paradisemc.ru

Как научить писать диктанты без ошибок. Учим ребенка писать любые диктанты правильно и без ошибок: советы и рекомендации

Грамотность бывает не только врожденной, но и приобретенной. Каждый человек в любом возрасте - хоть трехлетний малыш, хоть пенсионер - в состоянии научиться писать без ошибок. Причем сам процесс обучения можно сделать веселым и увлекательным!

Знаете ли вы, что такое импритинг? Если кто запамятовал, мы напомним: импритинг в переводе с английского - это первое запечатление. Или, упрощенно говоря: что вижу в первый момент, то и фиксирую. Например, новорожденные утята считают своей мамой первый, попавшийся им на глаза, движущийся объект. Чаще всего им, конечно, оказывается утка. Но может статься, что в этот момент перед ними пройдет человек, - тогда утята потянутся к нему. Даже чемодан они могут принять за «маму», если его покатать взад-вперед перед ними.

Все сказанное относится и к детям (но уже не утиным, а человеческим). Маму с чемоданом они, конечно, вряд ли перепутают. Однако если с самого начала научить кроху неправильно читать или писать, переучить потом становится весьма проблематичным. Ведь первое запечатление - самое сильное. Неслучайно, кстати, многие педагоги очень неохотно берутся обучать чтению ребенка, которого взрослые научили читать по-своему, опираясь лишь на собственный опыт и интуицию или новую «эксклюзивную» методику. Преподавателям проще учить ребенка с «чистого листа», чем исправлять ошибки родителей.

Однако не все так плачевно. Усвоив некоторые хитрости, можно добиться существенного прорыва и в чтении, и в письме.

Первая хитрость, которая поможет вашему ребенку добиться правильного письма, - читать так же, как и написано , буква в букву. Написано «молоко», так и читаем: мо-ло-ко (вытягивая губы трубочкой). А не ма-ло-ко. Не «каторый», а «который». Безусловно, со стороны такое чтение может показаться немного странным. Однако, приучив к нему ребенка, вы убьете не двух, а как минимум трех зайцев!

Во-первых , в сознании вашего чада не возникает путаницы между произношением и написанием. Во-вторых , процесс запоминания при этом происходит на уровне тела: развивается моторная артикуляционная память, правильно настраивается слух (произносится-то так же, как и написано!). В-третьих , если существует проблема диалекта (кто-то «акает», кто-то - «окает»), то после такого чтения все дети начинают разговаривать на «одном языке». Согласитесь, есть смысл попробовать, не так ли?

Следующий прием, который вам пригодится, - приучать ребенка списывать текст (с книги ли, с доски - не имеет значения) с... зажатым между зубами языком. Особенно это относится к тем детям, кто не обладает хорошей зрительной памятью. Зачем это надо? А вот зачем!

Дело в том, что некоторые люди просто НЕ В СОСТОЯНИИ грамотно переписать текст. Так называемые аудиалы (слухоориентированные люди) как слышат, так и пишут. Предположим, они прочитали: «собака». А затем, переписывая, диктуют себе: «сабака». Вот вам и ошибка. Другой тип людей - кинестетики - опираются на ощущения. И, например, вместо слова «слон» могут написать «стол». Такие странные ошибки объясняются тем, что при произношении звуков «т» и «л» язык упирается в одно и то же место, поэтому для кинестетика что «т», что «л» - все едино.

А вот если ребенок зажмет язык между зубами, он не сможет проговаривать про себя слова, и ВЫНУЖДЕН переключиться на зрительное восприятие. Конечно, это произойдет не мгновенно - чудеса бывают только в сказках, - поначалу он может делать ляпы, однако со временем ошибок станет все меньше и меньше. И, наконец, они исчезнут вовсе.

А можно попробовать поступить таким образом : пусть ребенок переписывает текст с зажатым между зубами языком, а потом проверяет написанное, отпустив язык «на волю». Получается двойная проверка!

