paradisemc.ru

Карельская кукла своими руками для детей. Народные куклы обереги. Кукла Карельская рванка - история и значение

Наши предки кукол не покупали — делали игрушки своими руками. Каждую девочку с четырех-пяти лет учили этому мастерству. Куклами до семи лет играли и мальчики, и девочки. Повзрослев, мальчики брались за пилы и топоры, а у девочек куклы оставались на всю жизнь. Когда девушка выходила замуж, считалось абсолютно приличным взять с собой сундук с куклами и привезти его в дом мужа. Этот сундук напоминал женщинам о беззаботном детстве, девичестве, юности и семье.

Куклы делали из ткани, из лыка или из соломы. Фото: Николай Смирнов

Технологии

Народные куклы называют рванками или скрутками — по способу их сборки. Ножницы, иглы и прочие колюще-режущие предметы для изготовления кукол не использовали: им передается часть души человека — колоть и резать куклу нельзя.


Валентина Юргайтите, сотрудница музея «Кижи»:

— К кукле действительно относились как к подобию человека. С чем было связано и бережное к ним отношение. Считали, что если сделать кукле лицо, то кукла может ожить. В нее может вселиться злой дух, кукла заживет своей жизнью и сможет вредить домочадцам. Поэтому куклам на всякий случай лицо не рисовали, остерегались ее силы, тем самым признавая, что сила эта есть.


Безликая кукла развивала воображение у ребенка — он сам мог додумать, какая она по характеру. Кукол чаще всего делали из старой, впитавшей положительную энергию материнской одежды. И только для праздничных кукол использовали дорогие покупные ткани.
Отжившую свой век куклу не выкидывали, а разбирали. Это символизировало обратимость жизни: как куклу можно легко скрутить, а потом раскрутить, так и мы приходим в этот мир ненадолго, а затем его покидаем, уступая место новым поколениям.

Сакральный смысл

Куклы в древности выполняли много функций-назначений: были игрушками, оберегами или частью обрядов.

Пеленашки. Фото: Николай Смирнов

— первая в жизни ребенка кукла. Мать изготавливала её ещё до рождения малыша. Пеленашку клали в колыбель: считалось, что она согревает люльку и оберегает ребенка от злых сил и сглаза. Пеленашка — двойник новорожденного, и считалось, что злые силы, придя в дом, вселятся в нее, а самого ребенка не тронут.

Когда девочка вырастала, уже на ее свадьбе, на пиру пеленашка лежала на коленях невесты. Она привлекала материнскую силу, девица свыкалась с мыслью, что она сама будущая мать.

Малышок-голышок – единственная народная кукла, которую можно было переодевать. Чем вам не современный пупс? Фото: Николай Смирнов

Когда ребенок немного подрастал, мама делала ему куклу Ведучку :

Куклы не только оберегали ребенка от злых сил или веселили его. Они помогали молодым мамам в уходе за ребенком. Так, голову куклы-бессонницы набивали успокаивающими травами: пустырником, валерианой, мелиссой. Такую куклу давали ребенку и приговаривали: «Бессонница, играй с этой куклой и не играй с моим дитя». Малыш, вдыхая запахи трав, постепенно успокаивался и засыпал. Была и кукла от колик . Ее держали на печке. Давали ее ребенку, если у него заболел живот, и кукла своим теплом успокаивала боль.

У замужней женщины – бездна домашних хлопот. Быть хорошей хозяйкой и все успевать тоже должна была помочь кукла.

Десятиручка. Фото: Николай Смирнов

Десятиручку дарили молодухе – девушке, недавно вышедшей замуж. По легенде, покровительница ремесленников богиня Макошь сжалилась над одной женщиной, которая никак не успевала по хозяйству, и подарила ей еще две руки. Но даже с четырьмя руками хозяйка не все успевала – столько у нее было дел. Макошь подарила ей еще две руки, и так до тех пор, пока у женщины не оказалось целых десять рук. Когда же и это не помогло, Макошь забрала у нее лишние восемь рук и подарила куклу Десятиручку.

Попробуйте найти отличия, где девка, а где баба? Фото: Николай Смирнов

Символом начала взрослой жизни была и — кукла-перевертыш, единая в двух лицах. Она символизирует переход от беззаботной юности ко взрослой жизни умудренной опытом женщины. Девка олицетворяет красоту, это птичка, которая улетит из родительского дома, она беззаботна и весела А баба – хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и о семье. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом и ребенка.

