paradisemc.ru

Что можно и что нельзя запрещать ребенку. Что нельзя запрещать детям Что нельзя делать детям и взрослым

Время от времени детям делают прививки – и новорожденным, и грудничкам, и школьникам, и подросткам. Как правильно подготовить ребенка к вакцинации, чтобы избежать негативных реакций? Что можно, а что нельзя делать перед прививкой? Расскажем подробно!

Чтобы прививка была не только эффективной, но и безопасной, малыша следует подготовить к процедуре вакцинации. Итак, что именно можно и нельзя делать ребенку перед прививкой?

Какие бывают прививки для детей

Условно прививки можно разделить на 2 важные группыэкстренные и плановые .

К экстренной вакцинации относятся прививки, вызванные негативными событиями. Например, в вашем микрорайоне выявлен ребенок с полиомиелитом, или в школе по соседству – вспышка , или в поселке обнаружено животное с признаками бешенства. В этом случае среди населения проводится экстренная вакцинация.

Прививки плановые ставятся согласно плану вакцинации – от тех или иных болезней.

Плановая вакцинация никогда не носит неотложного характера. Любую прививку, входящую в план, можно перенести по времени, если для этого есть основания.

Другими словами, если наступил срок очередной вакцинации, но ребенок, например, болеет или другой , или у него , или в школе у его старшего брата или сестренки объявлен карантин – в этих и подобных случаях прививку обычно переносят.

Ничего катастрофичного в этом нет – главное, по прошествии всех неблагоприятных обстоятельств, не мешкая, в срочном порядке провести вакцинацию и постепенно вернуться к общему плану.

Вакцинация на раз, два, три…

Почти все современные вакцины вводятся поэтапно и «работают» по накопительному принципу. Это значит, что необходимое количество вакцины (которое требуется для выработки антител) вводится в организм ребенка не сразу одномоментно, а постепенно, по частям – через определенный интервал времени.

Однако если , вы пропустили очередную прививку (по сути – отложили ее по времени), то это не значит, что предыдущие части пропали даром. Нет – никакие прививки не начинают ставить сначала, если пропущено время очередной вакцинации. Сколько бы времени вы ни пропустили – имеет смысл сделать очередную прививку и постараться как можно скорее вернуться к плану вакцинации.

Ребенок перед прививкой: главная стратегия – никакой стратегии

Самый главный секрет подготовки ребенка к вакцинации состоит в том, что… никакой специальной программы подготовки… вовсе нет! Важно лишь одно – чтобы перед вакцинацией ребенок чувствовал себя хорошо, не страдал и не контактировал с потенциальными инфекционными больными.

Это значит, что в день прививки целесообразно не сидеть в очереди в поликлинике, «собирая» все возможные инфекции, а, посадив в эту очередь одного из родственников, ждать «сигнала» в сквере неподалеку.

Если маме некому делегировать ожидание в очереди, и приходится самой с трехмесячной крохой, у которой еще нет защиты от инфекционных заболеваний, «гулять» по поликлинике и контактировать с , ей следует заранее запастись так называемым физиологическим солевым раствором.

Изотонический раствор натрия хлорида (проще говоря – физраствор) можно купить в любой аптеке. Для лучше всего использовать его как спрей. Достаточно каждые 15-20 минут пшикать малышу этой жидкостью в носик, чтобы значительно уменьшить вероятность возникновения у него вирусной инфекции.

А если же у вас есть возможность пригласить медработников для вакцинации прямо домой к малышу – это был бы идеальный вариант.

По строгому счету, никакой особенной подготовки к прививкам не существует. Если малыш здоров, не демонстрирует и в его окружении нет инфекционных больных – любую прививку можно проводить без каких-либо «прелюдий». Однако, если вы жить не можете без инструкций, вот вам примерный план действий, которые помогут подготовить ребенка к любой прививке.

Перед прививкой: 5 простейших правил

  • 1 Оценить состояние здоровья ребенка наиболее адекватно способен детский врач. Поэтому первое правило подготовки к прививкам – показать малыша педиатру . Если он при осмотре не обнаружит никаких негативных симптомов, он попросту назначит вам день прививки и даст направление.
  • 2 Если же доктор «заподозрит» у ребенка какое-то заболевание или какие-то «нехорошие» симптомы, то в 99 случаях из 100 – он назначит определенные анализы или тесты . И тогда это будет вторым шагом подготовки к вакцинации.
  • 3 Чтобы организм легче перенес вакцинацию, необходимо опорожнить кишечник ребенка . Для это можно использовать особые слабительные свечи или поставить клизму.
  • 4 Если при введения одной части вакцины у малыша наблюдалось резкое повышение температуры, то при введении остальных частей имеет смысл предварительно дать малышу жаропонижающее средство (например, Парацетамол или Ибупрофен).
  • 5 И наконец, самое главное правило, которое поможет избежать множества неприятностей, связанных с прививками: 2-3 дня перед прививкой и 2-3 дня после нее крайне желательно как можно меньше контактировать с другими людьми .

