paradisemc.ru

Значение слова тени. Значение слова «тень Спокойные тени значение

Тень

Тень от шара

  • Понятие «тень» имеет массу аллегорических, метафорических и переносных значений, присутствующих в быту, литературе, искусстве, психологии и естественных науках. Особое место отводится этому понятию в философских системах, в наибольшей степени - в восточных; например, «тень» древнекитайской философии и искусства, в зависимости от контекста, репрезентирована несколькими категориями.
  • Слово «тень» в отдельных случаях может служить синонимом слову призрак («тень отца Гамлета»); парадоксальный смысл приобретет такое употребление по отношению, скажем, к призраку, который в соответствии с демонологическими представлениями лишён таковой.

«Тень» в культуре

Литература

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Тень" в других словарях:

    тень - тень/ … Морфемно-орфографический словарь

    Тени, в тени, мн. тени, теней и (устар.) теней, жен. 1. только ед. Темное пространство, отгороженное, застланное чем н. от источника света, куда не проникают лучи света. «Под навесом в черной тени жевали лошади.» А.Н.Толстой. «Пешеход, отирая пот … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? тени, чему? тени, (вижу) что? тень, чем? тенью, о чём? о тени и в тени; мн. что? тени, (нет) чего? теней, чему? теням и теням, (вижу) что? тени, чем? тенями и тенями, о чём? о тенях и о тенях 1 … Толковый словарь Дмитриева

    Жен. сень, стень, затинь, застень, южн., зап. холодок; отсутствие прямого, лучистого света, особ. солнечного, перенятого каким либо предметом, который застеняет, застит, омрачает. На солнце жарко, пойдем в тень, под тень. Тише тени прошел да чох… … Толковый словарь Даля

    Универсалия культуры, возникшая из мифологии абрисов освещенности предметов и из гипотезы об автономной жизни этого абриса. Т. своего рода знак естественного “языка” натуры, силуэтное означенье вещей и существ. Т. есть атрибут дневного… … Энциклопедия культурологии

    См. малость, призрак бросать тень, наводить тень, царство теней... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тень полумрак; малость, призрак; кров, худой, тенечек, очертания,… … Словарь синонимов

    ТЕНЬ, и, в тени, мн. и, ей и ей, жен. 1. Место, защищённое от попадания прямых солнечных лучей. Температура +20° в тени. Сидеть в тени. Держаться в тени (также перен.: скромно, не стараясь подчёркивать свою роль в каком н. деле). Спрятаться… … Толковый словарь Ожегова

    тень - ТЕНЬ, и, ж. (или тень отца гамлета). 1. Худой, истощенный человек. 2. Праздношатающийся, бездельник. Шляются тут тени всякие. Чего ты тут шляешься, тень отца Гамлета? … Словарь русского арго

    - (Schatten) (автор К.Г. Юнг) архетип. Нечто противоположное тому, что индивид акцентирует в своем сознании. Как несовместимое с избранной сознательной установкой, не допускается к проявлению в реальной жизни, и за счет этого в конечном счете… … Психологический словарь

1. Темное отражение на чем-либо предмета, освещенного с противоположной стороны.
О величине, форме, густоте, цвете.
Ажурная, бледная, большая, волнистая, вытянутая, гигантская, глубокая, голубая, громадная, густая, густо-синяя, длинная, дымная, жидкая, жидко-зеленоватая, заостренная, зеленая, золотая, зубчатая, исполинская, короткая, кружевная, крупная, кудрявая, куцая (разг.), лапчатая, легкая, лиловая, мертвенно-синяя, молочно-голубая, мутная, мягкая, неопределенная, нечеткая, неясная, огромная, плотная, полупрозрачная, причудливая, продолговатая, прозрачная, размытая, расплывчатая, растянутая, редкая, резкая, светлая, свинцовая, седая, серая, сетчатая, сизая, синяя, сквозная, слабая, слитная, смутная, странная, темная, темно-мглистая, темно-серая, темно-синяя, тонкая, тусклая, угловатая, удлиненная, узорчатая, черная, четкая, широкая, ясная.
О подвижности тени; о ее психологическом восприятии.
Беглая, бегущая, бесшумная, боязливая, вкрадчивая, дрожащая, зыбкая, летучая, мелькающая, мрачная, мягкая, неуловимая, пляшущая, ползучая, робкая, скользящая, строгая, таинственная, трепетная, трепещущая, угрюмая, унылая, шаткая. Душная.
2. Место, заслоненное чем-либо от солнца; затененное пространство.
Блаженная, большая, глубокая, густая, дубравная, жидкая, мирная (устар. поэт.), мрачная, обильная, огромная, отрадная, приятная, прозрачная, прохладная, свежая, свежительная (устар.), сладостная, сплошная, хладная (устар.), холодная, хранительная (устар.), широкая. Тощая, уютная.
3. Неясное, трудно различимое в темноте очертание кого-, чего-либо; призрак, привидение.
Безгласная, безмолвная, бесформенная, бледная, волшебная, грозная, густая, диковинная, дьявольская, жуткая, загадочная, зловещая, мерцающая, молчаливая, мрачная, немая, необычная, непонятная, нервная, неясная, полупрозрачная, прозрачная, слабая, смешная, смутная, странная, страшная, таинственная, тихая, туманная, тусклая, угрюмая, ужасная, уродливая, фантастическая, черная, чертовская (разг.), чудовищная.


