paradisemc.ru

Почему мы украшаем елку на Рождество? Почему мы украшаем елку на Рождество Христово

ПРАЗДНИЧНАЯ ЁЛКА - РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИЛИ НОВОГОДНЯЯ

История «русской ёлки» интересна и поучительна. Рождественская ель в современном понимании, то есть как цельное украшенное древо, фиксируется в С.-Петербурге в домах немецких протестантов в начале XIX века (указ Петра I от 20 декабря 1699 года о праздновании Нового года не имеет к ней прямого отношения). Первым православным домом, где установили ёлку, был, видимо, Зимний дворец: с 1830-х годов вечнозелёная красавица веселила семью императора Николая I и его гостей. Первое официальное о ней сообщение появилось в «Северной пчеле» накануне 1840 года: газета писала о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» ёлках. «К середине XIX века немецкий обычай прочно вошёл в жизнь российской столицы. Ёлка становится для жителя Петербурга вполне привычным явлением».

Не все одобряли нововведение! Так, известный петербургский протоиерей Иоанн Полисадов (†1886) в одной из своих проповедей, гневно обличая «обновленцев», называл обычай устраивать для детей ёлку «совершенно нелепым, чисто немецким или, точнее говоря, каким-то языческим, вовсе неприличным Христову празднику, чистою бессмыслицею». Интересно, что бы он сказал нашему патриарху Кириллу, застав его за этим «языческим» и «неприличным» делом - освящением для детей главной рождественской ёлки страны?! Хороший урок для современных «ревнителей», враждебно относящихся к любым «иноземным новшествам». При этом без малейшей ретроспективной оглядки утверждается, что все будто бы наши обряды и традиции (люди ведь быстро привыкают к новому) - «исконно православные», восходящие едва ли не ко Христу и апостолам! Но обратимся к ситуации, сформулированной подзаголовком.

Хорошо известно, что нельзя служить двум господам и сидеть на двух стульях. Если наши православные «ревнители» всерьёз отвергают астрономически и символически безусловный день Рождества - 25 декабря по григорианскому календарю, то они должны быть последовательны до конца и игнорировать так называемый «гражданский Новый год». Но ведь в наших храмах всерьёз (а не лицемерно!) служат Новогодний молебен вечером 31 декабря. И Святейший Патриарх Алексий Второй поздравил россиян с наступлением третьего тысячелетия 31 декабря 2000 года и поздравлял с каждым Новым годом также 31 декабря по григорианскому календарю (а не 13 января, в канун фольклорного «Старого Нового года»)!

Такая раздвоенность лишает изначально Рождественскую ёлку всероссийского миссионерского статуса. Хорошо известно, что, запрещённая коммунистами в двадцатые годы прошлого века, ёлка была «переосмыслена» и возвращена ими же в 1935 году в качестве секулярной и только новогодней. С неизбежностью, Новый год и церемониал этого единственного дозволенного зимнего праздника перенял всю веселую рождественскую обрядность - украшенную елочку, народные гулянья, ярмарки, колядки, обмен подарками. И сейчас многие консервативные православные, живущие по принципу «человек для субботы», не признаю т торжеств во время поста (легко представить, каково приходится их бедным детям, когда в садах и школах проходят новогодние «огоньки» и раздаются подарки со сластями!). В такой ситуации, благословляя сначала «государственную» и общероссийскую новогоднюю ёлку в Кремле и по всей стране, а затем уже православную (более частную) рождественскую елку, Церковь идёт на компромисс. Оправдан ли он?

Но представим, что всё вернулось на круги своя, и Рождество Христово, как и раньше , празднуется до , а не после Нового года. Тогда 25 декабря становится государственным праздником и выходным днем. После торжественного рождественского богослужения Святейший Патриарх освящает в Кремле уже не «коммунистическую», приходящуюся на пост, а традиционную христианскую елку. (Таким образом, вопрос о второй ёлке, «новогодней», отпадает сам собой!) Новый год вновь приобретает свой нейтральный статус важной хронологической вехи, но лишается навязанного ему сакрального ореола. У школьников начинаются рождественские каникулы, а с Нового года к ним на совершенно законных основаниях присоединяются и взрослые (согласно постановлению Государственной Думы о новогодних каникулах). Православные христиане наконец-то уравниваются в правах с другими гражданами, и могут с чистым сердцем ехать с детьми на зимние курорты или проводить святочные дни в зависимости от достатка и желания. А после праздника Святого Богоявления (Крещения Господня), 6 января, - как и в старой России! - все возвратятся к трудам.

