paradisemc.ru

Рокотов портрет салтыковой дарьи николаевны. «Именовать сие чудовище мущиною»: история помещицы Дарьи Салтыковой, замучившей больше сотни своих крепостных. Набожная девушка из хорошей семьи

21 февраля 2018

В основу стартовавшей на телеканале «Россия-1» многосерийной драмы «Кровавая барыня» с Юлией Снигирь в главной роли легла биография самой жестокой женщины в русской истории – безжалостной помещицы Дарьи Салтыковой

Кадр из сериала «Кровавая барыня»

Как только не называли Дарью Салтыкову , вошедшую в историю под именем Салтычихи , современники и потомки – «черной вдовой» и «черной злодейкой», «сатаной в юбке», «дворянкой-садистской», «серийной убийцей», «кровавой помещицей», «троицкой людоедкой», «маркизом де Садом в женском обличьи»… Ее имя много десятилетий произносили с содроганием, а императрица Екатерина Великая в приговоре злодейке, который она лично переписывала несколько раз, даже избегала называть эту женщину-монстра «она».

История, рассказанная режиссером Егором Анашкиным в новом сериале «Кровавая барыня», близка к тому, что произошло в реальной жизни, но во многом мягче, чем суровая действительность. Потому что, если бы режиссер экранизировал самые страшные зверства, которые, как рассказывают, учиняла Салтычиха, – фильм, скорее всего, просто бы запретили.

Леди Макбет Подольского уезда


Дочь столбового дворянина, потомка петровского сподвижника Николая Иванова , Дарья стала Салтыковой в 20 лет, выйдя замуж за ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Салтыкова . Это был типичный брак для своего времени – два знатных рода объединились, чтобы преумножить богатство. Особых свидетельств ненависти к мужу, равно как и адюльтера со стороны молодой жены, правдоподобно показанных в фильме «Кровавая барыня», историкам не попалось. Точно так же остается неизвестным, от чего глава семейства скончался через шесть лет брака, оставив 26-летнюю вдову с двумя сыновьями на руках – и огромными деньгами. Впоследствии возникали версии, что Салтыкова сама избавилась от мужа, но они историкам кажутся беспочвенными.

Так как ее мать (которая в реальности вовсе не была маньячкой-убийцей) и бабка жили в монастыре и отказались от семейного состояния, Дарья Николаевна оказалась баснословна богата. В ее владении было около 600 душ, обширные поместья в Вологодской, Костромской и Московской областях, несколько усадеб, в том числе в подмосковном селе Троицкое Подольского уезда, где она проводила большую часть времени. В Москве, в районе Кузнецкого моста, у нее был шикарный особняк.

Вдова вела светский образ жизни и одновременно слыла очень набожной – несколько раз в год совершала паломничество к святыням, не жалела денег на церковные нужды. О страшных «забавах» Салтычихи стало известно лишь спустя несколько лет. В 1762 году двое крестьян, потерявших от рук помещицы нескольких жен одну за другой, смогли передать жалобу на 32-летнюю помещицу-садистку.

Было начато расследование – и стали открываться ужасающие подробности. Крестьяне жаловались на хозяйку уже около пяти лет, но благодаря связям знатной помещицы бумагам ход не давали, а судьба жалобщиков оказывалась незавидной – одних за клевету наказывали кнутом и отправляли в Сибирь, другие, по возвращении, попадали в руки жестокой хозяйки – и исчезали. Всего следствию удалось обнаружить бесследное исчезновение 138 крепостных душ.

Таинственная страсть

По рассказам свидетелей, свои садистские наклонности Салтычиха начала проявлять примерно через полгода после смерти мужа. В фильме «Кровавая барыня» показывается, что первые признаки психического заболевания проявились у помещицы еще в раннем детстве – но историки таких свидетельств не нашли. Впрочем, режиссер отмечает, что он не ставил своей целью снять исторический фильм, «Кровавая барыня» — это, скорее, страшная сказка.