Смотреть значение Тень в других словарях

Тень — ж. сень, стень, затинь, застень, южн. зап. холодок; отсутствие прямого, лучистого света, особ. солнечного, перенятого каким-либо предметом, который застеняет, застит, омрачает.........
Толковый словарь Даля

Тень — тени, в тени, мн. тени, теней и (устар.) теней, ж. 1. только ед. Темное пространство, отгороженное, застланное чем-н. от источника света, куда не проникают лучи света. Под навесом........
Толковый словарь Ушакова

Тень — -и; предл. о те́ни, в тени́; мн. те́ни, -е́й; ж.
1. Тёмное отражение на чём-л., отбрасываемое предметом, освещённым с противоположной стороны. Отчётливая, размытая т. Колеблющаяся,........
Толковый словарь Кузнецова

Тень — , область, заслоненная от источника света и потому являющаяся относительно темной. Размеры тени зависят от расстояния между источником света и заслоняющим объектом.........
Научно-технический энциклопедический словарь

Пеллегрини-штиды Тень — (A. Pellegrini; A. Stieda) рентгеновская тень полулунной формы у верхнего края внутреннего мыщелка бедра при синдроме Пеллегрини-Штиды.
Большой медицинский словарь

Тень — - евр. цель. упоминается в символической речи Библии в различных значениях. часто является символом спокойствия и покровительства (Ис. 30: 2; 49:2; Ос. 14:8); так, например,........
Исторический словарь

Тень — (Shadow). Архетип, служащий средоточием материала, подавленного сознанием. Он может включать материал, противоречащий социальным стандартам, так же как и желания, тенденции,........
Психологическая энциклопедия

Тень (schatten) — Автор. К.Г.Юнг. Категория. Архетип. Специфика. Нечто противоположное тому, что индивид акцентирует в своем сознании. Как несовместимое с избранной сознательной........
Психологическая энциклопедия

Пеллегри́ни - Шти́ды Те́нь — (A. Pellegrini; A. Stieda)
рентгеновская тень полулунной формы у верхнего края внутреннего мыщелка бедра при синдроме Пеллегрини - Штиды.
Медицинская энциклопедия

Воздух, Жизнь, Характер, Душа, Тень (умершего) — Философский смысл термина: Воздух (стоики, Цицерон); жизнь, душа (Цицерон, Сенека).
Философский словарь

Сложно представить себе завершенный макияж без использования теней для век. Это средство декоративной косметики использовалось женщинами еще в Древнем Египте. Тогда этот продукт изготавливали на основе сурьмы и сажи, в наши же дни огромный выбор видов теней для век поражает воображение. Какие подходят именно вам, нужно, конечно, определять опытным путем. Но будем надеяться, что эта статья поможет вам немного разобраться в их многообразии.

Наверное, любая женщина знает, зачем нужны тени для век – с их помощью подчеркивают насыщенность цвета и выразительность глаз, визуально увеличивают или уменьшают как сами глаза, так и расстояние между ними, придают взгляду глубину и яркость. Чтобы добиться желаемого результата в вашем мейкапе, нужно знать, какими особенностями обладает тот или иной вид теней для век и как его правильно наносить.

Итак, давайте посмотрим, какие бывают тени для век.

Компактные

Это самый известный вид теней. Они имеют сухую порошкообразную спрессованную основу и обычно бывают помещены в удобную упаковку. В ней могут находиться как один, так и несколько оттенков теней (так называемая палетка). Цвета в такой палетке гармонично сочетаются друг с другом, так что даже если она у вас одна, с ее помощью можно создать идеальный макияж. Помимо этого, компактные тени могут заменить вам подводку для глаз.

Компактные тени можно наносить и аппликатором (очень часто он идет в комплекте с коробочкой теней), и кисточкой, и даже пальцами! Благодаря своей текстуре такие тени имеют длительный срок хранения.

Есть у них и свои особенности:

  • , были более стойкими и не осыпались, наносите их на праймер (базу под макияж)
  • во избежание осыпания не стоит набирать на кисть слишком много средства
  • если вы хотите сделать цвет теней более ярким и насыщенным, лучше использовать влажный способ нанесения, предварительно сбрызнув кисточку водой и промокнув ее салфеткой
  • если вы делаете первые шаги в освоении искусства макияжа, лучше воспользоваться аппликатором вместо кисти
  • для использования теней в качестве подводки вам понадобится увлажненная скошенная кисточка

  1. . В палетки входит по 5 оттенков теней легчайшей воздушной текстуры.
  2. . Несколько вариантов палеток с 9 оттенками и удобной кисточкой для нанесения в комплекте.
  3. Naked от Urban Decay . Фирма выпускает несколько палеток разной цветовой гаммы на любой вкус. В комплекте к палеткам из 12 цветов прилагается двухсторонняя кисточка для макияжа.
  4. The Nudes от Maybelline . Существует несколько универсальных палеток, включающих в себя 12 оттенков: The Nudes, The Smokes, The Brights, The Blushed Nudes и The Rock Nudes.