Когда мы учим чадо читать, мы просим его: «Прочти вот здесь и вот здесь», указывая ему на строчку. Но ребенок часто не понимает, что он должен прочесть: слово, предложение или отдельные слоги. Вот тут-то на помощь нам придет обыкновенный фонарик (только небольшой по размеру, напоминающий ручку). С его помощью можно высветить отдельные буквы, слоги, слова или словосочетания, лишь изменив угол наклона. Нужно выделить слог или букву? Держите фонарик над ними строго вертикально. Требуется обозначить слово? Подсвечиваете его снизу и как бы немного сбоку.

Фонарик - простое, но удивительно эффективное изобретение, позволяющее управлять вниманием ребенка. А грамотность и внимательность, как вы понимаете, неразрывно связаны. Привыкнув к «подсвечивающему» чтению, у ребенка постепенно сформируется орфографическая зоркость и правильная зрительная картотека. А ведь именно это и необходимо для грамотного письма!

Знаете, почему многие люди делают ошибки именно в окончаниях? Просто когда они смотрят на слово, четче всего они видят начало, а концовка представляется довольно расплывчатой. Так уж устроен человеческий глаз, что поделаешь.

Однако его можно «обмануть». И поможет в этом прием «задом наперед» . Закрываете текст листом бумаги, оставляя незакрытым лишь последнее слово. И просите ребенка его прочесть, но не как обычно, а справа налево (не забывая при этом подсвечивать слово фонариком). Например, слово «высокая» читается так: я, ая, кая, окая, сокая и так далее. Затем по такому же принципу следующее слово, пока, наконец, не прочтете все предложение. Слишком долго? Да, наверное. Но зато в сознании ребенка происходит почти революционный сдвиг: включается зрительная память, идет проработка по звукам, исключается угадывание (ведь смысл слова появляется только в конце). А уж написание словарных слов вообще можно выучить назубок! Поэтому такой диктант «наоборот» считается очень эффективным. Чем чаще вы будете его практиковать, тем меньше ошибок при письме будет делать ваше чадо.

Все приемы, описанные выше, очень необычны, а значит, на «уроках грамотности» ребенку скучно не будет. Он воспримет их как веселую увлекательную игру, в которую можно играть вместе с папой или мамой. Поэтому начать заниматься можно прямо сейчас. Гарантируем: и вы, и ваше чадо останетесь довольны! А двойки по русскому языку останутся в прошлом...

Необходимо также отметить тот факт, что девочки обычно пишут грамотнее, чем мальчики. Объясняется это очень просто: у девочек речевые центры расположены в обоих полушариях, а у мальчиков - только в одном. Но если процесс обучения напоминает игру, ребенок раскрепощается, расслабляется и «грамотное» полушарие быстрее включается в работу.

Подправить хромающую грамотность никогда не поздно. Приемы, о которых вы прочитали в этой статье, пригодятся и взрослому человеку, и маленькому ребенку. Но не ждите мгновенных результатов: процесс обучения должен длиться не менее трех недель. Именно столько времени требуется мозгу, чтобы довести действие до автоматизма. Или, выражаясь научным языком, в течение этого периода вырастают новые связи между полушариями головного мозга.

Диктант - какое страшное слово для многих школьников. Казалось бы, что может быть трудного в написании диктанта. Оказывается, за этим маленьким словом прячется, наверное, самый трудный и часто используемый вид проверки грамотности наших школьников.

Диктант - не самая приятная работа, но без нее никак. Уже начиная с первого класса школьники пишут диктанты. Сначала буквенные, затем слоговые, а потом появляется много разных видов диктантов: и выборочные, и объяснительные, и обучающие, и контрольные. Как подготовить ребенка к диктанту и помочь ему справиться со страхом перед этой работой?

К сожалению, подготовиться к диктанту за один день невозможно. Любой диктант - это результат продолжительной работы и тренировки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок писал диктанты правильно, надо приготовиться к длительной работе. Но не переживайте. Не так страшен волк, как кажется. Работа, конечно, будет длительной, но не очень трудной.