«Суббота для человека или человек для субботы?» Авторитетный ответ на этот вопрос был дан давным-давно, но «почему-то» не все христиане с ним согласны. Элементарного здравого смысла или «человеческого понятия», как оптимистично уверяла матушка Швейгентиль у Томаса Манна, «всегда на всё достанет!» Будем надеяться, что и мы не вовсе лишены этого ценного качества. Хотя иногда, по совести сказать, вера в это почти исчезает.

Примечания

Этюд о ёлке заимствован из книги: Рубан Ю. От Рождества до Сретения. Праздники рождественского цикла / Научный ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). СПб.: Коло, 2015. - С. 96-99.

Цит по: Душечкина Е. В . Русская ёлка. История, мифология, литература. . СПб., 2012. - С. 54.

Там же. - С. 63.

Цит. по: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993. Т. 1. . - С. 526, прим. 1.


Дорогие читатели! Для себя лично вопрос с ёлкой я решал так: для начала почитал историю - что было до меня, с чего началось. Итак:

История новогодней елки
Собственно говоря, а почему нужно встречать Новый год с елкой? Почему именно ее мы наряжаем гирляндами, шарами и свечами? Посмотрим, что рассказывает история новогодней елки. Обычай встречать Новый год с лесной красавицей уходит в древние времена и связан с культом зелени. Наши далекие предки наделяли деревья способностью творить добро и зло, чувствовать, считали, что в их ветвях нашли приют духи - как добрые, так и злые. Поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку в повседневной жизни. Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. Для древних людей это было священное дерево. Они считали, что ель, как и другие хвойные деревья, пользуется особым расположением Солнца - главного бога в языческих верованиях. Солнце разрешает ели оставаться всегда зеленой, в отличие от лиственных деревьев, именно поэтому в ее ветвях обитают духи, которые способны отпугивать злых демонов, отводить напасти и болезни. Поэтому древние германцы, встречая «перелом зимы», украшали свои жилища еловыми ветвями, символизирующими вечную жизнь и пробуждающуюся природу. Зеленая лесная красавица издревле считалась деревом мира у древних германцев. Они верили, что в ее ветвях обитает добрый дух лесов - защитник справедливости и всего живого. Не случайно перед боевыми сражениями воины собирались на совет именно у ели, надеясь получить ее защиту. Еще это дерево олицетворяло собой бессмертие, верность, бесстрашие, достоинство, вечную молодость. Со временем возник обычай задабривать добрых духов, которые зимуют в вечнозеленых ветвях ели, украшая ее пушистые лапы подарками. Этот обычай родился в Германии, а позднее обряд почитания ели заимствовали голландцы и англичане.

А в Древней Греции ель считали священным деревом, деревом надежды, символом вечной жизни, она символизировала начало нового годового цикла в жизни всего живого. Именно ее ветви использовались прорицателями. По преданиям, из ели был построен троянский конь.
Для древних славян священным деревом был дуб, а наступление нового жизненного цикла символизировала береза, так как приход Нового года они праздновали весной. Славяне считали, что новый год начинается со дня весеннего равноденствия. После принятия христианства для празднования Рождества они выбрали ель. На Рождество ель украшали огнями и плодами фруктов, орехами. Возле елки надлежало веселиться, играть на музыкальных инструментах, петь и плясать. Делали это с определенной целью - разбудить весеннюю богиню Живу, для того чтобы она отправила на землю своего сына по имени Свет. Именно Свет должен был пробудить всех в сонном царстве Деда Мороза и освободить землю от ледяных оков.

