paradisemc.ru

Комплекс оживления младенца. Важность комплекса оживления

С первых дней после рождения малыши проявляют различные двигательные реакции. Родители не перестают умиляться, когда их кроха улыбается или тихонько гулит у себя в кроватке. Первое время такие проявления могут вызвать любые внешние раздражители, но со временем реакция становится адресной, направленной на взрослого человека, появляющегося в поле зрения ребенка. В это время начинает формироваться комплекс оживления.

Какие реакции входят в комплекс оживления?

Комплекс оживления включает в себя:

  • замирание в первые секунды контакта;
  • зрительное сосредоточение – «рассматривание» взрослого, долгий, пристальный взгляд, направленный на его лицо, особое внимание малыш уделяет глазам;
  • улыбка теперь действительно выражает радость малыша;
  • оживленные движения – младенец вскидывает ножки, тянет ручки, двигает головкой, выгибает спинку навстречу взрослому и т.д.;
  • голосовые реакции (вокализации) – ребенок привлекает внимание громкими короткими вскриками или протяжным гулением.

Это основные составляющие, которые должны проявляться все вместе, ведь именно поэтому совокупность реакций называют комплексом.

Когда формируется комплекс оживления?

Комплекс оживления возникает к концу первого месяца жизни ребенка. Реакции на раздражители были и раньше, но именно сейчас они проявляются комплексно – ребенок отзывается на голос, улыбается, когда кто-то склоняется над его кроваткой, провожает взглядом и наблюдает на расстоянии.

Важное новообразование – установление с ребенком осмысленного зрительного контакта. Он еще сознательно не отличает лица родителей от других лиц, это умение придет только к середине первого года жизни. После этого малыш перестанет улыбаться всем подряд и будет настороженно относиться к незнакомцам. Но теперь он сознательно смотрит в глаза.

Комплекс оживления постепенно преобразуется в более сложные формы поведения, основанные на каждой реакции в отдельности. Это происходит, примерно в четыре месяца.

Значение комплекса оживления

Комплекс оживление дает ребенку возможность становиться инициатором общения. Теперь он может издалека заметить приближение взрослого или услышать голос, привлечь внимание и сообщить об определенных потребностях. Так ребенок включается в процесс общения, попадая в среду, необходимую для дальнейшего психического развития.

Стоит еще отметить, что как только у ребенка появляется возможность проявить инициативу, необходимо позволять ему это делать. Особо тревожные родители готовы дневать и ночевать у кроватки, не спускать с младенца глаз и по первому вскрику бросаться его кормить, менять пеленки и т.д. В такой обстановке малышу будет совершенно незачем прикладывать усилия для привлечения внимания, что может негативно сказаться на инициативности в целом. Но это вовсе не значит, что нужно забросить ребенка. Родителям вообще категорически не рекомендуется впадать в крайности. Все потребности необходимо удовлетворять вовремя и в полном объеме для создания у ребенка позитивного настроя, но совершенно незачем пытаться их предугадать.

Совокупность реакций также играет важную сигнальную роль, ведь если они не проявляются своевременно – это тревожный знак. Если комплекс оживления не появляется вплоть до 10 недель, речь может идти о задержке психического развития или раннем детском аутизме. Поэтому внимательно следите за развитием малыша и ни в коем случае не пренебрегайте своевременными осмотрами у врача.

По мнению ученых именно появление комплекса оживление является верхней границей периода новорожденности, после которого начинается индивидуальное психическое развитие, происходящее, прежде всего, в рамках общения с взрослыми.


Все мы не раз слышали о комплексе оживления младенцев, и вроде бы знаем, что это такое и как он проявляется. Но вопросы и непонимания все-таки терзают родительскую душу.

Давайте разбираться детально. Начнем с того какие характеристики входят в интересующий нас комплекс.

  • младенец замирает в 1ые секунды общения;
  • младенец зрительно сосредотачивается – как бы «рассматривает», взгляд направлен на лицо «собеседника», он долог и пристален, наибольшее внимание уделяется глазам;
  • улыбка (уже) – показатель радости;
  • оживленные движения – ручки тянуться, головка двигается, ножки вскидываются, спинка выгибается;
  • все вышеперечисленные действия сопровождаются вокализацией, т.е. голосовыми реакциями, вас привлекают возгласами и гулением.

Комплекс на то и комплекс, все данные реакции должны происходить совокупно.

Когда же развивается комплекс?

Период формирования комплекса оживления начинается к концу первого месяца. Вы скажите, что реакции оживления были и раньше. Да, малыш реагировал на любые раздражители. Но только сейчас его реакции комплексны.