Для несемейных девок тоже имелся ряд кукол, которые помогают устроить личную жизнь и удачно выйти замуж.

Славутница — воплощение красоты и нарядности. Фото: Николай Смирнов

Объединяет в себе все качества завидной невесты. Название ее – от слова «славутность» — женская привлекательность. Ее кукла и помогала обрести девушке. Славутницу делали с особой тщательностью — красивой и ладной. По ней судили и о мастерстве будущей невесты.

Жена — шея. Фото: Николай Смирнов

У куклы на замужество — длинная шея, на которую надевали несколько платков. На каждый из них загадывали пожелания будущему мужу — какой он должен быть. Чем больше требований у невесты, тем длиннее шея куклы. Но злоупотреблять не советовали – бойтесь своих желаний. Кукла без рук, потому что в семье главный работник — муж, он должен быть рукастым. А жена — шея, как в той известной поговорке. Куклу на замужество ставили на окно избы – это был знак сватам, что пора уже приходить.

Кукла-кормилка была распространена у вепсов. Фото: Николай Смирнов

Идеал женской красоты наших предков воплотился в кукле-кормилке . Форма куклы восходит к языческому культу матери-прародительницы, которую всегда изображали с подчеркнуто преувеличенными женскими формами. Конечно же, это символ плодородия, но вместе с тем идеал красоты крестьянской женщины, которая должна быть сильной, крупной и выносливой, пригодной для тяжелой физической работы.

Символом плодородия была и кукла зерновушка. Фото: Николай Смирнов

— одна из главных кукол в доме, оберег на сытость и достаток. Ее делали из мешковины после сбора урожая. Набивали самой лучшей, отборной крупой и бережно хранили до следующего сева. С зерна из куклы начинали новую посевную. На дно куклы иногда могли положить и монетку.

Знакомьтесь: Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. С ударением на последний слог. Фото: Николай Смирнов

Ещё одна кукла — лихоманка. Это оберег в виде 12 фигурок демонов-трясовиц. Они залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете она целует своих жертв, от этих поцелуев человек заболевает. Зовут их в соответствии с муками, которые лихоманки могут причинить.

Оберег вешали на красной нитке над печкой. Считалось, что лихоманка, влетев в дом через трубу, увидит куклу и вселится в нее. Поэтому куклы делали яркими, чтобы лихоманка сразу их заметила. В конце года оберег сжигали, чтобы с пеплом, с дымом болезни из дома ушли.

Крутить лихоманок надо уметь:

Мастер-класс

Некоторые куклы имеют достаточно сложное устройство, и без сноровки с ними не справиться. Однако есть и такие экземпляры, которые просто сделать в домашних условиях.

Например, если вы хотите, чтобы поскорее настали теплые дни, попробуйте сделать мартиничек .

Мартиничек можно повесить на дерево или украсить ими одежду. Фото: Николай Смирнов

Этих куколок использовали в обряде закликания весны. Мартиничек вешали на деревья, они символизировали «зацветание» природы: белая – зима, а красная – весна.

Как сделать пеленашку

В домашних условиях можно сделать и пеленашку. Мастер-класс нам показала сотрудница музея «Кижи» Кристина Салахова.

Для пеленашки нам потребуются:
— длинный и узкий отрез ткани (белый) — для основы куклы;
— кусочек ткани поменьше (голубой) — нижний платочек куклы;
— два одинаковых цветастых квадратных отреза — ими пеленаем;
— нитка белая тонкая и нитка красная потолще.

Ингредиенты для пеленашки. Не забудьте, что иглы и ножницы использовать нельзя! Все рвем руками. Фото: Николай Смирнов

Скручиваем из длинного отреза ткани скруточку. Перевязываем ее красной (обережный цвет) ниткой по центру — в районе пупка будущей куклы. Нитку обязательно разместить крест-накрест, тогда обережности у пеленашки будет больше.

Пеленашка. Шаг первый. Фото: Николай Смирнов

На скруточку аккуратно надеваем нижний платочек. Его перевязываем белой ниткой.