Для многих древних народов ель символизировала храбрость, смелость, дерзость, долголетие, бессмертие, величие духа. Считалось, что она несет в себе огонь жизни и помогает восстановить здоровье. Христианская церковь долгое время отказывалась от народного обычая украшать дома и храмы хвойными ветвями на Новый год. Прошли сотни лет, прежде чем возродилась традиция украшать деревья во время праздника. В XIII веке ель стала обязательным атрибутом праздника Рождества. А с 1500 года в Германии рождественские ели стали освящать в церквях. С тех пор в немецких городах и селах сохранилась традиция в конце декабря приносить ель в дом. Следует отметить, что этот народный обычай получил распространение не только среди простых людей, но и среди знати. Устанавливая в своих домах ель, люди верили, что с ее помощью одержат победу над любыми стужами. Они украшали дерево и зажигали на нем свечи, которые символизировали Христа, несущего миру свет, показывая тем самым свою готовность сделать жизнь лучше и чище. И если поначалу в качестве украшений использовали фрукты (яблоки, груши) или орехи, то со временем убранство становилось все разнообразнее и богаче. Так, с развитием ремесла стеклодувы придумали очень легкие и красивые стеклянные украшения. Верхушку ели украшали изображением солнца, вырезанного из бумаги, сделанного из соломы или стекла. Нарядная лесная красавица пришлась по душе не только детям, но и взрослым. Расставаться с ней было жалко всем, и ее стали оставлять до Нового года. Потом уже стало традицией эти два праздника проводить с одной елкой.

Затем почитал, что написано в церковных трудах (Христианский дом 17:157):
"Можно ли нам иметь рождественскую елку"? - Богу было бы угодно, если бы на Рождество каждая церковь имела рождественскую елку, на который были бы развешаны приношения, большие и маленькие, для домов поклонения (Ссылка в этой статье относится к современным строительным проектам. Поскольку представленные принципы применимы и сегодня, то подобные характерные ссылки оставлены в тексте.). К нам приходят письма, в которых люди спрашивают, можно ли им иметь рождественскую елку? Не будет ли это напоминать обычаи мира? Мы отвечаем: вы можете устраивать ее, как это делает мир, если у вас есть намерение, а можете поступать вопреки обычаям мира. Нет особого греха в том, чтобы поставить благоуханные вечнозеленые ели в наших церквах, но грех кроется в мотивах, побуждающих к действию, и в использовании даров, развешанных на дереве. Елка может быть настолько высокой и ее ветви настолько широкими, насколько это будет уместным при данных обстоятельствах: но пусть она будет нагружена золотыми и серебряными плодами ваших благодеяний, и представьте это Ему как ваш рождественский дар. Пусть ваши пожертвования будут освящены молитвой.

Рождественские и новогодние торжества могут и должны отмечаться ради тех, кто нуждается в помощи. Бог прославляется тогда, когда мы оказываем помощь тем, кто имеет большие семьи и должен содержать их.

Елка, украшенная приношениями - это не грех. Пусть родители не думают, что вечнозеленая ель, поставленная в церкви, чтобы дарить веселье ученикам субботней школы, - это грех, ведь она может принести великое благословение. Старайтесь внушить им добрые намерения. Ни в коем случае не допускайте, чтобы развлечение было единственной целью их собрания. Конечно, найдутся такие, кто воспользуется этим, чтобы беззаботно провести время, чьи умы не примут Божественной печати, но будут и другие, для кого это время окажется весьма полезным. Я вполне удовлетворена тем, что эти невинные затеи могут заменить многие сборища, которые оказывают деморализующее влияние.

Позаботьтесь о невинных удовольствиях в этот день. - Не должны ли вы пробудиться, мои христианские братья и сестры, и препоясать себя долгом в страхе Божьем, так организовав это дело, чтобы оно не было скучным и неинтересным, но полным невинной радости, отмеченной печатью неба? Я знаю, что неимущие люди откликнутся на эти предложения. Наиболее состоятельные тоже должны проявить заинтересованность и принести свои дары и приношения соразмерно средствам, которые Бог доверил им. Пусть в небесных книгах будет записано такое Рождество, которого прежде никогда не видели благодаря дарам, сделанным для поддержания дела Божьего и для созидания Его Царства.

Елена Г. Уайт и приятное дружеское собрание. - В заключение своей длительной поездки на восток я прибыла домой в Гельдебург к новогоднему празднику. Зал колледжа был подготовлен для собрания субботней школы. Он был со вкусом оформлен венками из кипариса, осенними листьями, вечнозелеными растениями, цветами, большой колокол из вечнозеленых растений висел над сводчатым дверным проемом при входе. Рождественская елка была украшена подарками, которые предназначались для бедных и для того, чтобы помочь устроителям приобрести колокол... Не было сказано и сделано ничего такого, что могло бы обременить чью-то совесть. Некоторые спрашивали меня: "Сестра Уайт, что вы думаете об этом? Согласуется ли это с вашей верой?" Я отвечала им: "Это находится в согласии с моей верой".