Важно установить с малышом разумный контакт глаз. Ребенок в данном возрасте осознанно смотрит в глаза.

Малыш пока еще не умеет отличать лица знакомых от незнакомцев (обладание этим умением придет только к середине 1ого годика). Позже ребеночек будет насторожен при виде неизвестных людей.

В период четырех месяцев комплекс оживления модифицируется в другие формы реагирования, более сложные, они основаны на каждой отдельно взятой.

В чем же смысл комплекса оживления младенца?

С помощью данного комплекса малыш постепенно становится начинателем и побудителем общения! Малыш может заранее «сказать» родителю о своих желаниях и нуждах. Малыш постепенно попадает в среду общения, которая необходима для стимуляции развития психических функций.

Хочу отметить, как только малыш становится инициатором, позвольте ему им быть! Есть тревожные и невротичные родители, которые готовы чуть ли не спать у детской кроватке, они угадывают все желания малыша, даже если тот и не успел о них заявить. Малыш понимает, что его потребности удовлетворяются, даже не надо стараться и просить об этом.

В будущем могут появиться проблемы в инициативностью в целом. Но я не говорю, что стоит забросить малыша полностью. Запомните, не впадайте в крайности, будьте разумны, подходите ко всему с умом. Все нужды и желания малыша следует удовлетворять в нужное время и в нужном объеме. Но не предугадывайте их!

Обратите внимание! Если перечисленные реакции не появляются в нужное время – это, может быть, тревожный колокольчик. К примеру, если реакции комплекса не появляются до десятой недели, это может свидетельствовать о ЗПР или аутизме. Своевременно обращайтесь к врачу.

Комплекс оживления является той пограничной зоной, после которой заканчивается этап новорожденности, и начинается период развития психических функций малыша.

Данное развитие, как я отмечала ранее, строится с помощью взаимодействия и общения с взрослым.

Как мы уже определили, комплекс оживления – это способ коммуникации с взрослым миром. Данное общение, естественно, зависит от ситуации. К примеру, если взрослый не обращает внимания на малыша, тот в свою очередь, чтобы привлечь взрослого использует комплекс оживления, машет ручками, «приманивая» взрослого к себе. Или же наоборот, взрослый активен с малышом, как следствие комплекс не такой оживленный, как в первой ситуации.

Кульминация комплекса оживления!

Самый большой прилив счастья приходится на возраст трех – четырех месяцев. Только малыш услышит голос мамы, как активно начинает издавать разные звуки, двигаться, улыбаться. Обратите внимание на рекламы с детками, чаще всего мы видим именно малышей в таком возрасте. Малыш всегда весел, улыбчив и производит волшебные впечатления.

На данном этапе активно укрепляется связь малыш – родители. Некоторые родители говорят о том, что именно в данный период они испытали самое сильное чувство любви к своему чаду.

Есть ли улыбки после комплекса оживления?

Данный период совсем недолгий. Развитие требует более сложных форм реакции, и на смену данному комплексу приходят другие формы поведения. Данная смена происходит в возрасте четырех – пяти месяцев. Теперь маленький знает, что позвать родителя можно, не только при помощи плача, но и при помощи других звуков. Улыбка становится звонким смехом. Движениями он начинает управлять. Осознанно изучает свое маленькое тельце и мир вокруг него. В этот период малыш радуется не только маме – папе, но и другим близким людям. Также его радость вызывают игрушки!

Дорогие родители, обратите ваше внимание!

Случается, что комплекс проявляется с опозданием или же вообще не появляется. Это сигналы! Отреагируйте их, пожалуйста.

Если маленький не активничает в пять недель, не имеет фокуса на лице, не имеет реакции на голос, нет вздрагивания при резком и громком звуке, вероятно, что малыш имеет проблемы с развитием слухового и зрительного анализаторов.

Если маленький в четыре месяца реагирует на взрослого только в том случае, когда он наклонился к ребеночку почти впритык, или, увидев издали не активничает, то, возможно, он имеет проблемы с психомоторикой. Обратитесь к специалисту.

Задача для вас, дорогие мамы и папы, делайте так, чтобы максимально часто вызывать у малыша реакции оживления, всегда говорите с ним, проявляя любовь и заботу!

Растите большими и здоровыми.

Другая информация по теме


  • Как стать самостоятельным, когда ты еще совсем маленький?

Очень часто молодые неопытные мамочки у своего педиатра спрашивают, нормально ли развивается их ребёнок. Физиологические параметры специалисту будет несложно оценить, ведь для этого существуют определённые показатели и нормы.