Детский врач Е.О. Комаровский: «В подавляющем большинстве случаев отнюдь не потому, что вакцинация каким-либо образом «подорвала» их иммунитет. А потому, что, сидя в очереди перед лабораторией в ожидании прививки, малыш успевает проконтактировать с десятком сопливых детей.

Прививка при аллергическом дерматите

Всем известно, что во время аллергического приступа никакие прививки не производятся. А что делать тем родителям, ребенок которых страдает ? То есть по сути, у него постоянная, хроническая аллергия, которая выражена сыпью на коже.

В этом случае прививки ставятся только во время этапа ремиссии. То есть в то время, когда на протяжении 2-3 недель нет обострения болезни – а на коже, соответственно, нет новых, свежих высыпаний.

Ребенок перед прививкой: резюме

Ежегодно в мире умирает от инфекционных заболеваний около 14 миллионов детей. Треть из которых умирает именно потому, что эти дети не были своевременно привиты.

Итак, успешная вакцинация зависит от 3 наиважнейших условий :

  • Состояние здоровья ребенка (до дня вакцинации ребенок должен быть абсолютно здоров не менее 2-х недель);
  • Качество вакцины;
  • Условия, при которых проводится вакцинация;

На качество вакцин (при обязательной вакцинации) вы вряд ли можете повлиять, это зона ответственности государства.

Самый главный нюанс условий, при которых проходит вакцинация – это наименьшее контактирование с потенциально больными людьми. Это значит, что за пару дней до прививки, и в течение пары дней после нее, вам с малышом лучше вести относительно уединенный образ жизни – не принимать гостей и самим тоже не выбираться «в общество». А во время прививки желательно не просиживать часами у кабинета лаборатории – пусть в очереди посидит кто-то другой, а на прививку вы подойдете «по сигналу».

И наконец - чтобы убедиться в том, что малыш к моменту прививки абсолютно здоров, его нужно перед вакцинацией показать педиатру. Вот и вся премудрость относительно того, как подготовить ребенка к прививкам!

4 4 365 0

Воспитание – это система взаимоотношений между взрослыми и детьми, которая предполагает уход, удовлетворение потребностей и передачу опыта старшего поколения молодняку.

Цель воспитания – научить ребенка жить и эффективно взаимодействовать в окружающем мире самостоятельно.

Родители, рано или поздно, уйдут. Поэтому их главной задачей является научение чада жить своим умом и без их помощи.

Младенец не может обслуживать сам себя, и без заботы мамы он просто погибнет. Но по мере взросления, родители обязаны постепенно обучать его навыкам самообслуживания, самостоятельности, открывать мир, защищать и т.д. Именно семья или другие значимые взрослые (опекуны, воспитатели в детских домах и т.д.) вкладывают в малыша багаж знаний и опыта, который во взрослом возрасте станет его внутренним голосом.

Дитя, как губка, бессознательно впитывает стиль поведения, манеру общения, приоритеты, ценности семьи и воспринимает это как норму и единственно верный шаблон.

Даже в семьях, где в порядке вещей, и он испытывает страдания, такая система «воспитания» считается правильной для него, ибо малыш не знает другой. По этой причине дети, которых били в детстве, становятся родителями, бьющими собственное потомство.

Систем и типов воспитания существует масса. Каждая семья выбирает тот вариант, который лучше всего «ложится» на ее ценности, взгляды, возможности. У каждой есть свои плюсы и минусы. Но есть общие правила, следуя которым, каждый родитель может вырастить счастливую личность в психологическом и физическом плане.

Любая воспитательная парадигма – это система установленных правил общежития, следовать которым ребенок обязан, иначе последует наказание.

К сожалению, многие семьи не располагают ни четкими правилами, ни осмысленной системой наказаний. Нормы поведения не озвучиваются, а наказание бессистемное.

  • Чаще, это повышение голоса;
  • Физическое воздействие;
  • Запреты разного рода.

Иногда доходит до того, что ребенку вообще ничего нельзя, кроме посещения школы и уборки своей комнаты. Родители видят не живого человека, пусть и маленького роста, а робота, исполняющего их волю. Не выполнил установленное – наказан.

Современная психология настаивает на выборе воспитательных методов, исключающих наказания. Как? Очень просто – в ребенке развивается мотивация сделать хорошо, а не плохо. Если он принимает решение поступить неправильно – его право, но тогда будут последствия.

Это система обучения ответственности, на которую часто просто не хватает терпения у родителей. Проще надавать подзатыльников.

Тем не менее, если вы готовы вкладывать в свое любимое чадо то, что поможет ему в будущем, обладаете терпением и здравым смыслом, эта статья для вас. В ней мы расскажем о том, чего запрещать не стоит в воспитательных целях и почему.

Выражать собственные эмоции

Любая эмоция – это реакция психики на внешний раздражитель

Если ребенок боится – он будет плакать. Если подарили красивую игрушку – будет смеяться. Психологи не разделяют эмоциональный фон на позитивный и негативный. Нет плохих и хороших эмоций. Есть реакция.

