строгой последовательности.
1я - Сердце (средние)
2я - База (нижние)
3я - Голова (верхние)

У вас есть в наличии все три ноты в отдельности. На один блоттер капните каплю из смеси ноты сердца, на другой ноту основы – поднесите к носу. Послушайте это сочетание. Если оно вас не устраивает, то вы можете «поиграть» с концентрацией эфирных масел. Должно пройти не менее 2 часов, что бы понять, как звучат эти ноты. Можно использовать многослойную бумагу или носовой платок, можно нанести аромат на свою кожу. В течение 2-3 часов аромат будет, словно распадается на невидимые части. Он проявится во всех своих оттенках. Вам нравится? Отлично. Это момент истины, ваш выбор, который зависит от вашего восприятия. Вы нашли нужное вам сочетание. Запишите эту композицию и переходим к следующему шагу.
После того, как вы определились с сердечной и базовой нотой, начинаем смешивать топ-ноту, самую верхнюю ноту в композиции. Для этого соедините все три ноты в одно целое, и выполните все те же действия. Топ ноты тестируются быстрее, около 30 минут. Прочувствуйте всю прелесть вашей композиции, если требуется, то увеличьте концентрацию летучих масел.
Внимание! Многие делают ошибку и на этом этапе смешивают все три ноты воедино. Нет! Этого делать не следует. Каждая нота растворяется по отдельностии фиксируются основой, и только потом смешиваются между собой. Иногда можно в течение нескольких дней создавать только одну ноту.
Не забывайте записывать все ваши действия на каждом из этапов. Может случиться так, что какое-то данное выпадет из вашей памяти и в следующий раз вам придется все повторить заново. Но!…если вы обладаете уникальной формулой ваших духов, то в любой момент вы сможете прибегнуть к ней и приступить сразу к этапу смешивания и нанесения на основу.
Отмечу, что особую роль играет ваш личный опыт. Если вы много и долго используете разнообразные натуральные ароматы в свой жизни, то вы как опытный повар, ничего не пробуя, способны сотворить шедевр. И наоборот, можно долго принюхиваться и сделать…ххх…
Третий этап. Добавление композиции в основу.
Духи могут быть масляными, спиртовыми, твердыми и сыпучими.
Вот здесь хочу маленьку вставочку сделать, возможно, она покажется кому то глупой, но я сама видела этот рецепт на форуме от одной начинающей дамы.
Рецепт довольно длинный, я прикреплю лишь выдержку.«…30 капель 14% сандала на масле виноградной косточки… долила до верха спиртом… не расстворилось…»
Ну конечно не растворилось! Потому, что масло виноградной косточки жирное. Оно не может растворяться спиртом, даже 96%. Если вы решили создавать парфюм спиртовой, то компоненты не должны быть на масляной основе и наоборот. Это разные духи. Иначе - перевод продуктов и средств. (О.Ш.)
После того как вы определились с формулой и ваша композиция готова, она может получить носитель. Носителем духов может являться спирт, масло, воск и пудра. Все зависит от того, что и как быстро вы хотите получить в результате.
Будьте готовы к тому, что одни и те же эфирные масла в масле или спирте будут пахнуть совершенно по-разному.
Правило смешивания с основой, как было уже сказано выше, для всех видов носителей гласит: Сначала в основу добавляется нота сердца, затем нота базы и в конце топ – ноты, (голова).
1.Масляные духи прекрасно играют на коже. Они отличаются долговечностью, но их аромат более сдержан, чем у спиртовых духов. Они не требуют длительной выдержки и могут быть готовы уже через неделю.
Терапевтические духи как правило, создаются на основе масла. Масло впитывается в кожу, унося за собой аромат эфирных масел. Проникая в кровоток, эфирные масла работают на Ваше состояние, улучшают процессы всех систем организма, корректируют и привносят жизнь и энергию. Масляные духи предназначены для нанесения только на кожу. В этом случае, они благодарно раскроют свой аромат.
Масляные духи делаются на основе жирного растительного рафинированного дезодорированного (без запаха) масла или масленного мацерата (инфуза)>>> Это ароматные целебные настойки на различных частях растения. Они могут выполнять роль не только базы, но также ароматического компаненты в композиции.