С первого дня жизни малыш проявляет разнообразные двигательные реакции. В начальный период такая реакция может вызываться всеми внешними предметами, но с течением времени малыш её начинает направлять на определённый предмет, который появился в его поле зрения. Именно тогда начинает формироваться комплекс оживления у ребёнка.

Что входит в комплекс оживления

В психологии существует несколько толкований понятия «комплекс оживления». Но основным из них является следующее: комплекс оживления - это двигательно-эмоциональная реакция ребёнка на появление взрослого человека.

Комплекс оживления включает в себя:

  1. Реакции голосовые (вокализация) - младенец к себе привлекает внимание протяжным гулением или короткими громкими вскриками.
  2. Оживлённые движения - ребёнок навстречу взрослому выгибает спинку, двигает головкой, тянет ручки, закидывает ножки и прочее.
  3. Радость младенца начинает выражаться улыбкой.
  4. Сосредоточение зрительное - младенец на протяжении длительного периода пристально рассматривает взрослого, уделив особое внимание его глазам.
  5. В первые секунды контакта ребёнок замирает.

Эти показатели являются основными составляющими, которые все вместе должны проявляться. Именно из-за этого совокупность этих реакций и зовётся комплексом.

В каком возрасте формируется комплекс оживления

В психологии сказано, что при рождении младенец испытывает огромный стресс . Связано это с тем, что окружающая среда, в которую он попал имеет огромное отличие от той, в которой он находился до рождения. Именно сейчас ему всё кажется опасным и новым.

Примерно через 14 дней после рождения младенец начинает осваиваться и привыкать, интересоваться вещами, которые его окружают и фокусировать на них свой взор, узнавать родные голоса, чувствовать безопасность, когда рядом находятся близкие люди.

К концу первого месяца после рождения малыша начинает формироваться комплекс оживления у ребёнка . Именно в этом возрасте реакции начинают проявляться комплексно, а взгляд на предметы и людей становится более осознанным. Важным новообразованием в этом возрасте является установление с малышом зрительного осмысленного контакта. Сознательно он ещё не способен отличать лица родителей от прочих лиц. Это он сможет делать только в возрасте 6 месяцев. После этого времени ребёнок всем подряд перестанет улыбаться и будет более настороженным к незнакомым ему людям. Но именно сейчас он сознательно начинает смотреть в глаза.

В возрасте 2,5 - 3 месяца малыш абсолютно счастлив, он постоянно улыбается, активен и показывает всем своим видом, что желает узнать как можно больше нового.

Постепенно комплекс оживления преобразуется в более сложные поведенческие формы, которые основываются в отдельности на каждой реакции. Примерно это происходит в возрасте 4 месяцев .

Когда наступает период максимальной активности

Комплекс оживления - это именно тот период, когда максимальным должно быть общение с малышом. Очень важно все свои действия сопровождать речью. В психологии сказано, что именно мамина речевая активность влияет на ребёнка: он будет постоянно одиноким и замкнутым или же станет центром компании.

Если рядом с малышом постоянно молчать , то это чревато ночными кошмарами, дефектами речи и задержкой развития. Главное, не переусердствовать с общением. Малышу требуется отдых. В норме комплекс оживления малыша длится до 4 месяцев. После достижения этого возраста реакция малыша меняется, более осмысленным становится поведение, появляются осознанные эмоции и перемены настроения.

Что должен уметь делать ребёнок после 4 месяцев

Очень важно, чтобы кроме развития физического, у ребёнка были следующий ряд навыков:

  1. Умение без помощи взрослого самостоятельно переворачиваться.
  2. Держать головку лёжа на животике.
  3. При помощи взрослого садиться и в таком положении держать головку.
  4. Когда малыша держат подмышки, он должен кончиками пальчиков на ногах отталкиваться от твёрдой поверхности.
  5. Сознательно захватывать предметы и, раскрывая ладошки, похлопывать по ним.
  6. Целенаправленно вместо соски засовывать себе в ротик пальцы или при грудном вскармливании помогать себе ручками.

Чем ребёнок старше, тем меньше заметны его проявления комплекса оживления. Но некоторые реакции становятся более значимыми и осознанными.

Что ребёнок должен уметь

Есть некоторые навыки, которыми должен владеть каждый ребёнок в определённый период развития. К таким навыкам относятся:

Родителям, которые воспитывают первенца, необходимо знать, что комплекс оживления - это явление обязательное, которое у каждого ребёнка должно проявляться. Если же тех реакций, которые были перечислены выше, у малыша не наблюдается, то незамедлительно нужно показать ребёнка специалисту.

Почему важна взаимосвязь родителей и детей

Новорождённый постоянно должен взаимодействовать с людьми, которые ему помогают развиваться психологически. Примерно до 6 месяцев взрослый и малыш взаимодействует на эмоциональной основе с помощью разнообразных реакций.