По всей видимости, Дарья Салтыкова начала «трогаться» умом именно после смерти супруга. По версии современной психиатрии, у нее была эпилептоидная психопатия – расстройство психики, при котором у человека часто случаются «приступы» садизма и немотивированной агрессии.

Первые жалобы на ее зверства, которые были уже далеко не единичными, датируются 1757 годом. С каждым годом Салтычиха становилась все более жестокой и изощренной. По рассказам крепостных, она секла их до смерти – а если уставала, передавала кнут или плеть помощникам — гайдукам, вырывала у женщин волосы на голове или поджигала их, клеймила уши молодух каленым железом, обваривала кипятком, замораживала до смерти на морозе или в ледяном пруду зимой, даже хоронила заживо.

Особенно часто жертвами Салтычихи становились молодые девушки, служившие в доме, – злость помещицы могла вызвать, скажем, неправильно прибранная постель или плохо подметенный пол. Провинившихся она нередко забивала прямо на месте. Есть версия, что помещица испытывала к красивым женщинам сексуальное влечение. Эта страсть пугала ее, разрушала психику – и заставляла идти на преступления.

Между тем, известно о вполне «нормальной» любви Дарьи Салтыковой, которая также чуть не закончилась преступлением. Однажды объектом ее страсти стал инженер-землемер Николай Тютчев , дед знаменитого русского поэта. А после того, как он женился на другой, злодейка решила расправиться с ним и разлучницей. Она несколько раз планировала их убийство – но каждый раз ее планы срывались.


Дело о пропавших душах

Самый страшный слух, который распространяли о помещице Салтыковой, – что она пила кровь юных девушек и была людоедкой. Этим, мол, объяснялось то, что тел или захоронений большинства душ, числившихся бесследно пропавшими, во время следствия, которое длилось больше пяти лет, обнаружить так и не удалось. Все дело строилось на рассказах крепостных.

Тем не менее следствие сочло доказанными 38 случаев убийств и пыток дворового люда. Этого было достаточно, чтобы отправить Дарью Салтыкову на плаху.

Есть версия, что громкое дело Салтычихи было выгодно Екатерине Великой и ее сторонникам – чтобы морально ослабить Салтыковых и не допустить даже гипотетической возможности занять русский престол представителям немецкой династии Вельфов , к которой принадлежали трое трагически погибших русских императоров (Петр II , Петр III и Иван VI ) и которая состояла в родстве с Салтыковыми. Поэтому, вполне возможно, что историю преступлений помещицы могли раздуть.

В самый последний момент Екатерина заменила смертную казнь пожизненным заключением в особой, «покаянной» подземной камере – без света и общения с людьми. Помещицу императрица именовала не иначе, как «он» — историки считают, что таким образом Екатерина лишила ее не только дворянства, но и права зваться женщиной.

Через 11 лет Салтычиху перевели в камеру с окном, также к месту ее заключения стали допускать посетителей – посмотреть на злодейку через решетку. В последние годы своей жизни узница уже вела себя как настоящая сумасшедшая – громко бранилась, плевалась, пыталась тыкать в зевак палкой.

А была ли красавица?

Внешность Салтычихи – еще одна тайна за семью печатями. В фильме «Кровавая барыня» ее играет темноволосая стройная красавица Юлия Снигирь . По свидетельствам современников, в юности Дарья Иванова-Салтыкова действительно была очень хороша собой. Но вот как она выглядела – доподлинно не известно.

Чаще всего за портреты Дарьи Николаевны Салтыковой принимали многочисленные портреты ее тезки и родственницы по мужу Дарьи Петровны Салтыковой , урожденной Чернышевой , супруги генерал-фельдмаршала Ивана Петровича Салтыкова , которая была младше помещицы на 9 лет.

Уже в наше время историкам удалось доказать, что все портреты, которые считались портретами Салтычихи, на самом деле изображают других женщин. Сохранились свидетельства видевших Салтыкову уже в преклонном возрасте, во время ее заточения – они рассказывали, что она «была полной женщиной».

Что удивительно – душегубка, отличавшаяся отменным здоровьем, дожила до 71 года. Похоронили Дарью Салтыкову на кладбище Донского монастыря, рядом с родными. Но навещать ее могилу желающих не было.