Современное общество, к сожалению, усматривает в некоторых угрозу и учит сдерживать «неправильные» эмоции. Детям запрещают плакать, стучать кулаками или капризничать. С одной стороны, следует обучать правилам поведения в обществе, но трамбовать и давить эмоции в себе нельзя.

Эмоцию нужно прожить до конца. Если ее сдержать, не высказать, она осядет в психике и однажды обязательно появится.

А если таких эмоций накопится много, тогда незапланированная «беспричинная» истерика гарантирована.

Не запрещайте ребенку сдерживать свои эмоции. Научите делать это в приемлемой форме.

Если малыш расстроен, обнимите его и скажите, что вам искренне жаль, что так вышло. Согласитесь с тем, что эмоции у ребенка есть (даже если они непонятны вам или смешны). Нужно помочь их прожить.

Даже в слезах нет ничего страшного.

Хуже, если ребенок не плачет вообще. Такой взрослый – плохая личность, не умеющая ни себя чувствовать, ни других.

Помогать родителям

Часто родители ожидают, что малыш начнет делать действие правильно сразу. Захотел принести маме компот и разлил. Или хотел помыть пол, но еще больше размазал грязь. Это нормально, когда дети ошибаются обучаясь.

Не стоит отбирать половую тряпку или чашку с остатками компота и кричать:

«Маленький еще! Не трогай, ничего не получается!»

Так вы отобьете желание совершенствовать навык и помогать вам в принципе. А для чего, если вы все равно не довольны?

Самостоятельно питаться

Часто мамы кормят с ложки детей до 6 лет. И чашку ко рту поднесут, и вилкой картошку подавят, и салфеткой рот вытрут. С одной стороны, это демонстрация любви и заботы о ребенке. С другой – медвежья услуга.

Без навыков самостоятельно есть, одеваться и справлять нужду, ребенок растет инфантильным и неприспособленным к жизни. А – это очень нехорошо. Из-за этого возникают проблемы в детских коллективах, когда над ребенком-неумехой смеются сверстники. Также, малыш учится тому, что ему не нужно стараться и прикладывать усилия, чтобы что-то получить. За него все сделают.

Естественно, ребенок научится есть самостоятельно и пользоваться столовыми приборами, но позиция «пусть сделает за меня кто-то другой» останется по жизни.

Навык самостоятельной еды полезен для развития мозга. Моторика рук напрямую связана со стимуляцией полушарий. Чем больше малыш совершенствует навыки руки, тем лучше развивается его интеллект.

С полутора лет можно спокойно вручить малышу ложку и пусть учится. Да, кашей вымажет себя и мебель, но важнее другое – научить и подкрепить самостоятельность.

Вы читали нашу статью о том, ? Если нет, рекомендуем прочитать.

Высказывать личное мнение

К детям в семьях часто не прислушиваются. Родители взрослые и умные – сами знают, как правильно поступить и что делать. Но это позиция неверная. Существует масса вещей, которые ребенок способен решать или по поводу них высказываться. Озвучивать свою позицию очень важно.

  • Во-первых, здорово, что она (своя позиция) есть.
  • Во-вторых, в диалоге со взрослыми ребенок учится как отстаивать ее, так и идти на компромисс, соглашаясь с родителями.

Такой навык нуждается в подкреплении:

«Малыш, а ты что думаешь по этому поводу?»;
«Коля, как ты считаешь?» и т.д.

Эти вопросы демонстрируют значимость ребенка в семье, уважение и обучают толерантности, умению думать и принимать решение.

С раннего возраста предлагайте ребенку самостоятельно сделать выбор. Например, какие колготы сегодня надеть. На завтрак поесть кашу или творожок.

Но не стоит грузить ребенка выбором не по возрасту и спрашивать мнение о взрослых проблемах.

В одной из наших статей мы делимся несколькими секретами, . Рекомендуем ими воспользоваться.

Смотреть мультики

Просмотр мультфильмов – это любимое занятие детей всех возрастов. Мультик – отличный способ увлекательно провести время и научить ребенка чему-то.

Сейчас есть много познавательных, обучающих мультфильмов, которые поведают то, чего не знают родители.

Помимо знаний, мультфильм формирует и мораль. Ребенок смотрит сюжет, выделяет каких-то героев, формирует отношение к происходящему на экране.

Поэтому, вместо запретов смотреть мультфильмы, обсудите с ребенком сюжет:

  1. “Кто больше всего нравится?”;
  2. “Почему герой поступил так?”;
  3. “Что бы ты сделал на его месте?”.

Не стоит запрещать смотреть мультики, но важно подходить к этому с умом. Если ребенок сутками глазеет в экран, последствия хуже, чем вообще не смотреть.

  • Ограничивается кругозор;
  • Притупляется любопытство;
  • Утрачиваются навыки общения со сверстниками;
  • Ребенок начинает жить в мультяшном мире, а не в реальности.