Общение эмоциональное происходит с помощью разнообразных движений, соответствующих определённой эмоции, при этом применяются интонации голоса, позы и мимика. Когда малыш достиг возраста 6 – 8 месяцев, приходит следующий этап общения ребёнка с внешним миром и родителями, а также людьми, которые его окружают. Этот этап зовётся ситуативно - деловой. В этот период вместе с эмоциональными проявлениями появляется взаимодействие с окружающими предметами.

Из-за активного взаимодействия со взрослым человеком на первом этапе своей маленькой жизни ребёнок развивается психологически и переходит на новый уровень своего формирования. Общение систематическое помогает стимулировать сферу ребёнка эмоциональную: так он скорее познаёт окружающий его мир.

Общаться кроха с родителями должен с первого дня жизни . Это общение наиболее продуктивно, пока у малыша не развились формы восприятия предметного.

Со временем малыш начинает проявлять интерес к предметам, которые его окружают: он для себя открывает их новые свойства и более активно действует. Но делать это ему самостоятельно сложно, именно по этой причине взрослый обязан помочь познать ребёнку мир, который его окружает. Только так малыш будет развиваться правильно и быстро. В этот период жизни создаются предпосылки для нормального развития и формирования младенческой психики и психологии.

Что происходит после комплекса оживления

Комплекс оживления занимает небольшую часть жизни ребёнка. Заканчивается он примерно в 4 месяца . Именно сейчас между родителями и малышом закрепляется надёжная связь. В этот период дети очень активные: они много двигаются и улыбаются. В этот период общение ребёнка со взрослым человеком способствует правильному развитию и формированию у ребёнка слуха, речи и памяти.

Очень быстро малютка развивается и очень скоро начинает понимать, что маму можно позвать звуками, а не только плачем. Он не только улыбается, но и начинает громко смеяться, движения его становятся более осознанными, а не хаотичными.

Бывают ситуации, когда период комплекса оживления затягивается . В таких случаях мама должна обращать особое внимание на особенности в развитии своего чада. Это может быть признаком недостаточного количества внимания с родительской стороны или же неполноценного развития. Для установления причины стоит показать малыша специалисту.

Если малыш достиг возраста в 5 недель, но нет никакой реакции на появление родителей, вздрагивания при громком шуме, это может быть признаком патологии в формировании зрения и слуха. Если малышу 4 месяца, но на маму он реагирует, только когда она находится рядом, это указывает на нарушение психомоторной функции и проблемы с развитием.

  • 14. Общая характеристика памяти. Рациональные способы запоминания.
  • 15. Общая характеристика мышления.
  • 16. Общая характеристика внимания. Виды и свойства внимания.
  • 17.Методы социальной психологии.
  • 18. Общение как обмен информацией. Невербальная коммуникация. Специфика педагогического общения.
  • 20. Общение как познание людей друг друга (соц. Перцепция). Механизмы (проекции, стереотипы) и эффекты межличностного восприятия.
  • 21. Проблема групп в социальной психологии. Классификация групп.
  • 22. Определение малой группы и ее границы. Основные направления исследований малых групп. Типы малых групп.
  • 23. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства: классические и современные представления.
  • 24. Общая характеристика больших социальных групп.
  • 25.Стадии и уровни развития малой группы.
  • 28. Методы исследования возрастной педагогической психологии.
  • 29. Социально-историческая природа детства.
  • 30. Основные подходы к объяснению психического развития в возрастной психологии (биологизаторские и социологизаторские концепции психического развития человека).
  • 32. Понятие сензитивного периода в развитии психики. Особенности сензитивных периодов на различных этапов развития.
  • 33. Основные подходы к построению периодизаций психического развития в психологии.
  • 1. Понятие возраста в психологии
  • 2. Основные группы периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии
  • 2) Стадии развития интеллекта по ж. Пиаже.
  • 1) Э. Эриксон. Периодизация личностного развития:
  • 3. Периодизация л.С. Выготского и д.Б. Эльконина
  • 1) В.И. Слободчиков
  • 34. Периодизации психического развития л.С.Выготского, д.Б.Эльконина. Понятие и виды ведущей деятельности.
  • 35. Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка.
  • 36. Особенности психологического развития в младенчестве и раннем детстве.
  • 37. Кризис 3-х лет.
  • 38. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Формирование личности в дошкольном возрасте.
  • 39. Кризис 7 лет. Психологическая готовность к школьному обучению.
  • 40. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
  • 41. Подростковый кризис.
  • 42. Особенности формирования личности в подростковом возрасте.
  • 43. Личностное и профессиональное самоопределение в ранней юности. Становление мировоззрения.
  • 44. Кризис юности (17-21).
  • 45. Этапы исторического развития педагогической психологии. Характеристика общедидактического этапа.
  • 60. Подходы зарубежных и отечественных ученых к профессиональному самоопределению (д. Сьюпер, э. Гинзберг, Дж. Холланд).
  • 35. Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка.

    Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под знаком этой травмы.

    Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы с новорожденным существом не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было погибнуть. Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума, обеспечивает питанием и т. д.

    Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни единой сложившейся формы поведения. В ходе антропогенеза практически исчезли какие бы то ни было инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом и заключается биологическая сущность беспомощности.

    Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция отсутствует. Правда, у ребенка есть врожденные рефлексы (хватательный, рефлекс Робинсона и др.). Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения. Они должны отмереть, для того чтобы сформировался акт хватания или ходьба.

    Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности.

    Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, – человеческое лицо. Может быть, это происходит потому, что это раздражитель, который чаще всего находится с ребенком в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей.

    Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений.

    Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца кризиса новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

    Причины кризиса новорожденности:

    Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

    Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

    36. Особенности психологического развития в младенчестве и раннем детстве.

    Ранний возраст - период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

    Ведущей деятельностью является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам - например, ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.

    Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом, дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать.

    Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии - целенаправленных проб - ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.

    На второй стадии - подстерегания - дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его.

    На третьей стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им.

    Четвертая стадия - объективной регуляции.На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять. Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа.

    При диагностике развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного действия является исторически закрепленным за данным предметом.. В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследовании их психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в то время как предметные в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

    Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. В первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими. Развитие восприятия определяется тремя параметрами - перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.

    Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу - кукла, машинка, тарелка и т.д. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются.

    Таким образом, развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения, так же как и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия. В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов - вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (например, круглый мяч, зеленая трава и т.д.). Постепенно это качество обобщается и становится обобщенным эталоном - цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают образ мира целостным и постоянным.

    При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном - например, сказав, что яблоко - это неправильный круг. Благодаря тесной связи восприятия и мышления, некоторые тесты, использующиеся для диагностики детей этого возраста, применяются для изучения обоих процессов.В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. мышление предполагает ориентировку в связях и соотношениях между предметами, Эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением или словесным описанием, определяя тем самым и вид мышления - наглядно-действенное, образное, схематическое, словесно-логическое. При этом наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5-5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6-7 лет.И, наконец, словесно-логическое мышление возникает в 5,5-6 лет, становясь ведущим с 7-8 лет, и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

    Таким образом, в раннем возрасте основным (и практически до конца этого возраста единственным) видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Как и в случае с формированием предметных действий, помощь взрослого, который показывает ребенку, на какие параметры ситуации следует обратить внимание, чтобы правильно сориентироваться и правильно решить задачу, необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий образный уровень. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основе образного мышления. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, т.е. нерасчлененность - ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена, прежде всего, на анализ и выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок (может быть также при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные.

    Таким образом, общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить и оптимизировать познавательное развитие детей, недаром М.И. Лисина назвала ведущий вид общения в этот период ситуативно-деловым. Однако общение со взрослым имеет большое значение не только для формирования познавательной сферы, но и для развития личности детей раннего возраста. представление о себе, первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка их стараний могут привести уже в этом возрасте к неуверенности в себе, снижению притязаний на успех в осуществляемой деятельности. Об этом говорил и Э. Эриксон, доказывая, что в этом возрасте у детей формируется чувство самостоятельности, автономности либо, при неблагоприятном направлении развития, чувство зависимости от него. Доминирование одного из двух вариантов связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «я - сам» в отечественной психологии.

    Так, в исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и других психологов подчеркивалось, что к концу раннего детства у детей появляются первые представления о себе как о личности, отличающейся от других самостоятельностью собственных действий. В это же время у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства и агрессии, которые являются симптомами кризиса3 лет. Это один из самых значимых и эмоционально насыщенных кризисов в онтогенезе. Фиксация на негативном этапе этого кризиса, препятствия, которые возникают при формировании самостоятельности, активности детей (высокая степень опеки - гиперопека, авторитарность, высокие требования и критика со стороны взрослых), не только препятствуют нормальному развитию самосознания и самооценки детей, но и приводят к тому, что негативизм, упрямство, агрессия, так же как и тревога, отгороженность становятся устойчивыми свойствами личности. Эти качества, естественно, влияют на все виды деятельности детей - и на их общение с окружающими, и на их учебу и могут привести к серьезным отклонениям в младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте.