Для начала, надо отметить, что чем больше , тем лучше он справляется с этим видом работ. Следовательно, начинать подготовку к диктантам надо с чтения книг. Существует много различных упражнений, развивающих орфографическую зоркость человека, т.е. умение замечать и запоминать как пишется слово. Человек, обладающий орфографической зоркостью, пишет слова правильно, не задумываясь о правилах языка, автоматически. При этом большое значение имеет и , которую тоже можно успешно развивать разными игровыми упражнениями.

Навык письма под диктовку надо развивать и закреплять. А для этого нужно чаще писать небольшие диктанты самостоятельно дома. При этом совсем не обязательно покупать специальные сборники диктантов, можно воспользоваться учебником русского языка. Выбираете упражнение, которое ребенок еще не проходил или прошел уже давно и успел забыть. И диктуете, а ребенок записывает.
Почему удобно использовать учебник? Потому, что там используются слова на изученные орфограммы и предложения определенного уровня сложности. Вы закрепляете знание орфограмм, словарных слов и тренируете ребенка в написании диктанта.

При написании диктанта, взрослый сначала читает весь текст, чтобы ребенок имел представление о том, что будет писать. Если пишете не текст, а просто отдельные предложения, тогда читаем по предложению. Затем читаем одно предложение и начинаем записывать. При этом для 1- начала 2 класса лучше акцентировать внимание ребенка на каждом слове: "Первое слово - Наступила". Когда ребенок написал, - "Следующее слово - холодная". "Следующее слово - зима. Предложение закончилось". Так вы обращаете внимание ребенка, что слова пишутся отдельно и "напоминаете", что в конце предложения надо поставить точку. Кроме этого, проговаривая слова для первоклассников, надо говорить их так, как пишется, а не так, как мы говорим. Будем диктовать: "КОрОва даёт мОлОкО. ВОрОн сел на дуБ."

Когда ребенок записал все предложения, нужно проверить диктант. Вы диктуете все сначала, а ребенок проверяет каждую букву и слово. Чтобы он лучше это сделал, можно предложить, чтобы ребенок представил, что это чужая тетрадь и внимательно проверял каждую букву.

Для учеников 2-4 класса уже отделять слова не нужно, но желательно, чтобы ребенок посчитал слова при вашем чтении. Если есть предлоги и союзы, то надо отметить, что есть маленькие слова-помощники.
Важно, что при написании диктанта . Письмо с проговариванием помогает избежать многих ошибок и учит ребенка контролировать свою работу. Во 2-4 классах, когда дети уже изучают правила написания слов, нужно, чтобы ребенок объяснял написание сомнительных букв и устно подбирал проверочные слова.

Возможно, сейчас вам кажется, что это долго и трудно. Трудно может быть первые 2-3 раза. Затем ребенок научится, привыкнет и это войдет в привычку, кстати, очень полезную.

Не все слова русского языка можно проверить правилами. есть словарные слова, написание которых надо просто запомнить. И таких слов немало. Как запоминать словарные слова, расскажу в следующий раз.
А пока попробуйте писать диктанты с комментированием и результаты не заставят себя ждать.

Обучение в школе почти всегда сопряжено с немалыми усилиями. Причем как со стороны ребенка, так и его ответственных родителей. И одним из основополагающих моментов для ученика на все его школьные годы (да и не только) является умение писать правильно.

Однако насколько этот навык важен, настолько же трудно он вырабатывается. Ошибки в тетрадках учащегося любого класса удивления ни у кого не вызывают. Однако если они повторяются из раза в раз, это становится поводом для беспокойства родителей и учителей.

В таком случае важно выяснить, почему страдает грамотность: здесь виновато только отсутствие внимательности и усидчивости у ребенка или же причина имеет медицинское объяснение?