Иван Николаевич Крамской был замечательным русским художником, вдохновителем и организатором течения передвижников. В своих работах они призывали отойти от сухого академизма и писать картины, отражающие насущные проблемы общества. Крамской был превосходным портретистом, и одна из его лучших работ - портрет Салтыкова-Щедрина.

Крамской-портретист

В портретах Крамского, даже заказных, можно увидеть то же стремление к правде жизни, что и в жанровых полотнах передвижников. Долгое время портретируемую модель изображали при полном параде, разодетую, напудренную, а часто художник еще и безбожно льстил ей своей кистью. Такие портреты и назывались парадными. Их вешали в гостиной, чтобы похвалиться перед гостями, и хранили в фамильных галереях для благодарных потомков. Позже на смену им пришли психологические портреты. Здесь для художника уже было важно не желание угодить заказчику, а возможность отразить его внутренний мир. В работах талантливых художников можно прочесть все движения души портретируемого, характер, отношение к миру. Хороший живописец должен не только мастерски владеть кистью и техническими приемами, но и быть отличным психологом. Именно таким художником и был Иван Николаевич Крамской.

Он писал наших выдающихся соотечественников: Льва Толстого, Павла Третьякова, императрицу Марию Федоровну, императора Александра III, Отто Струве, Аполлона Майкова, Ивана Шишкина. Его кисти принадлежит и портрет Салтыкова-Щедрина, известного русского писателя.

История создания

Коллекционер Павел Третьяков решил создать в своем музее галерею выдающихся соотечественников, которые внесли свой вклад в развитие России. Портрет Салтыкова-Щедрина, предназначавшийся для нее, был заказан Ивану Николаевичу Крамскому. Зимой 1877 года художник начал работу над полотном. Оно было закончено довольно быстро. Однако в первой версии Крамской изобразил только голову писателя, а Третьякову хотелось получить поясной портрет, где было бы видно руки писателя. Чтобы угодить ему, Крамской переделал работу, и в 1879 году портрет Салтыкова-Щедрина был принят заказчиком и помещен в галерею.

Художественный анализ картины

На холсте мы видим выдающегося русского писателя. Это мужчина в возрасте. Он переплел руки и смотрит на зрителя глубоким задумчивым взором. Нельзя назвать его красивым, художник нисколько не польстил своей модели. Впалые щеки, морщины и запавшие глаза не украшают человека. Однако нельзя отрицать, что писатель располагает к себе, хоть и выглядит замкнутым. На его лице мы видим постоянную работу мысли, грусть о непростой судьбе своей бедной Родины. Переплетенные пальцы рук подчеркивают напряжение. Колористически художник решил портрет в темных приглушенных тонах. Из общей гаммы выделяются лишь серьезное лицо писателя и ослепительно-белые манжеты сорочки. Портрет Салтыкова-Щедрина Крамской создал в свойственной ему манере. Простота и выразительность композиции, ясность линий призваны подчеркнуть психологические характеристики модели.

Портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина по праву занял достойное место среди лиц выдающихся русских людей.

  • Это будет статьёй в газету, но тут - фрагмент, обсудить сериал «Кровавая барыня» про Салтычиху.

    В кадре - художник Рокотов; он пишет портрет мадам Салтыковой. Исторический факт? Ни разу. Этого никогда не случалось, просто у авторов нового сериала «Кровавая барыня» (2018) разыгралась буйная фантазия. Хорошо это или дурно? Смотря с какой стороны глянуть. Проект - смелый, лихой, захватывающий. Решён в жанре псевдоисторического триллера . Получился ли, собственно, thrill? Полагаю, нет, ибо thrill and suspense - порождения англосаксонского разума, и посему крепко рулят в британской литературе и голливудских блокбастерах. Русско-европейский ум для этого не приспособлен - мы иные. Мы - философствуем. Пытаемся докопаться до истины. Не пугать нам хочется, а выяснить - отчего Дашенька Иванова превратилась в Салтычиху? К сожалению, достоверности в сериале столь же мало, как в какой-нибудь «Анжелике - маркизе ангелов» или в приключениях штандантенфюрера Максима фон Штрилица. Авторы даже не пытались рисовать историческое полотно - им было важно показать истерзанную женщину, которая мстит всему человечеству за растоптанные иллюзии.