    Важной характеристикой этого возрастного этапа является лабильность эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся в это время чувства, отражающие отношения к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены при изменении ситуации. Фиксация на запрете при появлении другого положительного стимула, отсутствие положительной эмоциональной реакции на новую игрушку и иные показатели ригидности эмоций, так же как и фиксация на отрицательных эмоциях, являются серьезными показателями (свидетельствами) отклонения не только в развитии эмоциональной сферы, но и в общем психическом развитии в этом возрасте.


    Кризис новорожденности – это промежуточный этап между внутриутробным и внеутробным образом жизни ребенка. Новорожденный настолько беспомощен, что не окажись рядом взрослого человека, он бы погиб уже через несколько часов после рождения. Вот и получается, что в момент родов и сразу после него человек нуждается в обществе.

    Матрица Грофа

    По мнению психоаналитиков, рождение – это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что оказывает влияние на всю последующую жизнь. Станислаф Гроф, например, утверждал, что те или иные свойства личности, черты характера, особенности поведения и наши последующие психологические проблемы находятся в прямой зависимости от процесса рождения. Он выделил несколько стадий родов – 4 базовые перинатальные матрицы:

    • схватки (матрица 1);
    • прохождение по родовым путям (матрица 2);
    • собственно роды (матрица 3);
    • первичный контакт с матерью (матрица 4).

    На основании того, с какими проблемами пришлось столкнуться малышу на той или иной стадии рождения, или, напротив, насколько успешно они были пройдены, и строится в дальнейшем личность взрослого человека.

    Для решения «взрослых» проблем Гроф с помощью специально разработанного им метода холотропного дыхания (специальная дыхательная техника, чем-то напоминающая гипервентиляцию легких) вводил своих пациентов в состояние, схожее с трансом, и заставлял переживать травму рождения снова и снова – до тех пор, пока все четыре стадии не были успешно пройдены.

    Любая беременная женщина настраивается на то, что в скором времени ей предстоит как следует поработать. Будущие мамочки тщательно готовятся к этому ответственному мероприятию: слушают душераздирающие рассказы подружек, до мельчайших подробностей изучают физиологию родовой деятельности, разучивают техники дыхания, осваивают приемы релаксации, запоминают облегчающие схватки позы… словом, хотят быть во всеоружии.

    Но вот наступает долгожданный момент, и вся подготовительная работа летит в тартарары; лишь изредка, в моменты просветления, в памяти то и дело вспыхивают сумбурные обрывки полученных знаний и умений, которые могут оказать значительную помощь роженице или, как минимум, придать ей уверенности в собственных силах.

    С одной стороны, все идет своим чередом – независимо от нас, и в то же время наши действия играют огромную роль в благополучном завершении родов. Суть в том, насколько мы сработаемся с малышом.

    Глазами ребенка

    Давайте попробуем взглянуть на ситуацию с другой стороны – со стороны маленького, на первый взгляд абсолютно беспомощного существа, вашей частички, вашего ребенка. 9 долгих месяцев он пребывал в довольно специфичном, но, без сомнения, весьма уютном местечке – вашей матке. Жил себе там тихонько, спал, кушал, и по большому счету ни на что особо не жаловался, ну разве что иногда.

    Но вот человечек стал совсем большим, и комфорта явно поубавилось – уж очень тесно, негде развернуться! А через какое-то время стало совсем невмоготу: вздохнуть – проблема! Малыш забеспокоился – что же это такое делается? От волнения и досады начал толкаться ручками и ножками. И тут происходит из ряда вон выходящее – некогда такой удобный и милый домик начинает сжиматься и в буквальном смысле выживать кроху.

    Возмутительно! Вопиющая несправедливость, с которой так или иначе (кто-то быстрее, кто-то медленнее) смиряются все. Ребенок понимает: надо «делать ноги». А выход один – этот безнадежно узкий жуткий темный тоннель…

    И малышу ничего не остается, как отправиться в опасный и, пожалуй, самый сложный в его жизни путь. Крохе больно, темно, душно и страшно. А после всех этих, прямо скажем, малоприятных ощущений маленького человечка ожидает самое главное потрясение и разочарование. Представьте, что вы вдруг оказались голышом на жутком сквозняке, пронзительный свет слепит ваши глаза, вокруг стоит оглушительный грохот и шум, над вами склонились огромные существа, с интересом изучающие вас и разговаривающие на совершенно чужом языке, вдобавок ко всему вы понимаете, что не можете дышать как прежде…

    На самом деле, мы никогда не узнаем, что чувствует и переживает младенец, приходя в этот мир. Ясно одно: психика крохи разительно отличается от психики взрослого человека, она пока еще очень примитивна и лишь начинает свое формирование. И это обстоятельство во многом помогает ребенку пережить сильнейшее потрясение от появления на свет.