Что такое дисграфия?

Сегодня все чаще детям ставят диагноз «дисграфия». Это нарушение, при котором ребенок не может усвоить навыки письма. При этом правила русского языка он может знать назубок, но, когда дело доходит до практики, писать без ошибок у школьника никак не получается.

Дисграфия выражается следующими «симптомами», при которых следует насторожиться:

  • ребенок пишет лишние элементы букв либо, наоборот, не дописывает буквы;
  • некоторые буквы и цифры написаны в зеркальном отображении;
  • в словах нередко пропущены буквы;
  • на письме ребенок переставляет слоги местами;
  • в слове повторяются буквы («лалина» вместо «малина» и т. п.);
  • могут отсутствовать пробелы между словами, точки между предложениями;
  • строки часто продолжаются за полями тетради.

Если подобные явления систематичны, безошибочное письмо за короткий срок освоить не удастся. Однако ситуация поправима. Если же ошибки носят иной характер - виной всему невнимательность малыша, с которой тоже со временем удастся справиться.

Как помочь школьнику писать грамотно при дисграфии?

Если у вас есть подозрения на наличие у ребенка такого нарушения, следует прежде всего обратиться к хорошему логопеду.

При подтверждении диагноза родителям предстоит кропотливая работа:

«Волшебный диктант»

Научить ребенка не пропускать буквы можно при помощи игры «Волшебный диктант». Перед тем, как написать фразу из 3-4 слов, необходимо определить (простучать), сколько в каждом из них слогов, и зафиксировать каждый черточкой. На следующем шаге обозначаются уже не слоги, а буквы - точками.

Освоение словарных слов

Если малышу не даются словарные слова, можно попробовать вместе с ним составить из них историю: родитель диктует ребенку последовательность слов, а он придумывает сюжет с ними, проговаривая по слогам правильное написание.

Затем последовательность диктуется снова и выполняется самопроверка. Также можно прибегнуть к помощи рисунка, выделяя орфограмму (например, солнце с буквой «л» внутри).

«Иностранное чтение»

Не менее эффективен метод «Иностранное чтение», при котором 5-15 минут в день (в зависимости от возраста) ребенок должен читать орфографически, то есть так, как написано («ДайОт корОва молокО»). Так закрепляются зрительные образы слов. Для такого чтения лучше всего использовать орфографический словарь.

«Карандашные» диктанты и списывания

Устраивайте для малыша с дисграфией «карандашные» диктанты и списывания: пусть ребенок пишет карандашом, затем сам проверяет каждое слово и стирает ластиком неверные буквы, вписывая нужные. В итоге получится чистый и грамотный текст, что станет отличной мотивацией для ученика.

Кроме перечисленных упражнений, существует множество других. Они направлены не только на развитие навыка правильного письма, но и на стимулирование работы мозга в целом, что благотворно влияет на успеваемость школьника.

В их числе:

  • игры с конструктором и пазлами,
  • пришивание пуговиц,
  • плетение из бисера и бусин,
  • рисование миниатюр,
  • выжигание - в общем, всё, что развивает мелкую моторику и заставляет работать оба полушария мозга.

Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?

Как мы уже выяснили, далеко не все школьники допускают ошибки в тетрадках из-за дисграфии, большая часть из них получает плохие оценки по письму из-за банальной невнимательности. Ругать детей за это не стоит, а вот исправлять ситуацию необходимо.

В этом случае на помощь приходят игры и упражнения на развитие у ребенка внимания.

Вот некоторые из них:

«Корректор»

Предложите малышу побыть в роли корректора. На первых порах давайте ребенку задание найти в тексте определенную букву и отметить ее. Для более старших учеников можно подготовить текст с ошибками и попросить исправить их, попутно проговаривая правила русского языка, согласно которым должна быть написана та или иная буква.

Так в памяти ребенка зафиксируется и само правило, и верное написание слова. Хороший эффект дает такая корректировка текстов, написанных ранее самим школьником.