Иногда духи создаются на основе минерального масла, но в этом случае, масло не впитываются кожей, а оставляет жирную пленку, что согласитесь, не приводит к поставленной задаче. Поэтому, если хотите сделать что-то стоящее, то используйте косметические натуральные растительные масла. Например, миндаль, абрикос, персик и другие. Каждая нота композиции добавляется в масло по отдельности. И только потом воссоединяться в одном флаконе.
Недостатком масляных духов является то, что они оставляют жирные следы на одежде и делают волосы сальными, если конечно наносить их на волосы и одежду.
Концентрация: Для масляных духов концентрация эфиров должна быть примерно 10%. Например, если вы делаете 10 мл духов, то смесь эфирных масел - 1 мл, а жирного масла – 9 мл. Но это не должно вас ограничивать. Если вы хотите усилить интенсивность вашего парфюма, то можете ее увеличить. Жирное масло является всего лишь носителем, растворителем, закрепителем аромата. Многие любители ароматов соединяют эфирное масло непосредственно в арома-кулоне в чистом виде, без растительной основы, …правда это сложно назвать духами, скорее, ароматическим миксом.
Так же, следует напомнить, что если Ваш индивидуальный парфюм удался, то вы перестаете ощущать его на себе уже через несколько минут. Законы парфюма>>>
2.Твердые духи, благодаря своей мягкой, кремообразной консистенции, предназначены только для нанесения на кожу. Как и масляные духи, они созревают около недели и оставляют жирные пятна на одежде.
Для основы твердых духов, как правило, используется пчелиный воск и растительное масло. В пропорции 1:2, где растительное масло занимает 2 части.
Технология: Делать твердые духи нужно незамедлительно, так как основа быстро застывает. Приготовьте заранее флакончик, баночку, использованную пудреницу, футляр из-под губной помады …(и бог знает, что еще вам придет в голову)… Это емкость, которую вы заполните ароматической пастой.
Пчелиный воск следует растопить на водяной бане или в микроволновке (не кипятить!). Дайте ему остыть и пока воск еще теплый, но уже не затвердевший - смешайте с растительным маслом. Можно использовать маленький венчик. Затем добавьте в основу композицию эфирных масел в строгой очередности (сердце, основа, голова). Быстро разлейте готовые духи в емкость для хранения. Теперь положите их в темное теплое место и через неделю вы можете их использовать.
3.Спиртовые духи очень интенсивны и насыщены, но к сожалению - быстро улетучиваются. Их отличает долгий период созревания – от двух недель до трех месяцев. Духи на спиртовой основе можно наносить на одежду, при условии, что они сделаны на светлой тинктуре. Темные духи могут оставить на одежде пигментные пятна. Духи обычно - очень концентрированный аромат.
Вы можете их делать на чистом спирте, а можете использовать настойки на спирту - тинктуры. Тинктуры, уже обладают своим собственным ароматам и могут являться полноценным участником ароматической композиции. Они способны восполнить редкие запахи, а так же украсить смесь цветом. Цвет тинктуры зависит от растения на котором она настаивалась. Создание тинктуры>>>
Туалетная и парфюмированная вода делаются с добавлением воды.
При разбавлении водой, спирт может стать мутным. Известно, что вода является прекрасным растворителем. Поэтому она может содержать множество различных примесей. Старайтесь использовать дистиллированную воду. В самом крайнем случае, вода может быть кипяченой или талой. Важно, чтобы она была мягкой. И обязательно нужно лить спирт в воду, а не наоборот. (концентрация 40-45%). Если все же сместь осталась мутной, попробуйте профильтровать.
Спирт должен быть не менее 96%, иначе эфирное масло не раствориться. В крайнем случае, 70%, но в этом случае воду добавлять не обязательно.
Если вы создаете:
1. Духи, то должны знать, что концентрация эфирных масел в духах - от 15 до 40 %. (20% от общего количества). Это на 10 мл спирта - 1-2 мл смеси эфирных масел.
2.Парфюмированная вода или туалетные духи - концентрация эфирных масел 10-20%. (10% от общего количество). На 9 мл 80% спирта - 1 мл эфирных масел
3.Одеколон - концентрация эфирных масел 3-8% (около 5% от общего количества), где на 50 мл 70% спирта -15-30 капель эфирных масел.
