paradisemc.ru

Все про историю игольницы 16 века. Мастер – класс «История игольницы. III. Практическая работа

В ней хранятся мелочи –
Те, что очень колкие;
У одних - на гвоздике,
У меня – на полке же.
Мастерят умелые
Школьники и школьницы
К маминому празднику
Мягкие … (игольницы).

Каждый человек хранит булавки и иголки в игольнице. Игла – это древнейшее изобретение человека. Изобрели ее даже раньше, чем колесо. Игольница - простое и полезное изобретение встречается у каждой хозяйки. Ею пользовались как крестьяне, так и знатные люди.

Когда точно появилась игольница, сказать трудно, а вот этапы ее развития известны. В отличие от современности, много веков назад игла считалась роскошью. Поэтому встала необходимость в ее безопасном и бережном хранении.

В 15 веке появились контейнеры из серебра и слоновой кости. В это же время игольницы стали набиваться шерстью и обтягиваться тканью.

В 16 веке стало модно крепить подушечки игольницы к серебряным и деревянным подставкам.

В 17-18 веках игольницы были изготовлены из тканей высокого качества: льна, атласа и украшены вышивкой.

В 19 веке игольницы становятся в большей степени декоративным элементом в форме рюмочки для яиц, корзиночки на металлической, стеклянной или фарфоровой подставке.

В начале 20 века стали популярными игольницы-зажимы. Конструкцию крепили к столу, чтобы предотвратить скольжение ткани.

В Этнографическом музее им. В.И. Романова имеется игольница-швейка, которую использовали в Марийском крае в конце ХIХ – начале ХХ веков. Подушечка игольницы расположена на стойке из четырех вертикальных упоров, которые украшены винтообразной резьбой ручной работы. Под стойкой расположена компактная коробка с крышечкой для мелких швейных принадлежностей. Она закрывается на маленькую вертушку. С одной стороны коробки идет продолжение конструкции для игольницы. Это расширяющаяся плоская доска, на которую вышивальщица садится.

Рукоделием занимались все. С вышивкой было принято ходить в гости. А иглы необходимо было где-то хранить. В народе игольницы называли игольниками. Этот предмет очень почитался. Матери дарили игольницы своим дочерям. Когда девушка выходила замуж, то игольницу она забирала с собой в дом супруга. Чем богаче была семья, тем дороже был игольник.

А сейчас игольницы бывают совершенно разные: и шитые, и вышитые в форме цветов, шляпок или животных, и в баночке, и дорожные, и, конечно же, антикварные.

Игольницы - прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для шитья и вышивания, так и для декоративных целей.

Научный сотрудник отдела учета и хранения
Таюкова Людмила Владимировна.
Фотографии предметов из фондов.

Игольница - швейка начало ХIХ - ХХ веков

Игольница начало ХIХ - ХХ веков

Игольница привинчена к швейной машине

Современная игольница

Игольница "Золотое яйцо". Латунь. Россия, вторая половина XX века


Игольница "Золотое яйцо". Латунь. Россия, вторая половина XX века.
Высота 6,5, диаметр 4,7 см.


Игольница (Бисер, дерево - Россия, XIX век)


Игольница. Дерево, бисер. Россия, XIX век.
Длина 9 см, толщина 1,5 см. Футляр-игольница открывается посередине, внутри - полый деревянный стержень.


Комплект из письменного набора в футляре, игольницы и ножа для бумаг. Металл, дерево. Западная Европа, начало ХХ века


В деревянном футляре, обтянутом тонкой тканью, три деревянных предмета с искусно вырезанными рукоятками:
карнадаш (с выдвигающимся грифелем), длина 16 см, диаметр 1 см,
перочинный нож с металлическим лезвием: длина ножа 16 см, лезвия 3 см,
нож-лопатка для разрезания страниц: длина 15,5 см.
Тут же - металлическая игольница: длина 8 см с навершием в виде шара.
Сохранность очень хорошая.

Нож для разрезания бумаг, дерево, белый металл. Кавказ, начало ХХ века.
Длина 28 см, ширина 2 см. Ручка (14 см) покрыта искусной инкрустацией белым металлом:с одной стороны точечные вкрапления металла образуют причудливый узор, с другой стороны - надпись: "Кавказ 1913".


Игольница. Кость, резьба. Восток, начало ХХ века


Игольница. Кость, резьба. Восток, начало ХХ века.
Длина 5,5 см, ширина 4,5 см, высота 2,8 см.
Кремовый цвет слоновой кости выгодно оттеняет темно-бордовый бархат, находящийся внутри игольницы. Иголки вставляются через множество мелких отверстий, которые составляют декоративный рисунок . Орнамент выполнен миниатюрной резьбой, напоминающей кружево.

Игольница. Дерево. Россия (?), начало ХХ века

Игольница. Дерево. Россия (?), начало ХХ века.
Длина 6,7 см, диаметр 1,3 см.