Игры на изменение состава предметов и логику

Игры типа «Что изменилось?»: ребенок в течение некоторого времени смотрит на последовательность предметов (рисунков, игрушек и т. д.), затем отворачивается, а родитель убирает один предмет либо переставляет предметы местами. Малышу-игроку предстоит определить, что же изменилось.

Всевозможные настольные игры на логику: ходилки, шахматы, шашки и нарды, даже «морской бой» - все они дадут положительный результат. Хороши также пазлы и конструкторы.

Кроме этого, внимание и навык письма можно развивать у ребенка и другими способами. Важнейший из них - чтение. Читайте вместе, по слогам и бегло, регулярно, с интересом. На прогулках замечайте вывески и объявления, ценники, определяйте, есть ли ошибки на них.

Помимо чтения и упражнений, безусловно, важно организовать школьнику правильный рацион и режим дня, игры на свежем воздухе, занятия танцами или спортом. Все это будет держать мозг в тонусе, при этом излишне не напрягая его, а это значит, что научить ребенка писать без ошибок получится быстрее.

8 сентября во всех странах отмечают Международный день грамотности. К сожалению, не все дети умеют грамотно писать даже в старших классах. Мы подготовили несколько советов, которые помогут обучиться грамотности.

Рукодвигательный фактор. Орфографические навыки всегда достигаются только при помощи специальных упражнений. Ребенок должен развивать ритмичные движения руки и делать это регулярно. С помощью частого письма ученик не только формирует красивый и аккуратный почерк, но и запоминает самые сложные слова. Здесь даже не понадобятся правила русского языка - школьник на подсознательном уровне хранит в памяти все слова, а потом уже автоматически записывает их.

Проговаривание слов. Орфографическое проговаривание слов также имеет большое значение для формирования грамотности. Такие приемы часто используют учителя русского языка. Вводить эту программу нужно с начала первого класса, и она даст неплохие результаты. Когда школьник читает предложения, он должен их повторить несколько раз, при этом слова должны проговариваться по слогам и очень четко. Многократное повторение одного и того же слова вслух помогает быстрее запомнить его. Эта методика больше всего подходит к словам с трудным написанием и произношением.

Комментирование. Такой способ позволяет не только фиксировать правильное написание слов, но и объяснить, почему в слове пишется та или другая буква. Это такое упражнение, которое включает в себя объясняющие рассуждения во время процесса записи слов и предложений. Комментирование поможет избежать грубых орфографических ошибок, приучает учеников применять при письме правила русского языка, способствует выработке грамотности. Кроме того, комментирование у школьников младших классов формирует внимание, мышление, речь и память.

Списывание текста из книг и учебников с зажатым между зубами языком. Это самый простой и в то же время необычный прием. Он подойдет детям, которые обладают плохой зрительной памятью. Вы удивитесь, но многие дети даже из учебника не могут переписать текст так, чтобы не сделать ошибок! Таких учеников называют аудиалами - они пишут так, как слышат или воспринимают на слух. Еще один тип детей - кинестетики. Они пишут, опираясь на свои домыслы и предположения. Очень часто путают буквы. Вместо слова «стол» они пишут «слон». Это происходит потому, что при произношении похожих слов язык упирается в одно и то же место, и дети начинают путаться. Когда язык зажат между зубами, человек не может проговаривать слова, поэтому автоматически переключается на зрительное восприятие. Правда, такая методика требует усидчивости и долгой практики.

Чтение литературы. Как ни странно, этот способ может быть самым действенным. При регулярном чтении у ребенка формируется четкое представление о прочитанном, а точнее, о прочитанных словах. Многие учителя младших классов специально задают много литературы не только на каникулах, но и среди учебного года. Дополнительное чтение откроет ребенку новые фразы и слова, обогатит его лексикон. Начинать нужно с малого - с книг для дошкольников, чтобы ученик смог запомнить, как пишут самые простые слова. Со временем нужно усложнять задачу и давать ребенку книги для более старшего возраста.