Исходя из прочитанного, я сделал для себя вывод, что ёлка обычно выполняет функции "священного дерева"(что Господь не приветствует), но может быть использована и для служения бедным. Вы же вольны для себя делать те выводы, которые вам подсказывает ваша совесть и Дух Святой...

0 RU Рождественские дни - одни из самых светлых и чистых дней года. Дни долгожданные, которые всегда приносят радость и веселье, как детям, так и взрослым. В каждом доме в эти радостные дни украшается ёлка. Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели.

0 RU В результате рождественская елка была стерта с лица русской земли: ее заменили "новогодней елкой" - ничего общего не имеющей с Рождеством Христовым. Минули десятилетия. Миллионы детей вновь увидели над украшенной елкой путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь. Будем надеяться, что по милости Божьей эта традиция вернётся назад и повсюду, где бы не находились православные люди, Рождество Христово будет отмечаться нашей традиционной рождественской елкой!

Тогда Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Повсеместное распространение в Европе рождественская елка получила лишь в XIX веке. В России впервые этот обычай попытался ввести Петр Великий, правда, не на Рождество, а на Новый Год. Но новая традиция приживалась с трудом. Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в Россию только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной - в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным обычаям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи. Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей. Сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно (на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников). С началом гонений на Православие в немилость попала и рождественская елка. В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года. Как символ Рождества, лку запретили на целых 17 (!) лет.Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник - естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года... Богоборческая коммунистическая сила вмешивалась во все детали жизни и обычаев русского православного народа; особенно в тех областях, где советской власти требовалось устранить все духовное

Ника Кравчук

А вы знаете, что символизирует рождественская елка?

В советское время рождественская елка почти незаметно стала называться новогодней. Ее украсили пятиконечной красной звездой и почти полностью лишили глубинного религиозного смысла. Но разве украшенная ель, запах хвои, огоньки гирлянд и разнообразные шары на колючих ветках — это такое себе дополнение к торжеству и ничего более? Оказывается, все не так просто. Рождественское дерево имеет христианский подтекст и символизирует… Впрочем, об этом и о многих интересных фактах читайте далее.

Рождественская елка — дерево с религиозным подтекстом

Считается, что традиция украшать ель к Рождеству возникла еще в средневековой Германии. Когда впервые произошло это событие — знает один Бог. Часто говорят, что первым в истории было деревце, которое Мартин Лютер установил в своем доме. Опять же — точная дата неизвестна.

Что же символизировало собой украшенное хвойное дерево? С одной стороны, рождественская елка напоминала о райском Древе жизни , Эдемском саде и грехопадении Адама и Евы. Как раз накануне Рождества, 24 декабря, западные христиане отмечали день памяти прародителей Адама и Евы.

Но рождественская ель — это не дерево грустных воспоминаний. Потому что, с другой стороны, оно — символ родившегося Христа . Бог стал Человеком, чтобы прийти в мир и искупить всех людей, примирить их с Творцом. Иными словами — восстановить ту связь, которую в свое время разорвали Адам и Ева.

Что символизируют елочные украшения?

После того, как вы узнали о глубокой христианской символике рождественского дерева, вы понимаете, почему его именно так наряжают.

Рождественская елка обязательно украшается фонариками, гирляндами и восьмиконечной звездой на макушке. Почему обязательно звезда? А вспомните историю о волхвах, пришедших с Востока для поклонения Христу. Путь им указывала рождественская звезда.

По одной германской легенде, Лютер, отправляясь в лес, также увидел, как ангел украсил верхушку ели звездой.

Почему на рождественское дерево цепляли различные плоды, тоже понятно: ведь оно напоминало о райском Древе жизни.

На что же указывают всевозможные другие украшения — елочные игрушки? Если елка — это Христос, то цветные шары и огоньки — все верующие, пребывающие во Христе, то есть истинная Церковь.