Игольница. Кость, перламутр, черепаха, металл. Россия (?), начало ХХ века


Игольница. Кость, перламутр, черепаха, металл. Россия (?), начало ХХ века.
Длина 8,5 см, диаметр 1,7 см.
Сколы красочного слоя на центральном ободке, трещины на костяных завершениях. Утрата двух перламутровых вставок, на двух других вставках - сколы.
Изящный аксессуар для изящного дамского занятия - рукоделия. Из дорогих, благородных материалов, в оригинальном исполнении с шахматным рисунком.

Используемая в швейном деле, исключающая возможность их потери в процессе работы.

История

В древние времена, когда ткань только стала распространяться, игольницы изготавливались при помощи любой ткани и бумаги, которые перекладывались между собой. Но их могли себе позволить только богатые люди. Позднее, игольницы изготавливались из дерева или слоновой кости , и между ними располагалась бархатная материя, где хранились булавки, иголки.

Игольницы-подушечки

Игольницы-подушечки часто создаются рукодельницами в декоративных целях. Они могут быть простой формы - квадрат, круг, сердечко - или сложной: в виде сумочки, фигурки животного, цветка. Простую самодельную игольницу можно изготовить из картона , набивного материала, например, ваты или поролона , и ткани . Игольницы украшают вышивкой , аппликацией , вместо ткани может использоваться вязка .

Изготовление игольницы - популярное задание на занятиях по рукоделию для дошкольников . Собственноручно сделанная игольница потом используется для приучения ребёнка к аккуратному обращению с вещами - после занятия в неё нужно убрать свои иголки .

Готовые игольницы

Игольницы-футляры могут быть разной формы. Футляр-грибок используется не только для хранения иголок, но и для штопки.

Магнитные игольницы могут выполняться в форме подставки, либо в виде коробочки с магнитом внутри.

Напишите отзыв о статье "Игольница"

Примечания

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Игольница

Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:
– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!…
Он энергически махнул рукой.
Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга.
– Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.

Прошу реабилитировать меня за предыдущую тему. Нашла тему нейтральную – игольницы.

Я сама не шью – не мое. А подруга шьет. Так вот, гуляю по НЕТу и вдруг встречаю фото очень удобной, на мой взгляд, игольницы, которая одевается на руку. Поискала еще и … нашла. Предлагаю вашему вниманию небольшую кучку симпатичных игольниц. Но, для начала немного истории.

Самое древнее изобретение человека - игла. Она, пожалуй, старше колеса! Первобытная одежда из толстых, плохо выделанных шкур шилась жилами животных, тонкими лианами растений или жилками пальмовых листьев, как в Африке, и древние иглы были тоже толстыми, неуклюжими. С течением времени люди научились более тонкой выделке шкур, и им понадобилась более тонкая игла. Они научились добывать металл и иглы стали делаться из бронзы. Некоторые из найденных образцов настолько маленькие, что в них, видимо, вставлялось нечто типа конского волоса, потому что ни одна жилка, способная выдержать нагрузку, в них бы просто не влезла.

Первые железные иглы были найдены в Манчинге, в Баварии, и датируются 3 веком до н.э. Не исключено, правда, что это были "импортные" образцы. Ушка (дырочки) в то время еще не знали и просто загибали тупой кончик маленьким колечком. В античных государствах тоже знали железную иглу, а в Древнем Египте уже в V веке до н.э. активно применялась вышивка. Иглы, найденные на территории Древнего Египта, по внешнему виду практически не отличаются от современных. Первую же стальную иглу нашли в Китае, датируется они примерно Х веком н.э.

Считается, что в Европу иглы были завезены примерно в VIII веке н.э. мавританскими племенами, которые жили на территориях современного Марокко и Алжира. По другим сведениям, это сделали арабские купцы в XIV веке. В любом случае, там стальные иглы знали намного раньше, чем в Европе. С изобретением дамасской стали иглы начали делать из нее. Случилось это в 1370 году. В тот год и появилось в Европе первое цеховое сообщество, специализирующееся на иголках и других предметах швейного производства. Ушка в тех иголках по-прежнему не было. И делались они исключительно вручную методом ковки.

Начиная с ХII века в Европе становится известен метод волочения проволоки с помощью специальной волочильной плиты, и иглы стали делать в гораздо больших масштабах. (Точнее, метод существовал давно, еще с античных времен, но потом был благополучно забыт). Внешний вид игл значительно улучшился. Центром игольного ремесла стал Нюрнберг (Германия). Революция в игольном деле свершилась в XVI веке, когда метод волочения проволоки был механизирован с помощью изобретенного в Германии гидродвигателя. Основное производство сосредоточилось в Германии, в Нюрнберге и в Испании. "Испанские пики" - так назывались в то время иголки - даже шли на экспорт. Позже - в 1556 году - эстафету перехватила Англия с ее промышленной революцией, и основное производство сосредоточилось уже там. До этого иголки были очень дорогими, редко у какого мастера было больше двух иголок. Теперь же цены на них стали более приемлемыми.