Рассыпчатые

Раньше рассыпчатые тени чаще применялись в профессиональном визаже, нежели в повседневном. Но в современном мире для многих девушек этот вид теней стал одним из самых любимых, ведь благодаря своей порошкообразной текстуре, они легко смешиваются, позволяя создавать новые цветовые вариации при минимальном расходе средства. При умелом нанесении такие тени создают плавные цветовые переходы, которые нужны, например, для создания легендарных smoky eyes.

Особенность этого вида теней заключается в том, что они очень легко осыпаются, поэтому их обязательно надо наносить только поверх праймера, защитив при этом область под глазами патчами для глаз, пуховкой или обычным листком бумаги.

В качестве примера рассыпчатых теней можно привести MAC Pigment, NYX Loose Pearl Eye Shadow, Inglot AMC Pure Pigment Eye Shadow .

Жидкие

Жидкие тени для век появились на бьюти-рынке относительно недавно, но уже приобрели популярность среди представительниц прекрасного пола. Этот вид теней на сегодняшний день является самым стойким из всех существующих. В состав его входят глицерин, вода, ряд витаминов и различные питательные добавки, благодаря чему это средство благотворно влияет на кожу век, увлажняя и питая ее. Жидкие тени не тускнеют, не осыпаются, не скатываются, оставляя макияж безупречным в течение всего дня. Подойдут они для обладательниц сухой и нормальной кожи. На жирной коже такие тени будут смотреться неопрятно, забиваясь в складочку века.

Особенности нанесения:

  • жидкие тени довольно быстро высыхают на веках, так что наносить и растушевывать их нужно быстро и аккуратно
  • один и тот же оттенок теней может подойти и для дневного, и для вечернего макияжа, ведь плотность нанесения – от легкой полупрозрачности до насыщенной яркости – зависит только от вас
  • жидкие тени лучше всего наносить на базу, используя при этом плоскую кисточку с синтетическим ворсом

Покупательницы жидких теней, делясь своими впечатлениями в глобальной сети, отмечают, что макияж, выполненный с их помощью, пребывает в идеальном состоянии до самого вечера, оставаясь ярким и насыщенным. Тени обладают приятным ароматом, а упаковка, похожая на упаковку блеска для губ, исключительно удобна в дороге.

Среди теней жидкой структуры можно выделить Eye Tint Giorgio Armani, , Rimmel Scandaleyes Shadow Paint .

Вот пример того, как жидкие тени Eye Tint Giorgio Armani оттенка с названием Shadow выглядят на веках.

Кремообразные

Кремообразные (у некоторых производителей можно встретить название гелевые или крем-гелевые) тени для век создаются на основе жиров органических кислот, различных масел и воска, поэтому и имеют жирную кремовую консистенцию, которая позволяет скрывать мелкие морщинки на веках, и идеально подходят женщинам с сухой и нормальной кожей.

Так же, как и в случае с жидкими тенями, к нанесению кремовых теней нужно приноровиться – если делать это неаккуратно, оттенки на глазах могут получиться разными и неравномерными. Использовать можно кисточку, но лучше всего попробовать нанести такие тени подушечками пальцев мягкими похлопывающими движениями. Благодаря теплу человеческого тела тени подтаивают и лучше ложатся на кожу.

В Интернете можно найти много хороших отзывов на следующие марки кремообразных теней:

  • Ombre Waterproof от Clarins . Упакованы в маленький тюбик объемом 7 мл. Особенностью этих теней является то, что входящий в их состав воск цветков померанца делает их водостойкими.

  • . Палитра содержит 16 оттенков, которые помогут создать вам любой образ от сказочной принцессы до роковой женщины. Производитель гарантирует ультралегкое нанесение и стойкость 24 часа.

Тени-карандаш

Этот косметический продукт действительно похож на обычный карандаш, но у него более широкий грифель и более мягкая консистенция. В его составе присутствуют такие вещества, как парафин, пчелиный воск. Часто производители добавляют витамин Е, который увлажняет кожу века и помогает продлевать ее молодость.

Такие тени идеальны для быстрого макияжа: одним движением руки можно нарисовать стрелки, используя карандаш как подводку, или покрыть все веко мягким цветом.

Положительные отзывы в Интернете получили следующие тени-карандаш:

Chubby Stick Shadow Tint for Eyes от CLINIQUE – шелковистые тени, содержащие витамин Е, удобны в нанесении, не осыпаются и придают глазам полупрозрачный стойкий оттенок.

The ONE Colour Unlimited от Oriflame – водостойкие тени с выкручивающимся стержнем, которые производитель рекомендует наносить на предварительно припудренные веки.

от Kiko Milano – водостойкие тени, выпускаемые в 32 великолепных оттенках, продержатся на ваших глазах до 8 часов.

Запеченные

Запеченные тени для век получили такое название из-за технологии их производства – они запекаются в печи при высокой температуре. Этот прием позволяет создать мягкую, тончайшую текстуру, отличающуюся единством цвета и сияния перламутра.

Безусловным преимуществом таких теней является то, что расход их минимален, а монолитная структура защищает их от рассыпания даже в тех случаях, если вы вдруг уронили упаковочку с запеченными тенями на пол.