Не запрещайте, а ограничивайте время. И следите за смыслом того, что смотрит ребенок. 7-летнему малышу не стоит включать страшилки, а 13- летнему подростку не будут интересны сказки. Лучше поделитесь с ребенком секретами, .

Бегать и прыгать

Чем лучше развит ребенок физически, тем лучше развивается его мозг.

Сдерживать ребенка в движениях нельзя, это залог его здоровья и полноценного психофизического развития.

Часто родители запрещают бегать и прыгать в неположенных и опасных местах. В автобусе, на высоте, на дороге и т.д. Причина очевидна – взрослые опасаются за жизнь и здоровье малыша.

Вместо ограничений стоит организовать возможность для безопасного удовлетворения потребностей в физической нагрузке.

Если у ребенка будет возможность сбрасывать накопившуюся энергию и активничать в «положенных» местах, вы сможете усмирить малыша там, где опасно.

Играть с домашними животными

Наличие домашних животных в доме благоприятно действует на развитие ребенка. Кошка, собака, попугай или рыбки – это живые существа, жизнь которых требует ответственного подхода как со стороны взрослых, так и детей. О них нужно заботиться, кормить, лечить.

Уход за животным – это тренажер человечности и гуманного отношения к тем, кто без нас пропадет.

Помимо обеспечения жизнедеятельности животного, с ним можно играть и баловаться. Игры с животными не стоит вносить в список запрещенного.

  • Во-первых, тактильный контакт с шерстью имеет успокоительное действие.
  • Во-вторых, играя с животным, ребенок развивает осторожность и понимает ограничения другого существа, а значит, будет общаться так же с людьми.
  • В-третьих, дружба с животным для ребенка имеет колоссальное значение, так как вызывает гордость за то, что питомец уважает его и любит.

Частые запросы детей в интернете “ “. Пойдите другим путем. Не ждите уговоров. Просто выслушайте ребенка, и обсудите по-взрослому с ним все нюансы, которые касаются содержания животного в доме. Ребенок должен понимать и свою ответственность. Позвольте ему проявить свою серьезность и надежность. Ведь это не проблема. Есть , например.

Пачкаться, устраивать беспорядок

Часто родители запрещают ребенку двигаться и прикасаться к предметам, чтобы только не запачкался. Соблюдение чистоты и гигиены важно, но главное, не переборщить с «чистоплотностью».

Дети познают мир ежесекундно двигаясь, трогая, ломая, теряя предметы и вещи. Это нормально.

Не стоит растить тепличного ребенка, который не знает, что такое грязь, пыль, бактерии и беспорядок в доме. Это негативно скажется на здоровье малыша, так как подрастая, все равно столкнется с этим, а иммунитета не будет.

Придерживайтесь золотой середины:

  • Если испачкался, вытрите руки.
  • Если вам сложно ухаживать за грязной одеждой, тогда одевайте ребенка на прогулку во что-нибудь не праздничное. Платье с великолепными оборками и белоснежные банты порадуют вас, но никак не ребенка, который хочет бегать и прыгать, а ему нельзя «ибо вымажешь и порвешь!»

Не ругайтесь за устроенный беспорядок из кучи игрушек, вещей, покрывал и подушек в детской комнате. Возможно, это волшебный замок, в котором живут феи. Обучайте ребенка находить нужные вещи.

Например:

«Ой, какая огромная куча из игрушек! Как же разобраться, где какая? Миша, а давай разложим их по местам, ведь так проще будет узнать, а вдруг какая-то потерялась!?»

Такой подход учит систематизировать предметы и понимать, для чего это нужно!

Разрешайте детям иногда устраивать беспорядок и помогайте направить на уборку не потому, что так надо, а потому, что в порядке легче жить и находить вещи. В противном случае, такой человек может использовать другие «источники хаоса», где он сам себе хозяин.

Фантазировать

Каждый родитель сталкивается после 3-4 лет с непонятными рассказами о страшилищах, волшебных феях или доблестных героях из уст своего малыша. При этом, ребенок играет ключевую роль в своих историях: преодолевает трудности, ищет клад или загадывает джину желание. Не стоит пугаться таких фантазий, тем более, пресекать ребенка или высмеивать.

Фантазии ребенка – это уровень функционирования мозга. Если они есть, значит, развитие идет нормально.

Если вы слышите такие невероятные истории, включитесь в «игру». Поспрашивайте малыша о сути истории, повосхищайтесь его смелостью, дослушайте до конца.

Обычно из фантазии можно узнать, какие качества хотелось бы иметь малышу, чем он восхищается, о чем мечтает.

Помимо полезной информации о личности ребенка, «включение» родителя в фантазию располагает к доверию. Фантазии через пару лет прекратятся по естественным причинам, когда энергия будет направлена на обучение в школе, например. А доверие к вам останется, родитель станет надежным другом, на которого можно положиться.