С XVI века игле было найдено неожиданное применение - с ее помощью стали делать офорты. Офорт - самостоятельный вид гравюры, в котором рисунок процарапывается иглой на металлической доске, покрытой слоем лака. Кислота, в которую потом погружают доску, разъедает бороздки, и они становятся более отчетливыми. Потом доска выступает в роли штампа. Иглы, которые использовались для этого вида искусства, похожи на швейные, только без ушка и кончики у них заточены в виде конуса, лопатки, цилиндра. Без крепких стальных игл офорт вряд ли бы родился. Благодаря игле мир в XVI веке узнал таких германских художников, как А.Дюрер, Д. Хопфер, в XVII - испанца Х.Риберу, голландцев А.Ван-Дейак, А. ван Остаде, величайшего из офортистов Рембрандта ван Рейна. Во Франции работали А. Ватто, Ф. Буше, в Испании Ф. Гойя, в Италии Дж. Б. Тьеполо. В Росси работали А.Ф.Зубов, М.Ф.Казаков, В.И.Баженов. Иглой часто рисовали и лубки, в том числе народные картинки времен Отечественной войны 1812 года, прославлявшие, например, кавалергард-девицу Дурову или поэта-партизана Дениса Давыдова, иллюстрации к книгам, карикатуры. Эта техника жива и сегодня, ею пользуются многие современные художники.

Но вернемся к швейной игле. Настоящее механизированное производство открылось в 1785 году, Европа и Америка оказались наводнены новыми иголками. Любопытный факт: недавно искатели сокровищ обнаружили на побережье Флориды под толстым слоем песка огромный деревянный сундук с надписью "Сан-Фернандо". Подняли архивы и обнаружили, что такое судно действительно затонуло по пути из Мексики в Испанию в середине XVIII века. На борту, судя по описи, находилось товара на сумму около150 миллионов серебряных песо - сумма по тем временам баснословная. Когда сундук был вскрыт, жадным взорам кладоискателей открылось неожиданное зрелище: сундук был полон десятками тысяч матросских игл для латания парусов.

В 1850 году англичане придумали специальные игольные станки, позволяющее сделать в игле привычное нам ушко. Англия выходит на первое место в мире по производству иголок, становится монополистом и очень долгое время является поставщиком этого нужного товара во все страны. До этого иглы с той или иной степенью механизации рубили из проволоки, английский же станок не только штамповал иглы, но еще и ушки сам проделывал. Англичане быстро смекнули, что хорошие качественные иглы, которые не деформируются, не ломаются, не ржавеют, хорошо отполированы, ценятся очень высоко, и этот товар - беспроигрышный. Весь мир понял, что такое удобная стальная игла, которая не задевает за ткань своим кустарным ушком в виде петельки.

Иголка - это та вещь, которая всегда, во все времена была в любом доме: что у бедняка, что у короля. Во время многочисленных войн, которыми так богата наша планета, у каждого солдата обязательно была своя иголка, перемотанная ниткой: пуговицу пришить, заплату поставить. Эта традиция сохранилась и до сегодняшних дней: у всех военнослужащих имеется по несколько иголок с разным цветом нитей: белым для пришивания подворотничков, черного и защитного для пришивания пуговиц, погон, для мелкого ремонта.

Буквально до ХIХ века одежду каждый шил для себя сам, потому что рукодельничать умели все независимо от сословия. Даже у знатных дам считалось обязательным приходить в гости с рукоделием - с вышиванием, с бисером, с шитьем. Несмотря на изобретение в начале ХIХ века швейной машины ручное шитье и вышивка продолжали оставаться невероятно популярны, созданные в буквальном смысле слова произведения швейного искусства не устают нас поражать своей красотой и сейчас.

Рукодельницам посвящены многие картины известных художников. Достаточно вспомнить "Крестьянскую девушку за вышиванием" А.Г.Венецианова, ряд картин В.А.Тропинина - "Золотошвейка", "За прошивками".

Кстати, в России первые стальные иглы появились лишь в XVII веке, хотя возраст костяных игл, найденных на территории России (село Костенки, Воронежская область) определяется специалистами примерно в 40 тысяч лет. Постарше кроманьонского наперстка!

Стальные иглы были завезены из Германии ганзейскими купцами. До этого на Руси пользовались бронзовыми, позже железными иглами, для богатых заказчиков их ковали из серебра (золото, кстати, для изготовления игл не прижилось нигде - слишком мягкий металл, гнется и ломается). В Твери уже в XVI веке было производство так называемых "тверских игол", толстых и тонких, которые с успехом конкурировали на российском рынке с иглами из Литвы. Они тысячами продавались и в Твери, и других городах. "Однако даже в таком крупнейшем центре металлообработки, как Новгород, в 80-х годах XVI века игольников было всего семь и один булавочник:" - пишет историк Е.И.Заозерская.

Собственное промышленное изготовление игл в России началось с легкой руки Петра I. В 1717 году он издал указ о строительстве двух игольных фабрик в селах Столбцы и Коленцы на реке Проне (современная Рязанская область). Их построили братья-купцы Рюмины и их "коллега" Сидор Томилин. Россия к тому времени не имела своего рынка труда, так как была страной аграрной, поэтому рабочих катастрофически не хватало. Петр дал разрешение нанимать их "где приищут и по какой цене похочат". К 1720 году набрали 124 ученика, в основном, посадских детей из ремесленно-торговых семей пригородов Москвы. Учеба и труд были настолько тяжелыми, что редко кто выдерживал.