Любой родитель желает самого лучшего в жизни для своего ребенка. Приятно видеть в своих детях умение ладить с другими, дружелюбие, грамотность. Но если в отношениях с окружающими можно постоянно совершенствоваться, то грамотность нужно привить с детства на всю жизнь.

Ребенка можно обучить писать диктант без ошибок, несколько несложных советов в этом помогут.

Чтение - способ обучиться грамотности

Зрительная память есть у каждого, поэтому напрямую улучшает знания грамматики. Некоторые даже признаются, что не знают правил, но могут без труда грамотно писать. Обычно это происходит за счет большого количества прочитанных книг. Ребенка необязательно заставлять читать тяжелые для его восприятия книги, достаточно будет тех историй, рассказов, стихов, которые ему нравятся, благо сейчас такой выбор огромен. Полезно задействовать ребенка при покупке книг, пусть поход в книжный магазин дает только положительные эмоции.

Польза от чтения вслух

Воспринимая текст на слух, ребенок учится абстрактному мышлению, грамотному построению предложений, умению выражать свои мысли. Читая текст, обязательно нужно делать паузу и задавать вопросы. Пусть ребенок перескажет своими словами услышанное и выразит свое отношение к героям произведения. Конечно, лучше читать самим, но если совсем нет времени, можно поставить аудиозапись произведения. Нелишним будет предложить ребенку сделать краткое описание прочитанного.

Польза диктантов

Если писать хотя бы два-три диктанта в неделю, можно достичь отличных результатов. Когда ребенку становится трудно удерживать внимание, можно немного отдохнуть, а затем продолжить диктовать текст. Выбирать тексты нужно в соответствии с возрастом ребенка, чтоб ему было не слишком сложно. Не стоит торопить, подгонять, а тем более обзывать, если что-то не получается. Занимаясь дома, малыш привыкнет к работе с текстом, что положительно скажется на обучении в школе. При написании текста также работает зрительная память, со временем ребенок сам будет писать без ошибок. А пока нужно терпеливо, но настойчиво бороться за грамотность.

Обучение грамотности с помощью переписывания текстов

Грамотно писать диктант под диктовку поможет и списывание текста с оригинала в тетрадь. Некоторые не понимают пользы этого метода, однако она достаточно высока. В этом случае работает и зрительная память и моторная. Например, ребенок развивает внимательность, усидчивость, учится держать в памяти несколько слов, а то и предложений. Также очень важно, что ребенок учится проговаривать слова с точки зрения их правильного написания. В свою очередь, такая внимательность будет сказываться и на написании диктантов. Слушая текст на слух, ребенок будет представлять, как он выглядит в книге, а потому ему не составит труда правильно написать даже сложные слова.

Работа над ошибками

Часто в школе учителя требуют провести работу над ошибками, например, правильно написать слово, в котором ребенок ошибся, несколько раз или даже строчек. Этот метод можно взять на вооружение и родителям. Можно попросить ребенка проговорить по буквам слово, вызвавшее трудности, а затем выписать его в правильном варианте. Также можно самостоятельно сделать карточки для обучения, на которых написать или напечатать сложные для ребенка слова с пробелом в проблемном месте. Пусть ребенок впишет карандашом пропущенную букву. Или можно предложить выбрать те карточки, в которых пропущены одинаковые буквы. Благодаря такой работе дети будут внимательней относиться к диктантам, стараться сразу написать правильно, чтоб потом не пришлось работать над ошибками.

Безусловно все эти советы хороши в совокупности с заучиванием правил русского языка. Если вы увидели, что у ребенка есть пробелы по пройденному материалу или ошибки однотипны, то необходимо повторить грамматику, правила.

Несомненно, творческий подход, похвала, заинтересованность и усилия родителей принесут хорошие плоды в обучении ребенка грамотности.



Загрузка...