Пеленашка. Шаг 2. Фото: Николай Смирнов

Сверху надеваем на куклу еще один платок, на этот раз цветастый. И снова перевязываем белой ниткой.

Пеленашка. Шаг третий. Фото: Николай Смирнов

Наконец, оборачиваем нашу пеленашку оставшимся куском ткани, перевязываем красной, красивой нитью крест-накрест. Пеленашка готова.

Тематической выставке в музее — 153 куклы из коллекции Татьяны Яшковой. У каждой куклы своя история и свое предназначение.

Лихорадки, они же Лихоманки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод, иногда даже слепыми и безрукими. Слово «лихорадки» происходит от слов «лихо радеть», то есть действовать в чей-нибудь вред, заботиться о ком-нибудь, со злобным намерением, с лихостью; другие общеупотребительные названия: лиходейка, лихоманка («ма-нья» — привидение, «манить» — лгать, обманывать).

У Вилены проводятся занятия по этим куклам, фото слева — из приглашения на занятие по Лихоманкам от Вилены.

По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого. При полете своем она целует избранные жертвы, и от прикосновения ее уст человек немедленно заболевает. Кому обмечет болезнь губы, о том говорят: «Его поцеловала лихоманка. »

Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок злокозненный Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в адские глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун засыпает, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. Например, защитных кукол делать.

В народе существует множество преданий и поверий о лихорадках. Сестры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно. Могут окликивать людей с улицы ночами, кто отзовется во сне – заболеет. Из табуистических соображений зовут их ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тетка, гостьюшка, гостейка и др. Упоминаются случаи, когда людям удавалось погубить или поймать и заточить лихорадку. Наверное поэтому количество демониц в разных местах называется разное. Чаще всего, говорится о том, что числом их 9, 12, 13, хотя есть варианты и по 40, 77.

Согласно мифам уже христианских времен, лихорадок — девять или двенадцать крылатых сестер, дочерей царя Ирода и царицы Жупелы.

Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестер во всем ей послушны. Всем остальным сестрам народ тоже дал имена. Лихорадки в своих названиях описывают те муки, которыми каждая из них терзает больного.

Вот эти названия:

1. Трясся (Трясавица) — от глагола «трясти».

2. Огнея, или Огненная: «Коего человека поймаю (говорит она о себе), тот разгорится, аки пламень в печи», — то есть она производит внутренний жар.

3. Ледея, или Озноба (Знобея, Знобуха): словно лед, знобит род человеческий, и кого она мучит, тот не может и в печи согреться.

4. Гнетея — она ложится у человека на ребра, гнетет его утробу, лишает аппетита и производит рвоту.

5. Грудица или Грынуша — ложится на груди, у сердца, и причиняет хрипоту и харканье.

6. Глухея или Глохня — налегает на голову, ломит ее и закладывает уши, отчего больной глохнет.

7. Ломея, или Костоломка: «Аки сильная буря древо ломит, такоже и она ломает кости и спину».

8. Пухнея — пускает по всему телу отек (опухоль).

9. Желтея, Желтуха — эта желтит человека, «аки цвет в поле».

10. Коркуша, или Корчея — ручные и ножные жилы сводит, то есть корчит.

11. Глядея — не дает спать больному (не позволяет ему сомкнуть очи, откуда объясняется и данное ей имя); вместе с нею приступают к человеку бесы и сводят его с ума.

12. Невея (мертвящая), огнеястра — она всех проклятее, и если вселится в человека — он уже не избегнет смерти. (Это та самая плясавица, то есть Иродиада, ради которой была отрублена глава Иоанна Крестителя)

Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.

Делали их из щепок обмотанных лоскутками (обязательно) из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок куколок сжигали по весне на Сараки или Чистый четверг или на Благовещенье (в разных местах по-разному), освобождая дом от негатива.

Изготавливая лихорадок, часто читали заговор, называя каждую по именам. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом.

Одевали лихорадок покрасившее, поярче, чтобы кукла точно понравилась болезни-демонице.

Если в доме кто-нибудь болел, хозяйка уговаривала куклу освободить человека от болезни, начиная дополнительно украшать ее одежду и делать подношения. Когда добрые уговоры не помогали, хозяйка могла начинать бранить ее, обещая выставить на улицу, где холодно и голодно, или пугать, что бросит в печь.