  • На дворе середина XVIII столетия, но куафюра у Дарьи Николаевны - как у героинь Тургенева.

    Дочь психически ущербной матери, запертой в монастырской тюрьме, Дарья и сама - больна. Фатально и неизлечимо. Девочке доказывают, что мама - скончалась, но к полубезумной отроковице является фантом-призрак. «Моя мама не умерла!» - бьётся она в истерике и...тайком от папаши выкалывает глаза своей любимой кукле. Впрочем, пересказывать сериал - дело скучное, да и неблагодарное. Знатокам Галантного века всё это вообще лучше не смотреть - авторы смешали и спрессовали всё, что могли (и особенно - не могли). Перед нами - классицистические постройки (хорошо, хоть не сталинского периода!) и довольно странные костюмы - на дворе середина XVIII столетия, но куафюра у Дарьи Николаевны - как у героинь Тургенева, да и лиф - предполагает, скорее турнюр, нежели фижмы. Интерьеры - набор меблировок «из раньшего времени» , как сказал бы старик-Паниковский.


  • Екатерина и юный Павел. Слева креслице эпохи Ар Нуво. Извините.

    С принцессой Фике - те же проблемы. То мы наблюдаем её приезд из Цербста в 1744 году, а вот она уже «ваше величество Екатерина Алексеевна» и рожает Павла в то время, как матушку Всея Руси - Елисавет Петровну, в принципе, куда-то подевали. Невнятной тенью проскользнул Петер-Ульрих - голштинский чёртушка Пётр III. Кто? Кого? Откуда? Братья Орловы с княгиней Дашковой - мимо кассы. Напомню, что между свадьбой Фике и воцарением Екатерины прошло... 18 (восемнадцать!) лет. Я понимаю, что авторы и не собирались цитировать Ключевского! Но хоть какие-то нормы должны соблюдаться. Нельзя же создавать комикс, пусть и фантазийно-приключенческий. Но! В нашу эру пост-постмодерна зритель и не такое стерпит. В триллер-картине, как ни странно, есть место и юмору, и забавным аллюзиям. Так, авторы вводят в повествование барского сынка Митрофанушку и его трепетную дуру-мать - соседей Салтычихи. Вторая соседка - слепок с гоголевских «приятных дам» или же кумушек из «Дядюшкиного сна» Достоевского.

  • Какая рок-н-ролль-ная муха укусила постановщика танцев?

    Однако следует отметить великолепную игру лицедеев. Юлия Снигирь прекрасно справляется с трудной и - малоприятной, тяжёлой ролью. Это именно то, что Осип Мандельштам называл: «Играй же на разрыв аорты!» Весь ужас в том, что зритель...начинает искренне жалеть Салтыкову. Не мы такие - жизнь такая! Изысканна, холодна и надменна Северия Янушаускайте в образе Фике-Екатерины. Она - в постоянном напряжении. Ежесекундно - ждёт удара. Забыться в объятиях любовника? И это - не повод. Хорош и Фёдор Лавров, изображая растерянного и никем не любимого Глеба Салтыкова, которому осталась одна забава - насиловать крепостных девушек, да и холопкам он - сугубо противен. Трогательная Екатерина Копанова чудесно вписалась в роль крепостной девушки - беззащитной и глубоко несчастной. Как, впрочем, и все тут. Здесь - тупиковый случай, когда в депрессивном психозе пребывают все участники действа : от дворовой девчонки - до железной валькирии Фике...

  • Иван Николаевич Крамской был замечательным русским художником, вдохновителем и организатором течения передвижников. В своих работах они призывали отойти от сухого академизма и писать картины, отражающие насущные проблемы общества. Крамской был превосходным портретистом, и одна из его лучших работ - портрет Салтыкова-Щедрина.