Высмеивание фантазий, критика или открытое высказывание недоверия оттолкнут ребенка. Он может стать замкнутым, тревожным, неуверенным в себе.

Помимо этого, фантазировать не перестанет, а вот доверительно озвучивать – точно. Может появиться воображаемый друг – это уже не совсем хорошо. Почему? Об этом можете прочитать в нашей статье, появляются вымышленны друзья, и в чем здесь родительская ошибка.

Не доедать еду

Дети имеют право есть столько, сколько хочется, а не столько лежит на тарелке. К сожалению, упорное «запихивание» еды в чадо несет только вред.

Пищевая чрезмерность растягивает желудок, и с каждым разом ребенку нужно все больше еды, чтобы насытиться. Отсюда переедание и лишний вес.

Поглощение еды без аппетита вредит здоровью и психике. Во взрослом возрасте это чревато действиями и отношением к себе «без смысла»: делаю, потому что надо или сказано. Такая позиция развивается в робость, податливость, «всеядность», неумение за себя постоять, непонимание своих истинных желаний и потребностей. Поэтому не заставляйте есть.

Если ребенок мало ест, это может означать, что расход энергии слишком мал и потребности его пополнять нет. Отдайте его в спортивную секцию и наблюдайте изменения. – вещь непредсказуемая.

Играть на площадке со сверстниками

Ребенок развивается и приобретает нужные социальные навыки исключительно в коллективе. Ни одна лучшая бабушка или мама не заменят общение со сверстниками.

Взаимодействие с себе подобными обучают:

  • Решению конфликтов;
  • Общению;
  • Уважению к другим;
  • Умению защищать себя и свое имущество;
  • Правилам хорошего тона и этикету и т.д.

Поэтому, нельзя запрещать ребенку играть со сверстниками никогда. Конечно, случаются , . Но дитя должно самостоятельно знать, как себя вести в подобных ситуациях. И поможет ему личный опыт и, конечно же, ваш пример.

Исследовать предметы, окружение

Несмотря на то, что исследование окружающего мира доставляет родителям много хлопот, запрещать нельзя. Конечно, вывернутые тумбочки, разбросанные предметы не радуют. Но на чашах весов развитие ребенка и порядок в доме. Что выбираете?

Все родители стремятся к тому, чтобы их дети учились только хорошему и не брали ни с кого дурных примеров. Между тем, мамы и папы порой даже и не догадываются, что ни улица, ни соседи и ни дяди из телевизора, а они сами становятся главными носителями дурного примера. «Я – родитель» решил посмотреть со стороны за действиями взрослых, отобрать основные «нельзя, но сейчас можно» и разобраться в том, как непоследовательные действия мам и пап вредят .

    Нельзя нарушать правила безопасности. Мама, переходя дорогу с ребенком, увидела подружку на другой стороне улицы. От радости встречи хватает малыша и, не смотря на светофор, несется навстречу давней знакомой. У ребенка в голове возникает вопрос, он даже может спросить напрямую: «Мама, почему мы бежим, если светофор красный?» И услышит в ответ: «Мы же посмотрели, что на дороге нет машин, и побежали навстречу друзьям, это же особый случай!» Тогда грань строгого правила безопасности в голове ребенка стирается и в следующий раз он может побежать на красный при наступлении уже своего «особого случая».

    Все правила, которые могут угрожать жизни ребенка, необходимо строго соблюдать в течение всего времени взросления ребенка.

    Это касается не только правил поведения на проезжей части, но и работы с электроприборами в домашних условиях, газом и пр.

    Нельзя . Каждый родитель хочет иметь доверительные отношения с ребенком, чтобы всегда понимать, где находится ребенок и что происходит в его голове. Это трудно и очень немногие могут этим похвастать. «Врать – очень плохо!» Эта истина известна каждому малышу с самого раннего возраста. Но как эта истина может соотносится с поведением мамы, которая, придя уставшая после работы, просит ребенка: «Если кто-то будет звонить, скажи, что меня нет дома»?

    Нельзя постоянно использовать гаджеты «Я кому сказала, сначала каша, потом мультики! Сколько можно сидеть за планшетом! Это вредно!» - восклицает мама, просматривая очередное видео на своем телефоне. Если в семье присутствует желание минимизировать использование гаджетов, то сделать это всерьез не получится, если сами родители постоянно ими пользуются. В этом случае срабатывает поговорка «запретный плод сладок» и ребенок не понимает, почему папе сидеть весь день на диване с планшетом можно, а ему нельзя.

    Нельзя кричать и ругаться. Ссор между родителями избежать невозможно, но возможно все-таки сдерживать себя при ребенке, иначе ему будет не понятно, почему он в садике должен решать все конфликты мирно, если дома мама и папа чуть что – сразу начинают кричать друг на друга. Контролируйте свои эмоции во время выяснения отношений с супругом или супругой, и тогда вы не подадите дурного примера ребенку.