Они отличаются: зимние на палочках , их делают пальцевого размера (Кумоха средний, остальные безымянный), и живут они кучкой, а весенние лихоманки — тряпочные и в рядок на ниточке вертятся.

МК по зимним Лихоманкам смотрите в следующей статье.

По сути это тринадцать куколок-скруток: двенадцать в ширину ладони высотой и одна вдвое большая — Кумоха.

Для основы используют только «мертвое» дерево – щепки, сучки от полена, давно сломанные с дерева засохшие ветки. Длина палочек – высота будущей куклы.

От белой ткани отрывают длинную полоску такой же ширины, как заматываемая палочка. Далее, палочку заворачивают-закручивают в лоскут, так же как сматывают бинт.

Закрутка может быть заготовкой и для других видов кукол. Традиционно закрутку делают «на колене». На колени вдоль ноги раскладывается полоска ткани, на полоску кладут палочку, катят палочку по ткани ладошкой, наматывая на палочку ткань. Уже смотанную закрутку можно катать ладонью по колену пока она не загладится, уплотнится и не прекратит раскручиваться.

Закрутку перевязывают ниткой в двух местах. Первый раз посередине (как пояс) и другой раз в 2/3 от верхней половины (отделяется голова). Получается заготовка куклы. У этой куклы нитка никогда не наматывается крест-накрест. Ведь крест служит оберегом от злых демонов, а функция куклы-лихорадки отвлекающая и замещающая, она наоборот должна быть для них привлекательна.

Далее одеваем куклу: Повязать платок. Затем, платье — обмотать 2/3 туловища кусочком цветной ткани. Приложить передник. Перевязать-закрепить платье и передник пояском. Лихорадка готова. (Возможен вариант оформления кукол, когда платок одевается последним, уже поверх платья).

Мои лихоманки в процессе изготовления.

Мои Лихоманки — вместе с Кумохой.

Снова мои Лихоманки — вид сзади.

Перед родами женщина изготавливала 13 маленьких кукол для защиты своего ребенка и вешала их у трубы в избе. Если ребенок заболевал, мать «договаривалась» с одной из кукол о помощи в выздоровлении. В случае, если кукла не поможет, женщина обещала выставить ее из дома на улицу.

Помните, правильно сделанная кукла должна уметь стоять без опоры.

Размещают Лихорадок возле трубы или вытяжки. Большая лихорадка при этом располагается посередине. Их можно поставить на полку или, связав красным шнуром, повесить на стену.

Мастер-класс по изготовлению традиционной обрядовой куклы «Капустка»

Автор: Васюкова Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества», п. Куеда Пермского края
Мастер-класс рассчитан на обучающихся 10-16 лет
Цель мастер-класса: Изготовление подарка к празднику Великой Пасхи.
Задачи:
- ознакомиться с историей возникновения традиционной народной куклы,
- освоить технологию изготовления обрядовой куклы Капустка,
- воспитывать интерес старинным обычаям, обрядам.
На пасху принято дарить подарки. В этот день дарят крашенные яйца, куличи, а я предлагаю подарить народную традиционную куклу, сделанную с душой своими руками.
Народная кукла учит добру, отражает мудрость народа, его идеалы и ценности. Она говорит на универсальном языке, который понятен всем людям, независимо от возраста, национальности, социального положения религиозных и идеологических воззрений.
Традиционная обрядовая кукла в свое время утратила свою значимость, а сегодня кукла переживает свое второе рождение. Народной куклой я занимаюсь в течении трех лет, наше объединение занималось организацией мастер-классов по народной кукле, занимались исследовательской деятельностью по изучению особенностей изготовления народной традиционной куклы в Пермском крае.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Куклы многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, украшению. Произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца – природы.
Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца. Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др.
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
В древности славянские тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времён женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали.
Безликость - очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой.
Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.
В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.
Тех, кого я заинтересовала магией народной традиционной куклой, предлагаю принять участие в мастер-классе изготовления обрядовой куклы Капустка.