Существуют два способа нанесения запеченных теней:

  1. Сухой способ. Предусматривает использование сухого аппликатора/кисти. В результате вы получите бархатный мейкап на каждый день.
  2. Влажный способ. Требует смачивания аппликатора/кисти и позволяет получить яркий, насыщенный вечерний макияж с перламутровым блеском.

В качестве примера теней, основанных на технологии запекания, можно привести:

Ombre a Paupieres от Bourjois . Покупательницы отмечают нежные яркие оттенки, идеальное нанесение и разумное сочетание цены и качества.


Colour Sphere
от DIVAGE . Трёхцветные мраморные оттенки при нанесении раскрываются богатой палитрой, стойкой в течение всего дня.

Sphere от Limoni . Содержат витамин Е и гиалуроновую кислоту, которые ухаживают за нежной кожей век, а также УФ-фильтры, защищающие от вредного воздействия ультрафиолета.

Классификация по составу

В входят пигменты, условно разделяющиеся на две большие группы – органические соединения и минеральные компоненты (производные металлов) . По стойкости и разнообразию цветов они почти ничем друг от друга не отличаются. Но косметологи спорят по поводу их безопасности. Одни считают, что использование минералов абсолютно безвредно и обладательницы чувствительной и проблемной кожи могут использовать минеральные тени для век без каких-либо опасений. Другие говорят о том, что косметика, основанная на органических соединениях, тоже не оказывает вреда для кожи при разумном ее использовании.

Какие тени выбрать, безусловно, решать вам. Но профессионалы все же рекомендуют иметь в своем арсенале как минеральные, так и обычные декоративные тени, чтобы обеспечить себе возможность чередовать их использование.

Классификация по финишу

Финиш – это итоговое покрытие теней после нанесения, эффект, придаваемый вашему взгляду.

Стоит отметить, что у разных косметических марок один и тот же финиш может называться по-разному. Мы постарались выделить наиболее популярные и, так сказать, “общие” категории.

  • Матовые тени

Такие тени обеспечивают интенсивное, непрозрачное и ровное покрытие, не отражающее свет. В них нет блеска, отдельных блесток, перламутрового сияния или мерцания.

"Поэт открыт душою миру, а мир наш - солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, - и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."

К. Д. Бальмонт

Т.С. Петрова. Слово тень в символическом контексте лирики К.Д. Бальмонта

Прочтение и понимание символического текста непосредственно связано с возможностью адекватного восприятия той сложной образности, которая определяется не просто употреблением тех или иных символов, несущих в себе особый смысл. Слово в символическом контексте принципиально многопланово, реализуя наряду с прямыми значениями трансформированную семантику – в разной степени эстетического осложнения. Н.А. Кожевникова отмечает, что символисты, говоря о многозначности символа, «имели в виду не только возможность разных толкований слова в определённом узком контексте, но и множественность его употреблений в разных контекстах» .

Именно таким выступает в лирике К. Бальмонта слово тень . Рассмотрим, в чём обнаруживается и от чего зависит ёмкий символический смысл этого словообраза и каковы особенности его функционирования в бальмонтовском поэтическом контексте.

В двухтомном издании избранных стихотворений К.Д. Бальмонта обнаружено 112 употреблений слова тень в объёме 1-го тома (стихотворения 1894-1904 гг.) и 31 употребление во 2-м томе (стихотворения 1905-1908 гг.) – всего 143 примера.

Сопоставление семантики слова тень в бальмонтовском контексте и Словаре русского языка показывает, что три словарных значения в рассмотренном издании отсутствуют полностью: тень – «места на рисунке, картине (пятна, штрихи и т. п.), изображающие наименее освещённые участки чего-л.»; «место на лице, выделяющееся более тёмным оттенком» и «отражение внутреннего состояния (беспокойства, печали и т. п.) на лице, в глазах человека». Возможно, это объясняется тем, что первые два значения отличаются сугубой конкретностью, а третье связано с традиционным выражением эмоционального состояния, для чего в бальмонтовском поэтическом языке используются более выразительные и индивидуальные средства (в том числе и в связи с употреблением слова тень ).

Словарное значение лексемы тень – «тёмное отражение на чём-л., отбрасываемое предметом, освещённым с противоположной стороны» – проявляется у Бальмонта весьма неоднопланово.

В традиционном устойчивом употреблении «ночная тень , тень ночи» слово тень обнаружено лишь однажды: «О, Ночь, сгусти покров / Своих густых теней …» (К ночи, 1, 635). Второй пример подобного употребления находится уже в символическом контексте поэмы «Белый Лебедь», где традиционная образность соотносится с мифопоэтическим представлением ночи как надмирного пространства – вместилища субстанциального мрака: «Тени ночи в ночь и прянут, / А костры оставят нам. / Если ж биться с нами станут, / Смерть нещадная теням . / Дети Солнца, мы приходим, / Чтобы алый цвет расцвёл…» (Белый Лебедь, 2, 593).

Показательно, что актуализация прямого значения слова тень часто сопровождается выражением усиления степени проявления признака, акцентированием его масштабности: «тень гигантской горы» (Музыка, 1, 171), «Бросало тень с огромной вышины» (Искатели, 1, 494), «Вечерний час потух. И тень растёт всё шире…» (Лунная соната, 1, 593), «Все тени мира здесь проходят мимо…» (Камень скал, 1, 544), «тьма теней » (В путь, 2, 80).