Вот какую глубокую христианскую символику имеет наряженная рождественская елка. Понятно, почему большевики сразу отменили этот благочестивый обычай, а потом по просьбам «советских граждан» разрешили, превратив символ Христа в обычное новогоднее дерево. Но об этом немного позже, а сначала мы расскажем, как же возникла традиция украшать рождественскую ель.

Кто впервые нарядил хвойное дерево к Рождеству?

В исторических источниках первое упоминание о рождественской елке сводится к 1510 году и уже не к Германии, а к латвийской столице — Риге. Правда, с этим категорически не согласны жители Таллинна. Эстонцы якобы доказали, что у них украшенное к Рождеству деревце появилось на четыре века раньше, чем у латвийцев.

Дошло до того, что перед Новым 2011 годом между Ригой и Таллинном разразился дипломатический скандал: в какой стране рождественская елка появилась впервые? Кому отмечать день рождения рождественского дерева?

Но как бы там ни было, мы точно знаем, когда елка впервые появилась в будущей Российской империи, — после указа Петра І от 20 декабря 1699 года.

Как елка в Российской империи прижилась

Перед выдачей указа Петр І посетил Европу, и во время поездки ему очень понравились украшенные к Рождеству деревца. После возвращения домой он провел календарную реформу: летоисчисление теперь велось от Рождества Христова, а Новый год начинался 1 января. Чтобы передать атмосферу праздника Петр І велел украшать рождественские елки и зажигать огни.

Но этот обычай прижился не сразу: сначала рождественские деревья устанавливали и украшали разве что немецкие семьи, проживавшие в Российской империи.

Зато к середине ХІХ века ситуация изменилась: в 1852 году появилась первая публичная рождественская елка в Петербурге, за ней последовал целый парад елей, устанавливаемых в местах собраний дворян, купцов, в клубах и театрах. Затем сначала в зажиточных семьях, чтобы показать свой статус, а затем и в обычных — на радость детям — взялись украшать елки.

Во всем мире появился и соответствующий рождественский бизнес: изготовляли украшения и сладости. Таковая коммерция приносила хорошие доходы и радость как взрослым, так и детям.

Новогодняя или рождественская?

С приходом советской власти все постепенно поменялось. Рождество и рождественская елка, как «поповский обычай» , были отменены, чтобы дети не впитывали религиозность с раннего возраста.

Правда, гонения на хвойную красавицу долго не продлились. Уже в 1935 году партийный деятель Постышев добился от Сталина реабилитации елки. Она вернулась, но уже не как символ Христа, а как новогоднее дерево. И украшала ее уже не восьмиконечная вифлеемская звезда, а пятиконечная красная.

Но время все возвращает на круги своя: и празднование Рождества, и колядки, и торжественные богослужения, и, конечно, украшенное деревце с гирляндами и восьмиконечной (или шестиконечной) звездой на макушке.

Предлагаем вам вместе с детьми посмотреть «Легенду о Елке»:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Как провести рождественский сочельник? Можно ли вкушать пищу до появления на небе первой звезды? Что символизирует традиция готовить 12 постных блюд и оправдывает ли она себя? Почему так важно расставлять приоритеты: сначала богослужения, а уже затем уборка-готовка? Обо всем этом читайте статье.

Исторически так сложилось, что в конце каждого года вся планета отмечает новогодние и Рождественские праздники. Приближение этих праздников ощущается тогда, когда на прилавках магазинов, в торговых центрах, на улицах городов и сел появляются новогодние логотипы и игрушки. Не исключением в период этих праздников становится и православный храм, который также принято украшать новогодними елками.

Но не противоречат ли этому церковные каноны и правила, и целесообразно ли ставить елку в притворе или возле иконостаса? Попытаемся разобраться.

Исследуя историческую символику хвойных деревьев (ели и сосны) обнаруживаешь тот факт, что они имеют глубокую древневековую историю. В древнем Египте было принято украшать разные деревья в день наступления нового года и приносить жертвы своим Богам. В языческие времена считалось, что духи предков находятся в деревьях. Особенными были вечнозеленые деревья. Древние Германские племена украшали свои дома в день солнечного равноденствия ветками хвои. В славянских племенах было принято возле елки танцевать, петь и веселиться, чтобы пробудить весеннее тепло и солнце.