Капустка - (Вепсская) – это обрядовая кукла, воплощающая образы женского плодородия и зрелости.
Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Капустка являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.
Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".
Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе.
Способствует обретению женской силы и семейного счастья.
Для работы нам понадобится:
лоскут белой х\б ткани 20х20 см
3 лоскута цветастой х\б ткани 20х20 см
лоскут ткани для косынки
лоскут ткани для фартука
синтепон
х\б нитки красного цвета (сам по себе красный цвет несет в себе обережную силу)


Шаг 1. Изготовление головы куклы. В середину белого лосута вкладываем кусочек синтепона, формируем головку и сматываем нитью, делаем закреп. Заготовке придаем форму туловища, сложив ее по диагонали. Углы, находящиеся по сторонам заготовки- это ручки, углы, смыкающиеся снизу – туловище.


Шаг 2. Оформляем ручки. Сложить уголки ткани вовнутрь, сделать обмотку, закрепить.


Шаг 3. Подготовка груди. Берем два цветастых лоскута, и также, как делали головку куклы, готовим две груди.


Шаг 4. Соединить детали груди с куклой,

Также примотав нитью.
Шаг 5. Готовим заднюю часть сарафана.
Сложить третий цветастый лоскут дважды по диагонали.


Шаг 6. Соединяем деталь сарафана сзади, приложив ее к линии груди вниз уголком, сматываем.


Опускаем юбку вниз, вот что получилось.


Наша Капустка приобретает формы, пора и фартук надеть.


Шаг 7. Приложить лоскутик фартука на лицо куклы лицевой стороной вниз, примотать нитью сделать закреп, нить можно оторвать.


Шаг 8. Одеваем кукле косынку, сводим концы косынки перекрестив на шее, и выводим назад. Сзади завязываем на один узелок. В общем надеваем его также, как любят одевать бабушки.


Вот такая красота получилась!

У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.

Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Не особенно хитра лыкова наука,
В деревенском житие для семьи - порука.
Урожай, уход зимы, в свадебной кадрили
Неприменно куклы те дареными были.

Хлопок, лён, шелка, пенька. Без печали в сердце,
С миром на душе, тогда, бралися за дельце
Эту куклу создавать. Да оно не трудно:
Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.

Полотно в рулон свернув - тулово готово.
Голову узлом стянув, рученьки холщовы.
Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.
Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.

Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха. (Эльза Попова)


Пусть Капустка оберегает ваш дом, дарит вам свою любовь, заботу, удачу! Желаю вам всего хорошего!

Елена Антипина
Карельская кукла

История Карельской куклы – Антипина Елена Альбертовна

Карелия богата своей историей, сказками, былинами, памятниками деревянного зодчества. Здесь издавна жили умелые мастера. Многими ремеслами издавна владели жители Карелии . Некоторые из этих ремесел, будучи распространенных повсеместно, являлись исключительно домашними. К ним относились ткачество, плетение из бересты, ивовой лозы, щепы, витье веревок, вязание сетей, вышивка, изготовление деревянной посуды и тряпичной куклы . Секреты любого ремесла передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери.

Меня заинтересовало изготовление тряпичной куклы . И не только потому, что кукла – это игрушка , но и потому, что кукла могла быть оберегом не только для определенного человека, но и для всей семьи, и даже дома. Кукол люди делали с древних времен. В куклы играют до сих пор все дети мира. Игры с куклой во все времена формировали в девочке будущую мать, хранительницу очага, мастерицу. Куклу девочки получали в подарок или делали своими руками, когда становились постарше.

Куклу наряжали , но лицо не рисовали – оставляли белый лоскут. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для обладателя. Большая часть народных кукол изготавливалась самыми простыми способами : скатыванием, скручиванием, вложением одной детали в другую. Самыми распространенными были куклы-закрутки , их могли делать без применения иглы, но были и сшитые. Можно было обойтись и без ножниц : ткань рвалась, поэтому в народе такие куклы называли «рваными»

1. «Берегиня»

Оберегала дом и хозяев. Если в семье случались какие – либо неприятности, то куклу нужно 3 раза перевернуть и сказать : "Отвернись злом, повернись добром". Такую куклу обычно приобретали и изготавливали от сглаза и от дурной порчи.

2. «Кукла – веник »

Изготавливали традиционно для защиты дома и для задабривания домового. В качестве оберега изготавливали веник. Его вешали на видном месте у входа. Если оберег размещался снаружи дома, то его вешали ручкой вниз, так веничек мог отгонять нечисть от дома. Внутри же дома оберег вешали только ручкой вверх. Веник-оберег обычно украшался специальным образом. Чем красивее и аккуратнее он был, тем большей силой обладал. Если в доме случались серьезные неприятности, веник-оберег меняли на новый, считая, что он вобрал в себя весь негатив.