Выступая крайним членом контрастной парадигмы тьма / свет , слово тень употребляется у Бальмонта как в противопоставлении («В упорной схватке свет и тень » – Апрель, 2, 600; « И в ней не столько света , как скорби и теней » – «Смешались дни и ночи…», 1, 93), так и в сопоставлении при создании образа мира, единого в своём многообразии, – это непосредственно передаёт одно из характернейших качеств бальмонтовского мировидения и поэтического языка («Меня пленяет всё: и свет , и тени …» – Вопрос, 1, 112; «В красочном контрасте – свет и тени …» – Нежно-лиловый, 1, 753; «Дня завершаются ропоты, шёпоты, сказки огней и теней …» – Кветцалькоатль, 2, 580; «В царстве света , в царстве тени , бурных снов и тихой лени…», 1, 78; «Март неверный, Март смеётся, Март рыдает, свет и тень » – Март, 2, 599).

Однако в символическом контексте чаще актуализируется семантика слова тень , связанная с представлением изменчивости, зыбкости, воздушности: «От восхода Солнца до заката / Измененья тени и лучей…» (Цветок, 1, 389); «Дрожания света в мельканьях теней …» (Хрустальный звон, 2, 551); «Темнеет вечер голубой, / Мерцают розовые тени …» (Вечерняя тишь, 1, 420); «Тот, кто хочет, чтобы тени , ускользая, пропадали…» (Быть утром, 1, 684).

Семантика лёгкости, неуловимости, мимолётности реализуется при употреблении слова тень в составе сравнения, как правило, сопровождаясь эмоциональными коннотациями (отмечено 19 таких употреблений): «Точно тень , бродила вкруг / Неутешная печаль» («В поле искрилась роса…», 1, 43); «Когда в затон мечтанья / Вошла, как тень , печаль…» (Живая вода, 2, 235); «Всё, что здесь, проходит мимо, / Словно тень от облаков…» (Молитва вечерняя, 1, 328).

Иногда повторяющееся в контексте слово тень реализует разные значения, что характерно для символического словоупотребления. Например: «Дни убегают, как тени от дыма, / Быстро, бесследно и волнообразно <…> Тень дорогая душою хранима…» (Печаль луны, 1, 601).

Особенно выразительны ряды сравнительных оборотов, соотнесённых друг с другом синтаксически и семантически: «Я прихожу, как призрак, я ухожу, как тень , / Я полон тайн, как вечер, я весь огонь, как день <…> Я вновь пришёл, как призрак. Я вновь уйду, как тень » (Как призрак, 1, 589).

В таких сопоставительных конструкциях поэту удаётся передать сложный сплав семантики эфемерности, мимолётности, призрачности: «Моё несчастье несравнимо / Ни с чьим. О, подлинно! Ни с чьим. / Другие – дым, я – тень от дыма, / Я всем завидую, кто – дым…» (Тень от дыма, 1, 721). В дальнейшем контексте этого стихотворения слово дым выступает символом устремлённости к высшему миру – в таком соотношении образ «тень от дыма» передаёт противоположное состояние – приземлённость, отягощённость бренностью бытия.

В окружении слов со значением неопределённости, неясности слово тень актуализирует ту же семантику и парадигматически соотносится с рядом слов, в которых «заложена идея неясного, непостижимого, лежащего за пределами обыденности: тайна, сон, сказка, чара, грёза, видение, тень, призрак » . Например: «И блуждают тени смутные / По пространству неоглядному, / И непрочные, минутные, / Что-то шепчут ветру жадному…» (Ковыль, 1, 59); «Засыпаны бездушными / Пушинками снегов, / Покрыты равнодушными / тенями облаков…» (В царстве льдов, 1, 190); «Бледнеют привидения, / Редеют тени снов» (там же, 1, 191).

В результате словообраз тень становится одним из ключевых элементов символического контекста, передающего сложное взаимодействие реального и ноуменального миров, таинственное соприкосновение земного мира с пространством сущностных начал – невыразимых и непостижимых, а лишь прозреваемых: «Таинство жизни трепещет средь мёртвых камней, / Что-то забилось, как будто бы тени теней …» (Чахлые сосны, 1, 75).

Традиционно представление такого взаимопересечения временного и вечного миров передавалось через мотив отражения. Говоря о платоновском источнике образного представления жизни, Н.А. Кожевникова цитирует Вл. Соловьёва: «В сне земном мы тени , тени … / Жизнь – игра теней , / Ряд далёких отражений / Вечно светлых дней» . Символическое представление сущностной основы вневременного бытия, отражённой в реалиях земной жизни, находим в знаменитом стихотворении Вл. Соловьёва: «Милый друг, иль ты не видишь, / Что всё видимое нами – / Только отблеск, только тени / От незримого очами?». Н.А. Кожевникова отмечает, что «на особый символически-мистический характер этих образов указывает эпитет вечный » . Актуализаторами выступают также определения нездешний, новый, неподвижный, недвижный, неверный, невнятный, неведомый , иногда в соотношении с контрастными – земной, житейский ; кроме того, слова из одного парадигматического ряда: призрак, туман, сон, сновидение , словообразы с семантикой отражения. Например: «Как тени дымные вкруг яркого огня <…> / Так жизнь с восторгами и блеском заблужденья / Есть сновидение иного сновиденья» (Индийский мотив, 1, 325); «Каждый любит, тень любя, / Видеть в зеркале себя. / И сплетенье всех в одно / Глубиной повторено. / Но во имя глубины, / Мы страдаем, видя сны. / Все мы здесь, наоборот, / Повторяем небосвод. / Свет оттуда – здесь как тень , / День – как ночь, и ночь – как день…» (Костры, 1, 462).