    Нельзя использовать нецензурную лексику. Если вы считаете, что употребление нецензурных слов недопустимо, вам придётся следить за своей речью дома. В противном случае в голове ребенка вновь возникает вопрос, почему мне нельзя, а родителям можно? Разумеется, ситуации бывают разные и если уже произошло то, что произошло, и ребенок услышал из ваших уст красное словцо, используйте свои ошибки в качестве педагогической возможности и отругайте себя за ругань. Пусть ребенок понимает: если даже папе стыдно за это слово, значит его действительно говорить нельзя.

    Нельзя критиковать значимых для ребенка взрослых в его присутствии. Если ученик знает из домашних разговоров, что учительница «сумасшедшая», он не сможет её уважать и у неё научиться, не сможет прилично вести себя на уроке. Если у вас конфликты, недопонимание с бабушкой/дедушкой вашего ребенка, то они никак не должны отражаться на отношениях с ними вашего ребенка. В результате при обсуждении с ребенком действий значимых для него взрослых, не стоит нарушать сложившиеся авторитеты и ломать связи, которые заложены изначально или приобретены в ходе жизни ребенка.

Юлия Шершакова

Экология жизни. Дети: Нам всегда проще разрешить что-либо своему чаду, чем искать способ правильного запрета. Почему? Один не желает давить на малыша своим авторитетом, другой придерживается принципов «свободу ребенку во всем!», третий не хочет становиться тираном, четвертому просто лень запрещать и объяснять.

Нам всегда проще разрешить что-либо своему чаду, чем искать способ правильного запрета. Почему? Один не желает давить на малыша своим авторитетом, другой придерживается принципов «свободу ребенку во всем!», третий не хочет становиться тираном, четвертому просто лень запрещать и объяснять.

А нужны ли вообще ребенку запреты?

14 вещей, которые нельзя запрещать ребенку – рассматриваем альтернативы

Безусловно, определенные рамки и границы ребенку нужны. Но постоянное «нельзя», которое чадо слышит от нас, уставших, нервных и вечно занятых - это формирование комплексов и зажатости, появление страхов и чувства вины, дефицит новых знаний и пр.

То есть, запреты должны быть правильными!

Чего нельзя запрещать ребенку категорически?

1. Самостоятельно кушать.

Конечно, гораздо проще быстро скормить кашу с ложечки чаду, сэкономив себе время, а заодно и порошок для стирки «убитых» футболок и кофточек. Но тем самым мы лишаем ребенка первого шага к самостоятельности - ведь донести ложку до рта, не уронив ее содержимое, это процесс ответственный и требующий максимальной усидчивости. Да и когда наступит время для детского сада, вам не придется следить за «злой воспиталкой», которая запихивает обед в вашего неумеху-малыша. Потому что он уже будет кушать сам! Как маленький герой. Не жалейте времени на первые взрослые шаги своего малыша - это упростит вам процесс воспитания в последующие годы.

2. Помогать маме с папой.

«Не трогай, уронишь!» или «Нельзя! Прольешь!», - кричит мама, а спустя время жалуется подружкам, что дитя совершенно ничего не желает делать. Не лишайте чадо возможности вам помочь. Помогая вам, он чувствует себя взрослым и нужным. Ничего страшного, если после уборки ребенка вам придется в 2 раза дольше отмывать кухню - зато он помог маме. Выделите для крохи детский набор для уборки - пусть взрослеет. Хочет отнести посуду в раковину - дайте ту, что не жалко разбить. Хочет помочь вам с сумками - дайте ему пакет с батоном. Не отказывайте малышу - все добрые привычки нужно прививать с «младых ногтей».

3. Рисовать красками.

Не отбирайте у крохи возможность самовыражения. Краски развивают творческое начало, мелкую моторику, фантазию, снимают стресс, успокаивают нервную систему, повышают самооценку и пр. Купите малышу нетоксичные краски, наденьте на него старую футболку (или фартучек), постелите на пол (на большой стол) клеенку и пусть малыш самовыражается «на всю катушку». Хочет рисовать на стенах? Прикрепите поверх обоев пару больших листов ватмана - пусть рисует. Можно даже отвести под эти шалости целую стену, чтобы было, где разгуляться.

4. Раздеваться в доме.

Малышам свойственно сбрасывать с себя лишнюю одежду, бегать босиком или даже голышом. Это вполне естественное желание. Не спешите кричать «немедленно оденься!» (если, конечно, у вас не голый бетон на полу). При обычной комнатной температуре малыш может совершенно безболезненно провести 15-20 минут босиком (это даже полезно).

5. Выражать свои эмоции.

То есть, прыгать/бегать, визжать и веселиться, кричать и пр. Одним словом, быть ребенком. Понятно, что в поликлинике или в гостях следует соблюдать правила приличия, но дома позволяйте малышу оставаться собой. Для него это способ выплеснуть энергию, сбросить стрессы, расслабиться. Как говорится, «не мешайте баянисту, он играет, как умеет».

6. Лазать на улице по турникам или спортивным комплексам.