Существует легенда, передаваемая из поколения в поколение в заводской рабочей среде (производство игл до сих пор существует на старом месте), как Петр, посетив как-то фабрики, демонстрировал рабочим свое кузнечное мастерство.

С тех пор стальная игла прочно вошла в быт бедняка, став настоящим символом трудолюбия. Была даже такая поговорка: "Иглой да бороной деревня стоит". Да что бедняка! Этими иглами пользовалась и несчастная жена Петра Евдокия Федоровна Лопухина, коротавшая время за вышиванием во время своего почти тридцатилетнего заточения в монастыре Шлиссельбургской крепости. Когда царица дарила своему внуку Петру II ленту и звезду по случаю своего освобождения, она сказала: "Я, грешная, низала своими руками".

После изобретения шейной машинки появилась надобность и в машинных иглах. От ручных иголок они отличаются прежде всего тем, что ушко у них на остром кончике, а тупой превращен в некий штырек для закрепления его в машинке. Конструкции машинных иголок менялась с развитием конструкции машинки, по ходу дела вносились различные дополнения и усовершенствования типа бороздок, в которые прячется нитка. Сейчас лишь в нескольких странах налажено массовое изготовление машинных иголок. Несколько килограммов этого высокосортного товара могут стоить дороже автомобиля представительского класса! Да и обычную иглу изготовить - дело непростое несмотря на все достижения цивилизации.

Иголка настолько давно и прочно вошла в быт, что стала нести даже определенный сакральный смысл. Недаром ей посвящено так много примет, гаданий, запретов, сказок и легенд. И вопросов относительно иглы намного больше, чем о других предметах. Почему смерть Кощея на конце иглы? Почему игла никогда не несла на себе декоративной функции, как большинство предметов одежды и аксессуаров, включая булавку? Почему иглу нельзя вкалывать в одежду, надетую в данный момент? Да в любую для хранения вкалывать иголки запрещали еще наши бабушки! Почему нельзя одежду зашивать на себе, а нужно обязательно предварительно снять? Почему иглу ни в коем случае нельзя подбирать на улице, да вообще не рекомендуется пользоваться чужой? Почему при помощи иглы производятся привороты и наводятся самые страшные порчи? Почему любая хозяйка тщательно хранит и прячет свои иглы несмотря даже на то, что их у нее десятки да и стоят они копейки? Этих "почему" много, если привести их все, да еще и приметы со снами вспомнить - никакого блога не хватит.

В Японии есть одна удивительная буддийская церемония, называется "Фестиваль сломанных игл". Проходит фестиваль по всей Японии уже более тысячи лет 8 декабря. Раньше в нем принимали участие только портные, сегодня - любой, кто умеет шить. Для игл сооружается специальная гробница, в которую кладут ножницы и наперстки. В центр ставят миску с тофу, ритуальным соевым творогом, а в нее - все иглы, что сломались или погнулись за прошедший год. После этого одна из швей произносит специальную молитву-благодарность иглам за хорошую службу. Затем тофу с иглами заворачивают в бумагу и опускают в море.

В настоящее время швейных иголок у каждой хозяйки много, и они все разные, имеют разный размер и форму в зависимости от того, что ими шьют (всего существует двенадцать размеров). Иглы бывают не только швейные и вышивальные, но шорные, скорняжные, парусные: Для обычных швейных работ и наметывания применяют длинные тонкие иглы, для вышивания хорошо подходят позолоченные - они буквально "пролетают" сквозь ткань.

Для тех, кто вышивает обеими руками, есть очень удобные двусторонние иглы. Они имеют отверстие посередине и позволяют прокалывать ткань, не переворачивая иглу. Для вышивки нитями мулине игла должна быть хромированной с позолоченным ушком, чтобы благодаря контрасту легко вдевать цветные нити. Ушко для таких игл делают более длинное, чтобы нитка свободно скользила при шитье и не лохматилась при прохождении сквозь ткань.

Для штопки тоже применяют иглы с длинным ушком, но гораздо толще и обязательно с острым кончиком. Для шитья шерсти кончик делают тупым, чтобы не разрывал толстые волокна.

Для бисера и стекляруса игла должна иметь толщину чуть не в волос и она должна быть одинаковой на всем своем протяжении, а игла для кожи - толстая и с трехгранной заточкой острия.

Гобеленовые иглы делают с большим ушком и закругленным концом, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани. Для вышивки крестом тоже используют похожие иглы. Самые толстые (от 2 до 5 мм) и длинные (70-200 мм) - "цыганские", они же мешочные иглы, используемые для грубых тканей типа парусины, мешковины, брезента и т.п. Они могут быть изогнутыми.

Существуют специальные иглы, используемые при изготовлении ковров, нетканых текстильных материалов. Неслучайно один из способов их получения так и называется - иглопробивной.