Если тень представляет включённость человека в мир взаимодействия земного и небесного, отражение выступает связующим звеном в проявлении общей цельности; при этом создаются условия для появления положительной оценочности: «Я счастлив, грустен, светел, одинок, / Я тень в воде, отброшенная ивой, / Я целен весь, иным я быть не мог» (Вечерний час, 1, 542).

Семантика отражения особым образом реализуется в представлении соотношения человека и Бога, твари и творца через предикатив, в который входит слово светотень : «Мы звенья вкруг созвездного кольца, / Прогалины среди ветвей сплетённых, / Мы светотень разумного лица…» (Освобождение, 1, 546). Совершенно очевидно, что слово светотень употреблено здесь не в словарном значении; словообразы звенья, прогалины в символическом контексте передают семантику соединения земного и неземного, обыденного и духовного, мистическую связь миров.

В результате человек выступает связующим звеном, пересечением природы и Творца, отражая в себе то и другое, являя собой, с одной стороны, «тень в воде, отброшенную ивой», с другой – «светотень разумного лица».

Если же тень-отражение выступает знаком раздвоения, нарушения единства целого, то она воспринимается как дурное наваждение, и образ окрашивается отрицательными коннотациями: «Но он [Дьявол] стоял как некий бог, склонённый, / И явственно увидел я, что он, / Весь белый, весь луною озарённый – / Был снизу чёрной тенью повторён. / Увидев этот ужас раздвоений, / Я простонал: “Уйди, хамелеон! / Уйди, бродяга, полный изменений, / Ты, между всех горящий блеском сил, / Бессильный от твоей сокрыться тени !..”» (Наваждение, 1, 520).

Для выражения этой семантики в лирике К. Бальмонта употребляется окказиональное слово тенесвет , – и по структуре, и по значению зеркально соотнесённое со словом светотень : «Какой бы маленький предмет / Ни встал передо мною, / За ним зловещий тенесвет , / За ним, пред ним ползучий след, / Бесплотный дух, что мглой одет / И оживлён Луною…» («Явились, вот один, другой…», 2, 657). Слово употреблено с эпитетом зловещий , соотнесено с перифрастическим представлением дьяволического начала и обнаруживает ярко выраженную негативную окраску. Тенесвет здесь – проявление призрачного, потустороннего, губительного инобытия. Такая семантика не однажды обнаруживается в слове тень в «дьяволическом» окружении, например: «Снова Тень , и снова Дьявол, снова Тень , и снова боги <…> Вера в Тени это только – мозговая паутина…» (Пронунсиамиэнто, 1, 713).

Таким образом, слово тень в бальмонтовском поэтическом языке проявляет семантическую и аксиологическую амбивалентность. В зависимости от контекстуального окружения оно обнаруживает тенденцию к сближению то с положительным (светлым), то с отрицательным (тёмным) полюсом парадигмы. В то же время способность слова тень передавать неустойчивость в соотношении света и тьмы, пограничное, переходное состояние между земным и небесным, между благим, светлым и гибельным, тёмным делает тень словообразом, несущим в себе символический потенциал, который проявляется в самых, казалось бы, обычных пейзажных картинах: «В этом царстве тишины / Веют сладостные сны, / Дышит ночь, сменяя день, / Медлит гаснущая тень » (Тишина, 1, 163). Атмосфера одухотворённого, аморфного в своей изменчивости мира, неустойчивого состояния зыбкой очарованности сном и тишиной создаётся во многом за счёт динамического характера образа тени . Эпитет гаснущая , на первый взгляд, сближает его с тёмным полюсом ночи; но в контексте постепенно гаснет день и настаёт ночь, поэтому гаснущая тень – это образ, в большей мере связанный с представлением уходящего дня, – это след дня, следовательно, тень здесь – след света.

Символическое отражение Великого творящего и созидающего дня, где сияет солнечный свет, «противодействующий безднам ночного мира» , обусловливает появление образа теней дня в позитивном значении. «Под знаком этой тотальной светоносности, – пишет А. Ханзен-Лёве, – снимается столь продуктивная полярность “день” – “тень”» . В стихотворении К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» именно такой смысл реализует образ, усиленный повтором-подхватом: «Я мечтою ловил уходящие тени , / Уходящие тени погасавшего дня…» (1, 49). След света прозревает поэт-символист в дневных тенях – след высокой одухотворяющей цели, которая освещает его путь и ведёт всё выше, к совершенству, истине, красоте.