3. "Крупеничка"

(другие названия "Зернушка", "Зерновушка", "Горошинка") это оберег на сытость и достаток в семье.

Традиционно куклу наполняли гречишным зерном. Крупеничка главная кукла в семье . Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым, и в семье будет достаток.

Значения круп в Зерновушке :

гречиха сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

рис самое дорогое зерно, на праздник

перловка на сытость

овес на силу.

4. «Стригушка» делалась в честь богатого урожая. Она изготавливалась из лыка, соломы, травы, льна. Её одевали или украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы , сделанные из первого снопа, считались священными. После сбора урожая украшенный сноп носили по деревне. Из него пекли первый хлеб. Самой работящей и проворной девушке предоставлялось право изготовления первых стригушек, остававшихся в красном углу избы до следующего года. Обряд их изготовления сопровождался песнями. Стригушки могли быть и игровыми куклами , их же ставили между окон. Её так же использовали в лечебных целях – если заболевали дети в семье – в такую куклу вплетали лечебные травы.

5. «Пеленашка»

Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленутую куклу – считалось что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

Для новорожденных матерью делалась кукла младенчик-пеленашка . Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т. п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.

6. «Десятиручка»

А вот в хозяйстве помогали кукла Десятиручка . Её специально ставили на видное место. Она помогала в ежедневной работе, поддержании порядка в доме. Её делали из соломы и лыка и красиво украшали.

7. «Берестушка»

Народная тряпичная кукла Берестушка считалась самой распространенной в Карелии . Она изготавливалась из бересты свернутой в трубочку, а платье делалось из тряпочек. Внутрь Берестушки вкладывали записку с заговором или молитвой, или же просто написали желание на бересте. Обычно такую куколку ребенку дарила бабушка, поэтому еще она называется Бабушкина кукла – считалось – что это самый мощный оберег.

Наряд у Берестушки изготавливали любой : сарафан или юбочка, повязка на голову или платок, неизменно оставалась только основа куклы – трубочка свернутая из бересты.

8. «Рванка»

Карельская рванка – северная народная тряпичная кукла . Нашли этнографы такую куклу в деревне Киндасово . Рванка – это карельский и архангельский вариант «куклы-кормилки » . Как и любая «кормилка» , она символизировала достаток и плодородие. Делали ее или дарили с мыслями и пожеланиями благополучия в семье, здоровья всем домочадцам и достатка в доме. Но есть у карельской рванки свои особенности. Ее костюм отражал детали одежды жителей южной Карелии . У этой тряпичной куклы есть жилет – традиционно красных тонов – а юбочка и фартук повязываются под углом. Как и большинство народных тряпичных кукол Карельская рванка делалась без помощи иглы и ножниц. Это слышно даже и в названии – материал разрывали, потому и рванка.

Все живущие на Земле люди родом из детства. Конечно же, этот период жизни у каждого отдельно взятого человека проходит по-разному, однако у большинства из взрослых в то далекое время были куклы . На рынке игрушек сегодня представлено множество кукол на любой вкус и кошелек, однако найти по-настоящему хорошую и уникальную в своем роде куклу - настоящая проблема. А может быть не стоит надеяться на игрушечную индустрию и попробовать сделать необычную игрушку своими руками?

Список использованных источников :

1. http://www.kareliancraft.com/ru/crafts

2. http://www.karakyli.ru/2014/05/09/karelskaya-rvanka/

3. http://www.prekrasana.ru/rusisnachalnaya/536-karel-rvanka

4. http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/3-1-0-1064

5. article/society/83732/15_karelskih_kukl___oberegov_kotoryie_privedut_tebya_k_schastlivoy_jizni

6. http://www.liveinternet.ru/users/amazonka/rubric/2265196/

7. http://www.rukukla.ru/article/coloma/venik.htm

8. http://www.rukukla.ru/article/coloma/ctrigu6ka.htm

9. http://estemine.com/traditsii-poverya/kukly-oberegi-slavyan/

10. http://www.karakyli.ru/2014/07/02/berestushka-kukla/



Загрузка...