    Все новые впечатления сначала выступают для младенца как бы в виде комплекса, без отрыва от ситуации. Исследователи склонны думать, что в первый месяц для ребенка не существует ни кого-то, ни чего-то, все внешние раздражители младенец переживает как единое состояние. Однако то, что физическая оболочка малыша получает сильнейший удар, сомнений не вызывает.

    Многие родители находят в выписном листе из роддома неприятные записи типа «синдром угнетения в первые сутки», «тремор конечностей» и, наконец, настоящий бич современности – перинатальная энцефалопатия (ПЭП). А тот факт, что в первые несколько дней после появления на свет новорожденный заметно теряет в весе? От хорошей жизни не похудеешь…

    Спасительные рефлексы

    На помощь малышу приходит набор врожденных безусловных рефлексов. Рефлексами смелый маленький человечек словно цепляется за жизнь, старается удержаться. Но при этом он продолжает быть абсолютно беспомощным, и лишь благодаря заботе взрослых способен выжить.

    Таким образом, детеныш человека оказывается максимально социализированным существом, нуждающимся в обществе как никто другой. При этом, как ни парадоксально, у него нет ни единого вразумительного средства взаимодействия с этим обществом, за исключением крика. Потом, как будто в благодарность за заботу, ребенок овладевает речью, а сейчас этот маленький сжатый комочек без конца тревожит мамино сердце, и плачет, плачет, плачет…

    Мы бьемся изо всех сил, не жалея себя, пытаемся понять нашего маленького инопланетянина, стараемся сделать его приход в наш мир чуть-чуть радостнее. И из всей этой суеты постепенно вырастает огромная и бесконечная любовь.

    Знайте меру!

    Появление в семье ребенка – ни с чем не сравнимое счастье. Хочется часами смотреть на это чудо, радовать и развлекать его. Мамочка еще не успела прийти в себя, а ей уже со всех концов света летят sms-ки и звонки с поздравлениями и пожеланиями. Новоиспеченные бабушки, дедушки, тетушки и дядюшки торопятся взглянуть на долгожданного потомка, штурмуют послеродовые палаты в часы приема или толпятся под окнами, радостно выкрикивая положенную фамилию.

    Все они с нетерпением ждут дня выписки, совершают бесконечные рейды по магазинам, готовя приданное, закупая тонны одежек и погремушек. Между тем, часто бывает, что эти 3-4 дня, проведенные в роддоме, оказываются для мамы и малыша пусть непростыми, но самыми спокойными и оттого такими желанными.

    Скоро, очень скоро мать и дитя закружит вихрь забот и неведомых доселе трудностей, и все кому не лень будут изнурять из бесконечными советами и замечаниями, подчас противоречащими друг другу. Пока же можно молча восхищаться своим «произведением искусства», а при возникновении поводов для беспокойства, обратитесь к врачу.

    Еще несколько лет назад сразу после родов ребенка у матери забирали, относил в детское отделение, и в последующие 5-7 дней встречи мамы и малыша происходили лишь во время кормлений. Сегодня, если роды прошли без осложнений, в большинстве роддомов младенца помещают в одну палату с мамой, что, безусловно, правильно, ведь именно так задумано природой.

    Однако планировались ли при этом бесконечные звонки на мобильный, вспышки цифровых фотоаппаратов и прочие вторжение извне – вопрос спорный. В детском отделении, оторванный от мамы кроха тосковал в окружении себе подобных и с нетерпением ждал обеда, а сегодня, уже с первых часов жизни, хоть и под бочком у мамы, он становится жертвой современных технологий. Только не примите эти слова за агитацию к возврату старых традиций! Просто самое главное, в чем нуждается новорожденный, - это максимальный покой.

    Не секрет, что и сегодня правила роддомов отличаются строгостью и консерватизмом, что на первый взгляд может показаться излишним и даже бессмысленным. На самом деле за этим кроется стремление дать ребенку возможность восстановить хотя бы часть истраченных ресурсов, чтобы скорее адаптироваться к новым непростым условиям существования.

    Надо сказать, что природа и здесь не осталась равнодушной, и «наградила» кроху не таким острым зрением и слухом, как у здорового взрослого человека. Но, несмотря на это, в обязанность каждой молодой мамы входит сознание и поддержание вокруг малыша спокойной доброжелательной обстановки.