Есть иглы для слабовидящих, в них очень легко вдевать нитку, т.к. ушко сделано по принципу карабина. Появились даже так называемые "платиновые иглы", сделанные из нержавеющей стали и покрытые тонким слоем платины, уменьшающим трение о ткань. Такие иглы сокращают время шитья и не поддаются воздействию масел и кислот, поэтому не оставляют пятен.

Т.к. народ постоянно пользовался этим предметом, так и придумывал разные приметы об игле.

  • Уколоть палец иголкой - считалось для девушки слушать чью-то похвалу.
  • Если человек потерял иголку без нитки, его ждет встреча с любимым человеком, а если пропажа была с нитью, с ним придется расстаться.
  • Если на уровне сердца держать крест-накрест две иглы, это защитит от сглаза и наведения порчи.
  • Наступить на иглу - недобрая примета: предстоит разочароваться в друзьях и с ними разругаться.
  • Нечаянно сесть на иголку - пережить любовное разочарование и чье-то предательство.
  • Иголки нельзя дарить - к ссоре; если всё же дарите - слегка уколи того в руку.

Верите или нет вы в приметы, но в то, что иголка незаменимая вещь в нашем доме в это верит каждый.

Машинные иглы не отстают от простых и тоже разделяются не только по толщине, но и по назначению. Есть обычные, универсальные иглы, а есть и специальные иглы для шитья джинсовой ткани, трикотажа и кожи. Их носики заточены специальным для этого образом.

Однако неправильным будет думать, что иглы - они только для шитья. Об одних - офортных - мы рассказали в начале. А ведь есть еще патефонные (точнее, были), позволявшие "снимать" звук с бороздок пластинки: Есть игольчатые подшипники как разновидность роликовых. В XIX веке существовало даже так называемое "игольчатое ружье". При спуске курка специальная игла прокалывала бумажное дно патрона и воспламеняла ударный состав капсюля. "Игольчатое ружье", правда, просуществовало не очень долго и было вытеснено винтовкой.

Но самые распространенные "не швейные" иглы - это иглы медицинские. Хотя почему не швейные? Ими хирург как раз шьет. Только не ткань, а людей. Не дай нам Бог познакомиться с этими иглами на практике, а в теории. В теории это интересно.

Для начала иглы в медицине применялись только для инъекций, примерно с 1670 года. Однако шприц в современном понимании этого слова появился лишь в 1853 году. Поздновато, если учесть, что прообраз шприца французский математик, физик и философ Блез Паскаль придумал уже в 1648 году. Но тогда его изобретение мир не принял. Зачем? Какие микробы? Какие инъекции? Бесовщина и ничего более.

Игла для инъекций представляет собой полую трубочку из нержавеющей стали со срезанным под острым углом концом. Уколы нам делали всем, так что все помнят не очень приятные ощущения от "знакомства" с такой иглой. Теперь уже можно уколов не бояться, т.к. уже существуют безболезненные микроиглы, которые не затрагивают нервных окончаний. Такую иголку, как утверждают медики, не то что в стоге сена, а и на гладком-то столе не сразу найдешь.

Иголку в виде полой трубочки используют, кстати, не только для уколов, но и для отсасывания газов и жидкостей, например, из грудной полости при воспалениях.

"Швейные" же медицинские иглы хирурги используют для сшивания ("штопки" на их профессиональном сленге) тканей и органов. Эти иголки не прямые, как мы привыкли, а изогнутые. В зависимости от назначения бывают полукруглыми, трехгранными, полуовальными. На конце обычно делается разрезное ушко для нити, поверхность иглы хромируется или никелируется, чтобы игла не ржавела. Есть и платиновые хирургические иглы. Офтальмологические (глазные) иглы, при помощи которых делают операции, например, на роговице глаза, имеют толщину в доли миллиметра. Понятное дело, что пользоваться такой иглой можно только с помощью микроскопа.

Нельзя не упомянуть еще об одних медицинских иглах - для иглоукалывания. В Китае этот метод лечения был известен еще до нашей эры. Смысл иглоукалывания в определении точки на теле человека, которая по проекции "отвечает" за тот или иной орган. В какую-либо точку (а их известно около 660 штук) специалист вводит специальную иглу длиной до двенадцати см. и толщиной от 0,3 до 0,45 мм. При такой толщине игла для иглоукалывания не прямая, а имеет винтообразную структуру, ощутимую лишь на ощупь. Кончик, который остается "торчать", заканчивается своеобразным набалдашником, так что такая игла напоминает своре булавку, а не иголку.

Вот так плавно мы перешли еще на один швейный предмет - булавку. Булавок за долгие века человечество изобрело довольно много. Они все разные и имеют разное назначение и историю. Для начала мы поговорим о швейных булавках, выглядящих как иголочка с головкой в виде шарика или ушка. В том виде, в каком они знакомы нам, они известны с XV века. Сейчас портновские булавки имеют не только металлический, но и яркий пластмассовый шарик. Такие булавки особенно удобны при шитье. Есть еще и так называемые "гвоздики" - булавки для упаковки мужских сорочек. Они похожи на обычные, только короче и шарик из металла у них совсем маленький.