    Крамской-портретист

    В портретах Крамского, даже заказных, можно увидеть то же стремление к правде жизни, что и в жанровых полотнах передвижников. Долгое время портретируемую модель изображали при полном параде, разодетую, напудренную, а часто художник еще и безбожно льстил ей своей кистью. Такие портреты и назывались парадными. Их вешали в гостиной, чтобы похвалиться перед гостями, и хранили в фамильных галереях для благодарных потомков. Позже на смену им пришли психологические портреты. Здесь для художника уже было важно не желание угодить заказчику, а возможность отразить его внутренний мир. В работах талантливых художников можно прочесть все движения души портретируемого, характер, отношение к миру. Хороший живописец должен не только мастерски владеть кистью и техническими приемами, но и быть отличным психологом. Именно таким художником и был Иван Николаевич Крамской.

    Он писал наших выдающихся соотечественников: Льва Толстого, Павла Третьякова, императрицу Марию Федоровну, императора Александра III, Отто Струве, Ивана Шишкина. Его кисти принадлежит и портрет Салтыкова-Щедрина, известного русского писателя.

    История создания

    Коллекционер решил создать в своем музее галерею выдающихся соотечественников, которые внесли свой вклад в развитие России. Портрет Салтыкова-Щедрина, предназначавшийся для нее, был заказан Ивану Николаевичу Крамскому. Зимой 1877 года художник начал работу над полотном. Оно было закончено довольно быстро. Однако в первой версии Крамской изобразил только голову писателя, а Третьякову хотелось получить поясной портрет, где было бы видно руки писателя. Чтобы угодить ему, Крамской переделал работу, и в 1879 году портрет Салтыкова-Щедрина был принят заказчиком и помещен в галерею.

    Художественный анализ картины

    На холсте мы видим выдающегося русского писателя. Это мужчина в возрасте. Он переплел руки и смотрит на зрителя глубоким задумчивым взором. Нельзя назвать его красивым, художник нисколько не польстил своей модели. Впалые щеки, морщины и запавшие глаза не украшают человека. Однако нельзя отрицать, что писатель располагает к себе, хоть и выглядит замкнутым. На его лице мы видим постоянную работу мысли, грусть о непростой судьбе своей бедной Родины. Переплетенные пальцы рук подчеркивают напряжение. Колористически художник решил портрет в темных приглушенных тонах. Из общей гаммы выделяются лишь серьезное лицо писателя и ослепительно-белые манжеты сорочки. Портрет Салтыкова-Щедрина Крамской создал в свойственной ему манере. Простота и выразительность композиции, ясность линий призваны подчеркнуть психологические характеристики модели.

    Портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина по праву занял достойное место среди лиц выдающихся русских людей.

    Помещица Салтычиха – имя нарицательное в истории России. Столбовая дворянка, «прославившаяся» садизмом, изощрённая убийца нескольких десятков своих крепостных, она и сегодня наводит ужас на современников.

    Родилась Дарья Николаевна Салтыкова в марте 1730 года в семье столбового дворянина Николая Автономовича Иванова и Анны Ивановны Давыдовой. В её роду были вельможи со звучными фамилиями – Давыдовы, Мусины-Пушкины, Строгановы и Толстые.

    Жила юная Дарья Салтыкова в роскоши: её дед – Автоном Иванов – в своё время верой и правдой служил и скопил потомкам огромное наследство. Даша росла на радость родителям умницей и красавицей, выделяясь среди прочих чрезвычайной набожностью.

    Личная жизнь

    Замуж красавица вышла за знатного жениха: ротмистр лейб-гвардии Конного полка Глеб Алексеевич Салтыков принадлежал к ещё более знатному роду, чем род Ивановых. Жизнь у молодых супругов сложилась вполне благополучно. Вскоре Дарья Салтыкова подарила мужу двоих сыновей – Фёдора и Николая. Как тогда было принято, мальчиков тут же записали в гвардейский полк.