Для удобства могу привести данное из таблицы капель в 1 мл эфирного масла (мяты перечной) содержится около 35 капель.
Имейте ввиду, что все масла разные по консистенции и при использовании капельника формируют индивидуальное количество капель.
Технология: Растворяйте в строгой последовательности каждую отдельную ноту в спирте. (сердце, основа, голова). После растворения эфирных масел, не смешивайте все три ноты воедино. Дайте им настояться около 30 минут. Пусть эфирные масла привыкнут к основе, раствориться в ней смешаются, подружатся и породнятся. Теперь каждая отдельная нотка будет закреплена носителем и будет играть свою роль в нужное время. Через некоторое время смешайте их между собой, встряхните и уже потом добавьте дистиллированную воду, в соответствии с тем, что вы хотите получить: духи, туалетную или парфюмированную воду.
Для начала, можно приготовить пробник. На 20 капель спирта вам понадобиться 10 капель смеси эфирных масел. Приготовив пробный вариант, вам станет понятно – удачна ваша композиция или нет.
После того, как вы добавили смесь эфирных масел в основу, закройте емкостьи поставьте в темное место до полного созревания. В этот период не забывайте встряхивать смесь каждые 2-3 дня.
Духи, выполненные на основе тинктур, меньше отдают спиртом. Чем разнообразнее и насыщеннее тинктура, тем меньше следов спирта.
Внимание! Чтобы ваша композиция не «отдавала» ароматом спирта, вам поможет глицерин.
Перед добавлением эфирного масла в спирт, нужно добавить порцию глицерина и все тщательно взболтать.
Пропорции:
96% спирт или антисептический раствор - 50% или 50 мл
дистиллированная вода - 25% или 25 мл
глицерин - 5 % - или 5 мл
парфюмерная композиция - 5 % - 5 мл

4. Пудровые духи - сыпучие. Понятие «пудровые» относятся к приглушенным изысканным, деликатным ароматам. Делаются на основе талька, рисовой пудры или пудры без запаха. В качестве наполнителя используют самые дорогие ароматы: жасмин, розу, фиалку, ирис, нероли, туберозу… Иногда используют синтетические наполнители такие как: сирень, ландыш, зеленый чай, пион и др. Пудровые духи применяются для ухода за телом, для ароматического расчесывания волос, для личной гигиены, для ухода за опрелостями у ребенка (с римской ромашкой или лавандой). А так же, применяются для ароматизации платяных шкафов. Ароматная пудровая смесь особенно пользуется большим спросом у полных женщин (…они знают, что с этим делать!)
Технология: В стеклянную емкость с широким входом и герметично закрывающейся крышкой поместить парфюмерную смесь (20 капель - 300 мл). Равномерно распределить жидкость по стенкам емкости и уже затем засыпать носитель аромта. Плотно закрыть и несколько раз встряхнуть. Носителя должно быть в 2-3 раза меньше емкости, что бы пудра хорошо перемешивалась. Встряхивать по мере созревания. Через 1-2 недели у вас готовый пудровый парфюм. Подготовьте специальный мешочек. Снаружи он делается из шелка или атласа, а внутрь вкладывается бумажная прослойка из пористой, но плотной бумаги или флизелин…главное, что бы содержимое не сыпалось, а источало аромат.
5. Саше (Sashet) с добавлением эфирного масла. Саше, чаще всего, красивые рукотворные изделия. В них вложено творчество и душа хозяйки дома. Саше очень медленно и ненавязчиво источает аромат. Его помещают в шкафах с одеждой и бельем для аромата и от моли. Саше, в виде мешочка, можно прикрепить к вешалке с одеждой, а подушечку положить на полку среди нательного или постельного белья. Его можно использовать для спальни в изголовье кровати, для улучшения сна, в детской комнате, можно подвесить на кухне для аромата. По старинному поверью, Саше с ароматными травами является оберегом. Оно предохраняет дом от зависти и злых духов, охраняет покой внутри семьи. В этом случае, Саше можно увидеть висящим при входе в дом или, например, на спинке супружеской кровати. Во многих этнических культурах принято носить небольшие мешочки с травами на шее, как талисман или как амулет, в этом случае Саше выполняет роль индивидуальных духов.