    Постарайтесь избегать дополнительных сенсорных стимулов в виде яркого света, громких, резких звуков, а также восторженных и впечатлительных компаний родственников и друзей хотя бы в первые пару дней после родов. Все это наверстается, поверьте! В идеале, ребенку требуется около месяца, чтобы «прийти в чувства». Так что примета о том, что не стоит никому показывать кроху до достижения месячного возраста, имеет вполне научное объяснение.

    Гарантия безопасности

    Принято считать, что новорожденный почти все время спит и не реагирует на внешние раздражители. Это не совсем верно. По сути, младенец находится в непрерывном полусонном состоянии, на границе сна и бодрствования, и как бы дезориентирован в пространстве. Он вроде бы спит, но при этом ощущает, что происходит вокруг.

    Посмотрите, как груднички часами могут лежать на руках у матери, ни на секунду не выпуская изо рта ее грудь. А, просыпаясь, кроха криком дает знать, что он снова не уверен, и ему требуется подтверждение своей защищенности и благополучия. Ну, заодно и подкрепиться не мешало бы! Ученые давно установили, что большинство младенцев прикладываются к груди не только, когда хотят есть, но и когда им грустно, страшно, обидно, одиноко.

    Очень важно, чтобы мама поддерживала хрупкое доверие малыша, пришла на первый же зов: «Да, родной, все хорошо! Ты в безопасности!» Не бойтесь избаловать кроху! Вряд ли ему причинит вред дополнительное кормление (в отличие от взрослых, ребенок никогда не съест больше, чем того требует организм) или сон на руках у мамы.

    Возможно, полдня просидев с сынишкой или дочуркой на руках, вы не успеете приготовить обед, но в данной ситуации не так сложно определиться с системой приоритетов: с момента появления ребенка он чаще других будет занимать первую строку в списке ваших жизненных ценностей.

    Не нужно пугаться и того, что ваше чадо «привыкнет к рукам». «Ручными» становятся дети, которым это действительно нужно. Возможно, они в большей степени подвержены сомнениям относительно надежности и стабильности этого мира и собственной значимости в нем. И ваша материнская обязанность – разрешить эти сомнения.

    Многие исследователи говорят о том, что в этот период жизни закладывается базовое доверие к миру. Сейчас все чувства важны для возникновения первичной эмоциональной и психической связи с матерью.

    Комплекс оживления

    Первый месяц после рождения – один из самых сложных периодов в жизни человека. Поэтому постарайтесь окружить малыша спокойствием во всех его проявлениях. Не стоит с первых же дней обрушивать на кроху лавину новых впечатлений. Не торопитесь обращать внимание ребенка даже на яркие игрушки и мелодичную музыку. Всему свое время.

    Младенец сам сообщит о своей готовности к активному познанию и исследованию мира. Так, способность фокусировать взгляд на предмете вы заметите примерно в 2-3 недели, а в возрасте 3-4 недель появляется сосредоточение на мамин голос. Ребенок все больше и больше обращает внимание на самого близкого ему человека – мать.

    Из реакций сосредоточения на ее лице, в период от 1 до 2 месяцев, у здорового малыша появляется основной феномен кризиса новорожденности – комплекс оживления, одновременно являющийся сигналом того, что кризис подошел к концу, и на смену ему пришел период младенчества, который продлится вплоть до кризиса 1 года.

    Комплексом оживления называют эмоционально-положительную реакцию, которая сопровождается движениями и звуками; это первое проявление потребности в общении. Значение его трудно переоценить, ведь ваш малыш впервые (!) почувствовал себя хорошо! (Специалисты склонны считать, что в период, предшествующий комплексу оживления, младенец испытывает только отрицательные эмоции).

    Комплекс оживления имеет три составляющие. Это бурные двигательные реакции (общее моторное возбуждение); гуление (так называют первые звуки, которые издает малыш); осмысленная улыбка при виде маминого лица. Итак, комплекс оживления – это психический критерий окончания кризиса новорожденности.

    Физиологическим критерием его завершения считается зрительное и слуховое сосредоточение, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Ну а медицинским критерием является достижение ребенком веса, с которым он родился, что свидетельствует о нормальном функционировании всех систем организма.

    Необходимо отметить, что если у малыша были какие-либо неврологические проблемы (а сегодня без них обходятся буквально единицы новорожденных), комплекс оживления может появиться несколько позже.

    Комплекс оживления возникает при появлении матери или иного взрослого, ухаживающего за ребенком. Кроха начинает двигать ручками и ножками, все это сопровождается радостным гулением и милой улыбкой! Вы и раньше могли замечать, как ваше чадо сладко улыбается чему-то во сне, однако только теперь эта улыбка адресована конкретному человеку. Получайте! Вы ее заслужили!



    Загрузка...