    Семья обитала в огромном городском доме в Москве, выстроенном возле Кузнецкого моста в районе Большой Лубянки. Позже на этом месте вырос доходный дом Торлецкого-Захарьина и другие здания, в которых сегодня размещается Федеральная служба безопасности России. Ещё одна огромная усадьба Красное, в которой часто бывала семья, размещалась на берегу речки Пахра.


    Дарья Салтыкова была не только высокородной столбовой дворянкой, но и весьма уважаемым человеком в обществе. Она регулярно совершала паломничество к святыням, жертвовала немалые деньги на нужды церкви и щедро раздавала милостыню. Женщина отличалась покладистым характером и рассудительностью.

    Горе пришло в семью Салтыковых, когда Дарье было всего 26 лет: женщина овдовела. После смерти любимого мужа она осталась невероятно богатой, ведь от Глеба Салтыкова ей достались поместья в нескольких губерниях. Помещица получила в наследство около 600 крепостных душ в Московской, Вологодской и Костромской губерниях.

    Позже свидетели по делу Салтычихи рассказали следователям, что молодая помещица при жизни супруга хотя и была строгой, но в рукоприкладстве замечена не была. Всё резко изменилось, когда Дарья Салтыкова стала вдовой.

    Преступления

    Как оказалось, за семь лет жестокая вдова погубила более ста крепостных. Называют цифру 139 человек, но в точности установить количество загубленных Салтычихой так и не удалось.

    Главным поводом к наказанию крепостных крестьян для Дарьи Салтыковой были плохо вымытые полы или недобросовестная, на взгляд барыни, стирка. Поэтому от жестокости помещицы чаще всего страдали женщины и девушки. Разъярённая Салтычиха сначала набрасывалась на провинившихся с кулаками или бросала в них попавшиеся ей под руку предметы, но вскоре Салтыковой этого оказалось недостаточно: несчастных женщин по приказанию барыни пороли, нередко до смерти, гайдуки и конюхи.


    Взбешенная Салтычиха часто принимала непосредственное участие в истязаниях и пытках: она обливала свои жертвы кипятком, выдирала или поджигала им волосы, приказывала привязать несчастных обнажёнными на морозе и морила голодом.

    Большинство убийств Дарья Салтыкова совершила в поместье Троицком, что в Подмосковье.

    Однажды от руки полусумасшедшей барыни едва не погиб дед знаменитого поэта – дворянин и землемер Николай Тютчев. Как оказалось, у Николая с Дарьей был длительный роман, но любовные отношения не увенчались браком. По какой-то причине молодой человек решил позвать под венец не богатую помещицу, а скромную женщину. Рассвирепевшая Салтычиха за это едва не свела неверного любовника со свету вместе с молодой женой, устроив на него покушение, избежать которого удалось случайно.


    Николай Тютчев и его жена Пелагея

    Примечательно, что, регулярно совершая убийства и кровавые злодеяния, Дарья Салтыкова продолжала истово бить поклоны в монастырях и храмах, прикладываться к святым мощам в Киево-Печерской лавре, строго соблюдать посты, жертвовать деньги церквям и совершать паломничества.

    Первые жалобы пострадавших крестьян или родственников убитых крепостных результата не дали: влиятельные родственники полусумасшедшей барыни неизменно заступались за неё. Более того, задабривая должностных лиц щедрыми взятками, Салтычиха не только избегала наказания, но и узнавала имена жалобщиков, наказывая их с неимоверной жестокостью. Поэтому длительное время преступления помещицы оставались безнаказанными, а её жестокость становилась всё более изощрённой.


    Прервать цепь злодеяний высокопоставленной садистки удалось двум крестьянам: Ермолай Ильин и Савелий Мартынов в 1762 году сумели пробиться к молодой императрице , которая только вступила в права престолонаследования. Царица жалобу рассмотрела и приказала провести честное расследование.