В принципе, история иглы и швейной булавки очень похожи в своих этапах, т.к. необходимость в булавках портные испытывали всегда, когда нужно было сколоть детали одежды для примерки или пошива, а, значит, им одновременно нужны были и иглы, и булавки. История булавки, применяемой для шитья, конечно, короче истории иглы, т.к. древние люди не испытывали в булавках необходимости из-за простого кроя и простой технологии пошива. Необходимость появляется в позднюю готику, когда одежда стала прилегающей к телу, а, значит, требующей точного кроя. Это в свою очередь изменило и технологию пошива: стало трудно удерживать многочисленные детали кроя во время их сшивания, и потребовались булавки.

Любопытно другое: ни цеховые сообщества средневековья по изготовлению игл, ни фабрики или мануфактуры в дальнейшем никогда не обращали внимания на запросы портных. Они изготавливали булавки, но для других целей: декоративные (о них мы поговорим в следующем номере), булавки для крепления бумаг, для крепления одежды (в носке) и т.п. Портновские булавки их почему-то не интересовали, и портные были вынуждены использовать их по "остаточному" принципу: что перепадет, тем и довольствовались.

Положение выправлялось постепенно. В середине XVIII века французы сделали первые булавки современного типа. Не отстала и Англия, ставшая к тому времени основным поставщиком иголок. В 1775 году Континентальный конгресс североамериканских колоний объявил об учреждении премии, которую вручили бы тому, кто смог бы изготовить первые 300 булавок, равные по качеству тем, которые привозились из Англии. Но только в XIX веке с развитием индустрии моды промышленность стала изготавливать швейные булавки, что называется, персонально для портных.

Что касается булавок для "бумажных" целей, то необходимость в них остро встала в начале эпохи Возрождения, когда появились ученые и писатели, а у них возникло много бумаг, требующих временного скрепления (в отличие от традиционного сшивания - ведь скоросшивателей в те времена не было). Булавки производились методом растягивания металлических брусков в проволоку, которая потом разрезалась на части нужной длины. К получившимся заготовкам прикреплялась металлическая же головка. С изобретением специальной волочильной доски работа пошла быстрее, и в час производилось около 4 тысяч булавок. Стопорилась работа из-за того, что упаковщики не успевали за машиной - им удавалось упаковать в день всего около полутора тысяч штук. Нужно было срочно что-то придумать. И придумали. Принцип разделения труда. (Позже этот принцип был положен в основу конвейерной линии). Выдающийся экономист XVIII века Адам Смит как-то подсчитал, что если бы не этот принцип, в день производилось бы всего несколько булавок. Этот его расчет вошел позже в учебники по экономике и некоторым другим дисциплинам.

На протяжении истории было изобретено всего несколько машин для производства булавок. Самую удачную придумал физик Джон Айреленд Хоу, однофамилец Элиаса Хоу, одного из создателей швейной машинки в Америке. Это не было его первым изобретением, до этого он экспериментировал совершенно в иной области - с резиной, но потерпел там неудачу. На изобретение булавочной машины его подвигла тяжелая работа в богадельне, где он делал булавки вручную. Первая машина получилась плохо (не очень удачливый, видно, был изобретатель). Зато при помощи второй выпускалось 60 тысяч булавок в день. Тут же встала необходимость изобрести еще и машину, которая сразу же упаковывала бы булавки (в те времена их прикалывали к картонным листкам).

Любопытно, что человечество постоянно испытывало недостаток в булавках. Генрих VIII даже издал указ, запрещающий продажу булавок каждый день, для этого отводились специальные дни. Ситуацию с дефицитом это не улучшило, даже наоборот - началась неразбериха, давка, сутолока, очереди (!); указ через некоторое время пришлось отменить.

Анализируя эту ситуацию, приходишь к совершенно неожиданным выводам: представляете, какая была у людей тяга к знаниям и учению, если булавки для скрепления бумаг были таким страшным дефицитом?!

Понятное дело, что на портновские нужды булавок просто не хватало и о портных никто и не думал. Булавки были не только дефицитом, они были большой ценностью и стоили дорого. Набор булавок был настолько нужной вещью, что служил замечательным подарком практически к любому празднику. Трепетное отношение к булавкам сохранилось и до наших дней - мы тщательно собираем рассыпавшиеся булавки и убираем их в надежное место.

Еще немного истории

Наперсток. В Китае в III веке до нашей эры, придумали наперсток. Самые первые наперстки изготавливали из толстой кожи. Позднее их стали делать из меди и бронзы. Состоятельные люди заказывали себе золотые или серебряные наперстки. Интересный факт: одна из профессиональных наград в индустрии моды во Франции называется «Золотой наперсток».

И просто идеи

Класс: 5

Презентации к уроку









































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.