Подтверждением неслучайности такого наполнения образа в широком контексте символической лирики может служить стихотворение А. Блока «Как мимолётна тень осенних ранних дней…» , где «тени дня – избытки красоты», вдохновляющие поэтическую мечту. Вместе с тем сам образ дня у символистов дихотомичен, противоречив, и у того же Блока «неверные дневные тени » – след тусклого, бездуховного дневного мира, который озаряют «розовые тени » – отражение вечернего одухотворяющего света .

Для символистов не менее важно и то, что «угасание дня <…> как бы образует рубеж между дневным и ночным мирами» , – рубеж, на котором становится возможным и осуществляется их взаимодействие, перетекание. В этом семантическом аспекте слово тень выступает в ряду слов-символов с интегратором «неполнота проявления признаков, их взаимоотражение»: сумрак, дремота, мгла , их дериваты с корнем полу -, а также отзвук, отблеск и т. п.

Возможно, многоплановая разработка в поэтике символизма мотива неясного, намёка, следа в слове тень обусловила в лирике Бальмонта единичные случаи реализации словарного значения «слабый след или слабое подобие чего-л., намёк на что-л.» в генитивной конструкции: тени старины, прошлого; тень воспоминаний, прочтённой книги (всего 7 употреблений).

Достаточно часто в слове тень проявляется традиционное значение «дух умершего или отсутствующего человека»; у Бальмонта оно сопряжено с представлением тени как формы внеземного существования и отрицательной окраски, как правило, не несёт: «Среди могил блуждают тени / Усопших дедов и отцов, / И на церковные ступени / Восходят тени мертвецов…» (Надгробные цветы, 1, 115); «Вот почему тот самый человек, / Чья тень теперь, невидимая, с нами, / Не только дорог жизнью мне своей, / Но тем, что был живым и в самой смерти» (Радостный завет, 1, 647).

Слово тень в этом значении сопровождается эпитетами бестелесная, бесплотная, воздушная, белая, поблекшая, немая, блуждающая, невидимая, родимая, нежная . Особую роль играет определение святая в перифрастическом обозначении потустороннего существа (сакральный смысл слова Тень подчёркнут написанием с заглавной буквы) в стихотворении «Данте» (1, 109-111): «…Один, в ночной тиши, вдали от света, / Молился он, – и Тень к нему пришла. / Святая Тень , которую увидеть / Здесь на земле немногим суждено <…> И Тень его отметила перстом…».

Абстрактное значение слова тень – «пространство, защищённое чем-л. от лучей солнца (на солнце и в тени )» – отражено в исследованном материале в 9-и употреблениях и, как правило, соотносится с семантикой благого, успокоительного начала («Черёмухой нежит душистую тень » – Славянское древо, 2, 238). В стихотворении «Зелёные святки» наблюдается эффект постепенного развёртывания у слова тень символического значения. Это осуществляется приёмом последовательного наращивания признаковых слов и разработкой символического окружения: «Уйдёмте под тень <…> Уйдёмте под свежую тень , поцелуи под тенью так сладки <…> Уйдёмте в мгновеньях под вечную тень , поцелуи под тенью так сладки… (2, 469).

Мифопоэтический характер обнаруживает окказиональный образ Тень -Река , вынесенный в заглавие стихотворения: «…А по водам Тень -Реки / Заиграют огоньки, / А по вскипам Тень -Реки / Засверкают светляки» (2, 428).

Таким образом, именно контекст обусловливает проявление ёмкой и многоплановой семантики словообраза тень в поэзии К. Бальмонта – контекст отдельного стихотворения и лирической системы в целом. Слово обнаруживает при этом принципиальную амбивалентность – важнейшее качество символа. В результате оно получает возможность замещать как крайние члены полярной парадигмы, так и среднее, промежуточное звено.

Одна из важнейших черт слова-символа тень – выражение особо значимого для символизма рубежного, пограничного, переходного состояния земного и ноуменального миров. В результате словообраз тень входит в ряд слов-символов с интегратором «неуловимое, непостижимое, символически отражающее в себе некое сущностное начало»: сумрак, дым, отблеск, отзвук, просветы, сон и т. п.

Можно говорить об акцентировании символического словоупотребления слова тень в лирике Бальмонта и о сложном взаимодействии нескольких значений, смысловых и экспрессивных коннотаций в каждом конкретном употреблении.

Примечания

1. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: В 2 т. Можайск, 1994. В тексте цитаты даются по этому изданию и сопровождаются указанием в круглых скобках тома и страницы через запятую.

2. Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. М.-Л., 1960. Т. 1.

3. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века. М., 1986.

4. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981-1984. Т. IV.

5. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. СПб., 2003.