Технология:
1. Нужно сшить небольшой тканьевый мешочек или подушечку с петелькой или ленточками для удобного подвешивания. Ткань, желательно, используйте из натурального волокна (шелк, лен, хлопок). Это будет красивая оболочка для основного, наполненного Саше. Здесь Вы можете дать полную волю вашей фантазии: украшайте его бисером,бусинками и пайетками, вышивкой или кружевами…
2. Затем сшейте второй мешочек. Второй, внутренний мешочек делается из флизелина или плотной ткани, например, из тика. Его размер следует сделать меньше на 3 мм, что бы он легко вставлялся в основной декоративный мешочек. Он выполнит роль фильтра и предотвратит проникновение травяного сбора наружу.
3. Предварительно подготовьте сбор трав или лепестков цветов, специй. Все просушите в теплом помещении. Затем, наполните мешочек из флизелина высушенными ароматными травами и листьями растений.
4. Сделайте ароматную композицию и добавьте ее в Саше.
5. Вставьте мешочек с наполнителем в декоративный и тщательно завяжите или зашейте отверстие.
6. Далее, по мере улетучивания можно добавлять эфирные масла.
Примечание. В некоторых случаях, в Саше можно помещать крупу, например просо, а уже на крупу капнуть несколько капель эфирного масла. Любая крупа содержит липиды (жирные масла) и хорошо удерживает запах, а сухие травы и цветы делают аромат эфирного масла более насыщенным, обогащенным.
Для наполнения подойдут:
Травы и листья: мята, липа, смородина, малина, базилик, табак и др.
Лепестки цветов: роза, жасмин, ромашка, шиповник, пион, лаванда, розмарин, фиалка, клевер и др.
Цедра: апельсина, мандарина, лимона, грейпфрута и др.
Специи: перец, гвоздика, корица, кардамон, фенхель, анис…
Крупа: просо, овес, пшеница, гречка и др.
Четвертый этап. Созревание композиции.
После приготовления смеси, ее нужно поместить в бутылочку с плотной крышкой из темного стекла и поставить в темное теплое место. Духи должны созреть. Как правило, это занимает:
- 4-5 недель, а иногда и до 3-х месяцев - для спиртовых духов.
- 1-3 недели - для масляных, твердых и сыпучих.
- Саше можно использовать сразу.
По мере созревания вы можете тестировать композицию, нанося каплю смеси на блоттер, оценивать аромат и при необходимости вносить изменения.
Первые 2 недели он может вас неприятно удивить оттенками ацетона. Пусть это вас не беспокоит – это идет реакция, где компоненты вступают в взаимодействие, как бы привыкая друг к другу.
Если, в период созревания вашей композиции, вы определили момент аромата, который вам наиболее приятен, то на этом этапе можно дополнительно добавить фиксатор аромата или несколько капель эфирного масла, обладающего фиксирующими способностями. Например, Шалфея мускатного, Дубового мха… В этом случае нужно продлить время созревания вашего парфюма.
Вы должны понимать, что желаемый аромат достигается путем проб и ошибок. Не отчаиваетесь, если не получилось сразу.
На исходе четвертой недели, ваши (спиртовые) духи раскроются как цветок, и вы сможете заслуженно пользоваться результатами своего творчества.
После созревания, духи (спиртовые) нужно процедить через ватный диск или многослойную марлю так, как наверняка выпадет осадок из тяжелых фракций. Затем перелить в темный флакон с герметичной и крышкой и поставить в прохладное место. Но можно и не фильтровать. Незначительный осадок допускается для натуральных духов.
По мере необходимости, духи можно отлить в удобный флакон с пульверизатором, аппликатором или роллером (для жирных духов). Хранить духи можно около года. Поэтому, не рекомендуется делать слишком большие объемы.
Индивидуальные духи - это плодотворная почва для вашего творчества. Вы можете сочинять любые композиции, с разными оттенками ароматов, на любой, даже самый изысканный вкус!



Загрузка...