Не нужно дергать малыша за рукав и с криками «не лезь, опасно» утаскивать его в песочницу. Да, опасно. Но на то и нужны родители, чтобы объяснить правила безопасности, показать, как спускаться/подниматься, подстраховать внизу, чтобы кроха не упал. Лучше ваше чадо сразу научится контролировать свое тело (в вашем присутствии), чем потом он без вас (и без опыта) залезет на турник.

7. Играться с водой.

Ну конечно, малыш устроит потоп. И намочится от макушки до пяток. Но зато сколько счастья будет в глазах, и какая эмоциональная разрядка для него! Не лишайте кроху такого удовольствия. Выделите для него зону, в пределах которой можно плескаться от души, брызгаться и пр. Выдайте разные емкости (лейки, кастрюльки, ложки, пластиковые стаканчики).

8. Шлепать по лужам.

Лужи - это настоящий источник счастья. Причем, для всех детей без исключения и даже для некоторых взрослых. Купите крохе яркие сапожки и отпустите в «свободное плавание». Положительные эмоции - залог психического здоровья.

9. Трогать бьющиеся вещи.

Каждый малыш отличается пытливостью ума. Ему просто обязательно нужно потрогать, рассмотреть, попробовать на вкус и пр. Не спешите отбирать из его рук подаренную вам чашку или статуэтку. Просто объясните, что эта вещь вам очень дорога, и с ней нужно обращаться осторожно - для игр она не предназначена, но подержать и рассмотреть очень даже можно. Если все-таки вещь разбилась - не кричите и не пугайте малыша. Скажите «к счастью!» и вместе с малышом соберите осколки (пусть он подержит совочек, пока вы будете их сметать).

10. Иметь свое мнение.

Мама - она, конечно, лучше знает, какая маечка подойдет к этим шортикам, как расставить игрушки, и в каком порядке кушать блюда с праздничного стола. Но ваш кроха - это уже полноценная личность. У него есть свои желания, мысли и мнение. Прислушивайтесь к малышу. «Я так сказала!» и «Потому что!» для ребенка совершенно не аргументы. Убедите его, что вы правы, или имейте смелость согласиться с его мнением.

11. Играть с посудой.

Опять же, все опасное и дорогое прячем повыше и поглубже, а лопатки, ложки, кастрюльки, контейнеры - это не просто посуда, а развивающие материалы для карапуза - пусть играет! Если вам не жалко круп, то и этого удовольствия лишать малыша не нужно, ведь так приятно пересыпать из кастрюльки в кастрюльку макароны с фасолью и гречкой.

12. Спать со светом.

Малыши, особенно, начиная с 3-4 лет, боятся спать в темноте. Это нормально: психологический «отрыв» от мамы нередко сопровождается ночными кошмарами. Не переусердствуйте, приучая ребенка ко сну в отдельной кроватке или комнате. Если кроха боится темноты - установите ночник.

13. Не доедать.

Не стоит пытать ребенка кашами и супами, которые он не хочет. Обед должен быть не мучением, а удовольствием. Только в этом случае он пойдет на пользу. А чтобы аппетит крохи был выше, устраивайте ему поменьше перекусов между приемами пищи, и строго соблюдайте режим питания.

14. Фантазировать.

Вы, как никто, знаете своего ребенка. Учитесь отличать «художественный вымысел» (фантазии) от явной и намеренной лжи. Выдумки - это игра и собственная вселенная малыша. Ложь - недопустимое явление и признак недоверия ребенка к вам.

11 вещей, которые нужно запрещать ребенку в любом случае

При постоянном употреблении родителями частицы «не» или слова «нельзя» происходит привыкание ребенка к запретам. Автоматическое. То есть, со временем реакция на запреты станет совершенно другой - ребенок просто перестанет на них реагировать.

Правда, есть и другие крайности. Например, когда мама настолько запугивает малыша своими «нельзя», что страх ребенка сделать что-то не так, превращается в фобию. Поэтому разумно разделять запреты на категорические (абсолютные), временные и зависящие от обстоятельств.

Если вторые и третьи мамы определяют, исходя из ситуации, то абсолютные запреты можно выделить в определенный список.

Итак, категорически нельзя…

1. Бить других и драться.

Жестокость следует пресекать на корню, обязательно объясняя ребенку - почему именно нельзя. Если малыш гиперактивный, и агрессивен по отношению к сверстникам - учите его «выпускать пар» цивилизованно. Например, рисовать, колотить боксерскую грушу, танцевать и пр.

2. Обижать братьев наших меньших.

Учите малыша помогать животным и заботиться о них. Заведите питомца (пусть даже хомячка), свозите ребенка на экскурсию в конюшню и познакомьте с лошадками, посетите приют для животных и подайте крохе личный пример (урок милосердия).

3. Брать чужие вещи.

Эту аксиому ребенок должен впитать еще с пеленок. Присваивать чужие игрушки, лазить по родительским вещам или надкусывать конфеты в магазине - нельзя. Ругать не нужно - нужно объяснять, чем заканчиваются такие поступки (без прикрас, начистоту). Если не помогает, попросите кого-нибудь из знакомых сыграть роль полицейского.