Как известно из магловских учебников физики, тень – это темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны объекта, которая не обращена к источнику света. Однако к этому световому явлению издавна было особое отношение, ему приписывали разнообразные мистические значения.
У первобытных народов тень как невещественный образ человека олицетворяла собой его душу. Древние египтяне верили, что тень – это часть жизненной силы человека, которая находится в неразрывном единстве с ним. После смерти самым страшным наказанием для грешника считалась потеря им своей тени – ее пожирало адское чудовище с телом льва и головой крокодила.
В Библии слово "тень" (сень) имеет двойное символическое значение в зависимости от того, обозначает ли это слово присутствие или отсутствие солнечного света. С одной стороны, тени – предвестники смерти, неминуемой гибели человека в этом мире ("дни его, как тени, склоняются к ночи"), что грешника при жизни ждет после смерти бесконечная долина смертной тени, земля тьмы и мрака. С другой стороны, в Священном писании упоминается "тень Божия" - единственная верная и надежная защита праведника на земле. А когда "сила Всевышнего" осенила (покрыла своей тенью) лик девы Марии, она зачала будущего Христа.
В греческой мифологии за тень принимали призраков умерших людей. Считалось, что вечное царство мертвых Аида населено этими призрачными тенями.
В некоторых религиях существовало представление о тени как о демоническом двойнике человека. Тень являлась отражением и воплощением всех отрицательных черт своего хозяина.

Отношение к тени на Востоке и Западе сильно отличалось. Европейцы считали свет благом и основой для жизни, а тень была местом, где творилась темная, оборотная сторона жизни. С ней и тьмой вообще связывались исключительно недобрые предзнаменования, мифы и легенды. Но на Востоке тень ценили, она защищала людей и животных от палящего солнца, приносила прохладу и облегчение. В частности, в своем эссе "Похвала тени" японский писатель Танидзаки Дзюньитиро так описывает строительство своего жилища японцами: "прежде всего, раскрывают над ним зонт-кровлю, покрывая землю тенью, а уже в тени устраивают себе жилье". Тень, по восточным традициям, есть воплощение женского начала Инь, а свет – мужского Ян. В единстве этих двух понятий, двух сил заключается гармония всего мира. В религии ислама тень являлась олицетворением земного существования, спутницей тленных материальных форм, тогда как бесспорное и вечное не может отбрасывать тень. По этой причине в искусстве Востока считалось «особенно вредным изображать предметы, отбрасывающие тень».
В Индии существовала вера в тени святых, которые невозможно было уничтожить всеми известными на земле способами. В иранской мифологии существует описание птицы Умай (Хумай), которая, бросая свою тень на человека, чьи грехи не так тяжки, делает его счастливым.

Позже в европейском фольклоре бытовало мнение, что все люди носят маски, лишь тень способна видеть вещи в их "истинном свете". Писатели, художники, ученые разных эпох разговаривали со своей тенью, обращались к ней в поисках истины и вдохновения. Тень была вторым человеческим телом, вторым "я" человека, наделенным магическими способностями. В сказке Г.Х. Андерсена "Тень" та самая тень однажды отделилась от своего хозяина и стала вести самостоятельную жизнь. А после она и вовсе превратилась в человека и даже попыталась сделать хозяина своей тенью. В образе своей тени шекспировский отец Гамлета восстал из могилы, чтобы рассказать сыну о злокознях его дяди и матери.

Символизм тени нашел отражение в пословицах и поговорках разных времен:
"Слово – тень дела" (Демокрит).
"Дерево не отнимает своей тени даже у того, кто пришел срубить его" (древнеиндийская пословица).
"Наводить тень на плетень" (усложнять что-либо, делать его непонятным).
"На веждах его тень смерти" (так говорят о человеке, чья смерть неотвратима и близка).
"Бросать тень, наводить тень" (на кого-либо, что-либо, т.е. бесславить).
Про человека, который по каким-либо причинам разорвал связи с внешним миром, перестал общаться с друзьями и коллегами, говорят, что он "ушел в тень" или "вышел из тени" при обратном стечении обстоятельств.
Про трусливого человека говорят, что "он и тени собственной боится".
Полушутливая фраза современности "постоять в тени, облагородиться" имеет давние корни. Древние славяне верили, что нельзя стоять в тени дурного человека, ведьмы или колдуна, дома, где произошло самоубийство и т.п., так как из этой тени могут выйти злые духи и похитить душу человека. Считалось также, что всевозможная нечисть - черти, вампиры, лешие, водяные - не могут отбрасывать тени, т.к. души этих существ находятся в руках дьявола.

Вместе с тем тень – это не только сущность человека, но и особый мир, в котором не действуют земные законы. В мире волшебников известно, что этот мир населяют Теневые Драконы - одни из самых скрытных существ, способные скрываться и появляться из тени. В романе-фэнтези Роджера Желязны "Хроники Амбера" тени – это отражения Подлинного Мира, переходное состояние между Порядком (Амбером) и Хаосом. От слова "тень" происходит название славянского существа-призрака Постень.

В различных сонниках видеть во сне свою тень толкуется как предостережение, что вам нужно опасаться неприятностей со стороны своих врагов; видеть чужую тень - знак, что вас контролируют, пытаются обмануть и подчинить чьей-то воле.
В науке существуют понятия: "дождевая тень", "солнечная" и "лунная" тени, "тень Земли", "заваленные" тени, а также "открытые", "закрытые" и "собственные" тени.
А вот в косметологии омоним "тени" имеет вполне мирное значение – это средство для придания красоты (или дополнительного уродства, это уж у кого как), наносимое на веки. И здесь уже различают сухие или жидкие тени, тени в виде геля, крема или карандаша и пр.

Awen, Слайзерин, 3 курс



Загрузка...