Точный исторический период, когда именно елка стала считаться новогодним деревом, не установлен. Но уже начиная с эпохи средневековья это дерево входит в широкий обиход, как в светском, так и в церковном обществе.

Первое письменное упоминание о Рождественской елке мы относим к XVI ст. В немецком городе Страсбурге и бедняки, и богачи украшали ели разноцветной бумагой, фруктами и сладостями. Постепенно эту традицию переняла и Великобритания, а впоследствии и вся Европа. В 1819 году елка появляется в Венгрии, в 1820-м – в Праге, в 1829-м – в Скандинавии, в 1840-м – в Российской империи.

В некоторых городах было принято елку не ставить, а подвешивать к потолку ветками вниз, как символ лестницы с неба, которая была спущена в день Рождества Христова. На Американский континент традицию встречать Рождество и Новый год с елкой завезли немецкие поселенцы, а также наемники, которые принимали участие в войне за независимость.

На просторах Российской империи введение елки как символа Нового года произошло при Петре І. В исторических документах мы находим указ: «нынъ отъ Рождества Христова доходитъ 1699 годъ, а будущаго Января съ 1 числа настанетъ новый 1700 годъ купно и новый столетный векъ и для того добраго и полезнаго дъла, указалъ Великій Государь впредь лъта счислять въ Приказахъ и во всякихъ делахъ и крепостяхъ писать съ нынешняго Января съ 1 числа отъ Рождества Христова 1700 года. А въ знакъ того добраго начинанія и новаго столътнаго века въ царствующемъ граде Москве, после должнаго благодаренія къ Богу и молебнаго пенія въ церкви и кому случится и въ дому своемъ, по большимъ и проезжимъ знатнымъ улицамъ знатнымъ людямъ и у домовъ нарочитыхъ духовнаго и мірскаго чина передъ вороты учинить некоторыя украшенія отъ древъ и ветвей сосновых, елевыхъ и можжевелевыхъ противъ образцовъ, каковы сделаны на Гостинъ дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротамъ, учинить возможно» .

Так традиция ставить елку плавно перешла из католицизма и протестантизма в Православную Церковь. Хотя и в Священном писании, и в канонах ничего не сказано об обычае устанавливать на праздник Рождества елку, однако в церковной традиции именно это хвойное дерево было наделено религиозным символизмом. Елка воспринимается как образ дерева «познания добра и зла», под которым и началась вся история человечества, а новогодние игрушки – символ запретного плода. Звезда, которая зачастую ставится на верхушке дерева, является символом Вифлеемской звезды, которая показывала путь волхвам к новорожденному Богу. Свечи, горящие на елке, символизируют души умерших предков, которые продолжают жить, ведь они бессмертны.

Традиция украшать дерево на Рождество существует сегодня во многих странах мира. Жители Мексики традиционно украшают пальму, в Новой Зеландии ставят особенное для той местности дерево похуткалу, расцветающее на Рождество красными цветами. В Шанхае игрушки вешают на ветви ивы и бамбука. Понять, что наступило Рождество в Израиле, можно по украшенным ветвям кипариса. Африканцы празднуют, украшая деревья баобаба.

Что касается Православного храма, то он на время Рождественских праздников становится подобным той пещере, в которой родился Сам Господь Иисус Христос. В подавляющем большинстве храмов в рождественский период святцев принято ставить вертепы с изображением иконы Рождества Христова. Любое хвойное дерево также является частью такого символического вертепа. Хвойное дерево вечнозеленое, а значит, символизирует вечную жизнь, которая была принесена с рождением Иисуса Христа.

Из истории нам известно, что хвойные деревья очень часто использовали и для строительства самих храмов. Подарки, которые кладут под елку, символизируют дары волхвов, пришедших поклониться новорожденному младенцу. На верхушке принято ставить крест или изображение Вифлеемской звезды, которая и привела волхвов к Христу.

В завершение следует сказать, что основой праздника Рождества Христова есть начало спасения всего рода человеческого. Мы должны помнить, что Рождественская елка может легко превратиться в языческое дерево поклонения, украшающее наш дом. Без молитвы, добрых дел и прославления Господа елочка станет атеистическим атрибутом, которым она была.



Загрузка...