Назад Вперёд

Цели урока:

  • Образовательная – формирование специальных умений и навыков в изготовлении игольницы; учить самостоятельной работе с инструкционными картами и оценке своего результата; совершенствовать навыки аккуратной и точной работы; закрепить выполнение ручных швов.
  • Развивающая – развитие познавательных интересов, умений сравнивать, делать выводы; развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
  • Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, культуры труда, аккуратности, художественного вкуса; воспитание самокритичности и адекватности оценки, потребность в творческом труде; воспитание бережливости, заинтересованности в конечном результате.

Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы игольниц, презентация, технологическая карта), практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический (продумывание последовательности работы и конечного результата).

Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация 1, презентация 2, экран, ножницы, иглы для ручных работ, швейные нитки, распарыватель, рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш, лекала (круги: D=10см, D=16см, D=18см), плотный картон, стаканчик из-под йогурта, хлопчатобумажные ткани, инструкционная карта (приложение ), тесьма, ленты, кружево.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи : история, ОБЖ, русский язык, математика.

Время: 2 часа по 45 мин.

Словарь: игольница, лоскут, шов «вперед иголку», потайной шов, тесьма, кружево, фурнитура, лекало, тулья.

Терминология: прометать, приметать, пришить.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка присутствующих на уроке, проверка готовности к уроку.

II. Теоретическая часть

1. Актуализация знаний.

Прошу отгадать загадку, доскажи словечко:

В ней хранятся мелочи –
Те, что очень колкие;
У одних – на гвоздике,
У меня – на полке же.
Мастерят умелые
Школьники и школьницы
К маминому празднику
Мягкие… (игольницы )

(Презентация 1, слайд 2)

2. История игольниц, виды игольниц.

Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для шитья и рукоделия является игольница.

  • А что представляет из себя игольница, как вы думаете?

(Игольница – это футляр или подушечка для хранения иголок и булавок, используемая в швейном деле, чтобы не было их потери) (слайд 3).

Рассказ учителя.

Игольница – самая первая вещь, которая приобретается или шьется портным. Ведь как же без нее? Это самый нужный аксессуар среди принадлежностей для шитья: все нужные иголочки и булавочки не теряются во время бурной кипящей работы над очередным шедевром (слайд 4).

История появления этой полезной вещички уходит в древние века, их изготавливали из ткани и бумаги, которые в то время привозились из-за границы и были очень-очень дорогими. Такую роскошь могли себе позволить лишь очень богатые люди (слайд 5).

Позже стали изготавливать игольницы из разнообразных тканей и разной основы – дерева и слоновой кости (слайд 6).

А когда люди научились плавить металл, то основу для игольниц делали из олова, серебра, золота, которые тоже могли позволить себе лишь состоятельные люди (слайд 7).

А бедные изготавливали игольницы из подручных материалов.

Хранить иглу-кормилицу, которая помогала шить одежду от мала до велика – особое дело (слайд 8).

Многие народы твердили, что к этому маленькому чуду нужно относиться бережно, поэтому и ее хранение должно быть на высоком уровне. Она – символ женского начала. Многие народы при рождении девочки втыкали иглу в подобие игольницы и относили в священное место. Мало того, если умирала женщина, то вместе с ней хоронили и иглу.

Одним из основных занятий женщин Древней Руси являлось рукоделие. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. У каждой девки был сундук или шкатулка, заполненная всяческими мелочами для шитья. Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для рукоделия являлась игольница (слайд 9)

И сейчас каждая хозяйка в доме обязательно имеет эту удивительную вещицу, которую выбирают или шьют для себя по душе. А если игла ваша кормилица – ее «дом» должен быть удобным и комфортным (слайд 10).

Конечно, можно использовать для хранения иголок купленную подушечку, но гораздо интереснее и приятнее сделать этот аксессуар собственными руками.

Во-первых, игольницу можно использовать по назначению, хранить в ней иголки. Во-вторых, игольница ручной работы настолько красива, что может служить и украшением интерьера.

Игольницы могут быть простой формы: (слайд 11)

  • Квадрат (слайд 12)
  • Круг (слайд 13)
  • Сердечко (слайд 14)

Или сложной формы: (слайд 15)

  • Игольница-сумочка (слайд 16)
  • Игольница – фигурка животного (слайд 17)
  • Игольница-цветок (слайд 18)
  • Игольница-кактус (слайд 19)
  • Игольница- шкатулка (слайд 20)
  • Игольница- игрушка (слайд 21)
  • Игольница на руку (слайд 22)
  • Вкусная игольница (слайд 23)
  • Игольница-корзиночка (слайд 24)
  • Игольница-туфелька (слайд 25)

Многим нравятся симпатичные вышитые игольницы-кривулечки, которые украшаются разными видами: вышивкой, бисером, пайетками (слайд 26).

Старая, но любимая чашка может продолжить свое существование в виде игольницы, украшенной по вкусу лентами, кружевом, тесьмой, фурнитурой (слайд 27).

3. Постановка учебной проблемы

Сегодня на уроке мы изготовим игольницу, но какой она будет формы, отгадайте загадку:

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шляпа)

(слайд 28)

  • Что означает слово «шляпа»?
    (Шляпа – это головной убор )
  • Какую функцию выполняет этот головной убор? (слайд 29)
    (Шляпа защищает от холода, и она является важной деталью женского костюма на все случаи жизни ).