4. Не здороваться.

Не отвечать на приветствие и не прощаться - невежливо. С пеленок учите кроху здороваться, говорить «спасибо и пожалуйста», извиняться. Безусловно, наиболее эффективный метод - личный пример.

5. Убегать от мамы.

Одно из ключевых «нельзя». Малыш должен понимать, что от родителей уходить нельзя никуда и прежде чем отлучиться (до песочницы, например, или до соседнего прилавка в универсаме), нужно сказать об этом маме.

6. Залезать на подоконники.

Даже, если у вас стоят пластиковые окна и приняты все меры безопасности. Этот запрет категорический.

7. Играть на проезжей части.

Это правило малыш должен знать назубок. Идеальный вариант - изучить его в картинках и закрепить эффект полезными мультфильмами. Но и в этом случае вариант «погуляй, я из окошка пригляжу» - безответственный. По закону подлости мяч с детской площадки всегда улетает на дорогу, и уберечь ребенка можно просто не успеть.

8. Бросать вещи с балкона.

Неважно - игрушки это, шарики с водой, камни или что иное. Все, что создает опасность для окружающих людей - запрещено. Не говоря уже о том, что это просто некультурно.

9. Пихать в розетки пальцы или предметы.

Просто заглушек и маскировки МАЛО! Объясняйте ребенку, почему это опасно.

10. Нарушать нормы морали.

То есть, бросаться в других людей различными предметами, плеваться, прыгать по лужам, если кто-то идет рядом, сквернословить и пр.

11. Играть с огнем (спичками, зажигалками и пр.).

Эту тему раскрыть малышу легко - сегодня масса полезных материалов на эту тему, разработанных специально для детей в виде мультфильмов.

Запреты для детей – правила для родителей

Чтобы запрет был ребенком усвоен и не встретил отпора, обиды, протеста, следует усвоить ряд правил запретов:

  • Не выбирайте осуждающий тон для запрета, не стыдите и не обвиняйте ребенка . Запрет - это граница, а не повод обвинить малыша, что он ее преступил.
  • Всегда и в доступной форме объясняйте причины запрета . Нельзя просто взять и запретить. Нужно объяснить - почему нельзя, чем опасно, какие могут быть последствия. Без мотивации запреты не действуют. Формулируйте запреты четко и ясно - без длинных лекций и чтения моралей. А еще лучше - через игру, чтобы материал лучше усвоился.
  • Обозначив границы, не нарушайте их (особенно, когда дело касается абсолютных запретов) . Нельзя вчера и сегодня запретить ребенку брать мамины вещи, а завтра разрешить, чтобы он не мешался под ногами, пока вы болтаете с подружкой. «НЕТ» должно быть категоричным.
  • Ограничения не должны быть повсеместными . Минимум абсолютных ограничений - этого достаточно. В остальном ищите компромиссы и будьте хитрее. Не «прекрати капризничать, здесь люди, так нельзя!», а «Сынуля, пойдем, выберем подарок для папы - у него скоро день рождения» (игрушку для кошки, лопатку для сковороды и пр.).
  • Запреты не должны идти вразрез с потребностями малыша . Нельзя запретить ему прыгать и дурачиться, фантазировать, зарываться в песке по самые уши, шлепать по лужам, строить домики под столом, громко хохотать и пр. Потому что он - ребенок, и такие состояния для него - норма.
  • Заботясь о безопасности чада, не переусердствуйте . Лучше максимально обезопасить все пути передвижения малыша в квартире (заглушки, мягкие накладки на углы, убранные на самый верх опасные предметы и пр.), чем каждые 5 минут кричать «нельзя».
  • Запрет должен исходить не только от вас - от всей семьи . Если мама запретила, папа не должен разрешать. Согласовывайте свои требования между всеми членами семьи.
  • Чаще читайте крохе умные и полезные книжки . Смотрите специально созданные для расширения кругозора мультфильмы. Дефицита в них сегодня нет. Морализмы от мамы утомляют, а вот сюжет из мультика (книги), как «Вася играл со спичками» запомнится надолго.
  • Будьте примером своему малышу . Зачем говорить, что в обуви ходить по спальне нельзя, если вы сами позволяете себе заскочить (пусть даже «на цыпочках») в сапожках за сумочкой или ключами.
  • Предлагайте ребенку выбор. Это не только избавит вас от необходимости давить своим авторитетом, но и повысит самооценку малыша. Не хочет надевать пижаму? Предложите крохе выбор - зеленую или желтую пижаму. Не хочет купаться? Пусть он самостоятельно выберет игрушки, которые возьмет с собой в ванну.

А еще помните: Вы - мама , а не диктатор. Прежде чем сказать «нельзя», задумайтесь - а вдруг все-таки можно? опубликовано

Присоединяйтесь к нам в



Загрузка...