    Узнав истинное положение вещей, Екатерина Великая устроила показательный процесс. Так как Салтычиха принадлежала к дворянскому роду, дело ознаменовало новую эпоху законности. Московская юстиц-коллегия проводила расследование шесть лет. Следствие было поручено безродному чиновнику Степану Волкову и его помощнику – надворному советнику князю Дмитрию Цицианову. Когда следователи изучили счетные книги помещицы, они смогли установить круг чиновников, которых Салтычиха подкупила. Проанализировав записи в книгах о движении крепостных крестьян, Волков и Цицианов определили, какие из них были проданы, а кто умер.


    Следователей насторожили записи наподобие той, в которой значилось, что девушка двадцати лет, поступившая на службу к помещице, умерла спустя несколько недель после начала работы. Таких записей оказалось много. Как установил Ермолай Ильин, у одного из жалобщиков – конюха – скончалось три жены подряд. Во многих случаях Салтычиха заявляла, что отпускала девушек домой, погостить у родных, но ни дома, ни в других местах этих девушек больше не видели.

    Некоторые убийства, жуткие подробности которых всплыли в ходе следствия, леденили кровь своей запредельной жестокостью. Например, Салтычиха, славившаяся недюжинной силой, собственными руками убивала крепостную Ларионову. Она вырвала ей все волосы на голове и заставила своих подельников выставить гроб с телом убитой молодой женщины на мороз. На её тело положили грудного ребёнка Ларионовой, который замёрз.


    По свидетельствам крестьян, Дарья Салтыкова получала удовольствие от пыток и мучений своих жертв. Она развлекалась, таская несчастных за уши раскалёнными щипцами для волос. Среди убитых помещицей оказалось несколько юных девушек, которые готовились к венцу, беременные женщины и две 12-летние девочки.

    Тщательно изучив архивы канцелярий московских губернатора, полицеймейстера и Сыскного приказа, следователи нашли более двадцати жалоб на помещицу, которые подали крепостные. Но имена их всех подкупленные чиновники сообщили Салтычихе, которая учинила над несчастными правдоискателями собственный суд.


    Дарья Салтыкова была взята под стражу и допрошена с применением пыток, хотя разрешения на них никто не давал. Но свирепая барыня ни в чём не созналась. Не возымели действия на «набожную» душегубицу и уговоры священника Дмитрия Васильева: обвиняемая так и не облегчила душу покаянием.

    В 1768 году Салтычиха была приговорена к смертной казни: следователи сумели доказать 38 убийств. Но вскоре казнь заменили лишением дворянского звания и пожизненным заточением в тюрьму. В тексте приговора было указано именовать «сие чудовище мущиною».

    Перед заключением в тюрьму Ивановского девичьего монастыря Салтычиха на один час была прикована к позорному столбу, установленному на Красной площади. При этом на неё повесили табличку с надписью «мучительница и душегубица».


    Современные криминалисты и психиатры утверждают, что Дарья Салтыкова была психически больным человеком – она страдала эпилептоидной психопатией. Некоторые историки, ссылаясь на текст приговора («сие чудовище именовать мущиною») и на свидетельства опрашиваемых следователями крестьян, утверждают, что Салтычиха была латентной гомосексуалисткой.

    В феврале 2017 года соотечественники снова вспомнили о страшной помещице после выхода на экраны режиссёра Дмитрия Иосифова, в котором роль Салтычихи досталась .


    КП

    Спустя год, в феврале 2018 года, на экраны вышел , в котором главную роль сыграла актриса .

    Смерть

    Дарья Салтыкова содержалась в одиночной камере-землянке без окон: свет свечи она видела лишь тогда, когда ей приносили пищу. В тюрьме Салтычиха провела 33 года, первые 11 – в камере без света. Остальные годы её держали в камере с крошечным окошком, и на убийцу, как на редкое и страшное животное, пускали посмотреть народ. По некоторым свидетельствам, в заключении Салтычиха забеременела от охранника и родила ребёнка.


    Умерла Дарья Салтыкова в декабре (по старому стилю ноябре) 1801 года. Смерть пришла к серийной убийце в возрасте 71 года. Похоронили её на кладбище Донского монастыря, где ранее упокоилась вся родня Салтыковой. Надгробие сохранилось до наших дней.



    Загрузка...