О функциональных особенностях шляп рассказывается в стихотворении Галины Бакулиной «Примерка шляп» (слайд 30).

Вика шляпы примеряет.
Толк и цену каждой знает (слайд 31)
Для тепла вот эта шляпа
В холод носит ее папа (слайд 32)
Эта важная из меха –
Для достижения успеха (слайд 33)
А это вот не важная,
Легкая бумажная.
Во время ремонта можно надеть,
Надо ее в каждом доме иметь (слайд 34).
Вот – нарядная мамина шляпка (слайд 35)
А это смешная дедулина шапка (слайд 36)
Шляпа такая от солнышка спрячет,
Для лета она, потому всех и ярче (слайд 37).
Это бабулина, очень симпатичная (слайд 38).
А вот и Викулина шляпка – девичья (слайд 39)

4. Проблемный вопрос:

  • Почему сегодня на уроке мы говорим об игольнице и шляпках?
  • Сформулируйте тему урока

Тема урока «Изготовление игольницы-шляпки» (слайд 40)

(Образцы игольниц-шляп – слайд 41 )

  • Сформулируйте цель урока (Презентация 2, слайд 2)
  • Повторить и закрепить ручные швы.
  • Изготовить игольницу в форме шляпки и украсить ее.

III. Практическая работа

1. Инструменты и материалы при выполнении игольницы (слайд 3)

2. Правила техники безопасности при выполнении ручных работ (слайды 4,5)

    Труд – дело важное.
    Порой небезопасное.
    Правила должны мы знать,
    Их четко нужно выполнять

    Ты с иголкой не шути,
    И в руках не тереби,
    А, уж взяв ее за ушко,
    Уколи ее в подушку.

  • С ножницами не играй,
    Высоко не поднимай.
    И, держа за острый край,
    Подружке их передавай.
    Лишь окончена работа -
    Ножницам нужна забота:
    Не забудь ты их закрыть
    И на место положить.

3. Повторение приемов выполнения ручных швов (слайд 6)

4. Показ трудовых приемов изготовления игольницы-шляпки

Шаг 1

Подготовить плотный картон для полей шляпки, стаканчик из-под йогурта для верхней части шляпки, ткань, синтепон (слайд 8).

Шаг 2

Из картона и синтепона вырезать круги D=10см (слайд 9).

Шаг 3

Круг из синтепона наклеить на круг из картона (слайд 10 ).

Шаг 4

Из ткани вырезать два круга: D=18см и D=16см (слайд 11)

Шаг 5

Стаканчик из-под йогурта обрезать на высоту 3,5см. Бортики срезать, оставив 1мм для жесткости (слайд 12). (Примечание: стаканчики были приготовлены учителем заранее.)

Шаг 6

Прометать круги из ткани двойной нитью по краю, отступив от среза 5мм, мелкими стежками швом «вперед иголку» (слайд 13).

Шаг 7

Положить круг из картона синтепоном вверх на большой круг из ткани, затянуть шов и связать концы нитей. Равномерно распределить складки по кругу (слайд 14).

Шаг 8

Набить стаканчик синтепоном, поставить на середину меньшего круга бортиками вверх и туго собрать по шву, стягивая за концы ниток. Связать концы нитей. Равномерно расправить складки (слайд 15).

Шаг 9

Получились две детали для будущей шляпки-игольницы – поля и тулья (слайд 16).

Шаг 10

Соединить обе заготовки между собой потайными стежками (слайд 17).

Шаг 11

Место соединения закрыть отделкой, используя остатки кружев, тесьмы, лент
(слайд 18).

Шаг 12

Украсить игольницу как подскажет ваша фантазия, используя сочетание цветов в цветовом круге (слайды 19)

Цветовой круг, сочетания цветов (слайд 20)

5. Физкультминутка (слайд 21)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два:
Думай, думай, голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

6. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование .

  • Проверка своевременного начала работы и организация рабочего места.
  • Проверка правильности размещения лекал на ткани и раскроя деталей.
  • Проверка соблюдения технологической последовательности выполняемой работы.
  • Проверка соблюдений правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
  • Индивидуальная работа с учащимися, помощь в работе.

IV. Закрепление материала

(слайд 22)

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились на уроке?
  • Какие швы вы использовали при изготовлении игольницы-шляпки?
  • Почему шов называется потайным?
  • Как вы будете использовать свои игольницы-шляпки?

V. Итог урока

  • Сообщение о достижении цели урока.
  • Анализ выполненных работ.
  • Выставка ученических работ.
  • Разбор ошибок.
  • Рассмотрение потери рабочего времени.
  • Выставление оценок и их аргументирование.

VI. Рефлексия

(слайд 23)

Теперь вы должны оценить свою работу.

  • Кто считает, что работал в полную силу и у него все получилось, покажите первый смайлик
  • Кто хорошо работал, старался, но не все получалось, покажите второй смайлик.
  • Кому нужна была помощь, покажите третий смайлик.


Загрузка...